Меню Рубрики

С точки зрения античного атомизма атомы

Проблема единства мира и ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм

Атомистическая философия Демокрита, ее развитие Эпикуром. Проблема свободы и необходимости.

Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом («атом» по-гречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие — одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемый только разумом — и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Здесь, как. и раньше, тоже сохраняется противопоставление «знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытии»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

В 5 веке до н. э. возникает новая форма материализма. Среднее между учением о тождестве бытия и небытия, изменчивости Гераклита и отсутствия небытия и движения в элейской шк (Ксенофан- Парменид, Зенон). Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой З.

Основатель А. — Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. простых частиц и пустоты. сформулировал основное положение атомического материализма. «в мире нет ничего кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом. Л утверждал, что «небытие существует нисколько не менее, чем бытие».

Продолжатель А. — Демокрит (460 −370 ггднэ) «смеющийся» «мудрец — мера всех вещей». Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этикт, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб. демократии. Философия Д — это система воззрений мудреца, единственной целью которого является созерцание мира, но ни в коем случае не активное действие. Д различал два рода познания: темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорожденное). Как и у элейцев, первое основано на чувствах, второе — на разуме. Исходное положение а. системы — сущ. атомов и пустоты, образующих своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд по которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнениии от того, что сущ. в действительности. «лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии — горькое, в мнении — теплое, в мнен. — холодное, в м. — цвет, в действительностии же сущ. только атомы и пустота.» Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же — место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, так как атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. Так возникала законом-сьб в движ. атомов — закон тяготения подобного к подобному. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса — запахи Для объяснения реального многообразия действительности Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Все сцепления и расщепления атомов суть проявления необходимости. Если какое-либо явление кажется нам случайным, то только потому, что нам неизвестна его причина. Этот тезис Демокрита был настолько радикален, что его не могли принять даже некоторые позднейшие атомисты, в частности, Эпикур. Последний говорил, что скорее готов признать существование богов, которых можно умилостивить, чем всевластие неумолимой необходимости. А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания — ощущения. От вещей отделяются «видики» — материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чевств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, иэто позн. также м.б. достоверным. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие — разделение труда. Этические воззрения — разумное наслаждение жизнью сос тоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем… Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Допустить существование пустоты атомистов заставили наблюдения над обыденными явлениями: сгущения и разрежения, проницаемость, разница в весе одинаковых по объему тел, движение и т. п.. Пустота — условие всех этих процессов — неподвижна и беспредельна. Она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Бытие — антипод пустоты. Если пустота не имеет плотности, то бытие абсолютно плотно. Если пустота едина, то бытие множественно. Пустота беспредельна и бесформенна, а каждый член бытийного множества определен своей внешней формой. Атом — это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества. Атом обладает и внешними свойствами — прежде всего определенной формой. Атомисты утверждали, что атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными, вогнутыми, выпуклыми и т. п.. Утверждая существование бесконечного числа форм атомов, атомисты полагали, что иначе невозможно объяснить бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг другу. Кроме своих форм, атомы отличаются также порядком и положением. Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) всегда разделяет атомы (бытие). Поэтому не следует «соприкосновение» атомов у Левкиппа и Демокрита понимать буквально, также как сплетение и соударение. Между ними всегда есть пустота, иначе они бы слились. Кроме того, атомы отличаются величиной. Кроме внешней формы, порядка, положения и величины, атом обладает также подвижностью в пустоте. Атомисты полагали, что движение невозможно без пустоты. Сталкиваясь атомы изменяют направление своего движения, при этом оставалось неясным, то ли движение атомов происходит вследствие их столкновения или же столкновение атомов происходит вследствие их свободного передвижения. Атомы Левкиппа и Демокрита совершенно бескачественны, то есть лишены каких бы то ни было чувственных свойств: цвета. запаха, звука и т. п.. Все эти качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Таким образом атомисты первыми стали учить о субъективности чувственных или «вторичных» качеств. Первичные же качества объективны: это форма, величина, движение атомов. Чувственные качества вызываются в субъекте воздействием на него тех или иных форм, тех или иных подвижных частиц, первичных качеств. Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы «складываясь и сплетаясь, рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей — изменением их порядка и положения. Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Человек — то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа — это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе находится большое число мелких, круглых атомов. Вместе с вздохом в тело входит воздух. А с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего воздуха и препятствует выходу души наружу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела. Учение Левкиппа — Демокрита представляло собой огромный шаг вперед в развитии древнегреческого материализма. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было остановлено только на пороге 20 века, когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства.

ЭПИКУР. (341—270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу «Сад Эпикура». Гл. задача ф. — создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваь разраб. теори познания. Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие — единств. критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоричии с данными восприятиями. Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для чел. свободы. В рамках необход. должен быть указан путь к свободе. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов — их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека. Критерий счастья — умеренное удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло — то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., нодля жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания — полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил.

С точки зрения античного атомизма атомы

Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа (ок. 500 – 440 до н.э.) и Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). Концепция древнегреческого атомизма˸ существуют атомы (неделимые) и пустота, в которой атомы движутся и «сцепляясь» друг с другом, образуют вещи. Атомы различаются величинои̌ и тяжестью. Атомы неизменны. Атомам присуще движение, которое они получают при столкновении друг с другом. Мир изменчив. «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости».

Человека Демокрит определял как «животное, от природы способное ко всякому учениюʼʼ. Человеческая душа — это совокупность атомов; необходимое условие жизни дыхание, которое атомизм принимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна˸ выдох означает, что душа стремится покинуть тело и частично из него «вырывается», но при вдохе атомы души возвращаются обратно в тело. Выдох же без вдоха и есть смерть˸ покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе, а никакого «загробного» мира существования души согласно атомизму нет и быть не может.

