Меню Рубрики

С научной точки зрения сущность антропогенеза заключается в том что

Антропогенез — процесс появления и эволюции первобытных людей, процесс эволюционного формирования физического типа современного человека homo sapiens (человека разумного).

По критериям зоологической систематики, человек относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), подотряду узконосых (Catarhini), надсемейству гоминоидов (Hominoidea), семейству гоминид (Hominidae), роду Homo.

Животное происхождение человека подтверждается рядом признаков, указывающих на то, что человек — это результат длительной эволюции позвоночных. В эмбриональном периоде развития у зародыша закладываются многие признаки рыбообразных предков. От земноводных человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые также имеются у зародыша. Специфические видовые человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.

Рудименты и атавизмы также служат важным свидетельством родства человека с животными.

Однако человек имеет и коренные отличия. К фундаментальным отличиям человека от животных относится наличие разума, обладание человеческой речью и способность к труду.

Проблема антропогенеза относится к числу сложнейших естественнонаучных проблем. Естественнонаучный аспект проблемы заключается в определении места человека разумного в животном мире. Речь идет об эволюции человека как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.

Чарльз Дарвин является основоположником симиальной концепции происхождения человека. Согласно этой концепции, человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего, по мнению Дарвина, ископаемое африканское обезьяноподобное существо. Таким образом, человек был включен в общую цепь эволюционных изменений органического мира.

Вся дальнейшая эволюция человека представляла собой ряд последовательных во времени типов, каждый из которых характеризовался определенными морфологическими чертами, уровнем развития материальной культуры и, вероятно, социального поведения.

Отечественные антропологи выделяют четыре стадии антропогенеза:

Стадия 1: австралопитековые. Они являлись предшественниками человека. Начиная с 1924 года в Южной Африке и с 1959 года в Восточной Африке, имела место череда открытий костных останков двуногих высокоразвитых ископаемых предков. Возраст останков составлял от 5 до 2,5 млн. лет. Австралопитековые являлись гоминидными приматами, были наземными существами, жили на открытых степных пространствах типа саванн. Они вели стадный образ жизни и передвигались на двух ногах. Объем мозга у австралопитеков составлял 520 см3. Наиболее важно то, что австралопитековые систематически использовали камни и другие естественные предметы как орудия нападения, защиты и добывания пищи.

Стадия 2: древнейшие люди (архантропы, питекантропы). Их костные останки и памятники их материальной культуры обнаружены в Азии, в Европе и Африке. По физическому типу они были примитивными существами, сохранявшими в строении немало обезьяньих особенностей. Для них характерна развитая орудийная деятельность, использование огня. Объем мозга питекантропов составлял от 900 до 1000 см3. Период их существования охватывает промежуток времени в 1,3 млн. лет. Абсолютный возраст питекантропов колеблется от 1,6 млн. лет (кенийский питекантроп) до 300 тыс. лет (архантроп из Тотавеля).

Стадия 3: палеоантропы (неандертальцы). Они заселяли обширные территории Старого Света. Изучение многих антропологических находок показало, что в эволюции неандертальцев можно выделить две основные линии. Одна из них — западноевропейские неандертальцы (их возраст 40 — 50 тыс. лет) — оказалась более удаленной от исходной предковой формы (антропоида), чем современный человек.

В 20 — 30 годах на территории Западной Европы были обнаружены скелетные останки палеоантропов. В геологическом отношении они были гораздо древнее поздних неандертальцев. В морфологическом строении они сочетали прогрессивные признаки, сближающие их с палеоантропами, и некоторые архаические особенности. Эта линия оказалась более перспективной. Не обремененные специализированными особенностями и жившие на 100 тыс. лет раньше, эти палеоантропы могли эволюционировать в направлении вида homo sapiens.

Неандертальцы изготовляли более 60 видов орудий труда, вели развитый охотничий промысел, занимались собирательством, жили в постоянных селениях. Также у них происходила специализация труда.

Стадия 4: неоантропы (кроманьонцы). Они появились около 100 тыс. лет назад, и заселяли уже практически всю территорию Старого Света. Именно у них на смену первобытному стаду пришло родовое общество. Кроманьонцы были высокого роста (до 180 см), с объемом черепной коробки до 1400 см3, владели членораздельной речью. С появлением кроманьонцев эволюция человека вышла из-под контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8447 — | 6702 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Антропогенез(от греч. anthropos – человек, genesis – развитие) – процесс развития современного человека, палеонтология человека; наука, изучающая происхождение человека, процесс его развития.

Количество теорий о происхождении человека огромно, однако основными являются две – теории эволюционизма(возникшая на основе теории Дарвина и Уоллеса) и креационизма(возникшая на основе Библии).

Вот уже около полутора столетия не стихают дискуссии между сторонниками этих двух различных теорий в биологии и естествознании.

Согласно эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Место человека в отряде современных приматов таково:

1)подотряд полуобезьян: секции лемуроморфных, лориморфных, тарсииморфных;

2)подотряд антропоидов:

а)секция широконосых обезьян: семейство игрункообразных и капуцинообразных;

б)секция узконосых обезьян:

• надсемейство церкопитекоидов, семейство мартышкообразных (низшие узконосые): подсемейство мартышковых и тонкотелых;

• надсемейство гоминоидов (высшие узконосые):

• семейство гиббонообразных (гиббоны, сиаманги);

• семейство понгид. Орангутан. Африканские понгиды (горилла и шимпанзе) как самые близкие родственники человека;

• семейство гоминид. Человек – его единственный современный представитель.

