Меню Рубрики

Правда о человеке с точки зрения сатина

В пьесе Максима Горького “На дне” показана жизнь низших слоев общества, отражены надежды и чаяния беднейших его слоев, приоткрыт для читателей духовно-нравственный мир людей, которые до этого считались изгоями. В произведении показаны две основные жизненные позиции, две “правды”, их исповедуют два героя: Лука и Сатин. С помощью этой антитезы Горький показал брожение мысли на дне общества.

Лука — странник, бродяга, у него сложилось свое понимание правды. Этот герой превыше всего ставит чувства человека, он считает, что “. человека приласкать — никогда не вредно. ”, — надо гуманно к нему относиться. На деле же это выражается в том, что Лука говорит почти каждому персонажу пьесы то, что тот хочет услышать. Пеплу, например, то, что тот может выбраться со дна, Анне, что существует лучший мир после смерти, Актеру, что существует лечебница для алкоголиков, где его (Актера) могут вернуть к нормальной жизни.

На первый взгляд кажется, что эти его поступки оправданны: действительно, Анна получает утешение в свой последний час, Актер и Пепел надежду, но дальнейшее развитие пьесы полностью опровергает правду Луки. Пепел попадает в тюрьму, а Актер, понимая, что иного выбора нет, кончает жизнь самоубийством. Надежды, появившиеся было этих героев, рухнули, придавив их своей тяжестью.

Получается, что со дна нет выхода, что герои пьесы находятся в жизненном тупике, что у них нет ни надежды, ни шанса что-либо изменить?

Нет! В финале пьесы ярчайшие монологи произносит до сих пор ничем не выделявшийся Сатин. Странно слышать такие слова из уст обычного босяка, но в этом и состоял замысел великого писателя, чтобы показать, как у человека, оказавшегося на краю пропасти, возникает желание перепрыгнуть ее, разрушить оковы, о которых поется в любимой песне босяков, и снова зажить полной жизнью.

Правда Сатина состоит в том, чтобы трезво смотреть на вещи, чтобы смело идти вперед к своей цели, чтобы не обманывать самого себя ложными надеждами. Читатель не может не согласиться с такой точкой зрения, она подтверждается всем ходом пьесы. “Не унижайте человека жалостью!” — говорит Сатин, и действительно, прочитав пьесу, мы понимаем, что жалость лишь унижает человека, делает его еще несчастнее. А человек, “человек — это звучит гордо!”, правда его — Бог.

Однако правда Луки и правда Сатина далеко не во всем противопоставлены друг другу, так, Лука говорит: “Человека уважать надо”, а Сатин — о Луке, что тот “. умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. ”

В пьесе “На дне” отражена одна из вечных проблем человеческого бытия: ложь во спасение — зло или благо.

По произведению Горького трудно сделать выбор между двумя правдами: трудно не сказать умирающему слова утешения, с одной стороны, и нельзя не согласиться с Сатиным, с его пониманием правды. В этом и проявился гений Горького: в умении поставить философский вопрос и осветить его с разных сторон, показать разные точки зрения. Писатель смог выступить не как судья, а как “беспристрастный свидетель жизни”. И не раз еще человек, оказавшийся перед выбором, будет обращаться к великому произведению русской классики.

«Правда Сатина в пьесе «На дне»»

На чем стоит этот мир? Почему в самые горькие, казалось бы, беспросветные моменты нашей жизни вдруг появляется человек, который воскрешает нас, даруя новую надежду и любовь? Но бывают такие случаи, когда чужая жалость, чужое сострадание унижают гордых, независимых людей эти вопросы освещает М. Горький в своей пьесе «На дне». Он, словно древнегреческий философ, считает, что истина рождается в споре, в сравнении двух противоположных точек зрения, поэтому особенно важны и интересны позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Позиция Луки — это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, идея «возвышающего обмана», который позволит человеку выдержать бремя правды жизни.

