Меню Рубрики

Почему на некоторых иконах матрона с открытыми глазами

Блаженная Матрона Московская
Портрет в вечности

Иконография святой блаженной Матроны Московской

Как создавалась житийная икона блаженной Матроны? Почему на большинстве образов святую пишут с закрытыми глазами? Что означают четки в руке блажен­ной? И почему на иконах Матронушка изображается в зеленом одеянии? На эти и другие вопросы для наших читателей отвечают иконописцы Покровского ставропигиального женского монастыря Игорь и Ольга Кривовы.

Супруги Игорь и Ольга Кривовы — иконописцы Покровской женской обители уже 14 лет. Они пишут иконы также для монастырс­кого подворья в Марково и для часовни блаженной Матроны на МКАД. Их первое зна­комство с обителью случилось весной 1997 г., когда они, будучи иконописцами ХПП РПЦ «Софрино» купили карту Москвы, на которой были указаны восстанавли­вающиеся храмы. Игорь и Ольга решили посетить именно Покровский монастырь, который в то время был полностью разрушен. В день приезда им удалось встретиться с настоятельницей матушкой Феофанией. Они рассказали ей о том, что пишут иконы для «Со­фрино», и предложили свою помощь. Через месяц матушка позвонила и благословила их писать иконы для Покровской обители.

Все иконы храмов Покровского монастыря, подво­рья и часовни Матроны Московской написаны Игорем и Ольгой. Матушка Феофания вдохновенно собирала свидетельства о жизни Матронушки, и по ее рассказам были разработаны и написаны житийная икона блажен­ной Матроны с клеймами, икона «Предстояние святой блаженной Матроны пред Божией Матерью с Покро­вом» и уже ставший традиционным известный всем образ святой праведной блаженной Матроны Московской.

Супруги Кривовы воспринимают свой труд в мо­настыре как огромное счастье, дарованное Господом. Игорь и Ольга не имеют профессионального художе­ственного образования. Тем не менее Игорь всегда лю­бил рисовать, что называется, «для себя». После учас­тия в выставке молодых иконописцев у него появилась возможность устроиться на работу в ХПП РПЦ «Со­фрино». К себе в помощники он взял супругу. Через 10 лет Господь привел их в Покровский монастырь.

Житийная икона блаженной Матроны

В центре любой житийной иконы располагается изоб­ражение святого, а вокруг него в отдельных композициях (клеймах) — основные сюжеты из его жития. О том, как создавалась житийная икона Матронушки, рассказыва­ют супруги Кривовы:

«Житийные иконы святых имеют свои каноничес­кие особенности. Сначала мы подробно изучили жи­тийные иконы Прп. Сергия Радонежского, Свт. Нико­лая Чудотворца, прп. Серафима Саровского. Потом приступили к написанию иконы св. Матроны с клей­мами, в которой стремились отразить основные вехи жития блаженной и передать их в каноническом сти­ле, опираясь при этом на изображения житий наших православных святых. Например, в иконе отражены эпизод Крещения маленькой Матроны, встреча бла­женной отроковицы со св. Иоанном Кронштадтским, история написания иконы «Взыскание погибших», преставление и последующее прославление старины.

На первой житийной иконе было написано 12 ос­новных клейм, потом их стало 16, позже — 18. Это свя­зано с посмертными чудесами Матроны. Например, из Африки приехал болящий, который стал терять зрение. По молитвам к Матроне он получил исцеление. На ос­нове этого события мы написали клеймо. Число клейм увеличилось также после выхода в свет полного жития Матроны и после обретения ее мощей».

Традиционный образ Матроны Московской

Почему блаженная Матронушка изображена с закры­тыми глазами? — спрашиваем у иконописцев, заложив­ших такую традицию изображения святой.

На самом распространенном образе святая изоб­ражается с закрытыми глазами. Ничего подобного в православной иконописи нет: считается, что икона — образ подвижника Христова в Вечности, в которой не будет места телесным недугам.

Ольга: «Образ Матроны с закрытыми глазами ука­зывает верующим на то, что блаженная обладала преж­де всего духовным зрением. Обыкновенный человек многого не видит и не понимает, а святая Матрона Мос­ковская при закрытых глазах видела больше, знала боль­ше, чувствовала больше, сколько всего предвидела! Зак­рытые глаза — это неотъемлемая часть ее образа! В ико­не все очень символично».

Игорь:«В своих работах мы придерживаемся ис­торической истинности изображений, основанной на портретном сходстве и церковном предании. Су­ществуют образы Матроны, написанные с открыты­ми глазами. Мы видели реакцию людей на подобные иконы: им тяжело воспринять такой образ, потому что всем известно, что Матронушка при жизни была незрячей, и отношение людей к такой иконе неод­нозначно».

Символизм иконы блаженной

Вместе с Ольгой и Игорем попробуем разобраться в символическом значении иконы блаженной.

Цвет одеяний Матроны на иконе — зеленый. Это связано с канонической традицией изображения одежд блаженных именно зеленого или зеленоватого оттенка. Четки в левой руке Матронушки означают ее молитвенный подвиг при жизни. Раскрытая пра­вая ладонь — знак благословления верующих и одно­временно знак открытости святой людям. Блаженная Матрона изображена в белом платке. Здесь главную смысловую нагрузку несет белый цвет, говорящий о святости, чистоте и непорочности. На ростовой ико­не блаженная Матрона изображается достаточно вы­сокой, хотя известно, что при жизни она была неболь­шого росточка. Такая разница обусловлена традици­ей удлинения пропорций тела при написании иконы. Это выражает одухотворенность святого, его устрем­ление к Богу и указывает на его преображенное со­стояние.

Икона «Предстояние блаженной Матроны»

По благословению игумении Феофании иконописца­ми была написана икона «Предстояние святой блаженной Матроны пред Божией Матерью с Покровом».

На ней Матронушка изображена на фоне Москов­ского Кремля и Покровского монастыря. При написа­нии иконы Игорь и Ольга опирались на существовав­ший в русской иконописи древний извод (разновид­ность установленного канона), в согласии с которым святых подвижников или настоятелей изображали в молитвенном предстоянии Богу на фоне окормляемого ими монастыря.

источник

Святая Матрона открыла глаза!

Как-то я прочитала в книге о матушке Матроне, что один верующий увидел во время своей домашней молитвы, как на его иконе открылись глаза блаженной Матроны. Я очень удивилась этому, ведь на иконах матушка изображается с закрытыми глазами.

В праздник Владимирской иконы Божией Матери я помогала убирать свечи, горевшие на подсвечнике возле святых мощей. Когда я повернулась к иконе блаженной Матроны, висевшей над ракой с мощами, я ахнула; глаза у матушки были открыты и смотрели прямо на меня. Глаза у матушки были скорбными, она плакала о нас, и я чувствовала, что она жалеет нас.

Теперь каждый раз, когда я прихожу к святым мощам блаженной, я вижу, как глаза на иконе блаженной Матроны раскрываются, глядят на приходящих к ее мощам и затем снова закрываются. Иногда я вижу, как матушка со скорбью смотрит на кого-то из тех, кто стоит в очереди.

Прости меня, дорогая матушка Матрона, что я так долго не писала об этом чуде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Господи помоги в исцелении от страшной болезни рабов божьих ТАТЬЯНЫ и ВАЛЕНТИНЫ АМИНЬ.

Добрый день! У меня тоже был случай,когда я молилась матушке Матроне,она открыла глаза.Молилась дома.Перед её иконой.И у меня тоже был шок.Сначала не поняла.Дошло,только потом когда погасила свечку.Как же она на меня могла смотреть ? Ведь глазки закрыты у неё.

