Меню Рубрики

Пословицы объяснить с точки зрения психологии

Даже беглый анализ пословиц, поговорок позволяет обнаружить их ярко выраженную смысловую насыщенность, обращенную к рефлексивной способности человека. По мнению Л.И.Ростовцевой, пословицы и поговорки выполняют три общественно значимые функции:

институциональную — содержат нормы и правила, которые способствуют выработке стереотипов поведения;

социального контроля — ориентируют на воспитание социально-одобряемого поведения (хвалят, если поведение должное, или осуждают, высмеивают);

психологическую (точнее, психотерапевтическую) — включают вербальные, логотерапевтические формы обращения к человеку, способствуя обеспечению психологической защиты, давая человеку надежду, веру в наличие выхода из сложной жизненной ситуации.

Именно эта функция и представляет для нас особый исследовательский интерес. Пословицы многозначны, что, собственно, и роднит их с символом. Как утверждает О.А. Белобрыкина, «специфика природы символа заключается в множественности его интерпретаций — он богат своим содержанием, допускает многовариантность прочтения». Именно этот аспект и придает пословицам особый психологический смысл, на котором и будет сконцентрировано наше внимание.

Так, довольно часто в пословицах подчёркивается таинство, таинственность, неизвестность, интимность человеческой души. Например:

«человека видим, а душу его не видим»;

«сердце без тайности — пустая грамота»;

«чужая душа — потемки»;

«нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав».

Глубинный психологический смысл этих пословиц как раз и состоит в том, что указывает на тайну, загадку человеческой души — ни один человек не знает и не может до конца узнать, что происходит в душе другого человека, какие чувства он испытывает. И действительно, понять другого человека — это и великий труд (и интеллектуальный, и эмоциональный), и особый (можно даже сказать божественный) дар. Искусством понимания другого (человека) владеет не каждый, да и не каждому это дано. Отсюда и трудности понимания чувств, переживаний другого человека, осмысления того, что он испытывает в данный момент, трудности в объяснении тех или иных человеческих поступков.

В ряде пословиц и поговорок содержится указание на то, что человек хочет и пытается раскрыть; на то, что у него происходит в душе. Об этом свидетельствуют поговорки: «разговаривать по душам», «облегчить душу», «излить душу», «как камень с души упал».

Как отмечает В.П.Зинченко, душа и тело в современной культуре зачастую существуют как полюса оппозиции. Подобный дуализм наблюдается и во многих пословицах:

«телу простор — душе теснота»;

«что телу любо, то душе грубо»;

«душа на прохладу, а плоть в баню»;

«душа прохладу любит, а плоть — пар».

Заметим, что в пословицах и поговорках основной акцент смещается именно на возвышенность, значимость душевной жизни человека. Душа всегда чище, бесценнее, чем тело: «Чистота духовная паче телесной». Сохранить в чистоте душу много сложнее для человека, чем тело: «Душа всего дороже, душа — заветное дело». Однако именно тело (соматические реакции, психосоматическое состояние) служит индикатором состояния души, внутреннего мира человека, так как человек целостен — он есть единство тела, души и духа. Душа человека в народной мудрости понимается как возвышенная, утонченная, легко ранимая субстанция, тогда как тело — более приземлено: «Душа бессмертна, тело — тленно», «Тело — вместилище души», «Обидеть легко, да душе каково».

Т.С.Леви полагает несинонимичность понятий «тело» и «телесность». Она пишет: «Тело» означает, прежде всего, физический объект, не несущий субъекности, духовности. «Телесность» есть одухотворенное тело. Понятия «тело» и «телесность» отличает мера жизненности». По мысли В.П.Зинченко, «одухотворение тела связано с рождением смысла, чувства души, создания тайны, которое и для психологии остается тайной».

«Душа — это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно ни их полноценное развитие, ни развитие самой души».

В народной мудрости немало высказываний о нравственных основаниях человека, мерой которых выступает совесть. Именно совесть, а наряду с ней страх и стыд представлены в пословицах и поговорках в качестве регуляторов поведения человека:

«не за страх, а за совесть»;

«в ком стыд, в том и страх».

Заметим, что страх и стыд как особые эмоциональные состояния выступают предметом изучения в психологической науке. Причем обращает на себя внимание, что совесть рассматривается как явление, не зависящее от человека и обладающее собственной силой — может наказывать его за плохие поступки, даже если сам он этого не хочет и не думает об этом. Совесть начинает как бы «грызть» человека изнутри:

«добрая совесть — глаз божий»;

«совесть без зубов, а грызёт»;

«как ни мудри, а совесть не перемудришь»; «сам от себя не утаишь, сам себя и обличишь».

Обратимся к М.К. Мамардашвили, который отмечает, что «человек как человек существует или не существует в поле совести и понимания. Оно, это поле, существует независимо от человека, и он может в этом поле только возникать и рождаться в качестве человеческого существа, узнающего о себе, например, что у него есть душа. То есть ему больно, беспричинно больно. То, что болит без причины, по определению есть душа» [5, с. 205-206].

