Меню Рубрики

Развитие точки зрения на проблему общественного развития

Общественное развитие; подходы и проблемы — раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Изменения, Которые Приходилось Наблюдать Человеку В Окружающем Его Мире, И Та.

Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого человека, давала основания предположить древним о цикличности этих изменений. Все что окружало человека (по крайней мере, большая часть наблюдаемых объектов материального мира) возникало и исчезало, чтобы затем снова в очередной раз возникнуть и исчезнуть. Все живое рождается, развивается и умирает. Элементы общества воспринимались органичными составляющими бытия, поэтому «повторяемость» определенных событий в нем была естественной. Движение небесных светил по небосводу, смена времен года, атмосферные явления, рождение и смерть человека, последовательная смена лидеров социума и многое другое, что определяло характер и формы общественной активности, указывало на цикличность социального бытия.

Но был и другой опыт. Солнце всегда появлялось на востоке и скрывалось за горизонтом на западе. Реки всегда текут от истока к устью. Дождь и снег падают с неба на землю. Человек с момента своего появления до исчезновения всегда взрослеет, стареет, но не молодеет. Правители рано или поздно сменялись своими преемниками или соперниками, и, в силу своей смертности уже не могли никогда возвратиться к власти. Кроме того, со временем становился все более явным общественный прогресс. Наряду с очевидной цикличностью процессов социального бытия, также, возникало понимание направленности развития, необратимости определенных процессов. Зарождалось понимание линейности в социальном развитии.

Так, на протяжении тысячелетий складывались довольно устойчивые взгляды на общественную жизнь. Философы вносили в эти взгляды упорядоченность, от столетия к столетию добивались все большей определенности в осмыслении социального развития, придавая взглядам на общество черты теории. В рамках начальных форм социального прогнозирования возникли два основных подхода к пониманию общественных процессов – цикличного и линейного развития. Однако многие исследователи считают, что научный характер социальный анализ стал приобретать только в Новое время.

Итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико (1668-1744) большое внимание уделял изучению гражданского права, философского наследия Платона, Н.Макиавелли, философии Р.Декарта. Он также занимался исследованием генезиса естественного права и стремился найти закономерности общественного развития. В своей книге «Основания новой науки об общей природе наций» ученый приходит к выводу о том, что каждое общество (народ, нация), как и человек, проходит в своем развитии четыре этапа. Первый из них – «детство» –божественный период, государства в обществе нет. «Юношество» – героический период, когда появляется аристократическое государство. «Зрелость» – человеческий этап развития общества, в котором главную роль играет демократическое государство. Завершает историю общества последний этап – «упадок». История, таким образом, представляет собой единый цикличный процесс.

Сторонниками линейного развития общества были ученые, обращавшие внимание, прежде всего, на прогрессивные стороны социальной эволюции. Такими, например, были О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и некоторые другие.

Вместе с тем, для многих исследователей было очевидно, что социальное развитие невозможно описать, используя только один подход (либо цикличность, либо линейность). Возникла необходимость в выработке более универсального взгляда, который и нашел свое воплощение в представлении социальной эволюции как развития по спирали.

Так, Г.Гегель, стоявший на диалектических позициях, воспринимал историю как единый закономерный процесс. Это процесс представлял собой развитие Духа от Субъективного духа через Объективный дух, к Абсолютному духу. При этом, Объективный дух воплощается последовательно в различных обществах (Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир). В результате возникла, окончательно сформировавшаяся в философии марксизма, концепция, согласно которой на каждом новом этапе своего развития общество проходит одни и те же стадии эволюции, но всякий раз на новом уровне. Каждый новый «виток» социального развития образует новый этап (и «этаж») социальной истории.

Важным итогом совершенствования диалектических представлений о социальном бытии стало формирование одного из двух основных подходов понимания общественного развития – формационного.

Формационный подход нашел свое отражение в концепции общественно-экономических формаций, сменяющих друг друга в процессе социального развития. Он был сформирован на основе диалектико-материалистического анализа истории. К. Маркс и Ф.Энгельс увидели в многообразии различных форм проявления социального общие закономерности и отличительные черты. Они пришли к выводу о том, что все социальные системы (точнее, большинство народов, наций, этнических и межэтнических союзов) проходят в своем развитии одни и те же стадии.

Кроме того, был сделан вывод о том, что качественная определенность общества обусловлена преобладающими в нем производственными отношениями, способом производства, идеологией. Определяющим, при этом, является способ производства – исторически определённый тип создания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений, находящихся во внутреннем взаимодействии.

