Меню Рубрики

Реклама с точки зрения бизнеса это

Реклама в своей основе — это прежде всего экономическое явление, поэтому всегда необходимо понимать, каково ее влияние на субъекты рынка, на участников экономических отношений. Она воздействует как на производителей, так и на потребителей товаров и услуг.

Укажем на некоторые, наиболее важные аспекты влияния рекламы на субъекты рынка.

Реклама, развивая тенденции к расширению производства товаров, содействует обеспечению занятости в производственном секторе экономики различных стран.

Реклама помогает потребителю (потенциальному покупателю) принять лучшее решение о покупке, обеспечивая его информацией о товаре.

При выводе новых товаров на рынок производители, используя возможности рекламы, обеспечивают себя эффективными средствами обшения с потребителями.

Используя различные ассоциации со свойствами товара, реклама может вызывать у потребителя усиление ощущения выгод от его приобретения, ощущение его полезности.

Реклама является одним из главных источников финансирования всех видов средств массовой информации. Доходы от рекламы могут составлять до 60% содержания журналов, 70% объема газет, около 100% времени эфира теле- и радиопрограмм.

В рекламной индустрии России (где более 2 тыс. рекламных агентств, не считая обслуживающие учреждения) в настоящее время работают более одного миллиона различных специалистов.

Рекламе отведена одна из важнейших ролей в становлении и поддержке торговых марок.

Реклама положительно воздействует на ход разработки новых видов продуктов и предоставляет эффективные способы информирования покупателей об их появлении. Все это в целом способствует привлечению инвестиций, повышению качества товаров и непрерывному расширению возможностей потребительского выбора. В отдельных случаях большие расходы, связанные с разработкой новых продуктов, благодаря рекламе частично возмещаются, поскольку потребители информируются о появлении новых товаров и создаются условия для их приобретения.

Реклама имеет определенное воздействие на уровень конкуренции. В некоторых отраслях интенсивные инвестиции в рекламу приводят к обеспечению основы для приверженности покупателей к одной марке и поэтому представляют серьезный барьер для конкурентов.

Существует определенная связь рентабельности товара с интенсивной рекламой. Это происходит благодаря такому явлению, как долговременность проведения рекламных кампании. Как показывает статистика, отрасли, допускающие высокие расходы на рекламу, зарабатывают приблизительно на 50% больше, чем другие.

Взаимоотношения рекламы и общества

Менялись исторические периоды, экономические условия, а взаимоотношения рекламы и общества всегда оставались неоднозначными: у рекламы всегда находились как сторонники, так и противники.

Всегда существуют как минимум три категории аспектов влияния рекламы на общество: социальные ценности, стиль жизни и экономический уровень благосостояния общества. Кроме того, дискутируются вопросы этики, манипуляции потребителем, выработки вкуса.

В силу своей природы реклама находится на виду. Она, несомненно, принимает участие в формировании потребительского спроса и тем самым оказывает определенное влияние на жизнедеятельность человека. Так или иначе, но реклама воздействует на формирование ценностей и образ жизни человека.

Своей деятельностью реклама усиливает тенденцию возрастания роли материальных интересов в жизни человека. И, как ни странно, именно эти материальные ценности позволяют достичь новых возможностей, иных целей. Например, покупая современное походное снаряжение (обувь, палатки, рюкзаки), человек получает возможность осуществить более интересные и занимательные путешествия. При этом реклама обладает способностью в определенной степени изменять направление и ориентацию материальных расходов потребителя, а также его привычки.

Уровень влияния рекламы на те или иные стороны жизни определяется конкретным обществом, о котором идет речь, т.е. следует знать, какие существуют в этом обществе ценности, каков уклад жизни.

Реклама, информируя нас о товарах, становится неотъемлемой частью нашего культурного слоя, внося в него свой определенный вклад. Но она не служит формирующим началом общественных ценностей общества в отличие от искусства, литературы и религии.

Проблемы этики и рекламы постоянно находятся в поле зрения общественности, поскольку совершенно ясно, что этика рекламы и другие аспекты рекламной деятельности (социальные и экономические) тесно переплетены.

Положительное и отрицательное воздействие рекламы на общество

Плюсы рекламы

Минусы рекламы

Благодаря рекламным роликам общество участвует в программах защиты дикой природы, которая ведется сейчас по всему миру, в том числе и в России, в программах защиты бесценных исторических и культурных шедевров стран — изобразительного искусства, архитектуры и т.д.

Существует мнение, что реклама воздействует на потребителя на подсознательном уровне, тем самым манипулируя его поведением, вопреки его желаниям.

Для этого применяется широко известный термин -зомбирование’-. Однако проведенные исследования не подтверждают эту точку зрения

Приобщение населения к здоровому образу жизни через рекламу использования натуральных добавок в пищу и витаминных препаратов, рекламу фитнес-клубов. тренажеров, через спонсирование спортивных мероприятий («Ингосстрах- — спонсор Кубка Кремля по теннису, -Балтика» — спонсор чемпионата России по футболу. «Русский продукт» — спонсор соревнований «Лыжня России»)

Не всегда вызывает понимание эмоциональная реклама, т.е. практика обращения рекламы к эмоциям потребителя: в глазах отдельных потребителей такая реклама бывает слишком эмоциональна

Реклама говорит о той дополнительной пользе, которую покупатель приобретает, покупая товар. Так, потребитель выражает свою индивидуальность, выбирая ту или иную марку автомобиля

Существует миф о неограниченном могуществе рекламы, с помощью которой якобы можно продать все что угодно

Реклама генерирует потребность к лучшему уровню жизни — качественное питание. прекрасный отдых, лучшие жилищные условия и т.д.

Отдельные рекламные обращения кажутся раздражающими либо слишком назойливыми

Реклама стимулирует трудовую деятельность: если заработаешь, то сможешь получить. что хочешь (особенно это актуально для современной России)

Реклама табака и алкогольной продукции наносит вред здоровью нации

Рекламируя самое современное оборудование. самые современные технические товары бытового назначения, выпускаемые всеми отраслями промышленности, тем самым она пропагандирует научно- технические достижения

В обществе не существует полного доверия к рекламному объявлению, что связано с недобросовестной рекламой, а иной раз и обманом

Реклама помогает обществу концентрировать внимание на определенных социальных программах

Общество волнует: не слишком ли возвышенные эпитеты используются в рекламе о пользе пищевых продуктов; действительно ли настолько сильны те или иные лекарственные препараты, как о том говорит реклама

Отдельно следует отметить еще одну очень важную и специфическую роль, которую играет реклама в сегодняшней России для становления цивилизованного общества: воспитание зрелой личности через выработку такого личностного качества, как умение сделать сознательный выбор, воспитать в себе твердость не поддаваться на рекламные трюки и уловки, выбрать рациональное зерно из потока рекламной информации. Эта роль рекламы специфична для России, поскольку жизнь в последние десятилетия не давала жителям страны свободного выбора: они пользовались только тем, что государство считало нужным «дать» человеку, и не более того.

