Меню Рубрики

Природа с точки зрения толстого война и мир

Скачать сочинение

Автор романа «Война и мир» предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.
С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными. суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», — и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки. и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья. », и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».
В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции — с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли. Земля. сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.
Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте. » В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба — Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

82332 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Какую роль играет природа в жизни героев романа Толстого «Война и мир»?

Главная / Сочинения по русской литературе / Толстой Л.Н. / Какую роль играет природа в жизни героев романа Толстого «Война и мир»?

В произведениях Л.Н. Толстого природа – не просто фон для событий, но и инструмент для отображения внутреннего состояние героев. В романе «Война и мир» Лев Николаевич воссоздает панорамные пейзажи, любуясь вместе с героями их красотой. Любимые персонажи писателя живут в единении с природой, которая является и утешителем, и мудрым советчиком. Некоторые пейзажи стали хрестоматийными.

Невозможно пропустить пейзажную зарисовку ночи в Отрадном. Она подана через восприятие Наташи Ростовой. Девушка восторгается луной и общей атмосферой. Когда эмоции бьют через край, она обращается к Соне: «Ах, какая прелесть. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. – Нет, ты посмотри, что за луна. ». Одновременно с Наташей этой ночью любуется и Андрей Болконский. Эта художественная деталь намекает, что молодых людей связывает нечто большее, чем физическое влечение.

Чтобы читатель мог представить, что чувствуют герои, Л.Н. Толстой использует в пейзажной зарисовке множество эпитетов, которые передают всю цветовую гамму «зрелища»: белый, черный, серебристый. Автор пытается рассмотреть не только луну, но и деревья, крыши, блестящую росу. Все это удивляет красотой и непорочностью, гармонично сливается с эмоциями влюбленных Наташи и Андрея.

Князю Андрею природа показывает, что человек – ничто в сравнении с высшими силами и вечностью. Все знают отрывок произведения, описывающий ранение молодого князя под Аустерлицем. В переломный момент его жизни на помощь приходит именно матушка-природа. Кажется, она насыщает его душу и тело жизненными силами.

С образом Андрея Болконского тесно связан образ-символ дуба. В анализируемом произведении под этим деревом подразумевается жизненная сила и энергия. Мужчина дважды «встречается». Во время первой встречи ранней весною он разочарован в жизни, а дуб ему видится так: «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами». Князю кажется, что его жизнь закончилась, так, как и жизнь этого дуба. Во второй раз он видит дерево после душевного и физического исцеления. Андрей удивляется прекрасному преображению, осознает, что и сам поменялся так же.

Пьер Безухов, как и Наташа Ростова с Андреем Болконским, любуется ночным пейзажем, когда в его сердце вспыхивают чувства к Наташе. Природа также помогает этому герою выбраться из плена, подсказывая, что каждый человек должен бороться за свободу.

Охота в Отрадном разворачивается на фоне осенней природы. Пейзаж поражает буйством красок, оттенков. Здесь ярко-зеленые, и бурые, и светло-желтые , и золотые острова леса и полей». Осень совсем не кажется унылой, наоборот, передает настроение людей, которые охотятся, пляшут и веселятся.

Примечательно, что такие герои как Анна Павловна Шерер, Элен и Анатоль Курагины и под. не умеют вести разговор с природой. Объясняется все просто: они привыкли к искусственной жизни, искусственным отношениям, природа для них – лишь пустышка, ведь из нее не извлечешь денег и собственной выгоды.

Природа в романе «Война и мир»

Природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции: это не только фон, на котором происходят события, но и:

Красота природы концептуально противопоставляется ужасам войны, гармония природы — дисгармонии человеческого общества.

