Меню Рубрики

Практика с диалектической точки зрения является критерием истины

Практика — критерий истины

Согласно Марксу, вопрос об истинности познания — это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить.

Итак, основные достижения философии Маркса мы видим: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, неомарксисты

Профессиональные философы, а они, как правило, не разделяют расхожих мнений, относятся к Марксу с большим уважением. Маркс написал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал ему в философском таланте, но во многих отношениях был очень интересным человеком, смелым, скромным (прекрасный бизнесмен, полиглот, говорил и писал на 20 языках).

Ленин поставил философию на службу своим политическим устремлениям, не был профессиональным философом, считал невозможным делом создание принципиально новой философии, преодолевающей марксистские горизонты. Пропагандировал воинствующее отношение к инакомыслящим. В 1922 году выслал за границу целую плеяду отечественных философов, среди которых были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.О. Лосский.

Сталин в философском отношении уступал Ленину, придерживался упрощенных воззрений. Грубая политическая позиция Сталина стала причиной того, что многие талантливые философы закончили свою жизнь в лагерях. В годы правления Сталина от имени марксистско-ленинской философии громили специальную теорию относительности, генетику, языкознание, кибернетику. Ясно, что подлинная философия здесь ни при чем.

После XX съезда КПСС (1956) советские философы получили возможность более продуктивно заниматься своим профессиональным делом. Идеологические органы ЦК КПСС продолжали осуществлять философскую цензуру, но не столь предвзято, как прежде. Абсолютное большинство философов, воспитанных в основном на трудах классиков марксизма-ленинизма, стремились к дальнейшему развитию их наследия, имеющихся в нем потенций. Границы марксизма и ленинизма развивались и вообще преодолевались.

В 90-е годы, в результате известных событий, преобразивших нашу страну, возникли условия, способствующие усвоению всего спектра мировой философской мысли. В этом отношении делается очень многое, но о результатах этой работы судить пока рано. В более свободной, чем в России, атмосфере развивался западноевропейский марксизм. Под знамена марксизма встали выдающиеся мыслители: Д. Лукач, Ж.-П. Сартр, А. Грамши, Г. Маркузе, Л. Альтюссер, Ю. Хабермас и др. Многие затем отказались от марксизма. В итоге, однако, появлялись новые идеи. В наши дни неомарксизм сохраняет свою актуальность.

Что рассматривается философами в качестве критериев истины?

Читайте также:

  1. X1. Методы внесение поправок делятся на количественные и качественные.
  2. Анализ информации о качестве профилактических
  3. В Италии в качестве основного строительного материала наряду с камнем широко использовался кирпич, а в облицовке применялся мрамор, которым была богата эта страна.
  4. В качестве курса лекций
  5. В качестве положительного направления вращения тела примем его вращение против часовой стрелки.
  6. В процессе воспроизводства населения, наряду с рождаемостью, рассматривается смертность населения.
  7. Важнейшей особенностью струйной печати является возможность создания высококачественного цветного изображения.
  8. Виды проектных рисков; количественный и качественный анализ рисков.
  9. Д. Качественный состав населения
  10. Демографические концепции (количественные и качественные)
  11. Довольно часто школьники попадают в ДТП в качестве пассажиров автотранспортных средств.
  12. Изменение количественного и качественного состава лейкоцитов

Герменевтическая концепция истины

Философская герменевтика ставит вопрос об истине бытия, искусства, истории и других гуманитарных дисциплин. В областях, исследуемых герменевтикой, классический принцип соответствия практически не применим, поскольку было бы упрощением рассматривать вопрос об истине в поэзии или в истории как соответствие субъективной и объективной реальности. В связи с этим герменевтика формирует понимание истины, базирующееся на принципах, альтернативных рационалистическим установкам философии Нового времени и Просвещения. (Подробнее см. вопрос: «Существует ли истина в гуманитарных науках?»)

Признавая знание истинным, необходимо указать критерии, по которым истину можно отличить от заблуждения. Среди критериев истинности знания назывались всеобщность и необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

Рационалистическая традиция главными признаками истины считала всеобщность и необходимость знания. Истинное знание относится не к отдельным предметам, а к классам предметов. Свойства предметов, зафиксированные в истинном знании, проявляются с необходимостью при определенных условиях. Справедливо утверждая, что всякое рассуждение начинается с определенных предпосылок аксиоматического характера, рационалисты в качестве критерия истинности этих Предпосылок рассматривали очевидность. Истинным признавалось то, в чем невозможно усомниться, что кажется истинным с очевидностью. Очевидное постигается, по мнению рационалистов, путем интеллектуальной интуиции. Эта позиция встречается, в частности, у Р. Декарта. Развитие рационалистической тенденции выразилось в поиске внутренних критериев истинности знания (логическая непротиворечивость, самосогласованность знания).

