Меню Рубрики

Понятие жизнь с философской точки зрения

Жизнь— то, чем мир организмов (т.е. растения, животные, человек) отличается от всей остальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно, чувственно постигая суть жизни.
Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.
В естественнонаучно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления;
жизнь (согласно Э. С. Расселу) принципиально отличается от органического явления своей направленностью, в частности:
1) прекращением действия с достижением цели;
2) продолжением действия, если цель не достигнута;
3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное — на непривычное;
4) ограничением, но не определением, направленного поведения внешними условиями (напр., деление клеток или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания).
Объяснение такого поведения с причинномеханической точки зрения невозможно; указания границы между органической и неорганической материей (см. Вирус) для этого тоже недостаточно.
Проблему живого пытаются решить посредством аристотелевского понятия энтелехии или посредством предполагаемого «витального фактора»
Жизнь в метафизическом смысле— основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения осн. существующих мировоззренческих предпосылок.
См. Созерцание; Экзистенциализм.
Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Современная гештальтпсихология отвергает как причинно-механическое, так и виталистическое объяснение живого, поскольку оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т.д.).
С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков.
См. История, Культура, Философия истории.
Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений.
С биографической точки зрения«жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти.
Жизненная сила (лат. — vis vitalis) — принятая в витализме «особая» элементарная сила, благодаря которой в организме возникают явления жизни.
Жизненные формы— по Шпрангеру, «мысленно спроектированные структуры индивидуального сознания, которые получаются, когда ценность в жизни поднимается как господствующее».
В качестве таких жизненных форм Шпрангер рассматривает теоретического, экономического, эстетического, социального, религиозного и государственного человека.
Философия жизни— в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания.
Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»;
она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта;
она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание — от понятия, «творческое» — от «механического».
К сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно Эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с Парацельса (особенно Ван-Гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно Гаманна, Гердера и Гёте), нем. идеализма (особенно Шеллинга), романтизма и биологизма.
Основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается Шопенгауэр и в еще большей степени Ницше.
В нач. 20 в. философия жизни в лице Бергсона, Зиммеля, Дилътея, Кейэерлинга и Клагеса достигла вершины своего развития.
Философия жизни является предшественницей экзистенциализма — философии существования.
«Философами жизни» называют иногда также моралистов.

Жизнь— многозначное понятие, используемое в различных контекстах. Таких как: жизнь биологическая, как особое состояние материи, жизнь (юриспруденция и право) в социально-политическом смысле (страхование жизни), жизнь (жизнеспособность) как метафора, когда, например, свойства живых организмов приписываются иным объектам (жизнеспособная идея, живая вода, живая музыка, жизнеспособный бизнес).

Важные свойства жизни в той или иной степени общие для всех контекстов: поведение, метаболизм, рост, размножение, развитие, гомеостаз. Жизнь и смерть, живое и неживое, выживание и невыживание согласно бинарной логике — это две взаимоисключающие части единой природы, частью которой являемся и мы. Обычно обозначают термином жизнь только один из многих принципиально возможных вариантов — жизнь белковых тел. В данную категорию жизни не попадают некоторые организмы, такие как бактериофаги, которые не производят своих белков. С многими другими вариантами жизни мы сталкивались при чтении фантастической литературы, где можно было встретить подобную нашей углеродной химическую жизнь на основе кремний-органических соединений, или принципиально иную жизнь стабильных волновых структур каких либо энергетических полей и многое другое.

Попытки ученых и философов определить (в языке без семиотического контроля) принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно. В зависимости от контекста решаемой задачи и используя уже известный материал текущего исторического момента определяя понятия разные авторы использовали различные методы мышления, выбирали различную степень обобщения и конкретизации. Качественно новый уровень понимания феномена жизни начинается с определения его границ: феноменов рождения и смерти. Так появилось отдельное философское направление, изучающее смерть —танталогия. Согласно логике одного из её основоположников метафизика М.Ф.К. Биша жизнь понималась как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. Аналогично описывает феномен его оппонент,материалистдиалектикФ. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел…». Ему же принадлежит цитата: «Жить — значит умирать». Оба оппонента мыслили о единственной известной тогда белковой форме жизни, и определяли её по отношению к её же противоположности —смерти, используя классическое предметное мышление и бинарную логику. В современной литературе понятие жизнь может трактоваться как с классической философско-биологической точки зрения, с позиции теории информации,кибернетики,топологии, физики сложных систем. Понятие может также включать глубокий семиотический анализ языка представления и может быть сделано с учётом эволюции любых других наук, искусств или метафизик в двадцатом столетии. Выбор понятия зависит от контекста конкретной задачи, вызвавшей необходимость дать определение понятия жизнь. Параметры выбора подходящей «точки зрения» требуют для логически осмысленного описания методы наук двадцатого столетия:масштабный релятивизм,корпускулярно-волновой дуализм,сложности и статистика,феномены языка,виртуальные объекты,моделирование и мышление,теория комфорта. Применение субъектом какого либо конкретного определения понятия жизнь не отрицает справедливость и не умаляет ценность использования в ином контексте любого другого определения. См. также:клетка,ДНК,бактерия,вирус,растение,животное,рождение,смерть

