Меню Рубрики

Россия европа или азия с исторической точки зрения

по истории на тему:

«Является ли Россия частью Европы?»

Студент группы 122

Селин Сергей Игоревич

Можно ли отнести Россию к Европе? Вопрос сложный и многогранный. Его можно рассматривать с разных точек зрения – географической, исторической, политической, религиозной, идеологической, культурной. И трудно ответить однозначно, существует множество мнений и теорий.

На мой взгляд, Россию всё же в большей степени можно отнести к Европе. Хотя, безусловно, у нашей страны свой самобытный путь, и с этим трудно спорить. Но если сузить вопрос до выбора между Европой и Азией, то восточного влияния всё таки меньше.

Географически вроде бы большая часть страны – все, что к востоку от Урала, является Азией. Но изначально Русское государство формировалось именно на нынешней европейской его части, а Зауралье постепенно колонизировалось и осваивалось, расширяя территорию страны. Когда же в конце XIX века были проложены железные дороги, туда переехало несколько миллионов россиян, и Сибирь стала совсем русской.

Получается, что географически мы — часть Европы, заселившая большой Азиатский край и граничащая с Азией.

Посмотрим с религиозной стороны. И здесь мы безусловно христианская страна. Это, естественно, никак не умаляет ни мусульман, ни буддистов, чьи великие религии тоже издавна являются частью российской панорамы, но думаю, что все согласятся со мной, что влияние, как ислама, так и буддизма на русскую культуру минимально. Религия пришла к нам из Европы. Но правда здесь есть оговорка. В Европе распространено в основном католичество или протестантизм. Византийское же христианство с самого раскола воспринималось европейцами как восточное, азиатское, лишенное возможности развития, отсюда общепринятое название — «ортодоксальное». Т. е. здесь мы от Европы отличаемся, но и к Азии это нас не сильно приближает, поскольку там христианства не прижилось ни в каком виде.

Поглядим на Историю. А история какая-то странная: мы изначально часть Европы, но как только у нас все начинает идти на лад, как что-то происходит, и нас снова отбрасывает в сторону.

В самой ранней древнерусской летописи «Повесть Временных Лет» написано, что первый русский князь — Рюрик — был варяжского племени «русь» и русские, устав от безначалия, пригласили его править в Новгород. Его потомки были в близких родственных отношениях с разными европейскими правителями, а Новгород был равнопраным членом Ганзейского Союза. Но в начале XIII века появляются татаро-монголы. И ситуация с ними на двести лет с небольшим лет скрывает Россию от Европы.

В конце XV века великий князь Иван III, «собиратель земли Русской» положил конец так называемому «монголо-татарскому игу». Иван III был женат на византийской царевне Софье, племянницей последнего византийского императора. Карамзин пишет про него, что «раздрал завесу между Европой и нами». Именно с во время Ивана III, первого русского царя, Москва приняла на себя звание «Третьего Рима» — после Рима и Царьграда — другими словами, назвалась столицей христианского мира — Европы. И даже само слово «царь» происходит от слова «цезарь», то есть из Римской Империи.

И только было все начало опять налаживаться, как опять наступает катастрофа — Смутное Время.

Но вскоре приходит новая династия — Романовы, и еще через какое-то время Петр I начинает «рубить окно в Европу». При этом его нужно было «рубить». Да и сама Европа толком не знала, как к нам относиться. Однако императрица Екатерина была уверена в 1767 году: «Россия — европейское государство». Более того — вплоть до революции 1917 Россия считалась одной из великих Европейских держав. Россия спасла Европу от Наполеона; а Толстой, Достоевский, Чайковский (и многие другие) считались великими деятелями европейской культуры. И только было все опять наладилось, как наступила новая смута.

Революция 1917 года снова воздвигла стену между Европой и нами. Впрочем, вожди пролетариата ждали, что после мировой революции Европа примкнет к России, а когда этого не вышло, Сталин негласно договорился с Гитлером о разделе Европы. И 70 лет Россия жила «за железным занавесом». Занавес этот снова приоткрылся только в конце 80-х. Прошло 20 лет, и мы снова решаем — кто же мы.

Таким образом история показывает, что мы стремимся быть Европой, но всё же всё время появляются причины для воздвижения стены между нами.

Ну а теперь взглянем на культуру.

Культуру мы воспринимали из Европы. В учебниках пишут, древнерусская литература находилась «в русле средневекового общеевропейского литературного процесса». Никаких следов распространения восточной литературы найти не удается. А начиная с петровских времен, русские художники ездили учиться в Италию, в области музыки русские композиторы, когда они появились, писали свою музыку по западным образцам; а в области литературы, начиная с Пушкина, русская словесность училась у французов и англичан; и все в русской культуре соответствует западным моделям. Не могу вспомнить ни одного примера того, чтобы хоть что-нибудь в русской музыке, литературе или живописи пришло из Китая, Японии, Индии или с Ближнего Востока.

И тем более современная культура. Книги, кинематограф, музыка – здесь мы полные приверженцы Запада.

Если же говорить о самосознании людей, то на мой взгляд большинство современных россиян хотели бы ассоциировать себя с европейцами, нежели с азиатами.

Исходя из этих факторов, я склонен отнести России именно к Европе.

Но на ум приходит и некоторые критерии, которые приводят к противоречию. И в первую очередь это особый менталитет русского народа. В силу в целом крайне неблагоприятного географического положения и тяжелого для ведения хозяйства климата, жители России во все времена были лишены возможности ведения индивидуального хозяйства — в одиночку в условиях крайней скудости земли выжить трудно, результат одиночного усилия ничтожен. В силу чего, общинное земледелие и, в целом, коллективный способ ведения хозяйства был характернейшей особенностью. Община — фундаментальный институт русского общества. Главная ее особенность — приоритет коллективного интереса над индивидуальным. Отсюда следствие — приоритет интереса государства в ущерб интересу индивидуума на всех этапах развития российской государственности. Исторический союз московских князей с монголо-татарами в сочетании с этим экономико-географическим фактором дал существеннейшее следствие — укрепление авторитарной, ханско-царской власти, и всяческое ущемление индивидуальных прав и свобод. Гражданин России всегда был готов и сейчас по-прежнему готов поступиться любой из своих гипотетических свобод ради сильной власти, «порядка», закона и т.д. Что, на мой взгляд, фундаментально разделяет Россию и западную, европейскую цивилизацию.

Так что, по моему мнению, всё таки Россия это самобытная и уникальная страна на стыке двух цивилизаций, которая всячески тяготеет к Европе, но в силу определенных факторов, не может быть отделена и от Азии.

Мы живем в мире, где все очень быстро меняется. Единственной константой, к которой мы все привыкли, остается расположение государств на карте мира. О них мы, кажется, знаем абсолютно все со времен обучения в школе. Но и здесь, как оказывается, нас периодически поджидают сюрпризы. Как вы думаете, где находится Россия — в Европе или Азии? Этот вопрос до сих пор будоражит многие научные умы, у каждой теории есть свои противники и сторонники. К тому же не стоит рассматривать данную тему только с точки зрения географического положения. Ведь культурные традиции России тоже имеют свои корни и в Европе, и в Азии. Какая часть света большего всего повлияла на нас?

