Меню Рубрики

Роль зрения и слуха в движениях и передвижениях человека

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Тема 4: « Какое значение имеют слух и зрение при выполнении движений»

Цель урока: рассказать о роли зрительного и слухового анализаторов при освоении и выполнении различных движений

Задачи урока: развивать двигательные навыки, фантазию, внимание.

Тип: обучающий, развивающий

Метод: игровой, соревновательный

Место: спортивный зал

Инвентарь: гимнастический мат,

Вводная часть: 13 мин

Построение, задачи урока, ТБ при занятиях в спортивном зале — 4 мин

Беседа-дискуссия о роли слуха и зрения при выполнении различных движений. Предлагается выполнить упражнение, закрыв глаза, только слыша задание учителя. Затем, выполнить движение только видя, что показывает учитель. Сравнить выполненные движения, работу анализаторов: слуха и зрения. Сделать вывод, что человеку необходимо видеть и слышать, чтобы правильно выполнять те или иные задания, движения.

— ходьба, следить за осанкой, работой рук, ног;

— бег медленный темп, корпус ровно, руки согнуты в локте, работают вдоль туловища, следим за дыханием;

— ходьба восстановление дыхания упр. «шарики» набираем воздух вдох руки через стороны вверх, спускаем воздух (выдох) руки плавно вниз.

-команда «налево, в колонну по четыре», размыкание

Комплекс упражнений стрейчинга №1. 6 мин

1.И.п. – о.с. 1-2-3 «растем» — подняться на носки руки вверх – тянемся. 4- и.п.

2. И.п.- о.с «ай-ай-ай» -1-2 медленные наклоны головы вправо-влево;

3. И.п.- о.с., руки вдоль туловища. 1-2-3 — обняли себя за плечи. Постояли в таком положении несколько сек.

4. И.п. – стойка ноги шире плеч, спина прямая, живот втянут. 1-2-3 – обе коленки повернули внутрь. Постояли в таком положении несколько сек. 4 – и.п.

5. И.п. – о.с. 1-2-3 – подняли левую ногу до уровня пояса, обхватили руками. Постояли в таком положении несколько сек. 4- и.п. 5-6-7- подняли правую ногу до уровня пояса, обхватили руками. Постоял в таком положении несколько сек. 8- и.п.

6. И.п. – сидя на полу, руки на поясе. 1-2-3 – наклон вперед, касание носков ног. Зафиксировать такое положение несколько сек. 4 – и.п.

7. И.п. – лежа на полу, ноги прямые, руки вдоль туловища. 1-2-3- поднимаем согнутые в коленях ноги к груди. Удерживаем такое положение несколько сек. 4 – и.п.

8. И.п. – лежа на полу, ноги прямые, руки за головой. 1-2-3 – постепенно поднимаем туловище к коленям. Задержаться в таком положении несколько сек. 4-5-6 постепенно возвращаем туловище в и.п.

9. И.п. — «шарики» — восстанавливаем дыхание

Данный комплекс упражнений представляет собой совершенно новый способ решения задач физического воспитания. Эти упражнения направлены на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата. Стрейчинг – это метод фиксированной растяжки. Комплексы упражнений в системе стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стрейчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.

Основная часть: 27 мин

комбинированная эстафета: 9 мин

из упора сидя кувырок вперед, в упор сидя

проползти на животе по лавочке, подтягиваясь руками, ноги согнуты в коленях

прыжок через лавочку — препятствие

бросок малого мяча в корзину, точность

прыжок через лавочку

бегом к следующему участнику, сам становится в конец колонны

Подведение итогов эстафеты.

Организационно-методические указания: неправильно выполненное задание + 1 штрафное очко. В четвертом задании, чем меньше попаданий, тем больше очков. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.

вспомнить сказки, герои которых помогали друг другу, например: «Бременские музыканты», «Теремок»

Статические упр. Вспомните лето. Мимика кто-то грустит, что оно закончилось, кто-то вспоминает радостные моменты (радость на лице, грусть).

Пришла зима пантомима. Как можно показать приход зимы. Мы замерзли, играем в снежки, катаемся на лыжах, коньках, ловим рыбу (зимняя рыбалка).

За столом. Прием пищи вкусной, невкусной. Кушаем арбуз

Загадка: кто утром на четырех, днем на двух, вечером на трех ногах (человек: младенец, взрослый, пожилой) дать задание трем учащимся выполнить пантомиму на загадку.

Ролевые упр. бабочка-кошка, надоедливый комар и грибник, лягушка плывет, встреча царевича и царевны возле дуба.

Заключительная часть: 5 мин

Игра «Что изменилось». Играющие сидят на скамейках. Водящий стоит с закрытыми глазами в 5-6 м. спиной к ним и медленно считает до пяти. В это время дети пересаживаются, меняются местами, принимают различные позы (наклоняют голову, сгибают ногу и т.д.). Закончив считать водящий поворачивается к играющим и старается запомнить расположение игроков и их позы. Затем снова поворачивается спиной к играющим. Сидящие игроки опять что-то изменяют . Повернувшись водящий старается определить происшедшие изменения. Если он заметил изменения, то садиться на скамейку – и назначается новый водящий.

Игра развивает внимание.

Игра позволяет с большей эффективностью реализовать принцип сопряженного воздействия, формировать практический интеллект, развивать коммуникативное поведение ребенка и благодаря эмоциональному воздействию способствует «снятию» неблагоприятных психических состояний.

подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.

В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим — вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы.

Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. – М.,2003.

Климанова Т.Г. Туризм на уроках с младшими школьниками III класс. – //Физическая культура в школе, 2008 №№ 3,4.

Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе. М., 2005.

Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1996.

Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей. – М., 2005

Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. – М., 1978

Шарбанова С.Б. А.И.Федоров Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках физкультуры.- М.,

Эффективность технико-тактических действий и их зависимость от хорошего периферического зрения волейболистов. Восприятие звуков различных частот. Точные и дифференцированные, пространственные, временные и мышечные восприятия при передвижении спортсменов.

Рубрика Спорт и туризм
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.03.2011
Размер файла 469,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство ЗОРФ государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования БМК

Тема: «Роль органов чувств в регуляции движений»

Дисциплина: Физическая культура с основами валеологии

Выполняли: студентк 5 курса, 512 гр,

Руководители: Панфилова Н.А.

г.Богородск, 2010 год

Волейбол — популярная игра во многих странах мира, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.

Основной частью игры являются строевые и порядковые упражнения, упражнения на внимание, различные способы ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов, имитационные упражнения отдельных приемов игры, подвижные игры, эстафеты.

Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости.

Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.

В своей работе мы и постараемся отразить роль органов чувств в регуляции движений.

Зрение — процесс, обеспечивающий восприятие света. Мы видим объекты потому, что они отражают свет. Цвета, которые мы различаем, определяются тем, какую часть видимого спектра отражает или поглощает предмет. Когда клетки сетчатки, колбочки и палочки, подвергаются воздействию света с длиной волны от 400 нм (фиолетового) до 750 нм (красного), в них происходит химическая реакция, вследствие которой возникает нервный сигнал. Этот сигнал достигает мозга и порождает в бодрствующем сознании ощущение света.

Глаз человека имеет сферическую форму, диаметр его около 25 мм. Стенка этой сферы (глазного яблока) состоит из трех основных оболочек: наружной, представленной склерой и роговицей; средней, сосудистого тракта, — собственно сосудистой оболочки и радужки; и внутренней — сетчатки. Глаз имеет вспомогательные структуры (придатки) — веки, слезные железы, а также мышцы, обеспечивающие его движения.

