Меню Рубрики

Понятие о точке зрения рисующего линии горизонта точках схода

На художественной перспективе строится любая картина. Благодаря построению перспективы в картине появляется иллюзия пространства.

Особенно актуальна перспектива при рисовании предметов, интерьеров и городских пейзажей. Все перечисленные сюжеты, как правило, содержат в себе правильной формы объекты. Если не учитывать законы перспективы при их отображении, то на картине все объекты будут хаотичными, а сама картина станет больше похожа на детский рисунок.

Основные понятия

Линия горизонта

Находясь в море или в широком поле мы видим длинную горизонтальную линию соприкосновения неба и земли или воды. Это линия горизонта. В изобразительном искусстве линией горизонта принято считать условную линию, находящуюся на уровне глаз. Эта линия становится основой для построения изображения в любой картине.

Изменение визуальных размеров

Если смотреть на одного и того же человека на разном расстоянии то его видимые размеры будут изменяться. Чем дальше будет человек, тем меньшим он будет казаться. При этом, его физические размеры остаются прежними.

Точка схода на линии горизонта

Если встать по центру длинного коридора и внимательно посмотреть на линии соприкосновения потолка и стен, пола и стен, то можно обратить внимание на то, что при продлении этих линий, они сойдутся в одной точке на линии горизонта. Эта точка называется «Точкой схода». В точке схода сходятся параллельные линии уходящие в даль. Если находится точно посередине между параллельными линиями, то точка схода окажется точно перед зрителем, по центру между сходящимися линиями.

Две точки схода на линии горизонта

Обычно предметы располагаются к смотрящему под разными углами. Если эти предметы имеют в основании квадрат или прямоугольник, то параллельные линии их оснований будут сходиться в двух точках схода на линии горизонта.

Горизонтальные плоскости в перспективе

Горизонтальные плоскости, лежащие в перспективе, будут сужаться по мере приближения к линии горизонта. Например, возьмем шкаф с одинаковыми полками. Если смотреть на полки в шкафу, то, не смотря на их физически одинаковые размеры, визуально они будут выглядеть по разному. Полки, находящиеся ближе к полу и потолку будут выглядеть шире, чем находящиеся по центру шкафа.

Эффект уменьщения визуальной ширины полки обусловлен их разным положением относительно линии горизонта. Чем ближе к линии горизонта находится горизонтальная плоскость, тем она уже, вплоть до превращения лишь в видимую линию на самой линии горизонта.

Круг и цилиндр в перспективе

Для рисования правильной формы круга в перспективе, требуется построить квадрат, в который этот самый круг будет вписан.

Вначале строится квадрат, положенный в перспективу с одной точкой схода. Его передняя и дальняя грани должны быть точно горизонтальными. Далее чертятся две диагонали, соединяющие углы квадрата. На пересечении этих диагоналей проводится горизонталь. Эта горизонталь — центральная линия квадрата. Воторая центральная линия квадрата перпендикулярна первой и проходит от середины передней грани к точке схода. Эта линия должна быть строго вертикальной.

После отрисовки квадрата в него вписывается круг. Круг в перспективе превращается в эллипс неправильной формы. Его ближайшая часть будет больше и более выпуклой той, которая удалена.

После построения одного круга в перспективе можно нарисовать вверх от круга две вертикали и, по аналогии с первым кругом, построить второй круг в рамках проведенных вертикалей. Если после всех этих манипуляций все линии соединить, то получится цилиндр.

Перспектива в художественных произведениях

Анализ наброска с натуры городского пейзажа

На представленном наброске городского пейзажа изображено здание Театра оперы и балета на площади. Здание достаточно большое и на нем великолепно просматриваются перспективные сокращения его размеров. Площадь, имеет возвышенность, на которой расположен театр. Поэтому линии, обозначающие дорожную разметку имеют на разных участках различные линии перспективы и точки схода этих линий.

Анализ натюрморта

Анализируемый натюрморт имеет очень сложную с точки зрения перспективы структуру. В натюрморте представлены как горизонтально расположенные объекты с прямоугольными основаниями, так и наклоненный цилиндр с увеничвающим его призматическим объектом с квадратным основанием.

Администрация и владельцы данного информационного ресурса не несут ответственности за возможные последствия,
связанные с использованием информации, размещенной на нем.

Copyright © КакНаучитьсяРисовать.рф (2016-2019)

Все права защищены. При копирывании материалов сайта
обязательно указывать ссылку на КакНаучитьсяРисовать.рф

Перспектива. Все о перспективе.

Точка зрения

Точка зрения — точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость. От положения точки зрения зависит вид выполняемого изображения, а выбор ее положения определяется различными соображениями. При этом руководствуются следующими основными правилами:

  • 1. Как правило, строить перспективу нужно при нормальном угле зрения, а если перспектива имеет большие размеры, то угол зрения должен быть таким, чтобы глаз мог охватить всю картину, т.е. равным приблизительно 45 градусов;
  • 2. Выбирают точку зрения так, чтобы были видны интересующие части предмета;
  • 3. Следует избегать расположения точки зрения на продолжении диагоналей предмета, иначе при симметричных частях передние части предмета будут закрывать задние;
  • 4. Не следует располагать картину параллельно к фасаду, так как в этом случае перспектива будет похожа на ортогональную проекцию, однако при изображении некоторых предметов иногда это целесообразно;
  • 5. Точку зрения лучше выбирать так, чтобы были видны три стороны предмета, т.е. изображать угловой вид предмета;
  • 6. Как правило, главное расстояние должно быть вдвое больше ширины или высоты картины или вдвое больше диагоналей предмета, но иногда главное расстояние принимается равным до трех диагоналей;
  • 7. Высоту точки зрения выбирают в зависимости от конкретного случая: при изображении, например, зданий и предметов, стоящих на земле, ее принимают обычно равной высоте роста человека или чуть больше; иногда ее выбирают на уровне плоскости основания, иногда ниже, иногда очень высоко.

На рисунке изображены перспективы одного и того же предмета, построенных при различных положениях точки зрения:

  • 1. Горизонт hh находится над основанием картины АВ на высоте около 3 м;
  • 2. Изображение «с высоты птичьего полета» — горизонт значительно выше основания картины;
  • 3. Изображение «с точки зрения лягушки» (лягушечья перспектива) — горизонт расположен низко. Во всех трех указанных случаях точка зрения, т.е. глаз наблюдателя, находится на уровне линии горизонта и построение перспективы одинаково — высота здания одна и та же.
  • 4-5. Неудачно выбранные точки зрения: против фасада и с боковой стороны.

