Меню Рубрики

Происхождение человека из точки зрение ислам

В исламе существует теория о том, что человека и создал Бог. Господь сотворил человека. Но не только…Небеса и Земля — гораздо более величественные творения Бога, как Он Сам об этом сообщил: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей, но большинство людей не знает этого» (Коран 40:57)

Бога (Аллаха) они называют творцом. Аллах — Бог, Творец, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность. Строение неба и земли намного сложнее, нежели строение человека. Все же, этот факт имеет значение далеко не для всех. Несмотря на усиливающиеся превосходство людей над остальными земными существами, полеты в космос и постоянно развивающиеся технологии, с каждым поколением человечество становится все более надменным и считает себя величайшим существом в мире. В аяте Господь четко определяет подлинное место человека в огромном мире. Это лишь ничтожная часть вселенной, которая существует только для благодаря творению бога. Так, чтобы уяснить, для чего Бог сотворил человека, нужно узнать ответ на более глубокий вопрос: для чего Бог вообще творил?

Творение — это одно и проявлений божественной сущности. Творец, который не создает, — звучит весьма противоречиво, не правда ли? Отсюда вовсе не следует, что Господь нуждается в своих творениях (а вот они отчаянно нуждаются в нем). Подобно автору, ставшим известным благодаря своим произведениям, Господь познается через свои безупречные творения. Способность творить принадлежит одному Богу. Хотя порой человек приписывает себе это качество. Говоря «я сотворил», это нельзя назвать настоящим творением. Ведь он всего лишь выполняет манипуляции с уже существующим — сотворенным Всевышним. Простой пример — стол. Разве можно сказать «человек создал стол». Он всего-навсего скрепил доски гвоздями. А доски выпилил из существующих деревьев, так же как и гвозди — из существующего в природе металла. Древние, да и современные философы, будучи не в состоянии постичь, как же Господь творил из ничего, стали утверждать, будто мир и вселенную. Такой вывод получается у них, потому как они сравнивают Бога с человеком, который может «создать» только видоизменяя уже существующее. Но Всемогущий Господь отвергает всякое сравнение с огорченным во всем человеком:

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Коран 42:11)

Во многих аятах, вплоть до последнего откровения, Господь называет Себя Творец. Чтобы подчеркнуть, что все принадлежит только Ему:

«Аллах — творец всякой вещи. Он — попечитель и хранитель всякой вещи» (Коран 39:62). «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (Коран 37:96)

Последний пророк — Мухаммед, сказал: «Знайте, если все человечество соберется, чтобы нанести вам вред, они смогут сделать только то, что уже предписал Господь»

В Священном Коране Бог так объясняет стадии эмбрионального развития человека:

«Мы сотворили человека из глиняной сути. Затем мы превратили его в каплю и поместили в надлежащее место, прочно укоренив. Затем Мы превратили каплю в алак, после чего Мы превратили алак в мудга…» (Коран 23:12-14)

Арабское слово «алак» имеет три буквальных значения: (1) пиявка, (2) подвешенная вещь и (3) кровяной сгусток.

Сравнивая пиявку с эмбрионом на стадии алак, мы можем заметить между ними сходство. Кроме того, на этой стадии эмбрион получает питание из крови матери подобно тому, как питаеться кровью других.

Второе значение слова «алак» — «подвешенная вещь».

Третье значение слова алак — «кровяной сгусток». Ясно видно, что внешний вид эмбриона и эмбриональных оболочек на стадии алак напоминает кровяной сгусток из-за того, что на этой стадии эмбрион содержит относительно большое количество крови. Кроме того, на этой стадии плоть до третьей недели развития кровь внутри эмбриона нее циркулирует.

Таким образом. Все три значения слова «алак» точно соответствуют свойствам эмбриона на стадии алак. Следующая стадия, упоминаемая в стихе, — стадия «мугда». Арабское слово мудга означает «нечто, похожее на разжеванную массу».

Как мог Мухаммад знать все это 1400 лет назад, если ученые смогли обнаружить эти факты лишь недавно и только при помощи сложнейшего оборудования и мощных микроскопов, которых просто не существовало в те далекие времена? Хамм и Левенгук были первыми учеными, которым с помощью усовершенствованного микроскопа удалось увидеть человеческие сперматозоиды в 1677 году(спустя более чем 1000 лет после смерти Мухаммада).

Символ Ислама — полумесяц и пятиконечная звезда. Полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда — пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.

Происхождение человека

«Пусть же посмотрит человек, из чего он сотворен»(cура 86 «Идущий ночью», аят 5)

Информация, опубликованная 22 и 23 ноября 1984 года в двух канадских ежедневных изданиях «The Gazette» и «The Globe and Mail», удивила многих читателей. Газеты сообщали сенсационную новость о том, что в Священной книге мусульман — Коране подробным образом описываются явления, ставшие научным открытием лишь спустя 14 столетий после его ниспослания.

Первоначально ученые, в частности эмбриологи, отнеслись к этой информации скептически и даже сочли подобные сопоставления неуместными. Отметим, что речь шла о развитии зародыша в утробе матери. Однако представленные в газете «The Globe аnd Mail» материалы принадлежали не случайному лицу, а одному из известнейших в Канаде эмбриологов, профессору Кейсу Моору. Опубликованная здесь же фотография доктора Моора с листом бумаги в руках, где были запечатлены суры из Корана, не оставляла места сомнениям.

