Меню Рубрики

С философской точки зрения задача это

Термин «Философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает — любовь к мудрости. Но греческое понятие «sophia» не соответствует нашему понятию «мудрость», которое означает сугубо эмпирическое и практическое знание, приспособление к решению повседневных жизненных проблем. «Sophia», напротив, означает, по существу, абстрактное знание, имеющее весьма отдаленное и опосредованное отношение к делам повседневной жизни. Первым, кто объяснил слово: «философ», был Пифагор (2-я пол. VI — н. V вв. до н.э.). Он говорил: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Поэтому с его точки зрения философами не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX — нач. XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений.

Смысловой центр философии составляют определенные вопросы, в которых рефлективное человеческое сознание видит загадку и которые, приводят его в замешательство. Напрямую размышлять о них – лучший способ приступить к изучению философии.

Главная забота философии – критически исследовать и осмыслить самые обыкновенные идеи, которыми каждый из нас, не задумываясь, пользуется изо дня в день. Историк задается вопросом о том, что случилось в такой-то момент прошлого, а философ спрашивает: «А что такое время?». Математик исследует отношения между числами, а философ спрашивает: «Что есть число?». Физик занят строением атома и объяснением гравитации, а философ спрашивает: «Откуда мы знаем, что вообще что-либо существует вне нашего сознания?» Психолог изучает процесс овладения языком у детей, а философ спрашивает: «Что придает словам смысл?».

Человек живет, по большей части не задумываясь над понятиями «число», «время», «знание», «язык», «добро» и «зло», считая это чем-то очевидным, само собой разумеющимся. Но философия исследует эти предметы сами по себе, как таковые. Ее цель – хоть немного продвинуться в нашем понимании мира и самих себя. Разумеется, это не так просто. Чем фундаментальнее те понятия, которые человек пытается осмыслить, тем меньше в его распоряжении исследовательских инструментов. Не так уж много можно счесть очевидным или принять на веру. Так что, с этой точки зрения, философия – это в чем-то весьма и весьма странное занятие с позиции здравого смысла, тем более, что лишь очень немногие ее результаты остаются не оспоренными хоть сколько-нибудь долгое время.

Немецкий философ ХХ века М.Хайдеггер, размышляя о специфике философского знания, обращает внимание на то, что философию могут переоценивать, ожидая от нее непосредственной пользы, или, недооценивать, «находя в ней, (но только в «абстрактном» виде), все то же самое, то, в чем уже и без того успело вполне осязательно удостовериться на опыте наше общение с вещами. Однако подлинное философское знание никогда не бывает какой-то запоздалой прибавкой предельно всеобщих представлений к уже известному сущему; совсем наоборот: — в нем забегающее, заскакивающее вперед видение сущности вещей, сущности, всё вновь и вновь затаивающейся.» М. Хайдеггер. Работы и размышления разных лет М.1993. с 234/

Безусловно, следует помнить о том, что каждая философская школа, каждый философ пытается дать свое собственное понимание мира и человека, однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще:

— Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Сюда относят следующие основные категории: бытие и небытие; бытие природы, общества, человека. Философское учение о бытии получило название «онтология» (от греч. ontos — сущее, logos — учение).

— Анализ наиболее общих вопросов познания. Сюда относят проблемы познаваемости мира; каковы возможности, методы, цели познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она их не игнорирует. Философское учение о познании получило название «гносеология» (греч. gnosis — знание, logos — учение);

— Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально это проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, поэтому выделяют особый раздел, который изучает общественную жизнь, получивший название – «социальная философия».

— Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Это тоже один из важнейших разделов философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется «философской антропологией».

Исходя из вышесказанного, можно философию определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира. Философия всегда оформляется в виде теории, формирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Как и любая наука, философия имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием, формируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов.

Говоря о методах философии, следует, прежде всего, указать на материализм и идеализм. Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

Теория познания во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа.

Следующий аспект дифференциации философских методов — диалектика и метафизика.

Диалектика понимается как учение о всеобщем развитии бытия и познания.

Метафизика рассматривается как учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизика исследует первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и человека. Методы метафизического познания не включают в себя чувственный опыт и предметно – практические действия и проверки; они ограничиваются рассуждениями в пространстве чистой мысли. Но, когда речь заходит о метафизике как противоположном методе диалектики, то здесь имеется в виду однозначная, статичная картина мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов бытия.

Т.е. диалектический метод предполагает видеть мир изменчивым, релятивным, метафизический метод видит во всем устойчивое, неподвижное, раз и навсегда данное. Помимо указанных методов философия, включает в себя и другие:

— Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувстваи который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

— Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Декарт, Лейбниц, Гегель и др.).

— Иррационализм – метод, отрицающий или ограничивающий роль разума в познании, уделяющий основное внимание иррациональным способам достижения бытия, таким как инстинкт, воля, интуиция, чувство, любовь и др. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон и др.).