Кроме указанных выше названий — «лягушечья перспектива» и перспектива «с высоты птичьего полета» — встречается название перспектива всадника — перспектива «с точки зрения всадника».

Основные понятия в перспективе. Виды перспективы. Элементы проецирующего аппарата и картины, их взаимосвязь

Читайте также:

  1. D-элементы, их применение в медицине и фармации.
  2. I. Основные закономерности химических процессов
  3. I. Основные экономические процессы на предприятии.
  4. III.Основные интересы стран Запада и Китая
  5. IV.Основные интересы неприбрежных стран Каспийского региона
  6. TEМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ.
  7. Абсолютные величины, их основные виды
  8. Аэродинамические элементы
  9. Б. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОТКЛОНЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ
  10. Базовые понятия и положения психологии профобразования.
  11. БТШ70: структура и основные функции.
  12. В21. Понятия товарной биржи.

Перспектива

Основные понятия перспективы.

Предметная плоскость, П. — располагается горизонтально,

на ней находятся зритель , картиная плоскость и изображаемые предметы.

В перспективе интерьера, предметная плоскость П, — это пол помещения.

Картинная плоскость (Картина), К. — располагается перпендикулярно предметной плоскости,

то есть вертикально. На ней получают перспективное изображение предметов или интерьеров.

Картинная плоскость распологается художником произвольно.

В интерьере для более полного отображения пространства, часто выбирают Картинную плоскость

от стены до стены, от пола до потолка или в несколько этажей. Но это требование необязательно.

Если в интерьере Картинную плоскость расположить

параллельно противополижной стене ( или одной из стен), то перспективное изображение

будет называться — Фронтальной перспективой, а непараллельно — Угловой перспективой.

Линия основания картины, AB— линия пересечения картинной и предметной плоскостей.

Точка зрения, S — определяет положение глаз зрителя. Назначается художником произвольно.

В интерьере обычно выбирают точку зрения как 2/3 от высоты потолка, или предпочитают взять

среднюю высоту глаз человека 1.5м. или 1.8м. от пола (от предметной плоскости).

Точка стояния, s — проекция точки зрения на предметную плоскость.

Высота точки зрения, Ss — расстояние от точки зрения до предметной плоскости.

Линия горизонта, Н — (греч. horizon) — находится на высоте глаз зрителя и пересекает картинную плоскость.

Параллельна предметной плоскости.

Главный луч зрения, SP — перпендикуляр из точки зрения (глаз зрителя) на картину (картинную плоскость).

Его длина определяет расстояние от глаз зрителя до картины.

Луч зрения находится на высоте линии горизонта, его длину называют —главное расстояние.

Главная точка картины, (точка схода), Р — точка пересечения луча зрения с картинной плоскостью.

Располагается на линии горизонта .

Месторасположение её зависит от того, где относительно картины стоит зритель.

Дистанционные точки, Д и Д1. — располагаются на линии горизонта по обе стороны от точки схода Р.

на расстоянии равному длине SP (главного расстояния ) . SP=PД=PД1.

В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива включает следующие виды:

[править]Прямая линейная перспектива

Прямая линейная перспектива

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзойполностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используютширокоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов [3] .

[править]Обратная линейная перспектива

Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами.

Среди причин её появления самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу — ложной. Однако такое утверждение не выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическое описание, и математически равноценна. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска,мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и ксредневековому художественному наследию.

·

Перспективы, прямая (слева) и обратная (справа).

·

Схема построения линейной перспективы.

·

Схема построения обратной перспективы.

[править]Панорамная перспектива

Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» означает «все вижу», в буквальном переводе это — перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными в России являются панорамы «Оборона Севастополя» (1902—1904 гг.) и «Бородинская битва» (1911 гг.) в Москве (автор — Ф. А. Рубо) и «Сталинградская битва» (1983 г.) в г. Волгограде. Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Пример панорамы — внутренний двор Шёнбрунна. Изображение создано на основе 21-го последовательного кадра.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов; при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

[править]Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» и др.-греч. μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги. Аксонометрию иначе называютпараллельной перспективой. Как и обратная перспектива, она долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Читайте также:  Классификация недостатков развития с точки зрения философии

Аксонометрия делится на три вида:

1. изометрию (измерение по всем трем координатным осям одинаковое);

2. диметрию (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. триметрию (измерение по всем трем осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

[править]Сферическая перспектива

Сферическая перспектива сделаннаяобъективом «рыбий глаз».

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

[править]Тональная перспектива

Тональная перспектива — понятие техники живописи. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

[править]Воздушная перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. [4] Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над водоёмом, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль [5] .

[править]Перцептивная перспектива

Академик Б. В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину в связи сбинокулярностью зрения, подвижностью точки зрения и постоянством формы предмета в подсознании [6] и пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе. Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной [3]

На известной гравюре Альбрехта Дюрера (рис. 3 и форзацы) показан процесс получения перспективного изображения на плоской прозрачной картине в том виде, как это представляли себе художники. В этом случае задается единая и неподвижная

точка зрения (глаз человека), связанная с горизонтальной плоскостью, и прозрачная плоскость картины, через которую наблюдают пространство и предметы реальной действительности, расположенные за ней.
По этому принципу разработана модель проецирующего аппарата, на которой удобно изучать законы и способы построения изображений фигур, заданных в предметном пространстве и полученных методом центральной проекции на плоскости картины. Рассмотрим основные элементы и конструктивные особенности проецирующего аппарата (рис. 4). Выполнение графических работЗадание касательной плоскости на эпюре Монжа Начертательная геометрия


Рис. 4

Предметная плоскость, Я. Ее располагают горизонтально и подразумевают безграничной. На ней помещают картинную плоскость, зрителя и изображаемый предмет.
Картинная плоскость, /С — плоскость проекций, или картина. Ее располагают перпендикулярно предметной плоскости. На ней получают центральную проекцию, т. е. перспективное изображение, или перспективу предмета. Первая всемирная промышленная выставка, получившая название «великая», состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении страной.Использования естественных материалов
Основание картины, к/с — линия пересечения картинной и предметной плоскостей.
Точка зрения, 5 — центр проекций, через который проходят проецирующие лучи ко всем точкам изображаемого предмета.