Наружная оболочка глаза обладает главным образом защитной функцией. Бoльшую часть этой оболочки составляет склера (от греч. sclзros — твердый). Она непрозрачна, белок глаза — ее видимая часть. В передней части глаза склера переходит в роговицу. Склера и роговица образованы соединительной тканью и содержат клетки и волокна. Роговица очень упруга и прозрачна, кровеносных сосудов в ней нет. Спереди ее покрывает плотно прилегающий гладкий эпителий, который является продолжением эпителия конъюнктивы, покрывающего белок глаза. Предполагают, что прозрачность роговицы связана с правильным расположением волокон, из которых она по большей части состоит. Эти волокна очень тонки, имеют практически одинаковый диаметр и расположены параллельно друг другу, образуя трехмерные решетчатые структуры. Прозрачность роговицы зависит также от степени ее увлажненности и присутствия слизи. Кривизна роговицы — основной фокусирующей ткани — влияет на остроту зрения: оно ухудшается, если радиус кривизны не везде одинаков.

Сосудистый тракт. Это средняя оболочка глазного яблока; она насыщена кровеносными сосудами, и ее главная функция питательная. В собственно сосудистой оболочке, в самом внутреннем ее слое, называемом хориокапиллярной пластинкой и расположенном вплотную к стекловидному слою (мембранам Бруха), находятся очень мелкие кровеносные сосуды, обеспечивающие питание зрительных клеток. Мембраны Бруха отделяют сосудистую оболочку от пигментного эпителия сетчатки. Сосудистая оболочка сильно пигментирована у всех людей, кроме альбиносов. Пигментация создает светонепроницаемость стенки глазного яблока и снижает отражение падающего света.

Спереди сосудистая оболочка составляет одно целое с радужкой, которая образует своего рода диафрагму, или шторку, и частично отделяет переднюю часть глазного яблока от значительно большей задней его части. Обе части соединяются через зрачок (отверстие в середине радужки), который выглядит как черное пятно.

Радужка (радужная оболочка) придает глазу окраску. Цвет глаз зависит от количества и распределения пигмента в радужке и строения ее поверхности. Голубой цвет глаз обусловлен черным пигментом, упакованным в гранулы. В очень темных глазах пигмент распределен по всему веществу радужки. Разное количество и распределение пигмента, а не его цвет определяют карий, серый или зеленый цвет глаз. Кроме пигмента радужка содержит много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок при аккомодации глаза к различной освещенности. Передний край сосудистой оболочки в том месте, где он прикрепляется к радужке, образует от 60 до 80 складок, расположенных радиально; их называют ресничными (цилиарными) отростками. Вместе с расположенными под ними ресничными (цилиарными) мышцами они составляют ресничное (цилиарное) тело. При сокращении ресничных мышц изменяется кривизна хрусталика, (делается более круглым), что улучшает фокусировку изображений близких предметов на светочувствительной сетчатке.

Хрусталик. Позади зрачка и радужки находится хрусталик, который представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, поддерживаемую многочисленными тонкими волокнами, прикрепленными близко к его экватору и к краям упомянутых выше ресничных отростков. Вещество хрусталика состоит из плотно сгруппированных прозрачных волокон. Кривизна поверхности хрусталика такова, что проходящий через него свет фокусируется на поверхности сетчатки. Хрусталик помещен в эластичную капсулу (сумку), которая позволяет ему при ослаблении напряжения поддерживающих волокон восстанавливать свою первоначальную форму. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, что снижает способность ясно видеть близкие объекты и, в частности, затрудняет чтение.

Передняя и задняя камеры. Пространство перед хрусталиком и местом его прикрепления к ресничному телу за радужкой называется задней камерой. Она соединяется с передней камерой, располагающейся между радужкой и роговицей. Оба этих пространства заполнены водянистой влагой — жидкостью, сходной по составу с плазмой крови, но содержащей очень мало белков и отличающейся более низкой и вариабельной концентрацией органических и минеральных веществ. Водянистая влага постоянно сменяется, но механизм ее образования и замены до сих пор точно неизвестен. Количество ее определяет внутриглазное давление и в норме постоянно. Местом образования водянистой влаги служат ресничные отростки, покрытые двойным слоем эпителиальных клеток. Проходя через зрачок, жидкость омывает хрусталик и радужку и меняет свой состав в ходе происходящего между ними обмена. Из передней камеры она проходит сквозь ячеистую ткань в месте соединения роговицы и радужки (называемом радужно-роговичным углом) и попадает в шлеммов канал — круговой сосуд в этой части глаза. Далее по сосудам, называемым водными венами, водянистая влага из этого канала попадает в вены наружной поверхности глаза. За хрусталиком, заполняя 4/5 объема глазного яблока, находится прозрачная масса — стекловидное тело. Оно образовано прозрачным коллоидным веществом, которое представляет собой сильно измененную соединительную ткань.

Сетчатка — внутренняя оболочка глаза, прилегающая к стекловидному телу. В ходе эмбрионального развития она формируется из отростка головного мозга и по существу является специализированной частью последнего. Это самая главная в функциональном отношении часть глаза, так как именно она воспринимает свет. Сетчатка состоит из двух основных слоев: тонкого пигментного слоя, обращенного к сосудистой оболочке, и высокочувствительного слоя нервной ткани, который, подобно чаше, окружает бoльшую часть стекловидного тела. Этот второй слой сложно организован (в виде нескольких слоев, или зон) и содержит фоторецепторные (зрительные) клетки (палочки и колбочки) и несколько типов нейронов с многочисленными отростками, связывающими их с фоторецепторными клетками и между собой; аксоны т.н. ганглиозных нейронов образуют зрительный нерв.

Место выхода нерва представляет собой слепую часть сетчатки — т.н. слепое пятно. На расстоянии около 4 мм от слепого пятна, т.е. очень близко к заднему полюсу глаза, имеется вдавление, называемое желтым пятном. Наиболее вдавленная центральная часть этого пятна — центральная ямка — является местом наиболее точной фокусировки световых лучей и наилучшего восприятия световых раздражений, т.е. это участок наилучшего видения. Палочки и колбочки, названные так по их характерной форме, расположены в слое, наиболее удаленном от хрусталика; их светочувствительные свободные концы вдаются в пигментный слой (т.е. направлены от света). У человека в сетчатке имеется ок. 6-7 млн. колбочек и 110-125 млн. палочек. Эти фоторецепторные клетки распределены неравномерно. Центральная ямка и желтое пятно содержат только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а палочек — возрастает. Периферическая часть сетчатки содержит исключительно палочки. Слепое пятно не содержит фоторецепторов. Колбочки обеспечивают дневное зрение и восприятие цвета; палочки — сумеречное, ночное зрение. Пигментный слой состоит из эпителиальных клеток с длинными отростками, заполненных черным пигментом — меланином. Эти отростки отделяют палочки и колбочки друг от друга, а содержащийся в них пигмент препятствует отражению света. Пигментный эпителий насыщен также витамином А и играет значительную роль в питании и поддержании активности фоторецепторов.

Читайте также:  Сушит глаз после операции по коррекции зрения

Эффективность технико_тактических действий в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением волейболистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем принимает его, одновременно распределяя свое внимание — определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды соперников. «Зоркий глаз» во время ходьбы или бега ориентация по зрительному сигналу.

