Меню Рубрики

Познаваем ли мир с точки зрения оптимистов

Великий немецкий философ Кант, перечисляя главные темы философского размышления, поставил на первое место вопрос:что я могу знать? В самом деле, решение человеком для себя других философских и жизненных проблем – в чем смысл жизни, как надо жить и действовать в мире, на что можно рассчитывать и надеяться и др. – во многом зависит от того, что именно человек знает о мире, о себе, о других людях, об обществе. Поэтому проблема познавательных возможностей человека столь же древняя, как и сама философия. Когда, например, античный мудрец Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», он, по сути, отвечал (хотя и своеобразно) именно на этот упомянутый выше вопрос.

Проблема возможности, способов и путей познания мира составляет содержание особого раздела философского знания – гносеологии (от греч. gnosis — познание и logos – учение), или философской теории познания. Она стремится выявить общие и необходимые свойства и закономерности любого познавательного процесса, составить целостные представления о нем. Понятно, что для этого гносеология должна исследовать самые разные виды познания – начиная с обыденного, повседневного и кончая сложнейшими формами мистического и научного познания. Правда, исторически сложилось так, что гносеологию интересовало в первую очередь именно научное познание, которое считалось эталоном для других видов познавательной деятельности. Однако с течением времени область интересов гносеологии постоянно расширяется за счет обращения философии к анализу вненаучных способов познания.

Почему возможен процесс познания?

В истории культуры существовали и существуют различные философские теории познания, но все они так или иначе исхог дят из некоторых общих постулатов (аксиом), объясняющих, почему вообще возможно человеческое познание. Важнейшими из них можно считать следующие.

1. Познание есть процесс приобретения человеком знаний о реальном мире и о себе самом как его частичке. Знания при этом трактуются как относительно верные сведения о реальности. Ошибочные сведения считаются заблуждениями, а отсутствие достоверных знаний о чем-либо – незнанием. В этом смысле познание есть не что иное, как движение от незнания к знанию, преодоление заблуждений, достижение все более и более верных и полных сведений о мире. («Следует больше любить знание, чем незнание», — советовал еще древнегреческий философ Клеобул.)

2. Познание укоренено в самой сущности жизни, присуще в той или иной форме всем живым существам («. от амебы до Эйнштейна всего один шаг», — шутил философ XX в. К. Поппер), способствует их выживанию в мире. Очевидно, что даже простейшее существо — та же амеба — не приспособилось бы к окружающей среде, если бы не научилось в ходе эволюции как-то распознавать явления своего жизненного мира и реагировать на них. Задача выживания была всегда актуальна и для человека, «потерянного в темном лесу мировой жизни. Чтобы жить и развиваться, должен человек познавательно ориентироваться в мировой данности, со всех сторон на него наступающей»[28]. Познание, таким образом, есть необходимый атрибут человеческого бытия, естественное условие существования человека, а знания о мире составляют для него важнейшую жизненную ценность.

3. Познание возможно потому, что и познаваемый мир, и познающий его человек обладают необходимыми для этого свойствами. Разумеется, сам мир безразличен к познавательным интересам человека, но он как бы позволяет познавать себя. Такая милость природы заключается в том, что в ней существуют упорядоченность явлений, их необходимые, общие и закономерные свойства. Подобная организованность мира способствует ее обнаружению. И, напротив, легко представить, что абсолютно хаотичный, каждодневно и непредсказуемо меняющийся мир не давал бы человеку никакой возможности для своего познания: разум не мог бы зацепиться за что-то стабильное и закономерное.

Вместе с тем познание мира возможно и потому, что сам человек обладает определенными предпосылками и способностями, данными ему природой и развитыми в процессе биологической и социокультурной эволюции -сознанием, языком, силой абстрактного мышления, творческой активностью, практическими навыками и умениями и др. Все это позволяет человеку, подобно «хищному гносеологическому субъекту»[29], успешно «набрасываться» на познаваемый мир и поглощать, осваивать его с помощью познания.

Познаваем ли мир?

Стержнем всех гносеологических проблем является вопрос о познаваемости мира – может ли человек в принципе получить достоверное знание о любом предмете и явлении действительности? В истории философии можно найти разные ответы на этот вопрос, но их можно объединить в два основных варианта -оптимистический и пессимистический. Гносеологический оптимизм считает, что границ познания не существует, что человеческому разуму доступны все явления реальности (на этих позициях стоят, например, марксистская философия и классическая наука). Такая точка зрения во многом подтверждается созидательной деятельностью человека: успешная практическая переделка мира была бы невозможна, если бы нам не удавалось узнавать законы бытия и функционирования вещей. Например, сумел бы химик синтезировать новое вещество, если бы его знание о составе и структуре желаемого соединения расходились с его реальным строением?

Гносеологический пессимизм всегда так или иначе ограничивает познавательные возможности человека. Он проявляется в той или иной мере в разных философских течениях, но основными из них можно считать агностицизм и скептицизм. Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — это концепция, которая отрицает познаваемость всего того, что не может быть представлено в непосредственном опыте человека — Бога, субстанции, закона и т. д. Теоретические основы агностицизма были заложены Кантом в его учении о «вещи в себе». Все вещи мира существуют реально, полагал он, но их скрытая сущность (которая не дана нам в опыте) непознаваема. Иными словами, человек может знать вещь лишь такой, какой она предстает ему в его познавательном опыте, но он принципиально не способен знать ее такой, какой она есть «сама по себе», независимо от нашего познания.

Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий) представляет собой течение, сторонники которого (античные скептики, Юм и др.) сомневаются в возможности достоверного познания мира. Так, древнегреческие скептики Пиррон, Агриппа и другие сформулировали 15 гносеологических аргументов (тропов). В них довольно убедительно доказывалась относительность нашего знания о вещах в силу их постоянной изменчивости. Например, один из аргументов говорит о том, что одинаковые вещи вызывают у разных людей неодинаковые представления – тогда какое же именно представление можно считать достоверным?

Следует признать, что для пессимистических выводов в гносеологии есть некоторые основания. Действительно, человек всегда имеет дело не только со знанием, но и с незнанием, причем его границы расширяются вместе с ростом нашего знания. По словам Поппера, мы должны исходить из двух тезисов: «мы знаем достаточно много» и «наше незнание безгранично»[30]. Уверенность человека в своих познавательных возможностях не должна приводить его в состояние «гносеологического восторга». Доля здорового скептицизма должна отрезвлять нас, способствовать критической оценке собственных знаний. И тем не менее в повседневной жизни и деятельности каждый из нас должен быть гносеологическим оптимистом — мы можем получать достоверные знания о мире, имеющие к тому же большое практическое значение. Сама жизнь человечества, вся его практическая деятельность свидетельствуют о реальной возможности подлинного познания мира и как следствие — о его преобразовании человеком.

Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos — непознаваемый) — философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, английский ученый Д. Юм (1711—1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

Еще одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. conventio — договор, соглашение). Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

В известной мере агностицизм сохраняется и сегодня, в начале XXI в., когда, казалось бы, многие тайны мироздания открыты.

Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение, слово — учение о познании) оптимизма, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчетливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.

Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?

Лекция №10

Познание

1. Сущность познания, познание как предмет философского анализа (познаваем ли мир?).

2. Субъекты и структура познания.

3. Соотношение чувственного и рационального в познании.

4. Концепции истины, критерии истины.

Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуется в конкретных науках, а также во вненаучных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих других наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания. Исходные гносеологические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представлениями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтернативные, гносеологические позиции. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. Рассматривая ее, философы выражают свое отношение к истине и отвечают на вопрос о том, существует ли принципиально непознаваемое. Позиция философа в отношении познаваемости мира зависит прежде всего от его понимания познания: является ли познание отражением объективного мира. Проблема структуры процесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека главным образом рассматривается вопрос о чувственном и рациональном в познании, о природе интуиции и ее гносеологических функциях. Особое место в гносеологии занимает методология. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства. Рассматривая условия, движущие силы и закономерности познания, гносеология поднимает вопрос о социокультурных факторах, влияющих на формирование субъекта и объекта познания, о функциях практики в познании. Представляя знание как результат процесса познания, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось в относительно самостоятельные отрасли философии — философию науки и эпистемологию. Вопросы, изучаемые в этих отраслях философии, представляют собой гносеологические проблемы научного познания.

Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина?

Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии,— это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знание.

Категория истины, так же как и многие другие понятия философии, имеет различные толкования. Наибольшее распространение получила классическая концепция истины, которую разделяли многие философы и ученые.

Каковы цели познания?

«Все люди от природы стремятся к знанию» — так начинает Аристотель свой знаменитый труд, получивший название «Метафизика». Но каковы цели познания? Отвечая на этот вопрос, философия выработала теоретическую альтернативу. Многие философы склоняются к прагматической, в широком смысле слова, позиции: знание полезно человеку, оно помогает ему жить, и конечный смысл познания заключен в его практической реализации. Несмотря на очевидную убедительность этой позиции, не менее многочисленную группу составляют философы, полагающие, что практика, безусловно, стимулирует познание, но не является его подлинной целью, знание ценно само по себе, независимо от того, приносит ли оно практическую «пользу человеку.

Самый мощный импульс к развитию прагматическая позиция получила в Новое время, в тот период, когда наука начинает в полной мере демонстрировать свою выдающуюся роль в материально-технической сфере. Известный лозунг той эпохи «знание — сила» выражает оптимистическую веру в науку, способную подчинить себе природу и общество и тем самым изменить жизнь человека к лучшему. В значительной степени Довременное прагматическое отношение к знанию является Результатом развития новоевропейской традиции. Об этом свидетельствует и сегодняшний пиетет по отношению к науке, И несколько презрительное отношение к бесполезным формам Знания.

Лекция №10

Познание

1. Сущность познания, познание как предмет философского анализа (познаваем ли мир?).

2. Субъекты и структура познания.

3. Соотношение чувственного и рационального в познании.

Читайте также:  Как почистить линзы очков для зрения

4. Концепции истины, критерии истины.

Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуется в конкретных науках, а также во вненаучных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих других наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания. Исходные гносеологические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представлениями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтернативные, гносеологические позиции. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. Рассматривая ее, философы выражают свое отношение к истине и отвечают на вопрос о том, существует ли принципиально непознаваемое. Позиция философа в отношении познаваемости мира зависит прежде всего от его понимания познания: является ли познание отражением объективного мира. Проблема структуры процесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека главным образом рассматривается вопрос о чувственном и рациональном в познании, о природе интуиции и ее гносеологических функциях. Особое место в гносеологии занимает методология. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства. Рассматривая условия, движущие силы и закономерности познания, гносеология поднимает вопрос о социокультурных факторах, влияющих на формирование субъекта и объекта познания, о функциях практики в познании. Представляя знание как результат процесса познания, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось в относительно самостоятельные отрасли философии — философию науки и эпистемологию. Вопросы, изучаемые в этих отраслях философии, представляют собой гносеологические проблемы научного познания.

Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?

Проблема познаваемости мира — это вопрос о том, соответствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое. Философские позиции по этому вопросу группируются вокруг двух основных подходов: гносеологического оптимизма и агностицизма.

Термин агностицизм происходит от греческого слова, означающего «недоступный познанию». Позиция агностицизма в классическом виде сформулирована И. Кантом. Ее отличительной особенностью является признание принципиально непознаваемого. Агностицизм подразделяет мир на две составляющие: явления и сущности. Человек может познать явления, сущности же остаются недоступными познанию. Таким образом, агностицизм не утверждает, что мир абсолютно непознаваем. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что И. Кант ставил вопрос о возможностях научного познания, а не познания вообще. Наука, с его точки зрения, всегда изучает лишь явления и их взаимосвязи. Она не отвечает на вопрос о том, что стоит за явлениями. В широком смысле слова к агностицизму можно отнести софистику, скептицизм и конвенционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и существование принципиально непознаваемого. Как разновидность агностицизма можно рассматривать фаллибилизм — установку, которую разделяли представители прагматизма и постпозитивизма. Принцип фаллибилизма (от лат. fallible — подверженный ошибкам, ненадежный) утверждает, что все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений, нельзя ошибиться только в том, что все наше знание ошибочно.

Термин гносеологический оптимизм условный, им обозначают точку зрения, согласно которой не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Гносеологический оптимизм присущ обыденному сознанию, не сомневающемуся в том, что познание представляет собой более или менее верное отображение объективного мира. Теоретическое оформление позиция гносеологического оптимизма имеет главным образом в рамках материалистических учений, наиболее развитым из которых, безусловно, является концепция диалектического материализма. Отвечая положительно на вопрос о познаваемости мира, диалектический материализм опирается на древнюю материалистическую традицию понимания познания как отражения объективного мира и на диалектический метод. Вместо противопоставления непознаваемой сущности и познаваемого явления, характерного для агностицизма, диалектический материализм разрабатывает идею их диалектического единства: сущность является, явление существенно. Признавая, что в явлении дает о себе знать сущность вещи, диалектический материализм утверждает принципиальную познаваемость сущности, а стало быть, и всего объективного мира. Существование непознанного свидетельствует, с точки зрения гносеологического оптимизма, лишь об исторической ограниченности человеческого познания. Современный гносеологический оптимизм основывается на очевидных достижениях науки, реализующихся на практике. В сферу интересов науки попадают процессы, ранее недоступные научному познанию, научная картина мира постоянно уточняется и углубляется. Все это поддерживает оптимистическую веру в возможности научного познания. Вместе с тем следует признать, что выдающиеся достижения современной науки и научно-технического прогресса не снимают философского вопроса о том, являются ли возможности науки безграничными. Целый ряд метафизических проблем, таких, например, как вопрос о Боге, свободе и бессмертии души, как и во времена И. Канта, выходит за пределы возможностей научного познания.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

4. Познаваем ли мир?

Во второй – гносеологической — стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована про­блема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окру­жающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность ве­щей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций.

Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений.

Скептицизм (от. греч. Skepsis — сомнение) – учение, появившееся в античной философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возмож­ность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности человека к познанию истины. В основе рассуждений скептиков лежит прин­цип «изостении» — равнозначности всех суждений: «любое суждение равно­ сильно другому, поэтому нет верного знания, и следует вообще воздержи­ваться от каких-либо утверждений». Из этой позиции скептики выводят нравственный закон жизни философа, мудреца — атараксию (от греч. греч. ataraxia — невозмутимость): так как суждения инициируют определенный поступок, то отказ от них является непременным условием достижения покоя и безмятеж­ности.

Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых со­временных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает прин­цип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию».

Агностицизм (от греч. Agnostos — непознаваемый)- философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и скептицизмом есть существенное различие. Агностики, отрицая способность человека познать сущность вещей, тем не менее, не отрицают возможность познания мира явлений и теоретических знаний о нем, они не придерживают­ся и принципа воздержания от суждений. Термин «агностицизм» ввел в науку в 1869 г. английский естествоиспытатель Т.Гексли, хотя сама концепция воз­никла гораздо раньше — во времена софистов. Классическую форму агности­цизм приобрел в философии Юма и Канта.

Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии — о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирова­на следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмот­ренные выше его стороны?

Нет, философский вопрос о соотношении материи и созна­ния, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемо­сти, имеет и другой существенный аспект — взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологиче­ской, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биоло­гического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение ма­терии и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их коорди­нация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует от­метить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной вы­ступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспери­ментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по от­ношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального.

