Меню Рубрики

Развитие личности с точки зрения гуманистической психологии

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987 г.) в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, по К. Роджерсу, является «Я-концепция».

Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой).

Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни, зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого Я.

Другой яркий представитель гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970 г.) выдвинул концепцию целостного подхода к человеку. Согласно его учению, основная потребность человека — это потребность в самоактуализации, реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и талантов.

В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом:

  • личность человека следует изучать только в ее целостности;
  • каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  • главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;
  • жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • индивид является активным, творческим лицом;
  • человек владеет потенциалом к непрерывному развитию и самореализации;
  • личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, К. Роджерс, является «Я-концепция». Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентною (противоречивой). Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствования человеческого Я.

Другой яркий представитель гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970 PP) выдвинул концепцию целостного подхода к человеку. Согласно его учению, основная потребность человека — это потребность в самоактуализации, реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и талантов. В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом: человека следует изучать только в ее целостности; каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем; жизнь личности должно рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; индивид является активной, творческой лицом; человек владеет потенция к непрерывного развития и самореализации; личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

35,36.Гуманистическа психология и бихевиорим.Гуманистическая психология и психоанализ.

Впервые термин «гуманистическая психология» был использован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течениягуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы.

1. Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.

2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов — инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или

3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели — это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.

4. Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.

6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос «почему?», а описание самого феномена состояния и ответ на вопрос «как?».

Направления в развитии гуманистической психологии. В рамках гуманистической психологии сложились два различных подхода: первый разрабатывался Р. Мэем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр. Представители второго подхода — Маслоу и Роджерс — постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Развитие личности с точки зрения психоанализа, бихевиориальной психологии, гуманистической психологии

Развитие личности в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм по выбору студентов), гуманистической школе (А. Маслоу) и бихевиориальной психологии (Б. Скиннер). Движущие силы развития личности. Точка детерминации развития личности в разных теориях личности.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Чем принципиально отличаются эти школы в вопросе развития личности. Рассуждайте беспристрастно: находите плюсы и минусы во всех точках зрения.

Проблема развития личности в отечественной психологии

Проблема развития личности в работах отечественных психологов (Леонтьев А.Н. Божович Л.И., Петровский А.В.). Движущие силы развития личности. Критерии личности. Механизмы развития личности.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Чем отличаются взгляды отечественных психологов на вопрос развития личности?

Знать хорошо, с примерами роль и биологических предпосылок, и индивидных свойств в развитии личности.

Человек как субъект познания

Познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Закономерности и особенности познавательных процессов. Изучение памяти, мышления (практическое занятие). Развитие словесно-логического мышления.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Знать и уметь объяснять, приводить СВОИ примеры на закономерностивосприятия,памяти, внимания.

Привести СВОИ примеры на умственные действия.

Эмоционально-волевые процессы человека

Определение эмоций. Разные аспекты изучения эмоций. Научные подходы к изучению эмоций. Некоторые из теорий эмоций. Классификации эмоциональных явлений. Воля, волевые процессы. Произвольное и волевое поведение. Психологические механизмы защиты.

Семинарские и практические занятия (8 часов)

Семинар 1

Сознание и бессознательное. Самосознание (самостоятельно Гиппенрейтер)

1. Сознание человека, его структура, роль.

2. Бессознательное и его значение в поведении человека.

3. Конкретно-психологические характеристики сознания.

4. Структура сознания (по А. Н. Леонтьеву).

5. Характеристика бессознательного.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психоло-гию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. 1996. – С. 67–98.

2. Годфруа М. Что такое психология? / М. Годфруа. – М. 1992. – С. 137–153.

4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах / А. Н. Леонтьев. – М., 1983. – Т. 2. – С. 168–186.

5. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психоло-гию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 1995. – С. 177–195.

6. Фрейд 3. Забывание иностранных слов / З. Фрейд //Хрестоматия по памяти. – М., 1978. – С. 104–119.

Семинар 2

Индивид и личность

1. Роль индивидных свойств в поведении личности (на примере темперамента).

2. Индивидуальный стиль деятельности.

3. Характер. Связь темперамента и характера.

Литература

1. Акимова М. К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей / М. К. Акимова // Вопросы психологии. – 1980. – № 3. – С. 91–102.(Архив Вопросы психологии)

2. Акимова М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 71–77.

3. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М., 2001. – С. 220–288.

4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. – Казань, 1969.

5. Ковалев А. Г. Темперамент и характер / Психология индивидуальных различий. Тексты / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. – М., 1982.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев, 1981.

7. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин. – Пермь, 1990.

8. Небылицын В. Д. Актуальные проблемы диференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. / В. Д. Небылицын. – М., 1982.

Сайт Флогистон (общая психология)

Семинар 3

Развитие личности в психоанализе, бихевиориальной и гуманистической и отечественной психологии

1. Развитие личности в психодинамических теориях (по выбору). Основные идеи по поводу развития человека.

2. Теория личности Скиннера: за и против.

3. А. Маслоу о психологическом здоровье человека

4. Социально-психологическая теория личности А. В. Петровского.

Литература

1. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – М., 1982.

2. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. – М., 1997.

3. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15–19.

4. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.

5. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 2000.

Практическое занятие

1. Эмпирическое изучение памяти: виды, объем.

2. Эмпирическое изучение мышления.

V. Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988, 1996.

2. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов ‑ М., 1991.

3. Немов Р. С. Психология. В 2-х книгах. Книга 1.Общие основы психологии. Книга 2-я. Психология образования / Р. С. Немов. ‑ М., 1994.

4. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах / С. Л. Рубинштейн. ‑ М., 1989.

6. Петровский А.В. Психология. Учебник для вузов / А. В. Петровский. ‑ М., 2001.

7. Петровский А.В., Психология. Учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский.‑ М., 2000.

8. Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев Е. И. – М., 1995.

По темам: «Научная и житейская психология. Методы психологии», «История развития психологии как науки»

1. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. – М., 1981.

2. Вертгеймер М. О гештальттеории / М. Вертгеймер // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 84–97.

Читайте также:  Что такое зрение и для чего оно нужно

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988, 1996.

4. Келер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии / В. Келер // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С.102–120.

5. Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов вузов / Т. Д. Марцинковская. – М., 2002.

6. Психология в XXI веке: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 3–35; № 2. – С. 3–41.

7. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И Исаев. – М., 1995.

8. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1997.

9. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста / Дж. Уотсон // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 17–34.

10. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций / З. Фрейд // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 148–184.

По теме: «Происхождение и стадии развития психики в филогенезе»

1. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 36–41.

2. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы / В. Р. Дольник. – М., 1994.

3. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию / А. Р. Лурия. – М., 1975.

4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян / В. Келер. – М., 1930.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – М., 1989.

6. Фабри К. Э. Игры животных и игры человека / К. Э. Фабри // Вопросы психологии. – 1982. – № 3. – С. 26–34.

По теме:«Сознание и бессознательное в психике»

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. ‑ М., 1988., 1996.

2. Фрейд З Я и Оно //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 184–210.

По теме: «Деятельность как психологическая категория»

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988.

2. Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев Е. И. – М., 1995.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1982.

4. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. – М., 1992.

5. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1997.

По теме:«Человек и его изучение в психологии. Индивид, индивидные свойства»

1. Акимова М. К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей / М. К. Акимова // Вопросы психологии. – 1980. – № 3. – С. 91–102.

2. Акимова М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М. К. Акимова, В. Т Козлова // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 71–77.

3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. – М., 1987.

4. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. – М., 1970. – С. 16–44, 124–163.

5. Казначеев В. П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В Казначеев. – М., 1986.

6. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. – Казань, 1969.

7. Машин В. А. Психофизиологические исследования эмоциональной лабильности операторов АЭС / В. А. Машин, М. Н. Машин, И. А. Шмелева // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 95–103. (к первому семинару)

8. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. – М., 1986.

9. Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. М. Разумникова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 111–125.

10. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 19–33.

11. Русалов В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психо-физиологические особенности личности / В. М. Русалов // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 66–75.

12. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг / С. Спрингер, Г. Дейч. – М., 1983.

13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М., 1982. – С. 9–86, 217–227.

14. Шубин А. В. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности / А. В. Шубин, Е. И. Серпионова // Вопросы психологии. – 2007. ‑ № 4. – С. 89 – 98.

По темам: «Человек и его изучение в психологии. Личность, свойства личности»

«Вопросы развития личности»

1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб., 2000.

2. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М., 2001.

