Меню Рубрики

Пример принципа с точки зрения теории права

Принципы права — это основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.

Важное значение для правотворческого и правореализационного процессов имеют принципы права, которые воплощают в себе социальную природу права, отражают закономерности его развития и используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения.

Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Для принципов права характерны следующие свойства:

1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. В известной степени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития общества и основные социальные ценности. Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его особенности и регулятивные возможности. Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы — правотворчества, юридической ответственности и т. д.);

2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;

3. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами. Они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. Кроме того, будучи своеобразным аккумулятором правовой информации, принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.). Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;

4. отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;

5. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании большинства нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие). Кроме того, принципы права как реально действующие обобщенные правила поведения используются и правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.

Таким образом, принципы права — это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.

Выделяется большое количество разнообразных принципов права. В своей совокупности они образуют структурно упорядоченную систему, взаимодействующую с внешней средой по поводу урегулирования социально значимых отношений. Действующие принципы позволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить смысл юридических актов, объединить нормы в непротиворечивую систему и стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права.

Основная классификация принципов права осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Существуют следующие виды принципов права:

Общие принципы права

Общие — исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2. принцип гуманизма — заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;

3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);

4. принцип равноправия — выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

5. принцип справедливости — заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;

6. принцип единства прав и обязанностей — состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

Межотраслевые принципы права

Межотраслевые — исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности — в уголовном и административном праве; принцип состязательности — в процессуальных отраслях права и т. л.)- Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание обших принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Так, принцип равенства всех субъектов права перед законом и судом конкретизируется в принципе состязательности процессуальных отраслей права. При этом одни и те же межотраслевые принципы проявляются неодинаково даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли относительно предмета их регулирования. Для этого достаточно сопоставить принцип состязательности в уголовном и гражданском процессе;

Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных или родственных отраслей права.

Например, для уголовно-процессуального, гражданско-процес- суального, административно-процессуального и арбитражно-про- цессуальиого права характерны принципы:

  • процессуальное равенство участников сторон;
  • гласность судебного разбирательства;
  • состязательность;
  • презумпция невиновности.

Для отраслей уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право) характерны следующие принципы:

  • неотвратимость наказания;
  • индивидуализация наказания;
  • экономия уголовной репрессии (наказание должно быть не суровее, чем требуется для достижения его цели).

Отраслевые принципы права

Отраслевые — исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д.).

Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права.

  • в гражданском праве — принцип равенства сторон;
  • в уголовном праве — презумпция невиновности;
  • в трудовом праве — принцип свободы труда;
  • в земельном праве — принцип целевого характера использования земли;
  • в административном праве — принцип субординации.

Общеправовые принципы права

Общеправовые принципы (распространяются на право в целом, на все отрасли права):

  • принципы законности;
  • юридического равенства граждан перед законом;
  • гуманизма;
  • единства прав и обязанностей;
  • социальной справедливости.

1. Демократизм — означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения:

  • непосредственно (путем референдума);
  • через избираемых депутатов в законодательных органах;
  • опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);

2. Социальная справедливость — означает, что все граждане имеют равные правовые возможности для достижения определенных результатов в той или иной сфере деятельности. Вместе с тем в отношении малообеспеченных (больных, пенсионеров, многодетных, сирот и др.) принимаются законы, позволяющие создать им достойный уровень жизни. Данный принцип означает также, что в случае нарушения установленных в обществе правил наступает соответствующая юридическая ответственность;

3. Единство прав и обязанностей — означает, ч то право как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения. Например, право на пенсию означает, что соответствующее должностное лицо службы социального страхования обязано решить данный вопрос по существу. Право на жизнь означает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов обязано принимать меры по защите и охране этого важнейшего человеческого блага, и это делается, в частности, посредством деятельности органов внутренних дел;

4. Законность — означает, что реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры (например, право первоочередника на жилье предполагает предварительное оформление ордера на квартиру и других необходимых документов, а если первоочередник самовольно захватит квартиру, то будет за это отвечать, несмотря на наличие права на жилье; пресечение правонарушения в торговле на рынке без разрешения предполагает наложение административного взыскания, но никак, например, не применение огнестрельного оружия);

5. Гуманизм — означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения.

Например, даже с приговоренным к смертной казни надлежит обращаться с уважением его чсловсчсского достоинства.

В юридической литературе в качестве самостоятельных обще- правовых принципов выделяются равноправие граждан, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину, равноправие рас и наций.

