Меню Рубрики

Поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла функция

Проверочная работа по теме «Духовная культура»

1. «Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ» — к какому понятию относится это определение?

1) К понятию «информационное общество»; 2) к понятию «мас­совая культура»;

3) к понятию «массовая коммуникация»

2. Как называется система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность)?

1) Философия; 2) мировоззрение; 3) наука,

3. Что первоначально понималось под словом «культура»?

1) Создание искусственной природы; 2) способы обработки земли;

3) правила поведения в обществе

4.Какие из перечисленных ниже профессий связаны с сохранением и распространением духовных ценностей?

1) Сталевар; 2) актер; 3) шахтер; 4) художник;

5) журналист; 6)экскурсовод; 7) учитель.

5. Что современные исследователи отождествляют с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе?

1) Культуру; 2) цивилизацию; 3) этику; 4) все вышеперечислен­ное

6. Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Мораль есть не что иное, как представление о том, что такое. в поступках людей и человеческом обществе».

3) добро и зло; 4) закон и порядок

7. Что является примером нравственной оценки деятельности человека?

1) Обвинение человека согласно решению суда;

2) осуждение человека соседями по дому;

3) объявление благодарности работнику администрацией пред­приятия;

4) премирование человека по месту работы

8.Существование культуры совершенно невозможно без:

2) демократического государственного устройства;

3) достаточного финансирования культурных мероприятий;

4) преемственности культурных традиций

9. Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла — функция:

1) права; 2) морали; 3) религии; 4) науки

10. Верны ли следующие суждения о задачах морали?

А. Задача морали — оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла.

Б. Задача морали — регулировать человеческие отношения.

1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верно и А и Б; 4) оба суждения неверны

11. Какие из перечисленных ниже позиций характерны для искусства, а какие — для научной деятельности?

1) формирование чувства прекрасного;

2) выдвижение гипотезы;

3) проведение эксперимента;

5)создание художественного образа;

6)внедрение в практику.

12. К духовным потребностям человека относятся:

1) потребность в познании;

2) потребность во сне;

4) потребность в общении;

5) потребность в пище;

6) потребность в отдыхе.

13. Перечислите учреждения, которые занимаются сохранением и распространением духовных ценностей

14. Перечислите типы мировоззрения, которые выделяет наука.

ПОНЯТИЯ ДОБРА И ЗЛА

Возникновение и созревание моральных норм связывают со временем возникновения человеческого общества. На основе обычаев и традиций сформировалась система моральных ценностей (правил и образцов должного поведения), но в отличие от них нравственные нормы определяются категориями добра, истины, справедливости, долга.

Все области человеческой жизни соединены с моралью, которая увязывает личные и общественные интересы. В процессе социализации человек постигает морально-нравственные нормы. Их усвоение происходит сначала в ходе воспитания, путем копирования поведения и поступков окружающих. Затем, по мере взросления, человек осмысливает и использует в своей жизни принятые взгляды о должном, нужном, правильном поведении. Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизбежным, это подвижная система. Принимая решения, устанавливая жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к существующей ступени развития и потребностям общества. Общие понятия, отображающие более существенные стороны и элементы нравственной среды, называются категориями морали. Основные среди них — добро и зло. Категории добра и зла, как и долг, являются первостепенными для этики.

Категории добра и зла применяются там, где имеются отношения людей друг к другу или к предметам и явлениям объективного мира. Представления о добре и зле сформировались у людей в глубокой древности, позже они приобрели теоретическое обоснование.

Добро — важнейшая категория этики, морально-нравственная ценность сама по себе, проявляющаяся в намеренном, бескорыстном и искреннем стремлении к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или животному и растительному миру. Первоначально под добром понимается все то, что способствует поддержанию жизни, сохранению стабильных условий существования человека. В качестве антонима употребляется понятие «зло». С возникновением классового общества, появлением возможностей вариативного поведения понятие «добро» наполняется новым смыслом. Оно начинает отражать императивно заданное стремление к идеалу совершенства личности и общества. При этом образ совершенства часто приобретает в различных концепциях абстрактный, оторванный от реалий вид. В ряде концепций добро подчиняется более общему понятию блага. Любая личность не является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.

