Меню Рубрики

Происхождение варягов норманисты антинорманисты моя точка зрения

Итак, в 862 году новгородцы обратились к варягам: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить да володеть нами.» там же , стр. 46 И пришли варяжские князья — «старейший Рюрик, седе на Новгороде, а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвалась Русская земля» там же , стр. 47. С точки зрения Ключевского, «если снять несколько идиллический покров,… перед нами откроется очень простое, даже грубоватое явление». Какое же? Благодушное приглашение чужаков? — придите, властвуйте? Нет, это «военный найм», и «военные охранители получали определенный корм за свои услуги». Ключевский В.О., Русская история, кн. 1, стр. 119 А затем? Почувствовав свою силу наемники превратились во властителей. В 882 году, через 20 лет, некий Олег, дружинник Рюрика, появляется в Киеве; он погубил земляков своих Аскольда и Дира, а затем правил при малолетнем сыне Рюрика — Игоре (882 — 912). Позиция Ключевского представляется нам достаточно уравновешенной — спокойное признание роли «варяжского элемента», без накаливания эмоций и страстей.

Если Ключевский норманист, то самый здравый. Княжество Киевское «явилось сперва одним из местных варяжских княжеств». там же, стр. 126 Однако Новгород Ключевский не считал началом Русского государства: из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства. Ключевский и название Русь связывает с варягами — Русью называли « то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья» там же , стр. 145. А позднее, в 11-12 веках, Русью стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем славяно-русским населением.

Итак, если Ключевский норманист, то близко к нему стоит и наш современник Гумилев Лев Николаевич — географ, историк, этнограф — известен своей теорией этногенеза и «пассионарности» .

Позиция Гумилева более жесткая. Так, читаем: «Существуют различные гипотезы о происхождении русов, которые на разных языках называются по-разному: ружены, росы, руги.» Гумилев Л.Н. От Руси к России.,М.,1992, стр. 27. Гумилев склонен видеть в них племя древних германцев. По мнению Гумилева, варяг — это «профессия», т.е. наемный воин, а вот по своему происхождению Рюрик — рус. Рюрик , по мнению Гумилева, захватил Новгород, дружинников посадил в Изборске, «…путем подчинения окрестных славян… он создал свою державу» там же , стр.30. В последствии киевляне « без всякого сопротивления подчинялись новым властителям».

И стиль и позиции Гумилева таковы, что вызывают бурю эмоций. Так, историк-публицист Аполлон Кузьмин — активный, эмоциональный критик норманистов, особенно Гумилева, которого он называл «не слишком добросовестным ученым», а его теорию — «экстравагантной», сочинения его — «откровенно аморальной музыкой» Кузьмин А. Г., К какому храму ищем мы дорогу? — М., 1989, стр. 247. Именно Кузьмин говорил в 70- е годы о норманнской теории, как о русофобской, т.е. преисполненной призрения ко всему русскому.

Иловайский — Ключевский, Кузьмин -Гумилев. Когда же все началось?

Принято считать, что норманнская теория возникла в 18 веке, когда некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, «высокомерно относившихся ко всему русскому», создали «предвзятую теорию» История СССР с древнейших времен до конца 18 века. Под редакцией Рыбакова Б.А.,М.,1983, стр.45 о несамостоятельном развитии русской государственности. Вот как описывает эту ситуацию учебник Истории СССР (М., «Высшая школа», 1983): «опираясь на недостоверную часть русской летописи … о призвании рядом славянских племен в качестве князей … варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны … были создателями Русского государства.»

Называются имена этих немецких ученых — Байер, Миллер, Шлецер. Первым антинорманистом называют Ломоносова М.В., который «горячо возражал» норманистам.

В среде норманистов были свои «оттенки». Одни (в том числе указанные немецкие ученые) вывели из летописной легенды далеко идущие выводы: славяне — инертная управляемая масса; нуждаются в постоянном вмешательстве из вне, «господах», которых и видели в варягах — германцах, византийцах, татаро-монголах Кузьмин А.Г., Писатель и история, стр. 215.

Другое «крыло» норманистов, к которым мы относим Ключевского, Гумилева, Смирнова, Соловьева (современного историка). Не отрицая определенной роли варягов, они все-таки и не говорили ( и не говорят) о России, как о «безличном хаосе» ( Чаадаев П.Х.).

Таким образом, норманны и норманнская теория — это слишком тугой узел, в котором завязаны специфические вопросы, затрагивающие чувства русского человека. Это вопрос об исторической судьбе России, как оказывается. Так, в одной из дискуссий В.К.Кантор без оговорок заявил: « Норманнское завоевание … связало молодое государство с остальной Европой» Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы». — Вопросы философии, 1994,№5, стр.34. В 70- начале 80-х годов с норманнской теорией «покончили» очень просто: заявлялось, что « советские историки , доказав, что летописную легенду о призвании князей из-за моря нельзя считать началом русской государственности, выяснили также, что отождествление в летописи Руси с варягами является ошибочным». История СССР с древнейших времен до конца 18 века, М.,1983, сир.47Сегодняшняя ситуация в исторической науке показывает, что вопрос остается открытым.

ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ

Задание 1. Составьте по тексту параграфа развёрнутый план по теме «Гипотезы учёных: происхождение народа русь».

  1. Появление варягов народа русь в Новгороде, власть в Новгороде
  2. Смерть Рюрика. Захват Олегом Киева. Княжение Игоря Рюриковича. Основание династии князей Рюриковичей.
  3. Заимствование слова «русь». Сначала русью называли народ пришельцев «из-за моря», потом — правящее и торговое сословие, а также дружину, наконец словом Русь стали называть государство.
  4. Вхождение всех племён славян в Русь. Планомерная работа первых князей по соединению территорий славянских племен под властью одного князя.

Задание 2. Используя учебник и дополнительные источники, найдите основные версии происхождения варягов. Заполните таблицу.

