Меню Рубрики

Почему нет детей с точки зрения православия

Мой муж не хочет иметь ребенка. Когда я начинаю разговоры о детях, муж замолкает, переводит разговор на другую тему, злится. Я же, в свою очередь, не представляю себе, как можно не хотеть детей. К тому же врачи настоятельно рекомендуют мне не затягивать с беременностью, потому что у меня определенные «женские проблемы», да и возраст уже не юный — 28 лет. Говорят, что если я буду откладывать рождение ребенка и дальше, то, возможно, я вообще не смогу стать матерью. Муж об этом знает, но все равно находит множество причин. Мы перестали понимать друг друга, поэтому отношения в семье в последнее время оставляют желать лучшего. Я совсем измучилась: не знаю, что мне делать. Уйти от мужа (мы не обвенчаны)? Но я его очень люблю. Пойти на хитрость, забеременеть и поставить супруга перед фактом? Сделать это будет трудно, так как муж очень щепетилен в вопросах предохранения. Но можно ли так поступать? Имею ли я право обманывать его в таких вопросах? Или смириться, ни на чем не настаивать, покориться своей доле? А может быть, Бог, по каким-то причинам, не дает мне ребенка с этим человеком, таким образом, оберегая меня от чего-то?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Для человека, верующего в Бога, нет никаких сомнений в том, что рождение и воспитание детей в браке — это благословение Божие, дар и счастье человека на земле. Брак без детей (кроме препятствующих этому физиологических причин) является неполноценным и свидетельствует об отсутствии любви со стороны одного из супругов или обоих сразу. Можно сказать и так, что только после появления детей брак становиться полноценной семьей. Тем не менее, ничто не может являться поводом для разрушения семейного союза, даже такое глубокое непонимание Вашим мужем смысла брачного союза. По-видимому, он человек далекий от веры и христианского мировоззрения. Но, опять же, это не может быть поводом для развода или обмана.

Рождение детей (или их отсутствие) стало частью комфортной жизни современного человека. Общий ход рассуждения обычно таков: когда благосостояние нашей жизни достигнет необходимого для рождения ребенка уровня, тогда мы сможем себе это (рождение ребенка) позволить. Если перевести это на язык смыслов, то получается следующее: дайте мне денег, тогда я перестану воровать. А ведь, по сути, предохранение от беременности (с абортами все понятно — это убийство) есть ни что иное, как воровство у Бога, сопротивление Его воле и в итоге вообще всему установленному миропорядку. Как может быть счастлив человек в таком случае?

Если Вы верующий человек, то постарайтесь смириться (как Вы правильно говорите), но не покориться. Смириться необходимо пред Богом. А наша покорность человекам не должна простираться на область веры в Бога. Постарайтесь в доверительных беседах с Вашим мужем достучатся до его сердца, пробудить в нем жалость к Вам. И, конечно, надо просить Бога в молитве о милости к нам — жестоким к самим себе, а от того глубоко несчастным людям.

Будучи венчанной супружеской парой, мы с мужем желаем иметь ребенка. Однако, несмотря на горячее желание, я боюсь материнства. Я страшусь, что родится больной ребенок, хотя понимаю, что все происходит по воле Божией… В детстве мы потешались над девочкой, которая, как оказалось, была болящей… Что мне делать и как молиться, чтобы благополучно обрести здоровое чадо?

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Действительно, все происходит согласно с Божественным Промыслом, не только «волос не упадет с головы человека на землю» без воли Божией (Лк. 21, 18), но и вообще ничего не может случиться с нами, если не попустит этому быть Господь. И вот что необходимо понять: надо не только верить в Бога, надо и верить Богу, то есть доверять Ему. Верить в то, что Он безгранично любит нас и все посылаемое нам — будь то радостное или скорбное — посылает для нашей пользы, для нашего спасения, для того, чтобы мы смогли принести Ему максимально возможный для нас плод, приблизиться к Нему, соединиться с Ним.

Поэтому не бойтесь, не давайте врагу смущать Вас этим малодушным и маловерным страхом, доверьтесь Тому, ближе Кого у Вас никого нет и никогда не будет. Читайте чаще акафист Божией Матери — Заступнице и Покровительнице всех матерей, просите, чтобы ушла Ваша боязнь, чтобы по Ее молитвам Господь послал Вам в свое время здорового, полноценного ребенка. И еще вот что: обязательно исследуйте свою душу, испытайте свою совесть и очистите ее в Таинстве Покаяния. Покайтесь и в тех, детских, насмешках над больной девочкой, о которых вспоминаете теперь: ведь возможно, что тот давний грех и заставляет Вас так переживать сегодня.