В формационном подходе используется ряд важных понятий:

производительные силы – система субъективных (человек, его опыт, навыки, активность) и вещественных элементов (средства производства и средства потребления), с помощью которых осуществляетсяобщественное производство;

производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений людей в процессе общественного производства и распределения продуктов; в значительной степени они выражаются в отношении к средствам производства, т.е. в отношениях собственности;

средства производствасредства (прежде всего, орудия) труда и предметы труда (на что направлен труд);

средства потребления – то, что распределяется, результаты производства.

Также большую роль играет понятие «класс» (социальный или общественный) – большая группа людей, занимающая определенное место в конкретной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, играющая определенную роль в общественной организации труда. От того, господствующее или подчиненное положение в обществе занимает класс (классы) по отношению к другому классу (другим классам) зависит уровень его благосостояния, доля доступного ему общественного богатства.

Отношения классов к средствам производства, как правило, закреплены в соответствующих законах. При этом господствующие классы (в разных формациях это рабовладельцы, феодалы, буржуазия или капиталисты) могут присваивать себе труд подчиненных (или угнетенных) классов.

Таким образом, производственные отношения представляют собой экономическую структуру общества и составляют экономический базис общества, которым обусловлена надстройка – система взглядов, политические, идеологические, правовые общественные отношения. Другими словами, базис – материальная основа общества, определяет его надстройку – идеальную составляющую социального бытия. Вместе с тем, идеальное существует не пассивно, а постоянно воздействует на базис, участвует в формировании производственных отношений.

Выделяют пять типов общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Первая и последняя формации представляют собой общество, в котором отсутствует государство. С точки зрения марксизма, государство – инструмент господствующих классов для подавления всех других социальных групп и подчинения социальных процессов своим интересам. Названия формаций обусловлены преобладающим типом производственных отношений, а также названием господствующих в обществе классов.

Общественно-экономическая формация представляет собой конкретно-историческую качественную определенность социальной системы (ее исторический этап развития), функционирующей по специфическим законам, в основе которых лежит тот или иной способ общественного производства.

В ходе развития в социальной системе формируется и утверждается определенный исторический тип общественно-экономической формации. Этот тип на данном этапе истории позволяет наиболее эффективно реализовать имеющиеся в обществе конкретно-исторические ресурсы – активность, навыки и способности индивидов и социальных групп, уровень и результаты научного и технического потенциала, территорию. Затем, по мере социального развития появляются новые производительные силы, которые входят в противоречие с производственными отношениями. В недрах данной формации, таким образом, зарождается новая формация. Неизбежно разворачивается классовая борьба, которая (согласно диалектическим законам) заканчивается победой нового.

Так совершается история.

Однако подобная трактовка объясняет не все социальные процессы, не отражает всего многообразия социального бытия. Это понимали и основатели марксизма. В частности, помимо указанных формаций, было введено понятие «восточного способа производства», объяснявшее различие в развитии европейских и восточных обществ.

Формационный подход делает акцент на единстве исторического процесса, на его необратимости. Другой подход в большей степени указывает на неповторимость каждого общества в своем развитии, на культурные особенности каждой социальной системы.

Цивилизационный подход связан с понятием цивилизация (лат. civilis – государственный, гражданский). Сложность осмысления данной точки зрения заключается уже в том, что в это понятие ученые вкладывают различное содержание. Так, иногда его используют как синоним культуры, иногда под ним понимают человеческую цивилизацию; для некоторых цивилизация – этап развития общества, который наступает после варварства, а иногда и завершающая стадия общественного развития, проявление упадка общества.

В рамках цивилизационного похода к осмыслению истории под цивилизацией понимают большие социальные системы (общественные организмы), обладающие выраженной культурной спецификой, на протяжении долгого времени играющие большую роль в жизни всего человечества. Однако иногда их делят по территориально-этническому принципу (китайская, римская, русская и др.), иногда – по религиозному (христианская, исламская и т.д.).

Цивилизационный подход формировался в результате творческой деятельности целого ряда исследователей общества. Прежде всего, это российский мыслитель Н.Я.Данилевский, немецкий философ О.Шпенглер. Окончательное оформление данной точки зрения на общественную эволюцию чаще всего связывают с именем английского историка и социологаАрнольда Джозефа Тойнби (1889 – 1975). Свою позицию наиболее развернуто он изложил в труде «Постижение истории».

