Меню Рубрики

Различные точки зрения на феодальную раздробленность

Мнения историков о феодальной раздробленности

Как причины, так и сам характер раздробленности исследователи в разное время раскрывали по-разному.

Историки досоветского периода говорили не о феодальной раздробленности, а о распаде Киевской Руси как государства. По оценкам Н.М. Карамзина и С.М. Соловьева, этот период был своего рода смутой, «временем темным, молчаливым». В.О. Ключевский, характеризуя Русь того времени, говорил об «удельном строе», часто называл этот период «удельными веками». Эта терминология указывала прежде всего на государственную децентрализацию в результате наследственного деления земель и власти внутри княжеского рода. Он считал, что удельные века – это время переходное, время тяжелых испытаний, следствием которых был переход от Руси Киевской к Руси Московской. Ключевский указывал, что в этот период, несмотря на кризис центральной власти, на северо-востоке Руси шел процесс создания нового этноса – русских на основе единства языка, религии, традиций и менталитета.

С укоренением в отечественной исторической науке формационно-классового подхода раздробленность получила определение феодальной, ее стали рассматривать как закономерный этап в поступательном развитии производительных сил, единый для Западной Европы и других стран. Согласно формационной схеме, феодализм предполагает замкнутость хозяйственно-политических структур. Таким образом, главные причины раздробленности сводятся к экономическим (базисным) и выражаются в следующем: 1. Господство замкнутого натурального хозяйства, что было связано с отсутствием товарных, рыночных отношений; 2. Укрепление феодальной вотчины, игравшей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства. Вместе с тем исследователи обращали внимание на то, что на формирование земельных отношений в Древней Руси влияли такие факторы, как наличие общинного землепользования и огромный фонд свободных земель. Это сдерживало процесс феодализации общества, а следовательно, феодальные отношения не столь ощутимо влияли на распад Киевской Руси.

Отечественные историки пытались увидеть в феодальной раздробленности более высокий этап в развитии феодального строя, но вместе с тем не отрицали негативных последствий утраты государственного единства Руси: ожесточенные княжеские усобицы, которые ослабляли Русь перед лицом возраставшей внешней угрозы.

С оригинальным объяснением причин раздробления государства выступил Л.Н. Гумилев. По его концепции, оно стало результатом спада пассионарной энергии (стремление к обновлению и развитию) в системе древнерусского этноса.

Как уже упоминалось, летописцы четко и ярко обозначили рубеж между единоличным великим княжением Владимира Мономаха и смутой в державе, наставшей после смерти его старшего сына и преемника Мстислава. Этого не могли не заметить уже первые представители исторической науки, зародившейся в России и на Украине в XVIII в. Один из ее основоположников (истории в современном понимании самого термина) В.Н. Татищев отнес начало деления Киевской Руси по крайней мере на две части к началу 1150-х гг. В своей «Истории Российской» он поместил специальный раздел с красноречивым названием «Разделение государства на два великие княжения», в котором после рассказа об окончательном поражении Юрия Долгорукого в борьбе за Киев от Изяслава Мстиславича в 1151 г. утверждал: «По многих так несчастливых предприятиях великий князь Юрий Владимирович Долгорукий пришед в Суздаль и видя себя Руской земли совсем лишенна, от великого княжения Киевскаго отсчетясь, основал престол в Белой (в этом контексте: Северо-Восточной. — Н.К.) Руси», во Владимире на Клязьме. Его решение историк объяснил тем, что Юрий хотел «так утолить печаль свою, что лишился великаго княжения Рускаго». 1

Итак, В.Н. Татищев объяснил разделение Древнерусского государства на две половины потерей Долгоруким Киева и его стремлением вознаградить себя образованием нового великого княжества на севере Русской земли. Дореволюционной историографии Киевской Руси, как российской, так и украинской, вообще присущи сугубо политического характера объяснения самого факта ослабления государственного единства страны.

Некоторые историки середины — второй половины XIX в. усматривали главную причину нестабильности государственной жизни на Руси в XII—XIII вв. в слабости политических, генеалогических и других связей внутри самой страны. М.П. Погодин писал, например, что княжеские усобицы на Руси были вызваны выделением большого количества волостей еще на заре ее истории. Он полагал, что в установившихся для XII—XIII вв. пределах земли-волости существовали уже в середине XI в., т. е. после смерти Ярослава Мудрого, — более того, к тому времени они уже сложились и совпадали с территориями предшествовавших им древних племенных объединений. 2 Эта мысль была подхвачена многими историками. С М.П. Погодиным по существу был солидарен Н.И. Костомаров, рассматривавший Древнюю Русь как существовавшую с незапамятных времен федерацию княжеств, которая зиждилась на общности происхождения народа, единстве языка, быта, веры, а также на единстве княжеского рода. Мол, Русь с самого начала шла к федеративному государству и в конце концов стала им. 3

Кажется, первым среди историков второй половины прошлого столетия уделил серьезное внимание причинам наступления удельной раздробленности государства В.О. Ключевский. Подобно своим предшественникам, он также рассматривал ее как сугубо политический феномен. XII лекция его «Курса русской истории» начинается параграфом, носящим знаменательное название: «Политическое раздробление». По его мнению, оно было двойным: династическим и земельным. «По мере размножения князей отдельные линии княжеского рода все далее расходились друг с другом, отчуждались одна от другой». Ярославичи разделились на враждующие ветви: вначале Мономашичей и Святославичей, затем делятся и те и другие, соперничая друг с другом. Каждая ветвь «все плотнее усаживалась на постоянное владение в известной области». Все это и привело к распаду государства на обособленные земли. 4

Далее В.О. Ключевский подчеркивает ослабление центральной власти на Руси во времена удельной раздробленности. Места посадников великого князя киевского в разных областях занимают князья, неимоверно размножившиеся к тому времени. Эти по существу удельные князья перестают платить дань Киеву, следовательно, разрывают связь с верховным сюзереном, что привело к ослаблению политической связи между княжествами и землями. Источники дают основания согласиться с этой мыслью.

Ученому принадлежит тонкое наблюдение над положением князей в землях, добившихся автономии от Киева: «Но, делаясь менее зависимыми сверху, областные князья становились все более стеснены снизу. Постоянное передвижение князей со стола на стол и сопровождавшие его споры роняли земский авторитет князя. Князь не прикреплялся к месту владения, к тому или иному столу ни династическими, ни даже личными связями. Он приходил и скоро уходил, был политической случайностью для области, блуждающей кометой». 5

На мой взгляд, В.О. Ключевский ближе других дореволюционных историков в этих словах подошел к решению главной, возможно, загадки феномена наступления феодальной раздробленности. О ней речь пойдет далее.