Читайте также:  Можно ли вернуть глазу зрение если произошло отслоение сетчатки

Философское творчество Демокрита завершает эпоху досократиков.

Досократовский период античной философии — важный этап во всей европейской культуре. Развивается не только абстрактное мышление «само по себе», но и многие науки — физика, астрономия и механика, многие отрасли математики, начало химии, психологии, теории музыки и архитектуры.

Читайте также

Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимали участие мыслители различных эпох античности: «досократик» Левкипп (ок. 500 – 440 гг. [читать подробнее].

Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он призывал не ограничиваться готовыми решениями и привычными. [читать подробнее].

Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа (ок. 500 – 440 до н.э.) и Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). Концепция древнегреческого атомизма: существуют атомы (неделимые) и пустота, в которой атомы движутся и «сцепляясь» друг с другом, образуют. [читать подробнее].

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. Атомизм предполагал существование бесконечного множества, допускалось существование пустоты, в которой происходит движение частиц и. [читать подробнее].

Атомиз был попыткой примирить крайности логоса элеатов с требованиями опыта. В логику атомистов перекочевала большая часть логики элеатов (первый атомист Левкипп был учеником Мелисса). Ясно, что также это было неизбежным и для Эпикура. Понимание природы атома Эпикуром. [читать подробнее].

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛАПифагор, равно как и его последователи, разделял веру в метемпсихоз (переселение душ) и даже якобы знал о своих прошлых воплощениях,. Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой. [читать подробнее].

Первые философы и первая философская школа в истории европейской философии происходят из города Милета, где с конца 7 и 6 в. до н.э. жили и учили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Для этих философов характерно то, что в качестве первоначала, первоосновы для всего они берут. [читать подробнее].

Левкипп происходил из Милета, находился под большим влиянием Парменида и Зенона (расцвет примерно на 440 г. до н.э.). Демокрит – Абдеры во Фракии (расцвет 420). Довольно трудно провести различие между Демокритом и Левкиппом. Они полагали, что всё состоит из атомов, не делимых. [читать подробнее].

Левкипп, Демокрит, Эпикур. Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемыхсвойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым. [читать подробнее].

Возник в 5 в. до н. э. в Древней Греции и связан с именами Левкипш и Демокрита, которые ввели в философский лексикон само понятие «атом». Генезис античного атомизма связан с поставленной в Элейской школе проблемой обоснования множества и движения. Своим учением об атомах. [читать подробнее].

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 471-472

    Скопировать библиографическую ссылку:

    АТОМИ́ЗМ (ато­ми­сти­ка), уче­ние о дис­крет­ных на­ча­лах все­го су­ще­го (греч. τ ὰ ἄ τομα – не­де­ли­мые), ха­рак­тер­ное для раз­ных куль­тур и эпох (ан­тич­ный А., ато­ми­сти­ка вай­ше­ши­ки и ньяя в Ин­дии и т. д.).

    Философия античного атомизма

    Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп. Он сформулировал основное положение атомического материализма, согласно которому все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты. Продолжателем учения Левкиппа был Демокрит Абдебарский (ок. 460 – 379 гг. до н.э.), который стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения, исходной мыслью которого было: “в мире нет ничего кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом”.

    Доказательство существования атомов. Демокрит полагал, что все в мире находится в движении, изменяется и делится на части. Однако, Бытие вечно, что следует из самого этого понятия, а вечное не может быть делимым, так как то, что состоит из частей существует не всегда (если части вместе, оно существует; если же они разъединяются, то его не будет). Итак, делимое не вечно, а все является делимым, значит все не вечно, но Бытие может быть только вечным, следовательно его вообще нет. Но Бытия не может не быть, что следует из самого понятия. Поэтому необходимо предположить, что все делиться не до бесконечности, а до некоего определенного предела, за которым деление невожможно. Этим пределом и являются атомы, разделенные пустотой.

    Атом («томос» – делимое по-гречески, отрицательная частица в греческом – «а», поэтому неделимое – это «атомос», или «атом»)это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества. Атом обладает и внешними свойствами — прежде всего определенной формой. Атомисты утверждали, что атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными, вогнутыми, выпуклыми и т. п.. Утверждая существование бесконечного числа форм атомов, атомисты полагали, что иначе невозможно объяснить бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг другу. Кроме своих форм, атомы отличаются также порядком и положением. Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) всегда разделяет атомы (бытие). Поэтому не следует «соприкосновение» атомов у Левкиппа и Демокрита понимать буквально, также как сплетение и соударение. Между ними всегда есть пустота, иначе они бы слились. Кроме того, атомы отличаются величиной. Кроме внешней формы, порядка, положения и величины, атом обладает также подвижностью в пустоте. Атомисты полагали, что движение невозможно без пустоты. Сталкиваясь атомы изменяют направление своего движения, при этом оставалось неясным, то ли движение атомов происходит вследствие их столкновения или же столкновение атомов происходит вследствие их свободного передвижения.

    Допустить существование пустоты атомистов заставили наблюдения над обыденными явлениями: сгущения и разрежения, проницаемость, разница в весе одинаковых по объему тел, движение и т. п.

    Пустотаусловие всех этих процессов — неподвижна и беспредельна. Она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Бытие — антипод пустоты. Если пустота не имеет плотности, то бытие абсолютно плотно. Если пустота едина, то бытие множественно. Пустота беспредельна и бесформенна, а каждый член бытийного множества определен своей внешней формой.