Слух — способность воспринимать звуки. Слух зависит от: 1) уха — наружного, среднего и внутреннего, — которое воспринимает звуковые колебания; 2) слухового нерва, передающего полученные от уха сигналы; 3) определенных отделов головного мозга (слуховых центров), в которых импульсы, переданные слуховыми нервами, вызывают осознание исходных звуковых сигналов. Любой источник звука — струна скрипки, по которой провели смычком, столб воздуха, движущийся в органной трубе, или голосовые связки говорящего человека — вызывает колебания окружающего воздуха: сначала мгновенное сжатие, потом мгновенное разрежение. Другими словами, из каждого источника звука исходят серии чередующихся волн повышенного и пониженного давления, которые быстро распространяются в воздухе. Этот движущийся поток волн и образует звук, воспринимаемый органами слуха. Большинство звуков, с которыми мы сталкиваемся каждый день, довольно сложны. Они порождаются сложными колебательным движениями источника звука, создающими целый комплекс звуковых волн. В экспериментах по исследованию слуха стараются выбрать как можно более простые звуковые сигналы, чтобы легче было оценить результаты. Много усилий тратится на то, чтобы обеспечить простые периодические колебания источника звука (по типу маятника). Получающийся в результате поток звуковых волн одной частоты называется чистым тоном; он представляет собой регулярную, плавную смену высокого и низкого давления.

Границы слухового восприятия. Описанный «идеальный» источник звука можно заставить колебаться быстро или медленно. Это позволяет выяснить один из главных вопросов, возникающих при исследовании слуха, а именно какова минимальная и максимальная частота колебаний, воспринимаемых человеческим ухом как звук. Эксперименты показали следующее. Когда колебания совершаются очень медленно, реже 20 полных колебательных циклов в секунду (20 Гц), каждая звуковая волна слышится отдельно и не образует непрерывный тон. С увеличением частоты колебаний человек начинает слышать непрерывный низкий тон, похожий на звук самой низкой басовой трубы органа. По мере дальнейшего возрастания частоты воспринимаемый тон становится все выше; при частоте 1000 Гц он напоминает верхнее до у сопрано. Однако и эта нота все еще далека от верхней границы человеческого слуха. Только когда частота приближается примерно к 20 000 Гц, нормальное человеческое ухо постепенно перестает слышать. Чувствительность уха к звуковым колебаниям различных частот неодинакова. Оно особенно тонко реагирует на колебания средних частот (от 1000 до 4000 Гц). Здесь чувствительность так велика, что сколько-нибудь существенное ее увеличение оказалось бы неблагоприятным: одновременно воспринимался бы постоянный фоновый шум беспорядочного движения молекул воздуха. По мере уменьшения или увеличения частоты относительно среднего диапазона острота слуха постепенно снижается. По краям воспринимаемого диапазона частот звук, чтобы быть услышанным, должен быть очень сильным, настолько сильным, что иногда ощущается физически прежде, чем слышится.

Звук и его восприятие. Чистый тон имеет две независимых характеристики: 1) частоту и 2) силу, или интенсивность. Частота измеряется в герцах, т.е. определяется количеством полных колебательных циклов в секунду. Интенсивность измеряется величиной пульсирующего давления звуковых волн на любую встречную поверхность и обычно выражается в относительных, логарифмических единицах — децибелах (дБ). Необходимо помнить, что понятия частоты и интенсивности применимы только к звуку как внешнему физическому раздражителю; это т.н. акустические характеристики звука. Когда мы говорим о восприятии, т.е. о физиологическом процессе, звук оценивается как высокий или низкий, а его сила воспринимается как громкость. В целом, высота — субъективная характеристика звука — тесно связана с его частотой; звуки высокой частоты воспринимаются как высокие. Также, обобщая, можно сказать, что воспринимаемая громкость зависит от силы звука: более интенсивные звуки мы слышим как более громкие. Эти соотношения, однако, не являются неизменными и абсолютными, как часто считается. На восприятие высоты звука в некоторой степени влияет его сила, а на воспринимаемую громкость — частота. Таким образом, изменив частоту звука, можно избежать изменения воспринимаемой высоты, соответствующим образом варьируя его силу.

«Минимальная заметная разница». И с практической, и с теоретической точки зрения определение минимальной улавливаемой ухом разницы в частоте и силе звука — весьма важная проблема. Как надо изменить частоту и силу звуковых сигналов, чтобы слушающий это заметил? Выяснилось, что минимальная заметная разница определяется скорее относительным изменением характеристик звука, нежели абсолютными изменениями. Это касается и частоты, и силы звука.

Необходимое для различения относительное изменение частоты различно как для звуков разных частот, так и для звуков одной частоты, но разной силы. Можно сказать, однако, что приблизительно оно равно 0,5% в широком диапазоне частот от 1000 до 12 000 Гц. Этот процент (т.н. порог различения) несколько выше в области более высоких частот и значительно выше при более низких. Следовательно, ухо менее чувствительно к изменению частоты по краям диапазона частот, чем при средних значениях, и это часто замечают все, кто играет на рояле; интервал между двумя очень высокими или очень низкими нотами кажется меньше, чем у нот в среднем диапазоне.

Минимальная заметная разница в том, что касается силы звука, несколько другая. Для различения требуется довольно большое, около 10%, изменение давления звуковых волн (т.е. около 1 дБ), и эта величина относительно постоянна для звуков почти любой частоты и интенсивности. Однако, когда интенсивность раздражителя низка, минимальная заметная разница значительно увеличивается, особенно для тонов низких частот.

Обертоны в ухе. Характерное свойство почти любого источника звука — то, что он не только производит простые периодические колебания (чистый тон), но совершает и сложные колебательные движения, которые дают несколько чистых тонов одновременно. Обычно такой сложный тон состоит из гармонических рядов (гармоник), т.е. из самой низкой, основной, частоты плюс обертоны, частоты которых превосходят основную в целое число раз (2, 3, 4 и т.д.). Таким образом, объект, колеблющийся с основной частотой 500 Гц, может также производить обертоны 1000, 1500, 2000 Гц и т.д. Человеческое ухо в ответ на звуковой сигнал ведет себя сходным образом. Анатомические особенности уха обеспечивают много возможностей для превращения энергии входящего чистого тона, хотя бы частично, в обертоны. А значит, даже когда источник дает чистый тон, внимательный слушатель может услышать не только основной тон, но и едва воспринимаемые один или два обертона.

Взаимодействие двух тонов. Когда два чистых тона воспринимаются ухом одновременно, могут наблюдаться следующие варианты их совместного действия, зависящие от природы самих тонов. Они могут маскировать друг друга, взаимно уменьшая громкость. Это чаще всего происходит, когда тоны не сильно различаются по частоте. Два тона могут соединяться друг с другом. При этом мы слышим звуки, соответствующие либо разнице частот между ними, либо сумме их частот. Когда два тона очень близки по частоте, мы слышим единый тон, высота которого примерно соответствует данной частоте. Этот тон, однако, становится то громче, то тише, поскольку два слегка несовпадающих акустических сигнала непрерывно взаимодействуют, то усиливая, то гася друг друга.

Тембр. Объективно говоря, одни и те же сложные тоны могут различаться по степени сложности, т.е. по составу и интенсивности обертонов. Субъективной характеристикой восприятия, в целом отражающей особенность звука, является тембр. Таким образом, ощущения, вызванные сложным тоном, характеризуются не только определенной высотой и громкостью, но и тембром. Некоторые звуки кажутся богатыми и полными, другие — нет. Благодаря прежде всего различиям в тембре мы среди множества звуков узнаем голоса различных инструментов. Ноту ля, взятую на рояле, легко отличить от той же ноты, сыгранной на рожке. Если, однако, умудриться отфильтровать и заглушить обертоны каждого инструмента, эти ноты нельзя будет различить.

