Меню Рубрики

Право с точки зрения юридического позитивизма это

-: идеи добра, гуманизма, справедливости

+: общеобязательность норм, гарантированность их государством

-: воля господствующего в государстве класса

-: права и обязанности участников правоотношений

Представители какой школы (направления) понимания права отрицали возможность рецепции права?

+: исторической школы права

-: школы естественного права

-: психологической теории права

Императивно-атрибутивный характер содержания права утверждали сторонники

-: исторической школы права

-: школы естественного права

+: психологической теории права

Представители какой школы (направления) правопонимания отрицали то, что право служит интересам всего общества?

-: социологической школы права

-: психологической теории права

Представители какой школы (направления) правопонимания отождествляли право и закон, считая главным признаком права его связь с государством и общеобязательность?

-: социологической школы права

-: психологической теории права

Представители какой школы (направления) понимания права согласились бы с тем, что «каждая семья, … деревня, … община» имеет специфическое именно для нее «право… религию… мораль, кодекс внешнего приличия, такта, моды»?

+: социологической школы права

-: психологической теории права

Кто из правоведов прошлого считал, что законодатель даже с помощью самых кардинальных реформ не в состоянии изменить обычное право того или иного народа?

Кто из правоведов прошлого различал интуитивное и позитивное право?

Право как узаконенную волю господствующего в государстве класса, объективный результат становления классового общества понимали представители

-: коммуникативной концепции права

-: психологической теории права

Право не просто всеобщий масштаб и равная мера, а всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов. Представитель какой школы (направления) понимания права согласился бы с таким утверждением?

-: коммуникативной концепции права

-: психологической теории права

Представители какой школы (направления, концепции) правопонимания оперирует терминами “книжное право” и “живое право”?

+: социологической школы права

-: психологической теории права

История права – это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства. Представитель какой школы (направления, концепции) понимания права согласился бы с таким утверждением?

-: коммуникативной концепции права

-: психологической теории права

Представители какой школы (направления, концепции) правопонимания считали, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер?

-: коммуникативной концепции права

-: психологической теории права

«Право можно определить как основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативных порядок отношений, участники которого взаимодействуют путем реализации своих прав и обязанностей. Представитель какой школы (направления, концепции) понимания права согласился бы с таким утверждением?

+: коммуникативной концепции права

-: психологической теории права

Представители какой школы (концепции, направления) правопонимания утверждают, что в основании действия права лежит социальная легитимация, без которой не возникнут взаимосвязанные друг с другом права и обязанности субъектов?

+: коммуникативной концепции права

-: психологической теории права

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Юридический позитивизм – методология познания права, сложившаяся в XIX веке и составившая теоретическую платформу школы юридического пози­тивизма, представителями которой были Дж. Остин, К. Бергбом, А. Эсмен, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов и др. Юридический позитивизм сформировалась в результате восприятия его создателями идей позитивной философии О. Конта.

Характерной особенностью позитивистского подхода к праву является отождествление права с действующим законодательством. Сторонники юриди­ческий позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением дей­ствующего в данный момент позитивного права. Право рассматривается пред­ставителями юридического позитивизма как приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

В качестве предмета исследования юридический позитивизм полагает существующее позитивное право. Суть позитивистского подхода в понимании права выражается в утверждении «закон есть закон».

Этот подход характеризуется негативным отношением к любым умозри­тельным концепциям права, создатели которых утверждают, что помимо ре­ально существующего и воспринимаемого государства и связанного с ним мас­сива законодательства существует некое идеальное право и связанное с ним идеальное государство. Подобный негативизм юридический позитивизм рас­пространяет на концепции естественных и неотчуждаемых прав человека, а также на концепцию «духа народа» как источника права. Острие своей кри­тики, таким образом, он направляет на историческую школу права и юснатура­лизм. Сущность права признается юридическим позитивизмом непознаваемой, он концентрирует внимание на существовании права в его фактологически данной конкретике. Таким образом, предметом исследования позитивизма вы­ступают существующие правовые нормы, акты и.т.д. В результате право пред­стает как относительно определенная и легко обозреваемая совокупность пра­вил (норм), принципов и типологических делений.

Позитивистский метод изучения права опирается на формально-логиче­ское исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Эмпирическое познание права осуществляется на ос­нове чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Юридический позити­визм в качестве эталона знания выдвигает принципы ясности, строгости, оче­видности. Задача юридической науки, в видении представителей юридического позитивизма, заключается в упорядочении всего массива непрерывно изме­няющегося и разрастающегося законодательства.

Предшественником юридического позитивизма по праву может быть на­зван английский правовед Иеремия Бентам (1748 -1832 гг.), выдвинувший идею, согласно которой предметом юридических исследований должно быть не абст­рактное, отвлеченное естественное право, но реально существующее, законода­тельно оформленное право.

Основателем школы юридического позитивизма является английский правовед Джон Остин (1790–1859 гг.), который в 20-х гг. XIX в. возглавил пер­вую кафедру юриспруденции в Лондонском университете, став первым про­фессором права этого университета.

Правовые взгляды Остина нашли отражение в работе «Определение предмета юриспруденции», а также в посмертно опубликованном труде «Лек­ции о юриспруденции, или философии позитивного закона». Остин испытал влияния утилитаризма И. Бентама и Дж. Ст. Милля.

