Меню Рубрики

Развитие вселенной с точки зрения философии

ВСЕЛЕННАЯ (от греч. «ойкумена» – населенная, обитаемая земля) – «все существующее», «всеобъемлющее мировое целое», «тотальность всех вещей»; смысл этих терминов многозначен и определяется концептуальным контекстом. Можно выделить по крайней мере три уровня понятия «Вселенная».

1. Вселенная как философская идея имеет смысл, близкий понятию «универсум», или «мир»: «материальный мир», «сотворенное бытие» и др. Она играет важную роль в европейской философии. Образы Вселенной в философских онтологиях включались в философские основания научных исследований Вселенной.

2. Вселенная в физической космологии, или Вселенная как целое, – объект космологических экстраполяций. В традиционном смысле – всеобъемлющая, неограниченная и принципиально единственная физическая система («Вселенная издана в одном экземпляре» – А.Пуанкаре); материальный мир, рассматриваемый с физико-астрономической точки зрения (А.Л.Зельманов). Разные теории и модели Вселенной рассматриваются с этой точки зрения как неэквивалентные друг другу одного и того же оригинала. Такое понимание Вселенной как целого обосновывалось по-разному: 1) ссылкой на «презумпцию экстраполи-руемости»: космология претендует именно на репрезентацию в системе знания своими концептуальными средствами всеобъемлющего мирового целого, и, пока не доказано обратное, эти претензии должны приниматься в полном объеме; 2) логически – Вселенная определяется как всеобъемлющее мировое целое, и других Вселенных не может существовать по определению и т.д. Классическая, Ньютонова космология создала образ Вселенной, бесконечной в пространстве и времени, причем бесконечность считалась атрибутивным свойством Вселенной. Общепринято, что бесконечная гомогенная Вселенная Ньютона «разрушила» античный космос. Однако научные и философские образы Вселенной продолжают сосуществовать в культуре, взаимообогащая друг друга. Ньютоновская Вселенная разрушила образ античного космоса лишь в том смысле, что отделяла человека от Вселенной и даже противопоставляла их.

В неклассической, релятивистской космологии была впервые построена теория Вселенной. Ее свойства оказались совершенно отличными от ньютоновских. Согласно теории расширяющейся Вселенной, развитой Фридманом, Вселенная как целое может быть и конечной, и бесконечной в пространстве, а во времени она во всяком случае конечна, т.е. имела начало. А.А.Фридман считал, что мир, или Вселенная как объект космологии, «бесконечно уже и меньше мира-вселенной философа». Напротив, подавляющее большинство космологов на основе принципа единообразия отождествляло модели расширяющейся Вселенной с нашей Метагалактикой. Начальный момент расширения Метагалактики рассматривался как абсолютное «начало всего», с креационистской точки зрения – как «сотворение мира». Некоторые космологи-релятивисты, считая принцип единообразия недостаточно обоснованным упрощением, рассматривали Вселенную как всеобъемлющую физическую систему большего масштаба, чем Метагалактика, а Метагалактику – лишь как ограниченную часть Вселенной.

Релятивистская космология коренным образом изменила образ Вселенной в научной картине мира. В мировоззренческом плане она вернулась к образу античного космоса в том смысле, что снова связала человека и (эволюционирующую) Вселенную. Дальнейшим шагом в этом направлении явился антропный принцип в космологии.

Современный подход к интерпретации Вселенной как целого основывается, во-первых, на разграничении философской идеи мира и Вселенной как объекта космологии; во-вторых, это понятие релятивизируется, т.е. его объем соотносится с определенной ступенью познания, космологической теорией или моделью – в чисто лингвистическом (безотносительно к их объектному статусу) или же в объектном смысле. Вселенная интерпретировалась, напр., как «наибольшее множество событий, к которому могут быть применены наши физические законы, экстраполированные тем или иным образом» или «могли бы считаться физически связанными с нами» (Г.Бонди).

Развитием этого подхода явилась концепция, согласно которой Вселенная в космологии – это «все существующее» не в каком-то абсолютном смысле, а лишь с точки зрения данной космологической теории, т.е. физическая система наибольшего масштаба и порядка, существование которой вытекает из определенной системы физического знания. Это относительная и преходящая граница познанного мегамира, определяемая возможностями экстраполяции системы физического знания. Под Вселенной как целым не во всех случаях подразумевается один и тот же «оригинал». Напротив, разные теории могут иметь в качестве своего объекта неодинаковые оригиналы, т.е. физические системы разного порядка и масштаба структурной иерархии. Но все претензии на репрезентацию всеобъемлющего мирового целого в абсолютном смысле остаются бездоказательными. При интерпретации Вселенной в космологии следует проводить различие между потенциально и актуально существующим. То, что сегодня считается несуществующим, завтра может вступить в сферу научного исследования, окажется существующим (с точки зрения физики) и будет включено в наше понимание Вселенной. Так, если теория расширяющейся Вселенной описывала по сути нашу Метагалактику, то наиболее популярная в современной космологии теория инфляционной («раздувающейся») Вселенной вводит понятие о множестве «других вселенных» (или, в терминах эмпирического языка, внеметагалак-тических объектов) с качественно различными свойствами. Инфляционная теория признает, т.о., мегаскопическое нарушение принципа единообразия Вселенной и вводит дополнительный ему по смыслу принцип бесконечного многообразия Вселенной. Тотальность этих вселенных И.С.Шкловский предложил назвать «Метавселенной». Инфляционная космология в специфической форме возрождает, т.о., идею бесконечности Вселенной (Метавселенной) как ее бесконечного многообразия. Объекты, подобные Метагалактике, в инфляционной космологии часто называют «минивселенными». Минивселенные возникают путем спонтанных флуктуаций физического вакуума. Из этой точки зрения вытекает, что начальный момент расширения нашей Вселенной, Метагалактики не обязательно должен считаться абсолютным началом всего. Это лишь начальный момент эволюции и самоорганизации одной из космических систем. В некоторых вариантах квантовой космологии понятие Вселенной тесно увязывается с существованием наблюдателя («принцип соучастия»). «Порождая на некотором ограниченном этапе своего существования наблюдателей-участников, не приобретает ли, в свою очередь, Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую мы называем реальностью? Не есть ли это механизм существования?» (А.Дж.Уилер). Смысл понятия Вселенной и в этом случае определяется теорией, основанной на различении потенциального и актуального существования Вселенной как целого в свете квантового принципа.

