Давайте рассмотри наиболее важные теории возникновения государств у племён восточных славян:
· Договорная теория строится на том, что государство славян возникло путём заключения договора между вече и князем при приглашении последнего на княжение и для осуществления защиты. При этом, сам князь формировал дружину, аппарат и являлся руководителем военных походов.
· Теория завоевания, приверженцы которой считают, что самые крупные и мощные племена восточных славян для того чтобы расширить собственные территории в результате военных походов получали некие блага, которые и становились причиной имущественного расслоения. В результате этого начали формироваться политические объединения и самое сильное племя облагало данью более слабые. Для управления этими процессами и нужно было государство.
· Налоговая теория формирования государств восточных славян базируется на том, что само установление налоговой системы происходит в результате завоевания первыми киевскими князьями соседских племён. В результате этого важно было систематизировать сборы дани. Некоторые учёные утверждают, что именно после убийства Игоря Ольга реформирует систему налогообложения и государство как таковое формируется только к десятому веку.
· Торговая или же городовая теория, основоположником которой выступил Ключевский гласит, что в результате развития торговых отношений между различными племенами были сложены торговые пути, воздвигнуты города, для защиты которых необходимо было государство. То есть, само государство формируется только после появления всех его частей.
· Христианская теория, основой которой является Крещение Руси. Именно наличие общей идеологии, считают многие историки, считается признаком государства, без которой его не может существовать. Таким образом, говорить о возникновении древнерусского государства можно лишь после 988 года.
· Антинорманнская и Норманнская теории. Последняя возникает в восемнадцатом веке, а её сподвижники Миллер и Байер утверждали, что Киевская Русь была сформирована норманнами. Против данной теории выступали Чернышевский, Белинский, Герцен, а также Михаил Ломоносов, утверждавшие, что Рюрик родом был из Пруссии.
Помимо этих, существуют Патриархальная и Земская теория, о которых Вы также сможете прочесть на страницах нашего сайта.
Возникновение государственности у славян
Образование Древнерусского государства — длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI — VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно — Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке — верховья Дона, на севере — Нева и Ладожское озеро, юге — Среднее Поднепровье.
В литературно-документальной летописи — “Повести временных лет”, написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен. Согласно ей на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне, к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, — древляне, к западу от них, по Западному Бугу, — волыняне, или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне; по притоку Днепра Сожу — радимичи, а к востоку от них, по Верхней Оке, — вятичи; на верховьях трех рек — Днепра, Западной Двины и Волги — жили кривичи, к юго-западу от них — дреговичи; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане, а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обитали ильменские славяне.
Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами. “Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим”, — пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась “мир” (на юге) и “вервь” (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы.
В VII — VIII вв. у славян активно идет процесс разложения первобытного строя.
Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX — X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений.
В отечественной историографии долгое время шла борьба между норманнистами и их противниками по вопросу происхождения Русского государства. Основоположником норманской теории в XVIII в. был член Петербургской академии наук А.Л. Шлёцер. Он и его сторонники Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер придерживались точки зрения, что до пришествия варягов “обширное пространство нашей равнины было дико, жили люди без правления”.
С опровержением варяжской теории выступил М.В. Ломоносов, который считал одной из главных задач исторической науки борьбу с этой теорией. М.В. Ломоносов в “Древней Российской истории” писал, что “славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то бесспорно доказать можно”.
Русский историк XIX в. И.Е. Забелин писал, что восточные славяне обитали на русской равнине еще до н.э. и прошли сложный процесс от родовых союзов к племенным политическим союзам и создали свою государственность.
Советская историческая школа активно поддерживала и развивала эту точку зрения. Крупнейший отечественный специалист XX в. по славяно-русской археологии Б.А. Рыбаков связывал образование государства Руси с основанием города Киева в земле полян и объединением 15 крупных, населенных восточными славянами областей.
