Меню Рубрики

С современной точки зрения познание является

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение —познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

С современной точки зрения познание является

Главная » Философия. Конспект лекций » 6. Познание. Основные точки зрения на процесс познания

6. Познание. Основные точки зрения на процесс познания

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст

Познание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание — это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Познание обусловлено общественно-исторической практикой. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Представители такого учения, как агностицизм отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.
Сторонники скептицизма в отличие от агностиков не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъективен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.
Материалистические теории познания строятся на понимании того, что познание — это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII—XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Н. Чернышевский и др.) хотя и исходил из этого положения, но не выстраивали его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.
В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им дей-
ствительности, т. е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что познание как отражение действительности и познавательная деятельность хотя и связаны, но не синонимы.
Кроме того, общая теория познания (гносеология вообще) не может ориентироваться только на естественно-научную модель познавательной деятельности и не должна «оставлять за бортом» огромный массив «инонаучного» (С. С. Аверинцев), а обязана быть теорией всего знания в его едᴎʜϲтве, взаимодействии и развитии, не выставляя напоказ науку, но и не игнорируя магию, мистику, эзотерику, астрологию и т. п.
Теория познания, или наука гносеология — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

Оглавление книги открыть закрыть

1 . Предмет философии и ее место в системе научного знания
2 . Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5 . Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание. Основные точки зрения на процесс познания
7 . Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
№ 14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22. Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра)
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские (дорациональные) мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40. Философия Нового времени
41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в
42. Философия эпохи Просвещения
43. Философия Канта
44. Философия Гегеля
45. Антропологический материализм Фейербаха
46. Философская концепция марксизма
47. Философия позитивизма: этапы развития
48. Философия прагматизма
49. Герменевтика как философское направление
50. Сциентизм и антисциентизм
51. Человек в «философии жизни»
52. Учения психоанализа и неофрейдизма
53. Проблема свободы в экзистенциализме
54. Значение творчества М. В. Ломоносова для русской философии
55. Философские дискуссии западников и славянофилов
56. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого
57. Философская система В. Соловьева
58. Русский космизм
59. Диалектика. Структура диалектики
60. Особенности философской и религиозной картин мира
61. Понятие культуры в философии
62. Этапы исторического развития этических представлений
63. Эволюция эстетических идей
64. Категориальный аппарат эстетической теории
65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью — две современные концепции

« назад Оглавление вперед »
5 . Бытие как всеохватывающая реальность « | » 7 . Виды познания

С современной точки зрения познание является

17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это пред­став­ле­ние яв­ля­ет­ся с точки зре­ния со­вре­мен­ных на­уч­ных взглядов: от­но­си­тель­ной ис­ти­ной или заблуждением? По­яс­ни­те свой ответ и при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру за­блуж­де­ния и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны в по­зна­нии мира.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

1. Это вы­ска­зы­ва­ние яв­ля­ет­ся заблуждением. Объяснение: сегодня точно известна ошибочность таких представлений.

2. Могут при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие примеры:

— заблуждения: Ко­лумб считал, что за­пад­ный путь в Индию был короче.

— от­но­си­тель­ная истина: Че­ло­век яв­ля­ет­ся выс­шей сту­пе­нью эволюции.

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

понятие «познание»

1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
2. Назовите любые три вида познания.
3. Укажите четыре отличия знания от веры.
4.Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примерами.
5. Назовите три функции практики, которые она выполняет в процессе познания, и проиллюстрируйте каждую из них примерами.
6. Назовите три вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждый из них примерами.

Читайте также:  Как предотвратить ухудшение зрения за компьютером

заранее большое спасибо!

Ответ: Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование .

Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.

Познание в философии

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия
  • Философия природы
  • Философия жизни

Познавательная деятельность

Теория познания

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания.

Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире.