у меня немного другая история. Я ходила в 1 храм в своем городе, где икона ее с закрытыми глазами, есть 4 маленьких иконочки с закрытми глазами, по возможности ездила в Москву в Покровский храм, и там она везде с закрытыми глазами…Один раз в своем городе я случайно зашла в др.храм, ее икону отсвечало, не видно глаз было, но я ее узнала по зеленому одеянию..подошла к иконе, приложилась..помолилась-отхожу в сторону, а глаза у нее открыты. Я сначала думала-показалось…снова смотрю-открыты…я в шоке…я читала подобные истории, но думала люди просто в таком психологическом состоянии ,что выдают желаемое за действительное…на др.день снова пришла в храм- икона изображена с открытыми глазами! впервые вижу! Как же так, она при жизни была слепой, а ее изобразили видящей. Позже 1 монахиня сказала, что в земной жизни она была слепая, а на небесах ни у кого пороков нет, поэтому ее так и изобразили.

Всех со Светлым праздником Пасхой!!Вчера ездили на даниловское кладбище и зашли в церковь…Я подошла к иконе Матронушке поставила свечку и посмотрела на неё она в этот момент приоткрыла один глаз…посмотрела и закрыла. На душе стало очень легко!Спасибо что ты с нами!

какой цвет глаз у Матронушки?

Думаем, что взгляд у святой Матроны, светлый и небесный!

Я тоже хочу засвидетельствовать тот факт, что святая блаженная старица Матрона на иконах может открывать глаза. Около трех или четырех лет назад мы с моей близкой родственницей из другого города были в Толгском монастыре (Ярославль), там в храме, в котором располагается чудотворная икона Толгской Божией Матери, есть также икона Матроны. Я молилась перед иконой Божией Матери, а моя родственница ходила вокруг, вдруг бежит ко мне взволнованная и спрашивает: «кто эта святая, изображенная на иконе с закрытыми глазами?» (она не знала тогда о Матронушке) я объясняю ей и спрашиваю, — что случилось? Тогда родственница сказала, что Матрона открыла на некоторое время глаза, а затем снова закрыла. Я не знаю, как складывалось воцерковление у моей родственницы, но вскоре она вышла замуж и переехала в Москву.

Дивен Бог во Святых Своих!
Слава Богу за все!

Здравствуйте! Тоже хочу рассказать о чуде, которое мне подарила святая Матронушка! у нас с мужем никак не получалось заиметь ребенка, врачи ставили мне бесплодие, и я каждый вечер засыпала со слезами, но таила надежду о малыше! О Матроне я тогда слышала, но даже не думала обратиться к ней, и не поверите пару раз мне снился сон со слепой женщиной которая говорит что я здорова, и я не знаю почему, но уговариваю мужа ехать в Москву к святой Матроне, я готовилась стоять там долгую очередь но мы волею Бога прошли наверное за час,максимум за полтора, одна женщина пропустила нас вперед не знаю почему, там особая атмосфера мне там было очень хорошо, у Иконы невольно текли слезы. Приехав домой я стала молиться каждый вечер выучила молитвы и молюсь до сих пор, через неделю после поездки мне назначили операцию по-женски, после больницы мне снова снится женщина которая говорит дату «23 сентября» (в этот день у моей усопшей мамы день рождения) и 23 сентября я забеременила через 2 недели узнала об этом, сегодня нашему \илюше 6 месяцев. Спаси и сохрани Вас Бог!

Екатерина, добрый вечер!
Слава Господу Богу за явленное над Вами чудо, по святым молитвам праведной Матроны Московской!
Описание Вашего чуда мы разместим на странице сайта: Чудеса святой Матроны
Будьте хранимы Богом на всех путях Вашей жизни, по заступничеству матушки Матронушки!

Верю в Матронушку, и чувствую что поможет она мне, много слышала историй, и действительно она свершает чудеса. Вот тоже решила написать письмо Матронушке давно собиралась хотя я не крещеная и вот не знаю слышит меня она или нет и Бог мои молитвы. Пусть Матронушка за меня помолится, перед богом за мои грехи и о моей сегодняшней проблеме очень прошу. Аминь, аминь, аминь

Елена, добрый вечер!
Конечно, не нам судить, кому святая блаженная Матрона Московская помогает, а кому — нет. Но одно мы Вам можем сказать точно: прежде чем просить у Господа милостей и щедрот молитвами святой блаженной матушки Матронушки, мы должны сначала сами потрудиться для Господа и послужить Ему. Сейчас нет гонений на Церковь, Храмы открыты и рады приветствовать всех желающих принять Таинство Святого Крещения. Помоги Вам Господи!

Доброго времени суток.
Не так давно я стала молиться Матроне Московской (в дни, когда у меня случилась личная проблема, случайно узнала о привезенной ее иконе в наш город – посетила ее, после чего по-возможности заезжаю в церкви, где есть икона Матронушки и прошу помощи в разрешении той самой ситуации)
На днях я была проездом в деревне и посетила старую церквушку: подошла к иконе Матроны, мысленно просила все о том же- помочь мне в моей ситуации, перечисляла как бы поэтапно просьбы о том, что я собираюсь сделать для ее решения и просила помощи в каждом действии. И в какое то время я заметила,что глаза Матронушки открыты.
При этом я продолжала просить и не испытывала ни капли удивления, страха или чего-либо еще. Т.е. я продолжала просить и со спокойной душою закончила свой монолог и вышла из церкви. У меня даже не возникло мысли задержаться и посмотреть как долго глаза еще будут открыты или мысли о том, что мне чудится что то невероятное…После выхода из церкви я ехала по своим делам дальше и думала, что любопытно почему я ощущаю покой на душе и нисколько не удивляюсь тому, что икона открыла глаза. Раньше я о таком никогда не слышала. И что это может означать- не понимаю. Наверняка есть подобные случаи, поэтому решила рассказать о произошедшем у меня. Заранее благодарю за ответ на вопрос – что может означать, если у Матроны Московской на иконе открылись глаза.

Юлия, добрый вечер!
На самом деле святая Матрона этим чудесным знаком как бы “сказала” Вам о том, что она Вас слышит!
Поэтому продолжайте ей молиться, посещать чаще Церковь Божию, исповедыватья и причащаться святых Христовых Тайн, и тогда Ваши прошения будут исполнены Господом по молитвам святой блаженной Матроны Московской!

Дорогие, со своим диагнозом бесплодие, я родила здоровую дочку по матушкиным молитвам! Беременность протекала превосходно! Дивен Бог во святых своих! Слава Богу за все, слава Богу за великую заступницу матушку Матронушку!

Евгения, это просто замечательно!
Соприкоснуться с живым чудом, да еще с таким ЖИВЫМ как Ваш — это почти дотронуться до Неба!
Помоги Вам и Вашей малышке Господи!

Я верю в матушку Матрону . И хоть я не видела чуда своими глазами, я верю людям которые об этом рассказывают . У меня сейчас тяжелая ситуация,я в ссоре с человеком которого люблю,и очень хочу помирится с ним,и еще я решаю вопрос с квартирой,много трудностей и препятствий мне пришлось преодолеть с Божьей помощью и помощью Святой Матушки Матроны,потому что я постоянно прошу их простить мне мои грехи которые я вольно или не вольно совершила,и я верую что Господь Бог и Святая Матушка Матрона помогут мне помириться с любимым и помогут мне разрешить проблемы с квартирой,чтоб приватизировать ее,продать и уехать жить рядом с моими детьми,их трое-сын Виталий и две дочери Виолетта и Полина, и внуками,Даниил и Эвелина,и невестка Наташа, зять Алексей. Вот такая у меня большая семья стала.Скоро младшая Полина выходит замуж. Молю тебя Святая Матушка Матрона помолись перед Господом Богом за меня,для того чтоб у меня все сложилось благополучно,и помолись о здравии и благополучии моих родных и близких. И помолись Святая Матушка Матрона за меня перед Господом Богом за врагов мои ведомых и не ведомых,пошли им искупления грехов их,бо не ведают что творят,и наставь их на путь истинный,Богу угодный! Аминь! Аминь! Аминь!

Наталья, помоги Вам Господи по молитвам святой Матронушки!