Норманисты Антинорманисты Моя точка зрения
Варяги — это скандинавы (свеи). Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги — представители более развитого мира. Они были образованнее и организованее славян. Варяги — западнославянское племя с берегов Балтийского моря. Славянская принадлежность народа русь (россы) доказывалась через тождество их пруссам. Древнерусское государство сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Варяги лишь влились в местный процесс образования государства. Варяги стояли на той же стадии общественного и культурного развития, что и восточные славяне, поэтому они не могли принести на Русь ни более высокой культуры, ни государственности. Я считаю, что нет достаточных оснований однозначно считать русов скандинавами, германцами или славянами. Скорее всего, это племя образовалось в результате многочисленных смешений, вобрав в себя и скандинавские, и славянские, и германские корни. Основание – в «Повести временных лет» народ русь выделяется как самостоятельный в потомстве Иафета. Также там говорится о том, что русь разговаривала на одном языке со славянами.

Задание 3. С помощью учебника и Интернета выясните, можно ли с помощью современных археологических данных решить спор норманистов и антинорманистов. Свой ответ аргументируйте.

Я считаю, что археологические находки не дают достаточного основания утверждать о родине «пришельцев из-за моря». Археологи обнаружили следы поселений в районе Ладоги скандинавского типа. Однако, найденные украшения, глиняная посуда, дома-пятистенки и оружие было распространено не только в Скандинавии, но и у славян на южном берегу Балтийского моря, а значит найденные поселения у Ладоги вовсе не обязательно именно скандинавские. Они могут быть и южнобалтийскими. К тому же не найдено никаких свидетельств ведения скандинавами торговли дальше северных территорий Руси, а это значит, что по торговому пути «из варяг в греки» плавали совсем не скандинавы.

Задание 4. На контурной карте отметьте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу, Новгород. Напишите названия крупнейших рек.

Как заполнить таблицу «Норманисты­ » и «Антинорманисты­ » 6 класс?

Задание по истории 6 класс Используя учебник и дополнительные источники, найдите основные версии происхождения варягов. Заполните таблицу.

В настоящее время существует две взаимоисключающих версии образование древнерусского государства.

Норманисты считают, что ключевую роль в его образовании сыграли норманны, которые были приглашены славянами. Это скандинавы, викинги, которые в те времена много плавали и славились как опытные и бесстрашные воины.

Антинорманитсы полагают что норманны принимали участие в образовании древнерусского государства. но были и сами славянами, жившими на южных берегах Балтийского моря, так называемые западные славяне.

Мне не ясно, какая из версий правильная. потому что много домыслов и сознательного искажения фактов в пользу той или иной теории. Может быть спорщиков рассудит время.

Норманисты и антинорманисты (таблица и тест)

Удобная навигация по статье:

Историческая таблица по теме: противостояние норманистов и антинорманистов

Существует два основных подход к истории образования и формирования государственности у восточных славян. Первые, приверженцы норманизма, отстаивали концепция, согласно которой непосредственное участие в событии образования древнерусского государства приняли пришлые люди – варяги (норманы). Вторые, получившие название антинорманисты, придерживались точки зрения, что славянские племена самостоятельным образом перешли на новый уровень общественного развития – объединение в единое государство. Проект FOX-calculator решил разобраться кто такие норманисты и кто такие антинорманисты, кто был сторонником той и другой концепции, а также в чем суть этих концепций.

Таблица по теме: концепции норманизма и антинорманизма

Концепция образования древнерусского государства Норманисты Антинорманисты
Сторонники концепции А. Шлецер, Г. Байер, Г. Миллер (XVIII в.) М. В. Ломоносов (XVIII в.) Е. И. Забелин (XIX в.) и др. историки XX в.
Аргументы сторонников концепции 1. Придерживались позиции, что рассказ летописи в целом достоверен

2. Русы, варяги – это и есть норманны, т. е. германское племя с более высоким уровнем развития. Они и образовали государство у славян

3. Название «Русь» и имена послов в договорах Руси с греками – норманнские.

1. Влияние скандинавов на образование древнерусского государства незначительное.

2. У восточных славян и до призвания варягов шел процесс разложения первобытного строя и складывания государственности.

Норманская теория. К вопросу о происхождении варягов

Со времени Российской империи в русской исторической школе закрепились положения т. н. «норманнской теории». Согласно этой теории, создателями русской государственности являются норманны (варяги скандинавского происхождения). Именно норманны создали первые русские государства – Новгородскую Русь и Киевскую Русь. Скандинавы дали славянам первых князей – Рюрика, Олега, Игоря, Святослава.

Впервые эта концепция возникла в Швеции – её выдвинул шведский король Юхан III (1568 — 1592) в дипломатической переписке с Иваном Грозным. Поддержали эту идею шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда и королевский историограф Юхан Видекинд. Позднее эту идею развили немецкие историки в Российской Академии наук Готлиб Байер, Герард Миллер, Штрубе де Пирмонт и Август Шлёцер.

Фактически так был создан чёрный миф об отсталости, «дикости» славян, русов, их неспособности создать государственность. Он был выгоден, как западной историографии, так и заполонившим Россию иностранным учёным, разного рода авантюристам (ставил их выше «диких» славян), церкви, которая также утверждала, что принесла на Русь основы цивилизации. Большинство позднейших крупных русских историк приняли эту теорию – последовав за Н. М. Карамзиным (автором 12-томной «Истории государства Российского»).

Хотя ряд русских исследователей уже в то время пытались противостоять этой русофобской концепции. Среди них такие титаны русской мысли, как М. В. Ломоносов (считал, что Рюрик был из полабских славян), В. Н. Татищев, С. А. Гедеонов (считал русов балтийскими славянами — ободритами), Д. И. Иловайский (выдвинул гипотезу южного происхождения русов) и ряд других исследователей. В частности Ломоносов возражая Миллеру писал: «…варяги и Рюрик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано…». В советское время крупным противников норманнской теории был историк и археолог Б. А. Рыбаков.

