Меню Рубрики

С философской точки зрения понятие информация определил

Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. Информация — это взаимодействие, отражение, познание.

В Античной философии философы стремились найти первооснову всего. Традиционные стихии — огонь, земля, вода и воздух, рассматривается и пятая стихия, которая была названа эфиром. «Ионийская» философия ставит вопрос о едином начале, из которого возникают и в которое возвращаются все вещи, и этот вопрос решается на основе движения. Все существующие вещи возникают и уничтожаются в ходе и в результате движения.

В философии Канта — понятие «вещи в себе» рассматривается как внутренняя информация системы, а внешние силовые воздействия как внешняя информация. Кант утверждает, что познавать вещи мы может только по их проявлениям, в основе мироздания лежит более «глубокая» субстанция.

У Гегеля Абсолютная идея — аналог современного понимания информации. Развитие духа состоит в том, что он существует в трех формах: в форме отношения к самому себе (это субъективный дух), в форме реальности (это объективный дух) и как единство объективности духа и его идеальности (это абсолютный дух).

В современной трактовке: первая позиция — есть атрибутивная информация, следующая — ее внешнее проявление как функциональная информация, заключительная — целостность бытия или субстанционное понимание информации.

Уникальное место занимает размышления философов мыслителей течения русского космизма. В учении космистов человеческий разум порожден Космосом и является его неотъемлемой частью. Человек не просто находится под воздействием Космоса, а сам существенно влияет на него. Основная идея русского космизма заключается в том, что эволюция носит непрерывный характер и с развитием человека выходит на уровень активной эволюции в качестве единства всех процессов духовного, психо-физического, социального и технологического совершенствования человечества — основного элемента общей эволюции органического мира.

Целостной неделимой субстанцией (которую можно рассматривать как информационное поле) у Бердяева является первичный хаос, из которого формируются материя и дух. Они взаимно противоположные начала.

Философ, мыслитель, чье учение сейчас невозможно преуменьшить, В.И. Вернадский создал концепцию становления ноосферы. Эволюция материи породила жизнь, затем разум. Он утверждал, что ноосфера заключает в себе возможность направленного развития материи с учетом потребностей человечества. Таким образом, человеческая деятельность становится неотъемлемым частицей космической эволюции.

В явном виде до середины прошлого века информация как таковая не исследовалась, хотя основы информационного подхода были заложены в глубокой древности и практически всегда присутствовали в философских учениях на протяжении веков, хотя под информацией понимали нечто другое. Во всех этих учениях само понятие информации не использовалось, сегодня мы понимаем, что целостность мира и включенность в него человека может обеспечивать только некая субстанция, которая сегодня предстает в виде информационной структуры.

В современной отечественной литературе информация до сих пор считается лишь общенаучным понятием, хотя ряд авторов уже высказались за признание информации философской категорией.

Поскольку неизбежно информация связана с понятием знание, необходимо понять, что под знанием в наше время обычно понимается. Знание — это достоверная (проверяемая) информация, которую эмпирическими методами с последующей рациональной обработкой результатов добывает наука (эксперимент, физика). На основании этой информации можно что-то создавать, конструировать. Истина при этом понимается не как Логос, а как достоверность. К истине надо не приобщаться, ее надо создавать. Истина разбилась на множество малых истин, под которыми стали пониматься артефакты, полезность которых можно проверить. Такой технологическая методология противоположна религиозной целостности (образности). В основе научной методологии лежит повторяемость и наблюдаемость эксперимента.

.Анализ понятия «информация»

.Философский смысл понятия «информация»

.Научный смысл понятия «информация»

Список используемой литературы

Актуальность рассмотрения философского и научного смыла понятия «информация» связана прежде всего с развитием науки и связанных с ней технологий, которые оказывают огромное влияние на стороны жизни человека. Множество публикаций ученых посвящены исследованию современного общества, его преобразованию и развитию. Проводятся специализированные исследования социологические, экономические, культурологические и междисциплинарные.

Оценки таких исследований отличаются разнообразием ракурсов и спектров. Однако для всех публикаций и научных работ характерна одна общая черта — акцент на роли знаний, информации и новых технологий в формировании облика современных обществ.

На основе существующих трактовок термина информация, в конце прошлого века, возник обширный спектр новых вопросов, решение которых необходимо для создания современных информационных технологий, это определяет направление развития многих современных отраслей человеческого знания. Общее содержание эволюции проявляется в целенаправленном накоплении информации и увеличении ее использования. И живые организмы, и социальные институты стремятся получить и использовать максимум информации об окружающем и о самом себе. С этим и связана актуальность темы. В промышленно развитых странах интенсивно расширяется сеть общедоступных банков данных. В настоящее время огромные инвестиции вкладываются в создание глобальной сети банков данных. Информация превращается в неистощимый стратегический ресурс человечества, постоянно возрастающий по объему и доступности. Это объективно привело к тому, что на рубеже третьего тысячелетия необычайно возросло могущество коллективного, общепланетарного Разума.

Феномен информатизации и социальные изменения естественно обсуждаются и изучаются современными философами и учеными различных сфер науки.

Для анализа существующих позиций о статусе термина «информация», и некоторых других понятий, которые сопряжены с этой проблематикой необходимо ясно и четко определить границы понятий, если это возможно.

В науке и в жизненных ситуациях по разному трактуют смысл понятия информация. Невозможно объяснить одной фразой, что такое «информация».

Если обратиться к словарям — определение понятия информация будет следующим — от лат. informatio, то есть разъяснение, изложение, осведомленность, другими словами получение сведений о чём-либо, независимо от формы их представления.

Для того чтобы определиться с понятием «информация», рассмотрим сначала различные существующие классификации данного термина, затем определим функции, свойства и особенности.

1. Анализ понятия «информация»

Прежде чем рассматривать философский и научный смыслы термина информация необходимо проанализировать существующие классификации:

) Классификация по виду представления:

текст, рисунок, чертеж, фотографии;

световые или звуковые сигналы;

электрические и нервные импульсы;

вкусовые ощущения и запах;

хромосомы, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.

) Классификация по способам восприятия:

визуальная — воспринимаемая органами зрения;

аудиальная — воспринимаемая органами слуха;

тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами;

обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами;

вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

) Классификация по форме представления:

текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка;

числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;

графическая — в виде изображений, предметов, графиков;

звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

) Классификация по назначению:

массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;

специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;

секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам;

личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

) Классификация по значению:

актуальная — информация, ценная в данный момент времени;

достоверная — информация, полученная без искажений;

понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена;

полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания;

полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

) Классификация по истинности:

Как мы видим классификаций множество.

Определим функции информации или ее предназначение:

При помощи информации можно создавать, принимать, комбинировать, хранить, передавать, копировать, обрабатывать, искать, воспринимать, формализовать, делить на части, измерять, использовать, распространять, упрощать, разрушать, запоминать, преобразовывать, собирать и т. д.

