Меню Рубрики

Потеря денег с точки зрения православия

Автор Тема: Потеря денег. Православный взгляд. (Прочитано 4926 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • »
  • Православный раздел »
  • Аскетика. Духовная жизнь в православии (Модераторы: Черноусов Сергей, Крупняк Михаил Эдуардович) »
  • Потеря денег. Православный взгляд.

Страница сгенерирована за 0.093 секунд. Запросов: 20.

Оптинские старцы ( память 24 октября) не обходили тему денег, не считали ее неприличной, низкой, а напротив весьма важной. И часто говорили о ней в своих письмах

На дворе сложные времена. Рубль упал, у россиян просроченных кредитов почти на 3 триллиона, санкции, безработица растет. Как тут не заунывать?

Оптинские старцы, к которым в конце XIX века ездила «вся Россия», в похожих ситуациях не давали людям ханжеских или наивных советов типа «затянуть потуже пояса». Они знали, на что способны, а на что не способны люди, и говорили из опыта. Но прежде чем советы давать, подавали пример.

Например, сам старец Варсонофий, из дворян, блестящий офицер, в миру был очень богат. Но щедр. При поступлении в монастырь, еще до пострига и обета нестяжания, пожертвовал в обитель 60 тысяч рублей. Если пересчитать царские рубли в сегодняшние, то получится, по разным расчетам от 40 до 60 миллионов.

Для монастыря это – огромные деньги. Но монастырь строился, кормил огромное количество паломников, которые приезжали в те годы в Оптину, а также помогал нуждающимся, и по крупному, причем не только бедным, но и богатым. Кому лошадь купить, кому — долг заплатить, кому — имение сберечь, если люди чуть по миру не пошли.

В уединенный Предтеченский скит Оптинской пустыни, где принимали народ старцы, приходили из мира письма с рассказами, которые вполне могли бы написать им и мы, сегодняшние. Вот взять хотя бы письмо про то, как затеяли судебный иск, наняли адвоката, а тот увлек ход дела на тупиковый путь, и оно может быть проиграно. Что делать? В случае проигрыша теряется имение и возникает огромный долг адвокату. Прп. Амвросий среди прочего советует присмотреться к адвокату: не работает ли он за взятку на противников.

Старцы не обходили тему денег и тем более не считали ее неприличной, низкой, а напротив весьма важной. Лейтмотив их ответов — нельзя быть рабами денег.

Богатые, но ответственные не пропадут!

«Вас совесть не может упрекать за имение тленных денег, если вы будете ими владеть, а не они вами». — Прп. Мака­рий.

«Пишешь, что тебя беспокоит мысль безнадежия о спасении, что, имея деньги, будто не можешь спастись. Это явное коварство вражие и сеть его, не дающая тебе мира и спокойствия. Оставя пристрастие к сребролюбию, скажи мне: можешь ли проходить жизнь совершенно нестяжательную и нищенскую? Ни силы твои, ни образование, ни состояние твоего здоровья не позволят тебе это исполнить, а того, что выше силы твоей, Бог от тебя не потребует». — Прп. Макарий

«Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись. Например, Филарет Мило­стивый имел огромное богатство, но этим богатством приоб­рел себе Царство Небесное, помогая бедным и обездоленным. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть. Стоял, например, один нищий на паперти, терпел холод и голод, чтобы только накопить несколько денег. Накопил рублей сорок-пятьдесят и умер. И пошла душа его в ад, так как она привязана была не к Богу, а к этим рублям». — Прп. Варсонофий

«Богатство для тебя еще вредно. Когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя». — Прп. Лев

«Напрасно ты думаешь, что средства материальные дали бы тебе успокоение. Нет, эта мысль ложна. Есть люди со средствами в глазах твоих, но беспокоятся более, нежели ты». — Прп. Амвросий

Про просьбы о помощи и долги

«Долги хуже грехов: в грехах покается человек, и Бог простит, а за долги будут истязывать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь». — Прп. Амвросий

«На подаяние жить опасно. Можно привыкнуть к попрошайничеству. Одно дело — для других просить, а другое — для себя. Милостыню можно просить в крайней нужде, но так, чтобы она не послужила поводом для огорчения кого-либо. За благодетеля, оказавшего помощь, надо молиться». — Прп. Никон

Как жертвовать

«Милостыню надо подавать с рассуждением, а то можно повредить человеку. Надо подробно узнать его нужду вникнуть во все обстоятельства, разобраться». — Прп. Нектарий

«Ты спрашиваешь, хорошо ли сделала, занявши для странницы пять рублей и отдавши ей новые сапоги П., которые ей самой были нужны. Отвечаю: нехорошо, очень нехорошо, и очень неосновательно. Вперед так не делай ни по какому поводу. Нигде не написано для милостыни занимать деньги и делать такое благотворение, за которым неминуемо следует смущение для тебя или для других». — Прп. Амвросий

Нужно ли жертвовать то, в чем сам нуждаешься?

«Милостыни ради не должно входить в долги… Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростью…». – Прп. Макарий

«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности». — Прп. Иосиф

«На трапезу дать, и на больницу пожертвовать, и долг уплатить — это все хорошо. Но и себя не надо оставлять без копейки на необходимые нужды, а то как бы не пожалеть после». — Прп. Нектарий

«…Господь велит давать благодушно столько, сколько можешь, и этот дар приемлет; а если хочешь иметь совершенство, то тогда отдай все, да и ходи с рукой, прося милостыню, и не огорчайся уже тем, что не имеешь ничего и люди неблагодарны». – Прп. Амвросий

А если обокрали?

«Когда обворуют, то не надо скорбеть, а представить, что дали милостыню, и Господь вернет в десять раз больше. — Прп. Иосиф

«В одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни». — Прп. Амвросий

Потерять деньги — примета с положительным значением

Потерять деньги — примета не такая уж и плохая. Узнайте, что делать и к чему готовиться, если вы уронили или потеряли монеты или купюры.

