Меню Рубрики

Поступки людей с точки зрения нравственности

Что значит быть моральным человеком? На первый взгляд вопрос кажется очень простым. Моральными называют тех людей, которые строго придерживаются принятой в обществе этики, руководствуются конкретными нравственными принципами. Но ведь этические нормы зависят от общества, они разные у всех народов. Получается, на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, могут существовать разные ответы? Попробуем разобраться.

Мораль — это негласный кодекс, который руководит жизнью общества. В разных странах по-разному трактуют понятия «добро», «зло», «плохо», «стыдно», «хорошо», «правильно» и т. д.

Общечеловеческая мораль и нравственность

Нравственные и моральные ценности присущи не только конкретному обществу, но и конкретному человеку. Они могут видоизменяться со временем: человек и общество развиваются, меняются традиции и устои, возникают новые отношения. Однако у всех народов, независимо от времени их проживания на Земле, культуры, религии и государственного устройства, существуют абсолютные моральные истины. Запреты на убийство и воровство — только два примера общечеловеческих ценностей.

Воспитание морали

Человек рождается в обществе, поэтому с детства впитывает его мораль. К сожалению, часто случается так, что местечковая этика начинает преобладать над общечеловеческими ценностями.

Специальный предмет

Для этого в 19 регионах РФ в школьную программу введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Что значит быть моральным? Какие ценности близки людям всего мира? Какие нравственные ценности лежат в основе разных религий? Почему люди должны придерживаться общечеловеческих ценностей? На эти и другие вопросы стараются ответить учителя, ведущие новый предмет. Он призван развивать мотивацию к осознанному нравственному поведению, в основе которого лежит умение делать правильный и свободный моральный выбор.

Подведем итоги

Так что значит быть моральным человеком? Это значит:

  • Придерживаться морали, принятой в конкретном обществе.
  • Быть готовым сделать правильный и осознанный моральный выбор.
  • Осознанно придерживаться общечеловеческих ценностей.
  • В своем поведении руководствоваться этими ценностями.
  • Уметь отвечать за безнравственные или аморальные поступки.
  • Понимать, что только соблюдение моральных устоев помогает духовно жить в обществе, избегать войн, развиваться.

Тираны, диктаторы, деспоты, некоторые современные политики стремятся к господству и достижению собственных целей, игнорируя моральные устои и нравственные законы. Общества, во главе которых стоят подобные правители, деградируют. Тираны, добравшись до вершины, остаются там в одиночестве.

МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Моральное поведение опирается на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, это является результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражают моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.

Поступок это центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка. Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.

Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией.

мораль сознание поведение отношение

Структура морального поведения

Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию. Причем цель может быть одна, а вот средства ее достижения разные. К примеру, для того, чтобы сдать экзамен на положительную оценку, необходимо усвоить определенный объем знаний по предмету, но можно (при известной ловкости) воспользоваться шпаргалкой. И даже если цель будет достигнута, эти поступки получат разные оценки, как со стороны окружающих, так и самого ученика.

Невозможно быть добродетельным в душе, но лживым и циничным в поведении. Наши поступки показывают, каковы мы на самом деле. Любой поступок должен рассматриваться в совокупности с его мотивами, а также последствиями.

Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию. Мотив предваряет поступок и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок. К примеру, ради покорения горной вершины спортсмены-альпинисты способны превозмочь огромные трудности, даже рисковать жизнью.

В то же время мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу с точки зрения их нравственной основы. Не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к правильным поступкам, и наоборот. иногда люди скрывают от близких (родителей, супругов) свои неблаговидные поступки, руководствуясь мотивом, что они делают это ради их блага, чтобы они не расстроились. Но рано или поздно, узнав об обмане, наши близкие еще больше огорчатся, потому что перестанут нам верить.

Тем не менее, в жизни случаются ситуации, когда людей обман не просто считают допустимым, но даже единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью на войне считается обмануть врага, спутать его расчеты, дезориентировать его, чтобы выиграть сражение.

Итак, связь между мотивом и поступком неоднозначна. Один и тот же мотив может подтолкнуть людей к разным поступкам; одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами. Нравственная оценка. Оценка нравственного уровня личности зависит не только от результатов, но и от мотивов, движущих его действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе? Чего хочу добиться? Зачем мне это нужно? За этими вопросами стоит не просто интерес к причинам поведения личности, но и стремление понять ее сущность.

Большую роль в нравственной регуляции поведения играет моральная оценка. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали.

Каждый человек хочет одобрения, стремится к положительной оценке своих действий, как путем совершения хороших поступков, так и путем недопущения или, случается, сокрытия своих дурных действий. Общественное мнение оценивает поведение (поступки) человека с точки зрения соответствия или несоответствия их нравственным требованиям, принятым в обществе. Если молодой человек в разговоре с пожилым человеком допускает грубость, если продавец продает заведомо некачественный товар, если учащийся лжет педагогу или своим товарищам, общественное мнение их осуждает, так как их поведение противоречит нравственным нормам, принятым в обществе.