Добрый день! Люди верьте. У моих родителей случилась очень неприятная история связанная с приобретением жилья которая длится вот уже 6 лет!…не буду вдаваться в подробности всех обстоятельств по этому делу, но в последний раз когда я обращалась с просьбой к Матронушке перед иконочкой я находилась дома, в плохом моральном состоянии, я ревела на взрыд, и не своим голосом просила Матронушку о помощи, просила о чуде, чтоб нам вернули затраченные средства на решение проблемы, т.к. ничего не решалось, а расходы были сумашедшими и постоянными(тем временем мои родители ехали на очередную встречу «по выкачиванию из них денег»). Я прочла дважды подряд молитву к Блаженной Святой Матроне, потом своими словами обратилась к ней,и когда я читала молитву в третий раз(я ее уже практически знала наизусть) я подняла глаза и смотрела на иконочку. И это ЧУДО посетило и меня, я читала молитву ей прям глаза в глаза. Я сразу даже не поняла, что Матронушка на меня смотрит и внимательно слушает(была в плохом состоянии), но спустя 10мин. после молитвы, мне позвонили родители и сказали, что им вернули все деньги. Матронушка Миленькая, благодарю тебя, за то, что оберегаешь меня и мою семью. Люди верьте, молитесь и просите искренне (не просто на словах, а из глубины душы) я уверенна и Вам она поможет, и Вас посетит чудо!

Наталья, Вы молодцы, что поделились своим чудесным опытом!
Наверняка Ваше замечательное зернышко упадет в сердце ждущего чуда человека, и это чудо придет придет по его проросшей вере быстрее!

Читайте также:  У ребенка щиплет и болят глаза

Добрый день! Хочу рассказать тоже об этом чуде. Сегодня (2 мая, праздник Матроны) я зашла в церковь поставить Матронушке свечку и помолиться. Подхожу к иконе, а на иконе у Матронушки глаза приоткрыты (всегда она на ней была с закрытыми глазами). Я даже сначала глазам своим не поверила, присмотрелась…но и правда глаза у нее были открыты и смотрела она на прихожан. Люди, верьте. Дивен Бог во святых своих! Храни нас Боже.

Наталья, добрый день!
Вы прикоснулись к великому Небесному миру, в котором и живет наша заступница!
Правда, путешествие ее по нашей планете, (именно по всей планете, так как записки к Матронушке присылают на наш сайт из Америки, Германии, Китая, Испании и др. стран) — занимает куда больше времени, чем нахождение в Райских местах!
Поэтому Матронушка прислушивается к абсолютно всем, кто обращается к ней за помощью!

источник

Не так давно я стала молиться Матроне Московской (в дни, когда у меня возникла личная проблема, случайно узнала о привезенной ее иконе в наш город – посетила ее, после чего по возможности заезжаю в церкви, где есть икона Матронушки, и прошу помощи в разрешении той самой ситуации).

На днях я была проездом в деревне и посетила старую церквушку, подошла к иконе Матроны, мысленно просила все о том же: помочь мне в моей ситуации, перечисляла как бы поэтапно просьбы о том, что я собираюсь сделать для ее решения, и просила помощи в каждом действии. И в какой-то момент я заметила, что глаза Матронушки открыты. При этом я продолжала просить и не испытывала ни капли удивления, страха или чего-либо еще. То есть я продолжала просить и со спокойной душою закончила свой монолог и вышла из церкви. У меня даже не возникло мысли задержаться и посмотреть, как долго глаза еще будут открыты, или мысли о том, что мне чудится что-то невероятное…

После выхода из церкви я ехала по своим делам дальше и думала, что любопытно, почему я ощущаю покой на душе и нисколько не удивляюсь тому, что икона открыла глаза.

«Среднестатистические глаза» Стараясь ответить на поставленный вопрос, мы высчитали среди всех человеческих рас «среднестатистические глаза».Благо, что роговичная константа позволяла нам подсчитывать Офтальмогеометрические параметры в абсолютных цифрах.Когда мы

Открыть глаза 22. Твоя жизнь? Если она прошла, то она прошла! «Как жить, будучи человеком?» — ты не имеешь ни малейшего понятия, твоя жена не имеет ни малейшего понятия, твои дети не имеют ни малейшего понятия. Мир полон людей, которые не имеют ни малейшего понятия, как они

Исцеление пораженного глаза Свидетельство госпожи Ларисы Николаевны Масловой, врача из города Москвы: «В результате несчастного случая мой левый глаз совершенно ослеп. На «Скорой» меня привезли в Первую градскую больницу города Москвы. В палатах места не было, и поэтому

Глаза души Мой муж тяжело заболел. Чтобы он быстрее выздоровел, я поила его чаранамритой, водой из святых мест, кормила маха-прасадом от Божеств из нашего храма, готовила прасад дома, добавляя маха-прасад из святых мест.Я старалась ухаживать за своим мужем с позиций

Говорящие глаза Присутствие Абдул-Баха делало людей счастливыми, помогало им стать лучше.Однажды за ужином одна из женщин нелестно отозвалась о своей подруге. Глаза Абдул-Баха стали очень грустными, наступила тишина.Женщина же не осознала, что поступила дурно, пока ее

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Лк. 6:42). Обращает на себя внимание прежде всего слово «лицемер». Оно дает некоторым толкователям повод предполагать, что Спаситель здесь возвращается к прежней Своей речи

27 Библия много света нам открыла Библия много света нам открыла,Нас научила всех людей любить.Несколько тысяч лет она светилаИ до конца нам будет говорить.Припев: Боже, даруй нам вникнуть в это СловоИ возвестить во всех краях земли:Вот уж грядёт пришествие Христово!Той

[11] Уклонять глаза Чтобы установить первую линию обороны, тебе понадобится навык уклонять свой взгляд и держать его «на диете», а также «щит» и «меч».Прежде всего займёмся укрощением взгляда. Победить в этой битве тебе поможет навык уклонять взгляд от привлекательных

Глаза души Мой муж тяжело заболел. Чтобы он быстрее выздоровел, я поила его чаранамритой, водой из святых мест, кормила маха-прасадом от Божеств из нашего храма, готовила прасад дома, добавляя маха-прасад из святых мест.Я старалась ухаживать за своим мужем с позиций

Говорящие глаза Присутствие Абдул-Баха делало людей счастливыми, помогало им стать лучше.Однажды за ужином одна из женщин нелестно отозвалась о своей подруге. Глаза Абдул-Баха стали очень грустными, наступила тишина.Женщина же не осознала, что поступила дурно, пока ее

Протри глаза У одного человека умерла жена. Убитый горем, он забросил все дела и предался унынию. Комнаты наполнились сором и пылью. И сам хозяин принял вид совершенно опустившегося человека. Соседу стало жалко несчастного вдовца и он предложил ему хотя бы умыться.— Для

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

«Давно я ждал эти глаза» Мария Николаевна была дочерью священника, Николая Александровича Соколова[12], настоятеля храма Успения Божией Матери на Таганке. Он умер, когда дочери едва исполнилось двенадцать лет. За этот короткий период он заложил в ней прочный фундамент для

Глаза, руки и ноги Но прежде чем обращаться к православным, давайте посмотрим на всех христиан вообще. Много ли среди них людей с выколотыми глазами и отрубленными руками и ногами? Немного, причем они не сами сделали себя инвалидами. А ведь Христос ясно требует в Евангелии:

источник

Уже несколько лет в России действует уникальный благотворительный проект «Увидеть икону». Его авторы — супруги Олег и Виктория Зон. Православные храмы, в первую очередь те, где окормляют слепых людей, получают в дар резные иконы. С помощью осязания слабовидящие люди могут «увидеть» образ, что открывает для них полноту церковной жизни.

Сегодня рельефные иконы для слепых людей, созданные скульптором Олегом Зоном по заказам благотворителей, есть уже в 22 храмах России, в том числе в Крыму, в Ярославской области, в Воронеже, в Подмосковье. Две в Москве: одна в храме Христа Спасителя — икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», другая в храме Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине — образ Спасителя.

Под покровительством преподобного Сергия

Начался проект в 2014 году, когда отмечалось 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Тогда Олег — выпускник художественно-промышленного колледжа им. Васнецова — преподнёс в дар Донскому монастырю свои первые резные иконы — преподобного Сергия и Донскую икону Божией Матери. А наместник монастыря игумен Парамон (Голубка) предложил передать иконы в Казанский храм села Пучково в Троицком районе (Новая Москва), где окормляют слепоглухих людей. Так было положено начало уникальному проекту.

