Меню Рубрики

Рисунок дерева с точки зрения психолога

Оценивается прежде всего размер рисунка, величина изображения дерева по отношению к размеру листа. Большие рисунки, по мнению К. Маховер, выражают экспансивность и агрессивность, маленькие — чувство неполноценности.

Психогенные, тревожные и неуверенные в себе люди, возможно, в большей степени склонные пользоваться листами маленького формата, в то время как страдающие избыточным самомнением, переоценкой собственной личности будут захвачены большими размерами.

Лист бумаги согласно инструкции предлагается в длину, но испытуемые часто изменяют положение листа, усиливая таким образом частоту признака «переполнение листа бумаги рисунком». Переворачивание листа в ширину интерпретируется и как признак интеллектуальной независимости суждений.

Если изображение дерева на листе бумаги символизирует образ человека, репрезентирует личность рисующего, то пространство белого листа — его жизненное пространство. Размер рисунка по отношению к размеру листа позволяет судить о том, насколько большое значение приписывается собственной личности, насколько большое внимание ей уделяется на фоне внешних обстоятельств реальной жизненной ситуации, либо о том, насколько интенсивно переживаются собственные эмоции по сравнению с текущими внешними событиями.

Положение рисунка на листе. Изображение рисунка дерева в крайней левой части листа показывает амбивалентную связь с прошлым, с матерью, с тем, что переживается в воображении.

Положение рисунка дерева слева на листе бумаги с тенденцией к центру указывает на желание независимости в пределах покровительствующего окружения. Центральное положение означает желание найти согласие равновесие между собой и другими. При интерпретации положения дерева на листе бумаги необходимо учитывать полюсы перемещения вправо или влево в соответствии с приведенной выше символикой. Движение слева направо интерпретируется как движение к внешнему миру, к будущему. Отчетливо выраженное центральное положение говорит о повышении потребности в систематизации с некоторой жесткостью и даже, возможно, ригидностью, о тенденции находить опору в привычных стереотипах поведения. Положение справа — потребность опираться на авторитет, может быть также признаком ощущения опасности.

Изображение дерева целиком в верхней четверти листа показывает депрессивные переживания, которые компенсируются возбуждением и могут отчетливо не проявляться в поведении, трансформируясь в хаотичность, беспорядочность эмоциональных реакций. Данное положение рисунка, наряду с приведенной интерпретацией, может указывать также на чрезмерные амбиции, желание импонировать окружающим. Дерево, целиком расположенное в нижней половине листа, — ощущение покинутости, депрессивности, собственной ненужности, бесполезности, самообвинение.

Размеры рисунка дерева. Высота дерева, примерно равная четверти высоты листа бумаги, показывает такие свойства, как зависимость, ребячество, недостаток доверия к себе. Высота дерева, равная половине высоты листа, — зависимость и застенчивость, менее выраженные, чем в предыдущем случае. Высота дерева, приблизительно равная трем четвертям высоты листа, — признак хорошей адаптации к среде. Высота дерева, равная высоте листа, — стремление быть замеченным, утвердиться среди окружающих.

Высота листвы дерева находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и интересов в сфере идей. Когда листва занимает весь или почти весь лист, это может означать уход в мечты и фантазии. Чтобы дать интерпретацию в этом плане, необходимо рассмотреть отношение листвы к стволу и другие особенности рисунка. Высота листвы, примерно равная пяти восьмым высоты листа бумаги, показывает интенсивную интеллектуальную жизнь, трем восьмым — хороший контроль и рефлексию. Высота листвы, равная одной восьмой высоты листа, — недостаток рефлексии и контроля, признак, нормальный только в рисунке четырехлетнего ребенка.

Если размер ствола больше высоты листвы (кроны) дерева, то преобладает интерес к конкретным вещам, жизнь в настоящем моменте, потребность в движении и возбуждении. Ствол, величина которого больше величины кроны в два или три раза, указывает на зависимость от окружения, агрессивное противостояние окружающему, возбудимость, импульсность с недостаточным контролем над эмоциями. Ствол, равный высоте кроны (листвы) дерева, показывает поиск согласия с требованиями окружающих, равновесия со средой.