Зло — важнейшая категория этики, противоположная понятию добра и означающая намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба и страданий. Термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны.

Понятие «зло» является противоположным добру. Категория зла как суждение морального сознания формулирует представление о безнравственном, а также о том, что противоречит требованиям морали и заслуживает осуждения. Зло — это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств, таких как жестокость, ненависть, насилие, жадность и т.п. Зло деструктивно и ведет к распаду личности, отдалению людей друг от друга, уничтожению, подавлению. Оно ассоциируется с разрушением.

Существуют следующие виды зла: природное и нравственное. Природное зло — это все естественные стихийные процессы, рушащие жизнь на земле: землетрясения, наводнения, штормы. Природное зло является частью исторического процесса, возникает под влиянием действий людей. Оно не может контролироваться человеком. В современном мире явления природного зла ассоциируются с экологическим кризисом.

Моральное зло включает две характеристики: субъективную и объективную. Субъективная характеристика морального зла — это вменяемость как способность контролировать свои поступки и нести за них ответ. Объективную характеристику можно разделить на формальную и содержательную.

С позиции формы зло квалифицирует деятельность, которая противоречит нормам морали (идеалу), характерным для данной культуры. С позиции содержания зло является деятельностью, которая обладает отрицательным смыслом для состояния других людей или самого действующего субъекта, т.е. человека. Нравственное зло совершается под влиянием сознания человека, его воли и выбора. Оно может быть обнаружено в пороках

человека (враждебность, распущенность), фрустрации (агрессия). К враждебности имеют отношение насилие, гнев, ненависть, подавление других. Такое зло активное, энергичное, стремящееся к уничтожению жизни и благополучия. Оно обращено во вне и выражается в распущенности, малодушии, отсутствии смелости и мужества, лености, алчности, чревоугодии и т.д.

Добро и зло — наиболее совокупные понятия морального сознания, проводящие черту между нравственным и безнравственным. Это универсальная этическая характеристика любой человеческой деятельности и отношений. Добро есть все, что сориентировано на созидание, сохранение и укрепление блага. Зло — уничтожение, разрушение блага.

Категории добра и зла взаимоопределяют друг друга и могут быть познаны только в целостности, являясь критерием оценки действий и поведения человека, его нравственных особенностей. Для того чтобы быть добрым, необходимо познать зло. Следовательно, добро приобретает значимость в противопоставлении злу и утверждается как противостояние злу. Оцениваемый поступок соотносят с понятиями добра и зла, т.е. с существующими в обществе взглядами на добродетель и порок. В обстановке противостояния добра и зла первостепенной проблемой человека становится правильный выбор. На первом этапе морального выбора происходит избрание человеком образа мысли и действий, отказ от зла и порока. Следующий, наиболее трудный этап морального выбора — выбор «меньшего из двух зол». Данный выбор человек воспринимает как трагичный, требующий мудрости и ответственности, имеющий непредсказуемые результаты, его итогом может оказаться зло.

Таким образом, формирование добра и зла включено в процесс генезиса морали. Осмысление добра и зла как ценностей осознавалось как характеристика поступков, действий, совершаемых сознательно, свободно, в соответствии с идеалом. Значит, содержание добра и зла определено идеалом нравственности: добро — то, что стремится к идеалу, зло — то, что отдаляется от идеала.

Отталкиваясь от того, что гуманистическая этика во главу угла ставит человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, главная мера добра — все то, что, содействует самореализации сущности человека, его самораскрытию, самовыявлению. Второй критерий добра и в то же время условие, обеспечивающее самореализацию человека, — гуманизм и все, что соединено с гуманизацией человеческих отношений. Таким образом, добро и зло антагонистичны по своему содержанию: в

категории добра олицетворяются мнения людей о максимально положительном в области морали, о том, что отвечает нравственному идеалу; а в понятии зла — суждения том, что противоречит нравственному идеалу, мешает достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

Тест 1

1. Какой термин в 20–30-х гг. в СССР использовался для обозначения коренного переворота в духовном развитии страны?