По убеждению Остина, право, выступающее предметом юридической науки – это право, «установленное политически господствующим для полити­чески подчиненного». Это право он называет позитивным правом. По мнению Остина, источником права является суверенная власть, при этом залогом нор­мального функционирования права выступает привычка большинства к пови­новению этой власти. В его видении, суверен является воплощением всевласт­ного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, или «прави­лом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, обеспеченный санкцией, в представлении Остина, есть правовая норма. Следовательно, норма получает юридический характер лишь при условии, что кто-то, обла­дающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоя­нии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред нарушителю данной нормы. Право, в представлении Остина, является приказом суверенной власти, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в государственных санкциях и принуждении. Элементами права, в его видении, являются правила или нормы, в которых находят выражение при­казы суверена.

Остин разделяет этику, оперирующую моральными категориями, науку о законотворчестве, оперирующую понятиями должного в праве и собственно науку о праве – юриспруденцию, изучающую позитивное право. Он негативно относится к теории естественного права. Ученый полагает, что юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, законами природы. Остин утверждает, что право должно быть обособлено от морали, поскольку предметом юриспруденции является позитивное право – не зависимо от того, хорошее это право или плохое. Оценки этого рода, по его мнению, удел этики или законоведения, но отнюдь не правоведения. Разумеется, Остин не занимает позицию аморализма, он лишь считает, что вопрос о приведении сущего в соот­ветствии с должным выносится за рамки юридической науки в сферу этики.

Таким образом, в творчестве Остина нашли претворение методологиче­ские принципы позитивизма, в частности на первый план были выдвинуты эм­пирические особенности права — право как факт. Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе исключительно юридических крите­риев, обособленных от моральных оценок права, а также от социально-полити­ческих его характеристик.

Остин является классическим представителем юридического позити­визма, его учение оказало серьезное влияние на мировую юриспруденцию.

Наиболее глубокое обоснование юридический позитивизм получил в ра­боте немецкого юриста Карла Бергбома (1849 – 1927 гг.) «Юриспруденция и фи­лософия права». Подобно Остину, Бергбом является противником «метаюри­дических» принципов и идей, вносимых в юриспруденцию доктри­нами, кото­рые пытаются исследовать не реальное, а идеальное право. К числу таких док­трин Бергбом относит теорию естественного права, учение о «народ­ном духе» исторической школы права.

Бергбом утверждает, что наука должна изучать, а не оценивать право; она призвана иметь дело с реальными предметами, которые необходимо исследо­вать посредством опыта; ее задача — заниматься только объективно сущест­вующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства.

Единственно реальное право, по убеждению Бергбома, лишь то, которое выражено в законе. Он полагал, что право, действительно функционирующее по принципу «закон есть закон», составляет основу отношений между людьми в любом строе отношений. «Сущность любого права,– писал Бергбом,– состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя». Норма, в его видении, есть альфа и омега права, его начало и конец, за преде­лами закона нет никакого другого права. Именно действующее, позитивное право, в представлении Бергбома, способно обеспечить порядок, гармонию и безопасность в государстве. Что касается естественного права, то оно, в виде­нии Бергбома, представляет собой нечто фиктивное, поэтому его нельзя рас­сматривать как явление правового порядка.

Одним из видных представителей юридического позитивизма в России является Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912 гг.), правовые воззрения которого нашли воплощение в работах «Учебник русского гражданского права», «Общая теория права».

Право, в видении Шершеневича, есть правила общежития, поддерживае­мые государственной властью, соответственно, обязательная сила норм права имеет всегда одно основание — веление государственной власти. Государствен­ная власть, в таком контексте, выступает не только как источник права и осно­вание его общеобязательности, но и как институт, располагающийся над пра­вом и правом не ограниченный. Приоритет государства в отношении права, в видении Шершеневича, не является основанием полагать, что право целиком и полностью исходит от государства. Государственная власть может предоста­вить вырабатывать содержание права кому-либо другому и лишь скрепляет его своей санкцией. Это касается и норм обычного права, которые создаются в своем со­держании независимо от государственной власти, но юридическую обязатель­ность приобретают только по воле государственной власти. Таким образом, методологической основой учения Шершеневича выступает позитивизм, который конкретизируется как принцип юридического формализма.

Читайте также:  Основные этапы эволюции вселенной точки зрения современной науки

К числу сторонников юридического позитивизма можно отнести россий­ского правоведа Николая Михайловича Коркунова (1853 -1904 гг.), автора работ: «Государственное право (теория)», «Сравнительный очерк государственного права иностранных держав», «Русское государственное право», «Указ и закон» и др.

Коркунов утверждал, что переворот, совершенный позитивизмом в фи­лософии, открывает новый этап в познании права. Исследователь предприни­мает попытку экстраполяции принципов позитивизма в сферу правоведения. Он констатирует, что непосредственному наблюдению в праве доступны от­дельные законы и отдельные юридические сделки. Соединить эти отдельные элементы, в целостное представление о праве, по мнению Коркунова, можно только при помощи научного синтеза. В прошлом эту идею пытались вопло­тить при помощи таких дисциплин как: энциклопедия права, в рамках которой соединялся весь фактический материал в единую систему; а также философия права, в рамках которой дедуктивно выстраивалось целостное учение о праве. Однако эти дисциплины, в видении Коркунова, себя исчерпали. Для достиже­ния такого рода синтеза необходима особая наука, которая бы соединила весь накопленный фактологический материал и давала целостное представление оп­раве. Такой особой наукой является позитивизм, который представляет собой весьма эффективный и широко востребованный метод юридических исследований.

