Меню Рубрики

С чьей точки зрения написано стихотворение

Стихотворение было написано в 1856 г. и включено в изданный в 1956 г. сборник. Поскольку к тому времени сборник стихотворений 1856 г. уже прошёл цензурную проверку, Некрасов ввёл стихотворение «Поэт и Гражданин» в качестве предисловия, оно напечатано более крупным шрифтом.

В журнале «Современник» №11 за 1856 г. в рецензии Чернышевского на сборник Некрасова были полностью приведены три стихотворения, среди них – «Поэт и Гражданин». Стихотворение подверглось цензурным нападкам и в следующем издании 1861 г. было напечатано в искажённом виде.

Литературное направление и жанр

Некрасов – поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение — манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

Поэт пытается оправдаться Пушкиным, цитируя жизненное кредо Поэта из стихотворения «Поэт и толпа». Но акценты в стихотворении Пушкина несколько иные: конфликт между прагматическим типом сознания и возвышенно-поэтическим. Пушкин этого конфликта не решает. У Некрасова же побеждает Гражданин – носитель активной жизненной позиции (безотносительно к тому, полезна ли она, выгодна ли).

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт — свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

То есть лучшее исполнение гражданского долга – смерть за дело: «Умрёшь не даром, дело прочно, когда под ним струится кровь». Эти слова вызвали больше всего нападок цензуры, которая усматривала призыв к политической борьбе.

Гражданин называет поэта избранником неба (пушкинская характеристика), глашатаем вековых истин. Гражданин призывает служить народу: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи». По мере служения дар поэта проявится сам, подобно искрам из-под молота.

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Гражданин произносит кульминационную фразу, ставшую афоризмом, в которой заключён основной смысл стихотворения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданская позиция как внутреннее состояние человека должна быть у каждого. Внешний статус (поэт, купец, кадет, мещанин, чиновник, дворянин, сенатор, герой, предводитель) становится несущественным.

Гражданин не оставляет Поэта в неведении о том, что судьба гражданина тяжела, потому что «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей». Но «жалок гражданин безгласный», когда ладья свободы летит к бездне (метафора).

В конце Поэт раскрывает причину своей пассивности. В 20 лет он проявлял свою гражданскую позицию, но «душа пугливо отступила», боясь обвинений в клевете. Поэт раскаивается в своей измене гражданскому долгу, называя его священным долгом человека, а себя – больным сыном больного века.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Основная мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Поэт должен служить талантом народу и отечеству.

Подобную диалогическую форму стихотворения называют драматизированным стихотворением. В полемике побеждает Гражданин. Поэт «у двери гроба» обращается к музе, раскаиваясь в потраченном впустую таланте. Это внутренняя победа Некрасова над собственной пассивностью и ленью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (как пушкинское «Поэт и толпа») с многочисленными пиррихиями. Мужская и женская рифмы чередуются. Кольцевая, парная и перекрёстная рифмовки чередуются неупорядоченно, как и у Пушкина.

Поэзия с точки зрения психолога. Эссе

Что такое поэзия с психологической точки зрения?

Кто пишет стихи — тот находится в начале пути по самопознанию.

Стихи — это экзистенциальные послания самому себе, поиск своего подлинного Я, попытка трансцендировать свой жизненный опыт в краткие мысли о бытии.

Стихи — это «Бог и ничто» внутри их творца, они приходят из бессознательного.

Поэт ищет собственно себя в своих стихах, а когда находит — становится либо писателем, либо вообще перестает писать.

Анализируя стихи, я пришла к выводу, что у поэта есть дефицит чувства Я, которое психологически восстанавливается за счет поэтического просветления (инсайта), поскольку поэзия — это высшие переживания своей психологической зрелости, цельности и автономности, своего соприкосновения к Богу и ощущения психологического единения с ним.

У каждого — свой путь к Богу, и его с усердием прокладываешь через стихи, восстанавливая свою веру в себя и людей.

По собственному опыту знаю: чтобы освободиться от поэтического наваждения, нужно придти к осознанности и своему подлинному мироощущению, то есть найти своё истинное Я, каким человек себя раньше не знал и не принимал.

Через раскрытие своего творческого потенциала это знание приводит к пониманию своего призвания.

Для этого нужно анализировать свои стихи с тем, чтобы понять, что какую мысль автор хотел донести до своего осознания своим эмоциональным посланием.

Зачем освобождаться от поэтического наваждения?

Поэтам хорошо известно, насколько энергетичны стихи, сколько эмоциональных и душевных сил они забирают, когда над сознанием властвует рифма, не говоря уже о том, что поэтический процесс мешает непрофессиональному поэту заниматься своей работой и выполнять свои социальные роли.

Когда начинаешь карьеру поэта, действительно веришь, что это и есть подлинное призвание автора. На самом деле поиск себя только начинается.

И рождение поэта как творца своих собственных произведений — это открытие своего творческого начала, своей эмоциональной чувственности, установление прямой связи сознания и личного бессознательного, раскрытие индивидуальности внутреннего мира для самого автора, каким он себя раньше не знал.

Потом, когда проходит восторг самоупоения, и ощущаешь что Я-есть и Я-могу что-то исключительно своё, понимаешь, что стихи нужны собственно его автору, а те, кому их посвящают, принимают это как комплимент, не более.

Затем, когда проходит стадия самолюбования, начинаешь задумываться о том, зачем тогда это стихотворение мною написано, если оно, кроме меня, никому не нужно, и вчитываешься в смысл строк.

Постепенно приходит осознание, что это есть эмоциональные послания самому себе, как если бы это был разговор с самим собой в 2-х противоположных ролях — мудрого родителя и восторженного ребенка.

Всё то, что поэт пишет другому в своём стихотворение, на самом деле он обращает к самому себе, чаще всего этого не осознавая, потому что в стихах присутствует момент идеализации.

В стихах я встречаюсь с собой: это я и не-я одновременно (Я-идеал и его противоположность — слабое, зависимое существо, нуждающееся в поддержке и вдохновении).

В стихах есть попытка через ритм преодолеть внутренний разрыв между своим реальным Я, которое ничтожно мало, и своим идеальным Я, которое грандиозно и могущественно.

Стихотворение формируется через проецирование (приписывание) своих эмоций и желаний другому человеку, которому стихотворение посвящается и который в этот момент играет роль моего идеального партнера. Отсюда категоричность и прямота поэтического языка.

