Меню Рубрики

Право это с точки зрения тгп

В современной юридической науке термин «право» ис­пользуется в нескольких значениях.

1. Правом называют социально-правовые при­тязаниялюдей, например, право человека на жизнь, праве народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обуслов­лены природой человека и общества и считаютсяестествен­нымиправами.

2. Под правом понимается система юридичес­ких норм.Это –правов объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдель­ных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.

Объективное право (или собственно право) это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

3. Названным термином обозначают официаль­но признанные возможности,которыми располагает физи­ческое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и об­щественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о правев субъективном смысле,т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу –субъекту права.

Субъективное право это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право –это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право –это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права. Они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства –признавать, соблюдать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренят­ся в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участ­ников общественных отношений.

4. Термин «право» используется для обозна­чения системы всех правовых явлений,включая естествен­ное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступаеттермин «правовая система».Например, существуют такие правовые системы, как анг­лосаксонское право, романо-германское право, нацио­нальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин «право» в каж­дом случае, следует решать исходя из контекста, что обыч­но не вызывает затруднений.

В настоящее время в свете новых под­ходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: на естественное, позитивное и субъективное право.

Первый элемент –естественное пра­во, состоящее из социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права –права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить каждому гражданину.

Второй элемент –позитивное право. Это –законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций, социальных групп.

Третий элемент –субъективное право, то есть индивидуаль­ные возможности, возникающие на основе норм позитивно­го права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элемен­тов деформирует право, оно утрачивает свойство эффек­тивного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для чело­века, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-право­вых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-пра­вовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важ­нее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и которыми защищено.

Сведение права к совокупности норм приводит к отож­дествлению его с позитивным правом и игнорированию ес­тественной права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника –формальный (нормы права, или позитив­ное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее ска­зать, иллюзию того, что субъективное право –«дар» госу­дарства, законодателя, благо, отпущенное сверху. Отдель­ный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.

Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притяза­ний в источниках права, то есть возведением естественного пра­ва в закон.

Системные связи права рассматриваются и в других ас­пектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законода­тельства.

В современной литературе выделяют два контрастирующих подхода к праву – государствоцентристский(с более широких позиций – социоцентристский, системоцентристский) ичеловекоцентристский(персоноцентристский или право в человеческом измерении). Именно в этих подходах наиболее рельефно просматриваются две кардинально противоположные традиции в правопонимании.

С точки зрения государствоцентристскогоподхода, право вместе с государством порождается классовым обществом как проявление социального отчуждения, межклассового антагонизма; оно – средство классовой борьбы, преодоления и подавления классовых противников. Существует примат государства над правом. А роль материальных условий жизни по отношению к праву можно назвать определяющей. Не существует различия между правом и законом. Не существует прав человека, не зависящих от признания их государственной властью и закрепления в законодательстве. Право обеспечивается государственным принуждением.

Человекоцентристскомуподходу к праву присущи следующие характеристики. Возникновение права рассматривается как закономерный, естественноисторический процесс, связанный с переходом человечества от первобытного общества на новую более высокую ступень социального развития. После освобождения человека от родовых пут и вхождения в правовое пространство государственно организованного общества начинается процесс формирования свободной правовой личности и вся история человечества с этого момента есть история расширения юридического признания свободы личности. Главное в праве – права и свободы личности. Государство не может стоять над правом, быть выше права, господствовать над ним. Право не всегда совпадает с законом, не сводится к нему. Обеспечение права не сводится к государственно-принудительному воздействию.

По мнению В.М. Шафирова, человекоцентристский подход вполне совместим с многоаспектным видением права. Человеческое измерение права доказывает преимущество интегрированного правопонимания.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о понятии, сущности, признаках права, основных типах правопонимания, определили соотношение права и государства, права и закона.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Соотношение права и государства. Соотношение права и закона. Право в понимании современной юридической науки.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Понятие и признаки права. 2. Функции права. 3. Основные типы правопонимания. 4. Право, мораль и религия как регулятивно-нормативные системы: сходство и отличия (источники, способы и формы регулирования общественных отношений, система поощрений и наказаний). 5. Взаимосвязь права, морали и религии.