а) массовая культура; б) культурная революция; в) пролетарская культура. (б)

2. «Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ» – к какому понятию относится это определение?

а) к понятию «информационное общество»; б) к понятию «массовая культура»; в) к понятию «массовая коммуникация». (б)

3. К какому понятию относится это определение: «Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях»?

а) к понятию «культура»; б) к понятию «средствамассовойинформации», в) к понятию «веротерпимость». (а)

4. Как называется система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность)?

а) философия; б) мировоззрение; в) наука. (б)

5. Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление:

а) элитарная культура; б) массовая культура; в) материальная культура. (б)

6. В сфере какой культуры Россия имеет бесспорные достижения?

а) духовной культуры; б) массовой культуры; в) субкультуры. (а)

7. Как называют людей, пассивно приспосабливающихся к установленному порядку вещей?

а) ханжи; б) лицемеры; в) конформисты. (в)

8. Что современные исследователи отождествляют с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе?

а) культуру; б) цивилизацию; в) этику; г) все вышеперечисленное. (а)

9. Чем можно объяснить появление массовой культуры?

а) переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества; б) кризисом элитарной культуры в начале XX в.; в) изобретением телевидения. (а)

10. Что первоначально понималось под словом «культура»?

а) создание искусственной природы; б) способы обработки земли; в) правила поведения в обществе. (б)

11. Появление массовой культуры связано:

а) с сельским бытом, имеет аналогию с земледельческими работами; б) индустриальным обществом, имеет аналогию с поточно-конвейерной индустрией; в) с особенностями современного Востока, тесно связано с восточными традициями. (б)

(Основы современной цивилизации: Тесты / под ред. О. И. Бородиной.)

Тест 2

1. Верны ли следующие суждения о духовной жизни личности?

А. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний, оптимизма или уныния, надежды или разочарования.

Б. Стремление к знаниям и повышению уровня развития интеллекта – основные характеристики духовной жизни.

Читайте также:  С любой точки зрения меньше одним господним

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны.

2. Какие из перечисленных ниже профессий связаны с сохранением и распространением духовных ценностей?

Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания. (2, 4, 5, 6, 7)

3. Заполните пробел в предлагаемой схеме.

4. Моральные нормы:

1) поддерживаются страхом наказания;

2) обеспечиваются силой государственного принуждения;

3) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение;

4) закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту. (3)

5. Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Мораль есть не что иное, как представление о том, что такое… в поступках людей и человеческом обществе».

2) борьба и уступки;

4) закон и порядок. (3)

6. Какой пример отражает особенности нравственной оценки деятельности человека?

1) деятельность человека осуждается его коллегами по работе;

2) деятельность человека осуждается на основании действующего законодательства;

3) деятельность человека осуждается на основании административного решения;

4) деятельность человека одобряется в правительственном решении. (1)

7. Что является примером нравственной оценки деятельности человека?

1) обвинение человека согласно решению суда;

2) осуждение человека соседями по дому;

3) объявление благодарности работнику администрацией предприятия;

4) премирование человека по месту работы. (2)

8. «Мораль – не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д. Дьюи, 1859–1952, американский философ).

Каков смысл этого высказывания?

1) человек должен знать нормы морали наизусть;

2) нормы морали не записаны ни в одной книге;

3) человек не обязан соблюдать моральные нормы;

4) поступки в соответствии с требованиями морали должны стать внутренним убеждением человека. (4)

9. Существование культуры совершенно невозможно без:

1) государственных учреждений, ведающих делами культуры;

2) демократического государственного устройства;

3) достаточного финансирования культурных мероприятий;

4) преемственности культурных традиций. (4)

10. Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла – функция:

11. В наиболее общем виде мораль – это:

1) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

2) наука о правилах хорошего тона;

3) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

4) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан. (3)

12. Верны ли следующие суждения о задачах морали?

А. Задача морали – оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла.

Б. Задача морали – регулировать человеческие отношения.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны. (3)

13. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль возникла на основе жизненного опыта людей.