Скульптор говорит, что всегда ощущал особое покровительство преподобного Сергия. В детстве Олег жил с бабушкой в Хотькове, где приняли постриг и упокоились родители Сергия Радонежского — праведные Кирилл и Мария. Тогда, в шестилетнем возрасте, Олега крестили в Троице-Сергиевой лавре. С тех пор на протяжении многих лет лавра остаётся для него местом притяжения, куда он с семьёй постоянно приезжает — за благословением и вдохновением.

Почему Матрона открыла глаза

При создании рельефной иконы для слабовидящих людей нужно учитывать осязательные возможности человека. Икона должна быть большой — от 50-70 см, чтобы незрячему человеку было проще ощутить изображение. Также нежелательно вырезать очень мелкие детали, например цветы, листья, чтобы не усложнять восприятие иконы кончиками пальцев.

Свой собственный подход есть и у Олега Зон. Так, традиционно на иконе «Всех Скорбящих Радость» вокруг Пресвятой Богородицы изображают людей, страдающих от недугов и скорбей. Однако скульптор решил создать радостный образ — без скорбящих людей, — акцентируя внимание на источнике Радости — Пресвятой Богородице. Из таких же побуждений Олег изображает на резных иконах святую праведную Матрону Московскую с открытыми глазами, ведь там, в вечной жизни, все совершенны.

На изготовление тактильной иконы каждый раз требуется разное время — от двух недель до двух-трёх месяцев. Сроки зависят от размера иконы и сложности композиции. Например, недавно на икону размером 110х95 см у скульп­тора ушло почти три месяца.

Напитавшись благодати

Одна из резных икон святой Матронушки в 2015 году отправилась в дом слепоглухих в селе Пучково Троицкого района (Новая Москва).

— Её изготовление нам заказал благотворитель, а передавали ему икону в Покровском монастыре, где был отслужен молебен у мощей святой старицы, — рассказывает Виктория Зон. — После этого по желанию благотворителя икона должна была отправиться в Пучково. И вот в течение пяти дней — до поездки в дом слепоглухих — нам разрешили оставить икону в монастыре рядом с мощами! Как потом сказал настоятель Казанского храма в Пучкове, «напитавшись благодати, икона отправляется в дом слепоглухих».

Они даже пахнут вкусно

Участники благотворительного проекта «Увидеть икону» — священники, педагоги, сотрудники организаций, помогающие людям с ограниченными возможностями здоровья, — уверены, что тактильное ощущение иконы нужно не только незрячим людям.

— Физическое прикосновение к сакральному нужно всем нам, здоровым и немощным, взрослым и детям, — говорит куратор проекта. — Когда мы передавали иконы Матронушки, в монастыре была девочка с синдромом Дауна, так она прямо обнимала икону. Тактильные иконы в храме — это фактор его доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Владыка Парамон первым сказал, что иконы можно и нужно трогать, особенно наши иконы: они даже пахнут вкусно, так как покрыты натуральным воском.

источник

Существует предание, по которому батюшка Иоанн Кронштадский, при посещении тогда еще 14-летней девушкой его храма в Кронштадте сказал: «Вот идет Восьмой столп России, моя смена!»

Традиционно на иконе матушка Матрона изображена с закрытыми глазами. Однако, строго говоря, это не канонично. В вечной жизни блаженная мати Матрона, конечно же, зрячая. И в Новоспасском монастыре, например, на одной из стен Матрона Московская изображена на иконе с открытыми глазами. Но все-таки в России укоренился образ матушки в таком виде, в котором она несла свой крест в этой земной жизни.

В Москве существует два места паломничества к Матроне Московской. Первое место это Даниловское кладбище. Матушка сама завещала приходить к ней на могилку и просить ее помощи и заступничества.

После перенесения мощей в Покровский женский монастырь и канонизации Матроны Московской толпы людей так же приходят и туда. Кстати говоря, вопреки расхожему мнению приложится к мощам вполне реально. Иногда очередь к мощам бывает достаточно большая, но в будние дни, а особенно во время богослужений. Людская толпа редеет и можно без лишней сутолоки приложиться к мощам Матронушки и поведать ей свои нужды.

Монахини монастыря повесили с внешней стороны храма, где покоятся мощи Матроны большую икону с ее изобюражением. Это было сделано для тех, людей, которые по разным причинам, не могут выстоять очередь к самим мощам. Но, что интересно. Невежды превратили благое и доброе начинание в дополнительную преграду. Придя в Покровский монастырь можно услышать от некоторых людей, что сразу к мощам подходить нельзя. Сначала надо отстоять очередь и приложиться к иконе, а потом отстоять очередь и приложиться к самим мощам. Ну что сказать. Это «бабкины бредни» и не более.

Поскольку святая блаженная матрона Московская широко почитается в России, то ее образ или икону можно купить практически в любом храме. Правда размеры и качество икон весьма отличаются. Где-то это простенькие литографии, где-то богато украшенные иконы в киотах. Да и сами изображения Матронушки весьма разнообразны. Смотри пример на рисунке ниже.

Большой выбор самых разнообразных икон Матронушки можно лицезреть в Покровском монастыре. Правда и цены там не самые низкие. Да и очередь в магазин иногда бывает не самая маленькая.

В нашем интернет магазине существует целый раздел посвященный иконам Матроны Московской. В нем вы можете выбрать и заказать понравившийся вам образ. Иконы отличаются по размеру, по убранству и украшению. Есть образа в киотах и окладах. Поскольку наш магазин специализируется на греческих иконах из серебра, то и в разделе икон Матроны Московской так же много предложений именно на серебряные иконы.

Основная масса икон представлена в арочном стиле. Арочный стиль характеризуется прямоугольным основанием и полукруглым верхом. Собственно, отсюда и такое название. В качестве основы используются такие материалы как тонированное дерево или ламинированное ДСП. Так же есть иконы с основанием из стекла.

Само изображение выполнено с использованием шелкографии с окладом из серебра или серебра с золочением. Стоит отметить, что это не чистые металлы, а напыление. Современные технологии позволяют напылять драгоценные металлы очень тонким слоем, что не самым худшим образом сказывается на конечной цене.

Все иконы, представленные к продаже, имеют возможность повесить их на стену или поставить на полку. Причем это касается и деревянных и стеклянных икон. Стеклянные иконы представлены в нескольких цветах. Их основа может быть прозрачной, розовой или голубой.

Обратите внимание, что наш интернет магазин осуществляет продажу как оптом так и в розницу. Оптовые цены высылаются по запросу заинтересованной организации, а розничная цена указана на сайте. Если вам понравилась какая-то конкретная икона Матроны Московской, то ее можно купить всего лишь за пару кликов. Выбранная позиция добавляется в корзину и далее покупка стандартно оформляется с указанием места доставки и контактных данных.

Доставка осуществляется курьерской службой по г. Москве или Транспортной компанией по России.

МЫ всегда стараемся обратить внимание наших клиентов на тот факт, что мы продаем иконы (в том числе и Матроны Московской), которые сами и привозим из Греции. А это значит, что на иконы и утварь одна из самых оптимальных. Ведь между нами и конечным потребителем нет посредников.\

Так же и отсутствие розничного шоу-рума позволяет сэкономить на накладных расходах. Купленные иконы попадают адресату или в пункт самовывоза напрямую со склада в Москве.

Покупая икону Матроны Московской или других святых не стоит забывать, что помогают они нам не сами, а дарованной им Божией благодатию. А молимся мы иногда не только Богу, но и им, осознавая свою греховность, не смея подступить ко Христу и прося у святых их молитв и заступничества.

источник

Святая блаженная Матрона — самая почитаемая московская святая. Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.