Потерять деньги — примета к получению благ

Сложно найти человека, который никогда бы не терял денег. Разумеется, такие происшествия не могут не расстраивать. Особенно обидно, если сумма была крупной. Приметы о потере денег говорят не только о пропавших из карманов случайно купюр. Они касаются и украденных средств, что тоже не редкость. Потерять деньги можно множеством способов, но, если верить преданиям, все они означают одно и то же.

В старину говорили так: если потерял, то вскоре найдешь больше в два раза. Это означает, что потерять деньги — примета к прибыли. Скорее всего, в скором времени подвернутся новые возможности для повышения доходов или появится выгодный разовый заработок. Не всегда здесь имеются в виду деньги. Вы можете получить от судьбы другой подарок — любовь, взаимопонимание, удачу и везение или здоровье.

Для того, чтобы гарантировать возвращение денег или других благ, которые заменят их, можно прочитать заговор. Это делается сразу же после того, как вы обнаружили пропажу. Нельзя читать этот заговор, если вас ограбили или обокрали:

Идите, возвращайтесь и приводите с собой друзей!

Существует еще одна примета. Если вы потеряли деньги, вы обретете то, что потеряет человек, который их найдет и присвоит. Возможно, это еще одна причина для того, чтобы не поднимать деньги на улице.

Если вы потеряли кошелек в доме или машине, это говорит о серьезных затратах в ближайшем будущем. Скорее всего, они будут неразумными или вынужденными. Если потеря денег — хорошая примета, то потеря кошелька обещает трудности и проблемы, обычно материального характера.

При этом известно, что найти деньги — примета двоякая. В старину считали, что такая находка сулит благополучие. Если вы молились о деньгах, она предназначена именно вам — ваши молитвы услышаны. Сейчас же каждый знает о том, что с помощью монет наводят порчу и перекладывают болезни и жизненные трудности. У примет о находке и потере денег есть кое-что общее — чем больше сумма, тем большие проблемы или награды вас ожидают.

Однако, если вы потеряли деньги, но затем нашли и полностью уверены в том, что это — ваши деньги, подбирать их можно. Это предвещает удачу. Чем больше сумма потерянных и затем найденных денег — тем крупнее будет ваш успех.

Потеря денег — примета о благосклонности Вселенной

Не имеет большого значения пантеон, которому вы отдаете свое предпочтение. Возможно, вы верите в то, что удачу и другие награды дарует Бог, а может быть, считаете, что подарки судьбы вручает Вселенная — формация, действующая по определенным законам. Потеря денег — примета хорошая, которая означает, что ваши просьбы были услышаны, а желания скоро исполнятся. Вероятно, таким образом ангел-хранитель «откупил» вас от серьезных проблем.

Именно поэтому знающие люди говорят в таких ситуациях, обращаясь к Вселенной: спасибо, что взяла деньгами. Известно, что после потери денег следует ожидать чего-то положительного — удачи, улучшения здоровья или отношений. Иногда взамен приходят новые деньги. Вселенная словно берет плату за свои подарки, и хорошо, если она выбирает именно деньги — это восполняемый ресурс, вы всегда сможете заработать еще. Можно потерять что-то более ценное, чем денежные купюры. Порадуйтесь тому, что вы здоровы и счастливы. Не унывайте, и деньги вернутся обратно.

Если вы шли за какой-либо покупкой, скорее всего, высшие силы пытаются отговорить вас от нее. Возможно, товар не отличается хорошим качеством, а может быть, дело в иной причине. Подумайте еще раз — желаете ли вы тратить деньги так, как запланировали? Многим людям пришлось отказаться от своих планов из-за потери денег по дороге, и они об этом не пожалели, избежав проблем с товарами или услугами. Если вы потеряли ваши финансы дома или в авто, это — предупреждение о том, что планируемые затраты не принесут счастья.

Если вы просили чего-либо у высших сил с помощью молитв, ритуалов или заговоров, потеря денег означает, что скоро ваше колдовство сбудется. Дело в том, что любые силы, как добрые, так и злые могут пожелать платы за свою помощь. Особенно верно это в том случае, если ваш откуп, треба или другой вид приношения оказался недостаточным. Начинающие маги часто забывают о необходимости приношений силам, к которым обращаются. В случае благосклонности последних они берут плату самостоятельно. Это хороший знак — вас приняли и простили за совершенную ошибку.

Примета — терять деньги в качестве справедливого наказания

Терять деньги — примета, в целом, положительная. Но не всегда это так. Если вы потеряли крупную сумму денег, пережили ограбление или стали жертвой воровства, задумайтесь — не совершали ли вы несправедливых или даже злых действий ради получения выгоды? Если ответ положительный, скорее всего, это ваше наказание.

Ни одно злодеяние в этом мире не остается безнаказанным. Если вы не отдали долг, оставили друга без материальной помощи при неплохих финансовых возможностях, не помогаете бедным родственникам, возможно, наступает время для того, чтобы учиться жить по совести. Помните о том, что ни жадность, ни полученные нечестным способом деньги не приносят счастья. Ваши деньги ушли к тому, кто нуждается в них больше вас, а также действительно заслуживает помощи от Вселенной. Не допускайте злости, постарайтесь понять и исправить свои ошибки.

Кроме этого, серьезные потери могут указывать на сглаз в результате зависти. Особенно верно это, если вы регулярно теряете небольшие или средние суммы денег. Узнать, если ли сглаз или порча, можно с помощью диагностики. Существуют простые ритуалы, которые можно провести в домашних условиях.

В целом, примета о потере денег в большинстве случаев предвещает удачу. Это будет как нельзя кстати после такого досадного происшествия, особенно, если сумма денег была достаточно крупной. Но иногда поверье имеет негативное или поучительное значение — Вселенная может наказать таким образом за плохие поступки.

Как относиться к потере денег

Каждому хоть раз доводилось терять деньги: это могла быть кража, забывчивость или импульсивная дорогостоящая покупка. И каждый по своему переживал эту утрату. Как правильно и с минимальным ущербом для себя подходить к этому вопросу, WDay.ru узнал у психологов Светланы Морозовой и Анетты Орловой.