) Достоверность — информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел.

) Полнота — информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

) Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

) Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

) Своевременность — только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.

) Понятность — если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

) Доступность — информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

) Краткость — информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Одна и та же информация может быть представлена как уже упоминалось ранее в различной форме как в знаковой — письменной, состоящей из различных знаков (символов) в виде текста, чисел, специальных символов, графиков, таблиц, так в виде жестов или сигналов и конечно же в языковой форме.

Язык — это определенная знаковая система представления информации. Существуют два вида языков:

Естественные языки — разговорные языки в устной и письменной форме. В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных);

Формальные языки — специальные языки для различных областей человеческой деятельности, которые характеризуются жестко зафиксированным алфавитом, более строгими правилами грамматики и синтаксиса. Это язык музыки (ноты), язык математики (цифры, математические знаки), системы счисления, языки программирования и т.д.

В основе любого языка лежит алфавит — набор символов/знаков. Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита.

Существует одна особенность передачи информации. Например, одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на английском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего английским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. От носителя информации (среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации), от его качества (электрические, световые, тепловые, звуковые, радио сигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и т.д.) зависит насколько быстро и качественно будет воспринята информация.

2. Философский смысл понятия «информация»

Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. Информация — это взаимодействие, отражение, познание.

В Античной философии философы стремились найти первооснову всего. Традиционные стихии — огонь, земля, вода и воздух, рассматривается и пятая стихия, которая была названа эфиром. «Ионийская» философия ставит вопрос о едином начале, из которого возникают и в которое возвращаются все вещи, и этот вопрос решается на основе движения. Все существующие вещи возникают и уничтожаются в ходе и в результате движения.

В философии Канта — понятие «вещи в себе» рассматривается как внутренняя информация системы, а внешние силовые воздействия как внешняя информация. Кант утверждает, что познавать вещи мы может только по их проявлениям, в основе мироздания лежит более «глубокая» субстанция.

У Гегеля Абсолютная идея — аналог современного понимания информации. Развитие духа состоит в том, что он существует в трех формах: в форме отношения к самому себе (это субъективный дух), в форме реальности (это объективный дух) и как единство объективности духа и его идеальности (это абсолютный дух).

В современной трактовке: первая позиция — есть атрибутивная информация, следующая — ее внешнее проявление как функциональная информация, заключительная — целостность бытия или субстанционное понимание информации.

Уникальное место занимает размышления философов мыслителей течения русского космизма. В учении космистов человеческий разум порожден Космосом и является его неотъемлемой частью. Человек не просто находится под воздействием Космоса, а сам существенно влияет на него. Основная идея русского космизма заключается в том, что эволюция носит непрерывный характер и с развитием человека выходит на уровень активной эволюции в качестве единства всех процессов духовного, психо-физического, социального и технологического совершенствования человечества — основного элемента общей эволюции органического мира.

Целостной неделимой субстанцией (которую можно рассматривать как информационное поле) у Бердяева является первичный хаос, из которого формируются материя и дух. Они взаимно противоположные начала.

Философ, мыслитель, чье учение сейчас невозможно преуменьшить, В.И. Вернадский создал концепцию становления ноосферы. Эволюция материи породила жизнь, затем разум. Он утверждал, что ноосфера заключает в себе возможность направленного развития материи с учетом потребностей человечества. Таким образом, человеческая деятельность становится неотъемлемым частицей космической эволюции.

В явном виде до середины прошлого века информация как таковая не исследовалась, хотя основы информационного подхода были заложены в глубокой древности и практически всегда присутствовали в философских учениях на протяжении веков, хотя под информацией понимали нечто другое. Во всех этих учениях само понятие информации не использовалось, сегодня мы понимаем, что целостность мира и включенность в него человека может обеспечивать только некая субстанция, которая сегодня предстает в виде информационной структуры.

В современной отечественной литературе информация до сих пор считается лишь общенаучным понятием, хотя ряд авторов уже высказались за признание информации философской категорией.

Поскольку неизбежно информация связана с понятием знание, необходимо понять, что под знанием в наше время обычно понимается. Знание — это достоверная (проверяемая) информация, которую эмпирическими методами с последующей рациональной обработкой результатов добывает наука (эксперимент, физика). На основании этой информации можно что-то создавать, конструировать. Истина при этом понимается не как Логос, а как достоверность. К истине надо не приобщаться, ее надо создавать. Истина разбилась на множество малых истин, под которыми стали пониматься артефакты, полезность которых можно проверить. Такой технологическая методология противоположна религиозной целостности (образности). В основе научной методологии лежит повторяемость и наблюдаемость эксперимента.

Читайте также:  Медицинские ограничения по зрению для работы в подземных условиях

. Научный смысл понятия «информация»

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения еще более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией. Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т. д. и т. п.

С математической точки зрения информация — это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа — это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы не выражали информацию — изменяется только базис, а не инвариант.

В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. Информационные процессы, происходящие в материальном мире, живой природе и человеческом обществе изучаются (или, по крайней мере, учитываются) всеми научными дисциплинами от философии до маркетинга.

В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика. Современная кибернетика — это мультидисциплинарная отрасль науки, исследующая сверхсложные системы, такие как:

человеческое общество (социальная кибернетика),

экономика (экономическая кибернетика),

живой организм (биологическая кибернетика),

человеческий мозг и его функция — сознание (искусственный интеллект).

Информатика, сформировавшаяся как наука в середине прошлого века, отделилась от кибернетики и занимается исследованиями в области способов получения, хранения, передачи и обработки семантической информации.

В реферате стояла задача — определиться с терминологией. Рассмотрев различные классификации, функции и содержание данного понятия, проанализировав историческое становление в философии термина информация и сопоставив его с научным пониманием можно сделать вывод, что информация всегда была и будет неразрывно связана с процессом познания. Современного человека прежде всего интересует его будущее, каким образом он быстрее может достичь желаемого результата. Развитие и становление информационного общества с одной стороны облегчает эту задачу, с другой ставит вопрос о человеческой, профессиональной компетенции. Сама постановка проблемы философского и научного смысла понятия информации приводит к сопоставлению, как говорят философы общего и частного. Знания, информация, язык, алгоритм, Разум, Ноосфера. Все эти понятия имеют разный объем, но ядро одно.

Роль информации в современном обществе не теряет своей актуальности, «вечные» философские проблемы как вопрос о наличии цели у исторического процесса, вопрос об управлении развитием общества, проблема свободы человека в информационном обществе. Наличие средств массовой информации, инфо-коммуникационных технологий зависит от теоретических разработок специалистов в области теорий информации.

информация философия научный

Список используемой литературы

1. Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Пеньков В.Е. Современные научные представления об эволюции материи: Учебное пособие. Издательство «Академия Естествознания», 2007 год.

