Меню Рубрики

Переворот 751 года с точки зрения византийского императора

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 6 класса, авторов Бойцов М.А., Шукуров Р.М. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 6 класс можно найти тут

1. Король Хлодвиг.

Почему принятие христианства укрепило власть Хлодвига? Чем он рисковал, отказываясь от язычества и заставляя свой народ креститься?

Причиной укрепления власти Хлодвига после принятия христианства было то, что до прихода франков власть в Галлии принадлежала не столько имперскому правительству, сколько епископам. Хлодвиг относился к Церкви милостиво, а затем и сам принял христианство и весь свой народ заставил креститься, чем получил поддержку христианских епископов, а значит и галло-римлян.

Хлодвиг рисковал, во-первых тем, что его народ мог оказать сопротивление и восстать против короля, а во-вторых тем, что король мог попасть под контроль епископов.

2. От Меровингов – к Каролингам.

1. В чём значение военной реформы Карла Мартелла?

Карл Мартелл создал конное войско, но снаряжение и боевой конь стоили дорого, поэтому воины получали от короля и майордома большие участки земли с крестьянами, которые стали на них работать. За это они должны были по первому требованию являться в королевское войско на хороших конях, в наилучшем вооружении, в сопровождении оруженосцев и слуг.

Главное значение этой реформа было в том, что в 732 г. в битве при Пуатъё Карл Мартелл сумел разбить арабов и остановил их завоевания в Европе.

2. Почему ослабла власть последних Меровингов?

Власть Меровингов ослабла потому, что им надоело воевать и править. Они стали предпочитать государственным делам охоту и пиры. Поэтому их прозвали «ленивыми королями». Свои обязанности они поручили майордому – управляющему дворцом. Позже один из майордомов – Пипин Короткий – сверг династию Меровингов.

3. Король франков и папа римский.

1. Какие выгоды получала Церковь, обращая в христианство новые народы?

Благодаря обращению в христианство новых народов церковь расширяла и укрепляла свою власть. Союз с франками помог папе римскому отстоять свою независимость в борьбе с лангобардами и получить новые богатства.

2. Какую пользу франкам и папам приносил союз между ними?

Благодаря союзу франков с папой римским, были расширены владения франкских государей на восток — по правому берегу Рейна, а папы римские смогли закрепить там, среди новообращённых христиан – германцев свою религию.

Вопросы в конце параграфа

1. Вспомните, какие германские народы, помимо франков, заняли разные части Римской империи. Покажите на карте, где они расселились. Какова была судьба каждого из их королевств?

Кроме франков на разные части Римской империи заняли:

Остготы – современная Италия, позже эту территорию заняли лангобарды;

Вестготы – современная Испания, в 8 веке территория была завоевана арабами;

Саксы – расселились на территории современной Великобритании.

2. Как вы считаете, почему Хлодвиг велел записать обычаи франков?

Хлодвиг велел записать обычаи франков для того, чтобы создать единые законодательные нормы и таким образом поддерживать порядок в своем государстве.

3. Дайте оценку перевороту 751 г. с точки зрения: а) свергнутого меровингского короля; б) Пипина Короткого; в) папы римского; г) короля лангобардов; е) византийского императора.

А) с точки зрения меровингского короля поворот был несправедливым, так как привел к свержению целой династии;

Б) с точки зрения Пипина Короткого переворот был правильным, так как он сверг слабых королей;

В) папа Римский оценил этот переворот как возможность новых союзников;

Г) король лангобардов оценил переворот как появление новых соперников, так как сами Меровинги давно уже не воевали, а новые короли хотели новых земель;

Е) Византийский император также оценил переворот как появление возможных конкурентов.

Вопросы к дополнительному материалу

1. Зачем, по вашему мнению, понадобилось сочинять «дарственную грамоту императора Константина»? Чьим интересам она должна была служить?

Для того, чтобы обосновать права епископов на управление Римом и на светскую власть.

2. Почему император Константин «подарил» папам только западную половину империи, а не всю её целиком?

Потому что сам Константин отправлялся для руководства восточной частью Римской империи.

3. Видно ли из самого содержания «Константинова дара», что это подделка?

Да видно. Епископы во время правления Константина не имели такой власти как описано в грамоте. Сам Константин был язычником очень долго и крестился только в конце жизни. Несмотря на прекращение гонений на христиан, при нем официальной религией было все же язычество и поэтому передать власть христианским священникам Константин не мог.

Чем отличалось положение людей, состоявших на королевской службе, от положения обычных свободных франков?

Людей на королевской службе не могли вызывать на суд, а свободных людей могли. В то же время за убийство в походе человека, находящегося на королевской службе, штраф был значительно меньше, чем за убийство в походе свободного человека.