«Небо Аустерлица» — как новый этап исканий героя

В жизни князя Андрея «небо Аустерлица» и «дуб по дороге в Отрадное» — символы, вехи пути духовных исканий. Каждый раз мы видим, какие изменения происходят в душе Болконского и в его жизни. Князь Андрей на войне 1805-1807 гг. — это молодой военный, мучимый жаждой подвига, подвига, который принесет ему славу и любовь других людей. Кумир этого Андрея Болконского — Наполеон. Толстой показывает, как князь Андрей совершает подвиг, увлекает солдат в атаку, подняв полковое знамя. При виде князя Наполеон говорит: «Вот смерть героя». Но сам Болконский уже изменился, это уже не тот человек: изменившемуся Андрею Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Небо Аустерлица изменило героя, именно в этом высоком небе он видит вечное, по сравнению с которым слава, честолюбие, тщеславие — все обман.

«Как я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Небо Аустрелица изменило Андрея Болконского, но, размышляя о смысле жизни, он думает, что теперь цель его жизни — жить для себя и сына, не делая зла другим людям. Толстой показывает, что такое решение не выход, сам князь уверен в своей правоте только внешне, внутренне он полон противоречий, потому что ищет подтверждения своей правоты.

Старый дуб

Показывая весеннюю дорогу в Отрадное, Толстой заставляет своего героя увидеть старый дуб, который

» не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.

«Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб, «- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возник в душе князя Андрея».

Толстой как бы подчеркивает, что позиция

«доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая»

неверна, это своеобразная защита от истинной жизни (недаром мысли, возникшие у князя, писатель называет «безнадежными, но грустно-приятными»).

Между второй встречей с дубом Андрей Болконский видит звездную ночь и слышит разговор двух девочек, Наташи и Сони. В нем уже что-то меняется, и, когда он возвращается из Отрадного и снова видит старый, но уже преобразившийся дуб, он вдруг бесповоротно решает,

» что жизнь не кончена в тридцать один год». «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…».

Красота природы как камертон личности героев Толстого

Любимые герои Толстого чрезвычайно восприимчивы к красоте природы, ее преображениям, природа отражается в них, делает их счастливее и прекраснее. Напротив, герои, которых Толстой не любит, которые писателю противны, никогда на страницах романа не появляются на природе: их среда — высший свет, интерьеры дворцов и бальных зал. Так Толстой проводит еще одну важную мысль:

Читайте также:  Мыслят ли животные с точки зрения философии

цивилизация портит человека, человек, взращенный ею, далекий от природы, — человек испорченный.

Природа как символ мира в романе и критерий правды

Природа включается Толстым в понятие «мир», «мирная жизнь». Противопоставляя войну и мир, писатель использует прием контраста, не только показывая поступки людей, но и описывая природу. Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй — когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться из этой мясорубки.

Важное место в романе занимает Бородинское сражение. Перед сражением мы становимся свидетелями разговора Андрея Болконского и Пьера и слышим:

«Война — самое отвратительное дело в жизни»

Подтверждением этому становится описание природы перед сражением.

«…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Прекрасная природа как бы говорит людям, настоятельно требует прекратить убийство, ведь война — это когда одни люди убивают других. Эта мысль очень ценна для Толстого, он не может отказать от нее даже при описании войны и сражения, которое считает нравственной победой русских. Именно таково описание природы после Бородинского сражения.

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Природа — это критерий правды и красоты по Толстому. В природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, — человек непотерянный, человек прекрасный и умный. Толстой не говорит в романе о приоритете природы над человеческим обществом, но всей силой своего таланта показывает, что отношения человека, настоящего человека и природы гармоничны. Природа вечно мудра, и человек постоянно постигает эту ее мудрость.

Природа с точки зрения толстого война и мир

В любом произведении описанию природы отводится довольно значимая роль. Автор словно стремится передать нам состояние человеческой души, характер ее переживаний через те или иные пейзажные зарисовки. Я думаю, природа и ее красота не случайно присутствуют в произведениях русских писателей. Ведь Россия поражает обилием и разнообразием живописных мест.

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой через сцены охоты Ростовых показывает их единение с природой. Получая огромное наслаждение от созерцания красот родных просторов, герои как бы возвращаются в древние времена, когда человек и природа были одним целым. На охоте нет слуг и хозяев, все равны в огромном природном доме, когда единственным постоянным моментом остается характер того или иного человека, его внутренняя сущность.

