Меню Рубрики

Природа в жизни людей в точки зрении толстого война и мир

Скачать сочинение

Автор романа «Война и мир» предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.
С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными. суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», — и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки. и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья. », и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».
В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции — с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли. Земля. сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.
Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте. » В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба — Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

82332 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе `Война и мир`

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ
Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого
в романе «Война и мир».

Цель образовательная: на примере текста романа показать жизнь людей и природу в понимании Л.Н. Толстого, углубить понятие о пейзаже
в литературе и в жизни;
Цель воспитательная: воспитывать у учащихся чувство восприятия прекрасного.

Оборудование: 1. Текст романа «Война и мир».
2. Диск с фотографиями Ясной Поляны
и её окрестностей.
3. Цветные иллюстрации окрестности
Ясной Поляны.
4. Диск с записью сцен из романа «Ночь в Отрадном»,
«Дуб», П.И.Чайковский «Времена года».

5. Эпиграф (запись на доске).

1. Благодарю за то, что Вы дали мне прочесть роман Толстого.
Это нечто перворазрядное! Какой живописец, и какой психолог!
Г. Флобер (из письма к И.С. Тургеневу)

2. Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть
в прикосновении с природой – этим непосредственным выраже-
нием красоты и добра.
Л.Н. Толстой
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Знаменитый французский писатель Г. Флобер, прочитав первые части романа «Война и мир», писал И.С. Тургеневу: (зачитать эпиграф), Флобер признаётся дальше: «Я вскрикивал от восторга во время чтения, а оно длинно!»
Эти слова открывают нам ещё одну важную особенность таланта Толстого – он мастер пейзажа.
Нужно было действительно глубоко понимать и любить природу, чтобы описывать её так тонко и любовно, как это делал Толстой. Сам писатель об этой любви своей к природе говорил: «Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня, когда вы не один ликуете и радуетесь природой, когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, ползают
коровки, везде кругом заливаются птицы, когда тот самый воздух, которым вы дышите, делает глубокую голубизну бесконечного неба!»
Недаром М. Горькому, увидавшему Толстого на берегу моря, в Крыму, великий писатель показался каким-то «ведуном», знающим тайны природы. «Сидит, подперев скулы руками, между пальцев веют серебряные волосы бороды, смотрит вдаль, в море, а к ногам его послушно подкрадываются, ластятся зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе старому ведуну».
Сейчас мы обратимся к пейзажным сценам романа «Война и мир», которые в своё время так поразили Флобера и других читателей великолепного романа Толстого.
Мы поговорим о том, как понимал природу и жизнь людей Л.Н.Толстой, углубим понятие о пейзаже в литературе, природе, жизни.
I. Аудиозапись: «Князь Андрей в Отрадном». ( На экране фотографии природы.)
а). Описание дуба до встречи в Отрадном.
б). Чтение по ролям разговора Сони и Наташи ночью в Отрадном.
в). Описание дуба после встречи с Наташей и чувства князя Андрея.

1. Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

2. А почему? Как природа возрождает князя Андрея?

3. Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными», а зелень их «грубой»?

Вывод (записать в тетрадь):
Толстой не признавал жизни застывшей, «одинакой» и поэтому мёртвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, в движении вперёд, поэтому он и выделил на первый план силу жизни, заключённую в природе.

4. А какие качества природы воздействуют на князя Андрея под Аустерлицем. Зачитаем эту сцену. ( В данном случае меняет ход мыслей князя Андрея: величие, вечность и бесконечность природы.)

5. Что поразило князя Андрея ночью в Отрадном?
(Красота, прелесть, поэзия лунной ночи.)

6. Сейчас мы прочитаем другие эпизоды романа, где Толстым также подчёркивалась красота природы, её воздействие на людей.
Выразительное чтение учащимися следующих эпизодов:

1. Туман и солнце в Аустерлицком бою.
2. Описание природы в Богучарове.
3. Волны у парома и закат в сцене встречи князя Андрея с Пьером.