В любом философ­ском исследовании, связанном с человеческим бытием — в том или ином виде — присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема харак­теризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия — это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеоло­гический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идео­логической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундамен­тальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку по­знать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.

Познаваем ли мир с точки зрения оптимистов

Проблема познаваемости мира — это вопрос о том, соот­ветствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое. Философские позиции по это­му вопросу группируются вокруг двух основных подходов˸ гно­сеологического оптимизма и агностицизма.

Термин агностицизм происходит от греческого слова, озна­чающего ʼʼнедоступный познаниюʼʼ. Позиция агностицизма в классическом виде сформулирована И. Кантом. Ее отличи­тельной особенностью является признание принципиально не­познаваемого. Агностицизм подразделяет мир на две составляю­щие˸ явления и сущности. Человек может познать явления, сущности же остаются недоступными познанию. Таким обра­зом, агностицизм не утверждает, что мир абсолютно непознава­ем. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что И. Кант ставил вопрос о возможностях научного познания, а не познания вообще. Наука, с ᴇᴦο точки зрения, всегда изучает лишь явления и их взаимосвязи. Она не отвечает на вопрос о том, что стоит за явлениями. В широком смысле слова к аг­ностицизму можно отнести софистику, скептицизм и конвен­ционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и существование принципи­ально непознаваемого. Как разновидность агностицизма можно рассматривать фаллибилизм — установку, которую разделяли представители прагматизма и постпозитивизма. Принцип фаллибилизма (от лат. fallible — подверженный ошибкам, ненадеж­ный) утверждает, что все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений, нельзя ошибиться только в том, что все наше знание ошибочно.

Термин гносеологический оптимизм условный, им обозначают точку зрения, согласно которой не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Гносео­логический оптимизм присущ обыденному сознанию, не сомне­вающемуся в том, что познание представляет собой более или менее верное отображение объективного мира. Теоретическое оформление позиция гносеологического оптимизма имеет главным образом в рамках материалистических учений, наиболее развитым из которых, безусловно, является концепция диалек­тического материализма. Отвечая положительно на вопрос о по­знаваемости мира, диалектический материализм опирается на древнюю материалистическую традицию понимания познания как отражения объективного мира и на диалектический метод. Вместо противопоставления непознаваемой сущности и позна­ваемого явления, характерного для агностицизма, диалектиче­ский материализм разрабатывает идею их диалектического единства˸ сущность является, явление существенно. Признавая, что в явлении дает о себе знать сущность вещи, диалектический материализм утверждает принципиальную познаваемость сущно­сти, а стало быть, и всего объективного мира. Существование непознанного свидетельствует, с точки зрения гносеологическо­го оптимизма, лишь об исторической ограниченности человече­ского познания. Современный гносеологический оптимизм ос­новывается на очевидных достижениях науки, реализующихся на практике. В сферу интересов науки попадают процессы, ра­нее недоступные научному познанию, научная картина мира постоянно уточняется и углубляется. Все это поддерживает оп­тимистическую веру в возможности научного познания. Вместе с тем следует признать, что выдающиеся достижения современ­ной науки и научно-технического прогресса не снимают фило­софского вопроса о том, являются ли возможности науки без­граничными. Целый ряд метафизических проблем, таких, на­пример, как вопрос о Боге, свободе и бессмертии души, как и во времена И. Канта, выходит за пределы возможностей науч­ного познания.

§ 6. Познаваем ли мир?

Объективные идеалисты, используя высшую фор му познания — иррациональный метод, приходят к уоеж дению в существовании высшей силы — Йога, который т ворит мир ежемгновенно. Его промысел непредсказуем,

а потому чудеса в устройстве мира, общест ва и

человека являются подтверждением божественной ПСІІО стижимости и всемогущества. Ум человека не в состоя пни понять «пути Господни» и устройство мира СПІЄ и потому, что утратил свою изначальную силу после пер вородного греха Адама. Подобный религиозный агностицизм присущ не только философам средневековья, по и в некоторой степени современной идеалистической мысли неотомизма, персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма и др. Но есть еще и второй вид агпопп цизма — философский, которого, как правіти), притер живаются субъективные идеалисты, использующие ра ционалъные методы познания. Здесь особым образом выделяется учение Канта, положившего в основу своей теоретико-познавательной концепции резкое разграпп чение «вещи в себе» и «вещи для нас» и таким образом принявшего позицию агностицизма. Использовав это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления, Капт пока зал, что чисто логическим путем невозможно ус танови ть соответствие между объективным миром и системой знания о нем.

Читайте также:  Охрана зрения и его профилактика у дошкольников

Представители же стихийного материализма выступают сторонниками гносеологического оптимизма. Опираясь па телесные чувства, они полагали, что существуют границы мироздания, а следовательно, мир познаваем. Оттого космос для натурфилософов предст авлялся пространством, которое имело ограничение не только в своих размерах, но и в своем содержании. Однако в наиболее развитой форме гносеологический оптимизм представлен в рамках диалектического материализма, сторонниками которого была разработана идея диалектического единства познаваемого с познающим. Здесь практика, опыт, эксперимент выступают, с одной стороны, критерием истинности познания, а с другой стороны — свидетельством превосходства диалектического метода над остальными материалистическими методами.