Континент Евразия: географическое расположение России

Россия — удивительная страна. Она раскинулась на огромных просторах, площадь которых превышает семнадцать тысяч квадратных километров. При этом мы умудрились оказаться на пересечении двух великих культур — Запада и Востока. Это существенно повлияло на многие события в истории нашей страны, ведь многонациональность и терпимость к другим религиями были привиты россиянам в связи с необыкновенным географическим расположением государства.

Евразия является крупнейшим в мире материком, и Россия занимает более одной трети его площади. При этом удивительным фактом является то, что всего лишь двадцать три процента нашей страны расположено в европейской части материка. А вот оставшиеся семьдесят семь процентов территорий лежат в азиатской части. Но население страны в своем большинстве — а это более восьмидесяти процентов всех жителей — сосредоточено в европейской части. В связи с этим и мучаются ученые всех времен и рангов, пытаясь определить, что же такое Россия — Азия или Европа. Ведь сложно представит себе, что какой-то народ в равной степени может быть и европейцем, и азиатом.

Границы России

Не удивительно, что особенности географического положения являются определяющими во внешней и внутренней политике страны. Ведь ее границы тянутся на двенадцать тысяч километров и часто проходят по водным артериям и горным хребтам.

Европейцам кажется вполне естественным, что граница Европы и Азии в России проходит где-то внутри страны и отображена на карте. Среднестатистическому европейцу сложно осознать, что одна страна может быть столь огромной и быть частью Европы и Азии одновременно, не имея реальной границы, разделяющей эти части света.

Перемещение границ между Европой и Азией с древнейших времен до наших дней

Чтобы понять, каким образом появилась условная граница Европы и Азии на территории России, нужно узнать историю и предпосылки этого разделения. Даже во времена Античности было известно, что граница между двумя частями света существует. Но вот к сегодняшнему дню она претерпела существенные изменения. К примеру, древние греки были уверены, что она проходит прямо посередине Средиземного моря. Именно так выглядел мир по их представлению. Чуть позже греческий астроном и математик Птолемей авторитетно заявил, что граница пролегает через реку Дон и Керченский пролив. Эта информация была признана единственно верной, и вплоть до восемнадцатого века ученые придерживались данной теории.

В Средневековье европейцы имели довольно смутные представления о географии, поэтому они вообще не задумывались, где все же Россия находится — в Европе или Азии. Само нахождение в Евразии русских людей весьма удивляло европейцев. К тому же они не видели смысла проводить условных границ в пределах одного государства — это все же привилегия современных философов и ученых.

Только в восемнадцатом веке появилась теория, согласно которой граница между Европой и Азией в России проходит по Уральским горам. Причем необходимость принимать эту условную границу долгое время оспаривалась в научном сообществе. Даже Михаил Васильевич Ломоносов не был согласен с данной теорией и считал, что граница должна проходить по Волге и Дону.

Современный мир: условная граница между Европой и Азией

В условиях современного мира принято считать, что деление между Европой и Азией на едином материке, коим является Евразия, просто нецелесообразно. Но условная граница все же существует, ею принято считать гипотетическую линию, проходящую по Уральскому хребту, начиная от Карского моря. Причем часть российских областей и городов остается в Европе, а другая уже территориально относится к Азии.

Россия: Азия или Европа? Мнение западного мира

Если условную границу между Европой и Азией мы все-таки выяснили, то будет интересно узнать, что думают об этом проблеме представители западной цивилизации. Как они видят данную гипотетическую границу? И признают ли они ее вообще?

Удивительно, но на географических картах, напечатанных в США до развала СССР в конце прошлого века, существовал вполне реальный рубеж, разделяющий Европу и Азию. Он проходил по западной границе СССР, причем наша страна целиком и полностью относилась к Азии. А все, что лежало вне этих рамок, было Европой. Согласно этому разделению, даже Турция, являющаяся в нашем понимании истинно восточной страной, считалась частью Европы. Это говорит о том, что настоящая граница находится в умах людей, а не на картах. В менталитет европейцев заложена глубокая уверенность о существовании некой «варварской азиатской России». Причем эта уверенность не стерта до сих пор.

Если на улицах любого европейского государства вы начнете интересоваться тем, что такое Россия — Азия или Европа, то удивитесь, насколько ответ зависит от отношения к нашей стране. Противники России будут утверждать, что мы — азиаты, а наши сторонники признают, что мы — неотъемлемая часть Европы. Так кто же мы на самом деле?

К какой цивилизации Россия относится — к Европе или Азии?

Как судить о менталитете народа, который разбросан по огромной территории, расположенной на перекрестке двух величайших цивилизаций? Во многих случаях, как думают европейцы, мы являемся истинными азиатами. Но парадокс ситуации заключается в том, что россияне сами не могут определить свою принадлежность. Это действительно является беспрецедентным фактом, ведь каждый китаец или француз ответит на вопрос о своей принадлежности более чем определенно. Давайте попробуем все-таки пролить свет на историческое влияние европейской и азиатской цивилизации на становление и культурные традиции России.

Европейская цивилизация: характеристика и особенности

Трудно определить, насколько Россия — Азия или Европа, без понимания особенных и ярких черт этих цивилизаций. В первую очередь необходимо уяснить, что европейская цивилизация представляет собой сложный сплав из правил, традиций, культурных ценностей и религии. Несмотря на многие различия, европейцев связывает очень многое. Основная отличительная черта европейских цивилизаций — это умение сотрудничать между собой. Главной частью данной системы является семья, а вот все вопросы могут решаться путем объединения и голосования многих семей. Поэтому в Европе так ценятся демократические свободы — без них западный мир не мыслит своего существования.

Азиатская цивилизация: что это такое?

Азиатской цивилизации, о которой часто пишут и говорят, не существует в принципе. Она состоит из множества различных миров, имеющих абсолютно разную религиозную основу, но влияющих в процессе исторического развития друг на друга. Общего в этих мирах мало, но можно сказать, что для всех азиатов характерно клановое мышление. Политическое устройство азиатских стран основывается на защите кланов, а не отдельных индивидов.

Россия: азиатское или европейское наследие?

И все же, как понять, что такое Россия? Азия? Или Европа? Удивительно, но она не имеет отличительных черт той или иной цивилизации. Она является абсолютно самобытной и необыкновенной. Нельзя сказать, что мы, как европейцы, превыше всего ценим семью, или, как азиаты, выстраиваем свою жизнь, отталкиваясь от клановой принадлежности. Все это позволяет ученым прийти к выводу, что, находясь на перекрестке цивилизаций, Россия сумела развиться в новый тип цивилизации, отличный от всего известного ранее.

Быть может, мы наконец подвели черту под более чем трехсотлетним спором о принадлежности России. Занимая практически всю Евразию, мы не стали Европой. И нас нельзя назвать Азией. Мы — представители российской цивилизации, имеющей богатую историю и уникальные культурные традиции.

Страна Россия — это Европа или Азия?

Многих людей интересует вопрос о культурной, социальной и географической принадлежности России к азиатской или европейской части мира. Их интересует, где находится Россия – в Европе или Азии, самосознание какой из этих цивилизаций ближе всего к российскому и стоит ли государству в своем развитии равняться на них или оно имеет свой, отдельный путь?

Читайте также:  Что такое тема в литературе с точки зрения понятия

Географическое положение

Площадь России составляет 17 тысяч км 2 . Территория РФ занимает 1/3 самого большого материка в мире – Евразии. Страна Россия расположена в Европе и Азии.

