Меню Рубрики

Рок опера иисус христос с точки зрения

«Иисус Христос – суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) – рок-оперу о Иисусе Христе, написали композитор Эндрю Ллойд Уэббер и поэт Тим Райс в 1970 году, исполнил музыкальный и творческий коллектив на Бродвее в 1971 году, экранизировал канадский режиссёр Норман Джиуисон в 1973, а первая постановка состоялась в России, когда поэзия была переведена на русский язык Виктором Поляком, и музыка исполненная коллективом ярославского городского рок-клуба в городе Рыбинске, на сцене Дома Культуры «Авиатор» в 1989 году, инициатором чего и музыкальным редактором постановки был Яков Казьянский, как и все участники постановки. Что оставило не только след в мировой культуре и искусстве, а, и в русской культуре и искусстве, как и в сердцах благодарных слушателей и верующих разных религий касающихся Иисуса Христа.

Сюжет [ править ]

Сюжет рок-оперы, мюзикла, экранизации, «Иисус Христос – суперзвезда» основан на библейском описании последних дней жизни Иисуса Христа, и рассмотрения этого авторами с точки зрения обычного человека, и в заключительном своём действии делается акцент, что Иисус Христос стал центральной фигурой для многих верующих, разных народов и даже разных религий, а слово «суперзвезда» означает Иисус Христос превыше всех земных владык и религиозных отцов. Так же рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» стала хитом всех ценителей рок-музыки, и не только по причине, что её исполняли высокие специалисты-музыканты и певцы, как Ян Гиллан, Риччи Блэкмор, Роджер Гловер из группы Deep Purple, как и другие певцы и музыканты; Виктор Брокс, Майк Д’Або, Пол Рэйвен, Мюррей Хэд, Брайн Кейз и Ивонн Эллиман, а потому, что это относилось и к христианской конфессии и выражало взгляды верующих любителей и ценителей музыки.

Сюжет не отступает от христианской конфессии до самого последнего слова Иисуса Христа, но композитор Эндрю Ллойд Уэббер и поэт Тим Райс закончили действием наполненным надежды для людей встретить Иисуса Христа, что выражает человеческий взгляд на происходящее в жизни и ожидаемое после смерти. Так же в мюзикле отражается негативное отношение людской толпы к святыням, когда в стенах храма идет торг, содержатся животные на продажу, и даже торгуют телами красотки, и Иисус Христос выражает своё негодование и разрушает торговые ряды, когда Иисус Христос изгоняет всю толпу их храма Господа Бога. Таким образом создатели выразили своё недовольство и отразили библейское повествование к происходящему безобразию, что и происходит в современное время, когда во многих священных местах властвует бизнес, похоть и кощунство, а не Господь Бог и чувство веры, и не понимая где проходит в этом граница.

Сюжет отмечает так же, что власть и деньги делает всё и всем заправляют, и даже в тот момент, когда решается судьба Иисуса Христа, священники подталкивают верующих осудить Иисуса на смерть, а Понтий Пилат видя бесчинство — умывает руки, отстраняется от приговора Иисусу Христу, и в чём возлагает ответ на Ирода и прочую власть. В сюжете Иуду загоняют к Кайяфе, и вручают деньги за помощь, но, когда Иуда понимает обман, он пытается вернуть кровавые деньги, но Иуде говорят, что сделка есть сделка и даже против совести, и выгоняют с позором, после чего Иуде не остаётся ничего, как только повеситься, при этом сожалея о содеянном.

Сюжет повествует об отношениях Иисуса Христа и апостола Петра, когда на слова верности Петра, Иисус Христос говорит, что не замедлит случиться, что Пётр трижды откажется от своих слов, как и происходит. И это происходит потому, что Иисус Христос велел Петру так поступить, чтобы спасти всех Апостолов и приверженцев, иначе, первосвященники и царедворцы Израиля продолжили бы казни всех сторонников Христа. Рим просто наблюдал расправу, ведь Понтий Пилат умыл руки, возложил всю ответственность на израильтян, и обеспечивал только безопасность и выполнение воли израильской власти и духовенства. Народ же либо безмолвствовал, либо содействовал всему бесчинству, и, так происходит повсеместно из-за человеческого страха перед властью, силой и духовенством, что выражается авторами рок-оперы.

Сюжет ещё повествует и о матери желающей лучшего для своего дитя, о Мариам и Марии, которые пытаются найти правду и милость для Иисуса Христа, сочувствия власти, силы и духовенства, но только страдают от безысходности положения и глухой стены непонимания толпы.

Историческая справка [ править ]

В Библии не отражено, что произошло после казни Иисуса Христа в Израиле, об этом даже в истории не говорится, никто и не говорил о таких массовых кровавых событиях, известно было только, что Понтия Пилата вызвали в Рим к Цезарю с докладом, а после с глаз долой. В документах Ватикана указывалось только, что Понтий Пилат прошел огнём и мечом по Израилю, и всех виновных призвал к ответу, за что был возведён в ранг святых, как и его жена. Но, что случилось точно, не было сказано ни слова. И только в XXI веке открылась вся история. Понтий Пилат всех израильских царедворцев и духовных лидеров в прямом смысле вырезал, как собак, и не оставил даже следа и памяти о последнем пристанище усопших убийц Иисуса Христа, что было скрыто тайной более 2 000 лет, и только современные археологические раскопки открыли всю мрачность тех событий.

Исполнители мюзикла [ править ]

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» была исполнена рок-музыкантами и певцами с мировым именем.