  • Деталирование чертежей Чтение чертежа общего вида Hа пpоизводстве для изготовления изделия необходимы чеpтежи деталей этого изделия. Выполнение чеpтежей деталей по чеpтежу общего вида данного изделия называется деталиpованием. Чеpтеж детали должен быть пpедельно ясным, четким, без лишних изобpажений и надписей.

Точка стояния, s — основание перпендикуляра, проведенного из точки зрения на предметную плоскость.
Высота точки зрения, 5s — длина перпендикуляра, определяемая расстоянием от точки зрения до предметной плоскости.
Нейтральная плоскость, N — плоскость зрителя, или плоскость исчезновения. Она проходит через высоту точки зрения параллельно картинной плоскости.
Предметный след нейтральной плоскости, jVn — линия пересечения нейтральной и предметной плоскостей, или след плоскости зрителя.
Предметное пространство — безграничное пространство за картинной плоскостью, в котором находятся предметы, изображаемые на картине.
Промежуточное, или нейтральное, пространство — пространство между картинной и нейтральной плоскостью.
Мнимое пространство — безграничное пространство от нейтральной плоскости, находящееся за зрителем.

Элементы проецирующего аппарата взаимосвязаны с элементами картины. От правильности выбора положения элементов проецирующего аппарата зависит изображение на картине и степень соответствия его зрительному восприятию. Определим и назовем элементы картины, полученные при установлении взаимосвязи проецирующего аппарата с картинной плоскостью

а)
Плоскость горизонта, Я. Она проходит через точку зрения параллельно предметной плоскости.
Линия горизонта, hh. Она является пересечением плоскости горизонта с картиной. «Горизонт» происходит от греческого слова horizon, что означает «ограничивающий земную поверхность». Расстояние от основания картины до линии горизонта определяет высоту точки зрения.
Нейтральная прямая, пп — линия пересечения плоскости горизонта с нейтральной плоскостью.
Главный луч зрения, SP — перпендикуляр, проведенный из точки зрения к картине. Его длина определяет расстояние от зрителя до картины. Главный луч зрения расположен в плоскости горизонта.
Главная точка картины, Я — точка пересечения главного луча зрения с картиной. Она всегда находится на линии горизонта.
Плоскость главного луча з р е н и я, sSPpo — плоскость, проходящая через главный луч зрения и высоту точки зрения. Она перпендикулярна к предметной и картинной плоскостям.
Главная линия картины, или линия главного вертикала, Рр0 — линия пересечения плоскости главного луча зрения с картиной. Она делит картину на правую и левую части.
Дистанционные точки, или точки отдаления, D1 и D2- Они находятся на линии горизонта по обе стороны от главной точки картины на расстоянии, равном длине главного луча зрения. Дистанционное, или зрительное, расстояние, PD1и PD2 — расстояние от зрителя до картины, равное длине главного луча зрения.
Итак, для построения перспективных изображений задают основные элементы картины: форму и размеры картины с ее основанием, исходя из композиционного замысла, линию горизонт М; главную точку картины, Р; положение дистанционных точек, D1 и D2
Элементы картины задаются художником в зависимости от содержания и замысла композиционного построения, раскрытия ее сюжета или определяются (устанавливаются) с учетом реального положения рисующего и изображаемого предмета при рисовании с натуры. Правильно заданные элементы картины служат опорой для точного построения перспективных изображений, соответствующих зрительному восприятию человека.

Дата добавления: 2015-05-29 ; Просмотров: 9013 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие о точке зрения рисующего линии горизонта точках схода

Еще с детства мы знаем, что линия горизонта разделяет небо и землю. Несмотря на то, что из-за округлости земного шара мы видим линию горизонта сферической — в науке принято считать ее абсолютно горизонтальной!

Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз.

Если в пейзаже нет гор, то мы видим её как линию, разделяющую небо и землю.

Линия горизонта всегда проходит на уровне наших глаз!

Если вы сидите, то видите меньше плоскости «земли», если встанете, то больше, а если взберётесь на гору, то сможете обозревать расстилающийся внизу ландшафт, как с высоты птичьего полёта.

Когда мы рисуем картинку с уровня своего роста (например, стоя на земле), то всех остальных людей, которые так же находятся на нашем уровне, мы будем видеть таким образом, что линия горизонта будет где-то на уровне их головы.

Если же мы поднимемся выше (зайдем на гору или посмотрим из окна высокого дома), то линия горизонта поднимется вместе с нами, а все остальные объекты останутся внизу. Мы будем видеть людей, домики и т.д. сверху. Они будут находиться ниже линии горизонта, в ракурсе, с искаженными размерами.

Если же вы опуститесь и будете смотреть на людей с уровня земли, то мы увидите всё происходящее снизу.

Линия горизонта будет проходить в районе туловища или даже ног других людей.

Это очень простой вопрос, но я часто встречаю в рисунках начинающих распространенную ошибку — завышенную линию горизонта.

Буквально, как дети, люди, которые только начинают рисовать, боятся перегораживать объекты и рисуют ракурс сверху. В результате дорожки поднимаются и идут в небо, мы видим вздыбленные поверхности стола и т.д.:

Если вы находитесь на одном уровне высоты с окружающими вас людьми,

то линия горизонта никогда не будет выше их голов!

Так что не делайте подобной ошибки, дабы психологи не уличили вас в гордыне — тайном желании быть выше остальных. ?

Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нем глубину пространства?

Чтобы ваш пейзаж выглядел достоверно, важно соблюдать 3 основных правила!

Выразительность сюжета с разным уровнем линии горизонта

Выбор высокой или низкой линии горизонта в сюжете картины полностью зависит от художника. Вы можете посадить зрителя низко или поднять его высоко.

В результате у вашей картины будет тот или иной образ.

Давайте посмотрим на примеры картин художников:

Низкая линия горизонта

Глядя на эти картины создаётся впечатление, что зритель находится ниже портретируемого. Изображаемый на картине персонаж выглядит гораздо выше, а значит — значимей, величественней.

Низкая линия горизонта в пейзаже также придаёт сюжету ощущение простора и свободы.

Высокая линия горизонта

Если художник выбирает высокую линию горизонта, создается ощущение, что он летит, как птица, и смотрит на происходящее свысока.

Это дает возможность обозревать большие пространства, создавать глобальные сцены, парить над действительностью.

Также интересно использовать сюжет с высокой линией горизонта в натюрмортах.

Создается, так называемый, «бесфоновый» натюрморт, когда мы видим только поверхность стола, на котором расположены объекты, и не видим стены за ним.

При таком расположении «герои» картины широко открыты зрителю и не перегораживают друг друга.