Но внешняя оценка (общественное мнение) может не совпадать с внутренней (совестью). Многие из вас, наверно, помнят рассказ «Совесть», когда девочка решила прогулять занятия. Но встретив первоклассника, она строго спросила: «Ты почему прогуливаешь уроки?». И когда мальчик объяснил, что боится пройти мимо собаки, ее охватил стыд не столько за прогул, сколько за то, что в глазах малыша она предстала честной и строгой школьницей. Самый строгий судья — совесть, а моральная оценка характеризует соответствие того, что человек совершил (сущего), тому, как надо делать (должному).

Возможна оценка и будущих действий, например, при выборе решений. В этом случае оценка выступает, как способность предвидеть последствия поступка и в данном качестве может одновременно служить его мотивацией. Свою оценку люди выражают в виде похвалы или порицания, согласия или критики, симпатии или антипатии.

Нравственность: система запретов или путеводная звезда?

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.

Детям нравственность не свойственна: понятие «добро» для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции «нравится» — «не нравится», и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.

Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.

Но среди обычных – этичных людей не много.

Много ли среди нас людей, которым это интересно, которые выбирают быть порядочными? Вынуждены огорчить: в России сегодня их меньше, чем в других европейских странах. Смотри Нравственное состояние современного российского общества

Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда кто-то нарушает наши границы, и вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек — человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитости позиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает↑. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок «это добро или нет?» бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.

Что «нравственно», а что нет — определиться бывает очень непросто. Давать в долг — нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака — допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.

Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: «Добро — это то, что хорошо для меня. А все, что против меня — безнравственно».

Взгляд бушмена: «Если увел коров я — это добро. Если увели коров у меня — это зло».

Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: «Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно».

Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера. Если происходящее касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается жизнь другого человека. «Свобода моего кулака кончается перед носом другого человека».

Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии — распущенностью) — не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.

Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.

Мораль и человеческая психология

К чему эта дорога, если она не приводит к храму?
скачать видео

У каждого человека — своя мораль, свои представления о том, что можно или нельзя, что хорошо и что плохо. Когда же говорят о «морали вообще», имеют в виду общественную мораль: самые общие правила человеческого общежития, которые считает правильным большинство людей определенной культуры или субкультуры.

«Приличные люди ведут себя так. А так — не принято». «Кем не принято?» «Всеми».

Привитие взглядов и привычек поведения, соответствующих морали, является основной задачей нравственного воспитания детей.

Мнение большинства по вопросам морали — как правило, разумный компромисс между высокими идеями и реальной жизнью. По природе мужчины полигамны, но христианская мораль устанавливает, что у мужчины может быть только одна жена: мужчин напрягли, но семья оказалась в выигрыше. Однако это не единственное разумное решение: например, пророк Мухамед в ситуации, когда после многочисленных войн мужчин-мусульман стало вчетверо меньше, чем женщин, установил, в мусульманской семье может быть до четырех жен.

Читайте также:  Можно ли перемещаться во времени с точки зрения физики

Изменчивость морали

Мораль в разных обществах в разное время — разная. Мораль религиозная отличается от морали общественной, мораль Ветхого Завета отличается от морали Завета Нового, христианская мораль отличается от иудейской и мусульманской, и так далее.

Со временем происходят изменения и внутри любой религиозной морали. Четыреста-пятьсот лет тому назад было вполне морально пытками заставлять еретиков и ведьм каяться, а затем — сжигать их живьём на кострах, сегодня для христианства это невозможно.

Подвержена изменениям во времени и общественная мораль. Домострой, как основы русской нравственности, сегодня не более чем исторический документ, сегодня уже не принято, чтобы мужья учили своих жён плёткой, а новобрачные вывешивали утром после первой брачной ночи простыни с кровью для всеобщего обозрения.

Мораль и религия

Мораль и религия исторически очень тесно связаны. Тем не менее, сводить мораль к религиозным догмам — спорно. Особенно ясно это видно, если религиозные догмы далекого прошлого попробовать приложить к реалиям сегодняшнего дня. Смотри Письмо Лоре

Мужская и женская мораль

Мораль женщин в некоторых аспектах отличается от морали мужчин. Американский психолог и феминистка Кэролл Джиллиган в своей книге «Иным голосом» утверждает, что нравственность мужчины основана на его представлениях о справедливости, о правах других людей. Мужчина с твердыми моральными установками стремится следовать своим представлениям о должном независимо от конкретной ситуации и готов принести им в жертву свои отношения с людьми («Платон мне друг, но истина дороже»), а иногда и самих людей. Для женщины, по мнению К. Джиллиган (заметим — феминистки), справедливость сама по себе, как и другие абстрактные принципы, не имеет особого значения — она совершает те или иные поступки исходя из конкретной жизненной ситуации, проявляя заботу и сочувствие по отношению ко всем ее участникам.