3. Вселенная в астрономии (наблюдаемая, или астрономическая Вселенная) – область мира, охваченная наблюдениями, а сейчас отчасти и космическими экспериментами, т.е. «все существующее» с точки зрения имеющихся в астрономии наблюдательных средств и методов исследования. Астрономическая Вселенная представляет собой иерархию космических систем возрастающего масштаба и порядка сложности, которые последовательно открывались и исследовались наукой. Это – Солнечная система, наша звездная система, Галактика (существование которой было доказано В.Гершелем в 18 в.), Метагалактика, открытая Э.Хабблом в 1920-х гг. В настоящее время наблюдению доступны объекты Вселенной, удаленные от нас на расстоянии ок. 9–12 млрд световых лет.

На протяжении всей истории астрономии вплоть до 2-й пол. 20 в. в астрономической Вселенной были известны одни и те же типы небесных тел: планеты, звезды, газопылевое вещество. Современная астрономия открыла принципиально новые, ранее не известные типы небесных тел, в т.ч. сверхплотные объекты в ядрах галактик (возможно, представляющие собой черные дыры). Многие состояния небесных тел в астрономической Вселенной оказались резко нестационарными, неустойчивыми, т.е. находящимися в точках бифуркации. Предполагается, что подавляющая часть (до 90–95%) вещества астрономической Вселенной сосредоточена в невидимых, пока ненаблюдаемых формах («скрытая масса»).

1. Фридман А.А. Избр. труды. М., 1965;

2. Бесконечность и Вселенная. М., 1970;

3. Вселенная, астрономия, философия. М, 1988;

4. Астрономия и современная картина мира. М., 1996;

5. Bondy H. Cosmology. Cambr., 1952;

Развитие вселенной с точки зрения философии

вселенная — См … Словарь синонимов

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, совокупность вещества, энергии и пространства, состоящая из громадных холодных и пустых районов, в которых «вкраплены» высокотемпературные звезды и другие объекты, сгруппированные в ГАЛАКТИКИ. В больших масштабах Вселенная… … Научно-технический энциклопедический словарь

Вселенная — Вселенная / Универсум ♦ Univers Для большинства философов Вселенная – это совокупность всего, что существует и происходит. Поэтому вселенных не может быть много, в обратном случае – вселенная была бы суммой этих вселенных. А что тогда… … Философский словарь Спонвиля

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению. Раздел физики и астрономии, изучающий Вселенную как целое, называется космологией. Астрономические данные указывают на то, что Вселенная расширяется: галактики, квазары … Современная энциклопедия

ВСЕЛЕННАЯ — весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, часть материального мира, которая доступна… … Большой Энциклопедический словарь

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, вселенной, мн. нет, жен. (книжн.). Система мироздания, совокупность всех существующих в природе миров (астр.). Вся наша солнечная система представляет собой только часть вселенной. || Земля со всем, населяющим ее. «Анчар, как грозный… … Толковый словарь Ушакова

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, ой, жен. 1. (в терминологическом значении В прописное). Всё мироздание, весь мир. Тайны Вселенной. 2. Вся земля, все страны. Объехать всю вселенную. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вселенная — см. Земля (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Вселенная — церковно славянский перевод греческого слова oikoumenh(подразум. gh) т.е. населенная, обитаемая часть земли. Независимо отэтой этимологии, слово В. принято употреблять для обозначениясовокупности всех вещей. Вл. С … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ВСЕЛЕННАЯ — в широком смысле, весь окружающий нематериальный мир во всех его многообразных формах и проявлениях, безграничный во времени и в пространстве. Согласно марксистско ленинской философии, В. существует объективно, независимо от нашего сознания и… … Геологическая энциклопедия

Научно-философские концепции бытия Вселенной.

Космос исследуется учеными и философами с незапамятных времен. Современное естествознание о космическом бытии судит несколько иначе, чем в недавнем прошлом. Оно указывает на пять уровней в состоянии Мироздания: гипомир, микромир, макромир, мегамир и гипермир. В философском смысле само существование этих уровней единого материального мира означает не что иное, как отсутствие у них абсолютных и непреодолимых границ и относительную взаимосвязь между ними.

При несомненном количественном и качественном различии перечисленных миров они взаимосвязаны конкретными процессами взаимопереходов. Земля, к примеру, представляет собой макромир. Но в качестве одной из планет Солнечной системы она одновременно выступает элементом мегамира. В связи с этим уместно напомнить о законе перехода количествен ных изменений в качественные, который указывает не только на естественные скачки, но и на их объективную обусловленность. Смысл этого закона в том, что он не допускает никакой таинственности в характеристике скачков, а прямо нацеливает мысль на раскрытие конкретного механизма вполне естественного процесса их существования, на точное отражение в научных (физических, химических, биологических) теориях количественного содержания качественных скачков.

Устройство мира во все времена занимало умы просвещенных людей. Каким образом появилось все то, что существует вокруг, и по каким законам оно развивается? Как возникла жизнь и есть ли у нее будущее? Откуда на планете Земля «взялся» человек разумный? Все эти и другие вечные вопросы о бытии мыслящее человечество задавало себе на протяжении всей истории своего развития. В наше время уже можно достаточно определенно ответить на вопрос о возникновении мира на основании фактов и научных гипотез.