    Атомы Левкиппа и Демокрита совершенно бескачественны, т.е. лишены каких бы то ни было чувственных свойств: цвета. запаха, звука и т.п.. Все эти качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Таким образом атомисты первыми стали учить о субъективности чувственных или «вторичных» качеств. Первичные же качества объективны: это форма, величина, движение атомов. Четыре традиционные стихии Демокрит считал «средними ступенями», из которых складываются все остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различной формы, а огонь – только из шарообразных. Чувственные качества вызываются в субъекте воздействием на него тех или иных форм, тех или иных подвижных частиц, первичных качеств.

    Демокрит был основоположником механистического детерминизма (детерменизм – определенность, причинность). Ничто, происходящее в мире, не возникает беспричинно, все проявляется в силу необходимости ( все происходящее в мире – результат движения, столкновения, сцепления и т.п. атомов).

    Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы «складываясь и сплетаясь, рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей — изменением их порядка и положения. Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы.

    Живое возникает из неживого без вмешательства богов и без какой-то цели. Человек — то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Источник движения для людей и животных – душа. Душа — это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных (шарообразных), огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе находится большое число мелких, круглых атомов. Вместе с вздохом в тело входит воздух. А с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего воздуха и препятствует выходу души наружу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается (распадается) со смертью тела.

    Различается познание чувственное («темное») и рациональное (посредством логических рассуждений). При постижении мира сначала действуют наши чувства. От вещей постоянно отделяются наши образы, состоящие из разреженных атомов. Для постижения слишком тонких и малых сущностей (атомов) начинает действовать разум, дающий нам истинное познание.

    Учение Левкиппа — Демокрита представляло собой огромный шаг вперед в развитии древнегреческого материализма. В Новое время атомизм оказался философской основой физики Ньютона, деизма и материализма последующих эпох – вплоть до нашего времени.

    Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 1022 | Нарушение авторских прав

    С точки зрения античного атомизма атомы

    АТОМИЗМ — (от греч. atomos нераздельный). Учение, по которому все тела состоят из атомов, бесконечно малых неделимых частиц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АТОМИЗМ от греч. atomos, атом. Учение, по которому… … Словарь иностранных слов русского языка

    АТОМИЗМ — (атомное учение атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До кон. 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма электроны атомы электричества, фотоны… … Большой Энциклопедический словарь

    АТОМИЗМ — АТОМИЗМ, термин, принятый для обозначения совокупности натурфилософских учений о дискретной структуре материи, времени или пространства. Традиционно применим к учению о телесных атомах (греч. ατομος, «неделимый») Демокрита и Эпикура; однако в … Античная философия

    Атомизм — Атомизм ♦ Atomisme Физическое или метафизическое учение, объясняющее порядок и сложность мира случайным взаимодействием элементарных частиц (атомов, а также кварков, лептонов и прочих бозонов). Претендуя на истину в последней инстанции,… … Философский словарь Спонвиля

    АТОМИЗМ — (атомное учение, атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До конца 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны атомы электричества,… … Современная энциклопедия

    атомизм — а, м. atomisme m. 1. Материалистическое учение об атомах.БАС 2. 2. Разложимость на составные части явлений, поцессов действительности. БАС 2. Лекс. Даль 1: атомисм; Михельсон 1866: атомизм; САН 1891: атоми/зм … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Атомизм — (гр. аtomos – бөлінбейтін) материалдық әлем (материя) қаруланбаған көз көрмейтін көп ұсақ бөлшектерден (атомдардан) тұрады деп санайтын философиялық доктрина (көзқарас, пікір). Атомизм туралы алғашқы идеялар көнеүнділік ньяя мен вайшешика… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Атомизм — (атомное учение, атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До конца 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны “атомы” электричества,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    атомизм — сущ., кол во синонимов: 1 • атомистика (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    АТОМИЗМ — (от греч. atomos неделимый) англ. atomism; нем. Atomismus. 1. Учение о прерывистом, дискретном строении материи, состоящей из мельчайших, неделимых частиц атомов. 2. Взгляд, согласно к рому объекты, процессы, свойства имеют дискретный характер и… … Энциклопедия социологии

    АТОМИЗМ (атомистика), учение о дискретных началах всего сущего (греческий ?τομα — неделимые), характерное для разных культур и эпох (античный атомизм, атомистика вайшешики и ньяя в Индии и так далее).