Дело в том, что Моор возглавлял отделение анатомии в университете города Торонто и его исследования подтверждали изыскания другого известного в этой области специалиста Роберта Эдвардса, выступления которого состоялись в этих же средствах массовой информации.

22 декабря газета «The Globe and Mail» опубликовала более подробный материал под длинным заголовком «Ученые-мусульмане в шоке! Специалист в области эмбриологии раскрывает тайны Корана», тем самым подчеркивая, какое впечатление это открытие произвело на исламский мир.

Однако сам доктор Моор, наделавший шума своим выступлением, придерживался иного мнения: он не скрывал своего восхищения сурами Корана, выдвигавшими еще в VII веке теорию зарождения и развития человеческого организма, которая в медицинской практике утвердилась лишь в 1940 году. Свои наблюдения Кейс Моор обобщил в отдельном издании, озаглавив его следующим образом: «О чуде зарождения человека в Коране и хадисах».

Вот что он пишет: «Известно, что первые опыты и исследования в области эмбриологии были предприняты в VI веке до нашей эры: ученые древнего мира пытались сделать некоторые выводы, изучив эмбрион цыпленка, однако определенных результатов так и не добились.

На протяжении последующих двух тысячелетий в области эмбриологии существенных сдвигов не наблюдалось. Лишь в XVII веке с изобретением микроскопа наступил некоторый прогресс в деле изучения этапов развития зародыша.
В течение нескольких лет, — пишет исследователь, — я изучал Коран и хадисы, параллельно наблюдая за развитием плода в чреве матери, и пришел к выводу, что в Священной книге, ниспосланной еще в VI веке, есть строчки, содержащие информацию научного характера, полностью совпадающую с сегодняшними научными выводами. Это открытие потрясло меня.
Теперь я прокомментирую выбранные мною из Корана суры в сопоставлении с последними достижениями в области эмбриологии. Идея цикличного развития плода в утробе матери была выдвинута в 1942 году, а как научная мысль она окончательно сформировалась и нашла признание у многих исследователей лишь в 1974 году.
В Коране и хадисах ясно говорится о развитии плода в трех мраках. Эти сведения полностью совпадают с последними научными данными, где утверждается, что плод развивается под тремя покровами: первый — брюшная полость, второй — стенка матки, третий — образующаяся после оплодотворения амниокорионическая мембрана. Эти три анатомических покрова предохраняют плод от неблагоприятных внешних воздействий.

Аяты Корана сообщают о развитии зародыша в первые недели, досконально описывают плод, рассказывая о переходе его от облика «присосавшейся пиявки» к подобию надкусанного мяса. Не сомневаясь в правильности этих описаний, мы, тем не менее, сопоставили двадцатичетырехдневный плод с арабскими пиявками и испытали неописуемый восторг: контуры плода полностью совпадали с контурами присосавшейся пиявки. Этот период в медицине определяется как период прилипания плода к матке матери («присосавшаяся пиявка» — удивительно точное и образное выражение)».

Доктора Моор писал: «Согласно научным данным, через десять дней после оплодотворения зародыш проникает в матку. В течение восьмой недели он начинает обретать форму человека, а через 50-55 дней с момента попадания в матку полностью принимает его облик. При этом следует отметить, что уши и глаза формируются раньше: на четвертой неделе, то есть через 42 дня после зачатия. Когда в связи с этим мы, группа исследователей, обратились к словам Пророка (хадисам), то испытали невольное удивление».

Вот содержание хадиса, пересказанного имамом Муслимом в споре правоверных о судьбе:
«После зачатия, через 42 дня, Аллах присылает одного из своих ангелов, чтобы наделить зачатого нравом и характером, вложить в него чувства (посредством глаз и ушей), сотворить ему мясо и кости. После чего ангел вопрошает: «Аллах мой, это мужчи-на или женщина?»

Разве это не чудо, когда явление, ставшее открытием в науке сегодня, было описано вплоть до мелочей, с указаниями дня и часа, 1400 лет назад?!

В этом хадисе кроется глубокий смысл. Дело в том, что в период развития плода у него сформировались кости, мышцы, нервная система и органы чувств, однако принадлежность к полу остается еще неопределенной, и вот так удивительно сообщается об этом в хадисе.

Далее, доктор Моор излагает другие восхитившие его факты: «Почему в аятах Корана четырехнедельный плод уподобляют надкусанному мясу, и откуда такое сравнение проистекает?

Смысл содержания рассматриваемых аятов стал понятен после изучения нами зародыша на данном этапе его развития. Оказывается, на 28-й день на зародыше появляются заметные следы в форме четок, нанизанных на нитку. По конфигурации они напоминают следы зубов. Для наглядности мы из мягкого материала слепили форму плода и надкусили его. Когда мы сравнили макет с оригиналом, т.е. четырехнедельным плодом, то убедились, что они очень похожи. Вот почему в Коране зародыш человека на начальной стадии своего развития уподобляется «надкусанному мясу».

Это удивительное явление. Закончить эту статью хочется следующим утверждением Кейса Моора: «Я чувствую, что с ростом наших знаний, развитием научно-технического прогресса мы сможем еще глубже изучить аяты и хадисы, чтобы понять и объяснить содержащуюся в них научную информацию. Хочется верить, что преграды, существующие между наукой и религией, рухнут, благодаря истинам, содержащимся в Коране и исламских преданиях».

Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама

План

Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама……………..4

Глава ΙΙ. Загробная участь человека по учению ислама…………………10

Глава ΙΙI. Конец мира и Страшный суд согласно учению ислама………13

Введение

Ислам является одной из трех мировых религий мира и второй по численности, после Православия, в России. В последние годы ислам стремительно расширяется как количественно, так и географически. Несомненно, что догматическое учение той или иной религии оказывает определяющее влияние на отношение к человеку, как к единоверцу, так и к представителю других религий.

Поэтому актуальность изучения данной темы очевидна. Для мирного сосуществования с представителями ислама необходимо изучать его учение, в том числе и антропологию. Имея должную информацию, можно предсказать, каким образом будут реагировать мусульмане на обстоятельства нашей жизни. Наконец, изучая ислам, можно провести критический анализ этой религии и осознать истинность христианства.

Главным источником для нас является Священное Писание – Библия. В частности, именно в Ветхом Завете излагается история возникновения арабского народа.

Другим не менее важным источником является священная книга мусульман Коран.

По истории и учению ислама существует множество научных работ.

В первую очередь мы использовали курс лекций преподавателя предмета «История религий» МДА Ю.В. Максимова. Эта капитальный труд, в котором подробно разбираются важнейшие религии мира, от древних до существующих и поныне. Автор глубоко изучил учение ислама и на высоком научном уровне анализирует эту религию, одновременно подвергая ее критическому анализу. Признавая значение ислама, автор указывает на различные минусы его вероучения, обусловленные земным, человеческим происхождением этой религии.

Читайте также:  Что такое угол зрения чем определяется минимальный угол зрения

Большое значение для изучения ислама играет классический труд протестантского религиоведа Шантепи де ла Соссей «Иллюстрированная история религий». Автор глубоко осмыслил сущность ислама и блестяще охарактеризовал его как религию страстных, подверженных чувственным наслаждениям жителей Востока.

Еще одним ценным научным трудом является работа знаменитого религиоведа Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей». Автор, бесспорно, один из крупнейших специалистов в своей области, обнаруживает энциклопедические знания и о религии ислама. Несмотря на свою религиозную индифферентность, Элиаде стремится проникнуть в глубины мировоззрения изучаемых им религий, пытается представить, что движет сторонниками той или иной веры. Без сомнения, это крупнейший светский религиовед в истории человечества.

Из работ на данную тему в советское время следует упомянуть о таком издании, как является двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира» (1-е издание в 1982 году; 2-е издание в 1987 году). В этом богато иллюстрированном сочинении приведены статьи о важнейших положениях мировых религий, в том числе и о религии Древнего Рима. Энциклопедия имеет большую ценность как источник фактического материала по различным религиям.

Вместе с тем, имеется принципиальный недостаток: атеистическая идеология, с точки зрения которой написан этот труд. Это обстоятельство следует учитывать при работе с данной энциклопедией.

Другим важным сочинением на данную тему является работа известного ученого-востоковеда Л.С. Васильева «История религий Востока». Хотя автор является светским человеком, он старается объективно описать религию ислама, бесстрастно описывая все перипетии ее становления и возникновения учения. Особое внимание автор уделяет отношению мусульман друг к другу, проблематике мусульманской общины.

Из современных работ хотелось бы выделить сочинение О.Ф. Лобазовой «Религиоведение» (2002), где тщательно рассказывается о религиозной психологии сторонников ислама.

Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама

Ислам весьма специфичная религия, поскольку он сформирован из ряда других вероучений, одного истинного – христианства; и двух ложных – иудаизма и языческих религий Аравийского полуострова. Поэтому в исламе можно найти как верные, так и ложные утверждения, некоторые же положения вероучения ислама являются явно нелепыми.[1]

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, – на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и все земное творение, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница.[2]

С точки зрения ислама, Аллах управляет не только космическими ритмами, но и делами человеческими. Однако все его деяния своенравны и, в конечном счете, произвольны, так как зависят только от его решения. Аллах волен противоречить себе: так известно, что несколько сур в Коране были упразднены.

Принципиальным отличием ислама от христианства является учение об отсутствии первородного греха. Человек слаб не вследствие грехопадения, но потому, что он – лишь творение. Здесь мы видим явный примитивизм ислама, который, очевидно, не смог подняться до мысли о значении первородного греха.

С пришествием Мухаммеда, этому миру была возвращена сакральность – через откровение, сообщенное Богом своему последнему пророку. Любое действие – физиологическое, психическое, социальное, историческое – уже в силу того, что оно совершается по воле Божьей, находится под Его «юрисдикцией». Ничто не свободно в мире, кроме Бога. Но Аллах милостив, и пророк Его открыл веру более простую, чем две предыдущие монотеистические религии.[3]

Согласно Корану, человек был сотворен после возникновения материального мира, а также после создания ангелов и джиннов.