Вывод (запись в тетрадь):
Природа в восприятии Толстого несёт в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, например, войне.

УЧИТЕЛЬ.
Среди всех пейзажей «Войны и мира» нет ни одного городского, хотя многие герои живут в городе.
— Как вы думаете почему?
(После ответов учеников обращаем внимание на виды Ясной Поляны.)

Обобщение учителя:
Толстой был врагом «городской природы», видя в ней неестественность, задавленность, искусственность, этого он не прощал ни людям, ни природе. (Зачитать начало романа «Воскресенье») «Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место по несколько тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку. Как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц – весна была весною даже и в городе».
И далее Толстой говорит о силе природы и её красоте, «располагающей к миру, согласию и любви».

Записать в тетрадь:
Силу жизни, вечное обновление, красоту, поэтичность, величие, вечность и бесконечность природы, её естественность, «мир и согласие» — вот что видит и ценит в природе Л.Н. Толстой.

7. Какую роль в «отрадненских» главах играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
( Толстой показывает, как относятся герои романа к природе: восхищается ею Наташа, и совершенно равнодушна Соня. По мнению Толстого, одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу. Так ярко воспринимают природу герои Толстого потому,
что она образец жизни для людей.)

УЧИТЕЛЬ.
Для всех положительных героев Толстого всегда открывается их небо, высокое, бесконечное « небо» князя Андрея под Аустерлицем. Спокойное голубое небо, которое внезапно увидел Николай Ростов в своём первом бою. Московское тёмное звёздное небо 1812 года в восприятии Пьера. (Зачитать.)
Небо говорит Пьеру о непобедимости душевной свободы человека. И, наконец, волшебное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо взволнованного и засыпающего Пети Ростова.
— Когда героям « открывается» их небо?
(Это бывает почти всегда в момент кризиса, на переломе жизни, когда природа помогает человеку.)
Учитель.
— Да, и это понятно, потому что Толстой в романе решает вопрос воздействия естественной силы природы на жизнь человека. Именно в такие моменты жизни героев Толстой и вводит пейзаж. Природа помогает найти человеку своё место в жизни, жить общей жизнью, соответствовать её законам, «принимать в жизни деятельное участие», как думает князь Андрей. Ведь не случайно Толстой считал: «Самая чистая радость – радость природы».
(Учитель зачитывает второй эпиграф.)
8. Субъективное восприятие героями природы.

— Так ли была бы описана весенняя природа, если бы её увидел не князь Андрей, а кто-то другой, Соня, например, или княжна Марья? (Нет.)
ВЫВОД:
Природа описана не сама по себе, а в восприятии определённого героя. Разные люди могут воспринимать её по-разному. И не только разные люди. Один и тот же человек может ощутить одну и ту же картину природы, будучи в разном настроении.
— Вспомните, с каким настроением князь Андрей начинал поездку. Так бы он воспринял дуб в первый раз, если бы не был угнетён и печален? На что бы тогда обратил внимание?
УЧЕНИК. (Примерный ответ.) Вероятно, ему были бы ближе картины оживающей природы: зеленеющие деревья, яркая, весенняя синева неба. Сейчас же всё весеннее чуждо ему, кажется ему обманом. А вот дуб привлекает его внимание. Толстой описал дерево так, как воспринял его князь Андрей, будучи в подавленном состоянии.
УЧИТЕЛЬ.
Эта мысль верная. Князю Андрею в его настроении дуб «говорит» об обмане в жизни, о бесплодности надежд на счастье. Он утверждает его в решении, что жизнь – для других, молодых, что для него она кончена, но если бы князь Андрей увидел этот дуб по возвращении из поездки, после встречи с Наташей, у него, очевидно, не возник бы такой печальный вывод.
Выходит, что одно и то же явление природы можно описать по-разному, в зависимости от человека и настроения. Картина зимней природы, например, может быть воспринята одними, как картина мёртвого, застывшего мира, а другим она может говорить и о «волшебнице зиме».
Жизнь многообразна, и выбор, и восприятие явлений жизни и природы зависят от взглядов или настроения человека.
Но плохое настроение героев не обязательно передавать пасмурной погодой, ибо в яркий, радостный день человек может острее ощутить, например, печаль или одиночество. В этом убеждает пример из второй главы той же части, когда «день был так хорош, солнце так ярко, кругом так весело», а князю Андрею вдруг стало от чего-то больно.
— Попытайтесь восстановить ход мыслей князя Андрея.