Заместитель начальника кафедры

кандидат юридических наук

майор внутренней службы Т.В. Жукова

«____» _______________ 20____ года

1 Соколов А.Н. Теория государства и права: Опорный конспект: Учеб. Пособие. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2002. С. 16.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник/А.Б. Венгеров. 2-е изд. М.: Омега – Л, 2005. С. 60.

Понятие права

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.

Вопрос. Предмет и система теории государства и права

Понятие ТГП- это наука изучающая государственные и правовые явления общественной жизни. Понятие ТГП употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле по ТГП подразумевается вся юридическая наука. В этом значении данное понятие употребляется очень редко т.к. вместо него обычно используется такие понятия как правоведение, юриспруденция. Под ТГП в узком смысле подразумевается одна из юридических наук, которую традиционно именуют ТГП.

ТГП как наука — это совокупность знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования Государства и Права.

ТГП как учебная дисциплина — это юридическая дисциплина, изучаемая в высших учебных заведениях обобщающая достижения науки теории государства и права и излагающая эти достижения в установленных формах.

Основные черты ТГП:

1) ТГП – это гуманитарная (общественная) наука. Все науки делятся на естественные, технические и общественные.

2) Г и П – общественные явлении, являются определенными элементами общества, они непосредственно связаны с человеческими общественными отношениями. По этому наука изучающая Г и П является гуманитарной, общественной наукой.

3) ТГП – политико-правовая наука. Политико-правовой характер определяется тем, что она изучает гос-во т.е политическое явление и право которое является правовым, юридическим явлением.

Читайте также:  Ограничения по зрению для работы на высоте новые

4) ТГП – это единая наука о гос-ве и праве. Хотя гос-во и право различные явления, тем не менее, они очень тесно связаны и находятся в определенном единстве друг с другом. ТГП изучает их в этом единстве и потому является единой наукой о гос-ве.

5) ТГП – это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не единственная наука изучающая Г И П. Но в отличии от других наук в том числе и юридических ТГП изучает самые общие вопросы Г И П, она изучает наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования Г и П.

6) ТГП – это фундаментальная юридическая наука, она не занимается изучением прикладных сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих глубоко теоретических фундаментальных знаний о Государстве и Праве.

7) ТГП – это методологическая наука. К методологическим наукам относятся науки формирующие мировоззрение, т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относятся, прежде всего Философия (учение о мудрости) однако кроме Философии подобную т.е. методологическая роль выполняют и некоторые др. науки. В системе юридических наук такой наукой является ТГП.

Предметом ТГПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Система науки ТГП — это внутреннее строение науки ТГП, которое характеризуется её определёнными элементами, связанными между собой.

Структура ТГП рассматривается с разных точек зрения, разных позиций. В настоящее время по данному вопросу распространены следующие три точки зрения:

1. С точки зрения структуры любой науки вообще выделяют 5 основных элементов:

а) законы, которые открывает и формулирует наука; любая наука, изучая те или иные явления, всегда открывает и формулирует законы -это особенно характерно для фундаментальных наук; законы развития государства и права призвана открывать и формулировать наука ТГП;

б) категории — научные понятия, т.е. понятия, которые вырабатывает наука. Любая наука для того, чтобы изучать явления, вырабатывает категорийный аппарат (понятийный аппарат; понятия — узловые пункты знания). ТГП оперирует (вырабатывает) своими понятиями, например, понятие государства, права, формы государства и т.д. (всего их более 60);

в) частные теории. Любая наука не монолитна, она складывается из частных теорий, например, теория правосознания, законности, применения права, теория функций государства, правоотношении и т.д.

г) научные факты — истинные (достоверные, доказанные) знания о каких-либо явлениях, предметах, процессах действительности (о государственно-правовых явлениях). Явления объективного мира рассматриваются как факты; научные факты — не сами явления, а знания об этих явлениях; любая наука складывается из таких знаний.

