Меню Рубрики

С духовной точки зрения природа это




ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ





Дух, Духовность, Сознание — фундаментальный фактор, определяющий развитие земной цивилизации.





Образ Богини-Матери в мировой культуре, у древних славян и жителей Причерноморья.





Духовная природа человека.





Йога





Шри Матаджи Шривастава



Медико — биологич. исследования

Практическое здраво-
охранение

Психология и социология

История и философия

Культура и образование

Экология

Разное


Люрья Н.А., Томский государственный педагогический университет.

Сейчас много говорят о духовности. Иногда под духовностью понимается совокупность положительных, нравственных качеств личности, иногда духовным называют человека верующего, который ходит в церковь, стремится соблюдать Божественные заповеди в своей жизни, часто это понятие употребляется слишком абстрактно с целью оградить себя от нежелательной критики, и в результате оно превращается в модное слово, за которым нет реальности.

Мы не будем рассматривать разные точки зрения и определения, но выделим то, что дает духовность человеку, в чем ее ценность, или что это за состояние. Духовные, святые люди всегда дают идеал обычному человеку, служат ориентиром и примером для подражания, представляют, неоценимый маяк в воспитательных целях.

Первое, что бросается в глаза как отличительная черта духовного человека — это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живет такая личность. Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. Духовность дает такое состояние личности, которое выражается в гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества, дает ощущение устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми.

Духовность иногда противопоставляется рациональности, либо соотносится с ней с целью дать более точное определение этому понятию. Однако какое бы определение духовности мы ни приняли, в нем перечисляется набор качеств, неизвестно как связанных Друг с другом, непонятно, представляют ли они единство, можно ли включить или исключить без ущерба какое-либо из них. Это придает духовности абстрактный, отвлеченный характер. Однако духовность имеет самое непосредственное отношение к реальности — это та реальность, которая является целью эволюции человека и служит единой основой мировых религий.

Отношение к предельным основаниям жизни, религиозно-философские раздумья о внутреннем мире человека, о пути к истине, о смерти и бессмертии -это все вопросы, относящиеся к реальной сущности человека. Реальность понимается как бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими (возможными, вероятными) формами бытия (философский словарь). Реальность отличается от действительности как наличие всего существенного в данной вещи или предмете, явлении, — в отличие от несущественного. Следовательно, реальность — это предельная очевидность, обладающая следующими характеристиками:

реальность отражает существенное в вещах,

реальность обладает Истиной или содержит Истину,

реальность действенна. Все несущественное и второстепенное в конце концов зависит от реальности.

Существуют два совершенно различных отношения к реальности, которые выражены в различиях западного и восточного менталитетов. Для западного мыслителя существует предельная очевидность — возможности его разума, интеллект. С его помощью можно постичь все, решить все спорные вопросы, проверить выводы на практике.

Восточный мыслитель изначально считает свой разум, интеллект не способным к постижению реальности в целом, он сразу исходит из признания ограниченности способностей любого (пусть гениального) человека. Ограниченное не может выражать и обнаруживать (проявлять) неограниченное (абсолютное). Он убежден в том, что ограниченное (разум) не в силах познать бесконечное, что разум не в состоянии выйти за пределы пространства, времени, причины, так как любая попытка дать им объяснение предполагает их наличие. Утверждать, что абсолютное выражается через эмпирическое — значит оспаривать его абсолютный характер. Именно поэтому Абсолют (предельная очевидность, реальность), с точки зрения восточного менталитета не познаваем логическим путем, однако он постигается другим способом, который достижим для каждого, кто стремится познать истину как реальность. Человек как часть Реальности является и частью Абсолюта, а постижение Истины возможно как связь, союз (йога) между этой частью и целым, индивидуальной, эмпирической душой и совершенной, космической, связь между тварью и Богом. Эта связь возможна (дается) в определенном состоянии, достижимом посредством медитации. Достижение такой связи, такого состояния, которое дает Истину, есть цель и смысл существования отдельного человека. Это и есть возможность ДУХОВНОГО существования, выхода за пределы ограниченного «я» в состояние высшей реальности, которое обеспечивает гармонию между отдельной душой и Космической, дает единство Природе и человеку, обеспечивает целостность Вселенной во всех формах ее проявления.

Тысячелетняя практика медитации как способа постижения Реальности на Востоке привела мыслителей к убеждению в существовании особой предельной Реальности, которая является единственной Реальностью, которая обладает не только духовной природой, но она является сознательной субстанцией и основой всех сил и форм Вселенной.

Именно связь с этой Реальностью может дать отдельному индивиду целостность и единство с миром, что выражается в полной гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества. Эта целостность на индивидуальном уровне ощущается человеком посредством тех восприятий, которые даны ему как человеческому существу. Целостность, внутренняя гармония является основой духовности, дающей человеку мир, внутренний покой, тишину, радость бытия, отсутствие двойственности. Она является основой его морально-нравственных качеств, ориентиром в буре жизни, маяком в человеческих слабостях. Действительно, прежде всего целостность и гармония дает исключительную уверенность человеку как перед самим собой, так и перед другими, он не может лгать, лукавить, ловчить, хитрить, это противоречит внутренней природе самой духовности. Человек, который имеет гармонию, мир внутри себя, не может быть в гневе на другого человека, так как гнев рождается из внутреннего ощущения дисгармонии, из убеждения своего превосходства над другим, жажды власти, убеждения в обладании истиной и т. д., что противоречит чувству единства всех людей.

Человек духовный не может быть жадным, неудовлетворенным, так как он имеет внутри себя то, что дает ему полное удовлетворение и что превыше всех материальных ценностей — это его духовность, что дает ему радость, не сравнимую с внешним обладанием вещами или властью. Он полностью бесстрашен, так как имеет высшее достояние, возможное в этом мире, которое он не променяет ни за что, и не поступится ничем, и свою жизнь он подчиняет высшему благу. Все Божественные заповеди имеют общий корень и источник в так понимаемой духовности.

Что же происходит в противоположном случае, какими качествами обладает человек, не являющийся духовным в этом аспекте?

