Меню Рубрики

Понятие гражданин с юридической точки зрения

Проблема личности занимает одно из ведущих мест в обществоведении: философии, социологии, психологии, юриспруденции и других отраслях общественной науки. В каждой из перечисленных сфер человеческих знаний существует общее понятие личности. Вместе с тем в различных науках это понятие используется применительно к их предмету и задачам. В правоведении важна характеристика личности с точки зрения ее правоспособности, дееспособности, способности нести юридическую ответственность. В философии понятие «личность» раскрывается путем сопоставления с понятиями «человек», «индивид». Такой философский подход позволяет полнее получить представление о том, что такое «личность».

Слово «человек» в Толковом словаре русского языка объясняется так: «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда». Как видно из определения, приведенное понятие включает два начала: природное и социальное.

Действительно, человек воспринимался и воспринимается прежде всего в качестве живого существа природы. Ф. Энгельс писал: «Уже сам факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному».

Очевидно, человек — существо не только природное, но и социальное. Его специфические качества (мышление, речь, способность создавать орудия труда и др.) могли сформироваться и развиться только в обществе.

Понятие «личность» в литературе рассматривается применительно к определенному этапу развития человеческого общества.

Это правильно, поскольку человека на низшем этапе его развития в качестве личности рассматривать нельзя. Личность формируется на таком этапе развития общества, когда человек получает относительную независимость от природы, некоторую свободу действий. Можно сказать так: «Личность — это человек, как носитель социальных свойств, находящийся в системе социальных связей». Для понимания этого важны следующие слова К. Маркса: «Для характеристики сущности личности имеют значение не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество»

Личность формируется под влиянием двух факторов: 1) индивидуальных, врожденных черт и свойств; 2) социальной среды, которая способна воздействовать на человека.

В научной литературе признается, что личность — это всегда человек. Но есть утверждения о том, что человек не всегда является личностью. Заметим, такой вывод сформировался за пределами юриспруденции, в частности, в психологии. Согласно такому подходу личностью не родятся, ею становятся в процессе приобретения и использования в деятельности социального опыта. Известно, что в далекой древности душу появившегося на свет ребенка уподобляли чистому листу бумаги. Мыслилось так, что этот лист постепенно заполняется знаками по мере восприятия подростком окружающего мира.

Наш современник А.Н. Леонтьев, известный психолог, отмечал: «Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития».

Близка к приведенной следующая позиция американского ученого Ш. Джордана: «Человеческая личность зависит и продиктована разумными намерениями. Неразумное человеческое существо, например, младенец, может сформироваться как личность только посредством взаимоотношения с разумными личностями». Действительно, младенец с первых минут жизни включен в совокупность человеческих отношений, поэтому потенциально он уже личность, хотя реально еще нет.

Нормальный мозг с точки зрения медицины — это одна из материальных предпосылок становления личности. Мозг — один из органов, с помощью которых реализуется личность. Он выполняет функцию управления «ансамблем» отношений человека с другими людьми. Можно сказать так: «Каждая личность — это неповторимый мир, в значительной степени предопределяемый системой общественных отношений». Имеется в виду то, что в одних исторических социальных условиях формируется один тип личности, в других — иной.

Бесспорно, общественные отношения оказывают решающее влияние на личность. Но и личность не простая проекция соответствующих социальных условий, не результат их автоматического воздействия, а активное начало.

Каковаструктура личности? Какие главные компоненты входят в эту структуру? Убедительной представляется позиция авторов, считающих, что структура личности включает такие компоненты, как сознание, воля, способность к деятельности. Эти элементы находятся в диалектическом единстве, определяют социальную природу личности.

Человеческое сознание — цементирующий элемент, означающий способность отражать действительность, отдавать себе отчет в своих поступках. Если разрушено самосознание личности, то не имеет смысла говорить и о самой личности. Надо прислушаться к выводу известного русского философа и государствоведа И.А. Ильина (1882—1954 гг.): «Личность — это обусловленное включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общежитии».

Воля как компонент структуры личности — это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.

Деятельность — необходимый компонент структуры личности, процесс, связанный с использованием интеллектуальной и физической энергии, специальных средств, направленный на достижение поставленной цели, определенного результата.

Уместно отметить, что относительно понятия личности в литературе встречаются крайние суждения. Одно из них: личностями являются, только выдающиеся люди, обладающие исключительными способностями, яркой индивидуальностью. Это самостоятельность мысли, определенность оценок и выводов, взглядов, оригинальность чувств, сила воли. Думается, по отношению к личности здесь предъявляются завышенные требования. Специалисты по философии и правоведению иногда дают описательное (нормативное) определение личности. При таком подходе понятие «личность» рассматривается только в связи с положительными социальными ценностями, в частности, с ее ответственностью перед обществом. Выходит, если человек не обладает высокой сознательностью, то он не может рассматриваться в качестве личности. С этим трудно согласиться. В юридической теории и практике понятие «личность» распространяется не только на законопослушных граждан, но и на лиц, совершающих противоправные деяния.