Следует отметить, что джинны являются специфической особенностью ислама. Это бесплотные существа, обитающие в дольнем мире, обладающие полом и способностью принимать по желанию любой облик; они готовы выполнять любую работу и причинять людям как добро, так и зло. Джинны и джинньи делятся на три группы: гули, ифриты или мариды и силаты. Согласно фольклорной традиции, джинны появились из человеческой тени.[4]

В отличие от ангелов, созданных из огня и света, и джиннов, созданных из «знойного пламени», человек был сотворен из праха земного: «И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облеченной в форму» (15:26).[5]

Аллах «выровнял» эту форму, вдохнул в первого человека Свой дух и нарек его Адамом. Из плоти Адама он сотворил первую женщину, которую хадисы называют Хаввой, очевидна связь с библейской Евой. В Коране имя первой женщины вообще не упоминается.[6]

По воле Аллаха ангелы должны были склониться перед Адамом, ибо в нем присутствовал Божественный дух. Существует и другая версия данного предания. Согласно этой точке зрения, Аллах открыл Адаму имена всех вещей, и ангелы, не сумев назвать эти имена, склонились перед человеком. Признать главенство человека на земле отказался только Иблис, за что и был низвергнут с небес.

Адам и Хавва обитали в раю, но Иблис ввел их в соблазн, они вкусили плодов Древа познания и были изгнаны на землю. По другому преданию, Адам и Хавва в раю не вкушали пищи, ибо были сыты запахом, но по наущению Иблиса попробовали пшеницу и тем самым осквернили рай, за что их изгнали. На земле Хавва родила семьдесят пар близнецов (сын-дочь), от которых и пошел человеческий род.[7]

Адам – первый в ряду посланников Аллаха к людям, первый предшественник Мухаммада. Во многом он напоминает библейского Адама, сотворенного «по образу и подобию Божьему», либо из праха земного и «дыхания жизни».

К Адаму восходят все люди, он не рожден, а сотворен: и потому лишен пуповины. Именно по этой причине возникли средневековые миниатюры с изображением Бога, перстом делающего углубление на животе глиняного Адама, своеобразная попытка примирить мистическую теорию и повседневность.[8]

Христос – прямой потомок Адама и одновременно «новый Адам», «образ будущего» (Рим 5:14); у Святых Отцов Христос представляет собой антитезу Адаму: последний впал в грех и обрек человеческий род на смерть, тогда как первый призван очистить людей от греха и даровать им жизнь вечную.

Согласно Корану, изначально люди, подобно Адаму, возникали из праха земного (или из воды), лишь впоследствии эти «прообразы» обрели телесную оболочку. Причем уже в эти древнейшие времена они признавали Аллаха единственным Богом, как об этом повествует Коран:

«И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Господь ваш Я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем…»» (7:171).[9]

По замечанию М. А. Родионова, «отсюда некоторые мусульманские богословы делают вывод, что у Бога с прообразами людей был заключен Предвечный Завет: они признали Аллаха своим Господином, но в своем телесном воплощении почти все из них забыли о договоре. Вот почему ислам можно назвать и последней из религий Завета, и вместе с тем древнейшей из них».[10]

Изгнание из рая обрекло Адама и его потомков на смерть. Впрочем, из приводимого ниже отрывка суры «Поклон» следует, что смерть была сотворена Аллахом вместе с дольним миром, изначально:

«Это – ведающий скрытое и явное, славный, милосердный, который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца. Мало вы благодарны!

Они сказали: «Разве, когда мы заблудимся в земле, — разве мы возникнем в новом создании?»

Да, они не верят во встречу со своим Господом!

Скажи: «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены»» (32:5-11).[11]

Этот ангел смерти, Израил, отнимает у тела душу и передает ее Аллаху. После испытания, которое устраивают душе покойного ангелы Мункар и Накир, душа отправляется в Джанну (Рай) или в Джаханнам (ад), где она обречена пребывать до Судного дня. Этот день – своего рода «повторное творение», когда мертвые воскреснут и предстанут перед Аллахом на окончательном, Божественном суде.[12]

Грехопадение. Учение о грехопадении в исламе также отличается от христианского. Согласно мусульманскому вероучению, Аллах, сотворив людей, повелел ангелам поклониться им: «Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» – и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся.

Он сказал: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».

Сказал Он: «Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты – среди оказавшихся ничтожными!»» (7:10–12).[13]

Разгневанный Иблис поклялся до Судного дня (до этого срока Аллах даровал ему отсрочку от исполнения Своего приговора) преследовать людей: «Он сказал: «За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными»» (7:15–16).[14] Верный своей клятве, он пробрался в рай и совратил первых людей, Адама и Хавву (7: 19-26).[15]

В хадисах приводится и другое предание об Иблисе. До своего падения он звался Азазилом (или ал-Харитом) и был послан на землю успокоить перессорившихся между собой джиннов. Азазил успешно выполнил поручение – и так возгордился этим успехом, что ослушался Аллаха и остался на земле – повелевать джиннами и вредить людям.

Коран также упоминает о том, что Иблис и сам был джинном: «Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего» (18:48). Аллах отправил его повелевать джиннами, и он в гордыне тысячу лет сеял среди джиннов смуту, затем – по воле Аллаха – счастливо избежал пламени, ниспосланного с небес, образумился и вновь стал верным слугой Бога.[16]

Другое имя Иблиса — Шайтан, этимологически родственное библейскому Сатане. Шайтанами называют и многочисленных злых духов, обитающих в человеческих телах, между кожей и плотью. Эти духи подбивают людей на дурные дела, тогда как ангелы-хранители склоняют их к добрым, праведным поступкам.[17]

Помимо Иблиса, от сонма небесных ангелов отпали также Харут и Марут. Как гласят комментарии к Корану, эти ангелы решили сойти на землю, дабы испытать себя земными соблазнами. Испытания они не выдержали – согрешили с первой же встреченной ими красивой женщиной, а затем убили человека, оказавшегося невольным свидетелем их преступления.[18]

Другие ангелы отвернулись от преступников, Аллах же – в память о прежних, «ангельских» заслугах – предложил им самим выбрать себе место наказания: Джаханнам (ад) или землю. Они выбрали второе – и оказались в заточении в глубоком колодце в Вавилоне.