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств — палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:
§ время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

§ существование древнейших людей: питекантропа;

§ стадия неандертальца, то есть древнего человека;

§ развитие современных людей (неоантропов).

Теория творения (креационизм).
Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Теория внешнего вмешательства (палеовизит).
Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

г) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.

Теория пространственных аномалий.
Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии — гуманоидной триады, под которой принято пониматьсубстанции, слияние и взаимодействие которых привело к возникновению человечества. Данные субстанции образуют цепь «Материя — Энергия — Аура», характерную для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Данная теория считает материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями: идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведет к возникновению элементарных частиц, находящихся в энергетическом взаимодействии между собой. Аура — это информационный элемент мироздания. Она способна оказывать влияние на материю и энергию, но и сама зависит от них, то есть здесь тоже наблюдается взаимодействие. Она больше похожа на компьютер, хранящий и обрабатывающий информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперед.

Впрочем, последователи теории пространственных аномалий полагают, что развитие человеческой цивилизации, а может быть, и других цивилизаций вселенной, делает ауру всё более похожей именно на Вселенский разум и даже на божество, возможности которого возрастают по мере развития и распространения разума во Вселенной.

Биосфера Земли. Взаимодействие организмов со средой обитания. Экология. Сущность экологического кризиса.

Биосфе́ра — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».

Границы биосферы

  • Верхняя граница в атмосфере: 15—20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов.
  • Нижняя граница в литосфере: 3,5—7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.
  • Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 10—11 км. Определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

Структура Биосферы: [2] :

  1. Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, физико-химически едина, вне зависимости от их систематической принадлежности. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4…3,6·10 12 т (в сухом весе) и составляет менее одной миллионной части всей биосферы (ок. 3·10 18 т), которая, в свою очередь, представляет собой менее одной тысячной массы Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты», поскольку живые организмы не просто населяют земную кору, а преобразуют облик Земли. Живые организмы населяют земную поверхность очень неравномерно. Их распространение зависит от географической широты.
  2. Биогенное вещество — вещество, создаваемое и перерабатываемое живым организмом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь большую часть атмосферы, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.
  3. Косное вещество — продукты, образующиеся без участия живых организмов.
  4. Биокосное вещество — вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.
  5. Вещество, находящееся в радиоактивном распаде.
  6. Рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений.
  7. Вещество космического происхождения.

Эколо́гия — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Сложности определения экологии

  • Неопределённость границ дисциплины и взаимоотношения со смежными дисциплинами
  • Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
  • Деление экологии на общую экологию и частную экологию
  • Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем
  • Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
  • Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.

Современная экология — сложная, разветвлённая наука. Полагают, что вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

  1. Всё связано со всем
  2. Ничто не исчезает в никуда
  3. Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.
  4. Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»)

Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии.

В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:

  • Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде).
  • Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.
  • Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.

Также выделяют геоэкологию, биоэкологию, гидроэкологию, ландшафтную экологию, этноэкологию, социальную экологию, химическую экологию, радиоэкологию, экологию человека, антэкологию и др.
В связи с многогранностью предмета и методов исследований в настоящее время некоторые ученые рассматривают экологию как комплекс наук, который изучает функциональные взаимосвязи между организмами (включая человека и человеческое общество в целом) и окружающей их средой, круговорот веществ и потоков энергии, делающих возможность жизнь [6] .

Сущность экологического кризиса

Общество как часть природы есть часть особенная, специфическая. Эта специфика общества проявляется через соотнесение понятий натура (природа) и культура. Природа (натура) — эта та часть объективной реальности, которая не затронута человеком, его деятельностью и существует по своим собственным основаниям и законам. Напротив, культура — это то,что преобразовано, возделано человеком, включено в орбиту его преобразующей и познавательной деятельности, обработано им, приобрело социальное качество. В этом смысле общество, культура одновременно и включены в природу, и противостоят ей, вступают с природой в определенные, исторически изменяющиеся отношения. Взаимосвязь и взаимовлияние общества и природы реализуются непосредственно через естественную окружающую среду, которая охватывает гео-и биосферу, т.е. те материальные системы планеты Земля, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать со временем либо уже становятся объектами его деятельности.

Читайте также:  Государство с точки зрения происхождения и признаков

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами, человечество одновременно вступает во все более многообразные связи с природой. В итоге расширяется диапазон зависимостей общества от природы, что прежде всего обусловлено непрерывным возрастанием общественных потребностей. Таким образом, современная цивилизация отличается от эпохи дикости и варварства не тем, что она будто бы достигла чуть ли не абсолютной независимости от природы (напротив, эта зависимость стала несравненно большей), а тем, что общество обрело независимость и свободу в выборе средств и способов воздействия на природу, ее освоения и преобразования.