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, — потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания — получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Философия познания

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Субъект и объект познания в философии

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Основные точки зрения на процесс познания

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В отличие от сознания, которое является единством ощущений, знаний, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей, познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Если в теории диалектики исходные понятия — бытие, материя, сознание, то в теории познания — деятельность, практика, познание.

Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем интенсивнее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Субъект познания — человек как представитель общества, использующий инструменты, приборы и средства духовной и материальной культуры человечества, включая усвоенные данным человеком знания. Сам процесс познания имеет общественно-исторический характер.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

  • 1. познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
  • 2. познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Среди агностиков наиболее известным является И. Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

  • ·сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
  • ·сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».

Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это является условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

  • ·идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
  • ·материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

  • ·диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (т.е. с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
  • ·историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
  • ·практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
  • ·познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания;
  • ·объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания человека;
  • ·активности творческого отображения действительности;
  • ·конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

С современной точки зрения познание является

Философские дисциплины, занимающиеся познанием – гносеология (познание вообще) и эпистемология (научное познание). Основной вопрос гносеологии – «Познаваем ли мир?» Реальное его содержание можно сформулировать, задав следующий вопрос: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Человек познает объективную реальность не непосредственно, а через ощущения, на основе которых формируется комплекс явлений, в той или иной степени отражающих познаваемые предметы и процессы. В гносеологическом реализме (или гносеологическом оптимизме) предполагается, что мир воспринимаемых нами явлений в достаточной мере соответствует объективной реальности для того, чтобы она могла быть познана человеком посредством этих явлений. Агностицизм исходит из того, что мир воспринимаемых явлений принципиально не соответствует объективной реальности, которая становится т. о. непознаваемой. В современной философии науки существует такой вариант агностицизма, как конвенционализм (А. Пуанкаре), в котором отношения между вещами отделяются от сущности самих вещей и считается, что познаваемы только эти отношения.

На заре Нового времени аргументация гносеологического оптимизма восходит к Ф.Аквинскому и Г.Галилею: божественное происхождение разума гарантирует его познавательные возможности. Сходным образом обосновывает возможность познания Гегель (принцип тождества бытия и мышления). С точки зрения марксистов, истинное знание о мире достижимо вследствие того, что познание не сводится к мыслительным процессам, а связано с практикой. Практика представляет собой материальную, целенаправленную, основанную на знаниях деятельность людей. Практика двуедина; включает в себя материальные элементы (человек действует как материальное существо по законам материального мира) и духовные (цель, знания, контролирующая работа сознания). В практике материализуются знания человека, раскрываются неявные свойства объектов, становится очевидной истинность знания. Признавая убедительность аргументации марксистов, следует отметить, что функционирование практики в процессе познания не всегда гарантирует эффективность познания. Во-первых, практика исторически ограничена, поэтому далеко не все гипотезы могут быть проверены. Во-вторых, в самом процессе практики могут возникнуть артефакты, искажающие реальные связи действительности. В-третьих, успешная практическая деятельность не всегда основывается на истинном знании, а довольно часто — на рецептах. Используя рецепт, человек знает, что нужно делать для достижения желаемого результата, но не знает, что при этом происходит.

Среди аргументов агностицизма выделим два основных. Во-первых, процесс и результаты познания отягощены неустранимым субъективизмом: мы познаем явления мира и выражаем свое знание о них человеческим способом, в соответствии со своими познавательными способностями. И. Кант различал «вещь-в-себе» (то, как вещь существует реально) и «вещь для нас» (то, как мы ее воспринимаем). Во-вторых, существуют явления, которые не могут войти в опыт субъекта. К ним Кант относил бессмертие, бесконечность. Список этих запредельных для опыта явлений можно продолжить: возникновение жизни, человека и общества, история человечества во всей ее полноте.

