Меню Рубрики

С психологической точки зрения вина это

Если ощущение счастья может быть знакомо не всем, то что такое вина, знает каждый. Чувство вины сознательно культивируется в нас с детства нашими родителями и учителями. Мы вырастаем уже со сложившимся шаблоном: «если знаешь, в чем вина, – исправь ошибку». Правильно ли это, полезно ощущать себя виноватым или нет, мы узнаем из этой статьи.

Обратимся к научным формулировкам. Психологи связывают вину с целым набором эмоциональных состояний, переплетенных, прежде всего, с чувством «угрызения совести». Если же быть точнее, то вина в психологии обозначает переживание человеком чувства недовольства собой или своими поступками, а также некоторым резонансом между поведением личности и принятыми в обществе ценностями. Некоторые психологические школы считают, что чувство вины могут испытывать исключительно члены высокоразвитого общества, в то время как людям отсталым и интеллектуально неразвитым личностям это чувство неизвестно.

Кто может испытывать чувство вины?

Что любопытно, чувство вины проявляется в невербальном общении даже у животных. Вспомните, как выглядит нашкодивший пес? Глаза скошены, уши опущены к голове. Если кот стащил колбаску, то после содеянного он попытается удалиться, так как понимает, что его поступок идет в резонансе с моральными и общественными ценностями семьи, где он живет. Следовательно, чувство вины – это то, что знакомо даже животным, не говоря уже о людях высокоразвитых и цивилизованных.

Из чего слагается чувство вины?

Согласно исследованиям доктора психологии Д. Унгера, который занимался изучением того, что такое вина, это ощущение человека складывается из таких компонентов, как раскаяние и признание своей неправоты.

Раскаяние проявляется в обвинениях провинившегося, предъявляемыми самому себе. «Зачем я это сделал?» — задает себе вопрос тот, кто ощущает вину. Второй компонент — признание своей неправоты. Этот фактор выражается в переживаниях, стыде, страхе и печали.

Зачем нужно чувство вины?

Зачем человеку испытывать чувство, которое влияет столь деструктивно? Есть интересная версия, предложенная доктором Вайссом, что это переживание просто необходимо для налаживания отношений между людьми. Согласное его теории, чувство вины является адаптивным качеством, сформировавшимся в процессе долгих взаимоотношений в обществе.

Вина – понятие неоднозначное. Потому существует множество трактовок этого переживания. Всемирно известный доктор Фрейд и его соратник, работающий в этой же области психологии, но несколько позже – доктор Мандлер, предполагали, что вина и тревога являются одними и теми же чувствами, названными разными словами. Если человек совершил ошибку или был близок к этому, у него возникает тревога касательно предполагаемого наказания. Чтобы избавиться от тревоги, человек может пытаться загладить свой промах. Также некоторые исследователи связывают чувство вины со страхом. Боязнь наказания – вот что заставляет человека раскаиваться в совершенном проступке.

Насколько естественно переживание человеком чувства вины? По-видимому, даже если животные и младенцы могут ощущать угрызения совести, следовательно, вина – понятие не придуманное. Но не путают ли люди чувство личной ответственности с чувством вины?

Что такое вина с точки зрения реальной жизни?

Вернемся в детство каждого из нас. Не важно, кто воспитывал ребенка, этим людям было выгодно наше послушание. Как только малыш делает что-то не угодное взрослому, тот начинает гневаться и выражать свое недовольство. Воспитателей в лице родителей и учителей можно понять. Они считают что, если выработать в сознании малыша чувство вины, ребенок будет расти человеком ответственным, серьезным и честным. Однако в этом кроется большая ошибка.

В чем ошибочность искусственного культивирования вины?

На самом деле, в каждом человеке есть то, что называется «внутренним голосом», или «голосом совести». Когда человек, будь он добропорядочным гражданином или отъявленным мошенником, совершает что-то неправильное, он этот голос слышит. Однако что считать неправильным? Воровство, предательство, измена, мошенничество, обман – это вещи недобропорядочные. Но стоит ли винить себя, если ты хочешь поберечь пожилых родителей, и не сообщаешь им о том, что тебя уволили? Стоит ли ощущать свою вину, если ты не хочешь более общаться с человеком, и сообщаешь ему об этом? Нам внушают, что для счастья нужно следовать ожиданиям других, а если нет, то ты – виноват.

Первыми этого добиваются родители. Малыш должен реагировать на все их просьбы и указания, в случае отказа происходит наказание. Затем, воспитатели в садике и учителя в школе навязывают определенное поведение в школе. Ты должен учиться на отлично, вести себя тихо, не повышать голос и не спорить. Давайте взглянем на ситуацию трезво. Есть дети – прирожденные «отличники», а есть подвижные малыши, из которых получатся великолепные спортсмены или танцоры, поэтому у них нет склонности к наукам. Они получают тройки, замечания, и вместе с этим родители и учителя вырабатывают в них чувство вины. Дальше – больше. Подросток становится молодым человеком, юношей или девушкой, скованным всеми этими ограничениями.

Подмена чувства ответственности на чувство вины

Нынешнее и современное общество во многом состоит из людей безответственных. В этом нет их вины, потому что это – заслуга воспитателей. Вместо того чтобы взрастить в малыше чувство ответственности, ему активно насаждается чувство вины. Что такое вина? Это раскаяние за то, что ты не соответствуешь ожиданиям окружающих. Что такое личная ответственность? Это чувство понимания того, что нельзя совершать неправильные вещи в отношении окружающих.

Человек, у которого не выработано чувство ответственности, может делать злодеяния и совершать неправильные поступки абсолютно безбоязненно, если знает, что за них не последует наказания. Если же личность полностью отвечает за все, что она делает, то она отдает себе отчет во всех своих поступках не из-за боязни наказания, а из-за внутренних ощущений.

Вывод на основе всего вышесказанного можно сделать следующий. Чувство вины – придуманное и навязанное каждому из нас. Если вы уже взрослый человек, постарайтесь уходить от этого ощущения, заменяя его чувством осознанности. Если же вы родитель и воспитываете ребенка, не заставляйте малыша чувствовать себя виноватым за то, что он не соответствует вашим ожиданиям.

Психологические взгляды на концепции вины

(Серегина А. А., Иванов И. С.) («Российский следователь», 2009, N 8)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА КОНЦЕПЦИИ ВИНЫ

А. А. СЕРЕГИНА, И. С. ИВАНОВ

Серегина А. А., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета.