У современных российских историков не вызывает сомнения тот факт, что объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло это в 882 г. при активном участии варяжской дружины во главе с князем Олегом. По словам известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского, получилась «недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства» , когда объединились княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль).
Условно можно разделить историю государства Русь на 3 больших периода:
- первый — IX в. — середина X в. — образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912 — 945), Ольги (945 — 964), Святослава (964 — 972);
- второй — вторая половина X — первая половина XI вв. — расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 — 1015) и Ярослава Мудрого (1036 — 1054);
- третий — вторая половина XI — начала XII вв. — постепенный переход к феодальной раздробленности.
Социально-политический и экономический строй Киевской Руси
Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.
Высший класс общества составляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков. Древнейшее собирательное название младшей дружины — гридь (скандинавская дворовая прислуга), которое заменилось потом словом “двор”.
Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI — XII вв. — через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.
Налоги — главная цель княжеской администрации. И Олег, и Ольга объезжали подвластные земли. Дань собирали натурою — “скорою” (мехами). Это мог быть повоз, когда подвластные племена привозили дань в Киев или полюдье, когда князья сами объезжали племена. Хорошо известно по “Повести временных лет” как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945г., но и за неповиновение, за отказ платить налог. Княгиня Ольга вошла в русскую историю как “устроительница земли русской”, которая учреждала везде погосты (опорные пункты) и дани.
Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу феодала, так и в вотчинах.
Община — замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека — трудовую, культурную обрядовую. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.
В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса — крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.
Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.
Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.
Точки зрения о происхождении Древнерусского государства
Читайте также:
- II. Стадия взимания налогов в условиях существования государства
- III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- IX в. – образование Древнерусского государства.
- Административно-командная экономика. Участие государства в хозяйственной деятельности
- Алгоритм построения второй проекции точки К
- Алкоголь и табак — главные враги нашего здоровья и зрения
- Анализ точки безубыточности проекта.
- Анатомическое строение органа зрения
- Антиинфляционная политика государства
- Арабские государства между мировыми войнами
- Афінне відображення. Наближення функції в околі точки диференціювання
- Б. Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники. Этапы в истории образования Древнерусского государства
Концепции происхождения и прародины славян
Происхождение Древнерусского государства
Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности
Вопросы, связанные с происхождением терминов «славяне», «Русь», с этнической принадлежностью славян, с образованием государства у восточных славян на протяжении уже почти трех столетий вызывает многочисленные споры среди историков. Зачастую они принимают характер не только научных дискуссий, но политических споров.
Миграционная (пришли на Восточно-Европейскую долину) |
«дунайская» (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский) |
«прибалтийская» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин) |
Автохтонная |
Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением. (Б.А. Рыбаков) |
Старая норманнская теория Авторы: Немецкие ученые середины XVIII в., работавшие в России: Г.Миллер, Г.Байер, А.Шлецер | Современная норманнская теория Авторы: шведские и датские ученые XX в. |