Локализация звуков. Человеческое ухо не только различает звуки и их источники; оба уха, работая вместе, способны довольно точно определять направление, откуда идет звук. Поскольку уши расположены с противоположных сторон головы, звуковые волны от источника звука достигают их не совсем одновременно и воздействуют с несколько разной силой. За счет минимальной разницы во времени и силе мозг довольно точно определяет направление источника звука. Если источник звука находится строго спереди, то мозг локализует его вдоль горизонтальной оси с точностью до нескольких градусов. Если источник смещен в одну из сторон, точность локализации чуть-чуть меньше. Отличить звук сзади от звука спереди, а также локализовать его вдоль вертикальной оси оказывается несколько труднее.

Шум часто описывают как атональный звук, т.е. состоящий из различных. не связанных между собою частот и потому не повторяющий достаточно последовательно такого чередования волн высокого и низкого давления, чтобы получалась какая-то определенная частота. Однако фактически почти любой «шум» имеет свою высоту, в чем нетрудно убедиться, слушая и сравнивая обычные шумы. С другой стороны, любой «тон» имеет элементы шероховатости. Поэтому различия между шумом и тоном трудно определить в этих терминах. В настоящее время наблюдается тенденция определять шум скорее психологически, чем акустически, называя шумом просто нежелательный звук. Уменьшение шума в этом смысле стало насущной современной проблемой. Хотя постоянный сильный шум, без сомнения, приводит к глухоте, а работа в условиях шума вызывает временный стресс, все же он оказывает, вероятно, менее длительный и сильный эффект, чем ему иногда приписывают.

Аномальный слух и слух животных. Естественным стимулом для человеческого уха является звук, распространяющийся в воздухе, однако на ухо можно воздействовать и другими способами. Всем, например, хорошо известно, что звук слышен под водой. Также, если приложить источник колебаний к костной части головы, за счет костной проводимости появляется ощущение звука. Это явление весьма полезно при некоторых формах глухоты: небольшой передатчик, приложенный непосредственно к сосцевидному отростку (части черепа, расположенной сразу за ухом), позволяет больному слышать звуки, усиливаемые передатчиком, через кости черепа за счет костной проводимости.

Конечно же, волейболист должен воспринимать звуки различных частот, обладать исключительным слухом.

Одно из важных особенностей двигательной деятельности волейболистов — это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия при передвижении.

Техника передвижений. Передвижения выполняются в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, волейболист должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения.

По степени сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую. Находясь в определенной стойке, волейболист иногда стоит неподвижно или же незначительно передвигается переступанием из стороны в сторону, перенося массу тела с одной ноги на другую. Исходя из предшествующего движения, стойки имеют некоторые особенности. Например, стойка игрока, готовящегося к выполнению подачи, отличается от стойки игрока, готовящегося к блокированию.

Ходьба выполняется обычным, двойным, пригибным и приставным шагом. Для бега характерны стартовые ускорения и резкие изменения направления с последующими остановками. Последний шаг при этом выполняется стопорящим движением. При приеме мяча, летящего несколько в стороне, волейболист может сделать выпад. Более быстрым способом передвижения на небольшое расстояние является скачок, который применяется в большей степени при защитных действиях.

Подачи. В волейболе применяются такие подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя прямая и боковая, верхняя прямая в прыжке.

Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу, при подачах очень важен орган зрения и слуха. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются

Степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча. Руки выносятся перед лицом, кисти рук оптимально напряжены. С приближением мяча игрок начинает встречное движение выпрямлением ног, туловища и рук. При выполнении ударного движения в момент соприкосновения с мячом пальцы рук сначала амортизируют встречный полет мяча, затем кисти и пальцы рук упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение. Указательные и средние пальцы являются основной ударной частью, безымянные и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук Передачи выполняется за счет разгибания рук в локтевых суставах и движения туловища назад-вверх, с одновременным прогибанием в грудной и поясничной частях позвоночного столба.

Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке.

Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений.

Значение мышечной релаксации

Расслабление (релаксация) мышц — это уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу. Каждой мышце, соединённой суставом, противостоит другая, прикреплённая к этому же суставу, но с другой его стороны и обеспечивающая движение некоторой части тела в другую сторону. Такие противоположно расположенные мышцы называются антагонистами. Почти каждая крупная мышца имеет своего антагониста.

Способность к самопроизвольному снижению избыточного напряжения во время мышечной деятельности или к релаксации мышц-антагонистов имеет большое значение в быту, труде, спорте, поскольку благодаря ей снимается или уменьшается физическое и психическое напряжение.

В силовых упражнениях ненужное напряжение мышц-антагонистов уменьшает величину внешне проявляемой силы. В упражнениях, требующих выносливости, оно приводит к излишней трате сил и к более быстрому утомлению. Но особенно мешает излишняя напряжённость скоростным движениям: она сильно снижает максимальную скорость.

Например, если волейболист не умеет расслаблять мышцы, не нужные для выполнения данного упражнения, результат становится ниже. Излишнюю скованность могут вызвать могут вызвать различные психологические факторы, такие как присутствие зрителей, незнакомая обстановка, субъективно-личностные причины и т.д. Между тем постоянная специальная работа, направленная на воспитание расслабленных, свободных движений всегда приводит к положительному результату. Следует знать и о том, что психическая напряжённость всегда сопровождается мышечной, но мышечная напряжённость может возникнуть и без психической.

Напряжённость. Мышечная напряжённость может проявляться в следующих формах:

Тоническая — повышенная напряжённость в мышцах в условиях покоя.

Скоростная — мышцы не успевают расслабляться при выполнении быстрых движений.

Координационная — мышца остаётся возбуждённой в фазе расслабления из-за несовершенной координации движений.

Чтобы овладеть расслаблением в каждом из этих случаев, необходимо освоить специальные методические приёмы.

Читайте также:  Предмет анатомия физиология и патология органов зрения слуха и речи

Преодолеть тоническую напряженность можно с помощью направленных упражнений на повышение эластических свойств мышц, т.е. на расслабление в покое и в виде свободных движений конечностями и туловищем (типа свободных махов и потряхиваний). Иногда тоническая напряжённость временно повышается в результате утомления от предшествующей нагрузки. В таких случаях полезны лёгкая разминка (до появления испарины), массаж, баня, плавание или купание в тёплой воде.

Справиться со скоростной напряжённостью можно, повысив скорость перехода мышц в состояние расслабления после быстрого сокращения. Но! Эта скорость обычно меньше, чем скорость перехода от расслабления к возбуждению. Именно поэтому при увеличении частоты движений рано или поздно (что лучше) наступает такой момент, когда мышца не успевает полностью расслабиться. Чтобы увеличить скорость расслабления мышц, используют упражнения, требующие быстрого чередования расслаблении и напряжений (повторные прыжки, бросание и ловля набивных мячей на сближённом расстоянии и т.п.).

Общую координационную напряжённость, свойственную начинающим разучивать движения и не занимавшимся физическими упражнениями, можно преодолеть, используя специальные приёмы. Так, например, обычная нацеленность начинающих на немедленный результат мешает борьбе с координационной напряжённостью.

Можно также использовать специальные упражнения на расслабление, чтобы правильно сформировать собственное ощущение, восприятие расслабленного состояния мышц; обучать произвольному расслаблению отдельных групп мышц. Это могут быть контрастные упражнения — например от напряжения сразу к расслаблению; сочетающие расслабление одних мышц с напряжением других. При этом надо соблюдать общее правило: выполняя одноразовые упражнения на расслабление, сочетать напряжение мышц с вдохом и задержкой дыхания, а расслабление — с активным выдохом.