Это имеет практическое значение в деле использования воспитательных средств в отношении лиц, отбывающих наказание. К тому же, в одном отношении, в решении одних вопросов личность может играть положительную роль, а в другом отношении — отрицательную. На это обратил внимание Р. Гамзатов, размышляя о судьбах людей. По его мнению, генерал Скобелев — для Болгарии освободитель, для Средней Азии — захватчик. Генерал Ермолов для одних — герой Отечественной войны 1812 г., а для Чечни и Дагестана — человек, который сказал: « Я не успокоюсь, пока последнее чучело горца не увижу в Ставропольском музее».

Есть смысл уточнить и то, что вкладывается в понятие «индивид», «индивидуум». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Индивидуум (индивид) (от лат. тагуМшдт — неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек, личность». Отсюда понятие «индивидуальность» — неповторимое своеобразие отдельного существа, человека, личности. Можно сказать, понятие «индивид» — существенная характеристика личности, связано с ее относительной самостоятельностью от общественных отношений. Понятие «индивид» необходимо для выяснения в личности общего и особенного, общего и частного.

Д. Карнеги пишет: «На свете нет человека, подобного Вам. Сотни миллионов людей имеют два глаза, нос и т.д., но никто из ¦ них не выглядит так же, как Вы. Никто из них не имеет в точности таких черт лица, такого склада ума, как Вы. Не многие из них будут говорить и выражать свои мысли в точности, как Вы. Другими словами, у Вас индивидуальность — это драгоценное достояние. Развивайте его. И далее. Личность — это нечто расплывчатое и неуловимое, не поддающееся анализу, как запах фиалки. В ней сочетается все, что есть в человеке: физическое, духовное, умственное, психологическое. Личность столь же сложна, как и эйнштейновская теория относительности, и ее понимание столь же мало».

Личность, государство и право

Категория «личность» имеет для правоведения исходно-ключевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права. Сущность личности укоренена в ее теле, т.е. внешних физических формах организма человека, как материальном носителе личностного начала. Думать иначе — значит абсолютизировать сознание человека в качестве единственного носителя личностного начала.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений. Как видно, на современном этапе развития нашего общества необходимо, чтобы участниками общественной жизни были не люди-«винтики», а личности, субъекты, реализующие возможности, предусмотренные социальными нормами, в том числе юридическими.

Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантированные возможности их реализации — одно из необходимых условий формирования демократического типа личности.

Очевидно, задача заключается в том, чтобы право, законы, по возможности, своевременно и адекватно отражали объективные тенденции развития общества, новые потребности и запросы личности. В этой связи представляются актуальными следующие слова: «Еще громадное количество несомненных интересов, чрезвычайно важных для индивидуума, ждет своего формально-правового признания».

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству. Известно, что в послереволюционный период в России государство трактовалось, как особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса.

Такое понимание государства было своеобразным фундаментом для формирования административно-командной системы — системы управления обществом. В этих условиях государство и соответствующая ему административно-командная система не были демократическими образованиями. Они не включали граждан в процессы своего функционирования. В названных структурных образованиях господствовала воля разнообразных «бюро»; в них не было самих механизмов реализации воли людей — граждан страны. Для административно-командной системы была полностью приемлемой «усредненная» личность, т.е. не отличающаяся инициативностью и вместе с тем исполнительная и послушная. Бюрократическая регламентация формирует у людей жизненный принцип социального иждивенчества, безынициативности, отрицательного отношения к творческим людям. Разумеется, причина такого внешнего пассивного приспособления к жизненным обстоятельствам лежит не только в авторитарных методах социального управления, но и в низком уровне политической, правовой культуры людей, в их нежелании брать на себя личную ответственность из-за страха перед возможными осложнениями.

Осуществляемое в настоящее время обновление общественных отношений в стране создает новую ситуацию и для государства, и для личности. В современной литературе государство нередко признается как форма и механизм взаимосвязей и взаимодействия множества людей. Утверждается также, что государство призвано выявить всеобщие интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представить и нормативно закрепить всеобщую волю, выражая ее в форме законов — обязательных правил поведения.

В настоящее время перед Российским государством объективно стоит задача не только закреплять в законах формальные правила поведения индивидов и организаций (нормы), но и обеспечить их практическую реализацию с использованием правовых средств. Имеется в виду создание стимулирующих условий для обязательного исполнения требований юридических норм всеми участниками государственного регулирования, поддержание посредством законности и правопорядка необходимого всем гражданам уровня свободы и безопасности.

Отказ от монопольного положения государственной собственности, признание равноправия различных форм собственности — эти и подобные им меры способствуют развитию инициативы людей, их социальной активности. Словом, происходящие в обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, социальные установки, социальную активность. Как видно, в создавшихся условиях требуется внесение новых моментов в концепцию личности. Думается, это, во-первых, отказ от бывшей патерналистской модели отношений — государства и личности, согласно которой власть «отечески» заботится о благе каждого, что в действительности неизбежно оказывается государственным деспотизмом; и, во-вторых, смещение акцентов с адаптации человека к существующим социальным механизмам и регуляторам на создание необходимых условий для проявления индивидуальности личности, повышения ее активности в сфере труда, политических и правовых отношений.