Норманны = Варяги = Русы Основные положения: Восточные славяне в силу своей отсталости были неспособны самостоятельно создать государство; за них это сделали норманны, которых славяне пригласили либо в качестве своеобразных «третейских судей» (Байер, Миллер), либо норманны вообще, выступили в роли завоевателей (Шлецер). Норманны и варяги — это один и тот же народ из Скандинавии (варягами норманнов называли славяне). Русы — одно из норманнских племен, чьим вождем был Рюрик. Отсюда название государства «Русь» и правящая династия Рюриковичей скандинавского происхождения. Основные аргументы: а) легенда о призвании новгородцами Рюрика с братьями (сведения ПВЛ) в 862 г.; б) имена первых русских князей — скандинавского происхождения (Олег, Игорь, Ольга); в) финское название Швеции Ruotsi (созвучное с названием «Русь»); г) аналогии с норманнскими завоеваниями в VIII-IX вв. в Северной Франции (Нормандия), Англии и Южной Италии. Слабая сторона: следует отметить, что старая норманнская теория считается ненаучной, так как по данным современной науки «научить» другой народ государственности нельзя, так же как и невозможно создать государство путем завоевания без наличия в этом государстве внутренних предпосылок. Сильная сторона: опора на письменные источники и, прежде всего, на ПВЛ. | Современные норманнисты считают, что у восточных славян государство возникло в результате длительного внутреннего развития, но при этом норманны из Скандинавии оказали значительное влияние на этот процесс, дав правящую династию и название государства. Дополнительные аргументы: а) исследование датских летописей, где в 860-е гг. упоминается местный вождь Руарик Ютландский, имя которого исчезает со страниц датских хроник в сер. 860-х гг.; б) данные археологических раскопок в районе Новгорода и Смоленска, в ходе которых были найдены вещи скандинавского происхождения. Слабые стороны этих аргументов: а) исчезновение имени Руарика из датских летописей можно объяснить и его смертью; б) удельный вес найденных при раскопках скандинавских вещей составляет 5-7 %. |
Концепция академика М.В. Ломоносова | Концепция академика Б.А. Рыбакова |
Норманны ≠ Варяги; Варяги = Русы Основные положения: норманны и варяги — это разные народы: норманны — это жители Скандинавии, а варяги — это племена из Прибалтики смешанного балто-славянского происхождения. Русы – одно из прибалтийских племен (часть варягов). Название государства и правящая династия — не скандинавского, а балто-славянского происхождения. Само же государство возникло в силу исключительно внутренних причин. Основные аргументы: а) данные ПВЛ, где норманны и варяги упоминаются раздельно; б) норманны находились на той же стадии развития, что и славяне или даже ниже: у них почти не было городов (страну славян по количеству городов называли «Гардарикой»); в) название региона в Прибалтике: Пруссия и племени пруссов (тот есть поруссов — «живущих подле русов»), а также название речки Рось — притока р. Неман. Отсюда вывод: русы проживали в Прибалтике; г) легенда о новгородском старейшине Гостомысле, у которого якобы была дочь, выданная замуж за некоего прибалтийского князя, от которого у нее родилось 3 сына (по мнению Ломоносова именно они и были Рюриком, Синеусом и Трувором. Становится понятно, почему Гостомысл добивался приглашения именно этих князей: он не хотел терять своего влияния). Сильная сторона теории: опора на внутренние факторы возникновения государства. Слабая сторона: явная надуманность многих аргументов и особенно легенды о Гостомысле | Норманны = Варяги; Русы ═ Славяне Основные положения: норманны и варяги — один и тот же народ из Скандинавии. Никакого или почти никакого участия в образовании Древнерусского государства они не принимали. Русы — это часть племенного союза полян. Название государства — славянского происхождения, вопрос о происхождении правящей династии Рыбаков оставил открытым. Государство у восточных славян возникло исключительно в результате внутренних предпосылок. Основные аргументы: а) имена Синеус и Трувор — это написанные по древнеславянски слова sine hus и tru war («свой дом» и «верная дружина»). Отсюда вывод: раз не было братьев, то, скорее всего, не было и Рюрика, которого выдумал летописец, чтобы доказать, что государственность возникла в Новгороде, а не в Киеве, б) доля скандинавских вещей, найденных во время раскопок под Новгородом и Смоленском не превышает 5-7 %, что не позволяет говорить об активном участии скандинавов во внутриславянской жизни; в) название р. Рось — притока Днепра, где проживал племенной союз полян, частью которого и были русы. Сильная сторона: аргумент о Синеусе и Труворе, опора на современные данные науки. Слабая сторона: фактическое отрицание данных летописей и, прежде всего, ПВЛ, а также тенденциозное отношение к факту существования Рюрика. |
Концепция профессора Г. Кузьмина:
Она занимает промежуточное положение между норманскими и антинорманнскими теориями.