Если внимательно посмотреть на карту, то можно заметить, что азиатская часть России чуть ли не в 3 раза больше европейской (приблизительно 77 % от территории всей страны). Однако большая часть населения проживает в европейской части государства – свыше 80 %.

Для ответа на вопрос «Россия находится в Европе или Азии?» можно попытаться проанализировать все 85 субъектов России и определить, как каждый из них относится к восточной и западной части России. Например, Бурятия – это однозначно азиатский регион, а вот Калининградская область будет относиться к европейским. И хотя территория Азии значительно больше европейской, количество жителей и субъектов выше в европейской части. Именно по этой причине вопрос, к какой части мира все-таки относится российское государство, до сих пор сохраняет свою актуальность.

Это интересно! Существует только один город России между Европой и Азией, находящийся на идущей по водоразделу границе, часть территории которого является европейской, а часть – азиатской. Этот крупный город – Екатеринбург.

Где граница Европы и Азии в России?

Политика России, как внутренняя, так и внешняя, во многом определяется ее географическим положением. Границы страны протянулись в длину на 12 000 км, зачастую они расчерчены естественным путем – по горным хребтам и рекам.

В современном мире считается, что разделять Азию и Европу не совсем целесообразно. Однако условная граница все-таки установлена. Граница Европы и Азии на территории России берет свое начало от Карского моря и далее идет по Уральскому хребту на юг до казахстанских гор Мугоджары.

История определения границы

Для наиболее объективного определения границы Европы и Азии на карте России необходимо обратиться к историческим данным.

Уже в античные времена люди верили в возможность существования некоторой границы между частями света. Древние греки считали, что она разделяет пополам Средиземное море. Математик Древней Греции Птолемей определил ее по Дону и Керченскому проливу. Эта точка зрения просуществовала до XVIII века.

Термин «Европа» также был придуман эллинами. Весь мир жители Древней Греции делили на Ливию (Африку), Азию и Европу. Северное Причерноморье для них было уже краем света, об остальных территориях они имели весьма смутное представление.

В Средневековье люди практически не задумывались о вопросах географии, считалось, что это прерогатива отдельных философских умов. Только в XVIII веке возникла новая теория, которая устанавливала Уральские горы в качестве разделительной черты между Азией и Европой. Однако эта версия постоянно оспаривалась. М. В. Ломоносов считал, что граница Европы и Азии в России должна быть проведена по рекам Дон и Волга.

Во времена существования СССР Америка и Европа проводили разделительную черту по западной границе СССР (в настоящее время это граница на севере Грузии и востоке Украины), относя это государство к Азии, а западные страны – к Европе. При этом даже считающаяся восточной страна – Турция — являлась частью Европы. Подобное проведение границы Европы и Азии на карте России, учитывая зону российского влияния, указывает на устойчивость разрыва в коллективном сознании. Например, несмотря на то что Турция была членом НАТО, поднялся большой шум, когда эта страна решила войти в состав Евросоюза.

Историческое обоснование отличия от Европы

Современные географы полагают, что Россию спокойно можно отнести к европейскому государству. Так считают многие жители Америки, Европы, Азии и России. Это обосновывается и при взгляде на сложившуюся политическую ситуацию. РФ является частью многих европейских объединений, в том числе и такого специфичного, как Совет Европы.

Однако западноевропейские народы прошли общий исторически обусловленный путь развития – они являлись частью Римской империи, которая впоследствии была завоевана германцами. Их объединили войны с Византией, создание единой христианской церкви, во главе которой стоял папа римский, последующее освобождение от церковной власти. Россию же эти события обошли стороной, а вот все до единого государства Западной Европы принимали в них участие. Так что тысячелетие развития, направленного по разным путям, не могло не сказаться на различия в образе жизни российских и европейских жителей и их менталитете.

Психология

Исторический путь – это только одна сторона медали. Не следует забывать и о национальной психологии и массовых стереотипах мышления. Возможно, именно этот аспект позволит ответить на вопрос: «К чему относится Россия – к Европе или Азии?»

Если рассматривать исторически сложившиеся традиции, то можно понять, что они несут чаще всего азиатский характер. Это почтительное отношение к семье и к старшим, и одновременно слегка пренебрежительное отношение к женщинам. В характере русских людей преобладают также достаточно типичные черты. Среди положительных можно выделить эмоциональность и гостеприимство, к отрицательным относятся лень, жадность и зависть. Часто в стране встречаются коррупционеры.

Рассмотрим основные отличия в менталитете европейских и российских жителей:

  1. Языковые. На первый взгляд кажется, что здесь говорится о произношении слов, которое в каждом языке свое. Однако это не совсем так, дальше речь пойдет о смысловой нагрузке слов и синонимичных сочетаний. Если, например, рассматривать лексическое значение русской речи и французской, то можно заметить различия в осмыслении человека и его предназначения. Если в русском языке отдельно взятая личность выступает в качестве пассивной категории, то во французском подчеркивается, что каждый человек сам строит свою судьбу. Также и в решении проблем: если русские пытаются выкрутиться самостоятельно, ругая при этом начальство и жизнь, то европейцы обсуждают все вопросы в коллективе.
  2. В единомыслии. Редко когда россияне свои собрания проводят без прений. Здесь каждый считает свою точку зрения истинно верной и не хочет уступать другому. Объединение возможно в редких случаях, под предводительством харизматичного лидера (Ленин, Разин, Пугачев), и ведет обычно к революционному перевороту. Собрания в Европе более мирные, хотя европейские страны тоже имеют кровавые страницы в истории.
  3. Моральные. По мнению Запада, справедливость – это норма жизни. Здесь широко распространено мнение о правах, одинаковых для всех. Их педантичность и аккуратность видна даже в самых мелких деталях. В России же народ живет более свободной жизнью, редко ограничивая себя узкими рамками. Многие политические вопросы чаще всего решаются с применением силы (как и в Америке).

Общественное устройство

Возможно, ответить на вопрос «Россия – это Европа или Азия?» поможет рассмотрение основ азиатского и европейского общества.

Отличительная черта европейцев, несмотря на сложное сочетание традиций, правил и религиозных вероучений, — это взаимное сотрудничество. Все вопросы они решают в коллективном обсуждении с учетом мнения всех сторон. При этом основополагающим фактором выступает объединение и разрешение проблем путем голосования. Данный принцип как раз лежит в основе демократии – самого популярного политического течения в Европе.

В Азии не существует единой азиатской цивилизации. Она подразделяется на индуистский, исламский и китаецентристский миры. Каждый из них имеет свои уникальные особенности, то есть Азия состоит из миров с разнообразной религиозной основой, имеющих между собой мало общего. Однако и в ней можно выделить основную общую черту – это наличие кланового мышления. Здесь самое главное – узы между семьями и кровное родство. Все вопросы азиаты решают на клановых собраниях. Политическое устройство государств направлено на защиту в первую очередь кланов, а уже потом – отдельных индивидов.

Россияне не подразделяются на кланы и лишены инстинкта сотрудничества. Единым связующим звеном здесь выступает государство. В связи с этим всенародные выборы почти лишены смысла. Если на Западе народ имеет влияние на выбранных представителей, в России властные структуры свободны от контроля снизу и в то же время лишены народной поддержки.