Крона, большая по размеру величины ствола, говорит о том, что рефлексия в сохранении равновесия и самоконтроля, обеспечивая автономность и способность к задержке реакций. Если величина кроны намного больше высоты ствола, это служит признаком художественных интересов и высокого интеллектуального уровня. Иногда в совокупности с другими признаками этот признак может означать бегство в воображаемый магический мир.

Ширина кроны дерева, равная четверти ширины листа бумаги, показывает неуверенность в собственных силах, в своих интеллектуальных способностях, признак оборонительной позиции в состоянии напряжения и раздраженности. Ширина кроны, равная половине ширины листа, показывает некоторую неуверенность в собственной ценности. Ширина кроны, равная трем четвертым ширины листа бумаги, служит признаком высокого интеллекта. Ширина кроны, равная ширине листа, говорит о том, что испытуемый любит поговорить, привлекает к себе внимание, стремится быть замеченным.

Листва, выступающая влево в рисунке дерева, служит признаком амбивалентных чувств по отношению к матери: одновременная привязанность и агрессивная оппозиция в отношении к ней.

Листва, выступающая вправо в рисунке дерева, показывает желание воздействовать на окружающих, стремление управлять ситуацией, а также затруднения в контактах, сложности в общении, сопровождающиеся нападающей или оборонительной позицией.

Листва, переполняющая вверх лист бумаги, интерпретируется как компенсация чувства неполноценности стремлением к власти.

Ствол дерева, выступающий за низ листа, говорит о поисках безопасности, о потребности в стабильном окружении, в эмоциональном контакте, в нежности. Маленькое дерево, выступающее за верх листа, показывает одновременно чувство подавленности и показной поиск компенсации.

Психологическое значение отдельных признаков рисунка дерева. Интерпретация отдельных элементов рисунка дерева включает в себя стабильное ядро, скелет (корни, ствол, ветви) и элементы украшения (листва, плоды, пейзаж).

Ствол представляет собой стабильное Я индивида, зону идей. Ствол одной (одинарной) линией — это признак дефицита или регрессии. Изображение ствола одной линией встречается также в рисунках людей, не обремененных самонаблюдением и самоанализом, отказывающихся видеть реальную действительность и считаться с ней.

Контуры ствола освещают способ контакта с внешним миром. Например, волнистая линия может выражать поведение избегания, а также жест человека, выпрямляющегося перед лицом трудностей. Ствол, расширяющийся к основанию, указывает на поиски надежного, обеспеченного положения в своей среде; сужающийся к основанию ствол говорит об отсутствии чувства безопасности среди окружающих, которые не дают желаемой опоры. Изображение ствола дерева в виде перевернутой буквы «У» — оппозиция, вытекающая из желания показать свою силу. Разнообразные отметки, рубцы, шрамы на стволе указывают на осознание пережитых трудностей, промахов, ошибок. Если рассматривать изображение ствола дерева в генетическом плане, как завершенный к моменту рисования фрагмент жизненного пути, то эти отметки можно оценивать как признак конфликта, пережитого в раннем детстве, если отметки встречаются у самого основания ствола, — пережитого в недавнем прошлом, если они встречаются у вершины дерева и т. д., соотнося указание на наличие переживания с определенным периодом жизни испытуемого.

Ветви выражают тот способ, которым индивид сумел реализовать свои возможности, степень дифференциации, которой он достиг, формы его нападения или защиты по отношению к внешнему миру, который его окружает. Ветви, изображенные одной линией, указывают на избегание неприятной реальности, ее приукрашивание или трансформацию.

Отдельные ветви на стволе слева показывают желание быть похожим на мать или поступать, как она, отдельные ветви на правой стороне ствола — желание быть похожим на отца, обладать его силой.

