Меню Рубрики

Произведение разные точки зрения об искусстве

От загадочного портрета Дориана Грея до украденного «Щегла» Донны Тартт, мы выбрали 10 интереснейших романов о произведениях искусства.

Роман Уайльда о красивом юноше, чей портрет стареет в замкнутой комнате пока он остается молодым, представляет собой чрезвычайно интересное произведение. Когда одурманенный Бэзил Холлуорд рисует портрет прекрасного Дориана Грея, он боится, что вложил в него слишком большую часть своей души. Но именно Дориан, под влиянием обаятельного сенсуалиста лорда Генри, отдал картине часть себя. В то время как портрет стареет, а Дориан нет, он превращается в «человека без души», пытающегося получить впечатления и удовольствия любой ценой. От описания хрупкого, гедонистического мира вечной молодости веет гнилью. Самый остроумный ужастик в истории человечества!

2. «На маяк», Вирджиния Вульф (1927)

Поток рассуждений Вульф о жизни, любви и природе памяти – это также история о неуверенности и борьбе за творчество. Летом, когда многочисленные гости приехали погостить у семейства Рэмзи и их детей, одна гостья, Лили Бриско, начинает рисовать портрет миссис Рэмзи, которая является объектом преклонения ее гостей. Десять лет спустя, после смерти миссис Рэмзи, Лили возвращается и заканчивает картину, в качестве напоминания о семейных поездках на маяк. В процессе она мысленно возвращается в то лето и осознает, что ее обожаемая миссис Рэмзи превращала повседневные моменты в нечто невероятное; она умела «останавливать время», как истинный художник.

3. «Девушка с жемчужной сережкой», Трейси Шевалье (1999)

Эта книга способствовала написанию пьесы, созданию фильма и послужила причиной тысяч отпусков в Гааге. Любуясь картиной Вермеера с таким же названием, Шевалье вдохновила скрытая глубина взгляда натурщицы. Это послужило мотивом для создания истории о Грете, служанке, которая по причине своего интереса к искусству, сближается со своим хозяином, Иоганном Вермеером. Влияние голландского искусства очевидно в блестящей версии Делфта и в изображении любви и потери.

4. «Щегол», Донна Тартт (2013)

Мать Тео Деккера показывает ему ее любимую картину в музее Метрополитен и несколько мгновений спустя ее убивает взрыв. Тео смог выжить и мужчина, находящий при смерти, просит его забрать картину «Щегла» Карела Фабрициуса. Проходят годы, и Тео тайно хранит ее, как символ чистоты и связь со своей матерью. История Тартт о силе одной единственной картины и искусства в целом, написана просто блистательно.

5. «Меня зовут Красный», Орхан Памук (1998)

Яркая, многоголосная история о Стамбуле 16 века, описывает события, связанные с убийством миниатюриста, работающего над таинственной книгой для султана. Но это не обычная детективная история; Памук пытается разобраться в смерти, любви и природе искусства в исламском искусстве. Книга, которую, как и шедевры искусства, можно трактовать по-разному.

6. «Луна и грош», У. Сомерсет Моэм (1919)

Чарльз Стрикленд, биржевой маклер, бросает свою жену и детей, чтобы стать художником в Париже и Таити. Моэм озадачено наблюдает за Стрикленд, за тем, как тот, без малейших угрызений совести, разрушает жизни своих близким. Навеянное жизнью и творчеством Гогена, это произведение изображает художника монстром, движимым полу маниакальной одержимость рисовать несмотря ни на что.

7. «Одержимый», Майкл Фрейн (1999)

Одного взгляда на незнакомую картину в загородном доме своего соседа достаточно, чтобы Мартин Клей поверил, что он нашел неизвестную ранее картину Брейгеля старшего. Его интриги и ожидания становятся все более невероятными, разрушая его жизнь и брак. Внушительное историко-искусствоведческое исследование в форме комедии.

8. «Читающая женщина», Кэти Уорд (2011)

Этот дебютный роман состоит из семи глав, каждая из которых рассказывает об отдельной женщине и ее портрете. В своем произведении Уорд охватывает шесть веков и проявляет себя мастером в создании атмосферы. Это захватывающее произведение, рассказывающее об искусстве, чтении и о том, что означает быть женщиной в разное время, в прошлом, настоящем и будущем.

9. «Дочь времени», Джозефина Тэй (1951)

«Я не могу припомнить, чтобы убийца… выглядел как он». Так говорит Алан Грант, инспектор полиции, оправляясь после операции в больнице, когда друг вручил ему пачку фотографий, чтобы чем-то занять его. Грант считает себя человеком, хорошо разбирающимся в лицах, и его заинтриговало один определенный снимок, и он спрашивает мнение своего доктора, медсестер и посетителей по этому поводу. Когда он понимает, что это портрет Ричарда III, он решает заняться изучением таинственного исчезновения принцев из Башни. Эта несколько нетрадиционная детективная история очень захватывающая. По правде говоря, мы согласны с ним касательно этого портрета.