Когда нет внутренней гармонии, то идет рассогласование атрибутов человеческого бытия. Человек может говорить одно, думать другое, делать третье. Ум оправдывает плохие поступки, всегда находя им «правдоподобное» объяснение. Интеллект постоянно озабочен поддержанием статуса собственного «я» такой личности, непрерывная мыслительная активность истощает организм, нуждающийся в гармонии эмоций и интеллекта. Гибкий ум берет на себя функцию согласования эмоциональной, ментальной и физической деятельности и до каких-то пределов это ему удается. Но высшая (выше разума) Реальность существует, хочет он это видеть или нет, и постоянно накапливая рассогласования, человек идет прямо к своему разрушению. Реальность человека — его внутренняя и внешняя гармония, единство с высшим Духовным источником, абсолютной реальностью, дающей ему единство с Природой, обществом, космосом, его Домом. Только эта реальность дает ему гармонию в нравственном, моральном, творческом, семейном, интеллектуальном аспектах. Он не должен терять постоянную связь с этой Реальностью. Но так как ум ограничен, и не обнимает, не видит Целого, то в конце концов это рассогласование ведет к дисбалансу личности, что приводит к недовольству собой, неискренности, двуличию, лжи, лицемерию, стрессам, конфликтам между людьми, войнам, болезням, и общему краху. Церковь, которая призвана осуществлять контроль за духовностью, фактически не может дать той целостности и гармонии, в которой нуждается личность. Можно прийти в церковь, и священник, который взял на себя полномочия осуществить связь с Богом Всемогущим (или Абсолютной Реальностью) «отпустит» все грехи, то есть даст тебе этот долгожданный мир и покой внутри, полное согласие с собой, родными, обществом и Вселенной. Ощутит ли это его подопечный? Сам он, нередко проповедуя истинные Божественные ценности, приходя домой, грешит, ибо в современном обществе соблюдать все заповеди почти невозможно. О какой внутренней и внешней гармонии можно говорить в таком случае? Церковь, призванная наставлять искателей к добру, служить примером добродетели, вести к миру и Истине, на деле не может сохранить мир в обществе, многочисленные ритуалы и обряды уводят людей от Бога, и во имя Бога процветает фундаментализм, продолжаются войны, террор, конфликты, что является полной противоположностью ее задачам.

Иное восприятие Реальности на Востоке оставляет рациональности то место, которого она заслуживает и пытается использовать ее с высот духовности. Там нет благоговейного отношения к любому печатному тексту, авторитету, имеющему сертификат. Авторитетом на Востоке пользуется только тот человек, который сумел осуществить союз (связь, йогу) с Реальностью, что подтверждается в действии: либо открытием новых свойств Абсолюта, либо решением проблем человека (человечества), либо демонстрацией собственных духовных способностей. Причем этот опыт все в большей степени гармонизирует эмпирическое бытие человека и общества, то есть служит на благо людям.

Так, Будда, получив долгожданное Просветление, ничего не написал, но он преобразовал человечество, дал ему такое знание, по которому следует значительная часть Планеты. Будда ничего не написал, но он мог говорить с любым человеком — от нищего до короля — на языке именно этого человека. И искатель приобретал Истину, ощущая свою гармонию, единство, осуществляя ту цель, к которой стремился всю жизнь. Иисус Христос ничего не написал, но Его опыт преобразовал человечество, давая Истину и Духовность, к которой стремятся искатели и поныне.

Пора современному человеку сделать последний, решающий шаг в осознании ограниченности разума и последовательно принять иной способ постижения Реальности, обеспечивающий ему высший этап в собственной эволюции.

Духовный мир человека порождается в процессе деятельности его психики, в которой различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при разных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что думает, то и чувствует, так и действует — полная внутренняя гармония. идиота. Обычно у человека между разумом чувствами и волей постоянно существует некоторая несогласованность. И пока он «балансирует» между этими составными психики, до тех пор живём духовно. При полной же разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда человек одно понимает, другое чувствует, а в разлад с первым и другим действует, наступает распад духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как бы балансируют на натянутом канате между идиотом, и распадом личности. Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом». (Фрейд. З.)

Подводя итоги, можно заметить, что человеку присущи 3 природы: социальная, биологическая и духовная. Он существует за счет обмена веществ с окружающей природой, он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человек выходит за рамки природного и занимается вещами, которые, как бы показалось на первый взгляд, не приносят ему пользы: различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние — становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую, социальную и духовную природу человека.

Дата добавления: 2015-09-20 ; просмотров: 965 | Нарушение авторских прав

Духовная природа человека

Духовная природа человека

Дух обладает своей собственной силой и сам по себе может сотворить из ада рай и из рая ад.

Все люди знают, чего они хотят, но мало кто знает, что ему нужно. Часто мы молим Бога и просим то, что сами хотим. Иногда мы получает то, о чём молились, иногда нет. Господь лучше нас знает, что нам необходимо. Поэтому давайте будем рады тому, что дано, и тому, что не дано.

В Евангелии Христос никогда не говорит о происхождении зла, но говорит о том, что мы должны жить в мире. Этим он показал, что метафизика происхождения зла вторична, главное – сам человек, который ему противостоит.

Во всей Вселенной, в самой структуре материи, в структуре жизни заложено добро. А это в который раз подтверждает, что необходимо уничтожить свой эгоизм и развить своё сознание.

Физический мир дан нам, чтобы мы смогли развивать наши скрытые силы для того, чтобы путём страдания, радостей, разочарований, любви и всевозможных испытаний стать самосознающим духовным центром, который действует согласно с Волей Божией, то есть по мировым законам.

В нашей с вами эволюции наблюдается постепенное развитие: физических свойств, эмоциональных, умственных и после этого – чистого разума (способности к абстракции), далее – развитие духа, проявляющегося в высших мирах, которые реальны так же, как и физический, в котором мы с вами живём.

Греческие мистики верили, что духовная природа человека нисходит в материальное существование через Млечный Путь – через одно из двенадцати ворот зодиакальной ленты.

Семь возрастов человека находятся под управлением планет: младенчество – Луна, детство – Меркурий, отрочество – Венера, зрелость – Солнце, средний возраст – Марс, пожилой возраст – Юпитер, дряхлость – Сатурн.

Существует и «чёрная сила», которую мы обращаем на самих себя. Это отрицательные мысли и убеждения, отбирающие наши силы и наносящие непоправимый вред нашей иммунной системе.

Современная наука уже давно говорит о том, что весь материальный мир, от молекул до огромной Галактики, пребывает в постоянном преобразовании, где один вид энергии переходит в другой.