1. Как франки делили военную добычу?

Франки делили добычу на равные доли между воинами.

2. Почему Хлодвиг согласился возвратить чашу епископу?

Возможно для того, чтобы не сорится с церковью и заручится ее поддержкой.

3. Почему Хлодвиг просил чашу у воинов, а не попросту забрал её?

Потому что король в то время был первым среди равных и никаких особых привилегий не имел. Если бы он просто забрал чашу, то отвернул бы от себя дружину.

4. Чьё поведение в этом конфликте Григорий Турский осуждает, а чьё одобряет? Почему вы так думаете?

Григорий Турский осуждает воина, который рассек чашу и считает, что Хлодвиг поступил разумно, покарав воина. Так как у Хлодвига было намерение вернуть чашу церкви, а воин был жадным и завистливым, что является греховным, за что и получил наказание от короля.

Равенна стала столицей Западной Римской империи в 402 году при императоре Гонории из-за её прекрасного порта с выходом в Адриатику и идеального, с точки зрения обороны, расположения посреди непроходимых болот. Город оставался столицей Империи вплоть до её падения в 476 году, когда стал столицей Одоакра, а затем, столицей остготов при короле Теодорихе. Он оставался столицей и Королевства остготов, но в 540 году во время Византийско-готской войны 535—554 годов, Равенна была оккупирована великим генералом Восточной Римской империи Велизарием. После своего завоевания она стала резиденцией губернатора провинции. В то же время административная структура в Италии следовала, с некоторыми изменениями, старой системе, установленной Императором Диоклетианом и сохранённой Одоакром и готами.

Вторжение Лангобардов и реакция Византии

В 568 году лангобарды, во главе со своим королём Альбоином, совместно с другими германскими племенами, вторглись в северную Италию. Эта земля понесла огромные страдания во время Византийско-готской войны, и к тому моменту прошло совсем немного лет как воцарился мир. Местные римские войска были слабы, и после захвата ряда городов, в 569 году лангобарды взяли Милан. После трёхлетней осады в 572 году пала Павия, лангобарды сделали её своей столицей. В последующие годы они взяли Тоскану. Другие, под руководством Фароальда и Зотто, проникли в Центральную и Южную Италию, где основали герцогства Сполето и Беневенто. Однако, после убийства Альбоина в 573 году, лангобарды распались на несколько отдельных герцогств («Правление герцогов»).

Император Юстин II попытался воспользоваться этим, и в 576 году послал своего зятя Вадуария в Италию. Однако, тот был разбит и погиб в сражении, а продолжающийся кризис на Балканах и на Востоке означали, что ещё одна попытка Империи возврата потерянных земель невозможна. Из-за вторжений лангобардов Римские владения оказались расколотыми на несколько обособленных областей, и в 580 году император Тиберий II реорганизовал их в пять провинций, которые теперь назывались по-гречески епархии: Аннонария в северной Италии вокруг Равенны, Калабрия, Кампания, Эмилия и Лигурия, и Урбикария вокруг Рима (Urbs). Таким образом, к концу VI века новая организация власти была вписана в прочную модель. Равенна, управляемая экзархом, который имел гражданскую и военную власть, в дополнение к своей церковной должности, была ограничена городом, портом и прилегающими землями на север до реки По, за которой лежали земли герцога Венеции, номинально имперского чиновника, а на юге до реки Мареккья, за которой находилось Адриатическое Пятиградие (Пентаполис), находящееся также под властью герцога номинально представляющего византийского императора.

Экзархат был разбит на группу герцогств (Герцогство Римское, Герцогство Венеции, Герцогство Калабрии, Лукания, Сполето и т. д.), которые в большинстве своём были прибрежными городами на Итальянском полуострове с того времени, как лангобарды подчинили своему влиянию внутренние области.

Гражданский и военный глава этих имперских владений, экзарх, был представителем Константинопольского императора в Равенне. Прилегающие земли простирались от границы с Венецией на севере до Пятиградия (Пентаполиса) в Римини, границы «пяти городов» в Марках вдоль Адриатического побережья; и достигали даже городов не на побережье, таких как Форли к примеру. Вся эта область лежит на восточном склоне Апеннин; она находилась в прямом управлении экзарха и составляла Экзархат в буквальном смысле. Прилегающие земли были управляемы герцогами и magistri militium более или менее от него зависимые. С точки зрения Константинополя, Экзархат состоял из итальянских провинций.

Экзархат не был единственной Византийской провинцией в Италии. Византийская Сицилия имела собственное правительство, а Корсика и Сардиния, в то время как оставались византийскими, принадлежали Африканскому Экзархату.