Сенсуалистическая традиция в качестве критерия истины называет ощущения. При этом, в отличие от материалистического, идеалистический сенсуализм на основании соответствия знания (понятия) ощущениям не делает вывода о соответствии знания действительности. В эмпирической традиции роль критерия истины выполняет опыт. Само понятие опыта не сводится к ощущениям. В опыт помимо ощущений могут включаться все внутренние переживания и состояния сознания, а также внешний опыт, например прагматический опыт субъекта или научное наблюдение и эксперимент.

Заметную роль в развитии проблематики критериев истины сыграл диалектический материализм, поставивший на место основного критерия практику. Понимая практику как общественную, материально-преобразующую деятельность людей, диалектический материализм не сводит ее к опыту отдельного человека. Общественный характер практики выражается в том, что даже в тех случаях, когда речь идет о деятельности отдельного человека, он рассматривается как носитель определенного типа социальных отношений. Отличительными чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный характер (практика прямо или косвенно связана с чувственно воспринимаемыми предметами), преобразовательный характер (активное вмешательство в природную или социальную среду). Исходя из этого, не всякая деятельность рассматривается как практика, а только та, которая отвечает указанным признакам. В соответствии с этим к формам практики относятся общественное производство, социально-политическая и научно-экспериментаторская деятельность, формы материально-преобразующей деятельности на уровне бытовых отношений. На том же основании деятельность в области идеологии, образования, художественного творчества не рассматривается в качестве видов практики.

Причина, по которой практика может рассматриваться в качестве критерия истины, заключается в том, что, являясь деятельностью субъекта, практика невозможна без объекта. Она выступает в роли общего звена между субъектом и объектом и связывает их в единую систему. В этом отношении диалектический материализм преодолевает традицию противопоставления субъекта и объекта познания. Поскольку знание невозможно непосредственно сопоставить с объектом, необходимо опосредующее звено, функцию которого с точки зрения диалектического материализма выполняет практика. Будучи универсальным критерием истины, практика характеризуется неопределенностью. С одной стороны, общественно-историческая практика подтверждает принципиальную возможность человеческого мышления адекватно отображать объективный мир, она свидетельствует о наличии общего соответствия между сознанием и бытием. С другой стороны, она не может однозначно подтвердить или опровергнуть конкретную концепцию. Например, решение вопроса об истинности научной теории предполагает не только практическую проверку теории, но и апелляцию к логической непротиворечивости и другим внутренним критериям научного знания. Чем конкретнее ставится вопрос об истине, тем более неопределенным является критерий практики. В конечном счете на основании практики формируются и заблуждения. В гносеологии диалектического материализма практика помимо функции критерия истины играет роль исходного пункта, движущей силы и основной цели познания.

| следующая лекция ==>
Диалектика-материалистическая концепция истины | Какие проблемы рассматривает философия науки?

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 427 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тест Философия познания

Тесты по философии для студентов обучающихся по гуманитарным так и техническим специальностям по теме «Философия познания». В тесте необходимо выбрать правильный ответ. Правильный ответы указаны значком «+»

Переживания человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …

Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является…

Субъектом познания Л. Фейербах считал…

-: человека как родовое существо, все человечество

+: человека, пассивно воспринимающего мир

-: активно осуществляющего познавательную деятельность индивида

Укажите понятие противоположное по смыслу понятию «истина».

Способность извлекать и перерабатывать информацию позволяет человеку оперировать не с самими предметами, а с представляющими их…

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является…

+: припоминание душой идей

-: восприятие субъектом идей как комплексов ощущений

-: отражение объективной действительности в сознании субъекта

-: восхождение души к Богу

S:Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется…

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется…

Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту.

Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется…

Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, является(-ются)…

-: «комплекс ощущений» субъекта познания

+: фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется…

Проблема критериев научности знания наиболее четко сформулирована в XXвеке в философии…

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является…

Теория «двух истин» получила распространение в …

-: диалектическом учении об абсолютном и относительном знании

+: эпоху позднего средневековья

-: ученииПлатона о двух мирах

S:Создателем классического психоанализа является…

Теория ___ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности.

Метод познания, абсолютизирующий устойчивость и повторяемость, называется…

С точки зрения эмпиризма, «атомами» чувственных данных является…

С позиции прагматизма истиной является(-ются)…

+: полезность, эффективность знания

-: соглашение по поводу того, что считать истиной

-: соответствие знание объективной реальности

С позиции ___ сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.

S:Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью называется…

Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как…

-: копия, «слепок» вещей

+: субъективный образ объективного мира

Философское учение об универсальной одушевленности материи называется…

Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является проблема…

+: взаимоотношения субъекта и объективной реальности

-: исторического развития форм познавательной деятельности

-: отношения знания и мнения

-: соотношения синтетических и аналитических высказываний

Основными функциями социального знания являются методологическая и …

S:___ могут быть индуктивными и дедуктивными.

С позиции диалектического материализма знанием является…

+: информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию

-: субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте

-: только истинная информация

С позиции диалектического материализма, основным критерием истины является…

___ всегда существует в знаковой форме.

S:Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется…

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется…

Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как…

Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения … истиной.

Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как…

Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется…

С точки зрения солипсизма, сознание всегда имеет дело с…

Логические и математические критерии играют главную роль в ___ концепции истины.