Читайте также:  Как полюбить себя с точки зрения православия

Но эта теория оказалась крайне живуча, т. к. отвечала интересам очень значительных сил – интеллигенции, которая ориентировалась на Запад, церкви, дворянам германо-, франко-, англофилам. Эта тенденция сохранилась и в Советском Союзе, и Российской Федерации. Её поддерживают очень мощные силы, которые не заинтересованы в том, чтобы потомки варягов-руси, знали и помнили о славянской Европе, трагедии братьев славян Центральной и Северной Европы. За историей стоит геополитика.

Что говорят летописи?

Русские летописи сообщают о том, что три «племени» (вернее, «земли», союза племён) – словене ильменские, кривичи, меря устав от усобиц послали за море, к варягам-руси, со словами: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володеть нами по праву». На призыв откликнулись три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

По мнению норманистов, этими варягами были скандинавы. А в ряде современных изданий, в том числе и детских, вообще говорят о «шведах». Приводят и «доказательства», якобы термин «русь» не был этнонимом, а обозначал «гребцов» — дружину, которая шла в походе на весельных суднах. По-шведски слово звучит, как «ротс», поэтому, мол, эстонцы до сих пор называют Швецию «Роотси». Таким образом, выстраивают схему: эсты первыми встретили «гребцов-шведов» и передали их имя «неразумным» славянам. Форменный бред.

Проблема в том, что этноним «рос», «рус» встречается в исторических документах того времени и обозначает именно народ. К тому же «норманнские цивилизаторы» основав Русское государство исчезли не оставив ни слов родной речи, ни имён своих богов, ни названий городов ими основанных, ни предметов материальной культуры. А это весьма странно. Вспомним исторически недавний пример: испанские конкистадоры, захватив в огромные территории Южной и Центральной Америки, при этом, не гнушаясь брать в жены и наложницы красивых аборигенок, оставили значительный след в культуре всех латиноамериканских стран. Их потомки (креолы) долго были и до сих пор являются элитой государств Латинской Америки, а испанский (португальский) язык, культура занимают доминирующее положение.

Есть и более давние аналогичные примеры. Члены королевского дома франков до X столетия говорили в своей среде и заключали договора на германской диалекте. Хотя они ещё в V веке под руководством своего вождя Хлодвига завоевали основную часть Галлии (современная Франция). Романским наречием основной массы своих подданных они не владели, даже по истечению почти полтысячи лет. Подобный пример, мы видим и в завоёванной норманнским герцогом Вильгельмом Англии. Норманская элита столетиями не знала языка местного населения. Представьте себе князя Александра Невского, который ведёт переговоры с представителями Батыя на диалекте шведского языка, или Дмитрия Донского беседующего с князем и воеводой Дмитрием Боброком-Волынским на «урманском» языке.

Германо-скандинавские племена обладали своими богами, самобытной культурой, мифологией. А следов этого нет на Руси. Да и имя Рюрик (Рарог) – западнославянского происхождения, видимо, родовое прозвище, связанное с соколом. А сокол – это воплощение Рода, Бога-Отца славян, князья славян представляют его власть на земле. Это подтверждает и символ рода Рюрика – сокол, он сохранен в гербе Старой Ладоги (первая столица Рюрика). Стилизованным вариантом этого изображения является современный герб Украины. Надо сказать, что современные западнославянские народы (чехи, словаки и поляки) и в наше время используют имя Рюрик.

Интересно, что уже прошли столетия, а норманнская теория по-прежнему существует в практически неизменном виде и вносит в умы детей и молодёжи России «вирусы» пренебрежительного отношения к своим пращурам, древней славянской цивилизации. А ведь за XIX век и особенно XX, начало XXI столетий историческая наука получила массу нового материала, археологического, антропологического, лингвистического, мифологического и т. д. Появилась даже такая интересная вспомогательная дисциплина, как ДНК-генеалогия. Долгое время считалось, что в древнерусском языке много норманнских заимствований. К примеру, такие слова, как князь, гридень, смерд, вира, верфь, считали норманнскими. Но исследователи выяснили, среди них был и русский филолог-славист, этнограф, палеограф, академик Измаил Срезневский (1812 – 1880), что практически все эти слова имеют славянские корни, а некоторые встречаются в языках других славянских народов, в краях, куда скандинавы не забредали. «Норманские цивилизаторы» владевшие славянами целые столетия (по мнению норманистов), не оставили следов своего языка. Даны (предки датчан), владели частью Англии всего около половины столетия, и этого хватило, чтобы обогатить английский язык до 10% корней. Ещё несколько столетий, после изгнания данов, было принято давать детям англо-датские и датские имена, некоторые скандинавские географические названия сохранились до наших дней, не говоря уж о значительном числе археологических памятников. К тому же англосаксонские короли восстановив свою власть над Данелагом сохранили скандинавское право и обычаи, а некоторые перешли в общеанглийскую практику.

Благодаря нынешним русофобам, как российским, так и западным, которые снимают фильмы вроде «Тринадцатого воина» (1999 года), где «вендели»-славяне живут на уровне первобытного общества, многие считают древних русов, славян совершенными дикарями, жившими в лесу «жизнью зверей и птиц» до прихода скандинавских и христианских цивилизаторов.

Судя по всему, эта теория имеет покровителей среди властных структур, так российских, так и западных. Норманская теория отличный инструмент информационной войны, она ставит славян на нижние ступени условной иерархической лестницы народов, где лидирующие позиции занимают германские и романские народы, «народ Священного писания». Победители пишут историю под себя. Мы наблюдаем этот процесс и по намного более приближенным к нам событиям – Второй мировой войне. Если судить по западным источникам, решающие битвы шли в Тихом океане и на Западном фронте, в Африке.

Неустанным трудом норманистов и их сторонников в творческой интеллигенции, слова «варяг» и «норманн» стали синонимами. Мол, варяги – это «древнерусское название скандинавов». Но проблема в том, что ни в летописях, ни сагах нет словосочетаний вроде «варяжский конунг» или «варяжский витязь».