Подводя итоги, попытаемся расширить решение вопроса «Познаваем ли мир?», связав его со свойствами сознания человека. Можно сказать, что теоретические способности сознания — рассудок и интуиция, не завися от предметного внешнего мира, становятся причиной того, что те (философы, которые используют их в своих формах познания, приходят к агностическим убеждениям. Зато те (философы, кто полагается в большей мере па достоверность телесных чувств и опыта, погруженного во внешний мир, приходят к убеждению, что он познаваем.

Вторая сторона – «Познаваем ли мир?».

Направление, которое считает, что мир познаваем, строго говоря, не имеет такого ярко-выраженного названия в философской традиции, но условно их называют «познавательные оптимисты». Их большинство, поэтому они и считают, наверное, что их не надо никак называть.

НЕ ГОВОРИТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ «ГНОСТИК». ВЫГОНИТ. ЭТО ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА, ИБО ГНОСТИКИ РАННЯЯ СЕКТА ХРИСТИАН I ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ.

Направление, которые считают, что мир полностью или частично не познаваем, называется «агностицизм». А – отрицательная приставка, гносис – теория познания, таким образом агностицизм – отрицание знание.

Представителями агностицизма являются Дэвид Юм и величайшим агностиком всех времён является Эммануил Кант.

Направление, которое отвечает на вопрос познаваем ли мир «не знаю», то есть сомневается в познаваемости мира, называется «скептицизм». Скептицизм возник ещё в античности. Секст Эмпирик – один из основоположников (грек). Дэвид Юм.

В философии выдвигают идею и логически её обосновывают. Философия основана на разуме, на логике и аргументация всего. Если есть – у вас своя концепция, вы представитель какого-то направления…

Скептицизм – это тупиковый путь, так как двигаться некуда – и сегодня, и завтра, и послезавтра не знаю… То есть нет развития у этой концепции нет. Что касается познавательных оптимистов, они полагают, что мир познаваем, а вот познание этого мира, они считают, осуществляется разными способами, разными методами и разными мирами в познании мира признают ведущими. Исходя из этого, познавательные оптимисты по превалирующему методу познания мира делятся на следующие виды:

1) Эмпиризм. Emporia – опыт. Направление, которое полагает ведущим методом познания опыт, чувственное познания. Они считают, что без чувственного познания нет ничего. Всё остальное вторично. Представители эмпиризма: Бэкон, Гоббс, Локк и Беркли и Юм. Эмпирики все англосаксы. Если увидишь английского философа – 99,9%, что он эмпирик (их ещё иногда практиками называют).

2) Рационализм. Направление, которое полагает ведущим методом познания логику, разум, мышление, мыслительные операции, в конечном счёте это теоретики. Представители рационализма: Рене Декарт (по сути дела, родоначальник), Бенедикт Спиноза, Лейбниц. Континентальные европейцы. По большому счёту, у немцев и французов не так много можно встретить эмпириков. В основном они всё же рационалисты.

3) Интуитивизм. Направление, которое полагает ведущим в познании интуицию, озарение, некое мгновенное осознание чего-то. Их меньшинство. Представители этого направления: Анри Бергсон (ударение на «о», одна из центральных фигур в интуитивизме). Были представители и среди русских философов. Кто найдёт на семинар, тот молодец.

Хотя в XIX веке понятие основного вопроса философии дал Фридрих Энгельс. Но в разное время разные философы ставили перед собой вопросы, которые во многом похожи на основной вопрос философии.

Три вопроса Канта:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать? (Вопрос морально-этического характера, здесь идёт этика).

3. На что я могу надеяться?

Все философские вопросы важны, но этот вопрос является основным и самым важным потому, что красной нитью проходит через все вопросы, все проблемы, философы в любом случае в решении этих вопросов привнесёт что-то от своей позиции по основному вопросу.

Альберт Камю (ударение на «ю»). Французский философ и писатель, лауреат Нобелевской премии. Сказал, что неважно, что первично и вторично – материя или дух, эти дискуссии нужно оставить в прошлом, оставить в истории. Его основной вопрос: «Стоит ли жизнь труда, чтобы её прожить?» или «В чём смысл человеческой жизни?».

ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Познаваем ли мир ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемsch1002.mskzapad.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Познаваем ли мир ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.» — Транскрипт:

1 ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ

2 Познаваем ли мир ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ. СКЕПТИКИ- ПОЗНАНИЕ МИРА ВОЗМОЖНО, НО СОМНЕНИЕ В ПОЛУЧЕННОМ ЗНАНИИ. 2

3 Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания 3

4 Познаваем ли мир АГНОСТИЦИЗМ — ( ОТ ГРЕЧ. НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) — ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ. (агностики) КОНВЕНЦИАЛИЗМ — ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД — ПРИЗНАВАЯ СЛОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ, НЕ ОТРИЦАЮТ ЕГО. 4

5 Познание как деятельность ЗНАНИЕ Результат особого процесса – познавательной деятельности людей Специально организованный процесс (исследования) Познание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса познавательной деятельности людей. 5

6 «Знание-сила».(Ф.Бэкон) Разнообразие знаний О способах деятельности Знания о формировании знаний О предметах и их свойствах 6

7 Способы получения знаний. Познавательная деятельность Знание приобретается в результате опыта. 7

