Меню Рубрики

Различные точки зрения проблему предмета культурологии

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Примерно у 80% населения земного шара хотя бы раз в жизни перед глазами начинали мелькать так называемые черные мушки или точки. Они в этот момент не только мешают нормально видеть все, что окружает человека, но и вызывают беспокойство о своем здоровье. Черные точки перед глазами – что это такое и предвестниками чего они являются?

Строение глаза

Для начала, чтобы понять в полной мере, что это за черные точки такие, следует немного вникнуть в человеческую физиологию и понять, как устроен и работает наш глаз. Его форма напоминает шар, потому орган зрения часто именуют глазным яблоком. Если говорить о его строении, не вдаваясь в подробности, то глаз имеет три оболочки – это сетчатка, сосудистая оболочка и наружная. Спереди яблока снаружи находится роговица – именно сквозь нее лучи света могут попасть во внутреннюю часть глаза и за счет этого процесса человек способен видеть. Вся остальная наружная оболочка представлена склерой, которая прозрачностью не наделена и по цвету скорее напоминает вареное яйцо.

Сосудистая оболочка отвечает за снабжение глаза кровью. Одна из ее частей – это радужка, та, что дает цвет глазу за счет содержащегося в ней пигмента. В центре ее располагается зрачок, реагирующий на изменение уровня освещенности увеличением и уменьшением размеров. Также внутри глаза располагается и хрусталик, роль которого – преломлять попадающий в глаз свет.

Сетчатка имеет несколько слоев. Именно благодаря ей и нервным клеткам человек может видеть в полной мере. На ней, подобно фотографии, отображаются видимые предметы. Картинка затем поступает по зрительному нерву в человеческий мозг, который занимается переработкой поступившей информации.

Внутри глаза имеется и стекловидное тело. По структуре оно напоминает гель и разделяет хрусталик и сетчатку. На 99% оно состоит из воды, а 1% занимает белковое вещество, состоящее из коллагена, а также гиалуроновой кислоты и различных других компонентов. И коллаген, и гиалуроновая кислота являются важнейшими веществами, входящими в состав зрительного органа. Первый создает каркас стекловидного тела, вторая помогает ему достичь гелевой структуры.

Что такое черные точки

Итак, откуда же в глазах берутся черные точки? Почему они внезапно начинают мелькать перед взором? Оказывается, в процессе старения организма вещество, представляющее собой то самое стекловидное тело, постепенно начинает расслаиваться – появляется отдельная вода и белковые (коллагеновые) волокна. Последние – это отжившие свое элементы тканей. Вот как раз их и невольно примечает человек, когда посмотрит на что-то светлое при достаточно ярком освещении. Эти точки при перемещении взгляда тоже будут перемещаться, а во время фиксации взгляда продолжают свое движение.

На заметку! Человек видит не сами белковые волокна, а лишь их тень, отбрасываемую на хрусталик.

Таким образом, черные мушки – это признак идущего процесса расслоения стекловидного тела, и медики называют его «деструкцией стекловидного тела». Мелькание черных точек может быть и сигналом о развитии какого-либо заболевания. А сами по себе они могут не мешать одному человеку жить, а вот для другого они будут сильным раздражающим фактором. Только в тяжелых случаях эти мушки будут значительно мешать зрению.

Внимание! При большом количестве черных точек перед глазами визит к офтальмологу должен произойти как можно раньше. Это могут быть уже не белковые волокна, а сгустки крови – главный признак отслоения сетчатки и скорой потери зрения.

Причина появления

Черные мушки могут появляться в результате старения организма или же в связи с рядом патологий. Основные причины их возникновения приведены в таблице ниже.

Таблица. Основные причины появления мушек.