В данном произведении природа выступает как некий фон, на котором разворачиваются человеческие судьбы. Природа связана неразрывно с героями, отражает состояние их души в различные моменты времени.

Обратимся к образу князя Андрея Болконского. Толстой показывает нам его, лежащим на поле Аустерлица, смотрящим в «доброе. высокое, бесконечное небо». И в этот момент Болконский думает, что все – облака, земля, небо – вечное, главное, высшее. Для всех положительных героев романа открывается свое «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное, голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова… Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Человек – всего лишь малая доля этого бескрайнего существования. А земное тщеславие вообще теряется на фоне вечности.

Замечательна сцена беседы в Богучарове на переправе Андрея Болконского и Пьера Безухова. Последний говорит о необходимости отдавать все силы любви, жизни, вере. Автор очень точно подбирает пейзажную картину: «Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения со слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: „Правда, верь этому“. И душа князя Андрея после мрачности и обреченности бытия открывается божественному озарению: снова перед его глазами небо – символ вечности. И все же истинное перерождение с Андреем Болконским происходит в Отрадном, в усадьбе Ростовых. На своем пути Болконский видит дуб (по замыслу Толстого, это дерево – символ души Болконского), который „один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца“. А вокруг все цвело буйной зеленью. У самого дома князь Андрей замечает толпу девушек, среди которых ярко выделяется Наташа.

Далее Толстой показывает нам ощущения души Болконского, который слышит разговор Наташи и Сони ночью у окна. Чувства молодости и восторга прочно утверждаются в сердце князя Андрея. Уже на обратном пути, видя дуб, покрытый молодой листвой, Болконский приходит к выводу, что ему необходимо жить полной жизнью. На него находит «беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Весна недаром является символом начала, возрождения, обретения силы.

Прием отождествления героев произведения с теми или иными картинами природы ярче раскрывает динамичное движение их души. Тогда как отрицательные персонажи, лишенные внутренних движений, не изображаются в единстве с природой, они просто неинтересны автору. Хотелось бы еще отметить, что Лев Николаевич Толстой использует описания природы и ее явлений для того, чтобы как можно шире показать то или иное событие человеческой жизни, ее переживания и радости.

Не зря художник слова так тщательно выписывал лирические отступления в своем произведении. В их сочетании с сюжетной линией раскрываются вся прелесть и красота родного языка, его эмоциональное воздействие и, конечно же, талант писателя.

какую роль играет природа в жизни людей с точки зрения Толстого?

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета (образ старого дуба — символ “замирания” и “возрождения”). Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба и др. )

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.

Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.

Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина охоты и описание дуба — лучшие страницы романа. .

Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некоторое время мы видим духовное возрождение героя. Оно связано с его восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил.

Природа в романе «Война и мир»

Природа в романе «Война и мир»

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.

Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».

Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».

Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».

Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

Человек и природа в «Войне и мире»

Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.

«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

Читайте также:  Как выбрать очки для зрения на алиэкспресс

А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».

Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».

В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.

В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.

Заключение

В своем сочинении на тему «Природа в романе «Война и мир» мне хочется еще раз обратить внимание на талант Льва Николаевича Толстого, который, словно рисует кистью описания природы в своем романе. Благодаря ярким и четким деталям, в воображении у читателя появляется то прекрасная лунная ночь и юная девушка, сидящая на подоконнике, то яркое солнце на голубом небе, раскинувшемся над молочным туманом, в который уходят русские солдаты. И эти детали делают произведение Толстого живым и естественным.

Взаимоотношения человека и природы. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Тематический блок 6.

Природа и человек

1. Определение понятия природа

1. Все существующее во Вселенной, органический и неорга­нический мир.

2. Совокупность естественных условий на Земле или в какой-либо ее части, включающая рельеф, растительный и живот­ный мир, климат.