Исполнители песен [ править ]

Основные голоса рок-оперы:

  • Иисус Христос – Ян Гиллан
  • Иуда – Мюррей Хэд
  • Мария Магдалена – Ивонн Эллиман
  • Понтий Пилат – Барри Деннин
  • Кайяфа – Виктор Брокс
  • Симон – Джон Густафсон
  • Анна – Брайн Кейз
  • Ирод – Майк д’Або

Второстипенные голоса рок-оперы:

  • Аннэтт Брокс – Мариам
  • Пауль Равэн – первосвященник
  • Пэт Арнольд – голос толпы
  • Тони Эштон – голос толпы
  • Тим Райс – голос толпы
  • Питэр Барнфэзер – голос толпы
  • Мэдлайн Бэлл – голос толпы
  • Брайн Беннетт – голос толпы
  • Лесли Дункан – голос толпы
  • Кай Гарнер – голос толпы
  • Барбара Кэй – голос толпы
  • Нил Ланкастер – голос толпы
  • Алан О’Даффи – голос толпы
  • Тэрри Саундерс – голос толпы
  • Эндрю Ллойд Уэббер – голос толпы
  • Хор под управлением Джеоффрея Митчела
  • Детский хор под управлением Алана Доггетта спел в «Overture»
  • Певческий коллектив под управлением Джеймса Хорака спел в «Superstar»

Исполнители музыки [ править ]

  • Ричи Блэкмор – сологитара
  • Нил Хуббард – электрогитара
  • Генри МакГуллоуз – электрогитара, акустическая гитара
  • Крис Мэрсер – саксофон-тенор
  • Пэтер Робинсон – орган, электроорган, акустическое пианино, малый орган
  • Брюс Роулэнд – ударные и прочие ударные
  • Роджер Гловер – басгитара
  • Алан Спеннер – басгитара
  • Гарольд Беккетт – труба
  • Энтони Брук – фагот
  • Джеймс Броун – рожок
  • Джим Бак Сеньёр – рожок
  • Джим Бак младший – рожок
  • Джон Бардон – рожок
  • Джозеф Касталадини – фагот
  • Норман Кавэ – акустическое пианино
  • Джефф Клуни – басгитара
  • Киклони – саксофон
  • Лес Кондон – труба
  • Кит Кристи – тромбон
  • Алан Доггетт – главный дирижер, звуковой синтезатор
  • Ян Хамер – труба
  • Ян Херберт – кларнет
  • Клив Хикс – гитара
  • Карл Дженкинс – акустическое пианино
  • Франк Джонес – тромбон
  • Билл ЛеСадж – ударные
  • Джон Маршалл – ударные
  • Эндрю МакГавейн – рожок
  • Энтони Мур – тромбон
  • Дуглас Мур – рожок
  • Питер Морган – басгитара
  • Крис Спединг – гитара
  • Луис Стюарт – гитара
  • Крис Тэйлор – флейта
  • Стив Вэйгхан – гитара
  • Майк Вискерс – звуковой синтезатор
  • Брайн Уоррен – флейта
  • Мик Уовер – акустическое пианино и орган
  • Эндрю Лойд Уэббер – акустическое пианино, орган, звуковой синтезатор
  • Алан Вейгхолл – басгитара
  • Кенни Вилер – труба
  • Струнный ансамбль города Лондона

Звукорежиссёр: Алан О’Даффи

Актеры в экранизации [ править ]

Экранизация мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда» была сделана канадским режиссёром Норманом Джиуисоном, и вышла на экраны в 1973 году.

Исполнители главных ролей:

  • Иисус Христос – Тед Нилей
  • Иуда – Карл Андерсон
  • Мария Магдалена – Ивонн Эллиман
  • Понтий Пилат – Барри Деннин
  • Кайяфа – Боб Бингхам
  • Симон – Ларри Маршалл
  • Анна – Курт Ягжян
  • Ирод – Джош Мостел
  • Иоанн – Ричард Орбач
  • Иаков – Роберт ЛуПоне

Особенность экранизации [ править ]

Экранизация рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» выражена симбиозом прошлых времён и современности, в особенности одежды и оружия. С костюмами и оружием можно понять одно, что режиссёр Норман Джиуисон провел параллель не только соприкосновения времён, но, и сделал акцент на основные военные конфликты прошлого и XX века, такие, как войны древности, Первая Мировая Война, Вторая Мировая Война, и новейшие военные конфликты. Что негласно выражает антивоенный протест и даже борьбу за мир, как и протест против власти денег, богохульства и похоти в современном мире.

Аудиозаписи рок-оперы в СССР [ править ]

Аудиозаписи рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в СССР появились спустя только 4 — 7 лет после создания мюзикла, в период 1975-1978 годов. Естественно, что от КГБ поступало указание силам МВД; изымать аудиозаписи «Иисус Христос – суперзвезда», как религиозную пропаганду и пропаганду иностранной субкультуры. Аудиозаписи «Иисус Христос – суперзвезда» очень ценились русскими рок-музыкантами, и не было настоящих рок-музыкантов не слушавших «Иисус Христос – суперзвезда» в те времена, что и влияло на становление рок-музыки в СССР. И только в коммунистической России духовно развитые и высокой воли люди в 70-х могли позволить себе слушать рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда».

Рок-опера выпускалась альбомом из двух грампластинок, с записью сделанной Olympic Studios в городе Лондоне.