10. «Гордость и предубеждение», Джейн Остин (1813)

Одна из самых знаменитых историй о любви, «Гордость и предубеждение» не является романом, насыщенным искусством, но именно с картиной связан один из его важнейших моментов. Когда Элизабет Беннет посещает Пемберли (произведение искусства само по себе), ее мнение о мистере Дарси, ухажере, которого она отвергла, начинает меняться. Важный момент наступает, когда она видит его портрет в галерее. «Она простояла несколько мгновений перед картиной, с увлечением рассматривая ее». Возможно, именно в это мгновение она влюбилась, что подтверждает, что искусство может изменить нашу жизнь.

Проблема ценности и понимания искусства (ЕГЭ по русскому)

Каждый ли способен понять всю суть того или иного произведения искусства? Может ли быть для разных людей одинаковым его восприятие? Над этими вопросами размышляет российский литературовед Михаил Осипович Гершензон.

В своем тексте автор поднимает проблему понимания искусства и раскрывает ее на примере поэзии А. С. Пушкина. Образность и музыкальность стихотворений поэта девятнадцатого века привлекают читателей и по сей день, однако не каждый способен полностью понять глубину мыслей писателя, изложенных в его произведениях.

На этом аргументы автора не заканчиваются. Размышляя над данной проблемой, М.О. Гершензон говорит, что видение искусства у каждого свое. Одно и то же произведение может натолкнуть людей на разные мысли. Искусство не может быть воспринято однозначно, каждый для себя открывает в нем свои истины.

Писатель считает, что не все люди способны вникнуть в содержание того или иного произведения искусства, понять его суть. Иногда, чтобы увидеть всю глубину знаний и мыслей автора, требуется долгое время.

Гершензона нельзя не согласиться. Действительно, кого-то в искусстве привлекает лишь его внешняя красота, а кто-то пытается разглядеть то, что скрыто в образах. Одним, чтобы понять содержание произведения, требуются годы, другие же не смогут вникнуть в его суть вовсе. Немало примеров, подтверждающих точку зрения автора, есть как в жизни, так и в литературе.

Многие писатели обращались к поднятой проблеме. Вспомним роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». В отличие от Павла Кирсанова, который наслаждается музыкой, поэзией, живописью, понимает их эстетическую и воспитательную силу, нигилист Евгений Базаров не признает искусство и не пытается его понять. Вот он, истинный пример разного восприятия произведений искусства.

В контексте данной проблемы вспоминается и биография Винсента Ван Гога.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист не был оценен по достоинству при жизни, критики не отзывались положительно о его произведениях. После смерти творчество художника наконец признали. Сейчас картины Ван Гога являются большой ценностью, его полотна выставлены в лучших музеях мира.

Таким образом, данная проблема актуальна во все времена. Искусство многогранно, и восприятие любого произведения не может быть однозначным. Не каждый созерцатель способен понять мысли, которые хотел донести до него автор в своем творчестве. Примеры из жизни и литературы это только подтверждают.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

20 важных книг об искусстве: Сонтаг, Беньямин и Делез в библиотеке Bookmate

Elena Foer

«Книги об искусстве» — почти такое же широкое определение, как книги в принципе. Каждый из отобранных для подборки авторов говорит о своем: о структуре или системе образов, о способе познания мира, о философии, социологии, филологии. И можно выбрать из этих подходов что-то свое или сложить все вместе и посмотреть, что получится.

«О фотографии»

Этика и эстетика в одном флаконе.

«Ограниченность фотографического знания о мире такова, что оно может разбередить совесть, но в итоге никогда не будет этическим или политическим знанием. Знание, почерпнутое из неподвижных фотографий, всегда будет своего рода сентиментализмом, все равно — циничным или гуманистическим. Это будет знание по сниженным ценам — подобие знания, подобие мудрости, так же как акт съемки есть подобие присвоения, подобие изнасилования. Сама немота того, что гипотетически понятно из фотографий, и составляет их привлекательность и соблазнительность. Вездесущность фотографий оказывает непредсказуемое влияние на наше эстетическое чувство. Дублируя наш и без того загроможденный мир его изображениями, фотография позволяет нам поверить, что мир более доступен, чем на самом деле».

«Утц» и другие истории из мира искусства»

О фарфоровых чашках и тех, кто посвящает им жизнь.

«Утц часами пропадал в дрезденских музеях, разглядывая фигурки персонажей комедии дель арте из королевских коллекций. Запертые в стеклянных саркофагах, они, казалось, звали его в свой тайный лилипутский мир и — молили об освобождении. Его вторая статья называлась «Частный коллекционер»:

«Вещь, выставленная в музейной витрине, — писал он, — должна чувствовать себя, как животное в зоопарке. Становясь музейным экспонатом, вещь погибает — от удушья и невозможности уединения. Между тем как владелец домашней коллекции может, а вернее сказать, не может не прикасаться к ней. Подобно тому как ребенок дотрагивается до предмета, чтобы дать ему имя, страстный коллекционер, чей глаз и рука всегда находятся в гармонии, вновь и вновь дарует вещи жизнепорождающее прикосновение ее создателя. Главный враг коллекционера — хранитель музея. В идеале следует хотя бы раз в пятьдесят лет опустошать все музеи, чтобы их коллекции вновь оказывались в частных руках…» — Как вы можете объяснить, — как-то раз спросила мать Утца семейного доктора, — маниакальную увлеченность Каспара фарфором? Перверсия, — ответил он, — такая же, как и все прочие».