В начале XX века позитивистское направление в юриспруденции заняло господствующие позиции Можно констати­ровать, что в современной российской юриспруденции позитивизм является лидирую­щим подходом, вытесняющим формационный подход в понимании и изучении права.

Однако помимо классического позитивизма появля­ются новые его модификации, в частности, юридический неопозитивизм.

ПРАВОВОЙ ПОЗИТИВИЗМ

ПРАВОВОЙ ПОЗИТИВИЗМ — раз­но­вид­ность тол­ко­ва­ния при­ро­ды и на­зна­че­ния пра­ва, по­ни­мае­мо­го как со­во­куп­ность дей­ст­вую­щих за­ко­нов.

Эта со­во­куп­ность и есть пра­во в жиз­ни, ко­то­рое об­на­ру­жи­ва­ет се­бя пре­ж­де все­го в ви­де пра­вил. Вся­кий за­кон, в ка­кую бы грам­ма­ти­че­скую или иную фор­му не об­ле­кал­ся, все­гда пред­став­ля­ет со­бой нор­му пра­ва или пра­ви­ло по­ве­де­ния.

Так как нор­мы пра­ва от­ли­ча­ют­ся от других со­ци­аль­ных норм тем, что со­блю­де­ние их под­дер­жи­ва­ет­ся тре­бо­ва­ни­ем (в ви­де убе­ж­де­ния или при­ну­ж­де­ния), ис­хо­дя­щим от го­су­дар­ст­ва, то от­сю­да по­зи­ти­ви­сты-за­кон­ни­ки де­ла­ют вы­вод: 1) что вне го­су­дар­ст­ва нет пра­ва и 2) что дей­ст­вие норм пра­ва ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся пре­де­ла­ми вла­сти го­су­дар­ст­ва. Та­кой го­су­дар­ст­вен­но цен­три­ст­ский под­ход к вос­при­ятию пра­ва иг­но­ри­ру­ет на­ли­чие пра­ва в ви­де обы­чая, ко­то­рый не обя­за­тель­но ис­хо­дит от го­су­дар­ст­ва и од­но­вре­мен­но не при­ни­ма­ет во вни­ма­ние пра­во­твор­че­ст­во со­гра­ж­дан, ко­то­рые, например, за­клю­ча­ют дву­сто­рон­ние до­го­во­ры и тем са­мым об­ре­та­ют впол­не оп­ре­де­лён­ные юри­дической взаи­мо­свя­зи в ви­де воз­ни­каю­щих при этом прав и обя­зан­но­стей, а так­же под­ра­зу­ме­ва­ют оп­ре­де­лён­ные га­ран­тии сво­его осу­ще­ст­в­ле­ния, не обя­за­тель­но свя­зан­ные с государственным при­ну­ж­де­ни­ем.

Правовой позитивизм как обо­соб­лен­ная об­ласть юри­дических зна­ний су­ще­ст­ву­ет с XIX века. Про­изош­ло это под силь­ным влия­ни­ем ис­сле­до­ва­тель­ской и про­све­ти­тель­ной ак­тив­но­сти И. Бен­та­ма и осо­бен­но по­сле пуб­ли­ка­ции «Лек­ций о юрис­пру­ден­ции, или Фи­ло­со­фии по­зи­тив­но­го пра­ва» (четвертое издание 1873 года) Дж. Ос­ти­на, где со­дер­жа­лось зна­ме­ни­тое оп­ре­де­ле­ние пра­ва как при­ка­за (ко­ман­ды) су­ве­ре­на (вер­хов­но­го пра­ви­те­ля). Для по­зи­ти­ви­стов нор­мы пра­ва со­став­ля­ют про­дукт че­ло­ве­че­ской во­ли и яв­ля­ют­ся сред­ст­ва­ми дос­ти­же­ния че­ло­ве­че­ских це­лей. По­это­му нор­мы под­ле­жат оцен­ке с точ­ки зре­ния их це­ле­со­об­раз­но­сти и спра­вед­ли­во­сти. Вме­сте с тем под­вер­га­ют­ся оцен­ке и те це­ли, ко­то­рые пред­по­ла­га­ет­ся дос­тичь при по­мо­щи юри­дических норм. Вни­ма­нию ис­сле­до­ва­те­ля, таким образом, под­ле­жит толь­ко то пра­во, ко­то­рое дей­ст­ву­ет, но не то пра­во, ко­то­рое долж­но бы дей­ст­во­вать. Этим ог­ра­ни­че­ни­ем пре­дот­вра­ща­ет­ся, со­глас­но по­зи­ти­ви­стам, опас­ность сме­ше­ния пра­ва с пра­во­вым идеа­лом, со спра­вед­ли­во­стью (Г.Ф. Шер­ше­не­вич и другие). Пра­во­вое яв­ле­ние как объ­ект пра­во­ве­де­ния — это пре­ж­де все­го нор­ма пра­ва. Ко­неч­но, нор­ма пра­ва не есть что-то ма­те­ри­аль­ное, под­даю­щее­ся ося­за­нию, но от­сю­да не сле­ду­ет, что пра­во­ве­де­ние не име­ет объ­ек­та для тео­ре­тического по­зна­ния. Вы­ра­жен­ный вла­ст­вую­щи­ми ли­ца­ми в оп­ре­де­лён­ной фор­ме при­каз оп­ре­де­лён­но­го со­дер­жа­ния и вос­при­ня­тый под­вла­ст­ны­ми по­сред­ст­вом слу­ха и зре­ния есть оп­ре­де­лён­ный во вре­ме­ни факт. Это про­изош­ло и вос­при­ня­то как яв­ле­ние. Соз­на­ние свя­зан­но­сти сво­их дей­ст­вий вслед­ст­вие вос­при­ня­той нор­мы, а так­же соз­на­ние сво­бо­ды сво­их дей­ст­вий на ос­но­ве вос­при­ня­той нор­мы со­став­ля­ют ак­ты про­из­вод­но­го пси­хического соз­на­ния.