Иванов И. С., кандидат юридических наук, начальник отдела Правового департамента МВД России.

Авторы статьи указывают, что обзор современной психологической научной литературы показывает, как различные методологические подходы внесли соответствующий вклад в изучение и исследование психологической природы чувства вины. В отечественной психологии существует несколько точек зрения на вину. Некоторые ученые относят к категории вины этические или моральные чувства . По их мнению, чувство вины не является отдельным предметом исследования и о ней говорят как о чувстве, которое тормозит поступки и желания личности, противоречащие ее нравственным убеждениям . ——————————— См.: Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды / Под ред. Е. М. Борисовой. Серия: Психологи Отечества. М. — Воронеж, 1998. См.: Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971.

Представители другой школы рассматривают вину как способность к оценке и осуждению себя , выполняющую функцию преодоления противоречия между личностью и другими людьми. ——————————— См.: Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей: Сборник научных трудов. М., 1977. С. 59 — 109.

Согласно следующей точке зрения вина рассматривается как механизм социального контроля. Ученые относят эти эмоциональные явления к таким психологическим образованиям, которые возникли вместе с появлением идеалов и социальных норм. По их мнению, вина представляет собой регулятор социального поведения, проявление способности человека оценивать себя с точки зрения общества . Вина считается человеческим качеством, гарантом соблюдения нравственных норм. ——————————— См.: Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978.

Представители четвертого направления рассматривают вину как феномены самосознания. В. В. Столин представляет вину в качестве феномена раскаяния, который входит в процесс самосознания, запускаемый конфликтным смыслом в результате совершения поступка. Под поступком В. В. Столин понимает действие с конфликтным смыслом. Раскаяние или переживание вины является одним из возможных вариантов осмысления своего «Я» в результате совершения поступка, т. е. в результате возникновения конфликтного смысла «Я». Способы осмысления поступка определяются «сознанием поступка» и «личностным выбором». Переживание вины определяется следующим содержательным наполнением этих измерений: ——————————— См.: Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983.

1. Сознание поступка в форме субъективного признания поступка, за которыми стоит выбор. 2. Личностный выбор в форме «голосования» личности против сделанного выбора при совершении поступка и за отвергнутый мотив. В случае раскаяния переживание вины подсказывает человеку, что выбор он сделал неверный, пошел против самого себя, на самом деле отвергнутый мотив важнее выбранного. Отвергнутый в поступке собственный мотив вновь возвращается самосознанием в «Я»; при этом личность признает свершившийся поступок, переживает его конфликтный смысл и готова нести ответственность. Кроме перечисленных точек зрения на проблему вины хотелось бы особо выделить научную позицию видного отечественного ученого К. Муздыбаева , который является основоположником отечественной комплексной теории вины. По этой теории вина — это негативное чувство, связанное с осознанием своего поступка и умением делать каузальные выводы. Исследователь считает, что «сознательное предпочтение определенной линии поведения является предпосылкой ответственности. Выбор же происходит при наличии по меньшей мере одной, а то и множества альтернатив» . По мнению автора, вина имеет аффективное, когнитивное и мотивационное измерение. ——————————— См.: Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб.: Институт социологии РАН, 1995. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 21.

Наибольшего внимания, на наш взгляд, представляет подход к вине, предложенный российским исследователем Ю. М. Орловым . Орлов считает, что вина возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны следующим образом: ——————————— См.: Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.

а) каким должен быть субъект или каким должно быть его поведение в соответствии с ожиданиями другого человека. Человеческий ум автоматически конструирует модель, каким субъект должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле человеку неизвестны ожидания другого, он их создает в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждет от него. Эта модель ожиданий может хотя бы в ключевых моментах соответствовать подлинным ожиданиям другого, но также может полностью не соответствовать таким ожиданиям; б) восприятие субъектом собственного состояния или поведения здесь и теперь; в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование. Эта дезинтеграция достаточно мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе «Я». Этот разрыв между тем, каким субъект должен быть здесь и теперь, и тем, кем он является в действительности, усиливается и подкрепляется, образуя чувство вины. Познание вины состоит в том, чтобы осознать эти три группы операций, совершаемых человеческим умом (построение модели ожидания, представление о своем поведении и состоянии, а также процесс сравнения с этой меркой), и контролировать их. Познание вины и признание ее побуждают индивида раскаиваться, просить прощение, так как это ослабляет страдание. По нашему мнению, с правовой точки зрения представляет интерес позиция ряда отечественных психиатров (В. В. Ковалев , В. В. Лебединский , Г. Е. Сухарева и другие), которая полностью согласуется с определениями института вменяемости в правовой науке. Ученые-психиатры считают, что переживание чувства вины свойственно в основном психически здоровым личностям. Напротив, у людей с психическими отклонениями и патологиями психического развития, такими как психопатия характера, олигофрения, шизофрения и другие, не наблюдается формирования и развития чувства вины. Данные авторы выделяют также еще одну категорию людей, имеющих проблемы с переживанием чувства вины. Это люди, страдающие психическим инфантилизмом. У представителей данной группы отстает в развитии эмоционально-волевая сфера . Совершенно не развита рефлексия собственных внутренних и внешних действий, т. е. способность посмотреть на себя со стороны и сделать причинно-следственный анализ. Поступки таких людей напоминают детские. Естественно, что при неразвитости рефлексии и эмоционально-волевой сферы у инфантила возникают проблемы с переживанием чувства вины. Контролирующая функция психики также слабо развита, поэтому такой человек почти не слышит «голос совести». По мнению этих ученых, как раз представители перечисленных групп с психопатологией развития являются прямыми кандидатами в криминальную среду. Именно они чаще других нарушают уголовное, гражданское и налоговое законодательство, совершая преступления и правонарушения. ——————————— См.: Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985. См.: Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974. См.: Серегина А. А. Безработица как трудная жизненная ситуация у молодежи // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. / Под ред. Е. А. Петровой. М., 2004. С. 211 — 213.

По мнению других исследователей, существует «категория людей, которые никогда не испытывали и не будут испытывать чувства вины, не говоря уже о какой-либо другой подлинно человеческой эмоции. С точки зрения психиатрии это социопаты и психопаты, безжалостные, аморальные, лишенные совести существа, неисправимые, коварные и неподдающиеся никаким попыткам реабилитации» . ——————————— Браун С., Харрисон Л. Благословение с Другой Стороны. Слова мудрости и утешения из жизни после жизни. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. С. 153.