Представляется, однако, что все они отражают отдельные аспекты вышеуказанных основных общеотраслевых принципов.

Принципы права

Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права — это основы права.

Принцип права — основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.

Каждый принцип — это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения.

Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципом права может стать не любая идея о праве; принципы права — только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования

Способы закрепления принципов. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства. Прямой способ характерен для системы континентального права, косвенный — для системы общего права.

В правовой системе принципы права играют весьма существенную роль:

1. Принципы права можно представить как арматуру права, его скелет. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.

2. Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.

3. В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.

Виды принципов права. В правовой системе можно выделить множество различных принципов.

С точки зрения охвата выделяют принципы:

1. Общеправовые — действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права.

2. Межотраслевые — действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми).

3. Отраслевые — действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т. д.).

4. Принципы правовых институтов — положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.).

Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.

Теория государства и права изучает прежде всего общеправовые принципы права, т. е. те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы в целом.

Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества.

К общесоциальным принципам права относят:

— политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

— экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

— нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования.

К ним относят:

— принцип равенства перед законом;

— принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

— принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

— принцип единства прав и обязанностей;

— принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

Перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права изучаются в основном общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права. Далее подробнее будут рассмотрены наиболее значимые из общеправовых принципов.

Принцип социальной справедливости.

Правовое регулирование — это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенности юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Принцип справедливости носит нормативно-оценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д.

Все отрасли законодательства призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как «справедливое равенство» и «справедливое неравенство». Справедливость имеет парную категорию «несправедливость». Устранение несправедливости — одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости — важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства, последнее является материальной основой равноправия. Равенство более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ).

Сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение -методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием правовых норм, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным факторам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия.

Вместе с тем человеческое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Принуждение осуществляется в особых процедурных формах, что исключает произвол. Принуждение -сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия — меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.

Законность означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Принципы права

Под принципами права в науке теории государства и права обычно понимаются исходные, руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в правовой форме, но и в тех общественных отношениях, которые она опосредует [1] . Отсюда – некоторые ученые делят указанные принципы на собственно принципы права и правовые принципы. Под последними понимаются принципы правосознания, принципы общества, закрепленные в правовой форме.

Отмечая важную роль принципов права в жизни общества, некоторые советские ученые вместе с тем не признавали за ними статуса источника права. Это обуславливалось тем, что принципы права не имеют собственной формы выражения, а обладают формой того акта, составной частью которого они являются. При этом нс меняло положения и допущение аналогии права, т.е. возможности рассмотрения дела, исходя из общих начал, принципов и смысла законодательства. А в условиях отождествления права и закона общие начала и смысл законодательства следовало выводить только из самого законодательства, а не из «высших целей и идей» [2] .

Анализ показывает, что в основных правовых системах прошлого и настоящего сегодня можно выделить, по крайней мере, три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романогерманский и англосаксонский. Надо сказать, что в традиционных правовых системах понятие «принципы права» не сложилось, хотя и существует круг идей, которые фактически и являются принципами права. Так, в мусульманском праве ими признают вечность, неизменность, универсальность и непререкаемость божественных норм шариата. Хотя сегодня мы наблюдаем и «расшатывание» данных основных начал мусульманского права.

В странах романо-германской правовой системы «общие принципы права» сложились по большей части как источники административного права.

Например, французский Государственный совет сформулировал понятие общих принципов права. Применяя их, он установил, что источником, использованным при решении дела, является справедливость. По существу, это означает решение любого дела на основе разума. То есть здесь общие принципы отражают подчинение права в том виде, как последняя понимается в определенный момент. Позднее принципы права играют все большую и большую роль и наиболее четко проявляются в области основных прав человека. Не случайно во Франции их впоследствии стал применять и Конституционный совет. Соответственно изменяется и роль принципов в правовой системе. Постепенно они начинают рассматриваться как своего рода высшая ценность права.

В ФРГ судьи связаны «законом и правом». Причем они всегда обращаются к справедливости как основе для решения дел не только в случаях пробелов, но и когда буквальное толкование норм закона приводит к неприемлемому решению, например, идет вразрез с намерениями законодателя. Такое правопонимание единодушно поддерживается в обществе, причем спор идет лишь в рамках полномочий судей.