В историографии XIX в. была распространена идея, согласно которой Древнерусское государство раздробилось прежде всего потому, что Ярославичи чрезмерно расплодились, и на всех князей просто не хватало столов. Поэтому многие были вынуждены силой добывать себе княжения. Подобное объяснение наступления раздробленности лежит на поверхности этого сложного, многообразного и противоречивого явления.

Действительно, летописцы приводят множество примеров как будто в подтверждение этого тезиса. Но никто из его сторонников не задумывался над тем, почему это раньше, в недавние годы существования единовластной монархии Мономаха, когда количество князей также превышало число столов, ни один член правящего дома не осмеливался выступить с оружием в руках не то что против великого князя киевского, но и отвоевывать земли у более богатых и удачливых родичей.

Приведенную только что мысль некоторые историки прошлого подкрепляли другой: ослабление единства государства произошло еще и потому, что, сделавшись слишком многочисленными на середину XII в., Ярославичи начали нарушать традиционный порядок престолонаследия — согласно родовому старейшинству. Положение усугублялось резко возросшей активностью горожан в политической жизни. 6

С.Ф. Платонов считал важной особенностью страны в XII—XIII вв. ту, что «политическая связь киевского (в значении: древнерусского. — Н.К.) общества была слабее всех других его связей, что и было одною из самых видных причин падения Киевской Руси». 7 Речь идет, вне сомнения, о внутренних политических связях между правящей прослойкой государства, с одной стороны, и боярством и населением различных земель и княжеств — с другой.

Как это ни удивительно, мало внимания уделил выявлению факторов наступления удельной раздробленности на Руси выдающийся знаток истории восточнославянского общества, институций его власти А.Е. Пресняков. Он коротко обрисовал начало разделения государства, сделав акцент на сложности картины упорной борьбы принципов отчины и старейшинства в междукняжеских отношениях. В представлении ученого нескончаемая борьба между князьями в XII в. была все тем же соревнованием отчинного порядка и порядка родового старейшинства. По его мнению, именно внедрение отчинного принципа владения привело к дроблению Руси и составлявших ее земель и княжеств. 8 Подобное объяснение не выглядит универсальным. Оно не может бросить свет на все разнообразие, сложность и неоднозначность социально-политической жизни Древнерусского государства, начиная с 30—40-х гг. XII в.

Впрочем, в своих «Лекциях по русской истории» А.Е. Пресняков сделал проницательное замечание, свидетельствующее о его глубоком понимании социально-экономических сил раздробленности. «Вторая половина XII в., — писал он, — период резкого развития этого процесса перехода к новому строю (удельной раздробленности. — Н.К.). Его политическая сторона сказалась в усилении обособленности отдельных земель-княжений. Его социальная сторона — в развитии землевладельческого боярства, которое, врастая все глубже в местную жизнь той или иной области, подчиняя ее себе, разбивается на ряд провинциальных, областных обществ, замыкающихся в местных интересах». 9 К сожалению, эта прогрессивная в научном плане идея не была развита историком.

Подробно описывая перипетии политической жизни Древней Руси времен удельной раздробленности, М.С. Грушевский при этом мало интересовался причинами ее наступления, да и вообще не рассматривал этого явления как феномена социально-политической и экономической жизни страны. В представлении этого историка Древняя Русь всегда была разобщенной. Он не принадлежал к «государственной» школе, поэтому не уделял внимания генезису и развитию Киевской державы, эволюции княжеской власти. Вместо этого исследовал сами междукняжеские отношения. Из мимолетных замечаний ученого выходит, что он даже времена Ярослава Мудрого — пик единовластной монархии! — толковал как эпоху упадка государственного организма Руси: «Напоминая очень близко времена Владимира, княжение Ярослава было уже ослабленной копией их», и далее: «времена Ярослава входили уже во времена распада старого Киевского государства» 10 — какие же именно времена «старого Киевского государства» рассматривал М.С. Грушевский как эпоху подъема и при каком князе существовало это сильное государство: при Владимире Святославиче, который положил полжизни на ее сколачивание — и не достиг в конечном счете полного успеха; или при его полулегендарных предшественниках, от Олега до Святослава, которым так и не было суждено сплотить племенные княжения в минимально единый государственный организм?!

Что же касается времен после смерти Владимира Мономаха, то М.С. Грушевский завершал княжением его старшего сына Мстислава (1125—1132) «первую стадию в процессе разложения Киевского государства», хотя и неохотно признавал, как это ни удивительно (принимая во внимание его пессимистический взгляд на государственную целостность Древней Руси), что на этой стадии «традиция единства и концентрационные (объединительные. — Н.К.) стремления еще борются с этим разложением, и то временами с успехом». Но уже после Мстислава нарастает «процесс разложения Киевской державы», в котором историк не пожелал увидеть никаких сил объединительного характера. Раздел 3 второго тома своей «Истории Украины—Руси» он так и назвал «Упадок Киева» и свел историю Древней Руси эпохи раздробленности к нескончаемым стычкам княжеских кланов Мономашичей, Мстиславичей, Ростиславичей, Ольговичей, Давидовичей, которые только углубляли разъединение страны и ослабляли ее. Нашествие орд Батыя (1237—1241) лишь довершило дело: оно «приносит с собой полный кризис княжеского дружинного строя в Среднем Подненровье» 11 (напомню читателю, что реликты дружинного строя канули в лету еще при Ярославле Мудром) — сосредоточенному на южнорусских делах М.С. Грушевскому почти не было дела до того, что происходило на прочих русских землях XII — первой половины XIII в.: западных, северо-западных и северо-восточных.

Современному любителю старины стоит, вероятно, напомнить, что, подобно своим предшественникам и многим современникам, М.С. Грушевский искал причины раздробленности Руси исключительно в политической плоскости, вернее еще уже: в междукняжеских, династических отношениях в государстве. В этом он был полностью солидарен с российскими коллегами. Как и ранее, большинство историков второй половины XIX — начала XX в. продолжало считать, что количество Ярославичей в первые десятилетия XII в. настолько возросло, что им перестало хватать земель и волостей. Сложность определения генеалогического и физического старшинства (бывало, что по годам племянник был старше дяди), а временами нежелание признавать чье-либо старейшинство вообще, приводило к нарушениям древнего и законного порядка замещения столов — по принципу родового старейшинства. К тому же в конце XI в. князья-изгои начали противопоставлять ему другой, отчинный принцип владения волостями и городами. Нарастание раздоров в среде Ярославичей все чаще приводило к вооруженным столкновениям, а то и настоящим войнам. Все это, по мысли историков XIX — первой трети XX в., и родило удельную раздробленность на Руси и продолжало разжигать ее.