Отсюда можно сделать вывод, что наши тело и разум тоже являются энергией. И именно поэтому здоровье тела и интеллект зависят от того, насколько гармонично увязаны между собой физическая и ментальная энергии.

Все древние учения и духовные традиции мира подчёркивают существование тонкой жизненной силы, которая пронизывает всё бытие человека и обитает глубоко в его душе. Присутствие этой силы влияет на каждый аспект и сферу нашей жизни. Эта сила называется духовной сущностью, и, прислушиваясь к своим внутренним порывам, мы начинаем общаться с ней.

Именно ваш дух – это мощный источник мудрости, питающий тело и ум. А когда мы настраиваемся на свой внутренний мир, связь между телом и духом является вехой на пути к духовному пробуждению. Именно это пробуждение ускоряет течение энергии и соединяет энергию неба, земли и человека, а значит, тела, ума и духа.

Духовная природа человека: что это значит?

В прошлой статье я говорила о том, что саморазвитие и духовное развитие очень тесно связаны друг с другом. И в комментариях появился вопрос: что значит духовная природа человека? Отвечаю на вопрос читателя.

Продолжая свои исследования человеческой природы, а именно психики и духовности, сейчас могу поделиться с вами тем, как я понимаю эти явления на сегодняшний день.

Сразу хочу уточнить, что всё, о чем я пишу, это не истина в последней инстанции, это всего лишь мой личный взгляд на этот вопрос. И причем взгляд на сегодняшний день. Поскольку я постоянно развиваюсь, завтра этот взгляд может быть другим.

Духовность я всегда рассматривала не с религиозной точки зрения, а с научной. И хотя у меня нет своей лаборатории, тем не менее, я занимаюсь исследованиями человеческой психики и духовности уже около 7 лет. Каждый процесс, о котором пишу, я пропустила, прежде всего, через себя.

Духовная природа человека: что это значит?

Начнем как всегда с определений. Идеи для определений взяты из Википедии.

Душа – это нематериальная сущность, которая включает в себя эфирное, астральное и ментальные тела. При зачатии душа входит в физическое тело, образуя с ним одно целое. В итоге получатся человек – физическое тело + тонкие тела (душа).

Управляет всеми телами нервная система (мозг, нейроны). В душе выражена Божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, ощущения, мышление, сознание, чувства и волю.

Вы только вдумайтесь в это определение. Без души мы не могли бы жить, думать, чувствовать. Именно душа обуславливает нашу жизнь. Мы живем, благодаря тому, что эта нематериальная сущность есть в нас.

Каким образом наша человеческая психика связана с душой?

Психика – это совокупность душевных процессов и явлений, то есть восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т.д. Другими словами, психика – это ваше индивидуальное субъективное восприятие мира вашей душой. Ваше отношение к миру формирует вашу психику.

По сути, психика, то есть душевные процессы: восприятие информации, эмоции, память, и является природой человека. Когда мы говорим: из чего состоит океан? Ответ: из воды. А из чего состоит человек? Ответ: из душевных процессов.

Если природа человека – это душа, а природа души это все процессы – эмоции, память и т.д., то какова природа человека? Духовная!

Вы спросите, почему не душевная? Потому что эмоции, память и т.д. – это информация, это даже не душа, которая является сущностью тонких тел. И это приводит нас к понятию – дух.

Что такое духовность?

Духовность — в самом общем смысле — это совокупность проявлений духа в мире и человеке.

Духовность – это также умение прислушаться к тому, что у нас внутри, быть душой, жить душой. Быть тем, кем мы пришли в этот мир быть. Познавать себя именно с позиции: Я – душа, которая частица чего-то более высокого и т.д.

Я обычно не люблю далеко заходить в тему духа, духовности, так как граница между духовностью и религией очень тонкая. Не хочу эту границу нарушать. Я не люблю рассуждать на тему религии. Эта очень опасная тема.

Я бы также добавила, что духовность отличается от религиозности тем, что источником религиозности является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

Поэтому продолжаем тему, которая к религии не имеет никакого отношения.

Мыслить с позиции души – это когда я – нематериальная сущность и я часть общего бессознательного. Мы все — единое бесконечное поле информации и энергии.

Мыслить с позиции Эго – это когда Я – это индивидуальное тело и мозг. Моё Я отличается от Я других. И я лучше других.

Возвращаясь к вопросу, а что же такое дух?

Не хотелось бы непознаваемое одевать в какие-то рамки. Но, тем не менее, чтобы передать вам суть этого явления, все же придется назвать это каким-то словом.

Дух определяют и называют по-разному.

Мне лично всё равно, какое слово вы будете использовать, ни одно из этих слов не отражает истинный смысл Духа. Но, тем не менее, для того, чтобы понимать, друг друга, были придуманы слова.

Слова определяющие дух — это психика (наше психическое), информация, энергия, бессознательное, Высшее Сознание, Высший Разум, Святой Дух.

Получается, что проявляя свою Божественную суть, мы проявляем свою истинную природу. А когда мы идем против своей истинной природы, мы страдаем.

Интересно узнать Ваше мнение по этому вопросу? Поделитесь в комментариях.

Если эта информация была для вас интересной, предлагаю посмотреть видео «Что такое Душа, Дух, Сущность».

P.S. Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею — нажмите на кнопку Вашей любимой социальной сети

Занимаюсь исследованием жизни. Изучаю, как наполнять жизнь смыслом, отношения гармонией, сердце любовью. И что нужно делать, чтобы всё это привело к хорошему здоровью, а также к материальному и духовному благополучию. Являюсь сертифицированным коучем.

Предыдущие записи в разделе «Духовное развитие»

  • Уровни сознания человека — Ваш тест
  • Жизненная энергия человека: 3 уровня существования
  • Развитие осознанности: разница между осознанием и знанием
  • Как восполнить жизненную энергию? Энергопрактики.
  • Как повысить жизненную энергию?

Что Вы об этом думаете?

Оставьте Ваш первый комментарий и получите замечательный подарок!

15 комментариев

Спасибо за пост. Выскажу свое мнение, может быть, кому-то будет интересно. Чтобы было проще понять, прибегну к аналогии.

