Меню Рубрики

Понятие жизни с точки зрения философии

Жизнь представляет собой сложный, многокачественный (и потому неподдающийся однозначному определению) фрагмент реальности. Понятие жизни широко используется в различных науках и в философии. Познание различных ее сторон осуществляется целым комплексом наук, начиная с физики и химии и кончая социогуманитарными науками. Биология представляет собой не унитарную, а многопредметную область. Предметами ее исследования, наряду с отдельными организмами (индивидуумами), являются суборганизменные образования (ткани, клетки, межклеточное вещество, полимерные органические молекулы, электроны как носители энергии и информации) и надорганизменные системы (популяции, биоценозы, биосфера). Во множестве неотъемлемых качеств (атрибутов) живого можно выделить два основных: организацию и развитие. В рассмотрении организации живой природы одни дисциплины (по преимуществу морфологические) делают акцент на пространственном строении живых систем, другие (физиологические) — на организации процессов во времени. Среди характерных особенностей организации живого обычно называют системный характер многообразных форм живого. Системность организации живого выражается в том, что образующие его компоненты, входя в состав живого, качественно изменяются и приобретают определенное функциональное значение под влиянием целого. Выражением этого, в частности, является различие функциональных ролей, различных вещественных составляющих в организации живого. Ферменты, представленные белками, выполняют каталитические функции, нуклеиновые кислоты — информационные, фосфорорганические соединения — энергетические. Даже неорганические образования — камешки, раковинки, входя в организацию живого, приобретают в ней определенную функцию. Само формирование общей теории систем было тесно связано с развитием биологии, а ее творцами были биологи и медики (А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи и др.).

Другими специфическими чертами организации живого является способность сохранять свою форму в процессе постоянного метаболизма, сочетание устойчивости и изменчивости. Это дало повод считать одной из наиболее характерных черт живого матричный принцип воспроизведения живого на молекулярном уровне, конвариантную редупликацию (Н. В. Тимофеев-Ресовский).

Проблема жизни относится к тем научным проблемам, которые имеют несомненный философский смысл и значение. Она включает два основных аспекта, тесно связанных между собой: вопрос о взаимоотношении живого и неживого, о качественных особенностях организмов, т.е. вопрос о сущности жизни; и, во-вторых, вопрос о происхождении либо вечности жизни. О философском значении этих вопросов свидетельствует многовековая история познания и те концепции, которые возникали в истории при попытках решения этих вопросов.

Другим свидетельством философского смысла названной проблемы является ее глубокая связь с проблемами сознания и познания, с вопросами о природе чувственного и логического восприятия, об устойчивости и изменчивости в живой природе, об иерархичности, целостности и целесообразности строения и поведения живых систем.

На протяжении многих веков понимание жизни и смерти, отношений живого и неживого, возникновения и развития организмов являлись полем метафизических спекуляций и натурфилософских построений. Вплоть до середины XIX в. проблема жизни даже не была серьезно поставлена. Отдельные гениальные догадки не меняли сути дела: жизнь или отождествлялась с другими формами движения (механицизм), либо объявлялась особым феноменом, проявлением действия особого рода субстанции — жизненной силы (витализм). Важно подчеркнуть, что история рассматриваемой проблемы отражает развитие методологических подходов к ее рассмотрению.

В многовековой истории биологии вокруг проблемы происхождения и сущности жизни развертывалась борьба двух основных направлений — механицизма и витализма, конкретные исторические формы которых существенно модифицировались в связи с развитием экономики, науки и техники, материальной и духовной жизни в целом, а основные принципиальные положения, сохраняясь в своем существе, лишь менялись по форме. Это важно подчеркнуть, так как многие исследователи, рассматривая борьбу витализма и механицизма как определенную закономерность в познании жизни, недостаточно оттеняли многообразие исторических форм витализма и механицизма. Следует далее пояснить сами термины «витализм» и «механицизм».