3. Божович Л. И. К вопросу аффективно-потребностной сферы человека / Л. И. Божович //

Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В. В. Давыдова. – М., 1978. – № 4. – С. 168–179.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968.

5. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. – М., 1977.

6. Брушлинский А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. – 1994. – №3. – C. 17–27.

7. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека / А. В. Брушлинский. – М., 1977.

8. Давыдов В. В. Личностью надо «выделаться» / В. В. Давыдов // С чего начинается личность? – М., 1979.

9. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – М., 1982.

10. Знаков В. В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия / В. В. Знаков // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 3–12.

11. Иванников В. А. К сущности волевого поведения / В. А. Иванников // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6, № 3. – С. 47–55.

12. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М., 1969.

13. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников / Н. С. Лейтес. – М., 2000.

14. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев, 1981.

15. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. – 1992. – № 3‑–4. – С. 34–42.

16. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. – М., 1997.

17. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин. – Пермь, 1990.

18. Моросанова В. И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 30–38.

19. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15–19.

20. Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982.

21. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1983. – Т. 4. – № 5. – C. 3–6.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

23. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.

24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 1994.

25. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М., 2004.

26. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 2000.

По теме: «Человек как субъект познания»

1. Вейн А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. – М., 1973.

2. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М., 1960.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997.

5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.

6. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб., 2002.

7. Ерёменко В. И. Воспоминание и знание как функционально независимые мнемические явления / В. И. Ерёменко // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 64 – 73.

8. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968.

9. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.

10. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.

11. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальных способностей учащихся / З. Новак // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С. 46–50.

12. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987.

13. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.

14. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990.

15. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002.

16. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002.

17. Шубин А. В. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности / А. В. Шубин, Е. И. Серпионова // Вопросы психологии. – 2007. ‑ № 4. – С. 89 – 98.

18. Ягункова В. П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников / В. П. Ягункова // Вопросы психологии способностей / под ред. В. А. Крутецкого. – М., 1973. – С. 71–78.

По теме: «Эмоционально-волевые процессы человека»

1. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М., 2004.

2. Вартанян Г. Я. Эмоции и поведение / Г. Я. Вартанян, Е. С. Петров. – Л., 1989.

3. Изард К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. – СПб., 2002.

4. Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб., 2001.

5. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. А. Лупьян. – Минск, 1988.

6. Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 69–82.

7. Психология эмоций: Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.

VI. Задания для самостоятельной работы

Тема, содержание Формы контроля
Общая психология
История развития психологии как науки Проанализировав научную литературу ответить, на вопросы: 1.Что связывает теории развития личности А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, З. Фрейда?» 2. Какие методы изучения бессознательного были предложены З. Фрейдом? 3. Что общего и различного в гуманистической психологии и психоанализе? Обсуждение на семинарских занятиях по темам «Свойства личности», «Развитие личности в психоанализе, в гуманистической и отчествественной психологии»
Происхождение и развитие психики в филогенезе. Подобрать из учебников примеры поведения животных, иллюстрирующие разные урони развития психики Экзамен
Индивид, индивидные свойства Найти в научных исследованиях данные, позволяющие обсуждать следующие вопросы: 1. Предопределяют ли свойства нервной системы фиксированные формы поведения? 2. Влияют ли индивидные свойства на успешность деятельности? 3. Достаточно ли для приема на работу изучения у претендента типа темперамента? 4. Как могут проявиться особенности темперамента в общении? Обсуждение на семинарском и практическом занятии по теме «Темперамент и характер»
Личность, свойства личности Подготовить материал для обсуждения вопросов: 1. Какие основные психологические потребности ребенка «дают пуск» его развитию? 2. Усвоенный мотив (знаемый мотив) – реально действующий мотив? Что необходимо для того, чтобы мотив был действующим? 3. Почему гуманистическую теорию А. Маслоу относят к биологизаторским? 4. Объясните на своих примерах закономерности влияния биологических предпосылок на психическое развитие человека. 5. Сформулируйте свое отношение к вопросу: «Что определяет способности человека: наследственный фактор или средовый?» 6. Психологи отмечают, что с переходом в школу ребенок теряет некоторое любопытство, творческость, затем еще происходят потери с переходом к подростковому возрасту. По вашему мнению, это неизбежные возрастные изменения или это влияние школы? Обсуждение на семинарских занятиях: «Личность, развитие личности с точки зрения психоанализа, гуманистической и отечественной психологии» Эссе на тему
Человек как субъект познания Используя научную литературу, ответить на следующие вопросы: 1. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз? 2. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен вертикально или под углом, нарисован белым цветом на черном фоне или просто очерчен контуром. Какое свойство восприятия отражается в этой способность человека? 3. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений»? 4. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперименте им же примерно через 15 минут предложили придумать пять аналогичных задач. После этого потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач. Числа из каких задач испытуемые запомнили лучше и почему? Какая закономерность памяти здесь проявляется? 6. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик? 7. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека? Домашняя письменная работа
Речь. Развитие речи в онтогенезе. Подготовиться самостоятельно по учебнику к экзамену. Вопрос на экзамене.
Эмоционально-волевые процессы человека. 1. Найти в произведениях Ф.М.Достоевского («Идиот», «Престпление и наказание»), Л.Н.Толстого («Война и мир») писания разного эмоционального состояния героев. Определите это состояние. Письменная работа
Читайте также:  Обосновать точку зрения пахома здесь богатырь народ