Ирина Жарова · 8 февраля 2010

Психолог Светлана Морозова считает, что в современном мире деньги часто становятся самоцелью, а это деформирует жизненные цели и, как следствие, качество жизни человека. Потому что по сути своей они являются всего лишь ресурсом, который человек может использовать для достижения каких-либо целей. Как только человек перестает воспринимать деньги как ресурс, идея финансового благополучия становится для него самодостаточной. И от того, как человек определяет для себя значение денег, зависит его отношение к их потере.

Читайте также:  Право и государство с точки зрения философии права

Все, что есть у меня

Если наличие денег является самоцелью, то потеря крупной суммы (независимо от причин: кража или нерациональная трата), вызовет мощные переживания, по силе сравнимые с эмоциями от потери важного в жизни объекта. Человек будет испытывать сильное чувство страха, отрицать случившееся, впадать в отчаяние, ощущать себя в безвыходной ситуации. Но суть переживание заключается не в страдании, а в переосмыслении и осознании случившихся событий. Следовательно, человек, переживший потерю, становится способным иначе оценивать свои действия или решения. А это значит, что в следующий раз он будет более осмотрительным.

Нервничать не стоит: стрессы могут оставить куда более сильный негативный отпечаток, чем потеря некоторой суммы денег

Если деньги расцениваются как ресурс, то пережить утрату поможет объективная оценка ситуации. Сначала надо банально посчитать до десяти (это позволит успокоиться) и разложить ситуацию по полочкам, советует Светлана Морозова.

Во-первых, любой ресурс можно пополнить: если вы умудрялись зарабатывать деньги до сегодняшнего дня, значит, сможете заработать и впредь. Во-вторых, ситуацию нужно принять. Если нельзя ничего изменить и вернуть, остается только идти дальше. Психолог Анетта Оролова советует также успокоиться и понять, что нервничать не стоит: ведь стрессы могут оставить куда более сильный негативный отпечаток, чем потеря некоторой суммы денег.

В-третьих, в наших собственных силах сделать так, чтобы в дальнейшем эта ситуация не повторилась. Пообещайте себе, что будете осторожнее в следующий раз, что будете несколько дней размышлять над дорогостоящей покупкой (покупайте вещь только в том случае, если вы в течение нескольких дней думаете о том, что она вас действительно необходима). Далее от вас потребуется только сдержать данные себе общения.

Практикующий психолог с дополнительной специализацией «социальный педагог», сертифицированный психолог-консультант. Окончила Институт Специальной Педагогики и Психологии им. Рауля Валленберга. Автор ряда публикаций по различным проблемам превентологии. Практикует 5 лет.

Ведет частную практику.

Психолог, кандидат социологических наук.

Руководитель Школы по межличностным взаимоотношениям.

Писательница, теле-радио ведущая, частый гость телевизионных программ и эксперт журналов.

Сложная ситуация

Если вы оказались в кризисной ситуации (например, лишились крупной суммы, предназначенной для операции), не бойтесь обратиться за помощью к окружающим. Важно не предаваться горестным переживаниям и помнить, что такая возможность всегда существует. В любой ситуации найдутся люди, готовые вам помочь (друзья, родственники, коллеги, а иногда и совсем не знакомые люди).

Всем людям доводилось когда-нибудь что-нибудь потерять. Так что если вы оказались в подобной ситуации, не зацикливайтесь на ней, а попытайтесь посмотреть на нее иначе, советует Анетта Орлова. К примеру, бытует мнение, что потеря сулит крупное приобретение в дальнейшем. Назовем это законом равновесия человечества. Недаром мы говорим, что посуда бьется к счастью.

Реальные истории

Надежда: «У моей подруги очень сильно заболела собака. Пес очень страдал, и ему требовалось дорогостоящее лечение. Его поместили в специальный питомник, который стоял по тем временам невероятных денег.

Если я ничего не купила на эти деньги, значит, мне это было не нужно!

Семья с трудом их доставала, но он от борьбы за жизнь любимцы не отказывалась. Через год пес поправился, растолстел и теперь регулярно становится отцом. Семья продает щенков и не жалеет, что в какой-то момент им пришлось значительно сократить расходы, чтобы помочь псу выздороветь».

Вера: «Моя подруга недавно была в Эдинбурге и купила там мужу очень дорогой свитер из ангоры. Она долго носилась по магазину с сантиметром: вымеряла длину рукава, горловины… Потом ей пришлось надеть все покупки на себя, потому что у авиакомпании были жесткие ограничения по весу багажа. И после всех этих мытарств свитер не подошел — оказался гораздо больше, чем было нужно. Подруга не стала сильно расстраиваться: теперь у нее появился повод посетить понравившийся город вместе с мужем».

Марина: «Пару месяцев назад у меня украли 6000 рублей. Вытащили из кошелька в крупном торговом центре. Причем вор вынул из кошелька деньги и вернул его обратно в сумку. Этому обстоятельству я была несказанно рада, так как мне осталась банковская карточка! На ней оставалось всего 300 рублей, но я смогла снять их и добраться домой. Я не особенно расстроилась, потому что убеждена: страдать из-за потери денег бессмысленно. Ведь их всегда можно заработать снова! И если я ничего не купила на эти деньги, значит, мне это было не нужно. Но как бы то ни было, теперь я внимательнее слежу за своей сумкой. И деньги не храню все вместе, а рассовываю по разным карманчикам».

Как относиться к материальным потерям

Материальная потеря: как отнестись

Зачастую ощущение катастрофы «накрывает» в ответ на события, которые не связаны при здравом размышлении с реальной угрозой для жизни.

Что это за события? Речь с данном случае пойдет о материальных потерях. Спектр событий очень широк. Здесь и просто потеря кошелька или ювелирного украшения, потеря банковских вкладов. Квартирная кража, грабеж на улице, мошенничество. В том же ряду стоит и ДТП с нанесением ущерба для автомобиля.

Отдаю себе отчет, что спектр и интенсивность негативных эмоций — и идей, стоящих за ними, -в связи с различными событиями очень широк: от гнева до горя. Тем более, что некоторые случаи материальных потерь связаны с прямым взаимодействием с другими людьми, в иных случаях с неявным взаимодействием, а иные вообще не связаны с кем-либо. Однако каждый раз такое неприятное событие может надолго выбить человека из привычного течения жизни.