«Обычная» линия горизонта

И, конечно, в картинах часто встречается обычная линия горизонта с уровня глаз стоящего человека. Когда мы видим сцену так, как видим ее в жизни.

Таким образом линия горизонта — это не есть нечто статичное.

Для создания выразительного образа важно правильно выбирать тот или иной ракурс фигур и положение линии горизонта.

Ниже представлены работы учеников курса «НА ПЕРСПЕКТИВУ».

КУРС «НА ПЕРСПЕКТИВУ»

изменит ваше рисование!

Всего 10 шагов к правильному изображению объемных предметов

на листе бумаги!

В качестве задания предлагалось посмотреть картины художников, определив, где в них находится линия горизонта. А также сфотографировать один объект с трех уровней линии горизонта.

aniko22 Линия горизонта на уровне глаз

aniko22 Линия горизонта ниже уровня глаз

aniko22 Линия горизонта выше уровня глаз

КУРС «НА ПЕРСПЕКТИВУ» научит:

  • чётко понимать, как ПРАВИЛЬНО рисовать предметы в пространстве.
  • рисовать их по воображению, создавая сложные пространственные формы.
  • легко рисовать с натуры архитектуру, мебель, натюрморты.
5 комментариев
Татьяна Скакова

Пыталась оплатить заказ по льготной цене(970р), не получается делала несколько попыток. Возможно, это связано с тем, что я сейчас нахожусь в Черногории? Если возможно, оставьте за мной возможность купить этот курс до 20 июля по данной цене. Буду очень признательна.

у меня часто банк блокирует русские оплаты, я им звоню и говорю чтобы отпустили такого и такого вендора, после чего пробую оплатить снова и проходит.

Марина, у вас гениальные способности преподавателя! Я дочь капитана, про горизонты знаю много, но вы мне прям все расставили по полочкам с точки зрения исскуства!

Добры день.Не получается купить курс по льготной цене. Жаль. Плачу через PayPal.

У меня такая ситуация, в рисунке архитектуры, уровень глаз разместил по верхнему краю листа, по рисунку получается что взгляд зрителя упирается в одну из стен, а ниже идут колонны и т.д. Так вот, на этапе чистого листа сомнений в правильности не было, а сейчас закрались. Хотелось бы узнать, имеет ли место быть подобное расположение линии горизонта? Или желательно её немного опусть ниже? Надеюсь без ответа не останусь. Спасибо.

Понятие о точке зрения рисующего линии горизонта точках схода

ГОРИЗОНТ, ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА, ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Горизонт ( др.-греч. ὁρίζων — букв. ограничивающий) — кривая, ограничивающая часть поверхности Земли, которую видит наблюдатель на открытой местности или на море. Различают горизонт видимый и математический (истинный). Угол между истинным горизонтом и направлением на любую точку видимого горизонта, называют понижением горизонта.

Слово «горизонт», всем хорошо знакомо. Все мы этим словом называем линию, отделяющую видимое небо от види­мой земли.

Читайте также:  Как определить что у меня портится зрения

Условно можно считать, что перспективный горизонт и знако­мый нам горизонт географический в нашем зрении совпадают.

Видимый горизонтлиния горизонта , по которой небо кажется соприкасающимся с поверхностью Земли. Видимый горизонт увеличивается с высотой места наблюдения и обычно расположен ниже истинного горизонта .

Линия горизонта — воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

Если мы вообразим бесконечно большую плоскость, гори­зонтальную и находящуюся на высоте зрачков наших глаз, нетрудно представить себе, что вся эта плоскость будет нам видна в виде бесконечной линии.


Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизон­тальной линии, называется в перспективе горизонтом.

Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,— видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.

Все горизонтальные линии , находящиеся ниже перспектив­ного горизонта , то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пере­секают. Все линии , расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.

Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается.

Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте.

Уровень линии горизонта на картинной плоскости определяется высотой точки зре­ния.

Точка зрения — есть условное расположе­ние взгляда художника относительно изобра­жаемого объекта.

Очень трудно понять эту самую «точку зре­ния» , потому что она — великая условность искусства .

Только в процессе практического знания можно наглядно представить это понятие. Здесь полезно вспомнить о тех простых моделях известного русского художника-педагога А. Сапожникова. Например, уменьшение предметов, видимых в перспективе , доказывается наблю­дением трех одинаковых проволочных рамок, укрепленных на дощечке одна за другой. Посмотрели мы на них в специальный глазок («точку зрения») одним глазом и видим: первая рамка — самая большая, а третья — самая маленькая. Перевернули рамки — и все стало наоборот.

Следует избегать выбора слишком близкой или слишком далекой точки зрения . Близкая точка зрения дает резкие перспективные иска­жения. Так, например, если рисовать лежащую в перспективном ракурсе фигуру человека с очень близкого расстояния, то ступни ног будут казаться в несколько раз больше голо­вы, а у протянутой по направлению к зрителю руки пальцы будут значительно крупнее, чем у другой руки, отодвинутой в глубину кар­тины.

Придать монументальность изображаемой фигуре человека, подчеркнуть важность происходящего события можно с помощью « низкой точки зрения » ( снизу вверх ), то есть выбора низкого горизонта композиции .

Точка зрения. Перспектива. Линия горизонта.

Уважаемые посетители сайта Студия VITA! Эти книги по искусству Вы можете купить.

Перед началом рисования начала следует решить, как рисовать выбранную модель — целиком или только часть. А также, немаловажно, с какой точки зрения. Точка зрения — это единственная точка, расположенная на горизонтальной линии перед художником в центре угла зрения, с помощью которого его глаз видит модель в фокусе. В зависимости от расположения точка зрения может быть фронтальной, боковой или верхней. Каждой из них соответствует свое перспективное изображение.

Начиная работу, сначала следует закомпоновать предметы (если это натюрморт), а затем найти основную точку зрения и наиболее подходящий кадр. Все эти вопросы взаимосвязаны и при составлении натурной постановки их необходимо учитывать.

Изображая предметы натюрморта необходимо изучить их пропорции по высоте и ширине. Все предметы постановки воспринимаются в перспективном сокращении. Для правильного изображения предметов необходимо соблюдать законы перспективы. Имеется три вида перспективы. Параллельная перспектива имеет одну точку схода и является наиболее простой . При параллельной перспективе все предметы располагаются ортогонально, а вертикальные линии, также как и горизонтальные , параллельны между собой. Наклонная перспектива имеет две точки схода. При этой перспективе параллельны только вертикальные линии, а остальные сходятся к своей точке схода. Верхняя перспектива имеет три точки схода. О такой перспективе говорят при наблюдении за моделью сверху или снизу. Верхняя перспектива несомненно самая трудная, но она позволяет лучше передать объемность предметов и глубину изображения. При верхней перспективе вертикальные линии тяготеют к одной точке, тогда как горизонтальные разделяются на две группы, каждая из которых имеет свою точку схода.