Читайте также:  Почему при месячных нельзя делать коррекцию зрения

УЧЕНИК: (Примерный ответ.)
Если восстановить ход мыслей князя Андрея во время пути, то мы видим, что он был подготовлен к восприятию ожившего дуба, оттого сила жизни так подействовала на него.
Вторая встреча с дубом закрепила в нём мысль, что « жизнь не кончена в 31 год», заставила жить «общей жизнью», «соответствовать её законам».

УЧИТЕЛЬ:
Мы видим, как решается вопрос о том, как в одних случаях пейзаж соответствует настроению героя, а в других – контрастирует с ним. И примеров таких вы найдёте в романе много.
УЧЕНИК: ( Звучит заранее подготовленное сообщение о словесном мастерстве Толстого.)
УЧИТЕЛЬ:
Всё это так. Не случайно Л.Н. Толстой 15 раз переделывал свой роман. Сохранились черновики, говорящие, как Толстой работал над этими сценами, прежде чем оставить окончательный текст.
Подводя итоги нашего урока – размышления о природе в романе Л.Н. Толстого, мы приходим к выводу, что природа заставляет задуматься над человеческой жизнью, о счастье человека – жить на земле.
( Звучит запись, «Времена года» П.И. Чайковского.)

УЧЕНИЦА: Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в их отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и сотнями игл
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой.
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.

Вон радуга Весело жить,
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе,
И счастьем простым дорожить.

С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой
Иного нет счастья на свете.

Наш урок окончен. Запишите домашнее задание.
( Задание согласно следующей теме урока.)
15

Какую роль играет природа в жизни героев романа Толстого «Война и мир»?

Главная / Сочинения по русской литературе / Толстой Л.Н. / Какую роль играет природа в жизни героев романа Толстого «Война и мир»?

В произведениях Л.Н. Толстого природа – не просто фон для событий, но и инструмент для отображения внутреннего состояние героев. В романе «Война и мир» Лев Николаевич воссоздает панорамные пейзажи, любуясь вместе с героями их красотой. Любимые персонажи писателя живут в единении с природой, которая является и утешителем, и мудрым советчиком. Некоторые пейзажи стали хрестоматийными.

Невозможно пропустить пейзажную зарисовку ночи в Отрадном. Она подана через восприятие Наташи Ростовой. Девушка восторгается луной и общей атмосферой. Когда эмоции бьют через край, она обращается к Соне: «Ах, какая прелесть. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. – Нет, ты посмотри, что за луна. ». Одновременно с Наташей этой ночью любуется и Андрей Болконский. Эта художественная деталь намекает, что молодых людей связывает нечто большее, чем физическое влечение.

Чтобы читатель мог представить, что чувствуют герои, Л.Н. Толстой использует в пейзажной зарисовке множество эпитетов, которые передают всю цветовую гамму «зрелища»: белый, черный, серебристый. Автор пытается рассмотреть не только луну, но и деревья, крыши, блестящую росу. Все это удивляет красотой и непорочностью, гармонично сливается с эмоциями влюбленных Наташи и Андрея.

Князю Андрею природа показывает, что человек – ничто в сравнении с высшими силами и вечностью. Все знают отрывок произведения, описывающий ранение молодого князя под Аустерлицем. В переломный момент его жизни на помощь приходит именно матушка-природа. Кажется, она насыщает его душу и тело жизненными силами.