А.Тойнби вслед за Н.Я.Данилевским и О.Шпенглером полагал, что единой истории не существует. Социальное бытие – это своеобразный круговорот локальных цивилизаций, совокупность «историй» отдельных, относительно замкнутых цивилизаций. Если предшественники выделяли от девяти (О.Шпенглер) до двенадцати (Н.Я.Данилевский) цивилизаций, то А.Тойнби вначале насчитывал двадцать одну цивилизацию, но затем пришел к выводу что их тринадцать.

Каждая цивилизация после возникновения, проходит в своём развитии стадии роста, надлома, разложения и затем гибнет. На смену гибнущей приходят другие, более молодые цивилизации. При этом критерием общественного прогресса А.Тойнби считал уровень духовного развития. Поэтому в будущем в мире должна установиться единая религия, объединившая в себе все лучшее известных религий.

Механизм развития цивилизаций заключается в способности ее «творческой элиты» находить адекватные «ответы» на исторические «вызовы». Творческая элита в данном случае – наиболее активной, образованной и ответственной части общества; вызов истории – объективные и масштабные испытания, трудности природного и социального характера; ответы общества – продуманные комплексные действия, объединяющие усилия всего общества. Если цивилизация оказывается неспособной ответить на вызовы истории, то внешние давление – проблемы экономического, военного, экологического характера и другие, а также неизбежный рост внутренних противоречий приводит к ее исчезновению.

Возраст каждой цивилизации – приблизительно одна тысяча лет. Специфика ответов на те или иные вызовы обусловлена культурой цивилизации и определяет ее своеобразие.

Однако социальная реальность далеко не всегда укладывается в схему цивилизационного круговорота. Практика общественного строительства оказывается сложнее любых социальных моделей.

Цивилизационный подход не лишен недостатков, так же как формационный, поэтому многие исследователи считают, что наиболее правильно при изучении социального развития сочетать оба подхода, они могут дополнять друг друга.

Появляются и другие методики и подходы, позволяющие исследовать те или иные аспекты функционирования социальных систем, общественного развития. Они неизбежно возникают в результате развития частных наук об обществе (социологии, политологии, экономики, правоведения и других), находят свое отражение в социальной философии, как разделе знания о наиболее общих принципах и закономерностях социального бытия.

Читайте также:  Пособия для развития зрения у дошкольников

Так или иначе, все концепции и модели, отражающие и исследующие жизнь общества, указывают на социальное движение, на изменчивость мира человека. Социальная система – сложное образование, динамика которого обусловлена сложностью и подвижностью природы, частью которой общество является; сложностью и постоянными изменениями социального «атома» – человека; сложностью и непрерывными обновлениями отношений между людьми и социальными группами; сложностью отношений между обществом и природой.

Как и по отношению к природе, для общества справедливо утверждение о том, что покой носит относительный характер, тогда как движение – абсолютно. Социальное развитие (как и любое развитие) может замедляться и ускоряться. Оно может совершаться постепенно и преимущественно в количественных параметрах, то есть – эволюционно. Возможны, также, моменты скачкообразных изменений – революции, когда наступают существенные качественные изменения в обществе. Общество как система может совершенствоваться, а может и деградировать.

В связи с этим в исследовании общественного развития важной является проблема общественного прогресса. Если по поводу социального движения особых разночтений у исследователей не возникает, то взгляды на качественные изменения общества могут быть различными. Центральным в данной проблеме является вопрос критериев прогресса.

Множество подходов решения проблемы делят исследователей на два большие лагеря. Представители одного из них исходным пунктом оценки прогресса считают общество. Прогресс в этом случае измеряется совершенствованием социальной структуры, ее усложнением, появлением новых элементов социума – институтов, организаций, подсистем, позволяющих обществу более адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия. Особенно на те из них, которые совершенно определенно угрожают целостности и самому существованию общества.

Для другого направления главным основанием при оценке социального развития является личность. В качестве критериев рассматривается совокупность условий жизни личности (экономических, политических, эстетических и др.), степень реализации ее свободы, моральный уровень, безопасность, образование и т.д.

Некоторые теоретики и практики социального строительства считают необходимым органично сочетать оба подхода. Действительно, невозможно решить проблемы человека, не обеспечив необходимых качеств социальной системы, в рамках которой личность только и может существовать. Но если проблемы общества решаются вопреки интересам индивида, то во многом теряется смысл и прогресс такой ценой, и такого общества.

Часть исследователей и вовсе считают безусловным прогресс только в области технологий. Действительно – развитие техники не только очевидно, но со временем становится все более стремительным. А в сфере нравственности явных улучшений не наступает. Так полагают многие мыслители и общественные деятелей. Другие исследователи считают подобный пессимизм неоправданным. Прогресс обеспечивается искренним и деятельным стремлением к совершенствованию миропонимания и социальных отношений.