Проблемы Тезисы
Взаимоотношения человека и природы Человек и природа — единое целое. Все мы — порождение природы, ее часть
Потребительское отношение к природе Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил
Влияние научно-технического прогресса на природу Природа для человека одновременно и храм, и мастер­ская. Но природа из храма превращается в мастерскую, так как она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него.
Проблема влияния природы на человека // Восприятие окружающего мира Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества. // Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым
Родство человека и природы Человек является частью природы, составляет с ней единое целое.
Отношение к природе.// Равнодушное отношение к природе Необходимо бережно относиться к природе.// Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя.

2. Афоризмы, крылатые слова, высказывания

1) Люди, которые не любят природы, — и не любят жизнь… (Леонид Андреев).

2) Ты раскрой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей (И.А. Бунин).

3) Человек должен уметь ценить природу. Относиться как к равному — разумно и вдохновенно (Чингиз Айтматов).

4) Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви

5) Перед человечеством сегодня стоят две задачи: защита мира и защита природы, обе — главные условия нашего дальней­шего существования (Леонид Леонов).

6) Охранять природу — значит охранять Родину (Михаил Пришвин).

1) Перу Пришвина принадлежат повести, сказки, очерки, дневники, автобиографический роман, где он пишет о природе. В книгах проявилась оригинальность пришвинского таланта: он сочетает реалистическое воссоздание жизни с романтическими представлениями о мире. В произведении «Кладовая солнца» объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нем свои со­кровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с велики­ми сокровищами жизни». Пришвин видит реальность, ее темные и светлые стороны, но наполняет ее, новым смыслом и доносит до нас свои убеждения о возможности жить прекрасно.

2) В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Природа может отомстить. О справедливом возмез­дии взывает Царь-рыба, израненная человеком. Перед угрозой «потребительства», оказалась и природа, и сам человек. Но толь­ко природные натуры способны выстоять под напором агрессив­ного, браконьерского образа жизни современного человека.

3) Герои Чехова в комедии «Вишневый сад» растеряны и не понимают хода жизни. Это непонимание выявляется в отноше­нии к саду. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, связан с судьбами нескольких поколений — прошлых, настоящих и будущих. Многогранно символическое наполнение образа: кра­сота, прошлая культура, наконец, вся Россия. Одни видят сад таким, каким он был в невозвратном прошлом. Для других разго­вор о саде — только повод для амбиций, третьи, думая о спасении сада, на самом деле, губят его, четвертые гибель сада приветст­вуют. Гибель сада — это гибель человека, гибель культуры.

4) В небольших по объему рассказах Рэя Брэдбери «И гря­нул гром» и «Земляничная поляна» звучит предупреждение о том, что может случиться с нашей цивилизацией, если нарушится связь человека и природы. Автор, путешествуя во времени, рас­сказывает нам две разные истории: одна — из прошлого, другая — из будущего, Но объединяет их одна мысль. Может случиться катастрофа, если мы нарушим хрупкое равновесие в природе.

Взаимоотношения человека и природы. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у князя Андрея, когда он соприкоснётся на поле Аустерлица с вечным и бездонным небом, когда поэзия ночи, переданная Наташей, окажет своё магическое воздействие, и в его душе поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со старым дубом, который весь покрылся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Болконского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».

Природа с точки зрения толстого война и мир

Лучшие герои Л. Н. Толстого в важные минуты своей жизни связаны с природой. Так, все значимые минуты жизни Андрея Болконского связаны с тем или иным пейзажем: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и Наташа, взволнованная красотою ночи. Отрицательные же персонажи почти никогда не изображаются Толстым в единстве с природой, они лишены живой связи с ней.

Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом, например.

После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе Андрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу. и. волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома».

Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый, могучий дуб, «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами», чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой.

Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса. стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы, заковывали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, описанное Толстым нас страницах своего романа.

Прекрасно описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи. Сверкающая дорога, безумная скачка, смех и крики ряженых— все это было созвучно той молодой радости, которую переживали Николай, Соня, Наташа.

Толстой показывает, как светлая ясная природа дает человеку радость и делает еще более непонятным безумие убивающих друг друга людей. Пьер в этот момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца. кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте. Ближе блестели золотые поля и перелески». А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и шло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?»

Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма. И этой их деятельности созвучна простая русская природа: «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.

Партизаны готовились к нападению: «Дождик с утра, и казалось, что вот-вот он пройдет и на расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям».

Читайте также:  Помогают ли упражнения для восстановления зрения

Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабляет русскую армию в целом: «8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно-лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться».

Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей. Солдаты притащили плетеную стенку сарая, разрубили трубки. Один из них стал плясать. Но слабые французы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.

От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь жалкому голодному человеку, забыв, что недавно он был их врагом.

Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства: «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой».

Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

VI. Природа в жизни людей с точки зрения Толстого.

— Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (ч. III, гл.1-3).

— Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

(Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, ее цель.)

— Чем же природа возрождает князя Андрея?

(Своей силой жизни, способностью к обновлению, развитию. В природе все обновляется, нет ничего мертвого.)

— Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными», «мертвыми», а зелень их «грубой»? (ч. III, гл. 1)

(Толстой не признавал жизни застывшей. Одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому он и выделил на первый план силу жизни, заключенную в природе.)

— Какие качества природы воздействуют на князя Андрея под Аустерлицем?

(Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.)

— Что поразило князя Андрея в Отрадном ночью?

(Красота, прелесть, поэзия лунной ночи.)

— Вспомните другие сцены, где автор также подчеркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?

(Н. Ростов первый раз в бою остро почувствовал красоту мира. «Как хорошо показалось небо. — . залитые до макушек туманом сосновые леса…» (т. I, ч. II, гл.8). Природа в восприятии Толстого несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, войне.)

— Какие пейзажные сцены еще помнятся из романа?

(Туман и солнце под Аустерлицем; небо, увиденное князем Андреем; картины дунайской природы, замеченные Н. Ростовым, природа в Богучарове; волны и закату парома. )

— Среди всех пейзажей романа нет ни одного городского, хотя многие герои живут в городе. Почему?

(Толстой не воспринимал городскую природу видя в ней неестественность, задавленность.)

— Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?

(Сила жизни, вечное обновление. Красота, поэтичность, величие, вечность и бесконечность природы, ее естественность, мир и согласие — вот что видит и ценит в природе Толстой.)

— Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

(Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.)

Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета — открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова. Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость — радость природы».

Особое мастерство Толстого проявляется и в том, что один и тот же человек может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях.

— Вспомните, с каким настроением князь Андрей едет в Отрадное? На что бы он тогда обратил внимание, если бы не был угнетен и печален?

(Вероятно, ему были бы ближе картины оживающей природы — растущая на глазах трава, зеленеющие деревья. Сейчас же все весен нее ему чуждо и кажется обманом. Привлекает его внимание дуб, который «думает мыслями князя Андрея» и говорит об обмане в жизни, о бесплодности надежд на счастье. Итак, одно и то же явление природы можно описать по-разному в зависимости от человека и настроения. И вторая встреча с дубом уже закрепляет в нем мысль, что «жизнь не кончена в 31 год» заставила жить «общей жизнью».)

Самостоятельно записать вывод по вопросу: «Какую роль играет природа в жизни людей, с точки зрения Толстого?»

Природа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Автор романа “Война и мир” предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.
С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится

Смысл названия романа “Война и мир” Л. Н. ТолстогоЗаглавие “Война и мир” удивительно образно и широко передает смысл произведения. Оно включает несколько основных значений. Прежде всего, война, представленная в произ­ведении эпохой наполеоновских войн 1805-1807 и 1812 годов, –.

Психологизм Л. Н. Толстого в романе-эпопее “Война и мир”Психологический анализ стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Толстого, оказав огромное воздействие на мировую литературу. В романе “Война и мир” душевные процессы героев, их чувства и.

“Детство. Отрочество. Юность”Образы этой трилогии Л. Н. Толстого ожили на голубом экране, и мы открыли для себя новые источники мудрости, доброты ко всему человеческому, светлой веры в красоту людей – все то.