    Античный атомизм. История античного атомизма распадается на два основных периода: классический, или древний, атомизм абдерской школы (Демокрит и его последователи) в 5-4 веках до нашей эры и эллинистически-римский атомизм эпикуреизма 3 века до нашей эры — 2 века нашей эры. Согласно точке зрения Аристотеля, разделяемой многими современными исследователями, атомизм Демокрита возник как «ответ» на учение элейской школы о едином и неделимом бытии, признававшее пустоту «небытием», движение — невозможным и потому весь чувственный мир — иллюзорным. Древние атомисты, по Аристотелю, лишь допустили реальность пустоты и раздробили единый моноатом элейского бытия на бесчисленные микроатомы (каждый из которых сохраняет все признаки парменидовского «сущего»), вечно движущиеся в бесконечной пустоте. Хотя Демокрит, несомненно, полемизировал с элейцами и некоторые формулировки атомистической доктрины несут на себе печать этой полемики, выведение атомизма из элейской онтологии затемняет факт непримиримости этих учений (элейцы понимали бытие как «бестелесное»). В действительности атомизм Демокрита был по существу развитием и модификацией ионийской физики Анаксагора (учение о мельчайших «семенах» всех вещей в изначальной смеси — панспермии) и Анаксимена (сведение чувственных качеств «горячего и холодного» и др. к количественным различиям плотности однородного вещества). Атомы Демокрита (которые он также называл «сущим» и «неделимыми формами», ?τομοι iδ?αι) — мельчайшие, физически неделимые и неуничтожимые частицы материи («природы» — φ?σις), воспринимаемые не чувствами, но только чистой мыслью (γν?μη). Они лишены чувственных свойств (таких, как цвет или запах), абсолютно однородны («как если бы каждый был частицей золота») и различаются между собой только величиной и формой. Закон достаточного основания («это ничуть не более так, чем так») не позволяет считать число атомных форм конечным и не исключает возможность существования атома «величиной с мир». Вторичные, чувственные свойства материи выводятся не только из этих первичных свойств атомов как таковых (например, мельчайшие атомы огня воспринимаются как «жгущие», а гладкие — как «сладкие»), но и из комбинаторных различий в атомной структуре тел: подобно буквам алфавита в тексте, атомы различаются не только формой (как А от Н), но и положением (как Н от Z) и порядком (как AN от NA). Атомы движутся вечно под действием «необходимости», или «соударения», — сталкиваются и разлетаются. Скопление атомов в «большой пустоте» приводит к образованию космогонического «вихря», в котором более крупные атомы собираются в центре (земля), а более мелкие «выдавливаются» па периферию (огонь светил). В бесконечном пространстве непрерывно возникают, существуют и гибнут бесчисленные миры, подобные нашему. Эпикур модифицировал атомизм Демокрита, добавив к основным свойствам атома вес и введя спонтанное «отклонение» атомов от «необходимой» траектории, чтобы объяснить возможность существования свободной воли. В 1 веке до нашей эры атомизм Эпикура популяризовал Лукреций в своей поэме «О природе вещей».

    Читайте также:  Соотношение права и государства с точки зрения юридического

    Лит.: Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Furley D. The Greek cosmologists. Camb., 1987. Vol. 1.

    Атомизм в Индии. Идея атома как мельчайшей составной частички мироздания (санскритский «ану», «параману» — тончайший, мельчайший) принималась многими школами индийской мысли — ортодоксальными (ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, двайта веданта) и неортодоксальными (джайнизм, буддизм, адживика).

    Атомизм джайнизма выделяется своей архаичностью: «параману» не разделены на классы, соответствующие разновидностям материальных первоэлементов (как в других индийских школах), главным их свойством является не столько неделимость (как в греческом атомизме), сколько тонкость и даже «сверхтонкость», поскольку отдельный атом лишён непроницаемости. Так, согласно Умасвати, в одной точке пространства содержится сколь угодно большое число «параману», подобно тому, как в одном фокусе может пересечься сколь угодно большое количество световых лучей. С этим же сверхтонким состоянием связана и способность «параману» за одно мгновение пересекать Вселенную вдоль и поперёк. Буддийские школы вайбхашики и саутрантики подчёркивают мгновенность и изменчивый характер атомов, которые представляют собой не только составные части первоэлементов (бхуты), но и производные от них чувственные качества (запах, вкус и т.п.) и даже органы чувств. Вайбхашика насчитывает 14 видов атомов, которые образуют совокупности, кратные 7, — скандхи.

    Наиболее последовательно атомистическая доктрина разработана в вайшешике. Здесь атом — это минимум вещества соответствующего первоэлемента, наделённый его качествами: атомы земли — запахом (первое в перечне качество выделяет данный первоэлемент среди всех других), вкусом, цветом и температурным осязанием; атомы воды — вкусом, цветом и температурным осязанием; атомы огня — цветом и температурным осязанием; атомы ветра — только температурным осязанием. Каждый первоэлемент состоит из однородных атомов, связанных между собой отношением присущности (самавая), но к ним могут временно присоединяться и атомы других элементов. Поэтому вещи, составленные преимущественно из атомов одного первоэлемента, обладают качествами других первоэлементов. Например, вода, в «чистом» виде не имеющая запаха, в реальной жизни обладает им за счёт «примеси» атомов земли. Вечная форма атома, которая определяется как «сферическая» (паримандалья), одинакова для всех классов атомов (они не различаются, подобно атомам Демокрита, разными геометрическими формами — все круглые и одинакового размера). Атомистическую форму имеет в вайшешике и манас — внутренний психический орган, координирующий деятельность органов чувств.

    Главной трудностью для атомизма вайшешики было объяснение того, каким образом вечные и невоспринимаемые атомы образуют невечные и воспринимаемые объекты. Если, как утверждают «Вайшешика-сутры», качества причины переходят к качествам следствия, то вечность и невоспринимаемость атомов должна переходить к вещам, но это не так, ведь вещи и невечны и воспринимаемы. Значит, мир не может быть создан непосредственно из атомов. Отсюда попытки Прашастапады — главного систематизатора вайшешики — ввести «промежуточные» атомные соединения, которые, не обладая вечностью отдельных атомов, могли бы тем не менее послужить причинами вещей. Основные аргументы индийских оппонентов атомизма вайшешики — буддистов махаяны — направлены против положения о неделимости атомов: если атом — протяжённое тело, наполняющее собой какое-то пространство, он не может не делиться на части, если же он не протяжённое тело, то соединение сколь угодно большого числа атомов не будет превосходить размера точки. Но если пространство проникает внутрь атомов, то у них есть внутренняя и наружная стороны, что делает их делимыми. Логическое обоснование неделимости атома даёт школа ньяя: если вещи делятся на части до бесконечности, то можно приравнять друг к другу горчичное зерно и гору, что абсурдно; если же деление приводит к полному разрушению, то все вещи состоят из «ничто», что тоже абсурдно. Поэтому пределом деления вещей должно быть «нечто», чем и является атом.