Воздействие общества на природу осуществляется через социотехносферу. Под социотехносферой понимается не общество в целом,а те его проявления, которые выступают в качестве факторов воздействия на природу. Человечество получило в свои руки такие средства воздействия на природу, которые по своей мощи сопоставимы с геологическими и космическими факторами. Это с особой силой обнаружилось во второй половине ХХ в.в ходе развертывания современной НТР. Все более усиливаются процессы деформации атмосферы: в атмосфере неуклонно увеличивается содержание СО, и нарастает в связи с этим угроза развития парникового эффекта; сжигание в возрастающих объемах топлива, полеты реактивной техники ведут к прогрессирующему сокращению содержания кислорода в воздухе; развиваются процессы разрушения в верхних слоях атмосферы озонового экрана, защищающего живое от воздействия ультрафиолетового излучения. Загрязнение мирового океана и рек, вырубка лесов, потеря видового разнообразия. Появились «болезни цивилизации» — аллергии, токсические , лучевые заболевания, рак, болезни верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистые заболевания

Один из таких вариантов преодоления эк кризиса сводится к существенному сокращению своей численности, свертыванию материальных производительных сил и отказа от современных орудий труда и технологий. Такая позиция активно отстаивалась в 6О-7О гг. в документах и публикациях Римского клуба, члены которого во имя глобального природного равновесия предложили концепцию «нулевого роста» экономики. Этот способ утопичен. Вторая концепция – технократическая. Суть этой концепции в откровенном игнорировании кризисных явлений в сфере экологии, в готовности авторов ее крайних вариантов пойти на полную замену естественной среды обитания человека средой обитания искусственной.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Сущность антропогенеза

Характеристика основных отличий между человеком и человекообразными обезьянами. Особенности парапитеков, их среда обитания и строения тела. Понятие дриопитеков как представителей подсемейства вымерших человекообразных обезьян. Основные типы рас.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.10.2013
Размер файла 5,0 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Работа по дисциплине «Антропология»

Реферат на тему: «Антропогенез»

Выполнила: студентка 1-курса

Проверила: Титова Е.П.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, среди разных людей на него существует множество совершенно отличных друг от друга ответов. В научном мире есть группа ученых, занимающихся проблемой возникновения человека, которая на основе теории Дарвина создала науку антропологию, имеющую такое понятие, как «антропогенез».

Антропогенезом ученые-дарвинисты называют процесс выделения человека из мира животных. Ими было предположено, что отдаленными предками человека являются человекообразные обезьяны, прошедшие несколько стадий развития на пути к формированию конечного результата. Однако современные ученые считают, что общим предком человека и обезьяны был небольшой грызун.

В данной работе я рассмотрела эволюционную теорию происхождения человека и основные стадии антропогенеза.

человек парапитек раса

1. Отличия человека от человекообразных обезьян

Между человеком и человекообразными обезьянами есть коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямохождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен.

Мозг человека примерно в 3 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза — по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной, теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей. Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).

1 — человек, 2 — горилла, 3 — орангутан, 4 — гиббон

2. Характеристика этапов антропогенеза

2.1 Древнейшие люди

Рис. 1 Парапитек

а) Парапитеки (para + греч. pнthekos — «обезьяна»).

Ископаемая человекообразная обезьяна небольшого размера. Парапитеки жили на деревьях и питались насекомыми, птицами и растениями. Фрагмент нижней челюсти Парапитека был найден немецким учёным О. Шлоссером в 1911 году в нижнеолигоценовых отложениях близ Каира. Ряд особенностей зубной системы парапитека сближает его с современными человекообразными обезьянами. Вместе с тем наблюдается сходство в строении зубов и челюсти парапитеков с долгопятами. Антропологи предполагают, что парапитек— начальная форма в эволюции человекообразных обезьян и человека.

Рис. 2 Дриопитек

б) Дриопитеки (от греч. drэs —дерево и pнthekos — обезьяна).

Представитель подсемейства вымерших человекообразных обезьян. Дриопитеки рассматриваются как общая исходная предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека. Вели стадный образ жизни. Внешне и по поведению были похожи на шимпанзе, но были несколько примитивнее. Питались растениями. Размеры варьировали от размера шимпанзе до размера гориллы.

Останки дриопитеков (нижние челюсти, зубы, кости конечностей) найдены в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке в слоях древностью 12-40 млн. лет.

в) Рамапитеки (Rama — гл. герой индийского эпоса и греч. pithekos — обезьяна).

Рис. 3 Рамапитек

Представитель ископаемых человекообразных обезьян, обитавших около 14 млн. лет назад на территории Юго-Восточной Африки, Передней и Южной Азии. Останки его найдены впервые в Индии, где он получил название в честь божества Рамы, потом в Африке и в Европе. Но от Рамапитеков до нас дошли только фрагментарные кости: единичные зубы, кусочки челюстей. Сейчас многие ученые считают, что Рамапитек — предок не человека, а обезьян — шимпанзе, гориллы или орангутана. Недавно наконец найдены скелетные кости. Оказалось, что он ничего общего не имеет с предком человека, однако многие ученые продолжают считать Рамапитеков предками современных людей. Особенно нужно отметить стадный образ жизни и прямохождение.

Также считается, что появление Рамапитеков — результат Восточно-Африканского разлома.

г) Австралопитеки (от лат. australis — южный и греч. pithзkos — обезьяна).