С образом Андрея Болконского тесно связан образ-символ дуба. В анализируемом произведении под этим деревом подразумевается жизненная сила и энергия. Мужчина дважды «встречается». Во время первой встречи ранней весною он разочарован в жизни, а дуб ему видится так: «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами». Князю кажется, что его жизнь закончилась, так, как и жизнь этого дуба. Во второй раз он видит дерево после душевного и физического исцеления. Андрей удивляется прекрасному преображению, осознает, что и сам поменялся так же.

Пьер Безухов, как и Наташа Ростова с Андреем Болконским, любуется ночным пейзажем, когда в его сердце вспыхивают чувства к Наташе. Природа также помогает этому герою выбраться из плена, подсказывая, что каждый человек должен бороться за свободу.

Охота в Отрадном разворачивается на фоне осенней природы. Пейзаж поражает буйством красок, оттенков. Здесь ярко-зеленые, и бурые, и светло-желтые , и золотые острова леса и полей». Осень совсем не кажется унылой, наоборот, передает настроение людей, которые охотятся, пляшут и веселятся.

Примечательно, что такие герои как Анна Павловна Шерер, Элен и Анатоль Курагины и под. не умеют вести разговор с природой. Объясняется все просто: они привыкли к искусственной жизни, искусственным отношениям, природа для них – лишь пустышка, ведь из нее не извлечешь денег и собственной выгоды.

Природа в романе Война и мир сочинение

Что можно сказать о природе она всегда вдохновляла писателей, и каждый творческий человек воспринимал и показывал читателям на свой вкус и риск. Хорошо описана природа в эпическом произведении Толстого « Война и мир ». Читая этот роман, возникает такое впечатление, что Лев Николаевич раскрывает не только персонажей данного произведения, и совмещает жизнь с природой. Она как будто участвует и выполняет на мое усмотрение важную роль в этом романе.

Толстой гармонично и уместно соединяет и разворачивает данное событие, как прекрасно читать описание чувственной природы. Каждый фрагмент описан так подходяще и завораживает, что хочется читать не останавливаясь. Вроде бы обычный туман воплотился и соединился в жизнь с солдатами, которые из густоты и хмурости не могут понять, где свой или иная враждующая сторона, хотя время шло к рассвету.

Природа для меня как особый персонаж, как дополнительный главный герой. Мне хочется поделиться своими ощущениями о понравившихся моментах. Очень понравился эпизод раненого Болконского, когда он поднимает глаза и видит над собой высокое хмурое небо с серыми и унылыми плывущими облаками, на мой взгляд здесь автор всю боль и переживания отразил на небе. Природа чувствует и как будто переживает вместе с ними его страдания и боль.

Персонажами и природа как будто в одном измерении чувствует боль и радость, и помогает не только раскрыть, но и объяснить душевное состояние, в котором находится данный герой в романе. Если персонаж в пониклом, грустном состояние и природа соответствует данному чувству. Хорошо описан момент, где Андрей проходит мимо старого дуба, и в нем он видит свои переживания, смотря на старый дуб который не хочет распустить листья и вздохнуть с легкостью, создается такое впечатление, что они понимают друг друга. Как они похожи между собой в этот момент и не довольны своей жизнью и существованием.

В романе много и положительных моментов. Хочется поделиться моментами светлыми и позитивными, которые имеют месту быть. Романтика и природа хорошо сочетаются в произведении. Радость и яркие эмоции описаны в ту ночь, когда главная героиня романа Наташа Ростова смотря на звездное небо и мечтала улететь, она и небо как будто одно целое, этот удивительный фрагмент не возможно описать, и передать словами.

Льва Николаевича Толстым можно назвать талантом автором, ведь это так сложно соединить персонажа с помощью живой природы. Показать одну эмоцию на двоих. Поэтому я считаю этот роман чувственным и живым.