Еще раз подчеркнем, что взгляд на рекламу, оценка ее деятельности полностью зависят от конкретной страны с се историческими традициями. Так, в настоящее время в России более 50% граждан отрицательно относятся к рекламе. Эта цифра сопоставима с подобными показателями в других развитых странах.

Психология рекламы

Реклама — это аргументированная в пользу принятия решения информация, которая ориентирована на потенциального покупателя и распространяется по публичным каналам и источникам. В отличие от чистой информации реклама использует средства убеждения, цель ее — обеспечение предпочтения в условиях конкуренции. От обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а ее изучение с определенной, вполне конкретной целью — усилить интерес и внимание к предлагаемым товарам и услугам.

Реклама фактически имеет одно направление — от рекламодателя к объекту воздействия. Обратная связь существует только в виде конечного поведения потенциального покупателя.

Реклама очень изменчива. Здесь нет однажды и навсегда определенных форм. То, что вчера использовалось и привлекало внимание потенциальных потребителей, став сегодня массовым и привычным, может перестать вызывать интерес. За последние годы наше общество, пусть даже в некоем евразийском варианте, уже сформировалось как общество потребления. Реклама для него — одно из важнейших условий существования. Она не только способствует обороту денег и товаров, но и придает вещам кроме функциональной еще и знаковую ценность, формируя таким образом определенную модель жизни.

Конечно, реклама должна привлекать внимание, в этом ее суть. Ведь цель рекламного объявления не просто в том, чтобы его увидели, и не в том, чтобы его услышали и прочли. Цель рекламного объявления — донести информацию о товаре (услуге, фирме, идее) и отношении к нему таким образом, чтобы потребитель проникся большей предрасположенностью к его покупке. Важнейшую роль играет здесь психология как наука о поведенческих мотивах и основах желаний и устремлений человека.

Реклама, очевидно, оказывается более эффективной, когда она переводит свои темы на язык, полный смысла для тех, на кого она стремится воздействовать. Для эффективного воздействия на покупателя реклама должна использовать опыт и других отраслей знания.

Реклама служит множеству разных хозяев для множества разных целей, а ее эффект почти всегда «смазывается» последствиями прочих возможных влияний, поэтому она будет продолжать оставаться сферой действия неопределенных стимулов.

«Реклама и впредь останется занятием, полным неопределенности; ее цель и роль до конца не поняты даже организациями, тратящими на это дело многие сотни тысяч фунтов стерлингов» (Ч. Сэндидж).

Самый элементарный лозунг, самый простой рисунок воспринимаются, запоминаются людьми по внутренним психологическим законам. Итак,

Психология рекламы изучает механизм ее воздействия на мозг человека, а также на особенности восприятия людьми отдельных выразительных средств — текста, изображения, цвета, графического оформления и т. д.

Вопрос эффективности рекламных сообщений, воздействия их на потребителей не является простым. В силу того что реклама в отличие от других источников информации доступна практически всем, проблема ее эффективности зависит от решения научной проблемы индивидуальных психологических различий при общей универсальности психологического архетипа.

Реклама, как явление общественной жизни, требует тщательного психологического изучения. Применение психологической науки позволяет создать условия, при которых между потребителем товара и рекламодателем возникает «диалог», способствующий эффективному сбыту товаров, услуг, взаимопониманию. Это может помочь авторам рекламных идей избежать приписывания собственных представлений о качестве товара потенциальному потребителю. Такая проекция чаще всего ничем не оправдана, так как процесс восприятия рекламы потребителями определяется их психологическими свойствами, а свойства эти не всегда очевидны и крайне разнообразны.

Много психологических схем выработала западная наука в процессе развития знаний о поведении покупателя. Лаконичные формулы AIDA и AlDMA (attention, interest, desire, motivation, action) описывают поведение человека по отношению к товару в виде следующей схемы (Ш. Коди):

Внимание —» Интeрес —» Желание —» Мотивация —» Действие

Однако эти формулы не дают достаточной информации о процессе рекламной коммуникации (Ч. Сэндидж, В. Фрайцбургер, К. Ротцолл): в них ничего не говорится о памяти, об эмоциях, ощущениях, ассоциативном мышлении человека и пр. Разработка рекламы на основе таких формул недостаточно эффективна.

Исследованиями в области психологии рекламы занимались ученые, оставившие весьма заметный след в мировой психологической науке, — У.Д. Скотт (W.D. Scott), Меде (W. Moede), Шульте (K.W. SchuIte), Марбе (К. Marbe), Штерн (Е. Stern), Блюменфельд (W. Blumenfeld), Дж. Б. Уотсон (J.B. Watson), Мюнстерберг (Н. Munsterberg), Гартунген (С. V. Hartungen) и др. Они сделали открытия, которые не утратили своего значения и в настоящее время.

Исторический анализ позволяет выделить две традиции в психологии рекламы, которые условно можно назвать «немецкой» и «американской».

Первая традиция рассматривала рекламу как способ психологического воздействия на потребителей. Психологи искренне полагали, что их главная задача заключается в том, чтобы найти способы воздействия на волю человека, обеспечивающие возможность порождения потребностей в рекламируемых товарах. Предполагалось, что потребности можно создавать искусственно, например, путем внушения. Вторая традиция ориентировалась на процессы опредмечивания потребностей и их актуализации (усиления) средствами рекламы. В рамках первой методологии реклама должна была воздействовать на человека, «заставляя захотеть» приобрести рекламируемый товар, в рамках второй она воздействовала на выбор товаров и услуг, на принятие решения.

Наиболее конкретно теоретические основы психологии рекламы в рамках немецкой традиции были обозначены в 1905 г. в статье Витиса (В. Wities).

Автор полагал, что люди в своем мышлении имеют «параллель к даваемому им через посредство органов чувств, это способность духа перенимать готовые мысли и суждения других мыслящих существ и давать этим суждениям возможность оказывать на них свое интеллектуальное действие». Это явление получило название интеллектуальной рецепции.

С точки зрения Витиса, интеллектуальная рецепция может влиять на человеческое поведение определяющим образом, подобно тому как влияют чувственность и самостоятельное мышление; она может даже противодействовать этому собственному мышлению; так, «слышанное слово, сообщение, воззрение действуют и оказывают часто бессознательное влияние на наше поведение». Победит ли чужое или собственное представление при мотивации, зависит лишь от его живости, ибо воля следует лишь наиболее сильному импульсу, безразлично — чужому или своему, и разум часто оказывается бессильным тому противодействовать.