Российская цивилизация образовалась на стыке двух культур – восточной и западной. Терпимость к другим культурам и многонациональность возникли благодаря необычному географическому положению государства. Так что же такое Россия – это Европа или Азия?

Если учитывать культурные различия, то культура в России по своим качественным признакам ближе к европейской. Российские города – европейского типа, славянский язык также сформировался в результате посредничества европейских стран и входит в семью индоевропейских. Исторических связей с Европой на порядок больше, чем с азиатскими странами. Европейское влияние выше азиатского, что заметно сказывается на культурном наследии России.

Религия России – христианство, пришла она также из Европы, хотя правильнее о ней говорить как о ближневосточной религии.

Многие образцы российского искусства имеют европейское происхождение. Это различные музыкальные шедевры, произведения литературы, картины, театральные спектакли.

В то же время исторически Россия шла по другому пути, отличному от Европы. Ее обошли стороной Реформация и Просвещение, массовые буржуазные революции. Она не приняла римское право.

Именно поэтому европейские ценности в современной России воспринимаются с некоторым безразличием. Положения о гражданском обществе, правах человека, секуляризме и демократии не вызывают особого интереса у соотечественников.

Культурная карта мира

Для более детального рассмотрения аспектов поднятого вопроса «Россия находится в Европе или Азии?» можно обратиться к Инглхарт-Вельцельской карте мира. В ней содержатся сведения об устройстве общества и самосознании жителей каждого государства. Разработана она была в 2004 году известными политологами, фамилии которых и послужили названием для карты.

Согласно данным карты, в 2004 году Россия считалась нерелигиозной и рациональной страной. Отношение ее жителей к религии было таким же, как и у проживающих на территории Дании и Германии. Однако к 2010 году общество стало более религиозным, ближе к Молдове.

Если задуматься об отношении человека к жизни и обществу, в котором он существует как отдельный индивид, можно выделить две полярных ценности: «выживание» и «самовыражение». Для жителей России наиболее важно выживание. Согласно культурно-политологической карте, жители лишь небольшого числа стран озадачиваются этим вопросом. Европейские государства в большинстве своем нацелены на самовыражение. Это означает, что осознание себя как личности и право на индивидуальное самовыражение для европейцев значительно важнее, чем безопасность государства.

В соответствии с этими тенденциями можно отметить, что развитие страны смещается к более религиозному восприятию мира, а ее жители по-прежнему остаются нацелены на выживание. Если посмотреть на карте другие государства, то можно заметить, что со временем Россия начинает больше тяготеть к азиатским странам и отдаляться от европейских.

Самобытность

Многие при ответе на вопрос: «Россия – это Европа или Азия?» — считают, что Россия не относится ни к Европе, ни к Азии, это вполне самобытная страна со своей культурой и обычаями. Ее относят к Евразии, самостоятельной цивилизации, устойчивые признаки которой формировались на протяжении веков. Причем эти признаки были взяты не из «классической» в современном понимании Европы, а из тех стран, которые в прошлом входили в состав Византийской империи и языческой Скандинавии.

В период становления Россия впитывала как европейские, так и азиатские ценности. На нее наложили свой отпечаток европейские походы и принятие христианства с одной стороны, и ордынское иго и набеги кочевников с другой стороны. В результате политики, направленной на постоянное объединение земель, и образовалась самая большая по площади страна в мире.

Таким образом, жители каждого субъекта РФ будут иметь отличные от людей, проживающих в других местах, культурные установки и ценности. И государство, являющееся сплавом различных регионов с разными традициями и культурой, не может однозначно относить себя целиком к какому-либо типу.

В какую сторону двигаться?

Нельзя сказать, что Россия имеет типично европейские или конкретные азиатские черты, она развивается сразу в нескольких направлениях. Можно сказать, что положение России на пересечении Востока и Запада позволило ей развить новый тип цивилизации, абсолютно не похожий на известные ранее. На вопрос «Россия – это Европа или Азия?» можно ответить так: «Россия является самостоятельной цивилизацией».

Однако, несмотря на все преимущества русского народа, ему еще есть куда расти и двигаться. В то же время следует помнить, что для будущего самосовершенствования необходимо сначала объективно взглянуть на действительную реальность и полностью проанализировать ее, чтобы без жалости приступить к искоренению найденных недостатков.

В целом Россию сложно назвать азиатской или европейской. Она представляет собой абсолютно уникальную цивилизацию со своей богатой историей и своеобразными традициями и культурой.

Что есть Россия? Европа, Азия или Евразия?

Недавно у френда maximus101 состоялся интересный опрос, на тему «Россия — это Европа или Азия?». Я там не проголосовал, потому что Максимус слишком жёстко поставил альтернативу и не было «моего» выбора: Россия — это никакая не Европа, но и не вполне Азия. Россия (в смысле, «большая» историческая Россия) — это Евразия, вполне отдельная цивилизация со своими устойчивыми признаками, формировавшимися в течение столетий. Она вырабатывала их в процессе своего исторического бытия, а также заимствовала их как из Европы, так и из Азии. Причем не из той западной католической или протестантской Европы, которую сейчас в прослойке интеллигентов-евроцентристов принято считать «правильной, цивилизованной тру-Европой», а в основном из «не совсем правильной» Европы — Византийской империи и скандинавов-язычников.

Ещё любопытно то, что средний образованный житель Москвы или Питера часто стесняется слова «Азия», пугается его, открещивается от любой «азиатчины» и обзывает то плохое, что кажется ему плохим, «ордой». Давно это наблюдаю, и в ЖуЖе это выражено гораздо сильнее, чем просто в разговорах. Между тем, от монгольской империи русские заимствовали когда-то некоторые важные признаки — в основном, методы эффективного контроля над громадными пространствами. Почтовое сообщение со станциями, регулярно расположенными через определённые интервалы (ямщики, почтовые станции), пути сообщения, организуемые и контролируемые государством, а не частником, и некоторые другие. Если бы этого не было, Русское царство просто не смогло бы дойти от междуречья Оки и Волги до берегов Тихого океана через гигантские просторы Сибири, и — самое главное — надёжно закрепиться и в Сибири и там. Впрочем, это огромный вопрос, который тут толком не рассмотришь, да и не надо — на это надо отдельный пост.

Так вот. Хотелось бы узнать и ваше личное восприятие того, чем же является Россия, по вашему мнению. К чему она больше тяготеет по своему укладу и менталитету? Это Европа? Азия? Евразия, отдельная цивилизация? Давайте проголосуем, может? Если хотите что-то дополнить — то в комменты.
Понятно, что вопрос этот очень гуманитарный, не имеет однозначного «технократического» ответа и лежит в плоскости предпочтений и фобий. Одного корчит от слова «орда» и он всеми фибрами своей чуткой души рвётся в зону европейского порядка, политкорректности и законопослушного стукачества. Другому неприятен евроцентризм и все эти слащавые обсасывания «образцовых каменных городков со шпилями» он воспринимает с иронией, так как лично знает про афро-арабские гетто в разных амстердамах и пригородных парижах. И так далее, у каждого своё. Но все же.