Аргументация агностицизма и гносеологического оптимизма приводит к выводу, что познание возможно, но всегда ограничено. Границы эти бывают двух типов — одни из них могут отодвигаться, другие — непреодолимы. Уже античная философия всячески подчеркивала роль предела, конечного в познании. Предел — определяющее, дающее смысл, завершенность вещи. То, что не имеет завершенности, определения — непознаваемо. Не случайно Аристотель утверждал, что «невозможно знать, пока не дойдешь до неделимого». Неделимое, т.е. дискретное (от лат. — отделять, различать), есть характеристика сущего, предела. Только то, что различено, и может быть познано.

Вопрос о познаваемости мира — это не просто вопрос о том, познаваем ли «мир вообще». Это прежде всего вопрос: о каком мире идет речь — мире наших собственных знаний, впечатлений или о действительном, материальном мире, существующем независимо от наших знаний о нем. Материалисты всех времен так или иначе рассматривали процесс познания как отражение, в котором знание не предшествует от века, — оно рождается, творится заново человеком именно в процессе познания. Человек познает не знание, свое собственное или божественное, он познает внешний мир, материю, т.е. то, что само по себе знанием не является. Эта точка зрения «отражения», она коренным образом отличает материализм от идеализма в вопросах познания.

В современных представлениях о познании происходит смена ориентации: от стремления создать единственную «подлинно научную» теорию познания к диалогу фундаментальных идей о познании в различных философских учениях. В сферу гносеологического анализа вовлечены самые разнообразные формы, механизмы и условия познавательной деятельности. Познание при этом характеризуется на различных уровнях: как деятельность индивидуального или коллективного субъекта; как содержащее не только собственное знание, но и мнение, веру, убеждения, понимание, а также систему ценностных предпосылок (познавательная деятельность всегда представлена в культурно-историческом контексте, в системе общения и социальных коммуникаций). Важно отметить тесное взаимодействие современной теории познания и специальных наук: теория познания без контакта с наукой — пустая схема, наука без теории познания — примитивна и беспорядочна (А. Эйнштейн).

Субъект, объект, предмет познания. Понятие «субъект познания» многозначно. Во-первых, этим понятием обозначают конкретного познающего человека — индивидуальный субъект. Однако человек в процессе познания выступает не как «гносеологическая робинзонада», он включен в информационный обмен, пользуется в процессе познания культурными, научными, методологическими достижениями всего общества (и может быть, человечества). Поэтому субъектом познания выступает, во-вторых, общество в целом — коллективный субъект. Методолог и историк науки Т. Кун выделяет третий, промежуточный уровень существования субъекта познания — научное общество. Следует различать понятая «объект познания» и «предмет познания». Объект познания некоторый фрагмент действительности. Предмет познания это особый ракурс рассмотрения объекта, определенный круг проблем, касающихся объекта. Как видно из определений, один и тот же объект познания может быть предметом различных познавательных дисциплин. Предмет познания есть идеализированный объект. Объект в его сложности и многообразии — предпосылка познавательной активности субъекта, зависимость же процесса познания от ценностных ориентации и многомерности субъекта придает познанию открытый, незавершенный характер.

Взаимосвязь чувственного и рационального познания. В античности философы развивали тезис, что только разум (а не чувства) способен постигать вещи такими, какие они суть в действительности. Античность подчеркивала преимущество теории перед практической деятельностью, рассматривая теорию как причастность божественному в созерцании, которое оставляет все как есть, не мешая самопроявлению истины. В средние века познание мира было подчинено задачам богопознания и спасения души — тезис, разделяемый всеми мыслителями средневековья. Разногласия возникали при обсуждении вопроса о том, способствует ли рациональное познание их выполнению. Для монашеско-мистической традиции (Франциск Ассизский, св. Петр Дамиани, Бернар Клервоский и др.) характерен отказ от рационального познания, которое расценивалось как причина грехопадения и проникновения зла в мир. Схоластическая философия, напротив, утверждала гармонию веры и разума. Оценка места и роли рационального, в частности философского, знания выражалась в утверждении, что «философия является служанкой богословия». Считалось, что разум, просветленный истинами Откровения, ведет к той же цели, что и вера, — к жизни с Богом. Вопрос об источнике идеи (знания) стал ведущим в философии Нового времени. Представитель рационализма в гносеологии Р. Декарт утверждал, что достоверное знание может быть получено только усилиями разума, так как чувственный опыт всегда случаен и неполон. Разум содержит и врожденные истины, из которых логически можно вывести остальное знание. Сенсуалисты, (от. лат. sensus — восприятие, ощущение) утверждали, что в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах.