Как исповедоваться во время беременности (есть ли какие различия)? Нужно ли исповедоваться в том, что мы предохранялись от беременности? Для нас с мужем неприемлем аборт и невозможен отказ от предохранения, поскольку рожать столько детей, сколько Бог даст, мы не можем, просто не прокормим. Грех ли это?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Исповедоваться и причащаться во время беременности следует так же, как и тогда, когда вы находитесь в своем обычном состоянии. Правда, заботясь о духовном и телесном здоровье будущего ребенка, следует делать это чаще, чем обычно. Так же чаще следует читать Евангелие и посещать богослужения. Церковный устав облегчает и даже отменяет пост для беременных; конкретное правило подготовки к Причастию Вы можете установить, если дойдете до храма и посоветуетесь со священником, чтобы в личной беседе можно было учесть все Ваши обстоятельства.

Предохранение от беременности Церковь считает грехом. Это связано с тем, что целью брака является рождение и воспитание детей. Отказываясь от рождения детей под разными благовидными предлогами, но, не отказываясь от супружеских отношений, доставляющих радость, Вы подменяете подлинную сущность брака одной из второстепенных его сторон.

Церковь признает, что в определенных случаях рождение детей является невозможным или несвоевременным. В этом случае следует использовать единственную разрешенную Церковью форму предохранения от беременности — воздержание от супружеских отношений.

Какие молитвы помогают с зачатием ребенка, может какие-либо «службы»? Что Вы посоветуете?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Скорее всего, правильнее было бы говорить о том, к помощи каких святых обычно прибегают христиане в своих молитвах к Богу о даровании потомства.

Священная история повествует о нескольких супружеских парах, благочестивых и праведных, но в течение долгого времени не имевших детей. Это Авраам и Сарра, Иаков и Ревекка, Захария и Елисавета (родители Иоанна Предтечи), Иоаким и Анна (родители Богородицы), также и пророчица Анна, мать пророка Самуила. Конечно же, они много молились о рождении у них хотя бы одного единственного ребенка. И во всех этих случаях это было испытание веры. Бог слышал молитвы обращенные к Нему, но медлил с исполнением просимого по причине непостижимого для нас Своего Промысла о каждом человеке и о всем мире. Такие великие примеры послушания и доверия Богу должны укреплять тех, кто желает иметь детей. Надо познакомиться с житиями перечисленных святых и молиться им о помощи в даровании потомства.

Пути Божии неисследимы (см.: Рим. 11, 33), но одно можно сказать определенно: Бог каждому человеку желает спастись. Поэтому, готовясь принять на себя заботу о новом человеке, который по плоти от родителей, а по духу — Божий, мы должны стремиться быть этого достойными. Лучшей подготовкой может быть, в первую очередь, освящение семьи таинством Брака. И, во-вторых, чтобы благословение Божие пребывало в семье, освящение ее членов — мужа и жены — таинствами Исповеди и Причащения, что, конечно же, возможно только в Церкви.

Это и будет Вашей «службой», деятельной молитвой. Не заключение с Богом «контракта»: мы — Тебе, а Ты — нам, но начало новой жизни в общении с Богом, как подателем всякого блага. И в конечном итоге, Ваше желание иметь детей и крепкую семью, должно вылиться в стремление к той праведности, которую Господь никогда не оставит без Своего попечения (Пс. 36, 25).

Я замужем 1 год. Очень хочу ребёнка, но, к сожалению, ничего не получается, пробовала обращаться к врачам, но они мне не помогли. Я периодически посещаю церковь, исповедуюсь, причащаюсь и соборуюсь. Поговорила со священником, он сказал, что нужно венчаться с мужем, тогда дети будут. Муж не хочет, заставить его не могу. Подскажите, какие мне молитвы читать, чтобы Бог услышал меня и смог бы дать чадо без венчания.

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Рождение, приход человека в мир — всегда таинство, чудо, которое раз за разом на протяжении всей земной истории совершает Господь. Почему не посылает Господь ребенка именно Вам и именно сейчас? Наверняка есть тому причины, и, конечно, дело не только в том, что Вы живете невенчанным браком, потому что мы можем видеть, как и людям, вообще не верующим, дает Господь детей, и не одного, а многих. И вместе с тем у людей благочестивых порой нет ни сына, ни дочери.