Ино­гда по­зи­ти­ви­ста­ми име­ну­ют пред­ста­ви­те­лей юри­дической нау­ки с це­лью осу­ж­де­ния уз­ко дог­ма­ти­че­ских «фор­ма­ли­сти­че­ских по­зи­ций», со­глас­но ко­то­рым с пра­вом все­гда всё яс­но («за­кон есть за­кон») и, ка­ким бы бес­по­мощ­ным и не­пра­виль­ным оно ни ста­но­ви­лось, при­ме­нять­ся оно долж­но со всей стро­го­стью и не­ук­лон­но­стью. По­доб­ная ори­ен­та­ция на­хо­ди­ла оп­рав­да­ние и под­держ­ку в ра­бо­тах ло­ги­че­ских по­зи­ти­ви­стов с их те­зи­сом о том, что зна­че­ние сло­ва есть спо­соб ве­ри­фи­ка­ции (про­вер­ки на ис­тин­ность), а так­же сре­ди со­цио­ло­ги­че­ских по­зи­ти­ви­стов, где об­ще­при­ня­тым бы­ло пред­став­ле­ние о том, что со­ци­аль­ные яв­ле­ния долж­ны изу­чать­ся ме­то­да­ми ес­тественных на­ук.

Дав­ним пунк­том рас­хо­ж­де­ний ме­ж­ду юри­ста­ми-по­зи­ти­ви­ста­ми и не­по­зи­ти­ви­ста­ми был и ос­та­ёт­ся ха­рак­тер взаи­мо­от­но­ше­ний пра­ва и мо­ра­ли. Од­на по­зи­ция в ре­ше­нии это­го во­про­са до­пус­ка­ет при­зна­ние не­раз­дель­но­сти мо­раль­ных и пра­во­вых тре­бо­ва­ний в тех или иных пра­во­от­но­ше­ни­ях [«мяг­кий по­зи­ти­визм», или «вклю­чаю­щий (мо­раль) по­зи­ти­визм»], дру­гая его от­ри­ца­ет («ис­клю­чаю­щий по­зи­ти­визм»). Ха­рак­тер­но в дан­ном слу­чае, что са­мые стро­гие в ме­то­до­ло­гических от­но­ше­нии юри­сты-по­зи­ти­ви­сты всё же де­ла­ют ис­клю­че­ние и при­зна­ют со­че­тае­мость пра­ва и мо­ра­ли в двух слу­ча­ях — ко­гда пра­во­вые тре­бо­ва­ния фор­му­ли­руют­ся от име­ни свя­щен­но­го ав­то­ри­те­та и ко­гда та­кие тре­бо­ва­ния ста­но­вят­ся со­став­ной ча­стью ус­лов­ных (до­го­вор­ных) от­но­ше­ний. В российском фи­лософском пра­во­ве­де­нии эта те­ма бы­ла пред­ме­том ост­рой и па­мят­ной по­ле­ми­ки ме­ж­ду фи­ло­со­фом В.С. Со­ловь­ё­вым (с его те­зи­сом о не­из­мен­ном при­сут­ст­вии в пра­ве ми­ни­му­ма мо­раль­ных тре­бо­ва­ний) и ли­бе­раль­но-кон­сер­ва­тив­ным по­ли­тическим мыс­ли­те­лем Б.Н. Чи­че­ри­ным на ру­бе­же XIX-XX веков.

Вы­ра­же­ние «юри­ди­че­ский по­зи­ти­визм» не очень по­пу­ляр­но в Рос­сии. От­час­ти это свя­за­но с тем, что юри­сты не про­во­дят раз­ли­чия ме­ж­ду пра­во­вым по­зи­ти­виз­мом, с од­ной сто­ро­ны, и фи­лос. по­зи­ти­виз­мом, а так­же ло­ги­че­ским по­зи­ти­виз­мом — с дру­гой. А ино­гда сто­рон­ни­ки правового позитивизм и его про­тив­ни­ки вкла­ды­ва­ют раз­ный смысл в од­ни и те же сло­ва или тер­ми­ны.

Право с точки зрения юридического позитивизма это

позитивизм юридический — (от лат. positivus положительный) направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент. Юридический П. как одна из философско правовых концепций… … Большой юридический словарь

ПОЗИТИВИЗМ юридический — (от лат. positivus положительный) направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т. е. действующего в данный момент. Юридический П. как одна из философско правовых концепций… … Юридический словарь

ПОЗИТИВИЗМ — юридический (от лат. positivus положительный) направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент. Юридический П. как одна из философско правовых… … Юридический словарь

Позитивизм правовой — Позитивизм правовой, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве ценностей только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то,… … Википедия

Юридический позитивизм — возник во второй половине XIX в. в Западной Европе и России (А. Меркель, Д. Остин, Г. Шершеневич). Основан на философском позитивизме. Пришел на смену теории естественного права, отверг деление права на естественное и положительное. Заявил о себе … Теория государства и права в схемах и определениях

Правовой позитивизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Позитивизм (значения). Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в… … Википедия