То есть, в стихотворении другой человек выступает в роли меня Другого, идентичного мне по духу (альтер-Эго). Рифма помогает достичь ощущения созвучия, слияния, единства двух этих Я.

Если проанализировать стихотворение, это чаще всего будет послание любимому человеку, играющего роль идеальной матери или отца, на которого автор обижается за недостаток понимания и любви.

Таким образом, стихотворения помогают автору выйти на проработку своих ранних эмоциональных отношений с родителями, прежде всего, с матерью, которая первоначально была Богом для плода в утробе, и вера в которого когда-то в детстве была нарушена.

Психологический анализ стихотворений в конечном итоге ведет к осознаванию своих мотивов, вытесняемых желаний (чаще всего, это отвергаемая потребность в материнстве или отцовстве), положительному самопринятию и формированию устойчивой и высокой самооценки, умению принимать себя любым, независимо от отношения окружающих.

Пушкин, К***. О чем же это стихотворение?

Сопоставим три точки зрения литературоведов на это стихотворение. Первая — традиционная: «Я помню чудное мгновенье…» — гимн любви, про­буждающей человека к жизни, активному ее вос­приятию, творчеству.

Вторая принадлежит А. И. Белецкому: «Любов­ная тематика в данном стихотворении явно подчи­нена другой, философско-психологической темати­ке, и основной ее темой является тема о разных со­стояниях внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью. Перед нами три этапа состояний. Первый, когда перед поэтом пред­стала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. Второй, когда в момент душевного угнете­ния воспоминание утрачено, и эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая лю­бовь. И третий, когда ощущение эстетической цен­ности жизненных явлений вновь пробудилось в со­знании, и душа ликует от того, что утраченная ра­дость творчества стала для него доступнее».

Третья точка зрения высказана известным пушки­нистом Б. В. Томашевским. Основная тема стихотво­рения, утверждает он, — любовь, ибо оно адресова­но конкретной женщине, хотя и изображаемой в от­влеченном идеальном образе. Однако, по мнению Томашевского, «Пушкин не изображает любовь как причину жизненного пробуждения. Сама последо­вательность речи этому противоречит. Чувство при­лива жизненных и творческих сил Пушкин ощутил независимо от встречи с Керн. Но она пришла во­время. Прилив сил требовал венчания интенсивных проявлений страсти. Пушкин ждал. Он вовсе не так уж сильно помнил мимолетную встречу с Керн в 1819 году… Пушкин не столько вспомнил, сколь за­был все, что знал о ней, ослепленный ее обликом. И чувство любви завершило полноту пробуждения: за божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая любовь».

О чем же это стихотворение? Какие мысли и чувства лирического героя переданы в нем? Чья точ­ка зрения вам ближе?

Каждый исследователь прав. Стихотво­рение многогранно, и оно, конечно, о люб­ви и о любимой, об идеале прекрасной женщины. Здесь и воспоминания о про­житом, о пережитом духовном кризисе, о первой встрече с Анной Керн, о пробуж­дении к жизни. Что первично: любовь, возвращающая поэта к жизни, или, наоборот, преодоление кризиса способство­вало восприятию богатства и красоты жизни и «все венчающей любви» — и та и другая точка зрения имеет право на сущес­твование. Подтверждение тому — жизнь поэта в Михайловском, свидетельства сов­ременников.

Чувства лирического героя и в про­шлом, и в настоящем. В прошлом пре­обладают юношеское очарование, затем «томленья грусти безнадежной» и отрад­ные воспоминания о первой встрече, о ми­молетном видении. В настоящем — про­буждение и упоение жизнью, красотой, вдохновение.

Как композиция стихотворения помогает нам определить его основную тему и воспринять пере­живания героя?

Стихотворение удивительно стройное. Оно разделено на три равные части, по две строфы, и каждая часть пронизана осо­бым, только ей свойственным тоном. Пер­вая посвящена воспоминаниям о былом. Очевидно, в воображении Пушкина вста­вал петербургский вечер у Олениных, на котором он впервые встретил Керн, был очарован ее «милыми чертами» и «неж­ным голосом». Вторая часть отделена от событий первой значительным промежутком времени. Бурное, стремительное тече­ние жизни, преобладание грустного на­строения заслонили, стерли в памяти «небесные черты». «В глуши, во мраке за­точенья» — годы ссылки. И третья — воз­вращение порыва прежних светлых и чис­тых чувств. Динамика в движении чувств лирического героя идет от грустных и нежных воспоминаний к горестному осоз­нанию утрат, а затем наступает взлет радости и восторга. Основная мысль, про­водимая через композицию стихотворе­ния, — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, каза­лось, утрачено навсегда.

Имея свою точку зрения на это стихо­творение, Н. Н. Скатов сравнивает его по композиции с трехчастной сонатой, под­линно бетховенским произведением: «мо­мент в развитии могучего духа, с борьбой двух начал и с разрешающим, торжест­вующим выходом в светлый победитель­ный финал».

Как вы понимаете выражение «гений чис­той красоты»? Какой художественный прием Пуш­кин использует в создании образа прекрасной женщины?

Гений чистой красоты можно понять как исключительный образ женщины, гармонически сочетающий в себе незем-

ную красоту, внешнюю и внутреннюю. На образ пушкинского стихотворения «гений чистой красоты» лег чистый и истинный свет Рафаэлевой Мадонны.

Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин

Краткий анализ стиха №1

Николай Некрасов – человек весьма самокритичный. Ведь именно он, в отличии от многих поэтов, относился к себе, а вернее, к своему творчеству, очень иронично. Его совсем не смущало, что он слишком сильно строго относиться к себе. Этот человек возможно и не обладал тем талантом, который был у Пушкина – быть прямолинейным и вместе с тем очень ироничным – но Некрасов все же имел свое своеобразное обаяние, которое нельзя не заметить и не отличить.

Некрасов родился в первой половине девятнадцатого века, и именно тогда, к несчастью самого поэта, знаменитый Пушкин был в расцвете своей славы и поэзии. Некрасову же тогда было всего лишь четыре года. Самые лучшие и самые захватывающие события пришлись на время расцвета творчества Пушкина, и именно потому к стихотворениям и литературе относились более серьезно, нежели тогда, когда Некрасов вырос. Но, тем не менее, он создал прекрасное стихотворение в 1855 году, которое называлось «Поэт и гражданин».