При этом интеллектуальная рецепция в своем действии подкрепляется рецепцией сенсорной, средствами, воздействующими на наши органы чувств и вызывающими у нас соответствующие представления о достоинствах фирмы или доброкачественности товаров, что, ассоциируясь с яркими ощущениями, и закрепляется в памяти.

Эта концепция во многом исходит из философии бихевиоризма, предусматривающей для психологов изучение поведения людей и животных, а не их психики. Психические процессы в виде субъективных переживаний (ощущения, внимание, память, эмоции и т. д.) в качестве предмета психологического исследования не рассматривались. Его основу составляли внешние реакции (например, двигательные) на стимулы (положительные или отрицательные). Это определенным образом сказалось и на психологических исследованиях рекламы.

Один из основателей бихевиоризма, известный психолог Джон Б. Уотсон, считал, что люди действуют, как машины, и что их поведение в качестве потребителей можно контролировать и предсказывать, как поведение других машин. Для того чтобы управлять потребителем, «необходимо лишь поставить перед ним фундаментальный или условный эмоциональный стимул. сказать ему что-то такое, что скует его страхом, или вызовет легкое раздражение, или вызовет приступ нежности и любви, или коснется глубоко запрятанных психологических или житейских потребностей».

Он предполагал, что поведение потребителя необходимо изучать в лабораторных условиях и что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержание, сколько на форму и стиль, должны стремиться произвести впечатление новым дизайном или образом. Цель рекламы состоит в том, чтобы заставить потребителя почувствовать неудовлетворенность теми товарами, которыми он пользуется в настоящее время, и разбудить в нем желание обладать новыми.

Американская психология рекламы исходит из положения о том, что огромный вклад, вносимый рекламой, заключается не в навязывании людям того, что хочет рекламодатель, а в демонстрации того, что хотят люди. «Из сказанного, вероятно, ясно, — пишут Ч. Сэндидж, В. Фрайцбургер и К, Ротцолл, — что фундаментальные человеческие потребности нельзя создать и что даже лежащие на поверхности потребности поддаются постепенному изменению под воздействием рекламы лишь в незначительной мере». С точки зрения этого «неманипулятивного» подхода самый благоразумный курс действий для производителей — добиваться, чтобы их товары гармонировали с фундаментальными потребительскими запросами и нуждами, а не пытаться привести эти фундаментальные потребности в соответствие с особенностями своих товаров. Психолог в этом случае в большей степени занимается диагностикой и оценкой, чем манипулированием.

Следует отметить, что для современного производства характерна тенденция создания товаров, о свойствах которых потребители первоначально ничего не знают. Современные технологии опережают спрос. Возникает иллюзия, что реклама порождает потребность. Именно поэтому в настоящее время классическая немецкая методология в психологии рекламы все еще находит последователей.

Обе тенденции реально существуют сейчас в психологической науке о рекламе.

Это происходит еще и потому, что эксперименты всегда давали позитивные знания о психических процессах человека, воспринимающего рекламу, и следовательно, могли быть сразу же использованы на практике независимо от их теоретической интерпретации. Ведь результаты любого эксперимента в этой сфере можно интерпретировать и с позиции манипулирования человеческой волей, и с позиции изучения и использования потребностей и возможностей человека.

Более эффективны деятельностный и системный подходы в изучении рекламы. Системный подход учитывает, что реклама — составная часть маркетинговой политики фирмы. Деятельностный подход рассматривает развитие и функционирование психологических процессов, таких, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, мотивы и т. п., но не самих по себе, а как единого целого. Природа создания рекламного сообщения близка искусству: нет точных рецептов, велика роль интуиции в сочетании в тексте слова, образа, музыки, цвета, структуры и композиции.

Креативность и психология рекламы

Что есть творчество? Латинское слово «сrеаtе» означает изготовлять, рожать, создавать. Поэтому творчество в смысле креативности можно понимать как «создание идей». Но достаточно ли этого?

Имеются сторонники того мнения, что под творчеством следует понимать создание чего-то нового. Возникает вопрос: для кого эта новизна — для того, кто ее измыслил, для человечества или для какой-то его части? Поэтому одной новизны недостаточно. Можно ежечасно мысленно творить что-то новое. Что бы вы сказали, например, по поводу маленьких летающих блюдец, порхающих вокруг нас и обогревающих нас? Такие нагревательные приборчики, избавляющие от необходимости отапливать все помещение! Идея эта может считаться новой, но она вряд ли реализуема. Она бесполезна. Можно ли назвать творчеством создание нового, но ненужного? Некоторые теоретики считают, что можно. В практике рекламы такое определение бессмысленно. Рассмотрим несколько определений:

  • Креативность определяется стремлением создать нечто, в данный момент признаваемое группой разумным и полезным.
  • Подлинное творчество подразумевает ответ или идею, которые новы или в статистическом смысле редки и которые можно воплотить полностью или частично. Творчество служит решению проблемы, улучшению состояния, достижению цели. Оно также подразумевает критическую оценку оригинальности и реализуемости и возможность развития в полном объеме.
  • Креативность есть человеческая способность избирать новые, неизвестные сочетания продуктов мыслительной деятельности. Таким образом, речь идет о воображении или о мыслительном синтезе, большем, чем простой охват. Творчество ведет к построению новых систем и новых комбинаций известных фактов, а также к переносу известных отношений в новые ситуации и созданию новых коррелятов. Творческая деятельность намеренна и целенаправленна, небесполезна и не фантастична, хотя бы ее результат и невозможно было непосредственно применить на практике, хотя бы он выглядел незавершенным. Продукт творчества может принять форму произведения искусства, литературы или науки, а также рекомендаций технического или методологического характера.
  • В основе творчества лежит способность соотносить до сих пор несо-отнесенные отношения, что ведет к созданию новых мыслительных схем, в которых воспринимаются новый опыт, новые идеи или продукты.
  • Креативность означает комбинирование идеи, концепции, техники с другой идеей, концепцией, техникой.
  • Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: «Творчество — созидание как деятельное свойство».
  • Большой энциклопедический словарь (под ред. A.M. Прохорова): «Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности».
  • Энциклопедический словарь Майерса: «Креативность, потенциал творчества — способность к продуктивному мышлению и к оригинальной переработке и конкретизации его результатов (например, в форме произведений искусства). Творческий человек характеризуется самостоятельностью и открытостью миру, а также духовной гибкостью и нетрадиционным стилем мышления. Зачастую он обнаруживает стойкость в несчастьях. Различными стадиями творчества являются обнаружение проблемы или недостатка, пробела, несоответствия (например, в теоретической или практической системе), адекватная постановка проблем, формулировка гипотез и поиск решений (завершаемый проверкой правильности, новизны и применимости) и, наконец, изыскание средств для утверждения полученного результата и собственных усилий вопреки установившимся представлениям».
  • В языкознании: составляющая completence (см. выше), способность индивида самостоятельно строить новые для него тексты, т. е. заниматься речетворчеством.