Установлено, что Вселенной «отроду» около 15-20 миллиардов лет. Научная и философская теории развития мира теперь не расходятся во мнении, что Вселенная первоначально была полностью ионизирована, однородна и непрозрачна. Звезд тогда, естественно, не было и в помине. А плазма не пропускала никакого излучения. Но со временем во Вселенную «пришел» свет, и произошло это, скорее всего, в результате так называемого большого взрыва. Однако возникает вопрос: а что же тогда «взорвалось» во Вселенной? Ученые считают, что взорвалось некое фантастически плотное и нагретое до миллиардов градусов вещество, сгусток которого был весьма небольшого размера относительно нынешней Вселенной. В этом веществе никакие атомы существовать не могли. Вселенная с тех пор стала расширяться, структурно и функционально изменяться. Ученые уверены, что это расширение является вечным и бесконечным. Через сотни миллионов лет из непрерывно расширяющегося облака раскаленных газов стали формироваться звезды и их скопления — галактики.

Читайте также:  Физическое воспитание для детей с проблемами зрения

Одна из 10 миллиардов наблюдаемых галактик — Млечный путь, где находится Солнечная система и одна из девяти ее планет — Земля. Эта крохотная планета находится очень далеко от центра галактики, где-то на расстоянии 2/3 ее радиуса. Сама галактика огромна — примерно сто миллиардов звезд, диаметр диска составляет 100 тысяч световых лет (световой год — это расстояние, которое проходит луч света за 1 год при скорости света 300 тыс. км/сек.). Это значит, что свету потребуется 100 тысяч лет, чтобы пересечь диск галактики из конца в конец по диаметру. Для сравнения: расстояние от Солнца до Земли свет проходит всего за 8 минут. Несколько миллионов лет назад в результате сжатия межзвездного вещества температура в центре галактики превысила 10-12 миллионов градусов Цельсия. Тогда начались термоядерные реакции и «зажглось» Солнце -рядовая звезда в нашей галактике, дающая нам жизнь. Земля получает от Солнца необходимое для жизнедеятельности живых организмов количество тепла и света. Ученые полагают, что атомного «горючего» Солнцу хватит примерно на 5 миллиардов лет.

Фотографии некоторых галактик, сделанные с помощью больших телескопов, поражают нас красотой и разнообразием их форм: это и могучие вихри звездных облаков, и правильные огромные шары. Есть и клочковатые, абсолютно бесформенные галактики. И все же пока для землян Вселенная — это загадочная, сакральная масса материи (различных ее видов). Известно только, что она (по мнению астрофизиков) состоит примерно на 93% из водорода и на 7% из гелия. Всех остальных элементов, вместе взятых, не более 0,16%. Водород «перегорает» в гелий, а тот — в тяжелые элементы. Этот жизненный процесс стал служить «часами» для определения возраста Вселенной или ее хронометром. Если верить расчетам ученых, то получается, что наша Вселенная очень молода. Эта концепция дала философам природы повод для суждения о том, что ньютоновское представление о мире как механизме устарело и что его надо считать, как в раннем буддизме, организмом, способным к самозарождению, саморазвитию, переходу в иные состояния. Данная философская позиция близка по своему духу медикам, так как она указывает на «логику» жизни вечно развивающегося организма Космоса. Так, известное явление «красного смещения» линий спектра позволяет понять, как вследствие уменьшения энергии и собственной частоты фотонов во взаимодействии с гравитационными полями при движении света в течение многих миллионов лет в межгалактическом пространстве погибают и зарождаются новые звезды.

Эволюционные изменения, безусловно, проходят все космические объекты Вселенной — галактики, звезды, планеты, в том числе и Земля, которая прошла путь от «мертвого» космического тела до биосферы — области существования живых тел. Деятельность всех живых организмов и человеческого общества выдающийся русский ученый В.И. Вернадский назвал мощной геологической силой, а к научной мысли он относился как к космическому явлению. В одной из предыдущих глав мы уже говорили о теории Вернадского, согласно которой биосфера обязательно должна перейти в новое состояние — ноосферу (сферу разума). В этой философской концепции есть немало моментов, заслуживающих особо внимательного рассмотрения. Предложенная Вернадским модель по-новому оценивает современное состояние Вселенной, дает мыслителям основание полагать, что пространство-время имеет свое объективное начало и, значит, будет иметь свой объективный конец, так как вместе с веществом-излучением рождается из некоего «первичного вакуума». Затем все либо погибнет в гравитационном коллапсе, либо вещество-излучение рассеется в бесконечно «растягивающемся» пространстве-времени.

Естественно, у любого мыслящего человека возникает философский вопрос: а почему ученые отвергают как фантастическую библейскую версию сотворения мира из ничего за 7 дней по прихоти Всевышнего и без сомнения принимают за реальность рождение пространства-времени, вещества-излучения совершенно случайно за какие-то доли секунды, фактически в результате действия некой «надприродной» силы? Это вопрос не столько религиозного свойства, сколько философского, предполагающего критико-оценочное мышление. В науке, медицине естественным образом происходит дальнейшее проникновение человеческого разума в тайны законов Мироздания. В философии в этой связи зародилась принципиально новая мировоззренческая и гуманитарно-нравственная идея осмысления современного научного знания о мире. Перед учеными-философами встала задача радикального переосмысления устоявшихся мировоззренческих картин. Это есть результат рефлексии на полученные сведения о мире, во многом отличающиеся от существовавших естественнонаучных построений. Философия, не подменяя науку и не подправляя ее умозаключения, стремится встать по отношению к ним на мировоззренческую и аксиологическую точки зрения.