По преданию, к этому колодцу пробираются люди и джинны, желающие овладеть магией и тайными знаниями. Харут и Марут не отказывают в знаниях, но всякого, кто обращается к ним, предупреждают, что за магию и тайноведение придется держать ответ перед Аллахом. Считается, что таким образом Аллах проверяет людей: кто из них соблазнится помощью Харута и Марута.

Вообще сюжет испытания веры встречается в Коране достаточно часто и в большинстве случаев связан именно с людьми – как с наиболее «слабыми духом» среди разумных существ.[19]

Ислам о происхождении мира

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, – на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье (воскресения Христа мусульмане не признают, считая Иисуса пророком, но обычным человеком), и не иудейская суббота, а пятница.

Читайте также:  Лексика с точки зрения происхождения краткий конспект

Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек – из глины, из праха (или из воды и сгустков крови – в разных местах Корана есть различные версии). Отражены в Коране и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями.

Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников Аллаха, ставшего затем дьяволом (Иблисом). Когда был сотворен первочеловек, Аллах велел всем созданным им чуть ранее ангелам поклониться ему, что все и сделали, за исключением одного. Этот один, Иблис, возгордился и не захотел склониться перед «сотворенным из праха». За такую непокорность Аллах проклял его и пообещал, что на Страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами. Пока же, до Страшного суда, Иблис (шайтан) является главой всех демонов и джиннов.

Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (это все те же иудеохристианские архангелы и Азраил), как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру

демонов и джиннов во главе с Иблисом. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло. Среди ангелов, как и среди демонов, существует определенное разделение труда: в исламе есть (их двое у каждого, причем они несут как бы круглосуточную вахту, сменяя друг друга на утренней и вечерней заре), ангелы, охраняющие могилы, ангелы – посланцы Аллаха и дажевозглавляющие рай и ад (у этих ангелов есть собственные имена –и Малик).

Как и Библия, Коран учит, что золотой век на земле ушел в прошлое с грехопадением изгнанных из рая Адама и Евы. Правда, самой идее греха, страдания и искупления ислам не уделяет столь много внимания, как христианство, для которого эта идея стала центральной. Однако и в исламе существует заимствованная в основном из Библии) хорошо разработанная концепция рая и ада, т. е. концепция воздаяния человеку в загробном мире за его дела. Согласно исламскому вероучению, райское блаженство – это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой – он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад – пекло, дым, самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии. В аду грешник осужден на вечные пытки и страдания (стоит заметить в связи с этим, что у исмаилитов, живущих в горных районах с суровым климатом, ад – это еще и страшный холод, различные змеи и прочие гады).

Эсхатология ислама

Большое место уделено в исламе эсхатологическим пророчествам о конце света и Страшном суде. Правда, рассуждения на эту тему достаточно противоречивы, порой неясны

и двусмысленны. Однако в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая мрачная картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшного нечестия и неверия. Все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе. и наступит царство антихриста (даджжапя), которое будет длиться 40 дней. На смену антихристу придет царство Иисуса, чье второе пришествие (на сей раз в качестве исламского Махди, мессии) положит конец царству греха. Антихрист будет уничтожен, и на земле в течение 40 лет будет сплошная идиллия: волк возляжет рядом с ягненком и т. п. Затем протрубит в свою трубу архангел Исрафил и наступит час Страшного суда. Сам Аллах лично

и с пристрастием будет допрашивать каждого из живых и мертвых, причем все они, нагие, с одной лишь книгой с записью их дел в руках, будут в страхе ожидать его решения. После этого решения грешники попадут в ад с его геенной огненной, а праведники будут направлены в рай. Дорога в рай лежит через мост толщиной с волос и остротой лезвия меча – тот самый мост, который под именем Чинват был известен еще древнеиранским зороастрийцам (у мусульман мост стал именоваться Сират). Сам человек пройти через этот мост не в состоянии – его должен перевезти в рай тот самый баран, осел, верблюд, бык или конь, которого он в свое время, еще при жизни, хоть раз принес в жертву Аллаху.

Эсхатология ислама почти целиком взята из Библии, но существенны и добавления. Так, правоверные уверены в том, что в момент Страшного суда большую роль будет играть их великий пророк Мухаммед, чье заступничество сможет не только смягчить участь грешника, но и побудить Аллаха простить грехи и направить прощенного в рай. Эта вера добавляла немало масла в священный огонь культа пророка среди многих поколений мусульман.

Социальная этика ислама

Как и другие религии, в первую очередь христианство, ислам не призывает к активному социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Рабы должны повиноваться господам, но и господа должны мягко и относиться к своим рабам.

Частная собственность священна – на этот счет указания Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата, как известно, строго карают преступников (вору отрубают кисть правой руки). Хотя перед Аллахом все равны, все его рабы, в реальной жизни такого равенства нет, и правоверные должны строго соблюдать ту иерархию социальной структуры, которая существует, – в частности, не глядеть завистливыми глазами на те блага, которыми Аллах наделил некоторых избранных (сура 20, аят 131).