2 «Heaven on Their Minds» (4:23)

3 «What’s the Buzz/Strange Thing Mystifying» (4:13)

4 «Everything’s Alright» (4:36)

5 «This Jesus Must Die» (5:11)

2 «Simon Zealotes/Poor Jerusalem» (4:49)

3 «Pilate’s Dream» (1:28)

4 «The Temple» (4:43)

5 «Everything’s Alright (reprise)» (0:34)

6 «I Don’t Know How to Love Him» (3:41)

7 «Damned for All Time/Blood Money» (4:36)

1 «The Last Supper» (7:10)

2 «Gethsemane (I Only Want to Say)» (5:33)

3 «The Arrest» (3:24)

4 «Peter’s Denial» (1:27)

5 «Pilate and Christ» (2:46)

6 «Herod’s Song (Try It and See)» (3:02)

1 «Judas’ Death» (4:17)

2 «Trial Before Pilate (Including the 39 Lashes)» (5:13)

3 «Superstar» (4:16)

4 «The Crucifixion» (4:04)

5 «John Nineteen: Forty-One» (2:10)

Просмотр на экранах СССР [ править ]

Видеозаписи «Иисус Христос – суперзвезда» в СССР появились только спустя 15 лет после экранизации, и только с падением железного занавеса, и перед распадом СССР, и во время развала силовых структур СССР, а до 1989 года, видеозаписи «Иисус Христос – суперзвезда» подлежали изъятию силами МВД. Каждый образованный человек России в то время помнит появление зарубежной видеопродукции и зарубежной электроники для показа видеокассет. Это повлияло таким образом на русских рок-музыкантов и ценителей рок-музыки, что мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» был поставлен на русском языке. Такое могло означать только одно, что Россия присоединилась к мировой религии, культуре и искусству.

Русская версия мюзикла [ править ]

Русская версия первой постановки рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» состоялась в городе Рыбинске, на сцене Дома Культуры «Авиатор» в 1989 году.

Исполнители песен [ править ]

Исполнители первого плана:

  • Иисус Христос — Игорь Сорокин
  • Иуда — Кирилл Ставриев
  • Мария Магдалена — Лидия Хомутова
  • Понтий Пилат — Евгений Гарцев и Вадим Буликов
  • Кайяфа — Валерий Таратин
  • Священник — Александр Комаров

Исполнители второго плана:

  • Хоровая студия «Алые паруса» под руководством Натальи Ивановны Можухиной

Музыканты [ править ]

Музыку сыграли рок-группа «Предисловие» и неформальная труппа «Музыкальный павильон».

Критика мюзикла [ править ]

Авторы рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» не ожидали такого грандиозного успеха. Критики не восприняли мюзикл. Журналисты музыкальных изданий, представители деловых журналов, обозреватели престижных оперных журналов, авторы дамских журналов, все были в восторге. Через две недели после премьеры «Иисус Христос – Суперзвезда» лидировал сразу в трех чартах. А, за 40 с лишним лет существования рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» постановки шоу прошли на сценах 17-ти стран мира, что говорит о высокой оценке зрителей. А, о критиках уже никто уже и не помнит, или их игнорируют.

Читайте также:  Медицинская таблица для проверки зрения для детей

Попытки запрета мюзикла [ править ]

Как аудиозаписи, как видеозаписи, как и постановку «Иисус Христос – суперзвезда» при определенной власти, политической ситуации, направлению в политике и под руководством политических сил, часто пытались запретить мотивируя гражданской позицией или чувствами верующих, а на самом деле это происходит с ведома и по наущению политиканов, которые платят и заказывают музыку, что косвенно отражено в сюжете рок-оперы. И сегодня такое происходит в России, в городе Омске, когда политиканы руководствуясь мотивом оскорбления или ущемления чувства верующих действиями некого общественного объединения, пытались в 2012 — 2015 годах и пытаются запретить в 2016 году сугубо религиозную вещь, чтобы создать пустоту в духовном мире верующих и граждан России. Ведь рок-опера негласно призывает отстаивать свою точку, чем и велик Русский Народ, а не, как говорится языком группы Pink Floyd: «Тихо по-английски сдыхать. » А, прямо говоря; Сначала лишат искусства касающееся Иисуса Христа, а потом сделают безропотным и бездуховным стадом, чтобы не могли русские люди и православные нести свой крест и во имя Христа.

Стоит заметить, что действие в мюзикле «Иисус Христос – суперзвезда» разворачивается на Синайском полуострове, где нынче происходит геноцид иракского, ливийского и сирийского народов, и мюзикл вызывает негодование к этому геноциду, что этот геноцид даже против воли Господа Бога, и рок-музыка в этом выступает, как сфера протеста против всего античеловечного. А, такое американским спецслужбам словно кость в горле, вот и изыскивают ликвидацию этого в русском народе, который освобождает иракский, ливанский и сирийские народы от геноцида, и путем убийства басурманов прикрывающихся «религиозным» щитом мусульманства или Ислама, как родственной религии христианству. Много институтов ЦРУ работает в сферах искусства, истории, политики, информации, религии, устоев, культур и традиций, чтобы разложить кому-нибудь в этом фундамент и развалить государство, руками проразведовательных и подопечных общественных ячеек выполняющих проплаченный политический заказ.

Понятно, что такую хитрость иностранных спецслужб с мюзиклом «Иисус Христос – суперзвезда» не разобрать духовенству и власти России. Запретить они не запрещают показ мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда». Как и не запрещают протесты под руководством иностранных спецслужб относительно мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», как и проплаченные провокации байкотирующих элементов, но, подлость не знает границ ссылаясь даже на чувство верующих, и это надо искоренять русскому и православному люду. И естественно, что духовенство, власть и народ России не разберётся в перипетиях и дефинициях организованных иностранными спецслужбами, как в сфере культуры и традиций, так и в политической и международной, когда происходят провокационные высказывания; об отмене бессмертного полка, о памяти и о победе русского народа во Второй Мировой Войне, о выдуманных российских хакерских атаках на почту Хиллари Клинтон, о «воинствующей» России и «военной угрозе» России безопасности и народам всего мирового сообщества, в очернении и забвении истории России, и, о «засилье» русского стандарта в международном праве и обществе. И почему-то «ущемленные верующие», которые шабашем галдят вокруг искусства освещающего жизнь Иисуса Христа, не выражают недовольство правительствам стран, которые благословили геноцид христиан и мусульман в Ираке, Ливии и Сирии.