Необходимо выполнять и частные рекомендации: следить за мимикой лица, на котором ярче всего выражается напряжение. При выполнении упражнения рекомендуется улыбаться, разговаривать, это способствует снятию излишнего напряжения. Чтобы преодолеть координационную напряжённость иногда полезно тренироваться в состоянии значительного утомления, которое заставляет концентрировать усилия лишь в необходимые моменты.

Итак, из всего, что было сказано выше следует вывод, что заниматься спортом необходимо систематизировано, при чём надо выбирать как саму систему тренировок, так и питание, для восстановления затраченной на упражнения энергии. Необходимо также учитывать и такой метод тренировок как мышечная релаксация, слуховые и зрительные тренировки, которые является сильнейшим инструментом в движении к поставленным целям.

Нагрузки разделяются на несколько типов. В основном деление идёт по количеству затраченной энергии на совершение упражнения и по интенсивности нагрузки. В различных соревнованиях, на разных дистанциях стоит применять разные мощности нагрузок для достижения высоких спортивных результатов.

роль орган чувство регуляция движение

1. Кузнецов А.К.. «Физическая культура в жизни общества». М.:1995 г.

2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. «Энциклопедия физической подготовки»

3. Пономарёв Н.И., А.В. Коробков «Физическое воспитание»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Совершенствование выполнения завершающего удара на основе количественной и качественной информации о направленности предварительных действий и надежности выполнения технико-тактических действий атакующего характера. Двигательные действия футболистов.

курсовая работа [24,3 K], добавлен 10.03.2012

Течение восстановительных процессов в организме спортсменов после выполнения разнохарактерных тренировочных нагрузок. Характеристика средств и методов восстановления спортивной работоспособности. Организация подготовки спортсменов-волейболистов.

дипломная работа [55,1 K], добавлен 22.09.2011

Характеристика соревновательной деятельности, контроль и оценка ее показателей. Влияние функциональных особенностей спортсменов-игровиков на параметры их соревновательной деятельности. Компоненты технико-тактических действий нападающих высокого класса.

курсовая работа [67,3 K], добавлен 13.09.2016

Значение периферического зрения при игре в баскетбол для достижения высоких спортивных результатов. Определение поля зрения у юных баскетболистов в 13-14 лет, установление его взаимосвязи с тактическим мышлением и овладении техникой во время игры.

дипломная работа [413,0 K], добавлен 11.04.2012

Понятие, принципы педагогического контроля, особенности и принципы его реализации в соревновательной деятельности спортсменов. Моделирование и модельные характеристики в гандболе. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки гандболистов.

дипломная работа [331,4 K], добавлен 22.06.2014

Общее представление о координационных способностях волейболистов — свойствах человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 28.02.2011

Основы физической, психологической и тактической подготовки спортсменов. Измерение психического состояния юных волейболистов путем анализа ситуативной тревожности и волевой саморегуляции. Формирование в тренировочном процессе моральных качеств игроков.

дипломная работа [86,3 K], добавлен 11.03.2012

Цели питания с биологической точки зрения. Анализ особенностей питания спортсменов. Режимы питания и тренировок в различных видах спорта. Основные требования к режиму и рациону питания в дни соревнований. Специальные пищевые добавки для спортсменов.

курсовая работа [42,8 K], добавлен 15.06.2015

Анализ соревновательной деятельности. Оценка технико-тактической деятельности. Изучение методик статистического анализа соревновательной деятельности в волейболе. Описание показателей соревновательной работы волейболистов Югорского колледжа-интерната.

дипломная работа [3,4 M], добавлен 27.10.2010

Методология изучения двигательных движений боксера. Общая характеристика двигательных движений. Классификация движений в боксе. Особенности двигательных движений на различных боевых дистанциях. Основа совершенствования техники.

дипломная работа [53,5 K], добавлен 26.07.2007

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 3 страница

Читайте также:

  1. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 1 страница
  2. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 2 страница
  3. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 3 страница
  4. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 4 страница
  5. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 5 страница
  6. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 6 страница
  7. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 7 страница
  8. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 8 страница
  9. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 1 страница
  10. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 10 страница
  11. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 11 страница
  12. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 12 страница

При развитии максимальной силы мышц применяют изометрические напряжения в 80—90 % от максимума про­должительностью 4-6 с и 100 % продолжительностью 1-2 с. Обычно в тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5— 6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин. После выполнения изометрических упражнений необхо­димо выполнить упражнения на расслабление.

5. Упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег про­тив ветра и т.д.).

6. Упражнения с использованием сопротивления упру­гих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

7. Упражнения с противодействием партнера.

По степени избирательности воздействия на мышеч­ные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/з мышц двигательного аппарата), региональные (с пре­имущественным воздействием примерно на 2/з мышечных групп) и тотальные или общего воздействия (с одновре­менным или последовательным активным функциониро­ванием всей скелетной мускулатуры).

Частота занятий силового направления должна быть не более трех раз в неделю.

1. Сколько насчитывается мышц у человека?

У человека насчитывается более 600 различных мышц. Они со­ставляют у мужчин 35—40 % всего тела (у спортсменов— 50 % и бо­лее), у женщин несколько меньше (28—32 %).

3. Каким образом можно изменять величину нагрузку при занятиях силовыми упражнениями?

Величину нагрузки изменяют в основном за счет количества повторений упражнения, увеличения или уменьшения отягощений на мышцы, темпа выполнения упражнения.

4. Перечислите виды спорта, требующие преимуществен­ного проявления силы.

Тяжелая атлетика, борьба, гребля академическая, гребля на бай­дарках и каноэ, легкоатлетические метания (ядро, диск, копье, мо­лот).

5. В каких видах спорта важна прежде всего абсолютная сила?

Тяжелая атлетика, борьба, легкоатлетические метания, гиревой спорт, силовая акробатика.

6. В каких видах спорта существенное значение имеет отно­сительная сила?

Спортивная гимнастика, акробатика.

Вопрос 11. Расскажите о физическом качестве «быстрота» и с помощью каких упражнений ее можно развивать.

Под быстротой понимают свойства человека, обеспечи­вающие ему возможность совершать движения (двигатель­ные действия) за минимально короткое время. Быстрота проявляется в скорости двигательной реакции (например реакция на команду «Марш!» в беге на 30 м с низкого стар­та) и скорости перемещения тела или его звеньев в прост­ранстве (например бег на дистанции 30, 60 м).

Существует два вида двигательной реакции: простая и сложная.

Простая двигательная реакция представляет собой ответ заранее известным движением на заранее известный сиг­нал (зрительный, слуховой, тактильный), например старт в беге на выстрел или команду. Для воспитания простой двигательной реакции необходимо заставить мышцы как можно быстрее начать движение после сигнала.

Сложная двигательная реакция делится на два вида:

— реакция на движущийся объект (например на полет мяча);

— реакция с выбором, связанная с необходимостью вы­бора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сме­ной ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.).

Развитие быстроты — это процесс повышения макси­мально возможной скорости сокращения мышц.

Наиболее благоприятным периодом для развития быст­роты как у мальчиков, так и у девочек является возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация ре­зультатов в показателях быстроты простой реакции и мак­симальной частоты движений.

Быстрота по сравнению с другими физическими качест­вами является самым трудно тренируемым качеством чело­века.