VII. Перечень вопросов к зачету и экзамену

1. Развитие психологии как науки. Историческое изменение предмета психологии.

2. Особенности научного психологического знания. Специфика психологии как науки. Современные основные психологические школы.

3. Стадии развития психики (краткое описание особенностей разных стадий психики, примеры).

4. Понятие, структура, принципы деятельности как психологической категории.

5.Закономерности психического отражения.

6. Сознание, функции сознания. Самосознание, структура, развитие.

7. Личность, индивидуальность, индивид, субъект как психологические понятия.

8. Мотивационная система человека.

9. Неосознаваемые процессы человека.

10. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

11. Познавательные процессы человека (краткая характеристика).

12. Вопросы развития личности в отечественной психологии.

13. Речь, виды речи, функции. Соотношение мышления и речи.

14. Направленность личности.

15. Темперамент, основные характеристики.

16. Характер, типологии характера. Степени выраженности характера.

17. Способности. Развитие способностей.

18. Эмоционально-волевая сфера человека.

19. Проблема развития личности в гуманистической психологии, психоанализе, бихевиоризме (обзор основных идей).

20. Психологические механизмы защиты человека.

21. Личность в социальной группе (о воздействии группы на личность).

22. Память, виды, закономерности памяти.

23. Проблема обучения и развития в психологии.

24. ВПФ, признаки. Закономерности развития. (удалено из списка вопросов к экзамену)

25. Внимание, его виды, функции.

26. Мышление, виды мышления. Развитие мышления.

27. Понятие «малая группа». Социально-психологический анализ малой группы.

28. Описать содержание понятий «интеллект», «умственное развитие», «мышление».

29. Виды умственных (мыслительных) действий, краткая характеристика.

30. Восприятие, его виды и свойства.

31. Общение, виды общения, функции.

32. Воображение, виды воображения.

33. Половозрастные свойства и свойства нервной системы.

34. О роли биологических предпосылок в развитии человека (по Л. И. Божович).

Гуманистическая психология. Личность

Стремление понять своеобразие природы человека, его отличие от животных, стертое бихевиоризмом, и вместе с тем противостоять фрейдовскому учению, основанному на «низменных» страстях человека, породило гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, явившись антитезой традиционным взглядам и школам, имела огромное значение для дальнейшего развития психологической науки. Этому способствовали следующие разработанные гуманистами взгляды и идеи.

  • 1. Создание новых и успешно работающих методов психотерапии для людей со здоровой психикой, но имеющих проблемы с адаптацией и страдающих от отчуждения и одиночества в окружающем их мире людей. Эти методы были адекватны эпохе рыночной экономики, соотносились с практикой и реальностью. Одним из таких методов работы стала «клиентцентрированная терапия» К. Роджерса.
  • 2. Единство теории и практики психотерапии, способствующее формированию основы для теоретических построений.
  • 3. Создание новых методов исследования, таких, например, как наблюдение и интерпретация всей полноты внутреннего мира человека (а не только его ассоциаций, инстинктов и т.п.), биографический метод, существенно расширяющих и обогащающих методологический аппарат психологии.
  • 4. Создание основы для развития методов групповой психотерапии для психически здоровых людей.
  • 5. Создание основы для возникновения психологического консультирования — направления в психологии, ориентированного на решение проблем здорового человека в более короткие, чем в психотерапии, сроки.
  • 6. Расширение предмета изучения, методологии, способов познания в психологии и, как следствие, оказание влияния на формирование па основе эклектичности действительно объективного взгляда на понимание природы человека, позволяющее с разных сторон взглянуть и изучить это величайшее явление природы.