Группа ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Близкие к австралопитекам приматы были распространены в Передней, Южной и Юго-Восточной Азии. Австралопитеки жили в Плиоцене (4 млн. лет назад) и были двуногими наземными приматами. С человеком их сближает слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, хватательная кисть с развитым большим пальцем, опорная стопа. Головной мозг относительно крупный (500—600 смі), но по строению мало отличающийся от мозга современных человекообразных обезьян. Максимальный рост Австралопитеков был равен 150 см.

Австралопитеки были всеядны; предположительно для нападения и для защиты употребляли кости животных, палки, камни, возможно, что наиболее развитые виды умели их немного обрабатывать; жили в степях. Некоторые учёные включают австралопитеков в семейство гоминид (людей), другие выделяют их в особое семейство. Среди африканских австралопитеков различают два рода — парантропы и собственно австралопитеки.

Латинское название: Australopithecus R. A. Dart, 1925

Рис. 4 Пара австралопитеков

г) Homo habilis (лат. «Человек умелый»).

Высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo. Обнаружен археологом Джонатаном Лики в 1961г. и описан в 1964 г. по сенсационной находке из ущелья Олдувай в Танзании. Позже аналогичные находки были сделаны в Кооби-Фора, Сварткрансе и других местах Восточной и Южной Африки.

Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6—3,5 млн. лет назад, существовал более полумиллиона лет, медленно эволюционировал, пока не приобрел значительное сходство с человеком прямоходящим. Назван умелым, поскольку рядом найдены каменные орудия олдувайской культуры, сделанные из гальки. Масса мозга составляла 500—640 г, объем

80 смі. Рост составлял 1,0—1,5 м, вес — около 30—50кг. Рис. 5 Homo Habilis

По предположениям ученых, Homo habilis были первыми, кто пытались пользоваться огнем и строить хижины.

д) Питекантропы (греч. pithзkos — «обезьяна» и anthropos — «человек») Первый из известных науке экземпляров ископаемого вида «человек прямоходящий» (Homo erectus), предшествовавший неандертальцам и современным людям (Homo sapiens).

Рис. 6 Питекантроп

Открыт Эженом Дюбуа в 1890—1892 гг. на острове Ява. Обитал в среднем плейстоцене, около 1,5 миллионов — 500 тысяч лет назад. Питекантроп обладал невысоким ростом (чуть больше 1,5 метров), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). По объему мозга (900—1200 смі) занимал промежуточное положение между человеком умелым (Homo habilis) и неандертальским человеком, человеком разумным. Питекантропы изготовляли орудия труда, умели использовать и поддерживать огонь; одной из особенностей питекантропов была коллективная охота.

Прямых доказательств того, изготовлял ли питекантроп орудия, нет, так как костные останки на острове Ява обнаружены в переотложенном состоянии, исключающем нахождение орудий. С другой стороны, в тех же слоях и с той же фауной, что и находки питекантропа, сделаны находки архаичных орудий. Кроме того, среди позднейших находок (синантроп*, гейдельбергский человек**, атлантроп), принадлежавших к тому же виду Homo erectus, найдены орудия той же культуры, что и яванские. Поэтому есть основания думать, что яванские орудия были сделаны питекантропами.

*Синантроп (от позднелат. Sina — Китай и греч. бnthropos — человек)

Прекрасным подтверждением находки питекантропа и в то же время одним из величайших открытий в области антропогенеза является находка остатков китайского древнейшего человека, или синантропа. Этот человек, как и питекантроп, жил в первую половину четвертичного периода, ближе к его середине, в конце доледниковой эпохи. Он обладал некоторыми существенными чертами сходства с питекантропом, например, строением мозговой коробки.

Одна из форм ископаемых людей. Представлен нижней челюстью, открытой немецким антропологом О. Шётензаком в 1907 близ г. Гейдельберг (ныне ФРГ) в долине реки Эльсенц на глубине 24 м. Датируется ранним плейстоценом (около 400 тыс. лет до н. э.). Челюсть примечательна сочетанием примитивных черт (массивность, значительная ширина восходящей ветви, полное отсутствие подбородка) с зубами почти современного строения. Там же найдено большое количество обломков кремня, часть которых, по мнению некоторых археологов, имеет следы искусственной обработки и рассматривается ими как орудия гейдельбергского человека. Большинство исследователей сближает гейдельбергского человека с питекантропом и синантропом. Рис. 7 Гейдельбергский человек

3.2 Древние люди

Неандерталец (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) — подвид людей, населявший Европу, западную Азию от Израиля до Узбекистана, и, возможно, Северную Африку в период от 230 тысяч до 24 тысяч лет назад. Рост неандертальца составлял в среднем 165 сантиметров. Неандертальцы принадлежали к «гиперарктическому» антропологическому типу, были хорошо адаптированы к холоду, были мускулистыми, как современные тяжелоатлеты и обладали объёмом мозга на 10% больше среднего современного человека. Нет никаких сведений о цвете их кожи или волос.

Особенности черепа неандертальцев

мощный надглазничный валик и сильно покатый лоб;

как бы сплющенный сверху вниз затылочный отдел;

горизонтально расположенный верхний край чешуевисочной кости;

несколько притупленный сосцевидный отросток;

плоские и скошенные назад скуловые кости;

верхние челюсти без клыковых ямок, хар-ных для людей современного типа;

массивную нижнюю челюсть без подбородочного выступа.

Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить. Самый известный ранний музыкальный инструмент — костяная флейта с 4 отверстиями — принадлежит неандертальцам. Неандертальцы умели использовать самодельные инструменты и оружие, но, по-видимому, у них не было никакого метательного оружия.

Неандертальцы занимались собирательством и охотой. Жили в небольших родовых общинах, величиной в 2—4 семьи, в которых существовал чёткий раздел работы по возрастному и половому признаку. Именно в эпоху неандертальцев появились зачатки религии (культ пещерного медведя). Неандертальцы хоронили своих умерших. В гроте Ля-Шапель-о-Сен во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в эмбриональной позиции, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что свидетельствует о вере в загробную жизнь и существовании религиозно-магической практики.

Читайте также:  Методика восстановления зрения по методике профессора жданова

Останки неандертальцев были впервые найдены в 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата.

Рис. 8 Неандертальский ребенок 4-х лет

Рис. 9 Неандерталец

Гибралтар (Институт Антропологии, Цюрихский Университет)

Загадка ранних неандертальцев

Сегодня стало очевидным, что в рамках вида Homo sapiens neanderthalensis («человек разумный неандертальский») существовало как минимум две эволюционные линии, из которых первую принято называть «ранними неандертальцами», или «пранеандертальцами», а вторую — «классическими», или «западноевропейскими» неандертальцами.

Ранние неандертальцы жили примерно 150 тыс. лет тому назад, в последний межледниковый период. Их облик был близок облику современного человека: вертикально вытянутое лицо, круглый затылок, надглазничный валик несколько смягчен, лоб выпуклый, в зубной системе меньше примитивных черт, объем мозга весьма значителен (1400—1450 смі) и близок к величине, характерной для современного человека (1350—1500 смі).

Возраст классических неандертальцев — последнее оледенение, т.е. 80— 35 тыс. лет назад. В отличие от раннего неандертальца у классического типа сильно развито надбровье, нос широкий, затылок приплюснут сверху, контур затылка угловатый, имеется затылочный валик. Подбородочный выступ то ли отсутствует вообще, то ли слабо обозначен. Размеры головного мозга классического неандертальца колеблются в пределах 1350—1700 смі. Несомненно, что неандерталец обладал большими умственными способностями, но из этого вовсе не следует, что он был более интеллектуален, чем современный человек. Это были сильные, массивного телосложения люди, их рост в среднем составлял 155—165 см. Нижние конечности были короче, чем у современных людей. Характерный признак классического неандертальца — бедренная кость сильно изогнута. Этот признак неизвестен ни у современной человека, ни у вида Homo erectus, и некоторые специалисты полагают, что это следствие неблагоприятных условий жизни: в отличие от раннего неандертальца, классическому приходилось жить в условиях сурового климата. Исследования показали, что он был хорошо адаптирован к холодам.

Рис. 11 Поздний неандерталец

Рис. 10 Ранний неандерталец

Ранние представители современного человека в Европе и отчасти за ее пределами, жившие 40-10 тыс. лет назад (период верхнего палеолита); возможные предки европеоидной расы. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 французским археологом и палеонтологом Л. Ларте были обнаружены несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита.

Черепа кроманьонцев и других ископаемых людей современного типа имеют прямой лоб, надбровные дуги (вместо надглазничного валика), подбородочный выступ — характерные признаки черепа человека с высоким уровнем телесного и умственного развития. Заметно отличались кроманьонцы от неандертальцев и более высоким уровнем культуры. С помощью отжимной техники они выделывали разные тонко исполненные орудия, в том числе костяные и роговые. Изготовляли они и составные орудия, что означает важный шаг вперед.

Рис. 12 Череп кроманьонца. Орудия труда и охоты

В начале верхнего палеолита климат был все еще холодный: шла вторая половина максимального оледенения. Животный мир был представлен северным оленем, мамонтом, шерстистым носорогом, дикой лошадью и другими животными. Стоянки кроманьонцев располагались в пещерах, гротах и под навесами скал. Позже, в связи с некоторым потеплением, люди чаще располагались на открытых стоянках. В эту эпоху они стали интенсивно охотиться на диких лошадей.

В это время у кроманьонцев искусство и техника выделывания орудий претерпевают сильные изменения. Появляются характерные мелкие (микролитические) каменные орудия, а также разнообразные изделия из кости и рога.

Основная находка костных остатков кроманьонцев была сделана в пещере Кро-Маньон на р. Везере близ Лез-Эйзи (департамент Дордони, Франция) в 1868 г. Здесь оказалось пять скелетов. По ним можно судить, что это были высокорослые люди: длина их тела достигала 180 см. Вместимость мозговой коробки большая: у одного черепа она достигает 1590 смі. Лицо очень широкое, надбровные дуги выступают довольно сильно в области глазниц, но над переносьем, как и у современных людей, соединяющая их часть сильно понижена: другими словами, отсутствует сплошной и сильно выраженный надглазничный валик, столь характерный для неандертальцев. В пещере были обнаружены и следы культуры кроманьонцев: кроме верхнепалеолитических каменных орудий найдены костяные гарпуны.