Это – самая распространенная и естественная причина появления мушек перед глазами. Обычно их отмечают люди в возрасте от 60 лет. После 80 их не замечают из-за выработавшейся привычки. Это естественный процесс, волноваться не стоит. Но если мушки беспокоят сильно, то лучше всего сходить на прием к офтальмологу, так как мушки могут быть явным признаком отслоения сетчатки. Появление мушек может стать признаком развития сосудистых заболеваний или проблем с давлением. В этом случае нужно безотлагательное лечение. Если давление крови понижено или повышено, то процесс расслоения стекловидного тела идет активнее, так как сосуды недостаточно наполнены кровью. Иногда образование черных точек сигнализирует о внутреннем кровоизлиянии – порой это единственный признак. Черные точки хорошо знакомы любителям диет. Недостаток питательных веществ и витаминов негативно сказывается на всем состоянии организма, в том числе и на глазах. Иногда деструкция стекловидного тела является признаком развивающегося остеохондроза шейного отдела позвоночника. Точки появляются из-за нарушения давления в сосудах, питающих головной мозг. Черные мушки могут появиться из-за удара или травмирования головы. В этом случае требуется обязательно сходить к офтальмологу, так как из-за травмы легко может появиться отслоение сетчатки, а это чревато потерей зрения. Любое инфекционное заболевание может негативно сказаться на здоровье органов зрения. В этом случае важно немедленно обратиться в больницу для получения квалифицированной помощи. Если в организм попадают токсические вещества, которые негативно действуют на нервную систему, то глаза сразу же отрегариуют на это. Иногда деструкция стекловидного тела отмечается у беременных женщин. Это серьезный сигнал о развитии эклампсии, опасной и для мамы, и для малыша.

На заметку! Черные точки могут видеть периодически и люди, страдающие близорукостью. Однако в этом случае можно сильно не волноваться, если темные пятна не мешают жить. В противном случае необходимо срочно обратиться к окулисту.

Иногда мушки являются симптомом различных патологий, а иногда проявляются как сопутствующий синдром при ряде заболеваний:

Стоит помнить, что не всегда появление черных точек сигнализирует о начале развития деструкции стекловидной части глаза. Иногда они возникают даже от приема ряда лекарственных средств или же из-за механического воздействия на глазное яблоко.

Внимание! Часто мушки появляются из-за банального отсутствия отдыха или сильного недосыпания. Важно чередовать работу с отдыхом и перерывами, во время которых следует максимально отвлечься и расслабиться.

Лечение деструкции стекловидного тела может включать в себя:

  • изменение образа жизни в лучшую сторону и общее оздоровление организма;
  • использование лекарственных средств;
  • витреолизис (лечение лазером);
  • витрэктомию (удаление операбельным путем стекловидного тела).

Чтобы избавиться о черных мушек, обычно достаточно медикаментозного лечения или простого отдыха в зависимости от ситуации. Операции требуются крайне редко. Хотя иногда и может понадобиться удаление стекловидного тела. В любом случае, принимать решение о назначении требуемого лечения будет врач-офтальмолог.

В случае появления точек из-за усталости требуется взять отпуск и пропить витаминные комплексы. Не лишним будет избавить себя от стрессов, укрепить иммунитет.

Если же мушки появились по другим причинам, то может потребоваться длительное лечение. Его должен назначать только врач – самолечением заниматься не стоит. Чтобы предотвратить возникновение этого синдрома, лучше регулярно проходить профилактические осмотры и проверять состояние каждой части организма.

Совет! Проверить состояние глаз можно самостоятельно. Достаточно приложить ладонь к одному глазу, а вторым, открытым, внимательно посмотреть на любой предмет, расположенный на некотором расстоянии от человека. Важно обратить внимание, насколько четко он виден, приходится ли напрягаться, чтобы разглядеть его, появляются ли в этом случае черные точки. Таким же образом тестируется и второй глаз.

Осмотра у офтальмолога бояться не стоит – врач осмотрит глазное дно, проведет тесты. Все обследование безболезненно. Врач может прописать глазные капли, витамины, препараты, содержащие йод. Иногда назначается и физиотерапевтическое лечение. Стоит помнить, что чем раньше будет начато лечение, тем быстрее получится избавиться от черных мушек.

Внимание! В случае появления такого симптома глаза нужно будет беречь. Иначе заболевание начнет прогрессировать.

Как избавиться от точек в глазах?

Шаг 1. Мушки иногда исчезают, если перевести взгляд с одного предмета на какой-то другой. Достаточно поводить глазами влево-вправо или вверх-вниз.

Шаг 2. Если мушки появляются часто и это не связано с усталостью, то требуется сходить на прием к офтальмологу. Врач проведет осмотр и при необходимости назначит лечение.

Шаг 3. Потребуется обеспечить себе необходимый отдых и по возможности не обращать на мушек внимание – их появление абсолютно нормально в умеренном количестве.

Шаг 4. В домашних условиях можно начать принимать витамины и пищевые добавки. Но назначить их должен врач.

Шаг 5. Если офтальмолог выписал капли, то важно пройти весь курс лечения ими.

Шаг 6. Требуется научиться справляться со стрессами и расслабляться.

Шаг 7. В случае если ничего не помогло, врач назначит операцию на глазах.