Как и Библия, Коран призывает человека трудиться – этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира и уповать на спасение в загробной жизни. Жизнь – это призрачная утеха, обольщение и тщеславие, прах и суета, «забава и игра», она «только пользование обманчивое» (сура 57, аяты 19 и 20). Отсюда и вывод: не следует стремиться к счастью в земной жизни, правильней уповать на жизнь небесную. Другими словами, ислам, как и любая другая религия, призван был гасить социальную активность масс, направляя ее в мир иллюзорного, концентрируя ее в русле чисто религиозной деятельности. Это хорошо видно при знакомстве с основными пунктами символа веры ислама, служившего основой основ, руководящей линией поведения для каждого мусульманина на протяжении всей его жизни.

Символ веры ислама

Коран и Сунна были доступны далеко не каждому – их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания — центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т. е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва — обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, – неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин; женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников – торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы («стоящие впереди»). Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения (малого – сводящегося к мытью рук, ног и лица, и большого – в случае серьезной нечистоты, что чаще касается женщин и сводится к полному омовению всего тела). Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте (вне кладбищ, боен, отхожих мест и т. п.), на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.

Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву, ибо намерение сделать в исламе вообще и в мусульманском праве в частности значит очень много. В данном случае, при молитве, оно как бы настраивает на определенный лад, готовит к торжественному моменту общения с Аллахом. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, затем привстает на коленях и вновь кланяется, сопровождая все эти действия

невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана, реже – других молитвенных текстов. Как правило, мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чем не просит.

Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют такого рода молитвенный ритуал (ракат) по два, а то и раза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают и дополнительные – за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. Молитвы такого рода обычно совершаются в присутствии имама или иного знатока ислама; подразумевается, что молящийся просит Аллаха о содействии, ожидает его благословения, надеется на его защиту.

Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершить омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе. При молитве в мечети все становятся лицом к специальнойуказывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них (тоже лицом к Мекке) имама.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т. п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно, и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы Аллаху. В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище.

За соблюдением поста следят строго. Он начинается с появлением молодой луны месяца рамазана по распоряжению кади (исламский судья). А так как мусульманский лунный год имеет всего 354 дня и месяцы исламского календаря сменяют друг друга, невзирая на сезон года и принятое в современном мире летосчисление (отчего исламский календарь не совпадает с общепринятым – по мусульманскому календарю сейчас XV век, хотя начинается он с 622 г.), пост может приходиться не только на короткие дни зимы, но и на длинные жаркие дни лета, да еще совпасть с тяжелыми полевыми работами. Но закон неумолим: правоверные обязаны с утра до вечера работать без еды и капли воды, причем за нарушения положены суровые наказания. От поста освобождаются лишь путешествующие, да и то с обязательством возместить дни поста в другое время.

Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана. Нельзя поститься (вне рамазана) в пятницу, субботу и воскресенье. От поста иногда можно откупиться (особенно больным и старым) пожертвованием дополнительной милостыни. В дни поста мусульмане особенно тщательно молятся, а в рамазане к пяти ежедневным молитвам добавляют шестую, тоже вечернюю, с 20 ракатами, чаще всего под руководством имама.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой (в форме участия неимущих в пиршествах и т. п.). Кроме обязательнойвоспринимавшейся в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существовала и дополнительная милостыня (садака – добровольное даяние), выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим дервишам, дарений на богоугодные нужды – строительство мечетей, школ, больниц (иногда в форме дарения недвижимости – вакуфа).

Читайте также:  Зрение при приеме на работу на высоте

Хадж — пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может

Ислам — истина

Почему мир принимает Ислам

Свежие записи

Происхождение человека

Хвала Аллаху, Господу миров, Который создал и соразмерил всё это мироздание, Который сотворил человека, и наделил его разумом. Однако, не все люди используют свой разум в правильном назначении. Есть такие, которые проявив высокомерие и гордыню, забыв Своего Создателя, начинают философствовать и доказывать, а порой навязывать свои идеи. Так произошло и с вопросом происхождения человека. Чего только не придумывают, чего того не говорят. И, наверное, самое широкое распространение среди всех этих идей, получила теория Дарвина.

На сегодняшний день, несмотря на научное опровержение теории Дарвина, многие люди до сих пор продолжают распространять её. Фильмы о животных вроде «ВВС Живая природа» рассказывают нам как те или иные животные ни с того ни с сего начинали выходить из воды, передвигаться по суше, а затем некоторые шустрые из них даже летать начинали. Смешно, но авторы подобных программ с умными лицами день и ночь рассказывают нам об этом.

Теорию Дарвина, знают хорошо, т.к. все изучали её в школах, в институтах, в университетах. Поэтому, нет смысла писать про подобную чушь со всеми подробностями. Дав общую суть этой теории, назвав основную причину её распространения, мы приведём вашему вниманию взгляд Священного Корана на тему происхождения человека.

Сторонники этой теории попытались дать объяснение происхождению живых существ, и их взгляды получили широкое распространение. Многие люди с чистыми намерениями внесли вклад в ее распространение, полагая, что это научная истина. Другие распространяли ее с дурными помыслами только потому, что она служила их интересам. Эта теория обвиняет во лжи религиозные учения, описывающие сотворение человека, и благодаря ей ,противники религии обосновывают свою позицию научными методами, вводя в заблуждение людей.