Читайте также:  Очки для зрения в яркой оправе

Для того, чтобы можно было выразить ваши предпочтения пошире, я расширил спектр ответов, относительно версии Максимуса. Можно, скажем, ответить промежуточно — или вообще отрицательно. Голосуем, как всегда, два полных световых дня, завтра вечером в полночь опрос закрою.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РОССИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ ЧАСТЬЮ ЕВРОПЫ?

— Скажите пожалуйста, менялись ли границы Европы, как части света, на протяжении веков? То есть всегда ли восточная граница Европы проходила по Уральским горам? Если границы менялись, то когда?

— Географическая граница между Европой и Азией, по сути, условна: Евразия — единый континент, а Западная Европа — всего лишь очень большой полуостров. Что касается восточной границы Европы, то в древности ее просто не существовало.

Термин «Европа» ввели древние греки-эллины, для которых Скифия (Северное Причерноморье) была краем света. Известный им мир эллины делили на Европу, Азию и Ливию (Африку). О том, что находится за этими пределами, они знали очень мало. «Смешно видеть, — писал Геродот, — как многие люди уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не может правильно объяснить очертания земли. Они изображают океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена циркулем. А Азию они считают по величине равной Европе… Омывается ли Европа морем с востока и с севера, никому достоверно не известно. Мы знаем лишь, что по длине она равна двум другим сторонам света… Непонятно также мне, почему Нил и Фасис в Колхиде (по другим, река Танаис, впадающая в Меотийское озеро, и киммерийский город Портмеи) образуют границу между ними».

Иными словами, границу между Европой и Азией греки проводили то по Танаису (Дон и Северский Донец), то по Фасису (Риони в Грузии).

В период Средневековья европейцы имели смутное представление о землях, лежащих к северо-востоку от Средиземноморья. Еще в середине XVI века англичане полагали, что если обогнуть на кораблях Скандинавию, то попадешь в Китай, и были очень удивлены, обнаружив там подданных московского государя. Представления европейцев о географии Восточной Европы уточнялись по мере того, как русские люди продвигались на восток, а контакты между Московской Русью и Европой становились более тесными. Так что граница по Уралу — детище совсем недавнего времени.

— А сегодня Россия разве считается европейским государством?

— С точки зрения современной географии, Россия — европейское государство. На этом основании мы участвуем в общеевропейских оргнизациях, в том числе в такой специфической, как Совет Европы.

— Ранее, до 90-х годов ХХ века, на картах, изданных в США и некоторых европейских странах, граница между Европой и Азией проходила по западной границе СССР. Сейчас эта граница проходит по восточной границе Украины и северной границе Грузии. Турция часто целиком включается в состав Европы. Не является ли формальное деление на Европу и Азию основой для текущих политических позиций западной геополитики?

— То, что западнохристианские страны проводят границу между Европой и не-Европой, исходя из зоны российского влияния, как раз подтверждает устойчивость разрыва, заложенного на уровне массового сознания (об этом речь чуть позже). Да, Турция — член НАТО, но НАТО формировалось по соображениям скорее стратегическим, причем в условиях военного противостояния с СССР — тут было не до деталей. А посмотрите, какой шум поднялся, когда встал вопрос о приеме Турции в Евросоюз.

— Согласны ли вы с утверждением, что Россия — это своеобразный естественный фильтр между Европой и Азией, вмещающий в себя качества и той и другой цивилизации и психологии? И что эту роль она будет выполнять всегда?

— Единой «азиатской цивилизации» не существует. Есть индуистский мир, китаецентристский мир, исламский мир. Кое-что общее у них имеется (об этом чуть ниже), но каждый мир представляет цивилизацию со своими уникальными особенностями. Между цивилизациями не всегда можно провести четкую историческую или географическую границу — например, ряд стран Юго-Восточной Азии развивались под влиянием как Индии, так и Китая. Иногда цивилизации похожи на матрешки: внутри исламского мира существует арабский, в который не входят Турция, Иран и др. Но то же самое можно сказать о нациях. Например, жители Западной Грузии считают себя грузинами, оставаясь при этом мингрелами, сванами и аджарцами.

Россия представляет собой самостоятельную цивилизацию, качественно отличную и от всех азиатских, и от западноевропейской.

Западное общество состоит из отдельных семей, а скрепляет его воедино способность к сотрудничеству. Кто видел, например, фильмы о жизни английской глубинки, наверняка обратил внимание на собрания, которые местная община проводит по разным поводам. Ходить на эти собрания жителей никто не принуждает — они сами собираются, чтобы совместно решить судьбу какого-нибудь угодья, школы, церкви, договориться об устройстве праздника и т. п. То же самое, но в других формах происходит и на национальном уровне.

Азиатские общества устроены по клановому признаку: ячейка общества там не семья, а клан — множество семей, связанных родственными узами. Клан сдерживает активность индивида, но клан же его и защищает. Политика представляет собой систему взаимоотношений между кланами.

Россияне, на мой взгляд, совершенно лишены инстинкта сотрудничества, но и кланов у нас нет: наши семьи распадаются в лучшем случае в третьем поколении. Воедино нас связывает только государство . По этой причине, например, у нас почти теряют смысл всенародные выборы. На Западе люди постоянно контролируют своих избранников, направляют, поддерживают или одергивают. Наш же избранник сразу после выборов попадает в совершенно изолированную сферу, именуемую «власть»; он лишен народной поддержки и в то же время свободен от всякого контроля снизу.

— А когда Европа осознала себя Европой? И о какой России идет речь — Российской империи, Древней Руси?

— Редко кто, будь то отдельная личность, страна или цивилизация, имеет четко выраженное понятие о себе. Социальное мышление строится на оппозиции «свой — чужой». Западная Европа начиная со Средневековья осознавала себя через противостояние чужакам — сарацинам -мусульманам, язычникам-викингам и Византии.

Что касается России, то, с одной стороны, от Олегова Киева к современной Москве тянется сквозь столетия нить, сплетенная из родственных связей между княжескими домами, из населения, перемещавшегося с юга на север и на восток, а главное — определенной культурно-религиозной традиции. С другой стороны, представление о Руси как о чем-то вечном и едином принадлежит мифологии. Еще в первой половине XV века на русских землях существовали три крайне враждебных друг другу государственных образования. Европейцам был хорошо известен Киев, входивший в состав Великого княжества Литовского. Они знали Новгородскую республику, занимавшую всю северную часть современной Европейской России. А вот Московию, выросшую сначала под покровительством татар, а позже в борьбе с ними, европейцы открыли почти одновременно с Америкой. Контактам Московии с Европой способствовало подчинение Москвой Новгородской земли, но по-настоящему тесными они стали при Петре I. В ходе истории Московское царство превратилось сперва в Российскую империю, затем в СССР, а ныне в Российскую Федерацию. Однако три столетия близкого общения так и не привели к исчезновению того раскола, который образовался в предшествующее тысячелетие.

— Каждое государство уникально, и тогда деление и классификация государств условны и бессмысленны. Российские правители придерживались разных точек зрения по вопросу принадлежности России к Европе. Спор западников и славянофилов начался давно и не скоро закончится, и это не тот случай, когда истина рождается в споре, потому что в этом вопросе не может быть истины. Вы согласны с этим?

— Относительно спора западников со славянофилами согласен только наполовину. В споре славянофилов с западниками можно выделить следующие главные вопросы:

1. Похожи ли мы на европейцев или в чем-то существенно от них отличаемся? Действуют ли в России те же исторические закономерности, что и в Европе?