2.Ишмаев Г.Ш. Концепции «информационного общества» и «общества знаний»: опыт сравнительного анализа/ Г.Ш. Ишмаев // [Электронный ресурс] www.dissercat.com

3.Статья Информация // [Электронный ресурс]

.Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект, 2012

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Философское понятие информации

Тема1.

Основы профессиональных информационных технологий

1. Информация и её свойства;

2. Информатика, как наука и практика обработки информации;

3. Понятия и определения информационных технологий (ИТ);

Вопрос 1. Информация и её свойства

Существует множество определений и взглядов на понятие «информация».

Информация (от латинского informatio) — это сведения, сообщения о каком-либо событии, деятельности и т.д.

Понятие, свойства и природа информации намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд, и до конца на сегодняшний день не определены. Исследованием свойств информации занимается теория информации. В ограниченных рамках данного учебного курса рассмотрим (вспомним из школьной информатики) лишь общие, важнейшие понятия информации.

Информация в самом общем смысле есть обозначение некоторой формы связей или зависимостей объектов, явлений, мыслительных процессов.

Информация рассматривается, как понятие, абстракция, относящееся к определенному классу закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании.

Информация- это действительно с одной стороны фундаментальное научное и философское понятие, а с другой стороны – прикладное, как, например социальное понятие, один из основных стратегических ресурсов общества.

Информационные ресурсы государства (общества) приравниваются к человеческим ресурсам страны, к её полезным ископаемым и т.д. Необходимо бережно относится к ним на всех иерархических уровнях: на личном, отдельной организации, целой отрасли или страны, глобальном (охватывающим весь земной шар).

В зависимости от области деятельности и от класса задач, для которых вводится понятие информации, исследователи подбирают для него различные определения.

· Философское понятие информации;

· Юридическое понятие информации;

· Техническое (компьютерное) понятие информации

· И другие понятия информации.

С определением информации тесно связаны определения понятий «данные» и «знания».

Философское понятие информации

В широком смысле информация – это отображение реального (материального) мира, полученного из анализа данных (зарегистрированных сигналов).

Так философский взгляд на информацию приблизительно, «на пальцах», можно рассмотреть через регистрацию сигналов, обработку данных в сознании (подсознании) и получение образа реального мира в сознании человека.

Весь окружающий человека мир представляет собой систему непрерывно взаимодействующих друг с другом материальных объектов.

Процессы взаимодействия имеют энергетическую природу. Непрерывное движение, изменение и взаимодействие происходят и внутри материальных объектов, в том числе биологических. Это процессы обмена веществ: рост и умирание различных типов клеток, дыхание, кровоснабжение и т.д. Энергетические процессы обмена и взаимодействия присущи всему материальному миру как живому, так и не живому. Взаимодействие материальных объектов, имеющее энергетическую природу, осуществляются через гравитационные, электромагнитные и другие поля.

Любые изменения, происходящие с материальными объектами, их структурой или энергетическими полями сопровождаются образованием и распространением сигналов.

Сигналы имеют свойство распространяться как во времени, так и в пространстве.

Весь окружающий нас мир насыщен различными сигналами. Акустические ударные волны различной мощности — это сигналы, образовавшиеся от работы многочисленных двигателей и агрегатов. Электромагнитные сигналы — результат различных электромагнитных процессов, включая и природных. Следует заметить, что существуют как полезные сигналы, так и «вредные»- шумы, наводки, вибрации и т.д.

Сигналы являются полноценными объектами материальной природы, поэтому они не появляются из ничего и не пропадают бесследно. Их распространение сопровождается взаимодействием с материальными объектами.

Теория цепей и сигналов (один из разделов физики) и другие научные дисциплины рассматривают такое взаимодействие, как регистрацию сигналов.

Световые сигналы, например, могут быть зарегистрированы на фотопленке или преобразованы видеокамерой в электромагнитные сигналы другой частоты и зафиксированы в виде видеозаписи на магнитной ленте или цифровой записи в памяти компьютера.

Результат регистрации сигналов информатика рассматривает как данные.

Данные— это зарегистрированные сигналы.

После регистрации сигналы распространяются в виде данных, обрабатываться и анализироваться различными аппаратными устройствами, сознанием и особенно подсознанием человека (животного).

Человек ежесекундно получает с помощью своих органов чувств огромное количество сигналов. Регистрирует их, например сетчаткой глаза. Образуются данные, которые в дальнейшем обрабатываются и анализируются в сознании (подсознании) человека. В результате с помощью, извлеченной из данных в процессе обработки информации, складывается образ окружающего мира.

Это процесс обработки данных, в результате которого происходит извлечение информации из данных (если она там есть) и создание образа реального объекта, информация о котором передается с помощью данных.

Таким образом, информация образуется из данных, полученных от регистрации сигналов организмами живой природы или техническими устройствами.

Так в результате обработки данных, полученных в результате регистрации световых, звуковых и других сигналов органами чувств человека (животного), в подсознании человека (животного) с помощью информации, извлекаемой из данных в процессе обработки в подсознании, создается образ реального мира. Его-то мы и видим, думая, что видим реальный мир. На точность соответствия (адекватность) получаемого образа реальному миру влияет качество информации, извлекаемой из данных.

Качество информации зависит:

· Органов чувств, регистрирующих сигналы;

· Методов обработки данных;

· Состояния сознания (подсознания), например воздействие алкоголя, наркотиков и т.д.

Пример:

В процессе чтения книги человек, как правило, не рассматривает каждую букву текста (данные), а в соответствии с книжным сюжетом смотрит «кино» в своей голове. «Кино» в голове в зависимости от сюжета читаемой сцены книги может детективным, историческим, любовным и т.д. Может быть описание отдельного человека, устройства или инструкции о выполнении различных действий. Это процесс визуализации образов, заложенных автором книги в читаемый текст (данные). То есть читатель книги видит образ, создаваемый с помощью информации, полученной из данных (букв и знаков текста) в процессе обработки их в сознании и подсознании. Чем талантливее автор книги, тем качественнее информацию он «включает» в данные (символы текста) и, соответственно, тем ярче и точнее будет образ в голове читателя.

Таким образом, в данных (символах текста) автором закладывается какой-то смысл, имеющий для кого-нибудь какое-либо значение. В этом случае говорят, что данные содержат информацию. Если же взять и перемешать символы текста в произвольном порядке, то смысл написанного теряется, и соответственно информация в данных пропадает. Это приводит к прекращению «показа кино» в голове читателя. То есть в отсутствии информации образ в голове читателя не создается.

Аналогично могут возникать образы в голове человека при просмотре изображений, видеофильмов, при прослушивании музыки и т.д.

Можно сказать грубо с большими допущениями, что в философском смысле:

информация – это содержательная часть данных, интерпретируемых человеком.