«Блокнот Бенто»

Философия искусства от первого лица.

«Телам танцоров, преданных своему искусству, присущ дуализм. И это заметно во всем, что бы они не делали. Ими управляет своего рода принцип неопределенности; только вместо того, чтобы переходить из состояния частицы в состояние волны, их тело попеременно становится то дарящим, то даром.

Они постигли свое тело до того глубоко, что могут находиться внутри него, а могут впереди и позади него — попеременно, переключаясь то каждые несколько секунд, то каждые несколько минут.

Дуализм, присущий каждому телу, — и есть то, что позволяет им во время выступлений сливаться воедино. Они прислоняются друг к другу, поднимают, носят, перекатываются, отделяются, присоединяются, поддерживают друг друга, и при этом два или три тела образуют единое пристанище, подобное не то живой клетке — пристанищу молекул и переносчиков информации, не то лесу, где обитают животные».

Читайте также:  Болезнь желудка с точки зрения психологии

Классификация образов и знаков кино.

«Кино не сходится с прочими видами искусства, целью которых является скорее узреть нереальное в мире, но творит из мира нереальное или повествование: с изобретением кинематографа уже не образ становится миром, но мир — собственным образом. Можно заметить, что феноменология в некоторых отношениях застряла на докинематографической стадии, чем и объясняется ее неуклюжая позиция: феноменология ставит естественную перцепцию в привилегированное положение, отчего движение соотносится еще и с позами (уже не существенными, а попросту экзистенциальными). А следовательно, кинематографическое движение сразу же изобличается как не соблюдающее верность условиям перцепции и к тому же возвеличивается, как новый тип повествования, способный «сблизить» воспринимаемое и воспринимающего, мир и перцепцию. По крайней мере, такое впечатление на нас произвела сложная теория в феноменологическом духе Альбера Лаффе».

«Тинтин и тайна литературы»

Рассуждения о литературном вымысле, которые очень легко читать.

«Раскройте первый попавшийся старинный роман: повествованию как таковому предпослано крайне недостоверное заявление, «разъясняющее», откуда автор узнал о событиях, о которых вам предстоит прочесть. Основоположники современного романа трудились в XVII веке, когда наука начала требовать, чтобы излагались лишь доказанные факты, а богословие по-прежнему твердило, что лгать грешно. В этих условиях прозаики прибегали ко всяческим хитростям, чтобы их «плоды воображения» и «романтические фантазии» не противоречили непреложным принципам честности и фактической точности. Так, Даниэль Дефо уверял, что правду лучше выражать, «внушая ее исподволь, под маской какого-либо Символа или Аллегории»; Джон Баньян утверждал, что излагает сведения, «полученные от лиц, в чьей причастности к этим событиям я полностью уверен», а Афра Бен нахально восклицала в одной из своих фантастических «правдивых историй»: «Я не собираюсь тешить вас выдумкой или какой-то байкой, состряпанной из Романтических Стечений Обстоятельств; все Обстоятельства, с Точностью до Йоты, — чистая Правда. Я самолично была Очевидцем почти всех основных Событий; а то, чего я не видала, подтвердили мне Герои этой Интригующей Истории, духовные Лица из ордена святого Франциска».

Фотоаппарат Тинтина, монахи Афры Бен — все это литературные приемы, призванные создать флер достоверности вокруг вымысла. Афра Бен, как и Тинтин, даже становится персонажем и оказывается в центре событий, о которых собирается поведать миру. Это единство в двух лицах расщепляет реальность на разные уровни».

«Архитектура как воссоздание»

Как городское пространство отражает и творит историю.

«В своем свободном, ничем не ограниченном переписывании прошлого архитектура использует историю как трамплин в будущее. Она бесконечно воссоздает сама себя, сознательно закладывая собственное прошлое в свое же будущее, заново вписывая присущий ей миф в ткань грядущего. В то же время архитектура узаконивает собственные новые предложения, внедряя их в тех же границах, в которых находятся существующие языки, материалы и типологии. Сопутствующее воссозданию повторение того, что уже есть, помогает смягчить потрясение от новизны, при этом само оно объявляет себя неизбежным продуктом исторических обстоятельств. Таким образом, архитектура мифологизирует собственное творение, обеспечивая себе исторические доводы и предлагая мир будущего, и все это — в пределах своей сущности.

Пристрастие архитектуры к самовоспроизведению есть нечто большее, нежели шутка, понятная лишь посвященным. В отличие, например, от участников исторических реконструкций, она никогда не собирает вещи и не уходит домой, потому что сама является домом (или другим пространством, где мы могли бы находиться). Архитектурные воссоздания совершенно серьезны и абсолютно реальны».

«Действие есть форма»

О том, как Гутенберг стал ключевой фигурой в зодчестве.