Я расцениваю эту ситуацию как повод для осмысления того, что же на самом деле происходит в таких случаях. Тема исключительно сложная, здесь переплетаются взаимоотношения человека с деньгами и их значение, отношения с близкими, с собой, вопросы доверия к людям, миру вообще и идеи контроля и безопасности. Я не претендую на полное рассмотрение всех аспектов, остановлюсь лишь на нескольких.

Люди нуждаются в иллюзиях. Так ли это? То, что мы сталкиваемся с этим на каждом шагу: начиная от иллюзий, которые предлагают детям при воспитании их родители, заканчивая иллюзиями, которые уже взрослые выбирают для себя вместо устрашающего понимания реальности (на столько, на сколько вообще человеку возможно приблизится к реальности через фильтры восприятия), — не значит, что это благо. Итак, иллюзии повсеместно распространены. Кто, как не психологи знают об этом «изнутри»? Иллюзии своего рода «культурный феномен». Естественно, что бы какой-либо феномен существовал, он должен принести некую выгоду. Как правило, выгода заключается в ощущении «безопасности», «надежности», «стабильности», которые человек обретает, находясь в дымке иллюзий. Иллюзий того, что материальная собственность обеспечит гарантии неуязвимости.

Но реальные ли эти безопасность и надежность, если материальная потеря моментально выбивает почву из-под ног и человек теряет покой порой на долгие месяцы? Уверена, что нет. И боль человека обусловлена в том числе и разочарованием в своих иллюзиях и обретением (как правило, ненадолго) реального взгляда на жизнь, заключающегося в том, что любая потеря может произойти в любой момент. Именно эта реальность так ранит: человек один перед зияющей неопределенностью.

Как правило самореабилитация проходит по уже известному пути: новому накоплению «подушки безопасности». Я, разумеется, не против материальных благ. Однако их совершенно недостаточно даже для защиты от неврозов, не говоря уже об обеспечении смысла жизни. Истинная безопасность человека в сознании, в сфере идей, мировоззрения. Понимание того, что человек голым приходит в этот мир и уйдет без собственности позволяет с меньшим накалам относится к материальным потерям. Непредсказуемость жизни сулит человеку не только угрозы, но и широкие возможности.

Выбор жизненной позиции за каждым из нас.

Напоследок рискну рассказать историю из собственной жизни. Когда-то мы с мамой переехали в другой город. Вещи перевезли в контейнере, и мама поставила его где-то на хранение. Жили мы в общежитии полностью «на всем казённом» вплоть до посуды. Только личные вещи мы привезли в чемоданах и пользовались ими. Со временем мы обрастали новыми вещами, покупка квартиры и повод распаковать контейнер затягивались. Когда же мама (через несколько лет) решила проверить, как там её вещи, то обнаружила, что все ценное украдено, а мебель превратилась в дрова. Конечно, она была расстроена и разозлена, но в целом ситуация прошла почти незамеченной.

Но вот преодолено много трудностей, куплена новая квартира, готовится ремонт, закуплены материалы. Перед решающим рывком мы уезжаем в отпуск и в это время квартиру обворовывают. Узнав об этом, мама не может несколько дней встать в постели, очень подавлена.

Итак, две похожих ситуации (потеря «обстановки» квартиры) в жизни одного человека так по-разному воспринимаются им. И, хотя есть заметные различия в обстоятельствах, по существу ситуации идентичные. Разница лишь в восприятии, в переживании. И я убеждена, что человек способен влиять на способ переживания ситуации в зависимости от той опоры, которую он выбирает.

Можайское благочиние

Если вас обокрали, как перестать жалеть о потерях?

Как пережить воровство, успокоиться и перестать думать о потерях? Чем помочь, если это случилось с вашим близким, а каких советов лучше не давать

Я сидела в кафе. Сумку повесила на спинку стула. Собралась уходить, хотела расплатиться, повернулась – сумки нет. Сначала не поняла ничего. Потом поняла: украли. Сумку, где: деньги, мобильник, ключ от квартиры.

Из кафе отпустили с неоплаченным счетом. Извинились, сказали, что могу написать, конечно, заявление на имя руководства. Мне было не до того. Я шла по улице в неизвестном направлении. Первой мыслью было: позвонить другу! Руки потянулись открыть сумку, достать мобильник — и опустились. Мобильника-то нет!

Мысль вторая: попросить добрых людей позвонить с их мобильника! Ура! Стала искать в толпе доброе лицо…, но – ведь номера не знаю, ни одного мобильного номера, даже маминого!

Мысль третья: скорее домой! В метро тетеньку попросить пропустить без денег, поверить на слово, добраться до дома. но – мысль четвертая — ключей-то нет!

И тут я впервые в жизни почувствовала себя бомжом. Совершенно беспомощным человеком без всего: без дома, без денег, без связи. Опыт настолько сильный, что все помню до сих пор.

Когда я добралась до мамы (она живет за городом, надо на электричке ехать), она начала: как так – украли? Как можно было так повесить сумку, ведь ты взрослый человек! Как можно быть такой вороной? Я говорю: мам, мне так плохо! А она: сама виновата!

Отвечает психолог Антон Сорин, доцент кафедры психологии МГУ, кандидат психологических наук.

— Ну, украли (сумку с кошельком, мобильником, ключом от квартиры – рассмотрим вариант средней степени тяжести), но ведь сам жив-здоров остался. Почему это не утешает? Почему так остро чувствуешь себя (у кого крали – знает) лично оскорбленным со всеми вытекающими? Ведь это же просто вещи.

— Потому что воровство — это всегда посягательство на наше «я». С самого раннего детства, задолго до того, как ребенку исполняется год, он начинает осваивать объекты и предметы внешнего мира. В психологии есть термин «переходные объекты» — это вещи с особой психологической «загрузкой» и потому наиболее важные для контакта с окружающим миром.