В современной гносеологии преодолено противопоставление чувственного и рационального познания. Конкретный познавательный процесс начинается с некоторой предпосылочной познавательной установки. Она, с одной стороны, задает направленность познанию, с другой — с каждым новым познавательным опытом обогащается, уточняется.

Перечислим ее основные элементы:

1. Понятия, на основе которых субъект различает, выделяет объекты познания.

2. Предшествующий чувственный опыт.

3. Нормы логики, позволяющие правильно оперировать понятиями и образами.

4. Конкретная познавательная задача, в которой указано, что именно мы хотим или должны знать об объекте.

5. Правила интерпретации получаемого опыта. Иными словами, за непосредственно воспринимаемыми чувственными данными субъект должен увидеть нечто иное — причину, сущность, скрытые свойства объектов. Например, за фактом падения яблока Ньютон увидел действие сил притяжения.

Познание может быть классифицировано и, в зависимости от принципа классификации, в нем выделяют:

1) Уровни: чувственный и рациональный, если речь идет о познании вообще, или, если речь идет о научном познании, эмпирический и теоретический.

2) Формы: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (ощущение, восприятие, представление) и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (объективации знания в виде текстов и артефактов, наделенных социокультурным смыслом).

3) Типы: обыденный, художественный и научный, подразделяющийся на естественнонаучный и общественнонаучный.

Познание и практика. Связи познания и практики многообразны. На ранних этапах развития общества усовершенствование орудий производства привело к повышению производительности труда, что явилось условием отделения умственного труда от физического. Выделилась группа людей, получивших возможность «профессионально» заниматься духовным производством, в том числе и познанием. Практика играет роль основы, средства и цели познания. В качестве основы познания практическое взаимодействие с объектом является источником новых фактов. Опытное естествознание немыслимо без средств наблюдения и экспериментирования. Создание необходимых приборов возможно лишь во взаимодействии, науки и производства. Знание ценно своей практической применимостью. Поэтому развитие знаний детерминировано не только внутренней логикой, но и стимулируется технологическими потребностями производства.

Познание и детерминизм. Важнейшие функции познания — объяснение известных и предсказание неизвестных фактов. Объяснение и предсказание предполагают знание детерминистских связей. В этом случае с применением принципа причинности в гносеологии возникает ряд проблем.

Во-первых, вызывается ли изучаемое событие одной причиной или объяснение события предполагает знание всех основных влияющих факторов. Размышления над этим вопросом приводят к выводу, что понятия причины и следствия являются абстракциями, упрощающими реальность.

Вторая проблема имеет не только гносеологическое, но и философско-мировоззренческое значение. Речь идет о причинно-следственной цепочке событий (явлений). Событие А имеет причиной событие В, событие В детерминировано событием С и т.д. Имеет ли эта цепочка окончание? Любой ответ на этот вопрос означает, что в познании есть неустранимая неопределенность. Либо познание закончится открытием последней необъяснимой причины, либо познание бесконечно, но на каждом историческом этапе оно ограничено признанием некоторых исходных и необъяснимых фундаментальных свойств действительности (например, инстинкт выживания в биологии, гравитационное взаимодействие в физике).