2. Если мы совсем особенные, то в чем это выражается и хорошо это или плохо?

3. Можем ли мы в принципе стать похожими на европейцев и нужно ли это делать? А если не нужно, то что вообще надо делать?

Все эти вопросы сегодня не менее актуальны, чем полтораста лет назад, и по крайней мере на первый из них ответ ясен. Однако в любых вопросах, кроме чисто академических (а таких крайне мало), спор не заканчивается с рождением истины. Напротив, обычно он становится более ожесточенным, поскольку новорожденную истину стремятся изгваздать грязью до неузнаваемости. Ведь в споре, помимо поисков истины, замешаны наши «гордость и предубеждения», наши субъективные оценки («хорошо» или «плохо»), а на таком плацдарме людям никогда не договориться — слишком они разные.

Теперь о «бессмысленности классификаций». Каждое государство в самом деле уникально; но каждый человек тоже уникален, что не мешает классифицировать людей по признакам расы, национальности, политическим взглядам, вероисповеданию и т.д. В историческом процессе сосуществуют разные цивилизации, и контакты между ними строились по-разному. В свое время даже такие географически близкие, по современным меркам, цивилизации, как египетская и шумеро-вавилонская, практически не общались одна с другой. Китай на протяжении двух тысячелетий развивался обособленно от Индии и в течение трех тысячелетий — от Запада.

Людям кажется, что они свободны в своих поступках: захотели — сделали так, захотели — иначе. Они редко задумываются над тем, что сами являются звеном в чрезвычайно длинной цепи, тянущейся сквозь миллионы лет биологической эволюции и сотни или тысячи лет определенной культурной традиции. Нам кажется, что мы совсем не похожи на предков, потому что пользуемся Интернетом и говорим по мобильнику. На самом деле в нашем сознании господствуют стереотипы, существовавшие сотни, а то и тысячи лет назад. Простой пример. В древнем Вавилоне (современный Ирак), центре одной из самых блестящих цивилизаций, приличная женщина не могла выйти из дому, не закрыв лицо покрывалом. Три тысячи лет спустя вопрос о хиджабе (платке на голове) по-прежнему актуален для всех носителей этой культурной традиции — но только для них.

Западноевропейские народы, несмотря на различия между ними, прошли общий исторический путь — сначала в составе Западной Римской империи, потом в ходе ее завоевания германцами и слияния пришельцев с местным населением. Их объединило многое. Единая церковь во главе с римским папой, со службой на латыни, с одинаково пробритой тонзурой монахов и общим днем празднования Пасхи. Наличие единственной империи — германо-итальянской. Противостояние мусульманам и Византии. Наконец, борьба за освобождение от власти римской церкви. Эти явления принадлежат истории всех стран Западной Европы . В то же время для России они ничего не значат: нас просто не было на той вечеринке. Тысяча лет раздельного развития не могла не создать различий в менталитете и образе жизни среднего европейца и среднего россиянина. Даже сегодня, в век беспроводной телефонии и Интернета, главные темы в наших и в европейских газетах, как правило, не совпадают. Разумеется, европейцы воевали между собой гораздо чаще, чем, например, с нами. Но война часто не столько мешает, сколько способствует сближению: Россия, Франция и Англия сложились в ходе непрерывных войн, склеивавших мелкие княжества и королевства в единые нации.

— Не правильнее было бы ставить вопрос о типе национальной психологии? Им в огромной степени определяются пути развития. Европа тяготеет к либерализму, Азия — к патернализму. Вряд ли в этом аспекте Россия — где, кажется, даже хорошей погоды ждут от начальства — европейская страна.

— Различия исторического пути — в самом деле лишь одна сторона медали. Другой стороной является национальная психология, психологические стереотипы. Цивилизации отличаются одна от другой ментальностью среднего человека, его представлениями о мире. Образ жизни, обычаи — внешнее выражение этих представлений. Правда, я бы не стал приписывать Европе такую уж тягу к либерализму: там полно социалистов и консерваторов, а за либеральные партии голосуют 5-10 процентов населения. Либералами европейцев можно назвать разве что в сравнении с нами.

Отличается ли средний россиянин по психологии от среднего европейца? Дискуссии на эту тему ведутся чаще всего на уровне клише, а нужна конкретика. Попробую сформулировать различия, которые мне кажутся наиболее существенными. При этом, говоря о Европе, я буду иметь в виду преимущественно протестантские страны — к католическим кое-что из сказанного ниже применимо лишь с оговорками.

Первое. Самые глубокие различия ментальности проявляются в языке. Смысл слов, которые мы числим синонимами, в разных языках весьма различен. П. Флоренский отмечал, что греческий термин для обозначения вселенной — «космос» — подразумевает художественное единство мироздания. Латинское «мундус», от которого произведено французское «ле монд», значит, собственно, «украшение». А вот в русском языке слово «мир» (и как «вселенная», и как «согласие») подразумевает единство нравственного начала, то есть внутреннее единообразие. Мы верим, что жизнь во всем мире должна строиться по единым правилам.

Филолог М. Голованивская, сравнивая смысловые оттенки русских слов и их французских эквивалентов, указывает, что в русском языке человек мыслится как пассивная категория: его судят, ему выделяют долю. Во французском языке подчеркивается активная роль самого человека в определении его судьбы. Поэтому, столкнувшись с общей проблемой, европейцы сбиваются в коллектив и стараются ее решить, мы же ругаем судьбу и начальство и пытаемся выкрутиться поодиночке.

В европейских языках термины для обозначения организованного общества (state, etat, estado) восходят к латинскому status , означавшему нечто незыблемое, данность, от которой никуда не денешься. Первоначально этими словами обозначались сословия, образующие костяк сообщества, с присущими им неотъемлемыми правами. Позже они были перенесены на все сообщество в целом.

Мы же без зазрения совести переводим эти термины словом «государство». Но откроем словарь Даля, изданный полтора века назад, в историческом плане — вчера. Слово «государство» приведено там в числе производных от «государь» и имеет два значения: старинное — «государствование, власть, сан и управление государя» и более новое — «царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя». То есть для русского человека «государство» — это, во-первых, всегда монархия, во-вторых, нечто, относящееся исключительно к компетенции монарха. И хотя новейшие русские словари дают иные толкования, реально мы относимся к государству именно так.

Различие второе. Автор византийского сочинения, приписываемого императору Маврикию, писал о славянах: «Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если собираются, то решенное ими тотчас нарушается другими, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому». Что изменилось за тысячу четыреста лет? Наши эмигранты (и до революции 1917 года, и после нее), едва вырвавшись из-под власти Российского государства, затевали грызню. В. И. Ленин описывает изумление английского социал-демократа, попавшего на заседание российских товарищей: «У нас, — сказал он, — спор редко когда заканчивается такими выражениями, с каких вы, русские, сразу начинаете». Эту задиристость Ленин считал российским достоинством: «прежде чем объединяться, надо сперва размежеваться». Впрочем, размежеванием обычно у нас все и заканчивается. Мы чуть ли не все сплошь — лидеры, никто не желает признать лидерство другого. Одинокие, постоянно враждующие друг с другом, мы обречены терпеть иго государства. Примерно раз в сто лет, когда становится совсем уж невмоготу, мы находим себе вожака (Болотников, Разин, Пугачев, Ленин, Ельцин) и под его руководством либо пытаемся снести, либо сносим все до основания. Затем все начинается заново, мы в ужасе озираемся вокруг и оплевываем недавнего кумира.