Что составляет противоположность креативности? В ответ можно услышать слова вроде «глупость», «безыдейность», «мыслительный затор», «тупость», «низкий интеллект» и т. п. Уже говорилось о том, что мир не дан человеку в адекватном знании (см. выше), он ограничен чувственным опытом. Но существуют люди, которые еще сужают этот ограниченный мир. К ним принадлежат, например, те, кто, пожав руку собеседнику, бегут мыть ее с мылом. Их мир ограничен их воззрением на гигиену. Это невротики омовений. Тотальное ограничение восприятия мира — невроз.

Креативность стремится к прямо противоположному результату. Она ищет возможности разрушить барьеры восприятия мира и истины и расширить возможности восприятия. С этой точки зрения, разделяемой некоторыми психологами, противоположность креативности — один из видов невроза.

Творчество исходит из текучести, гибкости и оригинальности мышления. Они свойственны любому человеку — остальному можно обучиться. Мы различаем два вида техники креативности:

  • методы поиска идей,
  • психологические методы.

Первые методы относятся преимущественно к систематическому поиску (например, в области морфологии). В обсуждаемом смысле они не имеют почти ничего общего с креативностью. Каждый, кто планомерно ищет, обретет нечто, способное удивить и заинтересовать других.

Методы креативности имеют ближайшее отношение к области мысли. Большинство методов родственны и имеют отношение к трем названным выше факторам креативности (текучесть мышления = мера; гибкость мышления = частая смена категорий; оригинальность мышления). Есть методики креативности, целиком сосредоточенные на производстве новых идей. К ним относится классическая мозговая атака. Она позволяет выявить все, относящееся к обсуждаемой теме. Из множества идей одна-две должны оказаться ошеломляющими, оригинальными. Используется принцип перехода количества в качество.

Прочие методы, например синектика, напротив, стремятся к нахождению единственного решения, которое должно характеризоваться высокой степенью воздействия и оригинальности. Это очень сложные методы, они требуют специальной подготовки. Есть еще область методики, посвященная форсированию категориального мышления, преодолению определенных схем. Результатом также предполагается появление оригинальной идеи.

С трудом поддается прогнозированию — именно в силу отмеченных обстоятельств — и воздействие текста на аудиторию. Но тут аналогии заканчиваются. Если искусство может и должно жить в безмерной амплитуде оценок (в этом его сила: каждое поколение открывает в нем свое, да и каждый человек в едином временном пространстве, воспринимая произведения искусства, по-своему его трансформирует), то реклама по своему определению обязана вызывать унифицированное восприятие. Слишком прагматичны цели создания такого текста, слишком много стандартных установок нужно от потребителей создателям рекламы, чтобы допускать многовариантное ее понимание. Именно поэтому профессиональная реклама стремится вся «поместиться» в отрезок «нравиться». Ведь это хотя и минимальное, но необходимое условие всех остальных стадий воздействия ее на потребителя, вплоть до поведенческих.

Модели воздействия рекламы

Д.А. Леонтьев, положив в основу модель AlDA, предложил новую схему механизма воздействия рекламы:

внимание —» восприятие —» понимание —» смысл —» запечатление —» привлекательность —» доверие —» выбор —» действие.

Это так называемые барьеры, а не просто психологические процессы, задействованные в восприятии рекламы. Эффективное рекламное сообщение должно преодолевать все эти барьеры, оно должно обладать такими характеристиками и свойствами, которые будут способствовать этому преодолению. На каждом из выделенных этапов работают свои психологические закономерности и применяются специфические технологии.

Наиболее эффективными представляются сегодня следующие психологические рекламные модели, выделенные в соответствии с главным рассматриваемым вопросом/проблемой.

Рекламируются продукты высокой или низкой вовлеченности? Заинтересован ли клиент в продукте эмоционально/духовно или речь идет о стандартных товарах повседневного потребления?

Модель привлечения внимания (модель рекламы)

Желательно ли возбудить внимание любой ценой?

Концентрация на возможностях памяти, таких, как распознавание и запоминание, если ставится задача узнавания продукта наибольшим числом потребителей.

Формирование позитивного настроя относительно марки путем формирования представления о контролируемой полезности продукта.

Применение результатов исследования действенности рекламы. Не следует ли, к примеру, воздействовать на ключевые раздражители (любовь к детям, секс/эротика) для усиления потребительской мотивации?

Применение результатов исследований механизма проницаемости и жизненного цикла. В определенный момент жизненного цикла реагируют определенные психосоциальные группы (неофилы, новаторы, широкие массы, традиционалисты).

Учет последовательной преданности потребителя своему окружению.

Воздействие на различные составляющие мозга (ствол, лимбическая система, неокортекс).

За последние десятилетия обстоятельства и область действия рекламы претерпели драматические изменения. Причина кроется в изменении рыночных условий. Кратко это сформулировано следующим образом: насыщение рынка и соответствующая модификация поведения потребителя. На насыщенном рынке предложения часто взаимозаменяемы, а продукты в общем достигли предела совершенства. Качество все более делается условием само собой разумеющимся с тем последствием для информации о продукте, что для потребителя оно представляет интерес подчиненный.

Поэтому форма рекламы приобретает новое значение: не эффективность продукта отличает его от прочих, а эффективность рекламы — а тем самым способность ее создателей при помощи стилистических средств придать рекламируемому объекту своеобразие, выделить его.

Другая причина изменения условий рекламы заключается в резком и массированном изменении системы ценностей. Раньше пользователь жил в мире «или-или» («Мерседес» или «Фольксваген», поп-культура или панки). Теперь возможности дифференцировались, индивидуализировались — от внешних признаков и способов поведения стало гораздо труднее проникнуть к уровню внутреннего настроя. В будущем многие в мире потребления станут жить в сосуществующих сферах: сегодня роскошь, завтра непритязательность. Четко очерченные типы потребителя (жизнелюб, консерватор или любитель технических новинок) размылись. Потребители перескакивают из одного стиля жизни в другой почти непредсказуемо.