Таким образом, вину российские психологи и психиатры рассматривают в качестве этических чувств, способностей к самооценке и самоосуждению, регулятора социального поведения, феномена раскаяния, регуляторных механизмов социального контроля, следствием проступка или преступления, следствием непроизвольной активности, а также необходимым и важным элементом зрелой, здоровой психики. В зарубежной психологии основные разработки проблем вины были осуществлены в рамках психоанализа . Вина связывалась с бессознательным желанием причинять боль другим, основанным на переживании мести, ненависти, зависти. Согласно этому подходу люди испытывают чувство вины потому, что им присущи асоциальные побуждения. ——————————— Психоанализ — метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце XIX — начале XX в. австрийским врачом З. Фрейдом. С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах — динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлеченной в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, ее «зарядах» — катексисах, способах ее распределения и перемещения и тому подобное) и структурном.

Читайте также:  Как восстановить зрение после тромбоза глаза

Зигмунд Фрейд определяет вину как ощущение напряжения между требованиями совести («Сверх-Я») и достижениями сознания («Я») . Другими словами, Фрейд рассматривал вину как нравственную разновидность тревоги, как «тревогу совести». Фрейд указывает, что вина предполагает расщепление «Я» на обвинителя и обвиняемого. ——————————— См.: Фрейд З. Я и Оно / Пер. с нем. В. Ф. Полянского; под ред. А. А. Франковского. Л.: ACADEMIA, 1924.

Согласно классической теории психоанализа становление чувства вины начинается лишь после полного формирования всей структуры личности. Чувство вины активизируется вследствие рассогласования реального поведения с ценностями или стандартами поведения, присущими совести или «Сверх-Я». В результате взаимодействие человека с окружающими людьми начинает строиться по невротическому принципу, сущность которого заключается в следующих стратегиях: либо перекладывать вину на других, либо целиком брать ее на себя. Также проблема вины рассматривается в психоанализе в контексте эдипова комплекса . ——————————— См.: Rix R. W. Was Oedipus framed& // Orbis lillerarum. Copenhagen, 1999. Vol. 54. N 2. P. 144 — 145.

Согласно Зигмунду Фрейду источником чувства вины является страх, который позднее трансформируется в совесть. Этот страх выступает в двух формах — двух источниках вины: 1) страх перед авторитетом — принуждает к отказу от удовлетворения первичных позывов; 2) страх перед «Сверх-Я» — более поздний — принуждает к отказу от запретных желаний и реализует наказание. Следующий подход к вопросам вины раскрывается в теории научения и бихевиоризма . В отличие от психоанализа указанные теории обозначают корреляты, определяющие основные источники развития чувства вины. Именно они оказывают влияние на взаимодействие одного человека с другим. Выдающийся исследователь поведения Б. Ф. Скиннер выдвинул несколько любопытных положений, касающихся истоков вины. С его точки зрения, процесс развития вины проходит в основном под воздействием научения (оперантное поведение). Если хорошие поступки человека постоянно вознаграждаются, а плохие порицаются, то у него формируется ощущение (или понимание), какое поведение правильное, а какое нет. Поэтому знание «что такое хорошо и что такое плохо» формируется у человека в процессе усвоения им нравственных норм, т. е. путем оперантного научения . Его суть состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Таким образом, чувство вины представляет собой страх, охватывающий индивида после совершения поступка, за который он ранее был подвергнут наказанию. Скорость, с которой оперантное поведение по усвоению чувства вины приобретается и сохраняется, во многом зависит от режима и качества применяемого подкрепления. Наказание временно уменьшает вероятность того, что проступок повторится. Предполагаемая цель наказания — побудить человека не вести себя определенным образом. Указанное положение в полной мере согласуется с целями правоохраны. ——————————— Бихевиоризм (от англ. «behaviour» — поведение) — ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. Возник на рубеже XIX — XX вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Методика эксперимента основана на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул — реакция». См.: Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996. Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение, не подкрепленное или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться.

Экзистенциалистский взгляд на человека и его чувство вины берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства . ——————————— Экзистенциализм (от позднелат. «exsistentia» — существование), или философия существования. Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая согласно экзистенциализму непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Экзистенциалисты подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. См.: Schalow F. The Hermeneutical design of Heidegger’s analysis of guilt // Southern j. of philosophy. Memphis, 1985. Vol. 23. N 3. P. 361 — 376.

Представители данного направления считают, что вина существует автономно и не связана с нарушением запретов. «Вина человека изначальна и абсолютна» . Вина выступает следствием несовершенства человека. Поскольку говорится о невозможности избежать экзистенциальную вину, то признается важность ее осознания. ——————————— Тульчинский Г. А. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб.: Изд-во РХГИ, 1966.

Выдающийся американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-гуманистической психологии Ролло Мэй, выделил три формы экзистенциальной вины . Первая — результат отсутствия единства субъекта и близкого ему человека. Эта разновидность вины, по мнению Мэя, возникает из-за невозможности полного слияния с другим человеком. Человек не может посмотреть на мир глазами другого человека, не может почувствовать то же, что другой человек, не может слиться с ним воедино. Такая обособленность создает непреодолимый барьер, отделяющий человека от других людей, становится причиной межличностных конфликтов. ——————————— См.: Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 385 — 386.

Вторая — результат «потери возможностей» или появление вины вследствие недостаточной самореализации. Здесь речь идет о возможностях развития человека — интеллектуального, социального, физического и эмоционального. Пределов данному развитию, по мнению Мэя, не существует, однако люди не всегда стремятся к развитию, что приводит к экзистенциальной вине. Третья форма возникает из-за потери связи с природой или Абсолютом. Автор считает, что слияние человека с природой необходимо, полезно и насущно, отсюда ощущение, что человек не способен к полному слиянию с ней. Нельзя игнорировать тот факт, что человек вышел из природы и продолжает оставаться ее частью. Экзистенциальные психологи, рассматривая чувство вины, большое внимание уделяют совести . Так, М. Хайдеггер указывает на возможное «виновен» как на зов предостерегающей совести. В. Франкл определяет совесть как орган, позволяющий в любой ситуации уловить истинный смысл. С точки зрения М. Бубера, экзистенциальная вина возникает тогда, когда кто-либо наносит вред порядку человеческого мира, основания которого он знает, признавая их в качестве оснований и своего собственного и общечеловеческого существования. Профессор М. Бубер полагает, что для переживания вины необходима более глубокая совесть, чем та, о которой говорится в психоанализе. Такую совесть М. Бубер называет личной совестью. В результате деяния с высоты совести, когда человек в равной степени виновен и перед другими людьми, и перед миром, и перед тем трансцендентным, что поставлено высоко над ним, происходит исправление, «заглаживание» вины . ——————————— См.: Бубер М. Вина и чувство вины // Вестник РАТЭПП. 1994. N 2. С. 7 — 34. См.: Бубер М. Вина и чувство вины // Московский психотерапевтический журнал. 1999. N 1. С. 59 — 86.