    Лит.: Keith Атомизм Indian logic and atomism. N. Y., 1968; Mrinalkanti Gangopadhyaya. Indian atomism: history and sources. Calcutta, 1980; Лысенко В. Г. Философия природы Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986; она же. Универсум вайшешики. М., 2003.

    Атомизм в Новое время. В 16 веке Ф. Бэкон, опираясь преимущественно на идеи Демокрита, по-новому представляет материю как неуничтожимую, изначально активную, бесконечно разнообразную, что обеспечивается разнообразием свойств, действий и форм атомов и макротел. Он полагал, что нет последних «кирпичиков» материи, а делимость её бесконечна.

    П. Гассенди, опиравшийся на идеи Эпикура, рассматривал атом как физическое тело, невидимое вследствие своей малой величины и неделимое в силу плотности, имеющее величину, фигуру, тяжесть. Вечная и бесконечная Вселенная состоит из атомов и пустоты — бестелесной, неосязаемой, лишённой плотности, без неё невозможно движение атомов, которые, переходя с места на место, сплетаются, смешиваются и по воле случая принимают определённые формы. Гассенди впервые вводит понятие молекулы — малой (латинский moles) массы, первичного соединения атомов, обретающего новые свойства. Так, наряду с корпускулярной физикой появилась молекулярная, особенно значимая в дальнейшем для химии и биологии. И Бог, и душа для Гассенди также состоят из частиц, но мельчайших и тончайших, самых гладких и круглых. Влияние Гассенди прослеживается у И. Ньютона, в частности в «Оптике», а также у Х. Гюйгенса, который отстаивал дискретность материи в спорах с картезианцами, строящими механику на основе идей континуализма. Для Гюйгенса главные свойства атомов — бесконечные твёрдость, непроницаемость и сопротивляемость разделению на части.

    Идея неделимого материального атома встретила сопротивление Г. В. Лейбница, стремившегося опровергнуть фундаментальные предпосылки механицизма. Для него пустота и атомы — «фикции поверхностной философии», рабочая гипотеза, способная удовлетворить лишь «немудрящих физиков». Соприкосновение атомов невозможно: если предположить для их соединения существование крючков, то у них должны быть свои крючки и так до бесконечности; если же атомы непосредственно соединились своими поверхностями, то они уже не могут быть отделены один от другого и, следовательно, не существуют. Невозможно также «положить предел дроблению и тонкости природы»: в природе не существует материальных атомов, мельчайшая частица материи, в свою очередь, состоит из частей, они дробятся до бесконечности, при этом мельчайшее тело должно быть «точным зеркалом универсума». Г. В. Лейбниц утверждает, что «действительные единицы» — атомы-субстанции, монады не имеют частей, но выражают множество в едином и могут быть поняты по аналогии с нашей психической деятельностью (монадология вместо атомистики). Каждая монада — это микрокосм, представляющий Вселенную.

    Р. Бойль разрабатывал химию как теоретическую науку на основе идей атомистики и корпускуляризма, рассматривая при этом «корпускулы» как мельчайшие «инструменты», благодаря которым Бог приводит весь мир, словно огромные часы, в движение. В отличие от античных атомистов, говоривших о многообразии форм атомов, Р. Бойль придаёт особое значение многообразию свойственных им движений — прямолинейных, волнообразных, неравномерных, вращательных и др., которые и порождают многообразные отношения между корпускулами и внутри них. При химическом взаимодействии важны отношения между атомами, представляющие различные виды движений (смотри Дальтона химическая атомистика).

    В 17-19 веках при обсуждении проблемы связи атомов с континуальным пространством как с простым вместилищем речь шла как бы о двух разных мирах: дискретном, структурированном мире атомов и пространстве, пронизанном силовыми линиями, точками напряжения силового поля; вместе с тем складывались представления о структурированности и динамичности самого атома и о дискретности пространства как «силового поля» (Р. Бошкович). Атомы как бы превращались в особые точки этого пространства-поля, взаимодействие тел сводилось к движениям «эфира», к его давлению на тела, что и составило механистическую концепцию поля. Отход от неё означал отказ от эфира в теории относительности, а теория поля становилась «атомистической»: М. Планк доказал, что излучение и поглощение энергии носят дискретный характер (1900), а А. Эйнштейн выступил с обоснованием дискретности электромагнитного поля (1905). С открытием микромира обнаружилось единство дискретной и континуальной картины мира: электроны, как и другие микрочастицы, не соответствуют классическим представлениям об элементарной частице, атоме, корпускуле, они ведут себя в одних условиях как протяжённая волна, в других — как строго локализованная частица. В целом стало очевидным, что существовавшие тысячелетия принципы атомистической натурфилософии и физики с её атомами и корпускулами не являются раз и навсегда установленными предпосылками философии и науки, но отражают лишь определённый этап их развития.

    Лит.: Mabilleau L. Histoire de la philosophie atomistique. Р., 1895; Whyte L. L. Essay on atomism, from Democritus to 1960. L., 1961; Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века М., 1965; Lasswitz К. Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton. 3. Aufl. Olms, 1984. Bd 1-2.

    Античный атомизм.

    Атомизмом называется такая научная и мировоззренческая концепция (картина мира), которая рассматривает в качестве первоосновы всего существующего некоторые дискретные образования.

    Концепция атомизма возникает в античной философии в Vв. до н.э. Зарождение атомизма связано с именами Левкиппа и Демокрита, позже – Эпикура. Источников почти нет, восстанавливаем по критическим произведениям. Наиболее полное изложение атомизма дает Лукреций Карр (римский поэт).