Ствол, отделенный линией от кроны дерева, — ощущение воспитательных ограничений, стеснений, принуждений. Открытый ствол, изображенный двумя линиями и органично входящий в крону, — хороший интеллект, нормальное развитие. Ствол, входящий в закрытую, отгороженную линиями крону дерева, — беспокойство, связанное с сексуальным партнером. Ствол дерева, отделенный линией от земли, указывает на ощущение изолированности.

Отрезанные или отпиленные ветви в рисунке дерева связаны с чувством неполноценности.

Укрепленные в земле корни возвращают к тому, что есть самого примитивного в личности, и, может быть, к тому, что наименее индивидуально. Часто встречающиеся в рисунках корни могут обозначать поиск опоры, проявление импульсивной жизни или интерес к тому, что скрыто. Длинные корни указывают на непомерное любопытство.

«Листва для дерева то же, что легкие для человека», — считает Ж. Фромон. Она символизирует обмен с внешним миром, взаимосвязи с окружающей средой. Способы контакта с внешним миром богатые, если листва развертывается широким веером, и бедные, если листва тонкая и скудная. Широкое движение листвы этого дерева вправо интерпретируется как благоприятный признак в плане реализации желания. Правая сторона — направление к экстраверсии, к усилению, к эффективности. Следовательно, переполнение кроны вверху в сочетании с ее движением вправо является признаком того, что испытуемый способен реализовать свои планы.

Листья и особенно цветы связаны с желанием производить впечатление, с потребностью видимости. Фрукты в некоторых случаях являются отражением прагматической установки.

Листва в форме маленьких букетов или пучков, образующих крут, равный трети высоты ствола, означает сентиментальность, мягкую аффективность; в форме маленьких пучков или букетов, не образующих круга, — фрустрированную нежность.

Опадающие или опавшие листья — чувство покинутости или разочарования, опускающаяся вниз листва — недостаток сил, несмелость. Истонченная листва с линией, похожей на спутанную нить, — поведение избегания перед лицом проблем. Пустая закрытая листва (пустой круг) — не проявляющая себя агрессивность.

Детали листвы, не связанные с ее целостным изображением, маленькие изолированные формы, не связанные между собой и не заключенные в круг, — признак инфантильности, выделяющей мало- значимую деталь из целостного контекста.

Монотонные, повторяющиеся детали в листве — черты навязчивости. Разнообразие деталей листвы — разнообразие знаний, хорошая память, способность к дискриминации.

Изображение листвы дерева линией в виде гирлянды показывает склонность не обострять отношений, оставаться вежливым в обороне. Листва изогнутой линией без множественных щелей — осторожность и сдержанность, привычка быть настороже. Листва с цветами на дереве — мягкость, сентиментальность, нежность.

Линия земли чаще всего показывает наличие поддержки в привычном кругу общения. Множественная линия земли, изображенная несколькими линиями, серией линий, касающейся краев листа, указывает на импульсивность поведения, капризность, спонтанность и непредсказуемость эмоциональных реакций. Линия земли, поднимающаяся к правой части листа, — активность, энтузиазм. Линия земли, опускающаяся к правой части листа, — подавленность либо упадок сил, отсутствие стремлений.

Другие признаки рисунка. Изображение креста, различные крестообразные формы всегда указывают на наличие страдания или конфликта; при интерпретации учитывается местоположение крестообразных форм в рисунке, а также индивидуальный способ их исполнения.

Интенсивная штриховка, зачернение в изображении листвы, ствола или корней — признак тревоги, интерпретируется в зависимости от местоположения.

Перечеркнутое повторяющееся судорожное зачернение акцентирует этот признак, выражает напряжение с возможными вспышками гнева, раздражения, возмущения. Повторное интенсивное зачернение ствола показывает вызывающие тревогу отношения с родителями, накопившееся раздражение против них, а также страх быть покинутым ими.