Например, опросы американских студентов, проведенные после терактов 11 сентября, показали, что мужчины почти единодушно готовы бомбить талибов в Афганистане, требуя заслуженного возмездия и защиты своих прав. Среди женщин преобладало другое настроение: они считали, что контратака приведет к усилению взаимной ненависти и увеличению бессмысленных смертей.

Общая, общественная мораль всегда является компромиссом мужской и женской морали, и в разное время соотношение этих двух взглядов было различным. До начала ХХ века в морали главенствовали мужские установки, однако с развитием феминизма и распространения современного гуманизма в морали стали преобладать женские взгляды и установки.

Близкие понятия

  1. Нравы – то, что делает большинство, считая это нормальным. «Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают». Это тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.
  2. Общественная мораль – то, что нормальным и допустимым считает большинство. «Приличные люди ведут себя так. А так — не принято». «Кем не принято?» «Всеми».
  3. Официальная мораль – официально провозглашенные правила человеческого общежития, взгляды и оценки. То, чему обязаны учить в школах и что официально формулируют государственные чиновники.
  4. Индивидуальная мораль: нравственно то, что считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое. А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения. Индивидуальная мораль православного человека и мораль гея в отношении сексуальных связей радикально отличается.

Нравственность: внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека. Чем более развит человек, тем больше он думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: «Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно».

Показатель зрелости личности: нравственные качества человека

Понятие нравственности постоянно находится на слуху и является мерилом уровня развития современного человека.

Благодаря правильным нравственным ориентирам людям удается успешно существовать в условиях социума.

Как стать добрее и терпимее к людям? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение в психологии

Нравственность — это индивидуальный для каждого отдельно взятого индивида свод правил и набор идеалов, которые в совокупности формируют моральное качество человека.

Эти правила влияют на выбор человека, его поведение и отношение к окружающему миру.

Нравственность рассматривают в связке с понятиями об этике и морали.

Ориентир, позиция, принципы

Нравственный ориентир — это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.

Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.

Нравственная позиция — это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний «фильтр», осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:

  • поведенческие мотивы;
  • саморегуляцию и контроль собственных действий;
  • совестливость;
  • чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).

Нравственные принципы — это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.

При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.

Качества человека: список

Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

  • любовь к людям;
  • уважение к окружающим;
  • преданность (верность);
  • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
  • духовность (соединение нравственности и религиозности).

И моральный блок:

Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.

Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.

Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.

Примеры чувств

Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам.

И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.

В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.

Примеры:

    Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.

Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.

  • Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
  • Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.
  • к содержанию ↑

    Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.

    Ключевой элемент нравственного поведения — поступок.

    Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.

    Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.

    Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «фильтр-факторы»:

    • мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится);
    • результат поступка;
    • объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок);
    • средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «запрещенные приемы» на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).

    Нравственное поведение — это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).

    Какие бывают нормы?

    Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.

    Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).

    Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.

    Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).

    Что является показателем нравственной зрелости личности?

    Личность может быть признана нравственно зрелой только в случае успешной социализации. Т.е. зрелый человек должен усвоить нормы, принятые в обществе, и руководствоваться ими при совершении поступков и принятии решений.

    Но желание приблизиться к идеалам при этом продиктовано не страхом перед осуждением общества, а осознанием ценности, правильности и оправданности такого поведения.

    Релятивизм — что это такое?

    Нравственный релятивизм — это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.

    Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.

    Этичность поведения — лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).

    Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:

    • понятия «добро» и «зло» условны сами по себе;
    • общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.

    к содержанию ↑

    Кратко о теории развития нравственности

    Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.

    Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.

    В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.

    Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:

  • Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван «доморальным». В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
  • Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
  • Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам.

    При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.

    Проблема безнравственности

    Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.

    Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.

    Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.

    Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего стереотипы. Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение.

    Но умы, легко поддающиеся чужому влиянию, не способны оценить масштаб катастрофы. Отказ от нравственных ценностей — это прямая дорога к анархии и беззаконию.

    Ведь безнравственное общество — это общество, каждый член которого руководствуется собственным эгоизмом и комфортом, не испытывая угрызений совести в момент причинения вреда ближнему.

    Читайте также:  Признаки что у ребенка плохое зрение

    Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.

    Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества, чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию.

    Поведение как система поступков, нравов, нравственных отношений

    Элементарной «клеточкой» поведения индивида является поступок, т. е. единичный акт его общественно значимой деятельности. В поступке, в его внутренней структуре как в фокусе выступает единство, с одной стороны, субъективных, личностных элементов (потребностей, интересов, целей, которые служат мотивами поступков), с другой — внешних обстоятельств свершения действия, не зависящих от воли поступающего, а также общественно значимых последствий действия. Эти последствия, будучи «опредмеченными» во внешнем мире, тоже в дальнейшем не зависят от личной воли, становятся, как говорил В. И. Ленин, «социальными фактами».