Главная причина, конечно, состоит в информационной перегрузке общества и в особенности в обременении его рекламой. Согласно проведенным исследованиям, воспринимается лишь около пяти процентов направляемой информации. Например, для восприятия объявления в журнале требуется от 35 до 40 сек. Читатель же уделяет ему 2 сек.

Универсальным остается только переживание. Что такое переживание с т.з. психологии рекламы? Это содержание переживаемого или, точнее, «любое впечатляющее событие». Траурная церемония в этом смысле является впечатляющим событием — однако мы бы не захотели ее повторить. Мы ищем позитивных переживаний, приятного времяпрепровождения, что сопряжено с физической и психологической разрядкой. Переживания можно спланировать и организовать (ТВ, цирк, спортивное мероприятие) или развить непосредственно (игры, танцы, чтение, музицирование). Для того чтобы встроить все это многообразие в картину мира, компании следует заинтересовать клиента оплачиваемыми и неоплачиваемыми компонентами.

К области оплачиваемых компонентов относится основной результат: продукт, упаковка, инструкция к применению и т.д.

Совершенно бесплатны гратификационные результаты: выпадение из будней, снятие физического и психологического напряжения и рекламный результат: печатные материалы, сувениры (преимущественно монологизированного характера).

Гратификационный менеджмент включает понятие потребности и ассоциацию с бесплатностью. Это очень желательно.

Типология гратификации зависит от результатов различных опросов, выявляющих основу привлекательности.

1. Гратификация посредством удовольствия/развлечения:

  • Побег из рутины («Что-то новенькое»)
  • Снятие груза жизненных проблем («Это помогло мне отрешиться от проблем»)
  • Эмоциональное высвобождение, снижение давления обстоятельств («Я опять смог засмеяться»)

2. Гратификация посредством личных отношений:

  • Исключение одиночества путем установления товарищеских отношений («Пока мы были вместе, я ощущал товарищество»)
  • Чувство принадлежности путем пробуждения сознания социальной значимости

3. Гратификация путем развития или установления личной идентичности:

  • Развитие идентичности путем личного упоминания/привлечения («Мне позволили участвовать», «Он даже назвал меня по имени»)
  • Упорядочивание внутренних отношений личности посредством поиска истины («Поговорив с вами о жизни/приготовлении пищи/ вождении автомобиля, я лучше понял свою жизнь»)
  • Укрепление личного достоинства посредством утверждения собственных мыслей/действий относительно (обычных) высказываний/действий («Даже профессор со мной согласился»)

4. Гратификация посредством контроля над событиями:

  • («Как только я увидел предложение, то сразу понял, что жизнь моя улучшится»)
  • Докажите свою способность положить в основу непосредственного общения один из следующих трех моментов:

— Формирование отношений и идентичности

Два термина — влиятельность и активизация — являются для психологии рекламы базовыми. Психологические аспекты влиятельности сегодня определяются, в частности, следующими тезисами.

  • На детей и молодежь легче влиять, чем на взрослых.
  • Следует учитывать право и мораль.
  • Женственные личности в принципе более подвержены влияниям, чем мужественные.
  • Необходимо учитывать экспансию феминизма.
  • На людей с низкой самооценкой, соответственно с неразвитой способностью к суждению влиять легче.
  • Полезнее апеллировать к эротическим, престижным, рациональным и социальным представлениям, чем к страху.
  • По поводу активизации полезно знать, что нейтральная информация активизирует существенно слабее, чем негативная или позитивная.
  • Нейтральная информация забывается быстрее всего, за ней — негативно окрашенная и позже всех — позитивная.
  • К позитивной активизации должны вести правдоподобные и понятные сообщения.
  • Активизации содействует также обработка информации.
  • В рекламе практически отсутствует опасность чрезмерной активизации. Даже самые мощные усилия приводят к умеренному росту эффективности рекламы.
  • Длинные сообщения в рекламе перерабатываются только тогда, когда это влечет соответствующее увеличение длительности активизации.
  • В связи с последним высказыванием следует иметь в виду, что очень сильная активизация и сильное возбуждение прежде всего должны служить целям рекламы, а не информирования по другим вопросам (например, в области секса).
  • Отсутствие эмоций не позволяет начаться процессу активизации.
  • Следует различать продукты с высоким продажным риском, которые лучше распространять путем личных контактов, и продукты с низким продажным риском, для распространения которых подходят средства массовых коммуникаций.

Подготовлено по материалам книги: Е.Н. Зарецкая. Деловое общение. — М. 2002

Роль рекламы в бизнесе

экономические науки

  • Женин Никита Игоревич , студент
  • Савенков Александр Федорович , студент
  • Тяптин Сергей Андреевич , студент
  • Уфимский государственный авиационный технический университет
  • Похожие материалы

    Как всем известно — реклама это двигатель продаж. Ведь чтобы о новом товаре узнали, нужно показать потенциальным покупателям преимущества данного товара, либо напомнить о уже существующем товаре на рынке. Каждый бизнесмен открывая свое дело непременно откладывает средства на то чтобы разрекламировать свой товар.

    Я думаю большинство бизнесменов не один раз слышали фразу, которая стала такой популярной в последние годы: «Вести бизнес без рекламы — это как подмигивать девушке в полной темноте».

    Реклама в бизнесе — инструмент который не возможно изменить, призванный подготовить вашего потенциального клиента/покупателя к покупке либо просмотру товара. Мягко говоря без рекламы не сможет обойтись ни одна компания, она призвана продвигать все новые и новые товары. Я думаю что она существовала с самого начала времен торговли. Даже в древние времена торговцу нужно было показать что его товар лучше чем у соседа. Пускай его товар и не был таковым, но правильно подобранные слова всегда делали свое дело. В наше время реклама вышла на совершенно новый уровень, для создания небольшого рекламного ролика уходят месяцы времени. Изучаются потенциальные покупатели, их привычки, семейное положение, доход, статус в обществе, далее нужно правильно преподнести товар чтобы побудить их к действию. Реклама в нашем мире на каждом шагу и хочешь ты этого или нет ты подвергаешься ее воздействию. Есть даже мировые бренды которые бывают не лучшего качества, но с хорошей рекламной подачи становятся очень популярными. Взять, например, айфон, он уступает по техническим характеристикам многим смартфонам, но о нем мечтает огромное количество людей. Спросите — почему? От вет прост, у него очень хорошая реклама. Покупая такие товары человек считает что он прировнялся к наиболее высокому по статусу классу людей. На самом деле в жизни человека мало что меняется, но его мнение о своем положении меняется. Позже выйдет новая модель телефона, а старая перестанет быть признаком высокого статуса, тогда он пойдет и купит новую модель, и снова будет чувствовать себя лучше. Для бизнеса в свою очередь это очень хорошо, так как при достаточном финансировании рекламы они могу хорошенько сэкономить на качестве.