Это произведение относится к тому типу, когда в нем описывается процесс спора между двумя или несколькими людьми. В данном случае – между двумя. Один из спорящих людей – поэт, который занимается литературным искусством. Эта личность как бы олицетворяет самого Некрасова. Второй человек – простой гражданин своего города, который достаточно начитан и образован весьма неплохо.

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

Ни один великий писатель не может пройти мимо вопроса о роли и назначении поэта и поэзии. Н.А. Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох, утверждаемых Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Вопрос о назначении поэзии и роли поэта в обществе решался во многих стихотворениях Некрасова: «Тот не поэт», «Муза», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия». В ряду этих стихотворений особое место занимает «Поэт и гражданин», которое можно считать поэтическим манифестом поэта революционной демократии.

Стихотворение «Поэт и гражданин» было опубликовано в 1856 году в поэтическом сборнике Некрасова. Оно было написано тогда, когда резко обострилась борьба между сторонниками реакционной теории «чистого искусства» и сторонниками гражданского направления в искусстве, во главе которого стоял Н.Г. Чернышевский. Полностью разделяя взгляды Чернышевского на искусство и долг поэта перед обществом, Некрасов писал о том, что искусство должно служить не богатым и праздным любителям «изящного», не либеральным «мудрецам», чье «назначение — разговоры», а народу:

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Но политическое острие стихотворения было направлено не только против откровенных врагов гражданского искусства, но и против либералов, которые проводят время в бесполезных разговорах о благах народа:

Читайте также:  Зрение осязание слух кинестезия обоняние вкус

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждем: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!»

Эту логику эгоистов Некрасов называет презренной, противопоставляя ей логику общественного служения и пафос борьбы за высокие общественные идеалы. Прибегая к эзопову языку, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой переживала Россия после Крымской войны:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать.

И далее возникает образ грозы как символ приближающейся революционной бури:

Но гром ударил: буря стонет

И снасти рвет, и мачту клонит…

Обращаясь к поэту с призывом служить своим творчеством народу, Некрасов говорит:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

В тревожные для родины дни поэт не имеет права уклоняться от участия в борьбе, не должен спокойно глядеть на горе и страдания людей, не должен тратить свой талант по пустякам. Поэт должен выполнить свое высокое гражданское предназначение:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Гражданин в представлении Некрасова — это «Отечества достойный сын». Называя поэта «избранником неба», «глашатаем истин вековых», Некрасов снова и снова призывает поэта повернуться лицом к жизни многомиллионной толпы «не имущих хлеба» и бороться за их счастье:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. Вспомним его стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Некрасов свел в споре двух собеседников, исповедующих разные взгляды на искусство и его назначение. Но можно ли считать, что Гражданин отражает точку зрения автора? Конечно, внешние основания для этого есть. Но думается, что Некрасов спорит сам с собой и убеждает себя в необходимости подчинить искусство гражданскому служению. Ведь не случайно Поэт в споре с Гражданином ссылается на Пушкина как на величайший авторитет русской поэзии:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать…

Монологи Гражданина в этом стихотворении напоминают нам вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов: «поэт — избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «благо ближнего», «отечества достойный сын»… Но в последних строфах меняется строй речи поэта, появляются иные слова и чувства: «долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный». Это уже голос истинного поэта.

Значимость и декларативность стихотворения подчеркивались в сборнике особым шрифтом, которым оно было напечатано. Это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства. За образом Гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России — Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Идеал Гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности.

Прошло более ста лет со времени смерти Н.А. Некрасова, но его поэзия продолжает жить, и не только сама по себе. Как всякая великая творческая стихия, она обогатила многие таланты, большие и малые, отозвалась в стихах А. Блока и В. Маяковского, докатилась до наших дней, сказалась в лирике М. Исаковского и в эпосе А. Твардовского. Новые встречи с Некрасовым — это всегда и встречи с его наследниками и продолжателями, и они не прекратятся, пока живы. русская поэзия, русское слово.

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин». Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

Творчество Н. А. Некрасова – яркая и интереснейшая страница русской классической литературы. Продолжая и обогащая идеи и пути, намеченные Пушкиным и Лермонтовым, Некрасов шагнул далеко вперёд в развитии тех демократических идеалов, патриотических взглядов и тенденций, которые были заявлены в творчестве его великих предшественников. Муза Николая Алексеевича – «муза гнева и печали», родная сестра крестьянки, избиваемой кнутом на Сенной. Всю жизнь он писал о народе и для народа, и «сермяжная» Россия — нищая, обездоленная и прекрасная — встаёт перед нами со страниц его стихотворных сборников как живая.

История создания

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин», как и любого другого художественного произведения, стоит начинать с изучения истории его создания, с общественно-политической обстановки, которая складывалась в стране на тот момент, и биографических данных автора, если они как-то связаны с произведением. Дата написания текста – 1855 г. — июнь 1856-го. Впервые оно было опубликовано в авторском сборнике, вышедшем в свет в том же 56-м. До этого Чернышевский проанонсировал некрасовскую книгу, напечатав в ближайшем номере «Современника» небольшой обзор-анализ стихотворения «Поэт и гражданин» и его текст, а также ещё несколько ярких и по-некрасовски хлёстких произведений, в том числе горькую сатиру «Забытая деревня». Публикации вызвали в обществе большой резонанс и резкое недовольство властей и официальной критики. В «Поэте и гражданине» самодержавное правительство усмотрело (вполне, кстати, справедливо) жёсткую критику в свой адрес и подрывные, революционные призывы. Весь номер «Современника», как и тираж книги, были изъяты из свободного доступа и запрещены к переизданию. Над самим журналом нависла угроза закрытия. А над Некрасовым, находившимся в то время за границей, нависла угроза ареста по возвращении. Почему столь бурной оказалась реакция властей и цензуры? Разобраться в этом поможет анализ стихотворения «Поэт и гражданин».

Литературные традиции и преемственность

Когда до Некрасова доходили слухи о бесчинствах правительства в области культуры, общественного мнения, литературы, он отвечал, что русские писатели видели «цензурные бури и пострашнее». А демократические ценности, гражданскую сознательность и чувство ответственности творческой личности перед обществом, страной, временем и собственным талантом перенимает Некрасов у старших собратьев по перу – Пушкина (достаточно вспомнить его знаменитое «Разговор книгопродавца с поэтом») и Лермонтова («Журналист, читатель и писатель»). Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» даёт возможность проследить, насколько развил и углубил Алексей Николаевич большие поэтические традиции.