    Как известно, Л. И. Толстой в понимании истории исходил из положения о том, что действительным ее субъектом являются народные массы и вся история — это в сущности результат действий миллионов индивидов, каждый из которых совершает поступки по своей воле и ради своих целей. При этом он резонно замечал, что результат действия, отделившись от деятеля и его мотивов, становится объективированной действительностью, которая больше не зависит от воли отдельного человека. «Каждый человек,— писал Л. Н. Толстой,—живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени становится невозвратимым и делается Достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение».

    Поступок как акт человеческого поведения — это не просто действие (их совершают и животные), но сознательное, целенаправленное действие, т. е. действие, взятое в неразрывном единстве субъективных побуждений и общественно значимых последствий.

    В истории этики нередко высказывалась мысль о необходимости различения действий и поступков. Так, например, Дж. Локк замечал, что действие и поступок не одно и то же хотя бы потому, что воздержание от действия — тоже своего рода поступок, подлежащий моральной оценке. Для этического анализа поведения следует признать плодотворным различение действий как определенных материальных (физических, инструментальных, технологических и т. д.) операций и действий-поступков.

    Действие выступает как операция, когда оно берется безотносительно к его значению для кого-либо. В таком случае оно является внеморальным действием и не подлежит моральной квалификации. Если такое действие и оценивается, то все-таки не путем его непосредственного соотнесения с моральной ценностью, с понятиями добра и зла. Оно может быть признано целесообразным или нецелесообразным, полезным или бесполезным, экономным или неэкономным, расчетливым или нерасчетливым, логичным или нелогичным и т. д. Но все эти предикаты не являются моральными, так как характеризуют операционные свойства действия, а не моральные. В речи такие действия выражаются предложениями, в которых просто констатируется факт совершения действия или описываются его операционные, технологические особенности. Из таких предложений составляются всевозможные правила (игры, правописания, орфоэпии, логического мышления и т. п.), процедурные и технологические инструкции и наставления, этикетно-ритуальные предписания, устанавливающие порядок выполнения операций ради достижения какой-либо цели. Подобный подход к поведению, который называют операционным, или праксеологическим, хорошо представлен, например, в уже упоминавшейся интересной книге Т. Котарбиньского «Трактат о хорошей работе», в которой автор, рассматривая трудовые операции исключительно в плане производственной, управленческой целесообразности и т. д., сознательно отвлекается от их моральных оценок.

    Действие предстает как акт нравственного поведения, поступок — когда принимается во внимание моральная ценность его субъективных мотивов, его значение для кого-либо, когда оно по этим причинам возбуждает к себе то или иное отношение, одобрение или осуждение с точки зрения морального критерия. Для морального суждения о поступке не так важна его операционная сторона, как именно его морально-аксиологическая характеристика, выражаемая обычно такими предикатами, как «должно», «запрещено», «справедливо», «честно» и т. п.

    Таким образом, в моральных высказываниях всегда содержится ценностная информация, которая отражает не только факт совершения действия, но и его значение для людей, указывает на ценность его мотивов и тем самым содержит моральную оценку поступка в целом. Например, для моралиста не столь важно то, каким способом (при помощи ружья, капкана, яда) браконьер умертвил животное, это операционная сторона его преступления, которая может интересовать криминалиста; для моралиста важно то, что преступление совершено из низменно-эгоистических мотивов, что оно грубо попирает нормы нравственности, что оно поэтому вызывает чувство возмущения у окружающих. В конечном счете в поступке находит выражение ценностное отношение индивида к другим людям, к обществу, к их интересам.

    Безусловно, от века к веку, от народа к народу, от класса к классу исторически менялось конкретное содержание представлений о добром и злом, нравственном и безнравственном в поведении. Но сам акт оценки поступков по шкале добра и зла всегда оставался функцией морального суждения, посредством которого в каждом конкретном случае определялось место деяния в сложившейся в данном обществе (классе, народе) иерархии моральных ценностей. В согласии с той или иной структурой общественных отношений в историче ски конкретной социальной группе, классе, обществе складывалась относительно устойчивая совокупность распространенных, «массовых» форм поведения, которые почитались в общественном мнении как правильные, нормальные или по крайней мере допустимые.

    Такие распространенные, стандартные формы поведения обычно называют нравами. Нравы характеризуют поведение представителей той или иной социальной общности в основных, общих чертах. Поведение индивида, соответствующее господствующим нравам, считается правильным, нормальным и т. д. Таким образом, моральные нормы являются не чем иным, как господствующими в данном сообществе людей нравами, отраженными и зафиксированными в общественном, коллективном сознании. Нравы — это стереотипные формы поведения социальных (классовых) типов личности, которые олицетворяют в наиболее чистом виде поведение представителей данного класса, т. е. общее в многообразии индивидуальных поступков. «Личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут,— писал В. И. Ленин.— Но социальные типы остаются».