На Руси и в Европе чётко различали «свеев», «данов», «урманов» (норманнов), «англов», «готов», «варягов» и др. племена Северной Европы. В летописи сказано: «Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си..». Для славян, варяги были одним из населявших Европу народов. Кроме того, нет скандинавского племени «варягов».

По сообщению летописи по Варяжскому морю (так тогда называлось Балтийское море) «сидели» ляхи (предки поляков), пруссы и чудь, кроме них там же жили варяги, их земли простирались вплоть до территории англов (нынешняя датская провинция Ангельн). Надо отметить, что к ляхам летопись относила и поморских славян и лютичей. Между ними и англами только территория славянского союза ободритов. Они занимали значительную территорию: нижнее течение Эльбы (слав. Лаба), запад современного Мекленбурга, восточную часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточную часть современной Нижней Саксонии (территории, восточнее города Гамбург — т. н. «Вендланд», район Люхова-Данненберга). Интересен и тот факт, что новгородская летопись сообщает, что варяги живут и восточнее ляхов, пруссов и чуди, «до предела Симова» (до земель Волжской Булгарии). А это земли «Новгородской Руси». Летописец сообщает: «Новгородцы же, люди новгородские – от роду варяжского…».

Это подтверждают и данные археологов, антропологов – материальная культура бодричей-ободритов и ильменских словен практически идентична, как и их облик. Археологи утверждают, что уже первые следы ильменских словен – «культура погребальных сопок» (6-7 век нашей эры) имеет явные черты западнославянского происхождения. А в 9-10 веках появляется новая волна пришельцев из славянской Прибалтики. Первые находки славянской керамики в Новгороде относятся к фельдбергской культуре (славянская раннесредневековая археологическая культура на южном побережье Балтийского моря). Конструкция новгородского Детинца 1116 года (внутренняя городская крепость), имеет точные аналогии только с укреплениями балтийских славян. Археологические следы прибалтийских славян также обнаружены в Пскове, Старой Ладоге и других поселениях ильменских словен. Новгородцы имели и плотные торговые контакты с западными славянами.

Русские лингвисты (А. А. Шахматов, Д. К. Зеленин и др.) также выявили подобия у новгородцев и западных славян. К примеру, знаменитое новгородское «цоканье» имеет аналоги в нижнелужицком языке (происходит от полабского наречия), на нем говорили племена лужичан и ободритов. Это объясняет и «не славянское» имя князи Игоря. Имя просто позднее преобразовали, на северном наречие его называли «Ингорем», отсюда и «Святослав – Свентослав». На манер прибалтийских славян города называли – «гард», «Немогард – Новгород».

Летопись сообщает, что варяги основали Ростов, Муром, Белоозеро. Археология говорит, что там есть следы двух групп населения – финно-угров и славян с явными чертами прибалтийской культуры (их первоначально назвали «скандинавскими комплексами») и нет наследия «норманнов». Да и сами города носят не «норманнские» названия, нет памяти и про их богов. К XI – XII векам эти города были полностью славянскими.

Интересен и тот факт, что в ободритский союз входило племя вагров, они же варны, варги, варины и т. д. А европейских источниках известна «Вагирская марка», а также «марка Верингов», они располагались в землях славян-ободритов.

И при такой массе фактов из самых различных источников, которые доказывает славянское происхождение варягов, норманнская теория до сих пор жива и процветает.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Происхождение варягов норманисты антинорманисты моя точка зрения

Андрей Амальрик. Норманны и Киевская Русь. М.: Новое литературное обозрение, 2018

В аннотации к книге указано, что за работу « Норманны и Киевская Русь » (курсовую за второй курс) Андрей Амальрик был в 1963 году исключен из МГУ, « поскольку он отказался в ней что-либо исправлять » . Правда, далее, в предваряющей основной корпус книги статье Олега Губарева « Как я достал труд А. А. Амальрика „Норманны и Киевская Русь” » , дается совершенно иное объяснение того, почему автора не только исключили из МГУ, но также всячески — причем весьма успешно — пытались сломать его научную жизнь, устроили Амальрику целую цепь преследований, ссылок, тюремного заключения, приведших его в конечном итоге к эмиграции из СССР.

Преследования Амальрика начались после того, как он попытался передать свою работу датскому слависту профессору Стендер-Петерсену через датское посольство в Москве. Сам Амальрик описывал это так: « До сих пор я не знаю, почему посольство, взявшись сначала переслать рукопись, стало действовать таким странным образом и выдало меня КГБ, вместо того чтобы просто вернуть мне рукопись назад, если она его почему-либо не устраивала. КГБ переслал рукопись на рецензию; убедившись, что ничего антисоветского там нет, а есть лишь разбор славянско-скандинавских отношений в IX веке, через несколько месяцев рукопись мне вернули, порекомендовав не делать больше попыток переслать ее за границу … » Историю с попыткой передать свою работу датскому ученому Амальрику припомнили через семь лет. Тогда Амальрик был уже известен как диссидент, автор другой, имевший значительный резонанс работы « Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? » .

Содержательным же историческим — если можно так выразиться — « грехом » Амальрика стал вовсе не отказ что-либо исправлять в курсовой: он писал свою работу во времена официального, одобренного сверху советского антинорманизма. То есть концепции, строящейся не на научных данных (таковой могла бы стать концепция подлинного, научного антинорманизма, если бы для нее имелись достаточные научные основания), но проистекающей из политических и идеологических предпосылок. Причем сказать, что Амальрик был норманистом « в чистом виде » , никак нельзя. Он был научно выше таких идеологизированных дихотомий, как « норманнизм — антинорманизм » — при этом, правда, отмечал, что уровень аргументации, подготовки и работы антинорманистов с источниками таков, что содержательная полемика с ними невозможна. В качестве одного из примеров подобных изысканий Амальрик выбирает статью Серафима Юшкова, юриста и правоведа, с точки зрения профессиональных историков совершенно несостоятельную, однако принятую многими из них как ориентир из-за ее идеологических выверенных положений.