Согласно теории Дарвина, все живые существа произошли от низших организмов, возникших из воды. Под влиянием факторов окружающей среды они изменялись, приобретали новые качества, которые передавались последующим поколениям. Совокупность мелких качеств, приобретенных под влиянием окружающей среды, по прошествии миллионов лет привела к появлению многочисленных более совершенных качеств, которые позволили низшим организмам превратиться в более развитые формы жизни, и эта эволюция продолжалась до появления человека.

Теория Дарвина была использована для оправдания происхождения человека от человекообразных обезьян, несмотря на то, что сам исследователь никогда не высказывал такой мысли. Согласно французскому ученому Морису Букаю, концепция животного происхождения человека была впервые выдвинута немецким эволюционистом Эрнстом Геккелем (Ernst Haeckel) в 1868 г. Геккель опирался на представления Дарвина относительно происхождения видов вследствие естественного отбора, но его научные методы принципиально отличались от дарвиновских.

Причиной распространения этой теории стало ее появление в период, когда Аллах позволил людям доказать ошибочность христианства, искаженной и измененной религии, и это сделали ученые, вышедшие из христианской среды. Развитие науки сыграло большую роль в разоблачении этой религии, и это привело к началу лютой битвы, жертвами которой стали тысячи ученых-естествоиспытателей. В этой свирепой схватке обе стороны использовали любые методы борьбы, и теория Дарвина стала оружием в руках ученых-естествоиспытателей в борьбе против их собственной религии, а потом и против других религий, распространенных на тех землях, куда ступила нога колонизаторов. Вначале они признали истинность этой теории, чтобы отомстить лживой религии, которая стала камнем преткновения на пути развития естественных наук, а потом воспользовались ею для того, чтобы разрушить религиозные убеждения колонизированных народов и облегчить установления господства над ними.

Что же касается мусульманина, то хвала Аллаху, ему достаточно открыть книгу Своего Господа, где он находит ответы на все свои вопросы, в том числе и на этот вопрос. И не нужно утруждаться опровергнуть эту Истину, сколько пытались, ничего не получилось.

Когда Коран повествует об извечных истинах, люди должны слушать их, храня молчание:

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание» (Аль-А‘раф, 204). Это ниспослано Знающим и Всеведущим Аллахом, Который объемлет Своим знанием все сущее, и знание человека ничтожно по сравнению с Его знанием.

«Аллах знает, а вы не знаете» (Аль-Бакара, 216).

Разве может Аллах чего-либо не знать о творениях, если Он Сам создал их?

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (Аль-Мульк, 14).

Как люди осмеливаются говорить о своем происхождении, если они не были свидетелем своего сотворения?

«Я не сделал их свидетелями сотворения небес и земли и сотворения их самих» (Аль-Кахф, 51).

Поскольку люди не были свидетелями ни сотворения небес и земли, ни сотворения их самих, в их представлениях на этот счет мало правды и много заблуждения.

То, что сообщает Знающий и Всеведущий Творец человека, прямо противоположно суждениям этих невежд. Аллах поведал нам о том, что Он создал человека законченным, самостоятельным существом. Он сообщил ангелам о Своем намерении создать человека еще до его появления на свет:

«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на земле наместника”» (Аль-Бакара, 30).

Аллах сообщил о субстанции, из которой был создан человек:

«Ведь Мы сотворили вас из земли» (Аль-Хаджж, 5).

В хадисе Абу Мусы аль-Аш‘ари сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى خَلَقَ آدَمَ مِنْ قَبْضَةٍ قَبَضَهَا مِنْ جَمِيعِ الأَرْضِ ، فَجَاءَ بَنُو آدَمَ عَلَى قَدْرِ الأَرْضِ ، فَجَاءَ مِنْهُمُ الأَحْمَرُ وَالأَبْيَضُ وَالأَسْوَدُ وَبَيْنَ ذَلِكَ ، وَالسَّهْلُ وَالْحَزْنُ وَالْخَبِيثُ وَالطَّيِّبُ

«Поистине, Аллах создал Адама из пригоршни, собранной со всей земли, и поэтому потомки Адама отличаются друг от друга, как отличается земля. Среди них есть красные, белые, черные и других цветов, которые между ними. Среди них есть беззаботные и угрюмые, скверные и хорошие»[1].

Для сотворения человека была использована вода:

«Аллах сотворил все живые существа из воды» (Ан-Нур, 45). Следовательно, человек создан из земли и воды:

«Он — Тот, Кто сотворил вас из глины» (Аль-Ан‘ам, 2).

Эта глина высохла и стала звенящей, подобно гончарной глине:

«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной» (Ар-Рахман, 14).

Аллах создал человека Своими Руками:

«Он сказал: “О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?”» (Сад, 75).

С самого начала Аллах создал человека полым. В хадисе Анаса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
لَمَّا صَوَّرَ اللَّهُ آدَمَ فِى الْجَنَّةِ ، تَرَكَهُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَتْرُكَهُ ، فَجَعَلَ إِبْلِيسُ يُطِيفُ بِهِ يَنْظُرُ مَا هُوَ ، فَلَمَّا رَآهُ أَجْوَفَ عَرَفَ أَنَّهُ خُلِقَ خَلْقًا لاَ يَتَمَالَكُ

«Придав Адаму форму в Раю, Аллах оставил его на столько времени, сколько Ему было угодно, и Иблис принялся кружить вокруг него и присматриваться. Когда он увидел, что Адам полый, ему стало ясно, что это создание не сможет владеть собой»[2].