Вот есть, например, компьютер. В нем процессор, блок памяти, блок питания, жесткий диск, шина, шлейфы и т.д. Обычному человеку непонятно, что это за “железячки” и для чего они нужны.

В то же время, продвинутый юзер может очень точно описать, какая часть компа для чего предназначена и как она взаимодействует с остальными частями. Вот оперативная память, в нее грузится программа. А вот микропроцессор — он читает и выполняет эту программу. И т.д.

Такому человеку доступен некоторый, скрытый от обычного обывателя, СМЫСЛ того, что происходит в компьютере. Он видит невидимое для других НЕЧТО, что связывает отдельные элементы компьютера в “живое” целое.

Вот эта информация о том, что происходит в компьютере, это знание, этот СМЫСЛ, в данном случае и есть ДУХ инженера, создавшего компьютер. Мы видим замысел инженера сначала целиком, а дальше уже понимаем для чего предназначена та или иная часть общей картины и как вся эта “байда” взаимодействует и работает.

Усложняем модель. Вместо компа подставляем РЕАЛЬНОСТЬ. Есть люди, которые за событиями и явлениями жизни видят ПРОЦЕССЫ. И они точно понимают и знают, что происходит и как одно явление (событие) взаимодействует с другим. За деревьями они видят лес, за лесом флору и т. д. Поэтому они всегда знают, что надо подправить (от слова правда), чтобы “сремонтировать комп.”

Духовность – есть способность человека видеть(осознавать, понимать) ДУХ. Тонкий, невидимый ЗАМЫСЕЛ (смысл) Творца, пронизывающий собой все мироздание. Правильнее будет сказать, не видеть, а ВЕДАТЬ, то есть наверняка ЗНАТЬ.

Таким образом, духовное развитие – это процесс получения истинных знаний, приобретение способности ВЕДАТЬ. Никакого отношения к сентиментальности, слабости, уступчивости, податливости духовность не имеет.

Насчет религии… Вы правы, тема опасная. Но, думаю, смысл духовности и в ней тот же: ОСОЗНАНИЕ (понимание) замысла Творца. Изначально религия, как раз, и имеет гносеологические корни. Как и наука. А агностицизм в нее вошел уже потом, когда вмешались вездесущие политики. Но это уже отдельная тема.

Еще раз спасибо за Ваш, Татьяна, труд.

Спасибо, Владимир, за дополнение к моей статье и за еще один взгляд на духовность немного под другим углом. И как продвинутый юзер компа я очень хорошо понимаю всё, что вы пишете. ?

Не уверена, поймет ли не продвинутый юзер. А моя задача на блоге раскладывать по полочкам для всех.

Что касается религии, я ничего против религии не имею. Я против фанатизма. ❓

>> А моя задача на блоге раскладывать по полочкам для всех.

Это да. Именно этим Ваш блог и интересен.

>> Не уверена, поймет ли не продвинутый юзер.

Мне показалось, что я написал достаточно просто для понимания. Но может быть и так: просто до конца не дочитает, «многа букаф»

А мне показалось, что вы написали на достаточно высоком уровне. На уровне человека, который понимает, что такое духовность.

Для духовно развитого человека, всё понятно. А ведь есть люди, которые еще очень далеки от этого. духовность, дух — для них пустой звук.

И не смотря на то, что вы привели пример с компьютером, для непосвященного человека, всё равно не понятно, что такое «скрытый смысл».

Просто ваш текст расчитан на «продвинутого юзера» духовности. Хотя впрочем, как и моя статья, наверное.

>>А ведь есть люди, которые еще очень далеки от этого… духовность, дух — для них пустой звук.

Вряд ли осмысленный текст тут самое ТО. Для таких рецепт: just do it. В психологии это какая-либо техника, в религии молитва и ритуал.

Чем напоминает это зарядку полностью разряженного телефона. Понимаете о чем я?

>> Хотя впрочем как и моя статья наверное…

Нет. Вот посмотрите, еше будут отклики. Просто у многих компьютер на работе. А сегодня выходной.

Есть люди, которым эта тема интересна. Но их очень мало, штучные экземпляры. Вот ежели бы про секс.

Да. саморазвитие, духовное развитие — это совсем не про секс. ?

Здравствуйте, Татьяна! Выскажу своё мнение. По-моему, душа — это константа, она дана Богом каждому из нас и со временем не меняется. А вот духовность, вернее её уровни, могут постоянно изменяться в любую сторону в зависимости от нашего опыта.
Дух, я думаю, это — нить, связь между человеком и Творцом, и как раз Дух определяет уровень духовности, т.е., уровень духовности зависит насколько прочна связь с Всевышним. А простыми словами, насколько мы желаем соблюдать и соблюдаем реально Его наставления.
Теперь насчёт религии. Если я правильно понял, то под этим словом Вы подразумеваете церковные догмы. Я тоже не совсем с ними согласен. Но исследуя, затрагивая связь Бога с человеком, мы уже погружаемся в религию. И она у каждого своя, своё понимание этой связи.
Это моё личное мнение.
С уважением.

Конечно, именно от уровня духовности и меняется понимание духовности, души и т.д. На мой взгляд «исследуя, затрагивая связь Бога с человеком», мы погружаемся в духовность. На тему религии я не рассуждаю. ? Просто не люблю это слово.

» На тему религии я не рассуждаю» — естественно. Это практически бесконечная дискуссия. Причём аргументы есть как «за», так и «против»

Спасибо ребята. Я в восторге. Это замечательно,что мои понятия совпадают с вашими.Очень жаль, что нас очень не много таких, которые стремятся познать свою сущность и своё предназначение.А именно от таких зависит весь потенциал нашей планеты. Очень интересная тема и полезная.С уважением Тадеуш.

Спасибо, Тадеуш. Приятно слышать, что мы здесь все единомышленники.

Думаю, что в 21-ом веке развитие происходит значительно быстрее, так что нас становится всё больше и больше. И это приятный момент. ?

Жизненный закон: -подобное притягивает подобное.Будем надеяться, что людей у которых принципы прямые и чистые, ясные и честные, искренние и без задней мысли, будет всё больше. Очень большая роль в процессе развития духовности отводится журналистам.Они ещё пока не имеют свободы выражения своих мыслей и находятся в зависимости у владельцев денежными средствами.Но всё начинается с малого и я надеюсь что все, кто мыслит позитивно объединятся!А коллективная мысль огромная сила. С уважением Тадеуш.