Б. Все моральные нормы охраняются законом.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны. (1)

14. Верны ли следующие суждения о духовной и материальной культуре?

А. Духовная культура призвана обеспечивать потребности материальной культуры.

Б. Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны. (4)

15. Какая теория рассматривает сущность морали и нравственности? (Этика)

16. «Общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, определенные правила поведения человека среди людей – это…». (Мораль)

17. К духовным потребностям человека относятся:

1) потребность в познании;

2) потребность во сне;

3) эстетическая потребность;

4) потребность в общении;

5) потребность в пище;

6) потребность в отдыхе.

Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания. (1, 3, 4)

18. Какие из перечисленных ниже позиций характерны для искусства, а какие – для научной деятельности? Запишите первые три цифры, соответствующие искусству, а три последующие – научной деятельности:

1) формирование чувства прекрасного;

2) выдвижение гипотезы;

3) проведение эксперимента;

4) эмоционально-чувственное отражение реальности;

5) создание художественного образа;

6) внедрение в практику.

Цифры в каждой тройке расположите в порядке возрастания. (1, 4, 5 / 2, 3, 6)

19. Перечислите учреждения, которые занимаются сохранением и распространением духовных ценностей (представьте от двух до пяти видов таких учреждений). (Школы, музеи, библиотеки, архивы, институты, академии, театры.)

20. Перечислите типы мировоззрения, которые выделяет наука. (Обыденное, религиозное, научное.)

21. В чем главное отличие потребления духовных ценностей от ценностей материальных? Поясните свой ответ на примере. (Духовные ценности используются многократно, длительное время.)

Прочитайте текст и выполните задания.

22. Задания к тексту.

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна.

Так от поколения к поколению передается жизнь – медленно, как растет дерево, – а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря».

Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей.

Военный летчик. Письмо заложнику (М., 1977. – С. 158–160).

1) Озаглавьте данный текст.

2) Что, по мнению автора, отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря?

3) Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»?

4) В чем автор видит роль человека на земле? Что, по мнению автора, дает смысл жизни и смерти? Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.

23. Напишите эссе на одну из следующих тем.

1) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше).

2) «Дом без книг подобен телу без души» (Цицерон).

Понятие морали, предмет и функции.

Мораль — отношения, которые возникают между индивидами, и регулируются на основе сложившихся форм, моделей поведения, которые направлены на поддержание социальной устойчивости. Мораль выносится на уровень межиндивидных отношений. Выполнение норм морали контролирует само общество. Мораль одна из форм общественного сознания (наиболее древняя), которая регулирует наиболее общие отношения в об-ве, опирается на традицию. Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Особенностью морали является то, что она регулирует по­ведение и сознание людей во всех сферах жизни (производст­венная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охваты­вают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотно­шений, создаваемые в длительном процессе исторического раз­вития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разно­образное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценива­ют по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроиз­водятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный ха­рактер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутрен­не принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответство­вать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общест­венного и индивидуального сознания. Функция морали: самостоятельное добровольное осознанное принятие на себя тех положений, правил поведения, которые установлены в обществе, попытки сделать их убеждениями. Исходные положения морали переходят в этику — понятия добра и зла. функции морали: регуля­тивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императив­ная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная, про­гностическая. Первостепен­ный интерес для юристов представляют такие функции мора­ли, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией мо­рали. Мораль направляет и корректирует практическую дея­тельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуаль­ное поведение. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосоз­нания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали. В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др. Моральные нормы — это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества(класса, народа). В свою очередь общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличии от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношения людей, но опирается на принуждение государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих как следует поступать. Мораль как форма общественного сознания является порождением общественных отношений и в конечном счете определяется общественным бытием, материальными условиями жизни людей. Но в рамках этой зависимости от экономических отношений мораль обладает относительной самостоятельностью , в нее включается все ценное из моральных взглядов прошлого , она оказывает большое влияние на общественно исторический процесс через сложившиеся отношения людей. В морали отражается целостное понимание смысла жизни , места и роли человека в обществе и тд. Изменяясь от эпохи к эпохе понятие морали постоянно совершенствовались. В морали как и во всех других областях жизни, в конечном счете происходил прогресс который выражался в росте личного достоинства человека его самосознания , во все большей гуманизации принципов . С возникновением классового общества мораль стала классовой, отражая интересы, идеалы, образ жизни тех или иных классов. Не существует внеклассовой, надысторической морали, якобы навязанной обществу богом или свойственной человеку от природы как утверждают идеалисты. Вместе с тем в каждой классовой морали есть элементы общечеловеческой морали, которые наследуются последующими поколениями. Анализ содержания классовых и общечеловеческих элементов морали позволяет решить вопрос о ее истинности, критерий которой состоит в определении того, насколько та или иная мораль отвечает требованиям общественного прогресса.