В 1936 г. на территории бывшего СССР были найдены остатки кроманьонцев в гроте Мурзак-Коба на левом берегу р. Черной в Крыму. Там были обнаружены два захороненных вместе скелета мужчины и женщины. Первый полуразрушен, длина 180 см; второй хорошо сохранился, длина 160 см; скелеты относятся к эпохе мезолита. Длина тела — 168 см. Выступание лица вперед и другие признаки свидетельствуют о примеси негроидности. Подобные находки подтверждают идею об общем происхождении белой и черной рас.

Рис. 14 Кроманьонец

Настоящий неолит, или новый каменный век, характеризуется появлением полированных, или шлифованных, а также просверленных орудий, употреблением глиняной посуды, свайными постройками, приручением и одомашниванием различных животных. В первую очередь люди приручили млекопитающих, из которых древнейшими домашними животными были, как мы уже говорили, собака, а также свинья, затем лошадь, корова, овца. Все эти разнообразные и полезные достижения-культуры могли появиться только благодаря прогрессивному развитию человече

Охота на диких животных продолжалась, их изображения, но более схематизированные, встречаются в пещерах и на скалах.

В неолите пещеры перестают служить постоянным местообитанием людей. Наряду со скотоводством возникает земледелие, в появлении которого женщине должна быть отведена видная роль. Началом нового перелома в хозяйстве является открытие полезных свойств металлов. Металлургия с огромным успехом была использована людьми в ходе их дальнейшего общественного развития (бронзовый век, железный век).

Рис. 15 Наскальная живопись (период верхнего Палеолита)

3.3 Современные люди

а) Homo Sapiens (лат. «Человек разумный»)

Вид приматов из семейства гоминид, способный к речи, абстрактному мышлению, прямохождению, изготовлению и использованию орудий труда и культуре. Человек оказал значительное влияние на биосферу, создав собственную оболочку Земли — антропосферу. Совокупность индивидов человеческого вида называют человечеством. Взаимодействие индивидов превращает население в общество, или социум. В последние два десятилетия прорывы в изучении человека разумного делает этногенетика.

Термин был введен шведским естествоиспытателем, создателем системы растительного и животного мира Карлом Линнеем (1707-1778 гг.) в десятом издании «Системы природы». По другим данным, термин в 1825 г. предложил Дж. Грей.

Проблема антропогенеза: сущность и основные этапы

Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Суть проблемы антропогенеза: как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов превращается в человека – существо не только биологическое, но и социальное.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в 19в. И главное достижение в этой области связано с утверждением эволюционно теории. Так, уже в 1796г. Э.Дарвин опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия». Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественнонаучным путем процесс становления и развития биологических видов. Однако разработав теорию естественного происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности Ф.Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора.

Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже 20в. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате. Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Прежде всего это связано с распространением в биологии различных сальтационных концепции, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. Придают решающее значение в эволюции случайным явлениям. В основных положениях это течение близко к неокатастрафизму. Указанные подходы в общем виде согласуются с теорией самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем. Причем состояние системы после скачка, согласно данной теории, носит случайный характер. По мнению П.Теяра де Шардена появления homo sapiens – это скачок в антропогенезе.

Необ.отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. человек- продукт естественного развития природы.

В переводе «биосфера» обозн. сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Э. Зюссом (1831 — 1914).

Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Ж. Б. Ламарк. Он подчеркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.

Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникала в сознание ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. на рубеже XIX—XX вв. в науку все шире проникают идеи целостного, подхода к изучению природы, которые в наше время сформировались в системный метод ее изучения.

Результаты такого подхода сказались при исследовании общих проблем воздействия биотических, или живых, факторов на абиотические, или неорганические, условия. Так например, состав морской воды во многом определяется активностью морских организмов. Растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру. Живые организмы контролируют даже состав нашей атмосферы. Число подобных примеров легко увеличить, и все они свидетельствуют о наличии обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество в значительной мере меняет лик нашей Земли. Таким образом, биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы, от которой она, с одной стороны, зависит, а с другой — сама воздействует на нее. Поэтому перед естествоиспытателями возникает проблема — конкретно исследовать, каким образом и в какой мере живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в земной коре. Только подобный подход может дать ясное и глубокое представление о концепции биосферы. Такую задачу как раз и поставил перед собой выдающийся российский ученый В.И. Вернадский (1863-1945)

Закономерности эволюции биосферы обусловлены тремя факторами: своеобразием отношения биосферы к среде, взаимодействием живого и неживого в пределах биосферы, особенностями взаимных отношений между организмами.

Жизнь возникла на основе круговорота органического вещества, обусловленного взаимодействием процессов его синтеза и деструкции. В ходе очередной дифференциации из круговорота органического вещества выделился биотический круговорот, в котором основную роль стали играть организмы. Так возникла биосфера. Сначала биосфера функционировала путем взаимодействия одноклеточных синтетиков и деструкторов между собой и с абиотическими факторами. Затем в итоге новой дифференциации появились многоклеточные организмы.