«Чистое искусство» и демократическая линия

50-60-е гг. 19-го века – время, крайне напряжённое для России. Несмотря на реакцию, полицейский гнёт и самодержавную цензуру, в стране ширится недовольство политическим климатом, растёт самосознание прогрессивных слоёв населения. Крепостничество трещит по всем швам, идеи народного освобождения, гнева и отмщения витают в воздухе. В это время среди представителей творческой интеллигенции ведутся напряжённые дебаты. «Поэт и гражданин» — стих Некрасова – ярко отражает их суть. Представители так называемого «чистого искусства» (от их лица спор в произведении ведёт Поэт) считают, что поэзия, литература, равно, как и музыка, живопись должны говорить о «вечном». Что настоящее искусство выше социально-политических проблем и хлеба насущного. Как пример подобной позиции приводит Некрасов цитату из произведения Пушкина («Поэт и гражданин», стих «Мы рождены для вдохновенья/ Для звуков сладких и молитв…»). Ярым противником такой точки зрения и защитником активной жизненной позиции в искусстве выступает в стихотворении Гражданин. Именно он отражает взгляды и идеи самого автора, демократические тенденции и устремления.

Тема и идея стихотворения

Некрасов никогда не делил свою поэзию на сугубо лирическую, интимную, и гражданскую. Эти два направления, казалось бы, совершенно разные, гармонично соединились в его творчестве в одну общую струю. «Поэт и гражданин» (анализ стихотворения доказывает сие утверждение) – программное произведение в том плане, что в нём раскрыты самые важные для автора понятия, затронуты животрепещущие вопросы. Некрасов ясно и открыто высказал своё творческое и общественно-политическое кредо: не важно, кто ты по профессии и убеждениям. Важно, что ты являешься сыном своей страны, а значит, гражданином, который обязан бороться за неё, за лучшую жизнь, процветание, как экономическое, так и духовное. К сожалению, согласны с ним совсем немногие. Потому Гражданин с горечью восклицает: «Наперечет сердца благие/ Которым родина свята». В «годину горя и печали» талантливые, честные, образованные люди не имеют права отсиживаться в стороне, воспевать «красы природы» и «ласку милой». Деятели искусства, особенно литераторы, наделены особым даром – воздействовать на умы и сердца людей, вести их за собой – на подвиг. Исполнить свой долг, отдать себя на служение Родине и народу – в этом видит предназначение творческой личности Некрасов. «Поэт и гражданин», анализ которого мы проводим, — стихотворение-манифест, стихотворение-призыв, открыто призывающий всех собратьев по перу выступить на стороне народа: «Не будет гражданин достойный / К отчизне холоден душой / Ему нет горше укоризны. ».

Композиция произведения и стилистические особенности

Итак, тема стихотворения – поэт и поэзия, их роль в общественно-политическом движении страны. Главная идея и основная мысль выражены в таких строках: «Будь гражданин…/ Для блага ближнего живи…». Чтобы яснее её выразить и понятнее, ярче донести до читателей, Некрасов избирает оригинальную форму для лирического произведения – драматизированный диалог, идеологический спор. Реплики героев перемежаются страстными монологами Гражданина, пестрят риторическими обращениями и восклицаниями, делая его речи чрезвычайно эмоциональными. В то же время и Поэт ведёт свой внутренний диалог. Большое количество глаголов повелительного наклонения, общественно-политическая лексика, призывные интонации создают у читателей тот самый активно-действенный настрой, к которому и стремится Некрасов. «Поэт и гражданин» — стихотворение, которым ему в полной мере удалось доказать мастерам слова, что их задача – не «изящная словесность» и услаждение слуха её любителей, не праздные разговоры, а служение народу. Актуальность свою не потеряло рассматриваемое произведение и в наши дни.

«Поэт и Гражданин», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение было написано в 1856 г. и включено в изданный в 1956 г. сборник. Поскольку к тому времени сборник стихотворений 1856 г. уже прошёл цензурную проверку, Некрасов ввёл стихотворение «Поэт и Гражданин» в качестве предисловия, оно напечатано более крупным шрифтом.

В журнале «Современник» №11 за 1856 г. в рецензии Чернышевского на сборник Некрасова были полностью приведены три стихотворения, среди них – «Поэт и Гражданин». Стихотворение подверглось цензурным нападкам и в следующем издании 1861 г. было напечатано в искажённом виде.

Литературное направление и жанр

Некрасов – поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа». с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение — манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

Поэт пытается оправдаться Пушкиным, цитируя жизненное кредо Поэта из стихотворения «Поэт и толпа». Но акценты в стихотворении Пушкина несколько иные: конфликт между прагматическим типом сознания и возвышенно-поэтическим. Пушкин этого конфликта не решает. У Некрасова же побеждает Гражданин – носитель активной жизненной позиции (безотносительно к тому, полезна ли она, выгодна ли).

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт — свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

То есть лучшее исполнение гражданского долга – смерть за дело: «Умрёшь не даром, дело прочно, когда под ним струится кровь». Эти слова вызвали больше всего нападок цензуры, которая усматривала призыв к политической борьбе.

Гражданин называет поэта избранником неба (пушкинская характеристика), глашатаем вековых истин. Гражданин призывает служить народу: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи». По мере служения дар поэта проявится сам, подобно искрам из-под молота.

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Гражданин произносит кульминационную фразу, ставшую афоризмом, в которой заключён основной смысл стихотворения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданская позиция как внутреннее состояние человека должна быть у каждого. Внешний статус (поэт, купец, кадет, мещанин, чиновник, дворянин, сенатор, герой, предводитель) становится несущественным.

Гражданин не оставляет Поэта в неведении о том, что судьба гражданина тяжела, потому что «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей». Но «жалок гражданин безгласный», когда ладья свободы летит к бездне (метафора).

В конце Поэт раскрывает причину своей пассивности. В 20 лет он проявлял свою гражданскую позицию, но «душа пугливо отступила», боясь обвинений в клевете. Поэт раскаивается в своей измене гражданскому долгу, называя его священным долгом человека, а себя – больным сыном больного века.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Основная мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Поэт должен служить талантом народу и отечеству.