Для ребенка это – любимая игрушка, с которой он проводит вместе много времени: спит с ней, «кормит» ее, с ее помощью взаимодействует с миром. С возрастом на место игрушки приходят другие объекты, но суть их остается неизменной. Вещи, которые мы считаем своими и которые для нас важны, — это способ связи между нами, внешним миром и социальной реальностью.

Поэтому любое посягательство на эти вещи вызывает очень острую, болезненную реакцию. Это попытка ограничить нашу возможность контактировать с реальностью, доверять миру (который внезапно оказался небезопасным местом), устанавливать с ним отношения.

Кто-то извне насильно вторгается в наше суверенное личное пространство и наносит нам ущерб. С этой точки зрения воровство сродни изнасилованию.

Помимо этого, любое воровство наносит удар по нашему чувству контроля над окружающей нас действительностью. Обокраденный внезапно оказывается в ситуации, с которой он ничего не может поделать. Минуту назад у него был мобильник в кармане, а сейчас уже нет – как позвонить друзьям, попросить о помощи? Сумка только что висела на спинке стула, а теперь ее нет, а вместе с ней «уплыли» документы, бумажник, ключи от дома – и надо срочно приспосабливаться к новому положению.

Читайте также:  С точки зрения истории семья это

Произошло нечто необратимое, ты не смог этому помешать и не можешь вернуть все «как было». Причем произошло неожиданно. И человеку надо очень быстро решить массу серьезных проблем: как добраться до дома, как попасть в квартиру.

Человек ощущает свою беспомощность, а это непростое испытание для психики. Ведь находиться в состоянии покоя можно, лишь контролируя реальность в возможных пределах, а в случае воровства – контроль утерян, тебя насильно ставят в новые жизненные обстоятельства.

Любая ситуация, в которой человек теряет контроль над происходящим, «считывается» сознанием как угрожающая и вызывает ответную реакцию – тревогу и, соответственно, агрессию.

Как нам кажется, агрессия – это способ вновь вернуть себе контроль над ситуацией. И, как ни странно это звучит, нередко эта агрессия не на вора, а… на самого себя.

После кражи в голове часто крутятся самообвиняющие мысли: если бы я положил кошелек в сумку, а не в карман, его бы не вытащили, если бы я не выложил мобильник на стол, его бы не «увели».

Снова и снова переживаем мы ситуацию до ограбления, упрекая себя в том, что не подстелили соломки.

В какой-то мере такое самообвинение заложено в нас с детства – родителями, учителями, обществом. Нас всех учили, что ответственность за то, что с нами происходит, за наши ошибки и промахи, целиком и полностью лежит на нас. Ребенок с рождения слышит, что если он не справляется с ситуацией, то единственная тому причина – он сам: он недостаточно умен, недостаточно упорен и настойчив и так далее.

И это сопровождает нас всю жизнь. Тебя обокрали – это ты дурак, надо было глядеть в оба. Тебя бьет муж – сама такого выбирала. Изнасиловали – значит, спровоцировала. Что бы с тобой ни случилось, ты сам виноват – это хорошо транслируемая и привычная социальная норма.

В результате такого воспитания мы не всегда способны правильно оценить границы того, что подлежит нашему контролю, а что находится вне его, где мы действительно ответственны и «сами виноваты», а где – ответственны и виноваты не мы. Бороться с обвинительными установками, заложенными в нас с детства, можно и нужно. Необходимо приучать себя к мысли о том, что не все в этом мире нам подвластно, а уж тем более неподвластны нам чужие поступки.

Безусловно, не может быть никаких «сам/сама виноват/а» в случае, когда речь идет о противоправных действиях, направленных против нас.

Никто не может быть виноват в том, что его обокрали, избили, изнасиловали. Никакое действие с нашей стороны не дает позволения другим людям так с нами обращаться. Иначе, например, в случае изнасилования или избиения жертва разделяла бы уголовную ответственность с преступником, а это не так, даже если в действиях жертвы рассматривается «провокация».

— Как перестать думать о потерях? Как успокоиться, выйти из бесконечного круга мыслей: столько денег! Можно было бы потратить их на то, на се. А мобильник, опять покупать новый. Как прийти в себя, успокоиться?

— Плохие мысли нужно победить хорошими мыслями: постарайтесь найти в происшедшем хотя бы каплю позитива. Вообще не пренебрегайте самоутешением в сложный для вас период.

Украли мобильник? Это повод купить новый, удобней прежнего. Или у ваших близких решилась проблема: что вам подарить в день рождения. Пропали контакты? В наш век социальных сетей эта потеря может быть хотя бы частично восполнена, а заодно появится повод познакомиться с сервисами хранения данных.

Не переживайте в одиночестве. Почти любое горе (кража уж точно) пройдет быстрее, если поделиться им с окружающими: пожаловаться, рассказать, как вам обидно и плохо, как вы возмущены, как вы не ожидали, как с вами это первый (второй, энный..) раз это случилось. Люди, даже не близко знакомые, могут и посочувствовать, и подсказать пути выхода, если ситуация достаточно сложная.

При этом важно помнить: кража – это наша потеря контроля над миром, а потеря контроля ведет к тревожности и агрессии.

Постарайтесь не излить эту агрессию на ближних, они ни в чем не виноваты.

Не превращайте жалобу в бесконечное нытье. Это очень скоро убьет всякое сочувствие к вам. Жалуйтесь, но зацикливайтесь на этой роли.

Отмечайте то хорошее, пусть и неочевидное, что принесло случившееся в вашу жизнь. Будете стараться – обязательно заметите. Может быть, узнав о краже, вам предложил помощь человек, от которого вы этого никак не ожидали? Или просто так тепло посочувствовал, что вы убедились – а он хорошо к вам относится! Или многолетний друг подтвердил надежность дружбы, без вопросов одолжив вам нужную сумму? А может быть, вы узнали, сколько вообще человек сочувствует вам в такой неприятной ситуации? Может, вы почувствовали, как вас любят в семье? Или вы поняли, что в сложной ситуации способны держать удар?

— Как понять — обращаться в милицию или нет? Понятно, если кража крупная – обращаться, а если в масштабах сумки? Ведь на обращение в милицию тоже нужны силы, а человек и так расстроен.