8 Познание как деятельность ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ: ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ : ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ( НА УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ — ЯЗЫКОМ 8

9 Формы чувственного познания Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов О щущение 9

10 Виды чувственного познания мира. Внешние качества Совокупность внешних качеств Чувственный образ без непосредственного воздействия 10

11 Каналы получения информации. вкус осязание зрение слух обоняние 11

12 Каналы получения информации. Чувство равновесия Музыкальное удовольствие Чувствительность кожи 12

13 Формы рационального познания Вывод нового знания на основе имеющихся суждений У мозаключение Логическая связь понятий С уждение Логически обобщенный образ предмета П онятие 13

14 Мыслительные операции Маленький и большой Красный- вкусный Фрукты Яблоки 14

15 Взаимосвязь чувственного и рационального познания Развитие умственных способностей связано с чувственными ощущениями Массаж 15

16 Основные мыслительные операции анализсинтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на частиобъединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему 16

17 Стороны процесса познания Цель — познание окружающего мира 17

18 Стороны процесса познания Полученное знание зависит от метода познания. Возможно существование нескольких теорий одновременно. 18

19 Роль практики в познании Практика – материальное освоение человеком окружающего мира. Практика Основа познания Критерий истинности знаний Цель познания 19

20 Докажите, что практика – основа познания 20

21 ИСТИНА – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

22 СВОЙСТВА ИСТИНЫ Философы о истине АристотельР.Декарт Платон и Гегель Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания — ясность. 22

23 23 Свойства истины Конкретность- зависимость истины от места, времени и др. условий её получения Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

24 24 Формы истины Научная истина Обыденная или житейская истина Художественная истина Нравственная истина

25 Противоположности истины Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение. 25

26 Истина Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету. Относительная истина Абсолютная истина Субъективность Объективная истина Главный критерий истины – практика! 26

27 27 ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА- — ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕМ- ЛИБО АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – ЭТО ПОЛНОЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О СЛОЖНОМ ОБЪЕКТЕ КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ ПРАКТИКА

28 Полное, исчерпывающее знание называется: 1)относительной истиной 2)абсолютной истиной 3)объективной истиной 4)теорией 28

29 29 Критерии истины Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. У рационалистов критерием истины выступал разум. Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями «конвенции» Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач. Критерии признак, по которому производится оценка, определение, классификация чего-либо, мерило оценки

30 Виды познания мира Обыденное сознание Наука Искусство Какие виды познания вам известны? Подумайте, в чем заключаются особенности каждого вида? 30

31 Виды познания мира Обыденное сознание Обыденное сознание отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств. плохохорошо Всегда ли одинакова оценка одних и тех же событий? 31

32 Виды познания мира Восприятие искусства носит индивидуальный характер 32

33 Виды познания мира Научное познание объективно и не зависит от сознания человека 33

34 Наука – основная форма познания стремление к объективности целенаправленность определенные методы точность особый язык выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний + искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт… 34

35 Установите соответствие Положение Вид познания общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность научное обыденное художественное для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений 35

36 Уровни научного познания Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы Главная задача – объяснение изучаемых явлений Главная задача – описание предметов и явлений Рациональные формы познания ПСУ Чувственные формы познания ОВП ТеоретическийЭмпирический 36

37 Теория как форма научного знания Теория — особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, законов науки Свойства элементов зависят от местоположения в периодической таблице Тяжелые элементы — нестабильны Сверхтяжелые — зона стабильности. (117…) 37

38 Этапы теоретического познания постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов, научных прогнозов предположение 38

39 Гипотеза и закон Предположение, догадка В чем разница между гипотезой и законом? Наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений. Приведите примеры закона и гипотезы 39

40 Когда гипотеза становится законом? Гипотеза и закон 40

41 Гипотеза и закон Развитие человечества носит прогрессивный характер Гипотеза 41

42 Методы научного познания Метод – совокупность приемов получения определенного результата Метод познанияМетод познания – способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения обоснования системы знаний Эмпирические методыТеоретические методы Наблюдение включенное внешнее (невключенное) Эксперимент исследовательский проверочный мыслительный Анализ Синтез Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) Моделирование 42

43 ПОНЯТИЯ ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) – цель умозаключений (рассуждений), в результате которых их общих знаний человек получает знание конкретное ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение) – умозаключение от фактов к общему утверждению 43

44 Моделирование МОДЕЛЬ — это нечто, способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет, это не само явление, а его упрощенное изображение. (М.Фоменко) Сопоставление чего-либо с каким-то событием 44

45 Моделирование Причины перехода людей на альтернативные формы познания- «Кризис науки» 45

Читайте также:  Орган зрения у рыб особенности строения

46 Установите соответствие Методы научного познания Уровни научного познания эксперимент теоретический эмпирический математическое моделирование наблюдение структурный анализ системный подход 46

47 Основные отрасли научного познания Науки Фундаментальные (физика, химия и т. д.) Прикладные (агрономия, зоотехния и т. д.) По предмету и методу познания ЕстественныеТехническиеОбщественныеГуманитарные Физика Химия Биология Информатика Генная инженерия История Социология Политология Филология Психология Этика 47

48 Виды ненаучного познания 48

49 Виды ненаучного познания Древнейшее мироощущуние Мифы очищенные от элементов святости превратились в сказки и героические эпосы 49