Подобную диалогическую форму стихотворения называют драматизированным стихотворением. В полемике побеждает Гражданин. Поэт «у двери гроба» обращается к музе, раскаиваясь в потраченном впустую таланте. Это внутренняя победа Некрасова над собственной пассивностью и ленью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (как пушкинское «Поэт и толпа») с многочисленными пиррихиями. Мужская и женская рифмы чередуются. Кольцевая, парная и перекрёстная рифмовки чередуются неупорядоченно, как и у Пушкина.

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин» по плану:

  1. Тема
  2. Идея
  3. Образ лирического героя
  4. Художественные средства
  5. Особенности лирики Некрасова, которые нашли отражение в данном стихотворении.

Известный литературовед Б. Эйхенбаум сказал: «…В числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между «гражданской» и «чистой» поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н.А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству.

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин», где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

Читайте также:  Зрение медоносной пчелы цветное и объемное

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же – обыватели, которым ни до чего нет дела:

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Здесь гражданин говорит слова, которые, на мой взгляд, являются ключевыми:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.

Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким.

Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету.

Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Теперь же лирический герой должен молча страдать от того, что когда-то сошел с пути истины и правды:

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба:

Увы! кто знает? рок суровый

Все скрыл в глубокой темноте,

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте.

Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

Стихотворение поэта Ю. Левитанского Элегия «Вишневый сад»

Вот кое-какие тезисы:
1. Стихотворение написано от имени лирического героя, следовательно его точка зрения на проблему и выражена в нём.
2. Позиция лирического героя – нечто среднее между позицией Лопахина (сад надо вырубить, он обречён) и позицией Раневской, Гаева, Ани (сад прекрасен, расставаться с ним жаль, мысль о вырубке невыносима) .
3. В первой части стихотворения на первом плане весёлые дровосеки, знающие своё дело, во второй – лирический герой, посторонний человек, понимающий, что сад «исторически обречён» , но сожалеющий о нём.
4. Чеховская символика дополняется новым символом: «красный-красный вишнёвый сок» , что ассоциируется с кровью и с преступлением, убийством: прошлое обречено, но вырубать топором его нельзя.

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры“не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение“как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

DUNAEVA.INFO

Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения — все это вы найдете в моем блоге — блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит»

Любовь изображается как высшее счастье и высшая трагедия, взлёт человеческого духа. Тютчев и сам был человеком страстей. Его стихи мало похожи на гармоничные, светлые даже в печали стихотворения о любви А.С. Пушкина. Он ближе к Лермонтову с его трагическим восприятием жизни и к Достоевскому. Строки стихотворений А.С. Пушкина более возвышенные и мелодичные, в них использованы слова, относящиеся к возвышенной поэтической лексике, оставшейся, к сожалению, в 19 веке. У Тютчева же в стихотворениях слова более понятны и близки современному человеку.
Так Тютчев, в чём-то споря и в чём-то соглашаясь с А. Пушкиным, создаёт свой поэтический мир в стихотворениях о любви.

Точка зрения Пушкина на предназначение поэта

А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Стихотворение «Пророк» было написано в сентябре 1826 года. В нем наиболее полно определено пушкинское понимание предназначения поэта:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Другим стихотворением этого же тематического цикла является написанное в 1827 году в Михайловском стихотворение «Поэт». В нем изображен поэт в минуты своей обычной жизни:
Пока не требует поэта
К священной жизни Апполон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружен.
В этом стихотворении поэт показан не только как творец, но и во всем его человеческом облике. Это делает стихотворение более разнообразным и интересным. Можно сказать, что это стихотворение – лирический портрет самого Пушкина.
В 1828 году А.С, Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором рассматривались проблемы, связанные с высоким призванием поэта: может и должна ли поэзия приносить пользу человечеству.
Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его «песен», Пушкин устами своего героя сравнивает поэта со жрецами, самоотверженно служащим в храме у алтаря. Для него поэзия – служение людям, преследующее высокие и вечные цели.
Весь цикл стихов Пушкина о предназначении поэта имел общественное значение. В его стихах по-особенному остро и сильно звучит тема независимого и гордого поэта.