Связь личности с государством отчетливо просматривается при анализе его признаков.

Во-первых, государственная публичная власть выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между личностью и обществом преимущественно носят государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Во-вторых, государство — это территориальное устройство общества. Соответственно этому действуют законодательные, исполнительные органы, административно-управленческий аппарат. Как видно, действие нормативных, правовых актов по кругу лиц связано в основном с территориальными пределами их действия. Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Соответственно, они действуют в отношении всех лиц, находящихся на этой территории. Представляется, что в рассматриваемом плане, достаточно отчетливо просматривается связь государства, права и личности.

В-третьих, государство отличается от других организаций (политических, религиозных и др.) тем, что издает законы и подзаконные акты, содержащие нормы права. Система юридических норм, являясь инструментом государства, прежде всего, служит организованности общества, при которой реализуется демократия, экономические возможности граждан и организаций, свобода личности. На основании нового российского законодательстве в стране проводятся референдумы, свободные выборы. Государство посредством права стремится согласовать интересы различных социальных групп, личности, общества, установить взаимную с личностью ответственность. Это проявляется прежде всего в установленных государством законодательных ограничениях своей активности по отношению к личности, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед личностью, объектом (ст. 136, 137, 138, 139, 141, 143, 144 УК РФ и др.). В свою очередь, свобода, личности, согласно действующему законодательству, регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

В-четвертых, характерным признаком государства являются налоги, которые всегда были главным источником пополнения казны. Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», — закрепляется в Конституции России 1993 г. (ст. 57).

Читайте также:  Классификация женщин с точки зрения мужчин

В этой сфере оптимальное соотношение интересов государства и личности состоит в установлении таких налогов, чтобы, с одной стороны, не страдали интересы государства, а с другой, поддерживались интересы производителей материальных благ, людей, реализующих свои знания и способности в различных областях общественной жизни.

В-пятых, одним из важнейших признаков государства является суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Очевидно, верховенство в рамках страны «преломляет» интересы и государства, и личности. Имеется в виду способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан, осуществлять юрисдикцию, т.е. деятельность по рассмотрению и разрешению различных социально-правовых конфликтов с учетом приоритета прав человека и гражданина. Для выполнения этой функции существует система процедур, призванных защитить права человека, обеспечить достоинство личности.

В целом, речь идет об особом характере взаимоотношений человека и государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства.

Нужно заметить: личность взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.

Право, следовательно, необходимая предпосылка осуществления свободы личности в условиях правопорядка в обществе. При тоталитарном режиме преобладает не право, а практическая (нередко политическая) целесообразность, практикуются закрытые формы судебного разбирательства. Существенным фактом права является его способность обеспечить от произвола и рядового гражданина, и представителей «правящей государственной элиты». Более конкретно связь права и личности рассматривается посредством использования понятий «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность», «правовой статус». Они отражают существенные свойства, связи и отношения личности и правовой системы. Раскрывать содержание названных выше понятий нет необходимости, поскольку этому уделено специальное внимание в главе, посвященной правоотношениям.

Следовательно, права человека — права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Предпосылка возникновения прав человека — объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования (право на жизнь, право на пищу, на свободу передвижения, право на создание семьи и др.). Такие права имеют отношение к человеку как существу биологическому, отражают постоянство основополагающих качеств человеческого рода. Такие права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают внешним критерием оценки любого политического строя.

Такова характеристика прав человека. Что означают права гражданина? В юридической литературе общепризнано положение о том, что права гражданина — это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они становятся правами гражданина.

Надо учитывать и то, что на территории любого государства находятся не только граждане этого государства, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Соответственно, права человека распространяются как на граждан данной страны, так и на иных лиц. С учетом этого надо также говорить о правах человека и правах гражданина.

Отмечу, что на международной арене все более непосредственно начинает выступать индивид. Нередко международные документы прямо адресуются отдельному человеку, закрепляя его неотъемлемые права и свободы. Индивид в ряде случаев может непосредственно защищать свои права перед международными органами. Это показатель международной правосубъектности человека.

Гражданство. Права человека и гражданина

Гражданство. Понятие «личность» тесно связано с понятием «гражданин». В большинстве случаев слово «гражданин» понимается как лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству с республиканской формой правления, В государствах-монархиях используется слово «подданный». Сейчас эти понятия фактически равнозначны.

С понятием «гражданин» органически связано понятие «гражданство». Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, находящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими, регулируются Законами о гражданстве. Закон о гражданстве в России принят в 1991 г. и дополнен в 1993 г. и в 1995 г.2

Итак, гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. На основании ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его црав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Права человека и гражданина. Права человека — это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

Права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и др. Такие права признаются международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права. Они рассматриваются в качестве обязательных для всех государств мира, не зависят от их социально-экономического строя. Такие права (права человека) должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться конституцией страны и иным национальным законодательством. Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Таким образом, взаимосвязь государств мира приводит к сужению сферы, в рамках которой конкретное государство может действовать по своему усмотрению, независимо от мирового общественного мнения. Это значит, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.