В современной гносеологии существует точка зрения, что идея о всемогуществе разума не противоречит идее о бесконечности познания, а значит, вполне может быть согласована с тем обстоятельством, что всегда будет существовать нечто, что мы никогда не можем узнать. Относительно всякой конкретной формы, конкретного метода познания всегда существует реальность, «выпадающая» из сферы познаваемого. Непознаваемая реальность не обязательно ведет к агностицизму, но является важным фактором детерминации познания незнанием.

Современное понимание познания

В современной философии познание понимается в духе определения, сформулированного И. Т. Касавиным: «Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта»1. Определение сложное, потому что обобщает очень многие стороны и характеристики процесса познания, исследуемые многими науками. Первое, на чем фиксирует внимание приведенное определение, – отношение между знанием и деятельностью: всякая человеческая деятельность основана на знаниях. Они представляют собой «идеальный план» деятельности, поскольку являются мыслительными конструкциями (мыслями).

Как особая составляющая всякой деятельности в определении выделено «общение» между людьми. Этим подчеркивается социальный (общественный характер) процесса познания. Знание появляется именно в обществе, и оно есть результат коллективной деятельности людей. Однако это не значит, что познание ведется усилиями всего человеческого сообщества и что чем больше накоплено знаний, тем более развито, прогрессивно общество. Субъектами познания являются, с одной стороны, отдельные люди (индивиды), с другой – сообщества ученых (эпистемические сообщества), которые создают соответствующие общественные институты и используют наличные социальные ресурсы (уровень развития техники, научный понятийный аппарат и т.п.). Уровень наличного научно-технического знания может не соответствовать уровню нравственного развития общества, поэтому первый не считается критерием прогрессивности общества.

Знание в современной философии рассматривается не как совокупность абсолютных и неизменных истин, а как система символов, определенным образом представляющих реальность в мышлении человека2. Это символическое знание используется как для организации предметной деятельности человека с вещами мира, так и в отношениях с другими людьми, а также для создания целостного представления о мире (синтеза). Таким образом, познание – это то, что существует в мире людей, и чего нет в мире природы.

В процессе познания человек использует несколько познавательных способностей: органы чувств(зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), мышление (рассудок и разум), внимание, воображение, память и интуицию (озарение, прямое, не опосредованное ни чувствами, ни мышлением постижение истины). Еще в Новое время сложились следующие общие представления об образовании теоретических знаний: теоретические знания порождаются в результате двухступенчатого процесса познания, включающего чувственную и рациональную ступени.

На первой, чувственной (или эмпирической)ступени познания, порождается 3 вида чувственных знаний о вещах:

1. Ощущения – данные отдельных чувств (к примеру, мы видим цвет, ощущаем тепло или холод, кислый или сладкий вкус);

2. Восприятия – комплексы ощущений, порождающие целостные образы вещей;

3. Представления – образы вещей, которые мы можем вызвать в сознании в любое время, подключив память.

На второй, рациональной ступени познания, чувственные представления посредством рассудка преобразуются в понятия, из которых составляются суждения. Понятия и суждения – это формы рационального знания о вещах, с которыми наше мышление осуществляет различные интеллектуальные операции, которые описываются логикой. Благодаря И. Канту и исследованиям психологов, мы знаем, что уже на ступени чувственного познания мы используем не только органы чувств, но и мышление. Мы видим, слышим и т. п. мозгом. Особенности наших чувственных восприятий формируются в процессе воспитания с рождения. Тренированный мозг позволяет нам воспринимать чувственную реальность более разнообразно, чем не тренированный. Известно, что только что родившиеся дети с первых своих дней не различают предметы, но видят только цветовые пятна. Они научаются различать предметы постепенно, и чтобы стимулировать процесс научения родители стараются давать детям разные игрушки.

Функция познания состоит в накладывании на мир сети обозначений – научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить свое бытие в мире и так структурировать свою психику, чтобы придать ей мобильность и вариабельность, обеспечивая тем самым возможность деятельности и общения. Познание не есть копирование внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания. Понимание сущности познания не только помогает выстраивать деятельность и общение по некоторому образцу (норме), но и переходить от одних образцов к другим, расширять горизонты сознания и порождать объекты культуры.