Очевидно, что телесное и душевное человека напрямую не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы:

«личиком беленёк, да душой черненёк»;

«рожа крива, да душа пряма».

Как видим, хороший человек не обязательно должен быть красивым, т.е., иначе говоря, если человек внешне приятен, красив, то это вовсе не значит, что они в душе таков же (красив) и что его совесть чиста.

Как утверждают многие русские пословицы, душу другого человека можно узнать эмоциональным, эмпатийным путём — через сочувствие, сострадание, сопереживание, вживание в переживание другого: «Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт». В то же время, как гласит народная мудрость, одной эмпатии недостаточно, необходимы и опыт, и некоторое время, чтобы хорошо узнать человека, его душу, узнать, на что он способен, что он чувствует, переживает: «Человека узнаешь, когда с ним пуд соли сам расхлебаешь».

Очевидно, что народный кладезь мудрости несомненен для профессионального становления психолога. Мы полагаем, что и пословицы, и поговорки помогут психологам (особенно начинающим) лучше понять человека, его внутренний мир (душу, её ранимость, возвышенность), с которым им, собственно, и предстоит работать.

Кроме того, пословицы могут выполнять психотерапевтическую функцию, позволяя придать смысл любой жизненной ситуации. Психолог с помощью пословиц может показать варианты поведения человека в сложных ситуациях, актуализировать рефлексию и придать оптимистический смысл отчаявшимся в жизни людям.

Немаловажен в деятельности психолога и ментальный потенциал пословиц и поговорок. Как отмечает Е.А.Савина, «пословицы могут использоваться как богатый источник для этнопсихологии, для изучения менталитета, характера, темперамента какого-либо народа или этнической группы». Известно, что в силу этнических, демографических, культурных различий разные народы имеют и психологическую специфику. У каждого народа свой особый менталитет, свои моральные и нравственные принципы, которые отличаются от менталитета, моральных и нравственных принципов другого народа. И поэтому пословицы и поговорки разных народов, особым образом отражающие специфику внутреннего мира их создателей, будут различны и по структуре, и по смыслу, что тем самым, позволит обнаружить и понять индивидуальность, особенность того или иного народа, нации.

Следует отметить и такую актуальную для настоящего времени проблему, как затруднения в становлении и развитии личности современных детей и подростков. Это обусловлено рядом социальных, экономических, политических и прочих причин, следствием которых стали отсутствие чёткости мировоззренческих позиций, размытость нравственных ориентиров. Кроме того, современная ситуация обучения школьников характеризуется увеличением доли приходящейся на них интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, в связи с чем особое значение приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса. Одной из важнейших задач психолого-педагогического взаимодействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих конструктивное влияние на формирование личности школьника. Причем все чаще и чаще специалисты сферы образования (учителя, воспитатели, психологи и др.) при разработке развивающих, коррекционных программ, технологий, методик стали обращаться к народному фольклору и его разнообразным жанрам. Очевидно, что пословицы и поговорки могут использоваться как действенные средства психолого-педагогического влияния на развитие личности ребёнка, непосредственно вовлекая его в культурное пространство и обращаясь тем самым к самым сокровенным человеческим переживаниям и универсальным знаниям о сущности человеческого бытия.

Из большого числа пословиц и поговорок нами были отобраны те из них, где ярко заметна жизненная позиция, дан ценный совет, — все это может быть с успехом использовано в педагогическом процессе в целях саногенного воспитания детей.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Бежать — и хвост поджать, а стоя — и меч поднять.

Без обиды век не проживешь.

Без ума — голова — котел.

Без ума голова — ногам пагуба.

Битого, пролитого да прожитого не воротишь.

Ближнего обидеть — самому в беде быть.

Больше думая, меньше говори.

Бранись, бранись, да и на себя оглянись.

Браниться бранись, а на мир слово береги.

Бывает и виноватый прав.

В добрый час молвить, а в худой промолчать.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

В счастье всякий умеет попеть, а умный умеет и горе терпеть.

В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой и свой растерять.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Век без ошибки не проживешь.

Век живи, век надейся.

Век живи, век учись.

Велик почет не живет без хлопот.

Веселое слово — речи основа.

Веселье не вечно, и печальное конечно.

Видимая беда — что во ржи лебеда.

Вина голову клонит. Все горе не оплачешь.

Все перемелется, мука будет.

Вспыльчивый нрав не бывает лукав.

Встречай людей не с лестью, а с честью.

Всю ночь собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Всяк в беде бывает, а на другом видя, забывает.

Всяк глядит, да не всяк видит.

Всяк по-своему с ума сходит.

Всяк по себе дерево рубит.

Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает.

Всяк правду ищет, да не всяк ее хранит.