    Заключая эту часть рассуждений, можно сказать, что нравственность отдельного человека находит свое выражение объективно в поступках, а в сознании — в привычных мотивах поступков. Нравственность человеческих сообществ выступает в виде присущих им нравов, которые отражаются в коллективном сознании в качестве моральных норм. Но так как субъективные мотивы поведения личности и моральные нормы могут существовать и функционировать только в поступках и правах, то, употребляя выражение Гегеля, можно сказать, что свое «субстанциональное» существование мораль в целом имеет именно в поступках и нравах людей, т. е. в их практическом — семейном, гражданском и другом поведении.

    Таким образом, моральное сознание должно рассматриваться в неразрывном единстве с поведением, как его неотъемлемая сторона или характеристика. Поэтому, на наш взгляд, непременно требует уточнения встречающееся в этической литературе мнение, согласно которому моральное сознание «проявляет» или «обнаруживает» себя в поступках и нравах. Оно имеет смысл и оправдано только в следующих двух значениях. Во первых, с точки зрения функционирования морального сознания действительно можно представить, что в отдельном акте поведения субъективный мотив предшествует практическому действию и его последствиям, стало быть, проявляет себя в них, «опредмечивается» и т. д. Во-вторых, посторонний наблюдатель, несомненно, может судить об интимном нравственном сознании человека, только наблюдая его поступки, следовательно, через проявление морального сознания в поведении.

    Однако по поводу первого значения можно сказать, что если речь идет не об отдельном поступке, а о линии поведения, то функционирующие в нем субъективные мотивы сами являются продуктами предшествующей деятельности (своей и других людей), сформировавшей нравственное сознание данного индивида — его потребности, интересы, установки, убеждения, нравственные чувства, которые выступают мотивами поступков. Иными словами, генетически первичны (и это особенно бросается в глаза при наблюдении формирования человека в младенческом и раннем детском возрасте) акты деятельности, как своей (путем проб и ошибок), так и деятельности взрослых, воспитателей, которые предшествуют формированию у индивида моральных представлений, чувств, идеалов и т. п. В ином случае пришлось бы согласиться с концепцией о прирожденности нравственных чувств и представлений, которая опровергается опытом индивидуального развития человека.

    По поводу второго также можно заметить, что процесс наблюдения явления не обязательно может совпадать с внутренней структурой и последовательностью развития наблюдаемого процесса. То, что наблюдателю может показаться стоящим вне или за наблюдаемым явлением в качестве его кажущейся, внешней причины, на самом деле может входить в структуру самого этого явления, находиться, так сказать, в его непосредственно не наблюдаемой глубине.

    Отвлекаясь от упомянутых двух допущений, т. е. рассматривая человеческую деятельность в ее целостности и независимости от средств и целей наблюдения или описания, можно считать, что моральное сознание существует и функционирует в самом поведении, в структуре человеческой деятельности. Как доказывают советские психологи, все психические процессы не просто проявляются, но и формируются в деятельности.

    Поступки совершаются людьми не в пустом пространстве, не в робинзоновом одиночестве, а в коллективах, во взаимном общении. Как писал советский психолог С. Л. Рубинштейн, «поступком является действие, поскольку оно выражает осуществляемое посредством вещей отношение человека к человеку, к другим людям».

    В широком плане поступки людей вплетены в систему общественных отношений. В силу своей социальной значимости всякий человеческий поступок, как уже говорилось, порождает со стороны окружающих, общества одобрительное или осуждающее отношение. Это отношение материализуется в той или иной санкции или реакции на поступок. Последняя в свою очередь оказывается поступком, подлежащим моральной оценке, и т. д. Таким образом, из поступков сплетаются межчеловеческие нравственные отношения, которые затем снова реализуются в поступках. Если поступки И нравы образуют, так сказать, «тело» морали, то нравственные отношения, прибегая к аналогичной метафоре, представляют собой «сеть» ее функциональных связей. Или, как пишет болгарский этик Л. Драмалиев, если система нравственных отношений образует форму, то нравственное поведение — содержание морали.