Видео – Мушки в глазах

Чтобы избежать появления черных точек, важно соблюдать меры профилактики. Это регулярный осмотр у врача, здоровый образ жизни, сбалансированное питание и внимание к своему здоровью. И тогда вероятность появления этого синдрома будет крайне мала.

Культурология как наука

Предмет, цели и функции культурологии

Предмет культурологии

В широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры; другими слонами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно найти в трудах ученых, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.

С этой точки зрения предмет культурологии образует совокупность различных дисциплин, к которым относятся история, философия, социология культуры и комплекс антропологических знаний. Помимо этого в предметное поле культурологии в широком смысле должны быть включены: история культурологии, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие (теология) культуры. Однако при таком широком подходе предмет культурологии предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру, и может отождествляться с предметом философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и других теорий среднего уровня. В таком случае культурология лишается своею собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин.

Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. При таком подходе исходным основанием выступает рассмотрение культуры в ее конкретных формах, в которых она проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.

Таким образом, предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.

При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:

  • наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее
  • сущности, содержания, признаков и функций;
  • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
  • определение места и роли человека в культурных процессах;
  • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
  • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
  • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
  • исследование развития отдельных культур.

Цель культурологии

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними.

Цели и задачи культурологии определяют и функции этой науки.

Функции культурологии

Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:

  • познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
  • концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
  • оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
  • объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
  • мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
  • образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

Предмет культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует углубленного изучения.

Культурология как наука

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. В силу этого человек всегда интересовался этой сферой окружающею мира, следствием чего стало появление особой отрасли человеческого знания — культурологии и соответствующей учебной дисциплины, изучающей культуру. Культурология — это прежде всего наука о культуре. Этот специфический предмет отличает ее от других социальных, гуманитарных дисциплин и объясняет необходимость се существования как особой отрасли знания.

Становление культурологии как науки

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы столько смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и определение культуры. При этом сама культура полифункциональна, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры.

Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют недолгую историю. Первая такая попытка была предпринята в

XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффенлорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера, который рассматривал культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, но ею мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. В то же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляют духовная жизнь человека, его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго.

В конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Это и послужило основой для возникновения самостоятельной науки о культуре. Примерно тогда же появился термин «культурология». Впервые его использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения. Это произошло позже и связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Именно поэтому термин «культурология» связывается с именем Уайта.

Несмотря на то что культурология постепенно занимает все более твердое положение среди других социальных и гуманитарных наук, споры осе научном статусе не прекращаются. На Западе данный термин был принят не сразу и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. Данная ситуация свидетельствует о том, что процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины пока не завершен. Сегодня культурологическая наука находится в процессе становления, ее содержание и структура еше не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы, существует много методологических подходов к ее предмету. Все это говорит о том, что данное направление научного знания находится в процессе становления и творческого поиска.

Таким образом, культурология — молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие точки зрения на предмет се исследования, с которой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета культурологии происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

Статус культурологии и ее место среди других наук

Один из основных вопросов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования состоит в осмыслении взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством (такое определение весьма распространено), станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает затруднения. Тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. При этом не понятно, где среди этих наук место культурологии и что она должна изучать.

Чтобы ответить на эти вопросы, можно поделить социальные и гуманитарные науки на две неравные группы:

1. науки о специализированных видах человеческой деятельности, выделяемые по предмету этой деятельности, а именно:

  • науки о формах социальной организации и регуляции — юридические, политические, военные, экономические;
  • науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение;
  • науки о видах материально преобразующей деятельности человека-технические и сельскохозяйственные;

2. науки об общих аспектах человеческой деятельности безотносительно к ее предмету, а именно:

  • исторические науки, изучающие возникновение и развитие человеческой деятельности в любой сфере безотносительно к ее предмету;
  • психологические науки, исследующие закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения;
  • социологические науки, открывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности;
  • культурологические науки, анализирующие нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования народов (культу р), показывающие сущность человека.

Можно сказать, что присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух аспектах.

Во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. как составная часть любой науки. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы границы ее существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой.

Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком смысле и широком. В зависимости от этого будут выделяться предмет культурологии и ее структура, а также связь ее с другими науками.

Связь культурологии с другими науками

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др., следовательно, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Ее междисциплинарный характер соответствует обшей тенденции современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Применительно к культурологии развитие научного познания ведет к синтезу кулыуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями. Наиболее тесно с культурологией связаны философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология.