Витализм (от лат. Vitalis — жизненный, животворный, живой) — идеалистическое течение в биологии, историко-философские корни которого уходят к идеям Платона о бессмертной душе и представлениям Аристотеля о форме как особой творческой силе, имеющей цель в себе (энтелехии). На протяжении многих столетий витализм противостоял различным историческим формам материализма в биологии. Отстаивая качественную специфику жизненных процессов и их целостность, несводимость структур и функций живых систем к их механическим, физическим, химическим, кибернетическим и др. неорганическим аналогам, витализм своей критикой стимулировал развитие и углубление исследований живого с позиций механики, физики и химии, возникновение физико-химических исследований живого, биокибернетики и бионики, концепций самоорганизации.

По мере прогресса науки, развития методологии и конкретных методов исследования живого происходило изменение форм витализма. На смену первоначальному анимизму (идее о всеобщей одушевленности всех тел природы), ярко проявившемуся в представлениях Платона и Аристотеля, последовательно приходят механистический (машинный) витализм, физикалистский (энергетический) витализм, химический (в частности, стереохимический) витализм, кибернетический витализм. Переходы от одной формы витализма к другой были тесно связаны со сменой господствующих в естествознании парадигм и изменением научных картин мира (на смену механической картине мира приходят физическая, химическая, биологическая). Ожесточенная полемика виталистов и механицистов (механистических материалистов) способствовала взаимному уточнению концепций тех и других. По мере успехов материалистического естествознания в изучении субстрата и функций живых систем, витализм, утрачивая свое господство в одних областях, переходил в другие, где отсутствовало рациональное объяснение наблюдаемых явлений. Так, например, основатель неовитализма Ганс Дриш (1867- 1941) — немецкий биолог и философ-идеалист, детально изучивший регулятивные процессы в ходе зародышевого развития личинки морского ежа, связывал действие жизненной силы лишь с регулятивными «механизмами» управления и энергетики живого, получившими к этому времени благодаря развитию биохимии и биофизики рациональное объяснение и не нуждающимися, по мнению Дриша, в немеханистической, виталистической трактовке. Виталистические концепции отразились не только в толковании сущности жизни, но и в понимании многих ее феноменов (физиологических процессов в организмах, онто- и филогенеза, развития жизни как планетарного явления). Будучи специфическим отражением и преломлением идеализма в биологии, витализм, в свою очередь, оказывал определенное воздействие на развитие философии.

В современных концепциях витализм проявляется в дуалистических представлениях о живом, о соотношении души и тела, в дуалистических истолкованиях антропосоциогенеза.

Механицизм обычно определяют как установку на исчерпывающее объяснение всех природных явлений с позиций механики, рассмотрение живых существ и социальных явлений как особого рода машин, в которых все сложные феномены являются комбинацией механических устройств. А организм, по мнению механицистов, есть особого рода механизм.

Такое понимание механицизма если и справедливо, то только в отношении науки XVII в. И оно уже не полностью адекватно для науки XVIII в. В таком буквальном понимании термин «механицизм» не отражает ни того, что происходило в античной науке, ни тех дискуссий, которые происходят в современной науке. В этих случаях речь идет уже не о «сведении» всех явлений мира непосредственно к механике, а о такой позиции, когда признается специфичность явлений отдельных областей материального мира, отдельных форм движения, но считается, что каждая из более высоких форм движения может быть сведена к одной или комбинации нескольких нижележащих форм движения.

Можно говорить о механицизме в собственном (узком) смысле, представляющем всю природу и отдельные ее явления по образу механических машин-автоматов. Это течение имеет своим истоком материалистический аспект картезианства. И можно толковать механицизм в более широком плане — как «сведение» любого естественного явления к машине, но не обязательно исключительно к грубо механическому устройству. Такая машина может мыслиться как тепловой двигатель (аналогии: дыхание — горение), как химическая, либо кибернетическая «машины», либо, наконец, как сложная комбинация всех названных.