Ни А.Е. Преснякову, ни С.Ф. Платонову, ни В.О. Ключевскому, ни М.С. Грушевскому не казалось, что в фундаменте раздробленности могут лежать не политические или генеалогические, а социально-экономические факторы. Нельзя ставить это им в вину: они творили на уровне, притом самом высоком, современной им науки. Но в их времена, точно так же, как и ныне на Украине и в России, социально-экономическая история была не в почете. Ею занимались мало и неохотно. Между тем штудии на поле политической истории, в частности проблем образования и развития государственности, невозможно проводить в отрыве от исследований социально-экономических, а также культурных и религиозных процессов и явлений общества. Сами лишь политические события и лозунги вкупе с силовыми действиями или даже дипломатическими переговорами не в состоянии определить развитие народа во все времена.

Читайте также:  Опасно ли рожать с плохим зрением

Эти, казалось бы, несомненные на взгляд современной науки истины вовсе не сразу были восприняты российскими и украинскими учеными, начавшими или развернувшими свою деятельность в 20—30-е гг. XX в. Не случайно главный авторитет советской исторической науки тех лет М.Н. Покровский, сформировавшийся как ученый в дореволюционную эпоху, просто не признавал не то что раздробленности Киевского государства, но и самого существования этого государства, — мол, «рассыпаться было нечему». 12 Даже те исследователи 20—30-х гг., которые признавали существование объединенного восточнославянского государства, далеко не сразу обратились к поискам причин его раздробления в социально-экономической сфере.

В солидном историографическом обзоре древнерусской проблематики советских времен справедливо отмечено: «В русской буржуазной науке не было понятия феодальной раздробленности, существовало лишь представление о чисто политическом явлении — распаде единого государства на отдельные княжества. В советской науке впервые было установлено, что в основе раздробления единого Древнерусского государства лежал процесс социально-экономического развития, процесс феодализации, возникло понятие о феодальной раздробленности — явлении, обусловленном развитием феодальных отношений». 13 Впервые это было провозглашено в книге Б.Д. Грекова «Киевская Русь» (1939). Прибавлю к этому, что в последующих изданиях этого труда наш выдающийся историк развил свою теорию социально-экономической основы удельной раздробленности, охватившей Русь в XII в.

Но лишь в послевоенное время теоретические построения Б.Д. Грекова начали утверждаться в отечественной науке. Даже его главный оппонент предвоенных лет С.В. Юшков тогда начал поддерживать концепцию социально-экономического происхождения раздробленности Древнерусского государства, заявив, что распад на отдельные земли Киевской Руси явился закономерным следствием развития процесса феодализации. 14

В 60—70-х гг. в советской науке сложилась теория, согласно которой удельная или феодальная раздробленность вовсе не внезапно и не случайно охватила Древнерусское государство. Она вызревала в глубинах общества много десятилетий. Впервые ее элементы проявились сразу же после смерти Ярослава Мудрого. Однако во второй половине XI в. социально-экономическое развитие Руси, в особенности на местах, оказалось недостаточным для развертывания центробежных политических процессов. Они дали себя знать с 30-х гг. XII в.

Итак, речь идет об исторически объективном и неотвратимом процессе развития производительных сил и производственных отношений, приведшем к подъему экономики отдельных земель и городов. Если раньше, в конце IX—XI вв., общественно-экономическая жизнь Древнерусского государства сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева — в Поднепровье, тяготела к нему во всех землях Руси, то с началом XII в. усилились экономические процессы и явления в главных русских землях — составных частях этого государства.

Эволюция феодального способа производства стимулировала генезис и постепенное возрастание крупного и среднего землевладения, родила прослойку крупных землевладельцев — летописи обыкновенно называют их универсальным термином «бояре». Это происходило не только в центре государства, в Киевской земле, но повсеместно, даже в отдаленных от стольного града землях Руси: Владимиро-Суздальской, Галицкой, Волынской и др. Землевладельцы-феодалы, которые приобрели благодаря своему богатству большую политическую силу, стремились к независимости от центральной власти, оказывали давление на местных князей, дабы решать по собственному усмотрению вопросы и внутренней и даже внешней политики.

Б.Д. Греков писал, что накануне наступления удельной раздробленности отдельные земли Киевской Руси настолько выросли и окрепли, что не нуждались больше в помощи и защите центральной власти. Он прозорливо заметил: «Новые экономические условия, при которых в XII в. продолжали существовать входившие в состав Древнерусского государства отдельные феодальные княжества и их борьба между собой, создали новую политическую карту Восточной Европы, где Киеву отведено было более скромное место». 15

Убедительную и масштабную панораму раздробленности Древнерусского государства создал в трудах 60—70-х гг. Б.А. Рыбаков — пусть даже она нуждается в уточнении некоторых положений: «В 1132 г. Киевская Русь как бы внезапно распалась на полтора десятка княжеств. Однако эта внезапность лишь кажущаяся — на самом деле процесс кристаллизации самостоятельных княжеств-королевств (или, как мы говорим, процесс феодальной раздробленности) подготавливался уже давно всем ходом исторического развития: росли производительные силы, возникали и ширились новые городские центры, крепла политическая сила и горожан, и местного боярства, усиливалась классовая борьба в городах и феодальных вотчинах». 16

Согласно стройной и логичной теории Б.А. Рыбакова, выделение обособленных (ученый даже считает их самостоятельными!) земель произошло прежде всего в интересах местных землевладельцев-бояр: оно поддерживалось сокращением масштабов «круговорота» князей, которые раньше чаще перемещались из одного города и княжества в другой, а со временем постепенно оседали в тех или других землях. Ученый полагает, что территории тех полутора десятков княжеств, на которые распалась Киевская Русь, более или менее соответствовали землям давних племенных союзов, которых он насчитал полтора десятка. Историк считает, что для социального и экономического развития на местах уже не были нужны огромные масштабы государства в целом. А верховная власть киевского князя, по его мнению, навсегда отошла в прошлое. «Создание полутора десятков крупных княжеств установило в 1130-е годы полное соответствие новой политической формы достигнутому высокому уровню производительных сил и этим обеспечило небывалый расцвет культуры во всех русских землях XII в.» 17

Можно, однако, сделать несколько существенных замечаний к созданной Б.А. Рыбаковым концепции феодальной раздробленности. Во-первых, на мой взгляд, Древнерусское государство вовсе не распалось (как он думает), и те полтора десятка княжеств не были полностью самостоятельными. Во-вторых, будучи порождением в целом прогрессивного социально-экономического развития общества, удельная раздробленность в политическом плане оказалась отрицательным явлением: ослабело государство, центральная власть. Внутренняя история Руси во многом определялась междукняжескими усобицами, в ходе которых гибли тысячи людей и уничтожались те самые производительные силы, развитие которых главным образом и привело к состоянию раздробленности. Вызванное последней ослабление Древнерусского государства активизировало половецкие вторжения, также уничтожавшие население Руси и ее хозяйство.

Следовательно, раздробленность была диалектически противоречивым явлением, и оптимистическая характеристика жизни и развития Руси в ее времена представляется мне односторонней и преувеличенной.