    Натурфилософское осмысление мира началось со стихий, которые текут и меняются,нет ничего постоянного. В противовес таким воззрениям возникает концепция Элеатов : истинное бытие должно быть неизменно, едино. Движение немыслимо без противоречий. Доказательство этому – апории Зенона.

    Атомизм был выходом из создавшегося кризиса. Идея атомизма возникла в античной философии как средство разрешения противоречия более ранних натурфилософских концепций (милетцев и элеатов) и как результат анализа понятий конечного и бесконечного, единого и многого.

    Атомы мыслились как первоэлементы, кирпичики мироздания, причем, вечно существующие, т.е.несотворимые и неуничтожимые.

    При этом атомы представлялись бесконечно разнообразными, прежде всего по форме. Многообразие вещей, которые возникают в процессе взаимодействия атомов, объяснялось как многообразием самих атомов, так и многообразием их сочетаний и взаимодействий.

    Существование атомов предполагало и существование пустоты, в которой они движутся. Таким образом, любые тела состоят из атомов и пустоты. Как говорил Демокрит: ”Начало вселенной – это атомы и пустота. Все остальное существует лишь во мнении”. Атомы находятся в постоянном движении, причем это движение носит необходимый характер. Но эта необходимость не является чем-то внешним по отношению к атомам, она присуща им самим. Отсюда следовало отрицание случайности (случайность – это то, причина чего нам не известна, т.е. недостаточность знания). Правда, в более позднем атомизме Эпикур ввел идею о “спонтанном отклонении” атомов в процессе их движения. Поскольку количество атомов бесконечно, отсюда следует множественность миров в прошлом и настоящем. Наряду с этим в атомизме возникло своеобразное объяснение познавательного процесса: от вещей как бы исходят их образы (тоже вещественные), которые и воспринимаются человеком. Слабая сторона здесь – переход от чувственного к логическому.

    Атомизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие человеческой мысли. На этой идее базировалась вся европейская классическая наука.

    Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего неизвестно. Поэтому рассмотрим учение Демокрита, тем более что их идеи близки, но Демокрит обращал внимание не только на макрокосм (природу), но и на микрокосм (человека) и затрагивал в своих рассуждениях вопросы логики, этики, политики, педагогики, биологии, медицины, психологии, культуры и т.д.

    Жизнь Демокрита связана со множеством легенд. Некоторые сообщают, что по ночам он запирался в надгробии, чтобы ему не мешали рассуждать. Существует целых три версии даты рождения Демокрита, но принято считать, что жил он с 460 по 370 гг. до н.э. Родился, вероятнее всего, в Абдерах, милейтской колонии на Фракийском побережье. Его отец был очень богат и оставил своим трем сыновьям огромное состояние. Демокрит выбрал меньшую долю, состоявшую в деньгах, для того чтобы путешествовать. Античные авторы сообщают, что он поехал на Восток: в Египет к жрецам и в Вавилон к халдейским магам. Говорят, что он также общался с мудрецами Индии и якобы побывал даже в Эфиопии. Он с гордостью заявлял о себе: «Я объездил больше земли, чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее; я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом ученых людей» [30, с. 14]. Пробыв на Востоке более 8-ми лет, он вернулся домой бедняком. По законам Абдер, растративший отцовское имущество лишался права быть погребенным на родине. Но Демокриту повезло: то ли он сделал удачное предсказание, то ли прочитал согражданам одно из своих сочинений. Восхищенные абдериты наградили философа. (По некоторым сведениям эта сумма составила 500 талантов. Талант — самая крупная единица массы и денежно-счетная единица в Древней Греции. 1 талант = 60 мин = 6000 драхм. Драхма (греч. «схваченное голой рукой») — единица различного достоинства. В Афинах во времена Солона медимн зерна (52 литра) стоил одну драхму, бык — пять драхм. Остальные вычисления делайте сами. Еще говорят, что в его честь воздвигли медные статуи, а когда он умер, то погребли его за государственный счет).

    Легенды называют Демокрита «смеющимся философом», «настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез» [28, с. 40]. Сенека пишет об этом так: «Каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех . Демокрит же, как говорят, напротив, без смеха никогда не появлялся на людях» [30, с. 14]. Но смех этот был горьким: он «смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела».

    Читайте также:  Операции по восстановлению зрения в минске

    Учение атомистов. Они полагали, что все сущее представлено атомами (бытием) и пустотой (небытием). Атомы Демокрит называл — den— «что», а пустоту — meden -«ничто»; т.е. пустота, хотя и существует, является только пустым пространством и из нее ничто не может возникнуть. Вещи есть соединение атомов, а уничтожение — распад на атомы. Причина возникновения предметов — вихрь, который и называют необходимостью. Атомы отличаются друг от друга формой (могут быть шарообразными, угловатыми, крючкообразными и т.д.), порядком, положением и величиной. Атомов бесконечное множество, они объяты пустотой, их разделяющей.

    Допустить существование этих мельчайших частиц философы были вынуждены, т.к. наблюдали за явлениями природы: за распространением запахов, стиранием золотой монеты, высыханием влажного. Все это свидетельствовало о наличии крохотных частиц, недоступных чувственному восприятию. (Напомним, что при попытке классифицировать атомистов мы сталкиваемся с парадоксом: они признают два «совечных» начала, следовательно, дуалисты, однако атомов бессчетное множество, поэтому их можно считать плюралистами; а если исходить из того, что атомы однородны, неделимы, вечны и не имеют частей, т.е. являются одной субстанцией, пустота как таковая это небытие, получается, что философов надо назвать монистами).