Однородная, не слишком интенсивная штриховка выявляет повышенную чувствительность, тенденцию к мечтательности и фантазированию, утешающую при потерях и утратах.

Штриховка типа лассо показывает инфантильную зависимость, покорность, которая оборачивается трусостью. Прямолинейная штриховка — стремление все предвидеть, постоянное планирование. Круговые штриховки — неудовлетворенность аффективных потребностей, часто проблемы питания, переедания.

Контрастность рисунка выявляет некоторую ригидность установки, довольно стеничные эмоции с постоянным стремлением их контролировать.

Симметричность в изображении различных частей рисунка, чаще всего ветвей и кроны, также имеет свое значение. Ветви, образующие прямой угол со стволом и расположенные по обеим сторонам ствола напротив друг друга, показывают тенденцию сдерживаться, чтобы казаться в согласии со своим окружением. Ветви, образующие со стволом более или менее острый угол, расположенные напротив друг друга по обеим сторонам ствола, говорят о напряженном усилии обуздать свою агрессивность. Ветви, образующие со стволом прямой угол и расположенные поочередно справа и слева от ствола друг за другом, указывают на амбивалентность, имеющую источником внутренний конфликт, колебания в выборе установки по отношению к аффектам. Ветви, образующие со стволом более или менее острый угол и расположенные поочередно справа и слева от ствола друг за другом, — сдерживаемые эмоции с возможными вспышками агрессивности, а также наряду с этим переживания морально-этического плана.

Характер линии. Изображение массивных линий наподобие булавы в изображении листвы дерева — признак агрессивности, имеющей тенденцию брутально разряжаться больше на своих, чем на деле. Линии наподобие булавы при изображении ствола или земли — признак агрессивности, явной или скрытой.

Читайте также:  С моей точки зрения составить предложение

Заостренные линии в листве означают агрессивную критичность, ироничность, склонность к оппозиции, ощущение виновности. Заостренные линии при изображении ствола или земли показывают разочарование в повседневной жизни и критические установки по отношению к реальности, склонность обвинять себя или окружающих. Любые заострения оцениваются как агрессивность, скрываемая или проявляемая в поведении. Помещенные в изображение листвы заострения говорят о том, что агрессивность больше осознается, чем проявляется в реальной жизни.

При интерпретации линий рассматривается также их интенсивность, напряженность, густота или тонкость, хрупкость, слабость.

Густые линии при изображении ствола показывают зависимость от окружающего, отсутствие сопротивления при контакте с внешними факторами. Слабые линии при изображении ствола — страх перед самоутверждением, избегание действовать самостоятельно. Слабые линии при изображении листвы говорят о развитой чувствительности, впечатлительности, подверженности влиянию.

Четкая и прямая линия по контуру ствола — решительность, активность, эффективность. Неровная и быстрая линия по контуру ствола — горячность, поспешность, расторопность. Неровная и медленная линия по контуру ствола — активность, заторможенная тревогой и впечатлением, что препятствия непреодолимы. Вермишелеобразные линии — тенденция скрывать свои чувства.

Небрежная, плохо выполненная обработка ствола — демонстрация собственных ошибок с целью наказать самого себя, различные амбивалентные склонности, неблагоприятные суждения о себе. Хорошая, тщательная обработка ствола — поиск совершенства, желание скрыть все неблагополучное, неприглядное для повышения своей ценности в глазах окружающих.

Дробные, расщепленные линии по контуру ствола показывают реактивный страх перед реальными травмирующими ситуациями. Разнообразные линии по контуру ствола, отсутствие единообразия в рисунке ствола дерева — вариабельность поведения, связанная с внутренними конфликтующими установками.

Линии с нажимом по контору ствола показывают активность и самоутверждение, прямые и четкие линии ствола — решительность, активность. Геометрические линии в изображении ствола или листвы — тенденция к систематизации мышления или деятельности.