    В своем реальном содержании существующие в обществе нравственные отношения (между индивидами, между индивидом и коллективом, в который он включен, между различными коллективами, между личностью и обществом, между коллективом и обществом) столь же бесконечно многообразны, как и совокупность совершаемых людьми поступков. Но подобно тому как во всей совокупности поступков можно усмотреть некоторое множество «массовидных» форм поведения, так и в массе нравственных отношений можно вычленить некоторую совокупность отношений, которые представляются наиболее типичными для данного общества, относительно стабильными и распространенными в поведении широких кругов людей. Таково, например, отношение классовой ненависти эксплуатируемых к эксплуататорам, характерное для антагонистических общественных формаций, основанных на частной собственности и социальном угнетении трудящихся. И подобно тому как всякий поступок представляет собой единство субъективно-личностных и объективных, общественно значимых компонентов, так и нравственные отношения, которые являются разновидностью общественных отношений с ярко выраженной идеологической характеристикой, составляют единство субъективных и объективных элементов.

    Нравственные отношения субъективны в том (и только в том) смысле, что они не могут осуществляться без деятельности сознания людей. «…У отдельного человека,— писал Ф. Энгельс,— для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли». В. И. Ленин, характеризуя нравственные отношения как несомненно идеологические, подчеркивал, что они, «прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей». Но нравственные отношения и объективны как по отношению к общественному сознанию, так и тем более по отношению к сознанию отдельного человека. Во-первых, потому, что они складываются в своих наиболее распространенных типах под воздействием социально-экономических отношений, которые, как известно, не зависят от сознания и воли индивидов. Во-вторых, нравственные отношения реализуются, как уже упоминалось, в поступках, последствия которых, становясь фактами социальной действительности, получают объективное предметное существование.

    Условия общественного бытия, которые не зависят от воли отдельного человека, модифицируясь в обстоятельствах его личной судьбы, способствуют выработке у него определенных жизненных установок, позиций, ориентаций на те или иные моральные ценности. Эти установки, позиции и ориентации, безусловно, являются элементами нравственного сознания личности и, сформировавшись, выступают затем побудителями поступков, определяют линию поведения человека. Следовательно, поведение, будучи в целом детерминирована социальной действительностью, в каждом конкретном своем акте, поступке непосредственно побуждается деятельностью сознания, тем самым моральное сознание выступает существенным структурным элементом поведения, а нравственные отношения, имеющие субъект-объектную природу, проходят сквозь всю структуру морали.

    По определению Маркса, сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. К этой совокупности относятся и нравственные отношения. При этом важно подчеркнуть, что, подобно тому как любой акт человеческой деятельности можно интерпретировать как поступок, так и любое общественное отношение заключает в себе нравственное содержание. Что касается идеологических отношений (политических, правовых, религиозных), то возможность их моральной интерпретации не вызывает сомнения. На этот счет имеется обширная литература.

    Читайте также:  Для сдачи прав с плохим зрением

    По отношению к материальным, экономическим связям эта возможность не столь очевидна. Так, отношения стоимости, возникающие в процессе производства и обмена независимо от воли людей, не подлежат непосредственной моральной квалификации. К. Маркс писал в «Капитале», что, хотя капитал беспощадно эксплуатирует труд рабочих, это в общем и целом не зависит от доброй или злой воли отдельного капиталиста, последний выступает при этом не в качестве личности, а в качестве представителя класса и экономической системы. «Фигуры капиталиста и земельного собственника я рисую далеко не в розовом свете,— писал К. Маркс.— Но здесь дело идет о лицах лишь постольку, поскольку они являются олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов… С моей точки зрения, меньше чем с какой бы то ни было другой, отдельное лицо можно считать ответственным за те условия, продуктом которых в социальном смысле оно остается, как бы ни возвышалось оно над ними субъективно».

    Однако опосредованно, через оценку последствий, экономические отношения могут получать моральную квалификацию. Например, отношения стоимости в прошлом были органически связаны с эксплуатацией труда, социальным неравенством и гнетом, которые Трудящиеся во все времена считали несправедливыми. Таковой частную собственность считали и социалисты-утописты, а П. Ж. Прудон назвал ее кражей. Но кража и несправедливость — это понятия и нравственного сознания.

    Следовательно, нравственные отношения — это не самостоятельный вид общественных отношений, который можно было бы поставить в один ряд с другими идеологическими отношениями, а сторона или характеристика любого общественного отношения, когда последнее рассматривается с точки зрения моральной ценности связанных с ним поступков и нравов. Не существует чисто нравственных отношений, которые в то же время не были бы какими-нибудь другими. Даже такие отношения, как родство, супружество, любовь, дружба, в которых нравственный элемент выступает по преимуществу, включают в себя отношения другого рода, основанные на общности имущественных интересов, мировоззренческих позиций, политических взглядов, эстетических вкусов и т. д.

    Итак, моральная сторона человеческой деятельности выступает на первый план, когда эту деятельность рассматривают как поведение, т. е. совокупность поступков и нравов, или, что то же самое, как совокупность существующих в данном обществе (классе) нравственных отношений. Поступки же, нравы, нравственные отношения включают в себя деятельность нравственного сознания. В структуре отдельного поступка эта деятельность сознания выступает в виде его субъективного мотива.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Нравственное поведение

    Нравственный поступок и его мотивы. Характеристика способностей человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию. Нравственный уровень личности, осуждение или одобрение поступков на основе морали.