2 мая 1998 года честные мощи блаженной старицы Матроны были торжественно перенесены в Покровский монастырь и упокоены в раке. 2 мая следующего года по указу и при служении Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II состоялось ее причисление к лику поместных святых, а в октябре 2004 года определением Освященного Архиерейского собора РПЦ святая праведная блаженная Матрона Московская причислена к лику общецерковных святых. Имя ее теперь включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

В центре любой житийной иконы располагается изображение святого, а вокруг него в отдельных композициях (клеймах) — основные сюжеты из его жития. На первой житийной иконе св. Матроны было написано 12 основных клейм, потом их стало 16, позже — 18. Это связано с посмертными чудесами Матроны.

На самом распространенном образе святая изображается с закрытыми глазами. Ничего подобного в православной иконописи нет: считается, что икона — образ подвижника Христова в Вечности, в которой не будет места телесным недугам. Есть два объяснения такому отхождению от традиций: во-первых, людям легче воспринимать её образ именно с закрытыми глазами, так как всем известно, что при жизни Матрона была незрячей. Хотя и существуют иконы св. Матроны, на которых она изображается с открытыми глазами. А во-вторых, образ Матроны с закрытыми глазами, прежде всего, указывает верующим на то, что она обладала духовным зрением. Закрытые глаза всё-таки считаются неотъемлемой частью образа Матроны, а в иконописи символика занимает важное место.

Читайте также:  Лечение глаз после операции народными средствами

Цвет одеяний Матроны на иконе — зеленый. Это связано с канонической традицией изображения одежд блаженных именно зеленого или зеленоватого оттенка. Четки в левой руке Матроны означают ее молитвенный подвиг при жизни. Здесь главную смысловую нагрузку несет белый цвет, говорящий о святости, чистоте и непорочности.

Руки Матроны на иконах или молитвенно сложены на груди в области сердца крест-на-крест, или молитвенно воздеты к небу, или правая рука открыта в благословляющем жесте, а в левой находятся четки. Раскрытая правая рука является символом благословления верующих, а также символом открытости святой людям.

На ростовой иконе блаженная Матрона изображается достаточно высокой, хотя известно, что при жизни она была небольшого росточка. Такая разница обусловлена традицией удлинения пропорций тела при написании иконы. Это выражает одухотворенность святого, его устремление к Богу и указывает на его преображенное состояние.

икона иконопись православный

Иконопись — это особая знаковая система, своеобразный Церковный зык. Появившаяся после Крещения Руси, православная иконопись стала неотъемлемой частью нашей жизни. Икона — прежде всего вероучительный текст, призванный помочь постижению истины.

Язык иконы лаконичен. Ненужных деталей в иконе не должно существовать. Пейзаж если и присутствует, то лишь условно и схематично. Здесь каждая деталь лица, жест или положение тела имеют символический характер: высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие; большие глаза — проникновение в божественные тайны; тонкие губы — аскетизм; удлиненные пальцы — духовное благородство и чистоту деяний; наклон головы — внимание к Божественному внушению, голосу Божьему, который святые слышат в глубине своего сердца; чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т.д.

Техника написания икон формировалась и оттачивалась веками, так же как и иконописный канон — совокупность правил и норм, регламентирующих написание иконы. Можно сказать, что иконографический канон — это критерий истинности изображения и его соответствия тексту и смыслу «Священного Писания».

Основные персонажи религиозной живописи — это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.

Икона строится по принципу текста — каждый элемент прочитывается как знак. Основные знаки иконописного языка — цвет, свет, жест, лик, пространство, время. Но при этом процесс прочтения иконы складывается не из каждого знака по отдельности. В прочтении иконы главное контекст, совокупность всех элементов, по отдельности имеющих порой абсолютно противоположное значение.

Нередко стиль выступает синонимом языка, и, наоборот, под словом «язык» понимается стиль. В данном случае можно говорить о том, что границы между ними трудноопределимы, в силу некоторой стёртости последних. Под стилем принято иметь в виду общность образной системы, средств художественной выразительности, тех или иных приемов, характерных для художника, школы, эпохи. А язык есть средство общения межличностного, а также нации и народов. Язык в известной мере даже является «орудием мышления».

Иконописный канон — не жесткий закон и не внешнее предписание или правило, а внутренняя норма. Вот эта норма и ставит человека перед необходимостью сопричастия тому, что несет изображенное. Это сопричастие осуществляется в евхаристической жизни Церкви. Здесь единство откровенной истины сочетается с многообразием личного опыта ее восприятия. Отсюда и невозможность заключить иконописный канон в рамки определения. Стоглавый Собор поэтому и ограничился предписанием следовать древним иконописцам и правилам морали. Этот канон (норма) обеспечивает передачу истины на любой степени причастности к ней, даже если причастие это только формально. Канону следует как художник-творец, так и ремесленник, как в прошлом, так и в настоящее время.

При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Для иконописи характерен определенный набор сюжетов с традиционными, легко узнаваемыми иконографиями (варьирующимися по времени, географии, конфессиям и школам). Иконография отличается сравнительным постоянством, но допускает иконографические изводы и варианты, с изменением в деталях. Не существуют единого канонизированного иконописного стиля, однако под иконописью в узком смысле понимается, как правило, так называемый «средневековый» (или «традиционный») стиль со своими закономерностями, общими для различных его разновидностей.

Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым, не мы смотрим на него, а он окружает нас, взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается «обратная перспектива». Обратной она названа в противоположность прямой, хотя правильнее было бы назвать ее символической. Прямая перспектива (античность, Возрождение, реалистическая живопись XIX века) выстраивает все предметы по мере их удаления в пространстве от большого к малому, точка схода всех линий находится на плоскости картины. Существование этой точки значит не что иное, как конечность тварного мира. В иконе — напротив: по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а вне ее, перед иконой, в том месте, где находится созерцающий. А точнее — в сердце созерцающего. Оттуда линии (условные) расходятся, расширяя его видение. «Прямая» и «обратная» перспективы выражают противоположные представления о мире. Первая описывает мир природный, другая — мир Божественный. И если в первом случае целью является максимальная иллюзорность, то во втором — предельная условность.

Помимо общих правил написания икон, для каждого образа существует отдельная техника написания. В данном случае при написании иконы святой блаженной Матроны Московской следует обратить внимание на то, что традиционно она изображается с закрытыми глазами, так как при жизни была слепой.

Цвет одеяний Матроны на иконе — зеленый. Это связано с канонической традицией изображения одежд блаженных именно зеленого или зеленоватого оттенка. Четки в левой руке Матроны означают ее молитвенный подвиг при жизни. Здесь главную смысловую нагрузку несет белый цвет, говорящий о святости, чистоте и непорочности.

Руки Матроны на иконах или молитвенно сложены на груди в области сердца крест-на-крест, или молитвенно воздеты к небу, или правая рука открыта в благословляющем жесте, а в левой находятся четки. Раскрытая правая рука является символом благословления верующих, а также символом открытости святой людям.

Только тщательно изучив особенности написания выбранной иконы, можно приступать к непосредственной работе над ней.

источник

На последнем заседании Священный Синод установил еще один день памяти святой блаженной Матроны Московской. О подвиге этой святой и иконописных параллелях размышляет Ольга Джарман.

Снимите с Креста и воздайте Ему тишину.
Впервые за долгие дни Одинокий остался один.
Предайте Его долгожданному темному сну,
чтоб смог от живых отдохнуть Человеческий Сын.

Молчание. Камни и звезды. Боль согнутых спин.
Вот горстка последних, замкнувшихся в скорби своей.
В крови и поту так тяжел Человеческий Сын,
распятый другими сынами из рода людей.

И даже земля запечатала ныне уста
у входа во гроб, где Он спит под покровом небес,
пока не взошла еще в наших сердцах простота
догадки о страшном созвучии — «крест» и «воскрес».

Матрона… Знатные римлянки носили этот титул — «матрона». Матроной была и мученица Перпетуя, оставившая свой дневник с описанием своего заключения перед казнью и своих видений, в которых ее укреплял Воскресший Христос…

Но прошли века, и в русских деревнях имя «Матрона» стало распространенным, и даже нарицательным, особенно когда кто-то из «образованных» хотел высмеять веру «простой и темной русской бабы».