Всяк человек своего счастья кузнец.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Всякая неправда — грех.

Всякая помощь хороша вовремя.

Всякий совет к разуму хорош.

Всякое решение любит рассуждение.

Всякому свое счастье.

Всякому своя честь дорога.

Всяку ложь к себе приложь.

Вчерашнего дня не воротишь.

Выпей чайку — забудешь тоску.

Где беде быть, там ее не миновать.

Где правда, там и счастье.

Где радость,тут и горе; где горе, там и радость.

Где слова привета, там улыбка для ответа.

Где слова редки, там они вески.

Где ум, там и толк.

Где ума не хватит, спроси разума.

Глупого учить — что решетом воду носить.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Гнева не пугайся, на ласку не сдавайся.

Гнило слово от гнилого сердца.

Говори смелее — будет вернее.

Горе да беда с кем не была.

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

Дай боли волю, она в дугу согнет.

Дальше в спор — больше слов.

День меркнет ночью, а человек печалью.

День прошел, все свое с собой унес.

Дерево держится корнями, а человек друзьями. Добрая ссора лучше дурного согласья. Добро не умрет, а зло пропадет. Добро помни, а зло забывай. Доброе дело без награды не останется. Доброе дело питает и разум и тело. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброта без разума пуста.

Добрый смех не грех, со смехом-то и беда в полбеды живет.

Добрым быть — добрым и слыть.

Друг он мой, а ум у него свой.

Друга иметь — себя не жалеть.

Других не суди — на себя погляди.

Читайте также:  Интересные факты о зрении живых существ

Другого выручишь — себя выучишь.

Дружбу помни, а зло забывай.

Думай ввечеру, что делать поутру.

Думай дважды — говори раз.

Думал, думал — жить нельзя, передумал — можно.

Думу трижды вокруг головы оберни, да раз выскажи.

Дурак мелет, а умный верит.

Дурак не рассудит, а умный не осудит.

Дурак сам не рад, что ума нет.

Дурак спит, а счастье в головах лежит.

Дурная (бестолковая) голова ногам покоя не дает.

Дурное слово что смола: пристанет — не отлепится.

Дурной человек не любит никого, кроме себя самого.

Дурной язык голове неприятель.

Жесток нрав не будет прав.

За добро плати добром.

За доброго человека сто рук.

За правое дело стой смело.

Завидливого и сон не берет.

Задним умом дело не поправишь.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

И на нашей улице будет праздник.

И не любо, да смейся.

И сила есть, да воли нет.

И сила уму уступает.

И собака ласково слово знает.

И собака старое добро помнит.

И солнце не без пятен.

Избави меня боже от плохих друзей, а от врагов я сам избавлюсь.

Иная слава хуже поношения.

Иное слово хуже стрелы.

Иному мило, а другому постыло.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Истина не боится света.

Ищет вчерашний день, а он уже прошел.

К большому терпенью придет и уменье.

Каждый человек кузнец своего счастья.

Какой мерой меришь, такой и тебе отмерится.

Когда живется весело, то и работа спорится.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не воротишь.

Корень ученья горек, а плод его сладок.

Красное слово — серебро, а хорошее дело — золото.

Красота приглядится, а ум вперед пригодится.

Кручиною моря не переедешь.

Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Кто в правде тверд, того не обманет и черт.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Кто доброе творит, тому зло не вредит.

Кто друг себе, а кто и недруг.

Кто дружбу водит, тот счастье находит.

Кто завидлив, тот и обидлив.

Кто не любит шуток, над тем не шути.

Кто поет, того и беда не берет.

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово, что весенний день.

Лбом стены не прошибешь.

Лесть да месть дружны.

Лестью и душу вынимают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Лучше умного упрек, чем глупого похвала.

Льстец под словами, змей — под цветами.

Любви нужна воля, а уму простор.

Любил шутить над Фомой, так люби и над собой. Любишь браниться, так умей и помириться.

Любовь да совет — на том стоит свет.

Людей не осуждай, а за собой примечай.

Мир лучше ссоры.

Мир не без добрых людей.

Много бранился, а добра не добился.

Много помнится, да не воротится.

Москва слезам не верит, ей дела подавай.

На каждую беду страха не напасешься.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

На привычку есть отвычка.

На простака хитрецы падки.

На сердитых воду возят.

На ум не все доброе приходит.

Над другом посмеешься — над собой поплачешь.

Натерпишься горя — научишься жить.

Не беда ошибиться, беда не исправиться.

Не будет скуки, коли заняты руки.

Не было бы зла, да зависть занесла.

Не всякая вина виновата.

Не слушай всего света, а слушай доброго совета. Не тужи: перемелется — все мука будет.

Необдуманное слово в беду зовет, а обдуманное — из беды выведет.

Ошибся, что ушибся — вперед наука.

Посильна беда со смехом, непосильна со слезами.