Да, безусловно, нужно молиться, чтобы Господь благословил Вас потомством. Но нужно и нечто еще более важное: научиться доверять Богу, верить, что мы не забыты Им, что все происходящее или не происходящее с нами неслучайно, что Господь все творит в отношении нас по Своей милости и любви. Только таким образом может человек по-настоящему приблизиться к Богу. И для того, чтобы научить нас доверию и вере, попускает нам Господь различные испытания, в том числе и такие, какое попущено Вам.

Не бойтесь, не унывайте, не ищите каких-то «особенных» молитв, потому что их нет. Сила любой молитвы — в вере и искренности молящегося. А «укрепляет» и поддерживает молитву или, наоборот, делает ее слабой и беспомощной, наша жизнь. В Вашем письме есть такое очень характерное выражение: «периодически посещаю церковь». А для церковной жизни крайне важно постоянство, в эту жизнь человек должен быть погружен, она должная стать его жизнью, тогда он будет и видеть, и сознавать многое совсем по-другому.

Постарайтесь по-настоящему понять и принять такие простые и всем христианам известные слова: «Ищите прежде всего Царствия Божия, а прочее приложится вам» (ср.: Лк. 12, 31). Если будет лично у Вас решимость прежде всего искать этого Царствия, а потом уже всего остального, то пошлет Вам это остальное Господь. И ребенка пошлет, и мужа вразумит рано или поздно. Дай только Бог, чтобы в Вас эта решимость созрела.

Возможен ли счастливый брак с девушкой, у которой раньше были длительные половые связи с несколькими парнями? Она несколько лет уже церковный человек и жизнь свою изменила. Я с ней познакомился у храма. Вопрос задаю, потому что везде в Интернете пишут о том, что у таких девушек не может быть здоровых детей.

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Трудно найти сегодня такого человека, который прежде прихода в Церковь не совершил бы в своей жизни тех или иных ошибок, не согрешил, не преступил евангельского закона. Однако Господь милостив и не только принимает нас, когда мы обращаемся наконец к Нему, устав блуждать по «распутиям греха», но и Сам всеми возможными способами нас к этому обращению подвигает. И суть покаяния, которое неразрывно связано с настоящим, осмысленным приходом человека в Церковь, заключается в том, что Бог дает нам возможность внутреннего изменения, преображения, благодаря которому умирает «ветхий человек» с его страстями и пороками и рождается новый.

История Церкви полна примерами того, как самые отчаянные грешники, обреченные, казалось бы, стать «добычей ада», покаянием претворялись в величайших святых. Преподобная Мария Египетская, преподобные Нифонт Кипрский, Моисей Мурин, Варвар разбойник, равноапостольный князь Владимир — этот список можно было бы продолжать очень долго. И если отчаянные блудники и блудницы, преступники и убийцы, покаявшись, смогли стать угодниками Божиими, то почему не сможет девушка, не сохранившая в неведении жизни по Богу целомудрия, благодаря тому же покаянию измениться настолько, чтобы сделаться для кого-то доброй супругой?

Да, любой человек зависит во многом от приобретенных им навыков — добрых или дурных. Но благодать врачует душу, выправляет искривленное. Главное, чтобы обращение было искренним, подлинным, чтобы не было возврата к прежнему, оставленному и прощенному. И тогда, по выражению преподобного Андрея Критского, «может Бог прокаженное житие убелити и очистити».

Мы с мужем в браке и обвенчаны уже 8 лет, только деток нет. Иногда чувствую себя ущербной, начинаю завидовать беременным женщинам, которые просто проходят мимо на улице. Хотя понимаю, что это плохо, грешно. В последнее время чувство ущербности стало острее, посещают мысли а если вообще никогда не смогу забеременеть. Молюсь, прошу прощения. Подскажите как быть дальше?

Читайте также:  Как поправить зрение за один день

Очень Вам сочувствую.