Научный позитивизм в праве — Научный позитивизм в праве. Согласно доктринам, восходящим к научному позитивизму, источником права являются факты истории, экономики или социологии, поэтому право должно изучаться с использованием методик соответствующих наук. Право не является… … Википедия

Факт — Позитивизм … Википедия

Российский ежегодник теории права (СПбГУ) — Разуваев Н.В., Харитонов Л.А., Черноков А.Э. Российский ежегодник теории права. № 1. 2008 / Под ред. А.В. Полякова. СПб., 2009. – 872 с. Рецензия. Представляется, что максимальную сложность для юридической науки сегодня составляет, как ни… … Википедия

ПРАВО — система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не… … Философская энциклопедия

Правовой позитивизм, юридический позитивизм

Понятие правового, юридического позитивизма

Правовой позитивизм (юридический позитивизм) заключается в признании в качестве правовых норм лишь норм позитивного права и сведении любого права к нормам, действующим в данном обществе, в данную историческую эпоху, вне зависимости от того , справедливым является данное право или же нет.

Исследователи выделили три главные версии правового позитивизма:

  • Социологическую;
  • Этатистскую;
  • Нормативистскую.

Этатистская версия или же легизм

По этатистской версии право представляется некоторой автономной дисциплиной, которая отождествляется с государственной волей, отражением которой это право и представляется. В этой ситуации не могут возникать конфликты меж государством и правом, где государство является выступающим его единым источником, мутация или эволюция которого могутповлечь за собой соответственные перемены в праве. Право редуцируется до степени государственных атрибутов и часто может оборачиваться произволом политикой силы или власти.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Доктрины позитивизма часто исходят из неопределённостей, которые порождены разнообразием прав позитивизма и представлением, что какая угодно идея справедливого, если к ней применяются эпитеты «универсальная» и «неизменная», оказывается следствием искусственной.

Так, в 16 веке Ж. Боден, являющийся теоретиком идеологии абсолютной монархии, а в 17 столетии Боссюэ, который воспевал королевскую власть, стали привязывать право к верховной власти монарха, подчинив последнюю требованию соблюдения «божественных и естественных законов».

В отличие от них, Макиавелли утверждал прежде всего, что право и государство никаким образом не подчиняются морали или естественному праву с того момента, как образуется вопрос об интересах государства, правитель не может колебаться в выборе средств, которые позже оправдаются успехом.

Т. Гоббс увязал понятие общественного договора с понятием абсолютной власти: как результат общественного договора, который предназначен для обеспечения порядка, люди признали право законодателя за абсолютным монархом, законы которого являются везде справедливыми, потому как служат общим интересам, даже если они находят противоречия божественной воле.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Позже идеология государственного позитивизма поддерживалась трудами Гегеля. Делая попытки примирения противоречий истории и единообразия разума, а так же нейтрализовать оппозицию реального мира и идеальной мысли посредством диалектики, Гегель устремлялся отождествлять рациональное и реальное, признавая главенствующую роль за государством, он трактовал право через осуществляющийся факт и через силу, он выделял отождествление права и государства.

Читайте также:  Глазные капли при ухудшении зрения от компьютера

Как и Гегель, юрист немецкого происхождения Р. Иеринг усматривал в государстве единственный источник права; выделяя роль принуждения в форме неотъемлемого свойства нормы права, он признал лишь позитивное право, внушать почтение которого в силах лишь государство, посредством принудительного воздействия.

В юриспруденции современного периода получала развитие теория позитивизма права, в базис которой положены принципы правового урегулирования согласно историческим закономерностями функционирования политически сформированного общества, а также отделения и кооперации труда как базисы самостоятельного сохранения и государственного прогресса. В России данный концепт сформировал профессор С.Дробышевский.

Социологическая и нормативистская теории

Сторонники социологического позитивизма приняли за первооснову права правовые отношения. С их точки зрения право является реальным порядком общественных отношений; закон с меньшей или большей адекватностью зафиксировали правила, которых люди должны придерживаться в собственных взаимных отношениях, и получает жизнь, только будучи реализованным в них. Социологическая версия изучает право в образе реального социального явления, применяя притом методики позитивистской социологии.

Нормативистская версия принципиальным образом разнится от этатисткой применением понятия нормы в качестве исходного понятия. Государство притом подвергается рассмотрению как произведенное от норм права явление.

Отцы идеологии юридического позитивизма

Юридический позитивизм привлек внимание ученых ясностью и простой собственных положений. Казалось, что юристы в лице данной теории наконец-то отделили предмет собственного научного интереса – изучение законодательства действующего в настоящий момент, которое принято государством, согласно установленным законодательными процессиями, и методом научного исследования является формально-логическое исследование юридических текстов на предмет выделения и уничтожения в законе противоречий. Для множества юристов становится очевидным, что не существует и не может существовать для них другой критики законов, кроме как формальной критики и всяческие ссылки на несоответственные моменты закона нормам другого порядка недопустимы.

Первые представители идеологии юридического позитивизма:

Их труды и на сегодняшний день признаны авторитетными источниками. Так же яркими представителями этого течения становятся Карл Бергбом, а так же, в некоторой мере, Р. Иеринг с собственным трудом «юриспруденция интересов» и А.Эсмен с трудом «национальный суверенитет».

Иеремия Бентам является английским правоведом и философом-моралистом кон. 18-начала 19 в., основателем утилитаризма.