Использование музыки в советском союзе [ править ]

В оригинальном и музыкальном мультфильме «Пиф-паф, ой-ой-ой!» 1980 года создания, используется музыка из мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда» и исполняется перепевка на русском языке. Понятно, что знающие это рок-музыканты берут на вооружение слова:

Естественно и музыка звучала в этот момент из мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», что несведущая цензура не заметила, а даже приветствовала такое под соусом, как борьба против рок-музыки.

Использование музыки в мировой культуре [ править ]

Оркестр под управлением Генри Манчини — это всегда стиль, вкус, безупречность, изюминка, свежесть, которые подходят под любое настроение и любое состояние, составил и сыграл попурри на тему «Иисус Христос – суперзвезда».

Эпилог [ править ]

Что можно сказать в заключении? Ответ высказан давно, вопросами 12-ти Апостолов и ответами Иисуса Христа, что осветили композитор Эндрю Ллойд Уэббер и поэт Тим Райс, и личным переводом выскажу слова знаменитых людей:

Что плохо или что хорошо — рассудит жизнь, а, кто грешен чем-то, кто не понимает в деле, кто не укажет истинный путь, кто не знает точного итога и решения, они не могут даже кинуть камень, и призваны исчезнуть с глаз долой со своими домыслами, как говорил Иисус Христос.

Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда»)

«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1: 7-11).

Читая в СМИ о новых скандалах и высказываний известных людей по поводу старой рок-оперы про «супер-звезду», не могу молчать. Поэтому, немного переделав статью почти 5-летней давности, попросил РНЛ опубликовать ее.

В Белоруссию эту оперу хотели привезти Великим Постом в 2012г., но, слава Богу, по обращениям верующих при поддержке архиереев власти отменили гастроли.

Сейчас многие говорят о том, что эта опера уже 30 лет имеет большой успех по всему миру, является «классикой» и некоторых людей привела к Богу. Что опера имеет большую популярность, неудивительно — мир во зле лежит, — а она появилась и стала знаменитой на Западе во времена нравственной революции, расцвета «секса, наркотиков и рок-н-ролла» и ломки традиционной морали. Может быть, в те времена, когда в Советском Союзе о Христе большинству людей мало что было известно, англоязычность оперы и толкнула кого-то из русских неформалов для понимания текста песен открыть Евангелие, но это — Божий Промысел, Господь зло одних использует во благо другим. Сейчас нехристианский текст мюзикла, предлагаемый питерским театром, не скрыт англоязычностью, к сожалению, он русский.

(Далее используется текст обращения белорусских верующих к священноначалию и к властям 2012г.).

Антихристианский взгляд на евангельскую историю, который явно прослеживается в опере, автор либретто Тим Райс не скрывал в своих интервью: «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» говорил Тим Райс в интервью Time, 9 ноября 1970 года.

Другие его слова: «. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым».

Но открытым вопрос не остается, т.к. антихристианство проходит красной линией через всю его оперу. Здесь Иисус Христос, хотя и поверил толпе о своей божественности, прямым текстом говорит, что он не понимает, зачем Бог-Отец посылает его на смерть; Иисус просит объяснить ему причину, по которой Бог-Отец хочет, чтобы он умер, упрекает Отца в том, что Он слишком увлечён кровавыми деталями его казни и мало заботится об обосновании её необходимости. Иисус сильно эмоционален, чувствителен и, как оказывается, не понимает цель собственной жертвы.

В оригинальном варианте опера заканчивается не воскресением Иисуса Христа, а его смертью.

Т.е. Тим Райс, считал, что Церковь для своих целей из простого человека сделала божество. Церковь сравнивается с шоу-бизнесом. Понятно, что и название оперы — это кощунственный антихристианский сарказм!

А как превознесен в опере Иуда! Он выступает там в качестве идейного человека, который заботится о своем народе, он производит впечатление рациональной и последовательной личности. Иуда неустанно критикует Иисуса за то, что Он позволил событиям выйти из-под контроля, пошёл на поводу у толпы, позволил поверить себе в свое божество. На предательство он решается для того, чтобы предотвратить катастрофу — бунт против римлян и последующее кровопролитие. При этом Иуда не скрывает своих намерений. Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой («Зачем ты избрал меня для своего кровавого преступления?»).

Из этого видно, что автор оперы ужасно искажает Евангельские образы, он сочувствует и даже оправдывает Иуду: «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», — говорил Тим Райс в интервью журналу «Лайф».

В свое время этот мюзикл и интервью авторов вызвали негативную реакцию многих религиозных деятелей. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа, — пишет представитель баптистской церкви Э.Л.Бинум (Tabernacle Baptist Church). — Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».

А вот слова об этой опере известного богослова А.И.Осипова: «. я пришел в ужас, какую карикатуру Христа нам предлагают! Какая насмешка над Евангельским словом!» (ТК «Союз», 2009-09-10).

О питерском варианте оперы, яко бы, более приближенному к Евангелию, на сайте театра-постановщика http://rock-opera.ru написано: «Сценическая редакция произведения отличается от традиционного прочтения рок-оперы, она ближе к Священному Писанию. Отчасти это обусловлено тем, что спектакль с самого начала выпускался под покровительством Православной Церкви, а отчасти и особенностью перевода, ведь несмотря на абсолютную эквиритмичность и, большей частью, полное совпадение русского и оригинального текстов, многие обороты в нём взяты из Евангелия почти дословно! Родившийся из сочетания, казалось бы, не сочетающихся жанров спектакль поражает силой воздействия — нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра «Рок-опера», приходят в Церковь. По воспоминаниям, посмотрев премьеру спектакля, один священнослужитель в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: «Мы не можем заставить молодёжь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!»

