Меню Рубрики

Продукт культуры с точки зрения экономики

Продукт культуры имеет потребительную стоимость, которая зависит от его культурной ценности, т.е. способности материального и нематериального продукта удовлетворять культурные потребности людей. В этом случае продукт культуры становится культурным благом. В экономике культуры рассматриваются только те культурные блага, которые обладают общественной потребительной стоимостью и удовлетворяют общественно признанные культурные потребности.

Продукт культуры, с точки зрения экономики, имеет определенную стоимость, на которую оказывает влияние такие свойства продукта культуры, как исключительность, нестандартность, неповторимость. Такие продукты культуры оригинальны, их могут создать особо талантливые мастера. Этим и отличается продукт культуры от любых других товаров.

Отрасли как крупные образования экономики объединяют производителей одинаковых или сходных (идентичных) продуктов. Продукция конкретной отрасли может быть охарактеризована со стороны содержания и со стороны экономической формы.

§1. Характеристика потребительских качеств продуктов отрасли культуры

Продукт – это результат труда, и в то же время – средство удовлетворения потребности. Это позволяет определить продукт как результат труда, созданный ради удовлетворения потребности. Охарактеризовать способность продукта удовлетворять какую-либо потребность — значит оценить его потребительские качества, потребительную стоимость (содержательную сторону продукта).

Однако сделать это применительно к продуктам отрасли культуры достаточно сложно в связи с тем, что само понятие «культура» имеет множество смыслов, основными из которых являются:

абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;

абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности 1 .

Используя последний из перечисленных смыслов, мы будем рассматривать культуру как сферу художественной (культурной) 1 деятельности, как ту отрасль экономики, где создаются, обмениваются, доводятся до потребителя культурные продукты. Критерий художественности позволит установить границы отрасли культуры и её место в общей системе отраслей экономики.

Продукты культуры – культурные блага 2 – создаются с целью удовлетворения потребностей в художественной (культурной) деятельности.

Удовлетворение её может быть организовано самим потребителем в виде собирания и чтения книг домашней библиотеки, домашнего музицирования, организации домашних вечеров, видео- и аудиотек, просмотра телепередач и т.д. Эта форма художественной, культурной деятельности в последнее время развивается особенно динамично благодаря быстрому распространению коммуникационных и информационных технологий. Она является существенным фактором развития экономики в целом в связи с тем, что спрос на предметы культурного потребления (телевизоры, аудио-, видеотехнику, книги и т.п.) со стороны домохозяйств составляет быстрорастущий сектор совокупного спроса. Однако при определении отраслевых границ общественного производства этот вид культурной деятельности домохозяйств не учитывается. В отрасль культуры включают только общественно-организованное потребление благ культуры, т.е. удовлетворение потребностей в культурной деятельности, которое организуется производителями (индивидуальными или организациями), ориентированными на рынок. Это значительно сужает представления о масштабах отрасли.

Известно, что в основе разнообразных видов культурных благ – произведений живописи, литературы, музыки, сценического искусства, кинематографии и др. – лежит система художественных образов.

Художественный образ – это мысль, идея, представление, выраженное в конкретно-чувственной форме. Это специфическая форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств автора произведения. Художественный образ является тем кирпичиком, из которого строится произведение (культурное благо). Художественный образ рождается в воображении автора, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, пантомимической, словесной) и воссоздается воображением зрителя, слушателя, читателя.

В авторском праве созданные автором образы именуются внутренней формой произведения. Именно она является результатом творческой деятельности, отражением индивидуальности творца, новизны произведения, именно она охраняется авторским правом как объект интеллектуальной собственности.

Блага, создаваемые в отрасли культуры, объединяет именно это свойство – наличие внутренней образной формы, обращенной к эмоциональному, художественному восприятию. Блага культуры – театральный спектакль или лекция в планетарии, экспозиция зоопарка или обучение в музыкальной школе, посещение парка культуры и отдыха или памятник архитектуры – создаются на основе законов художественного творчества и по этим законам могут быть оценены. Они обращены не к миру рационального, а к миру эмоций, переживаний. Одни культурные блага имеют в своей основе вновь созданные художественные образы, новую образную форму. Такие продукты создают организации искусства (театры, киностудии, филармонии, цирки) и индивидуальные производители: художники, скульпторы, писатели. Другие культурные блага производятся на основе использования ранее созданных художественных образов, ранее найденной образной формы. Они служат ее сохранению и распространению. Эти продукты производят культурно-просветительские организации и индивидуальные производители. Так, массовые библиотеки, музеи, архивы сохраняют ранее созданные произведения литературы и искусства, их образную форму; клубные учреждения, парки культуры, планетарии, зоопарки используют ее в технологии производства своих продуктов; кинотеатры доводят новую образную форму (кинофильм) до потребителя. Все они образовывают и информируют, служат средством общения и развлечения, но прежде всего они художественно развивают, совершенствуют художественное восприятие, являются источником эстетического удовольствия и наслаждения.

Художественные образы составляют содержание культурного блага, его внутреннюю форму. Внешней формой культурного блага может быть вещь (примерами благ в такой сфере являются скульптура, картина, рукопись, ювелирное украшение, архитектурное здание, фотография) или живой труд (спектакль, концерт, выдача книги, экскурсия – примеры того, как удовлетворение потребности зрителя, читателя, посетителя происходит в процессе труда актера, музыканта, библиотекаря, экскурсовода).