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

Необходимо выделить прогностическую функцию философии, ее способность не просто давать адекватную оценку существующей реальности, но и заглядывать далеко в будущее и совершенно точно описывать будущие реалии общественного развития.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.

С критической функцией философии тесно связана и аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию. Здесь философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его изменению. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению.

С социальной функцией философии тесно связана функция интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться; когда человеческое существование находится в пограничной ситуации и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так, или, иначе, включает их.

Важным моментом для понимания сущности философского знания является проблема происхождения философии. В современной философии существуют три основных концепции происхождения философии – мифогенная, гносеогенная и социогенная.

Сторонники мифогенной концепции исходят из того, что непосредственным источником возникновения философии является мифология. Этой точки зрения придерживались немецкий философ Х1Х века Гегель и российский философ ХХ века А. Лосев. Признавая тот факт, что в древности существовали и иные, кроме мифа, формы знания, миф является наиболее универсальной, всеобщей формой знания. Иные формы познания мира (искусство, обыденное знание, первобытные религиозные верования) основаны на мифе и окрашены в мифологические тона.

Сторонники гносеогенной концепции возникновения философии (Ф. Кессиди, Г. Франкфорт) считают, что философия возникает в результате формирования понятийного мышления, высвобождение человеческого мышления из цепких объятий мифологического мышления. Не случайно основополагающий труд Ф. Кессиди по этой проблеме так и называется – «От Мифа к Логосу».

Социогенная концепция возникновения философии основывается на том, что развитие общества влечет за собой потребность в новых формах осмысления социальной реальности. Развитие античной демократии ведет к интеллектуальной состязательности, формирует греческую теоретическую мысль. Не случайно философские труды древнегреческих мыслителей изложены не в форме монологов, а в форме диалогов.

В философии существует два взгляда на изменение предмета философии. Представители первой точки зрения считают, что первоначально философия была тождественна всему человеческому знанию. Затем начали выделятся частные науки (астрономия, физика), а остаток собственное и составил предмет философии. Авторы второй точки зрения исходят из того, что философия всегда имела собственный предмет, то есть знание о знании. Академик А.А. Гусейнов, например, выделяет три этапа изменения предмета философии: первоначально философия понималась по преимуществу как натурфилософия (физика); впоследствии философия стала пониматься как гносеология (теория познания); затем философия стала пониматься как этика, то есть как учение о человеке. То есть философия последовательно отождествлялась с законами природы, с законами познания, с законами свободы.

Читайте также:  Болит спина с точки зрения эзотерики

Дискуссионным является вопрос о статусе философского знания. Является ли философия наукой? А если нет, то чем она является? По этому поводу в современной философии сложилось три основных точки зрения. Авторы первой считают, что философия – это наука. Философия понимается ими как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления (есть законы, которые действуют во всех трех сферах). Эта точка зрения имеет право на существование. Однако сразу возникает вопрос – какие закономерности считать «наиболее общими», а какие таковыми не считать?

Представители второй точки зрения утверждают, что философия – это разновидность мировоззрения (как миф и религия). Однако здесь же возникает вопрос – в чем качественное отличие философии от мифа и религии?

Третью, синтетическую, точку зрения на статус философии излагает упомянутый выше А.А. Гусейнов. По его мнению, философия – не просто мировоззрение. Она вместе с тем также и наука. Это мировоззрение, претендующее на научный статус. По его мнению, философское мировоззрение отличается от мировоззрений, замешанных на религиозных, этно-национальных, политико-идеологических убеждениях именно тем, что она опирается на науку и поэтому имеет всеобщее значение.

Из такого понимания статуса философского логично вытекает определение философии. Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех основных её проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Не1. Философия – объект и предмет исследования, цели и задачи.

Философия – дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение самого процесса всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично – материя или сознание?» и другие.

Хотя философию иногда определяют более узко, в качестве науки с определенным предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, начиная от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки вплоть до философии дизайна и философии кино.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология, психология.

Сущность философии.

Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определен – философия изучает всё, в том числе и саму методологию познания. Разные философские школы, образовавшиеся за время существования философии, зачастую сильно отличались друг от друга методологией познания, и, таким образом, внутри каждой из этих школ можно дать своё собственное определение того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени.

С другой стороны, у философии существует важный объединяющий принцип – любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, тем не менее, строится рационально: осмысленно, в соответствии с некими принципами мышления, например, логикой. Рациональность рассуждения отличает философское мышление от мифологического мышления и религиозного мышления, в котором подразумевается супранатурализм и сверхъестественное, то есть иррациональное. Это, однако, не означает, что философия не может существовать параллельно, например, с религией. Напротив, распространены ситуации, когда какая-нибудь религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрыты каноном этой религии. Например, древнеиндийская философия истолковывала Веды, а средневековые философы Европы (Блаженный Августин, Фома Аквинский и другие) истолковывали Библию. Распространены также случаи, когда философское мышление использовалось для попыток доказать справедливость какой-нибудь религии или же, в более общем смысле, доказать существование бога. Например, апологеты старались реально обосновать христианство.