д) научные гипотезы — предположительные знания о каком-либо явлении, истинность которых пока не доказана.

2. С точки зрения предмета ТГП выделяют два основных элемента:

а) теория государства;

3 — грань между государством и правом произвести достаточно сложно, поэтому существуют определенные проблемы государства и права. С точки зрения основных проблем, изучаемых данной наукой выделяют три основных элемента:

а) философия государства и права (философские проблемы);

б) социология государства и права (социологические проблемы);

в) позитивная ТГП (догма государства и права — собственно государственно-правовые проблемы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8558 — | 6842 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1)Формационный подход:

Критерием деления государств служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе произв-ва, а значит, и базис исторического типа общества. Согласно марксисткой типологии 4-м типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), 4-м типам экономич. базиса соотв-ют 4 типа гос-ва: Рабовладельческое гос-во (исторически первая государственно-классовая орг-ция общества, в которой произошел распад общ-ва на враждебные классы, отличия м/у которыми заключались в разнице по отн-ю к средствам произв-ва. Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также и самого производителя — раба). Феодальное гос-во — это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное гос-во — диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств произв-ва, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-во проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное гос-во. Социалистическое гос-во. Его появление связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой гос-ной машины, с установлением диктатуры пролетариата (рабочий класс). Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств произв-ва приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами гос-ва и общ-ва. Т.о., высшей фазой социалистического общ-ва станет коммунизм.

Достоинства формационной типологии: а)продуктивна сама идея делить гос-ва на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; б)она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития гос-ва.

Недостатки: а)односторонность; б)недооцениваются духовные факторы.

2)Цивилизационный подход:

В основе лежат как раз духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. (А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер). По мнению Тойнби, вся мировая история, насчитывает 26 цивилизаций. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и др. признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилиз-го подхода: 1)определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях; 2)в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная типология государств.

Недостатки: 1)недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) по сути дела это типология не столько гос-ва, сколько общества.

Гос-во — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. В силу того факта, что типология государства является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга.

Понятие и элементы формы государства.

Форма гос-ва означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной тер-рии, каким образом оно связано через различные террит-ные и политические образования с гос-вом в целом, как осущ-ся политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Форма государства — это способ орг-ции политической власти, охватывающий форму правления, форму гос-ного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного гос-ва, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1)форма правления — характеризует порядок образования и орг-ции высших органов гос-ной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские; МОНАРХИЯ форма правления, при которой: 1)высшая гос-ная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2)власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3)монарх осуществляет функции как главы гос-ва, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие; 4) монарх не несет юр. ответ-ти. РЕСПУБЛИКА – это такая форма правления, в которой высшая гос-ная власть организуется и осущ-ся народом путем выборов таких органов на опред. срок

2)форма гос-ного устройства — отражает террит-ную стр-ру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными террит-ными единицами. По форме гос-ного устройства гос-ва подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3)политический режим — система методов, способов и средств осуществления гос-ной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические режимы.

Т.о., форма гос-ва — это его структурное, террит-ное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма правления: понятие и виды. Нетипичные формы правления.

Форма правления – это способ орг-ции высшей власти гос-ва. Она оказывает влияние как на стр-ру верховных гос-ных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, в зависимости от способа передачи власти различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

МОНАРХИЯ форма правления, при которой: 1)высшая гос-ная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2)власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3)монарх осуществляет функции как главы гос-ва, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие; 4) монарх не несет юр. ответ-ти.

Монархическая форма правления имеет место в Великобритании, Нидерландах, Японии и др.

1)абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главный признак – это отсутствие гос-ных органов, которые ограничивают власть правителя;

2)ограниченная – власть монарха ограничена законом или др. высшим гос-ным органом или тем и другим одновременно.

а)если ограничена только законом – конституционная монархия. — при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом (Осман, Саудовская Аравия, Катар).