Один из наиболее значительных вкладов в теоретические исследования проблем причин, хода и последствий удельной раздробленности на Руси принадлежит В.Т. Пашуто. Его основной теоретический тезис относительно побудительных причин наступления раздробленности четко выражен в статье 70-х гг.: «Относительно единая государственная структура, сложившаяся ко времени княжения Владимира Святославича. и Ярослава Мудрого. оказалась недолговечной. Причина этого кроется не в упадке страны, а в ее социально-экономической эволюции, где наблюдаются два ряда причинно взаимосвязанных явлений: развитие феодализма вширь и ослабление экономической и политической мощи центральной власти». 18

В этой и ряде других работ В.Т. Пашуто подчеркивал развитие сеньориальной земельной собственности как фактор, приведший к ослаблению единства страны и верховной власти. В этапной для его понимания процессов и явлений раздробленности другой статье ученый писал: «К власти пришла та группа феодалов, которая искала источник обогащения в первую очередь внутри собственно Руси. и не хотела отрывать своих смердов от пашни не только ради далеких походов, но иногда даже ради защиты страны от нашествий кочевников, если они прямо не задевали ее владений». 19

Как мне кажется, ближе других подошел к определению главной движущей силы удельной раздробленности Л.В. Черепнин. Значение цитированной ниже его статьи представляется особенно важным, если принять во внимание, что она была опубликована еще в 1953 г. и, следовательно, писалась в трудные для исторической науки времена. «При изучении процесса феодального раздробления, — писал он, — вопрос о феодальной собственности приобретает особое значение». Ученый справедливо полагал, что «закономерный экономический процесс развития феодального способа производства привел к расчленению относительно единого раннефеодального государства. Росло крупное землевладение и усиливалась феодальная знать на местах. В условиях натурального хозяйства и слабо развитых экономических связей этот процесс вел к изменениям в политическом строе, к расчленению государства». 20 Подобно Б.А. Рыбакову и В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин отмечал возросшую роль городов и городского патрициата в социально-политической, экономической и культурной жизни Древнерусской державы.

В последние годы историки ослабили внимание (и перед тем незначительное) к теоретическим аспектам удельной или феодальной раздробленности. С одной стороны, эти аспекты, как может показаться, основательно изучены нашими предшественниками, в особенности только что упомянутыми. Поэтому части исследователей проблема могла показаться исчерпанной. С другой — вообще угас интерес к социально-политической и социально-экономической истории. Вместо этого интенсивно обсуждаются вопросы истории политической и, в особенности, культурной и церковной. Последняя, правда, — не столько историками-профессионалами, сколько настойчивыми дилетантами.

Между тем проблема социально-экономических факторов наступления раздробленности вовсе не представляется мне исчерпанной. Движущие силы удельной раздробленности Древнерусского государства определены историками прошлых лет в несколько обобщенном, не всегда конкретизированном виде. Недаром современный историк иронически заметил: «Как это ни выглядит парадоксальным, во всей обширной литературе, посвященной XII—XIII вв., при самом внимательном чтении мы не найдем работы или хотя бы мнения о том, какие же именно экономические процессы обусловили наступление раздробленности и какие из них определили ее столь очевидное своеобразие». 21

А.П. Толочко, которому принадлежат эти слова, смог указать лишь одну такую конкретно-экономическую работу: статью Л.В. Милова, представляющую собой по характеру и содержанию развернутую рецензию на книгу В.А. Кучкина по истории Северо-Восточной Руси эпохи средневековья. 22 Однако эта статья основана на не обоснованной источниками и поэтому сугубо умозрительной посылке, будто бы главная экономическая причина наступления раздробленности состояла в способах получения ренты-дани: мол, дробление территории государства способствовало возрастанию ренты и облегчению ее взимания. Не входя в детали концепции Л.В. Милова, * отмечу все же, что с теоретической точки зрения выдвинутая им причина прихода раздробленности выглядит слишком мелкой и частной, экономически локальной и, как это ни парадоксально звучит, слишком уж узко-конкретной, чтобы объяснить все разнообразие и многомерность социальных, политических, экономических, культурных и идеологических процессов, которые как-то неожиданно для общества того времени охватили Древнерусское государство с 30-х гг. XII в. **

Примечания

*. Аргументированную критику ее см.: Толочко А.П. Князь в Древней Руси. С. 221.

**. Упрощенным представляется мне взгляд А.П. Толочко на раздробленность как на систему организации государства, вырастающую непосредственно из практики уделов X—XI вв. Зато справедливой кажется мысль этого автора, что, при всей разветвленности Рюриковичей и потере солидарности между отдельными их ветвями, «Русь все еще мыслится как коллективное наследие» (Толочко О. Образ держави і культ володаря в Давній Русі // Medievalia Ucrainica. Ментальність та історія ідей. Т. III. Київ, 1994. С. 25). Действительно, общественно-родовая традиция много значила в государственной жизни Руси XII—XIII вв., когда родовые отношения в правящем роде отошли в прошлое.

1. Татищев В.Н. История Российская. Т. 3. М.; Л., 1964. С. 44.

2. Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции по русской истории. Т. 4. М. С. 328—330.

3. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т. 1. СПб., 1872. С. 3, 21, 49 и др.

4. Ключевский В.О. Указ. соч. С. 199.

5. Ключевский В. О. Указ. соч. С. 200.

6. См., напр.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб., 1901. С. 93.

8. Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 81, 83, 102.

10. Грушевський М. Указ. соч. С. 2.

11. Грушевський М. Указ. соч. С. 128.

12. См.: Греков Б.Д. Избранные труды. Т. 2. М., 1959. С. 469.

13. Советская историография Киевской Руси. Л., 1978. С. 147.

14. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С. 140.

15. Греков Е.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 505.

16. Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964. С. 147.

17. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. С. 150.

18. Пашуто В.Т. Историческое значение периода феодальной раздробленности на Руси // Польша и Русь. М., 1974. С. 11.

19. Пашуто В.Т. Место Древней Руси в истории Европы // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 190.

20. Черепнин Л.В. Основные этапы развития феодальной собственности на Руси (до XVII в.) // Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. М., 1981. С. 116.

21. Толочко А.П. Князь в Древней Руси. С. 173.