Линия горизонта — это воображаемая линия, проходящая на уровне глаз наблюдателя. Если видна верхняя часть предметов, то линия горизонта находится сверху. Если не видно ни верхней, ни нижней части предметов, то можно сделать вывод, что линия горизонта проходит посередине. С нижней линии горизонта объекты видны снизу.

Уроки цифрового рисования

Перспектива (Выдержки из учебников по рисованию)

Круги в перспективе
В ваших композиционных набросках редко встретятся круги, на которые смотрят прямо спереди и которые на бумаге выглядят правильными кругами. Чаще всего круги приходится рисовать в перспективе. Круг в перспективе легко построить внутри квадрата, нарисованного в правильной перспективе (как на рисунке 4.2). Чтобы нарисовать круг в таком перспективно-пространственном квадрате, сначала нужно определить центр квадрата (рисунок 4.2), потом провести через него вертикальную и горизонтальную линии и далее последовательно выполнять все то, что показано на рисунке 4.4. Башенные часы на рисунке 4.4 показывают пример использования такого способа рисования круга в перспективе.


Рисунок 4.3.
Центр квадрата, нарисованного в перспективе, находится в точке пересечения его диагоналей.

Рисунок 4.4.
А. Чтобы нарисовать круг в перспективе, последовательно выполняйте пункты 1—4.
1. Определите центр квадрата.
2. Проведите через центр вертикальную и горизонтальную линии.
3. Нарисуйте короткие прямые линии вдоль сторон квадрата в тех местах, где круг будет с ними соприкасаться.
4. Соедините эти короткие прямые линии округлыми кривыми, чтобы завершить круг.
Б. Практическое применение круга в перспективе.

Двускатная крыша в перспективе

Рисуя дома или сараи, нужно добиваться, чтобы углы наклона всех частей крыши выглядели правильно. Кое-что можно сделать и на глаз, вбрасывая линию за линией, пока не скажешь сам себе: «Примерно так!» Но наибольшая часть работы над правдоподобием рисунка крыши заключается (использовании законов перспективы. Несколько дополнительных построений помогут определить точки схода линий крыши. Рисунок 4.5 показывает лишь последовательных операций, необходимых для того, чтобы двухскатная крыша выглядела правильно. Обратите внимание, что начинать (см. рисунок 4.5 А) следует с определения центра нарисованной в перспективе стены, о чем мы ранее говорили.



Рисунок 4.5.
Чтобы завершить рисунок двускатной крыши в перспективе, последовательно выполняйте все операции от А до Е.

А. Определите центр стены сарая и проведите через него вертикальную линию вверх. Вершина крыши будет находиться где-то на этой вертикали.
Б. Определите высоту крыши. Попробуйте несколько раз и выберите именно ту, которая покажется вам правильной.
В. Проведите из точки схода вертикальную линию; затем продлите ту линию крыши, которая показалась вам правильной, пока она не пересечет эту вертикаль. В месте пересечения поставьте точку.
Г. Линия тыла крыши при продлении должна прийти в ту же точку, что и фронтальная.
Д. Соедините конек крыши и дальнюю сторону сарая и тем самым завершите линию крыши.
Е. Нарисуйте конек крыши так, чтобы при продлении он пересекал левую точку схода.

Использование геометрических форм при разработке композиционного наброска архитектурного сюжета показано на рисунке 4.6. Я хотел нарисовать восьмигранный шпиль на каменной башне церкви. Сначала я приблизительно обозначил саму каменную башню, используя правую и левую точки схода на линии горизонта картины. Крыша башни, находящаяся выше уровня глаз, не видна, но я представил себе, что башня сделана из стекла и что сквозь нее я могу видеть плоскость крыши. Я нашел центр этой невидимой мне крыши в точке пересечения диагоналей (1). Где-то на вертикали, проведенной через эту точку, будет лежать вершина церковного шпиля. Затем я определил точки, где будут находиться углы расположенного на плоскости крыши восьмиугольника (они помечены крестиками на рисунке 2). Затем я определил высоту шпиля относительно высоты башни и в этом месте поставил точку на вертикали, проведенной, как на рисунке А. Все остальные линии шпиля сходятся в этой точке (3). Теперь, зная, что пропорции и геометрия моей башни со шпилем выглядят достаточно правильно, я начинаю прорабатывать по этой конструкции другие детали сюжета. Уничтожив все ненужные вспомогательные линии, я завершаю набросок верхушки башни (4).

Рисунок 4.6.
Конструкция восьмиугольного шпиля создается так.

1. Найдите центр крыши.
2. Обозначьте крестиками восьмиугольное основание.
3. Нарисуйте шпиль так, чтобы все линии сходились на центральной вертикали.
4. Добавьте к этой конструкции необходимые детали.

Все этапы создания композиционного наброска архитектурного сюжета показаны на рисунке 4.7 А, Б и В. Это очень простой сарай, геометрическая структура которого проработана в А и дополнена реальными деталями в Б. На новый лист бумаги для окончательной проработки пером или карандашом нужно переносить именно эти детали (В).
Один из способов использования круга в перспективе показан в наброске мостика (рисунок 4.8). Чтобы арка моста выглядела правильно, я построил ее на основе круга в перспективе (А). Обратите внимание, что нижняя половина достроенного круга указывает, как расположить тень под мостом.

Рисунок 4.7.
A. Часть композиционного рисунка, основанного
на элементарных геометрических формах сарая
с двускатной крышей.
Б. Нанесение на базовый набросок специфических деталей сарая.
B. Так выглядит окончательный эскиз после
перенесения деталей с композиционного рисунка
на основной лист бумаги (как это описано в главе 3).

Рисунок 4.8.
На рисунке А показано, как построить квадрат в перспективе, чтобы на его основе разработать рисунок моста (Б). При этом невозможно избежать стирания неправильных линий, а, значит, повреждения поверхности бумаги. Поэтому я всегда делаю такие операции на отдельном листке, а затем перевожу то, что нужно для рисунка, на основной лист бумаги (как это описано в главе 3).