Критическое (философское) осмысление научной картины мира на уровне только формирующихся современных общенаучных представлений сегодня является уже недостаточным, поскольку отождествляет ее с философским пониманием материального саморазвития, где человек выступает как один из фрагментов бытия материи, дополненной и одновременно ограниченной социальной формой движения. Подобное понимание мира и человека в нем не отражает всех мировоззренческих проблем интеграции научного знания в современную общефилософскую картину бытия. Требуется особое — аксиологическое видение, в котором человек осознает себя не на периферии, а в центре целостного мира, предполагающего эволюцию различных структурных уровней материи в рациональную форму ее самодвижения (антропоцентризм).

В наше время, когда, с одной стороны, в условиях научно-технического прогресса в сознание масс в большом количестве проникают чисто рациональные знания, а с другой — сама культура бесцельно рассеивает свою драгоценную духовную энергию, формирование нового научного мировоззрения происходит противоречивее и намного сложнее, чем когда бы то ни было прежде. Слишком уж много в связи с этим возникло разного рода общих рассуждений, оригинальных направлений и подходов к обоснованию сути и форм «воспроизводства» вечных философских проблем. Но все же выявляется и нечто общее в различных философских учениях при критическом осмыслении проблем человеческого бытия, их социального звучания, что позволяет синтезировать естественные и гуманитарные знания, мнения, суждения и т.д. Вспомним рассуждения кантианцев о том, что философские проблемы с самого начала как бы «заложены» в родовом сознании человека. Они вообще не существуют сами по себе и априори «заданы» всем и каждому, просто у одних философов они «звучат» острее, а у других — наоборот [14]. Отсюда можно сделать вывод: философия — это особое искусство человеческого разума иначе «видеть» и понимать мир природы, вещей и явлений, их всеобщую связь и взаимозависимость.

Итак, философия, обладая мировоззренческим статусом в духовной культуре, наполняет многие концепции, теории и идеи естественнонаучных дисциплин, в том числе и медицинских, особым жизнеутверждающим смыслом. А будучи системой самых общих принципов подхода к духовно-интеллекту-альному исследованию действительности, она играет методологическую (ориентирующую) роль. Это целевое стремление осознать роль и значение человеческой мыследеятельности в познании и качественном преобразовании Вселенной Жаль, что есть люди, которые не оценили пока могущество философии, заключающееся в напряженном умственном поиске истины, осознании добра и осмыслении красоты мира Над этими вечными ценностями еще предстоит поломать голову в XXI веке и профессиональным философам, и философствующим медикам Речь идет все о тех же философских вопросах интеграции научных знаний, формирующих целостную картину мира началах и сущности Мироздания, смысле жизни людей, потенциале человеческого разума Эти знания позволяют глубже понять и достойнее оценить достижения современной науки Сегодня такую интеграционную функцию выполняют недавно выработанные научно-философские принципы универсальной коэволюции (Н Моисеев) Они позволяют комплексно рассматривать фундаментальные проблемы механики, физики, химии, биологии и медицины

Концепция целостной картины мира превращается в абстрактную (философскую) модель, которая помогает понять «логику» саморазвития Вселенной Эта философская концепция стимулирует и активизирует самосовершенствование человеческого разума, постигающего естественное бытие неживого и живого мира Философское осмысление мира началось с построения физического образа Вселенной С этим наука сегодня вполне справляется Но горизонты научного представления и понимания физического мира природы непрерывно расширяются И поэтому до сих пор науке не удалось связать мир физический с миром семантическим А такая необходимость давно назрела, — это признают философски настроенные представители всех точных наук Мир един, справедливо считают они, хотя и многомерен, и весьма многообразен Его многомерность хорошо «видна» на поверхности явлений и событий Однако она все еще недостаточно глубоко проработана с философских позиций, не исчерпывая всего объема сущего Тем не менее многообразность мира предполагает только кажущуюся семантическую несьодимость Эта, можно сказать, нередукционабель-ность и приводит ученых к философии Феномен философского осмысления потребовал невероятного подвига ученых, развития высочайшей способности к созданию целостной картины мира Ведь само понятие «картина мира» — в принципе естественнонаучное и включет в себя положения о структурности, системности Вселенной, но в то же время оно оказывается за пределами естественных наук. Если ученый-философ стремится умственно охватить, очертить мир в целом, он должен включить в него не только социум, но и проблематичные (порой парадоксальные) миры, космический разум и многое другое.

Общая философская картина мира содержит в себе сугубо человеческое знание: эмоционально-нравственное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб народов, человечества в целом. Невозможно физически рассчитать все параметры Мироздания, количество звезд и планет, входящих в него. При самом скромном подсчете оно включает не менее миллиарда миллиардов (10 18 ) звезд. Около 10 миллионов миллиардов (1%) из них похожи на наше Солнце. Если же предположить, что всего лишь 1 процент звезд типа Солнца имеет планетные системы, среди которых есть хотя бы одна планета, похожая на наше Землю, то получится, что сотни тысяч миллиардов планет могут быть прибежищем жизни, подобной нашей. Это число столь огромно, что место Земли в Мироздании выглядит весьма скромно. Вот пример синтеза научной и философской мысли современного астрофизика.

Осмыслим теперь поставленный вопрос с чисто философских позиций, то есть обращаясь к предельной для человеческого мышления грани бытия. Если мы готовы признать (возможно, с некоторым сомнением) масштабное распространение жизни во Вселенной, то совершенно естественно будет мысленно (философски) допустить и возможность неограниченного бытия Вселенского разума, правда, в разных фазах его развития. Рассматривая философски данный вопрос, логично предположить и то, что различные планетарные культуры каким-то образом связаны воедино в Космическое сознание [15]. Психологическая, духовная предрасположенность людей к фантазиям способна до абсурда довести представление о мире, который открывается им благодаря научным методам познания. Создается впечатление, что человеческое бытие предписывает людям две противоположные вещи: с одной стороны, бороться, осваивая мир, искать смысл в нем, достигать духовного совершенства, а с другой — признать, что Мирозданию, из субстанции которого мы произошли, всецело безразличны эти наши поиски. Оно бездушно по своей сути, разрушительно в своих «действиях». Отсюда следует, что современному менталитету человечества понадобится особый способ толкования бытия Мироздания.