мнения историков. О феодальной раздробленности

Название О феодальной раздробленности
Анкор мнения историков.docx
Дата 28.12.2017
Размер 20.13 Kb.
Формат файла
Имя файла мнения историков.docx
Тип Документы
#33714
Каталог

=== О ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ====

Историки досоветского периода говорили не о феодальной раздробленности, а о распаде Киевской Руси как государства. По оценкам Н.М. Карамзина и С.М. Соловьева, этот период был своего рода смутой, «временем темным, молчаливым». В.О. Ключевский, характеризуя Русь того времени, говорил об «удельном строе», часто называл этот период «удельными веками». Он считал, что удельные века – это время переходное, время тяжелых испытаний, следствием которых был переход от Руси Киевской к Руси Московской. Ключевский указывал, что в этот период, несмотря на кризис центральной власти, на северо-востоке Руси шел процесс создания нового этноса – русских на основе единства языка, религии, традиций и менталитета. С укоренением в отечественной исторической науке формационно-классового подхода раздробленность получила определение феодальной, ее стали рассматривать как закономерный этап в поступательном развитии производительных сил, единый для Западной Европы и других стран. Отечественные историки пытались увидеть в феодальной раздробленности более высокий этап в развитии феодального строя, но вместе с тем не отрицали негативных последствий утраты государственного единства Руси: ожесточенные княжеские усобицы, которые ослабляли Русь перед лицом возраставшей внешней угрозы. С оригинальным объяснением причин раздробления государства выступил Л.Н. Гумилев. По его концепции, оно стало результатом спада пассионарной энергии (стремление к обновлению и развитию) в системе древнерусского этноса.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РУСЬЮ И ОРДОЙ Имеющиеся источники, а вслед за ними и историки описывают несчастья и разорения, обрушившиеся в эти годы на Русь. Русско-ордынские отношения были весьма непростыми, но было бы неверно сводить их только к тотальному давлению на Русь. Н.М. Карамзин первым из историков высказал мысль о наличии определенных положительных для Руси последствий власти Орды, благодаря которым была якобы быстрее изжита раздробленность, возродилась монархия, а Москва, по его мнению, была «обязана своим величием ордынскому хану». В.О. Ключевский также полагал, что без Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами. Большинство историков вслед за С.М. Соловьевым разделяло точку зрения, согласно которой монгольское влияние на Русь было невелико, а разрушения и грабежи, чинившиеся ханами, – не столь уж серьезными. С другой стороны, Н.И. Костомаров и другие исследователи указывали на значительность этого влияния главным образом на русское право и на формирование «единодержавия». Попытку более взвешенного рассмотрения последствий ига предпринял К.Н. Бестужев-Рюмин, который разделил их на «прямые» (убийства, грабежи, разрушения и т. п.) и «косвенные» (задержка культурного развития Руси и ее отрыв от европейской цивилизации), причем последние он считал главными. В советской исторической науке возобладала общая негативная оценка взаимоотношений Орды с Русью. Вместе с тем подчеркивалось, что Русь смогла сохранить свою самобытность и даже государственность, так как прямо не была включена в состав Золотой Орды (А.К. Леонтьев). Так, М.В. Нечкина, а затем и другие историки пытались дать «смягченную» оценку монгольского нашествия и последующих лет владычества Орды над Русью. Наиболее ярко позиция по этому вопросу была высказана Л.Н. Гумилевым. Он категорически отвергал само понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом. Для большей убедительности своей позиции историки, разделявшие это мнение, обращали внимание, что специфику отношений Орды и Руси составляло то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не была направлена на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.
О ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В XVI В.

Во всех событиях XVI в. ощущался переломный

К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IV как к жестокому и злобному тирану. Н.М. Карамзин дал яркое и цельное представление об эпохе этого царя. Суть ее состоит в том, что первое время царь был «добрым и нарочитым», а затем погряз в жестокостях и грехах. В новейшей историографии преобладают негативные оценки личности и политики Ивана Грозного. В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение относительно формы государственного правления, утвердившейся в России. Одни авторы характеризуют ее как сословно-представительную монархию, другие – как сословную монархию. Некоторые определяют политическую систему России этого времени как самодержавие, понимая под ним деспотическую форму абсолютизма. Споры ведутся о смысле и цели опричнины. Наиболее авторитетным представляется мнение Р.Г. Скрынникова, который отстаивает мысль о том, что опричнина и ее террор не были подчинены единой цели. Практически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту начала XVII века.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ О СМУТНОМ ВРЕМЕНИ

Современники событий, деятели церкви искали первопричины этих испытаний в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим православный народ. Согласно этой точке зрения, Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры. С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков. К.С. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей. Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества. В советской историографии термин «Смута» не использовался. Этот период определялся как социальный конфликт, центральное место в котором занимали крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ О ПЕТРЕ I

Феодальная раздробленность: историография проблемы.

Хронологически началом периода раздробленности историческая традиция считает 1132 год — смерть Мстислава Великого — «и разъдрася вся русская земля» на отдельные княжества как написал летописец.

Великий русский историк С. М. Соловьев датировал начало периода раздробленности 1169 — 1174 гг., когда суздальский князь Андрей Боголюбский захватил Киев, но не остался в нем, а напротив, отдал его на разграбление своим войскам как чужой вражеский город, что свидетельствовало, по словам историка, об обособлении русских земель.

До этого времени великокняжеская власть не испытывала серьезных проблем со стороны местного сепаратизма, поскольку за ней были закреплены важнейшие политические и социально-экономические рычаги управления: войско, система наместничества, налоговая политика, приоритет великокняжеской власти во внешней политике.

Как причины, так и характер феодальной раздробленности в историографии в разное время раскрывалось по-разному.

В рамках формационно-классового подхода в историографии раздробленность получила определение феодальной. Историческая школа М. Н. Покровского рассматривала феодальную раздробленность как закономерный этап в поступательном развитии производительных сил. Согласно, формационной схеме феодализм есть замкнутость хозяйственных и политических структур. Раздробленность при этом трактуется как форма государственной организации, а главные причины раздробленности сводятся к экономическим, так называемым «базисным»:

1. Господство замкнутого натурального хозяйства — отсутствие у непосредственных производителей заинтересованности в развитии рыночных товарно-денежных отношений. Считалось, что натуральная замкнутость отдельных земель давала возможность полнее использовать местный потенциал.

2. Развитие в Киевской Руси феодальной вотчины, игравшей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства в силу более высоких возможностей, нежели у крестьянских хозяйств, для ведения многоотраслевой экономики.

Выделение этих причин из многосложного причинно-следственного комплекса было связано с традицией советской историографии унифицировать русскую историю с историей Западной Европы.

С развитием советской исторической науки неизбежно углублялось изучение многих явлений отечественной истории, в том числе и раздробленности, что, правда, не мешало живучести стереотипов. Двойственность в оценках касалась и раздробленности. Историк Леонтьев в 1975 году так оценивал это явление: «Феодальная раздробленность была новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства. Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшуюся междоусобицами ослабляла ее силы перед лицом возрастающей угрозы внешней агрессии».

Ссылки на диалектический подход не способны затушевать тот факт, что угроза внешней агрессии ставила под вопрос само существование Руси независимо от уровня развития общества и феодальных отношений. Под более высоким уровнем развития общества подразумевалось, в первую очередь, возросшие возможности реализации местных экономических потенциалов. На практике же такая реализация нередко сдерживалась многими неблагоприятными факторами: политической нестабильностью, отсечением многих регионов от ресурсов и т. д.