Основы стихосложения и проверка стиха на примере стихотворения Г

Огромное количество учебников по стихосложению, казалось бы, исключает необходимость в написании еще одного. Но… Стихи молодых поэтов продолжают «радовать» своей первозданной непосвященностью с законы стихосложения. Вот и я решила написать по возможности совсем короткий учебник. Даже не учебник, а несколько советов касательно формы стиха. Претензии к содержанию молодые авторы воспринимают особенно болезненно, а вот к претензиям к форме иногда прислушиваются. А правила очень простые. Когда человек первый раз садится играть в шахматы, ему говорят: пешки ходят так, конь – так… Все понятно. » — «Понятно» – «Играем!». Уже после, если будет на то желание, молодой игрок узнает, что есть определенные проверенные миллионом партий дебюты – он, конечно, будет противиться – и придумывать свои оригинальные – но любой мастер докажет ему в три хода – что здесь уже все придумано, и все что нужно — это следовать теории. За любое отклонение от которой молодой шахматист будет наказан быстрым проигрышем. Ситуация в стихосложении подобная. Чем меньше знает молодой поэт, тем больше он стремится к открытию новых законов. Это понятно с психологической точки зрения – свое незнание, свои ошибки куда выгодней преподносить как сознательное новшество, новаторство.
Попробуем воспитать юного шахматиста, точнее, человека умеющего правильно писать стихи – я сознательно избегаю называть его поэтом – ведь знание элементарных правил ходов не делает из любителя гроссмейстера-поэта. Итак, первые шаги.
Шаг первый. Метр. Это то, что часто называют ритмом – но ритм и метр вещи несколько разные. Ритмом обладают очень многие процессы – сердцебиение, работа автомобильного мотора, времена года и смена фаз луны. Все эти процессы повторяются по определенным правилам, а именно повторяемость, чередование определенных элементов и называется ритмом. В работе сердца повторяются одни элементы, в смене времен года – другие. Ритмом обладает и прозаическая речь. В основе поэтического языка лежит чередование ударных и неударных гласных. В русском стихосложении всего пять вариантов таких комбинаций, они и называются стихотворным размером или метром. Два размера двусложные – состоящие из двух слогов, три размера трехсложные – соответственно, состоящие из трех слогов. Двусложные размеры: ямб и хорей. Хорей – это когда первый слог ударный (можно проиллюстрировать как /-, где / ударная гласная, а — безударная), а второй нет, ямб – наоборот -/. В трехсложных размерах такие комбинации: дактиль (/—), амфибрахий (-/-), анапест (—/). Эти маленькие фрагменты называются стопой, из них и состоит стих, по их количеству стих называется одностопным, двустопным, трехстопныи и т.д. Количество стоп может быть произвольным, но если начали писать стих пятистопным ямбом, то рекомендуется, и продолжать в том же темпе.
Варианты хорея: /-, /-/-, /-/-/-, /-/-/-/- и т.д.
бУря мглОю нЕбо крОет /- /- /- /- четырехстопный хорей.
Ямб: -/, -/-/, -/-/-/, -/-/-/-/ и т.д.
открЫлась бЕздна звЕзд полнА -/- /- /-/ четырехстопный ямб.
В двусложных размерах возможны пропуски ударений – называется пиррихием. Например, строки трехстопного хорея могут иметь вид: /-/-/-, —/-/-, /—/-
трехстопный ямб: -/-/-/, —/-/, -/—/. Это не считается ошибкой и придает двусложным размерам большее разнообразие звучания.
Дактиль: /—, /—/—, /—/—/—, /—/—/—/— и т.д.
тУчки небЕсные вЕчные стрАнники /—/—/—/— четырехстопный дактиль.
Амфибрахий: -/-, -/—/-, -/—/—/-, -/—/—/—/- и т.д.
вечЕрнее зИмнее сОлнце -/—/—/- трехстопный амфибрахий.
Анапест: —/, —/—/, —/—/—/, —/—/—/—/ и т.д.
несказАнное лУнное сИнее —/—/—/— трехстопный анапест.
В трехсложных размерах не допускается пропуск ударения.
Если Вы освоили эти правила, считайте, что первый шаг уже можете делать. Даже больше – можете сделать несколько шагов и подойти к концу первой строки.
Шаг второй. Конец строки особое место – здесь располагается рифма, но о ней мы поговорим позже, пока нам важно выяснить, какие варианты возможны в конце стиха. А их тоже немного – всего лишь три. Рифма мужская – ударение на последнем слоге – мужИк (это слово просто для запоминания), рифма женская: бАба, и рифма дактилическая (от размера дактиль /—), третья от конца ударная гласная – примем ее за средний род – сОлнышко. Таким образом в каждом стихотворном размере мы получаем три варианта завершения стиха – мужской, женской или дактилической рифмой. Выходит приблизительно следующее:
Хорей:
1. /-/мужИк – концовка -/
2. /-/-бАба — концовка /-
3. /-/-сОлнышко – концовка /—
В зависимости от количества стоп и вида рифмы в хорее может быть только определенное число гласных. В трехстопном: для мужской рифмы 3х2-1=5 гласных, для женской 3х2=6 гласных, для дактилической рифмы 3х2+1=7 гласных.
Ямб:
1. -/-/мужИк
2. -/-/-бАба
3. -/-/-сОлнышко
выходит иная математика. Берем для наглядности трехстопный ямб: Для муж. рифмы 3х2=6 гласных, для жен. 3х2+1=7 гласных, для дактил. 3Х2+2=8.
Дактиль
1. /—/-мужИк
2. /—/—бАба
3. /—/—сОлнышко
Чтоб не утомлять подсчетами, сразу сведу все формулы в таблицу, где х – это число стоп в стихе.

Читайте также:  Как с вашей точки зрения стоило бы ответить на финальный вопрос автора статьи

хорей ямб дактиль амфибрахий анапест
мужская Х*2-1 Х*2 Х*3-2 Х*3-1 Х*3
женская Х*2 Х*2+1 Х*3-1 Х*3 Х*3+1
дактилическая Х*2+1 Х*2+2 Х*3 Х*3+1 Х*3+2

Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко):

хорей ямб дактиль амфибрахий анапест
мужская 1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 1,4,7,10,13,16 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18
женская 2,4,6,8,10,12 3,5,7,9,11,13 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19
дактилическая 3,5,7,9,11,13 4,6,8,10,12,14 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19 5,8,11,14,17,20