Для развития быстроты применяются упражнения, вы­полняемые с предельной либо близкой к предельной скоро­стью (т.е. специальные скоростные упражнения), а именно:

1. Упражнения, направленно воздействующие: а) на бы­строту двигательной реакции (например, старт в беге на ко­роткие дистанции из различных исходных положений по внезапно возникающему звуковому сигналу, изменение движения или остановка по сигналу); б) на скорость выпол­нения отдельных движений (например, заключительное движение рукой в метании малого мяча); в) на улучшение частоты движений (например бег под горку); г) на улучше­ние стартовой скорости (например бег на 10—15 м, старто­вые рывки во время медленного бега); д) на скоростную вы­носливость (например бег на 120—150 м).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воз­действия (например, спортивные и подвижные игры, эста­феты).

3. Скоростно-силовые упражнения, т.е. упражнения вы­полняемые в высоком темпе с небольшим отягощением (на­пример, движения руками с гантелями, как во время бега).

При выполнении скоростных упражнений необходимо соблюдение следующих правил: во-первых, по продолжи­тельности они должны быть кратковременными (опти­мальная продолжительность выполнения упражнения 8— 10 с, допустимая не более 20-22 с); во-вторых, скорость не должна превышать предельную; в третьих, интервалы отдыха между повторениями упражнения должны быть полными, т.е. такой продолжительности, чтобы занимаю­щийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости.

1. Какие виды спорта требуют преимущественного прояв­ления быстроты?

Бег на короткие дистанции (например 30, 60, 100, 200 м), эста­фетный бег 4(100 м, бег с барьерами на дистанции 100 м (женщины) и 110 м (мужчины), спортивные игры (баскетбол, гандбол, мини-фут­бол, футбол, хоккей), плавание 50 м вольным стилем и др.

2. Учащийся 11 класса пробежал 100 м за 14 с. Какова его максимальная скорость бега?

Максимальную скорость бега можно определить по формуле:

Вопрос 12. Расскажите о физическом качестве «гибкость» и с помощью каких упражнений ее можно развивать.

Под гибкостью понимают анатомо-морфологические свойства двигательного аппарата человека, позволяющие ему совершать движения с большой амплитудой.

Гибкость определяют следующие факторы:

1. Анатомическое строение и форма суставов и сочленя­ющихся поверхностей. Более глубокая суставная впадина ограничивает размах подвижности в данном сочленении. В связи с этим гибкость в значительной мере зависит от врожденных, наследственных особенностей, имеющих большие индивидуальные различия.

2. Эластичность мышечно-связочного аппарата, окру­жающего суставы. Эластичные свойства в определенной степени зависят от общего состояния центральной нерв­ной системы.* В частности, эмоциональность повышает эластичность, депрессия и пассивность, наоборот, снижа­ют эластичность связок и мышц. Аналогичным образом на мышечно-связочный аппарат действует температура. Ох­лажденные связки и мышцы теряют эластичность. Поэто­му, заниматься упражнениями на гибкость можно только предварительно хорошо размявшись, и разогревшись.

3. Силовая способность мышечной системы, в частнос­ти, сила мышц, производящих движение (синергисты), и степень расслабленности мышц-антагонистов. Излиш­нее напряжение мышц-антагонистов ограничивает размах движения. Поэтому совершенствование межмышечной координации в процессе занятий будет способствовать уве­личению гибкости.

В целом же значительная мышечная масса ограничива­ет проявление высокой гибкости. Отсюда занятия силовы­ми упражнениями целесообразно сочетать с выполнением упражнений на гибкость. В выигрыше при этом оказыва­ются оба физических качества: мышцы не закрепощаются, гибкость не уменьшается.

4. Возраст и пол человека. Естественным путем гиб­кость увеличивается в среднем до 10—12 лет, затем стабили­зируется и с 25—30 лет начинает постепенно снижаться. С 60-летнего возраста происходит ее заметное снижение. Оптимальным возрастом совершенствования гибкости яв­ляется период с 8 до 14 лет. С помощью систематических занятий ее можно увеличить на 30—40 %.

У женщин гибкость больше, чем у мужчин, примерно на 20-30 %.

5. Суточная периодика. Утром после сна гибкость ми­нимальна, днем она увеличивается и к вечеру вследствие общего утомления — снижается. Однако это не оказывает серьезного влияния на время занятий упражнениями в рас­тягивании. Их можно включать не только в основные днев­ные или вечерние занятия, но и в утреннюю гимнастику.

По признаку режима работы мышц различают динами­ческую и статическую гибкость. Динамическая гибкость проявляется в упражнениях динамического характера типа сгибаний-разгибаний.

Статическая гибкость имеет место в статических упраж­нениях (позах). Например, удержание ноги в положении «ласточки» или фиксация шпагата в гимнастике.

По признаку преимущественного проявления движу­щих сил выделяют активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость проявляется за счет собственных мы­шечных усилий человека (наклон вперед, назад, мах ногой и др.)

Пассивная гибкость реализуется в результате взаимодей­ствия мышечных усилий и внешних сил. Например, парт­нер помогает своему товарищу отвести руки до упора назад. Поэтому пассивная гибкость всегда больше активной. Раз­ница в этих формах гибкости является потенциальным резервом для развития активной гибкости. В результате прироста активной гибкости существующая разница уменьшается.

Основным средством развития гибкости являются уп­ражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растяги­вание. В практике широкое применение нашли три группы таких упражнений:

— динамические упражнения без отягощения (напри­мер, наклон туловища вперед, маховые движения ногой);

— динамические упражнения с отягощениями (например наклон вперед с удержанием штанги на плечах);

Упражнения с отягощениями позволяют выполнять движения с большей амплитудой, по сравнению с упраж­нениями без отягощения.

Статические упражнения также могут выполняться без отягощений и с отягощениями. Например, стоя на левой, поднять правую ногу вверх и зафиксировать в крайнем по­ложении. Это будет упражнение без отягощения. Зафиксированный «сед в шпагате» — это упражнение с отягощени­ем, так как отягощением здесь будет вес собственного тела.

В основе методики развития гибкости лежит много­кратное систематическое повторение разнообразных уп­ражнений на растягивание.

Критерием достаточности повторений в занятии явля­ется появление очень легкой боли в тех мышцах и связках, которые подвергаются растягиванию.

Приступать к упражнениям на гибкость можно только после хорошего предварительного разогревания тела, до­стигаемого выполнением общеразвивающих упражнений (разминка).

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендую! выполнять в такой последовательности: вначале упражне­ния для суставов верхних конечностей, затем — для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха и после занятия выполняют упражнения на расслабление.

Повторения растягивающих упражнений целесообраз­но проводить сериями, с небольшими интервалами отдыха.

Амплитуда должна постепенно возрастать и в рамках одной серии, и во всех последующих.

Если на следующий день после занятия на гибкость по­явились болевые ощущения, то это признак слишком боль­шой нагрузки. Возобновить занятия можно после исчезно­вения мышечных болей.

Для развития гибкости лучшие результаты достигаются при ежедневных занятиях. Трехразовые занятия позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в сус­тавах.

Читайте также:  Сообщение по биологии на тему зрение

1. Перечислите виды спорта, требующие преимуществен­ного проявления гибкости?

Спортивная гимнастика, акробатика, художественная гимнасти­ка, синхронное плавание, фигурное катание на коньках и др.

2. Что такое «стретчинг»?

Термин «стретчинг» происходит от английского слова 5(ге1сп1пд — натянуть, растягивать. Это система статических упражнений, разви­вающих гибкость и способствующих эластичности мышц. В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающий­ся принимает определенную позу и удерживает ее в течение 15-30 с и более, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

Вопрос 13. Расскажите о физическом качестве «выносливость» и с помощью каких упражнений ее можно развивать.