Правовое учение Дж. Бентама привлекло внимание ученых от момента его образования, и по настоящий момент. Широчайшую известность обрели его труды по теории права, гражданскому, конституционному, международному и уголовному праву, пенологии, уголовному процесс. Идеи мыслителя обрели ценность для любой правовой отрасли, ведь их лейтмотив состоит в обновлении и гуманизации законодательства, увеличении уровня его эффективности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Теория юридического позитивизма

Представляет собой теоретическую концепцию, основывающуюся на признании лишь позитивного (официального) права, выраженного в виде юридических норм. А все остальное, называемое правом, в том числе естественное право, является ни чем иным, как моральной оценкой действующего права. Не имея официального выражения и властного обеспечения, оно представляет собой лишь систему научных взглядов, а следовательно не обладает общеобязательной силой.

Уклоняясь от оценки существующей действительности, юридический позитивизм замыкается на констатации существования права в отрыве от тех общественных отношений, которые служат его основанием. Отсюда и отрицание им возможности познания сущности права. Главное для него – это описание правовых явлений, изучение внешнего способа их существования. Поэтому право в рассматриваемой теории сводится исключительно к совокупности юридических норм или «агрегату правил, установленных политическим руководителем, или сувереном», «Всякое право есть команда, приказ» (Остин). Общеобязательная же воля, лежащая в основе права, вообще не является предметом ее анализа. При чем нормы права, с точки зрения юридического позитивизма, являются продуктом государственного произвола, а не неизбежным следствием социально-экономического и политического состояния общества. Более того, эти нормы сами порождают определенные общественные отношения. Таким образом юридический позитивизм, во-первых, отождествляет право сего нормами, а во-вторых, приписывает ему определенный характер. «Право в объективном смысле, — есть а) норма, б) определяющая отношения человека к человеку»[9] . К основным идеям и положениям «юридического позитивизма» относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность как, в конечном счете, единственная отличительная особенность права, формально-логический и юридико-догматиченский метод анализа права, отрыв и «очищение» права от общественных отношений, а юриспруденции – от «метафизических» положений о природе, причинах, ценностях, сущности права и т.д. Подобные представления в XIX в. развивали Д. Остин, Ш. Амос и др. в Англии; Б. Виндшайд, К. Гербер, К. Бергом, П. Лабанд, А.Цительман и др. в Германии; Кабанту и др. во Франции; Е.Васьковский, А.Х.Гольмстен, Л.Д.Гримм, С.В.Пахман, Г.Ф.Шершеневич и др.в России. В XX в. этот подход представлен такими направлениями «юридического» неопозитивизма, как «реформированная общим языковедением юриспруденция» В.Д. Каткова, «чистое учение о праве» Г. Кельзена, «концепция права» Г.Харта и т.д.

«Так, Ш. Амос утверждал, что «право есть приказ верховной политической власти государства с целью контроля действий лиц в данном сообществе»[10] . Г.Ф. Шершеневич придерживался аналогичных воззрений. Право, по его оценке, — это «произведение государства», а государственная власть характеризуется им как «тот начальный факт», из которого исходят, цепляясь друг за друга нормы права»[11] .

Своим приказом государственная власть порождает право – таково кредо данного типа правопонимания. С этой точки зрения, все, что приказывает власть есть право. Отличие права от произвола тем самым в принципе лишается объективного и содержательного смысла и имеет для приверженцев такого подхода лишь субъективный и формальный характер: явный произвол, санкционируемый определенным субъектом (органом государства) в определенной форме (в форме того или иного акта – закона, указа, рескрипта, постановления, циркуляра и т.д.), признается правом. В легистско-позитивистской трактовке за приказом государственной власти признаются магические возможности. Получается, что подобным приказом решается задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства) но и объективного плана (формулирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (выявление специфики права, его отличия от иных социальных форм и т.д.).

Как приказ власти и принудительный порядок трактуют право и неопозитивисты (Г.Кельзен, Г.Харт и др.).

В силу своей позитивистско-прагматической ориентированности легистская юриспруденция занята уяснением и рассмотрением двух основных эмпирических фактов: 1)выявление, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний (принудительно-обязательных установлений) официальной власти, т.е. так называемых формальных источников действующего права (позитивного права, закона), и 2) выяснением мнения (позиции) законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний власти как источников (форм) действующего права.

Легизм (во всех его вариантах – от старого легизма и этатистского толкования права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического позитивизма), отождествляя право и закон (позитивное право), отрывает закон как правовое явление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики закона, трактует его как продукт воли (и произвола) законоустанавливающей власти. Поэтому специфика права, под которым позитивисты имеют в виду закон (позитивное право), неизбежно сводится при таком правопонимании к принудительному характеру права. Причем эта принудительность трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требования права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой (и насильственный) первоисточник права. Сила власти здесь рождает насильственное, приказное право.

Теоретико-позновательный интерес легизма полностью сосредоточен на действующем (позитивном) праве. Все, что выходит за рамки эмпирически данного позитивного права, все рассуждения о сущности права, идее права, ценности права и т.д. позитивисты отвергают как нечто метафизическое, схоластическое и иллюзорное, не имеющее правового смысла и значения.

Особо остро позитивисты критикуют естественноправовые учения. Причем к естественноправовым они чохом относят все концепции различения права и закона, все теоретические рассуждения о праве, расходящиеся с положениями законна. Позитивистская гносеология тем самым по существу отвергает теорию права и признает лишь учение о законе, законоведение, предметом которого является позитивное право, а целью и ориентиром – догма право, то есть совокупность непреложных основных положений (устоявшихся авторитетных мнений, позиций, подходов) о действующем (позитивном) праве, о способах, правилах и приемах его изучения, толкования, классификации, систематизаций, комментирования и т.д.