Помимо внутренней образной формы многочисленным видам культурных благ свойственны следующие общие черты:

отсутствие объективных критериев качества культурных продуктов в отличие от продуктов материального производства. У последних конкретные свойства и показатели качества (калорийность пищи, мощность двигателя, объем памяти винчестера, разрешение матрицы фотоаппарата) описываются и фиксируются в стандартах качества и выражаются в цене (разное качество – разная цена);

неизмеримость качества культурного продукта, что является следствием названного выше свойства. В отличие от измеряемых показателей качества материальных продуктов, у культурных благ нет измерителей качества. Чтобы судить о нём часто используют косвенное измерение. Например, зрительская оценка – «хороший спектакль» – это косвенная, порой неосознанная оценка зрителями профессиональной работы режиссера и актеров, технологичности сценического оборудования, рациональности организации театрального производства;

— высокая дифференциация качества 1 . Культурные блага создаются трудом, имеющим в значительной мере творческий характер, основные черты которого – уникальность и невоспроизводимость. Самая точная копия картины, выполненная художником, становится самоценным произведением. Каждый театральный спектакль – штучный продукт, отличающийся по своим качественным характеристикам (игре актеров, атмосфере их взаимодействия со зрителями, режиссуре) от одноименных театральных продуктов. Невозможность точного повторения, невоспроизводимость качества культурных благ порождает другую их черту:

неопределенность результатов потребления культурных благ: перед началом спектакля ни труппа, ни зрители не знают, каким будет результат их взаимодействия. Социально-экономические процессы, и в том числе культурная деятельность, являются вероятностными по своему характеру, а результат их, по выражению К. Маркса, всегда гадателен. Одна из причин этого названа выше – невоспроизводимость, уникальность самих культурных благ. Другая причина связана с тем, что предметом труда, совершаемого в отраслях культуры, является человек, потребитель. Результат «культурного производства» будет зависеть в значительной мере от его интеллектуального и эмоционального уровня, т.е. от факторов, не имеющих непосредственного отношения к культурному производству, причем, чем более развит и образован «предмет культурного воздействия», тем шире круг возможных вариантов его реакции, а следовательно, степени удовлетворения его потребности;

— использование в производстве продукции наиболее редкого экономического ресурса – творческих, интеллектуальных способностей работника. Их естественная производительная сила позволяет создавать оригинальные, уникальные культурные блага. Владение этой естественной силой, по выражению К. Маркса, составляет монополию в руках владельца и дает возможность извлекать дополнительный доход. Государство и общество, заинтересованные в производстве уникальных культурных благ, поддерживают эту монополию и условия извлечения монопольной прибыли, обеспечивая правовую, экономическую и общественную защиту авторских прав;

— многогранность и комплексность воздействия на потребителя. Помимо эстетического наслаждения и эстетического развития, потребление культурных благ образовывает, социализирует личность, является средством рекреации. Невозможность установления меры того или иного воздействия создает определенные сложности при установлении организационно-административных границ отрасли культуры: так, детские музыкальные школы длительный период времени являются предметом административных споров за право управления между муниципальными органами образования и органами культуры. Эта же причина осложняет определение уровня эффективности отрасли;

— потребность в культурных благах не является жизненно важной, поддерживающей физиологическую основу жизни потребителя. В иерархии потребностей культурные, как и другие духовные потребности, являются вторичными по отношению к базовым, физиологическим. Они не мотивируют поведение человека, если хотя бы частично не удовлетворены базовые потребности. Это свойство в значительной мере определяет главные особенности экономики культуры: значительный сектор государственного участия, ограниченность финансовых средств и остаточный метод финансирования, низкий средний уровень заработной платы работников, сдержанная динамика цен на продукты культуры и др.;

— в потреблении благ культуры отсутствует прямая экономическая выгода. Другие нематериальные потребности, например потребность в образовании и поддержании здоровья, стимулируются в значительной мере тем, что рост квалификации, достигаемый с помощью услуг образования, дает возможность повысить оплату труда, а с помощью услуг здравоохранения, спорта, физкультуры можно увеличить производительность и интенсивность труда, что также косвенно приводит к росту его оплаты;

— существенное значение в потреблении благ культуры играет фактор времени. Речь идет, во-первых, о временной неравномерности спроса на культурные блага (колебание их по времени суток и времени года), что вызывает определенные технологические и экономические сложности при организации деятельности и требует адекватной системы организационных мер: дифференциации цен в зависимости от времени суток и сезона, использования временных работников и совместителей. Во-вторых, существует значительный временной лаг (промежуток) между моментами потребления блага (моментом производства затрат на культурное благо) и получения эффекта от этого потребления. Речь идет не только о непосредственном эффекте, который выражается в количестве посетителей организации и мероприятия, а прежде всего о конечном эффекте культурного потребления — росте уровня культуры потребителей. Этот разрыв во времени, а также методологические трудности определения уровня культуры как оценочного показателя, делают сложным расчет эффективности культуры как экономической системы и обоснование размеров бюджетной потребности отрасли.

Культурный продукт как товар

Ориентация на удовлетворение потребностей – основополагающий принцип маркетинга. Технология их выявления представляется достаточно сложной, особенно в социально-культурной сфере, где сказываются последствия многолетней ориентации на «массы» и отсутствие навыка работы с индивидуумом.