    Рубрика Психология
    Вид реферат
    Язык русский
    Дата добавления 16.03.2011
    Размер файла 33,8 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    нравственный поступок мотив личность

    Об уровне культуры человека судят по его поведению. А поведение складывается из отдельных поступков, которые можно оценить с позиций нравственности. Нравственное поведение опирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Если человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжет, не берет чужого и т.д.), такое поведение считается нормальным, т.е. соответствующим нормам. Встречаясь с людьми самоотверженными, готовыми прийти на помощь не только близким, но и незнакомым людям, которые трудолюбивы, не кривят душой, не завидуют чужому успеху и т.д., мы говорим: «Это хорошие, добродетельные люди». Сталкиваясь с человеком, стремящимся нажиться за чужой счет, который может обмануть, украсть, стремится к праздной и развратной жизни, мы оцениваем его как порочного, безнравственного.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию. Причем цель может быть одна, а вот средства ее достижения разные. К примеру, для того, чтобы сдать экзамен на положительную оценку, необходимо усвоить определенный объем знаний по предмету, но можно (при известной ловкости) воспользоваться шпаргалкой. И даже если цель будет достигнута, эти поступки получат разные оценки как со стороны окружающих, так и самого ученика.

    Невозможно быть добродетельным в душе, но лживым и циничным в поведении. Наши поступки показывают, каковы мы на самом деле. Любой поступок должен рассматриваться в совокупности с его мотивами, а также последствиями.

    Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию. Мотив предваряет поступок и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок. К примеру, ради покорения горной вершины спортсмены-альпинисты способны превозмочь огромные трудности, даже рисковать жизнью.

    В то же время мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу с точки зрения их нравственной основы. Не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к правильным поступкам, и наоборот.иногда люди скрывают от близких (родителей, супругов) свои неблаговидные поступки, руководствуясь мотивом, что они делают это ради их блага, чтобы они не расстроились. Но рано или поздно, узнав об обмане, наши близкие еще больше огорчатся, потому что перестанут нам верить.

    Тем не менее в жизни случаются ситуации, когда людей обман не просто считают допустимым, но даже единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью на войне считается обмануть врага, спутать его расчеты, дезориентировать его, чтобы выиграть сражение.

    Итак, связь между мотивом и поступком неоднозначна. Один и тот же мотив может подтолкнуть людей к разным поступкам; одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами.

    Нравственная оценка. Оценка нравственного уровня личности зависит не только от результатов, но и от мотивов, движущих его действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе? Чего хочу добиться? Зачем мне это нужно? За этими вопросами стоит не просто интерес к причинам поведения личности, но и стремление понять ее сущность.

    Большую роль в нравственной регуляции поведения играет моральная оценка. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали.

    Каждый человек хочет одобрения, стремится к положительной оценке своих действий как путем совершения хороших поступков, так и путем недопущения или, случается, сокрытия своих дурных действий. Общественное мнение оценивает поведение (поступки) человека с точки зрения соответствия или несоответствия их нравственным требованиям, принятым в обществе. Если молодой человек в разговоре с пожилым человеком допускает грубость, если продавец продает заведомо некачественный товар, если учащийся лжет педагогу или своим товарищам, общественное мнение их осуждает, так как их поведение противоречит нравственным нормам, принятым в обществе.

    Но внешняя оценка (общественное мнение) может не совпадать с внутренней (совестью). Многие из вас, наверно, помнят рассказ «Совесть», когда девочка решила прогулять занятия. Но встретив первоклассника, она строго спросила: «Ты почему прогуливаешь уроки?». И когда мальчик объяснил, что боится пройти мимо собаки, ее охватил стыд не столько за прогул, сколько за то, что в глазах малыша она предстала честной и строгой школьницей. Самый строгий судья — совесть, а моральная оценка характеризует соответствиетого, что человек совершил (сущего), тому, как надо делать (должному).

    Возможна оценка и будущих действий, например, при выборе решений. В этом случае оценка выступает как способность предвидеть последствия поступка и в данном качестве может одновременно служить его мотивацией.

    Свою оценку люди выражают в виде похвалы или порицания, согласия или критики, симпатии или антипатии.