В настоящее время идеи гуманистической психологии продолжают быть одними из наиболее востребованных в психологической практике и теории, и на их основе создаются новые интересные и значимые концепции.

Ярким представителем гуманистической теории личности являлся Абрахам Маслоу (1908-1970).

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е гг. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой механистическим и дегуманизированным моделям поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу.

Сердцевиной гуманистической теории личности является вопрос о мотивации и рассмотрение мотивационных процессов.

Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Ученый описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна вновь требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или ипстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

На основе результатов этого исследования им была создана теория потребностей, которая впоследствии получила колоссальное распространение не только в психологии, но и в рекламе, социологии, менеджменте. Эта теория включает в себя следующие положения:

  • 1) потребности человека имеют иерархическую структуру и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями;
  • 2) удовлетворение потребности, стоящей па более высоком уровне, невозможно без удовлетворения более низшей потребности. Более того, потребность более высокого уровня просто не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально (этот минимум для каждого человека индивидуален);
  • 3) в иерархии существуют следующие потребности:
    • • физиологические потребности (пища, вода, сои и т.п.);
    • • потребности в безопасности (стабильность, порядок);
    • • потребность в любви и принадлежности (семья, друзья, любовь);
    • • потребность в уважении (самоуважение, признание);
    • • потребность в самоактуализации (личного совершенствования, развитие способностей);
  • 4) самоактуализация означает умение понять себя, свою природу. Она не является раз и навсегда свершившимся действом. Это процесс длиною в жизнь, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне;
  • 5) путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего «Я» и сохраняется нужный уровень взаимодействия с обществом.

Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Сторонники гуманистических взглядов утверждали, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Маслоу полагал, что разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Значительной концепцией гуманистической психологии является признание приоритета творческой стороны в человеке. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая его как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения (это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят). Однако ученый также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Творчество — это универсальная функция человека, которая ведет к любым формам самовыражения.

Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных, или «больных», аспектах природы человека (па ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества. Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии.

Еще одним основателем концепции гуманистической психологии наравне с Маслоу стал Карл Роджерс (1902-1987)

Читайте также:  Зрение для мед справки на водительское удостоверение

Разработанная им теория, получившая название феноменальной психологии личности, а также основанный на этой теории психотерапевтический метод «клиентцентрированной терапии» получили большую популярность и влияние в научных кругах.

Феноменологическая концепция К. Роджерса основывается на следующих основных идеях.

  • 1. Признание ценности и уникальности человеческой личности.
  • 2. Утверждение уникальности опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле».
  • 3. Введение понятия конгруэнтности (степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью).
  • 4. Высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, в то время как низкая конгруэнтность может являться причиной внутренних конфликтов и проблем, а также тревожности, что в результате формирует и направляет личность к невротическому типу развития.
  • 5. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью — главная потребность, движущая сила жизни человека; отказ от самоактуализации ведет личность к невротизации.
  • 6. Самореализация и полнота жизни возможны только при жизни в ситуации «здесь и сейчас», т.е. в умении человека жить в настоящем.
  • 7. Психотерапия должна носить недирективный характер (терапевт не должен навязывать пациенту свое мнение как единственно верное), и выполнять следующие задачи:
    • • формирование конгруэнтности личности и, как следствие, возникновение стремления к самоактуализации и личностному росту;
    • • развитие умения жить не настоящим опытом, а прошлыми событиями и будущими вероятностями;
    • • развитие навыка опоры на себя, т.е. пациент должен умет ориентироваться на свои внутренние чувства, желания, интуиции, что приведет к лучшему пониманию себя и, как следствие, других;
    • • развитие чувства ответственности за свою жизнь и понимание себя как априори имеющего свободу выбора.
  • 8. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека, и который, помимо качества адекватности, обладает качеством гибкости, т.е способности меняться в зависимости от ситуации.
  • 9. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является очень важным фактором ее формирования.