Читайте также:  Бинокулярное зрение что это такое картинки

Ясно, однако, что мир, окружающий человека, в наше время коренным образом изменяется. Он становится гораздо более сложным и динамичным. Сущее в нем начинает расходиться с явным (умозримым), как в гелиоцентрической системе Коперника, и потому перестает быть объяснимым на уровне мышления бытовой культуры и ее мифологической парадигматики. Эта культура перестает быть достаточной для адаптации человека в новом мире. Недостаточной оказывается и статичная религиозная картина мира с ее сакральным иррационалистическим объяснением как природного, так и общественного бытия, места человека в нем, смысла, целей и норм его жизнедеятельности. Научное мышление дает новые объяснения феноменам, которые были однозначны в своей конкретности, безличны и механистичны. Задача же современной философии тесно связана с научной проблемой, в основании которой находится стремление построить и обосновать целостную картину мира, которая призвана служить человеку для ориентации в нем в соответствии с его ценностными идеалами.

Задача философии заключается в том, чтобы своим провидческим воззрением «напоминать» науке о реально существующей системе объективных связей, лежащих в основе бытия и человеческого знания. В этом смысле можно говорить и об определенных прогнозирующих функциях философии по отношению к естественным наукам. Так, например, современные ученые считают, что Вселенная произошла в результате большого взрыва. Однако интересно, что теория большого взрыва в определенной степени была предвосхищена интуитивистом А. Бергсоном еще в 1907 году. Автор книги «Творческая эволюция» выдвинул предположение о том, что цель эволюции находится не впереди, а заложена в исходном «взрыве», вследствие которого и начались жизненные процессы. В ответ на ряд новых философских запросов, а также в целях их обновленного мировоззренческого объяснения ученые сделали открытия колоссальной важности, повлекшие за собой не что иное, как принципиально иное видение Вселенной.

Физика XXI века решительно поставила вопрос: возможно ли построить объективную картину мира, существующую независимо от сознания человека? Существует ли тот мир, который наблюдают астрономы и в отношении которого производит свои расчеты теоретическая физика, именно в таком виде, в каком он представляется человеку? Ученый М. Рьюиз пишет: «Физики, столкнувшись с новыми экспериментальными данными, навсегда отказались от прямолинейных механических моделей Вселенной в пользу взгляда, что человеческий разум играет интегральную роль во всех физических событиях» [16]. Помнится, алхимики тоже стремились без разработанной теории, опытным путем, то есть эмпирически, превращать одни вещества в другие. Они искренне верили, что рано или поздно обнаружат феноменальное вещество, представляемое ими как «философский камень», из которого можно будет получить все остальные. Идея эта была отвергнута теоретической наукой, когда стало известно, что химические элементы не подлежат разложению при помощи обычных химических методов.

В настоящее время обнаружена эволюция химических элементов, связанная с их разложением из-за радиоактивных процессов. А это значит, что научная мысль проникла не только в масштабные области, измеряющиеся миллионами световых лет, но и в области порядка триллионных долей сантиметра. И здесь вдруг обнаружились принципиально иные физические характеристики и химические свойства. Так, по мнению ряда современных физиков, возможно наличие некоторой фундаментальной длины — кванта пространства. Рассматривать же расстояния меньше этой длины так же бессмысленно, как говорить, например, о количестве радия менее одного его атома, ибо он не будет уже данным химическим элементом. Таким образом, ученые допускают существование своего рода «пространства» атомов. Из этого следует признание философией и минимального времени, в пределах которого теряет смысл понятие фазы, то есть различия во времени. Из огромного поля философской проблематики науки и вариантов ее решений, спонтанно возникающих в границах интеллектуальной культуры каждой исторической эпохи, наука использует в качестве ориентирующих направлений лишь некоторые метафизические идеи и принципы. Речь идет о таких ориентирах, следуя которым наука находит пути решения возникших жизненных проблем. Французский писатель А. Франс (1844-1924) остроумно заметил, что философская модель мира столь же похожа на действительное Мироздание, сколь, например, глобус, на который нанесены одни только линии долгот и широт, похож на саму Землю. И этим образным сравнением он удивительно точно выразил суть философии, которая дает ученому только общие ориентиры, но такие же реальные, как параллели и меридианы, никем не проведенные по Земле, но тем не менее объективно являющиеся указателями для ориентации на местности.

Разумеется, сами по себе эвристический и прогностический потенциалы философии не снимают проблемы практического применения в науке ее идей и принципов. Такое применение предполагает особый тип исследований, в рамках которых выработанные философией категориальные структуры адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки. Нынешний человек не может не задумываться над проблемой своего поведения на Земле и в Космосе. Но без компетентного управления силами природы он бессилен управлять самим собой. Философски размышляя о себе и своей судьбе, он стремится посредством собственного разума теоретически понять нелогичную «логику» материи, из которой состоит сам. Человек упорно изучает окружающую его природу, жизнь, ее проявления в Космосе, ищет способы управления ею, хочет улучшать ее.

Сегодня наука по сути своей становится насквозь антропологичной. Иначе говоря, антропоморфный подход в изучении Вселенной приводит к тому, что наиболее фундаментальные научные знания становятся проекцией мира случайной и бренной человеческой природы, ибо всякое научное знание не только отражает объективную реальность, но и выступает как форма проявления сущностных сил человека. Все природное, вплоть до физического времени и пространства, рассматривается теперь как нечто, имеющее определенный смысл в соотношении с позицией познающего и управляющего. Человек ныне действительно становится «мерой всех вещей».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теории возникновения Вселенной. Сколько существует теорий возникновения Вселенной? Теория Большого взрыва: возникновение Вселенной. Религиозная теория возникновения Вселенной

Величие и многообразие окружающего мира способно поразить любое воображение. Все объекты и предметы, окружающие человека, другие люди, различные виды растений и животных, частицы, которые можно увидеть только с помощью микроскопа, а также непостижимые звездные скопления: все они объединены понятием «Вселенная».