Помимо логики ещё один прием философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ этих концепций в рамках своей новой парадигмы. Например, знаменитая работа Иммануила Канта, №Критика чистого разума» содержит критический анализ концепций рационализма и эмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

Вместе с этим расплывчатость определения философии является её характерной особенностью и отделяет философию от наук. Если философам в какой-то области удается совершить порыв, обнаружив эффективную методологию познания, то эта область обычно отделяется от философии в самостоятельную дисциплину. Так, успешное применение научного метода познания к различным классам природных объектов окончательно отделило от философии часть натурфилософии, которая впоследствии распалась на вереницу естественных наук. Например, Исаак Ньютон написал свою фундаментальную работу «Математические начала натуральной философии», будучи, по его собственным представлениям, философом, а в настоящее время известен как физик и математик. Вся англоязычная наука до сих пор сохраняет следы своего родства с философией, например, в том, что во всех её дисциплинах высшая учёная степень носих название «Доктор философии».

По мнению Ленина, высказанному в его труде «Материализм и эмпириокритицизм», «…за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счёте выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела…являются материализм и идеализм».

Предмет изучения.

Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно связана с анализом текстов и языков. Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа. Первым шагом к логической формализации рассуждения послужило выявление силлогизмов, или рассуждение вида: 1) все животные смертны; 2) слон – это животное; следовательно, 3) слон смертен.

Корректное использование силлогизмов открывает дорогу для доказательных рассуждений в философии, в математике, в естественных науках или для формализации дедуктивного мышления.

При всей своей кажущейся простоте выделение силлогизмов из обычной человеческой речи произошло не сразу и не везде. Выделению силлогизмов как способа доказательства способствовало сочетание философии и математики, распространённое в Древней Греции. Первое формальное изложение понятия силлогизма и простейшей логической системы было сделано Аристотелем. Логика Аристотеля оставалась неизменной две тысячи лет, до начала 20 века, когда исследования в математике и аналитической философии открыли дорогу для развития логики. Была формализована «логика первого порядка» или «логика предикатов», которая к настоящему моменту хорошо изучена. Однако, как оказалось, для полноценного анализа философской аргументации, а тем более естественной человеческой речи требуется применение модальной логики и логик более высоких порядков, в частности логики второго порядка. Кроме этого взаимосвязь формального символического языка и естественной речи исследуют логическая семантика и семиотика. Эти дисциплины в совокупности с модальной логикой более высоких порядков продолжают оставаться областью активных междисциплинарных исследований. Современная логика состоит из нетривиальных, глубоко математических концепций, лингвистами, а в последнее время ещё и программистами и специалистами в области теории решений и искусственного интеллекта. Логика, таким образом, является как одной из самых древних, так и одной из самых современных дисциплин.

Цели и задачи философии.

По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а её предметом являются первые начала и причины бытия.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Роль философии в развитии и жизни человека и общества.

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счёт расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно – деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни. Человек как мыслящая материя всё глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы,овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики и искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не духовной культуры. Научно-технический процесс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления – современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, даёт ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

мир НАШ мир

Для тех, кто учится. Об учёбе и не только

ФилоСОФИЯ. Философия, ее задачи

Учение, исследующее вечные сущности, первоначала и причины, было названо Аристотелем философией.
Философия (с греч. «любовь к мудрости») – учение о высших принципах действительности, о первоначалах, общих принципах и закономерностях бытия, учение о глубинной основе мира.
Философия выступает теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества.
Главные задачи философии:
1. научить человека самостоятельно и творчески мыслить;
2. понимать смысл своей жизни;
3. правильно оценивать свои возможности и роль в мире;
4. определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в мире.

В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Философия раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным фактором в его существовании. На передний план она выдвигает проблемы духовного мира личности, смысла жизни, сущности человеческого бытия, сознания и нравственности.

02. Специфика философского знания
Существует определенная специфика философии – различные понимания того, что можно считать философией, а что нельзя. Выделяют:
1. обыденную философию;
2. философско-художественное мышление;
3. теоретическую философию.

Читайте также:  Что есть мир с точки зрения науки

Обыденная философия возникает у человека, когда он переходит от принятия отдельных решений по конкретному поводу к формулировке и оправданию своих жизненных принципов в целом. Говорят о «философствовании человека». Нормативная форма философствования на этом уровне – афоризм (краткая содержательная формулировка некоторого тезиса). Примером афоризма является надпись на перстне Соломона: «Все пройдет». В народном сознании формулировками такого типа будут некоторые пословицы: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Исторически такая форма философствования широко представлена в предфилософии и ранней философии как основа для более высоких уровней философствования.