Читайте также:  Показатели зрения у ребенка 3 лет

Понятие и происхождение этики.

Этика- философская наука, теоретическая дисциплина, которая выражает нормы, модели поведения, которые воспроизводятся каждый день. Этика предполагает возможность самостоятельного поиска решений для определенных задач. Этика искусственная конструкция, призвана выделить существенные моменты в правилах поведения. Вводилась в сознание через образование, этика не только запрещает, но и пытается это объяснить, апеллируя не к чувствам, а к мышлению. В современном понимании этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедея­тельности человека, общества. То что нельзя опровергнуть – это правильно. В основу этики взят моральный опыт. Она начинала складываться как школа воспитания человека, нау­чения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (ре­лигиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» — бескорыстного строителя абсолютно справедливого обществен­ного порядка и т. д. В IV веке до нашей эры Аристо­тель обозначил прилагательным «этический» класс человече­ских добродетелей — добродетелей характера в отличие от доб­родетелей разума — дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков. В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нрав­ственную этику — учение о том, как должен поступать чело­век, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, иссле­дующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику. Этика как наука не только изучает, обобщает и системати­зирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим по­требностям, способствуя тем самым совершенствованию обще­ства и человека. Этика как наука служит социальному и эконо­мическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Соотношение морали и права — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспе­чивает подчинение деятельности людей единым общесоциаль­ным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с дру­гими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении. Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию — регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (мораль­ное и правовое); общественные отношения (нравственные и пра­вовые); общественно значимую деятельность; нормативные сфе­ры (нравственные и правовые нормы). Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регули­рования во многом совпадают. Но регулирование их осуществ­ляется специфическими для каждого из регуляторов средства­ми. Единство общественных отношений «с необходимостью оп­ределяет общность правовой и моральной систем» Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «мораль­ная сторона и моральные заповеди. не могут быть предметом положительного законодательства»*. Законодательство не может декретировать нравственность. Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права. Мораль и право — составные части духовной культуры человечества. При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регули­рования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспе­чения выполнения соответствующих норм (характеру санкций). Право регулирует лишь общественно значимое поведе­ние. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии про­тив подобного вторжения. Объектом морального регулирова­ния является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.). Способ правового регулирования — правовой акт, созда­ваемый государственной властью, реально складывающиеся пра­воотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, об­щепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощре­ние или осуждение, в том числе и государственное принужде­ние, юридические санкции. В морали действуют только духов­ные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Этика это теория морали. Этика выделяет общеполярные, общую пользу. Создаются нормы, если идеи нереальны, то такую норму не построить.