…Матрона, девочка-птица, с человеческим лицом, с закрытыми глазами — что мы знаем о ней? Житие ее — такое же юродивое, как и жизнь ее. Да и кто бы мог написать о Матроне, кроме Матроны; кто бы мог написать о Перпетуе, кроме Перпетуи? Но Перпетуя, римская матрона, умела хорошо писать, а деревенская слепая девочка-птица — нет. Но обе они любили Христа до смерти.

«Что это за икона! Не бывает таких икон!» — часто я слышала мнение умных и грамотных людей, в том числе и моей покойной тетки, инокини Елизаветы, в прошлом — инженера-конструктора. — «Всегда должны быть открыты глаза!»

Есть такие иконы. С закрытыми глазами. В каждой церкви. Вы много раз видели их.

Закрыты очи Христа. Он уснул смертным сном на Древе, чтобы разбудить род человеческий. А как же — мы? Как нам стоять перед Его смертью?

Сергей Фудель поведал как-то такую краткую, но полную глубины историю:

«В храм вошли два мальчика: одному лет шесть, другому меньше. Младший, очевидно, здесь еще не бывал, и старший водит его, как экскурсовод. Вот и Распятие. „А это чего?“ — замирает младший с широко открытыми глазами. Старший отвечает уверенно: „А это — за правду“».

Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? (Рим. 6:3)

«Когда окрестились во Христа, тогда и умерли греху. Ибо, окрестившись во Христа, мы в смерть Его окрестились. Очевидно, что крещение в смерть Христову есть умертвие греху. Как же это так? Это объясняет значение и сила смерти Христовой. Умерши на кресте, Господь Спаситель грехи наши вознес на крест и стал очищением о гресех наших. В крестной смерти Господа — очистительная сила от грехов. Кто крестится, — погружается, — в смерть Христову, тот погружается в очистительную силу от греха. Сия сила в самом действии погружения снедает всякий грех, так что и следа его не остается.

Здесь бывает то же, как если бы кто приготовил такой химический состав, который, когда погрузят в него какое нечистое белье или платье, тотчас растворял и снедал бы всякую нечистоту: только погрузи в него, — и всякая нечистота будет снедена. Так и смерть Христова, как очистительная сила греха, снедает всякий грех, как только кто погружается в сию смерть крещением. В крещенном и следа греха не остается: он умер ему», — писал святитель Феофан Затворник в толковании на Послание к Римлянам.

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись! (Гал.3:27)

Да, это поется на Литургии на «Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую»: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!

Те, кто крестились во Христа, оделись во Христа. Христос стал их ризой, их хлебом, водою, светом — всем. Для тех, кто сошел в крещальную купель, она стала и гробом Христовым, он касается тайны Креста и гроба. Он касается великой тайны Церкви, совершаемой Одиноким, оставшимся во гробе Субботы…

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. (Рим.6:9)

«Как мы умираем подобием Христовой смерти? И как мы воскресаем подобием Его воскресения? И почему это — и только это — является условием вступления в новую жизнь в Нем и с Ним? Ответ на эти вопросы содержится в утверждении Самого Христа, что смерть Его — это смерть добровольная.

„…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и властью имею опять принять ее“ (Ин. 10:17–18). Церковь учит нас, что, как безгрешный, Христос не был естественным образом подвержен смерти, что Он был полностью свободен от человеческой смертности, которая есть наша общая неизбежная судьба. Его смерть не была вынужденной. Следовательно, если Он все же умер, то только потому, что Он пожелал умереть, потому что таковы были Его выбор и решение. И именно добровольность Его смерти, смерти Бессмертного, превращает ее в смерть спасительную, наполняет ее спасительной силой, делает ее нашим спасением».

Смерть Христова. Смерть животворящая…

«Хотя я и умер, я жив!» — говорил в посмертном видении любящим его другой юродивый праведник-епископ и чудотворец двадцатого века, святитель Иоанн Сан-Францисский. «Я жива!» — говорила мать Мария, в видении друзьям своим, идя по полю средь колосьев.

Церковь Христова жива в каждой живой душе человеческой и открывается в ней во всей полноте.

«Великая Церковь есть всякая душа во всяком народе, уверовавшая во Христа», — писал священномученик Ириней Лионский. Каждый призван стать Церковью. Святым это удалось. И тайна Церкви, Церкви Христовой — на их, таких разных, ликах.

И на лике Богоматери «Всех радостей Радость», пред которой умер преподобный Серафим. На этой иконе изображен момент Благовещения и согласия Рабы Господней: Она готова принять смерть и побиение камнями за страшные тайны Бога. Она готова умереть, нося Его в сердце — под сердцем — Своим…

«Человек умер, (снова процитируем о. Александра и его замечательный труд „Водою и духом“) потому что он возжелал жизни для себя и в себе, потому что, другими словами, он возлюбил себя и свою жизнь больше, чем Бога, потому что он предпочел Богу нечто иное. Его желание есть истинное содержание греха, и поэтому — действительный корень его духовной смерти, ее „жало“. Но жизнь Христа целиком и полностью соткана из Его желания спасти человека, освободить его от смерти, в которую он сам превратил свою жизнь, вернуть его к той жизни, которую он утратил в грехе».

Главное в «Житии Матроны» — не «колдуны» и не другие мифологические рассказы женщин, а иное.

«Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна…»

То, что не так рельефно в Житии, что скрывается за разнообразными рассказами о чудесах — и словно отвлекает от Христа и Креста Его, и смущает некоторых — удивительно раскрылось в иконографии блаженной Матронушки. Закрытые очи — как у Христа, упокоившегося на Кресте. В Нем нет «ни мужеского пола, ни женского».

Так и блаженная Ксения, старшая сестра Матронушки, называлась мужским именем и ходила в мундире мужа по улицам столицы. Образ Церкви века восемнадцатого, нищей воительницы, всех обогащающей, раскрылся иначе во время гонений и возвращения столицы из Петербурга в Москву.

«Его желание спасти — это проявление той совершенной любви к Богу и человеку, того полного послушания Божией воле, отказ от которых привел человека к греху и смерти. И, таким образом, вся жизнь Христа истинно бессмертна. В ней нет смерти, потому что в ней нет желания иметь что-либо, кроме Бога, потому что вся Его жизнь — в Боге и в любви к Нему.

И поскольку Его желание умереть есть не что иное, как конечное выражение и исполнение Его любви и послушания, а Его смерть есть не что иное, как любовь и желание разрушить одиночество человека, его отделенность от жизни, тьму и отчаяние смерти, поскольку она есть любовь к тем, кто смертен, — в Его смерти „смерти“ нет. Его смерть, будучи высшим проявлением любви как жизни и жизни как любви, отнимает у смерти ее жало греха и поистине разрушает смерть как воплощение власти сатаны и греха над миром» (прот. Александр Шмеман).

Но не все ли мы призваны — «один так, другой иначе»(1 Кор. 7:7) осуществить эту причастность смерти Христовой Животворящей, от купели крещения и до Чаши, и до самой смерти — реальной настоящей смерти нашей, когда для нас наступит наш, личный «конец света»? О, Христе, будь нам Светом Ты — и тогда и всегда!

«Он не уничтожает и не разрушает физическую смерть, поскольку Он не уничтожает этот мир, частью которого она является и в котором выступает принципом жизни и даже роста. Но Он делает несравненно больше. Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность, наполнив ее Собою, Своей любовью и жизнью, Он превращает ее, бывшую самой реальностью отчуждения и извращения жизни, в сияющий и радостный „переход“ — Пасху», — пишет отец Александр Шмеман.

Читайте также:  Через сколько котята мейн кун открывают глаза

Тайна Церкви — есть тайна Христа, и она светится на лицах познавших ее, и отражается в иконах. Так, именно так — погружением в смерть Христову в страшную годину двадцатого века жила Церковь, снова проживая опыт мартирии, к которой причастна была римская матрона Перпетуя. И это знаменуют закрытые очи девочки-птицы Матронушки.