Но прочитав на том же сайте либретто оперы, понимаешь, что эта рецензия — лишь рекламный ход, и ни один православный священник, зная текст мюзикла, никогда не даст на это благословения (в чем белорусы убедились, ознакомив священство с текстом, а так же получив на свое письмо в Патриархию ответ из Патриаршего Совета по культуре со словами «не подлежит сомнению кощунственность рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» с точки зрения православного христианина». Кроме того, когда питерских постановщиков спросили, кто конкретно их благословлял, были названы имена . уже умерших священников).

Вот некоторые моменты из питерского либретто: (Джизус — Иисус, Джудас — Иуда).

1) ТОЛПА: Осанна, суперстар! Осанна, суперстар! (и это вместо «Благословен Грядый во Имя Господне»)

ДЖИЗУС: Пойте хвалу, но не одному! Славьте не меня — себя самих! Любой из вас блажен, любой достоин Царства. (но «много званых, а мало избранных» — не раз говорится в Евангелии)

2) ТОЛПА: Значит, жизнь твоя здесь кипит! Есть товар на всякий вкус! Подходи и выбирай, Что угодно для души! Хочешь — в ад, а хочешь — в рай! (это сарказм над Церковью, вышедший из высмеивания католической индульгенции)

Читайте также:  Детский сад с психологической точки зрения

3) МАРИЯ: Разве мало было у тебя таких, как он, мужчин? Ещё один! Я бешусь с тоски, я хочу понять, Как ему внушить, чем его пронять? Вот до чего я дожила! Хороши дела! Разве это не забавно, а уж мне и подавно! Никогда я не была Из тех дурёх, кого врасплох захватывает страсть. Ну и напасть! Вот до чего я дожила! Хороши дела! Я ждать его не смею — и дрожу, и немею. А вдруг, и он, как я, влюблён. Опять беда! Как быть тогда? Не знаю ничего! Я жду его. Хочу его. Люблю его. (комментарии излишни!)

4) ДЖУДАС: Я вам хочу сказать, но вы должны учесть: Ныне мною движет не корысть, не месть! Я трижды передумал, выбирая путь! Хоть гнусен этот шаг, но я решил шагнуть! Клянусь, что я награды и не думал ждать! Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!» Я к вам пришел, желая прекратить разброд. Джизус не способен удержать народ! Я знаю, это Джизус понимая сам, На моём бы месте сам явился к вам! Клянусь, что я награды и не думал ждать! Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!» Анна, я уверен, ты меня поймёшь! Ты, Каиафа, знаешь, где гнездится ложь! Кто они, пророки? Кто враги страны? Горьки иные средства, однако нужны! Клянусь, что я награды и не думал ждать Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!»

ДЖУДАС: Он будет в ночь на пятницу один, Вдали от толп, в долине Гефсиманской. ХОР: Браво, Джудас! Честный Джудас! (во всей партии №12 Иуда прямо национальный герой, бескорыстный патриот- полная противоположность Библии! Наверное, это похоже на «Евангелие от Иуды»)

5) Тайная вечеря. АПОСТОЛЫ: Все мои тревоги и печали Тонут в этом омуте вина. Всё, что было смутно для меня вначале, Стало ясно. Жизнь прекрасна! Пей до дна! Я давно в апостолы стремился, Рвение старался показать. Этак или так — своего добился, Будет что в мемуарах написать. ДЖИЗУС: Пусть так. Они уже готовы меня похоронить. Им будет сладко кровь мою цедя. Им будет сладко плоть мою вкушая. Пусть так. Вкушайте плоть мою! Цедите кровь мою! Но если б вы могли тогда вспоминать меня! Нет, видно я спятил! Душу на вас тратил! Все вы скверней, чем толпа! Что за пустые лица! В них не отразится Ни смерть моя, ни судьба! Кто-то отречется, кто-то меня выдаст! (Ужас! вся Тайная Вечеря — Великая первая Евхаристия — сведена лишь до попойки, ссоры и предательства).

6) Молитва в Гефсиманском саду. ДЖИЗУС: И для чего я должен жизнь отдать? Для чего я должен жизнь отдать? Я должен знать, я должен знать, Господь, Должен знать, я должен знать, Господь, За что умру. Что за польза миру, если буду я убит? Пусть твой всемогущий ум мне это объяснит! Почему ты хочешь смерти сыну твоему? Ты нас учишь, как и что, ответь же, почему? За что умру? За что я умру? (полная противоположность Библии — Господь, как Бог, с самого начала знал для чего Он на земле, и знал, почему это надо сделать — гл. 16 и 17 Евангелия от Иоанна)

7) ДЖУДАС: Я лгать ему не смею, а любить не умею! И за что? Ведь он — не Бог, Не царь земной! Он — человек! Такой, как все вокруг! С чего ж испуг? Если он умрёт, он простит меня? Сможет? Сможет или нет полюбить меня?

Господь, зачем ты избрал меня? Зачем закопал в эту грязь? Ты ведь всё это знал! Ты всё знал! Ты знал!! Ты убил меня! Ты убил! Ты убил меня! ХОР: Бедный Джудас! Бедный Джудас! Бедный Джудас!

8) ПИЛАТ: Ты всё же царь? ДЖИЗУС: Не я, а ты сказал. Я на земле лишь истину искал (в Евангелии Господь учил, что на земле не может быть истины, но Сам Христос и есть Истина, сшедшая с небес).

Видно, что из мюзикла течет та ересь, которую изначально вложил в него автор Тим Райс.

У нас в городе в интернет-афише об этой опере было написано: «Практически полное отсутствие декораций и аскетичность костюмов сосредотачивают внимание зрителя на главном — столкновении сильных характеров Иисуса и Иуды, индивидуальностях, из которых на первый взгляд состоит безликая толпа!» Эта идея авторов оперы превышает всякую меру — Евангельская история спасения Богом рода человеческого от вечной смерти искажена до крайности — до «столкновении сильных характеров Иисуса и Иуды». Каково?!