Учреждения культуры за годы реформ перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. Сейчас культурная сфера развивается в условиях конкуренции как внешней, так и внутренней, и следует признать, что все более серьезным конкурентом на рынке свободного времени становятся торговые предприятия.

Известно, что многие люди (особенно женщины) рассматривают шопинг как отдых и средство психологической разгрузки. Поэтому магазины, помимо своего основного профиля, стали активно предлагать досуговые услуги. Например, торговый центр «Атриум» в Москве собрал под одной крышей не только бутики и сеть ресторанов, но и киноцентр с девятью залами, и детский клуб, где можно оставить ребенка на время похода по магазинам. То есть здесь создана разносторонняя торгово-развлекательная рекреационная зона для всей семьи. Разумеется, владельцы подобных центров преследуют не социокультурные, а исключительно прагматичные цели: предлагая «непрофильные» досуговые товары, они не только выручают дополнительные средства, но и задерживают потенциального покупателя на своих площадях.

Читайте также:  Точка зрения западников о реформах петра 1

Даже небольшие магазины все чаще используют исконно принадлежащие культуре сферы деятельности для своих целей. Например, бутик «Эрмес», расположенный в старинном особнячке на Кузнецком мосту, превратил свои антресоли в выставочное пространство. При этом его владельцы заключили с Музеем архитектуры договор о подготовке сменных экспозиций на профессиональном и высокохудожественном уровне. Другой бутик – «Джеймс» на Тверской улице – оборудовал в подвале библиотеку и видеосалон.

Оба бутика представляют собой «симбиоз» магазина, ресторана, выставочного зала и площадки для художественных акций. Расчет очевиден: задержать посетителя в своих стенах как можно дольше, создав среду благоприятного времяпрепровождения. Ну а если кому-то из гостей захочется что-нибудь купить из представленных коллекций, хозяева этому будут только рады.

В структуре же услуг, предоставляемых учреждениями культуры, заметно преобладание традиционного набора. Однако традиционный не значит устаревший.

Отрасль культуры сегодня владеет достаточным пакетом предложений для продажи. А эффективность продаж зависит от того, насколько менеджеры способны превратить культурный продукт в товар.

Культурный продукт – это услуга, в определенном формате предлагаемая потребителю. Обычно под культурным продуктом подразумевают:

· ресурсы культурно-исторического наследия (исторические, культурные, архитектурные достопримечательности);

· основные средства его представления (музеи, галереи, концертные учреждения и др.);

· результаты культурной деятельности (выставки, экспозиции, массовые мероприятия, концерты и пр.).

Не удивительно, что наиболее конкурентоспособными оказались музеи и театры. Увеличение количества их посетителей тесно связано с ориентацией этих учреждений на рынок и отношением к посетителям как «потребителям». Именно эти организации наиболее гибко реагируют на изменение вкусов и предпочтений, пополняя традиционный список новыми товарами и услугами.

К сожалению, в большинстве случаев дистанция между произведенным культурным продуктом и его покупателем остается слишком большой. Поэтому необходимо знать, что при грамотном продвижении можно сформировать культурный продукт практически с нуля и именно в том месте, где на него есть спрос.

Таким образом, участие культурного продукта в рыночной конкуренции заставляет учреждения культуры расширять границы своей деятельности за счет использования новых областей знаний, методов и технологий.

(Источник:Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №11. С. 65 – 73. Т.В. Козлова)

14. Измерения культурного продукта: сравнительное, техническое, эмоциональное (привходящее или эфемерное). Их содержание и использование.

Тезисы и ключевые термины, которые могут быть использованы при ответе на вопрос:

Сравнительное измерение позволяет потребителям рассматривать продукт в определенном контексте, основываясь на различных критериях (область, жанр, стиль, история возникновения, современные формы существования и т.д.). Сравнительное измерение обеспечивает возможность сформировать относительно достоверную и объективную оценку.

Техническое измерение включает в себя технические и материальные компоненты продукта в том виде, в каком их получает потребитель. Оно включает и совокупность материальных, трудовых, интеллектуальных затрат на единицу продукции. Это может быть сам продукт (картина, скульптура), носитель (пластинка, DVD, книга), или компоненты исполнения произведения (для спектакля или шоу это будет анализ таких его составных частей как декорации, световое решение, качественный и количественный состав драматических исполнителей и оркестра, пиротехника и т.д.). Техническое измерение крайне важно, поскольку кардинально влияет на потребительские свойства и, соответственно, стоимость продукта. Этот вид измерения является, пожалуй, наиболее объективным, поскольку может базироваться на применении инструментальных методов измерения отдельных компонентов культурного продукта, производственных факторов, конкретных объемов и качества проведенных работ. Особое значение техническое измерение приобретает в индустрии культуры, где создание культурных продуктов и услуг должно осуществляться поточно-конвейерным, индустриальным методом (в той мере, насколько это позволяет специфика конечного продукта).