36. Иерархическая система биосферы. НоосферогенезПереход от биосферы к ноосфере

Опираясь на идеи Вернадского, изложенные в лекциях о биогеохимической основе биосферы, французский математик и философ Э. Леруа ввел в 1927 г. понятие ноосферы, или сферы разума, для характеристики современной геологической стадии развития биосферы. Его позицию разделял также крупнейший французский палеонтолог и философ П. Тейяр де Шарден ,который в своем труде «Феномен человека» определил ноосферу как одну из стадий эволюции мира

Ноосфера, есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше.

Первоначальные представления о направленности эволюционного процесса в сторону возникновения мыслящих существ и признание геологической роли человечества были свойственны многим ученым и до Вернадского. Так, уже в XVIII в. известный французский естествоиспытатель Ж. Бюффон высказал идею о царстве человека, которая в XIX в. была развита основателем современной геологии Ж.Л. Агассисом. Хотя эти идеи и опирались на признание все возрастающей роли человечества в изменении лика Земли, но не были связаны с принципом направленности эволюции живого вещества биосферы. Этот принцип в качестве эмпирического обобщения выдвинул американский ученый Дж. Дана, который еще до появления труда Дарвина впервые четко заявил, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Основываясь на своих исследованиях ракообразных и моллюсков, Дана пришел к выводу, что в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет происходило усовершенствование и рост центральной нервной системы животных, начиная от ракообразных и кончая человеком. Этот процесс он назвал цефализацией, при которой достигнутый уровень организации нервной системы никогда не снижается. Хотя при этом возможны и остановки, и скачки, но направление эволюции не идет вспять. Ближе к нашему времени известный русский геолог А.П. Павлов (1854—1929), оценивая чрезвычайно возросшую роль человечества как мощного геологического фактора, в последние годы жизни настойчиво говорил об антропогенной эре в эволюции

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Проблема антропогенеза

Человек — сложная целостная система, которая, в свою очередь, является компонентом еще более сложных систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек по своей природе — существо как биологическое, так и социальное. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру, а в целом он является предметом изучения различных наук. В данном случае речь пойдет лишь о том аспекте, который связан с естественно-научным познанием человека.

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения достоинства и недостатки

Первый вопрос, на который следует ответить, — как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом собственно и состоит суть проблемы антропогенеза. Причем термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед наукой стоит действительно актуальная задача, требующая своего решения.

Сразу оговоримся, что мы оставляем в стороне различного рода мистические и фантастические концепции, объясняющие происхождение человека, и будем рассматривать только научные подходы к решению проблемы антропогенеза, хотя при этом следует признать, что антропогенез в существующей ныне научной картине мира предстает как процесс со многими неизвестными. По словам уже известного нам философа, биолога, палеонтолога и антрополога П. Тейяра де Шардена, человек является «осью и вершиной эволюции» мира и «расшифровать человека — значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» [1] .

До XIX в. в европейской мысли господствовала креационистская (теистическая) антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет. и стало. ». Это же относится и к акту творения человека. В Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 26, 27). Согласно креационистской концепции мир не имеет развития в истории. Прошлое и будущее являются точно такими же, как и настоящее. Это в полной мере относится и к человеку. Мир возник потому, что так сказал Бог. Вот единственная причина его появления. Таким образом, в приведенной концепции отсутствует то главное, что делает любую теорию научной, — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. Главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1796 г. дед знаменитого Ч. Дарвина, английский врач и натуралист Э. Дарвин (1731 — 1802), опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия». В ней в натурфилософской форме он развивал представления об эволюции животных под влиянием внешней среды.

Значительный вклад в утверждение эволюционизма внес предшественник Ч. Дарвина французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк (1744—1829). Он создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и благодаря присущему всем организмам внутреннему стремлению к самосовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл ее подлинных причин. Одновременно с немецким ученым Г.Р. Травиранусом он ввел термин «биология».

Таковы были естественно-научные предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина, опубликовавшего в 1859 г. свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В этой работе на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.

Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется под воздействием трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет их. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни. Благодаря этому единому процессу организмы в процессе эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет в конечном счете к образованию новых видов.

Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественно-научным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала причинное объяснение развития видов и тем самым заложила основы научной концепции эволюции. С тех пор стало ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

Однако разработав теорию естественного происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует обоснование качественных отличий человека от животных. Во многом это объясняется тем, что Дарвин не рассматривал роли труда в процессе антропогенеза.

Данный факт стал предметом критики со стороны трудовой теории антропогенеза, защитником которой, в частности, был Ф. Энгельс. Представители трудовой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но изменяет характер действия естественного отбора. В процессе становления Homo sapiens трудовая деятельность, с одной стороны, развивает в человеке способность преобразовывать природу, а с другой — обусловливает его собственное формирование. Именно с трудовой деятельностью сторонники данной теории связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничество людей и сплочение их в социальные коллективы.

Нет сомнений, что возникновение трудовой деятельности и ее постепенное усложнение действительно оказали огромное влияние на антропосоциогенез. Причем важным моментом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения и способы мышления. Кроме того, орудия труда — это основной способ передачи социального опыта, т.е. они лежат в основе новой, социальной, формы наследования, которую Дарвин не рассматривал.

Следовательно, становление человека и общества — процесс взаимосопряженный, и рассматривать его следует именно как процесс антропосоциогенеза, главная роль в котором принадлежит трудовой деятельности. Хотя, как пишет, например, М.И. Урысон, «сама трудовая деятельность возникла в результате жесткого естественного отбора» [2] .