б)если ограничена высшим органом – парламентская. Право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит, хотя и имеет определённые права, но попросту не использует их (Великобритания, Япония, Швеция).

— правительство формируется из представителей партий, которые получили большинство на выборах в парламент;

— в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

в) дуалистическая. Гос-ная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом (Монако, Лесото, Бутан).

— гос-ная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

— правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

РЕСПУБЛИКА – это такая форма правления, в которой высшая гос-ная власть организуется и осущ-ся народом путем выборов таких органов на опред. срок.

Признаки: 1)глава гос-ва избирается народом на опред. срок; 2)срочностью; 3)коллегиальным характером; 4)наличием выборного на опред. срок главы гос-ва; 5)зависимостью от избирателей; 6) юр. ответ-тью главы гос-ва.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных гос-вах. Ее основные формыпрезидентская, парламентская и смешанная республики.

В президентской республике (США, Бразилия, Мексика):

1)Президент формирует самост-но праввительство (исполнит. орган гос-ная власть);

2)Президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой гос-ва и правительства и избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом;

3)жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность гос-ных органов по отношению друг к другу.

В парламентской республике (Болгария, Венгрия, Индия, Италия):

1)парламент формирует правит-во;

2)глава гос-ва выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3)правительство занимает основное место в гос-ном механизме и осуществляет управление страной;

4)президент избирается парламентом либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа и осуществляет свою власть с одобрения правительства. Реальной же главой гос-ва выступает руководитель правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правленияполупрезидентские, полупарламентские республики.

Читайте также:  Можно ли пить после операции по коррекции зрения

Смешанная республика (Франция, РФ): В формировании правительства участвуют и президент и парламент. Президент предлагает, парламент одобряет. Является двойная ответ-ть правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава гос-ва, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля. Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти.

Форма государственного устройства: понятие и виды

Формой гос-ного устройства – террит-ная орг-ция гос-ной власти, соотношение гос-ва как целого с его составными частями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера тер-рии, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы гос-ного устройства выделяют простые и сложные гос-ва.

В зависимости от того насколько централизованна гос-ная власть выделяют 3 формы гос. устр-ваунитарная, федерация и конфедерация.

Унитарными гос-вами называют единые и централизованные гос-ва, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают суверенными правами. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими гос-вами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства:1)единство и суверенитет; 2)административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3)единый, централизованный гос-ный аппарат; 4)единая законодательная система; 5)единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды унитарного государства:

1)централизованные — власть на местах формируется из представителей центра (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания);

2)децентрализованные (Испания, Франция) – в них функционируют избранные органы местного самоуправления. Отдельные админ.-террит-ные единицы имеют опред-ю самост-ть в некоторых сферах: экономич., культурных, научных и иногда и в полит. сфере.

Децентрализованные гос-ва возникают: а)исторически (пример Грузия, в составе Грузии было 3 республики в т.ч. Южная Осетия); б)в зависимости от опред. целей и задач (пример, в Китае есть нац. образование Уйгур, в Монголии Алтан-Булак).

Федерация – это союз нескольких относительно суверенных гос-ных образований, возникших исторически или вследствие опред. Полит., экономич., и др. причин. Такими гос-вами, в частности, являются США и РФ.

Признаки федерации: 1)наличие самостоятельности у субъектов гос-ва; 2)функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; 3) 2 уровня конституции, закон-ва, органов гос. власти, налог. системы, могут быть 2 уровня гражд-ва и др.(Например в США есть гражд-во штата)

В зависимости от того, по какому принципу организованна федерация: 1)национально-гос-ный; 2) административно-террит-ный.

Федерации могут быть:

а) симметричные – все территориальные ед-цы (субьекты федерации) имеют одинаковый правовой статус и организованны по админ-террит-му принципу (ФРГ, Мексика,США);

б) ассиметричные – если федерация основана на обоих принципах, субъекты федерации имеют разный правовой статус (в составе федерации сущ-ют национальные края, области, город как самост-й субъект – Москва и С-Петербург, Севастополь);

в) скрытая ассиметрия – разные земли имеют разные представительства (в США округ Колумбия Вашингттон имеет статус штата; Усть-Ордынский АО в составе Иркутской области).