Имеют значение и другие признаки, встречающиеся в рисунках. Стремление обвести (окружить) дерево частично или целиком интерпретируется как символическая защита против внешней или внутренней угрозы.

Появление в рисунке дерева тени, отбрасываемой на землю, служит признаком давления каких-либо неудовлетворенных или фруст- рированных потребностей. Отсутствие ветвей дерева говорит о наличии трудностей в установлении контактов, о том, что испытуемый склонен занимать позицию отказа или обороны.

Разнообразие содержания рисунка, наличие многочисленных различных предметов, добавленных к изображению дерева, — показатель воображения, тенденции следовать за своими эмоциями. Окружающий дерево пейзаж говорит о сентиментальности.

Рисунок пальмы — признак потерянности в новой непривычной обстановке. Плакучая ива — отсутствие активности, упадок сил. Изображение на листе бумаги двух или нескольких деревьев показывает акцентирование отношений с другими людьми, может служить признаком проблем в общении.

Интерпретация рисунка. Целостная интерпретация изображения дерева дается на основании всех выявленных признаков рисунка, при этом одни признаки нюансируются, смягчаются, меняют свое значение в соответствии с контекстом, другие — заостряются, взаимно усиливают друг друга, акцентируя те или иные свойства личности или состояния испытуемого. Интерпретация дастся, таким образом, не на основании суммирования отдельных признаков, а на основании их обобщенных итоговых значений, поэтому вначале проводится тщательное изучение всех черт, составляющих анализируемый рисунок дерева, затем группировка тех, которые имеют один и тот же смысл, в противоположность тем, которые несут противоположное психологическое значение.

Предположим, что дерево нарисовано в центральном положении в самом центре листа. Мы знаем, что это положение часто встречается у испытуемых, склонных опираться на систематические привычки. Если это дерево занимает по высоте одну восьмую часть листа, мы можем предположить, что сформированные привычки служат цели укрепления испытуемого против его сомнения в собственной ценности, поскольку подобная высота дерева свидетельствует о недостатке доверия к себе у этого испытуемого, который стремится к компенсации, получаемой с помощью стабилизирующих и систематизирующих привычек.

Если размер листвы (кроны дерева) намного больше размера ствола, то, вероятнее всего, именно в мечтах испытуемый находит эту компенсацию. Если ствол гораздо больше листвы, то доверие к себе ожидается от выполнения систематизированных, повторяющихся и, возможно, навязчивых действий.

Если линии заострены, то у испытуемого может существовать более или менее скрываемая склонность к агрессивной критике. Если линии изображаются наподобие булавы, мы можем говорить о расположенности к внезапному гневу — направление заострений или булавы укажет нам, к какому объекту будет направлена агрессивность: к самому себе, если линии направлены вниз; в этом случае можно говорить о самообвинении и мазохистских тенденциях.

Существует бесконечное количество возможностей в применении этого теста, который способен до тонкостей описать все особенности личности рисующего. Примеры рисунков приведены в приложении 1.

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», то есть открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого.

Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Задание к тесту

Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?

Интерпретация рисунка «Мое дерево»

Определение наклонностей и особенностей характера человека

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.

8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Расположение рисунка

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.

4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

Размеры рисунка

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

Читайте также:  Подкорковые центры зрения и слуха расположены на уровне мозга

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

Анализ рисунков к тесту «Мое дерево»

Представленные рисунки деревьев были выполнены клиентами самого разного возраста при проведении психологических консультаций с целью диагностики и выявления душевного, эмоционального состояния человека.

Рис. 1 Если внимательно посмотреть на рисунки, то можно отметить одну общую особенность, которая связывает их: нарисованное дерево рассказывает о самом сокровенном – об одиночестве и переживаниях, о любви и желании любить, о надеждах на самое лучшее. Это служит достаточным доказательством того, что любое переживание человека, оставляя в его сознании след, так или иначе будет обозначено в рисунке.

Андрей очень ранимый и склонен переживать по любому поводу, испытывает постоянное чувство тревоги и беспокойства за свои действия и поступки.