«Чтобы понять смысл высказывания “архитектура и есть информация», то есть сделать воду осязаемой, необходима работа мысли, схожая с исследованием принципов работы, но подразумевающая преодоление ассоциаций, связанных со словом «информация”. Информация, особенно в цифровой культуре, это текст или код — то, что появляется на экране и распознается с помощью одного из множества языков. Чем шире распространяются подобные устройства, тем сложнее найти пространственные технологии или сети, не зависящие от цифрового мира. Мир становится «интернетом вещей», где умные здания, умные машины взаимодействуют с бесчисленными мобильными телефонами и цифровыми устройствами. Почти каждая отрасль знания в XX веке оказалась подчиненной информатике, поскольку стремилась опереться на информационные системы управления, позволяющие на основе вычислений и измерений давать более или менее достоверные прогнозы.

В число таких отраслей попала и архитектура, что можно увидеть в работах Седрика Прайса и Кристофера Александера. Такие гуру конца XX века, как Кевин Келли, на волне экономических успехов цифровой индустрии предлагали нам представить себе машины как «микросхемы с колесами», самолеты — как «летающие микросхемы с крыльями», здания — как микросхемы для жилья и большие микросхемы для содержания овец и коров. Естественно, все они будут материальны, но каждый грамм их вещественной сущности будет просто напичкан знаниями и информацией».

«Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова»

О том, как в архитектуре отражается эпоха.

«Отдельным и, пожалуй, самым радикальным направлением трансформации индустриального подхода в постсоветской России становится применение этого практичного метода при строительстве религиозных сооружений. Чтобы обслужить духовную жизнь горожан, Москва должна быть покрыта равномерной сеткой церквей. По расчетам, необходимо построить минимум 200 новых храмов, однако общий дефицит культовых зданий оценивается представителями РПЦ в 600 объектов. Проекты, разработанные Моспроектом-2 и Моспроектом-3, могут быть возведены за срок от 1 до 6 месяцев. Предлагаются два типа храма — однокупольный и пятикупольный, а также различные вариации приделов и отделки. «Поэтому за счет смены куполов, завершений и цветовых решений может появиться большое количество вариантов», — рассказывает Александр Кузьмин. Такой утилитарный подход к строительству свидетельствует о том, что религия в жизни россиянина — это такая же естественная вещь, как гараж или дача, а церковь на территории района столь же необходима, как тепловой пункт или детская площадка. Сотрудничество государства и церкви начинается в конце 1980-х с признания права на свободу совести, а в 2012-м этот союз инициирует скандальное судебное дело против художественных активистов, распевающих «Богородица, Путина прогони». Религия и власть теперь не просто союзники, но партнеры. По словам представителей РПЦ, строительство типовых храмов должно не только восстановить историческую справедливость, но и сделать общество более гомогенным, транслировать образ правильного гражданина, которому необходима пешая доступность к православному храму».

«Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»

Искусство с аурой и без нее.

«Единственность произведения искусства тождественна его впаянности в непрерывность традиции. В то же время сама эта традиция — явление вполне живое и чрезвычайно подвижное. Например, античная статуя Венеры существовала для греков, для которых она была предметом поклонения, в ином традиционном контексте, чем для средневековых клерикалов, которые видели в ней ужасного идола. Что было в равной степени значимо и для тех, и для других, так это ее единственность, иначе говоря: ее аура. Первоначальный способ помещения произведения искусства в традиционный контекст нашел выражение в культе; Древнейшие произведения искусства возникли, как известно, чтобы служить ритуалу, сначала магическому, а затем религиозному. Решающим значением обладает то обстоятельство, что этот вызывающий ауру образ существования произведения искусства никогда полностью не освобождается от ритуальной функции произведения. Иными словами: уникальная ценность «подлинного» произведения искусства основывается на ритуале, в котором оно находило свое изначальное и первое применение. Эта основа может быть многократно опосредована, однако и в самых профанных формах служения красоте она проглядывает как секуляризованный ритуал. Профанный культ служения прекрасному, возникший в эпоху Возрождения и просуществовавший три столетия, со всей очевидностью открыл, испытав по истечении этого срока первые серьезные потрясения, свои ритуальные основания. А именно, когда с появлением первого действительно революционного репродуцирующего средства, фотографии (одновременно с возникновением социализма) искусство начинает ощущать приближение кризиса, который столетие спустя становится совершенно очевидным, оно в качестве ответной реакции выдвигает учение о l“art pour l”art, представляющее собой теологию искусства».

«Запечатленное время»

Поэтичное эссе о времени, музыке и искусстве в целом.

«Время — это условие существования нашего «Я». Наша питательная атмосфера, которая разрушается за ненадобностью в результате разрыва связей личности с условиями ее существования. Когда наступает смерть. И смерть индивидуального времени тоже — в результате чего жизнь человеческого существа становится недоступной для чувств остающихся в живых. Мертвой для окружающих.

Время необходимо человеку, чтобы, воплотившись, он мог осуществиться как личность. Но я не имею в виду линейное время, означающее возможность успеть что-то сделать, совершить какой-то поступок. Поступок — это результат, а я рассуждаю сейчас о причине, оплодотворяющей человека в нравственном смысле.