На рисунке 4.9 А показаны шесть цельных трехмерных форм; все вместе они образуют достаточно сложную структуру деревенской церкви (Б). Этапы создания композиционного рисунка, который я перенес на окончательный вариант, проиллюстрированы рисунком 4.9 А и Б. Очертания на рисунке А дают мне все необходимое для создания композиционного рисунка (Б).

Рисунок 4.9.
На А показаны основные геометрические формы, использованные при создании композиционного наброска Б.
При проработке композиции нужно научиться представлять себе геометрию сюжета с такой степенью детализации, которая даст уверенность, что после завершения рисунка вся конструкция будет выглядеть правильно.

Рисунок 4.10.
А. Мой приблизительный композиционный набросок деревенской церкви с предыдущего рисунка.
Б. Проработка деталей на основе этой конструкции перед переносом композиции на чистовой лист бумаги.

Перспектива — система законов изображения трехмерных объектов на плоской поверхности. Первый этап изображения трехмерного предмета — определение положения линии горизонта или «точки зрения», устанавливающей отношение между зрителем и изображаемым объектом. Если линия горизонта, а, соответственно, и точка зрения, находится в верхней части рисунка, земная поверхность широко разворачивается перед рисующим и зритель смотрит на изображенные предметы сверху; если линия горизонта приблизительно в середине листа, взгляд направлен прямо; а если она находится низко, зритель будет смотреть на предметы снизу вверх.

В одной реалистической композиции может быть только одна ли¬ния горизонта или точка зрения и все предметы должны соотноситься с ней.
Второй фактор, который следует учитывать, рисуя перспективное изображение, это то, что удаленные предметы кажутся меньше, а когда они достигают линии горизонта, исчезают вовсе в месте, называемом «точка схода». Разница между низким и удаленным предметом состоит в том, что низкие предметы малы по высоте, в то время как удаленные предметы уменьшаются по всем направлениям.

Линии, идущие параллельно друг другу, как, например, рельсы, будут постепенно сходиться по мере удаления и в конце концов встретятся в точке схода на линии горизонта. Это правило особенно часто применяется при изображении домов, когда линии крыш, фундамента, верхняя и нижняя линии окон и дверей, находящиеся на одной стороне здания, параллельны друг другу. Приложите линейку к одной из таких линий, продолжите ее до линии горизонта — и вы увидите, где находится точка схода. Если параллельные линии, продленные до линии горизонта, не встретятся, они не соответствуют правилам перспективы.

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА. ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ

Многие начинающие художники допускают грубые ошибки при рисовании так как ничего не знают об уровне глаз, или линии горизонта. Вообще-то это очень простое понятие, и следует только объяснить, что это такое.
Уровень глаз — это высота, с которой ваши глаза смотрят на объект. Напишите это предложение и поместите там, где вы сможете его часто видеть, — это важно для вашего художественного развития.

УРОВЕНЬ ГЛАЗ
Чтобы лучше понять, что такое уровень глаз, нужно лечь на пол. Заметьте, что в таком положении вы видите большинство предметов не сверху, а снизу. Теперь сядьте на полу, заметьте различие и пересядьте повыше, на стул. Очевидно, что чем выше вы поднимаетесь, тем больше видите верхних частей объектов. Если бы вы взобрались по лестнице на чердак, то с крыши были бы видны лишь верхние части объектов. Просто?

ТОЧКИ СХОДА
Художник смотрит на параллелепипед (первый рисунок на следующей странице) с линии уровня глаз и не видит три из шести имеющихся граней. Если продолжить линии параллельных ребер, то они пересекутся в точке схода. Точка схода — это воображаемая точка на линии уровня глаз или на линии горизонта (что в принципе одно и то же), где пересекаются линии, являющиеся продолжением ребер кубического объекта. (На этом рисунке обьект расположен ниже линии горизонта).
Сходящиеся линии, точка схода и линия уровня глаз составляют перспективу. Перспектива — это латинское слово, которое значит «смотреть сквозь». Другими словами, вы представляете себе, что объект прозрачен, и вы видите все его стороны.
Чтобы нарисовать объект в перспективе, достаточно просто его внимательно изучить. Каков угол и длина сторон по сравнению с другими сторонами? Какова длина и ширина объекта по сравнению с расположенными рядом с ним объектами? Задавая себе такие вопросы во время изучения объекта, вы повысите свою наблюдательность.
На среднем рисунке (см. следующую страницу) показан параллелепипед, расположенный на линии горизонта, на которой и находятся точки схода. На последнем рисунке (см. следующую страницу) показан параллелепипед, точка схода которого расположена снизу — он находится выше линии уровня глаз. Следовательно, если объект кубической формы расположен прямо на уровне глаз, то продолжающие линии верхних ребер направлены вниз, а нижних — вверх и пересекаются в точке схода на линии горизонта. Если объект расположен ниже уровня глаз, то продолжения ребер направлены вверх к точке схода на линии горизонта. Если объект находится выше линии горизонта, то линии, наоборот, направлены вниз.

Читайте также:  Главным признаком развития общества с точки зрения теории циклического развития

КУБ В ПЕРСПЕКТИВЕ
На примере куба можно отчетливо увидеть иллюзию трех измерений — высоты, ширины и глубины, — которую вам необходимо научится передавать на плоской бумаге. Если вы научитесь правильно передавать объем, вам не составит труда нарисовать любой предмет.
С этого момента вам необходимо будет помнить о трех измерениях, которые присутствуют во всем. Высота, ширина и глубина кубических объектов при изображении их на плоскости, в зависимости от угла зрения, могут быть разными — на самом же деле они одинаковы. Высота может казаться больше, чем глубина, или ширина может иметь наибольшую величину. Самое главное — это соблюдать их соотношение, и скоро вы будете гордиться своими успехами.
Теперь возьмите любую коробку и поместите ее на уровне глаз. Поверните ее так, чтобы были видны две стороны, как на первом рисунке, и начинайте работать.