Читайте также:  Упражнения для восстановления и укрепления бинокулярного зрения

Различие третье. В сознании «бездуховных» западных христиан глубоко укоренено понятие о справедливости как норме жизни. Справедливость может нарушаться, но при этом не перестает быть нормой. Эту позицию сформулировал в XIII веке немецкий рыцарь-правовед Эйке фон Репков: «Век господства несправедливого обычая ни на миг не может создать права». Средний россиянин, напротив, глубоко убежден, что нормальны всеобщее воровство, ложь и беззаконие, а справедливость существует как редкое исключение. Недавно в теленовостях таксист из Абакана, перемежая свои слова матом, выразил суть такого миропонимания: «Я верю только в себя и в наличные».

В нашем сознании напрочь отсутствует понятие пр a’ ва, одинакового для всех . Правa, другого человека интересуют нас лишь в том случае, если он нам симпатичен. А не нравится или оставляет равнодушным — пусть делают с ним что угодно, это нас не волнует. Миллионы россиян почитают Сталина не потому, что не верят в репрессии, а потому, что им наплевать на миллионы убитых соотечественников. Многие вполне средние люди, не садисты и не маньяки, оправдывают детоубийство — не на войне, не от случайной бомбы, а сознательное убийство детей (например, маленьких Романовых или девятилетней таджички) на том основании, что их родители вели себя неправильно.

Четвертое различие. В западном обществе (главным образом в протестантском) ложь рассматривается как тяжкий грех. Если в Англии и США старшеклассник, студент колледжа попался на списывании, — это пятно на всю жизнь (на факте списывания строится, к примеру, сюжет детективного романа Джозефины Тэй «Мисс Пим расставляет точки»). Для нас же ложь — нечто совершенно безобидное, а списывание вообще милая шалость.

И, наконец, последнее. В отличие от европейцев, мы предпочитаем любое дело делать «в принципе», «в основных чертах». Отделывать, шлифовать детали нам «в лом». Поэтому нам так трудно дается выпуск конкурентоспособной продукции. Говорят, что наших программистов на Западе берут в основном в разноязычные коллективы: их вклад — креатив, а доделывают другие.

Незаметно, чтобы разрыв между менталитетом европейцев и россиян сокращался. Революционные перемены, начавшиеся на Западе в 1960-х годах, нас никак не коснулись. Большинство европейцев сейчас осуждают любое применение силы, используется ли она оголтелыми фанатиками или, напротив, для борьбы с такими фанатиками. Мы же склонны любой вопрос решать силой. В этом отношении мы ближе к американцам.

— Куда бы вы отнесли Россию с точки зрения культурного развития страны?

— Термин «культурное развитие» может иметь как минимум два значения: принадлежность к определенной культурной традиции и уровень культуры. Например, еще в начале XX века масса очень образованных китайцев, знатоков китайской классики, понятия не имела о мировой истории, географии и литературе. Кроме того, надо отдельно говорить о культуре элитарной и массовой.

Элитарная культура создается узким кругом людей, а поскольку в России этот круг в течение последних трех столетий находится в постоянном контакте с Западом, наша культура очень тесно связана с западной. Собственно, она представляет собой самый западный элемент российского менталитета. Писатель Людмила Улицкая сказала недавно в интервью: «Чем больше человек осведомлен о состоянии культуры конца XVIII — начала XIX века во Франции и Германии, тем очевиднее роль Пушкина как гениального интерпретатора и переводчика на язык русской культуры мировых идей того времени». Однако в рамках единого с Западом культурного поля русская культура сохраняет известную обособленность. Достоевский и Толстой изобразили крайности, которых европейцы не знали; интерес к ним определяется именно их экзотичностью. В английской экранизации «Дяди Вани» действие происходит не в Англии, а в Уэльсе — представить подобных персонажей англичанами постановщики (и, видимо, зрители) не в состоянии. Литературу XX века (а она у нас прекрасная) на Западе знают очень плохо — их жизненный уклад слишком отличался от советского, почти не было точек соприкосновения. Единственное исключение — Солженицын, опять же в силу экзотической тематики.

— А может быть, и не нужно стремиться быть в историческом плане Европой, достаточно иметь географическую часть Европы на своей территории? А для усовершенствования политической и экономической сторон государственности достаточно перенимать опыт других стран, и не только Европы, и подгонять его под существующую ситуацию, естественно, с дальнейшим усовершенствованием. И вообще, как вы относитесь к влиянию факторов биогеоценоза на этногенез, а значит, и на развитие государства? Ведь отсюда и своеобразие России — быть между Европой и Азией.

— С наличием части Европы на нашей территории (или скорее наоборот — с нашим присутствием в географической Европе), кажется, проблем не возникает, и я не вижу здесь темы для обсуждения. Стать в историческом плане Европой нам тоже не грозит, поскольку прошлое не изменишь. На практике есть только один вопрос: нужно ли нам двигаться в сторону Европы? А чтобы перенимать чей бы то ни было опыт и «подгонять его под существующую ситуацию», надо как минимум понимать, что это за ситуация , то есть что представляем собой мы сами и чего мы хотим.

Что касается факторов этногенеза, то, по моему мнению, невозможно выделить какой-то один из них в качестве основного. Огромную роль, безусловно, играет география. Различия исторических путей Западной Европы и Руси в немалой степени детерминированы тем, что германцы двигались на запад, в сторону Рима, а славяне — на северо-восток, где никакой цивилизацией не пахло. Но сразу возникает вопрос: а почему славяне ушли в глушь? Это случайность или определенный выбор?

Говорят, каждый народ приспосабливается к окружающей среде, к ландшафту. Так ведь вопрос в том, как приспосабливается. Сейчас африканцы массами вымирают в не самых тяжелых климатических условиях, а древние шумеры или нынешние японцы создали передовую экономику при крайней скудости ресурсов.

Теория этногенеза Л. Н. Гумилева внутренне противоречива. Автор ставит во главу угла энергетику организма, меняющуюся якобы по причине мутаций, но в то же время признает, что энергии на фазах упадка тратится не меньше, чем на подъеме.

Судьба любого народа, государства, цивилизации представляет собой переплетение разных факторов, при том, что важнейшую роль играет характер самого субъекта, его умение справляться с проблемами. Рим сложился из шаек разноплеменных поселенцев, а в империю вырос благодаря способности втягивать в себя и перемалывать различные этносы (впрочем, по этой же причине Римская империя и погибла). Примерно таким же путем движутся ныне США. У китайцев культурная традиция скрепляла нацию в периоды бесконечных распадов государства и чужеземных завоеваний. Евреи две тысячи лет вообще обходились без собственного государства и единого языка, но сохранили национальный менталитет благодаря опоре на Библию. Наследственность, среда и пройденный путь — вот что в совокупности делает и отдельного человека, и нацию.

— Александр Сергеевич! Все, о чем вы пишете, относится к Западной Европе. А что же Восточная? Как будто ее и нет. Похоже, вы ее в полной мере к Европе не относите. То есть все сравнения России вы делаете по отношению только к Западной Европе. Может, нас можно отнести к Восточной Европе все же?