В экзистенциальной психологии понятие вины и совести неразрывно связано с понятием ответственности. Так, В. Франкл под чувством вины понимает экзистенциальную тревогу, которая «возникает из чувства ответственности» . Согласно М. Хайдеггеру быть виноватым — значит быть «ответственным за», в свою очередь, М. Бубер полагает, что личная совесть обеспечивает «принятие ответственности перед своим отношением к своему бытию». ——————————— См.: Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.

Таким образом, психологи экзистенционального направления абсолютизируют феномен вины, приравнивая его к существованию человека. Когнитивно-ориентированные психологи выделяют в исследованиях процесс познания. Основным понятием выступает понятие «когнитивная структура». Вина понимается противоположно пониманию экзистенциальных психологов и определяется как субъективная реальность, способ интерпретации событий. В некоторых когнитивных теориях возникновение вины связано с такими понятиями, как «причинное объяснение», «каузальная атрибуция». Вина является результатом интерпретации произошедшего события. Когнитивная психологическая школа базируется на том, что переживание вины происходит в виде процесса, состоящего из двух стадий. Первая стадия переживания вины характеризуется вербально-оценочной реакцией индивида (например, «Я не должен делать этого!»). На второй стадии вербально-оценочная реакция запускает вегетативно-висцеральную реакцию страха. Представители когнитивной психологии считают, что вина — это субъективный феномен, состоящий из интерпретации локуса контроля , идентификации несоответствия «Я» реального и «Я» идеального, стандартов и реального поведения. ——————————— Когнитивная психология (лат. «cognitio» — знание, познание) — направление в психологии, возникшее в США в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в противовес бихевиоризму. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. Локус контроля (от лат. «locus» — место, местоположение и франц. «controle» — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний, локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний, локус контроля). Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Экспериментально показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью (идеальному «Я» всегда приписывается внутренний локус контроля).

Таким образом, в зарубежной психологии вину рассматривают как фактор, способствующий расщеплению сознания, что приводит к неврозу личности. Вину рассматривают в качестве условного рефлекса, который можно вырабатывать с помощью оперантного научения и отождествляют ее со страхом перед наказанием. В рамках данной концепции вине приписывается социально положительный характер. Вину также рассматривают как нечто изначальное и абсолютное, что нельзя избежать ни одному человеку, и поэтому полезно ее осознать. Также вину обозначают как субъективный феномен и как способ интерпретации событий. Некоторые ученые (К. Муздыбаев , С. Рубинштейн , В. Столин и другие) считают, что вину необходимо рассматривать в контексте с такими понятиями, как «поступок», «ответственность», «выбор». Без анализа этих понятий, по мнению авторов, изучение вины как психологического феномена представляется формальным и бессодержательным. Полагаем, что приведенная научная позиция представляет интерес при изучении вины в юриспруденции. ——————————— См.: Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб.: Институт социологии РАН, 1995; Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 21. См.: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1976. С. 362; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 455. См.: Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.

В этой связи необходимо обратить внимание на некоторые концепции, определяющие взаимосвязь категории вины и вышеперечисленных понятий. Рассмотрим наиболее часто встречаемую категорию, определяющую вину, — «поступок». Поступок — это действие, в котором проявляется личность, т. е. действие, соотнесенное с моральными ценностями и идеалами, требующее морального выбора; действие, включающее в себя внутреннюю мотивацию. Так, основанием для переживания вины считают «неправильный» поступок. Результатом поступка, вступившего в противоречие с моральными, этическими или религиозными нормами, будет акт переживания вины. Обычно чувство вины напрямую связано с осознанием факта проступка или предательства собственных взглядов и убеждений. Известный отечественный ученый С. Л. Рубинштейн отмечал, что «почти каждое человеческое действие есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к другому человеку, выражающий отношение к нему» . «Поступок — это действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям» . ——————————— Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1976. С. 362. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 455.

Анализ отечественной литературы позволил нам выделить следующие базисные характеристики поступка: взаимная опосредованность поступка и личности; связь с отношениями личности; двухсубъектность как взаимоотношение; осознанность или сознательность; произвольность; единство генеза поступка и самосознания; полимотивированность; детерминированность конфликтными отношениями; выбор. Поводом для вины становятся собственные действия человека или неспособность к каким-либо действиям. Причиной для переживания вины с равной легкостью и равной вероятностью может стать как действие, так и бездействие, т. е. как имевшие место чувство, мысль или поступок, противоречащие этическим нормам, так и чувство, мысль или поступок, отсутствовавшие в определенное время и в определенной ситуации, в которой они были уместны и желательны. Не столь редки случаи, когда человек испытывает чувство вины перед самим собой. Как правило, это происходит, когда он понимает, что его поступок вступает в противоречие с его внутриличностными особенностями, установками и традициями. Несмотря на то что основной причиной вины является проступок, человек может чувствовать себя виноватым даже в тех случаях, когда на самом деле он не совершил никакого поступка или не имел возможности поступить иначе. С точки зрения одного из исследователей социальной психологии вина выступает как следствие проступка или преступления, их нравственной, дисциплинарной или юридической оценки. Мера ответственности, наказание должны соответствовать степени вины нарушившего общественный порядок, нормы морали или дисциплины. При определении степени вины необходимо исходить из внутренних условий и внешних обстоятельств проступка, преступления, а также учитывать их тяжесть. Личные возможности управлять своим поведением зависят от характера, темперамента, возраста, психического состояния, от знания законов и т. д. Автор считает, что именно поэтому степень вины разных людей даже за один и тот же проступок, преступление может быть, с точки зрения их внутренних условий неодинаковой. Нельзя не считаться и со сложностью, опасностью, новизной обстоятельств, в которых оказался человек . ——————————— См.: Крысько В. Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.: АСТ, 2001.