Читайте также:  Финансовая система с точки зрения финансового права

Фрагмент гобелена из Байё Фото: historic-uk.com

Олег Губарев, публикатор и автор предисловия, в своих подробнейших комментариях (они превышают по объему текст Амальрика) убедительно показывает, что Андрей Амальрик « совершил научный подвиг, подготовив и представив во время господства официального воинствующего антинорманизма работу, целью которой было объективное исследование истории, основанное на анализе источников и доступной историографии » . Следует добавить — Амальрик совершил и подвиг человеческий: ведь в начале 1960-х ( да и значительно позже!) открыто заявить о своем принципиальном несогласии с официальной точкой зрения, тем более заявить аргументированно, с привлечением огромного числа источников и критически переработав труды принципиальных оппонентов, было чревато самыми серьезными последствиями. Обвинения автора со стороны официально одобряемых историков в том, что Амальрик-де « льет воду на мельницу тех, кто пытается протащить представление о неполноценности русского народа, о его неспособности самостоятельно создать свое государство и свою культуру » , ложились в общее русло типовых обвинений в « попытке провести идеологическую диверсию » . В конечном итоге это привело к тому, что Амальрик был вычеркнут из отечественной исторической науки, в которой он должен был в будущем занять место одного из ведущих историков-медиевистов .

Следует признать, что и сама работа Андрея Амальрика, и комментарий Олега Губарева требуют от читателя немалого внимания и подготовки. Без этого трудно понять аргументацию автора и принять справедливость его критики как работ официальных советских антинорманистов вообще, так и отдельных антинорманских теорий — например, « полянской теории » происхождения Руси. Амальрик же исследует « русь » как дружину, в профессиональном аспекте, что составляет основу его работы. Для него — как историка — нет никакого « унижения национального достоинства » в том, что культура, общество и государство великой страны складывались под самыми разными влияниями на протяжении веков.

Видимо, основным достоинством работы Амальрика является принципиальная научная беспристрастность и честность. Осознавая идеологическую наполненность аргументации антинорманистов, Амальрик тем не менее не дает однозначного ответа на вопрос, «действительно ли первенствующая роль в образовании древнерусского государства принадлежит норманнам» . Он считает, что « хотя все имеющиеся в нашем распоряжении сведения складываются в довольно убедительное целое, ни одно из них не может считаться безусловным и доказанным » . В заключении Амальрик сравнивает исторические факты с детскими кубиками, пишет, что картина прошлого зависит от того, как будут разложены эти кубики, какую картину из них сложит непредвзятый историк. Автор готов принять любую, но не может принять только одного — того, что из « исторических кубиков » , из которых сложена « вавилонская башня антинорманизма » , которая неминуемо разваливается от первого же толчка, вызванного непредвзятой критикой, в руках идеологически правильных историков оказывается камень, годный « только на то, чтобы дробить им черепа инакомыслящих » .

Алексей Виноградов. В поисках начальной Руси. Латинский след в русском этногенезе. М.: Ломоносовъ, 2018

Русист, кандидат исторических наук Алексей Виноградов в своей книге не просто ищет « латинский след » — его работа выводит на качественно иной уровень, то есть обосновывает латинские корни как самой русской государственности, так и тех народов, которые, ассимилируясь и ассимилируя, составили основу русского этноса. Задавшись извечным вопросом « Откуда есть пошла Русская земля? » , Виноградов на основе греческих, латинских, арабских, славянских и других источников, используя последние данные исследований археологов, антропологов и лингвистов, показывает, что определение « Москва — Третий Рим » (строго говоря, автором ни разу не приводимое) имеет не только религиозно-историософские и политические основы. Даже использование этого словосочетания для легитимации притязаний на преемственность по отношению к Византии не исчерпывает до конца его смысл. Автор показывает (сам он скромно пишет — « все вышеизложенное лишь намечает путь к отгадке » ), что русь, русские являлись потомками, наследниками Рима и латинской культуры, отмечая при этом, что « конечно Рюрик с братьями не происходили от „ кесаря Августа” и не были „ родом из Римской империи”. Скорее всего, это были потомки разноязыких варваров — победителей Рима. … > Эти варвары заимствовали у побежденного титана его язык. И этот романский язык — с искажениями ли, с отголосками ли других наречий, — получается, звучал и на берегах Волхова, Днепра и Дона. Кому-то это может показаться сказкой … »

Сказка это или не сказка, прояснится, быть может, когда-нибудь , но главное в том, что Алексей Виноградов не согласен ни с норманистами, ни с их противниками. Он утверждает, что русь — « большой, многочисленный, весьма известный в раннем Средневековье народ » . При этом Виноградов убежден, что народ этот был « разбросан по западной части Евразийского материка » . У истоков руси, считает автор, « оказалось германское племя ругов » .

Руги, пребывая в водовороте Великого переселения народов, попав в жестокие миграции и жестокие войны, по мнению Виноградова, « мало-помалу смешивались с другими этносами, как германцами … > аланами, тюрками и, наконец, балтами и славянами » . На основе анализа топонимики, имен собственных и географических названий, Виноградов делает вывод, что « главным этно-культурным импульсом, определившим превращение ругов в рутенов, русов, было изначальное мощное воздействие латинского, постримского языка и культуры » . Русы « для преодоления негативной конотации своего этнонима в латинском прочтении » свое имя сменили на латинские Ruteni, Russi, « также означавшие оттенок красного или рыжего цвета » . Вот смена имени — подобный ход довольно любопытен — и служит точкой отсчета этногенеза русов.