В зависимости от того, на какой правовой основе возникла различают федерации: а) договорные – Швейцария; б) конституционные – США; в) конституц.-договорные – основанные на конституции и федеральном договоре — пример РФ

Конфедерация – это межгос-ные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, конфеднзадач.

Признаки (2 уровня конституции, закон-ва, органов гос. власти, отдельные гражд-ва, разная фин. система):

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денеж. системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из гос-ва и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей тер-рии.

Отличие конфедерации от федерации – общегос-ные законы начинают действовать на тер-рии конфедерации только после их одобрения на тер-рии субъекта конфедерации, т.е. в федерации общефедеральные законы сразу начинают действовать на все тер-рии гос-ва. СНГ (Содружество Независимых Государств) – тоже есть элемент конфедерации.

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Признаки: а)участие народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; б)соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами гос-ва; гарантированность прав и свобод личности; в)наличие выборных органов; г)положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос-ного аппарата;

Современная теория гос-ва различает 2 основных типа политических режимов: а) демократический; б)антидемократический.

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование индивидуальных суверенных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Основные харак-ки демократ. режима (США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы): а)население участвует в формировании и осуществлении гос-ной власти; б)решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; в)предполагается существование правового гос-ва и гражданского общества; г)провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; д)силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; е)доминируют методы убеждения, компромисса; ж)политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; з)гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; и)реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнит, и судебную.

Политический режим антидемократического типа — характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Основными разновидностями являются тоталитарный и авторитарный режимы.

Тоталитарный режим — абсолютный контроль гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Пример Германия (фашизм)

Основные харак-ки: господство гос-ва всеми сферами общественной жизни; общество практически полностью отчуждено от политической власти; монопольный гос-ный контроль над экономикой, сми, культурой, религией и т.д.; доминирующим методом управления — насилие, принуждение, террор; господство одной партии; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер.

Авторитарный режим – гос.-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главная черта — авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основные харак-ки: —концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос-ной власти; — игнорируется принцип разделения властей на законодат., исполнит. и судеб. (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); -роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; -суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; -отсутствие выборов гос-ных органов; методы гос. управления: командные, административные, в то же время отсутствует террор; -сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»; -права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте; силовые структуры обществу практически неподконтрольны.

Отличия авторитарного режима от тоталитарного: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных гос-ному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Право это с точки зрения тгп

1.2 Соотношение теории государства и права с другими науками
Теория государства и права в системе общественных наук
В системе научных знаний есть три группы наук:

  1. естественные науки (физика, химия, математика, геометрия);
  2. общественные науки (философия, социология, политология, экономика, история);
  3. технические науки (инженерные, технологические, динамические, баллистические).

Государство и право изучается общественными науками. Каждая общественная наука изучает государство и право под своим углом зрения, то есть в той мере, в какой это способствует исследованию ее собственного предмета.
Так, философия представляет собой науку о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Она определяет сущность, природу, назначение и значение государства и права в системе социальных явлений, составляет основу государственно-правовых явлений. В теории государства и права имеют важное научное значение такие философские категории, как форма и содержание, целое и единичное, общее и особенное, система и структура, причина и следствие.
Социология — это наука об обществе и социальных процессах. Она рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право. Например, влияние общества и общественных отношений на процесс формирования государственных и правовых институтов.
Политология — наука о власти и политических процессах, которые непосредственно касаются государственного и правового устройства общества.
Экономика — наука о процессах производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг, созданные людьми. Теория государства и права определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономическими отношениями в обществе.
История — наука о конкретных фактах происхождения (возникновения) и формирования общества, общественных отношений и институтов, государства и права.
Таким образом, теория государства и права не обладает монополией изучения государства и права, но у нее свой объект и предмет познания. Следовательно, теория государства и права имеет равное значение в системе общественных наук.