Очень Вам сочувствую. Про медицинскую сторону говорить не буду — думаю, за эти 8 лет Вы всё уже изучили и испробовали. Вы спрашиваете, как быть? Советы давать легко, выполнять их гораздо тяжелее, но всё же я рискну сказать следующее. Восемь лет — это большой срок, это серьёзно. Значит, «что-то в этом есть», значит, это не случайно. Почему-то Господь не даёт Вам детей. Почему — это известно Ему, но не нам. Однако нам известно вот что: Небесный Отец нас любит — настолько, что не пожалел Своего единственного Сына, чтобы спасти нас. А раз так-то и Его бездействие по отношению к вам продиктовано именно Любовью. Я не знаю, насколько эта мысль (довольно абстрактная, быть может) способна согреть Вашу душу. Но всё же, согласитесь, важно сознавать, что мы находимся не во власти безличного хаоса, но в руке любящего Отца.

Как быть дальше? Возможно, это прозвучит жестоко, но я всё-таки скажу. Господь свободен с Своих действиях (и, ещё раз повторю, эта свобода проявляется в единстве с любовью). Он может дать Вам детей через год-два, а может и не дать совсем. Вам следует быть готовой к любому варианту. Но эта готовность никоим образом не отменяет надежды, не отменяет молитвы. Стучите — и откроют вам, говорит Христос в Евангелии. Бог часто исполняет наши молитвы очень не сразу. Но что касается детей, то известно, что дети, о которых молились, которых долго ждали, вырастают совершенно особенными.

И ещё. Это особый, тяжёлый путь, но следует подумать и о нем. В детских домах и приютах — тысячи и тысячи детей. Мне кажется, любой бездетной паре в какой-то момент следует задуматься над этим: если Господь не дает нам детей, то, может быть, мы сами сможем подарить детство, подарить ласку, тепло и любовь какому-то ребёнку (а возможно, и не одному), который этим обделён? Ответ не всегда должен быть положительным. Приёмные дети — тяжкий крест. Этому нужно учиться, на это нужно положить много сил, а результат неочевиден. Но всё подумайте.

А я со своей стороны могу предложить лишь одну помощь: помолиться вместе с Вами.

Желаю Вам счастья!

Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.

Почему Бог не дает детей, список из 10 грехов

Если Господь Бог не благословляет Вас на рождение детей, искорените грехи, представленные в списке. Дайте себе возможность в них разобраться.

Христос не желает нам печали.

И детей дает тем, кто заслужил, в меру выстрадал или отработал кармическую ошибку далеких предков.

Пусть это будет язычеством, но мы говорим про греховность.

Вот Вам небольшой список для анализа, который поможет понять возможные причины Божьего несогласия с рождением детей.

1). Постарайтесь хотя бы частично восстановить генеалогическое древо- личное и мужа.

В том случае, если предки в большинстве своем не имели детей или же решались на многочисленные аборты, вымолите у Бога прощение- и он даст Вам детей.

2). Как часто Вы сквернословите?

Казалось бы, мелочь, а “пузатая”.

Ругань и брань, а также ожесточенная зависть- это самые главные грехи, которые мешают деторождению.

Искорените их- и Господь Бог пошлет Вам благодать в виде здоровых детишек.

3). Грехи, связанные с колдовством и черной магией.

Возможно, когда- то Вы согрешили приворотом (собственного мужа или любимого парня).

За эти грехи Бог не только противится зачатию, но и страшно наказывает глубокой скорбью и болезнями.

Ребенок не может родиться в браке, который держится на заговорных путах.

Сходите в церковь, раскайтесь в грехах- через некоторое время будете нянчить ребенка.

4). Греховные деяния против чужих детей.

Вспомните, быть может Вы обидели ни в чем неповинное дитя.

Расскажите об этом Батюшке, он этот грех исповедует.

5). Если Господь Бог не дает детей, значит пора сделать шаг по православной дороге.

Раз Вы читаете эту статью, значит верите в Христа.

Вовлеките себя в христианскую жизнь, ходите в Храм, молитесь, исповедуйтесь и кайтесь.

Когда страданиям наступит конец, Бог пошлет Вам сына или дочку.

6). Жертвуйте чем можете в детские дома. Подавайте милостыню нищим.

7). Перестаньте злоупотреблять спиртными напитками.

Как только справитесь с этим искушением- Бог даст Вам крепких детей.

8). Задумайтесь над собственной жизнью. Быть может Вы еще не готовы к рождению ребенка.

Поэтому Господь и не дает Вам согласия.

9). Простите тех, кто Вас обидел, предал или оскорбил.

Прощая других, Вы становитесь ближе к Богу, избавляясь от греховного мщения и злопамятства.

10). Бескорыстно и душевно делайте доброе людям.