В связи с этим в многовековой истории борьбы витализма и механицизма следует выделять наивный механицизм, возникший задолго до возникновения механики как науки и выражавшийся в идее развития путем простой комбинации первичных элементов или начал (Эмпедокл, атомизм Левкиппа — Демокрита — Эпикура и др.), грубый машинный механицизм, физический механицизм (организм — тепловой двигатель), химический механицизм (жизнь — форма бытия особых молекул органического вещества), кибернетический механицизм. Каждой из исторических форм механицизма соответствуют свои исторические формы витализма. Вообще противоположность механицизма и витализма не является столь значительной, как об этом иногда думают. Как это ни парадоксально, но витализм, по сути дела, есть продолжение механицизма в тех областях, где механицизм не находит четких и достаточных оснований для решения проблем. По меткому выражению Л. Берталанфи, витализм есть вывернутый наизнанку механицизм. Наивному механицизму противостояли идеи первоначального витализма (Аристотель) о душе, энтелехии (целевой причине и внутреннем двигателе явлений), которая определяет и направляет развитие как бы в предвидении его конечного результата. Этим «направляющим» началом является не материя (которая вечна и инертна), а именно активная форма.

Читайте также:  Объясните различие в направлении индукционного тока с точки зрения правила ленца

Следует отметить известную условность в перенесении наших современных оценок витализма и механицизма на античную науку.

Конечно же, в античной науке еще нет витализма и механицизма в развитом виде. Говоря о витализме Аристотеля или механицизме Демокрита, мы несколько схематизируем историю и приписываем «зародышам будущих мировоззрений» значение самостоятельных направлений. В этом вопросе следует согласиться с немецким исследователем К. Гесслером, который в своей книге «О сущности жизни» отмечает данное обстоятельство.

Грубый машинный механицизм XVII-XVIII вв. мыслил машины по образу и подобию часового механизма. В полемике с механицизмом виталисты нового времени, не отвергая нацело объяснительных возможностей схемы организм — механизм, ставили вопрос о Творце организмов (часы создает часовщик, организмы — высшая сила, жизненная сила, творец и т.п.) и об источнике активности организмов (движущих пружинах функционирования и развития живого). Такие вопросы подталкивали естествоиспытателей и натуралистически мыслящих философов к поиску таких причин. По свидетельству X. С. Коштоянца, уже первый основоположник машинных представлений об организмах Р. Декарт задумывался о роли «животного тепла» как источнике движения. К этому его, вероятно, подталкивали наблюдения над практикой виноделия и сыроделия, процессами брожения и дыхания. Еще в большей мере это относится к Ж. Ламетри, которого, по справедливому замечанию того же X. С. Коштоянца, нельзя считать грубым механистом, так как он трактует организм не только с позиций механики, но и с позиций физики и химии. Это в полной мере относится и к Д. Дидро. Вслед за Толандом Дидро развивает идею о движении как главном атрибуте материи. Тем самым он подрывает ту основу, исходя из которой виталисты разрывали форму и содержание жизни. Дидро хорошо видит недостатки грубомеханистического объяснения жизни Декартом, равно как и недостатки философии Спинозы. В своем обращении к читателю в предисловии своего труда он замечает: «Помни всегда, что природа не бог, человек не машина, гипотеза не факт, и будь уверен, что ты неверно поймешь меня во всех тех местах этого произведения, где, по твоему мнению, ты заметишь что-нибудь противоречащее этим принципам»1. Здесь высказано недовольство материалиста той неизбежной формой (в силу недостаточной развитости естественно-научного знания и др. причин), в которую по необходимости вынужден был облечься материализм в стремлении уйти от ограниченностей механистического мировосприятия. Критические «стрелы» виталистов стимулировали естественно-научную мысль к поиску ответов на поставленные в полемике вопросы. В дальнейшем (уже в XIX в.) это привело к открытию первого начала термодинамики — закона сохранения и превращения энергии, влияние биологических запросов на открытие которого следует особо отметить.

Современный витализм, в условиях, когда существует диалектический материализм и сформулированы эволюционно-материалистические концепции возникновения и сущности жизни (А. И. Опарина, Дж. Б. С. Холдейна, Д. Д. Бернала и др.), не противостоит столь резко механицизму и метафизике, а скорее смыкается с ними в критике диалектико-материалистической методологии. Примеров тому множество (Г. Веттер, Хаас, Дессауэр, Ж. Моно и др.).

Необходимо подчеркнуть, что многовековая борьба вокруг проблемы происхождения и сущности жизни имела значение не только для биологии, но и оказывала серьезное влияние на мироощущение и мировосприятие различных эпох, на целые философские системы и школы.