Читайте также:  Две точки зрения на беловежское соглашение

Что касается тяжести проступка, преступления, то она определяется независимо от тех или иных индивидуальных особенностей личности. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может сожалеть о своем проступке, испытывать угрызения совести, раскаяние, чувство стыда за причиненные другим людям неприятности или социальный вред обществу. В дальнейшем, осознав свою вину, человек стремится к исправлению своего поведения, совершает такие действия, которые послужат искуплению содеянного. Таким образом, основным условием для переживания вины является наличие конфликта мотивов и выбора при совершении поступка. Понятие «выбор», как и понятие «вина», отсутствует во многих отечественных психологических словарях. По мнению Ф. Е. Василюка , выбор является одним из главных актов жизнедеятельности человека. Главными характеристиками выбора принято считать активность, самостоятельность и субъектность «Я» выбирающего. ——————————— См.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Московского университета, 1984.

По мнению В. Л. Васильева, «человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора одной из альтернатив поведения, и от него всегда ожидается проявление нормальных реакций на взаимодействие среды. Эти требования, в социальной психологии называемые «социальными ожиданиями», необязательно исчерпывающим образом сформулированы, они как бы подразумеваются сами собой» . Любой поступок, имеющий значение, всегда характеризуется избирательностью. ——————————— Васильев В. Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1991. С. 127.

Известным отечественным психологом Д. А. Леонтьевым выделено три типа выбора: простой, смысловой и личностный. В силу существования различных типов выборов возможны и разные формы отношений к совершенному поступку, в том числе и различные формы вины. Выбор становится доступным человеку тогда, когда он вырабатывает способность к регуляции своего поведения на уровне логики социальной нормативности. Это простой выбор, ориентированный на нормы, базируется на желании принадлежать к группе, т. е. ориентация на внешние нормы, которые воспринимаются как свои. При оценивании поступка, обусловленного таким типом выбора, у человека формируется способность переживать вину. Вина же в условиях смыслового выбора приобретает наиболее зрелые формы, так как возникает в случае предательства личных ценностей. На свободный или личностный выбор может претендовать лишь зрелая личность. ——————————— См.: Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М.: Смысл, 1997.

Развивая идею ответственности, социальные психологи считают, что человек должен отвечать за свой проступок или преступление, так как он имеет возможность оценивать обстоятельства, в которых он действует, способен отдавать отчет в своих действиях, предвидеть их последствия и строить свое поведение, исходя из требований общества, норм морали и дисциплины. Кроме того, переживание вины может возникнуть в связи с безответственным поступком. Существует тесная связь между чувством ответственности и порогом переживания вины. Чем выше ответственность, тем больше возникает вероятность, что у человека будет развиваться чувство вины. Некоторые психологи делают вывод, что «вина связана с осуждением своего поступка самим индивидом. Она включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Возникает в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность» . ——————————— Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение (Теория и методология исследования). Красноярск, 1988. С. 199 — 200.

Чувству вины присущи некие внутренние стимулы или естественные сигналы, связанные с неблагоприятными социокультурными условиями. Каждая культура и каждый социальный институт (семья, церковь, общество и т. д.), в основе которых лежат этические и моральные принципы, формируют некие условные сигналы вины, они предписывают определенные стандарты поведения и пытаются внушить их подрастающему поколению. Будучи сформулированными, эти предписания (моральные и этические принципы) образуют когнитивный компонент совести . ——————————— См.: Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 369.

Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Чувство вины создает предпосылки для возникновения моральных и нравственных норм, которые выражают себя в совести. Поддержание общественного согласия по поводу выработанных и принятых обществом норм и законов — одна из самых конструктивных функций вины. Поэтому чувство вины может также играть регулирующую функцию в поведении человека, определяя его характерные действия и поступки. Обзор научных воззрений, связанных с проблематикой вины, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день нет однозначной трактовки термина «вина» и единого понимания этого явления как в разных отраслях человеческого знания, так и внутри самих отраслей. На практике это привело к расширению данного понятия и размытости его границ. Вместе с тем полагаем, что дальнейшее изучение концепции вины с позиции юридической психологии приобретает все большую актуальность с развитием современных методов психофизиологического исследования (например, использование полиграфа в оперативно-розыскной работе, уголовном производстве и в кадровой работе).

Сущность вины в психологии

Вина является эмоцией, с помощью которой проявляется совесть. Это недовольство собой, переживание несоответствия моральным требованиям и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего Я или — у верующих — перед Богом. В имплицитном сознании вина обозначается как отрицательное отношение к своему поступку, угрызение совести, раскаяние, сожаление. Кроме того, признание своей вины и испытывание чувства вины — вещи разные. В первом случае слово «вина» обычно используется в значении виновность .

Вина — не что иное, как эмоциональное обострение совести. Комплекс вины напоминает, что у нас есть совесть, но делает это лишь после того, как мы не воспользовались ее советами.

Зигмунд Фрейд (Freud, 1959) рассматривал вину как нравственную разновидность тревоги, как «тревогу совести». Этой же точки зрения придерживается и другой психоаналитик — Г. Мандлер (Mandler, 1975), утверждающий, что вина и тревога — это разные названия одного и того же явления. Вина, по этому автору, — это тревога относительно реального или воображаемого промаха. Переживание этой разновидности тревоги запускает особый защитный механизм, с помощью которого человек пытается загладить или нейтрализовать ущерб, нанесенный его ошибочными действиями.

Некоторые западные психологи отмечают тесную связь вины со страхом (Switzer, 1968; Sarason, 1966), а О. Маурер (Mowrer, 1960) вообще отождествляет вину со страхом перед наказанием. Такая позиция авторов объясняется тем, что они придерживаются представлений о генезисе вины с позиции теории научения, где наказание (порицание) является основным фактором. Несмотря на имеющиеся различия, с легкой руки З. Фрейда вина рассматривается многими учеными-психоаналитиками и практиками-психотерапевтами как деструктивный психологический феномен.

Мне представляется, что авторы, придающие большое значение внешнему наказанию и отождествляющие вину и страх, допускают ошибку. Страх перед наказанием имеется и у преступников, но все ли они испытывают вину за содеянное? Дело не во внешнем наказании и не в страхе, а в том, что переживание вины, угрызение совести само по себе является наказанием для человека .