История — еще не Время. И эволюция тоже. Это последовательности. Время — это состояние. Пламя, в котором живет саламандра человеческой души».

«Заметки на полях “Имени розы”»

Увлекательный бэкстейдж о постмодернистских играх.

«Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей «люблю тебя безумно», потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы — прерогатива Лиала. Однако выход есть. Он должен сказать: «По выражению Лиала — люблю тебя безумно». При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался довести, — то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии… И им удалось еще раз поговорить о любви».

«Кино между адом и раем»

Учебник для чайников о том, как снять гениальный фильм.

«Саспенс — это что-то вроде экзамена, который выдерживают перед зрителями конструктивные элементы структуры. Если драматическая ситуация хороша, она порождает саспенс. Если драматическая перипетия развита правильно — вы получите все, что хотели, плюс саспенс в развитии. Если событие правильно вскрыло конфликт, саспенс будет расти вместе с угрозой герою и неожиданными поворотами действия.

Режиссер, который ввел в обиход термин «саспенс», — Альфред Хичкок. Он назвал саспенсом «самое интенсивное представление о драматической ситуации, которое только возможно». Хичкок рассказывал, что, когда он начинал снимать фильмы, будучи еще неизвестным режиссером, он подумал: «Как бы сделать так, чтобы все звезды захотели сниматься в моих фильмах? Надо соблазнить их историей, в которой есть что-то таинственное и беспокойное, надо пробудить в них чувства». Вот это и приводит историю к саспенсу.

Хичкок как-то сказал французскому режиссеру Трюффо:

— Когда я сочиняю истории, меня больше всего волнуют не характеры, а лестницы, которые скрипят.

— Что это такое? — спросил Трюффо.

— Лестницы, которые скрипят и могут обрушиться под героем. Я называю это «саспенс».

«Сад, Фурье, Лойола»

Литературная игра в бисер.

«При переходе от Сада к Фурье выпадает садизм, при переходе от Лойолы к Саду — общение с Богом. В остальном одно и то же письмо: одно и то же классификационное сладострастие, одно и то же неудержимое стремление раскраивать (тело Христово, тело жертвы, человеческую душу), одна и та нее одержимость числами (подсчитать грехи, пытки, страсти и даже ошибки в счете), одна и та же практика образа (практика подражания, картины, сеанса), одни и те же очертания системы — социальной, эротической, фантазматической. Ни один из этих трех авторов не дает читателю свободно вздохнуть; все ставят удовольствие, счастье и коммуникацию в зависимость от некоего негибкого порядка или, ради еще большей агрессивности, от комбинаторики. Итак, вот они объединены все трое: проклятый писатель, великий утопист и святой иезуит».

Читайте также:  Как проверить зрение по таблице расстояние

«Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса»

Как народная культура становится частью большой литературы.

«Вся богатейшая народная культура смеха в средние века жила и развивалась вне официальной сферы высокой идеологии и литературы. Но именно благодаря этому внеофициальному своему существованию культура смеха отличалась исключительным радикализмом, свободой и беспощадной трезвостью. Средневековье, не допустив смех ни в одну из официальных областей жизни и идеологии, предоставило ему зато исключительные привилегии на вольность и безнаказанность вне этих областей: на площади, во время праздников, в рекреативной праздничной литературе. И средневековый смех сумел широко и глубоко использовать эти привилегии.

И вот в эпоху Возрождения смех в его наиболее радикальной, универсальной, так сказать, мирообъемлющей и в то же время в его наиболее веселой форме один только раз в истории на пятьдесят–шестьдесят лет (в разных странах в разные сроки) прорвался из народных глубин вместе с народными («вульгарными») языками в большую литературу и высокую идеологию, чтобы сыграть существенную роль в создании таких произведений мировой литературы, как «Декамерон» Боккаччо, роман Рабле, роман Сервантеса, драмы и комедии Шекспира и другие».

«Записки и выписки»

Очень остроумные рассуждения о литературе, филологии и критике.

«Однажды мне случилось сказать: “Не потому Лермонтов нам нравится, что он велик, а наоборот, мы его называем великим потому, что он нам нравится». Мне казалось, что это банальность, но В.В. Кожинова это почему-то очень возмутило. Мне и до сих пор кажется, что наше «нравится — не нравится” — недостаточное основание, чтобы объявить писателя великим или невеликим. Я бы предпочел считать, что тот писатель хорош, который мне не нравится, который выходит за рамки моего вкуса: ведь я не имею права считать мой вкус хорошим только потому, что он мой. Еще лучше было бы вместо своей эгоцентрической точки зрения реконструировать чужую, заведомо достойную уважения: а что сказал бы о современном поэте Мандельштам? Пушкин? Овидий? Такие гипотетические суждения, наверное, были бы интереснее; но обычно об этом не задумываются, вероятно, предчувствуя: ничего хорошего они бы не сказали».

«Искусство и визуальное восприятие»

Психологическая подоплека живописи.