В более близкое к нам время идеи витализма развивались многими мыслителями в рамках общих философских систем. Так, например, блестящий экспериментатор Г. Дриш, не сумев с позиций механистической методологии объяснить ряд открытых им и другими учеными явлений индивидуального развития, переходит на позиции витализма и философского идеализма (неотомистского толка).

Можно привести и обратные примеры, когда общий характер мировоззрения ученого активно влияет на его представления о сущности жизни. Например, известный французский ученый, философ и теолог П. Тейяр де Шарден развивает эволюционную концепцию происхождения и развития жизни, но на идеалистической основе.

Важно подчеркнуть, что проблема происхождения и сущности жизни всегда была и остается сегодня ареной острой идейной борьбы не только различных биологических школ и течений, но и различных философских направлений. С другой стороны, сам генезис этой проблемы не был автономным, а испытал на себе влияние развития материальной жизни общества, развития приборной базы биологии (создание оптической, а затем электронной микроскопии и других методик), смежных отраслей естествознания, методологии науки и т.д., и т.п.

XX в. принес новый поворот в подходе к проблеме жизни. В предшествующие века во всем многообразии подходов к проблеме, взглядов и суждений о жизни имелся один общий момент. Во всех них происходила неосознаваемая подмена: все исследователи, как виталисты, так и механицисты, как сторонники целостного, так и сторонники суммативного подхода в толковании сущности жизни, фактически определяли как динамическое и длящееся явление не жизнь, а живое существо — организм. Причем в различные эпохи в зависимости от глубины проникновения в явления жизни эти определения являлись отражением жизненных явлений на уровне сложного многоклеточного организма, либо на уровне витальных процессов в клетке, либо на субклеточном и молекулярном уровне.

Витализм на всех этапах не просто противостоял механицизму, а заставлял материалистически мыслящих ученых искать ответы на те вопросы, которые оставались необъясненными с позиций той или иной исторической формы механицизма. Первоначально это были вопросы целесообразности строения и функций живых существ, затем вопросы особого субстрата (органических веществ в мире живого в отличие от неорганических тел), затем вопросы истоков их активности и, наконец, на рубеже XIX и XX вв. вопросы управления поведением и развитием живого.

Механисты, опираясь на достижения механики, физики и химии, акцентировали внимание на общих чертах живых существ и явлений неорганической природы. Жизнь стали рассматривать как физико-химический процесс. Однако вскоре обнаружился ряд особенностей этого процесса, значительно отличающих его от аналогичных процессов в неорганических системах. Так, например, каталитические свойства белков аналогичны действию неорганических катализаторов. Однако ферментативный катализ существенно отличен и качественно, и количественно от действия неорганических катализаторов. Ферментативный катализ отличается от своего промышленного аналога тремя отличительными особенностями: значительным увеличением скорости реакции (в 1010-1013 раз) и специфичностью, т.е. избирательностью (способность каждого фермента катализировать превращение строго определенных биологических субстратов, иногда лишь единственного вещества, в единственном направлении), не достижимыми в небиологическом катализе. Особенностью ферментативного катализа является также его регулируемость — способность биокатализатора, фермента, увеличивать или уменьшать свою активность в зависимости от потребностей организма. Однако исследование механизма ферментативного катализа показывает, что к нему применимы законы и принципы, на которых основаны обычные химические реакции. Отличие реакций ферментативного катализа определяется сложностью структуры ферментов и химических превращений, которые совершают вещества в ходе катализа.

Понятие жизни в философии

Жизнь — в философском аспекте времен и народов

Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания. У всех времен и народов высказывания о жизни носили разный, не похожий характер.

В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — во избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться. Но так, же были и негативные высказывания о жизни.

Будда, Шопенгауэр считали жизнь — страданием. Платон, Лабрюйер, Паскаль, что жизнь — сон. Экклезиаст: “И возненавидел я жизнь, ибо противным мне стали дела, которые делаются под солнцем, ибо все — суета и томление духа”; Марк Аврелий: “Жизнь — борьба и странствие по чужбине”; Иоанн Дамасский: “Все пепел, призрак, тень и дым”; Петрарка: ”Жизнь однозвучна, зрелище уныло”; Шекспир: “Жизнь — это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла” Паскаль: “Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия”; Дидро: “Вся жизнь — лишь цена обманчивых надежд”; Кьеркегор: “Моя жизнь — вечная ночь. Что такое жизнь, как не безумие?”; Ницше: “Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду”. Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и как дух, а как специфическую человеческую драму.