Кроме того, в православной традиции, если и создаются драматические произведения на евангельские темы, то о Господе и Божьей Матери дозволительно только говорить, не делая Их персонажами пьесы, так как театральные и кинематографические «образы Христа» размывают, искажают и подменяют подлинный лик.

А по всему городу расклеиваются афиши с фотографией артиста, и написано «Иисус Христос — суперзвезда». Это уже недопустимый момент. Этот артист не Иисус Христос, как бы ни старался он Его «суперзвездно» изобразить.

То, к чему Церковь относится с великим почтением и благоговением, нам пытаются дать в еретическом и в каком-то бродвейском варианте: вместо Господа Бога Иисуса Христа — немощный человек; вместо предателя Иуды — патриот и «самый мыслящий из апостолов»; вместо святых икон — афиши с фотографией лже-Христа, где написано Имя Сына Божия с попсовым словом «суперзвезда».

Разве это не кощунство?!

Нельзя позволять коверкать святыни и под видом Евангельской истории с легкостью демонстрировать кощунственную ложь тысячам людей по всему нашему дому- Руси! За стояние в Евангельской Истине умерли миллионы мучеников и сами апостолы, написавшие книги Евангелия, и которые точно не согласились бы с предлагаемой в опере трактовкой.

Если не реально остановить оперу, и, если уж дерзают артисты на главную «роль», то пусть приведут в соответствие либретто со Словом Божием и изменят кощунственное название!

Когда в Белоруссии с Божией помощью совместными усилиями мирян и священноначалия кощунственную оперу (эту предтечу фильмов «Последнее искушение Христа» и «Код Да Винчи») запретили, еще не было в обществе напряженной обстановки по поводу стояния православных за свои святыни, но и тогда общественный резонанс был большой. По главному белорусскому общественному телеканалу был репортаж: с одной стороны — с укороченными до неузнаваемости интервью верующих, и с другой стороны — длительными размышлениями о неправомерности происшедшего сторонников оперы. Так что репортаж выносил единственный возможный вывод — мракобесие православных и клерикализация государства. Еще были некоторые интересные факты, так что стало ясно, что кто-то использует ревность православных против самих православных.

Понятно, что обстановка в обществе напряжена, и каждое действие должно быть взвешенным и деликатным. Но и нельзя идти путем папы римского, который в семидесятых годах, не захотев противостояния, в очередной раз пошел на компромисс для приобретения количества паствы, благословив на основе оперы про «супер-звезду» создать фильм.

Надо что-то предпринимать. Уже давно настало время серьезного диалога Церкви и власти для совместных решений по охране духовных ценностей нашего народа.

Илия Сидорович, публицист, Могилёв

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»: Взгляд церкви

С самой первой постановки — в начале 1970-х — рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» нередко вызывала споры и негативную реакцию у христиан. И это понятно: за основу взят евангельский сюжет, который авторы переосмыслили по-своему, а это не может остаться без внимания. Не так давно в Могилеве группы местных жителей — православных христиан — даже добились отмены показа оперы. Конфликтная ситуация создалась и в Гомеле. Изначально Санкт-Петербургский театр планировал показать оперу во всех областных центрах и Минске. Начнутся гастроли со столицы, где действо запланировано на конец февраля, а затем театр поедет по всей стране. Так что возможна неоднозначная реакция и в других городах.

Отмена показа рок-оперы в Могилеве породила на интернет-форумах традиционные споры на тему «Ну вот опять нам церковники что-то навязывают». Хотя нельзя не признать, что христиане в этом случае имеют право как минимум высказать свою позицию. О том, как с христианской точки зрения можно посмотреть на рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал пресс-секретарь Минской епархии БПЦ отец Сергий Лепин.

— Как Церковь в принципе относится к светскому искусству и в частности к использованию в нем библейских тем?

— В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу. Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей. Однако подобное противостояние не является борьбой с носителями этой культуры, ибо «наша брань не против плоти и крови», но брань духовная, направленная на освобождение людей от пагубного воздействия на их души темных сил, «духов злобы поднебесных» (Послание к Ефесянам, глава 6, стих 12)».

Нас не может не радовать тот интерес, который иногда испытывают к библейской тематике современные авторы, если, конечно, этот интерес обусловлен идеей посвящения своей жизни Богу и ближнему, стремлением к прекрасному, а не намерениями сознательного богохульства и глумления над религиозными чувствами верующих или соображениями извлечения одной лишь прибыли. Православие не претендует на то, чтобы навязывать авторам выбор изобразительных средств и творческих идей. Оно лишь призывает своих чад быть благочестивыми и благоговейными, а всех остальных — взаимовежливыми и тактичными.

— Правда ли, что Церковь против такого искусства, в котором что-то не соответствует церковным догматам?

— Смотря что подразумевать под «против» и «не соответствует». Это вопрос качества и количества… Бессмысленно надеяться, что светский автор сможет выдержать все богословские нюансы и адекватно, в бесспорной полноте освятить внутреннее содержание описываемого им духовного образа. Это редко кому удается. Да и удается ли вообще! Даже для такого автора, как Достоевский, это оказалось неподъемной задачей. Богословы всегда смогут найти спорные, неоднозначные, а то и вовсе неверные суждения — притом не только у художников, поэтов и музыкантов, но и друг у друга. Было бы странно, если бы было иначе, не так ли? Если я, не имея соответствующего образования, начну писать оперы, то профессиональным музыкантам тоже будет за что меня потрепать. А с другой стороны, сам жанр… Сведение к либретто такого сложного произведения, как Евангелие, как мне кажется, не самая хорошая идея. В таких вопросах «либреттизация» — то же, что «макдональтизация» в вопросах здорового питания.