В некоторых странах романо-германской правовой системы общие принципы права прямо закрепляются в законе в качестве источника права. Так, например, обращаться к общим принципам права в случае пробелов в законодательстве предписывается судьям в гражданских кодексах Австрии, Греции, Испании, Италии, Египта.

В странах англосаксонского права дела в случае пробелов в праве изначально тоже решились на основе разума. Позднее на смену этому принципу пришли понятия естественной справедливости и законности, выработанные английскими судами.

В западноевропейских государствах общие принципы права, как и принципы естественной справедливости, рассматриваются, прежде всего, в связи с задачей обеспечения основных прав человека. При этом отмечается отсутствие у обоих понятий четкой правовой основы, которая бы определила действия суда по обеспечению справедливости на основе закона. На основе анализа судебной практики отмечается лишь, что в их число входят традиционные правовые ценности, формировавшиеся столетиями (например, социальное государство) принципы равноправия, гуманизма, демократии.

Надо сказать, что в современной российской теории государства и права учитываются изложенные тенденции. Причем, понятие принципов права рассматривается с разных позиций как: основные, исходные положения, идеи права как специфичного социального регулятора; важнейшие, ключевые установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений; механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.

Как правило, сегодня принципы российского права подразделяют на общие, государственно-правовые, межотраслевые и отраслевые.

Для теории государства и права наибольшее значение имеют общие принципы права: гуманизм, справедливость, равноправие, демократизм, законность, независимость правопорядка, презумпция невиновности.

В широком смысле гуманизм означает признание прав и свобод человека высшей ценностью. При этом важен также анализ всей системы воззрений на общество и человека, проникнутый уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, а также законодательство, правотворчество и правоохранительную деятельность. Принципа гуманизма придерживаются все отрасли права, и в особенности уголовное право. В уголовном праве понимаемый гуманизм предполагает применение строгих мер наказания к тем, кто грубо нарушает закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защитить. Право, регулируя общественные отношения, как раз к этому и стремится.

Принцип справедливости выражается в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению. Он отражен в самом содержании права, имеет оценочный характер и находит свое выражение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания. Все отрасли права должны проводить в жизнь начала справедливости в регулируемые ими общественные отношения. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты.

Принцип равноправия выражается в равенстве всех перед законом, в создании равных стартовых правовых условий для каждого человека. Данное положение закреплено в ст. 19 Конституции РФ. Помимо равенства перед законом и судом принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Демократизм означает, что право достаточно точно отражает волю народа, формируется через демократический институт народовластия. В ст. 3 Конституции РФ сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Данный принцип проявляет себя не только в политике, но и в экономике. Он реализуется через такие правовые институты, как права, обязанности, гарантии, правосудие, частная собственность.

Принцип законности означает функционирование демократического общества, осуществление всех форм государственной деятельности на основании и в соответствии с требованиями права, закона, естественными правами и обязанностями человека.

Принцип независимости правосудия предполагает признание на деле особого положения органов судебной власти в государстве и требует, чтобы судьи и присяжные разрешали судебные дела на основе закона, в условиях, исключающих постороннее воздействие.

Принцип презумпции невиновности означает то, что обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке, судом.

Государственно-правовые принципы характеризуют взаимосвязанность и взаимодействие государства и права в процессе их функционирования. В зависимости от критериев, которые берутся в качестве основы для выделения, различают:

  • – типологические принципы как руководящие начала, свойственные праву определенного типа государства и отражающие его содержательную суть (различаются, в частности, идеи, положенные в основу мусульманского и континентального (европейского) права, традиционного и англо-американского права);
  • – конкретно-исторические принципы как идеи, выражающие специфику права в определенной форме государства (скажем, принципы федерализма, свойственные лишь праву стран, состоящих из государственных образований, которые пользуются самостоятельностью; среди них: принципы обеспечения верховенства федерального законодательства и целостности государства, распределения компетенции между федеральным центром и субъектами федерации);
  • – межотраслевые принципы – это исходные идеи, которые отражают особенности нескольких отраслей права, смежных или близко соприкасающихся между собой (принципы материального и процессуального права, публичного и частного права);
  • – отраслевые принципы характеризуют существенные черты конкретных отраслей права (так, для уголовного права характерен принцип императивности, а для земельного права – принцип равенства различных форм собственности на землю; для трудового права – принципы свободы труда, равенства прав и возможностей работников) [3] .

Теории происхождения права.

Можно выделить следующие основные теории происхождения права:

теологическая теория – одна из самых древних. Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Теологическая теория нашла выражение в идеях неотомизма (Ж. Маритен). Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.

естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным гос-вом, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, гос-ные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.

историческая теория находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не явл изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.

марксистская теория полагает, что право возникает одновременно с возникновением гос-тва и имеет одинаковые с гос-вом причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом гос-тва, классовым регулятором общественных отношений. Основной функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.

психологическая теория считает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд.

Основные черты нормативистского, социологического и философского подходов к пониманию права.

Нормативистская теория права.

Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.

правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой гос-тва;

право есть система (пирамида) норм, на вершине которой находится «основная (суверенная) норма», а каждая низшая черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания и пр.

существование права зависит от логичности и стройности системы, юридических правил поведения и не имеет обоснования вне норм долженствования, т. е. влечет за собой определенные обязанности.

нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права — его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило — это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.

фиксированность средств гос-ного принуждения в случаях нарушения права.

противостояние режиму произвола и беззаконию.

косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.

ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

фактически проигнорирована содержательная сторона права (права личности, нравственные начала юридических норм и пр.);

недооценена связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами развития общества;

преувеличена роль государствав установлении эффективных юридических норм.

Социологическая теория права (теория «живого» права).

Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Закон находится в сфере должного, а право в сфере сущего;

право есть юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Это реальное поведение субъектов правоотношений.

ориентируется на реализацию права, приобретает практическое осуществление;

отмечается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;

согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

если право есть реализация законов, то теряются критерии правомерного и неправомерного, т. к. реализация может быть как законной, так и противозаконной;

отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

правотворческая деятельность фактически перенесена на судей и администраторов в связи, с чем увеличивается опасность получения некомпетентного результата.

Философское право является одним из этапов (периодов) развития теории естественного права. Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций 17-18 вв. (Представители Гоббс, Локк, Радищев).

— право и закон разделены – законы принимаются гос-вом, а право – высшее, подлинное, естественное право, данное человеку от рождения

— право и мораль отождествляются (в основе правотворческих и правоприменительных процессов должны быть заложены моральные принципы – свобода, равенство, справедливость).

Идеи Руссо, Гоббса были восприняты и развиты немецкими философами Кантом, Гегелем. Они утверждали, что существуют высшие, не зависимые от гос-тва нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

Право, по Канту, — «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».

По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче — «наличное бытие свободы».

Основной постулат рассматриваемого направления — вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от гос-тва норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения — справедливого и разумного.

Слабой стороной этого подхода является уменьшение формально-юридических свойств права, в результате чего теряется четкий критерий законного и незаконного, т.к. основывается на абстрактных позициях. Кроме того, такое толкование права связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое у различных людей различно в силу объективных и субъективных причин.

Природа и признаки принципов права

В настоящее время юриспруденция переживает непростой, но необходимый период переоценки своих методологических основ, поиска адекватных современному состоянию науки и наиболее продуктивных подходов анализа социально-правовых явлений. Отмечается, что «сегодня для нашей теоретической юриспруденции, в известном смысле, наступил «момент истины». Сумеет ли российское правоведение стать полностью адекватным не только текущим (ситуативным) социальным запросам, но и идеалам современной науки, способным не только объяснять текущее «настоящее», но и эффективно прогнозировать и проектировать принципиальное «будущее» права, или «планомерно отступит» на описательно-комментаторские позиции, во многом зависит от отношения юристов к проблемам методологии своей науки». В этих условиях на первый план выдвигается проблема формирования базовых юридических понятий, их переосмысления с учетом современных реалий.

Одним из важнейших понятий, разрабатываемых в общей теории государства и права, является понятие принципов права. Нельзя не согласиться с высказанным в юридическом науке замечанием о том, что отсутствие четкого и стабильного определения часто приводит к его растворению в других явлениях и категориях, таких как «идея», «норма», «закономерность», «свойство» и т.д.

Общеизвестно, что в юриспруденции, как и в любой науке, задача определения (дефиниции) как логической операции над понятиями заключается в том, чтобы раскрыть содержание этих понятий путем указания на их природу и основные, существенные признаки изучаемого предмета, которые отличают его от других общественных явлений и выделяют из числа явлений правовых. Поэтому для того, чтобы определить понятие принципов права и тем самым решить поставленную задачу, предпримем попытку уяснить природу и те специфические черты, обладание которыми позволяет отграничить принципы права от смежных явлений.