Выносливость — это способность противостоять физи­ческому утомлению в процессе мышечной деятельности, например длительно бежать без снижения скорости бега.

Мерилом выносливости является время, в течение ко­торого осуществляется мышечная деятельность определен­ного характера и интенсивности.

Выносливость в значительной мере определяет здоро­вье человека, его общую физическую работоспособность.

Развитие выносливости — это процесс повышения уров­ня работоспособности мышц, т.е. возможности максималь­но длительно напрягаться в статическом и сокращаться в динамическом режимах работы.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблю­дается с 14 до 20 лет.

Средствами развития выносливости являются упражне­ния, вызывающие максимальную производительность сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для развития выносливости применяйся самые раз­нообразные физические упражнения, которые можно вы­полнять относительно продолжительное время, например бег в равномерном темпе в течение 15—20 мин, бег по пе­ресеченной местности (кросс), передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и иг­ровые упражнения и др.

1. Перечислите виды спорта, требующие преимуществен­ного проявления выносливости?

Спортивная ходьба (5, 10, 20, 50 км), бег на средние (800 и 1500 м) и длинные (3000, 5000, 10000 м) дистанции, марафонский бег (42 км 195 м), плавание (400, 800 и 1500 м вольным стилем) лыжные гонки, конькобежный спорт и др.

Вопрос 14. Что понимается под тестированием физической подготовленности и с помощью каких тестов можно определить развитие силы, быстроты и выносливости?

Тест — это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В фи­зическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (двигательные задания), с помо­щью которых оценивают развитие физических качеств человека.

Тестирование — это процесс непосредственного выпол­нения тестов.

Полученное в ходе измерений числовое значение (на­пример выраженное в секундах, сантиметрах, метрах) яв­ляется результатом тестирования (теста).

Например, прыжок в длину с места — это тест; процеду­ра проведения прыжков в длину и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат теста.

Сроки тестирования согласуются со школьной про­граммой по физической культуре, которая предусматрива­ет обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно прово­дить во вторую-третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдет в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года.

На основе результатов тестирования можно:

— сравнивать физическую подготовку отдельных уча­щихся;

I — проводить спортивный отбор для занятий тем или ‘иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

— осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов;

— выявлять преимущества и недостатки применяемых средств (физических упражнений), методов обучения и форм организации занятий.

В табл. 2 приведены тесты, с помощью которых можно ‘определить развитие силы, быстроты и выносливости.

При проведении тестирования необходимо соблюдать ^следующие требования:

1) тест (контрольное упражнение) должен соответство­вать анатомо-физиологическим, половым, возрастным и функциональным возможностям занимающихся;

2) необходимо использовать простые по биомеханичес­кой структуре (координационной сложности) тесты;

3) перед выполнением тестов у занимающихся должна создаваться хорошая мотивационная установка (т.е. уста­новка на достижение максимального результата);

4) выполнение тестов надо проводить, когда организм не утомлен;

5) для комплексной оценки физической подготовлен­ности занимающихся необходимо проводить несколько тестов различной направленности (например, на силу быс­троту, выносливость и т.д.);

Тесты, с помощью которых можно определить развитие физических качеств занимающихся

Физические качества Тесты
Сила Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжи­мания), подтягивание на гимнастической пере­кладине, подъем переворотом на высокой пере­кладине, лазание по канату с помощью одних рук (ноги опущены), жим штанги лежа (на ска­мейке), приседание со штангой на плечах и др.
Быстрота Бег на 20 и 30 м с хода, бег на 30, 50, 60, 100 м (на скорость преодоления дистанции) с низ­кого и высокого старта, теппинг-тест (опреде­ление максимальной частоты движении кисти руки) и др.
Выносливость Бег на 600, 800, 1000 м (дети 7-10 лет), 2000 и (11-14 лет), 3000 м (15-18 лет), легкоатлетиче­ский кросс на 2 км (девушки) и 3 км (юноши), бег на лыжах на 3 км, 12-минутный беговой тест Купера, 6-минутный бег, удержание в висе на согнутых руках (силовая выносливость) и др.

6) тестирование необходимо проводить, соблюдая стан­дартность условий: температура воздуха, одинаковая (стан­дартная) разминка, исходные положения звеньев тела, по­рядок и методика измерений результатов, количество по­пыток и т.д.

Вопрос 15. Что понимается под двигательным опытом человека, его значение для освоения новых двигательных действий.

Под двигательным опытом понимают объем освоенных человеком двигательных действий и способов их ис­пользования. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двига­тельный опыт. Например, мастера спорта по гимнастике значительно точнее воспринимают характеристики движе­ний, чем гимнасты III разряда. Мастера спорта даже в не­тренированном состоянии точнее оценивают длительность и амплитуду движений, чем спортсмены III разряда, нахо­дящиеся в состоянии спортивной формы. Футболисты-разрядники имеют более развитое периферическое зрение, чем представители других видов спорта.

Двигательный опыт способствует более правильному выполнению различных физических упражнений, эконо­мичности движений и действий. Так, например, штангист никогда не станет «тянуть» вес путем разгибания спины, что часто наблюдается в быту, так как при этом создается колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски. Пра­вильный подъем веса всегда начинается с активного разги­бания ног путем напряжения крупной передней группы мышц бедра.

Другой пример. При прохождении лыжной дистанции дети младшего школьного возраста в основном используют попеременный двухшажный ход, в то время как старше­классники, обладая большим двигательным опытом, при­меняют различные способы передвижения с учетом релье­фа местности.

Большое значение играет двигательный опыт при освоении новых двигательных действий. Чем разнооб­разнее и богаче двигательный опыт, тем легче и быстрее осваиваются новые движения и действия. Так например, учащийся, владеющий техникой переката на спине в группировке, быстрее освоит кувырок вперед и кувырок назад.

В процессе обучения важно не только освоить двига­тельное действие, но и научиться его использовать раз­ными способами, в различных условиях, при решении раз­нообразных двигательных задач. Например ведение бас­кетбольного мяча правой и левой рукой, отталкивание в прыжках в длину с разбега правой и левой ногой, метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель пра­вой и левой рукой, бег по часовой и против часовой стрел­ки и т.д.

Вопрос 16. Расскажите об основных правилах самостоятельного освоения двигательных действий («от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному»).

Двигательное действие — это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с определенной целью. Самостоятельное правильное и быстрое освоение новых двигательных действий строится на основе следующих ме­тодических правил, известных из общей педагогики: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному».

Правило «от простого к сложному». Осваивать новые двигательные действия во многих случаях легче поэлемент­но (от частей к целому) или в порядке перехода от струк­турно менее сложных к более сложным. Например, сразу правильно освоить прыжок через гимнастического козла очень трудно. Поэтому сначала учатся правильно запрыгивать на гимнастический мостик и отталкиваться от него; затем запрыгивать на гимнастического козла и спрыгивать с него и лишь после этого обучаются прыжку в полной ко­ординации (в полном исполнении).

Понятия «простое» и «сложное» относительны и опре­деляются:

1) двигательным опытом ученика (то, что уже освоено, становится простым);

2) разработанностью методики обучения (например, хорошая система подводящих упражнений упрощает осво­ение двигательного действия).