— Почему христианская общественность порой очень нервно реагирует на определенные события в мире культуры?

— Давайте сразу заметим, что если люди реагируют на события в культуре, то, значит, они их тем или иным образом интересуют, а это здорово! Сферы духовного и культурного пересекаются, и подобные инциденты — тому подтверждение.

Читайте также:  Можно заниматься ли луком с плохим зрением

Теперь к вопросу. Все дело в том, что под вывеской «собственного понимания» публике нередко преподносятся пошлые, банальные выдумки на тему Евангелия и ответом на них может быть вот такая раздраженная реакция верующих. Есть такие вопросы, в которых «собственное понимание» невозможно, а если и возможно, то весьма ограниченно — по той же причине, по которой обычно не бывает «собственного понимания» законов физики или некоторых правил орфографии. Предмет спора должен быть хорошо знаком всем его участникам. Иногда автор не вполне себе представляет специфику изображаемого образа: персонаж Священной Библейской истории для него ничем не отличается от исторической личности или сказочного героя, что не может не привести к десакрализации и профанации Евангельских тем. Священный образ, спроецированный в плоскость зрелищной повседневности, часто выглядит нелепо или даже комично. Подобные вещи как раз и приводят к конфронтации с верующими. Если бы кто-то обнародовал клевету о вашей семье, то вы наверняка испытывали бы определенный душевный дискомфорт и, возможно, обратились бы даже в суд на обидчика. Так и здесь: верующие склонны искажения образов Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, Его святых воспринимать как личное оскорбление. Если творческий человек позиционирует себя христианином, то он должен соизмерять свое стремление к самореализации третьей заповедью Божией, которая запрещает нам поминать имя Господа всуе. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход, глава 20, стих 7). К этой заповеди, несомненно, можно отнести не только вербальное употребление имени Господа, но и всякое другое. Человек, всем сердцем любящий Господа, не будет выдумывать о Нем всякое «от ветра главы своея» и не будет слушать подобные выдумки. Умышленное искажение Евангелия — это грех. «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам», — говорит Спаситель (Евангелие от Матфея, глава 12, стих 31).

— То есть любое произведение, где есть образ Христа, приравнивается Церковью к богохульству?

— Я не совсем это имел в виду. Искажение все же необходимо отличать от истолкования. В христианском искусстве встречаются произведения, где Евангельские сюжеты получают нетрадиционное истолкование, иногда достаточно далеко отстоящее от канонического. Пример (если брать что-то близкое по жанру к нашей теме) — средневековые драматургические мистерии.

Однако если художественное произведение не истолковывает Евангелие, а открыто противоречит ему и претендует на то, чтобы дать «альтернативный» образ Христа, якобы правильный, то оно перестает быть фактом христианской культуры. Поэтому, скажем, «Легенда о великом инквизиторе» Достоевского с ее сюжетом о пришествии Христа во плоти в ренессансную Испанию — это достояние христианской культуры, а «Иуда Искариот» Леонида Андреева и Евангелие по версии Льва Толстого — нет. За гранью христианской культуры находятся и «Пилатовы главы» романа «Мастер и Маргарита», взятые в отрыве от контекста.

Вероятно, к нехристианскому искусству можно отнести и так горячо обсуждаемую ныне рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Прежде всего именно потому, что Иисус в этом произведении, по слову одной из его героинь, «всего лишь мужчина». То есть обычный человек и не более.

— Что-нибудь известно о религиозных взглядах авторов оперы?

— «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека… Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает», — говорил автор либретто Тим Райс, который, однако, не позиционирует свое произведение как антихристианское: он считает свой текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «Наше отношение [к религии] нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным… Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым».

Позиция автора ясна. С точки зрения христианского мировоззрения она печальна, но тем не менее в ней самой по себе нет ничего кощунственного или оскорбительного для верующего человека. Увы, в мире очень много тех, кто признает «историчность» Иисуса, но не исповедует Его Богом, явившимся во плоти. Это и мусульмане, и иудеи, и многие другие религиозные группы. Сомнения в законности своего существования вызывали или вызывают лишь единицы из них.

Тим Райс, к чести для себя, однажды даже повздорил с автором музыки Эндрю Ллойд Уэббером, который захотел найти исполнителя роли Иисуса при помощи телешоу, где желающие смогут заявить о своей претензии сыграть Христа на конкурсной основе. Тим Райс назвал поиски исполнителей таким способом «бестактными» и пригрозил своим авторским правом вето, если эту задумку попытаются осуществить.

Стоит отметить, что, несмотря на «нейтральную» позицию авторов, сами артисты, а также региональные постановщики нередко обладают совершенно иными взглядами. Христианами называют себя и Ян Гиллан (первый исполнитель партии Иисуса, вокалист группы Deep Purple), и многие другие артисты по всему миру, где предпринимались региональные постановки. Не являются исключением и российские исполнители. Так, например, самая первая постановка оперы в СССР была посвящена тысячелетию Крещения Руси, сами ее участники заявляют о приверженности к христианским ценностям и сотрудничестве с Церковью в работе над оперой. Кстати, последний факт я не могу ни опровергнуть, ни подтвердить.

— А в чем проблемы самой оперы? Почему многие находят в ней ересь и кощунство?

— Во-первых, как это уже было сказано, в опере Христос — «человек, только человек». Богочеловечество Христа не утверждается, хотя признается Его Богосыновство (если так можно понять уклончивый ответ Пилату). Говорится о смерти Христа, но не говорится о Его Воскресении — хотя возможность веры в такой исход сюжетом не отметается явно.

Во-вторых… Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) делает предположение, что Евангельские события в «Мастере и Маргарите» излагаются сквозь призму взгляда Воланда. В принципе, изложение того же, но уже в рассматриваемой нами опере, может быть осознано нами как взгляд Иуды Искариота, который выступает здесь едва ли не как главный герой.