Свой рисунок (рис. 1) он поясняет следующим образом:

Рис. 2

Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют.

Михаил сильно переживает из-за расставания с любимой девушкой, которая предложила больше не жить вместе. Девушка из другого города, поэтому Михаилу пришлось уехать к себе домой, восстановиться на прежней работе, но все мысли у него связаны с девушкой. Он, по его словам, не видит других, кроме нее, и желает только одного – быть вместе и не расставаться.

Рисунок (рис. 2) Михаила имеет следующее пояснение:

Рис. 3

Я вижу себя тополем. Хочу пустить корни глубоко. Хочу, чтобы всегда светило солнце и влаги хватало. Хочу, чтобы рядом было другое дерево и не было зимы.

Ирина замужем, но с мужем не живет, поэтому испытывает большую потребность в тепле и заботе. Имеет отзывчивый характер. Много лет мучается бессонницей, что отражено как в рисунке (рис. 3) – ствол словно выгрызен посередине, – так и в описании к нему:

Рис. 4

Я яблоня. Я хочу, чтобы меня любили, ухаживали за мной, а я дарила бы свои яблоки. Хочу, чтобы зайцы не грызли мою кору. Хочу, чтобы ко мне прилетали бабочки и птицы, чтобы светило солнышко.

Желание, чтобы не грызли «мою кору», – это как раз те муки, которые Ирина испытывает каждую ночь в бессоннице.

Екатерина влюблена в мужчину своего возраста, их роман очень затягивается, а она мечтает выйти замуж и очень переживает из-за неопределенности отношений.

Рис. 5

Ее лаконичное пояснение к рисунку (рис. 4) совершенно согласуется с ее тоской:

Я березка с зелеными листьями, хочу расти рядом с могучим и сильным дубом, который обвивал бы меня своими ветвями, наклонясь ко мне.

Женщина уже очень долго живет одна. Есть взрослая дочь, которая выпивает, поэтому их отношения очень сложны. Конечно, такая ситуация угнетает женщину, ее не покидает страх перед будущим своей дочери, а также чувство одиночества. Рисунок (рис. 5) и пояснение к нему отражают это:

Рис. 6

Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще.

Надежда прожила в первом браке двадцать два года, похоронила мужа. Спустя какое-то время вышла замуж во второй раз. Замужем находится уже более двенадцати лет.

Рис.7

Живет с мужем и свекровью, которой 89 лет. Помогает 85-летнему отцу. Очень любит цветы, разводит их на даче. Недавно там посадила иву и тщательно за ней ухаживает. И с образом этого дерева женщина себя ассоциирует (рис. 6), точно объясняя почему:

Я вижу себя ивой. Дерево поражает своим жизнелюбием. Я также люблю жизнь. После обрезки оно быстро восстанавливается. Я также стремлюсь быстрей восстановиться после всех ударов судьбы. Очень люблю ветви этого дерева, которые как бы тянутся к кому-нибудь. Я тоже получаю удовлетворение, если кому-нибудь помогу.

Молодая женщина более четырнадцати лет замужем, есть сын. Работает в очень крупной компании, занимается бизнесом, который складывается успешно. По характеру очень доброжелательна, ей свойственна твердость духа. Желает дальше расти в профессиональном смысле, добиваться более высокой должности и успехов. Мечтает о втором ребенке.

Рис. 8

Позитивная настроенность на жизнь и на собственное развитие Татьяны хорошо отражена в ее рисунке (рис. 7) и в рассказе о нем:

Я березка – крепкая, стройная, гибкая, в свежей зелени. Расту в окружении других берез, цветов, травы, птиц, на поляне с ручейком под солнечными лучами. В моей густой кроне – гнездо птиц. Над лесом также летают птицы, слышно их пение и щебет. На поляне – густая, ярко-зеленая трава и быстрый ручеек.