— Я действительно сравниваю Россию исключительно с Западной Европой, более того — в основном с протестантской ее частью, которую считаю сердцевиной современного Запада. Причина в том, что на пространстве «от Атлантики до Урала» существуют только две ярко выраженные цивилизации — западнохристианская и российская. Восточная же Европа веками играла роль межцивилизационного перекрестка.

Для того чтобы несколько народов слепились, склеились, сплавились в единую цивилизацию, их контакты друг с другом (мирные или немирные — не столь важно) на протяжении длительного времени должны быть намного более тесными, нежели с остальными, «внешними» народами. Такая ситуация существовала в V-XV веках в западной и восточной частях географической Европы, но не в ее центре.

В Средние века на Балканах существовала византийская цивилизация. Но большая часть Восточной Европы и тогда, и после падения Византии оставалась ареной борьбы за сферы влияния. Именно восточноевропейские народы, а не россияне, совмещают в себе, в разных пропорциях и сочетаниях, качества разных цивилизаций.

Границы между цивилизациями подвижны и не всегда поддаются однозначному определению. Болгария, к примеру, больше тяготела к Византии, позже к России. Чехия же находилась в сфере влияния Германской империи (некоторые утверждают, что чехи в трудных ситуациях совмещают немецкую любовь к пиву со славянской привычкой жаловаться на судьбу и начальство). Сербохорваты, говорящие на одном языке, под давлением внешних сил раскололись на католиков -хорватов, православных сербов и мусульман-боснийцев, что и привело к недавней кровавой драме.

Мы росли в мире, где существуют восточноевропейские государства, хотя бы формально независимые и от Запада, и от России. Но с точки зрения истории эти государства — почти однодневки. Еще в середине XIX века Восточная Европа была полностью поделена между тремя империями — Австро-Венгерской, Российской и Османской — и королевством Пруссия. Более-менее привычная для нас Восточная Европа — с Польшей, прибалтийскими республиками, Венгрией, Чехословакией — возникла лишь после Первой мировой войны, и в течение всего XX века новые государства оставались полем противоборства их великих соседей. Впрочем, цивилизационные проблемы существуют даже внутри той Европы, которую традиционно считают Западной. Южная часть Италии изначально развивалась под сильным влиянием Греции, позже — исламского мира; и сегодня на итальянском Севере многие видят перспективу в обособлении от слаборазвитого Юга.

Если бы восточноевропейские народы представляли собой особую цивилизацию, они, выйдя из-под влияния России (СССР), попытались бы создать собственные структуры наподобие Европейского союза. Вместо этого они дружно маршируют на Запад. Похоже, западноевропейская цивилизация разрастается в общеевропейскую. Граница между ней и цивилизацией российской устанавливается по Днепру, чем и вызваны текущие события на Украине. А вот подавляющее большинство белорусов, кажется, ощущают свою принадлежность к российской цивилизации.

Наибольший интерес представляет положение Греции и Турции — осколков Византии (а если заглянуть в историю глубже, то эгейского мира). Грецию на словах все признают частью Европы. Куда денешься — родина демократии! Но к Западной Европе она, безусловно, не относится: другой алфавит, другая религия, другие человеческие типы. Население Турции исповедует ислам. Однако эта страна, как и Россия, уже давно проводит реформы по западному образцу, и сейчас западническое течение в ней если не шире, то по крайней мере энергичнее, чем в России. Турция начинает переговоры о вступлении в Евросоюз, хотя многие турки этому не рады, а западноевропейцы считают Турцию более чуждой, чем Румынию или Словакию.

— Как вы считаете, выбор в пользу православия сыграл одну из ключевых ролей в том, что Россия не смогла стать частью единого европейского пространства? Ведь Римская католическая церковь во многом была той организацией, которая способствовала единению Европы?

— Римская церковь в самом деле выпестовала Западную Европу у себя на коленях. Потом Европа выросла, и ей стало тесно в пеленках — произошла Реформация.

На землях будущей России задолго до образования Киевской Руси образ жизни и государственность резко отличались от западноевропейских (этой теме посвящены мои статьи в «Науке и жизни»: «Дрейфующий континент» — №№ 6, 7, 2004 г., «Наперегонки с цивилизацией» — №№ 9, 10, 2004 г., «Русь и Европа: несостоявшаяся встреча» — № 11, 2005 г.). В православии русская элита обрела идейное обоснование этим различиям. Так что данный выбор стал скорее симптомом, чем причиной нашей нестыковки с Европой. Он не был единовременным актом: Русь подтверждала его неоднократно на протяжении тысячелетия, подтверждает и сегодня.

К 1054 году, когда церкви Рима и Константинополя окончательно разделились, связи Киева с Константинополем еще больше окрепли, а пропасть между Русью и Западной Европой увеличилась. Кельтско-германский Запад в это время завершал тысячелетний процесс освоения античной культуры и выходил на новый уровень развития. Именно со второй половины XI века изменения в Западной Европе приобретают взрывной характер: возрождается римское право, возникает поэзия трубадуров и вагантов, школяры кочуют из одного училища в другое; а в XII веке появляются университеты. И все это не имело никакого отношения к Руси. Чисто теоретически Киев мог в 1054 году встать на сторону Рима. Для этого требовалась «самая малость»: чтобы русские князья и высшие иерархи русской церкви, не имевшие никакого представления о европейских культуре и образе жизни, вдруг почувствовали тягу к ним. Если бы это произошло, Русь начала бы перенимать европейский опыт на шесть столетий раньше. Но было так, как было. Более того: когда в 1439 году константинопольская патриархия в надежде на помощь Запада против турок-османов заключила унию с Римом, окрепшая Москва отвернулась и от Константинополя. Понадобились еще два с половиной столетия и взрывная энергия Петра Великого, чтобы реформы наконец начались.

Петр, однако, не намеревался делать из России точное подобие Европы. Поэтому православную церковь он сохранил в неприкосновенности, но превратил в послушное орудие самодержавия.

— В свете фазового перехода цивилизации, открытого С. П. Капицей, все нации переплавятся в единый сияющий солнечный слиток после середины XXI века. В свете всех процессов глобализации и надо рассматривать все локальные процессы. Вы не находите?

— Ваш вопрос выходит за рамки объявленной темы. Наше будущее — гигантская проблема, обсуждать ее походя мне бы не хотелось. Скажу только, что происходящее сегодня напоминает две эпохи. Во-первых, падение Римской империи (мы на стороне «варваров», хотя и с «Римом» стараемся не поссориться). Во-вторых, VIII-X века, когда арабы захватили Испанию, воевали в Италии и во Франции. Отличие же в том, что в те времена Китай был изолирован на другом конце света. Теперь он рядом, и в случае падения «Рима» станет бесспорным мировым лидером. Что касается «солнечного слитка», то он если и появится, то скорее в XXXI веке, чем в XXI.

Источники:
  • http://fb.ru/article/297373/rossiya---aziya-ili-evropa-granitsa-mejdu-evropoy-i-aziey-v-rossii
  • http://www.syl.ru/article/323241/strana-rossiya---eto-evropa-ili-aziya
  • http://periskop.livejournal.com/1028953.html
  • http://www.nkj.ru/archive/articles/8050/