Дело не в законе притяжения, а в том, что начался 21 век — век информации и компьютеров. Информация сегодня распространяется в тысячи раз быстрее, именно это ускорит развитие всей планеты. Ведь не зря столько разговоров было про 12-й год и конец света. Имелось в виду конец старого света и начало нового.

«Мыслить с позиции души – это когда я – нематериальная сущность..» — это из Ваших слов.
Нематериальная сущность. Всё-таки нематериальных сущностей, предметов и вещей не существует.Да, душа — невещественная и непредметная сущность! Однако душа — энергоинформационная структурная монада без плотной материи. Она состоит из тонкой и свертонкой материй. Энергия и информация — тоже формы существования материи.

Спасибо, Виктор, за комментарий.
Вероятно, путаница возникает тогда, когда мы мешаем в кучу 2 аспекта.

Первый аспект. То, что мы можем реально потрогать, взять в руки и измерить каким-то физическим инструментом, например, можно измерить длину любого предмета, который мы видим физическими глазами.

Второй аспект. То, что мы НЕ можем взять в руки, потрогать и измерить каким-то физическим инструментом, но то, что мы можем ПОЧУВСТВОВАТЬ / ОЩУТИТЬ более тонким 6-м чувством.
И это 2 совершенно разных департамента.

Потому что физическое тело имеет 5 органов ощущений этого мира (тело, уши, глаза, рот, нос). И они эти 5 органов сильно ограничивают наше восприятие мира.

Когда я говорю – Я НЕ материальная сущность, я подразумеваю, чем я ОЩУЩАЮ мир — 5 органами физического тела или более тонким 6-м чувством, которое у большинства, как правило, НЕ развито.

Разница между тем, что Вы говорите и Я в том, что я говорю о департаменте ЧУВСТВ / ОЩУЩЕНИЙ Души/Психики, а вы о департаменте нашего физического мира, который можно потрогать и увидеть, то есть, ощутить 5 органами физического тела.

В нашем физическом мире все сущности материальные только потому, что они себя так ОЩУЩАЮТ. Но есть уже немало сущностей, которые хоть раз ощущали себя НЕ просто Душой, а реально Духом. Например, просветленные, люди пережившие самадхи.

Энергия и информация – это НЕ формы существования материи, это формы, которые могут проявиться как материя. И тогда мы можем их увидеть физическими глазами, потрогать физическими руками, услышать физическими ушами, понюхать носом.

А до того, как они проявились как материя, мы можем их только чувствовать 6-м чувством. Либо, если другим языком, на уровне астрального, эмоционального, ментального и других тонких тел. Условно тел, но по факту это не тела, а более тонкие аспекты человека, либо более тонкие уровни ощущений.

Духовная природа человека: от духа к духовности Текст научной статьи по специальности « Философия»

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Хафизова Наталия Алексеевна

Духовная природа человека имеет противоречивый характер ее проявлений. Это выражается, с одной стороны, в глубокой связи духовной составляющей человеческой природы с биологической (компенсация ее «прорех»), а с другой в таком функционировании духовной природы , что она преодолевает власть биологической природы и даже, подчас, игнорирует ее задачи. Последовательно рассматриваются такие категории, как « дух », « духовная природа», « духовность » в их структуре и свойствах, показывается логика их внутренней связи.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Хафизова Наталия Алексеевна,

HUMAN SPIRITUAL NATURE: FROM SPIRIT TO SPIRITUALITY

Article is devoted to judgment of spiritual human nature in inconsistent nature of its manifestations. The last is expressed, on the one hand, in deep communication of a spiritual component of a human nature with biological (compensation of its «tears»), and with another, in such functioning of the spiritual nature that it overcomes the power of the biological nature and even, sometimes, ignores its tasks. In the text such categories as «spirit», «the spiritual nature», «spirituality» in their structure and properties are consistently considered, the logic of their internal communication is shown.

Текст научной работы на тему «Духовная природа человека: от духа к духовности»

УДК 130.12 ББК Ю 667.113

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА:

ОТ ДУХА К ДУХОВНОСТИ

Духовная природа человека имеет противоречивый характер ее проявлений. Это выражается, с одной стороны, в глубокой связи духовной составляющей человеческой природы с биологической (компенсация ее «прорех»), а с другой — в таком функционировании духовной природы, что она преодолевает власть биологической природы и даже, подчас, игнорирует ее задачи. Последовательно рассматриваются такие категории, как «дух», «духовная природа», «духовность» в их структуре и свойствах, показывается логика их внутренней связи.

Ключевые слова: дух, духовная природа, духовное здоровье, духовность, культура, повседневность, самосознание.

Наличие/отсутствие самостоятельной духовной природы у человека является одним из краеугольных камней антропологии. Марксистская школа считает, что человек — биосоциальное существо, следовательно, духовная природа не является изначальной. Представители классического рационализма XVII-XIX веков, различных школ религиозной антропологии, или, например, Макс Шелер (философская антропология), утверждают, что духовная природа присуща человеку от рождения так же, как и биологическая.

Авторская позиция состоит в том, что человек рождается с двумя природами: биологической — актуальной, и духовной — потенциальной: последняя является его родовой характеристикой, дающей знать о себе, прежде всего, в наличии сознания1. Борьба биологического и духовного в человеке и стала движущей силой эволюции последнего, что привело к возникновению культуры, сыниции-ровавшей рождение человеческой социальности, которая, в свою очередь, стала условием «массовой» актуализации духовного начала в человеке.

Цель данной работы — не филогенетическое рассмотрение духовной природы, и даже не ее онтогенез (хотя частично это будет затронуто), а описание ее проявлений в человеке, особенно таких, которые проговаривают всю неоднозначность ее вторичности и производности.

© Хафизова H.A., 2012

Хафизова Наталия Алексеевна — канд. филос. наук, доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: khafizova1970@mail.ru.

1 И здесь не важно, как возникло сознание, но при своем появлении оно тут же предъявило себя в качестве вполне самостоятельного начала в человеке, работающего не столько на выживание, сколько на самовыражение человека.