Сочинение Природа в романе Война и мир

Все мы каждый день взаимодействует с природой. Но многие люди не замечают этого и относятся к ней не серьезно, не понимая, какой вред они наносят природе. Вот и Л. В. Толстой в популярном романе «Война и мир», очень подробно и ярко описывает то, без чего человек не сможет существовать ни дня. Давайте подробнее рассмотрим, о чем пишет автор и что он хотел донести до читателя.

Роман Толстого очень многогранный и захватывает самые важные стороны человеческой жизни в том числе и природу. В романе, этому уделено огромное внимание, ведь Лев Николаевич понимал и видел природную красоту по особенному. Все что происходит в ней, рано или поздно повлияет на человека. Если хорошо подумать, то в романе природа по сути принимает участие во всех событиях, как будто она оживает и меняет некоторые события. Все это Деревья, трава, листья облака, небо присутствует здесь и добавляет красок и впечатлений. Прочитав Роман можно понять, что Толстой говорит о человеке и природе как едином организме.

А как еще объяснить ситуацию, когда князь Андрей заметил старый дуб и увидел в нем свое состояние, не став распускать листья, как это он делает обычно. В Воине и мир, читатель наблюдает несколько функций, которые выполняет природа, благодаря этому главные герои лучше понимают места, в которых они вынуждены находиться. Благодаря этим описаниям Толстому удалось сказать война это плохо, сколько горя и смертей она принесла нам, и как страдают люди от нее.

Я полностью соглашусь с автором. Человек и природа одно целое, от нее зависит многое в том числе наша жизнь. Давайте задумаемся над этим и будем по другому относиться к ней. Ведь не только Толстой об этом пишет, но и другие великие писатели. Уже тогда они догадались об этом, и оставили это в своих книгах. Давайте больше читать и главное впитывать эту информацию используя ее в пользу.

Природа в романе Война и мир

В этом году зима наступила рано и уже, который день, крупными хлопьями идет снег. Я пришел из школы, а родители еще не вернулись с работы. Чтобы согреться, я решил поставить на газовую плиту чайник.

Мой дом самый уютный на свете. В моем доме мне очень комфортно. Этот комфорт своими руками создает моя мама. Также комфортно у нас потому, что папа подобрал очень удобную мебель.

В жизни любого человека почти ежедневно происходит ситуация, когда он должен сделать тот или иной выбор и от этого выбора зависит дальнейшее развитие ситуации. А правильно ли сделан выбор или нет, это уже вопрос другой.

На уроке литературы мы ознакомились с увлекательным рассказом Салтыкова-Щедрина Дикий помещик. Не зря произведения этого автора называют сказками для взрослых – он показывает важные проблемы на простом, детском уровне.

Шишкин, является очень талантливым художником, который в основном работал в пейзажном стиле, и нужно отметить, что в этом жанре он сумел достичь очень больших успехов. Все его работы вызывают у зрителей очень большой интерес и неподдельное восхищение,

какую роль играет природа в жизни людей с точки зрения Толстого?

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета (образ старого дуба — символ “замирания” и “возрождения”). Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба и др. )

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.

Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.

Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина охоты и описание дуба — лучшие страницы романа. .

Читайте также:  Особенности трансформации женственности с точки зрения поколений

Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некоторое время мы видим духовное возрождение героя. Оно связано с его восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил.

VI. Природа в жизни людей с точки зрения Толстого.

— Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (ч. III, гл.1-3).

— Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

(Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, ее цель.)

— Чем же природа возрождает князя Андрея?

(Своей силой жизни, способностью к обновлению, развитию. В природе все обновляется, нет ничего мертвого.)

— Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными», «мертвыми», а зелень их «грубой»? (ч. III, гл. 1)

(Толстой не признавал жизни застывшей. Одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому он и выделил на первый план силу жизни, заключенную в природе.)

— Какие качества природы воздействуют на князя Андрея под Аустерлицем?

(Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.)

— Что поразило князя Андрея в Отрадном ночью?

(Красота, прелесть, поэзия лунной ночи.)

— Вспомните другие сцены, где автор также подчеркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?

(Н. Ростов первый раз в бою остро почувствовал красоту мира. «Как хорошо показалось небо. — . залитые до макушек туманом сосновые леса…» (т. I, ч. II, гл.8). Природа в восприятии Толстого несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, войне.)

— Какие пейзажные сцены еще помнятся из романа?

(Туман и солнце под Аустерлицем; небо, увиденное князем Андреем; картины дунайской природы, замеченные Н. Ростовым, природа в Богучарове; волны и закату парома. )

— Среди всех пейзажей романа нет ни одного городского, хотя многие герои живут в городе. Почему?

(Толстой не воспринимал городскую природу видя в ней неестественность, задавленность.)

— Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?

(Сила жизни, вечное обновление. Красота, поэтичность, величие, вечность и бесконечность природы, ее естественность, мир и согласие — вот что видит и ценит в природе Толстой.)

— Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

(Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.)

Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета — открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова. Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость — радость природы».

Особое мастерство Толстого проявляется и в том, что один и тот же человек может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях.

— Вспомните, с каким настроением князь Андрей едет в Отрадное? На что бы он тогда обратил внимание, если бы не был угнетен и печален?

(Вероятно, ему были бы ближе картины оживающей природы — растущая на глазах трава, зеленеющие деревья. Сейчас же все весен нее ему чуждо и кажется обманом. Привлекает его внимание дуб, который «думает мыслями князя Андрея» и говорит об обмане в жизни, о бесплодности надежд на счастье. Итак, одно и то же явление природы можно описать по-разному в зависимости от человека и настроения. И вторая встреча с дубом уже закрепляет в нем мысль, что «жизнь не кончена в 31 год» заставила жить «общей жизнью».)

Самостоятельно записать вывод по вопросу: «Какую роль играет природа в жизни людей, с точки зрения Толстого?»

Природа в романе «Война и мир»

Природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции: это не только фон, на котором происходят события, но и:

Красота природы концептуально противопоставляется ужасам войны, гармония природы — дисгармонии человеческого общества.

«Небо Аустерлица» — как новый этап исканий героя

В жизни князя Андрея «небо Аустерлица» и «дуб по дороге в Отрадное» — символы, вехи пути духовных исканий. Каждый раз мы видим, какие изменения происходят в душе Болконского и в его жизни. Князь Андрей на войне 1805-1807 гг. — это молодой военный, мучимый жаждой подвига, подвига, который принесет ему славу и любовь других людей. Кумир этого Андрея Болконского — Наполеон. Толстой показывает, как князь Андрей совершает подвиг, увлекает солдат в атаку, подняв полковое знамя. При виде князя Наполеон говорит: «Вот смерть героя». Но сам Болконский уже изменился, это уже не тот человек: изменившемуся Андрею Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Небо Аустерлица изменило героя, именно в этом высоком небе он видит вечное, по сравнению с которым слава, честолюбие, тщеславие — все обман.

«Как я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Небо Аустрелица изменило Андрея Болконского, но, размышляя о смысле жизни, он думает, что теперь цель его жизни — жить для себя и сына, не делая зла другим людям. Толстой показывает, что такое решение не выход, сам князь уверен в своей правоте только внешне, внутренне он полон противоречий, потому что ищет подтверждения своей правоты.

Старый дуб

Показывая весеннюю дорогу в Отрадное, Толстой заставляет своего героя увидеть старый дуб, который

» не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.

«Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб, «- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возник в душе князя Андрея».

Толстой как бы подчеркивает, что позиция

«доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая»

неверна, это своеобразная защита от истинной жизни (недаром мысли, возникшие у князя, писатель называет «безнадежными, но грустно-приятными»).