Пример:

Один человек показывает другому список номеров телефонов, написанных столбиком, то есть в виде набора семизначных чисел (данные). Без соответствующих номерам телефонов имен и фамилий для второго человека такой набор семизначных данных ни о чем «не говорит» и абсолютно не нужен. Лишь после написания соответствующих имен и фамилий может появиться смысл в написанных данных (то есть информация) и ее ценность для второго человека.

В теории информации говорят, что в результате сообщения (написание имен и фамилий напротив номеров телефонов) появилась информация.

1. Философское определение понятия информации: формационный и информационный детерминизм

как наиболее универсальный самодетерминирующийся атрибут материи.

В этой цивилизационной концепции единого исторического процесса обозначены новые тенденции в философии, в частности, конвергенция материализма и идеализма, диалог культур и цивилизаций Востока и Запада, Севера и Юга и т.д. Соотношение различных, порой и прямо противоположных, основных философских и культурологических направлений также составляет предмет и содержание конвергентной философии, имеющей свою сложную структуру: в виде единства материализма и идеализма; онтологии, гносеологии и феноменологии; единства субъекта и объекта и т.д. И основной задачей ее является упорядочение этой структуры, достигаемое путем систематизации самой философии в целом.

Конвергентная философия является методологической основой глобальной цивилизации, развивающейся в единстве с региональными, или локальными, цивилизациями. Существуют различные цивилизационные регионы, совокупное и конвергентное единство которых составляет глобальную цивилизацию, которая возникает путем диалога и взаимодействия региональных цивилизаций, исторически появившихся локально и развивавшихся до определенного периода независимо друг от друга. Но у истоков всех локально возникших цивилизаций оказалась одна фундаментальная и в этом смысле глобальная закономерность — информационная, следовательно, и информационного детерминизма. Формационный детерминизм можно рассмат- ривать как частный момент этого более универсального принципа.

Сознавая потребность в философском осмыслении информационного вида детерминизма, его исследование проводилось автором, начиная с 70-х годов прошлого столетия. Результаты этой работы нашли отражение в ряде публикаций, в том числе в монографиях: «Философские проблемы теоретической биологии», «Общая теория жизни. (Диалектика формирования)», «Средний путь России. (Конвергентное общество)» и в брошюре «Антропосоциогенез: философские и психологические аспекты».

Продолжая это направление исследований применительно к социологическим проблемам, автор развивает идею информационного подхода к истории в целом, а в более широком плане — к социальным и этнонациональным объединительным процессам. Наряду с публикациями в России свои идеи автор развивает и в связи с проблемами объединения Кореи. Они нашли отражение в его опубликованных докладах на всех трех Всемирных корейских форумах по философии (Сеул, 1991,1995,1999). А в 2000 г. им опубликована учебная программа «Философия объединения Кореи» на корейском и русском языках в южнокорсйском журнале «Корус форум», № 12. В первых двух номерах этого журнала за 2002 г. содержится продолжение обсуждаемого материала. В 2001 г. выступил с докладом по цивилизацион- ной тематике на 1-м Всемирном конгрессе по глобальной цивилизации (Сидней, 16-18 июля 2001). В номере за 5 апреля 2002 г. газеты «Известия» опубликована авторская статья «Сумма знаний и религии. Альтернативность и конвергенция материи и духа, науки и мистики».

В изучении информации обозначились два подхода: общенаучный и философский. И сейчас наметилась переходная стадия между ними, связанная с тенденцией философского осмысления в аспектах самоотражения и атрибутивного свойства материи (В. Сифоров, А. Сидоров, А. Урсул, И. Силин и др.), информационный подход к цивилизации (Р. Абдеев), синергетический подход к самоорганизации информационно-энергетических процессов (И. Пригожин) и т.д. На основе этих данных можно предложить философское определение информации, состоящее из двух частей. Первую — онтологическую — часть философского определения этого понятия можно сформулировать так: информация — самодетерминирующийся атрибут материи, а также се са- моотражения, самоорганизации, самодвижения. Здесь информация, как атрибут материи, представлена с материальной стороны, без подчеркивания роли и места идеального момента, т.е. частично, не полностью.

В этой части философского определении понятия информации мы опираемся также и на общенаучные определения, близкие к философскому. Среди них можно выделить подходы таких естествоиспытателей, как К. Колин, Э. Лийв, И. Юзвишин и др., которые отмечают наибольшую универсальность информационных связей. На этом основании Э. Лийв в своей книге «Инфодинамика. Обобщенная энтропия и негэнтропия» (Таллин, 1998) все связи в мире считает информацией. Ближе к философскому пониманию информации подошел И. Юзвишин: «Информация — это всеобщий бесконечный единый законнопроцесс фундаментальных отношений, связей, взаимодействий и взаимозависимостей энергии (Э), движения (Д), массы (М) и антимассы (А) микро- и макроструктур Вселенной. Мир — информационен, Вселенная — информационна; первичное — информация, вторичное — материя. Не бытие определяет сознание, а информация (сознание) определяет бытие»157.

Читайте также:  Сколько капать капли после лазерной коррекции зрения

Первая часть определения И. Юзвишина выдержана больше в естественнонаучном плане, а во второй половине обсуждается основной вопрос философии. Однако с такой идеалистической трактовкой трудно согласиться. Мы считаем более объективной конвергентную позицию признания равнозначности соотношения материи и сознания хотя бы потому, что информационно-кодовая структура мира в ее философском значении также состоит из материи и духа в их паритетном, равнозначном соотношении. Это и было выражено в таких первых и самых фундаментальных философских категориях, как на Западе, так и на Востоке, как: Логос, Дао, Брахман и т.д. Но это лишь один аспект конвергентного подхода, наряду с которым имеется и другой, относящийся к собственно философскому определению понятия информации.

Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996. С. 15.

Позиции структурного подхода придерживаются сторонники признания информации как всеобщего атрибутивного свойства материи, согласно которой вся материя — неор- ганическая и органическая — изначально наделена и обладает информационной структурой. В отличие от этого функционалисты признают информацию лишь свойством саморегуляции, начиная с живых систем. Неорганическая материя якобы не обладает таким свойством. При этом функционалисты придерживаются узкого понимания информации как передачи сигналов в управляющих системах, т.е. такого свойства, которое присуще и неживым системам. Противоборство двух подходов может быть снято при конвергентном признании единства структуры и функции, присущей не только живым, но и неживым системам, их информационной структуре. Вся сложность вопроса заключается в уяснении природы функций, присущих неживым структурам. Прежде всего это отражательная функция, связанная с информацией. Но какова природа отражательной функции информации: материальная или идеальная?