Рассмотрение духовной природы следует, как будто, начать с ее наиболее «зримого» проявления в человеке — с духовности. Однако если взять лингвистическую подоплеку, то мы увидим, что суффикс «ость» участвует в образовании слов, выражающих обладание чем-либо. Духовность — это свойство человека, обладающего духом (в этом смысле, одухотворенность — это состояние пронизанности духом в какой-либо деятельности). Отсюда, логика изложения текста будет идти по линии раскрутки: дух — духовная природа -духовность.

Дух. Что есть дух сам по себе? Это то, чем занимаются представители религиозной антропологии и феноменологии. В данной работе интерес представляет не столько природа духа, сколько его проявления в человеке, ибо, как бы сказал нейрофизиолог Д. Боген2, дух подобен ветру, которого мы не видим, но о существовании которого мы узнаем по результатам его активности и самообнаружения. Итак, каковы же его проявления?

Макс Шелер [12, с. 152-165], давая определение специфики человека в отношении остального живого мира, называет именно дух особым свойством человека. Он дает о себе знать, во-первых, в своей активности в отношении мира: дух не есть основа эксатического переживания — синкретического восприятия себя в мире (так живут животные: синкретическое единство), он есть начало, претендующее расширить себя до пределов мира3. Дух — это открытое, активное — вплоть до конституирования реальности субъектом — начало.

Во-вторых, по Шелеру, таким образом действующий дух различает в мире предметность, что для человека становится возможным в силу наличия самосознания, самососредоточения, самовладения (воля), самоуправления, что связано не столько с потребностью человека выжить, сколько самоутвердиться, самовыразиться, самореализоваться в мире познаваемой и создаваемой предметности.

И третий момент, особо подчеркиваемый Шелером, это — принципиальная противоположность духа и жизни, проявляющийся в его свободе, отрешенности от принуждения/зависимости от органического, а, по сути, в его самодостаточности и спонтанности. Если вдуматься, то и Николай Бердяев, и Эрих Фромм говорили именно об этих свойствах духа: любовь и творчество — это чистые формы самодостаточности и спонтанности, дерзновения (свободы) в отношении себя и мира.

Таким образом, дух спонтанно активен, открыт, иноприроден жизни, самодостаточен, но не замкнут на себя, а разомкнут на мир, и именно он обеспечивает пульсацию духовной природы человека.

2 Правда, Джо Боген говорит это относительно сознания, но его метафора вполне подходит и для иллюстрации духа.

3 Отличие экстатического переживания мира от действования духа в нем можно выразить через следующий образ: есть капля, растворяющаяся в океане (экстатичность), а есть капля, вбирающая в себя в себя океан, оставаясь при этом собой (это — дух).

Духовная природа. Если дух является неким универсальным началом, то духовная природа есть множественное проявление модусов духа в сознании (самосознание, высшие чувства, мышление, воля, идеи) человека в процессе его актуализации через социализацию и индивидуализацию.

Сознание является основой самоутверждения человека, преобразования мира под себя и себя под него в соответствии со своими представлениями о мире. Оно и ответ на внешние факторы, но, более всего, вызов им: анализ его элементов и позволит это показать.

Самосознание. Само его проявление в человеке доказывает, что оно более связано именно с самоутверждением, но никак не с выживанием, так что в самый момент его «явления народу» биологическая необходимость самосознания оказывается под вопросом. Почему маленький ребенок, которого кормят, моют, одевают, лелеют (т.е. делают все для его биологической безопасности), однажды заявляет на словах или в действиях: «Я сам!»? Биологическая природа производит изменения в ответ на неблагоприятные условия; здесь же — иная ситуация: внешний комфорт, и в нем — это «я сам»4. «Я сам» не нужно для выживания5, оно важно для самоутверждения и самовыражения. Этот толчок возникает не из подражания взрослым, ибо в нем не взрослые копируются (вот обезьяны с успехом могут это делать!), а реализуются собственные желания6, выказывается вызов этого маленького, но человека окружающему миру. Понимание, что значит «я сам», не передается, ребенок откуда-то сам это знает уже на момент артикуляции требования.

Самосознание почти максимально являет себя в актах саморефлексии -оценивании, осмыслении и понимании самих себя. В рефлексии человек не только бросает вызов миру, но и отдает себе отчет в способах ответа на вызовы и мира, что говорит о нравственном характере духовной природы человека.

Высшие чувства. Высшие чувства — это формы существования идей совершенства и гармонии в переживаниях человека, задействующих и мышление, и эмоции, и волю. Они разумны в том смысле, что выражают ценности любви, долга, ответственности, стыда, совести, заботы, совершенства, красоты, добра (и т.п.) в чувственных образах, сопровождающихся эмоциональночувственными переживаниями. Переживание — это осмысленное, или понимающее, или осознаваемое чувствование: человек — единственное существо, способное озадачиваться своими эмоциями и чувствами. В них явлена и открытость, и активность, и свобода духа.

4 Дискомфорт же, наоборот, тормозит самостоятельность, там включаются биологические механизмы защиты (особенно, это видно на примере «детей-маугли»).

5 Это «я сам», подчас, бывает опасно само по себе: первые шаги самостоятельной активности, как известно, чреваты ожогами, падениями, охлаждениями и т.п.

6 Именно желания, а не потребности, ибо потребности — то, от чего человек не свободен, они — необходимость; желание — то, в отношении чего проявляется свобода самовыражения человека, свобода выбора между ними, свобода управлении ими.

Воля. Проблема понимания воли сводится к тому: является ли она частью психики (душевной жизни, тесно связанной с функционированием тела) или она — модус духа, независимого от жизни тела7. Воля может пониматься как интегральная характеристика мышления, памяти и высших чувств. С другой стороны, она может быть опознана как некая метасила (чистая форма явления вот этого «я сам»), которая пронизывает, задействуя для себя и развивая под себя, все его компоненты (воля — модус духа, владеющего собой, по Шелеру). Воля — единственная может управлять желаниями тела вплоть до их игнорирования.

Воля выступает в форме правильных (подлинных) сосредоточения, мышления, творчества. Правильное сосредоточение таково, что не требует усилий по своему поддержанию. Правильное мышление таково, что от него не болит голова в силу отсутствия тех же усилий: мысль как будто сама течет, саморазворачиваясь, самоупорядочиваясь, играя светом и цветом своих граней, — так что делом мыслящего становится только успеть ее ухватить и выразить. Правильное творчество таково, что творец не может не творить (усилия требуются не для самого творческого процесса, они могут иметь место только в его преддверии и после). Все проговоренные случаи и есть место, где воля манифестирует (обнаруживает) себя в своем чистом виде.