Поэтому при осмыслении общественного прогресса возникает немало вопросов: насколько допустимо достижение целей одних людей за счет возрастания проблем других людей; как обеспечить прогресс во всех сферах социальной системы; возможно ли считать прогрессом повышение жизненного уровня одних социальных групп при отсутствии улучшения качества жизни других; насколько нравственно оправдан неуклонный рост уровня потребления в одних странах на фоне бедственного положения других.

Все большее внимание уделяется необходимости соотнесения социального прогресса с отношениями между обществом и природой. Дело в том, что реализация многих интересов общества оборачивается его возрастающей агрессией по отношению к природе.

Ученые предостерегают человечество от поиска «легких» и «быстрых» решений «всех» проблем. Общество находится в постоянном движение, постоянно меняются интересы и потребности общества. Изменение этих параметров изменят и цели, к которым стремится человек и общество («повышает планку», причем, не всегда оправданно).

Знание законов природы и общества позволяет решать возникающие вопросы более эффективно, но не дает гарантии их решения – непременного положительного, а тем более быстрого. С другой стороны ученые, активные и ответственные личности, не занимающиеся наукой непосредственно, уверены в необходимости неустанного накопления знаний о природе и об обществе, поиске решений социальных проблем. Словом, все то, что которые могут обеспечить социальную стабильность.

В рамках поиска теоретических основ социальной эволюции и практических эффективных решений в области общественного строительства большое значение имеет проблема устойчивого развития общества, или стабильности социальных систем.

Проблема заключается в том, что, несмотря на искреннее желание людей добиться предсказуемости социальных процессов и собственного положения в развивающемся социуме, в действительности четкого представления о том, как и чего следует добиваться, зачастую, нет.

Социальная стабильность многими политиками воспринимается как просто некая планомерность, возможность контролировать ситуацию в обществе имеющимися в распоряжении чиновников средствами. Поэтому чаще всего говорят о «политической» или «экономической» стабильности, понимая под этим отсутствие угроз изменения расстановки политических сил во власти или устойчивость отдельных экономических показателей (отсутствие кризиса).

Однако стабильность общества связана с тем, что оно должно адекватно реагировать на воздействия внешнего по отношению к нему мира, который постоянно развивается. Поэтому стабильное состояние общество означает его устойчивое динамичное развитие. Стабильность также означает постоянное совершенствование и сбалансированность внутренних отношений. Так, сложно назвать стабильным общество, в котором уровень доходов наиболее обеспеченных слоев в десятки раз превышает уровень доходов большинства. Стабильным можно считать лишь то общество, в котором достаточно полно реализуются способности людей, «социальная энергия» большинства его членов. Отдельные индивиды и социальные группы, не имеющие возможности реализации своего «человеческого потенциала» в интересах общества не только ослабляют тем самым социальную систему в целом, но и могут стать угрозой обществу, так как их энергия может вылиться в деструктивные по отношению к обществу формы.

Поэтому перед учеными, политиками, и всеми социально активными гражданами стоит задача совершенствования социальных отношений, повышения мировоззренческого уровня, обеспечения согласованности общественной деятельности.

С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы — это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т.д. Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным.

Многие основные положения его были сформулированы еще в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов.

В Средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквинский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, который заключили люди для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договорной теории (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.–Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естественных прав», то есть таких прав, которые человек получает от рождения.

В этот же период философами было выработано и понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в котором «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).

В XIX веке часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом. В этом же разделе рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия. Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма, согласно которой общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность «тех связей и отношений. в которых эти индивиды находятся друг к другу». Определяя характер процесса развития общества как естественноисторический, со своими специфическими социальными законами, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно–экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется его экономической сферой. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства — тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является основой общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т. д. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей.

Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно–экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно–экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующему:

1. Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т. е. гражданское общество.

2. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т. д., и какое влияние оказывает на них материальное производство.

3. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе.

Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен. В конце XIX века, когда марксизм занял одно из ведущих мест в европейской теории общественного развития, многие исследователи начали упрекать Маркса в том, что все многообразие истории он свел к экономическому фактору и тем самым упростил процесс развития социума, состоящий из самых различных фактов и событий.