Проблема выработки наиболее оптимальной дефиниции принципов права неоднократно поднималась в юридической литературе. Исследование обширного материала, посвященного этому вопросу, показывает, что большинство авторов исходит из того, что принципы права по своей природе принадлежат к области идей. Правда, под влиянием разного рода факторов, в частности, в зависимости от типа политической системы общества, эти идеи наделяются неодинаковыми сущностными характеристиками.

Так, в советской юридической науке под принципами права подразумевали исходные идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые она опосредует; теоретическое выражение (научные абстракции) общественных отношений — материальных и идеологических; основные, руководящие положения, выражающие наиболее существенные черты права, обычно закрепляемые в конституционных нормах и конкретизируемые в текущем законодательстве; выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

По понятным причинам во многих определениях делался акцент на руководящем характере идей, лежащих в основе социалистического или общенародного права, подчеркивалось, что в своем большинстве они носят программный характер. С.С. Алексеев в восьмидесятые годы писал, что, будучи исходными началами исторически определенных правовых систем, принципы права имеют в их развитии и функционировании направляющее значение. A.M. Васильев утверждал, что юридические идеи-принципы выступают «в качестве отправных начал в целеполагающей деятельности людей при формировании с помощью юридических норм необходимого общественного порядка». В теории уголовного права такие видные специалисты как С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев понимали под принципами «выраженные в уголовном законодательстве, прокурорской, следственной и судебной практике руководящие идеи, начала, отражающие политические, экономические и социальные закономерности социализма, а также нравственные, этические и правовые представления советских людей по вопросам уголовной ответственности лиц, совершивших преступления». В.Е. Чиркин отмечает, что во многих новейших конституциях есть специальные главы, которые так и называются: «Руководящие принципы».

В современной общей теории государства и права традиционное понимание принципов права как специфических идей сохранилось и по прежнему доминирует. Например, Г.И. Муромцев рассматривал принципы права как комплекс основополагающих идей. По мнению А.Ф. Черданцева, принципы права представляют собой основные руководящие идеи (начала), которые пронизывают право, характеризуют его содержание. М.И. Байтин предлагает следующую дефиницию: «Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права». А.И. Бобылев определяет принципы права как ведущие начала, определяющие идеи правового воздействия на общественные отношения. У А.В. Малько принципы права — это идеи, обладающие особыми свойствами: основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. В.И. Леушин считает принципами права руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. О.И. Цыбулевская полагает, что принципы права есть «основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность».

Таким образом, принципы права по своей природе есть особые идеи (положения, начала). Далее попытаемся выделить те характерные черты, которые и придают им статус особых идей.

Первое. Принципом права может служить далеко не всякая идея, касающаяся обустройства сферы правового регулирования. Сам термин «принцип» происходит от латинского principium — начало, основа — и используется в русском языке для обозначения основного, исходного положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д., научного или нравственного начала, основания, правила, основы, от которой не отступают. То есть принципы права — это наиболее важные, ключевые идеи, лежащие в его основе. Они образуют своеобразный фундамент права, обеспечивают взаимодействие всех его составных частей, единство правовой материи. «Принципы охватывают всю правовую материю и идеи, и нормы, и отношения — и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы — как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей».

Понятие «принципы права» рассматривается в качестве одного из ключевых элементов отрасли права. В литературе высказывается суждение о том, что основным идентификационным признаком, предопределяющим выделение отраслей права, является наличие характерных только для их предмета принципов правового регулирования. Предмету (объекту) правового регулирования профилирующих отраслей соответствует отраслевой режим правового регулирования, включающий и отраслевые принципы, а комплексных отраслей — специальный, включающий специальные принципы.

С философской точки зрения, правовые идеи и принципы являются исходным логически первым компонентом правовой реальности. Они представляют собой наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, его «проект» или задачу («регулятивная идея»), идеальный аспект бытия права, его форму (в аристотелевском смысле). Исходя из этого, принципов права не может и не должно быть много.

Практически во всех приводившихся ранее определениях понятия «принципы права» содержится указание на этот признак. Можно процитировать и других специалистов. Так, Б.Н. Лапин и Н.А. Чечина определяют принципы гражданского процесса как «фундаментальные правоутверждающие начала, вбирающие в себя юридические, социальные и гуманитарные идеи человеческой цивилизации, определяющие типологию правовых систем и судопроизводственной деятельности, ее цели, задачи, содержание и эффективность». С.Г. Дробязко относит к принципам права «исходные, непререкаемые положения».