Норманны ≠ Варяги ≠ Русы
Основные положения: норманны, варяги и русы — это разные народы неславянского происхождения. Норманны — это жители Скандинавии, варяги — жители южной Прибалтики, русы — потомки германского племени ругов, которое проживало в верховьях Дуная. Их вождь Одоакр в 476 г. захватил Рим и уничтожил Западную Римскую империю. Господство ругов в Италии продолжалось около 100 лет, пока они не были вытеснены оттуда лонгобардами. В поисках новой среды обитания руги разделились на две части. Одни стали продвигаться дальше на Восток, по пути давали название географическим объектам в честь своего племени (этим объясняется наличие названий на — рос, — рус, — рог в самых разных частях Европы). После того как они пересекли Карпаты и поселились в районах Новгорода и Киева, руги приняли активное участие в создании Древнерусского государства. Они дали ему название (Русь) и правящую династию (у ругов уже был опыт государственности). Затем руги были полностью ассимилированы славянами.
а) данные из ПВЛ — норманны, варяги и русы упоминаются раздельно;
б) данные из ПВЛ о том, что русы первоначально проживали в области Норик в верховьях Дуная (именно там в V-VI вв. проживали руги);
в) археологические раскопки в районе Новгорода и Киева показали, что в слоях VII – IX вв. обнаруживается аномалия погребального обряда. Она связана с преобладанием трупоположения (захоронение в земле), тогда как до принятия христианства у славян преобладал обряд трупосожжения (захоронение урн с прахом сожженного покойника в курганах -«могилах»). Отсюда вывод: в районе Новгорода и Киева проживали в VII-IX вв. неславянские племена, скорее всего — руги.
Сильная сторона теории:
Концепция объясняет разбросанность названий на -рос, -рус, -рог в разных частях Европы (Германия, Швейцария, Прибалтика, Карпаты, Украина).
Слабая сторона теории:
В районе Новгорода и Киева в V1I-IX вв. действительно могли проживать неславянские племена, но необязательно это были руги.
В каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Точную картину событий древнейшей истории славян (восточных славян) пока весьма трудно восстановить с максимальной достоверностью из-за почти полного отсутствия письменных источников того времени.
Сегодня в научной исторической литературе доминирует точка зрения об объективности процесса образования государства у восточных славян. Это стало результатом длительной эволюции социально-экономических, политических, культурных процессов внутри славянского мира. В то же время, историки не отрицают наличия и определенного влияния норманнского фактора на процессы складывания государства восточных славян. Образования государства у восточных славян имело свои особенности и это необходимо учитывать при рассмотрении многих последующих процессов социально-экономического и политического развития Руси – России.
Трактовка происхождения термина «Русь»
Скандинавская (В.О. Ключевский, В. Томсен) |
Русы = норманны = варяги |
От финск. Ruotsi — Швеция |
От древнеисланд. Rohts – гребцы, мореходы |
От названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева |
Отечественная (М.Н.Тихомиров, Б.А. Рыбаков) |
От лат. Varangos — телохранитель, воин |
От древнесканд. Var – верность, обет, порука |
Варяги = норманны («северные люди») – Собирательное обозначение скандинавов в древнерусских письменных источниках |
Теории возникновения государства у восточных славян
Славянская Центристская Норманнская
Отрицается роль Древнерусское
варягов в образовании государство Государство
древнерусского возникло создано
государства и как результат норманнами
призвание их на княжение внутреннего (варягами) с
общественного согласия добровольного славян,
развития но и при
М.В. Ломоносов Большинство Г.Ф. Миллер Б.А. Рыбаков современных Г.З. Байер
историков Л. Шлецер
| | следующая лекция ==> | |
Сімейні доходи і структура використання їх | | | Управление государством Русь |
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 4026 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства
Предпосылки возникновения государства у восточных славян
А) Духовные предпосылки
— Общая языческая религия.
— Схожие обряды, обычаи.
— Схожая общественная психология.
Б) Социально‑экономические предпосылки
— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.