Права человека — сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством.

В этом смысле все многочисленные взгляды и теории по рассматриваемой проблеме можно свести к двум основным направлениям. Одно из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы. Соответственно, задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Очевидно, эти идеи основаны на представлениях о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости. Согласно другому направлению, свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Такой подход свойствен мировосприятию, основанному на признании официально властного авторитета государства, оказывающего основное влияние на фундаментальные основы человеческого бытия.

В нашей стране в дореформенный период преобладал второй подход к правам человека, а сама идея прав человека рассматривалась в качестве предпосылки противостояния различных по идеологической направленности сил. В таких условиях права человека не были главным ценностным ориентиром общественного развития. Переход российского общества на путь преобразования явился основой формирования современного представления о правах и свободах человека, привел к осмыслению того, что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это не продукт воли и усмотрения политической власти, а существенная составляющая часть складывающихся в обществе отношений и права.

Институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к использованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, .включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, ставшая органической частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи возникает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимому, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.

В последней из названных статей отмечается, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что позволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость, принадлежность каждому от рождения).

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает систему прав, закрепленных в УК РФ, КоАП. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, бсновываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения — на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражданина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь на этот вывод, укажем на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения и самодеятельности по отношению к другим лицам, являются свободами». Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические.

1. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем: а) по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства; б) эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.

Названные особенности личных прав и свобод индивидов подтверждаются содержанием ст. 20—30 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем анализ названных статей приводит к выводу о декларативной направленности некоторых из них, отсутствии механизма реализации. Назовем в этой связи ст. 27 Конституции РФ, предусматривающую право свободно выбирать место пребывания и жительства. Здесь налицо противоречие между юридическим и фактическим содержанием статьи. Переходное законодательство, таким образом, содержит много привлекательных положений, но правовая практика нивелирует их, превращает в фикцию. К сожалению, нет механизма, способного обеспечить реализацию конституционных принципов о высшей ценности прав и свобод человека (ст. 2), а также об их непосредственном действии (ст. 18) и др.

Особенности политических прав и свобод в том, что они связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические — «гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин — это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31-33 Конституции Российской Федерации.

Связь политических прав с гражданством может создать впечатление, что они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Думается, это не так. Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство признает, соблюдает и защищает политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственные формы реализации рассматриваемого права — это: участие граждан в референдуме — всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.д.

Читайте также:  Ребенок 8 лет резко падает зрение

Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в этой связи такие факторы, кай низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к деятельности избранного ими депутата, к участию в различного рода общественных формированиях. Представляется, что причина низкой правовой и политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их неверие в новые ценности.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необходимого механизма реализации. Многие конституционные положения (ст. 40 — право на жилище, ст. 33 — защита материнства и детства, ст. 43 — право на образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями.

В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях возрастающей безработицы, о праве на жилище в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья и т.д.

Сказанное подтверждает необходимость всестороннего учета социальных факторов в процессе разработки и принятия законодательных и иных.нормативно-правовых актов. Декларирование прав, которые могут быть реализованы гражданами только в условиях экономически состоявшегося общества, приводит к тому, что человек перестает ценить, уважать право, законы. И это объяснимо, поскольку он не видит в праве своего надежного гаранта. В этой связи и складывается атмосфера правового нигилизма.

Дееспособность гражданина

Дееспособность с юридической точки зрения — рубеж, после которого гражданин становится достаточно взрослым, чтобы активно участвовать в гражданском обороте.

Дееспособность граждан предполагает совершение ими правильных и осознанных действий, обладающих правовым значением. Для того, чтобы человек считался дееспособным, он должен быть психически зрелым. Сама психическая зрелость включает в себя возраст гражданина и его психическое здоровье. С этой точки зрения законодательство не имеет возможности обозначить определенный рубеж, который и должен считаться отправной точкой, после чего человека можно называть дееспособным. Дееспособность граждан не может быть статичным показателем. Нельзя сказать, что после наступления определенного возраста человек становится дееспособным. Явление это динамичное и может варьироваться из-за психического состояния гражданина, не смотря на его возраст.

Дееспособность с юридической точки зрения

Дееспособность с юридической точки зрения обозначает рубеж, после которого гражданин становится достаточно взрослым, чтобы активно участвовать в гражданском обороте, работать в предпринимательской или каких-либо других видах деятельности.

Согласно законодательству, гражданин, достигший совершеннолетия, становится дееспособным.

Он может реализовывать собственные имущественные и неимущественные права. Полная дееспособность означает, что человек должен знать право и действовать в рамках закона, потому что в случае несоблюдения законодательства, к нему возможно применение соответствующих мер ответственности.

Содержание дееспособности граждан с юридической точки зрения – это право человека на самостоятельное совершение юридически значимых действий:

  • Он может заключать договора;
  • Способен выдавать доверенность;
  • Обязан отвечать за повреждение, либо уничтожение имущества других граждан, причинение вреда здоровью иного человека и так далее;
  • Обязан отвечать за ненадлежащее исполнение ранее заключенных договорных обязанностей.