ОЦЕНИВАЕМ СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ

Рисовать реалистично — это значит рисовать точно. Какими бы ни были пропорции вашей коробки, проверьте соотношение всех сторон. Заметьте, что длина у коробки слева в два раза больше, чем ее ширина. Все три коробки расположены по-разному относительно к линии горизонта. Нарисуйте свою коробку в трех разных позициях, как показано на рисунке, пользуясь любым карандашом.
Когда вы овладеете навыком рисования кубического объекта, находящегося на одном уровне с вашими глазами, продолжайте тренировку дальше. Нарисуйте коробку, расположенную выше и ниже уровня глаз. Следите за тем, чтобы продолжающие линии сходились в точках схода 1 и 2, даже в том случае, если они будут лежать за пределами листа бумаги.
ОБЪЕКТЫ НИЖЕ ЛИНИИ УРОВНЯ ГЛАЗ
Большинство объектов, которые вам придется рисовать (по крайней мере, вначале) — это объекты в помещении, находящиеся ниже линии уровня глаз, если вы не имеете привычки прятать всю мелочь на шкаф. Поэтому понятно, зачем нужно учиться рисовать подобные объекты.
Посмотрите на вещи вокруг себя. Далее сидя, вы видите поверхность столов, стульев, диванов и т. п., а это значит, что эти предметы расположены ниже линии уровня глаз. Учи¬тывая, что вы будете рисовать стоя или сидя, изучать объекты вам необходимо именно в этих позициях.


Ниже линии горизонта. Все продолжающие линии сторон направлены вверх и пересекаются в точках схода. Стрелки указывают, в каком направлении продолжаются стороны объекта — до линии уровня глаз.
Выше линии горизонта. Все продолжающие линии сторон направлены вниз к их перспективным точкам схода.
На уровне линии горизонта. Продолжающие линии верхних сторон коробки направлены вниз, а нижних сторон — вверх. Затем они пересекаются в точках схода на линии горизонта.


На этих рисунках коробка изображена в трех разных положениях по отношению к линии горизонта: первый рисунок — на уровне глаз, второй — ниже уровня глаз, третий — выше уровня глаз.

Перевернув книгу вверх ногами, вы увидите, как тот же самый принцип действует для объектов, расположенных выше уровня глаз. На этом рисунке точки схода находятся за пределами листа бумаги.


Рассмотрите первый рисунок и попробуйте определить, какова величина сторон объекта относительно линии горизонта. Рисунок будет неубедительным, если диагонали объекта нарисованы неверно, как на схеме 2. Однако при выборе подходящего угла (схема 3), рисунок получился реалистичным, так как точки схода располагаются намного дальше от объекта

РИСУЕМ КУБИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

КУБИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТАХ
Сейчас вы увидите, почему мы так долго работали с коробочками. На рисунках, расположенных ниже и на следующих страницах, изображены лишь некоторые из тысяч объектов, имеющих кубическую форму. Не все они являются правильными кубами, но все они имеют низ, верх и четыре боковые стороны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ
Держа эти слова в уме, нарисуйте телевизор, стол, мебель на кухне. Сравните длину и ширину верхних сторон этих объектов. Обратите внимание на пропорции всех сторон, а также на соотношение ширины и высоты каждого объекта.
Если телевизор и кухонные предметы вам рисовать еще сложно, возьмите чемодан или спичечный коробок. Когда приобретете уверенность, переходите к более сложным объектам.
Попробуйте рисовать все! Но если ваша рука еще не готова рисовать что-либо, не утомляйте ее. Поверьте, придет время, и ваши желания будут совпадать с вашим мастерством. Более важным является тренировка глаза, умение увидеть, изучить и правильно передать соотношение размеров объектов. На данном этапе не заостряйте внимание на опрятности рисунков, а старайтесь сделать их правильными. Со временем вы научитесь рисовать великолепно, будьте в этом уверены.

РАБОТАЕМ С ДЕТАЛЯМИ
Когда главные пропорции объекта нарисованы правильно, приступайте к деталям. Например, рисуя телевизор, обратите внимание, где расположены кнопочки по отношению к краям панели (в центре или ближе к краю), а также сравните их размер со всей площадью плоскости телевизора.
У стола в роли деталей выступают ножки. Заметьте, какой они ширины по сравнению с их длиной и шириной крышки стола. Если вы рисуете книжный шкаф, то его деталями будут книги. Посмотрите, какой высоты и ширины книги в центре полок. Какого размера каждая из книг?
Важно научиться правильно определять большие поверхности и измерения. Затем вы сможете расчленять большие фигуры на простые составляющие до тех пор, пока не будут нарисованы даже самые миниатюрные вещи.
Например, рисуя книжный шкаф, установите основные его пропорции, то есть нарисуйте внешние стороны; изобразите полки или наметьте их расположение. Следующая цель — это книги с нужной высотой и шириной, а затем детали на каждой из них.

При подборе правильной ширины, высоты и глубины у вас непременно будут неудачные попытки, неправильные линии,но их не следует стирать. Акцентируйте правильные линии, сильнее нажимая на карандаш. Затем наложите чистый лист поверх черновика и обведите лишь нужные линии, как это сделал Руди Де Рейна с рисунками на этой странице. Он рисовал эти рисунки в два этапа. Те, которые расположены левее, неопрятны, так как художник искал правильные пропорции, а найдя, выделил нужные линии посильнее. Снова напоминаю, что не следует стирать линии в поисках пропорций. Удаляя их, вы теряете возможность сравнивать неверные формы и измерения с правильными.
Найдя нужные пропорции, художник наложил поверх рисунка чистый лист (лучше использовать копировальную бумагу) и перенес правильные линии.
Если вы не пользуетесь копировальной бумагой, то вам понадобиться бумага, через которую при наложении на черновик будут видны линии.
Если на новом изображении линии будут все еще неправильными, подправьте их карандашом и снова перенесите рисунок на чистый лист бумаги.
Пользуйтесь таким методом для улучшения своих работ. Начните с рисования всех кубических объектов в комнате. Только когда вы убедитесь, что их пропорции правильные, добавляйте нужные детали.


Каждое изображение состоит из чернового наброска, с помощью которого художник подбирая правильные пропорции, и конечного рисунка. Обратите внимание, в случае, если линия или какой-либо угол были неправильными, художник просто рисовал рядом более верный вариант. Выделив правильные линии, он перенес их на чистый лист бумаги и продолжил работу. В итоге изображения, которые находятся на рисунках правее, получились опрятными и правильными

РИСУЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

Проработав длительное время с прямыми линиями, вы, наверное, уже рисуете их с легкостью. Продолжайте выполнять наши задания, и ваши линии станут еще послушнее. Но если вы хотите научиться рисовать объекты, в основе которых лежат цилиндры, конусы и сферы, придется попробовать рисовать изогнутые линии.