Кроме того, некоторые авторы (MacKennan, 1938; Miller, Swanson, 1956, и др.) показали, что для эффективного научения вине более подходят не методы физического наказания, а психологические, ориентированные на «любовь» (при использовании их родителями, находящимися в психологическом контакте с ребенком). Именно боязнь потерять любовь родителей чаще всего приводит к раскаянию, угрызению совести, тревоге, то есть к переживанию вины (MacKennan, 1938).

Интересен в этом плане эксперимент, описанный А. Н. Леонтьевым. Ребенку предлагалось достать удаленный от него предмет, не вставая со своего места. Несмотря на то что ребенок после ухода экспериментатора нарушал данное правило, встав со своего места, пользуясь отсутствием наблюдения за ним, он не смог впоследствии принять от экспериментатора в награду за выполненное задание шоколадную конфету. Конфета, столь желанная вначале, оказалась горькой — вызывала слезы. Эти слезы ребенка дошкольного возраста свидетельствуют о способности маленького человека уже в таком возрасте переживать вину по поводу нарушения принятого правила.

По мнению ученых, вина — самостоятельный феномен, помогающий снижать тревогу и избегать серьезных психических расстройств. С этих позиций вина играет положительную роль.

Ситуации, при которых возникает чувство вины:

• когда человек не может выполнить то, что должен;

• когда человек сделал или не сделал что-то в прошлом и теперь сожалеет об этом;

• когда он делает то, что «должен», но в глубине души сожалеет о своем поступке;

• когда он собирается сделать что-то, чего делать «не должен», и потому переживает тревогу, стресс и угрызения совести.

Такие ситуации неоднократно появлялись в жизни советских граждан, ломая души самым ответственным и совестливым. Например, в свое время в ЦК КПСС по инициативе Сталина было «состряпано» письмо, подписанное известными еврейскими учеными и общественными деятелями, с просьбой выселить евреев в Сибирь. Илья Эренбург и Марк Рейзен это письмо не подписали и закончили жизнь без чувства вины за такой поступок. Секретарь Союза писателей СССР, известный писатель и член ЦК А. Фадеев должен был визировать ордера на аресты писателей, прекрасно сознавая их невиновность. Из-за чувства вины он не вылезал из запоев и в конце концов застрелился.

Е. В. Короткова (2002) показала, что мужчины чаще всего рассматривают вину в качестве категории, описывающей объективный компонент поступка. Так, 39,3 % респондентов определяют вину как преступление, проступок, нарушение или отклонение от законов; 16,5 % мужчин выделяют когнитивный компонент вины, определяя данное понятие в качестве осознанного понимания, осознания или признания неправильного, недостойного поступка; 6,0 % мужчин определяют вину в качестве состояния; 5,1 % вместо категоризации предлагают конкретное описание переживания или поступка. Лишь 19,0 % мужчин относят вину к чувству, а 3,6 % — к эмоциям. Остальные определения вины (10,5 %) и стыда (19,5 %) носили индивидуальный низкочастотный характер.

Наиболее частотной дефиницией вины и стыда у женщин выступает понятие «чувство». Вину в качестве чувства определяют 49,1 % женщин, 2,7 % относят ее к эмоциям. В 9,6 % случаев вина определялась в качестве угрызения совести, 9,0 % женщин вместо определения предложили конкретные примеры, в которых описание начинается со слова «когда». В 7,2 % случаев вина определялась как состояние (души, эмоциональное); по 3,4 % женщин относили вину к ощущению и осознанию поступка. Остальные определения вины (19 %) и стыда (14,4 %) носили низкочастотный индивидуальный характер.

Что касается полоролевых отличий, то в группе мужчин вина чаще всего определяется в качестве объективной категории (преступление, поступок, нарушение или отклонение от законов), близкой к юридическому толкованию термина. Давая определение понятию «вина», мужчины часто делают акцент на когнитивном компоненте феномена (осознание, понимание, признание). Стыд они наиболее часто определяют не только в качестве чувства и состояния, но и в качестве комплекса, недостатка. Группа женщин определяет и стыд, и вину в терминах, акцентирующих эмоциональный компонент феномена: чувство, состояние, ощущение.

Человек чувствует вину без оглядки на мнения других. Другие люди могут считать, что он не виноват, и даже убеждать его в этом, но если индивид ощущает, что виновен, посторонние мнения не могут устранить его внутреннего переживания. Вина возникает в ситуации, когда индивид чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушений долга.

Чувство вины: польза и вред, как избавиться

  • Смущение, стыд и вина
  • Ценность чувства вины
  • Чувство вины в психологии
  • Неоправданное чувство
  • Правильный выбор
  • Как оставаться собой
  • Работа с чувством вины

Кто из нас не сталкивался в своей жизни с чувством вины? Это болезненное ощущение часто доставляет неудобства, давит на нас. Хотя чувство вины несет не только негативную функцию. Ведь именно с его помощью мы можем отличить добро от зла. Оно помогает нам сопереживать окружающим.

Если по каким-то причинам мы нарушили свои обещания, подвели другого человека, не выполнили обязательств, то сразу же возникает чувство вины. Оно становится поводом для появления других неприятных эмоций, например, тревоги или напряжения, неловкости или самобичевания. Но, по мнению психологов, чувство вины – это признак психологического здоровья человека. Об этом пишет социальный психолог Дэвид Майерс. Он говорит, что именно благодаря возможности испытывать вину мы становимся лучше. Человек осознает негатив от своего поступка, понимает, что предал собственные моральные ценности, не оправдал чьих-то надежд. Чувство вины позволяет нам избегать подобных проступков в будущем. Оно заставляет нас извиниться перед другими людьми, предложить свою помощь. Мы становимся более внимательными к окружающим, более чуткими. Взаимоотношения с родственниками, друзьями и коллегами улучшаются, становятся более человечными.

Читайте также:  Смысл сознания с точки зрения философии

Чувство вины зависит от характера человека. Если вы предъявляете к себе серьезные требования, если вы стараетесь соответствовать высокой заданной планке, то и чувство вины будет появляться чаще. Оно похоже на знак, на указатель, наставляющий на правильный путь. С помощью этого неприятного, но очень полезного ощущения мы можем отличить добро от зла. Исследователь психологии эмоций Кэррол Изард утверждает, если бы в нашем обществе никто не чувствовал вину, то жить в нем было бы опасно. Хотя в реальной жизни тревога и напряжение часто могут негативно сказаться на наших действиях. Они могут стать причиной бессмысленного самобичевания. Поэтому стоит узнать, как бороться с чувством вины.