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …

Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является проблема …

-: исторического развития форм познавательной деятельности

Читайте также:  Тауфон для профилактики зрения способ применения

+: взаимоотношения субъекта и объективной реальности

-: соотношения синтетических и аналитических высказываний

-: отношения знания и мнения

Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется…

Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как …

___ могут быть индуктивными и дедуктивными.

С позиции диалектического материализма знанием является …

-: только истинная информация

-: субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте

+: информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию

Существенной чертой понимания является …

-: психологизм, не имеющий отношения к процессу познания

+: осмысление, выявление и реконструкция смысла

С позиции прагматизма истиной является (-ются) …

+: полезность, эффективность знания

-: соответствие знание объективной реальности

-: соглашение по поводу того, что считать истиной

Способность извлекать и перерабатывать информацию позволяет человеку оперировать не с самими предметами, а с представляющими их …

Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется …

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется …

С позиции диалектического материализма, основным критерием истины является …

С точки зрения эмпиризма, «атомами» чувственных данных являются …

Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется …

Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту.

Создателем классического психоанализа является …

Теория ___ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности.

Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как …

Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма,

является (-ются) …

-: «комплекс ощущений» субъекта познания

+: фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта

С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт …

Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью, называется …

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется …

___ всегда существует в знаковой форме.

С точки зрения солипсизма, сознание всегда имеет дело с …

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является …

-: восхождение души к Богу

-: восприятие субъектом идей как комплексов ощущений

-: отражение объективной действительности в сознании субъекта

+: припоминание душой идей

В гносеологии понятие «истина» применимо к…

-: представлениям о ценностях и идеалах

+: знанию, обусловленному свойствами объекта

-: любому суждению, высказанному субъектом

-: любому виду знания

Рационально-теоретическое знание, содержащее самые общие, универсальные представления о мире, называется …

Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как …

Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется …

Теория «двух истин» получила распространение в …

-: учение Платона о двух мирах

+: эпоху позднего средневековья

-: диалектическом учении об абсолютном и относительном знании

Укажите понятие, противоположное по смыслу понятию «истина».

Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между …

-: правым и левым полушарием головного мозга человека

-: материей и сознанием

-: бытием и небытием

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …

Логические и математические критерии играют главную роль в ___ концепции истины.

Философское учение об универсальной одушевленности материи называется …

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется …

Info Stadiya — информационная поддержка студентов. Большая коллекция справочных материалов для студентов всех направлений и специальностей. Наш сайт, поможет тебе сдать экзамены на отлично! Если вы сочли информацию на сайте полезной, обязательно поделитесь ей в социальных сетях или у себя на сайте, таким способом, вы поможете другим получить знания. © 2017

Проблема истины и критерия. Роль практики в познании.

Истину понимают по-разному. Прагматики сводят истину к пользе. Поэтому истина оказывается субъективной. Объективные реалисты и материалисты считают истинное знание, соответствующее действительности. Под действительностью они понимают различное. У идеалистов действительность – нечто духовное, у материалистов – материальный мир.

Материалисты: истина – соответствие, отражение в сознании какого-либо объекта самому объекту. Истина находится в сознании, хотя она объективна (обладает своими чертами). Методики считают, что все истины абсолютны, а диалектические идеалисты – что в любом знании зерно абсолютной истины, и в то же время относительности. Любое знание – единство абсолютной и относительной истиной. Истина всегда конкретна, т.е. она является таковой лишь в данных условиях (геометрия Евклида применима в малых пространствах – на земле).Критерием истины, с точки зрения диалектического материализма является практика (материальное действие). Но не всегда есть необходимость практической проверки знаний, т.к. по частям все раньше уже проверено. Практика никогда не докажет и не опровергнет полностью теорию (материалисты не согласны, т.к. если доказать, то только полностью).

Раздел 3. Философия познания

Сознание как свойство высокоорганизованной материи рассматривается в философии:

Современная философия рассматривает «бессознательное» как …

– то, что не осознается человеком

– то, что присуще отдельному человеку

– рефлекторные процессы в организме человека

+ психические процессы, происходящие на досознательном уровне

– физиологические процессы, происходящие в мозге

Сознание как продукт общественной жизни определяется:

Осознание личностью своих интересов, мотивов поведения, ценностей:

В древности понятие сознания отождествлялось с понятием ….