Этот универсальный совет, быть может, станет самым основным.

Когда Вы перестанете сетовать, злиться, гнаться за богатством, развязано заниматься утехами, Бог даст Вам счастливых детей, взяв судьбу под надежную защиту.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Обратите внимание на похожие темы

Поделитесь страницей в социальных сетях

Количество отзывов: 15

Статья про детей- бред воспалённого разума автора….логики в его домыслах нет…и если бы он посмотрел вокруг…то вероятно увидел бы…что и алкаши безответственные и сквернословные плодятся и размножаются….поэтому теория автора ложная..

Алкаши- безответственные и сквернословные, плодятся и размножаются…

Размножают и плодят, как собачата- выродков, которые гуляют по зонам.

Абсолютно правильное утверждение.

Но эти люди не веруют в Бога. Им глубоко наплевать на нравственность и ответственность.

Я пишу не о них. Есть люди, которые связывают все происходящее исключительно с греховным падением.

Обращаясь к Матроне Московской за помощью, они исцеляются духовно, сами вещая о том, что Бог наказал.

Они не плодятся, а дают жизнь поколению, у которого есть хоть что- то святое.

Глубина Ваших домыслов находится на поверхности, и я не собираюсь развивать никому не нужный диалог.

Благодарю Вас за оставленный комментарий.

А мне очень понравилась статья, Господь Бог лучше знает нужно дать или нет. Я в юности очень сильно выпрашивала в мужья себе парня, казалось, что ну- все жизнь без него не жизнь совсем. Не зная по- настоящему этого человека, просто жила в мечтах о нем.

Бог дал нам ребеночка, я очень рада этому, но суть в том, что я с ребеночком одна и сидела: никто, совсем никто никогда не помогал, а мой любимый, которого я так выпрашивала, пьянствовал по клубам и т.д., а когда приходил, всегда говорил, что он нас очень любит.

В принципе, живем мы так до сих пор, и я так же одна с дочкой. Только она уже подросток и потребности ее тоже появились, а я так же одна ее ращу, работаю, но на себя совсем нет денег.

Я уже и забыла, когда себе нормальные вещи покупала- только дочке стараюсь изо всех сил дать не все- ну хотя бы самое нужное, а сама донашиваю вещи подружек которым они не нужны, но в браке о котором так мечтала.

Мой муж очень хочет второго ребенка, говорит что и пить тогда сразу бросит. Я сомневаюсь в этом, но очень хочу верить, но вот второго ребеночка Господь нам не спешит давать, хотя, вроде бы, и дочке уже 9 лет и в больнице говорят что со здоровьем все в порядке, а забеременеть не получается, хотя я хочу второго ребенка, а просить у Бога боюсь уже.

Я попросила однажды- вот и живу со свой мечтой ключевой. Мечтой- он как ей был, так и остался, вместе мы только по паспорту, а в жизни- порознь живем.

Бред сивой кобылы.

Ругань и брань, а также ожесточенная зависть, особенно у алкашей, плохих людей, грешников-убийц поощряется Богом деторождением.

А хорошие люди всю жизнь на карачках вымаливают, и ничего им Бог не посылает.

Ну так чего Вам мешает уподобиться тем, кого Вы с гордостью перечислили?

Авось, чего и уродится.

Я благодарен Вам за оставленный комментарий.

Уважаемый Администратор – глубина ваших домыслов находится на самом дне.

В конкретном случае, я не имела в виду себя.

У меня, Слава Богу, есть двое детей.

Так что свой сарказм оставьте, пожалуйста, при себе.

Да уж, Наталья, видать, не скоро я появлюсь на поверхности.

Детям Вашим – здоровья и счастья, а Вам – всего остального.

Зачем такие резкие комментарии?

Автор написал честно и открыто!

А про всю эту грязь с 13 летними алкогольными мамашами и наркоманками мы и так знаем!

Не забывайте про детдома!

Автор пытается достучаться до тех, кто хотя бы стремится жить чисто!

А если рассуждать, то только Богу известно достойны ли мы радости материнства и зачем рожают недостойные!

Приветствую Вас, Татьяна.

Благодарю за положительный отзыв.

Для некоторых людей нет никакой разницы между достойным деторождением и грязным размножением.

Пусть каждый остается при собственном мнении.