Между второй встречей с дубом Андрей Болконский видит звездную ночь и слышит разговор двух девочек, Наташи и Сони. В нем уже что-то меняется, и, когда он возвращается из Отрадного и снова видит старый, но уже преобразившийся дуб, он вдруг бесповоротно решает,

» что жизнь не кончена в тридцать один год». «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…».

Красота природы как камертон личности героев Толстого

Любимые герои Толстого чрезвычайно восприимчивы к красоте природы, ее преображениям, природа отражается в них, делает их счастливее и прекраснее. Напротив, герои, которых Толстой не любит, которые писателю противны, никогда на страницах романа не появляются на природе: их среда — высший свет, интерьеры дворцов и бальных зал. Так Толстой проводит еще одну важную мысль:

цивилизация портит человека, человек, взращенный ею, далекий от природы, — человек испорченный.

Природа как символ мира в романе и критерий правды

Природа включается Толстым в понятие «мир», «мирная жизнь». Противопоставляя войну и мир, писатель использует прием контраста, не только показывая поступки людей, но и описывая природу. Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй — когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться из этой мясорубки.

Важное место в романе занимает Бородинское сражение. Перед сражением мы становимся свидетелями разговора Андрея Болконского и Пьера и слышим:

«Война — самое отвратительное дело в жизни»

Подтверждением этому становится описание природы перед сражением.

«…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Прекрасная природа как бы говорит людям, настоятельно требует прекратить убийство, ведь война — это когда одни люди убивают других. Эта мысль очень ценна для Толстого, он не может отказать от нее даже при описании войны и сражения, которое считает нравственной победой русских. Именно таково описание природы после Бородинского сражения.

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Природа — это критерий правды и красоты по Толстому. В природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, — человек непотерянный, человек прекрасный и умный. Толстой не говорит в романе о приоритете природы над человеческим обществом, но всей силой своего таланта показывает, что отношения человека, настоящего человека и природы гармоничны. Природа вечно мудра, и человек постоянно постигает эту ее мудрость.

Природа в романе «Война и мир»

Природа в романе «Война и мир»

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.

Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».

Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».

Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».

Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

Человек и природа в «Войне и мире»

Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

Читайте также:  С точки зрения нк рф налог

Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.

«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».

Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».

В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.

В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.

Заключение

В своем сочинении на тему «Природа в романе «Война и мир» мне хочется еще раз обратить внимание на талант Льва Николаевича Толстого, который, словно рисует кистью описания природы в своем романе. Благодаря ярким и четким деталям, в воображении у читателя появляется то прекрасная лунная ночь и юная девушка, сидящая на подоконнике, то яркое солнце на голубом небе, раскинувшемся над молочным туманом, в который уходят русские солдаты. И эти детали делают произведение Толстого живым и естественным.

Природа в жизни людей в точки зрении толстого война и мир

В любом произведении описанию природы отводится довольно значимая роль. Автор словно стремится передать нам состояние человеческой души, характер ее переживаний через те или иные пейзажные зарисовки. Я думаю, природа и ее красота не случайно присутствуют в произведениях русских писателей. Ведь Россия поражает обилием и разнообразием живописных мест.

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой через сцены охоты Ростовых показывает их единение с природой. Получая огромное наслаждение от созерцания красот родных просторов, герои как бы возвращаются в древние времена, когда человек и природа были одним целым. На охоте нет слуг и хозяев, все равны в огромном природном доме, когда единственным постоянным моментом остается характер того или иного человека, его внутренняя сущность.

В данном произведении природа выступает как некий фон, на котором разворачиваются человеческие судьбы. Природа связана неразрывно с героями, отражает состояние их души в различные моменты времени.

Обратимся к образу князя Андрея Болконского. Толстой показывает нам его, лежащим на поле Аустерлица, смотрящим в «доброе. высокое, бесконечное небо». И в этот момент Болконский думает, что все – облака, земля, небо – вечное, главное, высшее. Для всех положительных героев романа открывается свое «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное, голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова… Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Человек – всего лишь малая доля этого бескрайнего существования. А земное тщеславие вообще теряется на фоне вечности.