— На кражу обязательно надо отреагировать. Даже если эти действия не ориентированы на непременное получение результата. Например, если у нас похитили имущество, то перед нами встает выбор: обращаться в правоохранительные органы или нет. С одной стороны – совершено преступление, но с другой (особенно, если похищено что-то не очень ценное) – понятно, что в полиции никто особенно усердствовать не станет и шанс, что украденный мобильник или кошелек к нам вернется, невелик. Поэтому очень многие «забивают» и не обращаются в органы, полагая, что пользы от этого нет.

Но с точки зрения психологии польза есть! Даже если мы понимаем, что от нашего обращения толку будет мало, все равно это наш способ реакции на ситуацию, наши действия, направленные на то, чтобы справиться с новыми обстоятельствами. Мы снова берем контроль над жизнью в свои руки. Мы делаем что-то, чтобы найти преступников, а возможно – вернуть потерянное. Конкретные, логичные действия помогут нам успокоиться, обрести уверенность.

Но когда вы попереживали и сделали все, что могли, или, например, не стали ничего делать — обращаться в полицию (тут каждый исходит из своих ресурсов), важно принять ситуацию, примириться с ней. Она уже произошла. Не в вашей власти изменить прошлое.

Сейчас скажу то, что за рамками психологии: можно попробовать найти в происшедшем «высший смысл».

Если вы попереживали, вас утешили, а вы все равно не успокаиваетесь, может, вещи стали занимать слишком большую часть вашей жизни? И это вам сверху намекают на переориентацию ценностей? Это — тема для размышлений.

А критерием примиренности в нашем случае будет согласие на потерю постфактум.

— Если обокрали члена семьи, ребенка, друга, коллегу, — как правильно реагировать? Часто люди хотят утешить, а получается только хуже.

— Нельзя виноватить, ругать и подсмеиваться. «Ну что ж ты такой растяпа, небось, ворон считал – вот бумажник и вытащили». «Сам виноват, в следующий раз будешь деньги в банке хранить, а не дома». Подумайте, для чего вы это говорите?

Задним умом все крепки, толку от подобных нравоучений никакого, а человеку и без того плохо, разве можно его добивать?

После такого на доверительные отношения рассчитывать не приходится. А самому пострадавшему я бы в такой ситуации порекомендовал прервать разговор и просто уйти, потому что собеседник явно не способен правильно оценить ситуацию.

Чаще всего ругать начинают самые близкие: родители – детей, дети – пожилых родителей, супруги – супругов. Понятно, что если пострадал член вашей семьи – пострадали (в том числе материально) и вы сами. Естественен ваш гнев. Но подумайте: ругая, вы просто выплескиваете свой гнев наружу, освобождаетесь от негатива. Вам становится легче. А вашему близкому, который уже пострадал и сам переживает (как бы он не держался) – еще тяжелее.

Если вы добрый и хотите подбодрить человека, то и здесь есть несколько вещей, которых делать не следует:

Нельзя обесценивать случившееся. «Ерунда, всего лишь мобильник украли, ничего страшного». «Подумаешь, кошелек вытащили, не зарезали же». Обокраденный будет чувствовать, что сытый голодного не разумеет, вы не понимаете, что он переживает, и не хотите понимать. В результате вместо поддержки вы только заставите человека замкнуться в себе, потому что в ваших глазах он выглядит глупо и смешно – переживает из-за такой ерунды.

Рискованно вместе с ним искать положительные моменты в том, что кража случилась. Ну разве что обокраденный вас об этом попросит и вы поймете, что он способен отнестись к таким разговорам с долей юмора. В противном случае это может быть принято за насмешку и обесценивание случившегося. Человек может обозлиться: мол, ты не в моей шкуре, легко тебе сочинять всякую ерунду.

— Обязательно надо сказать, что обокраденный ни в чем не виноват. Преступление совершил вор, а не он. Если это уместно, можно и нужно предложить помощь. Можно предложить ему совершить какие-то конкретные действия – например, сходить в полицию, написать заявление. Главное – чтобы человек чувствовал, что вы не считаете случившееся ерундой и понимаете его переживание.

Только не увлекайтесь ролью жилетки, чтобы у обокраденного не было соблазна превратиться в вечно ноющую жертву.

Постскриптум от редакции:

«Когда обворуют, то не надо скорбеть, а представить, что дали милостыню, и Господь вернет в десять раз больше. — Прп. Иосиф Оптинский

«В одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: если кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни». — Прп. Амвросий Оптинский

Деньги. Тяжелая тема

Тема денег — тяжелая тема. Хоть они уже не только металл, но чаще — бумага, а то и виртуальное нечто, посредством карточки действующее в мире, но тяжесть не уменьшилась.

Когда дышит Дух, то гнилье сгорает и ветошь рассыпается. Жил человек с грехом пополам и с беззаконием в обнимку и думал, что все можно купить. А для того, чтобы все купить, только и делал, что собирал да накапливал. Потом, если он к Богу обратился и ощутил, что есть иная жизнь, что будет с тем, что собрано и накоплено? Кто его знает: всяко бывает. Но часто бывает именно так, что плохо собранное рассыпается прахом и сгорает, как мусор. Это — особое благословение Божие, которое трудно понять и нелегко принять. Но ведь сжигают же зачумленную или вшивую одежду. Как же Богу хранить близ тебя, на тебе и с тобой все, во что микробом впитался грех?

— Я к Богу пришел, а у меня стал бизнес по швам трещать.

— И я к Богу пришел, и половина проектов медным тазом накрылась.

— И я… Еще и прихварывать начал.

— А у гадаринских жителей, у тех вообще все свиньи в море с обрыва побросались.

Да и не только свиньи у гадарян пропали. Всюду, где апостольская проповедь разразилась громом над людскими головами, началась перемена хозяйственной деятельности и убыток у тех, кто грехом зарабатывал.

Вот Павел в Филиппах изгнал беса из некой служанки-прорицательницы. И что после этого было? А вот что. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16:19). «Исчезла надежда дохода», и «воеводы, сорвав с них (апостолов) одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22).