На пороге ночлежки Лука появляется с клюкой и котомкой. О нем мы знаем очень немного. Только то, что он странник лет шестидесяти. Лука не скрывает своего отношения к ночлежникам. К «господам», хозяевам положения — Костылеву, Василисе, отчасти Медведеву, — он относится явно отрицательно. Василису называет «зверем злым» и «гадюкой ядовитой», Медведева иронически величает «. видимость самая геройская», Костылеву он заявляет: «Ежели тебе сам господь бог скажет: «Михаиле! Будь человеком. » Все равно — никакого толку не будет. »

Анну же, Настю, Наташу, Актера и Пепла Лука окружает заботой, любовью и лаской. Он проявляет отношение, которое, независимо от результатов, свидетельствует о его искреннем желании делать добро. Он считает, что может дать опору человеку в жизни, «навеяв золотой сон» мечты. Правда же выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его, дать ему отраду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: «И. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь». Слабые люди бессознательно тянутся к «правде» Луки. Так, он внушает умирающей Анне веру в лучшую жизнь после смерти, помогает ей уйти в мир иной без тяжелых мыслей. Актеру и Пеплу он дарит надежду «начать жизнь сначала».

Сатин и Лука сходятся на том, что «все в человеке, все для человека», и расходятся в понимании того, какие пути ведут к торжеству этой истины.

О самом Сатине мы узнаем, что он карточный шулер, бывший телеграфист, по-своему образованный человек. Он во многом необычен на фоне других обитателей ночлежки. На это указывают его первые реплики, в которых он использует редкие и интересные слова: «сикамбр», «макроби-отика», «трансцендентальный» и многие другие. Потом мы узнаем, как он опустился на «дно жизни». Вот что он говорит Луке: «Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел. убил подлеца в запальчивости и раздражении. из-за родной сестры. В тюрьме я и в карты играть научился. » Понимая, что выбраться из этого омута ему не удастся, он и в этом положении видит преимущество — это свобода. Сатин против лжи. Объявляя, что «ложь — религия рабов и хозяев» и что «правда — бог свободного человека», он не ищет утешительного обмана: «Человек- вот правда».
Любовь Луки к человеку питается жалостью к нему, а жалость есть не что иное, как признание слабости человека в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами. Сатин же считает, что человек не нуждается в утешении ложью, порождаемой жалостью. Жалеть человека — значит унижать его недоверием к его способностям.

Правда, по мнению Сатина, открывает перед человеком огромные возможности реально оценить свои силы и попытаться найти выход. Проповедь же Луки может завести в тупик. Ярким примером может послужить судьба Актера. Лука не говорил неправды, не лгал о существовании лечебницы для алкоголиков. Но сам Актер не нашел бы в себе силы, чтобы искать эту лечебницу. Когда пришло время проснуться от «сна», навеянного Лукой, Актер разбился о суровую действительность, упав с высоты своей мечты.

Первый акт пьесы показывает мир «униженных и оскорбленных», но не потерявших веру в лучшую жизнь людей. В конце пьесы мы видим тех же людей, но уже утративших хоть какую-нибудь надежду на спасение. Тут видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время успокоили и усыпили людей. Вот логика самой пьесы, доказывающая несостоятельность взглядов Луки.

Успех пьесы «На дне» заключается в ее актуальности. Она и в наше время заставляет читателя или зрителя остановиться и задуматься. И каждый человек делает для себя определенные выводы. Меня, как и многих других, это произведение не оставило равнодушной. Соглашаясь во многом с позицией Сатина, я считаю, что нельзя отказываться и от сострадания, и от сочувствия. Необходимо помогать людям поверить в себя и свои силы.

Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность. Даже не является абсолютной ценностью для Чудры, если по- теряна воля. Радда и Лойко Зобар — герои легенды, рассказанной Чудрой, тоже ставят свободу выше жизни и любви. Жертвуя жизнью и счастьем, герои не знают, зачем им нужна свобода. Воля как данность, а как ею распорядиться, герои не задумываются. Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» в конечном итоге тяготится бесценным даром — свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастья. Ларра воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его крестом, от которого нет спасения. Горький развенчивает романтического индивидуалиста.

И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Кто слаб душой. и кто живет чу-ясими соками — тем ложь нужна. одних она поддерживает, дру-гйе __ прикрываются ею. А кто — сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!»

Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему. В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)

Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Пьеса Горького «На дне», безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное «умирание» людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных тем произведения является раздумье о Человеке.

На самом деле кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки имеет свою позицию относительно этой проблемы. Горький в своем произведении показывает нам страшный мир полной нищеты, беспросветного страдания, мир людей, поставленных в предельно бесчеловечные условия. И именно в этом обществе рождается спор о Человеке.