В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.
— Преобладание свободного труда над рабским.
В) Социально‑политические предпосылки
— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.
— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.
— Формирование племенных союзов.
Г) Внешнеполитические предпосылки
— Угроза нападения внешних врагов.
— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.
— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.
Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.
Особенности и историческое значение образования государства восточных славян
— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.
— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.
— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.
Основные этапы складывания древнерусского государства
I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).
В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор‑ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.
Олег (Вещий) — первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.
Игорь (Старый) — расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. — неудачный; в 944 г. — заключив взаимовыгодный договор).
Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.
Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.
Святослав — инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. — разгром Хазарского каганата; 968-971 гг. — походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969-971 гг. — военные столкновения с печенегами; 971 г. — договор с Византией.
Итоги княжения первых Рюриковичей:
а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);
б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани — полюдья;
в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников‑печенегов;
г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.
Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:
1) система данничества;
2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;
3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);
4) династическая (родовая) княжеская власть;
5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:
— создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;
— формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);
— формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;
— происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).
В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.
Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015):
1) изгнание из Киева варягов‑наемников;
2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;
3) 988 г. — принятие христианства;
4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;
5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;
6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.
Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.
1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.
Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.
Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. — образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. — назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород‑Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно‑славянский и древнерусский языки.
Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:
— завершение формирования территории государства;
— перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;
— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;
— активная реформаторская деятельность великих князей;
— внедрение и распространение государственной религии и идеологии — христианства;
— появление писаного кодифицированного права;
— широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;
— расцвет древнерусской культуры.
III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).
При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.
Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) — князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), он:
— организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;
— ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;
— устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;
— ограничил взимание процентов при займе;
— продолжил политику укрепления династических связей с Европой;
— организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;
— занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;
— написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Мстислав Великий (1125-1132) — внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде‑Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:
— воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);
— воевал с русскими князьями‑мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;
— способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;
— по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».
После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.
Форма правления и государственного устройства Древней Руси
Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.
Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.
При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).
Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.
В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.
Принятие христианства
Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.
Причины принятия христианства:
1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.
Принятие христианства имело огромное историческое значение:
— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;
— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;
— христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;
— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;
— ускорило развитие феодального способа производства;
— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.
Основные итоги
Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.
Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.
Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.
Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:
— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;
— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;
— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;
— активная реформаторская деятельность великих князей;
— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;
— появление писаного кодифицированного права;
— использование дипломатических методов решения международных проблем;
— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.
Основные теории происхождения русского государства
Момент возникновения государства нельзя точно датировать, так как имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год – год призвания Рюрика или 882 год – год объединения Киева и Новгорода. Хотя неизвестно когда и как возникли первые княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами. Это значит, что не варяжские предводители организовали Русское государство, а уже существовавшее государство дало им государственные посты.
1. Теория завоевания.
Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления – для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились – Славия, Ортания, Куявия.
Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году – древлян, в 884 году – северян, в 886 – радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань – внутригосударственный налог.
2. Договорная теория.
Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече.
3. Налоговая теория.
Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.
4. Городовая теория (торговая).
Основоположник теории — Ключевский. В ее основе – развитие торговых отношений между племенами. Это вызывало появление излишков, расслоение населения и обмен товарами между членами племени, а затем и между племенами; постепенно складываются торговые пути и центры торговли (гостьбы), формируются города (погосты), наблюдался процесс разделения труда; торговля отделилась от ремесла. Городам нужна защита, поэтому города вооружаются, становясь политическими центрами территорий (к каждому городу прилегали волости — сельские территории с общинами, занимающиеся земледелием, волости выплачивали дань городам), в них формируются органы власти. То есть элементы государственности появились в городах до появления государства, так как стали необходимы для нормального функционирования торговли (иностранцы отмечали большое количество городов на Руси и называли ее Гардарики – страна городов).