Заговорили апостолы, умолкли демоны, и тут же завопили те, кто имел от демонской деятельности доход. При этом разрушается не всякая хозяйственная деятельность, а только та, которая на грехе замешана. Ведь чуть ранее в той же главе пишется об одной из первых женщин, уверовавших по слову Павла. «Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян. 16:14–15). Очевидно, то была благая торговка, умевшая дело вести и совесть не погубившая.

Примеры можно продолжать выискивать ради пользы души и целостности картины. В Эфесе после проповеди апостольской «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19). В металлическом эквиваленте сумма равна нескольким центнерам серебра. Да и книги те — это не книги нынешние. При дороговизне материала и переписке от руки они представляли собой подлинную драгоценность. Так что нам сегодня и сравнить не с чем ту беспрецедентную решимость эфесян расстаться с носителями греховной информации. Приходит новая жизнь, и умирают старые понятия, а вместе с ними умирает и привычный заработок. Конечно, не всем это нравится.

Читайте также:  Революция в зрении что как и почему мы видим на самом деле

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:23–26).

Указанный отрывок говорит о том, что врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию. Из них тоже могут быть люди, принимающие веру и меняющие жизнь. Но большинство все же будет держаться привычных обычаев. Содержатели заведений и игорных домов, торговцы наркотиками или живым товаром здесь поопасней будут любого торговца истуканами. Вот уже где кроется не ветхое язычество, а подлинный сатанизм. И если им серьезно дорогу перейти, то они быстро найдут простые и эффективные средства остаться при своих прибылях и избавиться от непрошеных реформаторов.

Очевидно, меняя в корне представления людей о жизни, апостолы больно уязвляли и души и кошельки многих. Им, апостолам, действительно приходилось быть подобными овцам посреди волков. Неудивительно, что в наш век при массовой греховной расслабленности и слабоволии так плохо идет борьба с индустрией греха или даже не идет вовсе.

Апостолы должны были хранить как зеницу ока свою духовную свободу. И не тюремное заключение угрожало этой свободе. Как раз в тюрьмы они шли и часто Ангелами из тюрем были выводимы. Свободу могли заставить их утратить подарки, взятки, привычка к почету, ласкательства, принимаемые со стороны знатных, и проч. Поэтому Павел говорил, прощаясь, ефесским пресвитерам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33–34). Апостолы имели право брать от Церкви все, что им предложат, и пользоваться на пользу свою и общую. Но они не имели права желать и просить, тем более требовать от общин нечто материальное для себя. Дали — слава Богу! Нет — тоже слава Богу! И в том же духе говорит об этом «Учение двенадцати апостолов»: «Если (апостол или пророк) потребует денег, то он лжепророк» (Гл. 11).

Продать или купить можно то, что производится, делается, вырабатывается. А то, что получено как дар и не имеет денежного эквивалента, продаваться не должно. Свечка — товар, ей и цена есть. А молитва — дыхание Духа. Она бесценна. Вешать ценник на молитву — грех против Духа, рождающего молитву. И как безумие Иуды родило сделку: «Я вам — Господа, а вы мне — серебро», так и бесстыдство лжепророков стремится купить Духа за пенязи. Вот Симон (бывший волхв), «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:19). Оттуда родился термин «симония», т.е. купля-продажа того, что выше всякой цены. И «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8:21–22).

Но как повешенный Иуда качается над миром, бросая на землю тень, так и Симон все идет и идет рядом с Церковью через всю историю и предлагает монеты, чтобы получить Утешителя.

Денежные отношения — сердцевина жизни падшего человечества. При наличии высших ценностей деньги занимают свое важное, но не абсолютное место. Если же высший план бытия отсутствует, то деньги желают одеться в пышный наряд с надписью «Святое святых» и превращаются в идола: золотого тельца или серебряную жабу. Очевидно, апостолы, меняя мир и разнося повсюду благоухание познания Бога, меняли весь гнилой уклад, не исключая и денежной стороны вопроса. Они не писали новых законов, но меняли само отношение людей к себе, к жизни и ко всему, что под руками. Мы далеко откатились в этом вопросе от радостной изначальной новизны. Кое-где мы просто капитулировали. Причем, не сейчас, а очень давно. Мы — это все христиане. Дух бытового материализма заземлил нас и очерствил. Во все товары, вместе с прибавочной стоимостью, вложена лживая мысль о всесилии экономики и вечном прогрессе товарного производства. А прогресс этот вовсе не вечен и экономика вовсе не всесильна. Мы узнаем об этом, когда дышит Дух и заставляет гнилье сгорать и ветошь рассыпаться.

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Православной Духовной Академии

Какова точка зрения православия на само существование денег?

Вопрос: «Хочется узнать точку зрения православия на само существование денег».

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Дело не в деньгах, а в отношении к ним. Меч – обоюдоостр. Я могу им защищать, а могу и нападать. Могу творить добро, а могу творить зло.

Всё зависит от нашего отношения к деньгам. Кстати, знаете, что такое грех? Грех – это то, что вредит человеку. Вот я кому-то завидую – и я же зеленею. Я ему завидую, а он где-то на берегу Красного моря наслаждается. А я тут – весь зеленею. Интересно – и какое счастье у меня? Это яркий пример того, что такое грех.

Оказывается, то, что христианство называет грехом – ранит, губит, убивает человека. Я ненавижу. Кто страдает? Тот, кого я ненавижу, или я сам? Прежде всего – я страдаю. Оказывается, когда я ворую – я себе подкладываю мину. И не важно – здесь раскроется мое преступление или там. Если здесь, то, слава Богу, что я еще здесь пострадаю за это зло, то есть произойдет некое лечение. И, избави Бог, если я перейду туда и мне придется потом перед лицом самой Истинной Святыни позорно предстоять перед всеми. Грех – это рана, наносимая человеком самому себе. Вот что называется грехом.