Читайте также:  Политика с точки зрения государственного подхода

До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».

XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.

Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в Бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.

Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

Философия жизни — смысл жизни и смерти человека

Жизненная философия — это система воззрений человека. Поиск ответов на главные вопросы в жизни, в чем ее смысл, для чего, что и как делать, не прекращается. С античных времен умы философов мудрствуют над этим. Сформированы десятки учений, но по-прежнему люди задают себе эти вопросы.

Что такое философия жизни?

Понятие «философия жизни» имеет два значения:

  1. Личная философия, в центре которой решение экзистенциальных вопросов о состоянии человека.
  2. Философское направление, зародившееся в Германии во второй половине XIX века как реакция на рационализм. Главные представители:
  • Вильгельм Дильтей;
  • Анри Бергсон;
  • Пьер Адо;
  • Фридрих Ницше;
  • Георг Зиммель;
  • Артур Шопенгауэр.

Понятие жизни в философии

Жизнь определение в философии занимало умы многих мыслителей. Сам по себе термин многозначен и может быть рассмотрен с разных точек зрения:

  • биологической (как форма существования материи);
  • психологической (как форма существования сознания);
  • культурно-исторической (как форма существования человечества).

Философия жизни — основные идеи

Философия жизни объединила в себе различные направления, объединенные общими идеями. Она возникла как реакция на устаревшие философские традиции, обусловленные рационализмом. Идеи философии жизни в том, что бытие – это первооснова, и только через него можно что-то постичь. Все рациональные методы познания мира – в прошлом. На смену им приходят иррациональные. Чувства, инстинкты, вера – основные инструменты постижения реальности.

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Смысл жизни человека — философия

Проблема смысла жизни в философии была и остается актуальной. Ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что делает жизнь значимой ищут философы разных направлений на протяжении веков:

  1. Античные философы были единодушны во мнении, что суть человеческой жизни таится в стремлении к благу, счастью. Для Сократа счастье равно совершенствованию души. Для Аристотеля – воплощению человеческой сущности. А сущность человека – это его душа. Духовный труд, мышление и познание ведут к достижению счастья. Эпикур видел смысл (счастье) в удовольствии, которое он представлял не как наслаждение, а как отсутствие страха, физических и духовных страданий.
  2. В Средние века в Европе представление о смысле жизни было напрямую связано с традициями, религиозными идеалами и сословными ценностями. Здесь наблюдается схожесть с жизненной философии в Индии, где повторение жизни предков, сохранение сословного статуса являются ключевыми.
  3. Философы XIX-XX веков считали, что жизнь человека бессмысленна и абсурдна. Шопенгауэр утверждал, что все религии и философские течения – это лишь попытки найти смысл и сделать бессмысленную жизнь выносимой. Экзистенциалисты, Сартр, Хайдеггер, Камю, приравнивали жизнь абсурду, и только человек мог собственными действиями и выбором придать ей некий смысл.
  4. Современные позитивистский и прагматичный подходы утверждают, что жизнь обретает тот смысл, который важен для отдельного человека в рамках его реальности. Это может быть все, что угодно – достижения, карьера, семья, искусство, путешествия. То, за что конкретный человек ценит свою жизнь и к чему стремится. Такая философия жизни очень близка многим современным людям.