Дееспособность и правоспособность

Классификация дееспособности делится на два элемента:

  • Способность гражданина самостоятельно совершать сделки, приобретать новые права, брать на себя новые обязанности. Это называется сделкоспособностью;
  • Способность гражданина в полной мере отвечать за совершенные им противоправные действия, нести гражданско-правовую ответственность. Это называется деликтоспособностью.

Такие понятия, как «дееспособность» и «правоспособность» не являются исконно присущими человеку. Значение данных понятий имеет юридическую подоплеку, а значит, они навязаны гражданам законодательством.
Значение правоспособности – это обладание правами и обязанностями, тогда как у дееспособности это значит приобретение и осуществление прав и обязанностей собственными действиями.
Все эти действия можно совершать только в рамках закона. Правоспособностью обладают все граждане, тогда как с дееспособностью все не так однозначно. Поэтому существуют такие виды дееспособности, как полная и ограниченная.

Возраст, определяющий дееспособность

В законодательстве подавляющего большинства стран есть понятие и содержание дееспособности граждан. Согласно букве закона, гражданин становится полностью дееспособным при достижении определенного возрастного порога. Этот возраст называют совершеннолетием. Во многих странах, среди которых Россия, Великобритания, Франция и так далее, гражданин считается совершеннолетним при достижении им 18 лет. Что касается Германии, совершеннолетним гражданина будут считать с окончанием восемнадцатого года жизни. В Японии законодательством решено, что полная дееспособность граждан наступает в возрасте 20 лет. В Соединенных Штатах не все так однозначно. В большинстве штатов страны совершеннолетним гражданина будут считать только после того, как ему исполнится 21 год.

Помимо полной дееспособности, существует и ограниченная. Виды ограниченной дееспособности:

  • Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет;
  • Дееспособность детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Данные виды дееспособностей означают, что несовершеннолетние граждане обладают дееспособностью не в полном объеме.

Дееспособность в возрасте от 6 до 14 лет

Чтобы к достижению совершеннолетия гражданин мог самостоятельно совершать волевые действия в полном объеме, его этому следует постепенно приучать. С того момента, как несовершеннолетнему исполняется 6 лет, у него появляются определенные права. С точки зрения законодательства дети этого возраста могут:

  • Проводить мелкие бытовые сделки;
  • Совершать сделки, которые не требуют ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации. Результатом таких сделок должна стать выгода для ребенка;
  • Самостоятельно распоряжаться денежными средствами, которые ему предоставляют законные представители.

Маленькие дети, хотя и могут совершать определенные сделки, ответственности за это не несут, так как являются недееспособными гражданами. Вся ответственность за детей лежит на плечах их родителей, опекунов или законных представителей. Если малолетние дети причинили вред имуществу других людей, отвечать за это будут взрослые.

Дееспособность в возрасте от 14 до 18 лет

В возрасте 14 лет несовершеннолетние приобретают частичную дееспособность. У поступков детей этого возраста уже иная юридическая окраска, так как, согласно закону, они могут быть привлечены к уголовной ответственности. По общим правилам, наступает уголовная ответственность с 16 лет, но если подросток совершил особо опасное деяние, то, если ему уже исполнилось 14 лет, его могут посадить в тюрьму.

Начиная с 14 лет подросток, с письменного согласия родителей, может уже совершать любые сделки. Сами же родители, либо законные представители ребенка, достигшего возраста 14 лет, не имеют права совершать имущественные сделки, которые могут затронуть интересы ребенка, без его на то согласия.

Итак, содержание дееспособности граждан в возрасте от 14 до 18 лет таково:

  • Подросток имеет право самостоятельно распоряжаться своими доходами (стипендией, заработком и так далее);
  • Подросток имеет право предъявлять и осуществлять авторские права на собственную интеллектуальную деятельность;
  • Подросток имеет право распоряжаться собственными вкладами, вносить на них денежные средства;
  • Подросток имеет право вступить в кооператив по достижении им возраста в 16 лет.

Презумпция дееспособности

Презумпция дееспособности гражданина действует до момента, пока не появятся сомнения, относительно его психического состояния. Если человек не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, и компетентный орган, проведя установленную законодательством экспертизу, подтвердит тот факт, что гражданин не в состоянии отвечать за свои деяния, его признают недееспособным.

Презумпция дееспособности относится к правовым аспектам. Ее можно опровергнуть, в ней можно усомниться. Значение презумпции – эффективная защита прав и интересов граждан страны, обеспечение стабильности гражданского оборота, охрана интересов гражданских правоотношений.

Гражданская дееспособность

Гражданская дееспособность напрямую зависит от семейной и гражданской процессуальной дееспособностей. К примеру, в случае, если речь идет о родителях и их несовершеннолетнем ребенке, последний является лицом недееспособным, и его дееспособность не требует восполнения. Если же взять такие правоотношения, как алиментные обязательства, ребенок по-прежнему будет являться недееспособным лицом, но его дееспособность уже должна будет восполняться действиями его родителей.