Все юридические науки подразделяются на:

  • теоретико-исторические (теория государства и права, история отечественного государства и права, история зарубежного государства и права, история политических и правовых учений),
  • отраслевые (конституционное, муниципальное, гражданское, уголовное, административное, финансовое (бюджетное, налоговое), трудовое, семейное, экологическое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, таможенное, земельное право),
  • международные (международное публичное право, международное частное право, космическое право, международное морское право, дипломатическое право, право международных договоров, европейское право)
  • прикладные науки (юридическая психология, криминалистика, судебная медицина),
  • специальные науки в рамках государственно-правовой, гражданско-правовой и уголовно-правовой специализации.

По отношению ко всем юридическим наукам теория государства и права является обобщающей наукой, имеющей важное значение. Это объясняется тем, что теория государства и права синтезирует научные результаты и выводы отраслевого уровня, разрабатывает общие юридические понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.
По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права является фундаментальной наукой, поскольку она раскрывает основополагающие связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся, например, научные разработки понятий государства и права, формы государства и ее элементов, правовой системы и ее структуры, норм и источников права, правового отношения и его структуры и т.д.
Таким образом, теория государства и права имеет важное, основополагающее, методологическое значение в системе юридических наук.

2. Объект, предмет и структура теории государства и права

  • государство и право;
  • юридические явления, институты и учреждения, которые непосредственно связаны с государством и правом (правовая культура, правосознание, правовая идеология, правовые отношения, правомерное и противоправное поведение);
  • политические, экономические и иные факторы, которые имеют непосредственную связь с государственно-правовыми и другими опосредуемыми ими явлениями, институтами и учреждениями и которые оказывают на них прямое влияние.2

Объект теории государства и права – это взаимообусловленные явления государственно-правовой действительности, которые проявляются в реально происходящих в обществе юридических процессах (в деятельности правотворческих, правореализационных, правоприменительных, правоохранительных, судебных и правоисполнительных органов публичной власти и иных субъектов реализации норм права), а также выражаются (отображаются в сознании субъектов) в правовых категориях, формах, институтах и закрепляются в соответствующих источниках права.

  • происхождение права, право древнего мира (право первобытного общества и древнего государства),
  • понятие и виды правовых систем,
  • понятие и предназначение права,
  • формы (источники) права,
  • правотворчество,
  • нормы права,
  • система права,
  • система и действие нормативных правовых актов,
  • правовые отношения,
  • реализация юридических норм,
  • толкование норм права,
  • правовое сознание и правовая культура,
  • правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность,
  • законность и правопорядок.
Читайте также:  Потери в иловайском котле две цифры две точки зрения

3. Методология и виды методов теории государства и права

Подводя итог сказанному, можно предположить, что методы теории государства и права – это совокупность интеллектуальных приемов и способов, посредством которых человек познает (исследует, изучает) государственно-правовые явления.
Следовательно, методология теории государства и права – это система взглядов, подходов, учений о интеллектуальных приемах и способах познания государственно-правовых явлений.

3.2 Виды методов теории государства и права
Ученые называют следующие виды методов теории государства и права: философские (общенаучные) и частнонаучные (специальные, правовые, юридические) методы.
I.Философские (общенаучные) методы научного познания – это система научных способов, приемов, посредством которых познаются явления окружающего нас мира (философия – гр. фило – любовь + софия – мудрость, дословно любовь к мудрости).
Философия как система включает в себя:
1) теорию познания – диалектику;
2) метафизику;
3) логику;
4) философию права;
5) философию искусства;
6) натурфилософию;
7) философию истории и культуры;
8) социальную и экономическую философию;
9) религиозную философию;
10) психологию.

К философским методам познания государства и права относятся:
1) Диалектика
2) Метафизика
3) Логические приемы познания

Диалектика включает в себя два научных направления изучения окружающего мира:
1) материалистическую диалектику и
2) идеалистическую диалектику.