Философия жизни и смерти

Проблема жизни и смерти в философии является одной из ключевых. Смерть как результат процесса жизни. Человек как любой биологический организм смертен, но в отличие от других животных, он осознает свою смертность. Это подталкивает его к мыслям о смысле жизни и смерти. Все философские учения можно условно поделить на два типа:

  1. Нет жизни после смерти. После смерти нет никакого бытия, вместе с телом человека погибает и его душа, его сознание.
  2. Жизнь после смерти есть. Религиозно–идеалистичный подход, жизнь на земле – это подготовка к загробной жизни или реинкарнации.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний». Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха». Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение». Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Фильмы о философии жизни

Режиссеры обращаются в своих картинах к теме человеческой жизни. Фильмы о философии жизни, которые заставят задуматься:

  1. «Древо жизни». Режиссера Терренса Малика. Это кино поднимает миллионы риторических вопросов о значении жизни, проблеме идентичности человека.
  2. «Вечное сияние чистого разума». Картина Мишеля Гондри, вышедшая на экраны в 2004, своего рода философское учение о том, как жить свою жизнь, принимать ошибки и не забывать о них.
  3. «Фонтан». Фантастическое кино от Даррена Аранофски покажет новые интерпретации действительности.
Читайте также:  Какое зрение допускается при сдаче на права

Философия жизни и смерти: понятие, проблема, различные трактования

Человек – это единственное живое существо, осознающее свою смертность. Даже на начальном этапе развития люди понимали, что они не вечны. Потому очевидно, что философия смерти возникла много веков, и отношение к этому вопросу постоянно изменялось в ходе истории.

Понятие смерти в философии

С позиции философии противопоставление жизни и смерти не может быть верным. Ведь жизнь – это процесс, а смерть – прекращение этого процесса. С этой точки зрения понятие смерти в философии противопоставляется рождению.

Если отбросить все религиозные взгляды на умирание человека и остановиться на мнениях философов, то можно выделить несколько основных:

  1. Аристотель опирался на концепцию божественного начала мира и потому верил в существование души на разных уровнях, один из которых предполагает ее бессмертие (как часть божественного разума).
  2. Платон также верил в бессмертие души, разделяя ее на две части: смертную и бессмертную; бессмертная часть при этом, по его предположениям, каким-то образом продолжает «мыслить» и после умирания физической оболочки.
  3. Эпикур считал, что боязнь смерти – это один из источников беспокойства человека; он боролся с этим беспокойством, утверждая, что, пока человек жив, он не имеет отношения к смерти, а когда она приходит, человека уже нет. То есть смерть, в философии Эпикура, не существует как таковая для живого человека.
  4. Лукреций поддерживал в целом мнение Эпикура и считал, что человек, умирая, просто перестает существовать, и его душа никуда не переселяется, следовательно, не испытывает ничего; это, с точки зрения Лукреция, дает основание не волноваться о том, что жизнь конечна.

В средние века отношение к смерти основывается на религиозных убеждениях, а само умирание физического тела воспринимается как один из видов зла. Примерно тогда же начинают развиваться и материалистические концепции жизни и смерти, так как происходит много открытий в области медицины и биологии.

Проблема смерти в философии

Проблема смерти в философии всегда была одной из основных. Античные философы разделились на тех, кто верил в бессмертие души, и на тех, кто считал, что вместе с прекращением физического существования прекращается и любое другое.

Позже настолько развилась идея о существовании жизни после смерти, что людям был внушен не только страх умереть, но и страх перед миром мертвых. Уже к XIX веку мнения возникли два противоположных течения:

  • одни старались не думать о смерти и сконцентрировались на физическом существовании,
  • другие ставили эту проблему во главу угла своих рассуждений и жили под страхом божьей кары после прекращения физического существования.

Многие русские философы XIX века считали, что смерть подчеркивает смысл бытия, и если жизнь действительно конечна, то все существование человека – лишь насмешка над ним (Достоевский). Толстой считал обязательным для человека осознание своей смертности для «нравственной жизни». Соловьев полагал, что человек не должен испытывать страха перед тем, что жизнь имеет финал, так как такая позиция противоречит божественному началу.

Философия жизни и смерти

По сути, вся философия жизни и смерти сводится к определению смысла того и другого. Именно этим занимались философы с античных времен. Основная идея – жизнь должна иметь и другие цели, кроме выживания как такового, иначе и смерть не имеет смысла.

Однако существует и гедонистические представления об этой проблеме. Основатель учения гедонизма – Аристипп – полагал, что мудрый человек будет стремиться к получению удовольствий от тех благ, которые он может получить от жизни.

Философы-стоики относились ко всему, что происходит с человеком на протяжении его жизни, как к неминуемому, верили в существование рока, однако не призывали к бездействию. Наоборот, они считали, что только сохранение внутренней свободы позволит человеку перенести все то, что выпало на его долю.