Философская позиция, отождествляющая мысль с «материальным субстратом мозга»

Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи:

Всеобщее свойство материи, проявляющееся в способности всякой материальной системы воспроизводить характеристики воздействующих на нее других материальных систем:

Формами отражения, характерными для неживой природы, являются …

Как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» характеризовал идеальное

Формы общественного сознания:

Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается …

Процесс перехода наших животных предков в человека называется …

Особенность сознания заключается в том, что оно …

+ не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать

– отражает действительность, не меняя ничего в неживой материи

– не является формой отражения

– существует вне и до материи

– формируется у человека в зрелом возрасте

Основными формами отражения в живой природе являются:

Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире:

Формами познания на его чувственной ступени являются:

Формами познания на его рациональной ступени являются:

Человеческая деятельность, порождающая качественно новое в предметах или знаниях о них:

Функция научного познания, раскрывающая сущность изучаемого объекта на основе постижения его законов …

Представители сенсуализма истинным источником знания считали

Инстинкт и интуиция в познавательной деятельности есть …

Истина есть соответствие знания вещам, утверждал…

Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители …

Полное, всестороннее знание о том, что есть, было и будет с объектом, получило название:

Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины

Основатель логики как учения о формах и структурах мышления:

Знания, основанные на вере:

Основатель концепции революций в науке как смены научных парадигм

Познание от отвлеченного и одностороннего знания об объектах к знанию более содержательному и всестороннему определяет метод науки:

+ восхождения от абстрактного к конкретному

Представители сенсуализма истинным источником знания считали

Инстинкт и интуиция в познавательной деятельности есть …

Истина есть соответствие знания вещам, утверждал…

Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители …

Полное, всестороннее знание о том, что есть, было и будет с объектом, получило название:

Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины

Основатель логики как учения о формах и структурах мышления:

Знания, основанные на вере:

Основатель концепции революций в науке как смены научных парадигм

Познание от отвлеченного и одностороннего знания об объектах к знанию более содержательному и всестороннему определяет метод науки:

+ восхождения от абстрактного к конкретному

– совпадения логического и исторического

– доказательства «от противного»

Раздел 4. Философия человека

Человек по своей природе – это …

– носитель социальной формы движения материи

Признание определяющими факторами в природе человека развитости мозга, темперамента, генетического кода характерно для … концепции:

Определять ход исторического процесса, содействовать прогрессивному развитию общества характерно для … личности:

Создатель и носитель культурных ценностей, главный субъект всей истории общества, с точки зрения марксистской концепции общественного развития:

Человеческая ситуация, образуемая посредством знания познанной необходимости и практического овладения ею называется у Гегеля и Маркса…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9491 — | 6697 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

попытка синтеза

Практика — критерий истины

Практика — критерий истины.

Да мы это знаем, — скажете вы. Не торопитесь. Как и многое ценное в нашей жизни, эта методика лежит на самой поверхности, но мало кто из нас действительно ею пользуется. Ведь именно она является основой любого обучения, любого движения вперед. А многие ли из нас постоянно учатся? Многие ли способны постоянно отслеживать и контролировать свои мысли, поступки, жизнь?

Самый «мудрый» из германских фельдмаршалов Эрих фон Манштейн постоянно жалуется в своих мемуарах (Утерянные победы. М.: АСТ, 1999) на «местность, не приспособленную для действий танковых войск». Я думал, опять наши переводчики напутали, но в английском переводе и немецком оригинале один и тот же смысл: местность не приспособленная…

Доля правды в этом есть, местность и вправду не самая лучшая, но кто под кого должен приспосабливаться: полярный исследователь под Антарктиду или Антарктида под исследователя? Альпинист под Эверест или Эверест под альпиниста? Глупая русская местность не приспособилась под мудрейшего Манштейна, и потому он, бедный, утерял все победы. А если бы местность приспособилась, уж он бы показал образцы полководческого гения. И тысячи глоток прославляют гениального Манштейна: о великий, о мудрейший!

А между тем танки были впервые использованы 15 сентября 1916 года. Уже самый первый бой показал, что танки можно использовать только на доступной для них местности. А ведь это было во Франции и, повторяю, в сентябре. После того первого боя в штабах стали выделять на картах участки местности, на которых танкам лучше не появляться. Это и должно было быть сделано перед нападением на Советский Союз, германская разведка должна была составить карты и огромными красными пятнами на этих картах выделить «местности, не приспособленные для действия танковых войск». Мудрейшим Манштейнам следовало взглянуть на такие карты и присвистнуть: да как же я там воевать буду? (1)

Практически все в нашей жизни начинается с гипотетического предположения или навязываемого извне утверждения: «Не суй пальцы в розетку — ударит током», «Я хочу стать философом, а этому, говорят, учат в университетах», «Женюсь на Лене, она, по-моему, любит меня», «Земля круглая и вращается вокруг Солнца», «Бог един» и т.п. Это может быть очень короткий, часто даже незаметный для некоторых, этап, но он существует всегда. Если попытаться остановиться и задуматься, то мы четко увидим момент появления гипотезы и можем проследить ход наших мыслей и действий по ее утверждению или опровержению, т.е. доказательств либо ее истинности, либо порочности. Период от появления некоего ощущения до выявления результата в СП принято называть экспериментом. В каждом конкретном случае продолжительность одного эксперимента может варьироваться практически до бесконечности. Например, цепочка «не трожь горячий утюг — а я все-таки попробую — ожег — мама была права — горячее трогать нельзя» может длиться несколько секунд, а состоятельность ночного озарения Менделеева химики доказывали в течение многих десятков лет, пока все квадратики таблицы не были заполнены соответствующими названиями веществ. Но в любом эксперименте важен конечный результат, когда мы действительно понимаем, истинна ли была проверяемая нами гипотеза, достойна ли она называться теорией и быть вписанной в анналы нашего мировоззрения.