Правило «от известного к неизвестному». Новые двига­тельные действия могут формироваться только при нали­чии достаточных ощущений, представлений, знаний, на­копленных прошлым опытом. Если впервые осваиваемое двигательное действие имеет элементы структурного сход­ства с ранее освоенным, то обучение протекает быстрее. Например, лазание по канату в два приема осваивается очень быстро, если учащийся владеет способом в три при­ема. Другой пример. При освоении бросков мяча в баскет­боле сначала занимающиеся учатся бросать мяч в кольцо определенным способом и с определенного расстояния, стоя на месте. Потом учатся выполнять этот бросок в прыж­ке, после ведения мяча, с разного расстояния. Затем только его применяют непосредственно во время игры, когда усло­вия постоянно изменяются и вместе с ними изменяются возможности точно осуществить бросок мяча в кольцо.

Правило «от освоенного к неосвоенному». Новое двига­тельное действие лучше изучать, если оно основывается на ранее хорошо освоенных движениях. Например, обучаться поворотам в движении сразу на гимнастическом бревне сложно и опасно. Поэтому сначала их разучивают на полу, затем выполняют на гимнастической скамейке, далее на низком гимнастическом бревне и лишь после этого перехо­дят на стандартное высокое гимнастическое бревно. Дру­гой пример. Если обучению метанию гранаты будет пред­шествовать освоение техники метания малого мяча, то процесс формирования первого двигательного действия (метание гранаты) значительно облегчится.

Физиологическое обоснование этому правилу находят в учении известного советского физиолога И.П. Павлова (1849-1936 гг.) об условных рефлексах, объясняя формиро­вание новых двигательных действий (умении и навыков) включением в них ранее сформированных двигательных стереотипов.

В целостном процессе обучения двигательным действи­ям все методические правила оказываются взаимосвязан­ными: выполнение (или невыполнение) одного правила может содействовать (или тормозить) выполнению другого.

Вопрос 17. Основные формы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки), что в них общего и чем они различаются?

Основными способами передвижения человека являют­ся ходьба, бег и прыжки.

Ходьба — это способ передвижения, в котором сохраня­ется постоянная опора о землю одной или двумя ногами.

В среднем человек ежедневно делает 1900 шагов. В среднем за всю свою жизнь человек проходит 150 ООО км, т.е. 3,5 ра­за обходит вокруг земного шара, ежегодно — 2 ООО км, а ежедневно — 5—6 км.

В зависимости от скорости различают следующие раз­новидности обычной ходьбы:

— очень медленная, от 60 до 70 шагов в 1 мин (от 2,5 до 3 км/ч);

— медленная, от 70 до 90 шагов в I мин (3—4 км/ч);

— средняя, от 90 до 120 шагов в 1 мин (4—5,6 км/ч);

— быстрая, от 120 до 140 шагов в 1 мин (от 5,6 до 6,4 км/ч);

— очень быстрая, свыше 140 шагов в 1 мин (свыше 6,4 км/ч).

С увеличением скорости ходьбы увеличивается длина и частота шагов, а время двухопорного периода уменьшается.

Кроме обычной ходьбы существует и спортивная ходь­ба. Для спортивной ходьбы характерны:

1) высокая скорость передвижения — 15 км/ч и более;

2) высокая частота движений (темп) — до 210 шагов в 1 мин;

3) длина шага 110—120 см (при обычной ходьбе 60-80 см);

4) выпрямленная опорная нога в момент вертикали;

5) активные движения согнутых рук в направлении впе­ред-назад.

При спортивной ходьбе вовлекается в работу около 56 % мышц одновременно.

Бег — это способ ускоренного передвижения, в кото­ром чередуются одноопорные и полетные фазы, т.е. опора одной ногой о землю чередуется с фазой полета (с безо­порной фазой).

Максимальная скорость бега может достигать 41 км/ч (у сильнейших бегунов мира на короткие дистанции).

Прыжки — это способ преодоления расстояния и пре­пятствий (вертикальных и горизонтальных) с помощью ак­центированной фазы полета1

В физической культуре и спорте прыжки — самостоя­тельное упражнение (например прыжки в длину или в вы­соту с разбега, прыжки с шестом, акробатические и гимна­стические прыжки, прыжки на лыжах с трамплина, прыж­ки в воду и др.) или элемент в упражнениях по какому-ли­бо виду спорта (например в фигурном катании на коньках).

В ходьбе и беге происходит постоянное повторение дви­жений (цикличность), а в прыжках нет.

Цикл ходьбы состоит из периода одиночной опоры, когда с поверхностью соприкасается только одна нога, и периода двойной опоры, когда вынесенная вперед нога уже касается опоры, а находящаяся сзади другая нога еще не отделилась от опоры.

Цикл бега состоит их двух периодов: одиночной опоры (когда с поверхностью соприкасается только одна нога) и полета (когда одна и другая нога не соприкасаются с опорой).

При ходьбе стопа в течение 0,6 с находится в контакте с опорой, а при беге со скоростью 12 км/ч всего 0,25 с.

Основное отличие ходьбы от бега и прыжков заключается в том, что в беге и прыжках есть фаза полета, а в ходьбе нет.

Между ходьбой, бегом и прыжками общее то, что их вы­полняют при вертикальном положении тела и при обяза­тельном отталкивании ногами от опоры. Скорость пере­движения и в ходьбе, и в беге прямо пропорциональна дли­не и частоте шагов.

Вопрос 18. Роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Зрение — восприятие организмом объектов внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучае­мого объектами света.

В физической культуре и спорте зрение помогает ори­ентироваться при выполнении физических упражнений, устранять допущенные ошибки при выполнении двига­тельных действий.

Бинокулярное или стереоскопическое зрение — это виде­ние двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространст­ве. Бинокулярное зрение позволяет оценивать в каждый момент взаимное перемещение объектов наблюдения, тра­екторию движения и представлять путь продолжения дви­жения.

Эта сложнейшая функция органа зрения помогает фут­болисту определить по полету мяча место в пространстве, куда нужно поместить ногу для остановки мяча или удара его с лета. Хоккеист ставит клюшку в точке, находящейся на траектории быстролетящей шайбы, и с точностью отра­жает шайбу. Нужно иметь в виду, что оценка траектории полета и ответные действия спортсмена осуществляются в доли секунды. Реакция игрока на пас, выбор вратарем правильной точки в воротах для принятия мяча или шайбы во многом зависит от остроты (качества) бинокулярного зрения спортсмена.

Слух — восприятие звуковых колебаний органами слу­ха. Благодаря органам слуха учащиеся на уроках физичес­кой культуры слышат команды, распоряжения и указания учителя, а спортсмены — замечания и методические указа­ния тренера, а также замечания судей.

При занятиях физической культурой и спортом важная роль принадлежит зрительному и слуховому анализаторам.

Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и ана­лиз величины, формы и цвета предметов, их взаимное рас­положение и расстояние между ними. Например, спортс­мен, выполняя те или иные технические приемы (напри­мер передачу мяча в волейболе, футболе, баскетболе и т.п.), регулирует свои движения и мышечные усилия с помощью Глазомера, оценивая расстояние до игрока, которому будет передан мяч, скорость его передвижения.

Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений, формирует слуховые ощущения. Например, в физической культуре и спорте для овладения ритмом движений, своевременностью приложения мы­шечных усилий применяют звуковые сигналы. Они помо­гают занимающемуся ориентироваться в пространстве, способствуют более правильному выполнению упражне­ния, помогают оценить собственные действия.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 2376 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
  • http://otherreferats.allbest.ru/sport/00119177_0.html
  • http://studopedia.su/14_118642_osnovi-znaniy-po-teorii-i-metodike-fizicheskoy-kulturi.html