Жизненная философия — это система воззрений человека. Поиск ответов на главные вопросы в жизни, в чем ее смысл, для чего, что и как делать, не прекращается. С античных времен умы философов мудрствуют над этим. Сформированы десятки учений, но по-прежнему люди задают себе эти вопросы.

Что такое философия жизни?

Понятие «философия жизни» имеет два значения:

  1. Личная философия, в центре которой решение экзистенциальных вопросов о состоянии человека.
  2. Философское направление, зародившееся в Германии во второй половине XIX века как реакция на рационализм. Главные представители:
  • Вильгельм Дильтей;
  • Анри Бергсон;
  • Пьер Адо;
  • Фридрих Ницше;
  • Георг Зиммель;
  • Артур Шопенгауэр.

Понятие жизни в философии

Жизнь определение в философии занимало умы многих мыслителей. Сам по себе термин многозначен и может быть рассмотрен с разных точек зрения:

  • биологической (как форма существования материи);
  • психологической (как форма существования сознания);
  • культурно-исторической (как форма существования человечества).

Философия жизни — основные идеи

Философия жизни объединила в себе различные направления, объединенные общими идеями. Она возникла как реакция на устаревшие философские традиции, обусловленные рационализмом. Идеи философии жизни в том, что бытие – это первооснова, и только через него можно что-то постичь. Все рациональные методы познания мира – в прошлом. На смену им приходят иррациональные. Чувства, инстинкты, вера – основные инструменты постижения реальности.

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Смысл жизни человека — философия

Проблема смысла жизни в философии была и остается актуальной. Ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что делает жизнь значимой ищут философы разных направлений на протяжении веков:

  1. Античные философы были единодушны во мнении, что суть человеческой жизни таится в стремлении к благу, счастью. Для Сократа счастье равно совершенствованию души. Для Аристотеля – воплощению человеческой сущности. А сущность человека – это его душа. Духовный труд, мышление и познание ведут к достижению счастья. Эпикур видел смысл (счастье) в удовольствии, которое он представлял не как наслаждение, а как отсутствие страха, физических и духовных страданий.
  2. В Средние века в Европе представление о смысле жизни было напрямую связано с традициями, религиозными идеалами и сословными ценностями. Здесь наблюдается схожесть с жизненной философии в Индии, где повторение жизни предков, сохранение сословного статуса являются ключевыми.
  3. Философы XIX-XX веков считали, что жизнь человека бессмысленна и абсурдна. Шопенгауэр утверждал, что все религии и философские течения – это лишь попытки найти смысл и сделать бессмысленную жизнь выносимой. Экзистенциалисты, Сартр, Хайдеггер, Камю, приравнивали жизнь абсурду, и только человек мог собственными действиями и выбором придать ей некий смысл.
  4. Современные позитивистский и прагматичный подходы утверждают, что жизнь обретает тот смысл, который важен для отдельного человека в рамках его реальности. Это может быть все, что угодно – достижения, карьера, семья, искусство, путешествия. То, за что конкретный человек ценит свою жизнь и к чему стремится. Такая философия жизни очень близка многим современным людям.
Читайте также:  Как начисляется пенсия инвалидам по зрению

Философия жизни и смерти

Проблема жизни и смерти в философии является одной из ключевых. Смерть как результат процесса жизни. Человек как любой биологический организм смертен, но в отличие от других животных, он осознает свою смертность. Это подталкивает его к мыслям о смысле жизни и смерти. Все философские учения можно условно поделить на два типа:

  1. Нет жизни после смерти. После смерти нет никакого бытия, вместе с телом человека погибает и его душа, его сознание.
  2. Жизнь после смерти есть. Религиозно–идеалистичный подход, жизнь на земле – это подготовка к загробной жизни или реинкарнации.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний». Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха». Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение». Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Фильмы о философии жизни

Режиссеры обращаются в своих картинах к теме человеческой жизни. Фильмы о философии жизни, которые заставят задуматься:

  1. «Древо жизни». Режиссера Терренса Малика. Это кино поднимает миллионы риторических вопросов о значении жизни, проблеме идентичности человека.
  2. «Вечное сияние чистого разума». Картина Мишеля Гондри, вышедшая на экраны в 2004, своего рода философское учение о том, как жить свою жизнь, принимать ошибки и не забывать о них.
  3. «Фонтан». Фантастическое кино от Даррена Аранофски покажет новые интерпретации действительности.

если ты не вкурил то это не значит что нужно обсирать)

Ты мозга мне не *б и

ТБВ -это везчь!
А вы тут трёте про матерь драконов и прочую ёбань..

Евгениус финал ТБВ обсуждаем))))

ты сам то игру престолов не смотришь?

Наркаманя *б анутовые. Вы о чем?

29 апреля 2019 17:18
g1ppo

А вот тут соглашусь, раскрылось убийство главного снеговика. Если можно, прошу удались переписку.

безусловно вы имеете право быть недовольной, но это не повод спойлерить и портить настрой всем кто еще не успел посмотреть эту серию, это как минимум неэтично. а по поводу конницы, при таком отсутствии видимости — немудрено, и их там встретили великаны.

29 апреля 2019 17:08
g1ppo

Да вообще огонь серия. Конницу ни за хрен бы выкинуть в задницу просто так, еще и с потраченным великим заклинанием огненного оружия. На стене бы тупо постоять в стоящих под стеной покойничков, а как те, задавят огонь и кинутся на стены — начать стрелять. В замке как баранам тупо стоять покуривать во дворике вместо занятия стены. Просто конченная САМАЯ ГЛАВНАЯ сцена всего сериала с убийством главного ледянного негодячика.

ЗЫ: первые сезоны смотрелся еще более-менее с позиции, не фантастического сериала, а детской сказочки типа аленького цветочка, переложенной на современные спецэффекты. Последние 3-4 сезона смотрелись по диагонали минут на 10 на серию с перемотками уже просто из принципа досмотреть, раз начали.

Так весь сериал и просмотрелся

то есть получается, что ты, считая сериал крайне тупым — продолжаешь его смотреть? и при этом подмечая какой же он тупой. у меня для тебя не очень хорошие новости. РС серия отличная.

29 апреля 2019 16:52
g1ppo

Это фиаско. Тупее сегодняшней 3-й серии 8-го сезона за все 7+ сезонов еще не было. А учитывая, что весь сериал сам по себе крайне тупой и держится исключительно на спецэффектах и сиськах.

Свершилось, йобта.
Переобулся наконец-то..

28 апреля 2019 21:55
HP

Евген ты сделал этот день хорошим, спасибо

28 апреля 2019 14:42
Михась

Христос Воскресе,правове рные!

Чё за хня,захожу на Крейзи,проц нагружается на 100%,по остальным сайтам всё норм.

Принтер, я запилил тебе посты..

28 апреля 2019 14:02
HP

Карт-Бланш любви тебе, достатка, счастья, добра, искренних друзей, да и вообще позитива больше, здоровья богатырского!

ОК. Договорились.

28 апреля 2019 13:44
HP

давай и то и то, посты божественны

и печатною машинку, в обнажёнке, так и напиши для принтера

Девок штоле надо?
Или картинки прикольные?

28 апреля 2019 13:29
HP

писать на стенах туалета увы друзья не мудрено, среди говна вы все поэты среди поэтов вы говно

Евген давай новый пост, за красоту, за любоф, за жись))

Призыв к онанизму.
Как бы статью за это не ввели..