Смущение, стыд и вина

Главная особенность, которой обладает чувство вины – это осуждение самого себя. У каждого человека есть нравственные правила – не воровать, не лгать, не нарушать обещаний и так далее. Если по какой-то причине, в реальности или в воображении, человек оступается, не соответствует собственным нравственным правилам, то он старается исправить ситуацию. Чувство стыда – это социальное чувство. Здесь страх идет из-за неприятия обществом ваших поступков, отвержения или исключения вас из социальной группы. Чувство стыда развивает в человеке комплексы, он начинает считать себя хуже остальных. Он может решить, что не соответствует обществу в плане образования, материального положения, гардероба и других признаков. Последствия чувства стыда – желание не появляться в обществе, спрятаться. Чувство смущения возникает неожиданно, оно связано с «потерей лица», несоответствием собственным правилам. Обычно смущение сопровождается неловкостью и замешательством.

Ценность чувства вины

К напряжению или тревоге, которые появляются из-за чувства вины, добавляется и сожаление. Человек сожалеет, что совершил определенный поступок, осознает, что мог поступить иначе. Хотя груз вины довольно тяжел, но и положительное качество в нем тоже присутствует. Мы воссоздаем образ правильного поступка, того, как мы могли повести себя в ситуации. Именно сожаление побуждает нас раскаяться. Эта тема была широко представлена философами-экзистенциалистами. Они утверждали, что раскаяние помогает человеку выбрать себя. Это тяжелый духовный труд, но результатом станет истинный путь, возможность обрести самого себя. После этого наступает прощение.

Чувство вины в психологии

Существует ряд эмоций, которые называются универсальными – это страх, печаль, удивление. К этой категории можно отнести и вину. Некоторые исследователи, например, психоаналитик Жак Лакан, считали, что чувство вины может быть врожденным. Похожие мысли высказывала Мелани Кляйн. Она говорила, что вина возникает в первые месяцы жизни. В этот период ребенок испытывает смешанные чувства к своей матери. Он одновременно может любить и не любить ее.

Показательно то, что чувство вины часто отсутствует у людей с психическими заболеваниями. Поэтому считается, что эта эмоция свидетельствует о здоровой психике. Зигмунд Фрейд называл эту часть личности «Сверх-Я», она отвечает за возникновение морали. И не нужно учиться, как избавиться от чувства вины, нужно суметь принять его. Также важно отличать реальное чувство вины от того, что мы сами себе придумали.

Зачастую возникает манипуляция чувством вины. Эту эмоцию легко культивировать, поэтому многие люди ею пользуются. Как часто наши престарелые родственники, бабушки и дедушки, сетуют на то, что мы не можем их часто навещать. Решающим аргументом в жалобах становится фраза, что они скоро умрут, и навещать будет уже некого. Естественно, что такие слова оказывают сильное давление. Мы начинаем испытывать вину, страдать из-за своей невнимательности, из-за несоответствия установленным правилам. Мы придумываем себе идеальный образ, а потом укоряем себя из-за собственного несовершенства. Более того, чувство вины способно заставить человека наказывать себя. Из-за него мы ставим свои интересы на второй план, отдавая предпочтение интересам других людей.

Если постоянно испытывать чувство вины, то и отношение человека к самому себе станет гораздо хуже. Чтобы этого не произошло, необходимо тщательно обдумывать все свои поступки и решения. Если это чувство не мнимое, если вы действительно виноваты, то стоит загладить свою вину перед другим человеком. Как бы просто это не звучало, не каждый человек способен грамотно проанализировать свои поступки. Единственным решением, которое он принимает, будет деструктив, культивирование собственных ошибок, ухудшение отношения к самому себе. Порой все это сопровождается возникновением неприязни или ненависти к тем людям, которых мы обидели. Другой вариант развития событий – это психологическая защита. Мы будто закрываем дверь к собственному чувству вины, стараемся никого туда не пускать, пытаемся спрятать эту эмоцию. Но такой способ работает только первое время.

Неоправданное чувство

Чувство вины в психологии – это достаточно сложная эмоция, порой она бывает обманчивой. То есть, мы вроде не сделали ничего плохого, однако чувство вины почему-то возникает. Часто такая ситуация появляется у матерей. Если мать оставит ребенка под присмотром другого человека, а сама отправиться отдыхать и развлекаться, то чувство вины не будет покидать ее в течение всего вечера. Хотя по сути ничего плохого мать не сделала. Иногда ложное чувство вины преследует человека, выжившего в аварии. Он считает себя виноватым в том, что другие люди погибли. Обманчивое чувство вины требует искупления, и это требование растет и увеличивается с каждым днем. Естественно, что мы испытываем переживания как и при истинном чувстве вины. Основа мнимой вины – это ощущение собственной беспомощности. Человек не мог изменить исход аварии, но это признание собственного бессилия воплощается в чувстве вины. Психологическая защита искажает восприятие. Возникает чувство, что человек просто забрал шанс выжить у другого, хотя это не так.

Состояние, когда чувство вины возникает безо всякого повода, называется невротической виной. Она похожа по своим проявлениям на истинную эмоцию, однако есть и свои специфические черты. При невротической вине мы постоянно повторяем: «Я как всегда виноват». Это чувство возникает в детском возрасте. В этот период человек не может определенно сказать, чего стоит ожидать от себя, не может верно трактовать собственные поступки. Например, настроение и поведение его матери для него недоступно, он не может быть ответственным за него. Часто люди культивируют в себе вину за развод родителей, за их болезнь и проносят ее через годы, а то и через десятилетия. Естественно, что ребенок не может быть виноватым в разводе, однако возникшее и закрепившееся чувство вины оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. И как справиться с чувством вины, чтобы не страдать за ошибки других людей? Необходимо еще раз продумать все причины этой эмоции, взглянуть на них под другим углом, с высоты собственного возраста и опыта.

Правильный выбор

Типичная ситуация – мы выбираем отпуск, который уже давно планировали, вместо ухода за больными родителями. Сразу же возникает чувство вины, которое отравляет весь наш отдых. Мы уже не так радуемся солнцу и морю, предпочитаем грызть себя за свои поступки. Еще один пример – это неверность мужа. Он обещает любовнице уйти к ней, бросить жену, однако из-за ее состояния здоровья или жалости этого не делает. То есть, муж уходит от выбора, предпочитая вместо сложной ситуации внушить чувство вины.