Хрестоматийными противниками в спорах о человеке принято считать странника Луку и Сатина. Именно в противопоставлении их позиций читатель может увидеть позицию самого автора.

Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Луку можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека. Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью. Отсюда и утешающая ложь Луки. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков… Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.

Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, его достоинство: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки в том, что человек достоин жалости, именно жалость и ласка способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческий вид. Это он подтверждает своим рассказом о встрече на даче с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…».

Читайте также:  Что нужно есть чтобы восстановить зрение ребенку

Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!», «человек – вот правда!», «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю. » Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Хотя от природы он наделен живым умом, способностью мыслить. Хотелось бы верить, что встреча с Лукой может как-то изменить его жизнь, придать ему больше активности, но мы понимаем, что это будет не так. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, он может лишь философствовать и бездействовать.

Так какова же позиция самого автора? Мне кажется, что мысли Сатина о человеке – это во многом мысли самого Горького. Но писатель, безусловно, осуждает безвольную позицию своего героя. Он не принимает расхождения между рассуждениями и делом. Нельзя сказать, чтобы Горький осуждал позицию Луки. Ложь действительно иногда бывает спасительной. И каждому человеку необходимо тепло, внимание и сострадание. Человек – это звучит гордо. Но нельзя забывать, что это слово обозначает, прежде всего, живое существо, которому время от времени просто необходима помощь и поддержка. Именно поэтому можно сказать, что взгляд Горького на человека – это разумное соединение позиций Луки и Сатина.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)

Смотрите также по произведению «На дне»:

Лука и Сатин: кто из них прав?

Многие из нас помнят знаменитую пьесу М. Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.

Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.

Сюжет и главные герои пьесы Горького

Пьеса «На дне» была написана автором в начале прошлого века. Ее первая премьера, состоявшаяся в 1902 году в МХАТе, произвела огромное впечатление на зрителей.

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее – это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода — Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

Позиция Луки

Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське – возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику – больницу, в которой его вылечат, проститутке – возможность найти настоящую любовь и т. д.

Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую философию жизни: человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

Позиция Сатина

Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда – это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда – есть бог человека свободного!», — восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки – сострадательная, но пассивная, позиция Сатина – активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Спор Луки и Сатина: реакция современников

Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.

Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.

Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.

К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.

Фактически самого Горького можно было бы назвать «революционером в русской литературе», который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.

Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.

В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.

Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)

Пьеса Горького «На дне», безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное «умирание» людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных тем произведения является раздумье о Человеке.

На самом деле кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки имеет свою позицию относительно этой проблемы. Горький в своем произведении показывает нам страшный мир полной нищеты, беспросветного страдания, мир людей, поставленных в предельно бесчеловечные условия. И именно в этом обществе рождается спор о Человеке.

Хрестоматийными противниками в спорах о человеке принято считать странника Луку и Сатина. Именно в противопоставлении их позиций читатель может увидеть позицию самого автора.

Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Луку можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека. Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью. Отсюда и утешающая ложь Луки. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков… Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.

Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, его достоинство: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки в том, что человек достоин жалости, именно жалость и ласка способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческий вид. Это он подтверждает своим рассказом о встрече на даче с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…».

Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!», «человек – вот правда!», «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю. » Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Хотя от природы он наделен живым умом, способностью мыслить. Хотелось бы верить, что встреча с Лукой может как-то изменить его жизнь, придать ему больше активности, но мы понимаем, что это будет не так. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, он может лишь философствовать и бездействовать.

Так какова же позиция самого автора? Мне кажется, что мысли Сатина о человеке – это во многом мысли самого Горького. Но писатель, безусловно, осуждает безвольную позицию своего героя. Он не принимает расхождения между рассуждениями и делом. Нельзя сказать, чтобы Горький осуждал позицию Луки. Ложь действительно иногда бывает спасительной. И каждому человеку необходимо тепло, внимание и сострадание. Человек – это звучит гордо. Но нельзя забывать, что это слово обозначает, прежде всего, живое существо, которому время от времени просто необходима помощь и поддержка. Именно поэтому можно сказать, что взгляд Горького на человека – это разумное соединение позиций Луки и Сатина.