    Что касается принципиально нового товара на рынке, то без рекламы ему не обойтись. Он должен зарекомендовать себя, заявить о себе, показать свои преимущества перед конкурентами. Целью рекламы в данном случае выступает освещение нужных, лучших сторон и сокрытие слабых мест. В то же время не нужно тыкать пальцем в слабости конкурентов, это может негативно сказаться на репутации компании.

    Роль рекламы — заключается в том чтобы вызвать желание иметь что-либо, чего мы возможно еще не имеем или ищем, в том объеме, в котором могли бы. Желание в свою очередь побуждает нас к действию — покупке. Термин «реклама» произошел от латинского слова «Reklamare» — «громко кричать» или «извещать» (в Древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах скопления народа).

    Реклама — это балансирование на границе здравого смысла и творческого полета, оригинальной идеи и «оригинальничания». Главная задача представляет собой поиск нетривиального решения, яркого и запоминающего образа. В то же время реклама — это не только искусство, но наука, бизнес, и поэтому, экстравагантный креатив — дело высоких профессионалов. Исключительно огромный практический опыт и отменное владение техникой могут позволить нам создавать шедевры рекламного искусства, опираясь на интуицию. Написать «Черный квадрат» мог не только Малевич. Но я не думаю что «Черный квадрат» рук непрофессионала может пользоваться аналогичной славой. В первую очередь реклама несет в себе информацию, обычно она представлена в сжатой, художественно выраженной форме, окрашенную эмоционально и доводящую до сознания и внимания потенциальных покупателей, самые значимые факты и сведения о товарах и услугах. При всем этом стоит отметить, что реклама — всегда информация, а информация — не всегда реклама.

    В наше время принято считать, что ведение бизнеса — это дело сильных. Помимо этого, стоит отметить, что на данный момент самыми сильными становятся обычно не компании, которые производят самые качественные продукты, а те — кто, набирает самых сильных специалистов по связям с общественностью, маркетологов и пиарщиков.

    Виды рекламной деятельности мы можем собрать в классы по сферам деятельности и предметам:

    • экономика — производство, торговля, финансы, предложения рабочей силы, поиски работы;
    • бытовые услуги — починка, пошив, изготовление предметов быта, отдыха;
    • интеллектуальные услуги — образование, медицина, книги, пресса, туризм; • зрелища — цирковые, театральные, концертные;
    • религия — миссионерские воззвания, религиозные плакаты, приглашения к ритуальным акциям;
    • политика — агитация за кандидатов на выборах, лозунги митингов, демонстраций, манифестаций;
    • юриспруденция — сообщения о пропавших, поиски преступников, приглашения на судебные процессы;
    • наука и экология — реклама просветительского направления, научная популяризация в листовках, плакатах, проспектах, буклетах;
    • семейные и межличностные отношения — брачные объявления, приглашения к знакомству, к совершению совместных путешествий, вступлению в дело.

    Перечисленные выше виды рекламной деятельности имеют совершенно разные предметы и объекты рекламного воздействия. Самой распространенной отраслью рекламной деятельности является торговая реклама, предметом рекламного воздействия — товары, торговые предприятия, услуги, оказываемые данными предприятиями. По своему содержанию торговая реклама — это целенаправленное распространение информации о потребительских качествах товаров и различных сопутствующих товаров, услуг, предпринятое для привлечения к ним внимания потребителей, имеющее цель создать спрос на товары и услуги и увеличения их реализации.

    Реклама по сути своей имеет в себе цель донести информацию. Ведь благодаря информации она воздействует на сознание людей. Она должна донести сведения и тонко намекнуть о тех преимуществах которые получит покупатель от этого товара. С количеством информации в данном случае не следует слишком стараться, так как когда реклама несет слишком сильную информативную нагрузку она может и отпугнуть покупателя или заставить его скучать. Реклама несет в себе позитивные эмоции, она побуждает к действию. Реклам должна напоминать о себе когда покупатель видит товар на полке. Реклама использует в себе многие приемы из искусства, сочетания цветов, построение композиции и так далее. Каждый рекламный случай индивидуален, и нельзя использовать одни и те же методы при продвижении разных товаров. Покупатели очень сильно различаются друг от друга, поэтому при создании товара, а следовательно и рекламы пытаются охватить как можно большую группу людей, различных по многим признакам.

    Реклама, с одной стороны, доносит до потребителей сведения, которые необходимы для покупки и использования товаров, а с другой, сочетает свою информативность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое давление. Исходя из перечисленного можно отметить, что сама по себе реклама — одновременно и работа, и искусство.

    Выделяют следующие основные функции рекламы:

    • экономическая;
    • информационная;
    • коммуникационная;
    • контролирующая и корректирующая;
    • управление спросом.

    Реакция, которая возникает у человека после просмотра рекламы, формируется с помощью использования приемов и способов воздействия, которые принадлежат большому искусству, — метафор, гипербол, аллегорий, ассоциаций.

    В то же время не во всех отраслях торговли разрешена реклама их продукции на телевидении, например алкоголь и табак, но они в свою очередь устраивают промо акции и презентации новых продуктов.

    Есть компании которые очень мало затрачивают денег на рекламу, они перекладывают эту работу на своих клиентов. Как пример можно привести сетевой маркетинг, там каждый участник должен рассказать и предложить товар потенциальным клиентам. Должен признать что эта система очень отлажено работает, ведь есть финансовые пирамиды которые под собой не имеют никакого товара, они расчитаны лишь на выгоду тех кто раньше в нее попал. Исходя из этого можно предположить что реклама может помочь получить прибыль не продавая какие либо товары либо услуги, ведь главное в рекламе — это донести идею до потенциального клиента. Поэтому у каждой такой группы клиентов своя реклама, расчитанная с учетом их привычек, статуса и семейного положения.

    Отсюда мы можем сделать вывод, что не существует рекламы, которая подходила бы всем видами типам предприятий. В каждом случае имеется свой свод правил которых нужно придерживаться. В рекламе содержится как деловой подход, так и творческий процесс, поэтому мы должны сочетать в ней лучшие качества обеих отраслей рекламы. Она призвана помочь в продвижении и распространении товара или услуги. Реклама — это двигатель бизнеса, а точнее топливо. Именно благодаря рекламе многие корпорации сколотили огромное состояние. Как говорилось выше — иногда реклама дает больше пользы чем даже качество товара или услуги. Она используется во многих компаниях планеты, а где ее нет, тот бизнес скорее всего придет к банкротству. Во многих отраслях науки так же использется реклама. Из минусов наверное можно подчеркнуть лишь то, что нельзя точно подсчитать какую прибыль принесла компании реклама, потому что нельзя узнать что побудило клиента обратиться в наше предприятие. Но в любом случае реклама имеет позитивный эффект и благоприятно воздействует на финансовое состояние предприятия, не считая конечно затрат на саму рекламу.