Идея. Идея — это мысленный образ чего-либо, который чаще всего является продуктом интеллектуального озарения, что означает: она выведена не из какого-либо опыта, а в ситуации принципиального отсутствия чувственного опыта и логического мышления в качестве ее источников. В этом случае идея ведет себя сродни дедуктивному основанию Декарта: при дедукции найденное несомненное основание таково не потому, что на его несомненность в качестве оного указывают остальные факты, высвечивая его смысл, а потому, что через него другие факты обретают свой смысл, соединяясь в единое целое — в систему; оно конструирует мир, а не является его знаком. Идея ведет себя точно так: систематизирует и конструирует.

Мышление. В основе его, конечно, лежит материальный процесс (работа головного мозга), но активность клеток головного мозга — это не мышление. Зачатки интеллекта (логики) есть и у животных (в идее упреждения/опережения, планирования своих действий, ориентация только в четкой идентичности, где А есть А, и только А: это — формальная логика!8), как и конкретного мышления, связанного с ощущением, восприятием и пред-

7 Психические расстройства и отклонения, как известно, компенсируют лекарствами. Так, лекарствами можно улучшить память, понизить уровень тревожности, усилить даже влечение (но нельзя пробудить любовь к кому-либо!). Отсюда, если воля — это часть психики, связанная с телом, то где она гнездится? И можно ли на нее воздействовать пилюлей?

8 Человек, в отличие от животного, обладает еще и неформальной логикой, которая представлена в символьном мышлении, языках искусства и поэзии.

ставлением . У человека представление основывается не только на памяти и ассоциациях, но и на воображении, питающем абстрактное и символьное

Конкретное мышление не-людей дает о себе знать в наличии сложных знаковых систем, с помощью которых передается информация, и даже в способности осваивать знаковую систему людей с ее смыслами, но не в символах, понятийно или образно оформленных. Ибо символы предполагают индивидуальную работу по осмыслению и наличие абстрактного мышления. Животные не могут производить абстракции — фигуры, понятия, символы, идеи, ведь биологическая природа снабдила их достаточными средствами выживания, и им символьная и идеальная избыточность не нужна. Человеческое же мышление характеризуется этой самой избыточностью не в силу потребности выживать, а опять — для самореализации, самораскрытия.

Таким образом, духовная природа человека есть место предельного для человека самопроговаривания духа, реализации его специфических черт.

Духовность. Определение духовности, описание всех оттенков ее понимания является одной из серьезнейших проблем аксиологии, антропологии, культурологи, философии религии. Сложность связана с тем, что духовность, с одной стороны, это предельное выражение духовной природы вот-этого-вот человека, она — его свойство, но критерии наличия которого задаются конкретной культурой. Духовность является продуктом культурной огранки духовной природы человека (понятно, что спонтанность «я сам» инициирует активность по тому, чтобы вписать эту пульсирующую самость в социальное бытие в соответствии с его ценностями), степень и формы этой огранки могут быть различными, а значит, и сама духовность таковой. Эти коннотации образуют жесткую связь между духовностью и культурой: первая является производной культуры и реализует основную ее функция — преодоление, преобразование природы.

С другой стороны, духовность не может не выражать основные свойства духа — активность, спонтанность, открытость, самодостаточность, что позволяет говорить о ее наличии даже в ситуации явного нарушения существующих социокультурных норм. Так что девиантность вполне является характеристикой человека как одухотворенного (пребывающего в духе, пронизанного им), так и не очень, но при этом вполне обладающего духом,

9 О наличии интеллекта не только у людей писал М. Шелер, а о присутствии у них других форм мышления можно прочитать: Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М.: АспектПресс, 2002; Интеллект муравьев: беседа с Ж. Резниковой и Б. Рябко // Гордон А. Диалоги. М.: Предлог, 2005. Т. 3. С. 217-242.

10 Символьное и понятийное мышление являются той самой предпосылкой, без которой не может появиться ни самосознание, ни высшие чувства.

использующего его, замыкающего его на себя.11 Также противоречивость понимания духовности состоит в том, что она не только продукт духа и культурной среды, но и опыта индивидуального существования, ибо граничит, пересекается с душевной жизнью человека.

Метод описания духовности через противопоставление позволит увидеть формы ее отсутствия, тем самым акцентировав то специфическое, что связывается с наличием духовности в человеке12.

Духовный — бездуховный. Бездуховным мы определенно называем человека с отсутствием ценностного поля индивидуальной жизни, которое пусто, прежде всего, от моральных ценностей. Быть бездуховным все равно что быть безнравственным. Но быть безнравственным — это не только не иметь моральных ценностей, но и в полной мере не быть способным к осмыслению (наделению смыслами), к саморефлексии (вплоть до фиксации собственного несовершенства), к оцениванию (так как нет ценностных преференций, чтоб шкала оценивания имела место быть), к осознанному выбору, к волевому действию.

Исходя из озвученного, можно сказать, что духовность — это способ бытия, предполагающий наличие системы13 ценностей, идеалов, смыслов, порождающий стремление к ним посредством духовных состояний (осмысление и т.д.) и духовно насыщенной практики.

Духовность — повседневность. Эта пара, на мой взгляд, является самой плодотворной для понимания духовности. Повседневность — это природные и социокультурные условия жизни человека, которые неизбывны, неискоренимы и опасны полным подчинением человека себе. Повседневность устроена так, что она делает жизнь отдельного человека предельно комфортной, она обволакивает человека, подкидывает ему готовые смыслы, убаюкивает, развлекает, отвлекает человека, заботливо обустраивая пространство и время его жизни. Повседневное бытие функционально обеспечивает задачу общества встроить человека в сеть социальности, сделав его поведение более или менее предсказуемым. Человек, подстроившийся под повседневность, живет в мире привычного для себя, перестав быть автором своего бытования.