28 апреля 2019 13:23
HP

Евген призыв к ананизму это тоже серьёзное предложение, на этом сайте общаются люди с разными религиями и восприятия жизни , подобные вбросы неприемлемы

28 апреля 2019 13:18

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

Сегодня день рождения

Смысл жизни [философские точки зрения]

Философская проблема смысла жизни, или вопрос «В чём смысл жизни?» — тема, как правило, затрагивающая интересы каждого человека. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному:
-«Откуда произошла жизнь?»,
-«Что составляет природу жизни (и Вселенной в которой мы живём)?»,
-«Почему жизнь важна?»,
-«В чём состоят жизненные ценности?»,
-«Что является целью (чьей-то) жизни?», «Зачем мне жить?».
О подобных вопросах люди спорили и спорят до сих пор, выдвигая соперничающие между собой научные теории, философские, теологические и религиозные объяснения.

Трансгуманизм — расширение гуманизма. Аналогично гуманизму он выдвигает гипотезу, что мы должны искать улучшения человеческой расы, как целого. Но он идёт дальше, подчёркивая, что мы также должны активно совершенствовать человеческое тело, используя технологию, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения, такие как смертность, физические недостатки, маленький объём памяти и т. д.. Первоначально это означало, что мы все должны стать киборгами, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в постчеловека, наследника человека разумного (Homo sapiens): Homo excelsior. Идеальным достижением этой цели была бы возможность применить все описанное к сегодняшнему населению прежде чем оно начнёт страдать от последствий старения и смерти. Аналогичные взгляды включают extropianism и продление жизни.
Следовательно, смысл жизни для трансгуманиста состоит в том, что жизнь возникла путём эволюции, что природой жизни является то, что мы наблюдаем через научные наблюдения и измерения, что человек и то кем он становится есть наиболее важная часть жизни, что наиболее ценными вещами в жизни являются развитие и совершенствование жизни всех людей, и что нашей обязанностью является управление природой жизни для улучшения нашей природы.

О понятии «жизнь»

Жизнь представляет собой сложный, многокачественный (и потому неподдающийся однозначному определению) фрагмент реальности. Понятие жизни широко используется в различных науках и в философии. Познание различных ее сторон осуществляется целым комплексом наук, начиная с физики и химии и кончая социогуманитарными науками. Биология представляет собой не унитарную, а многопредметную область. Предметами ее исследования, наряду с отдельными организмами (индивидуумами), являются суборганизменные образования (ткани, клетки, межклеточное вещество, полимерные органические молекулы, электроны как носители энергии и информации) и надорганизменные системы (популяции, биоценозы, биосфера). Во множестве неотъемлемых качеств (атрибутов) живого можно выделить два основных: организацию и развитие. В рассмотрении организации живой природы одни дисциплины (по преимуществу морфологические) делают акцент на пространственном строении живых систем, другие (физиологические) — на организации процессов во времени. Среди характерных особенностей организации живого обычно называют системный характер многообразных форм живого. Системность организации живого выражается в том, что образующие его компоненты, входя в состав живого, качественно изменяются и приобретают определенное функциональное значение под влиянием целого. Выражением этого, в частности, является различие функциональных ролей, различных вещественных составляющих в организации живого. Ферменты, представленные белками, выполняют каталитические функции, нуклеиновые кислоты — информационные, фосфорорганические соединения — энергетические. Даже неорганические образования — камешки, раковинки, входя в организацию живого, приобретают в ней определенную функцию. Само формирование общей теории систем было тесно связано с развитием биологии, а ее творцами были биологи и медики (А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи и др.).

Другими специфическими чертами организации живого является способность сохранять свою форму в процессе постоянного метаболизма, сочетание устойчивости и изменчивости. Это дало повод считать одной из наиболее характерных черт живого матричный принцип воспроизведения живого на молекулярном уровне, конвариантную редупликацию (Н. В. Тимофеев-Ресовский).

Философский смысл проблемы

Проблема жизни относится к тем научным проблемам, которые имеют несомненный философский смысл и значение. Она включает два основных аспекта, тесно связанных между собой: вопрос о взаимоотношении живого и неживого, о качественных особенностях организмов, т.е. вопрос о сущности жизни; и, во-вторых, вопрос о происхождении либо вечности жизни. О философском значении этих вопросов свидетельствует многовековая история познания и те концепции, которые возникали в истории при попытках решения этих вопросов.

Другим свидетельством философского смысла названной проблемы является ее глубокая связь с проблемами сознания и познания, с вопросами о природе чувственного и логического восприятия, об устойчивости и изменчивости в живой природе, об иерархичности, целостности и целесообразности строения и поведения живых систем.