Новый повод для критики дарвиновской концепции возник в начале XX в. на волне первых успехов генетики. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого X. де Фриза (1848— 1935), согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме), и это явление никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.

Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 1920-х гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, получивший название синтетической теории эволюции. Большую роль в становлении синтетической теории эволюции сыграла популяционная генетика, основателями которой считаются русские биологи С.С. Четвериков (1880—1959) и Н.В. Тимофеев-Ресовский. Предметом популяционной генетики являются элементарные эволюционные процессы, протекающие в популяциях животных и растений.

Синтетическая теория эволюции, или обновленный дарвинизм, получила широкое распространение среди биологов уже в 1940-е гг., а в нашей стране — только в 1970-е гг.

В западных странах сопротивление дарвинизму (и эволюционизму вообще) оказывали общественные круги, близкие к церкви. И по сей день в этих кругах довольно широко распространен креационизм — точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения, даже несмотря на то, что в 1950 г.

папа Пий XII в специальной энциклике (послании к католикам) «Происхождение человека» согласился с правомочностью эволюционного взгляда на возникновение человеческого тела, хотя и подчеркнул, что душа человека создана Богом.

Следует отметить, что споры вокруг эволюционной теории не утихают и поныне. Так, в последние десятилетия подвергается критике сама синтетическая теория эволюции. Прежде всего, это обусловлено распространением в биологии различных сальтационист- ских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. Представители современного сальтационизма, используя новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и других наук, основную роль в эволюции отводят случайным явлениям. В главных своих положениях это течение близко к неокатастрофизму, который также достаточно популярен. Его представители полагают, что основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами.

На наш взгляд, указанные подходы в общем виде согласуются с теорией самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем [3] , которые скачкообразно переходят из одного качественного состояния в другое. Причем состояние системы после скачка, согласно данной теории, носит случайный характер. Неравновесными и открытыми являются все биологические системы, включая человека. Теория самоорганизации начала разрабатываться совсем недавно и связана, прежде всего, с таким направлением в науке, как синергетика.

С теорией самоорганизации согласуется эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена, которую он изложил в работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» определялся внутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был Тейяр де Шарден, позволила заполнить существующий пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: через увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями.

По мнению Тейяра де Шардена, появление вида Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. «Человек, — пишет он, — вошел бесшумно. он шел столь тихо, что когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь» 1 . При этом автор делает весьма интересный вывод о том, что возникновение человека — это процесс коллективный, и «первым человеком» является и может быть только множество людей. » [4] [5] . Заслуга Тейяра де Шардена состоит не только в том, что он, будучи одним из открывателей синантропа, помог замкнуть цепь наших представлений об антропогенезе, найдя критическое, недостающее в ней звено между обезьяночеловеком и неандертальцем. Главная его заслуга — то, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека. Если представить ближайший к Homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра де Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитек — питекантроп — синантроп — Homo sapiens.

А вся цепочка предшественников человека с точки зрения современного естествознания будет выглядеть следующим образом. Самый древний из известных науке предок человека и высших обезьян — рамапитек — жил на территории от Индии до Африки около 14 млн лет назад. Примерно 10 млн лет назад от него отделился предок орангутанга — сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие орудия труда (примерно 2,5 млн лет назад) и остатки жилищ (1,75 млн лет). В Африке найдены останки Homo habilis (человека умелого) — зинджантропа, жившего 2 млн лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» он получил за умение изготовлять и применять первобытные каменные орудия труда. От человека умелого прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом — австралопитеком, жившим от 4 до 2 млн лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно:

  • • питекантроп, обитавший во временных рамках 1,9—0,65 млн лет назад;
  • • синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад;
  • • неандерталец — ранняя форма Homo sapiens, появившийся, по разным данным, от 30 до 40 тыс. лет назад.

Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и в социальной) вообще маловероятны строго линейный процесс развития и монофакторная детерминированность эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, — пишет он, — что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим» 1 .

На рис. 10.1, позаимствованном из работы автора [6] [7] , изображено типичное высокоразветвленное «дерево эволюции», показывающее, что в более раннее время существовало одновременно множество родственных видов, большинство из которых вымерло.

Рис. 10.1. «Дерево эволюции»

Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует также иметь в виду (и это хорошо видно на рис. 10.1), что для процесса эволюции характерно постоянное возникновение новых ответвлений на «дереве эволюции», большая часть которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка.

Основная проблема, связанная с восстановлением картины эволюции человека, состоит в том, что у него нет близких родственников среди современных приматов. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, родственники — шимпанзе и горилла — были связаны с нами общим предком не менее 7 млн лет назад.

Таков уровень общетеоретической разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Но в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с весьма сложной проблемой. Можно считать научно доказанным только тот факт, что человек — это продукт естественного развития природы, и своими корнями уходит в биосферу Земли.

Источники:
  • http://infopedia.su/11x1ab0.html
  • http://revolution.allbest.ru/biology/00317266_0.html
  • http://cyberpedia.su/12x47dc.html
  • http://studref.com/469363/kulturologiya/problema_antropogeneza