    Движение — важнейшее свойство атомов, они парят в пустоте, как пылинки, которые мы видим в луче солнца, сталкиваясь, они меняют направление движения, самодвижение вечно. Сами по себе атомы бескачественны, т.е. лишены цвета, запаха, звука. Все эти свойства возникают при воздействии атомов на органы чувств; таким образом, атомисты первыми в Европе обратили внимание на наличие первичных, основных (форма, величина, движение) и вторичных характеристик вещей и процессов.

    Превращаться друг в друга атомы не могут, они, как уже говорилось, вечны, непроницаемы, лишены частей, пустоты. Такая трактовка существовала вплоть до конца XIX — начала XX вв. Стихии состоят из атомов различных видов. Атомы огня, например, округлы, малы и очень подвижны; атомы воздуха имеют наименьшую поверхность; атомы воды — обладают уже большей величиной, но самые большие — у земли. Миров существует бесконечное множество: «Они отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна больше, чем у нас, в-третьих — их не по одному, а несколько. Расстояния между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги» [24, с. 147].

    Атомисты отвергали случайность, они полагали, что все в мире возникает «по причине», по «необходимости», а не «попусту». Однако необходимость трактуется не в теологическом, а в естественном смысле, т.е. причины обуславливаются действием законов природы. Таким образом, задача философов заключается в объяснении механизма возникновения той или иной вещи (процесса, события) и в том, чтобы отвергнуть случай. Демокрит утверждал, что люди «измыслили» случайность, чтобы оправдать свое невежество. Обычно он иллюстрировал свою мысль таким образом: однажды на голову лысого человека орел уронил черепаху. На первый взгляд, причины не существует. Но следует знать привычки орлов; сбрасывая черепаху, орел желал разбить ее панцирь, а голова прохожего показалась ему подходящим камнем. Словом, причина происходящего всегда есть, надо лишь суметь ее отыскать.

    Жизнь и ее возникновение объясняется тем, что неживое по необходимости породило живое. Один из комментариев передает суть учения Демокрита следующим образом: «После того как произошло разделение мрачного хаоса, после того как возник воздух, а под ним земля, грязеобразная и совсем еще мягкая, на ней вспучивались пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей. Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и всевозможные виды животных. Когда же земля высохла под лучами солнца и уже не могла больше рождать животные стали появляться на свет путем рождения одних от других». Двуполость объяснялась тем, что плоды (пузыри) будущих самцов были пропечены, а самок — нет. Многообразие видов было обусловлено тем, что «смешение элементов в этих животных не было одинаковым: те, в которых было больше всего землеобразной [материи], стали травами и деревьями, имеющими голову, обращенную вниз и укоренившуюся в земле. Они тем только и отличались от животных, имеющих очень мало крови и не имеющих ног, что у тех голова не в земле и они движутся. Те, в которых больше влаги, выбрали себе удел [жизнь] в воде, почти такого же рода, как и [жизнь] первых. Те же, в которых больше землеобразной [материи] и теплоты, стали сухопутными, а те, в которых больше воздухообразной [материи] и теплоты, стали летающими» [30, с. 815]. Все живое одушевлено, но в разной степени; источник же души — та самая теплота, которая произвела все живое на земле. (Кстати, учение о самопроизвольном зарождении червей, гусениц и низших животных из земли и грязи было опровергнуто лишь в XIX в.).

    Человек отличался от животных тем, что «получил в удел больше теплоты, т.к. материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывающей в себя теплоту. Поэтому-то он, один из всех животных, стоит прямо и мало соприкасается с землей. Он вобрал в себя некоторое количество более божественной природы; поэтому в нем есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее» [30, с. 815]. Люди способны «ко всякому учению от природы», т.к. имеют «помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость» [30, с. 558].

    Человек по сравнению с животным имеет лучшую, огненную душу. Животная, неразумная ее часть распределена по всему телу (она и является источником движения и жизни), разумная же часть находится в грудной клетке. Дыхание — обмен огненными атомами со средой; прекращение дыхания — это и есть смерть. Покинув тело, атомы души рассеиваются, следовательно, загробного существования у души нет, она «смертна и гибнет вместе с телом» [30, с. 466].

    Познание, по Демокриту, бывает двух видов: темное («незаконнорожденное», чувственное) и истинное («законнорожденное», рациональное, достоверное). При постижении мира сначала мы получаем ощущения, а после осмысливаем их. Восприятие действительности происходит потому, что от вещей постоянно истекают (отделяются) их образы, состоящие из разряженных атомов, которые и попадают в органы чувств. Однако «темное» познание не может постигнуть слишком малые и тонкие сущности, поэтому необходим разум. Таким образом, чувственное и рациональное познание дополняют друг друга.

    Забавна трактовка сновидений. По Демокриту, сны — тоже образы и легче всего воспринимаются спящей душой. Они проникают через поры в глубь тела, а, после, всплывая вверх, дают видения. Образы летают по чистому воздуху, осенью же, в пору листопада, сны искажены, т.к. шероховатые и различные по величине листья сбивают образы с пути, осенние сны недостоверны. Происхождение религии Демокрит объясняет страхом перед силами природы и столкновением с необъяснимыми явлениями.

    Этико-социальные идеи Демокрита. Диодор Сицилийский так излагает концепцию возникновения общества у Демокрита: первые люди вели неупорядоченную, звероподобную жизнь, питаясь травами и плодами деревьев, страдая от нападения хищников. Пытаясь обезопасить себя, они научились помогать друг другу, сбиваясь для этого в стада. У них еще не было ни одежды, ни жилищ, не умели они пользоваться огнем, поэтому часто погибали зимой от голода и холода. Позже, наученные горьким опытом, стали зимовать в пещерах, запасая пищу впрок. Когда же люди сумели добыть огонь, то стали создавать искусства. «Вообще нужда и опыт были для человека учителями во всем, надлежащим образом наставляя это животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость» [30, с. 551]. В других источниках говорится, что искусства возникли путем подражания: «… мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов, от певчих птиц — лебедя и соловья — пению» [30, с. 559].