50 Виды ненаучного познания Свод рецептов поведения, выработанный народом в процессе своего развития 50

51 Виды ненаучного познания Эстетическое отношение человека к действительности Эмоциональная окраска Образная система Гесиод: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду 51

52 Виды ненаучного познания Накопление знаний в процессе жизни конкретного человека Знания Нормы поведения. И опыт,сын ошибок трудных На ошибках учатся 52

53 Виды ненаучного познания Околонаучные, «туманные» знания «Неразвитость» наукиБезаппеляционность Иногда приводит к научным открытиям 53

54 ОТЛИЧИЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТ ОБЫДЕННОГО наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов, что не свойственно обыденному познанию научное познание требует особых языков науки; в отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы, формы, инструментарии познания для научного познания характерны планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования отличны и способы обоснования истинности знаний 54

55 Специфика познания общества Социальное познание Объект и субъект познания совпадают Сложность изучаемого объекта Изучаемые события и явления неповторимы Методы социального познания ограничены 55

56 Верны ли следующие суждения о социальном знании? А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания. Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны 56

57 Самооценка Самооценка — эмоциональное отношение к собственному образу. 57

Может ли человек познать мир?


Название Может ли человек познать мир?
Дата конвертации 20.02.2013
Размер 81.7 Kb.
Тип Документы
Познание. Может ли человек познать мир?

Познание — высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

Выделяют также различные формы познания:

— познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление)

— познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например, в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства.

Различают также такие типы познания как:

Теория познания – это есть гносеология, среди центральных задач которой можно выделить следующие:


  • обоснование возможностей достоверного познания и явлений, и сущностей предметов;

  • раскрытие многообразия средств познания действительности;

  • выявление познавательных возможностей различных форм и методов познавательной деятельности;

«Познаваем ли мир?» – таков традиционный вопрос, возникший еще в древнюю эпоху, когда философия делала свои первые шаги, стремясь быть доказательным, рационально обоснованным мировоззрением.

Вопрос о том, познаваем ли мир в научной гносеологии, имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отношение действительности?

Суть вопроса заключается в том, можно ли достоверно познавать предметы, их сущности и проявление сущности. Это и есть подлинная философская проблема.

В истории философии сложились две позиции: познавательно-оптимистическая и агностическая.

Поставив проблему «Что я могу знать?», И. Кант развернул ее в «Критике чистого разума» в вопрос: «Как возможно априорное (доопытное) знание?», который распался потом на ряд других вопросов. Он полагал, что наблюдение и анализ явлений непрерывно расширяют опыт и объем знания, но прогресс знания всегда имеет границы, всегда перед человеком будут находиться «вещи сами по себе». Сколько бы мы ни проникали в глубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле.

И. Кант был решительным противником познавательного скептицизма, считая его ложным подходом к проблеме познания: вместе с тем он выступал и против догматического предрассудка о всесилии научного знания.

Древнегреческий философ Протагор (480 – 410 до н. э.) разделял материалистические убеждения, сомневался в существовании богов: «О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, каковы они по виду; а причины тому: неясность вопроса и краткость человеческой жизни». Касаясь возможности познания окружающих явлений, он обосновывал взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть». Философ делал выводы о невозможности достоверного, т. е. общезначимого («однозначного»), знания о существе окружающих явлений: «Ведь все подобно всему в каком-нибудь отношении».

В школе софистов отождествляли мудрость со знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали, казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой необычные воззрения.

Основатель античного скептицизма Гиррон (ок. 365 – 275 до н. э.) считал достоверными чувственные восприятия: «Возможно, что вещи обладают и такими качествами, о которых мы не знаем из-за отсутствия у нас соответствующего органа ощущения.… Если же чувства не могут воспринять внешнего мира, то и мышление не может рассуждать о нем должным образом, а потому нам более подобает воздержание от суждений о внешнем мире».

Сближение философии и гуманитарной традиции, предчувствование еще итальянскими гуманистами в Эпоху Возрождения, становятся у философа Дж. Вило (1668 – 1744) вполне осознанным принципом: «Философия рассматривает Разум, из чего проистекает Знание Истины; Философия наблюдает Самостоятельность Человеческой Воли, из чего проистекает Сознание Достоверного…» Эта характеристика знания, достаточная для принятия практического решения, хотя и не удовлетворяющего всем требованиям научности.

Вило различает несколько видов такого рода знания: «благоразумие», основанное на прошлом опыте, «искусство», предполагающее владение правилами манипулирования вещами для достижения желаемой цели, и, наконец, «науку», которая представляет собой обобщение правил практического действия, но не доходит до познания «первых принципов» – так сказать, наука в ее зачаточной форме.

В новое время на основе прогрессирующего развития сложились представления Д. Юма и И. Канта о возможностях познания.

Английский философ Д. Юм (1711 – 1776) показал, что в научном эксперименте, да и в обыденном опыте, следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта, т. е. не выводимы «апостериорно», но они не устанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин, т. е. «априорно».

«Природа, — утверждал Д. Юм, — держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов».