Духовность здесь понимается как то, через что преодолевается власть повседневности над человеком, живущим внутри ее, но преображающим ее в творческом ли, любовном ли порыве. Это акт всегда индивидуального прорыва из сетей повседневности, что напрямую связано с самовыражением. Она дает о себе знать в свободном самоопределении в отношении повседнев-

11 В связи с этим появилось различение того, что есть духовность высокая и низкая, когда она не только дерзновенна, но и дерзка. Так, сатанисты, например, тоже осуществляют своего рода духовную деятельность, создавая свою культуру, нормы, ценности; или разве любой геноцид, имевший место в истории, не сопровождался обращением к ценностному смыслу создания более благого социального будущего для его оправдания?

12 В этой части использован материал доклада Р.Г. Апресяна [1, с. 15-29].

13 Данная система и есть форма самопроговаривания духа, его свойств на языке ценностей, идеалов, смыслов, идей.

ности, в управлении собой внутри ее. Источником проявления духовности являются так называемые экзистенциальные пограничные состояния, в которых повседневность переживается как ничто, бессмысленность; отсюда, человек оказывается погруженным в состояния одиночества [1], отчаяния [7], скуки [8, 4], сопровождающихся страданиями.

Наличие этих переживаний является лакмусовой бумажкой живости человеческого духа: пограничные состояния являются дверьми к духовности, в них и через них происходит разворачивание человека к самому себе его выпадением из обессмысленной им коллективности [2, с. 31]. Повседневность предлагает множество форм уходности из этих состояний и, как будто, обретения смыслов, но духовность начинается с мужества нахождения в них14, погружения и извлечения смыслов из себя самого. Именно последнее, окрашенное творчеством и/или любовью, и преображает человека изнутри.

Таким образом, духовность здесь понимается как такое бытие в повседневности, которое позволяет человеку оставаться верным себе, своему призванию, своим идеалам, самореализовываться несмотря ни на что, одухотворяя своей деятельностью пространство своей жизни, социальности и межличностных отношений, являть свою внутреннюю независимость в отношении природы.

Духовный — культурный. Последняя оппозиция выглядит, на первый взгляд, странной, ибо культура есть порождение духовной природы, а духовность отдельного человека обретает свои очертания в культурной среде того или иного общества. Но здесь акцент делается на культуре в ее формальных характеристиках, так что становится возможным сказать: «быть культурным» не тождественно «быть духовным»15.

XX век предоставил возможность убедиться, что можно быть культурным, но при этом быть бездуховным. Под культурой в этой оппозиции понимается совокупность норм и способов повседневного человеческого и социального бытия. Освоение всего этого делает человека культурным. Но с помощью приобретенных знаний, умений и навыков вполне можно симулировать жизнь в духовности16: культура способна создавать симулякры, духовность есть прорыв к подлинности. Знать и уметь — это культура, осмысливать и понимать — это духовность17. Культура позволяет извлекать выгоду для себя, духовность — приносить реальную пользу другим. Духовность там, где не притуплена чувствительность к происходящему и не задавлено индивидуальное смыслотворчество.

Так, страдание в этих пограничных состояниях делает возможным приращение смыслов, оно создает объем душе, которая в любви и/или творчестве (последние два — необходимые состояния) становится способной то ли вместить в себя дух, то ли развернуть его из себя.

15 Об этом совершенно шикарно пишет К. Свасьян [9].

16 Например, можно соблюдать все церковные предписания, посты, посещать службы, но реально вовсе не обладать религиозной духовностью.

17 Ясно, что высококультурный человек не смог бы таковым стать, если б не инициировал в себе процесс глубокого осмысления, так что его приобщение к культуре всегда духовно, что позволяет переживать состояние «я во всем, и все во мне».

Отсюда, духовность — это такой способ человеческого бытия, в котором присутствует индивидуальное измерение, позволяющее переживать мир культуры как нечто живое, требующее живого участия всей личности человека. Если попытаться дать какое-то синтетическое определение духовности, то можно сказать так. Духовность — это способ глубоко индивидуального человеческого бытия, окаймленный ценностями и идеалами, преображающий человека и мир его повседневного существования посредством свободного самоопределения, любви и/или творчества в процессе самовыражения, самореализации.

Связь же духа, духовной природы и духовности можно еще раз очертить следующим образом. Дух опознается по свойствам своего проявления: активность, спонтанность, самодостаточность, открытость, иноприродность. Конкретное раскрытие этих свойств в человеке удостоверяет наличие духовной природы, проявляющейся в особого рода потребностях (познавать, осмысливать, преобразовывать и т.д.), способностях (самосознание, воля, символьное мышление и т.д.) и элементах (идеи, ценности, идеалы). Духовная природа, подвергаясь, в свою очередь, культурной огранке, становится духовностью в качестве специфического способа индивидуального и социального бытия.

1. Апресян Р.Г. Этические аспекты духовной культуры // Духовность, достоинство и свобода человека в современной России: философско-этические, религиозные и культурологические аспекты. — Пермь, 2009. — Ч. 1.

2. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистиче-ской философии) // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995.

3. Бодрийяр Ж. Соблазн. — М.: Ad Marginem, 2000.

4. Бродский И. Похвала скуке [Электронный ресурс]. — URL: http://de-magazine.ru/?p=9338.

5. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. -М.: АспектПресс, 2002.

6. Интеллект муравьев: беседа с Ж. Резниковой и Б. Рябко // Г ордон А. Диалоги. — М.: Предлог, 2005. — Т. 3.

7. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993.

8. Кьеркегор С. Повторение. — М.: Республика, 1997.

9. Свасьян К. Европа: два некролога. — М.: Evidentis, 2003.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990.

12. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994.

N.A. Khafizova HUMAN SPIRITUAL NATURE: FROM SPIRIT TO SPIRITUALITY

Article is devoted to judgment of spiritual human nature in inconsistent nature of its manifestations. The last is expressed, on the one hand, in deep communication of a spiritual component of a human nature with biological (compensation of its «tears»), and with another, in such functioning of the spiritual nature that it overcomes the power of the biological nature and even, sometimes, ignores its tasks. In the text such categories as «spirit», «the spiritual nature», «spirituality» in their structure and properties are consistently considered, the logic of their internal communication is shown.

Keywords: spirit, spiritual nature, spiritual health, spirituality, culture, daily occurrence, consciousness.

Источники:
  • http://lektsii.org/1-66273.html
  • http://esoterics.wikireading.ru/23300
  • http://tatianasbliss.com/duhovnaya-priroda-cheloveka-chto-eto-znachit/
  • http://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-priroda-cheloveka-ot-duha-k-duhovnosti