Таков образ Церкви века двадцатого. Мученики и исповедники, все святые Его, известные и безвестные — спогреблись с Ним, Христом, Крещением в смерть. Навсегда. И как мало значат перед этой тайной легендарные рассказы и просто бабьи сплетни! Матронушка — та, что умерла со Христом. Та, что погрузилась в животворящую смерть Христову.

…А он в Гефсимании. Тени уснувших олив
ложатся апостолам на неумелые плечи…
Оливковым маслом салат оливье зарядив,
окончат домашние хлопоты в пасмурный вечер.

И только бы тут им очнуться — под факельный свет,
под эти багровые отблески будущей Крови…
И просто понять, что иного у нас уже нет,
и смерти нет места, и жизни нет больше условий.

Как счастливы, Господи — мы родились не тогда,
не мы променяли Тебя на пустые заботы,
и нам не досталось стоять у подножья Креста,
и нам не осталось слепой и безумной работы —

от крови и пота омыть то, что было Тобой,
и не умереть от потери последнего чуда…
На землю приходит Страстная. И с ней, вразнобой:
заботы — отсюда, и ужас потери — оттуда.

Нам только бы каменный взор оторвать от земли
и встретиться с болью живой, а не с собственной ложью,
чтоб всё позабыв, мы бы заново нынче смогли
стоять у Креста, раз взойти на него невозможно.

источник

Медицинские беседы св. митр. Серафима (Чичагова) Том I, Том II

Молиться ли перед суровой иконой? Ошибки и «ляпы» в иконописи

Вы никогда не задавались вопросом: почему на некоторых иконах лица святых до того суровые и грозные, что страшно смотреть? Зачем святого Христофора изображали с собачьей головой, что делало его похожим больше на египетского бога Анубиса, чем на христианского святого? Допустимо ли изображать Бога-Отца в виде седовласого старца? Можно ли считать иконами изображения святых, ангелов кисти Врубеля, Васнецова?

Хотя иконы – почти что ровесники самой Церкви и пишутся на протяжении веков по строго определенным канонам, ошибки, разногласия и споры есть и тут. Как к ним относиться? Выясняем у заведующей кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерины Дмитриевны Шеко.

Анубис или святой Христофор?

Святой Христофор. Икона Первая половина XVII века.

— Екатерина Дмитриевна, в иконописи существуют спорные сюжеты, которые многих смущают. Один из самых ярких примеров – изображение святого Христофора с головой собаки (согласно его житию, он был очень красив и натерпелся от чрезмерного женского внимания, поэтому умолял Бога сделать его безобразным, чтобы избежать искушений. Господь эту просьбу святого выполнил – авт.). Как к этому относиться?

— Изображение святого Христофора с песьей головой было запрещено распоряжением Синода от 1722 года. Хотя в народном сознании, чтобы его как-то выделить на фоне сонма святых, его так продолжали изображать, даже после запрещения. Но, к примеру, у сербов или в Западной Европе святой Христофор изображается по-другому: переносящим через реку мальчика на плече. Это уже традиция.

— А какая разница между традицией изображения и каноном?

— В канонах богослужебных – четко прописаны определенные правила и действия, а вот в иконописи это сложно сделать, потому что, в общем-то, здесь всякий канон – это в первую очередь традиция. Письменно нигде не зафиксировано: нужно писать только так и никак иначе. Но сама традиция складывалась поколениями верующих людей, многие из которых своей подвижнической и молитвенной жизнью взошли на более высокие ступени Богопознания, чем те, на которых находимся мы сейчас. Поэтому, изучая традиционные иконографические приемы, художник-иконописец и сам постепенно приближается к познанию истины.

Блаженная Матрона – зрячая?

— В результате получается, что каждый пишет какие-то детали на свое усмотрение. Например, блаженную Матрону Московскую привычно видеть на иконах с закрытыми глазами, слепой она изображается на самой распространенной иконе – Софринской. Но есть и образы, где она – зрячая. Ведь после Воскресения не будет увечий… Где тут правда?

— Тут мнения расходятся. Мой духовник считает, что на иконе изображать ее незрячей неправильно, и я с ним согласна. Блаженная Матрона прославлена в лике святых, а поскольку ничего телесного, в том числе немощей, увечий, ран на небесах уже нет, значит, она не может быть слепой там.

— Поясните, пожалуйста, почему тогда принято изображать раны на руках и ногах Спасителя?

— Из текста Евангелия мы знаем, что Христос воскрес и вознесся телом, и на его руках и ногах остались следы от гвоздей, а на ребрах – рана от копья. И Он показал и позволил их осязать апостолу Фоме по своем Воскресении.

— Изображать или нет увечья на телах святых на иконах – это как-нибудь регламентировано канонами?

Святая Матрона Московская

— В том-то и дело, что не регламентировано. Слепота, во всяком случае, нигде больше, кроме образаМатронушки, не изображалась – это исключительный случай, хотя конечно в истории Церкви были святые слепцы. Очень жаль, что по поводу иконографии святой Матроны не вынесено никакого соборного решения, обязательного для всей Церкви…

Но я считаю, что в случае с этой иконой важен даже не вопрос о закрытых или открытых глазах, а нечто другое: наиболее растиражированная икона блаженной Матроны, на мой взгляд, спорна не только с точки зрения иконографии. Она очень уродливо написана, этот лик никакого отношения не имеет даже к сохранившейся прижизненной фотографии Матронушки: на фото у святой довольно полное лицо, крупный нос, мягкие, округлые щеки и приятное выражение лица. А здесь все такое усохшее, тонкий-претонкий нос, огромный страшный рот, напряженное лицо, зажмуренные, неспокойные глаза. Неумелая, некрасивая работа. Да, от портретного сходства можно отходить, но икона должна обязательно отражать духовную сторону личности, а не искажать ее.

Иконописный лик – из измученного лица

— Должен ли мастер, рисуя образ, добиваться максимального внешнего сходства его со святым?

— Некоторые люди полагают, что портретное сходство, как элемент плотской природы, вторично. У Патриарха Тихона, например, очень крупный нос, и есть иконописцы, считающие, что этого не нужно отражать, нужно писать его лик в более обобщенной форме, близкой к традиционной иконографии. Такие вещи обсуждаются в кулуарах, но никакого общего решения духовенства, никакого соборного определения по этому поводу нет.

— Вы считаете, что оно должно быть?

— Мне кажется, да. Все, что происходит в Церкви, тем более то, что связано с молитвой, должно серьезно обсуждаться соборно. А ведь икона – это то, что предназначено помогать нам молиться: человек обращается к Богу и святым Его посредством иконы.

Те иконы, которые писались в начале перестройки, очень тщательно обсуждались и иконописцами, и духовенством. Например, образ Патриарха Тихона, Амвросия Оптинского, Елизаветы Федоровны – процесс их создания был длительным, продуманным. Я помню, как все это происходило. Мне кажется, что тогда это было очень правильно: во-первых, все молились об этом, во-вторых, художественная сторона обсуждалось. Позже, когда канонизировались огромные сонмы святых, не стало возможности во всех подробностях разбирать вопросы иконографии каждого из них.

— С чьей иконографией связаны наибольшие трудности?

— Новомученников непросто писать. Так как это почти что наши современники, их лица известны, а это обязывает стремиться к портретному сходству. Но бывает, что сохранились только лагерные фотографии, сделанные НКВД. Я писала с такой фотографии священника: он был обрит, измучен голодом, пытками, допросами, доведен до последней степени физического истощения, приговорен к казни – и все это на его лице написано. И сделать из этого измученного лица просветленный иконописный лик – это колоссально трудно.

Дореволюционные фотографии – чудесные: они уже сами по себе иконописны. Например, патриарх Тихон или Иоанн Кронштадтский – они столько потрудились на благо Церкви, что их лица уже сами по себе преображенные. Еще в те времена сохранялась традиция фотографии: мастер ловил настроение, состояние души. А фотографии НКВД – они, конечно, жуткие…

Или, например, очень сложная иконография владыки Луки Войно-Ясенецкого. После многих страшных эпизодов его жизни у него лицо немного несимметричное, один глаз плохо видит, и поэтому в его лице присутствует некая невнятность. Так что надо обладать определенными талантами, чтобы не просто уметь скопировать традиционную икону, но создать новый святой образ.