Читайте также:  Существует точка зрения что любой человек может стать успешным интервьюером

Я слушаю и забываю, я вижу и запоминаю,

я делаю и понимаю. (2)

При этом, естественно, важно, какой ценой мы доказываем ее истинность. Сотни тысяч жизней за E=mc² — не слишком ли дорого платим, господа? А потерянное при баловстве с петардами зрение? А смертельный вирус за мимолетную связь? О чем это говорит? О том, что нет незначительных и обратимых экспериментов и поступков в нашей жизни, время нельзя воротить. При всей кажущейся медлительности мира все происходит практически мгновенно, и ничего уже не изменить. Следовательно, важно все. Особенно так называемые мелочи, сила которых в их количестве. А мы не компетентны, по крайней мере на данном этапе, предвидеть последствия. Поэтому жизненно необходимо быть внимательными и учиться. Зачем? Чтобы становиться умнее, чтобы не попадать впросак и не садиться в калошу, чтобы быть здоровым и счастливым, чтобы не портить жизнь окружающим, чтобы двигаться вперед, в конце концов, а не бегать по замкнутому кругу и не киснуть в болоте. Медленно поспешая, наращивать свою экспериментальную базу, а с ней опыт и мудрость.

Мудрость — это совокупность истин, добытых умом,

наблюдением и опытом и приложимых к жизни,

это гармония идей с жизнью. (3)

Мы постоянно попадаем в одну и ту же ситуацию, имеющую поразительно стабильный результат, но мы не способны извлечь урок и с потрясающей слепотой опять наступаем на те же грабли, и удивляемся, как несправедлива судьба. Наша практика не формирует теорию, хотя гипотеза уже давно существует в нашем мозгу. «Раз — случайность, два — случайность, три — закон», — утверждает СП.

Иные врачи двадцать лет кряду делают одни и те же

ошибки и называют это клиническим опытом. (4)

Продавец при вас обвесил двоих впереди стоящих, обвесит ли он вас? Уверены, что вы уже вышли из очереди. Это ведь так просто. Видите, сделать грамотный вывод совсем нетрудно, нужно только вовремя заметить закономерность и приложить небольшое интеллектуальное усилие. Успехом в СП считается любая, самая малая ситуация, в которой вы успели сделать выводы и успешно — вот оно искусство — применить их на практике, о чем вам должен свидетельствовать его величество ФАКТ. Возможно — что случается довольно часто — этим фактом будут посрамлены многие авторитеты и их теории. Что ж, такова жизнь. Вы должны быть к этому морально готовы. От скольких всеобщих заблуждений вы готовы отказаться, а какие оставить как милые сердцу, зависит только от вас. Это касается и науки, и социума. Это касается всего.

Вам наговорили о человеке гадостей, но вы-то сами, лично, знаете его только с хорошей стороны, причем всегда и везде. Почему вы верите и распространяете слухи? Вы совершаете самое натуральное предательство. Он сам дал вам повод усомниться в его достоинствах? Хотя, если посмотреть с другой стороны, кто знает, может, это вы как раз и проворонили суть. По крайней мере, вы уже не будете катастрофично разочарованы, если он вдруг раскроет свою вторую сущность. Вас предупреждали. Кстати, о гипотезах. Например, Достоевский утверждал, что совсем необязательно знать о человеке, плох он или хорош, достаточно один раз увидеть, как он смеется, и по его смеху все будет понятно. Мы проверяли – работает (см. методику «Содержание – это стиль»). Что там смех, в подавляющем большинстве случаев достаточно одной улыбки.

Я быстро понял, что она не создана для коллектива. Вот, например, характерный случай.

У второй секретарши был муж. Он подарил жене браслет на именины. Та захватила его на работу — похвастать. Маруся повертела его в руках и говорит:

— Какая прелесть! У меня в Союзе был такой же. Только платиновый…

После этого секретарша ее возненавидела…

Маруся слишком часто вспоминала о своих утраченных номенклатурных привилегиях. Слишком охотно рассказывала про своего знаменитого мужа. Чересчур размашисто бросала на диван ондатровую шубу. (5)

Практическая апробация гипотетического предположения не только вселяет уверенность в собственные силы и благополучный исход, но и помогает внести необходимые корреляции в утверждаемый постулат, уточнить формулировку, насытить индивидуальными, а не подсмотренными и не прочитанными, примерами. Можно подсматривать за чужой жизнью в замочную скважину и проворонить свою, что и происходит. А что можно разглядеть при столь малом угле обзора? Разве водитель танка в смотровую щель способен увидеть красоты мира? Да и это ли его профессиональная цель? И почему из всего экипажа только командир танка имеет полный обзор? А для чего надевают шоры лошадям? Вопросов не счесть.