Привходящее (эмоциональное) измерение связано с эфемерными обстоятельствами, окружающими восприятие продукта. Произведение искусства – даже одному и тому же человеку – невозможно увидеть дважды совершенно одинаково. Восприятие потребителя – основополагающий и неизбежный компонент в оценке продукта, зависящий от множества внутренних и внешних – при этом крайне нестабильных факторов: конъюнктуры рынка на этот продукт или автора, мнения референтных групп, положительного или отрицательного отношения к тематике, стилю, манере и личности автора. В этой связи становится ясным, что привходящее (эмоциональное) измерение обладает повышенным, можно даже сказать, доминирующим значением именно в художественной культуре, где субъективизм и переменчивость (нестабильность) ценностных оценок, зависимость от лидеров общественного мнения выражены наиболее сильно.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

Экономика культуры

Культура как сфера экономических отношений

Понятие экономических отношений и культуры

Экономические отношения — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современной науке слово «культура» используется в трех основных значениях:

В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.

В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.

В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

Характер экономических отношений в сфере культуры

70-е годы XX века — дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения:

1. экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);

2. в сфере культуры складываются экономические отношения, но они «второсортные». Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве.

Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических механизмов в культуре.

С начала 90-х годов— развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры.

В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ.

Специфика экономических отношений в культуре:

выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал;

результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности.

Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность. Культурное благо как категория, более адекватная экономике культуры. Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: государство, производители, потребители, посредники (инфраструктура), профессиональная критика.

Создателями культурных благ выступают:

так называемые «свободные художники», физические лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица;

институционально-оформленные структуры: организации (юридические лица).

Организации культуры как основной производитель культурных благ.

Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения организации культуры:

потребители (индивидуальные и организованные);

учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица);

властные структуры (за исключением учредителей — уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные комитеты, отделения казначейства и пр.;

спонсоры и благотворители;

Инфраструктура культурной деятельности — взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий взаимодействие участников культурной деятельности. Элементы инфраструктуры: кассы, специализированные магазины, мастерские, театральная биржа, продюсерские центры и др.

Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие «провалов рынка» в сфере культуры. Роль государства как одного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные направления государственного регулирования: законодательное регулирование культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, социальная защита деятелей культуры и искусства и др.

Предмет и метод экономики культуры

Предметом экономики культуры являются экономические взаимоотношения людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и ценностей, то есть конкретные формы действия экономических законов применительно к сфере культуры.

Метод экономики культуры — совокупность принципов и приемов анализа объективных экономических закономерностей, действующих в сфере культуры.

К наиболее важным из них относятся:

метод системного анализа;

С точки зрения системного анализа экономика культуры представляет собой систему:

с одной стороны, активно взаимодействующую с внешней макросредой, экономическим комплексом в целом;

с другой стороны, состоящую из взаимодействующих друг с другом подсистем.

Изучение экономики культуры должно основываться на единстве качественного и количественного анализа при приоритете качественных оценок.

Экономические процессы в культуре можно изучать как в динамике — в виде изменений за определенный временной период, так и в статике — по состоянию на конкретный момент времени.

Продукт культуры имеет потребительную стоимость

Продукт культуры имеет потребительную стоимость, которая зависит от его культурной ценности, i.e. способности материального и нематериального продукта удовлетворять культурные потребности людей. В этом случае продукт культуры становится культурным благом. В экономике культуры рассматриваются только те культурные блага, которые обладают общественной потребительной стоимостью и удовлетворяют общественно признанные культурные потребности.

Продукт культуры, с точки зрения экономики, имеет определенную стоимость, на которую оказывает влияние такие свойства продукта культуры, как исключительность, нестандартность, неповторимость. Такие продукты культуры оригинальны, их могут создать особо талантливые мастера. Этим и отличается продукт культуры от любых других товаров.

Отрасль культуры, с экономической точки зрения, имеет ряд особенностей:

Во-первых, культура — это особая отрасль, продукт которой удовлетворяет специфическую группу

человеческих потребностей, т.е. культурных потребностей особым способом. Например, в сфере образования систематическая деятельность направлена на профессиональную подготовку человека. Деятельность в отраслях культуры также направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное и т.д.) воспитание человека, но используют особые средства, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности и свободного времени. При этом такое воспитание не имеет систематического характера, т.к. например, человек может вообще не ходить в театр, тем более посещать его регулярно; или читать художественную литературу.

Во-вторых, отличительным признаком также является и то, осуществляется ли деятельность в сфере культуры человеком для себя или для других людей.

Читайте также:  Резко пропало зрение в правом глазу

В целом, отрасль культуры в экономическом аспекте, с точки зрения современного ее понимания, следует рассматривать как функционально связанную со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и интеллектуальным развитием работника, необходимым для осуществления профессионального производительного труда, а также как средство развлечения и отдыха.

Продукт сферы культуры и его потребительная стоимость Текст научной статьи по специальности « Экономика непроизводственной сферы. Неприбыльные отрасли экономики в целом»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Давыдова Д. А.

Статья посвящена раскрытию понятия «потребительная стоимость продуктов сферы культуры». В этой связи автором рассматриваются такие проблемы как «навигация» т.е. поиск и правильный выбор потребителем той продукции сферы культуры, которая в наибольшей степени удовлетворит его запросы и интересы. Специальное внимание уделено особенностям продуктов сферы культуры, которые и определяют специфику их потребительной стоимости. Автор приходит к выводу, что потребительная стоимость продуктов сферы культуры и искусства может рассматриваться с трех точек зрения: с точки зрения удовлетворения эстетических и духовных потребностей личности, как воплощение « символического капитала » и как средство надежного инвестирования относительно свободных денежных средств.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Давыдова Д. А.,

Products of the cultural sphere and their consumer value

The article analyzes on the notion of the “consumer value of products of the cultural sphere,” discusses the issue of “navigation” (i.e. search and selection of the products of one’s interest), and focuses on those features of these products that determine their consumer value. The author concludes that this value may be seen from three points of view: satisfaction of esthetic and spiritual needs, embodiment of the “symbolic capital” and a means of reliable monetary investment.