Нравственная оценка всех персонажей в романе “Война и мир”Эта мысль с замечательной ясностью выражена Пьером в конце романа. Пьер приходит к; осознанию ее в итоге долгих поисков смысла жизни вообще “и” собственной жизни в частности. “Мы думаем,- говорит.

Идейно-нравственная эволюция Пьера БезуховаПьер принадлежит к числу тех людей, Ко­торые сильны только тогда, Когда они чувству­ют себя вполне чистыми. Л. Толстой. Дневник На страницах романа Л. Н. Толстого “Война и мир” мы встречаемся.

Протасов – характеристика литературного герояПРОТАСОВ – герой драмы Л. Н.Толстого “Живой труп” (1900). Федор Васильевич П. появляется перед читателем и зрителем во 2-й картине, в комнате “у цыган”, где с восторгом утушает пение Маши.

Любовь в жизни Наташи РостовойВ романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни.

Характеристика образа Катюши Масловой в романе Толстого “Воскресение”В одном из писем Толстого 60-х годов есть слова: “.Человек, который может любить – все может”. В этой мысли – ключ к пониманию характера главной героини романа “Воскресение”. Даже самые.

Сочинение по тематике военных рассказов Л. ТолстогоВоенные рассказы. Годы, проведенные Л. Толстым в обстановке военных действий сначала на Кавказе, а затем в Крыму, где он участвовал в героической обороне Севастополя, были серьезной школой формирования его литературного.

Идея народной войны в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого“.дубина народной войны поднялась Со всей своей грозной и величествен­ной Силой и. не разбирая ничего, Поднималась, опускалась и гвоздила Французов до тех пор, пока не Погибло все нашествие”. Л. Н.

ЛевинЛЕВИН – герой романа Л. Н.Толстого “Анна Каренина” (1873-1877). Один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя, который произносил фамилию героя как Левин, тем самым указывая на связь.

Художественное своеобразие повести Толстого “Казаки”В “Казаках” Толстой шел за Пушкиным, но отнюдь не повторял его, а в чем-то даже спорил с Пушкиным. Это был особенный, характерно толстовский путь ученичества: он учился, оставаясь верным не.

Кутузов – народный полководецНет в русской литературе другого произведения, где были бы с такой убедительностью и силой, как в романе “Война и мир”, переданы мощь и величие русского народа. Всем содержанием романа-эпопеи Лев.

Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в.

На перевязочном пунктеЭтот эпизод одна из главных линий книги – то есть разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю.

Переправа через НеманВ романе Л. Н. Толстого “Война и мир” большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года. Переправа через Неман-это начало войны. В.

Характеристика Наполеона в романе “Война и мир”Наполеона и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был “маленький человек” с “неприятно-притворной.

Роль Пьера Безухова в романе Л. Н. ТолстогоПьер Безухов – один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный.

Роль портретной характеристикиРоман-эпопея Л. Н. Толстого Война и мир стал ценным вкладом в сокровищницу мировой классической литературы. Это произведение имеет большой объем, его отличает протяженность во времени (с 1805 по 1821 годы).

“.Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить.” (образ Платона Каратаева)Э, соколик, не тужи. Л. Толстой В романе Льва Николаевича Толстого большое внимание уделено образам крестьян. Это и Тихон Щербатый из отряда Денисова, и крепостные Болконских и Ростовых, жители деревень.

Сейчас вы читаете: Природа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Источники:
  • http://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/kakuyu-rol-igraet-priroda-v-jyzni-geroev-romana-tolstogo-voyna-i-mir.html
  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/tolstoy-priroda-v-romane-voyna-i-mir
  • http://scribble.su/work/400/210.html
  • http://otvet.mail.ru/question/166413371
  • http://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/priroda-v-romane.html
  • http://poisk-ru.ru/s18254t4.html
  • http://my-soch.ru/sochinenie/priroda-i-ee-rol-v-romane-lntolstogo-vojna-i-mir
  • http://mylektsii.ru/9-34826.html
  • http://studentguide.ru/tolstoj-l-n/priroda-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html