«…свет представляется самостоятельным явлением или же качеством, внутренне присущим самим предметам, а не воздействием, передаваемым от одного предмета к другому, «День» — это яркая вещь, о которой часто думают как о скоплении белых облаков, которые приходят извне и движутся по небесному своду. Таким же образом яркость предметов на земле воспринимает­ся в основном как свойство их самих, а не как результат отражения. Не принимая во внимание особые условия, о которых будет сказано ниже, освещенность дома, дерева или лежащей на столе книги не воспринимается нами как подарок далекого источника. В лучшем случае дневной свет или свет электрической лампы освещают вещи подобно тому, как спичка поджигает охапку дров. Эти вещи менее ярки, чем солнце или небо, но в принципе не отличаются от них. Они просто менее яркие светила.

Соответствующим образом темнота воспринимается либо как угасание яркости, присущей предмету, либо как тот эффект, который получается, когда пытаются спрятать светлые предметы в тени темных. Ночь — это не отрицательный результат удаления света, но

положительное появление темного покрывала, которое заменяет или покрывает день. Ночь, как она представляется детям, состоит из черных облаков, которые движутся так близко друг к другу, что белое никак не может пробиться сквозь них. Некоторые художники, такие, как Рембрандт или Гойя, по крайней мере в некоторых своих картинах, изображали мир как темное пространство, местами подсвечиваемое светом. Оказалось, что они подтвердили средствами искусства открытия, сделанные физиками».

«Избранные произведения Леонардо да Винчи»

Леонардо да Винчи

Как думал человек, ставший символом своего времени.

«Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных. Итак, зная, что ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, ты, бродя по полям, поступай так, чтобы твое суждение обращалось на различные объекты, и последовательно рассматривай сначала один предмет, потом другой, составляя сборник из различных вещей, отборных и выбранных из менее хороших. И не поступай так, как некоторые живописцы, которые утомясь своим воображением, оставляют работу и прогуливаются пешком для упражнения, сохраняя усталость в душе; они не только не хотят обращать внимание на различные предметы, но часто, при встрече с друзьями или родственниками, они, приветствуемые ими, их не видят и не слышат, и те принимают их не иначе, как за обиженных».

«Фольклор в ветхом завете»

Джеймс Джордж Фрэзер

Из чего и как собиралась самая известная в мире книга.

«Русские черемисы, (современное название — мари) народ финского происхождения, рассказывают историю сотворения мира, напоминающую некоторые эпизоды из преданий племени тораджа и индийских туземцев. Бог вылепил тело человека из глины и поднялся к себе на небо, чтобы принести оттуда душу для оживления человека, оставив на месте собаку сторожить тело в его отсутствие. Тем временем пришел дьявол и, напустив на собаку холодный ветер, прельстил ее меховой одеждой, чтобы ослабить ее бдительность. Потом злой дух оплевал глиняное тело и так загадил его, что когда бог вернулся назад, то пришел в полное отчаяние и, не надеясь когда-нибудь снять с тела всю грязь, скрепя сердце решил вывернуть тело наизнанку. Вот отчего у человека такая грязная внутренность. И в тот же день бог проклял собаку за ее преступное нарушение своего долга».

«Морфология волшебной сказки»

Энциклопедия сказковедения, больше похожая на учебник по анатомии.

«Мы предпринимаем межсюжетное сравнение этих (волшебных) сказок. Для сравнения мы выделяем составные части волшебных сказок по особым приемам и затем сравниваем сказки по их составным частям. В результате получится морфология, т.е. описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому. Какими же методами может быть достигнуто точное описание сказки? Сравним следующие случаи:

1.Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство.

2.Дед дает Сученке коня. Конь уносит Сученко в иное царство.

3.Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство.

4.Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в иное царство; и т.д.

В приведенных случаях имеются величины постоянные и переменные. Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия, или функции. Отсюда вывод, что сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучать сказку по функциям действующих лиц».

«Фотография как…»

Фундаментальный труд о композиции в фотографии.

«Конечно же, подавляющее большинство фотографов использует рамку видоискателя в качестве прицела, чтобы навести камеру на то, что их интересует. При этом ни фон, ни окружающие детали не принимаются во внимание. В английском языке слово shoot имеет два значения: стрелять и снимать. Настоящая же работа с камерой совершенно другая, это строительство кадра, организация его. Фотограф стремится к тому, чтобы в кадр не попало ничего лишнего.

Он обдуманно выбирает детали будущего снимка, ищет смысл в их сочетании и положении, компонует их, добиваясь выразительности, стремясь наполнить кадр вполне определенным содержанием. Композицию и выразительность художник находит также в самой реальности, но фотографу труднее, он не может синтезировать свою картину из отдельных наблюдений и должен найти ее цел жом. Так работает фотограф думающий, творческий, понимающий, фотография — это некое высказывание, смысл которого должен«прочитан» зрителем. Каждое высказывание, сообщение должно быть оформлено, организовано. К примеру, набор произвольных слов без правил грамматики и пунктуации не будет содержать практически никакой информации. То же самое касается и высказывания визуального — фотографии. Поэтому главное в ней должно быть выделено (ударения, восклицательные знаки), ее части необходимо должны быть связаны (синтаксис), оно, высказывание, имеет начало и конец, значимая деталь подобна придаточному предложению и так далее».