Теории возникновения Вселенной разрабатывались человеком издавна. Несмотря на отсутствие даже начального понятия о религии или науке, в пытливых умах древних людей возникали вопросы о принципах мироустройства и о том, каково положение человека в том пространстве, которое его окружает. Сколько существует теорий возникновения Вселенной сегодня, сложно и сосчитать, некоторые из них изучаются передовыми учеными с мировыми именами, другие – откровенно фантастические.

Космология и ее предмет

Современная космология — наука о структуре и развитии Вселенной — рассматривает вопрос о ее происхождении как одну из интереснейших и до сих пор недостаточно изученных загадок. Природа процессов, способствовавших возникновению звезд, галактик, солнечных систем и планет, их развитие, источник появления Вселенной, а также ее размеры и границы: все это лишь краткий перечень изучаемых современными учеными вопросов.

Поиски ответов на основополагающую загадку об образовании мира привели к тому, что сегодня существуют различные теории возникновения, существования, развития Вселенной. Волнение специалистов, ищущих ответы, строящих и проверяющих гипотезы, оправдано, ведь достоверная теория рождения Вселенной раскроет для всего человечества вероятность существования жизни в других системах и планетах.

Теории возникновения Вселенной имеют характер научных концепций, отдельных гипотез, религиозных учений, философских представлений и мифов. Их все условно разделяют на две основные категории:

  1. Теории, в соответствии с которыми Вселенная создана творцом. Иначе говоря, их суть в том, что процесс создания Вселенной был осознанным и одухотворенным действием, проявлением воли высшего разума.
  2. Теории возникновения Вселенной, построенные на основе научных факторов. Их постулаты категорически отвергают как существование творца, так и возможность осознанного создания мира. Такие гипотезы зачастую основаны на том, что называется принципом заурядности. Они предполагают вероятность наличия жизни не только на нашей планете, но и на других.

Креационизм – теория создания мира Творцом

Как следует из названия, креационизм (творение) – это религиозная теория возникновения Вселенной. Это мировоззрение основано на концепции создания Вселенной, планеты и человека Богом или Творцом.

Идея длительное время являлась доминирующей, вплоть до конца XIX века, когда ускорился процесс накопления знаний в самых разных сферах науки (биология, астрономия, физика), а также широко распространилась эволюционная теория. Креационизм стал своеобразной реакцией христиан, придерживающихся консервативных взглядов на совершающиеся открытия. Доминирующая в то время идея эволюционного развития только усилила противоречия, существующие между религиозной и другими теориями.

Чем отличаются научные и религиозные теории

Главные отличия между теориями различных категорий заключаются прежде всего в терминах, которые используют их приверженцы. Так, в научных гипотезах вместо творца – природа, а взамен сотворения – происхождение. Наряду с этим существуют вопросы, которые сходным образом освещены разными теориями или даже полностью продублированы.

Теории возникновения Вселенной, относящиеся к противоположным категориям, по-разному датируют само ее появление. Например, по данным самой распространенной гипотезы (теории большого взрыва), Вселенная образовалась около 13 млрд лет назад.

В противовес этому, религиозная теория возникновения Вселенной приводит совершенно другие цифры:

  • В соответствии с христианскими источниками, возраст Вселенной, созданной Богом, на момент рождения Иисуса Христа составлял 3483-6984 лет.
  • Индуизм предполагает, что нашему миру ориентировочно 155 трлн лет.

Кант и его космологическая модель

Вплоть до XX века большинство ученых придерживались мнения о бесконечности Вселенной. Этим качеством они характеризовали время и пространство. Кроме того, по их мнению, Вселенная обладала статичностью и однородностью.

Идею о безграничности Вселенной в пространстве выдвинул Исаак Ньютон. Развитием этого предположения занимался Эммануил Кант, который разработал теорию об отсутствии также и временных границ. Продвинувшись дальше, в теоретических предположениях, Кант распространил бесконечность Вселенной на число возможных биологических продуктов. Этот постулат значил, что в условиях древнего и огромного мира без конца и начала может существовать неисчислимое количество возможных вариантов, в результате которых реально появление любого биологического вида.

На основании этой теории о возможном возникновении жизненных форм была позднее разработана теория Дарвина. Наблюдения за звездным небом и результаты расчетов астрономов подтвердили космологическую модель Канта.

Размышления Эйнштейна

В начале XX века Альбертом Эйнштейном была опубликована собственная модель Вселенной. Согласно его теории относительности, во Вселенной одновременно происходят два противоположных процесса: расширение и сжимание. Однако он соглашался с мнением большинства ученых о стационарности Вселенной, поэтому им было введено понятие космической силы отталкивания. Ее воздействие призвано уравновешивать притяжение звезд и прекращать процесс движения всех небесных тел для сохранения статичности Вселенной.

Модель Вселенной — по Эйнштейну — имеет определенный размер, но границы при этом отсутствуют. Такое сочетание осуществимо только при искривлении пространства таким образом, как это происходит в сфере.

Читайте также:  Можно ли восстановить зрение при зрительном нерве

Характеристиками пространства такой модели становятся:

  • Трехмерность.
  • Замыкание самого себя.
  • Однородность (отсутствие центра и края), в которой равномерно располагаются галактики.

А. А. Фридман: Вселенная расширяется

Создатель революционной расширяющейся модели Вселенной, А. А. Фридман (СССР) построил свою теорию на основании уравнений, характеризующих общую теорию относительности. Правда, общепринятым мнением в научном мире того времени была статичность нашего мира, поэтому на его работы не было обращено должного внимания.