    Таким образом, человек отличается от животного искусством (творчеством), обычаем (человеческим установлением, а значит, и моралью) и также речью. Сначала люди изъяснялись невнятно и нечленораздельно, позже появились слова-знаки, которые помогали людям общаться. Причем в разных местах и разных племенах возникли различные языки (т.е. Демокрит отвергает идею Пифагора, по мнению которого слова возникают «по природе»).

    Государство и законы, как и слова, появляются «по установлению», они создаются людьми. Судьба человека определяется не только прирожденными способностями и задатками, но сознательной деятельностью.

    Поведение человека должно основываться на уважении к другим. Конечно, каждый стремится избегать неприятного, однако высшее благо не наслаждение, а спокойствие духа. Самое главное в этике — мера, ибо «если превысить меру, то и самое приятное сделается самым неприятным» [30, с. 753]. Таким образом, нужно довольствоваться необходимым, разумно отвергая лишнее. Демокрит полагал, что человек должен стыдиться недостойных поступков, руководствуясь честью и справедливостью. Причем «не из страха, но из чувства долга надо воздерживаться от дурных поступков» [30, с. 605].

    Философ считает, что избегать крайностей надо и в общественной жизни: полное подчинение интересов человека интересам государства так же вредно, как и абсолютное отстранение от общественных дел. Во всем, в том числе и в отношениях между людьми, следует придерживаться «золотой середины». Целью воспитания является достижение добродетели, но лучше использовать для этого не принуждение, но доводы рассудка или хороший пример. Причем надо избегать даже разговаривать с невоспитанными, ибо «прекрасное достигается путем больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» [30, с. 774]. Образование — украшение для счастливых, убежище для несчастных, для него нужны три вещи: способности, упражнения и время.

    Своеобразно отношение Демокрита к рабам, женщинам и детям. Впрочем, в античной Греции его позиция — не исключение. Рабы — орудия, поэтому ими надо пользоваться, как и частями тела — по назначению. С женщинами лучше дел не иметь, ибо они «много искуснее мужчины в злословии», если необходимо, то жениться надо на простой, маленькой и молчаливой даме (видимо, выбирая из двух зол меньшее). Он пишет: «Пусть женщина не рассуждает: это ужасно» [30, с. 703]. Интересно, если Демокрит все же избегал общения с прекрасным полом, — кто же его так допек? А если не избегал, отчего не выбрал именно такую женщину, которую советовал другим? Наиболее постыдным для него является повиновение женщине. Детей лучше не иметь, т.к. «воспитание ненадежное дело»; если так уж хочется ребенка, то можно взять его у друга, воспользовавшись, так сказать, готовым, ибо здесь возможен выбор, в противном случае придется довольствоваться тем, кто родится.

    Дружбу Демокрит очень ценит. Он считает, что тот, у кого нет хорошего друга, — недостоин жить. Но очень трудно отличать истинных друзей от мнимых, многим нужно лишь чужое имущество, а не его владельцы. «Добрый друг должен появляться в дни радостных событий по приглашению, а в дни испытаний приходить по собственному почину» [30, с. 668]. Не имеющий друзей — плохой человек, он не может никого любить, его так же никто не любит.

    Сохранению дружбы способствует самокритичность, умение сочувствовать и признавать свои ошибки, а также независтливый характер.

    Богатые и бедные, по Демокриту, будут всегда, следовательно, надо определить, как к этому относиться. Употребляя богатство разумно, принося другим пользу, можно достичь многого: «Когда имущие решаются давать взаймы, помогать и оказывать благодеяния неимущим, то в этом уже заключено и сострадание, и преодоление одиночества, и возникновение дружбы, и взаимопомощь, и единомыслие среди граждан, и другие блага, которые никто не может исчислить» [30, с. 633]. Бедняки же не должны завидовать, наоборот, нужно помнить, что есть люди, живущие еще хуже. Можно даже утверждать, что быть бедным лучше — нет злых козней, ненависти, интриг. Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто довольствуется немногим; счастье не во внешних обстоятельствах, а в душе. Не нужно ничего бояться, ибо это разрушает спокойную и умеренную жизнь.

    Жить разумно (а значит, и незаметно) способен только мудрец; для прочих людей необходима сила, сдерживающая их страсти и разрушительные порывы, т.е. законы. Законы создаются человеком, они не мешают человеку жить, если он справедлив и не испытывает вражды к другому. В хорошем государстве — хорошие порядки. Демокрит замечает, что «бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства» [30, с. 596].

    Подводя итоги, заметим, что учение Демокрита оказало серьезное влияние на Эпикура (хотя тот и отрицал это), а также на римского философа Лукреция Кара. Вообще, атомизм в древности был не особо популярным, в средние века он был практически неизвестен в Европе, но некоторые его идеи распространились в мусульманской философии. Только в Новое и новейшее время атомизм прочно вошел в науку и стал основной материализма и деизма. Таким образом, античная философия значительно опередила свое время.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники:
    • http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/311814_antichnyy_atomizm
    • http://bigenc.ru/philosophy/text/1839225
    • http://lektsii.org/10-20490.html
    • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1800/%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%97%D0%9C
    • http://knowledge.su/a/atomizm-
    • http://xstud.ru/104291/filosofiya/antichnyy_atomizm
    • http://studopedia.ru/1_33839_atomisti.html