Цитаты об искусстве

Главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее. – Оноре де Бальзак

Легко свернуть на путь дешевого искусства. Достаточно творить пошло и неестественно. – Л. Толстой

Концепция – вот внутреннее ядро любого искусства, даже самого маленького. – Иоганн Вольфганг Гёте

Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь. – Иван Александрович Гончаров

Успех в искусстве – коварная змея. Молодой художник внемлет ей, съедает яблоко Евы и навсегда погружается в творчество, будучи изгнан из райской жизни.

Когда пытаешься изобразить что-то, рождается странное ощущение, будто никогда раньше не видел это предмета. Прямо на глазах рождается нечто совершенно новое. – Поль Валери

В самом обыкновенном найти невероятное, а в невероятном – обыкновенное – настоящее искусство. – Дени Дидро

Искусство можно называть настоящим только в том случае, если оно находит отклик в сердце каждого, а не понято лишь кучкой аристократов, старательно делающих вид, что они в нем разбираются… – Ромен Роллан

Продолжение лучших афоризмов и цитат читайте на страницах:

В некоторых источниках вдохновения музы моют ноги. – Станислав Ежи Лец

Техника в сочетании с пошлостью — самый страшный враг искусства. – Иоганн Вольфганг Гёте

Искусство – зеркало, где каждый видит себя. – Иоганн Вольфганг Гёте

Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. – Леонардо да Винчи

В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного. – Дени Дидро

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. – Жозеф Жубер

Правда не всегда искусство, а искусство не всегда правда, но правда и искусство имеют точки соприкосновения. – Ренар

Искусство выигрывает, отворачиваясь от пошлости. – Георгий Плеханов

Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача – поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открывать истину. – Джон Рескин

Большинство искусств требуют длительного изучения и усердия, но самое полезное из всех искусств – искусство нравиться – требует только одного – желания. – Честерфилд

Читайте также:  Функции органа зрения и методы его исследования

Точность еще не правда (о живописи). – Анри Матисс

Талант – это не что иное, как дар обобщать и выбирать. – Эжен Делакруа

Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину.vРомен Роллан

Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу. – Александр Блок

Изображая что-либо, мы берём на себя громадную ответственность — понять натуру и изобразить её возможно цельнее. – Владимир Андреевич Фаворский

Нелепейшее заблуждение – почитать искусство за ремесло, до конца понятное только ремесленнику. Искусство – это манифестация чувств, а чувство говорит общепонятным языком. – Сомерсет Моэм

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. – Демокрит

Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими. Жан Шарден

В искусстве есть некий предел совершенства, как в природе – предел благорастворенности и зрелости. – Лабрюйер

Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. – Александр Пушкин

Нет новых направлений в искусстве, есть одно – от человека к человеку. – Станислав Ежи Лец

Недостатки всегда там, где оканчивается творчество и начинается работа. – Виссарион Григорьевич Белинский

Все, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир. – Лихтенберг

Нет ничего худшего, чем блестящее изображение нечеткого понятия (концепции). – Ансельм Адамс

Я начинаю с идеи, и затем это становится кое-чем еще – Пикассо

Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать в других. – Фредерик де Стендаль

В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет еще кое-что, тот делает картину, а не портрет. – Блез Паскаль

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступным и доставляют наслаждение всем временам и народам. – Гегель

Каждый художник обладает смелостью, без которой талант не мыслим. – Иоганн Вольфганг Гёте

Умение передать целое – основной признак истинного художника. – Эжен Делакруа

Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью. – Поль Валери

Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей. – Исаак Левитан

Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. – Платон

Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком. – Микеланджело Буонарроти

Без фантазии нет искусства, как нет и науки. – Ференц Лист

Не цвета делают фигуры прекрасными, а хороший рисунок. – Тициан Вечеллио

Есть области, в которых посредственность невыносима: поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство. – Ж. Лабрюйер

Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра. – Джон Рескин

Ученик копирует не из подражания, а из желания приобщиться к тайне Изображения. – Петр Митурич

Цвет должен быть продуман, вдохновлён, вымечтан. – Гюстав Моро

Искусство требует знаний. – Б. Брехт

Живопись – это страстное молчание. – Гюстав Моро

Искусство – это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле. – Андре Моруа

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. – Иоганн Вольфганг Гёте

Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов – Л. Толстой

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их. – Леонардо да Винчи

Пользуются красками, но пишут чувствами. – Жан Шарден

Искусство – выражение самых глубоких мыслей самым простым способом. – Альберт Эйнштейн

Искусство требует знаний. – Бертольд Брехт

Искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного построения образа – через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение. – Алексей Федорович Лосев

В замысле скрывается талант, в исполнении – искусство. – Мария Эбнер-Эшенбах

Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего. – Роберт Шуман

Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении. – Альбер Камю

Высшая цель, которой может служить искусство,- способность тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили. – Рокуэлл Кент

У искусства случаются приступы целомудрия. Оно не может назвать вещи своими именами. – А. Камю

Правда природы не может быть и никогда не будет правдой искусства. – Оноре де Бальзак

Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. – Петр Чайковский

Для проверки, правильно или нет играют актеры, надо поставить толстое стекло между ними и залом, если залу не слышно, но понятно, следовательно, они играют правильно. – А.Эфрос

Я никогда не тороплюсь переходить к деталям – Камиль Коро

Простота, правда и естественность – вот три основных признака великого. – Виктор Гюго

Перед картиной каждый должен стоять так же, как перед королем, выжидая, скажет ли она ему что-нибудь и что именно скажет, и как с королем, так и с картиной он не смеет заговаривать первым, иначе он услышит только самого себя. – Артур Шопенгауэр

Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме. – Георг Вильгельм

Искусство не изображает видимое, но делает его видимым. – Пауль Клее

Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. – Сенека Луций

Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. – Кристоф Глюк

Искусство – выражение самых глубоких мыслей самым простым способом. – Эйнштейн

В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота – это правда, которая становится зримой. – Огюст Роден

Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. – Арнольд

В художнике есть две вещи: глаз и мозг, и они должны друг другу помогать, нужно работать, чтобы их развивать: глаз – его видением природы, мозг – логикой организованных впечатлений, которые дают средства выражения. – Поль Сезанн

Науку может всякий изучить – один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать. – Шопенгауэр

Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой. – Иоханнес Иттен

Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться. – Жорж Брак

Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. – Дюма-сын

Через красивое – к человечному. – Василий Александрович Сухомлинский

Искусство, это уголок природы, видимый через определенный темперамент. – Поль Сезанн

Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. – Леонардо да Винчи

Пейзаж у художников – обычно это блюдо со шпинатом – Гюстав Флобер

Не важно откуда вы берете – важно куда (о творчестве). – Жан-Люк Годар

Форма без содержания — это звонок, который не звонит. – Оскар Блюменталь

В искусстве форма все, материал ничего не стоит. – Генрих Гейне

Все искусства состоят в исследовании истины. – Марк Тулий Цицерон

Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. – Леонардо да Винчи

Плохие картины в большинстве своем плохи не потому, что они плохо написаны, – они плохо написаны потому, что плохо задуманы. – Иоганнес Роберт Бехер

Создание произведения есть мироздание. – Василий Кандинский

Наше воображение переносится не от удовольствия к удовольствию, а от надежды к надежде. – Сэмюэль Джонсон

Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды. – Иоганн Фридрих Шиллер

Картина – это поэма без слов. – Квинт Гораций Флакк

Портретист, который не желает более выражать в портрете характер, историю личности, – что это за портретист, что это за художник, куда он годен? – Владимир Васильевич Стасов

Художник думает рисунком. – Сальвадор Дали

Великодушное сердце – лучший вдохновитель разума. – Александр Бестужев

Искусство без мысли, что человек без души – труп. – Виссарион Григорьевич Белинский

Воображение – синоним способности к открытиям. – Федерико Гарсиа Лорка

Основная задача цвета – служить выразительности. – Анри Матисс

Самое важное для меня – это замысел. С самого начала необходимо иметь четкое представление о целом. – Анри Матисс

Воображение важнее, чем знание. – Альберт Эйнштейн

Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство безгранично. – Людвиг ван Бетховен

Без чувства современности художник останется непризнанным. – Михаил Михайлович Пришвин

Посылать свет в глубину человеческого сердца – вот назначение художника. – Роберт Шуман

Небо сквозь ветки, это – жемчуг и драгоценные камни. – Гюстав Моро

Тот, кто желает упрекнуть какого-либо автора за непонятность, должен раньше заглянуть внутрь себя самого, достаточно ли светло внутри у него самого. В сумерках самый отчетливый почерк становится неудобочитаемым. – Иоганн Вольфганг Гёте

Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, — это скука. – Бертольт Брехт

Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым. – Гюстав Флобер

Нет искусства без переживания. – Константин Сергеевич Станиславский

Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать. – Александр Блок

Искусство – это одежда нации. – Оноре де Бальзак

Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах – Дени Дидро

Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего. – Аристотель

Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение – лучшее орудие нравственного совершенствования. – Перси Шелли

Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде. Гегель

То только и есть искусство, которое отвечает на действительные чувства и мысли, а не служит сладким десертом, без которого можно и обойтись. – Владимир Васильевич Стасов

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. – Карл Маркс

Бог живет в деталях. – Аби Варбург

Поэт – властитель вдохновенья. Он должен им повелевать. – Иоганн Вольфганг Гёте

Вдохновение дает образ, но не одевает его. – Федерико Гарсиа Лорка

Искусство отражает не жизнь, а зрителя. – Оскар Уайльд

У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом. – Анатоль де Франс

Искусства смягчают нравы. – Овидий

Если наука есть память ума, то искусство есть память чувства. – Владимир Алексеевич Солоухин

Дело художника – рождать радость. – Константин Георгиевич Паустовский

Нет искусства без упражнения, и упражнения без искусства. – Протагор

Задача искусства – волновать сердца. – Клод Адриан Гельвеций

Источники:
  • http://www.kritika24.ru/page.php?id=11364
  • http://theoryandpractice.ru/posts/7866-art-books-must-read
  • http://icitata.ru/citaty-ob-iskusstve/