На сегодняшний день существует великое множество самых разных философских концепций отношения к жизни и смерти. Все они имеют право на существование, и человек может выбрать, какой точки зрения ему придерживаться, или выработать свою собственную позицию.

А как Вы относитесь к вопросу смерти? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Что такое жизнь с точки зрения философии, биологии, физики и религии

Точно ответить на вопрос «что такое жизнь» не в силах никто, каждый человек по-своему относится к этому и строит свои рассуждения исходя из накопленного багажа знаний. Если говорить простым языком – жизнь это цепочка событий, которая приводит к смерти. Кто-то из великих сказал о том, что жизнь — это затяжной прыжок из утробы матери в могилу.

Точные и гуманитарные науки давно пытаются ответить на этот вопрос. Далее мы рассмотрим отношение к жизни тех наук, которые внесли наибольший вклад в данный вопрос.

С точки зрения философии

Безусловно, Философия пыталась описать жизнь с помощью чувств и эмоций. Основная мысль Философии известна каждому “Я мыслю, значит, я существую”, но в философском подходе, полностью отсутствует логика. Философия рассуждает о жизни банально, например: материалисты верили в то, что жизнь представляет собой множество материальных предметов, которые можно потрогать. В то, что в жизни есть свои мысли и фантазии, они не верили. Если человек может прикоснуться к камню – означает то, что он живет. А если человек думает о камне – еще не говорит о том, что человек живет. В Философии очень много рассуждений, и нет ни одной попытки, объяснить жизнь, при помощи научных исследований.

С точки зрения биологии

Биология отталкивается от строения живых существ. Основными мотивами биологии, являются исследования о нашем теле: если у нас есть два глаза, нос, рот, и ноги – мы живем. В биологии рассмотрена жизнь химических процессов нашего тела, например: если белок вступает во взаимодействие с другими веществами – он живет. Биологи уверены в том, что если человек мутировал с годами, и стал таким, какой он сейчас, он живет и развивается. Биологи часто пытаются придумать возникновение жизни, именно из-за этого появилась теория Дарвина и теории о том, что человек вышел из воды. Биологи установили, что человеческий организм схож с организмом дельфинов и акул, и поэтому утверждают – жизнь человека зародилась в океане, в древние времена. Биологический подход несет в себе анализ и множество исследований, этим он отличается от философского.

С точки зрения физики

Физики очень близки к истине и их мнение на данный момент наиболее авторитетно. Основное утверждение физиков звучит следующим образом – “Вся наша жизнь подчиняется законам притяжения, и другим точным законам, в связи с этим: мы можем предсказать любое жизненное событие, которое произойдет в ближайшем будущем”. Физики близки к материалистам, они не верят, что в этой жизни есть бог и ангелы хранители, они верят только тому, что видят. Физики рассматривают человека как структуру атомов, исходя из этого, делают вывод – Человек живет, если живут атомы. Говоря проще, если тело человека разлагается: его жизнь кончилась, а если его тело в норме: человек живет.

С точки зрения религии

Религия внесла огромный вклад в жизнь, и изменила взгляды на нее у большинства людей. По их точке зрения: все мы на этой земле не просто так, и у каждого из нас, есть свое предназначение. Они считают, что жизнь дана для того, чтобы учиться на своих победах и поражениях. Религия считает, что человека создал Бог и именно он разработал все процессы на нашей земле. Человек живет, если внутри него живет вера в бога – мнение Религии. К вопросам жизни и смерти, религия относится по-философски, но полностью отсутствует какая-либо материальная составляющая.

Источники:
  • http://studbooks.net/912492/filosofiya/ponyatie_zhizni_filosofii
  • http://womanadvice.ru/filosofiya-zhizni-smysl-zhizni-i-smerti-cheloveka
  • http://www.rutvet.ru/in-filosofiya-zhizni-i-smerti-ponyatie-problema-razlichnye-traktovaniya-7427.html
  • http://voprosum.ru/chto-takoe-zhizn-s-tochki-zreniya-filosofii-biologii-fiziki-i-religii