    «Золотое правило» нравственности. Это — фундаментальное правило, часто отождествляемое с самой нравственностью. Оно гласит:«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Данное правило впервые было четко сформулировано еще в середине I тысячелетия до нашей эры, причем одновременно и независимо в разных культурах — древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой, имея при этом поразительно схожие формулировки. Чаше всего оно осмысливалось как основополагающая моральная истина, важнейшая практическая мудрость. «Золотое правило» нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие или даже все люди. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а их поставить на свое собственное место. Вы хотели бы, чтобы вам лгали? Значит, не лгите другим. Вы хотели бы, чтобы вам помогли окружающие в трудную минуту? Значит, и сами протяните руку помощи тем, кто в ней нуждается. Поэтому правильно будет также сказать: «Не желай другим того, чего не хочешь, чтобы они желали тебе». Это правило можно сформулировать и так: «Относись к другим, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

    «Золотое правило» нравственности есть правило взаимности. Для самой личности оно есть нравственный закон, требующий определенного поведения. Для других оно формулируется нами в виде пожелания: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали другие». Таким образом, нравственная личность учреждает моральный закон не для того, чтобы предъявить требования другим людям, а прежде всего для того, чтобы самой неукоснительно следовать ему как норме поведения.

    1.Поведение человека выражает его отношение к другим людям, обществу и самому себе.

    2. Центральным элементом нравственного поведения является поступок, которому предшествуют мотив, постановка цели, принятие решения.

    3. Оценивается поступок не только по результатам, но и по мотивам, движущим действиями человека.

    4. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка, поведения человека на основе законов морали.

    5. «Золотое правило» нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые пригодны для всех людей и выражают, так сказать, общее требование человечности.

    Вопросы и задания:

    1. Какова структура морального поступка?

    2. И.В.Гете писал: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо». О значении каких элементов моральной структуры личности говорит здесь поэт?

    3. Что такое нравственная оценка?

    4. Почему, на ваш взгляд, внешняя оценка поступков, выражаемая общественным мнением, не всегда совпадает с внутренней самооценкой?

    5. Как формулируется «золотое правило» нравственности? Чем различаются основные его формулировки?

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Семья как фактор морального развития личности. Возрастные особенности морального развития подростков. Моральная компетентность и методы ее изучения. Нравственное поведение и методы его исследования. Значение семьи для воспитания и формирования человека.

    курсовая работа [61,3 K], добавлен 03.01.2013

    Проблемы нравственного развития личности и понимание ситуации морального выбора в отечественной и зарубежной психологии. Влияние нравственного развития личности на ситуацию морального выбора. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов.

    курсовая работа [92,5 K], добавлен 01.08.2010

    Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников.

    дипломная работа [387,1 K], добавлен 11.01.2016

    История развития психологии — науки о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Моральные нормы и принципы. Добро и зло. Нравственное поведение людей. Профессиональная этика, вежливость и корректность.

    лекция [1,2 M], добавлен 12.04.2014

    Юность и её характерные психологические особенности. Концепции духовно-нравственного развития молодёжи: индивидуальный и общественный аспект. Самоопределение и самосознание. Формирование общественной направленности личности. Молодёжная субкультура.

    курсовая работа [41,3 K], добавлен 16.02.2011

    Классификация ценностных ориентаций человека: терминальные, инструментальные, духовные, социальные, материальные, общечеловеческие и национальные. Обращение к нравственной, религиозной и правовой сферам бытия при самооценке человека и в общении с людьми.

    реферат [32,3 K], добавлен 18.12.2012

    Ценностные ориентации терминального характера. Степень различий между показателями приоритетов юношей и девушек старшего школьного возраста. Интеллектуальная зрелость и нравственное мировоззрение. Личностные свойства творчески одаренного человека.

    курсовая работа [760,6 K], добавлен 10.08.2014

    Общая характеристика личности. Направленность личности как свойства, которые в своей совокупности определяют мотивы и особенности поведения, а также деятельности человека в данной социальной среде. Сущность и физиологические основы темперамента.

    контрольная работа [38,5 K], добавлен 12.07.2011

    Факторы, обуславливающие нравственное становление и развитие личности. Роль игры в социализации ребенка. Формирование морального облика. Значение педагогического влияния. Игра как важная форма и эффективное средство нравственного воспитания дошкольников.

    курсовая работа [46,4 K], добавлен 26.10.2015

    Характер личности, свойства, возможность или невозможность его изменения. Зависимость характера и темперамента от физиологических особенностей человека. Поступок и формирование характера. Влияние системы привычных действий на формирование характера.

    контрольная работа [30,4 K], добавлен 08.10.2011

  • Источники:
    • http://vuzlit.ru/1485998/moralnoe_povedenie
    • http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennost-dvoe-zn--sistema-zapretov-ili-putevodnaya-zvezda-vop-zn-
    • http://www.psychologos.ru/articles/view/moral-i-chelovecheskaya-psihologiya
    • http://psyholic.ru/lichnostniy-rost/nravstvennye-kachestva-cheloveka.html
    • http://pro-psixology.ru/moral-i-povedenie/edinstvo-nravstvennogo-soznaniya-i-povedeniya/189-povedenie-kak-sistema-postupkov-nravov.html
    • http://allbest.ru/otherreferats/psychology/00118490_0.html