«Три правды» в пьесе «На дне» : Луки, Сатина, Бубнова. Ваша позиция в споре о правде и пользе лжи

Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние» . Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

Читайте также:  Как правильно высказать свою точку зрения

Вторая правда — правда Луки, правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья! » — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им… » Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею? » — спрашивает он Клеща.. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо! » Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человеко боге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо» ? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек>? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

«Правда» Луки заключается в двух мыслях. Первая — «людей жалеть надо»: Лука утешает ночлежников, внушая им, что они оказались на «дне» из-за внешних обстоятельств. Вторая мысль — правдой убить можно, ложь во благо: Лука говорит Ваське Пеплу о хорошей жизни вольного человека в Сибири, Актеру — о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Анне — о спокойствии после смерти. Лука дает им надежду на безмятежную жизнь. Далее: http://www.kritika24.ru/page.php? >

Правду факта в пьесе представляет Бубнов. Он был когда-то скорняком, имел свое заведение, но оно было записано на жену. Поругавшись с ней из-за того, что та ему изменила, он ушел из дома и остался ни с чем. Сейчас он картузник. Как и все обитатели ночлежки, Бубнов пьет. Его правда заключается в том, чтобы лишь констатировать факты. Он не дает людям надежды, не утешает их и в них не верит.

Какова же правда Сатина

Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у него нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”. Так что же нужно человеку: настоящая правда или утешающая ложь? Спорьте, критики! Спорьте, философы! Найдете

Другие сочинения:

Правда Сатина в пьесе “На дне”На чем стоит этот мир? Почему в самые горькие, казалось бы, беспросветные моменты нашей жизни вдруг появляется человек, который воскрешает нас, даруя новую надежду и любовь? Но бывают такие случаи, когда чужая жалость, чужое сострадание унижают гордых, независимых людей эти Read More .

Правда СатинаПьеса “На дне” была написана в 1902 году. Она имеет большое значение в творчестве Максима Горького. В этом произведении поднимаются философские вопросы о смысле жизни, о путях ее изменения. Автор призывает всех к отходу от жуткого и недостойного существования к Read More .

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”)Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных тем Read More .

Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”)Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь. Ведь правда есть – истинное, правильное, единое, рушащие, что-то тяжелое, в особенности в Read More .

Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького “На дне”)“На дне” – сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Read More .

Характеристика образа Сатина КонстантинаСатин Константин – один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменялся. С. – карточный Read More .

Образы Луки и Сатина“На дне” – сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Read More .

Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”)Я прочитал пьесу М. Горького “На дне” и выделил основную проблему этого произведения. Это проблема истинного и ложного гуманизма. В пьесе идет спор о том, что лучше: правда, какая она есть на самом деле, или жалость, сострадание и ложь. В Read More .

Правда о человеке с точки зрения сатина

Автор: Раиса Фёдоровна | 08 Апр 2010


Но прежде, каким мы видим его, человека, до появления Луки в ночлежке Костылева? Как только отрывается занавес, как только открывается вид костылевской ночлежки, и на сцене появляются обитатели «дна», зритель сразу испытывает первый шок. Не менее шокируют его и герои. Кто они? «Бывшие люди», воры, алкоголики, проститутки, разорившиеся мастеровые. Вроде, не привычно как-то видеть этот «сброд» на сцене. Но «сброд» ли? Нет… Это люди, отринутые обществом, сдвинутые к краю пропасти. Кроме того, и в самой ночлежке есть свой «верх» и «низ»: ее хозяева и обитатели.