Философско-художественное мышление – это философские обобщения, выраженные в литературно-художественной форме. Это общая идея произведения, стоящая за изобразительным и сюжетным планом. Всякое художественно значимое произведение выходит на уровень осмысления общественных ценностей. Нормативная форма философствования на этом уровне – философско-художественный образ. Примером может служить высказывание Гераклита: «Вселенная – это ребенок, играющий в кости», т.е. перебор вероятностей. Это могут быть философские эссе, т.е. произведения, посвященные теоретическому анализу философских проблем и целенаправленные в художественной выразительной форме. Например, «Апология Сократа» – последняя речь Сократа, записанная Платоном.

Современная наука выработала более узкое значение этого слова –философия – специализированная система знаний, вырабатываемая целенаправленной исследовательской деятельностью, осуществляемой профессионалами. Для теоретической философии необходимы опора на историко-философские традиции, последовательность рассуждения, логические требования, в том числе точность выражения, недопустимость логических противоречий, аргументированность любого требования, использование категориального аппарата. Категории – это общие понятия, данные в области знания. Категориальный аппарат – это система терминов, принятых в данной области знания. Нормативная форма философствования – философская концепция.
Т.о., философия в собственном смысле слова – это философия высоких уровней обобщения. Именно благодаря ним философия является самостоятельным способом познания со своим предметом, методологией, философией культуры.

При этом возникает вопрос, на каком из этих уровней наиболее полно раскрывается сущность философии? В чем цель ее существования? Ответ на эти вопросы лежит в сфере интересов и уровне запросов познающего субъекта. Один самовыражается в «философствовании на кухне», другой – отражает свои философские размышления в художественном или публицистическом тексте. Третий – стремится к выработке целостного миропонимания, через создание на основе категориального аппарата философской концепции.
Во всех этих случаях нужно понимать, что в конечном счете – философия лишь один из многих инструментов познания доступных человеку.
Итак, философия – учение о мире в целом, о бытии и его познании. Она выступает духовно-рационально-теоретическим способом освоения действительности. А уровень и качество ответов получаемых познающим субъектом, в конечном счете, зависит от желания и степени его готовности к восприятию философского знания.

03. Философия – наука и учение
С одной стороны философия – учение. Философия рассматривает наиболее общие вопросы мироздания, оставляя рассмотрение специальных проблем частным наукам. Поэтому, в сравнении с другими комплексами человеческих знаний, она находится на особом положении.
С другой стороны, философия – наука. Поскольку имеет все её атрибуты: систему доказательств, объект, предмет, систему методов.
Итак, философия выступает как наиболее общее теоретическое учение. Любая наука, в сравнении с философией, является частной. Следовательно, в связке понятий «философия» и «наука;;;;» философия выступает методологией науки.

04. Объект и предмет, структура и функции философии
Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ. Уточним. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия, мышления и познания. Всеобщее – это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру Человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Проблемы философии существуют объективно, независимо от самой философии.
В таком понимании, философия не абстрактная, а предельно конкретная наука, непосредственно обращенная к личной практике.
Исходя из предмета сформулируем определение объекта.
Объектом философии является бытие (Природа, Общество, Человек).
Для облегчения познания такого всеобъемлющего объекта философия условно разделена на разделы, объединенные понятием система философии или система философского знания. Каждый из разделов рассматривает одну из сторон объекта философии.

05. Система философского знания
Система философского знания, среди прочего, включает:
1. учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – онтология (ontos – бытие);
2. учение о человеке, его природе и организации его деятельности – антропология (antropos – человек);
3. учение о познании, его основаниях, возможностях и границах, истине и ее критериях – гносеология;
4. максимально обобщенное учение об обществе и истории человечества, рассматривающее человечество в целом, а общество как особого рода реальность – социальная философия;
5. учение о природе ценностей – аксиология.
6. учение о первых началах, закономерностях бытия – диалектика.
7. учение, используемое в качестве руководства в духовной, практической и преобразовательной деятельности – методология.
К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:
1. этика – учение о сущности и происхождении морали, значении нравственных норм в жизни человека;
2. эстетика – учение о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом в жизни человека и общества;
3. логика – учение о правилах, основных законах и формах мышления;
4. философия истории – учение о постижении процесса общественной жизни с точки зрения его основных этапов, целей и смыслов.
Особая область – История философии – исследующая философию в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития. Этот раздел рассматривает большинство философских проблем в контексте предшествующего опыта их решения.