Созданная Роджерсом концепция личности и по сей день имеет огромную популярность, а разработанный им метод психотерапии, ориентированный на клиента, активно используется как в психологическом консультировании, так и в психотерапии. Впоследствии на его основе был создан метод групповой психотерапии и коррекции, основанный на посещении так называемых групп встреч. В настоящее время этот метод групповой работы является одним из ведущих, причем не только в психологии, но и в медицине и педагогике.

Точка зрения Роджерса на природу человека, как и у Фрейда, сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Но в результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Ученый был убежден, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление о том, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти 30-летнем опыте психотерапевта. Он заявлял: «Я не придерживаюсь оптимистической точки зрения на природу человека. Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас» [1] .

Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное стремление людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия.

Во-первых, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека.

Во-вторых, теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей.

И наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Маслоу были посвящены почти исключительно взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определенные «критические стадии» жизненного цикла.

Несмотря на эти явные теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации — свойственной организму тенденцией развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Таким образом, важнейшим мотивом жизни человека ученый видел потребность актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс чувствовал, что ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность, и используя эти гипотетические мотивы для объяснения причин поведения. Так, например, психология традиционно рассматривала голод как отдельное влечение, или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод являлся только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно — он необходим, чтобы «сохранить» человека. Потребность достижения — желание отличиться, выполнить трудную задачу — Роджерс трактовал как одно из выражений тенденции актуализации и способ совершенствования внутреннего потенциала.

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию актуализации как «один центральный источник энергии в организме человека». Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (это биологический факт, а не психологическая тенденция). На уровне организма тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением сто необходимых потребностей (воздух, нища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Еще большее значение имеет мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения,

Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. Ученый также утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни — она присуща не только людям, не только животным, но всему живому. Это сущность жизни.

Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Роджерс полагал, что не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Создателем отличной от психоанализа и индивидуальной психологии психологической концепции, получившей название логотерапии, выступил Виктор Франкл (1905-1997). Фундаментальным отличием этой концепции стало понимание Франклом мотивационных аспектов поведения как зависящих от самого человека, а не от условий его существования. Концепция Франкла содержит следующие основные положення.

  • 1. Базисным мотивом человеческого поведения является борьба за смысл жизни, стремление к смыслу в противовес психоаналитическому принципу удовольствия. Потеря смысла создает экзистенциальный вакуум.
  • 2. Смысл имеет конкретное содержание (а не абстрактное), он индивидуален и составляет основу существования каждого человека.
  • 3. Смысл нельзя придумать, он должен быть найден самим индивидом.
  • 4. Существует три типа ценностей, имеющих прямое отношение к поиску человеком смысла его существования:
    • • ценности отношения, под которыми понимается выработка определенного отношения к своей судьбе и нахождение в ней смысла;
    • • ценности творчества, которые обусловливают изменение отношения к миру и, как следствие, изменение самого мира (формируется свобода отношения к действительности и действия в ней);
    • • ценности переживания, которые проявляются в чувствительности человека к явлениям окружающего мира. Это опыт переживаний, приобретенных человеком в любви, которая есть переживание другого человека во всем его своеобразии и неповторимости.
  • 5. Самоактуализация — не цель, но результат осуществления смысла (в этом логотерапия противостоит концепции самоактуализации).
  • 6. Обретение смысла достигается путем осуществления деятельности в отношении к другим людям и в выработке позиций в отношении различных жизненных ситуаций.
  • 7. Задача логотерапии заключается в том, чтобы помочь пациенту найти скрытый смысл его существования, мобилизовать свои ресурсы и силы на жизнь в этом мире со всеми его проблемами, катаклизмами и опасностями. Решить эту задачу можно, используя сократовский метод беседы как помощи в рождении новой идеи, неизвестной никому из собеседников до начала беседы.

Идеи Франкла о поиске смысла жизни, понимание его как основного мотива человеческой жизни, подчеркивание духовной природы человеческого существования, неограниченной рамками биологических инстинктов, утверждение уникальности и индивидуальности каждого человека противостояли распространенному биологизаторству и механистичности в понимание человеческой природы, что делало их особенно ценными для науки. Введение в психологию категории смысла жизни позволило расширить понимание природы человека и по-новому взглянуть на нее.

Источники:
  • http://cyberpedia.su/12x7143.html
  • http://megaobuchalka.ru/2/13807.html
  • http://studme.org/48151/psihologiya/gumanisticheskaya_psihologiya_lichnost