В семейном праве, как и в гражданском законодательстве, возраст наступления полной дееспособности составляет 18 лет. Исходя из этих показателей, можно утверждать, что наступление полной дееспособности гражданина по семейному и гражданскому праву является одновременным.

Обе эти категории оказывают значительное влияние друг на друга. В том случае, если гражданин, не достигший 18 лет, вступил в брак благодаря снижению брачного возраста, он автоматически получает полную дееспособность. Также это значение позволяет причислить гражданина к людям с полной гражданской ответственностью. С этого момента он должен полностью отвечать за все совершаемые им действия.

Признание гражданина недееспособным

Если у человека обнаруживается психическое расстройство, и из-за него он не осознает значения совершаемых действий, такой гражданин может быть признан недееспособным.

С законодательной точки зрения человек признается недееспособным только при наличии и юридического, и медицинского критериев.

Сначала должна быть проведена судебно-психиатрическая экспертиза. Специалисты должны провести оценку осознанности гражданином производимых действий, способности ими руководить. Комиссия при этом не имеет права давать заключение о том, что гражданин недееспособен. Только суд имеет право вынести такой вердикт.

Для недееспособного гражданина назначается опекун, который и отвечает за все действия своего подопечного.

В том случае, если гражданин выздоравливает, можно провести повторную судебно-медицинскую экспертизу, и с ее заключением обратиться в суд. Судья, изучив все материалы, может признать человека дееспособным.

Понятие человека в классической правовой традиции

Страницы в журнале: 20-24

Е.А. Козлачкова,

аспирант кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Россия, Москва katyatkd@gmail.com

Рассматривается понятие человека с точки зрения философии и социологии и отражение его в классической правовой традиции, под которой понимается западная правовая традиция. Автор анализирует нормативно закрепленные признаки понятия «человек», сравнивает понятия «личность», «человек», «гражданин», «физическое лицо».

Ключевые слова: человек, права человека, личность, правовой статус личности, гражданин, физическое лицо, субъект права.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что современная цивилизация в основных своих особенностях определяется западной культурной традицией. Это в равной мере относится и к западной правовой традиции.

В связи с таким пониманием западной правовой традиции Г.Дж. Берман, например, пишет: «Итак, Запад определяется не по компасу. “Запад”, скорее, — культурный термин, но с очень значимым диахроническим измерением» [3, с. 20]. Базовыми категориями права как непрерывной традиции в данных границах являются: справедливость, мораль, свобода, автономность личности, равенство, братство. На это, например, указывает А.И. Ковлер [5, с. 274—275]. Именно в русле такой традиции сформировалось то представление о человеке, которое отразилось в праве в качестве понятия «физическое лицо» и которое на сегодняшний день может считаться универсальным. Стремительные изменения в праве, касающиеся правового статуса личности, начались во второй половине XX века, когда открытия генетики, биологии и медицины начали активно осваиваться правовой наукой и практикой, в связи с чем появилось большое количество новых общественных отношений, как регулируемых, так и не регулируемых правом. Этим временным рубежом и следует отделить классическую правовую традицию. Поэтому в данной статье смысл термина «классическая правовая традиция», применительно к понятию «физическое лицо», выражает период развития права с античности и до середины XX века.

Рассуждая о природе и сущности человека, философия и социология предпринимают попытки нахождения специфических критериев, которые были бы присущи только человеку. Как правило, к таким принципиально значимым качествам человека относят разумность, искусство общественного труда, использование сложных форм социальной жизни, создание мира культуры. Подобных критериев может быть великое множество, однако все они являются следствием различия взглядов философских течений в понимании человека. Поскольку для правовой системы важным является нормативное единообразие, то в настоящей работе следует сосредоточиться на выяснении сущностных, наиболее значимых черт, свойственных человеку.

Традиционно концепции происхождения и развития человека, которые внимательно изучаются социологией, выделяют при его определении следующие базовые начала: биологическое (особое строение тела, отличное от животного); социальное, являющееся определяющим для человека; нравственное, т.е. возможность судить о добре и зле в социальной жизни. В целом же философия и социология дают такие основные признаки понятия «человек» [4, 5, 10]:

Читайте также:  Как я исправила зрение за 2 недели

1) биологическая основа существования;

2) разумность как способность к мышлению;

3) нравственность как способность различения добра и зла;

4) коммуникабельность как способность вступать в различные виды отношений с окружающим миром и людьми;

5) личностность как самосознание себя в качестве отдельной от мира и от других людей ценности;

6) социальность как осознание себя самого в виде члена более высокого единства, которое имеет название общество или человечество в целом.

Представляется, что все остальные признаки могут быть или сведены к данным шести, или выведены из них в разных модификациях. Это, например, касается и таких негативных определений человека, как ничтожность, двойственность, нереализованность, эволюционный тупик, отчужденность от самого себя и т.д., которые являются производными от качеств личностности и нравственности.

Далее следует оценить, каким образом базовые признаки понимания человека в классической традиции антропологии нашли свое отражение в праве.