Возможно наслаждаться и жизнью вымышленных героев, безусловно. Но полное удовлетворение получит только автор, это его чувства, мысли и жизнь. Достойно ли питаться объедками с чужого, пусть и гениального, стола? А ведь мы хотим и мечтаем САМИ жить, чувствовать, радоваться и страдать, испытать все возможное, предоставляемое существованием. Хотим сами решить СВОИ проблемы, пережить и чувство морального удовлетворения, и соль труда, и радость творчества, и чувство собственного достоинства. СП — для живущих. Тот же, кто по наивности хочет избавиться от проблем, обязан посетить любое близлежащее кладбище, посидеть и прислушаться: ни тебе целей и задач, ни духовных бурь, ни страхов, ни интеллектуальных, до головной и сердечной боли, сомнений, никаких сожалений, ни жизни. Одним словом, глухо, тихо и спокойно… Думаем, господа, понемногу думаем.

Все великие гении были великими работниками;

они не только неутомимо изобретали,

но и неутомимо отвергали, проверяли,

совершенствовали, упорядочивали. (6)

Недоказанные или недоказуемые практическим опытом теоретические положения нам рекомендуют принимать на веру, желательно, на слепую, но тогда никто, кроме вас, не возьмет на себя ответственность за результаты ваших поступков, основывающихся на них. А если кто и возьмет, не верьте, это практически невозможно, так как личную персональную ответственность, по крайней мере, за собственную жизнь еще никто не отменял. Раздавать индульгенции, конечно, хорошо, но чем это все заканчивается? Правильно, фанатизмом, слепой верой, фатализмом, рабством. А мы знаем, что куда бы стадо ни вели, его всегда ведут на бойню. Но мы — не рабы, а гении! А что есть фатализм, как не невозможность увидеть и осознать цепочку причинно-следственных связей и свое влияние на нее? Описывая так подробно эту методику, мы, наоборот, предупреждаем вас от фанатизма. Любое заявление, любой постулат того же Учения СП может и должен быть проверен и доказан вами лично. Только так вы придете через осознание к доверию. Только тогда гипотеза СП для вас превратится в стройную теорию и реальность. И не откладывайте эту проверку на завтра. Столкнулись с чем-то новым — проверяйте, обдумывайте, сравнивайте, анализируйте, апробируйте тут же, делайте вывод и идите дальше. Учимся, господа, потихоньку учимся.

Все нужно пробовать и меньше всего доверять

идеям, особенно идеям вечным и неизменным! (7)

Несомненно, многое зависит от степени ответственности эксперимента, его сложности. Иногда доверие к гипотезе может возникнуть сразу, особенно, если есть доверие к говорящему или в вашей жизни был подобный случай, и вы помните результаты. Сын любит и уважает мать, вся его жизнь была доказательством ее авторитета. Прислушается ли он к ней, выбирая невесту? Да он же первый спросит ее совета. Бывает, что доверие возникает сразу, с первого же взгляда, бывает, только после съеденного вагона соли. Но если целый солевой вагон подтвердил праведность гипотезы, то, может, хватит ерундой заниматься и «прорываться сквозь очевидное»? Сделайте, наконец, вывод, занесите его в свою копилку — экспериментальную базу — и успокойтесь. Шагните вперед в своем мировоззрении. Укрепитесь в доверии. Не майтесь духовно. Только так вы сможете сэкономить время своей жизни, не перепроверяя многократно каждое сказанное вам слово и не допуская своих, пусть и не фатальных, на первый взгляд, ошибок. Иначе зачем тогда учителя? Теперь понятно, что если ОН сказал, то ему можно ДОВЕРЯТЬ, ибо ОН просто так слов на ветер не бросает. Кстати, в данном контексте, чем родной муж отличается от учителя? А о чем говорит разруха в доме и неустроенность детей? Сколько случаев, что солью уже объелись, а толку ни на грош. А есть ли время, а главное силы и знания что-либо менять?

В свете методики становятся актуальными понятия «рациональная» и «иррациональная» вера. Иррациональная вера — вера не подкрепленная знаниями, т.е. поступки, основанные на этой вере входят в противоречие с методикой. Это не значит, что они вовсе должны быть исключены из вашей жизни, это значит, что, опираясь на слепую веру, вы должны отдавать полный отчет мотивам и качествам вашего поступка, следовательно, быть готовым принять закономерные результаты. Методика же ратует за рациональную веру, веру, основанную на конкретном знании, порожденном практической апробацией гипотезы. Каждый дальнейший шаг по этому пути только укрепляет вашу уверенность, прежде всего, в собственные силы. Как следствие возросшего доверия самому себе растут ваши волевые качества, которые побуждают продвигаться дальше и укреплять саму веру, можно сказать, воля есть активный инструмент веры. Ведь поступок, подтвердивший бывшее ранее иррациональным верование, подкрепляет его практическим знанием, т.е. переводит в сферу рацио. Вера становится равной Знанию.

Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял. Только личный опыт способствует осознанию любой истины. Вы можете миллиард раз услышать, миллион увидеть, но так ничему и не научиться. И всего лишь один маломальский эксперимент, одно испытание на собственной шкуре позволит осознать, что же именно имелось в виду, о чем вам толкуют, чему хотят научить. Мало ли кто и что вам говорит! Вы проверяли?! Проведите по каждому пункту серию наблюдений и масштабных экспериментов, проследите закономерность, сделайте СВОЙ вывод, разберитесь в истине САМИ. Учение лишь обозначит направление поиска, даст лопату-методику, но копать вы будете своими руками и принимать решения своей головой. Вот тогда станет возможным говорить о ВАШЕМ мировоззрении, о ВАШЕМ мнении, о ВАШЕЙ жизни.

Мы не собираемся вас учить.

Давайте вместе разберемся в истине.

Примечания:

  1. В.Суворов. Самоубийство: Зачем Гитлер напал на Советский Союз? — М.: «Издательство АСТ», 2000. С. 335.
  2. Конфуций.
  3. И.Гончаров.
  4. Ноуа Фэбрикант.
  5. С.Довлатов. Иностранка. //С.Довлатов. Собр. соч. в 3 т. — СПб, Лимбус-пресс, 1993, Т.3. С. 51.
  6. Ф.Ницше. Человеческое, слишком человеческое. //Ницше Ф. Сочинения в 2 т. — М.: Мысль, 1990. Т.1. С. 328.
  7. Л.Шестов. На весах Иова. — М.: Издательство АСТ, «Фолио», 2000. С. 175.
Читайте также:  Лазерная коррекция зрения при миопическом астигматизме

Комментарии и рекомендации.

Суть методики «Практика — критерий истины»: каждое слово, устное или письменное, каждое заявление, утверждение от «вода мокрая» до «я — честный человек и профессионал своего дела», а также всевозможные другие, каждый раз должны представлять из себя гипотезу, которая нуждается в проверке и подтверждении личным практическим опытом, то есть непосредственно проведенными экспериментами. «Береженого Бог бережет», — есть такая пословица. Вот и берегите себя сами, проверяйте, что и кто вам говорит.

Это не значит, что вы начисто изживаете чувство доверия ко внешнему миру, но это значит, что вы становитесь более внимательными и наблюдательными, дабы потом не сожалеть о «злонамеренном» обмане. Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад. Вы сами предоставили человеку возможность вас обмануть, вы обманулись САМИ, потому что не проверили гипотезу на практике. И если практическая апробация некой гипотезы показывает ее несостоятельность, а вас по-прежнему искренне и горячо уверяют в обратном, то кому и чему вы предпочтете верить? Своим собственным глазам и опыту, либо уверениям, пусть и боготворимой вами, женщины или чрезвычайно уважаемого авторитета? Нет, вступать в препирательства, ругаться и опровергать — пустая трата времени и сил, и если ваши аргументированные доводы не принимаются, просто сделайте свои выводы и измените тактику отношения и поведения. Потому что ваш ЛИЧНЫЙ опыт подтвердил истинность или ложность гипотезы и сформировал ваше ЛИЧНОЕ мнение по данному вопросу, которое и должно лечь в основу ваших поступков.

Пример элементарный. Человек пришел наниматься на работу на ваше предприятие и принес блестящие резюме и рекомендации. Кто бы и что бы вам ни говорил и ни просил — проверка проста: назначаем испытательный срок. Чтобы освоиться на новом месте профессионалу требуется, как правило, от трех дней до трех недель — и он начинает выдавать чистый результат. Длительность испытательного срока может варьироваться от степени трудности и объема должностных обязанностей, но в среднем от 1 до 3 месяцев. Человек начинает работу и, в принципе, даже по первому дню можно судить, о том, что получится. Но дайте шанс — выдержите весь оговоренный срок, и тогда ваша совесть будет чиста, когда вы откажете ему в подписании постоянного договора. Обратный случай? Приходит человек с улицы, неизвестный и без рекомендаций, но вам нужен работник, вы провели ознакомительную беседу — первое испытание, которое он выдержал, — и снова назначаете все тот же испытательный срок. Выполненная работа и его отношения с людьми скажут сами за себя.

Не спорим, в жизни каждого человека есть люди, слову которых мы доверяем без лишних вопросов. Богатый опыт нашего сотрудничества доказал, что этому человеку можно доверять. Он честен, он мастер своего дела, он знает, что говорит. И все равно, доверяя, мы остаемся внимательными, ибо: 1) каждый может ошибаться; 2) невозможно учесть все ситуативные обстоятельства текущего момента; 3) различные форс-мажорные обстоятельства. Плюс, важнейший момент — учет индивидуальности. Правда у каждого своя, — не зря говорят. «То, что хохлу хорошо, немцу — смерть». И вот крем, подходящий для кожи вашей дорогой мамы, у вас вызывает аллергию. Книга, которой зачитывается весь отдел, для вас абсолютно бесполезна и даже вредна. Тот способ, который применяет сосед для эффективного наказания своего отпрыска, вашего только раззадоривает. Каждый постулат проверяем САМИ, пропуская его через собственные мировоззрение и опыт.