Культурология и философия культуры

Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология сохранила свою связь с философией культуры, которая выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных се теорий. Философии как таковая стремится выработать системное и целостное представление о мире, пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы, а философии культуры должна показать, какое место занимает культура в этой обшей картине бытия, стремится определить своеобразие и методологию познания культурных явлений, представляя высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Выступая в качестве методологической основы культурологии, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объясняет сущность культуры и ставит перед ней проблемы, значимые для жизни человека, например о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и др.

Философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий, таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество. Философия рассматривает культуру в се конкретных формах, тогда как в культурологии акцент делается на объяснение различных форм культуры с помощью философских теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет создать целостную картину человеческого мира с учетом многоликости и разнообразия происходящих в нем процессов.

Культурология и история культуры

История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования.

Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому история культуры выделяет исторические типы культур, сопоставляет их, выявляет обще культурные закономерности исторического процесса, на основе которых можно описать и объяснить конкретные исторические особенности развития культуры. Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система локальных культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Можно сказать, что исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческим факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий се существования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы се исторического развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Именно таким путем формируется история культуры, которая изучает развитие культуры отдельных стран, регионов, народов.

Культурология и социология

Культура является продуктом общественной жизни человека и невозможна вне человеческого общества. Представляя собой социальное явление, она развивается по собственным законам. В этом значении культура является предметом изучения для социологии.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня — макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из которых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество микрогрупп, образующие различные субкульту ры. Такие группы формируются по разным основаниям — половозрастным, профессиональным, религиозным и т.д. Множественность групповых культур создает «мозаичную» картину культурной жизни.

Социология культуры в своих исследованиях опирается на многие специальные социологические теории, близкие по объекту исследования и существенно дополняющие представления о культурных процессах, устанавливая междисциплинарные связи с разными отраслями социологического знания — социологией искусства, социологией морали, социологией религии, социологией науки, социологией права, этносоциологией, социологией возрастных и социальных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и др. Каждая из них не в состоянии создать целостного представления о культурной реальности. Так, социология искусства даст богатую информацию о художественной жизни общества, а социология досуга показывает, как различные группы населения используют свое свободное время. Это очень важные, но частичные сведения. Очевидно, что требуется более высокий уровень обобщения культуроведческих знаний, и эту задачу выполняет социология культуры.

Культурология и антропология

Антропология — область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В этой области сегодня выделяется несколько направлений: физическая антропология, основной предмет которой составляет человек как биологический вид, а также современные и ископаемые человекообразные приматы; социальная и культурная антропология, основным предметом которых является сравнительное изучение человеческих обществ; философская и религиозная антропологии, представляющие собой не эмпирические науки, а совокупность соответственно философских и теологических учений о природе человека.

Культурная антропология занимается изучением человека как субъекта культуры, даст описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личностные формы. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, описывая их культурные феномены, систематизируя их и сравнивая. По сути дела она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.

В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культу рной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколения, особое внимание уделяя психологическому обоснованию таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

2. Предмет культурологии

Итак, именно культурология, конечно, наряду с другими современными дисциплинами, помогает понять и выработать решение глобальных проблем, с которыми столкнулась наша цивилизация. В России дополнительный интерес к культурологии связан как с ее культурными особенностями (многоукладность и многокультурность, срединное положение между Азией и Европой, некоторые культурные традиции), так и, отчасти, с неудачными попытками модернизации и реформ.

Как мы видим, интерес к культурологии вызван двумя разными обстоятельствами. Во-первых, это глобальные проблемы кризиса нашей техногенной цивилизации и предощущение ростков новой, грядущей цивилизации, во-вторых, собственно российские проблемы. К последним в научном плане относится полемика ведущих российских культурологов о предмете культурологии, критика культурологического образования и практические действия (вытеснение культурологии из обязательных социально-гуманитарных дисциплин вузов, попытки исключить ее из числа научных специальностей ВАК), быстрое становление прикладных культурологических исследований и разработок. Пожалуй, наибольшую роль в стимулировании обсуждения современной ситуации в культурологии сыграли проблемы культурологического образования. Именно

практика культурологического образования (точнее, ее недостатки и проблемы) привели к постановке вопроса о культурологии как единой дисциплине, а не наборе отдельных подходов к изучению культуры (социологическом, антропологическом, этнографическом, философском и т.д). Но дальше взгляды культурологов разделились. Одни культурологи отстаивают необходимость синтеза культурологических предметов и знаний на основе одного определенного подхода, например философского (В. Межуев), естественно-научного, социологического (Э. Орлова), исторического (А. Флиер); другие выступают за соединение в культурологии разных подходов. Например, А. Шеманов пишет, что «если рассматривать образование как процесс, в котором формируется человек в качестве субъекта социальных и культурных изменений, то в нем должны созревать и способы синтеза научной объективности и ценностной личностной субъективности» и эту задачу естественно было бы адресовать культурологии [174. С. 61].