Законодатель стремится закрепить основные признаки физического лица (человека) нормативным образом. Общенаучное представление о человеке интегрируется в право прежде всего через понятие «права человека». Что же подразумевается под этим термином? Относительно закрепления естественных прав человека в нормативных правовых актах возникает закономерный вопрос: если современное право признает только те права, которые закреплены нормативно, то как же быть с естественными правами человека, являющимися в силу природы якобы неотчуждаемыми и присущими индивиду от рождения, независимо от признания государством? На этот вопрос, как нам представляется, исчерпывающий ответ дает А.Г. Бережнов в своей монографии, посвященной правам личности: «…государство и соответствующие социальные силы в своей деятельности (в том числе и в области правотворчества), сознают они это или нет, считаются с тем фактом, что в социальной действительности существует в той или иной степени проявляющая себя тенденция к расхождению, к противоречию между действительным, объективным ходом вещей (“сущим”) и их интересами, выраженными в соответствующих представлениях (“должным”)…» [2, с. 80]. Таким образом, роль нормативного регулирования в закреплении естественных прав человека заключается в корректировке и гарантии данной совокупности прав человека.

Общим выводом относительно правового оформления понятия «человек» будет являться утверждение, что в доктрине естественных прав (реализованной в нашем государстве) сливаются два философских признака человека: биологичность, т.е. привязка к конкретному биологическому телу (поскольку речь идет о принадлежности прав с рождения), и личностность, т.е. способность осознавать себя в качестве отдельной от других людей ценности и в силу этого требовать от других людей и общества признания этой ценности.

Логичным представляется сравнить понятия «личность» и «человек».

Как справедливо отметил А.Г. Бережнов, понятия «личность» и «человек» отличаются друг от друга лишь как научные абстракции, и проводимая между ними грань условна, поскольку характеризует с разных сторон единый объект — человеческую личность, человека.

Итак, можно сделать определенный вывод о том, что понятие «личность» в праве является понятием с максимально абстрактным содержанием, аналогом содержания которого является понятие «человек» в философии.

Следовательно, как понятие «человек» интегрируется в право через понятие «права человека», так и понятие «личность» входит в правовую систему через более конкретные понятия, прежде всего — «правовой статус личности».

Распространенным в науке является понимание правового статуса личности как системы прав и обязанностей, законодательно закрепленной государством в Конституции и иных нормативных правовых актах [8, с. 97].

Правовой статус личности различается в зависимости от того, является ли лицо гражданином, иностранцем либо лицом без гражданства.

Т.Ф. Раджабова, размышляя о правовом статусе личности, отмечает, что «…в то же время недопустимо отождествлять права человека и гражданина, как это делалось ранее. Права гражданина предоставляются человеку государством как своему подданному, тогда как права человека необязательно связаны с гражданством» [8, с. 98].

Такой же точки зрения придерживается и ряд других авторов. Так, М.В. Баглай высказывается по данному вопросу следующим образом: «Эти две категории прав (права человека и права гражданина) обычно упоминаются в одной “связке”, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер» [1, с. 183—184].

Таким образом, если сущностной разницы между понятиями «человек» и «личность» наукой не усматривается, то понятие «гражданин» представляется более обособленным и самостоятельным. Понятия «человек» и «личность» являются наиболее абстрактными, и свое конкретное наполнение они приобретают через иные определения: первое — через «права человека», а второе — через «правовой статус личности». Но оба они имеют одинаковое содержание, которое в общем случае раскрывается через совокупность естественных прав человека и тех свобод, которые признаются государством. Понятие «гражданин» является менее абстрактным и выражает одно из состояний личности по критерию политико-правовой связи с государством.

Далее имеет смысл сравнить понятия «гражданин» и «физическое лицо» и выявить их признаки. Термин «гражданин» был знаком праву с глубокой древности. Так, например, в римском праве социальный строй состоял из следующих категорий свободных людей: римские граждане, латинские граждане, чужестранцы [9, с. 123—125]. Гражданское законодательство РФ для обозначения человека как субъекта гражданских прав и обязанностей употребляет понятие «гражданин» — лицо, состоящее в определенной связи с государством, придавая данному понятию юридическое значение. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ) использует формулировку «граждане», а в скобках — «физические лица». При употреблении понятия «граждане» имеются в виду люди, состоящие в гражданстве РФ, но, учитывая, что на территории страны находятся также иностранцы и лица без гражданства, закон вводит дополнительное разграничение [11, с. 80—81].

Таким образом, в российском праве понятие «гражданин» может употребляться в двух смыслах: во-первых, в целом в гражданском праве как полный аналог понятия «физическое лицо», а, во-вторых, в определенных отношениях гражданского права как физическое лицо, обладающее гражданством РФ. В публичных правоотношениях понятие «гражданин» употребляется только как физическое лицо, имеющее гражданство РФ.

В целях нашего исследования, чтобы избежать терминологической путаницы, далее будет использоваться термин «физическое лицо» в максимально широком понимании, т.е. как родовое по отношению к понятию «гражданин».