Автор предлагает читателю карту расселения новоназванных русов из Придунавья по двум основным направлениям. Первое — на восток, на Северный Кавказ, в Причерноморье и на берега Дона, где возникло государство каганат Рус. Второе — на север, « к балтийской прародине » , где « вместе с разноплеменными союзными группировками руги стали основой этнокультурного объединения варягов » . Так, по мнению Алексея Виноградова, в Восточной Европе сложилось « протогосударство » Русь, в котором — автор дает подробный разбор памятников письменности, приводит в доказательство выдвинутой гипотезы примеры из гидро- и топонимики, — государственным языком была латынь.

Это протогосударство, считает Виноградов, по мере развития хозяйства и борьбы с внешними врагами, в ходе естественных процессов ассимиляции русов « подчиненными им, но более многочисленными племенами, прежде всего финнами и славянами, превратилось в полноценную державу Русь » .
Автор задается закономерным вопросом — « велика ли получается разница с основными постулатами других теорий происхождения Руси, прежде всего норманнской? » Его ответ — разница, безусловно, есть. Она в первую очередь в том, что норманны были известны преимущественно набегами и грабежами (не только на востоке Европы, но и на большей части Западной Европы), а противопоставляемые норманнам руги и их межплеменное объединение играли созидательную, объединяющую, государственную роль.

Отдав дань модному ныне государственническому тренду, далее автор пишет, что разница также в том, что на Западе растворение германского начала шло столетиями, в то время как на Востоке мы видим очень быстрое вымывание германского начала: « к IX веку оно проявлялось у варягов-русов разве что в личных именах и в некоторых культурных традициях. … > Сами немцы (Адам Бременский) уже в XI веке не видели в Киевской Руси ничего германского » .

Алексей Виноградов считает, что загадка происхождения Руси « оказалась состоящей из многих других » . Он удивлен тем, что прежде ученые « обошли стороной многочисленные латиноязычные этносы и наречия Средневековья » . Автор высказывает надежду, что продолжение изысканий в намеченном им « латинском направлении » позволит подтвердить гипотезу о гораздо большей близости Руси изначальной европейской цивилизации, основу которой заложил Рим.

Норманисты vs антинорманисты.

История дискуссии

Диспут о норманнах возник приблизительно в XVII веке, когда историки Швеции воспользовались сведениями о варяжских корнях Руси для обоснования экспансии родной страны в Восточной Европе. Подобная риторика вызвала отрицание отечественных идеологов XVIII столетия (в первую очередь Михаила Ломоносова). Антинорманисты отвергали всякую связь Руси и варягов.

В конце XIX века эта критика практически исчезла. К тому времени вышло множество серьезных научных трудов лингвистов, обосновавших скандинавское происхождение имен первых русских князей в средневековых источниках (таких как Олег, Рюрик, Игорь и т. п.). Особенно важными были публикации знаменитого датского исследователя Вильгельма Томсена. О варягах, появившихся на Руси в VIII столетии, есть множество перепроверенных свидетельств. Их влияние на культуру восточных славян изучается и по сей день.

Однако спор норманистов и антинорманистов возобновился с новой силой уже в сталинскую эпоху, когда концепция антинорманизма использовалась против нацистской пропаганды о превосходстве германских народов над славянскими (шведы и вообще скандинавы являются ближайшими этническими родственниками немцев). Со времен СССР критика всего варяжского сохранилась и до наших дней.

Происхождение Рюрика

Больше всего норманисты и антинорманисты спорят о личности Рюрика – князя, правившего в Новгороде в 862-879 гг. Он пришел на Русь вместе со своими братьями Трувором и Синеусом. Согласно «Повести временных лет» в 862 году ильменские славяне и местные угро-финны пригласили их править Новгородской землей. Локальные племена страдали от нескончаемых междоусобиц. Внутренние ссоры у славян Северо-Западной Руси начались вслед за тем, как они выгнали прежних варягов, которым они платили дань в обмен на свою безопасность. Независимость привела к постоянному кровопролитию. Наконец враждовавшие аристократические группировки Новгорода согласились пригласить нейтрального правителя со стороны, которому удалось бы прекратить раздоры между ними.

Этим человеком и стал Рюрик. Спор норманистов и антинорманистов касается того влияния, которое пришлые варяги оказали на восточных славян. Нет сомнения, что князь прибыл из Скандинавии вместе со своей дружиной и советниками. В летописи этот народ назван «русью». Норманисты и антинорманисты расходятся в трактовке данного термина.

Рюрик получил Новгород, Синеус – Белоозеро, Трувор – Изборск. Имя старшего брата восходит к Hrærekr – скандинавскому имени, а значит нет никаких сомнений о том, что он был варягом. Однако норманисты и антинорманисты по-разному трактуют происхождение первого новгородского князя. К примеру, некоторые исследователи отождествляют его с Рериком Ютландским, жившим в середине IX столетия и принадлежавшим к династии Скьельдунгов из Дании. Эта теория основывается на схожести имен, хотя эта малозначительная черта – единственное, чем подкреплена гипотеза.

Отрывочность источников

Все современные споры норманистов и антинорманистов основываются на средневековых хрониках, которые либо переписывались, либо отчасти были утрачены из-за пожаров и ветхости бумаг. Все это порождает множество инсинуаций и спекуляций.

Читайте также:  Какое зрение у кошек в темноте

Если вы сравните позиции норманистов и антинорманистов, то станет ясно, что их спор затрагивает несколько русских летописей, иногда противоречащих друг другу. К примеру, преемник Рюрика Олег сначала назывался его воеводой. В договорах с Византией начала X века он упомянут уже как родственник первого новгородского князя. Более поздние русские источники XII столетия также вторят этой гипотезе, противореча ранним трудам отечественных летописцев.

Еще одна проблема заключается в том, что у историков нет иностранных независимых источников того периода, которые бы подтвердили легенды о Рюрике и двух его братьях. В связи с этим отсутствует точная датировка деятельности варяжских князей.