Второе. Принципы права представляют собой такие идеи, которые выражают сущность права, характеризуют его социальное предназначение, роль в регулировании общественных отношений. По образному выражению С.С. Алексеева, принципы права — это «нормативные обобщения наиболее высокого уровня, сжатое, концентрированное выражение содержания права, своего рода сгустки правовой материи». М.И. Байтин подчеркивает, что «принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного». С тем, что принципы права наиболее характерно выражают его сущность соглашаются и другие авторы.

Как известно, проблема выявления сущности права является одной из ключевых проблем теоретической и практической юриспруденции. В прямой зависимости от решения этого вопроса находятся и трактуются все другие правовые явления — правосознание, норма права, форма (источник) права, соотношение права и закона, система права и систематизация законодательства, законность и правопорядок, реализация права, правоотношение, соотношение объективного и субъективного права, правонарушение, юридическая ответственность, правовая система и т.д. Только на основе правильного, четкого представления о том, что есть право, можно определить перспективы развития и пути повышения эффективности не только юридической науки, но и практики нормотворчества, применения и толкования права, обеспечения законности и правопорядка, создания цивилизованного гражданского общества и правового государства. Напрямую с этим связан и вопрос о формировании юридической доктрины России XXI века. В зависимости от того, как понимается сущность права, истолковываются и его принципы, выстраивается их система.

Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени. Однако, тем не менее, как показывает история, принципы права, обладая известной устойчивостью, способны все же претерпевать некоторую трансформацию под влиянием изменений в социально-экономическом и политическом устройстве общества. В частности, применительно к современной России можно говорить о становлении новых для отечественного права принципов (например, принципа соответствия позитивного права естественным правам человека), а также наполнении новым содержанием тех из них, которые признавались еще в условиях советской административно-командной системы (например, принципов законности, гуманизма).

Третье. Принципы права отличаются от всех иных правовых идей (идей о праве) также тем, что они присутствуют в содержании права, то есть в той или иной форме находят свое выражение в правовых источниках. Если же «принципы не выражены в содержании права, то они являются элементами правовой идеологии» и вместе с другими идеями образуют сферу правосознания. Принципы права либо прямо закрепляются в позитивном законодательстве, формулируются в нормативно-правовых предписаниях и в этом случае приобретают вид законоположений, либо выводятся из общего смысла законодательства, содержатся в нем как бы в скрытом виде. К числу последних можно отнести, например, принцип соответствия позитивного права естественному праву, принцип сочетания прав и обязанностей, принцип сочетания стимулов и ограничений, принцип взаимной ответственности личности и государства и др.

А.С. Мордовец и О.В. Рагузина ко второй категории относят принцип уважения прав человека, который, по их мнению, хотя терминологически и не закреплен в нормативно-правовых актах, однако косвенно просматривается в национальном законодательстве через гуманизм права и юридической ответственности, через обязанности государства охранять и защищать конституционные права и свободы человека и гражданина, через справедливость права и юридической ответственности, через взаимоотношения граждан и должностных лиц в процессе осуществления позитивной стороны юридической ответственности, через нравственные и духовные ценности, связанные с охраной и защитой нематериальных благ, через реализацию норм юридической ответственности и исполнения наказания, через законные ограничения прав и свобод человека.

Следует согласиться с A.M. Васильевым в том, что первой стадией формирования правовой идеи-принципа является правовая теория, где правовые идеи как принципы раскрываются в понятиях и категориях, обосновываются и доказываются. В теории правовые идеи получают опору в юридических знаниях. На стадии правовой теории происходит первоначальная объективация и разработка правовых идей как принципов правового регулирования. В.М. Ведяхин справедливо отмечает, что идеологической основой принципов права являются идеи права, правовая идеология, в которой воплощается понимание сущности и социального назначения права. Идеи права — это область правосознания, они вырабатываются юридической наукой. Но до их формулирования в нормах права — прямо или косвенно — они являются только идеями, мыслями, теоретическими положениями, но юридического значения не имеют. Если же эти идеи проходят опосредование законодателем, то уже переходят в сферу юридических норм и вливаются в содержание позитивного права конкретного государства. В.Н. Карташов обоснованно делает акцент на том, что принципы права по своей сути, истокам есть «определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими компонентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативно-правовых актах или иных формах права».

Таким образом, правовая идея, не закрепленная в нормах права, существует только в области идей, правового учения, доктрины и может в лучшем случае считаться элементом правосознания.

Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером. Тезис о личной неприкосновенности человека первоначально возник в качестве правовой идеи. Поскольку эта идея носила достаточно важный, обобщающий характер (иными словами, касалась не частного случая, а общей ситуации), ее можно считать правовым принципом. Затем, по мере того, как складывались соответствующие исторические условия (а в каждой стране эти условия складывались своеобразно и не одновременно), правовой принцип претворялся в нормах. Принимались законы о запрещении произвольного лишения свободы, о неприкосновенности жилища и др. На основе этих законов складывалась общественная практика. Правовой принцип служил ее стержнем.

Другой пример. Стремление преодолеть тиранию породило правовую идею (правовой принцип) разделения властей. Идея, принцип сами по себе достаточно просты: они заключаются только в преодолении концентрации власти в одних руках. Затем этот принцип проводится в законах, прежде всего, в конституциях и претворяется в общественную практику.

И таких примеров можно привести столько, сколько угодно. С формирования правовой идеи начинается жизнь права. Однако правовой принцип не ограничивается только стадией существования в виде правовой идеи. В период своего возникновения и формирования правовой принцип действительно совпадает с правовой идеей. Но в дальнейшем, поскольку принцип именно правовой, а право не сводится только к идеям, то и принцип претворяется в иные формы правовой материи — в нормы и общественные отношения.

Вызывает возражение подход ряда авторов, настаивающих на обязательности текстуального закрепления принципов права в законе. Так, в свое время Б.В. Шейндлин предлагал относить к основным принципам права только те положения, которые сформулированы в Конституции СССР. В одной из работ С.С. Алексеева обосновывался тезис о том, что «те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами, но не принципами права». Думается, что эта точка зрения излишне категорична. Разумеется, изложение принципа права в конкретном нормативно-правовом предписании наиболее предпочтительно. Однако игнорировать при этом все иные принципы, объективно существующие, но в силу каких-либо причин не получившие законодательного оформления, было бы ошибкой.

В данном вопросе более убедительной выглядит позиции Л.С. Явича, который утверждал, что некоторые принципы могут формироваться, совершенствоваться и действовать, не будучи до определенного времени четко выраженными в законодательстве, могут функционировать в сфере судебной практики и правовых обычаев (традиций), в области складывающихся комплексов субъективных прав и конкретных правоотношений, хотя, конечно, оптимальный вариант заключается в наиболее полном закреплении основных начал в конституционном законодательстве.

Руководствуясь такими же соображениями, Р.З. Лившиц при классификации принципов права выделял две самостоятельных их разновидности: принципы-нормы и принципы, выводимые из норм. Он исходил из того, что одни правовые принципы получают прямое закрепление в нормах. После подобного закрепления они становятся принципами-нормами. Другие принципы не получают прямого закрепления в конкретных нормах. Формулировка правового принципа не переходит в формулировку одной конкретной нормы. Но она переходит во множество норм, как бы растворяется в них. Принцип в таких случаях играет как бы роль режиссера-постановщика за сценой. Принцип обретает жизнь не в одной норме, а во множестве. В этих случаях мы имеем дело с принципами, выводимыми из норм.

Н.С. Малеин, используя аналогичный подход, различает принципы права по степени их нормативности, которая выражается в точном, ясном определении в букве закона прав, обязанностей, ответственности субъектов правоотношения, которым адресована норма. В соответствии с этим критерием он выделяет принципы-нормы и принципы-законоположения. У норм-принципов самая высокая степень нормативности. Однако не все правовые принципы обладают этим свойством. Не имеют нормативного характера те из них, которые не зафиксированы в конституционных и иных законах, а также некоторые принципы, хотя и нашедшие отражение в законодательстве, но не представляющие собой четких правил, не формулирующие конкретных правил поведения. Таковы принципы-законоположения. В отличие от норм-принципов они не обладают четкой нормативностью и реализуются обычно в сочетании с другими правовыми актами. Различие между нормами-принципами и нормами-законоположениями имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Принципы-нормы благодаря своей конкретной ясности, не допускающей неоднозначного понимания и толкования, могут и должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми общими и специальными судами. Так, если суд признает несоответствие нормативного акта (закона) принципу-норме, то обязан решать дело на основе принципа-нормы. Декларативный характер принципов-законоположений не всегда позволяет однозначно бесспорно установить несоответствие нормативного акта законоположению. Это может сделать Конституционный Суд. Во всяком случае, сложилась такая судебная практика.