Внимание родоначальной немецкой философии И. Канта (1724 – 1804) привлекла активность субъекта в научно познавательной деятельности, созидание субъектом форм, отсутствующих в природе. Не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне сознания материальных «вещей самих по себе»;

И. Кант, однако, считал их в принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека, они вызывают в нем множество ощущений, упорядоченных посредством априорных форм живого созерцания. Представления далее упорядочиваются посредством категорий рассудка и трансформируются в явления. В процессе познаваемости деятельности субъект раскрывает мир феноменов и развивает научное знание.

Человек сам по себе существо любопытное и стремится узнать как можно больше. Прежде всего, разобраться в самом себе. Познать истину мира. Хотим мы этого или нет, мы постоянно сталкиваемся с чем-то новым, размышляем над увиденным, и в нашем сознании откладывается какое-то впечатление, мнение и выводы. Мы ощущаем, видим, воспринимаем, представляем – и постепенно, кирпичик за кирпичиком у нас складывается наше знание. Конечно, это хорошо, но далеко от идеальной нормы.

Мы хотим быть первыми, чего-то добиться. Но как? Вот от сюда уже и исходят множество вопросов, на которые мы пытаемся найти ответы. У нас есть множество способов расширить свои возможности и знания. Это размышления, опыты других людей, на которые можно опираться.

Прежде всего, нужно научиться, прежде всего, в психологии людей, уметь находить подход к каждому, хотя не спорю, это очень сложно, каждый человек слишком индивидуален. Мы можем стремиться узнавать новые и новые вещи, разбираться в них, домысливать. В принципе, человеку ничего не мешает.…Здесь уже зависит от желания.

О возможности познания: оптимизм, скептицизм, агностицизм

Вопрос, над которым веками билась неуёмная мысль человека, – как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.

И это не чисто схоластический вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых разных формах.

В попытке ответить на него чётко обозначились три основные линии: оптимизм, скептицизм, агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, её отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Однако выделение этих трёх линий представляет дело всё-таки упрощённо. А оно гораздо сложнее. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это основанное высказывание. На многие вопросы, указанные ими, действительно невозможно пока дать ответ. Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в следующем. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.

Мы получаем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и не можем знать.

Мир простирается перед нами, безначальный и бесконечный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, моделями, понятиями и категориями, стремясь уловить его вечность и бесконечность в наших представлениях. И сколь хитроумно мы ни завязывали бы «узелки» понятий, категорий и теорий, но не самонадеянно ли претендовать на постижение таким образом сущности мироздания? Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам по себе, — вот вывод, к которому неизбежно ведёт логика данного рассуждения при определённых гносеологических допущениях.

Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. Так, некогда основоположник позитивизма И. Кант заявил, будто человечеству не суждено узнать химического состава Солнца. Но не успели высохнуть чернила, которыми были начертаны эти скептические слова, как с помощью спектрального анализа определился состав Солнца.

И сегодня ряд течений современной западной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости мира, а особенно человека и общества. При этом диапазон философских доктрин довольно широк – от неопозитивизма до феноменологии, экзистенциализма, прагматизма и др. Их агностицизм обусловлен не только причинами гносеологического и социально порядка, но в определённой степени и традицией, восходящей к философии Юма и Канта.

Например, кантовский агностицизм считает, что то, чем вещь является для нас, и то, что она представляет сама по себе, принципиально различно. Так как существует это разделение, то это отсекает возможность постижения сути вещей.

Агностицизм – это гипертрофированная форма скептицизма. Ведь скептицизм, признавая принципиальную познаваемость мира, выражает сомнение в достоверности знаний.

Психология скептицизма такова, что он тут же начинает попирать не только изжившее себя, но заодно и всё новое, нарождающееся. В её основе лежит неисследовательская жажда новаторства и вера в силу человеческого разума, а привычка жить в уютных, однажды принятых принципах.

Как познавательный приём скептицизм выступает в форме сомнения, что является шагом к истине. Сомнение – это необходимый компонент развивающейся науки. Нет познания без проблемы, нет проблемы без сомнения. Только вера не терпит сомнения. Научное же знание предполагает его, ведь сомнение в общепринятых принципах может иногда быть плодотворным и вести к новым взглядам на мир. Если человек не подвергает всё сомнению, значит, он привержен догматизму, а, следовательно, он остановился в своем интеллектуальном развитии. Подлинная истина не может быть постигнута без того, что Л. Толстой называл «философским пытливым сомнением».

Это разумное философское сомнение, «здоровый скептицизм», по существу, не противостоит оптимистическому взгляду на познание, признающему принципиальную познаваемость мира. Основу философии оптимизма составляет принцип материального единства мира и весь опыт истории научного познания, общественно-исторической практики.

Может ли человек познать мир?

В какой-то степени, но все равно, через призму субъективности

И мир, следовательно, он объективно оценить не сможет.

Источники:
  • http://tepka.ru/Obschestvoznanie_10/26.html
  • http://infopedia.su/16x10482.html
  • http://studfiles.net/preview/4392005/page:4/
  • http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/356702_kak_otvechayut_filosofy_na_vopros_o_tom_poznavaem_li_mir
  • http://texts.news/filosofiya-uchebnik-besplatno/poznavaem-mir-19449.html
  • http://lektsia.com/7x2d25.html
  • http://www.myshared.ru/slide/337934
  • http://koledj.ru/docs/index-1632.html