Приветливое слово гнев побеждает.

Прожитого не пережить, а прошлого не воротить.

Радость без печали не бывает.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Решенного дела советом не поправишь.

Ржа железо ест, а печаль сердце.

Самолюб никому не люб.

Свет не без добрых людей.

Сделав худо, не жди добра.

Сердилась лягушка на Новгород, да лопнула.

Сила молчит, слабость кричит.

Слезами беду не поправишь.

Совесть — верный советчик.

Страх на тараканьих ножках ходит.

Страшно дело до зачина.

Сумел оступиться, сумей и поправиться, сумел провиниться, сумей и исправиться.

Счастью не верь, а беды не пугайся. Тому тяжело, кто помнит зло.

Ты умеешь зло говорить, а я умею зло не слушать. У страха глаза велики, да ничего не видят. Утро вечера мудренее. Хвастливое слово гнило. Храни себя от бед, пока их нет. Худое видели, хорошее увидим.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Что про то говорить, что не можно воротить.

Смысл и значение пословиц

Объяснение смысла популярных русских пословиц и поговорок.

Пословицы и приговорки признаны поучать и советовать. Но нравоучение не всех пословиц понятно. Пословицы можно понимать и трактовать по-своему. У некоторых пословиц и поговорок не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя.

Возьмем популярные пословицы школьной программы и разберемся, что же они означают. Мы воспользуемся рассуждениями из книг писателей и фольклористов, авторов заметок в газетах и журналах, мнения пользователей интернет-ресурсов. Объединим все суждения и добавим своё мнение.

Пословицы и поговорки:

  • о Боге
  • о ворах
  • о временах года
  • о времени
  • о глупости
  • о гостях
  • о деньгах
  • о добре и зле
  • о достоинствах
  • о дружбе
  • о женщине
  • о жизни
  • о здоровье
  • о клятве и поруке
  • о любви
  • о молодости
  • о пороках
  • о правде и лжи
  • о расточительстве
  • о родине
  • о родной речи
  • о семье
  • про смех
  • с советами
  • о сплетнях
  • о счастье
  • о труде
  • об учёбе
  • о человеке
  • с числами

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • (0)
  • (31)
  • АРОМАТЫ СЧАСТЬЯ (6)
  • Ароматы счастья (1)
  • АФОРИЗМЫ (4)
  • БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (1)
  • ВИДЕО (1)
  • ВСЁ ДЛЯ ДНЕВНИКА (170)
  • *Рамки (99)
  • *Смайлики (2)
  • *Схемы (2)
  • *Уроки (36)
  • ДЛЯ ДУШИ (1)
  • ЗДОРОВЬЕ (13)
  • *Мази лечебные (2)
  • *Микстуры (2)
  • *Очищение организма (2)
  • *Релаксация (3)
  • КУЛИНАРИЯ (5)
  • *Выпечка (4)
  • *Узбекский плов (1)
  • МОЛИТВЫ (10)
  • МУДРЫЕ МЫСЛИ (2)
  • МУЗЫКА (19)
  • О ЖЕНЩИНАХ И ДЛЯ ЖЕНЩИН (7)
  • ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ (4)
  • *Вечный православный календарь (1)
  • ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ (1)
  • ПРАЗДНИКИ, КАРТИНКИ (3)
  • *Новогодние аватарки (2)
  • ПРИТЧИ (0)
  • ПСИХОЛОГИЯ (9)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МИРУ (5)
  • *Австрия (1)
  • *Индия (1)
  • *Италия (1)
  • *Китай (1)
  • СЕКРЕТЫ КРАСОТЫ (2)
  • СОВЕТЫ (0)
  • Стихи (3)
  • ТЕСТЫ (1)
  • Эзотерика (6)
  • Юмор (4)

Музыка

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Пословицы и поговорки и их толкование (значение)

Суббота, 15 Октября 2016 г. 16:34 + в цитатник

ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ

ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ ЧАС.
Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 — 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.

ДВУМ СМЕРТЯМ НЕ БЫВАТЬ,А ОДНОЙ НЕ МИНОВАТЬ.
Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ.
Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ — НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

БАБУШКА НА ДВОЕ СКАЗАЛА.
Надвое (прост.) — неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.

ЗА ОДНОГО БИТОГО ДВУХ НЕБИТЫХ ДАЮТ.
Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ.
Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе

ЗАБЛУДИТЬСЯ В ДВУХ СОСНАХ.
Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

ОТ ГОРШКА ТРИ ВЕРШКА.
Очень низкий, низкого роста, маленький.

С ТРИ КОРОБА НАОБЕЩАЛ.
Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ.
Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.

ПЛАКАТЬ В ТРИ РУЧЬЯ.
То есть очень горько плакать.

ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ.
Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.
Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.

СЕМЬ БЕД — ОДИН ОТВЕТ.
Рискнем еще раз, и если придется отвечать — так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ — ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.
Без глазу (устар.) — без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.