Хотелось бы еще вырасти, окрепнуть, зацвести, опылиться с рядом стоящей березой и дать семена, из которых рядом с нами вырастут новые деревья.

Рис. 9

Светлана уже долгое время является директором одного крупного исследовательского института. Замужем, есть сын. В настоящее время стоит вопрос о переселении коллектива в другое помещение. Вокруг здания института ведется строительство, что вызывает сильное беспокойство как руководителя, так и всего коллектива. Рисунок (рис. 8) и комментарий к нему подтверждают это беспокойство:

Я молодая зеленая березка, расту на зеленой солнечной поляне. Ощущаю себя комфортно, поскольку солнышко светит мне нежно и тепло, дождик вовремя поливает землю, которой я насыщаюсь. Мои пожелания: чтобы долгие годы продлилось это состояние, чтобы никто не изменял назначение этой поляны, не вырубал деревьев, не строил никаких строений.

Людмила – человек, очень сильный духом. Пять лет назад перенесла инсульт. Восстановила себя. Занимает очень ответственную должность на одном из крупных предприятий. Вполне логично, что она себя ощущает одним из самых могучих деревьев (рис. 9) и готова свою силу передавать другим:

Я – дуб. Я должна быть сильной, крепкой духом. Защищать от непогоды, укрывать от зноя. Корни мои – сильные и долголетние. Укрою всех своих родных, близких, друзей и сотрудников своей кроной.

Тест «Нарисуй дерево»

Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны.

Интерпретация рисунка

Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.

  • Если на рисунке у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Как спокойно пережить стресс?
  • Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью.
  • Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.
  • Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, — неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт.

  • Если корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, не уверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)

Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет.

  • Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед.
  • Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего.
  • Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.
  • У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.
  • Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене настроения, может быть нервным, капризным. Почему ребёнок не слушается?
  • Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.
  • Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.

  • Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.
  • Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легко возбудимым характером.
  • Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.
  • Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он не удовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.
  • На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт.
  • Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.
  • Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.
  • Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.
  • Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.
  • Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.
  • Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.
  • Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.
  • Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.
  • Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).
  • Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности. Такие ветви обычно рисуют дети старше 9 лет.
  • Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.
  • Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, — осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.
  • Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.
  • Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма.Что такое психологическая травма?
  • Крона типа «шкура барашка» — энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.
Читайте также:  Самсунг для людей с плохим зрением

  • Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.
  • Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.
  • Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.
  • Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.
  • Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.
  • Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.
  • Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.
    Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.
  • Если ребенок не ограничивается изображением дерева, а создает вокруг нарисованного дерева целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих.

Психология рисунка. Что можно прочитать по рисунку «дерево»

Что можно прочитать по рисунку «дерево»

Инструкция: нарисовать лиственное дерево. Никаких уточнений и подсказок не даётся.

Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.

Если у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью. Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.

Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, — неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт. Корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, не уверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)

Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет. Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед. Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего. Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.

У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.

Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене нестроений, может быть нервным, капризным.

Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.

Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.

Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.

Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легковозбудимым характером.
Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.

Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он неудовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.

На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт.

Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.

Дупло – сексуальный символ.

Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.

Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.

Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.

Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.

Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.

Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.

Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.

Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).

Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности (дети старше 9 лет).

Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.

Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, — осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.

Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.

Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма.

Крона типа «шкура барашка» — энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.

Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.

Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.

Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.

Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.

Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.

Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.

Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.

Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.

Ребенок не ограничивается изображением дерева, и создает вокруг целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих. Нечто похожее отражает дерево, нарисованное на холме. К уже описанному можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности.

Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер.

Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих.

Добро пожаловать на индивидуальные сессии в и групповые занятия в г. Подольск, г. Москва. Выездные арт-экспедиции для взрослых и детей.

Ирина Василакий, арт, песоный-терапевт, гештальт-терапевт, растановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas

Источники:
  • http://5psy.ru/obrazovanie/risunochnyi-test-moe-derevo.html
  • http://psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/test-narisuy-derevo.html
  • http://www.b17.ru/blog/derevo/