Несформированность научного предмета культурологии существенно затрудняет развитие культурологического образования. Например, большая часть учебных курсов по культурологии представляет собой соединение сведений по истории культуры, отдельных направлений культурологических исследований, объяснений предмета и понятий культурологии, а нередко и материалов из других областей знания — истории искусства, эстетики, семиотики, психологии и др. Обязательный минимум содержания культурологии утверждает, что это — «история мировой культуры; история культуры России; школы и направления культурологии; охрана и использование культурного наследия». Налицо явная эклектика.

Наконец, быстрое нарастание прикладных культурологических исследований не сопровождается поддерживающей их методологической и теоретической рефлексией. Неясно, что собой представляют подобные исследования и как они должны строиться.

С моей точки зрения, указанная здесь ситуация в культурологии делает необходимым методологический анализ и осмысление его результатов; кстати, ведущие российские культурологи этим интенсивно занимаются.

Говоря о предмете культурологии, нужно иметь в виду три основные познавательные ориентации — философскую, историческую и теоретическую. Соответственно в настоящее время в культурологии различают: философию культуры (культурфилософию), историю культуры и науки о культуре. При этом культурологи нередко противопоставляют все эти три области культурологического познания. Например, В. Межуев считает, что хотя теоретические исследования культур много дали для их понимания, одновременно такие исследования обессмыслили культурологию.

«Различие между философским и научным пониманием культуры, — отмечает Межуев, — иногда истолковывают как различие между «оценочным» (аксиологическим) и «описательным» употреблением данного термина в обыденном языке и в практике интеллектуального дискурса. Если первое претендует на установление различной культурной ценности для человека тех или иных фрагментов его внешнего и внутреннего мира, то второе лишь объективно констатирует, описывает то, что присуще миру безотносительно к его оценке». И чуть дальше на примере функционализма Межуев поясняет, к чему приводит теоретический подход. «Функционализм чрезвычайно обогатил этнологию, способствовал развитию научного, эмпирически достоверного знания о культурах древних народов, но обнаружил и свою ограниченность, односторонность. Отрицание оценочной функции понятия «культура» привело к утрате единого для всей истории человечества критерия культурного развития, уравняло между собой в культурном отношении разные общественные состояния, сделало невозможным их сравнение и сопоставление» [100. С. 35, 37].

Фиксируя противоречие между философским и научно-теоретическим подходами к культуре, Межуев опирается на убедительный анализ истории становления культурологической проблематики. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского дискурса при обсуждении вопроса о специфике и основаниях исторического изучения общества и человека. Более того, Межуев утверждает, что философское понимание культуры представляет собой «понимание не любой культуры, а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека», обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в истории. Поэтому не удивляют следующие выводы Межуева:

«Философия, следовательно, выясняет не теоретическое, а практическое отношение человека к культуре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его бытия в ней. Под человеком понимается в данном случае не «человек вообще», не любой человек, а тот тип индивидуальности, личности, который сформирован европейской культурой, стал ее творцом и носителем. Главной причиной разрыва между «оценочной» и «описательной» функциями культуры, то есть между ее философским и научным пониманием, является таким образом обнаружившееся расхождение между культурной практикой европейского человека и культурой всех остальных народов, как они предстали в опыте их научного изучения» [100. С. 38, 43].

Другой наш известный культуролог Э. Орлова противопоставляет теоретическое (научное) познание культуры не только философскому, но и историческому. Она считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизический характер) и «недоступен эмпирической проверке», а исторический подход «ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений» [112. С. 11, 12]. Напротив, в области наук о культуре осуществляется методологический синтез систематического описания явлений культуры с их объяснением. «В науках о культуре, — утверждает Орлова, — основной целью становится понимание того, как происходит формирование и становление явлений и событий культуры; что в культуре повторяется, а что остается уникальным и почему; в каком направлении и по каким причинам осуществляются культурные процессы» [112. С. 12].