Сколько же бредовых примеров приведено в статье. Я, например, не считаю великим счастьем родить в 50 лет первенца. Зачем? Чтобы через 5-10 лет сдохнуть или стать немощным, а ребенка в дет.дом? Или, чтобы все пальцем тыкали? Мне 30 лет, из них почти 7 лет брака. Ждали 2 года детей, потом делали эко 8 раз! Сколько молились, службы посещали, иконы вышивала нитками и бисером, молитвы читала разным Святым, у которых просят о даровании детей. И думаете Бог помог? Какой у него замысел? Чужих детей нам просто не надо, даже если у него замысел такой. Да и не позволили бы усыновить никого, для этого нужно быть олигархом со связями. Если до 35 лет никак, потом лучше вскрыть вены назло замыслам Богов.

Приветствую Вас, Елена.

На мой взгляд, самая бредовая идея предложена в заключительном предложении Вашего безусловно справедливого комментария.

Надеюсь, что Ваши вены в полном порядке.

Какой-то не по-христиански злой администратор сайта! Тут пишут женщины, которые испытывают боль, от невозможности иметь детей, может и грубо пишут, но это от боли и непонимания. А вы в ответ еще сильнее стараетесь задеть и побольнее сделать! Стыдно Вам должно быть, Вы же Божьи заповеди исповедуете!
Прошу простить меня за критику, и всего вам хорошего.

Приветствую Вас, Валерия.

Милая женщина, если я ненароком кого-то обидел, искренне прошу меня извинить.
Я благодарен Вам за открытый, а не лицемерный комментарий.

В дальнейшем, я постараюсь более сердобольно и вдумчиво общаться с целевой аудиторией.

Дай Бог Вам здоровья!

Комментаторы, причём тут Матроны Московские и прочие мёртвые люди, вышивание их лиц бисером и Бог – создатель всего сущего? Что за невежество и язычество?!
Статья, конечно, слабо написана, но автор пытался обратить ваше внимание на то, что ребёнок для людей, которых можно ещё наставить на чистый путь, – это награда и дар Божий. Чтобы получить чистое и доброе дитя, нужно очистить свою душу, подготовить ему атмосферу любви, порядочности, нравственности и добра. Если ребёнка долго нет, значит что-то не так в жизни идёт. Тут бисер не поможет. Чтобы предписанную судьбу изменить, надо работать над собой и ребёнка вымаливать. От Бога можно бежать только к Богу.
А про алкоголиков и наркоманов… У мусульман и иудеев есть однозначное утверждение, что от греха рождаются только ублюдки. Это армия сатаны, несущая пороки и несчастья. Эти люди появляются, чтобы чистым душам не сбиться, чтобы видеть, что такое плохо, и бежать от этого к тому, что такое хорошо.

Приветствую Вас, Весна.
Без единой толики пафосной лести, я готов преклонить колено перед столь целомудренным комментарием.
Мне добавить нечего. И статья, которую Вы прочли, действительно получилась не совсем удачной.

Спасибо Вам за точку зрения, которой Вы поделились с нашими читателями.

Пожалуйста, не покидайте наш сайт.

Пусть исполнятся все Ваши желания. Здоровья, радости, любви.

Бездетность: Наказание или промысл?

27 марта празднуется икона Божьей Матери Феодоровская. Именно перед этой иконой принято молитья о даровании детей.

Одна из наиболее злободневных сегодня тем — сколько в семье должно быть детей. При этом нельзя сказать, что отношение общества к многодетным за последние годы принципиально улучшилось (хотя некоторый прогресс тут есть). Но вот о бездетности не то чтобы не принято говорить — скорее, принято молчать. А между тем сторонники «свободных отношений» считают бездетность нормой, в то время как во многих семьях она воспринимается как наказание Божие, доводящее людей до отчаяния. О том, как пережить бездетность, мы говорим с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем московского храма Святой Троицы в Хохлах.

Есть ли надежда на спасение?

— Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?

Протоиерей Алексий Уминский

— Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (1 Тим 2:15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, — спасительная.

Читайте также:  К чему если болят глаза у которых плохое зрение

Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна — мы ведь знаем, что спасение — это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет. Так что, по-моему, в данном случае апостол Павел имеет в виду не просто многодетность.

И хотя, разумеется, многодетность — благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, — это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.

Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.

— Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?

— На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей. Одного или многих — неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье.

— Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?

— Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего — заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразсемы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом.

Ведь в противном случае для нас идеалом христианской семьи должна стать мусульманская семья или люди племени мумба-юмба. Именно они живут установкой: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?

— Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…

— Да, когда в семье нет детей — это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь — это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети — тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.

Наказание или Промысл?

— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»…

— Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка.

— Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…

— Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка — кровного ли, приемного ли — видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления.

Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление — это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга.

О нашем доверии Богу

— Желание иметь дитя, продолжение себя — это больше, чем желание, это инстинкт, с которым трудно бороться…

— Конечно, мы все — люди плотские, и в нас, кроме духовной, есть и инстинктивная, животная жизнь. И женщине в этом смысле гораздо сложнее, потому что вся ее природа предрасположена к деторождению. Но если она будет постоянно заниматься самокопанием, надавливать на болевую точку своего природного инстинкта, вновь пробуждать в себе желание самой родить, выкормить грудью, тогда она неизбежно дойдет до отчаяния. Нужно пытаться перебороть отчаяние, осознавая, что Господь нас понимает, участвует в каждом мгновении нашей жизни. Каким образом — я не знаю, но я верю в это.

Мы не знаем, почему одним что-то дано, другим нет; почему одни рождаются богатыми, другие нищими, одни здоровыми, другие больными. Во всех ситуациях — это вопрос нашего доверия Богу, нашего следования за Ним и возможности поиска того, чего ты действительно хочешь. Если любить, а не приобретать эту любовь, тогда выход есть. Если же ты хочешь присвоить любовь себе, то ситуация оказывается одинаково безвыходной и у тех людей, которые могут родить, и у тех, которым это не удается.

— Да, но многие женщины зациклились на своей боли и желании родить. Они глухи к любой аргументации.

— Понятно: «Мы хотим просто родить, использовать себя как матку, дающую потомство». Но это, простите, чисто животное стремление, а в человеке должно быть нечто иное, более высокое. Если тебе не дано — что ты сделаешь?! Надо перед Промыслом Божьим проявить смирение и учиться жить таким, каким тебе Бог дал — и тогда ты будешь жить.

— Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них — уже не семья.

— Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.

Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких.

— Тем не менее, в целом общество смотрит косо и на многодетных, и на бездетных…

— Мне так не кажется. Общество проблема бездетности не волнует. В основном волнуются родственники — теща, свекровь. Волнуются из чисто эгоистических соображений: им хочется внучков понянчить. А вопрос многодетных будоражит общество потому, что людям кажется, будто их объедают те, у кого большие семьи.

— По статистике бездетность — частая причина разводов.

— Причина разводов — это нелюбовь, это нежелание той любви, о которой говорит нам Христос, это стремление к присваивающему чувству. А если в конечном итоге присвоить нечего, то для таких людей нет дальше перспективы. Так что речь вовсе не об отсутствии детей. Разве мало браков, которые распадаются, несмотря на наличие детей?

— То есть семья — это муж, жена и их чувства. А детей Господь дает им в дар?

— Да, кому-то дает. А у кого-то потом забирает. И эти родители остаются осиротевшими без своих детей, и это труднее бездетности.

У кого-то рано забирает родителей. Мир, он же очень сложен, скорбен, и его совершенно невозможно по полочкам разложить. Да, было бы хорошо, когда счастливые родители любили бы своих детей, а они бы слушались своих родителей, и все бы жили долго и счастливо. Но мы живем в реальности, в которой бессмысленно мечтать о благополучной жизни, ставить себе цель достичь ее. Бог не обещает нам благополучия, о нем нет ни слова в Евангелии.

— Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?

— Но в нашей жизни всегда есть место чуду. Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию.

В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза.

В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.

Но чудо дается, если действительно есть плод молитвы и великое упование на Бога. Не вырывание у Бога: «Дай во что бы то ни стало!», а готовность принять Его любое решение: «Да будет воля Твоя!» Главное — бездетная семья не должна чувствовать себя неполноценной. Супруги всегда должны помнить, что если Бог есть любовь во всем, то можно Его и не понимать, но нужно жить, спокойно Ему доверяя.

Бездетность: наказание или промысл?


Есть ли надежда на спасение?

— Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?

Читайте также:  Сканворд солдат с точки зрения пограничника сканворд

— Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (1 Тим 2:15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, — спасительная. Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна — мы ведь знаем, что спасение — это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет. Так что, по-моему, в данном случае апостол Павел имеет в виду не просто многодетность.

И хотя, разумеется, многодетность — благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, — это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.

Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.

— Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?