06. Функции философии
Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.
Важнейшей, является мировоззренческая функция. Она формирует целостную картину мира, место в нем и бытие человека. Мировоззренческая функция определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии. Также, с мировоззренческой функцией, связано решение вопроса о смысле человеческой жизни.
Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.
Аксиологическая функция – вырабатывает у человека и общества представления о ценностях и ценностных ориентирах, формирует социальный идеал.
Критическая функция – состоит в осмыслении противоречий действительности, поиске путей их разрешения. В рамках этой функции, философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.
Прогностическая функция – базируется на способности философии в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.
Воспитательная функция – рекомендует каждому человеку в любой области жизни и деятельности следовать положительным нормам и идеалам нравственности.
Объяснительно-информационная функция – формирует мировоззрение в соответствии с достижениями науки и существующей социальной действительностью.
Гуманистическая функция – помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях. Обосновывает ценности человека и его свободы, решение вопроса о смысле жизни.
Эвристическая функция – состоит в создании предпосылок для научных открытий и роста научного знания.
Интегрирующая функция – объединяет достижения науки в единое целое.
Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.

Итак, философия наиболее общее учение, по отношению к философии все остальные науки являются частными. Предметом философии является всеобщее. Объектом – бытие. Познание объекта и пре;дмета философии приводит челове;ка к формированию её системы и функций. Система включает и облегчает исследование всего многообразия философского знания. Реализуя свои функции, философия проявляет специфику и сущность философского знания.

Задачи философии

Задачи философии – это те проблемы, решением которых занимается представленная дисциплина в первую очередь. Конечно, у каждого философского течения существуют определенные частные задачи, рассматривать которые нужно по отдельности.

Вместе с тем можно выделить и общие основные задачи и цели философской науки, к решению которых испокон веков стремились мыслители всех эпох и направлений.

Вы сможете ознакомиться с теми задачами, которые философия признана выполнять в социуме и по отношению к отдельному индивиду. Отдельное внимание будет уделено воспитательным функциям философской науки. Немаловажно также рассматривать те задачи, которые выполняла философия в разные исторические периоды и у разных представителей философских школ.

Основные задачи философии

Философия – особенное мировоззрение, представленное совокупностью определенных взглядов на окружающий мир и на человеческое отношение к нему. В отличие от остальных видов мировоззрения философия принадлежит к научным дисциплинами и обладает собственным категориальным аппаратом, который, кстати, опирается сразу на много учений и наук.

Философия предполагает постоянные размышления над общими вопросами, связанными с взаимоотношениями человека и окружающего мира. Это непосредственно касается и главных задач, выполняемых философий.

Задачи философии как науки

Если рассматривать задачи философии, как науки, то в этом смысле необходимо отметить такие ипостаси философской науки, как:

  • Предоставление информации об окружающем мире и о том, каким является человеческое отношение к данному миру;
  • Наличие принципов познания, обеспечивающих соответствующую познавательную деятельность.

Именно поэтому задачи, выполняемые философией, делят на такие группы, как:

  • Мировоззренческого порядка;
  • Методологического порядка.

Одним из назначений философской науки является поиск человеческого удела, совершенствование личности самыми разными способами. Как известно, структура этой дисциплины составлена из:

  • Гносеологии, изучающей познание;
  • Онтологии, исследующей бытие;
  • Раздела, посвященного изучению человека (антропологии);
  • Раздела, изучаемого общественные структуры.

Среди методов философской науки необходимо отметить:

Диалектика предполагает гибкое и критичное рассмотрение вещей и явлений, при котором учитываются внутренние противоречия, возможности дл изменений и развития, противоположности. Антиподом такому методу выступает метафизика, рассматриваемая явления в статичном плане – без должного внимания существующим противоречиям, в стремлении найти абсолютную истину.

Еще один антипод диалектической концепции – это догматизм, являющийся восприятием мира посредством догматов, то есть каких-то твердых убеждений. Этой концепцией руководствовались средневековые теологические мыслители.

Наконец, антиподом диалектики можно считать электрику, своеобразную методику, основанную на случайном соединении фактов или понятий, которые не обладают общим творческим началом. Как правило, такими методами пытаются обосновывать некоторые взгляды, которые привлекательны массовому сознанию.

Важной философской методикой считается софистика, основанная на искусно поданных ложных посылок, которые воспринимаются, как истинные. Более всего распространенной эта методика была среди древнегреческих мыслителей.

Сюда же можно относить и герменевтику, являющуюся методикой корректного прочтения и интерпретирования текстов. Особенное распространение она получила среди западноевропейских философов.

Задачи философии в обществе

Задачи философии в обществе связаны с непосредственным выполнением этой наукой и ее отдельными разделами социально-аксиологического функционала.

Здесь необходимо выделить несколько важных функций, выполняемых философской наукой:

  • Конструктивно-целостной;
  • Критической;
  • Интерпретаторской.

Например, конструктивно-целостная функция, выполняемая философским учением, связана с такими понятиями, как справедливость, истина, красота, социальные идеалы.

К примеру, социальные идеалы тесно касаются взаимоотношений философской науки и политики, поскольку между этими сторонами существуют безусловные взаимоотношения. Немало мыслителей философию считают причиной, а существующие политические идеи следствием.