Шведские исследования

По традиции считается, что норманисты и антинорманисты начали свою дискуссию в первой половине XVIII столетия. Однако первые исследования на тему взаимосвязи скандинавов и Руси относятся еще к XVI-XVII вв., когда в Московию попали первые западные европейцы. Так, вопросом происхождения варягов интересовался имперский посол Сигизмунд Герберштейн. По намеченным им пути пошли другие исследователи.

Идею о шведском происхождении Рюрика защищал шведский дипломат и историк Петр Петрей де Ерлезунда, который жил в России в эпоху Бориса Годунова. Его сочинения приобрели популярность за рубежом и даже были переведены на немецкий язык. Шведский писатель Олаф Далин, по официальному заказу написавший «Историю Шведского государства», отождествлял Рюрика с Эриком Бьернсоном из скандинавской династии Инглингов. Вскоре, однако, эта гипотеза была опровергнута.

Книга Готлиба Байера

Первым собственно научным произведением, с которого в России начался норманизм, считается сочинение «О варягах». Его автором был профессор Петербургской академии наук Готлиб Байер (1694-1738). Он первым исследовал тот набор исторических источников раннего средневековья, который в итоге стал пищей для размышления нескольких последующих поколений ученых.

В первую очередь Байер опирался на летописи того периода. Академик отверг популярную тогда «прусскую теорию», согласно которой варяги имели южнобалтийское происхождение. В его сочинение попали и свидетельства из иностранных источников, например из Бертинских анналов.

Под варягами Байер понимал скандинавов в широком смысле этого слова: шведов, готландцев, датчан и норвежцев. Прибегнув к лингвистике, он проанализировал имена русской знати и князей IX-X вв. Для этого автор обратился к таким источникам, как каменные рунические надписи, греческие произведения и другие памятники того периода. Байер воспользовался и сочинениями византийского императора X столетия Константина Багрянородного. В результате проделанной работы историк пришел к выводу, что имена Рюрика и Трувора имели скандинавское происхождение.

Работа Герарда Миллера

Некоторые фрагменты книги «О варягах» привлекли внимание Василия Татищева (1686 -1750) и были процитированы им в его «Истории Российской». При этом сам русский ученый придерживался ровно противоположных Байеру позиций. Татищев был апологетом антинорманизма, считал варягов финнами и приписывал финское происхождение самому Рюрику.

Помимо автора «Истории Российской», в дискуссии о скандинавах в середине XVIII века участвовали еще два выдающихся исследователя. Первым был крупный этнограф и географ Герард Миллер (1705-1783), а вторым – Михаил Ломоносов (1711 – 1765). Последний занимался самыми разными науками и оставил значительный след в том числе и в исторической дисциплине.

В 1749 году, по случаю очередного дня тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны, в столице должна была пройти публичная ассамблея, на которой видные ученые собирались прочитать разносторонние доклады. Специально для этого мероприятия Ломоносов написал свое знаменитое «Похвальное слово». Миллер же выбрал довольно скользкую тему о «Происхождении народа и имени российского». Текст был подготовлен вовремя, однако его так и не допустили до публичного обсуждения, а уже находившийся в печати тираж изъяли.

Доклад Миллера не понравился многим ученым и приближенным к императрице чиновникам, усмотревшим в нем «предосуждение России». Разгромил диссертацию и Ломоносов, который оказался резким противником теории о «варяжских» корнях Руси. Схожий по взглядам Татищев от дискуссии уклонился. Как и уже множество раз до того в 1749 году теория норманистов и антинорманистов вызвала серьезный конфликт между отечественными учеными.

Миллер в своей опальной диссертации во многом вторил Байеру. Сравните позиции норманистов и антинорманистов, попробуйте определить в чем заключается их ключевые отличия. Их можно легко выделить, сопоставив оценки Миллера и Ломоносова. Первый, защищая норманскую теорию, приравнял варягов к скандинавам и привел в пользу этой гипотезы новые свидетельства. В частности, Миллер обратил внимания на традиционно «русские» названия порогов Днепра, которые были приведены в трактате «Об управлении империей» византийским правителем Константином Багрянородным. Также автор нашумевшего произведения привлек к своему исследованию свидетельства скандинавских авторов раннего Средневековья, упоминавших о восточных славянах.

Историки норманисты и антинорманисты часто становились действующими лицами в сложной политической борьбе. Вот и нападки на Миллера были вызваны не сколько научной стороной его работы, сколько ее идеологическим подтекстом. Правление Елизаветы Петровны началось после «мрачного десятилетия», когда во времена Анны Иоанновны вокруг престола собралось слишком много немцев. При новой императрице последовала обратная реакция. Критиковалось все иностранное, а со Швецией так и вовсе началась война. Разумеется, на этом фоне работа, говорившая о скандинавском происхождении Рюриковичей, была признана клеветнической. Миллер, оказавшись в щекотливом положении, своего мнения, однако, не поменял. Его работа была издана за рубежом, а на русском языке широкому читателю она стала доступна только в 2006 году.

Аргументы антинорманистов

Развернутый ответ на публикацию Миллера последовал от его главного оппонента Михаила Ломоносова. Через несколько лет после нашумевшего спора о варягах русский ученый принялся за сочинение собственного капитального труда по отечественной истории. Закончить его он так и не успел из-за скоропостижной кончины. После смерти Ломоносова был издан только один том его «Древней Российской истории». Тем не менее вопрос о варягах (как один из самых первоочередных) автор в своем труде рассмотрел.

«Руси прежде Рюрика» Михаил Васильевич посвятил несколько скрупулезных глав. К славянам он причислил не только собственно славян, но также и балтов (литву, жмудь, пруссов), а также венетов, мидян и пафлагонцев, приписав происхождение этого общего этноса без малого к эпохе Троянской войны. Уже в этом посыле можно было заметить идею о том, что никакие варяги или любые другие племена не могли повлиять на независимое становление Руси, истоки которой относились еще к античности. Главный недостаток работы Ломоносова заключался в том, что в ней автор придерживался принципов историографии XVI-XVII столетий, в то время как в европейской науке уже вырабатывались новые методы критического анализа источников.