    Список литературы

    1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990
    2. Дональд У., Гордон И.И. и др. Основы рекламного дела – Самара, 1996
    3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, выступать публично. Как перестать беспокоиться и начать жить – М., 1990

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Реклама является одной из самых известных и привлекательных тем в маркетинге. Эффект от рекламы нередко переоценивают, говоря, что реклама может соблазнять людей покупать вещи, которые им не нужны. Эксперты с этим не согласны. С их точки зрения реклама не способна манипулировать людьми, если она плывет против течения социальных сил. Единственное, что она может делать — это смещать акценты и регулировать существующие идеи и поведение.

    2.1 Типы рекламы

    На основе различных критериев реклама может быть разделена на большое количество типов:

    Стимулирующая реклама. Целью стимулирующей рекламы является достижение немедленно измеримого эффекта увеличения продаж. Большое количество стимулирующей рекламы можно встретить в розничной торговле, но она также используется и производителями и часто в сочетании со стимулированием продаж.

    Тематическая реклама. Тематическая реклама ориентирована на долгосрочный эффект. Ее основная цель заключается в оказании помощи в создании и поддержке добавочной ценности продукта для формирования положительного имиджа торговой марки.

    Прямая реклама. Прямая реклама означает, что и реклама и средство рекламы совпадают. Таким образом, потребитель получает рекламу напрямую, а не через средства массовой информации. Прямая реклама предполагает также прямую рассылку.

    Корпоративная реклама. В этом случае рекламируется не сам продукт, а компания, которая его производит. Корпоративная реклама часто является частью маркетинговых связей с общественностью (PR). Ее цель — формирование или укрепление позитивного отношения к компании в целом.

    Обобщенная реклама. Целью обобщенной рекламы является повышение спроса на тип продукта (первичный спрос, спрос на продукт в целом). Обобщенная реклама в большинстве случаев является также коллективной.

    Избирательная реклама. Целью избирательной рекламы является влияние на спрос на определенную торговую марку (определенного производителя).

    Коллективная реклама. Коллективная реклама означает, что компании одного профиля рекламируются вместе. Примеры: хлеб, тропические фрукты.

    Совместная реклама. Совместная реклама — это реклама нескольких компаний, которые впрямую не конкурируют друг с другом. Пример: текстильная продукция плюс стиральные порошки.

    Объединенная реклама. Объединенная реклама — это совместная реклама одного продукта производителем и продавцом. Затраты на такую рекламу могут быть поделены различными способами.

    Реклама на месте продажи. Эта реклама касается места, где продается продукт (плакаты, наклейки на окна/витрины).

    Сравнительная реклама. В случае сравнительной рекламы производитель сравнивает свой продукт (или продавец сравнивает свой магазин) с продуктом или магазином одного или более конкурентов.

    Некоммерческая реклама. Некоммерческая реклама существует для продвижения некоммерческих проектов. Если цели проекта соответствуют интересам общества в целом, то рекламные агентства будут иногда организовывать некоммерческую кампанию или готовить бесплатные рекламные ролики (объявления), а средства массовой информации могут печатать или транслировать ее бесплатно.

    Изустная реклама. Изустная реклама — это реклама, которая не исходит из оригинального источника. Люди любят делиться своим опытом для того, чтобы доставить удовольствие другим или оправдать себя. Иногда рекламное сообщение само по себе является предметом разговора.

    2.2 Решения по рекламе

    В отношении использования инструмента рекламы различают следующие решения:

    определение целевой группы и целей рекламы;

    составление бюджета на рекламу;

    определение рекламной стратегии;

    выбор рекламного сообщения;

    выбор средства рекламы;

    измерение эффекта от рекламы.

    Все эти решения сложным образом взаимосвязаны. Например, бюджет влияет на рекламное сообщение и выбор средства, но сообщение и средство в свою очередь также определяют бюджет. В последующих разделах каждое из упомянутых решений будет рассмотрено отдельно.

    2.2.1 Составление бюджета на рекламу

    После определения рекламных целей и целевой группы для определенного продукта, необходимо составить бюджет (выделить средства) на рекламу этого продукта. Рассмотрим ряд методов составления бюджета

    выделение средств на рекламу на основе объема продаж,

    выделение средств на рекламу на основе того, что компания может себе позволить,

    выделение средств на рекламу на основе анализа политики главного конкурента,

    выделение средств на рекламу на основе общих затрат на рекламу в отрасли бизнеса,

    выделение средств на рекламу на основе целей и задач,

    противо — циклическое составление бюджета.

    2.2.1.1 Наивные методы:

    Выделение средств на рекламу на основе объема продаж

    Этот метод называется наивным потому, что бюджет не определяется явной целью. Бюджет на рекламу устанавливается в процентах от ожидаемого объема продаж в предстоящий период (метод «процент от продаж»). Это простой метод, и по этой причине он широко используется, особенно в малых компаниях (например, в розничной торговле). Исходя из ситуации на рынке и динамики конкуренции, процент может ежегодно пересматриваться. В вариантах этого метода формирование бюджета на рекламу происходит на основе продаж прошлого года или путем увеличения/уменьшения бюджета на рекламу прошлого года на несколько процентов. С теоретической точки зрения этот метод имеет недостатки. Например, причина и следствие меняются в нем местами: продажи помимо прочего, зависят от рекламы, а не наоборот. Кроме того, когда используется этот метод, нет явного анализа того, как дополнительные затраты (на рекламу) соотносятся с возможными дополнительными продажами. На практике этот метод имеет также тот недостаток, что в периоды сокращения продаж, когда требуется дополнительная реклама, бюджет на рекламу вместо того, чтобы увеличивать, урезают.

    Бюджет на рекламу на основе того, что компания может себе позволить.

    Сколько денег может быть потрачено, это, конечно, зависит от выручки компании. На первый взгляд, этот метод похож на метод выделения средств на основе будущих продаж. Тем не менее, это не так. Бюджет на рекламу составляется в последнюю очередь и должен сбалансировать весь бюджет компании. Это означает, что связи между бюджетом на рекламу и ориентацией на определенный объем продаж нет. Повышение затрат на другие статьи, например, развитие продукта, будет всегда происходить за счет бюджета на рекламу.