Наряду с материальной отражение имеет и идеальную природу. Как отмечает А.И. Лисин, «наиболее существенна, тенденция трактовать идеальное как свойство материи, связанное с отражением, которое понимается как взаимодействие на уровне и живой, и неживой природы»158. Это вполне в духе признания объективного существования идеального Э.В. Ильенковым. И в этой связи весьма конструктивна также позиция отождествления идеального с информацией, проводимая А.А. Братко, А.Н. Кочергиным и З.Ф. Цайер. Они определяют идеальное как «свойство материи содержать информацию, которая проявляется в материальных системах особой организации. Специфичность такой организации состоит в том, что элементы ее обладают способностью как выражать информацию о своих состояниях, так и оказывать всегда одинаковое материальное воздействие на другие материальные системы» 9. Ими признается существование идеального и на уровне неживой материи, понимаемого как «самопроявление, самокодирование информациогенных свойств материи»160.

Отождествление информации с идеальным все большее подтверждение получает в современном естествознании, 158

Лисин А.Л. Идеальность. М., 1999. С. 129. 159

Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск, 1977. С. 22. 160

Кочергин А.Н., Цайер З.Ф. Информациогенез и проблемы его оптимизации. 1977. С. 70.

особенно в связи с развитием теории физического вакуума. Все это позволяет выделить и вторую часть философского определения информации, которую можно назвать феноменологической. В отличие от изложенной выше первой части — онтологической, феноменологический аспект понимания информации связан с ее идеальной природой. И при дополнении феноменологией онтологической части определения информации можно дать более полное философское определение ее как наиболее универсального самодетерминирующего атрибута материи с помощью ее как материального, так и идеального моментов самоотражения, самоорганизации и самодвижения.

В данном определении достигнута конвергенция материального и идеального, материи и духа в решении как основного вопроса философии, так и проблем информационного детерминизма. Если до последнего времени признавался лишь один всеобщий атрибут материи — движение, то сейчас уже утверждается и другой всеобщий атрибут материи — информация. Возникает в связи с этим вполне естественный вопрос о соотношении указанных двух самых универсальных атрибутов материи, а именно, что их объединяет и в чем состоит их различие. Кроме атрибутивности, объединяющим моментом выступает их взаимодействие. Уяснение их различий легче представить через соотношение энергии и информации. Если энергия выступает как мера движения, то информация является мерой организованности как самой материи, так и самого движения.

Вопрос этот подробнее рассмотрен нами в работе «Общая теория жизни». В ней показано, что если упорядоченность системы характеризуется энергетическими показателями, то организация — распределением и перераспределением их, т.е. организацией вещественно-энергетических процессов. Обеспечивается это информацией, которая не только организует вещественно-энергетические процессы, но и придает им целесообразность, особенно живым системам.

Специфичность этой организации, как уже отмечалось, состоит и в способности выражать информацию о своем собственном состоянии. Например, кибернетическая обратная связь на основе обратной информации, по Н. Винеру, или обратной афферентации, по П. Анохину. В последнее время естествоиспытатели все больше стали говорить о наличии подобной информационной структуры саморегуляции и в неживой природе. Возможно, здесь имеется оп- ределенная доля антропоморфизма, но тенденция к возрождению гилозоизма налицо. Возрождения того гилозоизма, развитие которого было подавлено успехами материализма, позитивизма и атеизма в европейской науке161. Подобная тенденция гилозоизма в современной науке выражена в понимании идеальности информации и информационной причинности. Только в отличие от видимой, материальной причинности информационная причинность в большей части невидима, виртуальна. Это подобно кислороду, который невидим, но действие его весьма чувствительно. Только в отличие от кислорода информация может быть и идеальной. И активность ее связана с соотношением материального и идеального. В их взаимообусловленности и взаимопереходах друг в друга заключена особая природа и сила информации.

Идеальная информация организует и активизирует само материальное. Особенно это заметно в биологической эволюции, не говоря уже о социальной форме движения. Вспомним в этой связи известные слова К. Маркса о том, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Нечто подобное происходит и с идеальной информацией, функционирующей в соединении с материальным носителем и не действующей без него. Огромна детерминирующая роль ее и в неживой природе, что доказано данными по современному гилозоизму, не говоря уже о достижениях кибернетики по изучению самодетерминации и управления биологическими и социальными системами.

С философской точки зрения понятие информация определил

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИЯ» в других словарях:

ИНФОРМАЦИЯ — (informatio ознакомление, представление лат.) 1) любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений в этом качестве И.… … Энциклопедия культурологии

Информация — [information] основное понятие кибернетики, точно так же экономическая И. основное понятие экономической кибернетики. Определений этого термина много, они сложны и противоречивы. Причина этого, очевидно, в том, что И. как явлением занимается… … Экономико-математический словарь

информация — Значимые данные. [ГОСТ Р ИСО 9000 2008] информация Любой вид знаний о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы [ГОСТ 34.320 96] информация Сведения (сообщения, данные)… … Справочник технического переводчика

информация — и, ж. information f., пол. informacyia < , лат. informatio разъяснение, изложение. Сообщение, осведомление о чем л. БАС 1. Везде и во всем интерес монаршей охранять со всякою верностью, .. на все я ему < Швымерсу> прямую информацию… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

информация — данные, исходны данные, сведения; оповещение, сообщение, извещение, уведомление; рэнкинг, катамнез, новость, справка, материал, репортаж, пресс релиз Словарь русских синонимов. информация см. сведения Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов

ИНФОРМАЦИЯ — (information) Данные, доступные индивидам, фирмам или правительствам во время принятия экономических решений. В принципе существует бесконечно большой объем информации; на практике даже такие крупнейшие и искушенные организации, как центральные… … Экономический словарь

Информация — (data) Информация, которая обрабатывается, накапливается или выдается компьютером. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. Информация … Словарь бизнес-терминов

ИНФОРМАЦИЯ — ИНФОРМАЦИЯ, информации, жен. (книжн., офиц.). 1. только ед. Действие по гл. информировать. Информация поставлена на должную высоту. 2. Сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей нибудь деятельности, сведения о чем нибудь. Давать… … Толковый словарь Ушакова

ИНФОРМАЦИЯ — (от лат. informatio ознакомление, разъяснение) понятие используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий… … Философская энциклопедия

ИНФОРМАЦИЯ — (от лат. informatio разъяснение, осведомление) любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных (биол., физ. и др.), социальных и техн. системах и передаваемые звуковым, графическим (в т. ч. письменным) или иным способом без… … Физическая энциклопедия

Информация — по законодательству РФ сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д. По английски:… … Финансовый словарь

Понятие информации как философская проблема

Понятие информации как философская проблема

В современном мире информация превратилась в один из важнейших ресурсов человечества, а информационные системы и технологии – в важнейшие средства обработки данного ресурса. В системе образования информатика (информатика и информационно-коммуникационные технологии – ИКТ) стала одной из ведущих дисциплин, не менее значимой, чем математика, физика, химия, биология, родной язык. Более того, информатика претендует на главенствующее положение в ряду фундаментальных и общеобразовательных дисциплин, особенно в грядущем информационном обществе.