Текст научной работы на тему «Продукт сферы культуры и его потребительная стоимость»

сделок купли-продажи — это неотъемлемая закономерность рынка. Именно на основе сбалансированного и относительно устойчивого спроса и предложения формируются цены. Устойчивая обратная связь между производством и потреблением

— это важнейший элемент рыночного механизма. Приобретая определенный товар неоднократно, потребители могут учесть полученный опыт и изменить свой выбор. Если же повторяемости сделок нет, что и характерно для продуктов сферы культуры, то нет и такого опыта, который можно учесть. В данном случае скорее сработает сложившаяся в обществе репутация, общественное мнение и мнение критиков и искусствоведов, работающих в сфере культуры. Однако и первое, и второе, и третье могут вовсе не совпадать со вкусами и предпочтениями конкретного потребителя культурных благ.

В-четвертых, в принципе без культурных благ можно обойтись. Они не входят в первоочередной набор благ, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Утилитарные потребности в пище, одежде, в крыше над головой предопределены физиологией и отчасти социумом, а культурные потребности — только социумом. Говоря об этом, достаточно вспомнить знаменитую пирамиду А.Маслоу.

В-пятых, ценность культурных благ нередко принимается на веру. Эксперты не всегда могут выявить подделку и она будет обращаться на рынке как настоящее авторское произведение. Сведения о подлинности работ и их редкости во многих случаях оказываются вопросом доверия. Впрочем, доверительность присуща не только культурным, но и обычным товарам. Однако, в сфере культуры ситуация с доверительными благами осложняется тем, что внутри этой группы выделяется еще одна подгруппа — так называемые «блага интерпретации». Их воспринимаемая ценность зависит от того, в каком ключе они рассматриваются и способен ли потребитель найти этот ключ. Это относится к произведениям, смысл и содержание которых труднодоступен неподготовленному зрителю или слушателю. Примером тому может служить, скажем, знаменитое полотно К. Малевича «Черный квадрат». Не секрет, что определенная часть зрителей не видит в нем ничего кроме, собственно, черного квадрата на белом фоне.

Существует и другая проблема. Применительно к товарам повседневного спроса, при регулярности актов купли-продажи, потребителю проще и быстрее уловить реальное соотношение цены и качества товара. Там, где этого нет, нет и такой возможности. В случаях, когда заранее выявить качество предлагаемого товара сложно, а повторные сделки купли-продажи не совершаются, потребители попадают в ситуацию высокой вероятности ухудшающегося отбора. Примером тому может служить современная киноиндустрия. При потреблении ее продукции, как правило, не происходит повторных покупок. Информация от потребителей, посмотревших тот или иной фильм, или запаздывает, или ей не доверяют в силу различия вкусов. Рынок так же далеко не всегда выявляет случаи низкого качества данного продукта. Тем более нельзя всецело полагаться на рекламу. В итоге «высокое» кино вытесняется сомнительным или откровенно низкопробным. Так, по оценке венгерского киноклассика Иштвана Сабо, данной в интервью Полит.ру (2005), из всего количества выпускаемых фильмов лишь один из тридцати в принципе снимается как произведение искусства, остальные даже на стадии проекта не претендуют на этот уровень. Видимо это печальное обстоятельство и привело к тому, что интерес зрителей, в частности в нашей стране, к кинематографу заметно упал.

Итак, в основном именно повторные покупки позволяют потребителям контролировать качество приобретаемой продукции на любом рынке. При этом возникают два варианта сценария.

1. Качество товара неизменно — прошлый опыт потребления дает потребителю достаточно полную информацию об его уровне.

2. Качество товара изменяется. В данном случае механизм повторяющихся покупок срабатывает опосредованно — через заботу продавца о репутации фирмы, или наоборот.

В зависимости от типа товара выделяют также два варианта определения ценности благ культурного назначения.

1. Потребитель визуально знакомится с произведением и с устными или письменными описанием и комментариями. Затем принимается или не принимается решение о покупке. Подобные товары так и называются — разыскиваемыми (исследовательскими) благами.

2. Ко второму варианту экономисты относят случаи, когда качество продукта можно определить только в процессе его потребления. Такие блага называются опытными. В свою очередь в категории опытных благ выделяют блага надежной пробы и блага чистой пробы. Данную классификацию предложила А.Д. Велле и это утвердилось в теории экономики культуры6. Особенности благ чистой пробы состоят в том, что о них нельзя составить четкого представления заранее и даже факт пробы не гарантирует от последующих ошибок. К первой группе — блага надежной пробы (reliable experience goods) — А.Д. Велле отнесла, прежде всего, газеты, радио, телевидение, а ко второй, то есть к благам чистой пробы (pure experience goods) — театральные постановки и балет.