Современное стихосложение называется силлабо-тоническим, оно завершило развитие двух систем стихосложения – силлабического и тонического. В силлабическом стихосложении в каждом стихе (стих – это не всегда «стихотворение», стих – это одна строка стихотворения) было определенное количество гласных – независимо от того, ударные они или нет. В тоническом важно было число именно ударных гласных. Силлабо-тоническое стихосложение объединило оба вида и в нем важно и число ударных, и общее число гласных.
Буря мглою небо кроет – 8 гласных (четырехстопный хорей, женская рифма = 4Х2)
Вихри снежные крутя, — 7 гласных (четырехстопный хорей, мужская рифма = 4Х2-1)
То как зверь она завоет, — 8 гласных (число гласных соответствует первой строке)
То заплачет, как дитя. — 7 гласных (число гласных соответствует второй строке)
Таким образом, подсчитывая гласные в стихах, мы можем проверить верно ли они написаны. Этот способ не дает стопроцентного результата, но может помочь начинающему обнаружить многие ошибки-сбои в метре. Хороший способ – это игра на гитаре. Гитарный бой тоже вскроет все сбои в ритме. Многие поэты писали стихи на ходу – проверяя шагом метр.
Шаг три. Рифма. Итак, мы знаем, как написать строку в стихе. Это достаточно просто: нужно только верно, согласно выбранному размеру чередовать ударные и безударные гласные. Строка заканчивается рифмой. Рифма — это созвучие: стих-затих, верь-зверь, хорей-скорей, вечности-человечности. Как мы уже знаем, рифмы бывают мужские, женские и дактилические. Чем больше в рифме общих звуков, тем богаче она звучит. Например, верь-зверь — богатая рифма, а такая популярная в стихах молодых поэтов: меня-тебя – рифма неточная, я бы даже сказала, что это вообще не рифма – потому что здесь нет никакого созвучия кроме общей гласной, чего явно мало. В этом нужно всегда отдавать отчет. К неточной рифме мы можем отнести так называемую бахрому: она-гранат, меня-хранят, хотел-животе. Эти просчеты очень хорошо слышны, и подсознательно хочется рифмовать: она-грана, меня-храня и хотел-животел. Нельзя рифмовать однокоренные слова хотел-перехотел, свет-рассвет. Плюс ко всему, «правилом дурного тона» является глагольная рифма – любил-убил, знал-гнал. Маяковский не рекомендовал использовать при написании стихов словари рифм, я же наоборот рекомендовала их для молодых поэтов. Да они дают уже готовые результаты, но такие рифмы куда лучше, чем меня-тебя. Это будет полезно для развития слуха у начинающего поэта, после он сможет сам подбирать хорошие рифмы без словаря.
Шаг четыре. Строфика. Как соединять строки в стихе? Есть три варианта: охватная, парная и перекрестная. Предположим что А – это окончание одной строки, а Б – другой. Соединить их можно следующим способом:
ААББ, АБАБ, АББА. Это три самые распространенные варианта четверостишия. Для строф больших размеров есть и больше возможных вариантов:
АБААБ, АБАБА, АБАББ, АББАА, АББАБ и т.д.
Если мы введем еще одны строку, то получим такие варианты для шестистиший.
ААББСС, АБСАБС, АБСАСБ, АББАСС и т.д.
Есть варианты рифмовки ставшие классическими: секстины АБАБСС, октава АБАБАБСС.
Есть и другие разновидности: сонет, онегинская строфа, триолет и прочие. Но самым распространенным видом строфы является обычное четверостишие.
Шаг пять. Назовем его законом симметрии. Предположим, Вы написали строфу:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Как ее продолжить? Что можно сказать о следующей строфе? Это будет четырехстопный хорей с рифмовкой АБАБ, где А – женская рифма, Б — мужская. Пишем следующую строфу:
Выпьем, милая подружка
Грустной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей…
Ну, или что-то вроде этого…
Т.е. написать иначе нельзя, например:
Черт возьми, а где же кружка?
Отыщи ее, старушка.
Сердцу будет лучше и веселее,
Наливай ее скорее.
Что изменилось (нас интересует только форма)?
1. Изменилась рифмовка — была АБАБ, стала ААББ.
2. Была рифма мужская веселей-моей, стала женская веселее-скорее.
3. Третья строка сбойная. /-/-/—-/- 11 гласных, она не только выделяется по длине, но и не является правильным хореем.
В принципе, следуя даже правилу симметрии, не обязательно писать все строфы одинаково. Главное, чтоб был порядок. Например, можно написать такое стихотворение:
АБАБ
АББА
АБАБ
Естественно, в каждой строфе будут разные А и Б, но нам важна именно симметрия. Средний столбик зарифмован другим способом, но это только придает стиху неожиданность, совершенно не нарушая симметричность стиха в целом.
Или другой вариант. Будем рифмовать не просто А и Б, а добавим к ним показатели м (мужская рифма) и ж (женская рифма).
Могут быть такие варианты стиха их трех четверостиший.
АжБмАжБм
АмБжАмБж
АжБмАжБм
Или
АжБжАжБж
АмБмАмБм
АжБжАжБм
Или
АмБмАмБм
АжБмАжБм
АмБмАмБм
Вариантов много.
Но рифмовать
АмБмАмБм
АмАмБжБж
АжБмБмАж
не следует, именно по причине правила симметрии. В этом варианте меняется не только система рифмовки, но и сами рифмы. Это создает впечатление небрежности стиха.
Шаг шесть. И хотя я обещала говорить в этой статье только о форме, но не могу обойти вниманием такое явление, как литературный штамп. Многие на меня уже обозлились за то, что я направо и налево навешиваю этот ярлык настоящим «шедеврам». Что такое штамп? Это словосочетание или слово, которое из-за своего частого употребления потеряло свою информативность, новизну, стало избитым выражением. В поэзии начального периода в силу сложившегося тогда порядка наоборот приветствовались штампы. Для высокого стиля груди назывались персями, щеки ланитами, глаза очами. Для описания многих событий были определенные заготовки. Например, о войне говорили: «игры Марса», о любви «дар Амура» и т.д. Друг Минервы, Музы, Аполлона, сын роскоши, Эти определения переходили из одного стиха к другому подобно кубикам, из которых пытались сложить новое стихотворение. В статье «Как НЕ следует писать стихи» Леонид Каганов пишет: «Следует употреблять следующие шаблонные выражение: «боль утрат «, «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце «, «темная ночь», «слова Тебе» и т.п. «Прекрасен голубых небес полет». Это внесет в стихотворение свежесть…». Подчеркну, что это совет, как не следует писать стихи. За последние столетия правила стихосложения ушли далеко от Ломоносова и Державина, и теперь использование таких штампов считается недостаточной зрелостью автора. Это и понятно, какая польза для читателя, если он еще раз прочитает уже сказанное тысячу раз. В статье «Формула поэзии» (dm_drozd/Biblioteka/Esenin/biblioteka1.htm) приведен небольшой список из таких литературных штампов.
В одной из последних рецензий упрекнула автора стиха за стихотворение:

***
Прилетаю, милая, сегодня прилетаю,
Праздник сердца в день рождения дарю.
Словно льдинка, от тебя я таю,
Будто свечка, от любви горю.

Сквозь все бури и ненастья прилетаю,
Приплываю сквозь туманы и дожди,
Пусть хожу по самому по краю,
Подожди меня, родная, подожди…

Подожди меня, хорошая, немного —
Крик души приходит вновь и вновь –
Будет радужной у нас дорога,
Будет счАстливой у нас Любовь .
Оно словно написано по статье, как не нужно писать стихи. Здесь все: и банальные рифмы: вновь-любовь, дожди-подожди… и глагольные: прилетаю-таю, дарю-горю, и штампы: крик души, праздник сердца, и про льдинку, и горю от любви, и нарушение ударения. Даже, если бы это написал мой внук, и я не могла не похвалить его – по-родственному – я бы при всем желании не набрала в этом наборе слов ни одной оригинальной мысли. Мне бы пришлось сказать: ну что ж, по крайней мере нет сбоев в метре… А автор ответил мне:
—«»Благодарю Вас за неравнодушную рецензию.
У Вас свой взгляд на то, как надо ПРАВИЛЬНО писать стихи, у меня — СВОЙ, и я его вам не навязываю.
Мои стихи публикуются в районных и областных газетах и нравятся «простому» читателю. Это для меня наивысшая похвала. Писать вычурно для избранного «эстетствующего» круга не буду в принципе. Если вы мне на нашем сайте приведёте пример поэтов масштаба Вознесенского, Евтушенко(а не передовиков-стихопатов номинируемых), т.е. ИСТИННЫХ поэтов и дадите ссылки, Вам буду искренне благодарен.
С уважением, Сергей «»—-
Что можно объяснить этому автору? При всей технической верности написания автор полностью лишен поэтического взгляда на мир.
Так что:
Шаг семь. Даже освоив правила стихосложения, вы не становитесь поэтом. Для этого необходимо еще наполнить форму содержанием. Поэтому, читайте больше классиков, учитесь у них и, ради бога, не повторяйте то, что они уже сказали. Банальность – один из худших пороков в стихах. Правильная форма Ваших стихов будет свидетельствовать о том, что Вы не новичок в стихосложении, а небрежность – удел новичков и дилетантов.