Это делает актуальной проблему прояснения смысла основополагающего для информатики понятия информации в рамках философии информации , ибо любая «философия – прорыв к миру смысла» (Н.А. Бердяев), «философская деятельность по наделению смыслом – альфа и омега всего научного познания» (М. Шлик). Философия информации должна, на наш взгляд, синтезировать мировоззрение «архитекторов» и «строителей» информационного общества в направлении поиска оптимальных путей его технологического и социально-экономического развития на основе общих закономерностей существования и динамики информации с учетом ограничений гуманитарного, главным образом этического (инфоэтика) и медико-психологического характера. Информатизация, влекущая социум в «информационный рай», а заодно удовлетворяющая узкокорыстные интересы IT-бизнеса, должна учиться на горьком опыте неуправляемой индустриализации, приведшей мир к технохимическому «раю», практически несовместимому с органической жизнью. Неуправляемое наступление искусственного интеллекта может привести к его доминированию над обленившимся и, в конце концов, одичавшим естественным интеллектом конечных пользователей, к «датакратии» кучки корыстных лиц и фирм, сотрудничающих между собой и с «умными» машинами в области баз данных, баз знаний и upgrade-технологий.

Горизонт философии информации, ограниченный феноменом информации, не имеет права закрывать другие горизонты мироздания и мира человека, не менее важные для современной философской мысли – синергетический, глобально-эволюционный, антропоцентрический, экзистенциальный и др. Наш разум должен стремиться к синтезу разных концепций, ибо, как предостерегал один из основоположников теории информации К.Э. Шеннон, «очень редко удается открыть несколько тайн природы одним и тем же ключом». В то же время понятие информации непосредственно или косвенно пронизывает многие из современных философских концепций, поэтому полагаем, что философия информации окажется полезной для них. Более того, на современном этапе развития человечества философия информации представляется актуальной ветвью философии как «эпохи, схваченной мыслью» (в гегелевском понимании).

Итак, информация является объектом исследования философии информации. Три основных задачи философии информации: 1) бытие информации; 2) философский статус информации; 3) информация в окружающем мире.

Если объединить эти задачи в один предмет исследования , то им является бытие информации в мире.

В современной системе образования при изучении информатики и ИКТ все больше внимания уделяется практическим приложениям аппаратно-программных средств к решению конкретных задач («здесь и сейчас»), что согласуется с «тактической» парадигмой, заложенной в Болонскую систему обучения с ее ориентацией на западные стандарты образования. Полагаем, что при всех достоинствах такой системы современному выпускнику ВУЗа понадобится и фундаментальная подготовка, ориентирующая на перспективу («там и потом»), что всегда отличало традиционную «стратегическую» российскую систему образования. Специалист, обладающий фундаментальной подготовкой, лучше адаптируется к быстро изменяющимся реалиям информационного общества (в частности, к частой смене аппаратно-программных средств) и требованиям рынка труда. Философия информации относится к дисциплинам именно фундаментальной подготовки. Полагаем, что для выпускников ВУЗа, специализирующихся в области ИКТ, философия информации окажется не лишней, особенно в преддверии информационного общества.

Цель данного курса – пробудить мысль читателя, пусть и не согласную с субъективными размышлениями автора, но, главное, самостоятельную и продуктивную в осмыслении информационных реалий и фантазий современности. «В этом мире бушующем» вчерашние фантазии становятся сегодняшними реалиями. Поэтому автор, наряду с проверенными временем концепциями, берет на себя смелость обращать внимание и на свежие идеи, будоражащие разум и непривычные для большинства из нас. Без подобных идей надеяться на прогресс в науке, технике и философии не приходится.

Из курса, по возможности, исключен рафинированный философский «сленг», но, тем не менее, встречаются некоторые сугубо философские термины, которые, по возможности, разъяснены содержательно или, по крайней мере, в виде знакомых синонимов. Если это не сделано, существуют толковые словари (глоссарии), содержащие необходимые сведения. В курсе также отсутствуют математические формулы. Хотя математика и считается «философией науки», автор считает, что ее родным домом и является рациональная наука, а в философских исследованиях математику, если и использовать, то с оглядкой на рационализм, ее породивший. В данном учебном курсе полагаем математику излишней. Ссылки на первоисточники даны только по русскоязычным изданиям, в каждом из которых есть обширная библиография по изучаемой теме.

Курс достаточно объемный и непростой в восприятии. Автор полагает, что студенту можно предоставить право выбора интересующих его тем (или даже одной темы) для вдумчивого изучения и успешной сдачи зачета по всему курсу.

От обучающихся потребуется работа мысли, ибо многие поставленные проблемы еще «кровоточат» и не имеют однозначного решения, как и большинство истинно философских проблем. Полагаем, что однозначные ответы на философские вопросы – нонсенс. Поэтому в предлагаемых тестах среди вариантов ответов на каждый вопрос обычно несколько правильных.

Уважаемые коллеги – студенты ИНТУИТа, «вполне возможно, что какие-то ошибки ускользнули от меня и еще ожидают проницательного взгляда какого-нибудь критически настроенного читателя. Я надеюсь, что радость открытия ошибок и испытанное при этом чувство интеллектуального превосходства над автором в какой-то мере вознаградят счастливца за потерю времени и беспокойство, которое могло доставить ему внимательное чтение этой книжки». Это слова Льюиса Кэрролла (он же Чарльз Л. Доджсон – профессор Оксфордского университета в Великобритании). Автор данного курса солидарен с Кэрроллом.

Читайте также:  Зрение и слух ребенка во время беременности

О понятии информации

Первая проблема, с которой сталкивается философия информации, – противостояние известных школ «функционалистов» и «атрибутивистов». Кроме того, информация как идеальное понятие доныне практически не равноправна с вещественно-энергетическими представлениями в материалистическом мировоззрении большинства людей нынешних поколений. Может быть, следующим поколениям, исповедующим иное, в частности информационное мировоззрение, такое равноправие будет казаться более естественным?! Пока же мы имеем дело с проблемой внутренне противоречивой триады «информация – энергия – вещество».

Прошло более 60 лет с тех пор, как Н. Винер в «Кибернетике» (1948 г.) ввел известное до него понятие информации в общенаучный обиход, а оттуда оно распространилось на все уровни – от повседневности до философии. Примерно в то же время сформировалась и теория информации (К.Э. Шеннон). Определений понятия информации достаточно много (известны более ста определений информации), но столь желаемого однозначного определения, устраивающего всех, так и не найдено.