Выбор опытных благ чистой пробы не повторяющихся в потреблении, наиболее сложен. Внешние характеристики и рекламная информация не много говорят об уровне их качества. Но и опыт потребления в данном случае не работает, поскольку покупатель каждый раз имеет дело с новым товаром и потому постоянно существует риск неудачи выбора.

Важно отметить, что в конечном счете оба способа приобретения культурных услуг — и исследовательский, и опытный — не всегда ведут к желаемым результатам. Помимо объективных причин, ожидания часто не оправдываются из-за погрешностей в интерпретации, неподходящей ситуации контакта с произведением и плохого наставничества7. Различия между разыскиваемыми и опытными товарами должны отражаться в процедуре покупки: с первыми обычно меньше проблем, поскольку искажения информации тут меньше. Поэтому потребительский спрос оказывается более выверенным и предсказуемым и в таком случае это положительно сказывается на ценах.

В реальной жизни существует еще одно проявление потребительной стоимости продуктов сферы культуры и искусства, всецело являющейся порождением социума. Дело в том, что в теории экономики культуры не случайно существует такое понятие как «символический капитал». Это одна из форм так называемого «неэкономического интереса», это ценность особого рода, выражающаяся в «накоплении» чести и престижа, признании знатоков и коллекционеров, в общественном мнении, ощущении духовного комфорта»8. Символический капитал неизбежно увеличивает потребительную стоимость благ культурного назначения, является одним из существенных мотивов их приобретения и, естественно, повышает их цены. Поэтому принято считать, что авторские произведения признанных мастеров это не только материальная ценность, но и капитал особого рода, свидетельствующий о благосостоянии человека, его высоком интеллектуальном уровне и высоком эстетическом вкусе.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что приобретение достаточно ценных благ культурного назначения всегда являлось надежным средством вложения относительно свободного капитала, что также можно рассматривать как фактор формирования их потребительной стоимости.

Дело в том, что спецификой цен на предметы изобразительного искусства является то обстоятельство, что на них влияет фактор времени, поскольку они не только продаются, но и перепродаются и, как правило, за более высокую цену. Известен такой, например, факт. В 1875 г. на аукционе в Париже картина

О.Ренуара «Источник» была продана всего за 110 франков. В 1905 г. она была перепродана уже за 70 000 франков, а через 5 лет в 1910 г. за нее было получено 300 000 франков9.

Таким образом, мы видим, что потребительная стоимость продуктов сферы культуры и искусства может рассматриваться с трех точек зрения: с точки зрения удовлетворения ими эстетических и духовных потребностей личности, как воплощение символического капитала и как средство надежного инвестирования относительно свободного денежного капитала.

1. См.: Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. 2-е изд. — М.: Биллион; Русская книга, 2004. — С.82.

3. См.: Akerlof G. A. The Market for Lemons: Quality Uncertainty and the Market Mechanism //The Quarterly Journal of Economics, Vol. 84. August 1970. P. 488-500. Рус. пер.: Акерлоф Дж. Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. Вып. 5. 1994. С. 91-104.

4. Акерлоф Дж. Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. Вып. 5. — 1994. — С. 98.

5. См., например, Долгин А. Экономика символического обмена. — М.: Изд-во Инфра-М., 2006. — С. 202-204.

6. См.: Della Valle A. P. The Search vs. Experience Aspects of Cultural Goods: From Mass Media to the Performing Arts // ACEI, Chicago, Illinois, USA, 2004.

7. См.: Рубинштейн Ф.Я. Экономика культуры. — М., 2005. — C.124.

8. Суворов Н. Галерейное дело. Искусство в пространстве галереи. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — С.105.

9. См.: Воспоминания Дюран-Рюэля // Импрессионизм. — Л., 1969. — С. 268.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

профессор кафедры экономики и планирования Красноярского государственного торгово-экономического института,

доктор экономических наук

аспирантка кафедры экономики и планирования Красноярского государственного торгово-экономического института

Статья посвящена проблемам использования программно-целевого подхода при формировании и реализации стабилизационной политики в российской экономике. Проводится анализ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и действующих федеральных целевых программ для выработки рекомендаций по проведению стабилизационной политики. Разработаны конкретные меры государственной экономической политики, направленные на ускорение экономического роста, модернизацию и структурную перестройку российской экономики.

Читайте также:  Корень аира и календула для лечения зрения

Ключевые слова: программно-целевой подход, стабилизационная политика, модернизация, структурная перестройка, долгосрочное социально-экономическое развитие

УДК 330.101.541 ББК 65.012.341

Современный период развития российской экономики характеризуется возрастанием роли программно-целевых мероприятий при проведении экономической политики. Сущность программно-целевого подхода состоит в четком определении целей, разработке программ для их оптимального достижения, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и определении лиц, ответственных за их выполнение.

Цель данной работы — выявить проблемы формирования и реализации стабилизационной политики в российской экономике с использованием программно-целевого подхода.

Необходимость использования данного подхода для формирования и реализации стабилизационной политики нашей страны обусловлена следующими причинами:

1. необходимостью кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;

2. комплексностью проблемы макроэкономической стабилизации, требующей скоординированных действий различных органов власти по реализации программы;

3. отсутствием механизмов воздействия на макроэкономическую динамику в имеющейся структуре власти;

4. необходимостью скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности;

5. необходимостью обеспечения следования долгосрочным целям экономического развития в условиях стихийных рыночных процессов;

6. необходимостью обеспечения единства методологических и методических подходов к государственному воздействию на экономику на всех уровнях власти и на длительный срок;

7. возможностью обеспечения общественного контроля над государственным регулированием экономики путем экспертизы, формирования межведомственных комиссий и т.п.;

8. возможностью использовать эффект мультипликатора для достижения максимального результата с помощью ограниченных бюджетных средств.