    Выделение средств на рекламу на основе анализа политики главного конкурента.

    Этот метод основан на том, что компания пытается выяснить, сколько тратит на рекламу главный конкурент, а затем на основе этого составляется свой бюджет. Это опасный метод. Реклама является одной из составляющих комплекса маркетинга, и ситуация конкурента может быть совершенно другой с точки зрения пропорций в расходах по составляющим комплекса маркетинга: продукт, распределение, цены и продвижение. Копирование (с возможным изменением) только одного элемента — бюджета на рекламу, не дает никаких гарантий на успех. Данные относительно бюджета на рекламу у конкурентов часто получают от компаний, которые специализируются на сборе, сортировке и учете рекламных материалов.

    2.2.1.2 Выделение средств на рекламу на основе общих затрат на рекламу в отрасли бизнеса

    Этот метод также рассматривает поведение конкурентов как исходный пункт анализа, но основывается на том факте, что существует связь между долей в рекламе и долей на рынке (правило конкурентного паритета). Это соотношение исследовал Дж. О.Пекхам, который обнаружил, что для тех продуктов, которые присутствуют уже на рынке в течение некоторого времени, это соотношение равно 1:1. Это означает, например, что для получения 20% рынка необходимо потратить 20% от общих затрат на рекламу в отрасли бизнеса. Этот метод называют также методом доли голосов. По Пекхаму, соотношение 1:2 будет актуально для тех продуктов, которые находятся в начале своего жизненного цикла. Это значит, что для того, чтобы получить 20% рынка, на рекламу необходимо затратить 40%.

    2.2.1.3 Выделение средств на рекламу на основе целей и задач

    Это наилучший подход. Количественно определенные цели рекламы позволяют составить необходимый бюджет для того, чтобы достичь их. Это заставляет рекламодателя обосновать цели рекламы и найти наилучший способ их достижения.

    Пример. Предположим, что цель рекламы состоит в том, чтобы 10% маркетинговой целевой группы узнали о данной торговой марке в течение определенного количества месяцев. Прежде всего, нужно определить (по опыту), сколько раз нужно получить сообщение, чтобы узнавать торговую марку. Допустим, шесть раз. Предположим, что одно из двух сообщений замечается. Это означает, что 10% целевой группы должны получить сообщение 2 * 6=12 раз. Используя данные о попадании различных рекламных средств, можно будет выбрать то, которое достигнет 10% целевой группы. Затраты на размещение одного рекламного объявления также известны. Предположим, что они составляют $ 10 000. Для того чтобы реализовать цель, понадобится, по крайней мере, 12 х $ 10 000 = $ 120 000.

    Было разработано также огромное количество модификаций этого метода. На практике описанный подход вызывает ряд проблем:

    с процентом известности данной торговой марки (процент людей, которые помнят или замечают ее): его трудно определить, поскольку косвенно он основывается на целях в области объемов продаж;

    с определением количества предъявлений, которое необходимо для достижения известности торговой марки;

    с определением количества запусков рекламы (повторений рекламного объявления), которое необходимо для достижения нужного количества предъявлений.

    2.2.2. Выбор рекламного сообщения

    Цель рекламы показывает, каков должен быть поведенческий эффект от рекламы. Стратегия рекламы показывает, где в процессе принятия решения потребителем мы хотим достичь нашей цели. Сообщение показывает, что должно быть сказано, чтобы оказать влияние на процесс принятия решения потребителем, чтобы таким образом добиться желаемого эффекта.

    Процесс определения рекламного сообщения можно разделить на три шага, для каждого из них могут использоваться разные термины:

    предложение (стратегия текста, определение центральной темы, определение платформы (базового текста));

    разработка концепции (творческая стратегия);

    Предложение — это изложение выбранной стратегии на языке потребителя. Предложение должно показывать причину, по которой потребитель должен купить продукт. Это политическое решение, обеспечивающее базу для долгосрочного создания имиджа. Результатом предложения является так называемая «платформа» (базовый текст): сообщение в телеграфном стиле на понятном языке, которое используется для творческой разработки.

    Для того, чтобы определить предложение, прежде всего, собирается разного рода информация, относящаяся к рекламному сообщению:

    о типе продукта;

    о торговой марке;

    о целевой группе;

    об обстоятельствах (условиях), в которых используется продукт;

    о критериях принятия решения;

    о конкурентах (кто они, позиционирование).

    На основе этой информации вырабатывается предложение. Например, если выбранная стратегия должна подчеркнуть центральные достоинства продукта, то пивоварня могла бы выделить приятную атмосферу и утоление жажды. Производитель зубной пасты может выделить белые зубы, здоровые зубы, свежее дыхание. Туроператор может выделить комфорт, осмотр музеев и достопримечательностей или захватывающие приключения.

    2.2.2.2 Разработка концепции

    На этой стадии разработки рекламного сообщения определяется, как предложение будет передаваться потребителю. Это транслирование (кодировка) предложения (черновой версии сообщения) в творческую идею таким образом, чтобы потребитель получил правильное ощущение от сообщения. Концепция должна вызвать у потребителя эмоцию. Эмоция должна отражать различие между содержанием предложения («что» мы хотим донести до потребителя) и концепцией («как» мы намерены донести до потребителя эту информацию).

    Ощутимым результатом на стадии концепции обычно является первый (черновой) проект с заголовком. Эту работу выполняют творческие специалисты рекламных агентств (авторы и дизайнеры).

    Основные формы для концепций

    Существует несколько основных форм, которые могут служить начальной точкой для разработки концепции:

    Концепция эффекта. Выделяется эффект от использования продукта.

    Концепция проблемы. Если используется эта концепция, большое внимание уделяется определению и признанию проблемы, и затем представляется продукт как решение этой проблемы.

    Концепция ассоциации. Продукт ассоциируется с чем-то, что ясно передает желаемый имидж или желаемую характеристику.

    Концепция объяснения. Если используется эта концепция, то выделяется определенное (обычно уникальное) качество продукта и объясняются его преимущества.

    Концепция сравнения. Это означает, что продукт сравнивается с конкурирующими продуктами. Это может быть тип продукта в целом, это может быть продукт X, даже название другого конкретного продукта может быть упомянуто в ряде случаев. Как мы увидим дальше, в отношении этой последней формы сравнительной рекламы существуют разного рода ограничения.

    Под реализацией мы понимаем окончательную доработку концепции, которая была выбрана:

Читайте также:  История россии с точки зрения математиков
Источники:
  • http://psyfactor.org/lib/psyrecl.htm
  • http://novainfo.ru/article/12553
  • http://studfiles.net/preview/4078507/page:2/