При развитии городов образовались союзы городов, союзы племен, (в конечном итоге – государство, при объединении Новгорода и Киева в 882 году) в результате появились вождь союза (князь князей) и вожди племен. Зарождается иерархия. Князья относились к общинной знати и постепенно у славян зарождаются классы – знать, горожане, общинники – земледельцы, ремесленники и рабы. При этом в процессе формирования государства наблюдается борьба между знатью и князьями.
5. Христианская теория.
Ее основа – принятие христианства на Руси. Наличие общей идеологии – признак государства (если нет идеологии, нет и государства). Христианство – объединяющий фактор. О Древнерусском государстве можно говорить только после 988 года.
6. Земская теория,основоположник — Владимирский-Буданов.
В основе теории – формации русского государства – объединение земель (в Новгородских землях существовало общинное самоуправление — вече). Объединение земель – причина для образования государства.
7. Патриархальная теория.
В основе этой теории лежат имущественные отношения: где есть имущественные отношения, там должно быть государство (Энгельс). Со временем семьи начинают объединяться по родоплеменному признаку, образуются племена, далее происходит расширение по территориальному признаку. В связи с этим увеличивается производство труда, это ведет к обмену имуществом – возникают имущественные отношения и частная собственность, создается неравенство, это ведет к расслоению населения, в результате формируются классы. Имущественные отношения нуждаются в регулировании и защите, появляется необходимость в создании специальных органов власти, регулирующих имущественные отношения и защищающие частную собственность.
Пути возникновения государства: классический путь (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое); рабство возникает там, где существует классовое неравенство. Путь, связанный с минованием стадии рабовладения: от первобытности переход к феодальному государству. Существование стадии предфеодального государства.
Рабство возникает из-за войн и долговой кабалы. При рабовладельческом строе, раб по статусу приравнен к вещи (не имеет никаких прав и является основным производителем материальных благ). При феодальном строе рабы отсутствуют, вместо них формируются феодально-зависимые земледельцы. В отличие от рабов феодально-зависимые обладали правами, могли иметь средства производства, они были заинтересованы в производительности своего труда.
8. Норманнская и Антинорманнская теории.
Норманнская теория возникла в XVIII веке (Август Людвиг Шлецер (1735-1800), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738)). Байер и Миллер попытались доказать, что Русское государство было создано норманнами.
Повесть временных лет: славяне для порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания споров. Тут летописец и произнес знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». Три князя пришли на Русь и в 862 году: Рюрик — в Новгород, Трувор — в Изборск, Синеус — в Белоозеро. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. Крайнее проявлением концепции — утверждение, что из-за неполноценности славяне не могли создать государства, а затем без иноземного руководства не могли управлять им. Цель теории — показать неполноценность восточнославянских народов. Теория в период создания отвечала интересам династии Романовых.
Норманисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).
Против этой теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов (также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия — это «по-руссия», руссы – славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.
Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство — продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков. Антинорманисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В ПВЛ есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.
Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» («sine hus» — «свой род» – Синеус) и верной дружиной («thru waring» — «верная дружина» – Трувор). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев».
Следов варяжского влияния почти не осталось: на 10 тыс. км 2 территории Руси — 5 скандинавских географических наименований, а в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию -150
ПВЛ составлена в конце XI — начале XII веков, в оригинале до нас не дошла. Известный список содержит много противоречий. Летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.
Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени русь.
Обе концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей.
Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез. Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.
Русь было не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
- http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/kievskaya-rus.html
- http://studopedia.su/2_30265_tochki-zreniya-o-proishozhdenii-drevnerusskogo-gosudarstva.html
- http://istorikonline.ru/ege-po-istorii/vozniknoveniye-gosudarstvennosti-u-vostochnykh-slavyan-diskussiya-o-proiskhozhdenii-drevnerusskogo-gosudarstva.html
- http://studopedia.ru/8_26319_osnovnie-teorii-proishozhdeniya-russkogo-gosudarstva.html