На протяжении многих веков понимание жизни и смерти, отношений живого и неживого, возникновения и развития организмов являлись полем метафизических спекуляций и натурфилософских построений. Вплоть до середины XIX в. проблема жизни даже не была серьезно поставлена. Отдельные гениальные догадки не меняли сути дела: жизнь или отождествлялась с другими формами движения (механицизм), либо объявлялась особым феноменом, проявлением действия особого рода субстанции — жизненной силы (витализм). Важно подчеркнуть, что история рассматриваемой проблемы отражает развитие методологических подходов к ее рассмотрению.

В многовековой истории биологии вокруг проблемы происхождения и сущности жизни развертывалась борьба двух основных направлений — механицизма и витализма, конкретные исторические формы которых существенно модифицировались в связи с развитием экономики, науки и техники, материальной и духовной жизни в целом, а основные принципиальные положения, сохраняясь в своем существе, лишь менялись по форме. Это важно подчеркнуть, так как многие исследователи, рассматривая борьбу витализма и механицизма как определенную закономерность в познании жизни, недостаточно оттеняли многообразие исторических форм витализма и механицизма. Следует далее пояснить сами термины «витализм» и «механицизм».

Витализм (от лат. Vitalis — жизненный, животворный, живой) — идеалистическое течение в биологии, историко-философские корни которого уходят к идеям Платона о бессмертной душе и представлениям Аристотеля о форме как особой творческой силе, имеющей цель в себе (энтелехии). На протяжении многих столетий витализм противостоял различным историческим формам материализма в биологии. Отстаивая качественную специфику жизненных процессов и их целостность, несводимость структур и функций живых систем к их механическим, физическим, химическим, кибернетическим и др. неорганическим аналогам, витализм своей критикой стимулировал развитие и углубление исследований живого с позиций механики, физики и химии, возникновение физико-химических исследований живого, биокибернетики и бионики, концепций самоорганизации.

По мере прогресса науки, развития методологии и конкретных методов исследования живого происходило изменение форм витализма. На смену первоначальному анимизму (идее о всеобщей одушевленности всех тел природы), ярко проявившемуся в представлениях Платона и Аристотеля, последовательно приходят механистический (машинный) витализм, физикалистский (энергетический) витализм, химический (в частности, стереохимический) витализм, кибернетический витализм. Переходы от одной формы витализма к другой были тесно связаны со сменой господствующих в естествознании парадигм и изменением научных картин мира (на смену механической картине мира приходят физическая, химическая, биологическая). Ожесточенная полемика виталистов и механицистов (механистических материалистов) способствовала взаимному уточнению концепций тех и других. По мере успехов материалистического естествознания в изучении субстрата и функций живых систем, витализм, утрачивая свое господство в одних областях, переходил в другие, где отсутствовало рациональное объяснение наблюдаемых явлений. Так, например, основатель неовитализма Ганс Дриш (1867- 1941) — немецкий биолог и философ-идеалист, детально изучивший регулятивные процессы в ходе зародышевого развития личинки морского ежа, связывал действие жизненной силы лишь с регулятивными «механизмами» управления и энергетики живого, получившими к этому времени благодаря развитию биохимии и биофизики рациональное объяснение и не нуждающимися, по мнению Дриша, в немеханистической, виталистической трактовке. Виталистические концепции отразились не только в толковании сущности жизни, но и в понимании многих ее феноменов (физиологических процессов в организмах, онто- и филогенеза, развития жизни как планетарного явления). Будучи специфическим отражением и преломлением идеализма в биологии, витализм, в свою очередь, оказывал определенное воздействие на развитие философии.

В современных концепциях витализм проявляется в дуалистических представлениях о живом, о соотношении души и тела, в дуалистических истолкованиях антропосоциогенеза.

Механицизм обычно определяют как установку на исчерпывающее объяснение всех природных явлений с позиций механики, рассмотрение живых существ и социальных явлений как особого рода машин, в которых все сложные феномены являются комбинацией механических устройств. А организм, по мнению механицистов, есть особого рода механизм.

Такое понимание механицизма если и справедливо, то только в отношении науки XVII в. И оно уже не полностью адекватно для науки XVIII в. В таком буквальном понимании термин «механицизм» не отражает ни того, что происходило в античной науке, ни тех дискуссий, которые происходят в современной науке. В этих случаях речь идет уже не о «сведении» всех явлений мира непосредственно к механике, а о такой позиции, когда признается специфичность явлений отдельных областей материального мира, отдельных форм движения, но считается, что каждая из более высоких форм движения может быть сведена к одной или комбинации нескольких нижележащих форм движения.