Приложение. Пример «проверки» стиха на стихотворении «Маме» Лунева Геннадия

Мамочка, тебя давно со мною нет.
Я тогда совсем был маленьким ребенком,
Из гнезда упавшим голубенком.
Мальчиком в двенадцать с лишним лет.

Вспоминаю — набегают слезы.
Помню, ты прижмешь к себе рукой,
И такой в душе моей покой.
Плачу, обнимая ствол твоей березы.

Ты меня своим стихам учила.
Я не слушал и сидел, игрался,
А подрос, проказничал и дрался.
Ты мне раны те надолго залечила

А теперь ты спишь, и шумят березы.
На столе лежит твой любимый Фет.
И течет из уст рифмой много лет,
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы

1. Определение размера стиха и системы рифмовки. По первой строфе:
/—/-/-/-/
/-/-/-/—/-
Шестистопный хорей с рифмовкой А(муж.)Б(жен.)БА. Т.е. по правилам в каждой строке должно быть 11 и 12 гласных.

2. Подсчет гласных во всем стихе:

Мамочка, тебя давно со мною нет. 11
Я тогда совсем был маленьким ребенком, 12
Из гнезда упавшим голубенком. 10
Мальчиком в двенадцать с лишним лет. 9

Вспоминаю — набегают слезы. 10
Помню, ты прижмешь к себе рукой, 9
И такой в душе моей покой. 9
Плачу, обнимая ствол твоей березы. 12

Ты меня своим стихам учила. 10
Я не слушал и сидел, игрался, 10
А подрос, проказничал и дрался. 10
Ты мне раны те надолго залечила 12

А теперь ты спишь, и шумят березы. 11 —/-/—/-/-
На столе лежит твой любимый Фет. 10 —/-/—/-/
И течет из уст рифмой много лет, 10 —/-//-/-/
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы 11 /-/-/—/-/-

В процессе подсчета выявили следующее: 1. весь стих написан строками разной длины. 2. автор не придерживается одной системы рифмовки по строфам: 1. АмБжБжАм, 2.АжБмБжАм 3. АжБжБжАж 4. АжБмБжАм. Первая строфа не повторяется, вторая подобна четвертой, третья вся на женских рифмах. 3. Четвертая строфа написана не правильным хореем, это хорей с цезурой. Этот сбой очень сильно заметен при чтении. Стих требует очень внимательной переделки – выравнивания строк по длине и исправление последней строфы.
Также нужно исправить рифмовку. Автор дважды рифмует березы-слезы (что довольно избито), рифмует глаголы: игрался-дрался, учила-залечила.
В конце немного по содержанию. Как правило, такие стихи очень тяжело критиковать, испытывая некий трепет и скорбь от потери близкого человека. В данном случае тяжелейшей: потеря в детстве матери. Но высока ответственность в таких стихах – для матери нужно постараться и написать в ее память настоящее стихотворение. Тем более, что сама мать писала стихи и любила стихи Фета. Безусловно, этот стих не оставит никого равнодушным – но волнует стих или само событие: потеря матери. Я думаю, что во многом второе. Вот что мне не совсем понравилось:
Из гнезда упавшим голубенком. Мне кажется, именно, выпавшим, а не упавшим. Я видела много выпавших из гнезда птенцов, но почему-то ни разу не видела выпавшего птенца голубя. Может быть по тому, что они ютятся где-то на крышах, да и городские коты вряд ли оставляют им шанс. Чаще выпадают птенцы из гнезд на деревьях, а как мне кажется, голуби не вьют гнезда на деревьях. Голубенок – представляется слишком натянутым словом – вынужденной рифмой к слову ребенок. Куда лучше были бы рифмы типа ребенком-звОнком.
Все три строки:
Я тогда совсем был маленьким ребенком,
Из гнезда упавшим голубенком.
Мальчиком в двенадцать с лишним лет
Говорят об одном: я тогда был ребенком.
Далее:
Вспоминаю — набегают слезы.
Помню, ты прижмешь к себе рукой
прижмешь к себе рукой – понятно, что прижмешь рукой, – чем еще можно прижать к себе? Два раза: помню, вспоминаю.
Плачу, обнимая ствол твоей березы – опять о слезах – было в начале строки. Но что такое «твоей березы»? Мне кажется, очень неточно. Может быть, любимой, посаженной тобой – но «твоей березы»? Спорно.
Ты меня своим стихам учила.
Я не слушал и сидел, игрался, — три глагола, – но главный из них – не слушал – все остальные просто комментарии, из которых «сидел» не самый лучший в сочетании с «игрался».
А подрос, проказничал и дрался – опять три глагола в ряд.
Ты мне раны те надолго залечила – строка тоже звучит натянуто. Раны ТЕ – ведь ни слова о ранах еще не было, поэтому «те» — представляется вставленным для соблюдения метра. надолго залечила – как можно раны – детские – залечить надолго? Она их залечила навсегда. Ведь тяжело представить, что какие-то из детских царапин дали о себе знать через 20 лет. Мне кажется раны или заживают или нет.
На столе лежит твой любимый Фет – очень некрасиво, что Фет (а не книга) лежит на столе.
И течет из уст рифмой много лет,
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы
Вообще непонятные строки – течет из уст… соль из глаз моих. Так соль течет из уст или из глаз? Слово уста – это все от высокого стиля. К устам лучше подходят очи, а не глаза. Как и уста «слезы березы» – это… штамп. Увы.
Итого: над стихом, конечно, следует еще работать и работать.

Источники:
  • http://www.proza.ru/2011/08/14/1257
  • http://vsesochineniya.ru/pushkin-k-o-chem-zhe-eto-stixotvorenie.html
  • http://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/poet-i-grazhdanin
  • http://otvet.mail.ru/question/81983761
  • http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/poet.html
  • http://www.dunaeva.info/2017/02/blog-post_91.html
  • http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/raznoe/6655-tochka-zreniya-pushkina-na-prednaznachenie-poeta
  • http://www.stihi.ru/2004/05/24-221