Для задания целей стабилизационной политики необходимо:

1. руководствоваться целями долгосрочных программ экономического развития страны и подчинять им проводимые меры;

2. проводить анализ текущей макроэкономической ситуации различными способами: экспертным путем, с помощью «экономических барометров», методами математического моделирования.

Исходя из проведенного анализа, стабилизационная политика в России должна использовать скорее кейнсианские методы государственного воздействия на экономическую систему. Однако при этом она должна быть согласована с долгосрочными целями экономического развития, такими как:

• диверсификация, преодоление сырьевой специализации;

• формирование независимого финансового рынка и внутренних источников капитала;

• модернизация, стимулирование инвестиций в основной капитал;

• социальная поддержка населения.

Для достижения этих целей, прежде всего, необходимо принятие законов о стратегическом планировании и придание самим стратегическим планам формы федеральных законов.

Стабилизационные меры должны оформляться ФЗ «О бюджете Российской Федерации» на соответствующий год, подзаконными актами, в том числе указами президента, решениями правительства, нормативными актами Банка России.

Методология стратегического планирования предполагает наличие системы, включающей следующие элементы:

— совокупность долгосрочных макропрогнозов;

— выбор конкретных приоритетов технико-технологического развития и инструментов их реализации, включая комплекс долгосрочных «концепций», среднесрочных программ и индикативных планов;

— институты организации соответствующей плановой деятельности;

— методы контроля и механизмы ответственности за достижение запланированных результатов.

На данный период в нашей стране сделаны значительные усилия по формированию отдельных элементов этой системы. Так, в ноябре 2008 г. была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [1]. Действуют федеральные целевые программы по следующим направлениям: жильё, развитие высоких технологий, транспортная инфраструктура, Дальний Восток, село, социальная инфраструктура, безопасность, развитие регионов, развитие государственных институтов [2]. Образованы институты развития, система которых включает в себя организации, ориентированные на поддержку малого бизнеса (Российский банк развития, фонды поддержки малого и среднего бизнеса), стимулирование экспорта (Росэксимбанк) и жилищного строительства (Агентство ипотечного жилищного кредитования), развитие передовых технологий (Роснано, Российская венчурная корпорация), а также международного инвестиционного сотрудничества (Евразийский банк развития) [3].

Однако принятые в данной области решения остались нереализованными из-за кризисного сжатия государственных расходов, а также из-за несоответствия структуры антикризисных ассигнований заявленным стратегическим приоритетам. Расходы на антикризисные меры не были увязаны с выполнением Концепции.

На основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года построим дерево целей (рис. 1).

В целом проведение мер стабилизационной политики соответствует поставленным перед нашей страной стратегическим целям. Устранение избыточного государственного регулирования экономики является единственной значимо конфликтующей целью. Отказ государства от проведения системной стабилизационной политикой вызван, вероятнее всего, общей направленностью его деятельности на дерегулирование, максимальное сокращение вмешательства в экономику. Однако экономика является сложной и неравновесной системой, ее развитие вероятностно [4]. Достижение поставленных масштабных целей невозможно без активного вмешательства государства. Поэтому, на наш взгляд, дерегулирование необходимо осуществлять в отдельных сферах, а не в экономике в целом.

После постановки целей рассматриваются различные меры стабилизационной политики, среди которых выбираются наиболее подходящие. Так, фискальная стабилизационная политика должна быть нацелена на преимущественную поддержку инноваций и модернизацию экономики. При этом приоритетом должны быть закупки высокотехнологичной отечественной продукции. Необходимы также социальные расходы, однако увеличению пособий следует предпочитать расширение возможностей для деловой активности граждан (например, обучение безработных, микрокредитование).

Рис.1. Дерево целей социально-экономического развития России и место стабилизационной политики

* В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов»

Целью монетарной стабилизационной политики должно стать поддержание экономического роста, достижение необходимого для этого уровня монетизации экономики. Перечисленные задачи следует считать более приоритетными, чем борьба с инфляцией.

В процессе осуществления стабилизационной политики государство должно ориентироваться на официальные статистические данные и прогнозы экспертов. Проводимые государством меры необходимо разделить на 2 уровня:

— первый уровень — меры, проводимые при последовательном в течение двух — трех лет замедлении (или ускорении) темпов прироста ВВП, сопровождающемся соответствующей динамикой уровня безработицы, инвестиций в основной капитал, темпов инфляции;

— второй уровень — интенсивные меры, проводимые при ярко выраженном экономическом кризисе или буме.

В случае замедления темпов экономического роста необходима стимулирующая денежно-кредитная политика: снижение ставки рефинансирования, предоставление государственных гарантий по кредитам, полученным системообразующими предприятиями в российских банках, рефинансирование банковской системы под залог векселей системообразующих предприятий. Все эти действия направлены на то, чтобы прирост денежной массы был использован коммерческими банками на кредитование реального сектора, а не на валютные спекуляции или иные цели.