Только христианство смотрит немного глубже, чем обычно. У нас – что такое грех? Убить, украсть, ограбить, изменить. А дальше я и не знаю, какие еще грехи могут быть? Вот если я ничего из этого не делаю, то я уже – святой и можете меня в святцы заносить. Какой примитивизм!

А христианство говорит: если ты осуждаешь другого, то это означает простую вещь: «Я не такой, как он!» Видите, до чего я хорош в своих глазах? «О, Боже мой, до чего же я хорош! Я не такой, как он или как она! Я бы такого не сделал!» А сам прячется в душе: «А ведь я делал такое… Но никому не скажу, чтобы никто и не знал…» Ай-ай-ай…

Любой грех – это есть рана, которую я себе наношу. Если бы только люди это знали! Если бы мы знали этот реальный факт: всё то, что называется грехом – это есть удар по себе. Своего рода бумеранг.

Кажется, что деньги – вещь сама по себе бесстрастная, если только целью моей жизни не оказывается то, о чем писал американский автор Хилл в своей книге «Думай и богатей». Он писал, что ты никогда не разбогатеешь, если не приобретешь страсти к деньгам. И только страсть к деньгам дает тебе возможность разбогатеть. Делай деньги и богатей! Книга стала в Америке бестселлером! Сорок два издания были выпущены лет пять или шесть назад! Не знаю – сколько сейчас уже выпущено. Он утверждает, что ты никогда не станешь богатым, если не разовьешь свою страсть к деньгам почти до безумия. Вот в этом случае деньги – ужас!

У одного миллиардера рак горла, его кормят через отверстие… Ах, какой счастливый человек, не правда ли? Простой мужичишка, который выпьет пол-литра, закусит – и счастливый человек! А этот миллиардер? Мало ему жены – начинает поглядывать направо и налево… Жена уже что-то – не того-с… Давай ему гарем. Счастье! Боже мой, что только творится! В этом плане, конечно, деньги есть зло. Нечего об этом даже и говорить.

Но деньги могут быть и добром, когда они не являются самоцелью, и когда человек может помогать другим, пользуясь тем, что он имеет. Есть одна замечательная мысль у Иоанна Златоуста: «Твое только то, что ты отдал другим». То есть, когда я другому отдаю из чувства милосердия и сострадания, желания оказать помощь – то эти деньги становятся залогом моей вечности, а не этого момента. Вот, оказывается, каким благом могут быть деньги для человека.

Так что, как видите, деньги могут пахнуть, а могут и не пахнуть. По-разному можно к ним относиться, но, конечно, нужно признать бесспорный факт: очень трудно не развратиться, когда очень много денег. Не распуститься, не начать разваливаться морально.

Читая в очередной раз Новый Завет, меня потрясли слова апостола Павла: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии». А ведь действительно: надо суметь жить и не потерять своего человеческого достоинства – ни в скудости, ни в изобилии. Трудно, имея деньги, остаться в здоровой норме человечности, которая интуитивно присутствует в каждом человеке.

Когда деньги теряют значение

Перевод: Алексей Шугаль специально для сайта «Православие и Мир»

Я очень мало знаю об экономике, наверное, меньше, чем большинство людей. Я узнаю что-то об экономике, когда слышу ужасы по телевидению, хотя и понимаю, что телевидение любит нас пугать (ведь именно это держит нас у экранов). Тем не менее, нельзя не заметить, что международные рынки в панике, по крайней мере, они не могут не заметить кризис.

Одна из больших проблем нашего современного мира в том, что он построен в надежде на долговременную стабильность и рост экономических систем. Опять же, я признаюсь в своем невежестве в теории экономики. Однако я точно знаю, что мы должны работать, питаться и быть так или иначе вовлечёнными в различные сферы экономики, а деятельность быстро становится центром жизни. Всякий раз, когда такой центр теряет устойчивость, наша жизнь переворачивается с ног на голову. В жизни моих родителей этими двумя крупными событиями были Великая Депрессия и Вторая мировая война. Одно повлекло за собой другое. Время проблем гигантских проблем – это время повышенной опасности и оно стало временем для усиленной молитвы.

Есть те, кто будет смотреть на крах рынка как на справедливую кару тем, с кем они не согласны. Но неизбежно жертвами международных трагедий всегда становятся самые слабые. Сильные и богатые, кажется, почти никогда не голодают. Это ещё более весомая причина для молитвы – да защитит Бог беззащитных!

Деньги – только одна из многих вещей, на которых держится наш мир. Наши “боги” культуры намного более уязвимы, чем можно было бы ожидать. В Священном писании, в Откровении Иоанна Богослова, ангел плачет: «Великий Вавилон упал, упал!» Точно так же с этим миром – вещи, которые кажутся великими, на самом деле таковыми не являются, а вещи, которые, казалось, имеют небольшую ценность, оказываются великими.

В православной духовной мысли всегда считалось, что длительное существование и благосостояние мира зависят, в первую очередь, от милосердия Божия и молитв праведников (известных только Богу). Это математика Содома и Гоморры (которые Бог спас бы ради десяти праведников).

Я не думаю, что эти немногие праведники сознают силу своей молитвы. Такое бремя слишком тяжело для человеческой гордости. Но это также говорит о том, что никто не должен недооценивать силу молитвы, которую они возносят за мир.

Когда мир трясёт (снова и снова), христиане должны пребывать в молитве, а не занимать позицию “мы же говорили!”, что было бы следствием недостаточного милосердия. Позвольте Богу спасать души. Давайте молиться. Первое никогда не разрешается человеку в Священном писании, второе – заповедь от Бога.

Источники:
  • http://pravoslavie.ru/87093.html
  • http://grimuar.ru/primetyi/poteryal-dengi-primetyi.html
  • http://www.wday.ru/seks-otnosheniya/psihologiya/kak-otnositsya-kpotere-deneg/
  • http://www.b17.ru/article/30040/
  • http://mozhblag.prihod.ru/2017/03/06/esli-vas-obokrali-kak-perestat-zhalet-o-poteryax/
  • http://pravoslavie.ru/64531.html
  • http://elitsy.ru/communities/30355/54580/
  • http://www.pravmir.ru/kogda-dengi-teryayut-znachenie/