Читайте также:  Что такое морально этической точка зрения

В XX веке материалистическая теория общественной жизни была дополнена. Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и др. выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе не просто развитием его экономики, а конкретно изменениями техники хозяйственной деятельности людей, которыми были сформулированы теории индустриального и постиндустриального общества. Первая — теория индустриального общества (Р. Арон) — описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу. Основные признаки индустриального общества:

а) широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества;

б) механизация и автоматизация производства и управления;

в) научно–техническая революция;

г) высокий уровень развития средств связи и транспорта;

д) высокая степень урбанизации;

е) высокий уровень социальной мобильности.

С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обуславливают процессы во всех иных сферах общественной жизни.

Данная теория была популярна в 60–х годах XX века. В 70–х годах она получила дальнейшее развитие во взглядах американских социологов и политологов Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии 3 стадии:

1 стадия — доиндустриальная (аграрная);

2 стадия — индустриальная;

3 стадия — постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (З. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно–экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.

Начиная со второй половины XIX века предпринимались многообразные попытки объяснить социальную реальность при помощи данных конкретных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г. Спенсер, М. Ковалевский, З. Фрейд, Ж. Пиаже, И. Пригожин и др.).

25) Проблема общественного развития. Философия истории

Исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания считаются гегелевские «Лекции по философии истории». Удивительна история их создания. Это не текст самого ученого, а конспекты его лекций, составленные учениками и изданные в память о великолм учителе.

Г.В.Ф. Гегель прославился не только наукой диалектикой, но и лекционным курсом по философии истории, в котором в начале XIX века впервые в западноевропейской мысли соединил философию и историю. Им была разработана концепция разумности всемирно-исторического процесса — исторически первая оценка хода истории. Гегель утверждал: «Но единственною мыслью, которую превносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как к таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой. Путем умозрительного познания в ней доказывается, что разум . является как субстанцией, так и бесконечною мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой, — проявлением этого ее содержания»(Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С.64.).

Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин «философия истории» был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Развернутую аргументацию различий между описательной истори- ей как знанием фактов и теоретической реконструкцией исторического процесса осуществил Ж.-Ж.Руссо. Но еще до него Д.Вико отделял «вечную идеальную историю», постигаемую «новой наукой», от эмпирической истории разных народов.

На материалистической основе философия истории разрабатывалась К.Марксом. В ХХ веке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н.А.Бердяевым, К.Ясперсом, Р.Ароном. Одними из наиболее известных трактовок философии истории являются конценции А. Тойнби и У. Ростоу.

Современная философия истории — это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:

• направленность и смысл истории,

• методологические подходы к типологизации общества,

• критерии периодизации истории,

• критерии прогресса исторического процесса.

Приступая к рассмотрению этих проблем, обратим внимание на то, что в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие — их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может. Благодаря каким движущим силам совершается исторический процесс? И на этот вопрос разные философы дают самые различные ответы.

Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различеном уровне развития техники и производи- тельных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т.п.

Но следует отметить: историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному произ- водству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался «в наследство» от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнеде- ятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.

Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер.

В чем же задача социальной философии, как области философского знания, анализирующей историю человечества? Современный ответ на этот вопрос звучит следующим образом: «среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма

Проблемы общественного прогресса являются важнейшими проблемами социальной философии. Они всегда волновали мыслителей, исследовавших социум по восходящей линии его развития. Так, еще в античности римский поэт и философ Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» попытался рассмотреть и проследить этапы движения общества от одной ступени к другой. Со временем жизнь налаживается, появляются продукты, одежда, возникают города и, таким образом, человечество постоянно и непрерывно совершенствуется. Особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Тюрго всемирную историю рассматривает как последовательность успешных действий человеческого рода. Кондорсе — человеческий дух был «великим двигателем исторического развития». Гердер, как и его французские единомышленники, пытался представить всю историю как единый развивающийся процесс.

Гегель, как известно, применил принцип развития к историческому процессу. Он пытался представить исторический процесс как поступательное прогрессивное движение человеческого общества. Природа, по его мнению, не развивается, ибо в ней ничто не ново, и многообразная игра ее форм, как пишет немецкий философ, вызывает скуку. В отличие от природы в человеке обнаруживается действительная способность изменяться и притом изменяться к лучшему. Маркс впервые научно раскрыл сущность общественного прогресса. Он подчеркивал, что понятие прогресса нельзя брать в обычной абстракции, что всегда требуется конкретно анализировать прогрессивное движение общества, а не строить спекулятивные конструкции. Маркс показал, что всякий прогресс следует рассматривать через производительные силы, образующие основу всей истории людей. Именно рост и совершенствование производительных сил показывает восходящее развитие человеческого общества. Н. А. Бердяев считает, что идея прогресса имеет религиозные корни. Она «предполагает цель исторического процесса и раскрытие смысла его зависимости от этой конечной цели». Общественный прогресс — это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