Важнейшее обстоятельство, которое также необходимо учитывать при обсуждении предмета культурологии, — это неоднородный Характер науки о культуре. Известно, что в культурологию вносят вклад разные дисциплины: антропология, социология, психология, история, педагогика, языкознание, семиотика; все эти дисциплины с разных сторон и, что существенно, по-разному изучают культуру и культурные явления. Характеризуя культурную антропологию, Орлова, в частности, пишет: «Культурная антропология (варианты — социальная антропология, этнология) в настоящее время представляет собой одну из лидирующих и наиболее развитых дисциплин в корпусе социальных наук, к которым относятся также социология, экономика, политология, психология. Культурная антропология сложилась на интегральной базе преисторических, этнологических, социологических, лингвистических, мифологических исследований как наука об искусственном, неприродном мире человека» [113. С. 107]. Но можно вслед за Э. Зильберманом увидеть антропологию иначе.

Антропология в одном из своих главных направлений занимается сравнительным изучением общества и человека. Понятие «культура» в антропологии выражает по меньшей мере три момента: культурное становление (просвещение) общества и человека (первичное значение слова «культура» — возделывание, культивирование); совокупность (целостность) общественных и человеческих обычаев, традиций, привычек, учреждений и т.п.; естественная целостность (система), противостоящая другим культурным целостностям. Теоретики культуры подчеркивают эмпирический характер антропологических представлений (они «описательны» и «перечислительны»). Вместе с тем, они отмечают, что социальная антропология тяготеет к социологии и заимствует из нее основные схемы и методы. Остальная часть антропологии, обычно называемая культурной антропологией, тяготеет к психологии и истории.

Ориентация на столь разные дисциплины ведет к столкновению установок и ценностей самой антропологии, а также к различным трактовкам культуры. Действительно, несмотря на почти вековое развитие, социология по-прежнему ориентируется на идеал положительной, естественной науки, противопоставляя научное мышление философскому (социологическую науку — социальному философствованию). Эта установка явно или неявно смыкается с ориентацией на практическое, квазиинженерное использование социологических знаний. Идеал же антропологии, особенно культурной, иной, он ближе к гуманитарной науке: хотя антропологи иногда и пользуются естественно-научной установкой, все же основная антропологическая ценность другая — понимание культуры (чужой или своей). Понимающий подход помогает определить свое собственное культурно значимое поведение, осознать собственную культурную ценность.

Но как бы ни понимали культурную антропологию различные исследователи, никто не спорит по поводу неоднородного характера культурологии. Некоторые из них отказывают культурологии в статусе сложившейся науки, самостоятельной дисциплины. «Видимо, неправильно, — пишет Межуев, — понимать под культурологией какую-то уже окончательно сложившуюся науку с четко выделенными дисциплинарными границами и полностью оформившейся системой знаний. Культурология, скорее, — некоторое суммарное обозначение целого комплекса разных наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования» [100. С. 38].

На самом деле ситуация еще сложнее: в том слое, который мы назвали теоретическим, много разных школ и даже индивидуальных версий культуры. Именно в связи с этим говорят, что в культурологии столько теорий, сколько крупных культурологов. Например, есть «семиотические» версии культуры (здесь достаточно назвать имя Ю. Лотмана), «литературоведческие» (М. Бахтин, С. Аверинцев), «диалогические» (В. Библер), «исторические» (Л. Баткин, А. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К. Клакхон), «антропологические» (М. Мид) и т.д. И внутри каждой научно-дисциплинарной версии понимание культуры порой существенно отличается.

Л. Ионин перечисляет такие науки о культуре: этнологию, этнографию, культурную и социальную антропологию, культурологию, социологию культуры и даже философию культуры. Он пишет, что следовало бы, наверное, определить каждую из этих дисциплин, однако сделать это непросто. «Более того, попытки четкого определения этих наук и разграничения их «сфер влияния» обречены на неудачу. Буквально в каждой из этих дисциплин предметы, методы, специфические объекты исследований, полевые и теоретические стратегии существенно разнятся не только от страны к стране, от школы к школе, но даже от исследователя к исследователю. Строго научно (предметно, методологически и т.п.) разделить и определить их невозможно» [70. С. 13—14]. Тем не менее Ионин дает следующие осторожные определения.

«Можно сказать, что этнология, этнография, культурная антропология и социальная антропология — это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала. Различия между ними в той мере, в какой они вообще существуют (это, скорее, различия между школами и отдельными исследователями в рамках каждой из дисциплин), состоят в уровне абстракции при анализе явлений культуры.