Все знание о праве, согласно такому правопониманию, уже официально дано в самом позитивном праве, в его тексте, и основная проблема позитивистского учения о праве состоит в правильном толковании текста закона и надлежащем изложении имеющегося в этом тексте официально-правового знания, мнения и позиции законодателя.

С этим связан и повышенный интерес позитивистов (особенно представителей аналитической юриспруденции) к лингвистическим и текстологическим трактовкам закона при явном игнорировании его правового смысла и содержания. При таком подходе юридическая гносеология подменяется легистской лингвистикой, согласно которой разного рода непозитивистские понятия, идеи и концепции (типа сущность права, идея права, естественное права, неотчуждаемые права человека и т.д.) – это лишь ложные слова, языковые иллюзии и софизмы, результат неверного словоупотребления.

Подобные взгляды развивал уже ярый позитивист И.Бентам, оказавший заметное влияние на становление аналитической юриспруденции. Естественное право – это, согласно его оценке, словесная фикция, метафора, а неотчуждаемые права человека – химера воображения.

Начатое Бентамом «очищение» языка юриспруденции от подобных «обманных» слов было продолжено последующими позитивистами, особенно последовательно – в кельзеновском «чистом» учении о праве.

Дальше всех в этом направлении пошел русский дореволюционный юрист В.Д.Котков. Реформируя юриспруденцию с помощью «общего языковедения», он даже предлагал вовсе отказаться от слова «право» и пользоваться вместо него словом «закон», поскольку, как утверждал он, в реальности «нет особого явления «право»[12] .

Юридическое правопонимание признает теоретико-познавательное и практическое значение лингвистического, текстологического (герменевтического), структуалистического, логико-аналитического, юридико-догматического направлений, приемов и средств исследований проблем права и закона. Но в рамках юридического подхода к праву речь идет не о сведении права к закону и теорий права к учению о законе и догме позитивного права, а об использовании все совокупности гносеологических приемов, средств и возможностей в процессе всестороннего познания права для получения достоверного и истинного знания о праве и законе.

В аксиологическом плане легиз – в силу отождествления права и закона (позитивного права) и отрицания объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права – отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права).

Фарактеризуя свое «чистое учение о праве», Кельзен писал: «Оно пытается ответить на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться. Оно есть правоведение, но не политика права. Это учение о праве, — пояснял он, — называется «чистым потому, что оно занимается одним только правом и «очищает познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Другими словами, оно стремится освободить правоведение от чуждых ему элементов. Таков основной принцип его методики»1 3.

Читайте также:  Реклама с точки зрения маркетинговых коммуникаций

С этих неопозитивистских позиций Кельзен критикует не только естественноправовые учения, но и традиционные позитивистское правоведение XIX-XX вв. за его «нечистоту».

Таким образом в этом учении Кельзена именно специальный нормативистский подход к материалу позитивного права (метод нормологического долженствования) «превращает» этот материал в систему норм долженствования, позволяет интерпретировать его как правопорядок. В этой связи Кельзен отмечает, что «специфический метод определяет специфический предмет». Принципиальное отличие метода, по Кельзену, влечет за собой и принципиальное отличие исследуемого предмета.

Нормативизм Кельзена как один из вариантов аналитической юриспруденции оказал большое влияние на модернизацию позитивистского учения о праве в XX в. Под его заметным влиянием находится и учение Г.Харта, другого видного представителя аналитической юриспруденции. Система Харта как система правил (норм), которые делятся на первичные правила (правила обязывания) и вторичные правила – «правила о правилах» (правила признания, правила изменения и правила решения). «Мы, — писал Харт, — отказываемся то позиций, по которой основой правовой системы является привычка повиновения юридически неограниченному суверену, и заменяем ее концепцией высшего правила признания, дающего системе правил критерий действительности»1 4. Но этот отказ от принудительно-приказного правопонимания по существу оказывается мнимым, поскольку единственным деиствительным критерием права и его отличия от не правовых (моральных и т.д.) правил, согласно концепции Харта, является наличие принудительной санкции, то есть принудительных правил и право в целом.

Еще одной разновидностью современной аналитической юриспруденции является так называемая позновательно-критическая теория права австрийского юриста О.Вайнбергера и его сторонников. Согласно их подходу, к «главным дисциплинам правовой науки» относятся: всеобщая теория права (философия права), догматика права, социология права, история права, сравнительное право.

Юридический позитивизм в любом своем варианте так или иначе демонстрирует свою легистскую суть

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Юридический позитивизм (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

Дисциплина: «История политических и правовых учений»

Тема: «Юридический позитивизм»

2. Понятие и истоки развития юридического позитивизма

3. Основоположники идеи юридического позитивизма

3.1 Иеремия (Джереми) Бентам

3.3 Рудольф фон Иеринг

3.4 Карл Бергбом

3.5 Адемар Эсмен

4. Юридический позитивизм в России

6. Список использованной литературы

Юридический позитивизм возник в начале XIX века, когда буржуазия достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя, в могуществе ее государства и права.

К началу XX века с утверждением позитивистской базы не только естественных, но и общественных наук позитивистское направление юриспруденции заняло господствующие позиции, которые оно с большим или меньшим успехом продолжает удерживать и по сей день.

Данная тема является актуальной, т.к. в настоящее время отношение юристов к позитивной теории права существенно меняется. Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

Целью настоящей работы является определение понятия и сущности, а так же истоков развития юридического позитивизма, достоинства и недостатки данного подхода.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: выявление понятия и анализ истории развития юридического позитивизма, изучение творчества его основоположников, определить перспективы развития позитивного права в России.