Оптимизм и пессимизм (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. Понятие общественного прогресса в марксистской науке имеет в виду историческое восхождение общественной жизни, человеческой жизнедеятельности ко все более высоким (усложняющимся, более универсальным, свободным, сознательным и т.п.) формам, измеряющееся не степенью осуществления раз и навсегда данных понятий справедливости, счастья, благоденствия или извечной сущности человека, а практическим решением задач, стоящих перед обществом в каждый исторический момент (например, социалистическая революция, строительство нового общества). Это движение бесконечно (коммунизм есть начало подлинной истории), и каждая его новая ступень относится к прошлой как разрешение её противоречий и коллизий, т. е. как более совершенная. В этом смысле марксистское мировоззрение и называют оптимистическим.

Вера в общественный прогресс сопровождала человека тысячелетиями. Пожалуй, идея прогресса была самой главной идеей в социальной философии, даже тогда, когда ее подвергали критике. В первой половине XIX века идея прогресса доминировала в обществознании. «Идея прогресса становится общим местом в философии, внедряется в литературу, искусство и науку. Дух романтического оптимизма сопровождается верой в разум и мощь человека. Представляется, что наука и технология способны гарантировать постоянное улучшение». Конечно, в настоящее время есть больше оснований для пессимизма, по сравнению с теми периодами, когда в социальной философии преобладали оптимистические воззрения. Во-первых, миллионы людей не могут удовлетворить свои элементарные потребности, во-вторых, происходит сильное социальное расслоение людей. В-третьих, слаборазвитые государства постоянно отстают от развитых, и это отставание все больше и больше увеличивается. В-четвертых, рушатся традиционные семейные устои, и из-за этого происходит депопуляция многих развитых государств. В-пятых, люди все больше и больше отчуждаются друг от друга. В-шестых, не решаются глобальные проблемы современности и т.д. и т.п.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

В окружающем мире происходит множество изменений.Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в лю­бой момент. Для этого необходимо выбрать определенный проме­жуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изме­нение» понимается процесс движения и взаимодействия предме­тов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появ­ления у них новых свойств, функций и отношений.

Читайте также:  Что делать если у меня зрение минус 2

Особый тип изменения — развитие.Если изменение характе­ризует любое явление действительности и является универсаль­ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое, Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода — пар — вода» не считается развити­ем, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, про­исходящие в относительно больших интервалах времени. Приме­рами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое раз­витие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества— это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики дви­жения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует опреде­ленный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но су­ществует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе­риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва­тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения»обознача­ются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, органи­зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди­видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич­ностных отношений (например, изменения в структуре и функ­циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа­ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со­циальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, касающиеся структур различных
социальных образований (например, семьи, любой другой общ­ности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше­ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ­ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу­цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель­ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время
у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия­ние па их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од­ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика. Это понятие воз­никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис­куссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движу­щимся, изменчивым, а все явления — взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по­добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений по­явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла­женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя­щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный суд) — со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви­жении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителя­ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб­разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль­туре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсаль­ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че­рез отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть — без целого, следствие — без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду­ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз­вития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен­ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче­ством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме­нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь­ство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни­кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительно­сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер­вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз­ни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти­ческую диалектику,которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку­щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас­сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо­мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней­но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе­реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно­вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель­ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз­вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла­дали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю­ционное и революционное развитие.

Эволюция— это постепенные, медленные количественные изме­нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.Эволюция жизни на Земле — наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция — это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременныеи долговременные.К первым относятся социальные революции — коренные качественные изменения всей обществен­ной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в Росси (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей эконо­мики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотовод­ству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во мно­гих странах мира в XVIII —XIX вв., стала промышленная револю­ция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позво­лившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви­тия. Экстенсивный путьсвязан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло­щадей в земледелии. Интенсивный путьсвязан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения науч­но-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не беско­нечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напро­тив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества — сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования чело­вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи­вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз­вития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы разви­тия человечества можно связывать только с концом существова­ния солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселе­ния других планет, звездных систем, галактик может снять во­прос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене­ний вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер­шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко­торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая. ».

В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10.Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече­ства?»

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источники:
  • http://megaobuchalka.ru/4/15655.html
  • http://studfiles.net/preview/4521167/page:23/
  • http://studopedia.org/2-45315.html