Можно говорить о механицизме в собственном (узком) смысле, представляющем всю природу и отдельные ее явления по образу механических машин-автоматов. Это течение имеет своим истоком материалистический аспект картезианства. И можно толковать механицизм в более широком плане — как «сведение» любого естественного явления к машине, но не обязательно исключительно к грубо механическому устройству. Такая машина может мыслиться как тепловой двигатель (аналогии: дыхание — горение), как химическая, либо кибернетическая «машины», либо, наконец, как сложная комбинация всех названных.

В связи с этим в многовековой истории борьбы витализма и механицизма следует выделять наивный механицизм, возникший задолго до возникновения механики как науки и выражавшийся в идее развития путем простой комбинации первичных элементов или начал (Эмпедокл, атомизм Левкиппа — Демокрита — Эпикура и др.), грубый машинный механицизм, физический механицизм (организм — тепловой двигатель), химический механицизм (жизнь — форма бытия особых молекул органического вещества), кибернетический механицизм. Каждой из исторических форм механицизма соответствуют свои исторические формы витализма. Вообще противоположность механицизма и витализма не является столь значительной, как об этом иногда думают. Как это ни парадоксально, но витализм, по сути дела, есть продолжение механицизма в тех областях, где механицизм не находит четких и достаточных оснований для решения проблем. По меткому выражению Л. Берталанфи, витализм есть вывернутый наизнанку механицизм. Наивному механицизму противостояли идеи первоначального витализма (Аристотель) о душе, энтелехии (целевой причине и внутреннем двигателе явлений), которая определяет и направляет развитие как бы в предвидении его конечного результата. Этим «направляющим» началом является не материя (которая вечна и инертна), а именно активная форма.

Следует отметить известную условность в перенесении наших современных оценок витализма и механицизма на античную науку.

Конечно же, в античной науке еще нет витализма и механицизма в развитом виде. Говоря о витализме Аристотеля или механицизме Демокрита, мы несколько схематизируем историю и приписываем «зародышам будущих мировоззрений» значение самостоятельных направлений. В этом вопросе следует согласиться с немецким исследователем К. Гесслером, который в своей книге «О сущности жизни» отмечает данное обстоятельство.

Грубый машинный механицизм XVII-XVIII вв. мыслил машины по образу и подобию часового механизма. В полемике с механицизмом виталисты нового времени, не отвергая нацело объяснительных возможностей схемы организм — механизм, ставили вопрос о Творце организмов (часы создает часовщик, организмы — высшая сила, жизненная сила, творец и т.п.) и об источнике активности организмов (движущих пружинах функционирования и развития живого). Такие вопросы подталкивали естествоиспытателей и натуралистически мыслящих философов к поиску таких причин. По свидетельству X. С. Коштоянца, уже первый основоположник машинных представлений об организмах Р. Декарт задумывался о роли «животного тепла» как источнике движения. К этому его, вероятно, подталкивали наблюдения над практикой виноделия и сыроделия, процессами брожения и дыхания. Еще в большей мере это относится к Ж. Ламетри, которого, по справедливому замечанию того же X. С. Коштоянца, нельзя считать грубым механистом, так как он трактует организм не только с позиций механики, но и с позиций физики и химии. Это в полной мере относится и к Д. Дидро. Вслед за Толандом Дидро развивает идею о движении как главном атрибуте материи. Тем самым он подрывает ту основу, исходя из которой виталисты разрывали форму и содержание жизни. Дидро хорошо видит недостатки грубомеханистического объяснения жизни Декартом, равно как и недостатки философии Спинозы. В своем обращении к читателю в предисловии своего труда он замечает: «Помни всегда, что природа не бог, человек не машина, гипотеза не факт, и будь уверен, что ты неверно поймешь меня во всех тех местах этого произведения, где, по твоему мнению, ты заметишь что-нибудь противоречащее этим принципам»1. Здесь высказано недовольство материалиста той неизбежной формой (в силу недостаточной развитости естественно-научного знания и др. причин), в которую по необходимости вынужден был облечься материализм в стремлении уйти от ограниченностей механистического мировосприятия. Критические «стрелы» виталистов стимулировали естественно-научную мысль к поиску ответов на поставленные в полемике вопросы. В дальнейшем (уже в XIX в.) это привело к открытию первого начала термодинамики — закона сохранения и превращения энергии, влияние биологических запросов на открытие которого следует особо отметить.