ВСЁ ТРЫН — ТРАВА.
Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

ВСЫПАТЬ ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО.
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

ГОЛ КАК СОКОЛ.
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

СИРОТА КАЗАНСКАЯ.
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

ШИВОРОТ — НАВЫВОРОТ.
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

ВОДИТЬ ЗА НОС.
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Читайте также:  Что такое любовь с точки зрения христианской морали

КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ.
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ.
Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ.
В старину действительно был такой сорт хлеба — «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ.
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ.
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА.
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

БИТЬ БАКЛУШИ.
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

ВТИРАТЬ ОЧКИ.
Как очки можно «втирать»? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова «очки»: красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая — «очко». С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно «втирать очки» — превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая «очко» или замазывая его особым белым порошком. И выражение «втирать очки» стало означать «обжуливать», отсюда родились и другие слова: «очковтирательство», «очковтиратель» — ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

НА СЕРДИТЫХ (ОБИЖЕННЫХ) ВОДУ ВОЗЯТ.
Эту поговорку можно сказать человеку, который гневится и сердится понапрасну. Корни поговорки идут из старинной разговорной речи. Тогда слово «сердитый» означало усердный, ретивый, старательный. Именно таких усердных и старательных лошадей выбирали для тяжелой работы — они возили воду в бочках из реки. Таким образом самым «сердитым» (то есть старательным) доставалась самая неблагодарная тяжелая работа.

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ — ВЫЛЕТИТ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Пословица учит — прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
Человек, охваченный страхом и напуганный, очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на самом деле нет.

ГОРА РОДИЛА МЫШЬ.
Первоисточником этой пословицы считается древнегреческая легенда о беременной горе Олимп. Бог Зевс, испугавшись что роды этой горы вызовут крупные потрясения в стане богов, сделал так, что гора… родила мышь. Пословица «Гора родила мышь» применяется в ситуации, когда значительные и гигантские усилия в итоге приносят ничтожный результат.

БЕРЕГИ ЧЕСТЬ С МОЛОДУ.
Смолоду, нареч. — с молодых лет, с молодого возраста. Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая). Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начиле его жизненного пути.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (не вытащишь) РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ.
По осени (прост.) — осенью. Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в крестьянских хозяйствах до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать цыплят нужно осенью, когда ясно, сколько их сохранилось, выжило. Судить о чём-либо надо по конечным результатам. Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ.
Золотник — старая русская мера веса, равная 4,26 грамма. Вышла из употребления после 1917 года, когда в стране была введена метрическая система мер, в основу которой положены метр (мера длины) и килограмм (мера веса). До этого основными мерами веса были пуд (16 кг) и фунт (400 г), в котором было 96 золотников. Золотник был самой малой мерой веса и употреблялся, главным образом, при взвешивании золота и серебра. Да, противит. союз — а, но, однако. Дорог —- кр. форма м. р. от дорогой. Небольшой по величине, но ценный но своим качествам. Говорится о том, кто мал ростом, но имеет много достоинств, положительных качеств, а также о чём-либо небольшом по размеру, но очень важном по существу.

ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ.
Поговорка отражает один из эпизодов истории русского народа, связанный с закрепощением крестьян. Возникновение крепостного права, т. е. юридически закреплённого права землевладельца (феодала) на личность, принудительный труд и имущество крестьянина, относится ко времени Киевской Руси (IX—XII века). Крестьяне, хотя и считались свободными (вольными), не имели права в течение года переходить от одного владельца к другому: обычай требовал, чтоб они уходили только после окончания всех полевых работ, в начале зимы, когда хлеб был уже весь убран. В середине XV века крестьянам было разрешено переходить от одно¬го хозяина к другому один раз в году — за неделю до Юрьева дня и неделю после него (Юрьев день, т. е. день святого Георгия, по-русски Юрия, покровителя земледельцев, отмечался 26 ноября по старому стилю, летосчислению). В конце XVI века был запрещён переход крестьян и в Юрьев день. Таким образом, крестьяне были прикреплены к земле и должны были оставаться пожизненно у своего помещика. У крестьян, ожидавших Юрьева дня как единственную возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь, была отнята последняя надежда на изменение своего положения. Так возникла поговорка, выражающая сожаление о несбывшихся надеждах.
Говорят, когда хотят выразить крайнее удивление или огорчение от неожиданно случившегося, о чём только что узнали и что отняло надежду, обмануло ожидания.

ГДЕ НАШЕ НЕ ПРОПАДАЛО или ГДЕ НАША НЕ ПРОПАДАЛА.
Рискнём, попробуем сделать. Говорится в отчаянной решимости сделать что-либо, идя на риск.

ГЛАЗА СТРАШАТСЯ (боятся), А РУКИ ДЕЛАЮТ.
Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незна¬комой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.

ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЁТСЯ.
Неприятность, беда случается обычно там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. Говорят, когда случается беда, неприятность, хотя и до этого было уже плохо.

ГОЛОД НЕ ТЕТКА.
Первоначально: голод не тётка, пирожка не подсунет. Говорится, когда чувство голода заставляет есть даже то, что не любишь, или поступать так, как не поступил бы при других обстоятельствах.

ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ.
Укоренившиеся недостатки или странности человека исправить невозможно. Говорится, когда есть убеждение, что человек не изменится.

ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА.
Голь, голи, ж., собир. (устар.) — нищие, беднота. Хитра — кр. форма ж. р. от хитрый, здесь (устар.): изобретательный, искусный в чём-либо. Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретательным, использовать то, что имеется, что есть под рукой. Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недостатка в чём-либо необходимом придумывают нечто оригинальное и, как правило, дешёвое.

ГРЕЧНЕВАЯ КАША САМА СЕБЯ ХВАЛИТ.
Гречневый — приготовленный из зерен гречихи. Гречиха — травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку. Гречневая каша — одно из любимых кушаний русских. Гречневая каша так хороша, так вкусна, её достоинства для всех так очевидны, что она не нуждается в похвалах. Говорится с насмешливым осуждением о нескромном человеке, когда он хвалит сам себя, говорит о своих достоинствах.

ГОТОВЬ САНИ ЛЁТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.
Сани, саней, только мн.— зимняя повозка на двух полозьях для езды по снегу. Телега — летняя повозка на четырех колёсах для перевозки грузов. В сани и телегу запрягают лошадь. Готовься ко всему заранее. Говорится как совет готовить заранее всё то, что будет необходимо в будущем.

ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ, МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ.
Грянуть (1 и 2 л. не употр.), сов.— внезапно загрохотать, загреметь. Мужик (устар.) — крестьянин.
Перекреститься, -крещусь, -крестишься, сов.— сделать рукой знак креста на себе: приложить сложенные вместе три пальца (большой, указательный и средний) правой руки последовательно ко лбу, к груди, к одному и другому плечу. Люди, которые верили в бога, исповедовали христианскую религию, крестились во многих случаях повседневной жизни. Это был обязательный ритуал во время молитвы (дома и в церкви), перед принятием пищи, при входе в избу (крестились, глядя на иконы в углу) и т. п. Крестили рот во время зевоты, крестили близких, которые уходили или уезжали далеко и надолго, крестились от страха при звуках грома и т. д. В старину верующие люди боялись грозы как необъяснимого явления природы. Когда гремел гром, считалось, что гром (а не молния) может принести несчастье (убить, вызвать пожар). Поэтому, чтобы отвести беду, избежать несчастья от грозы, люди крестились именно во время грома, гром как бы предупреждал о возможном несчастье.
Пока не случилась беда, неприятность, беспечный человек не вспо¬минает о них и не принимает мер к их предотвращению. Говорится, когда делают в последний момент то, что надо было сделать заранее.

Читайте также:  С плохим зрением всегда ли делают кесарево сечение

ДАВШИ СЛОВО, ДЕРЖИСЬ.
Или будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как упрёк в невыполненном обещании, а также как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить.

ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.
Дарёный (разг.) — подаренный, полученный в качестве подарка. Зубы лошади осматривают, когда хотят определить её возраст. У старой лошади зубы стёрты, поэтому, когда покупают лошадь, обязательно смотрят её зубы, чтобы не купить старую. Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят. Говорят, когда получают в подарок какую-нибудь вещь, которая не нравится и которую сами не выбрали бы.

ДЕЛА ИДУТ, КОНТОРА ПИШЕТ.
Говорится шутливо о чьей-либо активной деятельности, на которую не влияют никакие внешние обстоятельства.

ДЕЛА КАК САЖА БЕЛА.
Сажа — чёрные частицы от неполного сгорания топлива, оседающие на внутренних поверхностях печей и дымоходов. Сажа является символом самого чёрного цвета, белой сажи не бывает, и шутливое сравнение «белый, как сажа» по сути характеризует чёрный предмет. Слово «чёрный» в переносном смысле означает «мрачный, тяжёлый». Бела — кр. форма ж. р. от белый. Обычно говорится в ответ на вопрос «Как дела?», когда дела идут плохо или когда не хотят отвечать конкретно и ограничиваются этим неопределённым ответом (ответ подразумевает неудовлетво-рительное положение дел).

ДОМА СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
Дома или в привычной, знакомой обстановке человек чувствует себя увереннее и спокойнее. Говорится с уверенностью или с надеждой, что в знакомой обстановке легче удастся справиться с любым делом.

ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ.
Дорога — кр. форма ж. р. от дорогой; здесь: ‘важный, ценный для кого-либо, такой, которым дорожат’. Дорого, ценно то, что появляется в нужный момент. Говорится, когда что-то сделано или получено вовремя, именно в тот момент, когда в этом особенно заинтересованы или нуждаются, или говорится в упрёк тому, кто не сделал необходимого вовремя.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ (узнаются) В БЕДЕ.
Только в трудную минуту узнаешь, кто тебе настоящий друг. Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог кому-либо в трудной ситуации или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду.

ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЁТ.
Скоро пройдёт, скоро заживёт.Говорится шутливо в утешение пострадавшему.

ДЛЯ МИЛОГО ДРУЖКА И СЕРЁЖКА (серёжку) ИЗ УШКА.
Ушко — уменьш.-ласк. к ухо. Для любимого, дорогого человека ничего не жаль, отдашь самое лучшее. Говорится, когда из чувства симпатии человек щедр по отношению к другому, готов всё для него сделать.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН.
Платёж, платежа, м.— внесение денег в счёт чего-либо; плата. Красен — кр. форма м.р. от красный, здесь: (народно-поэт.) «красивый; радостный, приятный’. Как отнесёшься к кому-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ.
Поговорка «Я тебе покажу, где раки зимуют» сложилась еще во времена крепостного права. Провинившегося человека среди зимы барин посылал доставать раков к столу. А зимой раков найти очень трудно, к тому же можно замерзнуть и простудиться. С тех пор эта поговорка означает угрозу, предупреждение о наказании.

ОТКРЫТЬ АМЕРИКУ.
Америка была открыта мореплавателем Колумбом более пятисот лет тому назад. Поэтому, когда кто-то объявляет о том, что всем давно известно, ему в шутку говорят: «Ну, ты открыл Америку!»

ЧЕРЕЗ ПЕНЬ КОЛОДУ.
Колода — это бревно. Двигаться по лесу, когда под ногами то пень, то колода приходится медленно. Выражение «через пень-колоду» означает делать что-либо кое-как, без разбора.

ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД.
Все мы знаем, что такое велосипед и как он устроен. «Не изобретайте велосипеда», чтобы не тратить время на выдумывание того, что уже давно существует.

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
Любое дело осуществимо, если за нею возьмётся мастер, т. е. умелый, знающий человек. Говорится с восхищением и похвалой, когда человек проявляет умение, мастерство в своём деле.

НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА.
В старину шапка была символом богатства и знатности. По ее размеру судили о том, какое место занимает человек в обществе. «Не по Сеньке шапка» — так говорят о человеке, который не способен выполнить ту или иную работу или занять определенную должность.

ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ.
Ищи — повелит, накл. от гл. искать (ищу, ищешь), несов. Всё равно не найдёшь, незачем и искать. Говорится о том, кто исчез и кого невозможно найти (как бесполезно искать ветер в поле), или о том, что безвозвратно утрачено.

ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ.
Что было, то было, придётся рассказать всё. Говорят, как бы извиняясь за то, что приходится рассказывать всё, не пропуская никаких (обычно неприятных) подробностей (так же, как нельзя выбросить из песни ни одного слова, чтоб не испортить всю песню).

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ.
Да, противит. союз — а, но, однако. Полымя (устар. и обл.) — пламя, огонь. В народной речи-пламя, т. е. огонь, который поднимается над горящим предметом, связывается с большей бедой, пламя — более сильный огонь. Из одной беды в другую, большую, из тяжёлого положения в худшее.
Говорится, когда человек, находясь в трудной ситуации, попадает в ещё более тяжёлое положение.

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ДУДУ (на дуде) ИГРЕЦ.
Швец (устар. и прост.) — тот, кто шьёт одежду, портной. Жнец — тот, кто жнёт (срезает при уборке урожая) поспевшие колосья серпом. В дуду (на дуде) игрец (устар.) — тот, кто играет на дудке, музыкант. О том, кто всё умеет делать или кто одновременно выполняет раз-нообразные обязанности.

И ХОЧЕТСЯ И КОЛЕТСЯ.
Колется — безл., 3 л. ед. ч. от гл. колоться, несов. ‘касаться чем-либо острым, причиняя боль’. Говорится, когда хочется что-то сделать, но страшно, потому что это связано с какой-то опасностью, с риском.

И СМЕХ И ГРЕХ.
Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально.

И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА.
Проруха (прост.) — ошибка, оплошность, неудача. И опытный человек может ошибиться, совершить оплошность, промах. Говорится в оправдание ошибки, оплошности, совершённой человеком, от которого нельзя было этого ожидать.

И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ.
Говорится, когда удаётся удобно и для одних, и для других разре¬шить трудную ситуацию или когда принимается такое решение вопроса, которое удовлетворяет всех.

ЗНАЕТ (чует) КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА.
Чует — 3 л. ед. ч. от гл. чуять (чую, чуешь), несов. (прост.) чувствовать. Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдаёт это.