Во многих мыслительных концепциях, начиная с самой древности, философы немало внимания уделяли государственному устройству. Можно вспомнить труды того же Платона или Аристотеля.

Изначально большинство философских учений нацелены на решение всевозможных мировоззренческих проблем. Вместе с тем трактовки одних и тех же понятий со стороны различных философских учений бывают разными и временами даже противоречивыми.

Корни общественного идеала по мнению многих мыслителей необходимо искть в личности человека. Установление идеала происходит с оглядкой на нравственные нормативы, определяемые философией. Одной из несомненных задач личности в философском плане является достижение персональной и социальной гармонии.

Если связывать личность и социум, то здесь человеку удается найти не обычное повторение тех задач, которые выпадают ему на жизненном пути, а возможность для пополнения сил для последующего стремления к идеальному. Общество тогда рассматривается философией в качестве связи между различными личностями.

Личностная же жизнь существует между такими полюсами, как:

  • Тяга к персональному самоутверждению;
  • Тяга к сверхиндивидуальному.
Читайте также:  Что такое день рождения с точки зрения магии

Философия помогает устанавливать связи между различными лицами, и, соответственно, выводит основания социального идеала.

Воспитательные функции в задачах философии в обществе

Говоря о задачах философии в обществе, нельзя обойти стороной и воспитательные функции, выполняемые данной дисциплиной. Именно благодаря философии формируются основные характеристики культурной личности, ориентированные на справедливость, доброту и так далее. Человек ограждается от поверхностного и ограниченного мышления. Все существующие мировые противоречия воспринимаются личностью адекватно, без попыток игнорировать их и обходить стороной, а со стремлением их разрешить, если представляется такая возможность.

Человек учиться быть нестандартным в решении тез или иных противоречий, умеющим пользоваться полученными знаниями и не забывающий при этом практиковать самостоятельный подход. Подобное мышление можно назвать диалектически развитым и носящим твоерческий характер, направленный на борьбу с догматами.

Вместе с таким мышлением формируются характеристики самокритичности, разумного сомнения, скептицизма, рассматриваемого мыслителями в качестве средства для научного поиска. Причем тот же скепсис не воспринимается в качестве антипода твердости убеждений, поскольку используется только гносеологическое основание.

У людей формируются общие жизненные ценности, устраняются возможные коммуникационные барьеры.

Задачи философии в разные периоды

Как известно задачи, выполняемые философской наукой, могут отличаться в зависимости от того, о каком течении идет речь и в зависимости от того, какой исторический период имеется в виду. Естественно, функции философии античности существенно рознятся от тех, которые существовали в средневековые времена. Средневековые же концепции ничуть – в большинстве своем – не похожи на те, которые приводятся мыслителями нового времени.

Главная и основные задачи средневековой философии

Зарождение средневековой философии произошло еще при античной цивилизации, когда начало распространяться христианство. Началось все с кризиса рабовладельческих режимов, постоянных варварских нашествий и закончилось тем, что пала когда-то великая Римская империя.

Поднятие феодальной Европы состоялось на руинах античных цивилизаций, а христианство стало настоящим стержнем философского развития. Немалую роль в этом сыграли и изменения в политических, а также общественных системах. Например, разрозненные хозяйства были заменены централизованной организацией. В христианской католической церкви сформировался институт папства, а библейское учение стало играть важную законодательную роль, поскольку регулировало самые разные жизненные сферы.

Именно богословие стало лидировать в интеллектуальных сферах, предоставляя соответствующий статус философскому знанию того времени. Если говорить о главных задачах средневековой философии, то их было две:

Кроме того, немаловажной задачей являлась систематизация ранее полученных знаний, существующих священных текстов, создание комментариев к данным текстам.

Правильно будет даже называть средневековые философские дисциплины «служанками богословия», поскольку иначе они не могли бы существовать в условиях абсолютного доминирования религиозных мировоззрений. Опорой мысли и центральным предметом философских учений служили библейские тексты.

Постепенно философствование становилось религиозной экзегетикой, своеобразной герменевтикой с онтологическим основанием, выходящим за рациональные пределы ,но не подвергающейся никакому сомнению. Само же познание основывалось на минимальной релевантности истолкования Писания.

Христианские максимы должны были защищаться философами от еретических течений и верований. Кроме прочего, христианское мировоззрение много взяла от эллинской философии и римской культуры. В частности, формирование евангельского корпуса основывалось на рациональных мыслительных процессах, благодаря которым, например, обосновывалась аутентичная характеристика каждого «священного текста» и его подлинность. К тому же, текстам присваивался тот или иной жанр, обозначался функционал. Все это делалось в строгом соответствии с логическими нормами.

Вместе с тем любое толкование не должно было отходить от догматов, менять устоявшийся смысл. Все опиралось на христианские догматы, безусловный и сверх человеческий характер которых не оспаривался. Однако постепенно философская мысль развивалась и подменяла религиозную.