Аллах вдохнул в это глиняное творение дух, созданный Им, и в нем зашевелилась жизнь. Человек приобрел слух, зрение, речь, разум и сознание. Вдохнув в него жизнь, Аллах приказал ангелам поклониться ему:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Сад, 72).

Аллах поведал о том, где Он поселил Адама после сотворения:

«Мы сказали: “О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой”» (Аль-Бакара, 35).

Сразу после сотворения Адам начал разговаривать и понимать то, что говорит:

«Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (т.е. творения, нареченные именами) ангелам и сказал: “Назовите мне их имена, если вы говорите правду”. Они ответили: “Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Знающий, Мудрый”. Он сказал: “О Адам! Поведай им об их именах”» (Аль-Бакара, 31-33).

В хадисе Абу Хурейры сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
لَمَّا خَلَقَ اللَّهُ آدَمَ وَنَفَخَ فِيهِ الرُّوحَ عَطَسَ فَقَالَ : الْحَمْدُ لِلَّهِ ، فَحَمِدَ اللَّهَ بِإِذْنِهِ فَقَالَ لَهُ رَبُّهُ : يَرْحَمُكَ اللَّهُ يَا آدَمُ ، اذْهَبْ إِلَى أُولَئِكَ الْمَلاَئِكَةِ إِلَى مَلإٍ مِنْهُمْ جُلُوسٍ فَقُلِ السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ . قَالُوا : وَعَلَيْكَ السَّلاَمُ وَرَحْمَةُ اللَّهِ

Когда Аллах создал Адама и вдохнул в него дух, тот чихнул и сказал: «Хвала Аллаху!» Он воздал хвалу Аллаху с Его позволения, и его Господь сказал: «Да смилуется над тобой Аллах, Адам! Ступай к тем ангелам, к той группе, которая сидит, и скажи: “Мир вам!”» И они ответили: «И тебе мир и милость Аллаха!»[3]

Адам был первым человеком. Он праотец всего человеческого рода. Из него была создана его жена Хавва:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему» (Ан-Ниса, 1).

Человек не был создан несовершенным и не эволюционировал, как это утверждают сторонники теории эволюции. Напротив, он был создан совершенным, а потом начал уменьшаться в размерах. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
خَلَقَ اللَّهُ آدَمَ وَطُولُهُ سِتُّونَ ذِرَاعًا

«Аллах создал Адама высотой шестьдесят локтей»[4].

Поэтому верующие войдут в Рай в совершенном обличии, такими, каким был создан Адам. В предыдущем хадисе говорится:
فَكُلُّ مَنْ يَدْخُلُ الْجَنَّةَ عَلَى صُورَةِ آدَمَ وَطُولُهُ سِتُّونَ ذِرَاعًا . فَلَمْ يَزَلِ الْخَلْقُ يَنْقُصُ بَعْدَهُ حَتَّى الآنَ

«Все вошедшие в Рай будут в образе Адама, ростом в шестьдесят локтей. Но с тех пор люди не перестают уменьшаться в размерах»[5].

Аллах поведал нам о том, что некоторые заблудшие люди были обезображены и превращены в обезьян и свиней. Более совершенные формы жизни могут превратиться в менее совершенные формы. Что же касается превращения обезьян и свиней в человека, то такое могут допустить только невежественные люди.

Это лишь беглый взгляд на то, что сказано в Коране и хадисах о сотворении первого человека. Мы не привели всех текстов Корана и сунны по этому поводу, потому что говорить об этом можно очень долго. Однако сказанное нами дает ясное представление о происхождении человека, в котором нет путаницы и вымысла. Человек может гордиться своим благородным происхождением, о котором ему сообщает ислам.

Что же касается сторонников теории эволюции, то они представляют человека обезьяной, которая сама произошла от крысы или таракана. Поистине, такого происхождения следовало бы стыдиться. Человек, о котором историки рассказывают детям, — это дикарь, не умеющий ни разговаривать, ни делать что-либо и обучающийся у животных. Многое из этого — оскорбительная клевета на благородное происхождение человека.

В заключение хочу сказать, что пришло время проснуться и вернуться к исламской вере, которая разъяснена в Писании нашего Господа. Оно несет с собой великое благо, содержит повествования о том, что было прежде, и о том, что произойдет в будущем, и разъясняет нам законы. Это веское слово, а не шутка, и Аллах введет в заблуждение каждого, кто станет искать иное руководство.

Пришло время отказаться от измышлений испорченных, прогнивших умов в тех вопросах, которые Аллах окончательно разъяснил нам, не оставив места для наших суждений. И мы обязаны отказаться от этой пораженческой идеологии, которая вынуждает нас, не задумываясь, соглашаться со всеми новыми учениями и осознавать их ошибочность лишь после того, как это признают их основатели.
[1] Хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и Абу Давуд. См.: Мишкат аль-масабих (100).
[2] Муслим (2611).
[3] Хадис передал ат-Тирмизи. См.: Мишкат аль-масабих (4662). В комментариях к сборнику сказано, что аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби, и это суждение справедливо.
[4] Аль-Бухари (3326); Муслим (2481). В таком виде хадис передал аль-Бухари.
[5] Эта версия передана Муслимом.

Источники:
  • http://islam.ru/content/nauka/31873
  • http://megaobuchalka.ru/7/8317.html
  • http://studfiles.net/preview/2916426/page:21/
  • http://islamistina.wordpress.com/2010/08/31/202/