Познание с точки зрения психофизиологии человека представляет собой приспособительный (адаптивный) процесс. Человек не может, подобно животным, приспосабливаться посредством инстинктов, он приспосабливается к окружающей среде, познавая ее и создавая культуру, компенсирующую недостатки его биологического устройства, которые могут существовать применительно к данным условиям. К примеру, отряд приматов (высших животных), в который входит человек, приспособлен к обитанию в теплом климате, человек же за счет своих культурных изобретений может жить и на полюсах Земли, где температура опускается ниже – 50º С.

Возникновение познавательного отношения человека к миру связано с выделением человека из животного царства и изменением привычных условий его обитания. Процесс этот начался примерно 1 млн. лет назад, а результат его стал заметен, с появлением человека разумного примерно 35-40 тыс. лет назад.

Исследование познавательной деятельности историками науки позволило сделать вывод о том, что развитие знания в процессе познания идет нелинейно: знание развивается не просто за счет перехода от незнания к знанию, а затем — от меньшего знания к большему знанию.

1. Развитие знания идет за счет первоначального создания целостных систем знания, которые затем разделяются по типам знания (опыт, магия, миф, искусство, религия, право, философия, мораль, идеология, наука). Типы знания приобретают относительную самостоятельность и начинают развиваться, обогащаться содержанием в результате взаимодействий друг с другом.

2. Периодически происходит замена одних систем знания другими.

3. Типы знания развиваются неравномерно, но в каждом из них есть области, решающие примерно одни и те же задачи: практические, регулятивные, объяснительные, критические, поисково-исследовательские; причем соотношение этих областей знаний в разных типах познания различно.

Для мифа, религии и морали, к примеру, получение нового знания не является основной задачей, а познание состоит в усвоении человеком коллективных представлений или духовного роста. А для философии и науки получение нового знания является главной задачей, причем в философии понимание познавательной задачи исторически изменялось. Если в античном мире философия получала знания, обобщая и систематизируя повседневный, мифический и ранненаучный опыт, строя единую рациональную космологию, то в Новое время она свелась к анализу, критике и обоснованию знания и сознания. В естествознании новое знание получается в результате поиска и использования скрытых сил природы.

Научное знание делится на социально-гумантарное, естественно-научное и техническое (соответственно мы говорим сегодня о науках социально-гуманитарных, естественных и технических). Социально-гуманитарное познание оформилось в систему раньше естественно-научного (в нем появились понятия закона и порядка, которые стали использоваться затем в науках о природе), но считаться научным оно стало позже. Технические науки моложе наук о природе.

Естественно-научное знание развивалось первоначально в комплексе философского знания, опиралось тогда и опирается сейчас на достижения философии.

Понимание знания как системы символов, представляющих реальность в мышлении человека, позволяет решить многие трудные вопросы, возникавшие в истории познания. К примеру, почему изменяется научное знание? Почему познание развивается не за счет приращения новых истин к уже имеющимся, а за счет пересмотра всей системы знаний и ее замены на новую? Откуда берутся знания? Чем отличаются научные знания от вненаучных? Кроме того, понимание символического характера наших знаний заставило ученых и философов пересмотреть понимание и самой науки, и целей процесса познания.

Дата добавления: 2015-08-18 ; просмотров: 976 | Нарушение авторских прав

Читайте также:  Черно белые картинки для зрения детей
Источники:
  • http://referatwork.ru/filosofiya-2012/section-6.html
  • http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=4518
  • http://otvet.mail.ru/question/40644463
  • http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofskoe-poznanie.html
  • http://studexpo.ru/53568/filosofiya/osnovnye_tochki_zreniya_protsess_poznaniya
  • http://filosofedu.ru/index.php/otvety-na-voprosy-po-teorii-filosofii/580-poznanie-kak-problema
  • http://lektsii.org/1-58373.html