Нельзя сказать, что все наши действия, проступки или ошибки можно оценивать с одной точки зрения. В жизни бывают довольно сложные ситуации, которые вынуждают нас на определенные действия. Не так просто провести границу между добром и злом, ведь ее просто не существует. Если верить Иммануилу Канту, то ложь всегда является злом. Но в жизни встречаются примеры благородной лжи, лжи во спасение. Полицейские врут террористам, чтобы заставить тех освободить заложников. Будет ли такая ложь считаться злом?

Часто проблема чувства вины возникает из-за конфликта между эмоциями и долгом. В этом случае мы всегда будем ощущать вину вне зависимости от выбранного пути решения. Эта ситуация описана в рассказе «Человек на часах» Николая Лескова. Примечательно, что рассказ основан на реальном случае, это дополнительно подтверждает, что жизненные ситуации достаточно неоднозначны. По сюжету рассказа главный герой стоит на посту у Зимнего дворца и слышит, что в Неве тонет человек. Ему запрещено уходить с поста, но необходимость спасти человеческую жизнь перевешивает чувство долга. В итоге главный герой чувствует вину за нарушение присяги и готов понести любое наказание. Он получает двести розог, и эта мера даже радует его. Похожие жизненные ситуации были у каждого. Основными факторами, на которые мы обращаем внимание во время мучительного выбора – это представления о хорошем и плохом, наша совесть.

Как оставаться собой

По мнению Жака Лакана, мы можем испытывать чувство вины исключительно из-за невозможности обратить внимание на собственные желания. Стоит сделать оговорку, что речь не идет о том, что нужно воплощать в жизнь все извращенные или преступные желания, следовать за каждой незначительной прихотью. Здесь имеется в виду жизненная сила, которая способна наполнить смыслом нашу жизнь. Мы знаем множество примеров, как музыканты или художники создавали уникальные шедевры, несмотря на голод или ужасные условия. Именно так мы можем прийти к самостоятельности, если будем следовать собственным желаниям. И здесь не нужно оглядываться на мнение окружающих , подстраиваться под кого-то . Мы сами выбираем дорогу, жизненный путь, по которому будем идти.

Чувство вины (если оно истинное) появляется, когда наши поступки отличаются от тех представлений, которые мы сами себе задаем. Мы будто перестаем ощущать собственную целостность. Сильное чувство вины провоцирует сильный стыд или боль. Мы не позволяем жалеть себя, больше погружаемся в уныние. Мы перестаем быть собой.

Работа с чувством вины

Прежде чем писать, что нужно делать с чувством вины, стоит определиться, чего делать точно не нужно. Никогда нельзя доверять решение проблемы алкоголю – это только усилит чувство. Не нужно оправдываться, потому что обычно это не работает. Но и забывать о вине, стараться запрятать ее глубоко, не обращать на эмоцию внимания тоже нельзя.

Верным способом решить проблему будет переосмысление себя. Вы должны понять свои истинные желания, осознать совершенные ошибки. И эти желания и поступки должны быть приняты вами. Не стоит пугаться своих устремлений. Чем больше вы от них убегаете, тем сильнее будет развиваться чувство вины.

Осознание решения проблемы может прийти не сразу, но через какое-то время вы точно поймете, что безвыходных ситуаций не бывает, что все решается, если хорошо подумать. Если вы действительно виноваты, то можете поблагодарить свое чувство вины за оперативный сигнал и начать искать пути решения проблемы. Извинитесь, предложите возместить ущерб или потери. И главное, сделайте выводы. Тогда в будущем вы сможете легче адаптироваться к ситуации, будете знать, как себя вести.

Но часто бывает, что мучает чувство вины уже после всех этих действий. Вроде вы все сделали правильно, но на душе остался осадок. Иногда этот осадок перерастает в сильное переживание, от которого, как кажется, просто невозможно избавиться. Что делать в этом случае?

В первую очередь стоит обратиться за помощью к родственникам или друзьям. Выскажите им все, что вас грызет. Они объяснят вам, что чувство вины уже в прошлом, что не стоит зацикливаться на нем, нужно жить дальше и идти вперед. Да, вы можете проговорить это самостоятельно, но часто мнение другого человека оказывается для нас более весомым, чем собственные доводы.

Хотя некоторые взрослые и умные люди вполне могут решить эту проблему и без посторонней помощи. Простой вопрос: «Зачем я продолжаю себя мучить?» легко избавляет нас от навязчивого чувства вины. Причем если вы продолжаете ощущать себя виноватым уже после этого вопроса, то вы просто сами задерживаете вину. Причин этому может быть несколько. Это и желание создать образ в глазах других людей. Вдруг они сочтут вас черствым, если не увидят чувства вины? Либо человек может спасать себя этой эмоцией. Не всегда нужно четко отвечать на вопрос: «Зачем я держу в себе чувство вины?» Иногда достаточно просто озвучить его в подсознании. Вопрос может помочь вытеснить постоянное чувство вины.

Часто чувство вины связано с умением прощать. Многие люди предъявляют к себе высокие требования и зачастую неспособны простить самих себя. Относитесь к себе помягче, если и это не помогает, то потребуйте простить себя. Хотя тут стоит сделать оговорку, чтобы умение прощать самого себя не превратилось в плохую привычку. Некоторые слишком быстро прощают, продолжая совершать глупые или некорректные поступки. Это свойство должно выступать в качестве дополнения к размышлению и осознанию собственных действий.

Некоторые люди настолько глубоко ощущают вину, что сделали ее частью своей личности. Это чувство стало привычкой, без которой они не могут представить свой мир. В этом случае причины чувства вины достаточно сложные, здесь стоит тщательно работать с личностью.

Постоянное чувство вины культивируется негативным мировоззрением. Если человек всегда видит мир в черном цвете, то он хуже начинает относиться к себе. Следовательно, постоянно ощущает вину. Стоит изменить отношение к жизни, посмотреть на мир с другой стороны, чаще улыбаться и видеть прекрасное в окружающем. Тогда чувство вины будет постепенно исчезать.

Источники:
  • http://center-bereg.ru/l2286.html
  • http://psyera.ru/sushchnost-viny-v-psihologii_10013.htm
  • http://constructorus.ru/psixologiya/chuvstvo-viny.html