Материалистическая диалектика основывается на тезисе – первична материя, вторично сознание, а также включает в себя такие основные социальные законы как:
1) закон единства и борьбы противоположностей (единство и противоречивость регулируемых общественных отношений – интересы личности, общества и государства, они могут совпадать или не совпадать);
2) закон перехода количественных изменений в качественные (количество проблем, которые требуют правового регулирования);
3) закон отрицания отрицания (новые общественные отношения меняют прежние, а вновь принятая юридическая норма, регулирующая эти отношения, отрицает старые, предшествующие ей правовые предписания).

К категориям материалистической диалектики относятся:
1) единичное (орган государства, закон) и общее (механизм государства, система законодательства);
2) причина (общественные отношения, правонарушение) и следствие (норма права, юридическая ответственность);
3) необходимость (правотворчество, законодательный процесс, регулирование общественных отношений) и случайность (мнение депутата, различные варианты проекта закона, возникновение различных жизненных ситуаций);
4) содержание (характеристика функций государства, норма права) и форма (внутренние и внешние функции государства, источники права, нормативный правовой акт),
5) сущность (характеристики государства и права, их цели и предназначение) и явления (государство и право);
6) возможность (правовой статус субъектов права, юридические права и обязанности, правовое регулирование) и действительность (деяния субъектов права, реализация норм права, юридические факты).

Идеалистическая диалектика основывается на тезисе – первично сознание, вторична материя, а также включает в себя:
1) объективный идеализм – объясняет факт существования государства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы;
2) субъективный идеализм – государство и право существуют благодаря сознанию человека.

2) Метафизика (греч. после физики) – философское учение о наиболее общих основаниях бытия, в том числе существования человека, выраженных в отвлеченных, непосредственно не выводимых из опыта, понятиях (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 374-375). Метафизика включает в себя:
1) учение о самом сущном (онтология),
2) учение о сущности мира (космология),
3) учение о человеке (философская антропология) и
4) учение о существовании и сущности Бога (теология) (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 265).
При метафизическом подходе государство и право исследуется вне связи между собой и другими явлениями и факторами (экономическими, политическими, социальными, нравственными, психологическими), а посредством объяснения самих этих явлений как таковых. Именно такой подход применил в своем исследовании австрийский ученый, профессор, юрист Ганс Кельзен (1881-1073) создавая свою «чистую теорию права».

3) Логические приемы познания

  • Индукция
  • Дедукция
  • Анализ
  • Синтез
  • Законы логики:
    • Закон тождества
    • Закон непротиворечия
    • Закон исключенного третьего
    • Закон достаточного основания

Индукция — (лат. наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 179); Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению, это логический прием, заключающийся в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения. Например, выявив признаки государства, исследователь может сделать вывод о том, что такое государство (См.: Пиголкин А.С., Головистикова А.Н. Метод науки теории государства и права // Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2005. С. 42.).

Дедукция (лат. выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 126); Дедукция – посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Например, изучив вначале понятие государства, затем можно перейти к изучению его органов (См.: Пиголкин А.С., Головистикова А.Н. Метод науки теории государства и права // Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2005. С. 42).

Анализ – разделение явлений на части и их последующее раздельное изучение. Например, в категории «система права» выделяются и исследуются понятия отрасли, подотрасли, институты и нормы права; норма права – ее структурные элементы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Синтез – изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей.
Понятие государства формулируется из таких основных его свойств как: система государственных органов, государственная власть, суверенитет, территория, бюджет, население по отношению к которому осуществляется государственная власть.
Например, когда речь идет о праве, то оно исследуется с точки зрения единства его форм и содержания, поскольку форма права не может существовать без содержания, а содержание права должно иметь определенную форму.