Современный витализм, в условиях, когда существует диалектический материализм и сформулированы эволюционно-материалистические концепции возникновения и сущности жизни (А. И. Опарина, Дж. Б. С. Холдейна, Д. Д. Бернала и др.), не противостоит столь резко механицизму и метафизике, а скорее смыкается с ними в критике диалектико-материалистической методологии. Примеров тому множество (Г. Веттер, Хаас, Дессауэр, Ж. Моно и др.).

Необходимо подчеркнуть, что многовековая борьба вокруг проблемы происхождения и сущности жизни имела значение не только для биологии, но и оказывала серьезное влияние на мироощущение и мировосприятие различных эпох, на целые философские системы и школы.

В более близкое к нам время идеи витализма развивались многими мыслителями в рамках общих философских систем. Так, например, блестящий экспериментатор Г. Дриш, не сумев с позиций механистической методологии объяснить ряд открытых им и другими учеными явлений индивидуального развития, переходит на позиции витализма и философского идеализма (неотомистского толка).

Можно привести и обратные примеры, когда общий характер мировоззрения ученого активно влияет на его представления о сущности жизни. Например, известный французский ученый, философ и теолог П. Тейяр де Шарден развивает эволюционную концепцию происхождения и развития жизни, но на идеалистической основе.

Важно подчеркнуть, что проблема происхождения и сущности жизни всегда была и остается сегодня ареной острой идейной борьбы не только различных биологических школ и течений, но и различных философских направлений. С другой стороны, сам генезис этой проблемы не был автономным, а испытал на себе влияние развития материальной жизни общества, развития приборной базы биологии (создание оптической, а затем электронной микроскопии и других методик), смежных отраслей естествознания, методологии науки и т.д., и т.п.

XX в. принес новый поворот в подходе к проблеме жизни. В предшествующие века во всем многообразии подходов к проблеме, взглядов и суждений о жизни имелся один общий момент. Во всех них происходила неосознаваемая подмена: все исследователи, как виталисты, так и механицисты, как сторонники целостного, так и сторонники суммативного подхода в толковании сущности жизни, фактически определяли как динамическое и длящееся явление не жизнь, а живое существо — организм. Причем в различные эпохи в зависимости от глубины проникновения в явления жизни эти определения являлись отражением жизненных явлений на уровне сложного многоклеточного организма, либо на уровне витальных процессов в клетке, либо на субклеточном и молекулярном уровне.

Витализм на всех этапах не просто противостоял механицизму, а заставлял материалистически мыслящих ученых искать ответы на те вопросы, которые оставались необъясненными с позиций той или иной исторической формы механицизма. Первоначально это были вопросы целесообразности строения и функций живых существ, затем вопросы особого субстрата (органических веществ в мире живого в отличие от неорганических тел), затем вопросы истоков их активности и, наконец, на рубеже XIX и XX вв. вопросы управления поведением и развитием живого.

Механисты, опираясь на достижения механики, физики и химии, акцентировали внимание на общих чертах живых существ и явлений неорганической природы. Жизнь стали рассматривать как физико-химический процесс. Однако вскоре обнаружился ряд особенностей этого процесса, значительно отличающих его от аналогичных процессов в неорганических системах. Так, например, каталитические свойства белков аналогичны действию неорганических катализаторов. Однако ферментативный катализ существенно отличен и качественно, и количественно от действия неорганических катализаторов. Ферментативный катализ отличается от своего промышленного аналога тремя отличительными особенностями: значительным увеличением скорости реакции (в 1010-1013 раз) и специфичностью, т.е. избирательностью (способность каждого фермента катализировать превращение строго определенных биологических субстратов, иногда лишь единственного вещества, в единственном направлении), не достижимыми в небиологическом катализе. Особенностью ферментативного катализа является также его регулируемость — способность биокатализатора, фермента, увеличивать или уменьшать свою активность в зависимости от потребностей организма. Однако исследование механизма ферментативного катализа показывает, что к нему применимы законы и принципы, на которых основаны обычные химические реакции. Отличие реакций ферментативного катализа определяется сложностью структуры ферментов и химических превращений, которые совершают вещества в ходе катализа.