2. Понятие и истоки развития юридического позитивизма

Юридический позитивизм — направление философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Характерными чертами данного подхода к праву являются: формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций).

Юридический позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент.

Правовой позитивизм (юридический позитивизм) состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Таким образом, в право, в соответствии с концепцией юридического позитивизма, есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений. Право – приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Сущность права признается непознаваемой – оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений.

Ряд научных деятелей в области юриспруденции считает, что юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Так, например, О.Э. Лейст пишет: «Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства, если само оно сила, творящая право? Вся теория юридического позитивизма основывалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой («лучше капля силы, чем мешок права»), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение «метаюридических» начал».

Алексеев С.С. напротив, считает позитивную теорию, суммирующую данные аналитической юриспруденции, в сочетании со своими «ответвлениями» (историей права, сравнительным правоведением) и с социологией права, самодостаточной юридической наукой, выполняющей уникальные и независимые функции во всем комплексе юридических знаний, в области законодательства, юридической практики, правового обучения, а так же в постижении логики и смысла права.

Неоднозначное понимание сущности позитивизма в праве, а в итоге различное (нередко отрицательное) отношение ученых к нему обусловлено, видимо, тем, что в отечественной юридической науке позитивная теория права пока не разработана, а в литературе к позитивным концепциям относят не только те теории, которые базируются на теории позитивизма, но и формально-логические, «нормативистско-идеалистические» концепции права, основанные на иных философских направлениях (кантианство, неокантианство, феноменологическая философия и пр.)

Обратимся к истории возникновения юридического позитивизма.

Государственно-правовые теории позитивизма берут начало в работах французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857), автора «Курса позитивной философии» и «Системы позитивной политики». В данных работах Конт систематизировал как социальную жизнь того времени, так и теоретически обосновал новый, «позитивный» социально-политический порядок развития общества, с учетом его – прошлого, настоящего и «возможного будущего».

Дальнейшее стремительное развитие промышленного производства, банковской сферы, сферы транспорта и торговли, т.е. всех прогрессивных процессов, происходящих в общественной жизни стран Западной Европы во второй половине XIX века, обострило конкуренцию между отдельными производителями, в итоге концентрации капитала в «одних руках» и формированию монополий. Все отчетливей главная линия идеологического противостояния начинает проходить между адептами старого феодально-монархического режима и сторонниками буржуазного строя.

Но научно-технический прогресс и высокий материальный уровень жизни могли быть достигнуты лишь при условии солидарности всех социальных слоев общества. Так буржуазии нужен был фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения, которыми и стал юридический позитивизм, который рассматривал право (право буржуазии) как факт реальности.

Большинство буржуазных теоретиков отказалось от идей естественного права, а критика этих идей нашла выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего дальнейшего воплощения в законодательстве. Право, по представлению позитивистов являло собой совокупность норм, данных объективно, не требующих обоснования. Норма права рассматривалась позитивистами в качестве раз и навсегда установленной догмы, а единственным источником права признавалась государственная власть, наделенная принудительной силой. Правовая концепция позитивизма отождествляла право с законом, изданным верховной государственной властью. Социальным назначением права представлялось обеспечение социального компромисса.

Наибольшее распространение юридический позитивизм приобрел в Англии (Д. Остин), Германии (К. Бергбом, П. Лабанд) и во Франции (А. Эсмен).

В XX в. юридический позитивизм распространился в странах Западной Европы. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направлений современного позитивизма является нормативизм.

Таким образом, возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды относительно стабильного развития гражданского общества.

3. Основоположники идеи юридического позитивизма

Юридический позитивизм привлекал внимание ученых простотой и ясностью своих положений. Казалось, что юристы в лице этой теории наконец-то определили предмет своего научного интереса – исследование действующего законодательства, принятого государством в соответствии с установленными законодательными процедурами, и метод научного исследования – формально-логическое исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Для многих юристов стало очевидным, что нет и не может быть для них иной критики законов кроме как формальной критики и любые ссылки на несоответствие закона нормам иного порядка недопустимы.

Первыми представителями юридического позитивизма принято считать Джереми Бентама (1748—1832) и Джон Остина (1790—1859), труды которых и сегодня признаются авторитетными источниками. Так же яркими представителями данного течения стали Карл Бергбом, а так же, в определенной мере, Рудольф фон Иеринг со своей «юриспруденцией интересов» и Адемар Эсмен с «национальным суверенитетом».

3.1 Иеремия (Джереми) Бентам

Иеремия (Джереми) Бентам (15 февраля 1748 – 6 июня 1832) — английский правовед и философ-моралист конца XVIII-начала XIX в., основатель утилитаризма.

Правовое учение Джереми Бентама привлекает внимание исследователей с момента его появления, и по сей день. Широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу, пенологии. Идеи мыслителя стали ценными для каждой отрасли права, ведь их лейтмотив – обновление и гуманизация законодательства, повышение его эффективности.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/2093351/page:36/
  • http://w.histrf.ru/articles/article/show/pravovoi_pozitivizm
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1635/%D0%9F%D0%9E%D0%97%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%98%D0%97%D0%9C
  • http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravovoy_pozitivizm_yuridicheskiy_pozitivizm/
  • http://studopedia.org/8-83825.html
  • http://mirznanii.com/a/35190/yuridicheskiy-pozitivizm