Это не должно нас смущать. Понятие информации не исключение; есть много понятий, провозглашенная однозначность определений которых при внимательном рассмотрении лишь кажущаяся, будь то понятия материи, энергии, жизни, числа и т.п. Просто в рамках господствующей научно-философской парадигмы однажды кто-то решил: «Быть посему», а оппоненты не были услышаны. Так, при господстве материалистической парадигмы энергия стала единой мерой различных форм движения и взаимодействия всех видов материи, поле – особой формой все той же материи, а под определение самой материи в эпоху господства материализма попала вся объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Конечно, право каждого индивида сомневаться в объективной реальности своего субъективного сознания, но сознание окружающих людей – разве не объективная реальность лично для индивида? Да и сама «материя» – скорее, абстрактная философская категория, нежели физическая субстанция (вещество, телесность или нечто подобное). И разве энергия не имеет отношения к человеческому сознанию, которое, в свою очередь, всегда находится в движении и взаимодействии с миром, обусловливая «работу мысли», «нервную энергию», «муки творчества», «социальную энергию» и даже телесные проявления, связанные с работой сознания?

В общем, однозначность определений фундаментальных понятий физики и других научных дисциплин позволительно подвергнуть такому же сомнению, как и однозначность определения понятия информации.

В иерархии понятий есть первичные (корневые) понятия, через которые могут формулироваться понятия более низкого иерархического уровня. А через обретенные понятия формулируются понятия еще более низких уровней, и так вниз по иерархии – вплоть до уровня искомого понятия. Но сами первичные понятия убедительно определить не представляется возможным через другие понятия, которых просто нет, как нет уровней иерархии выше первичного уровня. К таким первичным понятиям относятся понятия Бога, материи, идеи, сознания, духа, числа, души и др. К ним можно отнести и трудноопределимое понятие информации, которую, однако, можно понять через ее существенные свойства и проявления.

Правда, в некоторых публикациях неоднозначность определения понятия информации объясняется тем, что феномен информации многоплановый, что наука об информации только развивается и поэтому ее терминология еще не устоялась. Эти доводы не слишком убеждают. Многие феномены многоплановые, однако же существуют их однозначные определения, будь то энергия, электричество, свет, снег, млекопитающее, мозг, социум и т.д. Практически все науки (а наукометрия насчитала порядка 15000 научных дисциплин) развиваются, но имеют, тем не менее, свою устоявшуюся терминологию. Так, например, можно и физику считать развивающейся наукой, ведь она не стоит на месте. Но между тем основные физические понятия определены и закреплены в системах единиц. И потом, сколько десятилетий или столетий «отводится» на становление той или иной области науки? Кто это может сказать наверняка?

За 60 лет существования понятия информации ее количественные меры (бит, байт, бит/с, информационная энтропия и др.) однозначно определены и используются в информатике, теории и технике связи и управления. Так почему же, если отвлечься от первичности понятия информации, наука еще не может сформулировать однозначное определение информации? Помимо указанных выше затруднений, дело, видимо, и в том, что понятие информации имеет не только количественный аспект, приводящий к мере (как в понятии энергии), т.е. к числу, но и качественный аспект, не связанный с измерением. Информация – не мера, не число. Измеряемое в теории информации количество информации еще не есть информация, как количество людей не есть человечество, а мощность множества – не множество. Количественные меры объектов – их частные свойства, но не смыслы. И это вносит весомый вклад в проблему многозначности понятия информации.

Современная наука базируется на классической галилеевской парадигме: измерить всё, что измеряемо, и сделать измеряемым всё, что не измеряемо. А если не удается сделать измеряемыми безмерную любовь, бесконечную жажду познания, человеческое сознание в целом, Ничто и другие качественные феномены, то все они, не укладываясь в математические вериги, оказываются вообще вне науки. Такова душа, которая не есть сердце-насос или фрагмент вещества мозга и не есть затрачиваемая ею энергия. Такова и информация: «информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм, который не признаёт этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время» (Н. Винер).

Данная проблема наполнена философским смыслом, ибо понятие информации уже давно стало не только общенаучным, но и философским понятием. Становление понятия информации в науке и философии имеет давнюю историю. Еще в докибернетическую эпоху термины, близкие к понятию «способности, сходной с ощущением» (термин В.И. Ленина), были хорошо известны как непременные атрибуты мироздания и человека: апейрон Анаксимандра, идея Платона, форма (эйдос) и энтелехия Аристотеля, нус (ноос) Анаксагора и Ибн-Рушда (Аверроэса), субстанция Спинозы, монады Лейбница и Блаватской, априорное знание Канта, мировой разум Гегеля, отражение Дидро, Ленина и Анохина. В древних индуистских Ведах, в теологических текстах различных религий упоминаются космический Разум, божественный Логос, Слово, с которого начался мир, и подобные им понятия, имеющие непосредственное отношение к знанию (информации). Ныне все эти представления дополняются, а в чем-то и замещаются неоднозначным понятием информации как символом современной цивилизации, не более понятным, чем предшествующие ему понятия.

Философская значимость информации обусловлена тем, что она есть в мире как сущее (в отличие от энергии-меры и количества информации, которые «не суть»).

Функциональная информация

Понятие информации, кибернетика (как непосредственная предтеча информатики), теория информации, информатика возникли не по прихоти ученых, а исходя из военных потребностей развития связи, управления стрельбой, радиолокации и шифрования в 40-х гг. ХХ в., а также в связи с изобретением электронных компьютеров. Соответственно основными функциями информации в тот период полагались управление и коммуникация (связь). Реализовать эти функции информация должна была через свои особые формы – команды и данные, передаваемые по каналам управления и связи. Полагалось (и не без оснований), что большие количества материи и энергии управляются энергетически слабыми сигналами, несущими информацию в форме команд и данных. Такую информацию принято считать функциональной .

Для передачи команд и данных главным оказался количественный аспект – измерение информации. Вопрос ставился так: «Что же представляет собой эта информация и как она измеряется?» (Н. Винер (Надо иметь в виду, что Винер был профессиональным математиком, а Шеннон – специалистом в области связи и шифрования)). Ведь функциональная информация передается в виде сообщений посредством сигналов, имеющих полевую природу (например, электромагнитную). А сигнал как изменение какой-либо физической величины (амплитуды, частоты, фазы, энергии полевых колебаний или импульсов) по своим количественным параметрам должен быть согласован с такими же параметрами канала связи, включающего передатчик, приемник и среду между ними. Соответственно понадобились количественные меры для сигналов, сообщений и в итоге для информации. При этом канал связи инвариантен (безразличен) к смыслу передаваемых сообщений.