Главная и основные задачи философии нового времени

Философия нового времени берет свое начало примерно в семнадцатом столетии, когда на смену феодальному строю пришло капиталистическое производство, а буржуазия стала самостоятельными классом. Постепенно началась адаптация феодальных собственников к отношениям, имеющим капиталистический характер.

Определенное влияние на развитие философской мысли оказали несколько произошедших в то время буржуазных революций. Развивалось естествознание, поскольку от его результатов зависели производственные успехи. Образовательные процессы отделились от церковных, больше тяготея к светским.

Философская мысль переходила от идеалистических форм к материалистическим и научным. Остро встал вопрос о познаваемости окружающего мира наряду с критикой схоластических взглядов.

Гносеология, изучающая процессы познания, разделилась на:

  • Сенсуализм, который признавал чувства в качестве единственного познавательного источника.
  • Рационализм, который именно разум ставил во главе всего при познании.

Но достаточно тяжело в самом начале материализм отделялся от метафизической области, поскольку брались во внимание лишь механические законы мирового развития.

Что касается рационализма, то он характеризовался дуализмом, так как мыслители определяли пару мировых первоначал:

Вовсю разрабатывались познавательные методики индукционного и дедукционного мыслительного способа.

Философия нового времени опирается на то, что человек, прежде всего, стремится к ответам на вопросы об окружающем мире, о его персональном предназначении и основах этого мира. Человека интересуют закономерности и случайности. Проявляется желание к познанию окружающего мира.

Решение вышеперечисленных и подобных вопросов является основной задачей философских учений нового времени. Сначала мыслительные течения придерживались космоцентризма, когда весь окружающий мир воспринимался в качестве целого, его происхождение было неразрывно связанно с общей сущностью.

Затем наступило время антропоцентризма, более сосредоточенного на человеческих персональных и общественных проблемах, на этике. Наконец, основными концепциями стали гносеологические, изучающие взаимоотношения человека с окружающим миром. Главное внимание стало уделяться процессам познания.

Гносеология – особенный философский раздел, исследующий человеческое познание. В частности, здесь рассматривается практическая основа социума, связанное с необходимостью изменения окружающего мира. Рациональное изменение возможно лишь за счет процессов познания.

Поэтому непосредственной задачей гносеологического учения является определение сущности человеческого познания, его основных целей и главных закономерностей. В сущности, изучалась механика познавательных процессов, анализировались структурные особенности знаний – естественно, не без опоры на опыт многовековых знаний, полученных ранее. Выявлялась непосредственная связь философского учения с другими науками, вроде психологии, кибернетики и так далее.

Задачи философии у великих философов.

Каждый мыслитель представляет собой то или иное течение философской мысли. Соответственно, и задачи их мыслительной деятельности могут различаться, временами бывая даже противоположными друг другу.

Задачи философии по Иммануилу Канту

Иммануил Кант является великим немецким мыслителем и основателем классического философского учения немецкой школы, которая действовала на стыке просветительской и романтической эпохи. Он родился в достаточно бедной семье, а его отец был обычным ремесленником. С самой юности Иммануил проявлял особенную одаренность, сумел успешно окончить престижные учебные заведения и долгое время работал домашним преподавателем.

В 30 лет ему удалось разработать космогоническую гипотезу, предполагающую происхождение нашей галактики из туманности. Данная гипотеза является актуальной и по сегодняшний день. Тогда же Кант получил докторскую степень и на протяжении 40 лет учительствовал в университете. С 46 лет он начал писать свои знаменитые «критические» труды, немало внимания уделял политической философии.

Философское учение Канта состоит из докритического периода и критического периода, который, кстати, считается главным. Главные доктрины, выдвинутые Кантом, связаны со:

  • Знанием (познавательными формами, трансцендентальной диалектикой);
  • Этикой.

Достаточно важной частью его учения считается агностицизм, который отрицает познаваемость явлений, не могущих быть представленными в опыте . Соответственно, объективная реальность, божественная сущность, общее мироздание тоже не могут быть познаны.

По мнению Канта философия должна давать знания о том, какое должно быть человеческое предназначение в окружающем мире. Эту задачу кант считал одной из самых основных. Человек должен понять:

  • Что он обязан делать?
  • В чем он должен искать опору и на что надеяться?

Нельзя не сказать о влиянии учений и трудов Декарта, Лейбница, Юма на формирование критического кантовского мышления. Именно познание стало той основной проблемой, решением которой должна была заняться философская дисциплина по мнению Канта.

Задачи философии по Аврелию Августину

Аврелий Августин (354-430) считается одним из самых крупных представителей патристики (служил епископом), достаточно крупным европейским философом и теологом. В частности, именно Августин основал такой философский раздел, как философия истории. Его неоплатонические идеи в философском мировоззрении пришли на смену аристотелизму, проповедуемому Фомой Аквинским и Альбертом Великим.