Замечательна сцена беседы в Богучарове на переправе Андрея Болконского и Пьера Безухова. Последний говорит о необходимости отдавать все силы любви, жизни, вере. Автор очень точно подбирает пейзажную картину: «Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения со слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: „Правда, верь этому“. И душа князя Андрея после мрачности и обреченности бытия открывается божественному озарению: снова перед его глазами небо – символ вечности. И все же истинное перерождение с Андреем Болконским происходит в Отрадном, в усадьбе Ростовых. На своем пути Болконский видит дуб (по замыслу Толстого, это дерево – символ души Болконского), который „один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца“. А вокруг все цвело буйной зеленью. У самого дома князь Андрей замечает толпу девушек, среди которых ярко выделяется Наташа.

Далее Толстой показывает нам ощущения души Болконского, который слышит разговор Наташи и Сони ночью у окна. Чувства молодости и восторга прочно утверждаются в сердце князя Андрея. Уже на обратном пути, видя дуб, покрытый молодой листвой, Болконский приходит к выводу, что ему необходимо жить полной жизнью. На него находит «беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Весна недаром является символом начала, возрождения, обретения силы.

Прием отождествления героев произведения с теми или иными картинами природы ярче раскрывает динамичное движение их души. Тогда как отрицательные персонажи, лишенные внутренних движений, не изображаются в единстве с природой, они просто неинтересны автору. Хотелось бы еще отметить, что Лев Николаевич Толстой использует описания природы и ее явлений для того, чтобы как можно шире показать то или иное событие человеческой жизни, ее переживания и радости.

Не зря художник слова так тщательно выписывал лирические отступления в своем произведении. В их сочетании с сюжетной линией раскрываются вся прелесть и красота родного языка, его эмоциональное воздействие и, конечно же, талант писателя.

Природа в романе “Война и мир”

Природа в романе ” Война и мир ” Человек и природа в “Войне и мире” Заключение

Природа в романе “Война и мир”

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе “Война и мир” Толстого – это не просто лирические

отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.

Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: “Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало,

не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем”.

Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. “Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали”.

Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями.
“Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана”.

Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

Человек и природа в “Войне и мире”

Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

Человек и природа в “Войне и мире” Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.

Другие работы по этой теме:

Образ Толстого в романе “Война и мир”Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это.

Как в романе Война и Мир раскрывается тема народной войны?Как в романе Война и Мир раскрывается тема народной войны? В романе “Война и мир” Л.Н. Толстой раскрывает судьбу русского народа в условиях общенационального кризиса, во время.

Человек и природа — единое целое. По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”Вы когда-нибудь замечали, как сильно действует на человека картина бескрайнего звездного неба, звуки мелодичной трели соловья, голубая гладь горного озера? В такие минуты восхищения природой.

Народная война в романе “Война и мир”План Вступление Герои народной войны Партизанское движение народной войны О народе в романе ” Война и мир ” Вывод Вступление Понятие “народная война” включает себя.

Дружба в романе Война и мирЛ.Н. Толстой – роман-эпопея “Война и мир”. В романе- эпопее “Война и мир” дружба предстает перед нами как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы.

Источники:
  • http://schoolfiles.net/55981
  • http://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/kakuyu-rol-igraet-priroda-v-jyzni-geroev-romana-tolstogo-voyna-i-mir.html
  • http://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/priroda-v-romane-vojna-i-mir
  • http://otvet.mail.ru/question/166413371
  • http://mylektsii.ru/9-34826.html
  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/tolstoy-priroda-v-romane-voyna-i-mir
  • http://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/priroda-v-romane.html
  • http://scribble.su/work/400/210.html
  • http://ege-essay.ru/priroda-v-romane-vojna-i-mir/