И вот в среде этих отринутых обществом людей появляется Лука, о котором Сатин потом скажет: «Старик живет из себя, …он на все смотрит своими глазами». И эти «глаза» обладали способностью проникать в сущность человека, вглубь его души. Лука сразу все понял и оценил, вынес «дну» неутешительный приговор: «Эхе – хе! Погляжу на вас, братцы, — житье ваше-о-ой!» А житье «дна» действительно «о-ой!». Отгороженные ситцевым пологом каморки. Живут самым бытовым: чья очередь мести пол, где взять денег, чтобы прожить сегодняшний день. Квашня перебранивается с Клещом, Барон издевается над роковой страстью проститутки Насти. Васька Пепел, пытаясь завязать отношения с Наташей, сестрой Василисы, заводит разговор с ней. А в это время, сидящий на нарах Бубнов, разглядывая купленные только что нитки, обронит фразу: «А ниточки-то гнилые…». Вроде про себя скажет, вроде по существу покупки, в которой его обманули. Но ощущение, что фраза Бубнова содержит в себе скрытый смысл. Гнилыми нитками шиты намерения Пепла относительно Наташи, ничего из этого не получится. Чувствуется, что между разговаривающими нет диалога. Ночлежники лениво перебрасываются репликами; они не слушают, не слышат и не хотят слышать друг друга. Их внутренне ничто не связывает. Они ничего не ждут уже от жизни, ни во что не верят. «…Все слиняло на земле,- твердо уверен Бубнов, — один голый человек остался».
Но с приходом Луки почему-то все бытовое отступает, уходит на второй план. Да и как может быть иначе, ведь вместо того, чтобы выяснять, чья очередь мести пол, он неожиданно для ночлежников задаст другой вопрос: «Где тут у вас метла?».
Но что же такое человек Луки? Лука, которого «мяли много, оттого и мягок», знающий, с кем имеет дело, видевший в жизни многое, понимающий порядки в жизни («…а все порядка в жизни нет… и чистоты нет…»), убежден, что устройство порядка надо начинать не с общества, а с человека. Надо, чтобы он «жил из себя», своим самосознанием. «Голый человек» Бубнова не устраивал Луку. «Все, значит, равны, — говорит он в ответ на бубновское «все слиняло».- А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и умрешь… и все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!».
Провозгласить эту веру в человека, уважение к нему, пробудить его самосознание – вот с этим заданием и отправлен был Горьким Лука, на «дно» жизни. И главным принципом, которым руководствуется он, идя к людям, – это уважение человека. «…Разве можно человека бросать? –обращается Лука к Квашне, укоряя его за оставленную в сенях без присмотра больную Анну. – Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…». «Человек – все может… лишь бы захотел…» — говорит он Актеру. А Сатину на вопрос: зачем живут люди? – ответит: «А – для лучшего люди – то живут, милачок. Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может. Может, он родился — то на счастье нам… для большей нам пользы?… Особливо же деток надо уважать… ребятишек. Деток уважьте!».
Человек, который «всегда своей цены стоит…» — один из принципов поведения странника Луки. Второй из его принципов связан с философским вопросом – что лучше для него: истина или сострадание? Что нужнее? Как бы горька и печальна ни была истина, ответит каждый из нас сегодня, но она нужнее, лучше самой красивой лжи. А вот дедушка Лука правды не любил. «Очень против правды восставал…», — говорит о нем Клещ. Да и сам старик скажет Ваське Пеплу: «И …чего, тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, «может, обух для тебя…» И Бубнову о том же: «…не всегда правдой душу вылечишь…». Как живое доказательство о ненужности правды человеку, Лука рассказывает притчу о праведной земле. Жил человек верой в то, что существует некая праведная земля. Решил найти ее. Но ни на какой географической карте не оказалось той «земли обетованной». Не вынес разочарований таких человек и удавился. Вот она, оборотная сторона правды.
«Человека приласкать – никогда не вредно…», «вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» — вот жизненные установки Луки. И потому ко всем ночлежникам он подходит со словами утешения, нажимая при этом на утешительное слово «верь». «Ничего не будет! Ничего! Ты – верь! Скажет Бог: «Знаю. Я эту Анну. Много мучилась… Отведите ее в рай». — утешает Лука Анну. А чем он мог утешить умирающую женщину, которая и при жизни досыта не ела, кофтенки приличной не имела, все боялась… Ну не приласкал, и не пожалел бы он Анну. Умерла бы под пьяные крики ночлежников и циничные слова Бубнова: «Шум смерти не помеха». Понимает старик, что исстрадавшееся сердце измученной женщины просит утешения, а не правды. Не мог он ее прям обухом по голове. А потому, утешая, он обещает Анне – покой, актеру – бесплатные лечебницы, Ваське Пеплу – вольную жизнь в Сибири, Насте советует верить, что была и у нее чистая и высокая любовь.