Философия культуры — это обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм проявления. Она имеет огромное количество форм и часто оказывается тождественной философии истории.

И наконец, социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретно-историческим ситуациям» [70. С. 15—16].

При таком анализе и подходе уже не удивляет фактический отказ Ионина от конституирования социологии культуры как самостоятельной дисциплины и предложение соединять в исследовании культуры самые разные культурологические подходы. «Культурный анализ, — пишет он, — это не столько особая научная дисциплина, сколько направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений» [70. С. 16].

Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер культурологии приводит некоторых культурологов к парадоксальному выводу о том, что не существует вообще такого объекта, как культура, во всяком случае в том смысле, в котором мы говорим об объектах естественных наук. Значит ли это, что не существует античной культуры, средневековой культуры, российской культуры или речь идет только о том, что не существует такого объекта, как «культура вообще», т.е. речь идет о содержании понятия, а не целостности изучаемого объекта?

Проблемы культурологии

Мы уже заметили, что наука начинается с проблемы, именно она вызывает к жизни научное направление.

Что такое проблема? Это некоторое противоречие между уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным. «Неизвестное в известном». Причем эти неопределенности и сомнения почему-то оказываются важными, мы на них постоянно «наталкиваемся», они влекут к себе нашу мысль.

Какие основные проблемы культурологии

На наш взгляд, наиболее важны из них следующие:

  • 1. Как происходит переход о естественного «докультурного» состояния к культурному, цивилизованному? Каждый по собственному опыту знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы выучиться чему-нибудь: музыке, математике, какому-нибудь ремеслу; как трудно бывает включиться в какую-то новую действительность, приспособиться к новой культурной среде, воспитать и организовать себя. Как же удавалось это сделать нашему отдаленному предку, не учившемуся в школе, не имевшему под рукой ни стула, ни карандаша, ни каких-либо справочников и словарей?
  • 2. Ясно, что все явления культуры каким-то образом связаны, имеют общее «ядро», «базис». Но каково это ядро, на чем «базируется» культура? На материальном производстве, инстинктах, религии, разуме или чем-нибудь еще?
  • 3. Культура устойчива, инертна. Устоявшиеся привычки и взгляды не легко меняются. Человеку и обществу трудно «перестроиться». Но как и почему в таком случае происходят изменения в культуре?
  • 4. Почему одни культуры растут, развиваются, обогащаются, а другие угасают, слабеют и распадаются? В чем причина расцвета и упадка культур? Чем обусловлены их «болезни», их «здоровое» и «патологическое» состояние и как их различать?
  • 5. Культура относится к классу сложных, автономных, саморазвивающихся систем. Она взаимодействует с другими системами. Это тесно связанные с культурой системы, суть: окружающая природная среда, «биосфера»; биологическая природа самого человека; другие культуры, с которыми нужно сотрудничать.

Чем является культура для человека? Ответом на его потребности? Средством защиты? Средством саморазвития? Средой комфорта? Тяжелым бременем, которое почему-то нужно нести и ради которого нужно жертвовать здоровьем и жизнью?

Как взаимодействуют друг с другом разные культуры? Что такое это взаимодействие: обмен ценностями? Подавление одной культуры другой? В чем, например, проблема взаимоотношений России и Европы, Японии и Америки, Востока и Запада?

  • 6. Чем обусловлены отличия культур друг от друга? Сливаются ли культуры в процессе развития человечества в одну или множественность культур всегда сохраняется? Полезна ли эта множественность человеческих культур или вредна? Можно ли считать, что одни культуры выше, а другие — ниже, или имеет смысл говорить лишь о сравнительной развитости в культурах одних и тех же отраслей, скажем, сельского хозяйства, ремесла, пения, науки, философии?
  • 7. Какова структура культуры? Каковы взаимосвязи отдельных ее отраслей? Культурология должна изучать смысловые и причинно-следственные связи между языком и политикой, воспитанием детей и моралью общества, религией и экономикой, национальным характером и религией.
  • 8. Проблемой культурологии является не только объяснение устойчивых, повторяющихся, универсальных явлений, но также понимание экстремальных, уникальных ситуаций, возникающих в жизни народа. Например, кризисов, революций, выдающихся открытий в науке, направлений в философии, школ в искусстве, творчества и мировоззрения великих поэтов и мыслителей.
  • 9. Специфической проблемой культурологии является процесс трансформации смыслов и символов в культуре, формирование и распад идеологий, рождение новых идей в процессе диалога между личностями, идейными группировками, философскими течениями.