Через несколько лет астрономом Эдвином Хабблом было сделано открытие, давшее подтверждение идеям Фридмана. Было обнаружено удаление галактик от находящегося рядом Млечного пути. Вместе с тем неопровержимым стал факт сохранения пропорциональности скорости их движения расстоянию между ними и нашей галактикой.

Это открытие объясняет постоянное «разбегание» звезд и галактик по отношению друг к другу, что приводит к выводу о расширении мироздания.

В конечном счете выводы Фридмана были признаны Эйнштейном, впоследствии он упоминал о заслугах советского ученого как основателя гипотезы о расширении Вселенной.

Нельзя сказать, что существуют противоречия между этой теорией и общей теорией относительности, однако при расширении Вселенной должен был быть изначальный импульс, спровоцировавший разбегание звезд. По аналогии со взрывом, идея получила название «Большой взрыв».

Стивен Хокинг и антропический принцип

Результатом расчетов и открытий Стивена Хокинга стала антропоцентричная теория возникновения Вселенной. Ее создатель утверждает, что существование планеты, настолько хорошо подготовленной для жизни человека, не может быть случайным.

Теория возникновения Вселенной Стивена Хокинга предусматривает также постепенное испарение черных дыр, потерю ими энергии и испускание излучения Хокинга.

В результате поиска доказательств были выделены и проверены более 40 характеристик, соблюдение которых необходимо для развития цивилизации. Американским астрофизиком Хью Россом была произведена оценка вероятности подобного ненамеренного совпадения. Результатом оказалась цифра 10 -53 .

Наша Вселенная включает триллион галактик, по 100 миллиардов звезд в каждой. По произведенным учеными расчетам, общее количество планет должно составлять 10 20 . Эта цифра на 33 порядка меньше рассчитанной ранее. Следовательно, ни одна из планет во всех галактиках не может сочетать условия, которые подошли бы для самопроизвольного возникновения жизни.

Теория большого взрыва: возникновение Вселенной из ничтожно малой частицы

Ученые, поддерживающие теорию большого взрыва, разделяют гипотезу, в соответствии с которой мироздание является последствием грандиозного взрыва. Главным постулатом теории становится утверждение о том, что до этого события все элементы нынешней Вселенной были заключены в частице, имевшей микроскопические размеры. Находясь внутри нее, элементы характеризовались сингулярным состоянием, при котором такие показатели, как температура, плотность и давление не могут быть измерены. Они бесконечны. На материю и энергию в этом состоянии не воздействуют законы физики.

Причиной взрыва, происшедшего 15 миллиардов лет назад, называют возникшую внутри частицы нестабильность. Разлетевшиеся мельчайшие элементы положили начало тому миру, который мы знаем сегодня.

Вначале Вселенная была туманностью, образованной мельчайшими частицами (мельче атома). Затем, соединяясь, они сформировали атомы, которые послужили основой звездных галактик. Ответ на вопросы о том, что было до взрыва, а также, что стало его причиной, являются важнейшими из задач этой теории возникновения Вселенной.

Таблица схематически изображает этапы формирования мироздания после большого взрыва.

Состояние Вселенной Временная ось Предполагаемая температура
Расширение (инфляция) От 10 -45 до10 -37 секунд Больше 10 26 К
Появляются кварки и электроны 10 -6 с Больше 10 13 К
Образованы протоны и нейтроны 10 -5 с 10 12 К
Возникают ядра гелия, дейтерия и лития От 10 -4 с до 3 мин От 10 11 до 10 9 К
Образованы атомы 400 тыс. лет 4000 К
Газовое облако продолжает расширяться 15 млн лет 300 К
Зарождаются первые звезды и галактики 1 млрд лет 20 К
Взрывы звезд провоцируют формирование тяжелых ядер 3 млрд лет 10 К
Прекращается процесс рождения звезд 10-15 млрд лет 3 К
Энергия всех звезд истощается 10 14 лет 10 -2 К
Черные дыры истощаются и рождаются элементарные частицы 10 40 лет -20 К
Завершается испарение всех черных дыр 10 100 лет От 10 -60 до 10 -40 К

Как следует из приведенных выше данных, Вселенная продолжает расширяться и охлаждаться.

Постоянное увеличение расстояния между галактиками – основной постулат: то, чем отличается теория большого взрыва. Возникновение Вселенной таким способом может быть подтверждено найденными доказательствами. Также существуют и основания для ее опровержения.

Проблематика теории

Учитывая то, что теория большого взрыва не является доказанной на практике, не вызывает удивления то, что существует несколько вопросов, на которые она не в состоянии дать ответ:

  1. Сингулярность. Этим словом обозначено состояние Вселенной, сжатой до одной точки. Проблемой теории большого взрыва становится невозможность описания процессов, происходящих в материи и пространстве в таком состоянии. Общий закон относительности здесь неприменим, поэтому составить математическое описание и уравнения для моделирования нельзя.
    Принципиальная невозможность получения ответа на вопрос об изначальном состоянии Вселенной дискредитирует теорию с самого начала. Ее научно-популярные изложения предпочитают замалчивать или упоминать лишь вскользь эту сложность. Однако для ученых, работающих над тем, чтобы подвести математическую базу под теорию большого взрыва, такое затруднение признано главным препятствием.
  2. Астрономия. В этой сфере теория большого взрыва сталкивается с тем, что не может описать процесс происхождения галактик. Исходя из современных версий теорий, возможно предсказать то, как появляется однородное облако газа. При этом его плотность к нынешнему времени должна составлять около одного атома на кубический метр. Для получения чего-то большего не обойтись без корректировки исходного состояния Вселенной. Недостаток информации и практического опыта в этой сфере становятся серьезными препятствиями на пути дальнейшего моделирования.

Также существует несоответствие в показателях расчетной массы нашей галактики и теми данными, которые получены при изучении скорости ее притяжения к галактике Андромеды. Судя по всему, вес нашей галактики в десять раз больше, чем предполагали ранее.