Лука уверен, что «кто ищет – найдет,… кто крепко хочет – найдет. Помогать только надо им…». А помогать на языке Луки означает пробудить самосознание человека, вывести его из состояния отчуждения. Пусть не правдой, а прибегая к утешительной лжи, вселяя в души ночлежников иллюзии. Но бывает правда, равносильна «обуху», «удару молотка». Вправе ли мы сказать безнадежно больному человеку, что дни его жизни сочтены? Гуманна ли будет эта правда? Мы должны помнить, что бывает и ложь во спасение. Разве, услышав ласковые речи Луки, избавившие Анну на время от страха смерти, не захотелось ей пожить еще? Разве не под влиянием взволновавшего Актера разговора с Лукой вспомнил он стихотворение Беранже. И обязательно захотелось прочесть его старику. В знак благодарности и для того, чтобы доказать ему, что память у него еще сохранилась. Разве не загорелся Актер верой в то, что может изменить и исправить свою жизнь. И Настя оживает, выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. Да и если сравнить первое и финальное действие пьесы, нельзя не заметить, что исчезло отчуждение первого акта. Ленивые реплики ночлежников сменился диалогом, в центре которого был Лука. Все-таки, по словам Сатина, глубоко «проквасил» обитателей «дна» Лука.
Но финал пьесы трагичен. Удавился Актер, мучительной смертью умирает Анна. Оказался в Сибири и Васька Пепел, но не по своей воле, не в поисках вольной жизни, а по обвинению в убийстве хозяина ночлежки. Как обвинительный упрек Луке звучат слова Клеща: «Поманил их куда-то,… а сам – дорогу не сказал…». Да и сам Лука в самый драматический момент развернувшихся событий в ночлежке неожиданно исчезает.
Да, о «праведной земле» Лука рассказал, потому что верил (как всегда нажимая на слово «верь») в ее существование. Только дороги туда не знает Лука. Не верит он (может быть, потому, что «мяли много») в возможность обновления жизни. А, может, это авторский замысел. Горький считал, что проблему преобразования жизни без учета обстоятельств реальной действительности, одним конкретным человеком, каким был Лука, не решить. А потому в пьесе ему нужен был персонаж, который дал бы «бой» правде Луке. И эту роль Горький доверил Сатину. Монолог Сатина – это его полемика с Лукой. В чем смысл ее? Во-первых, Сатин заявляет, что никто, кроме него, так и не понял старика. «Я – понимаю старика… да! Он врал…но – это из жалости к вам, черт вас возьми. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто сам себе хозяин… кто независим и не ждет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог, свободного человека!».
Есть здесь доля истины. Но кого из обитателей ночлежки назвал бы Сатин «кто сам себе хозяин, кто независим», кто силен душой? Ведь все они неудачники, люди, отринутые обществом, зависимые от своих хозяев. И уж не себя ли имел в виду Сатин, возвышенно декламируя: «Правда – бог свободного человека!». Где он, свободный человек в ночлежке?
Сатин? Так ведь он палец о палец не постучит, чтобы что-то полезное сделать. Правильно заявляя о том, что когда «труд – удовольствие – работа хороша». И тут же скажет: «Сделай для меня труд удовольствие, я, может быть, и буду работать». А пока… А пока предпочитает оставаться в ночлежке. Ну а дальше уже из уст Сатина выльется знакомый нам гимн «свободному человеку». «Человек может верить и не верить… Это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь… Человек – вот правда! Что такое человек?… Это не ты, не я, не он…нет!- это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном!». Важна ремарка (очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека). «Понимаешь? Это огромно! В этом – все начала и концы…» И заканчивает Сатин свой декларативный монолог совсем, как Лука (видать, «проквасил» и его старик, задел «за живое»). «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!». И уж, конечно, как сценический персонаж, Сатин проигрывает Луке и в речевой, и в человеческой характеристике.
Так что же такое человек Луки и человек Сатина?
Человек Луки – это живой, конкретный человек с его горем и страданием, с болью и радостью, с отчаянием и надеждой. На всем протяжении пьесы объяснения Луки, почему нужно уважать человека, способствует гораздо более уважению тех людей, кто рядом с ним. Лука чувствовал боль и страдания каждого, с кем сводила его жизнь, поэтому он мог подарить каждому надежду. «Всяк человек своей цены стоит», — и через столетия эти слова звучат, как нравственное завещание, они своевременны и сегодня.
Человек же Сатина – «это ты, я, старик, Наполеон, Магомет… в одном!». Это синоним человечества. Он огромен, он всечеловечен. Человека Луки можно любить или ненавидеть, человека Сатина – только уважать и преклоняться.