Перечисленные вопросы — далеко не исчерпывающие проблематику культурологии — давно интересовали ученых. Они обсуждались в той или иной степени разными науками, но не составляли предмета единой научной дисциплины.

В первых очерках мы должны будем показать, как исследовались эти проблемы в философии, этнографии, где они, однако, не считались главными. Лишь в середине ХХ века они были поставлены в тесную связь друг с другом. Произошло их объединение в рамках единой науки. В это время термин «культурология» был утвержден американским исследователем Лесли Уайтом (1900-1975) в книге «Наука о культуре» (1949). Этот термин органически вошел в категориальный аппарат общественных и гуманитарных наук и употребляется сегодня столь же часто, как понятие вещества — в химии, силы — в физике, организма — в биологии. Его распространение свидетельствует о потребности привести в систему огромное количество фактов, накопленных общественными и гуманитарными науками.

Благодаря научной и философской разработке понятия «культура», мы можем сегодня продуктивно работать в тех направлениях, которых раньше не существовало. К ним относятся: поведение и культура, язык и культура, экономика и культура, болезни и культура, преступность и культура, детство и культура, игра и культура и многие другие. Еще семьдесят — сто лет тому назад эти категориальные пары выглядели бы искусственно, не имели наполнения. Сегодня за каждой из них стоит научная традиция со своими авторитетами. По каждой имеются фундаментальные труды.

Специфика понимания культуры во многом зависит о мировоззрения и профессиональной позиции ученого. Широкое философское понятие культуры предполагает признания в ней различных, в том числе противоречивых сторон: материальной и идеальной, структурной и процессуальной, архетипической и индивидуальной, чувственно-зрительной и интеллектуально-осознанной.

Культура есть «память» традиции, но также изобретательство, творческая деятельность. С помощью культуры человек приспосабливается к среде своего существования, но ею же он и утверждает себя в мире, в природе, безличном «социуме», фундаментом культуры служит материальная жизнь. Но ее «фокусом» является жизнь духа.

Взятое в самом широком смысле современное понятие культуры обозначает все то, что создано руками и разумом человека.

Культура отличает человека от животного, а общественную жизнь — от природной. Культура передается от поколения к поколению посредством традиции, языка поучения и подражания, а не путем биологического наследования. Она усваивается личностью в процессе ее социального становления. Включает в себя главным образом распространенные и общепринятые образцы и в меньшей степени — индивидуально значимые действия.

Таковы основные соображения, которые можно высказать о понятии «культура». С другой стороны, существует несколько отличных друг от друга феноменов, системных образований, которые могут быть названы культурой.

Во-первых, индивидуальная культурная «оснащенность» или «культурность». Это воспитанность, образованность, знание своей национальной истории и литературы, развитость ума, памяти, аккуратность, ответственность, самообладание и ряд других качество личности. «Культурность» изучается, главным образом, педагогикой, этикой, психологией.

Во-вторых, культурой можно назвать специфический образ жизни, отличающий человека от животного. Признаки его — разумная деятельность, труд, использование знаков и символов, социальность. Культура, как человеческий феномен, изучается социальной и философской антропологией.

В-третьих, культурой мы называем совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых от поколения к поколению путем языка, символов, обучения и подражания. Культура как особенная сфера общественной жизни, как подсистема общества, отвечающая его потребностям и выполняющая в нем определенные функции, изучается социальными науками.

В-четвертых, культурами называют ограниченные местом и временем жизни человеческие общности, сосуществующие или сменяющие друг друга в ходе истории. Это, скажем, Египет, Греция, Рим, Китай, Индия, Европа. Эти общности, изучаемые историей, являются «историческими личностями», «субъектами исторического процесса». Каждая из них имеет свою общественную систему, культуру. Их правильнее было бы назвать мировыми цивилизациями.

Строго говоря, объектом изучения в культурологии является культура как подсистема общества, т.е. феномен третьего типа. Но он изучается не только культурологией, но и социологией, этнографией, археологией. С другой стороны, культурологи изучают исторические культуры, культуру личности и биоантропологические основы культурной деятельности. Современная наука наиболее интенсивно развивается на стыках научных дисциплин. Она ставит проблемы, для решения которых нужно располагать данными разных наук.

Читайте также:  Что такое грипп с точки зрения биологии
Источники:
  • http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kulturologiya.html
  • http://studfiles.net/preview/6145755/page:6/
  • http://vuzlit.ru/491603/problemy_kulturologii