Космология и квантовая физика

Сегодня нет космологических теорий, которые не опирались бы на квантовую механику. Ведь она занимается описанием поведения атомных и субатомных частиц. Отличие квантовой физики от классической (излагаемой Ньютоном) в том, что вторая наблюдает и описывает материальные объекты, а первая предполагает исключительно математическое описание самого наблюдения и измерения. Для квантовой физики материальные ценности не представляют предмета исследований, здесь сам наблюдатель выступает частью исследуемой ситуации.

Исходя из этих особенностей, квантовая механика испытывает затруднения с описанием Вселенной, ведь наблюдатель – это часть Вселенной. Однако, говоря о возникновении мироздания, невозможно представить посторонних наблюдателей. Попытки разработать модель без участия постороннего наблюдателя были увенчаны квантовой теорией возникновения Вселенной Дж. Уилера.

Ее суть в том, что в каждый момент времени происходит расщепление Вселенной и образование бесконечного количества копий. В итоге каждая из параллельных Вселенных может быть наблюдаема, а наблюдатели могут видеть все квантовые альтернативы. При этом изначальный и новые миры реальны.

Инфляционная модель

Основной задачей, которую призвана решить теория инфляции, становится поиск ответа на вопросы, оставшиеся неосвещенными теорией большого взрыва и теорией расширения. А именно:

  1. По какой причине Вселенная расширяется?
  2. Что представляет собой большой взрыв?

С этой целью инфляционная теория возникновения Вселенной предусматривает экстраполяцию расширения на нулевой момент времени, заключение всей массы Вселенной в одной точке и образование космологической сингулярности, которая часто именуется большим взрывом.

Очевидной становится неактуальность общей теории относительности, которая не может быть применена в этот момент. В результате для разработки более общей теории (или «новой физики») и решения проблемы космологической сингулярности можно применить только теоретические методы, вычисления и выводы.

Новые альтернативные теории

Несмотря на успешность модели космической инфляции, есть ученые, которые выступают против, называя ее несостоятельной. Их основным аргументом становится критика предлагаемых теорией решений. Противники утверждают, что полученные решения оставляют некоторые детали упущенными, иначе говоря, вместо решения проблемы начальных значений, теория лишь искусно их драпирует.

Альтернативой становятся несколько экзотических теорий, идея которых основана на формировании начальных значений до большого взрыва. Новые теории возникновения Вселенной кратко можно описать следующим образом:

  • Теория струн. Ее приверженцы предлагают, кроме привычных четырех измерений пространства и времени, ввести дополнительные измерения. Они могли бы играть роль на ранних этапах Вселенной, а в данный момент находиться в компактифицированном состоянии. Отвечая на вопрос о причине их компактификации, ученые предлагают ответ, гласящий, что свойством суперструн является Т-дуальность. Поэтому струны «наматываются» на дополнительные измерения и их размер ограничивается.
  • Теория бран. Ее также называют М-теорией. В соответствии с ее постулатами, в начале процесса образования Вселенной существует холодное статичное пятимерное пространство-время. Четыре из них (пространственные) имеют ограничения, или стены – три-браны. Наше пространство выступает одной из стен, а вторая является скрытой. Третья три-брана размещена в четырехмерном пространстве, ее ограничивают две граничные браны. Теория рассматривает столкновение третьей браны с нашей и высвобождение большого количества энергии. Именно эти условия становятся благоприятными для появления большого взрыва.
  1. Циклические теории отрицают уникальность большого взрыва, утверждая, что Вселенная переходит из одного состояния в другое. Проблемой подобных теорий становится возрастание энтропии, согласно второму закону термодинамики. Следовательно, длительность предыдущих циклов была меньшей, а температура вещества – существенно выше, чем при большом взрыве. Вероятность этого чрезвычайно мала.

Независимо от того, сколько существует теорий возникновения Вселенной, только две из них выдержали проверку временем и преодолели проблему всевозрастающей энтропии. Они были разработаны учеными Стейнхардтом-Тюроком и Баум-Фрэмптоном.

Эти относительно новые теории возникновения Вселенной выдвинуты в 80-х годах прошлого века. Они имеют немало последователей, которые разрабатывают модели на ее основе, занимаются поиском доказательств достоверности и работают над устранением противоречий.

Теория струн

Одна из наиболее популярных среди теории возникновения Вселенной — теория струн. Прежде чем перейти к описанию ее идеи, необходимо разобраться с понятиями одного из ближайших конкурентов, стандартной модели. Она предполагает, что материю и взаимодействия можно описать как определенный набор частиц, делящихся на несколько групп:

Эти частицы являются, по сути, кирпичиками мироздания, так как они настолько малы, что их нельзя разделить на составляющие.

Отличительной чертой теории струн становится утверждение о том, что такие кирпичики являются не частицами, а ультрамикроскопическими струнами, совершающими колебания. При этом, колебаясь на различной частоте, струны становятся аналогами различных частиц, описанных в стандартной модели.

Для понимания теории следует осознать, что струны не являются никакой материей, это энергия. Следовательно, теория струн заключает, что все элементы Вселенной состоят из энергии.

Хорошей аналогией может служить огонь. При взгляде на него создается впечатление его материальности, однако его нельзя осязать.

Космология для школьников

Теории возникновения Вселенной коротко изучают в школах на уроках астрономии. Учащимся описывают основные теории о том, как был образован наш мир, что происходит с ним теперь и как он будет развиваться в дальнейшем.

Источники:
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1985/%D0%92%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF
  • http://progs-shool.ru/obshhij-kurs-filosofii/502-nauchno-filosofskie-koncepcii-bytiya-vselennoj.html
  • http://fb.ru/article/248476/teorii-vozniknoveniya-vselennoy-skolko-suschestvuet-teoriy-vozniknoveniya-vselennoy-teoriya-bolshogo-vzryiva-vozniknovenie-vselennoy-religioznaya-teoriya-vozniknoveniya-vselennoy