В.И. Зажицкий подразделяет принципы права на научные идеи, формулируемые учеными и предлагаемые ими на роль правовых принципов, и собственно правовые принципы, уже закрепленные в законодательстве.

Хотя, повторюсь, безусловно, наиболее предпочтительным представляется прямое законодательное закрепление принципов права, их изложение в конкретных нормативно-правовых предписаниях. При выражении идей, носящих принципиальный характер, в правосознании их значимость факультативна, поскольку они не имеют силы обязательного для исполнения предписания. Кроме того, не всякая идея, даже самая разработанная и теоретически обоснованная может стать принципом права. Правовое оформление принципа придает ему характер необходимого правила, позволяет отличить от других идей, взглядов, представлений и исключает его произвольное содержательное толкование. По крайней мере, к этому нужно стремиться.

В поддержку сказанному хотелось бы привести следующую аргументацию.

Во-первых, принципы права образуют своеобразную систему координат, с которой в первую очередь сверяет свою деятельность законодатель, что позволяет избежать принятия волюнтаристских решений, не вписывающихся в эту систему, заведомо ей противоречащих. И от того, насколько четко будет сформулирован тот или иной принцип права, зависит эффективность правотворческой деятельности и, в конечном итоге, качество законодательства.

Во-вторых, отраженные в позитивном законодательстве принципы права становятся более осязаемым явлением для правоприменителей. Реальность принципов права дисциплинирует последних, существенно ограничивает возможности для произвольного использования по собственному усмотрению аналогии права при обнаружении в нем пробелов.

В-третьих, выраженные в нормативных предписаниях принципы права способствуют правовому просвещению населения, повышению уровня их правовой культуры, поскольку принципы права значительно легче усвоить и апеллировать к ним на практике в конфликтных ситуациях, демонстрируя правовую подкованность.

В-четвертых, принципы права служат ориентиром для органов и лиц, осуществляющих толкование правовых норм, а, как известно, опираться надежнее всего на что-то незыблемое, фундаментальное. Таким основательным ориентиром, своеобразным фундаментом для всего правоинтерпретационного процесса служат четко сформулированные в позитивном законодательстве принципы права.

В-пятых, исследование правовых предписаний, содержащих в себе принципы права, дает возможность выстроить и теоретически обосновать систему ведущих идей, выражающих сущность права и в самом общем виде характеризующих его содержание, и, следовательно, с учетом этого выработать и обосновать рекомендации по совершенствованию законодательства.

Четвертое. Принципы права, будучи своеобразной знаковой системой координат для правотворческих органов, определяют содержание конкретных правовых предписаний и, следовательно, характер правового регулирования в целом. Например, в принципах гражданского процессуального права (гражданского процесса) концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению судами правовых конфликтов и иных дел (дел особого производства). Возникнув на основе новых взглядов на роль и значение судебной власти в обществе, принципы становятся важными предпосылками дальнейшего развития и совершенствования гражданского процессуального законодательства в направлении, обеспечивающем надлежащую защиту судами прав граждан и организаций. В.Н. Карташов высказывает мысль о том, что принципы права есть нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. На этот признак указывает и В.И. Гойман. С его точки зрения, к принципам права относятся «общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений». С.С. Алексеев пишет, что принципы права «напрямую входят в материю права, обогащают ее, с весьма существенных сторон характеризуют ее содержание , а в этой связи — степень ее развитости, совершенства». С.Г. Дробязко относит к принципам права «исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно выражающие его сущность, непосредственно предопределяющие его содержание, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений». А.В. Поляков, оперируя термином «нормы-принципы», использует его для обозначения правил, закрепляющих основные, исходные начала права. По его мнению, они не создают непосредственно прав и обязанностей, но указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. АЛ. Захаров определяет принцип права как основную или руководящую идею, ключевую мысль, направляющую правовое регулирование, определяющую сущность и социальное назначение права.

Суммируя вышеизложенное, можно определить принципы права как сформулированные в нормативно-правовых предписаниях либо выводимые из них фундаментальные идеи, выражающие сущность права, определяющие его содержание и общий характер правового регулирования общественных отношений.

Читайте также:  На комиссии ввк окулист проверяет зрение по таблице сивцева
Источники:
  • http://studopedia.ru/6_144798_printsipi-prava.html
  • http://studme.org/82239/pravo/printsipy_prava
  • http://studfiles.net/preview/5000345/page:22/
  • http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1727