Категории этики — это основные понятия этической нау­ки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Категории этики — не только теоретические конструк­ции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании об­щества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существу­ет в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы. При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наибо­лее важные в теоретическом и практическом отношении кате­гории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Понятие добра и зла являются исходными, ключевыми. К категории добра относят все то что ведет к поддержанию жизни, к категории зла все то что ведет к подрыву жизни. Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее ограничению нравственного от без­нравственного, противостоящего злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличност­ные. Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра доста­точно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией. Зло — категория этики, по своему содержанию противопо­ложная добру, обобщенно выражающая представление о без­нравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи­вающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (про­тивоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, ко­гда оно — проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отри­цательные поступки людей. Происхождение зла объясняется по-разному. В религиоз­ных учениях зло — фатальная неизбежность человеческого су­ществования. Кант считал зло необходимым следст­вием чувственной природы человека. Французские просветите­ли объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонисти­ческим устройством общества. С категорией добра связано и такое понятие, как доброде­тель — устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок. Добродетельный человек не только признает положитель­ные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически из­менялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными ка­чествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три ос­новные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему). При всей изменчивости взглядов в разное время и в различ­ных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескоры­стие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Добродетели иногда связывают с определенным социаль­ным положением личности. В обыденной жизни благо — все, что способствует челове­ческой жизни, служит удовлетворению материальных и духов­ных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (по­знание, образование, предметы культурного потребления). По­лезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, мате­риального производства приводит человечество на грань эколо­гической катастрофы. Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

Совесть- структурообразующий элемент этики, способность осознавать свои поступки, и оценивать их по критериям добра и зла. Совестьиногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть — категория этики, характеризующая способ­ность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего пове­дения требованиям нравственности, самостоятельно форму­лировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим со­бой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочно­го, стимулирует благородство, ответственность — люди неред­ко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «не­чистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п. Роль совести особенно важна, когда человек находится пе­ред моральным выбором, а внешний контроль со стороны обще­ственного мнения или исключается, или затруднен. Совестьспособность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство. Является нравственным регулятивом.

Выражение «спокойная совесть» или «чистая совесть» обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения (в более узком смысле – означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа) СОВЕСТЬ — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед об-вом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению об-ву, передовому классу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями об-ва, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С.— общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в к-рые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования об-ва и его прогрессивного развития С. является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельно-практического отношения к действительности. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (“угрызения С.”). Воспитание-в каждом человеке С.— одна из наиболее важных сторон формирования личности.

Читайте также:  Операции по зрению при сахарном диабете

Справедливость в обществе понимается в различных ас­пектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положе­ние вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых пра­вах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социаль­ным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием . Аристотель впервые разделил справедливость на уравни­тельную (справедливость равенства) и распределительную (спра­ведливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспе­чены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально. Справедливость главенствует в профессиональной деятель­ности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представи­тель справедливости». Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта категория— подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как спе­цифически правовая». Идея справедливости, требование справедливости прони­зывают законодательство современного демократического об­щества. Справедливость считают синонимом правосудия. Правосу­дие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с веса­ми и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспри­страстен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справед­ливое решение в жизнь.

Долг одно из ключевых понятий этики. Долг могут соблюдать только свободные индивиды. С долга начинается разделение этики на теоретическую и практическую. Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обя­занности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкрет­ного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воин­ский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарище­ский и пр. Успешно выполнять свои функции работники судов и про­куратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали соци­альное значение своей деятельности и обладают высоким чув­ством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и пре­пятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, инте­ресов общества и государства. В глазах общества судья, прокурор, следователь — непре­клонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только зако­ну и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, не­достаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, по­зволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Ответственность — категория этики, характеризую­щая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нрав­ственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Решая вопрос о нравственной ответственности, необходи­мо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; пра­вильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность — обязанность и необходимость давать от­чет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Ответственность — в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности. категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к об-ву (человечеству в целом), к-рое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Это способность человека в той или иной степени выполнить свой долг. Быть ответственным за тот или иной поступок – значит признать себя его автором и принять на себя его последствия.

Достоинство и честь

Честь самооценка самим индивидом необходимости следованию требованиям общества. Категории чести и достоинства абстрактны. Достоинство — категория этики, означающая особое мо­ральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает опреде­ленного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Досто­инство — выражение ответственности человека за свое поведе­ние перед самим собой, форма самоутверждения личности. Дос­тоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообра­зовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчу­ждаемых прав человека, признание самоценности личности. Понятие достоинства личности опирается на принцип ра­венства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положе­ние он занимает. Достоинство человека одна из высших нрав­ственных ценностей. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общест­ва, окружающих, когда моральная ценность личности связыва­ется с моральными заслугами человека, с его конкретным об­щественным положением, родом деятельности и признаваемы­ми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, .честь ученого, врача, предпринимателя. ). Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцировано.