«Русофильская» теория о том, что Рюриковичи произошли от славян поддерживалась и при Екатерине II, внимательно относившейся к «Истории» Василия Татищева. Так, один из важнейших историографов того времени Михаил Щербатов (1733-1790) считал первого новгородского князя родственником старейшины ильменских словен Гостомысла.

Мнение Карамзина

Более взвешенный и серьезный подход по сравнению со своими современниками продемонстрировал Николай Карамзин (1766-1826). Его многотомная «История государства Российского» стала важнейшим явлением отечественной культуры и науки.

Карамзин одинаково внимательно относился к тому, что говорили и норманисты, и антинорманисты. Аргументы обеих стороны были им учтены с максимальной бережностью к фактам. Карамзин почитал труды Байера и Миллера, считая их незабвенными для всей исторической науки. А вот антинорманская концепция Татищева им была раскритикована. Особенный скепсис писателя вызывали свидетельства, подчерпнутые из Иоакимовской летописи.

Всего Карамзин отметил шесть принципиальных обстоятельств, подтверждающих скандинавское происхождение Рюрика и варягов в целом. Во-первых, свидетельства западноевропейских авторов, например, Кремонского епископа Лиутпранда, в которых русов считали именно норманнами. Во-вторых, это имя Рюрика и других призванных князей с четкой скандинавской этимологией. В-третьих, византийские источники. Варягами в Константинополе назывались именно скандинавские витязи. В-четвертых, аргумент Миллера о названиях Днепровских порогов. В-пятых, схожесть сборника законов Русской правды с такими же немецкими и скандинавскими сводами. В-шестых, «Повесть временных лет», где ее автор Нестор упоминал о том, что варяги жили на западе, за Балтийским морем.

Победа норманистов

Горячие дискуссии идеологических противников сделали спор между норманистами и антинорманистами один из главных «проклятых вопросов» отечественной истории. Поворотной точкой в его развитии стала книга датского лингвиста Вильгельма Томсена (1842-1927) «Начало Русского государства». Именно в этом труде впервые была представлена полная квинтэссенция классической норманской теории. Больше всего книга Томсен от своих предшественниц отличалась уклоном в лингвистику. Доводы ученого, касавшиеся языковой составляющей средневековых источников, не утратили актуальности и сегодня.

В качестве единственного своего серьезного оппонента Томсен отметил Степана Гедеонова (1816-1878), так как именно его произведение «Варяги и Русь» произвело на датчанина «впечатление серьезной обдуманности». Другие антинорманские сочинения лингвист назвал антинаучными. В своей книге Томсен дал глубокий обзор арабских византийских и латиноязычных источников о варягах.

Разбирая происхождение слова «русь», ученый назвал его корнем шведский корень, эквивалентный словам «плавание» и «гребля». В связи с этим Томсен предположил, что таким именем нарекли себя скандинавы, которые жили на берегу Финского залива и пускались в путешествия в соседние страны. Точно так же лингвист разобрал слово «варяг». По его гипотезе, оно произошло от шведского корня «var», что переводится как «покровительство» или «защита».

Томсен выделил еще дюжину слов древнерусского языка, у которых четко прослеживалась скандинавская этимология (тиун, гридь, лавка, кнут и т. д.). Подводя итог своему исследованию, автор предложил емкую метафору: скандинавы заложили основание маленького государства, которое славяне уже собственными силами увеличили до исполинских размеров. Если вы сравните позиции норманистов и антинорманистов, то такое сравнение обязательно упрется в аргументы, которые первым привел именно датчанин Вильгельм Томсен.

Итоги спора

Определяя, кто прав в споре норманистов и антинорманистов, следует подчеркнуть, что их полемика имела смысл лишь в лучшем случае в XIX веке, когда образование государства связывали с происхождением династии. Но даже автор ключевого средневекового источника «Повести временных лет» Нестор отдельно отвечал на три вопроса: «откуда пошел» славянский народ, кем были Рюриковичи и, наконец, как возникла сама Русь. Примерно такого же подхода придерживается сегодняшняя историческая наука.

Современные норманисты и антинорманисты продолжают свой спор, хотя уже давно ясно, что процесс образования государства не зависит от этнической принадлежности правящего рода. Тот факт, что Рюрик был пришлым варягом, совсем не помешал его сыну Игорю с младенчества вырасти в совершенно другой среде и ассимилироваться. Его отпрыск Святослав и внук Владимир уже ничем не напоминали скандинавов – они были славянами как по крови, так и по привычкам или языку. То же самое происходило с варяжскими родами советников, дружинников и других призванных из-за моря на Русь северян.

Сравните позиции норманистов и антинорманистов, попробуйте определить насколько великим было влияние скандинавов на создание Древнерусского государства. Хотя Новгородом и правил варяг (Рюрик), а Киев был захвачен его советником или родственником (Олегом), абсолютное большинство населения новой страны всегда было славянским. Скандинавский элемент со временем растворился в этом море. И поэтому научная победа сторонников «варяжской теории» не может унизить «национальной гордости великороссов», о которой спорили еще самые первые норманисты и антинорманисты. Кратко говоря, данная полемика осталась в прошлом. Профессиональные и глубокие исследования варяжского влияния на Древнюю Русь продолжаются и сегодня, однако они касаются малых деталей: определенных слов в русском языке, обычаев в военном деле и т. д.

Источники:
  • http://history-gdz.ru/rt-artasov-6-4/
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2681198-kak-zapolnit-tablicu-normanisty-i-antinormanisty-6-klass.html
  • http://fox-calculator.ru/history/normanistyi-i-antinormanistyi-tablitsa-i-test/
  • http://topwar.ru/10273-normanskaya-teoriya-k-voprosu-o-proishozhdenii-varyagov.html
  • http://gorky.media/reviews/normanisty-i-antinormanisty/
  • http://homsk.com/trombon/normanisty-vs-antinormanisty