Философия жизни и смерти: понятие, проблема, различные трактования

Человек – это единственное живое существо, осознающее свою смертность. Даже на начальном этапе развития люди понимали, что они не вечны. Потому очевидно, что философия смерти возникла много веков, и отношение к этому вопросу постоянно изменялось в ходе истории.

Понятие смерти в философии

С позиции философии противопоставление жизни и смерти не может быть верным. Ведь жизнь – это процесс, а смерть – прекращение этого процесса. С этой точки зрения понятие смерти в философии противопоставляется рождению.

Если отбросить все религиозные взгляды на умирание человека и остановиться на мнениях философов, то можно выделить несколько основных:

  1. Аристотель опирался на концепцию божественного начала мира и потому верил в существование души на разных уровнях, один из которых предполагает ее бессмертие (как часть божественного разума).
  2. Платон также верил в бессмертие души, разделяя ее на две части: смертную и бессмертную; бессмертная часть при этом, по его предположениям, каким-то образом продолжает «мыслить» и после умирания физической оболочки.
  3. Эпикур считал, что боязнь смерти – это один из источников беспокойства человека; он боролся с этим беспокойством, утверждая, что, пока человек жив, он не имеет отношения к смерти, а когда она приходит, человека уже нет. То есть смерть, в философии Эпикура, не существует как таковая для живого человека.
  4. Лукреций поддерживал в целом мнение Эпикура и считал, что человек, умирая, просто перестает существовать, и его душа никуда не переселяется, следовательно, не испытывает ничего; это, с точки зрения Лукреция, дает основание не волноваться о том, что жизнь конечна.

В средние века отношение к смерти основывается на религиозных убеждениях, а само умирание физического тела воспринимается как один из видов зла. Примерно тогда же начинают развиваться и материалистические концепции жизни и смерти, так как происходит много открытий в области медицины и биологии.

Проблема смерти в философии

Проблема смерти в философии всегда была одной из основных. Античные философы разделились на тех, кто верил в бессмертие души, и на тех, кто считал, что вместе с прекращением физического существования прекращается и любое другое.

Позже настолько развилась идея о существовании жизни после смерти, что людям был внушен не только страх умереть, но и страх перед миром мертвых. Уже к XIX веку мнения возникли два противоположных течения:

  • одни старались не думать о смерти и сконцентрировались на физическом существовании,
  • другие ставили эту проблему во главу угла своих рассуждений и жили под страхом божьей кары после прекращения физического существования.

Многие русские философы XIX века считали, что смерть подчеркивает смысл бытия, и если жизнь действительно конечна, то все существование человека – лишь насмешка над ним (Достоевский). Толстой считал обязательным для человека осознание своей смертности для «нравственной жизни». Соловьев полагал, что человек не должен испытывать страха перед тем, что жизнь имеет финал, так как такая позиция противоречит божественному началу.

Философия жизни и смерти

По сути, вся философия жизни и смерти сводится к определению смысла того и другого. Именно этим занимались философы с античных времен. Основная идея – жизнь должна иметь и другие цели, кроме выживания как такового, иначе и смерть не имеет смысла.

Однако существует и гедонистические представления об этой проблеме. Основатель учения гедонизма – Аристипп – полагал, что мудрый человек будет стремиться к получению удовольствий от тех благ, которые он может получить от жизни.

Философы-стоики относились ко всему, что происходит с человеком на протяжении его жизни, как к неминуемому, верили в существование рока, однако не призывали к бездействию. Наоборот, они считали, что только сохранение внутренней свободы позволит человеку перенести все то, что выпало на его долю.

На сегодняшний день существует великое множество самых разных философских концепций отношения к жизни и смерти. Все они имеют право на существование, и человек может выбрать, какой точки зрения ему придерживаться, или выработать свою собственную позицию.

А как Вы относитесь к вопросу смерти? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Читайте также:  У кого животного нет объемного зрения
Источники:
  • http://womanadvice.ru/filosofiya-zhizni-smysl-zhizni-i-smerti-cheloveka
  • http://ucrazy.ru/interesting/1197264268-smysl_zhizni_filosofskie_tochki_zreniya.html
  • http://studme.org/142605265204/filosofiya/o_ponyatii_zhizn
  • http://www.rutvet.ru/in-filosofiya-zhizni-i-smerti-ponyatie-problema-razlichnye-traktovaniya-7427.html