Примерный тест по предмету «Обществознание»

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации

по предмету «Обществознание»

1. Верны ли следующие суждения:

А. «Духовная культура призвана обеспечивать потребности материальной культуры».

Б. «Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга».

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

2. Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла — функция.
1) права; 2) морали; 3) религии; 4) науки.

3. Верны ли следующие суждения:

А. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний, оптимизма или уныния, надежды или разочарования.

Б. Стремление к знаниям и повышению уровня развития интеллекта — основные характеристики духовной жизни.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. Процесс самообразования основан на.

1) самостоятельном приобретении знаний; 2) альтернативном выборе учебного заведения;

3) посещении факультативных занятий; 4) выборе учебного курса по желанию учащегося.

5. К исторически сложившимся этническим общностям относятся.
1) народности; 2) государства; 3) классы; 4) маргиналы.

6. Наиболее высокая ступень развития культурно-исторической этнической общности — это.
1) класс; 2) этнос; 3) нация; 4) народность.

7. Изменение места человека или группы в социальной структуре общества отражается в социологии понятием.
1) социальная адаптация 2) социальная мобильность;

3) социальная дифференциация; 4) социальная стратификация.

8. Нации, народности, племена — это.

1) демографические группы; 2) этнические группы;

3) объединение людей по признаку кровного родства; 4) классовые общности.

9. Верны ли следующие суждения:

А. Во всех современных обществах существует институт семьи.

Б. Характер семейных отношений со временем не изменился.
1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

10. Семью как малую группу отличает.

1) профессиональный рост; 2) общность быта;

3) выполнение общественных функций; 4) высокая политическая активность.

11. Главной причиной социального неравенства с марксистской точки зрения является.

2) невозможность для низших классов получить качественное образование;

3) недостаточная помощь бедным слоям общества со стороны государства;

4) коррупция в высших органах государственной власти.

12. Верны ли следующие суждения:

А. Отклоняющимся считается поведение, не согласующееся с нормами.

Б. Отклоняющимся считается поведение, не соответствующее требованиям общества.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

13. Право занимает особое место в системе социальных норм, поскольку соблюдение правовых норм.

1) обеспечивается силой государства;

2) поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи;

3) обеспечивается общественным мнением;

4) опирается на представление о прекрасном и безобразном.

14. Из приведенного перечня выберите единственно верное продолжение фразы: «Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения называется. »

1) нормой морали;

2) партийной нормой;

3) правовой нормой;

4) традиционной нормой – обычаем.

15. Какие отношения членов семьи регулирует семейное право?
1) имущественные; 2) моральные;

3) договорные; 4) административные.

16. Любое государство характеризуется:

1) исключительным правом издавать законы;

2) проведением регулярных выборов;

3) взаимной ответственностью государства и личности;

4) контролем за личной жизнью граждан.

17. Любое государство должно осуществлять.

1) выработку планов экономического развития;

2) помощь беднейшим слоям населения;

3) укрепление целостности общества;

4) меры, направленные на достижение социального равенства.

18. Одним из элементов политической системы являются отношения между.

1) правительством и парламентом;

2) производителями и потребителями;

3) родителями и детьми;

4) соседями по дому.

19. Только правовому государству присуще.

1) право представлять общество в целом;

2) соблюдение прав и свобод человека;

3) право издавать обязательные для всех законы;

4) существование различных негосударственных органов.

20. Формирование восприимчивости каждого человека к лучшим художественным произведениям и открытиям науки — это одна из задач.

1) элитарной культуры; 2) поп-культуры;

3) массовой культуры; 4) духовной культуры.

Источники:
  • http://studref.com/306080/etika_i_estetika/dobro_klyuchevye_kategorii_etiki
  • http://mydocx.ru/5-95470.html
  • http://studfiles.net/preview/3156466/
  • http://pandia.ru/text/78/176/18487.php