— На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей. Одного или многих — неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье.

— Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?

— Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего — заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом. Ведь в противном случае семья будет строиться на установке: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?

— Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…

— Да, когда в семье нет детей — это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь — это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети — тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.

Наказание или Промысл?

— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»…

— Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка.

— Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…

— Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, Вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка — кровного ли, приемного ли — видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления. Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление — это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга.

О нашем доверии Богу

— Желание иметь дитя, продолжение себя — это больше, чем желание, это инстинкт, с которым трудно бороться…

— Конечно, мы все — люди плотские, и в нас, кроме духовной, есть и инстинктивная, животная жизнь. И женщине в этом смысле гораздо сложнее, потому что вся ее природа предрасположена к деторождению. Но если она будет постоянно заниматься самокопанием, надавливать на болевую точку своего природного инстинкта, вновь пробуждать в себе желание самой родить, выкормить грудью, тогда она неизбежно дойдет до отчаяния. Нужно пытаться перебороть отчаяние, осознавая, что Господь нас понимает, участвует в каждом мгновении нашей жизни. Каким образом — я не знаю, но я верю в это.

Мы не знаем, почему одним что-то дано, другим нет; почему одни рождаются богатыми, другие нищими, одни здоровыми, другие больными. Во всех ситуациях — это вопрос нашего доверия Богу, нашего следования за Ним и возможности поиска того, чего ты действительно хочешь. Если любить, а не приобретать эту любовь, тогда выход есть. Если же ты хочешь присвоить любовь себе, то ситуация оказывается одинаково безвыходной и у тех людей, которые могут родить, и у тех, которым это не удается.

— Да, но многие женщины зациклились на своей боли и желании родить. Они глухи к любой аргументации.

— Понятно: «Мы хотим просто родить, использовать себя как матку, дающую потомство». Но это, простите, чисто животное стремление, а в человеке должно быть нечто иное, более высокое. Если тебе не дано — что ты сделаешь?! Надо перед Промыслом Божьим проявить смирение и учиться жить таким, каким тебе Бог дал — и тогда ты будешь жить.

— Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них — уже не семья.

— Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.

Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких.

— Тем не менее, в целом общество смотрит косо и на многодетных, и на бездетных…

— Мне так не кажется. Общество проблема бездетности не волнует. В основном волнуются родственники — теща, свекровь. Волнуются из чисто эгоистических соображений: им хочется внучков понянчить. А вопрос многодетных будоражит общество потому, что людям кажется, будто их объедают те, у кого большие семьи.

— По статистике бездетность — частая причина разводов.

— Причина разводов — это нелюбовь, это нежелание той любви, о которой говорит нам Христос, это стремление к присваивающему чувству. А если в конечном итоге присвоить нечего, то для таких людей нет дальше перспективы. Так что речь вовсе не об отсутствии детей. Разве мало браков, которые распадаются, несмотря на наличие детей?

— То есть семья — это муж, жена и их чувства. А детей Господь дает им в дар?

— Да, кому-то дает. А у кого-то потом забирает. И эти родители остаются осиротевшими без своих детей, и это труднее бездетности. У кого-то рано забирает родителей. Мир, он же очень сложен, скорбен, и его совершенно невозможно по полочкам разложить. Да, было бы хорошо, когда счастливые родители любили бы своих детей, а они бы слушались своих родителей, и все бы жили долго и счастливо. Но мы живем в реальности, в которой бессмысленно мечтать о благополучной жизни, ставить себе цель достичь ее. Бог не обещает нам благополучия, о нем нет ни слова в Евангелии.

— Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?

— Но в нашей жизни всегда есть место чуду. Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию. В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза. В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.

Но чудо дается, если действительно есть плод молитвы и великое упование на Бога. Не вырывание у Бога: «Дай во что бы то ни стало!», а готовность принять Его любое решение: «Да будет воля Твоя!»! Главное — бездетная семья не должна чувствовать себя неполноценной. Супруги всегда должны помнить, что если Бог есть любовь во всем, то можно Его и не понимать, но нужно жить, спокойно Ему доверяя.

Источники:
  • http://omiliya.org/squestion/3568.html
  • http://goldlass.ru/moi-stati/pochemu-bog-ne-daet-detej.html
  • http://www.pravmir.ru/bezdetnost-nakazanie-ili-promysl/
  • http://foma.ru/bezdetnost-nakazanie-ili-promyisl.html