При объективном подходе к изучению данной проблемы было бы логичным отказаться от традиционной унификации процессов раздробленности на Руси с западноевропейским феодализмом. На развитие древнерусских земельных отношений в значительной степени влияли такие факторы как наличие общинного землепользования и огромного фонда свободных земель.

Историки Думин и Тугаринов прямо признают, что по письменным источникам киевского времени (XI — первая половина XIII века) процесс феодализации землевладения прослеживается слабо. Разумеется, нельзя полностью отрицать тенденции феодализации древнерусского общества. В данном случае речь идет о том, что не следует упрощать механизм взаимодействия базиса и надстройки. Большого внимания требуют политические, культурные и социально-психологические аспекты проблемы. Неурегулированность порядка княжеского престолонаследия, распри внутри княжеской правящей династии, сепаратизм местной земельной знати отражали дестабилизацию политического положения в стране. Столкновение и борьба центростремительного и центробежного факторов определяли ход и до, и после раздробления Киевской Руси.

Подавляющая часть досоветских историков вела речь не о феодальной, а о государственной раздробленности древнерусского государства.

Дооктябрьская историография показывала, что в XIII — XIV вв. русские крестьяне были свободными арендаторами частновладельческих земель, а оброк был своеобразной арендной платой. Класс землевладельцев был неоднороден и, рамки между его различными категориями постоянно размывались. Сложилась структура социальной иерархии, которая сама по себе еще не предполагала раздробления государства. По оценкам Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева этот период был своего рода смутой. Понятие «феодальная раздробленность» представители государственной школы по отношению к Киевской Руси не употребляли.

В. О. Ключевский говорил не о раздробленности, а об удельном строе, называя этот период «удельными веками». Его терминология подразумевала, прежде всего, государственную децентрализацию вследствие осуществления принципа наследственного деления власти внутри княжеского рода Рюриковичей. Понятие «феодализм» В. О. Ключевский применял исключительно только по отношению к Западной Европе. Период раздробленности по Ключевскому был временем тяжелых испытаний для Руси, но имело свое историческое значение как переходный период от Руси киевской к Руси московской. В. О. Ключевский считает, что в удельный период, несмотря на раздробление, на Руси сохранялись интегрирующие тенденции. Несмотря на кризис центральной власти, шел процесс этнической консолидации населения Северо-Восточной Руси. «Общеземное чувство» русских подкреплялось единством языка, традиций, менталитета. Скрепляющей древнерусский этнос силой была и православная церковь. Единство Киевской Руси просматривалось и в системе отношений внутри княжеского дома Рюриковичей. Князья «блуждали» по более престижным уделам, тогда как на Западе феодалы прочно врастали в свои лены.

С оригинальным объяснением раздробленности Киевской Руси выступил Л. Н. Гумилев. По его мнению, она стала результатом спада пассионарного напряжения в системе древнерусского этноса. Проявления этого спада он усматривал в ослаблении общественных и внутригосударственных связей, вследствие победы узкокорыстных интересов и потребительской психологии, когда государственная организация воспринималась обывателями как обуза, а не как гарантия выживания, стабильности и защиты. В течение XI и в начале XII вв. военные столкновения Руси с соседями не перерастали рамок военных конфликтов. Относительная безопасность сделалась для русских людей привычной. Для мыслящей части древнерусского общества раздробленность была негативным явлением (например, «Слово о полку Игореве» 1185 год). Отрицательные последствия раздробленности не заставили себя долго ждать. В конце XII века усилился натиск половцев. Половцы в совокупности с внутренними усобицами привели страну к упадку. Население южной Руси начало свое переселение на Северо-Восток Руси (колонизация Владимиро-Суздальской земли). На фоне упадка Киева проявлялся относительный подъем Владимиро-Суздальской Руси, Смоленска и Новгорода Великого. Однако, этот подъем в то время еще не мог привести к созданию общерусского центра способного объединить Русь и выполнить стратегические задачи. Во второй половине XIII века Русь оказалась перед тяжелейшим испытанием, когда с востока обрушились монголы, а с запада немцы, литовцы, шведы, датчане, поляки и венгры. Русские княжества ослабленные распрями не сумели объединиться для отпора и сопротивления врагу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2. Дайте свою точку зрения на проблемы феодальной раздробленности на Руси.

Феодальная раздробленность. Итак, Русь величественная и обширная все же оставалась нестабильным государственным образованием. Государственное единство поддерживалось в значительной степени военной мощью киевских князей. Период феодальной раздробленности на Руси – неизбежная ступень эволюции феодального общества, экономической основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью. Усиление феодальной аристократии в Новгороде, Ростове, Рязани и других землях вело к борьбе за самостоятельность. Хозяйственное развитие, рост городов также сопровождались стремлением к независимости. Уже в середине XI в. в Древней Руси стали все отчетливее обнаруживаться признаки дробления государства, а к концу века начался его распад. Владимир 1 Красное Солнышко раздал 12 своим сыновьям наделы в разных землях. Подобным образом поступали и другие князья. После его смерти наступило время усобиц, конфликтов, соперничества.

В результате этой жесткой борьбы в 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав(ок. 978-1054), впоследствии названныйМудрым.При нем Киевская Русь достигла пика своего могущества, была обезопасена от печенежеских набегов. В годы его княжения в Киеве возводится грандиозный 13-купольный Софийский собор, который имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, чем отличался от византийской архитектурной традиции, основан Печерский монастырь. Широко проводились обучение грамоте, переписка и перевод книг с греческого на русский язык, в Софийском соборе было устроено книгохранилище.

С именем Ярослава связывают составление «Русской Правды». При нем впервые в 1051 г. киевским митрополитом становится не византийский, а русский государственный деятель и писатель Илларион.

О широком международном признании Русского государства периода Ярослава Мудрого и его потомков свидетельствуют также широкие династические связи между киевским и европейскими правящими домами. Так, сам Ярослав был женат на шведской принцессе, дочь Анна была замужем за французским королем, дочь Елизавета – за венгерским королем, третья дочь Анастасия была женой норвежского короля. Его сын Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха. Поэтому внук Владимир получает прозвище Мономах. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля, внучка – за германского императора. Перед смертью Ярослав, призывая сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьями в надежде на то, что теперь управлять государством будет не один человек, а весь княжеский род. Но усобицы не стихали, каждый из сыновей стремился завладеть Киевским княжеством, возникло множество суверенных земель – княжеств. Их число росло: к середине XII в. – 15, к началу XIII в. – уже около 50.

В период феодальной раздробленности местные князья проявили большую заботу о благополучии, культурном и хозяйственном развитии своих земель: появились новые города, заметно росли ремесло и торговля, вотчины, оставляемые по наследству, расширялись площади обрабатываемой земли, совершенствовались приемы ее обработки. Так, если в XI в. письменные источники насчитывают 60 новых городов, то в XII в. – свыше 130.