Читайте также:  Что делать если зрение в очках ухудшается

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, фило­софских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пье­сой-диспутом!

Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее ос­нове лежит спор о человеке, о его назначении, поло­жении в обществе и отношении к нему. В нем участву­ют практически все обитатели ночлежки. Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом. Пока­зывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.

Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисо­ванные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни. Они ведут пустое существование. Судьба и бес­человечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и про­шлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».

Взбудораживает жизнь «дна» появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема чело­века. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский во­прос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, кото­рый я хотел поставить, это что лучше, истина или со­страдание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострада­ние до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Философия Луки сводится к утверждению: «Чело­век все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука. Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспо­щадна. Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстри­руют его философию, доступно говорят босякам о ста­риковской правде. Он ласков с ними, называет их «милый», «голубка», «детынька». Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, прав­да-то, может, обух для тебя».

Основываясь на этом, таинственный странник уми­рающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной ти­шине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение. Актера старик те­шит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислу­шиваются к Луке. Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспо­минает свое имя, свое любимое стихотворение.

Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о по­мощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.

Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаружи­вается связь с Евангелием, с апостолом, также несу­щим миру свое учение. И горьковский Лука — носи­тель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много уз­нал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каж­дый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки. Лука проповедует: «Человек добру может нау­чить очень просто».

Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая тер­пят»), и направляющие суждения («Кто крепко хо­чет — найдет»).

Приход Луки осветил ночлежку внезапным све­том. В жизни обитателей костылевской пещеры поя­вился луч доброты и ласки, внимание и желание по­мочь. Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клич­ки, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я».

Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был». Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротив­ляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность. Когда Лука исчез, реальная жизнь ужас­нула Актера, и он повесился, а Настя от безысходно­сти впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.

Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-нево­лей пришлось возвращаться к прозаической и суро­вой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика. Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в косты­левской ночлежке разворачиваются драматические события. Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тя­желее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изме­нить в своей участи. Поманил старик, а дороги не по­казал. Ночлежники демонстрируют абсолютную не­готовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смог­ла найти опоры в характерах босяков.

Лука — идеолог пассивного сознания, которое все­гда отвергал Горький. Такая психология, считал дра­матург, способна только примирить человека с его по­ложением, но она никогда не толкнет его это положе­ние изменить.

Монолог Сатина является живой реакцией на фи­лософию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречи­вый, неоднозначный Сатин пропагандирует необхо­димость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность. Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов ле­жит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое че­ловек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что та­кое правда? Человек — вот правда. Существует толь­ко человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собствен­ные сокровенные мысли.

Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утвер­ждает высокое назначение человека, гуманизм со­страдательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действитель­ностью.

Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил» жителей, а на него самого «подействовал. как кисло­та на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утеши­тельная ложь Луки названа им религией рабов и хозя­ев. Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заста­вить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сати­ну,— творец, хозяин и преобразователь жизни. «Су­ществует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,— звучит из его уст. Он смело утвержда­ет равенство людей независимо от их социального по­ложения и национальности. Слова Сатина произнесе­ны в минуту глубокого душевного подъема, и это сви­детельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте че­ловека в ней. Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.

Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он счи­тает, что не следует пытаться что-то изменить в жиз­ни, нужно со всем смириться, все принять как долж­ное, и зло в том числе. По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут. как щепки по реке плывут»,— утверждает он. Эта пози­ция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру. Носитель такой позиции становится пассивным, жес­токим и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придер­живался, пожалуй, Барон. Он всю жизнь бессмыслен­но плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дво­рянина он превратился в босяка. Он и есть пример че­ловека — щепки.

В одном из писем Горький писал «. моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, гово­рить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.

Источники:
  • http://www.allsoch.ru/sochineniya/17523
  • http://www.litra.ru/composition/get/coid/00016401184864211647
  • http://fb.ru/article/224400/luka-i-satin-kto-iz-nih-prav
  • http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2677-pravda-o-cheloveke-gorkogo-vklyuchaet-v-sebya-pravdu-luki-i-pravdu-satina-po-pese-m-gorkogo-na-dne
  • http://otvet.mail.ru/question/47122718
  • http://rus-lit.com/kakova-zhe-pravda-satina/
  • http://mir-lit.ru/?p=219
  • http://5litra.ru/soch/248-razdumya-o-cheloveke-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html