Законы логики:
Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Закон тождества выражается формулой – А есть А, или А = А, где под А понимается любая мысль. Его требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 113).
Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)

Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них ложно. Этот закон выражается формулой: неверно, что А и не А, т.е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 117).
Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)
Право – есть абсолютная свобода

Закон исключенного третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них истинно. Этот закон выражается формулой – А есть либо В, либо не В. Два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными, одно из них истинно, другое ложное. Рассуждение ведется по формуле «или – или» («либо – либо»), третьего не дано (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 120).
Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)
Право – есть абсолютная свобода
Абсолютной свободы не бывает, в противном случае это анархия, а не право. Значит право есть система норм.

Закон достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Формула закона – если есть В, то есть и его основание А. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 123).
Например. Является ли право системой юридических норм. В жизни, исходя из практического опыта, отношения людей регулируются нормами права. Если бы не было этих норм, то на основе каких тогда правил регулировались бы отношения между людьми? Следовательно, реально существующие нормы права являются достаточным основанием для того, чтобы попытаться определить абстрактную категорию под названием «Право». Однако существуют и иные трактовки понятия «Право». Но есть ли для них достаточные основания. Например, когда право определяется как мера свободы, равенства и справедливости, или когда право определяется как юридическая практика, правовые отношения между людьми?

– это система научных способов, приемов, посредством которых познаются государственно-правовые явления.
Профессор Морозова Людмила Александровна полагает, что «частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук». К ним автор относит:
1) метод конкретно-социологических исследований (анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики, приемы: а) анализ документов, официальных сообщений; б) устные и письменные опросы – интервью, собеседования, анкетирование; в) изучение материалов судебной практики, общественного мнения о деятельности правоохранительных органов);
2) метод моделирования (состоит в изучении государственно-правовых процессов в моделях, т.е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений);
3) статистический метод (получение количественных показателей государственно-правовых процессов);
4) метод социально-правового эксперимента (способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, по вопросу охраны общественного порядка, при установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области, на Северном Кавказе);
5) математический метод (способ оперирования с количественными характеристиками, одни из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется в криминалистике, криминологии, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений);
6) кибернетический метод (прием, с помощью которого осуществляется систематизированный учет источников права, получение, обработка, хранение и поиск правовой информации);
7) синергетический метод (означает совместнодействующий, эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию. Этот метод помогает изучать саморегулирующие системы – местное самоуправление, рыночные и корпоративные отношения т.д.).

Л.А. Морозова также утверждает, что «среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические методы».
К ним она относит:
1) сравнительно-правовой (состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления сходства и различий между ними);
2) формально-юридический (позволяет изучать внутренне строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления).3

По мнению профессора Пиголкина Альберта Семеновича, частнонаучные методы это такие методы, «которые используются лишь в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знания по вопросам государства и права».
По мнению автора, такие методы можно классифицировать на:
1) специально неюридические методы;
2) специально юридические методы.

1) специально неюридические методы:
а) статистические (основаны на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления, например, преступности, уровень законности. «Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явления, отличающихся массовостью и повторяемостью);
б) методы структурного анализа;
в) общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент. «Используется для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью);
г) кибернетические методы (приемы, связанные с использованием понятий и технических средств кибернетики, например, понятий «управление», «обратная связь». «Данный метод используется для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации»;

2) специально юридические методы:
а) формально-логический или догматический (позволяет формулировать понятия, отражающие отдельные, общие стороны, выявлять свойства правовых явлений, например, «субъект права». «Этот метод позволяет найти несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой. И, следовательно, дает возможность на научной основе поставить вопросы о принятии новых законов, изменении или отмене действующих правовых актов»);
б) сравнительный метод («приемы сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или раздельно в известном периоде времени. Различаются макросравнение – сравнение правовых систем и микросравнение – сравнение элементов правовых систем»);
в) исторический метод (позволяет познать государство и право с точки зрения их возникновения и развития).

Источники:
  • http://www.student-pravo.ru/tgp/kratkiy-kurs-lekciy-tgp/ponatie-priznaki-susnost-prava/
  • http://studopedia.ru/6_107963_vopros-predmet-i-sistema-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • http://studfiles.net/preview/3560407/
  • http://lexnstu.blogspot.com/2012/06/blog-post_6476.html