— Сейчас много неканонической иконописи в Русской Церкви?

— В последние годы ее все больше и больше, именно потому, что безмолвствуют иерархи: нет никакого решения, чего делать точно нельзя. Я считаю, что такого определения было бы достаточно, чтобы художники не уклонялись в крайности.

У нас есть внутренний сдерживающий момент, осторожность: люди, которые серьезно занимаются иконописью, поглядывают друг на друга, советуются, обсуждают то, что делает один или другой. На Западе, например, границ фактически нет – они делают все, что захотят. У нас осторожности больше, но это такая внутренняя, «корпоративная» норма. Жесткого канона нет.

— А в чем преимущество соблюдения канонов, что оно дает?

— Я считаю, что знание некоторых правил и традиций письма дает возможность внутри этих границ выразить с помощью средств живописи духовную истину. Есть общие элементы, выработанные веками и проверенные многими поколениями, которыми удобно показать вещи из духовной области – и этим пренебрегать неумно. Кроме того, это связь времен – связь со многими поколениями верующих, православных праведников и подвижников.

— Связь времен чувствуется и в обратном: заходишь в храм 18-19-го века постройки, поднимаешь голову, а под куполом – изображение «Новозаветной Троицы». А ведь поместный Собор Русской Православной Церкви 17-го века запретил изображать Бога Отца в виде седобородого старца. Почему такие изображения остаются в храмах до сих пор?

— Это изображение – результат западного влияния. В 17-18 веках в России был страшный сумбур, Церковь была обезглавлена – при Петре Первом появился Синод как государственный орган церковного управления. Авторитет Православной Церкви был задавлен авторитетом государства. Запрет Собора хоть и появился, но, тем не менее, в 19 веке он абсолютно игнорировался.

— Неужели постановление Собора не имело обязательной силы?

— Да, видимо, не имело. Хотя и позволения официального на такие изображения тоже не было, его нет и по сей день. Но у нас, я предполагаю, иерархия почему-то опасается стеснить свободу художника. Не знаю почему. Искусствоведам на откуп отдается вся сфера обсуждения иконографии, а духовенство часто от этого отстраняется, считая себя не компетентными. Хотя бывает и обратная крайность: когда батюшки делают, как считают нужным, ни с кем не считаясь. Общего мнения Церкви, к сожалению, не формулируется.

— Признает ли Церковь картины художников 19-20 веков – В.М.Васнецова, М.А.Врубеля и др. – за иконы?

— Опять же, единого мнения Церкви нет: одни признают эти картины иконами, другие – нет. По поводу икон Васнецова, Нестерова или Врубеля никто не высказался из иерархов, никто не сказал на съезде или Соборе, что хорошо, что плохо, где граница дозволенного.

— Но априори – можно академический рисунок считать иконой?

— Да, иногда можно. Но это не значит, что нужно стремиться к академизму.

Мне вспоминается такой пример. Я работала над проектом восстановления росписей в храме Христа Спасителя, и там, в частности, был спор: многие говорили, что первоначальную академическую роспись восстанавливать не нужно, нужно сделать принципиально новое – мозаику современную, например. В это время приходит какой-то художник и заявляет: «Ну, конечно, это никуда не годится, надо сделать настоящую фреску…» Его спрашивают: «А какие образцы вы предлагаете взять?» Тот отвечает: «Вот, Рублев, например… Да что Рублев? Можно же лучше сделать». И когда он это сказал, все поняли: лучше не надо! Потому что когда человек говорит, что он лучше Рублева сделает, это уже вызывает сомнения.

— Но так, как Андрей Рублев, уже, наверное, никто не пишет. Иконы 14-15 веков – это один стиль, иконы эпохи ренессанса – другой, а современные иконы – третий, причем их не перепутаешь. Почему так?

— На иконописи отражается вся обстановка жизни, все события, зрительные образы и мысли людей. Во времена Рублева, когда не было ни телевидения, ни киноиндустрии, ни такого огромного количества полиграфических изображений, как сейчас, наблюдался взлет иконописи.

В 17-м веке еще появлялись прекрасные образцы – определенный уровень сохранялся, но в иконописи стала видна и некая сумбурность, чрезмерное увлечение «узорочьем». Была утрачена глубина содержания образа. А уж 18 век – это падение, потому что то, что творили в то время с Церковью, на иконописи не могло не отразиться: были убиты, замучены многие иерархи, всякая православная традиция, всякая преемственность считалась ретроградством и жестоко искоренялась, появился страх сделать что-то неугодное власти. Это сказалось на всем, отложилось «на подкорке».

— А чем объяснить то, что на иконах исчезли, скажем, средневековые несимметричности, непропорционально большие головы, например?

— Они исчезли, потому что художники знают, как правильно пропорционировать человеческие тела. А диспропорции и уродство не могут быть самоцелью иконописи.

— Но, например, на кипрских иконах такие диспропорции сохранились…Они что, ничему не научились?

— Это зависит от школы. Греки тоже древние традиции стараются сохранить, они не идут через академический рисунок. Рублев, Дионисий не потому пропорции изменяли, что не умели рисовать академически, а потому что они были очень талантливы и свободны от шор. А у нас считается, что если художник хорошо освоит академический рисунок, значит, он будет хорошо писать иконы. На самом деле он будет писать так же, как писали более поздние иконописцы – 16-17 веков: правильное пропорционирование, правильная перспектива, правильная передача объема. Это две крайности: либо человек ничего не умеет и «калякает», как получается, либо он серьезно учится академической живописи – в Суриковском институте, например, – потом пытается себя сломать и перейти к иконописной технике. А это очень тяжело.

— Современная иконопись не стала ли более реалистичной?

— Да нет. Это зависит от того, насколько привычки художника, пришедшие из академического письма, влияют, часто неосознанно, на его работу как иконописца.

— Когда лицо на иконе получается слишком суровым, строгим – это ошибка? Или сквозь эту суровость надо видеть что-то иное?

Почему надо пользоваться образцами? Классики иконописи в своих работах показали, как может быть прекрасен лик. Они дали некий образец и если мы к нему приблизимся – это будет уже очень много. А если мы будет самостийничать, то, скорей всего, ничего хорошего не получится. Потому что у нас сейчас очень искаженный образ жизни.

— Что сейчас происходит в иконописи?

— Сейчас есть масса людей, совершенно не знакомых с классикой и совершенно не умеющих писать. Иконопись стала очень доходным ремеслом, поэтому писать образы ринулись все, кому не лень. Даже те, кто написал 2-3 иконы, уже стали называть себя иконописцами. Продать икону гораздо проще, быстрее и выгодней сегодня, чем продать какой-нибудь пейзаж. Так что любую икону сейчас с руками отрывают. В лавках смотришь – такие страшные бывают образы, а ведь они покупаются кем-то. Рынок как губка, он еще не насыщен. Ошибок огромное количество.

— Где все-таки, по-вашему, критерий, по которому можно сказать: это икона хороша, а эта – нет?

— Мне кажется, что главное содержание образа – даже если живопись академическая – это состояние духа изображаемого. Есть академические иконы, которые очень духовны: икона Дмитрия Ростовского, Иосафа Белгородского, Валаамская икона Богоматери. Там передано состояние «обо ж ения» – бесстрастие, твердость и в то же время доброжелательность, умиротворенность. А иначе, зачем молиться перед иконой, если она «молчит». Например, как у Врубеля – какие-то жуткие, безумные взгляды. Форма – формой, но главное, чтобы было содержание.

источник

Источники:
  • http://semyaivera.ru/2012/05/02/svyataya-matrona-otkryila-glaza/
  • http://religion.wikireading.ru/24741
  • http://pravoslavie.ru/102092.html
  • http://novospas.su/blog/ikony-matrony-moskovskoj
  • http://studbooks.net/531446/kulturologiya/ikonografiya_svyatoy_blazhennoy_matrony_moskovskoy
  • http://www.pravmir.ru/matrona-moskovskaya-zakrytye-ochi-xrista/
  • http://vco.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=989