Вы разработали гениальный план по продвижению вашей продукции на рынке. Кажется, учтено все. И маркетинг, и проект, и смета продукта, и команда, и реклама, и амортизация, и возможные рекламации, и дальнейшее развитие. Но вот кампания началась, и пошел сбой за сбоем. Что важно? Тут же, на первом же срыве, затормозить и проанализировать все заново. Обнаружить причины неудачи и сделать выводы, то есть, по сути, внести изменения в какой-то из опровергнутых практикой начавшейся кампании пунктов вашего по-прежнему гениального плана. Всю меру его гениальности проявит только конечный результат. Но история изобилует примерами, когда первоначальный замысел претерпевал чуть ли не полную реконструкцию по ходу дела, обучение шло в процессе ускоренными темпами, и при этом финиш был великолепен. И помните: только в реализации проявляется суть проекта, только, начав что-то предпринимать, вы сможете увидеть действительные свои возможности.

К примеру, гордость за сделанное дело и за свою команду — важнейшие показатели успеха любого проекта. Это можно увидеть по многим внешним атрибутам: прежде всего, конкретный материальный результат, внешний вид, глаза, голос, слова, мимика, отношения между членами команды и т.д., и т.п. И даже «отрицательный» результат, например, в исследовательской работе может вызывать гордость, ибо было селано все возможное на высшем уровне. И никакая ложь и образцово-показательные отчеты не смогут скрыть настоящее положение дел. Соответственно, переживаемые стыд и неудобство — повод к размышлениям: а туда ли идем, товарищи? То же самое справедливо с точки зрения методики «Содержание – это стиль»: внешние атрибуты указывают на действительную сущность.

Темы для самостоятельной работы:

  1. Возможные практические варианты применения методики в бизнесе и межличностных отношениях.
  2. Приведите примеры печальных последствий нарушения данной методики.
  3. От гипотезы к Знанию.
  4. Мудрость — категория прямо пропорциональная опыту.
  5. Критерии верности гипотезы.
  6. Гипотеза, которую вы доказали.
  7. Мой личный опыт, опровергший авторитетное мнение.
  8. Отрицательный результат – тоже результат.
  9. Присутствует ли в вас иррациональная вера?
  10. «И опыт, сын ошибок трудных…»
  11. «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад…»
  12. «Береженого Бог бережет».
  13. Действие — Понимание — Уверенность — Профессионал.
  14. Самостоятельность как одно из важнейших условий обучения.
  15. Учитель как критерий истины.

Диалектическое понимание истины. Практика как критерий истинности

На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике.

Следует указать основные функции практики. Практикой называется предметная деятельность людей и имеет 3-и функции:

  • Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире.
  • Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя.
  • Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность.

2.Это специфическая деятельность.

1. это общественно-историческая деятельность.

2. это изменяюще-преобразующая деятельность.

3. это материальное дело.

4. это сознательная деятельность

Значение практики: практика является основой познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний; является целью познания, потому что все открытия, которые совершаются в науке имеют, в конечном счете, цель внедрения в практику.

Истина – адекватное, верное отражение действительности. Это отражение предмета таким, каким он существует сам по себе независимо от человека. Следует отличать истину от заблуждения и лжи.

Заблуждение – непреднамеренное искажение фактов действительности.

Ложь – сознательный обман.

Проблема истины рассматривается с 2-х сторон:

1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины.

2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком.

1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет.

2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи.

Между относительной и абсолютной истинами существует диалектическая связь. Она состоит: любая относительная истина содержит в себе зерно, часть истины абсолютной. В свою очередь абсолютная истина складывается из истин относительных.

Философы по-разному оценивают роль абсолютных и относительных истин в познании:

  • Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин.
  • Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний.

Деалектико — материалистическая позиция: познание существует как относительное, так и абсолютное.

Многообразие критериев истинности познания в современной науке и философии.

Проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопросгносеологии «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».

  • Для одних истина — это соответствие знаний действительности.
  • Для других истина есть то, что подтверждено опытом.
  • Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией.
  • Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике.

Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений.
Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

  • 1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, так и субъективная реальность.
  • 2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.
  • 3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.

Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание о предмете. Абсолютная истина — это

  • 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть);
  • 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен).

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т. о. процесс познания мира — это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.
Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна.
Догматики
, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

Решающим критерием истины является практика, которая позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые невозможно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами, зернами. Как говорил Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. В истории науки не редкость, когда та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выясняется лишь на более высоком уровне практики и познания.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 61 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:
  • http://studopedia.su/3_37638_chto-rassmatrivaetsya-filosofami-v-kachestve-kriteriev-istini.html
  • http://info-stadiya.ru/test-filosofiya-poznaniya/
  • http://xstud.ru/93462/filosofiya/problema_istiny_kriteriya_rol_praktiki_poznanii
  • http://studfiles.net/preview/4497524/page:3/
  • http://studopedia.ru/11_58793_predstaviteli-sensualizma-istinnim-istochnikom-znaniya-schitali.html
  • http://ethics21.wordpress.com/methodology/private-methods/practice-criterion-of-truth/
  • http://studopedia.net/3_42751_dialekticheskoe-ponimanie-istini-praktika-kak-kriteriy-istinnosti.html