РИСУЕМ ИЗОГНУТЫЕ ЛИНИИ
Возьмите карандаш так, как удобно вам: как ручку или как кисть. Двигайте рукой от локтя или даже от плеча, если рисунок больших размеров. Сначала это может казаться неудобным, но если вы будете рисовать только кистью руки потому, что так вам привычнее, быстрое рисование и красота линий будут вам неподвластны.
Изучая второй раздел этой книги, придерживайтесь принципа хорошего рисования. Позже вы откроете для себя все возможности линии, но сейчас необходимо потрудиться, чтобы достичь ее правильности и естественности.

ИЗУЧАЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Прежде чем говорить о цилиндрических формах, необходимо разобраться с самим цилиндром, который может лежать в основе объекта или его деталей. На начальном этапе рисования мы будем рисовать сначала правильный цилиндр, а затем делать нужные преобразования (см. страницу 29). Когда вы овладеете мастерством рисования цилиндра, надобность в этом отпадет, и вы сразу сможете приступать к рисованию самих цилиндрических форм.

РИСУЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
Изображая цилиндр, Руди Де Рейна рисует сначала эллипсы (два круга, сверху и снизу) по часовой стрелке. Затем он акцентирует видимые стороны цилиндра более темными штрихами.
Попробуйте нарисовать эллипс по часовой и против часовой стрелки. Выберите способ, при котором линии у вас получаются более красивыми и уверенными. Обязательно проверяйте угол, под которым вы начинаете рисовать эллипс.

ЭЛЛИПСЫ И ПЕРСПЕКТИВА
Помните, если ваш цилиндр расположен на уровне глаз, то его эллипсы превратятся в линии. Если цилиндр расположен выше линии уровня глаз, эллипс, который находится ближе к зрителю, приобретает форму арки. Если цилиндр расположен ниже линии уровня глаз, то ближний эллипс приобретает форму зеркально отраженной вниз арки.
Возьмите стакан и рисуйте его столько раз, сколько понадобится, чтобы получился правильный красивый цилиндр (см. страницы 27—28). Прежде чем рисовать, поднимите стакан на уровнь глаз, чтобы верхний эллипс превратился в прямую линию; заметьте, что когда стакан находится ниже линии уровня глаз, нижний эллипс не превращается в прямую линию. Теперь плавно опускайте стакан — верхний эллипс становится все шире и шире. Если верх стакана находится прямо под вами, то эллипс превращается в круг, чем он и является на самом деле.
Не имеет значения, каких размеров рисуемый стакан. Главное — это натренировать свою руку и глаз, чтобы правильно и красиво рисовать цилиндры. Вы должны обращать внимание на то, где расположена ручка чашки, какова высота стакана и глубина эллипсов рисуемых цилиндрических объектов. Помните, что чем ближе эллипс к линии уровня глаз, тем меньше его глубина, и наоборот.

Использование перспективы в рисовании ландшафтов может смутить вас и озадачить, но без неё нельзя — это один из важнейших элементов, придающих изображению достоверность. Здесь мы будем говорить о простой одно- и двухточечной перспективе.
Линия горизонта, соответствующая уровню ваших глаз, — воображаемая, прямая, горизонтальная. Положение (удалённость) видимого горизонта естественным образом изменяется, когда вы сдвигаете свою точку обзора вверх или вниз. Однако попробуйте мысленно зафиксировать эту линию на местности. Если точка обзора поднимается, то вы сумеете посмотреть на прежнюю грань горизонта свысока, словно глазами летящей птицы. Если точку обзора опускать, то вы получаете возможность воспринять окружающий вид глазами ползущего червяка.
Любой реалистический рисунок может иметь только одну линию горизонта. На ней располагается точка схода перспективы — точка, в которой, как кажется, сходятся удаляющиеся от вас параллельные одна другой в натуре линии. Представьте себе, будто вы стоите между рельсов на прямом как стрела участке железнодорожного пути. Поглядев вдаль, вы увидите, что там оба рельса «утыкаются» в одну и ту же точку. Это( есть точка схода (ТС). Иллюстрации А, В и С на этой странице поясняют понятие простой одноточечной перспективы.

В двухточечной перспективе два набора параллельных линий устремляются к двум ТС (см. верхний чертёж на соседней странице) Про двухточечную перспективу вы должны знать, ибо далеко не каждый дом или амбар на местности будет повёрнут к вам так, чтобы можно было применять правила одноточечной перспективы.

Одноточечная перспектива
На чертеже А видно: все кажущиеся параллельными между собой линии, отходящие от передней плоскости вглубь картины под некоторыми углами, встречаются в одной точке ТС. Скамейка справа и сундук слева на ближнем плане располагаются ниже линии горизонта, поэтому вы можете обозреть сиденье скамейки или внутренность сундука; чем ближе к ТС находились бы эти предметы, тем хуже были бы доступны вашему взгляду названные их элементы.

На рисунке В показано распаханное поле. Борозды, как и рельсы, вдали «утыкаются» все в одну и ту же точку ТС, лежащую на линии горизонта.
На рисунке С извилистый ручей теряет видимую ширину, приближаясь к линии горизонта, и вообще исчезает, пересекая эту линию в точке ТС.

Двухточечная перспектива
Старая конюшня и сарайчик при ней обращены к художнику углами, а не вертикальными плоскостями. Поэтому фронтальные стены обоих строений имеют свою ТС (справа), а для боковых (длинных) стен существует другая (слева). Заметьте, что обе ТС не обязательно должны находиться внутри границ рисунка.
Вам необходимо принять обдуманное решение о расположении линии горизонта и ТС, а дальше всё получится «автоматически»: скаты кровли, доски обшивки, ворота, окна, двери и т. п. займут правильные места по законам линейной перспективы.
Ради лучшего понимания перекопируйте на кальку контуры строений с законченного рисунка, воспроизводимого внизу, и продлите линии — часть вправо, часть влево — до слияния в точках схода.

«В стороне от дорог».
Двойной бристольский картон фирмы «Strathmore», графитовый карандаш, 28×36 см.

Источники:
  • http://zen-designer.ru/articles/429-perspektiva-vse-o-perspektive?start=13
  • http://studopedia.su/17_58259_osnovnie-ponyatiya-v-perspektive-vidi-perspektivi-elementi-proetsiruyushchego-apparata-i-kartini-ih-vzaimosvyaz.html
  • http://izo-life.ru/liniya-gorizonta/
  • http://shedevrs.ru/materiali/255-gorizont.html
  • http://vita-studia.com/2011/05/%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0-%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7/
  • http://cg-paint.blogspot.com/2011/02/blog-post_9567.html