И все же такой бурный рост длился до тех пор, пока нормальное, естественное развитие не затронул фактор внешнего завоевания. В период феодальной раздробленности чрезвычайно ослаб общий военный потенциал страны. Существенно снизилась интенсивность международной торговли. Но главное – постоянные междоусобицы и возрастающее дробление владений облегчали иноземцам завоевывать русские земли.

Союз Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого, в ходе княжеских междоусобиц и народных волнений распадается. По инициативе князя Владимира Мономаха(1053-1125) наЛюбечском съезде вконце XI в. (1097) была даже признана полная самостоятельность местных феодальных центров: «. каждый содержит вотчину свою». С этого времени русская земля перестала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой вотчины становились наследственной собственностью.

Владимир Мономах пытался сохранить и укрепить международный авторитет Руси. При нем издается «Устав Владимира Мономаха»,улучшивший правовое положение купечества, упорядочивший взимание процентов ростовщиками, регламентировавший запись в холопство и институт закупничества. В период его правления была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Введена на Руси корона русских царей –шапка Мономаха.Сын Владимира Мономаха –Мстислав(1076-1132) еще некоторое время смог удерживать единство русских земель. Но затем страна окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Во второй половине XII в. Русь превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем Киевским, власть которого все более ослабевала. Период феодальной раздробленности продлился с 30-х гг. XII в. до конца XV в.

Точки зрения историков на раздробленность

Владимиро-Суздальская земля

Северо-Восточная Русь, междуречье Оки и Волги. Скудные земли, суровый климат. Лесная зона обеспечивала защиту от кочевников.

Господство сельского хозяйства. Лесные промыслы. Развитое ремесло. Приток населения из Южной Руси, появление новых городов (1147 г. — Москва).

Слабые вечевые традиции в городах, слабое боярство, сильная княжеская власть, совещательные полномочия вече. Были заложены принципы подданства.

Юрий Долгорукий (1125-1157) — сын Владимира Мономаха; после распада Киевской Руси начал активную борьбу за расширение своего княжества

  • 1147 г. — первое упоминание о Москве

Андрей Боголюбский (1157-1174) — сын Юрия, перенес столицу во Владимир, в 1169 г. захватил Киев, убит боярами.

  • при Андрее титул «старшего князя» перешел из Киева во Владимир

Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212) — брат Андрея, расправился с боярами, воевал с болгарами и половцами.

Галицко-Волынское княжество

Юго-западная Русь, междуречье Днестра и Прута, Карпаты. Плодородные земли, мягкий климат. Уязвимость для набегов кочевников.

Господство сельского хозяйства. Развитая торговля с Юго-Восточной и Центральной Европой. Соледобыча.

Рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей. Политические связи с Германией, Польшей, Византией, Венгрией, Папой Римским.

Ярослав Осмомысл (1153-1187) — галицкий князь.

Роман Мстиславович (1170-1205) — правитель Владимира-Волынского, в 1199 г. объединил Галич и Волынь.

Даниил Романович (1221-1264) — после долгой борьбы с боярством вновь объединил княжество.

Новгородская республика

От Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, от Прибалтики до Урала. Климат и почвы мало пригодны для земледелия. Форпост от западной агрессии. Удаленность от Степи — защита от кочевников.

Господство морских и лесных промыслов: охота, солеварение, рыболовство, производство железа и т.д. Развитое ремесло. Активная торговля с Волжской Булгарией, Прибалтикой, Скандинавией, Ганзой (союзом европейских городов).

Слабая княжеская власть (в 1136 г. новгородцы прогнали своего князя Всеволода и установили республику). Сильное боярство и купечество, которым принадлежала реальная политическая власть. В Новгороде (а позже — в Пскове) сложился тип аристократической, боярской республики. Символ свободы города — вечевой колокол.

Вече — высший орган власти, в который входили владельцы усадеб и главы семей; на нем избирались высшие должностные лица, решались вопросы войны и мира, приглашался князь (на 1 год).

Совет господ (50 человек) — входили кончанские посадники и тысяцкие, занимались осуществлением канцелярских дел, подготовкой вече.

Посадник — высшее должностное лицо, руководитель вече, ведал дипломатией, управлением и судом.

Тысяцкий — помощник посадника, осуществлял торговый суд, управлял торговыми делами, руководил ополчением.

Архиепископ («владыка») — руководитель Совета господ, казначей, управлял церковными землями

Князь — осуществлял руководство вооруженными силами.

Точки зрения историков на раздробленность

  1. Раздробленность русских земель аналогична феодальной раздробленности в Западной Европе, а отношения между князьями, боярами и младшими дружинниками аналогичны отношениям между сеньорами и вассалами на Западе.
  2. Раздробленность русских земель не похожа на западноевропейскую, поскольку она не была системой взаимных обязательств между вышестоящим и нижестоящим.

2. Завоевания монголов

Причины успеха монголов

  • численное превосходство армии
  • боевые качества монголов — маневренность, четкая организация (десятки, сотни, тысячи, тумены), жесткая дисцпилина
  • использование военно-технических достижений захваченных народов
  • разобщенность противников
  • запугивание с помощью террора

Иго — система зависимости русских княжеств от Золотой Орды.

Проявления ига

  • получение ярлыка на великое княжение
  • террор в отношении неугодных князей, заложничество
  • карательные набеги (всего 50 за время ига)
  • разжигание междоусобиц с целью усиления раздробленности
  • уплата выхода (дани), запросов (внеочередных платежей), поминок (подарков хану)
  • содержание ордынских послов и баскаков
  • натуральные повинности: строительство, поставка воинов в Орду
  • угон в Орду специалистов и ремесленников
  • привилегированные условия для ордынских купцов
  • особый статус РПЦ, использование ханом христианской идеи смирения для подчинения Руси
  • влияние ордынских устоев на быт, речь, обычаи, мораль
  • подавление воли населения к сопротивлению путем террора

Последствия нашествия ига

  • миграция населения на север и северо-восток
  • упадок старых центров
  • запустение земель
  • разгром городов, упрощение ремесла
  • торможение развития товарно-денежных отношений
  • многочисленные жертвы среди населения
  • консервация политической раздробленности
  • привнесение восточных элементов в государственное устройство: деспотизм, авторитаризм, жесткое вертикальное подчинение, карательный аппарат
  • разрыв связей с другими странами
  • упрочение позиций РПЦ
  • замедление темпов культурного развития

Причины исчезновения вечевого порядка

  • вечевые традиции вытеснены усиливающейся княжеской властью, влияние которой возобладало в местностях с ярко выраженным земледельческим уклоном
  • русские города, в отличие от западноевропейских, были изначально зависимы от князей и не могли с ними бороться
  • князья, вынужденные подчиняться Орде, ужесточали свою власть для того, чтобы удержать людей в повиновении и себе, и Орде

Причины усиления влияния церкви

  • в условиях ига и междоусобиц церковь играла для людей роль утешителя и духовного ориентира
  • духовенство было освобождено от уплаты дани — обогащение Церкви
  • князья заменяли десятину раздачей духовенству земель

Личность Александра Невского

Александр — внук Всеволода Большое Гнездо, сын великого владимирского князя Ярослава. Был новгородским князем, победил войска Швеции и Ливонского ордена, показав свой полководческий талант. В 1249 г. получил ярлык великого князя владимирского. Проводил осторожную и гибкую политику, поддерживал мирные отношения с Ордой, восстанавливая хозяйство. Курс Александра давал возможность выживания русским землям. Смерть Александра в 1263 г. была отмечена следующими словами современников: «Солнце земли Русской закатилось».