Физическое лицо как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение. К таким признакам и свойствам следует отнести: правоспособность, дееспособность, имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол [11, с. 81]. Данные признаки исчерпывающе раскрываются в гражданском законодательстве. Так, согласно ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Правоспособность как юридическое свойство субъектов является равной для всех в современном цивилизованном обществе. Это качество человека, которое дает ему возможность стать «человеком юридическим», т.е. посредством правоспособности он как биологическое существо оказывается способным стать человеком социальным, интегрироваться в общество. Дееспособностью согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ является способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Именно в понятии дееспособности личность перестает являться сугубо абстрактным философским понятием, но обретает содержательные признаки: память, волю, интеллект. Так, именно эти признаки, говоря о трехсоставной конструкции человеческой личности, в качестве ключевых обозначает Августин («…первую ипостась троичности Августин понимает как память, вторую — как интеллект, а третью, которая для него есть объединение и взаимодействие первых двух лиц, — именно как волю…» [7, с. 82—88]), который, по мнению А.Ф. Лосева, был первым, кто начал использовать новый термин «личность». Это троичное деление понятия личности осталось в истории культуры базовым практически во всех гуманитарных науках, что легко прослеживается и на примере права.

Следующим идентифицирующим признаком человека, закрепленным законодательно, является имя. Так, ст. 19 ГК РФ устанавливает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Необходимо отметить, что возраст также является одним из признаков человека, ведь от него зависит объем дееспособности. Так, ГК РФ устанавливает, что дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Семейное положение — тоже правовая характеристика человека. Так, законодательно устанавливается, что в случае, когда закон допускает вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший данного возраста, приобретает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак. Это означает, что возраст гражданина не всегда будет являться критерием для определения объема его дееспособности, как и в случае с эмансипацией, когда несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Говоря о признаках человека, необходимо отметить такой признак, как пол. С точки зрения традиционного научного подхода, естественным является деление людей биологически на женский и мужской пол, что определяется природой при рождении ребенка.

Половое различение, которое фиксируется в праве, следует общефилософскому признаку человека — иметь биологическую основу существования.

Гражданство. Говоря о статусе физического лица, нельзя не отметить проблему различного правового положения иностранцев (апатридов, бипатридов) и граждан страны. Так, статус гражданина обладает для личности ценностью, создающей ей юридические возможности беспрепятственно, по сравнению с иными категориями физических лиц, заниматься экономической, политической, правовой и иной деятельностью, находясь при этом под защитой органов власти [6, с. 33—35].

Ранее нами было подробно рассмотрено содержание понятий «человек», «личность», «гражданин», «физическое лицо», изучение которых привело к мысли о том, что многообразие терминов выражает триединое содержание человека — биопсихосоциальное. Это философское единство понятия человека, состоящего из слияния биологического, личностного и социального начал, наиболее полно соответствует в праве термину «физическое лицо (гражданин)».

Выводом о соотношении вышеприведенных понятий будет следующее суждение. Понятие «человек» является наиболее общим и абстрактным по отношению ко всем остальным терминам. Понятие «личность» также является понятием с максимально абстрактным содержанием и в праве имеет то же содержание, что и понятие «человек» в философии. Понятие «физическое лицо» представляется более обособленным и самостоятельным, и в зависимости от той отрасли права, где оно используется (публичной или частной), будет являться либо родовым по отношению к понятию «гражданин» (публичных отраслях права) либо будет приравниваться к нему (в частных отраслях права). Сам термин «гражданин» является наименее абстрактным из всех приведенных понятий и введен в правовую науку для отображения политико-правовой связи физического лица с государством в публично-правовых отношениях. Понятие «физическое лицо» — вариация понятия «человек» применительно к особой сфере социальной жизни, связанной, прежде всего, с имущественными и примыкающими к ним отношениями.

Таким образом, можно попытаться дать определение человека (физического лица), выраженное в традиционном праве. Человек (физическое лицо) представляет собой субъекта права, который характеризуется единством биологического тела, рожденного естественным путем от сожительства мужчины и женщины (биологический аспект), способностью осознавать себя в качестве отдельного субъекта общественных отношений (психический аспект) и возможностью реализовывать права и обязанности, установленные в обществе (социальный аспект).

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007.

2. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. — М.: Изд-во МГУ, 1991.

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: учеб. — М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Ковлер А.И. Антропология права: учеб. для вузов. — М.: НОРМА, 2002.

6. Костина Н.И. Физические лица как индивидуальные субъекты правоотношений // Юридический вестник РГЭУ. 2006. № 2. С. 33—35.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития: в 2-х книгах. Кн. 1. — М.: Искусство, 1992.

8. Раджабова Т.Ф. Личность: понятие и правовой статус // Евразийский юридический журнал. 2009. № 10(17). С. 97—102.

9. Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права: учебник / под ред. Д.В. Дождева — М.: БЕК, 2002.

10. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991.

11. Шакалова В.Г. Правосубъектность физических лиц как особое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3(43). С. 80—84.

Источники:
  • http://advokat-malov.ru/grazhdane/deesposobnost-grazhdanina.html
  • http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8