ЗАСТАВЬ ДУРАКА БОГУ МОЛИТЬСЯ, ОН И ЛОБ РАЗОБЬЁТ (расшибёт).
По православному обычаю верующие во время молитвы становятся на колени и низко кланяются (делают поклоны), почти касаясь лбом пола. Говорится с осуждением о человеке, который повредил делу чрезмерным усердием и старанием.

ЗА ЧТО КУПИЛ, ЗА ТО И ПРОДАЮ.
То, что слышал, то и повторяю. Говорят в свое оправдание, когда пересказывают слухи и поэтому не ручаются за достоверность сказанного.

ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ или ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН.
Дурной — плохой. Заразителен — кр. форма м. р. от заразительный, здесь: ‘такой, который вызывает подражание себе, легко передаётся другим. Говорится тогда, когда кто-нибудь подражает плохому поведению или поступкам другого человека.

ДУРАКАМ (дураку) ЗАКОН НЕ ПИСАН.
Законы написаны для разумных людей; дураки законов не знают и не подчиняются им. Говорится о человеке, когда он поступает, с точки зрения говорящего, странно или неразумно, вопреки здравому смыслу и общепринятым нормам поведения.
*по-новому*
ДУРАКАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН, ЕСЛИ ПИСАН, ТО НЕ ЧИТАН,
ЕСЛИ ЧИТАН, ТО НЕ ПОНЯТ, ЕСЛИ ПОНЯТ, ТО НЕ ТАК!

ДРУЖБА ДРУЖБОЙ А СЛУЖБА СЛУЖБОЙ.
Дружеские отношения не должны влиять на служебные. Говорится, когда человек, несмотря на дружеские отношения с кем-либо, занимающим иное (как правило, более высокое) служебное положение, не отступает от выполнения официальных требований, обязанностей.

ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА —ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ.
Телушка (разг.) — молодая корова, у которой ещё не было телят. Полушка — самая мелкая монета в дореволюционной России, равная одной четвёртой части копейки (в одном рубле сто копеек). Да, противит. союз — а, но, однако. Перевоз — здесь: плата за перевозимый товар. Даже дешёвая вещь станет дорогой, если приходится дорого платить за её перевозку. Говорится, когда невыгодно везти издалека дешёвый товар.

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ — НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.
Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий, о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

ДЫМА БЕЗ ОГНЯ НЕ БЫВАЕТ или НЕТ ДЬІМУ БЕЗ ОГНЯ.
Без причины ничего не бывает. Говорится обычно тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОСЛОВИЦАХ О РАБОТЕ (ТРУДЕ)

«Сначала было Слово, ну а потом слова, слова, слова», — которые «собирались» в предложения, высказывания, словосочетания. Они отражали впитанную мудрость времени, опыт поколений, энергетический заряд людей. Сегодня эту часть русского фольклора мы называем пословицы и поговорки.

По определению русского литературоведа Марии Александровны Рыбниковой: «Поговорка – это оборот речи, выражение, элемент суждения. Пословица же – законченное суждение, завершенная мысль». В народе говорят: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки возникали среди различных классов и социальных групп населения, у людей не схожих профессий и родов занятий. Они отражали все стороны жизни людей. Были с ними «в горе и радости», в отдыхе и труде.

Пословицы и поговорки – это отражение житейской психологии народа. Не зря можно часто услышать: «У кого что болит, тот о том и говорит».

Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде работящих людей. Например, среди ремесленников: «Без топора — не плотник, без иглы — не портной», «Ремесло пить – есть не просит, а само кормит», «С ремеслом и увечный хлеба добудет».

Наиболее многочисленной является группа пословиц и поговорок, возникших в крестьянской среде. Большинство из них непосредственно связанно с сельскохозяйственным трудом: «Вешний день целый год кормит», «Доброе семя, добрый и всход», «До поры до времени не сеют семени», «Пашню пашут — руками не машут».

Очевидно, что все пословицы и поговорки о труде, работе. Правильно подмечено: «Движение – это жизнь». Вот и учат нас пословицы и поговорки что «Жизнь пройти – не поле перейти», «Какие труды, такие и плоды», «К чему душа лежит к тому и руки приложатся», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Пока железо в работе его и ржа не берет».

Все вышеперечисленное – психологические знания, накопленные и употребляемые человеком в повседневной жизни, которые формируются в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

«Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За много дел не берись, а в одном отличись», «Не говори что делал, а говори, что сделал», «Не начавши, думай, а начавши, делай».

Следует отметить, что для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт.

Пословицы и поговорки характеризуются доступностью, наглядностью и правдивостью. Это бесценное народное богатство, параллельно с которым мы взрослеем, а позже изучаем психологию как науку.

Источники:
  • http://texts.news/psihologiya-obrazovanii-knigi/russkie-poslovitsyi-pogovorki-kotoryie-mogut.html
  • http://moiposlovicy.ru/smysl-poslovic.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/3510492/post340116400
  • http://scienceforum.ru/2013/275/5092