Процедура формирования перечня системообразующих предприятий должна быть прозрачной, особое внимание следует уделить следующим производствам:

— относящимся к базовым отраслям, являющимся «узким местом» в промышленной структуре;

— ключевым экспортным отраслям, а также выполняющим функцию импортозамещения. При этом необходимо учитывать их влияние на развитие других отраслей;

— отраслям со значительным мультипликативным эффектом;

— отраслям, в которых доля устаревшего оборудования особенно велика.

Предприятия, получившие привилегии «системообразующих», должны брать на себя обязательства по достижению определенных показателей объемов выпуска продукции, снижения издержек, повышения рентабельности. При этом государство получает значительные полномочия для вмешательства в их производственную и коммерческую деятельность, право контроля над их инвестиционными программами.

Необходима также особая поддержка инноваций: расширение использования средств институтов развития, венчурных и иных фондов для финансирования перспективных проектов в сфере новых технологий, предоставление предприятиям налоговых кредитов по расходам на внедрение новых технологий, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение. Меры первого уровня не предполагают значительных бюджетных расходов, однако косвенно стимулируют экономический рост.

При проявлениях экономического кризиса и спаде ВВП необходимо осуществлять следующие интенсивные меры:

1. Увеличение государственных расходов за счет Резервного фонда, внутреннего государственного займа и денежной эмиссии.

— сохранение и даже увеличение социальных расходов бюджета;

— государственные закупки продукции новейших отечественных технологий для нужд учреждений, ЖКХ, государственных предприятий;

— государственные инвестиции в развитие дорог, аэропортов, речных и морских портов и т.п.;

— обеспечение льготного кредитования системообразующих предприятий.

2. Борьба с безработицей.

— организация общественных работ;

— программы переобучения безработных и микрокредитования для начала собственного дела;

— национализация обанкротившихся системообразующих предприятий;

3. Борьба с инфляцией, стабилизация финансовой системы.

— »замораживание» тарифов естественных монополий, транспорта, ЖКХ;

— стопроцентная государственная гарантия рублевых вкладов в банках, входящих в систему страхования вкладов, за счет снижения или отмены гарантии валютных;

4. Поддержка потребительского спроса — возврат НДС физическим лицам — покупателям отечественных товаров длительного пользования (автомобили, бытовая техника и т.п.).

Меры второго уровня требуют значительных бюджетных расходов, которые могут быть профинансированы накопленными государством в Резервном фонде средствами, а также за счет внутренних заимствований. Не следует отказываться и от денежной эмиссии под залог обязательств государства. Умеренный рост денежной массы оказывает стимулирующее действие на деловую активность и предотвращает накопление внешнего корпоративного долга, вызываемое недоступностью кредита внутри страны. Однако разумно свести к минимуму внешние заимствования, так как они предоставляются, как правило, в виде связанных займов и приводят к игнорированию национальных интересов в пользу международных во внутренней экономической политике.

В случае последовательного ускорения темпов экономического роста в течение ряда лет необходима, прежде всего, ограничительная фискальная политика. Это позволяет государству экономнее расходовать бюджетные средства и снизить степень своего участия в экономике, «освободив место» частному бизнесу. Меры первого уровня при признаках «перегрева» экономики: сокращение объемов государственного финансирования инвестиционных проектов и государственных закупок, ограничение выдачи государственных гарантий по кредитам российских предприятий. При этом не следует проводить значительных монетарных ограничительных мер, так как развитие производства и рост частных инвестиций требуют достаточной степени монетизации экономики. Необходимо также помнить, что выход России на уровень ведущих стран мира требует поддержания стабильно высоких темпов экономического роста — на уровне 8-10% в год (оценка на основании материалов [5]).

Поскольку экономика нашей страны отличается очень низким уровнем монетизации, вероятность инфляционного бума становится крайне низкой. Однако при проведении более мягкой денежно-кредитной политики может возникнуть ситуация, в которой потребуется применение ограничительных мер второго уровня:

1. Сокращение денежной массы.

— повышение ставки рефинансирования Банка России;

— повышение нормы обязательных резервов;

— количественное ограничение денежной эмиссии.

2. Сокращение расходов государственного бюджета и повышение налогов.

дальнейшее сокращение государственных закупок;

дальнейшее сокращение государственных инвестиций в инфраструктурные объекты и другие проекты;

повышение подоходного налога.

— замораживание тарифов естественных монополий, транспорта, ЖКХ;

— ужесточение антимонопольного законодательства.

Приведенные меры направлены на борьбу с инфляцией и

ограничение совокупного спроса. При этом сокращению не подвергаются специальные программы поддержки инноваций и модернизации экономики.

Рекомендованные меры будут способствовать ускорению экономического роста, модернизации и структурной перестройке российской экономики, а также позволят с меньшими потерями преодолевать циклические кризисы. Осуществление систематической стабилизационной политики в соответствии с предлагаемой программой позволит не только стабилизировать макроэкономическую динамику и ускорить экономический рост, но и достичь заданных стратегических целей.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/3048254/page:2/
  • http://infopedia.su/13x109d1.html
  • http://studbooks.net/630340/kulturologiya/ekonomika_kultury
  • http://www.eruditcity.ru/3707
  • http://cyberleninka.ru/article/n/produkt-sfery-kultury-i-ego-potrebitelnaya-stoimost