3. Объединение русских земель

Предпосылки объединения

  • распространение трёхполья, повышение эффективности земледелия
  • усиление товарного характера ремесла
  • увеличение количества городов
  • развитие экономических связей между уделами и с другими странами
  • потребность городского населения в сильной государственной власти
  • потребность крестьян в централизованной власти для защиты от монголов и землевладельцев
  • необходимость свержения ига
  • потребность в защите от Литвы, Польши, Швеции, Ливонского ордена
  • стремление РПЦ к централизованной власти в целях усиления своего влияния
  • общность религии, культуры, традиций
  • рост национального самосознания

Причины возвышения Москвы

  • пересечение торговых путей
  • защита лесами от набегов
  • центр пашенного земледелия и развитого ремесла
  • гибкая политика по отношению к Орде и другим княжествам
  • покупка, наследование и захват уделов
  • поддержка РПЦ (с 1325 г.)
  • отсутствие усобиц в течение длительного времени

Значение победы

  • крах планов Мамая и Ягайло по разделу Руси
  • рост авторитета Москвы
  • ослабление Орды
  • признание Ордой главенства Москвы на Руси
  • возникновение предпосылок для освобождения Руси от ига
  • рост национального самосознания
  • уменьшение размера дани

1382 г. — разорение Москвы Тохтамышем; возвращение ига

Василий I (1389-1425) — получил ярлык от отца по наследству

1392 г. — присоединение Нижнего Новгорода

Василий II Темный (1425-1462)

1425-1453 г. — династическая война

Утверждение принципа наследования не «по старшинству», а «от отца к сыну»

4. Восстановление экономики Руси

Особенности русского города

  • восстановление происходило в условиях ига и феодализма
  • развитие городов происходит в районах развитого сельского хозяйства
  • возобновление каменного храмового строительства
  • узость рыночных связей городов с провинцией; основная роль в торговле принадлежала землевладельцам
  • значительную часть территории города занимали усадьбы землевладельцев
  • платежи и поборы в пользу князя и аристократии
  • крупные антифеодальные и антиордынские восстания

Русским городам были свойственны противоположные тенденции:

  1. заинтересованность в преодолении политической раздробленности
  2. стремление города сохранить независимость

Владимиро-Суздальская земля

Северо-Восточная Русь, междуречье Оки и Волги. Скудные земли, суровый климат. Лесная зона обеспечивала защиту от кочевников.

Господство сельского хозяйства. Лесные промыслы. Развитое ремесло. Приток населения из Южной Руси, появление новых городов (1147 г. — Москва).

Слабые вечевые традиции в городах, слабое боярство, сильная княжеская власть, совещательные полномочия вече. Были заложены принципы подданства.

Юрий Долгорукий (1125-1157) — сын Владимира Мономаха; после распада Киевской Руси начал активную борьбу за расширение своего княжества

  • 1147 г. — первое упоминание о Москве

Андрей Боголюбский (1157-1174) — сын Юрия, перенес столицу во Владимир, в 1169 г. захватил Киев, убит боярами.

  • при Андрее титул «старшего князя» перешел из Киева во Владимир

Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212) — брат Андрея, расправился с боярами, воевал с болгарами и половцами.

Галицко-Волынское княжество

Юго-западная Русь, междуречье Днестра и Прута, Карпаты. Плодородные земли, мягкий климат. Уязвимость для набегов кочевников.

Господство сельского хозяйства. Развитая торговля с Юго-Восточной и Центральной Европой. Соледобыча.

Рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей. Политические связи с Германией, Польшей, Византией, Венгрией, Папой Римским.

Ярослав Осмомысл (1153-1187) — галицкий князь.

Роман Мстиславович (1170-1205) — правитель Владимира-Волынского, в 1199 г. объединил Галич и Волынь.

Даниил Романович (1221-1264) — после долгой борьбы с боярством вновь объединил княжество.

Новгородская республика

От Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, от Прибалтики до Урала. Климат и почвы мало пригодны для земледелия. Форпост от западной агрессии. Удаленность от Степи — защита от кочевников.

Господство морских и лесных промыслов: охота, солеварение, рыболовство, производство железа и т.д. Развитое ремесло. Активная торговля с Волжской Булгарией, Прибалтикой, Скандинавией, Ганзой (союзом европейских городов).

Слабая княжеская власть (в 1136 г. новгородцы прогнали своего князя Всеволода и установили республику). Сильное боярство и купечество, которым принадлежала реальная политическая власть. В Новгороде (а позже — в Пскове) сложился тип аристократической, боярской республики. Символ свободы города — вечевой колокол.

Вече — высший орган власти, в который входили владельцы усадеб и главы семей; на нем избирались высшие должностные лица, решались вопросы войны и мира, приглашался князь (на 1 год).

Совет господ (50 человек) — входили кончанские посадники и тысяцкие, занимались осуществлением канцелярских дел, подготовкой вече.

Посадник — высшее должностное лицо, руководитель вече, ведал дипломатией, управлением и судом.

Тысяцкий — помощник посадника, осуществлял торговый суд, управлял торговыми делами, руководил ополчением.

Архиепископ («владыка») — руководитель Совета господ, казначей, управлял церковными землями

Князь — осуществлял руководство вооруженными силами.

Точки зрения историков на раздробленность

  1. Раздробленность русских земель аналогична феодальной раздробленности в Западной Европе, а отношения между князьями, боярами и младшими дружинниками аналогичны отношениям между сеньорами и вассалами на Западе.
  2. Раздробленность русских земель не похожа на западноевропейскую, поскольку она не была системой взаимных обязательств между вышестоящим и нижестоящим.
Читайте также:  Оправа для очков мужская капли для зрения
Источники:
  • http://www.a-nevsky.ru/library/drevnerusskaya-gosudarstvennost48.html
  • http://metodich.ru/o-feodalenoj-razdroblennosti/index.html
  • http://studopedia.ru/12_232677_feodalnaya-razdroblennost-istoriografiya-problemi.html
  • http://studfiles.net/preview/3580584/page:10/
  • http://lektsia.com/1x3937.html