Между прочим, христианское течение августинизм, тоже основанное на неоплатонических концепциях Августина, оказала непосредственное воздействие на формирование взглядов Мартина Лютера, а некоторые концепции Августина о предопределении стали догматами кальвинистов и индепендентов (хотя они были вырваны из контекста).

Интересно, что к христианству Августин пришел через скептицизм. Самыми же сильными сторонами этой религии, впечатлившими мыслителя, было человеческое грехопадение и последующее божье помилование.

Что касается задач его философии, то основной функцией философского учения считалось познание Всевышнего. Даже познание человеческой души было связано с божьим познанием вследствие того, что душа должна быть подобна Богу. Согласно христианским догматам Августин настаивал на бессмертии души и существовании Страшного суда.

У Платона мыслитель заимствовал, в частности, стремление к познанию вопреки тяге к чувственному. Аврелий полагал, что человеческий ум обладает некоторыми врожденными идеями (они вложены Богом от рождения). Соответственно, истина всегда является божьим даром, а возможные заблуждения порождены человеческим разумом (познающим субъектом).

Сфера этики руководствуется теми же понятиями, так как добро является результатом божьего действия, а зло – итогом человеческой самонадеянности (когда человек не поступает согласно божественным предписаниям).

Задачи философии по Эпикуру

Эпикур (341-271 г.г. до н.э) считается одним из самых известных древнегреческих мыслителей, основателем афинского эпикуреизма.

Уже в 32 года ему удалось основать собственную философскую школу. Он разрабатывал сразу несколько мыслительных теорий, одной из основных среди которых считается каноника, то есть теория познания. В качестве первичного и основного критерия правды им рассматривались жизненные ощущения. Даже разум, по мнению Эпикура, абсолютно зависим от чувств.

Задачей философии Эпикур считал исследование чувственного сознания, поскольку оно является непогрешимым. Любые ошибки происходят вследствие изначально ошибочных истолкований тех или иных ощущений.

Кроме того, отмечались вторичные критерии, связанные с истиной, среди которых можно выделить:

  • Пролепсис (предполагающий предвосхищение);
  • Патхэ (то есть, претерпевание);
  • Образную мысль.

Образная мысль в этом смысле подразумевает интеллектуальную интуицию. Претерпевание считается отношением к окружающим вещам, а предвосхищение является памятованием явлений, приходящих извне, то есть, представлением, которое возникает на базе сенситивного восприятия каких-нибудь единичных представлений.

Что касается социальных аспектов учения Эпикура, то он призывал к дружественному отношению человека к общественности. Под общественностью он подразумевал государство и власть. Вместе с тем это должна быть весьма сдержанная дружественность. Не зря же Эпикур призывал к жизни в уединении.

Задачи философии по Карлу Марксу

Карл Маркс (1818-1883) является известным немецким философом, экономистом и социологом, чьи работы стали предвестниками для создания диалектического, а также исторического материализма. Данные философские направления послужили базисом для организации социалистической (кроме того – коммунистической) идеологии. Данное течение было названо впоследствии «марксизмом».

Его философское учение, естественно, не было основано на нуле, а базировалось на достижениях европейских философов – от древнегреческих до современных мыслителей. Особенное влияние оказало учение Гегеля и Фейербаха. Вместе с тем его философия так непохожа на общепринятые доктрины вышеуказанных личностей. Одним из отличий была невероятно тесная связь философских идей с такими сторонами, как политика, экономика, социология.

Главной задачей его философии является обоснование необходимости освободить порабощенного человека. Любое рабство, по мнению Маркса, неизбежно будет ликвидировано, любая несвобода или человеческое унижение является несправедливостью и должно закончиться рано или поздно.

Исторический процесс, таким образом, приобретал высший смысл, но для этого философы должны анализировать и исследовать практический и духовный опыт, приобретенный человечеством. Действительность должна быть интерпретирована посредством исторического подхода, который, кстати, является довольно обобщенным и абстрактным.

Проблемы, решаемые философией марксизма, непосредственно связаны с экономикой и социологией. Например, он рассматривал, насколько значимым является материальное производство, исследовал проблемы классовой борьбы и так далее.

Выводы по задачам философии

Задачи философии связаны с:

  • Теоретическим осмыслением окружающего бытия;
  • Получением знаний о единых началах и взаимоотношениях разных сторон мира;
  • Исследованием многочисленных противоречий;
  • Исследованием человеческих ценностей.

Философия оперирует категориями и считается основой для научного познания, а также духовной культуры. В принципе, философские понятия могут быть основанием для любых видов деятельности.

Источники:
  • http://megaobuchalka.ru/3/32719.html
  • http://nail-sh.blogspot.com/2010/11/blog-post_02.html
  • http://poisk-istini.com/osnovy-filosofii/zadachi-filosofii