Пример 1. Если вместо сообщения «рыба» будет передано «рабы», то количество информации в сообщении останется прежним (ведь буквы одинаковы), и сигналы-носители «бесстрастно» перенесут искаженное сообщение от передатчика к приемнику, как почтальоны переносят письма, не интересуясь их содержанием. Точно так же случится при передаче «1» вместо «0». Но для адекватного управления важен смысл сообщения, влияющий на выбор траектории управления, ибо «1» может означать выбор одной траектории, а «0» – другой, поэтому в интересах теории управления в 50–60-х гг. ХХ в. появились семантические теории информации, количественные меры ценности, полезности и даже осмысленности информации, впрочем, весьма далекие от практического использования. Авторы таких мер неукоснительно следовали в русле функционального количественного подхода к понятию информации, хотя и не могли не понимать ограниченности ее количественного представления.

Как альтернативу количественному представлению информации адепты функциональной информации предложили считать информацией «…обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» (Н. Винер). Такую информацию — обозначение можно интерпретировать как знаковое сообщение (в виде материальных знаков), передаваемое в пространстве-времени посредством сигналов. Согласно данному определению сигналы должны восприниматься органами чувств человека и изобретенными им техническими устройствами, т.е. базироваться на воспринимаемых физических (материально-энергетических) полях.

Но человек и техника способны генерировать и воспринимать сигналы, энергия которых ниже пороговой чувствительности биоприемников и современных приборов. Такая, условно говоря, несиловая коммуникация вообще характерна для большинства представителей фауны и флоры, а также для психологического и социального миров человека (воспоминания, инсайты, понимание «с полуслова, полувзгляда», неосознанные порывы, интуиция, «внутренний голос», парапсихологические эффекты, «стадные» инстинкты и т.п.). Вероятно, здесь между источниками и потребителями информации (в том числе внутри самого человека) происходит непосредственное информационное взаимодействие вне известных физических полей, а знаковые сообщения, извлекаемые при таком взаимодействии, не нуждаются в дополнительном перекодировании для передачи по физическим каналам связи.

Следовательно, информация как знаковое сообщение, передаваемое в пространстве-времени, может быть явной и скрытой. При передаче во времени память хранит сообщения тоже в знаково-символьной форме, наподобие хранения следов динозавров, наскальной живописи, берестяных грамот, книг, файлов в компьютере, знаний в нейронной или семантической сетях. Мысленное содержание принятого знакового сообщения, т.е. его пoнятый в форме субъективного образа смысл улавливается нашим сознанием в процессе адаптации к миру и обязательно после перекодирования из материально-энергетических кодов-знаков сообщения в идеальные семантические «коды сознания». Смысл сообщений потребитель информации может приближенно открыть (постигнуть), если источник информации понятен потребителю, несмотря на ряд перекодирований информации на ее пути от источника к потребителю, либо привнести (образовать), если источник непонятен потребителю или подвергается преобразованию по замыслу потребителя. Следовательно, смысл информации, во-первых, не материален, а идеален, во-вторых, субъективен настолько, насколько субъективны сам потребитель, его понимание источника и замыслы в отношении последнего. К такому утверждению нас бы привел и здравый смысл.

Пример 2. Допустим, кто-то разжег костер. Сигнал от костра достиг сетчатки глаза наблюдателя и, будучи воспринятым, готов для дальнейшей обработки мозгом. Праздный наблюдатель, которому костер-знак не интересен, не пустит воспринятый сигнал дальше своей сенсорной (оперативной) или даже рецепторной (сверхоперативной) памяти и, соответственно, быстро забудет о таком наблюдении. В результате сообщение о костре останется на уровне данных, не перейдя в информацию, т.к. оно оказалось неинформативным для наблюдателя. Если наблюдатель – инспектор пожарного контроля, он может включить нейронную (долговременную) память для запоминания данного наблюдения, по-скольку сообщение о зажженном костре для инспектора информативно, т.е. содержит информацию, а не просто данные. Инспектор привносит свой смысл в полученное сообщение, т.к. ему неизвестна причина, побудившая кого-то разжечь костер. Если же это было сделано по договоренности, например, для обозначения места посадки вертолета, то наблюдатель – пилот вертолета – запоминая сообщение, несущее информацию, открывает смысл, заложенный в разжигание костра.

Другой пример: источник информации – заготовка, превращаемая токарем в деталь. Субъективный замысел, заложенный инженером в чертеж детали, через токаря привносит смысл в заготовку. Кстати, и сам токарь может привнести в заготовку свой смысл, отличающийся от первоначального замысла инженера.

Таким образом, субъекты могут привносить целый спектр смыслов в одно и то же сообщение, а открыть нужно единственный смысл, и поэтому так важны научные открытия в отличие от гипотез, привносящих смыслы.

Понятие функциональной информации, как и информации вообще, представляется нам в двух интерпретациях – широкой и узкой. Традиционный термин «информация» используется в широком (обобщенном) смысле, включая в себя любые сведения (данные, команды). При использовании этого термина в узком смысле следует отличать данные и команды от информации. Как нам представляется, данные – это невостребованные сведения (тексты), ценность которых неизвестна. Будучи востребованными, сведения-тексты могут содержать полезную информацию, приближающую нас к истине и потому имеющую положительную ценность (быть информативными), либо вредную дезинформацию, удаляющую от истины и имеющую отрицательную ценность, либо, наконец, бесполезный и безвредный информационный шум, имеющий нулевую ценность. Понятие ценности здесь апостериорно (послеопытно), ибо, повторяем, до опыта (востребования) ценность имеющихся данных неизвестна.

Итак, в контексте узкой интерпретации информация – это отобранные по ценности данные. Знания содержат наиболее ценную для потребителей информацию (максимально информативны), поэтому они по праву считаются высшей формой информации. Следовательно, при формировании знания алгоритм селекции (отбора) продолжает работать, но уже не с данными, а с информацией. Однако между информацией (знаниями), дезинформацией и шумом нет однозначных границ – то, что для одного субъекта информативно и является информацией (знанием), для другого – дезинформация или шум, и наоборот.

Пример 3. Современный Russian chanson информативен, ценен для значительной части нашего общества (т.е. несет информацию), а для другой, не менее значительной части общества – неинформативен, вреден (т.е. несет дезинформацию и информационный шум).

Команды в системах управления также могут содержать информацию, приближающую нас к цели управления, дезинформацию, удаляющую от цели, или шум, никак не влияющий на достижение цели.

Из приведенных рассуждений следует, что информация (в узком смысле) подлежит запоминанию; иными словами нужна память (Данные и команды хранить в памяти не обязательно, в отличие от информации, извлекаемой из них.). Информация, извлеченная из памяти в нужное время в нужном месте, порождает действие, например, управление или коммуникацию, если это полезная функциональная информация (Далее понятие информации будем использовать в широком смысле, обращаясь, тем не менее, и к ее узкому смыслу.)

Источники:
  • http://diplomba.ru/work/115265
  • http://megaobuchalka.ru/6/34791.html
  • http://texts.news/metafizika_888/filosofskoe-opredelenie-ponyatiya-informatsii-16530.html
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/529/%D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF
  • http://www.intuit.ru/studies/courses/4079/1093/lecture/16993