Иуда не верит в Божественность Иисуса. Он видит, что логика событий ведет к печальному концу, и задает вопрос «Зачем?» Он оспаривает каждое действие Христа и Его сподвижников. В любви Марии Магдалины он видит только похоть, в помазании Иисуса драгоценным миром — бессмысленную растрату, в готовности Христа умереть — неоправданно рискованную меру увеличения популярности, в бурно развивающихся событиях — Его неумение управлять ситуацией и т.д. Однажды он окончательно разочаровывается и решается предать Учителя — не из-за денег, а из-за «идеи»: Он, якобы, не тот, за кого Себя выдает. Подобная мысль не нова, собственно, и уже многократно высказывалась представителями либеральной критики (и не только). Автор также не оригинален тогда, когда размышляет над «обреченностью» Иуды на предательство: у предавшего неповинную кровь виноватым оказывается Христос, Который «знал все с самого начала» и использовал его в своих планах. Образ Иуды в опере — это образ очень сложного и умного человека. Автор делает все, чтобы зритель не подумал, что Иуда предал Христа по глупости. Но, собственно, никто и не утверждает, что он был дураком. Иуда — «самый умный»? Ну, даже если! От этого его грех становится только больше.

Даже после смерти Иуды зрители слышат его надрывные вопрошания: «Каждый раз, когда я смотрю на Тебя, я не понимаю, почему Ты так из рук вон плохо устраиваешь Свои дела. Почему Ты выбрал такое неудачное время и такой странный народ. Твоя страшная смерть — была ли это неудача?» И при этом хор рефреном повторяет «Иисус Христос! Иисус Христос! Кто Ты?» Вероятно, это именно те вопросы, на которые зритель должен ответить сам.

Кстати, русскоязычное либретто в питерском варианте значительно ближе к Евангелию, чем оригинал. В оригинале богословских «ошибок» еще больше, часть которых можно объяснить то мировоззрением автора, то его неумением зарифмовать Евангельские фразы без изменения их смысла, то еще чем-то. А многое — опять же тем, что все описываемое преподносится с позиции Иуды и его «непонимания».

В принципе, волей-неволей автор достаточно красноречиво показал, что вера в «исторического Иисуса» как «просто человека» представляет собой не что иное, как веру Иуды-предателя, ведущую не к вечной жизни, а к вечной погибели и целому вороху вопросов, оставшихся без ответа. Взгляды автора, его веру в этом произведении выражает Иуда Искариот.

— Может ли подобная постановка, при всех «но», повысить у людей интерес к личности Христа?

— В советское время так и было. В застойные годы у многих наших соотечественников интерес к Евангелию появился именно благодаря рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда», сравниться с которой в этом плане может разве что булгаковский роман «Мастер и Маргарита». Посредством этой оперы и этой книги обезбоженная советская интеллигенция пыталась нащупать свою дорогу к Богу и к храму.

Но на данный момент, думается, «Иисус Христос — суперзвезда» вряд ли может представлять миссионерский интерес. Не то время, не те люди, не та музыка! Не совпадают целевые аудитории, я думаю. Хотя… мне бы хотелось, чтоб спор вокруг оперы поспособствовал тому, чтобы те, кто не читали Евангелие, прочитали его — хотя бы для того, чтоб сравнить два образа: тот, что в Евангелиях, и тот, что у Тима Райса.

— В Могилеве пятьсот человек не дали посмотреть оперу остальным горожанам, а в областном центре живут почти 400 тыс. человек, что вызвало бурю возмущений. Как вы считаете, требовать от властей запрета на показ оперы — это со стороны верующих правильно или нет?

— Несомненно, содержание оперы расходится с каноническими представлениями о Христе. Но лично я думаю, что пока у нас нет оснований полагать, что рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» посягает на права православных верующих и как-то оскорбляет их достоинство, хотя у меня и имеются опасения и сомнения относительно духовной безопасности участия в подобного рода проектах как в качестве артиста, так и в качестве зрителя. Подчеркну, что это мое личное суждение, а не инструкция к действию (или к бездействию). Но каждый вправе отстаивать свои интересы по закону, коль скоро он считает их ущемленными.

Стоит признать право за одними делать подобные представления, а за другими — критиковать их. Право обратиться в суд или к иным видам власти — это право каждого гражданина. Нельзя запретить людям думать иначе, в том числе и неправильно, если выражение их мыслей не посягает на чьи-либо права. Но перед тем, как что-то предпринимать, стоит помнить, что некоторые формы противления заблуждениям могут приносить еще больший вред, чем сами заблуждения. Церковь, в прошлом сама много претерпевшая от гонений, едва ли должна становиться источником преследований сегодня… Да и стоит ли палить из пушек по воробьям? Не слишком ли много чести для Тима Райса? Думаю, что у нас есть более очевидные поводы для солидаризации в выражении своего недовольства: аборты, суррогатное материнство, эксперименты над эмбрионами, казино и игромания…

Что касается случая в Могилеве. Свое личное отношение к идее запрета я высказал. Что касается всего остального, то давайте не будем «бросаться слонами». Пятьсот человек не дали посмотреть оперу другим пятистам человекам. Но Могилев по-прежнему цел. Завтра «потерпевшие» пятьсот человек тоже не позволят что-то сделать тем, кто помешал им попасть на представление. Или раньше уже не позволяли… Конфликт интересов — увы, так бывает. Но особую драматичность всему случившемуся придают стенания тех, кто не пошел бы ни на какую оперу никогда в жизни — даже если бы ему достались бесплатные билеты…

Источники:
  • http://ruskline.ru/special_opinion/2016/dekabr/snova_o_klassike_kowunstva_o_rokopere_iisus_hristos_superzvezda/
  • http://www.bykhov.by/?p=38745