Лангобарды разместили свою столицу в Павии и контролировали огромную долину реки По. Лангобарды клином прошли территорию Италии на юг и основали герцогства в Сполето и Беневенто; они контролировали внутренние районы страны, в то время как византийские правители более или менее контролировали побережье.

Пьемонт, Ломбардия, внутренние территории Венеции, Тоскана и внутренние области Неаполя принадлежали лангобардам, и постепенно представитель Империи в Италии потерял всю реальную власть, хотя номинально он контролировал такие области как Лигурия (окончательно оставленная Лангобардам в 640 году), или Неаполь и Калабрия (захваченную лангобардским герцогом Беневентским). В Риме же реальным хозяином был Папа.

Наконец, около 740 года, Экзархат включал в себя Истрию, Венецию (за исключением непосредственно Венецианской лагуны, постепенно становившейся самостоятельно обороняющимся городом-государством, предшественником будущей Венецианской республики), Феррару, Равенну (экзархат в узком смысле), с Пятиградием (Пентаполисом), и Перуджу.

Эти фрагменты провинции Италия, в том виде, как их отвоевал Юстиниан, были также все потеряны в пользу лангобардов, окончательно захвативших Равенну около 750 года, а также из-за раскола с Папой, который окончательно отложился от Империи в результате спора об иконопочитании.

Вопрос: Дайте оценку перевороту 751. с точки зрения :а)свергнутого меровингского короля

Дайте оценку перевороту 751. с точки зрения :а)свергнутого меровингского короля

В Письме к Римскому Папе Пипин Короткий поставил вопрос: кто должен править королевством — тот, кто имеет реальную власть или тот, кто имеет родословную по королевской линии? Папа Римский ответил, что тот, кто имеет реальную власть, то есть Пипин. С точки зрения Пипина Короткого он получил то, что ему по праву принадлежало — титул короля.

Переворот 751 года с точки зрения византийского императора

Елена Демьянова запись закреплена

Происходящее в современной международной политике невозможно понимать вне нерешаемых тысячелетиями проблем всемирной истории и истории христианского мира.

И такой ключевой проблемой является обнаружение источника существования справедливой власти в мире, субъекта созидательной мирополитики или, если выражаться правовым языком, обнаружение легитимности претензий на установление всеобщего миропорядка и на всемирную власть.

Такая проблема возникла после полного изменения всех основ и отправных точек мировой жизни в ходе революций 18 – 20 вв., начиная с обретения североамериканской британской колонией независимости и возникновения США и, конечно, с Французской революции, и заканчивая разрушением СССР и Югославии в последние годы 20-го века.

После всех бесчисленных переворотов, оборотов, коловращений и скатываний вниз (так примерно переводится «революция») в начале 21 века мир не только оказался в состоянии начала хаоса, но и без всяких исходных точек отсчёта, без начал и концов в мировом общественном сознании.

Мировой державой, с этой точки зрения, станет та новая государственность, которая сумеет остановить эту по дурному бесконечную череду революций, вырваться из плена произвольных захватов власти и титулов, из череды узурпаций узурпаторов и экспроприации экспроприаторов, восстановить начала и концы, показать и доказать своё первородство на решение мировых проблем как теоретически, так и конкретными действиями.

Отсюда, мировая держава и есть, во-первых, инструмент решения проблемы преодоления мирового хаоса, недопущения мировой гражданской войны «всех против всех» и, во-вторых, средство утверждения прочного миропорядка, который, с одной стороны, будет совершенно новым и уникальным, а, с другой стороны, прямым преемником и наследником миропорядка, который существовавал последние тысячелетия.

Для решения проблемы восстановления мировой легитимности необходимо в обязательном порядке уяснить себе полную, вне всяких сомнений, незаконность любых претензий Запада (в лице США, орудия США в Европе НАТО и Европы) на мировое первенство и власть, на вообще какую-либо легитимность и самостоятельные права в мире организуемых Западом империй.

Нелегитимность Запада определяется тем, что после того как первый римский христианский император Константин, вошедший в историю как Константин Великий Святой и Равноапостольный, в 330 году н.э. официально перенёс столицу Римской империи с берегов Тибра на берега Босфора, из древнего Рима в «Новый Рим» — в Константинополь (бывший Византий), – после всего этого ряд прямых подданных византийского императора, оставшихся в резко снизившим свой статус городе Риме[i], в сговоре с папами не только отказались служить единственно законному монарху, но и напрямую предали Римско-Христианское дело, выступили совместно с Османами против Константинополя, Второго Рима, и, в конце концов, объединёнными усилиями захватили и разграбили центр мирового христианского царства, уничтожили Цареград – Державу Ромеев.

Предательство началось с разделения царства в конце IV века на Восточную и Западную империи. При этом благосостояние западной части, важно подчеркнуть, всегда зависело от благосостояния восточной части империи. Западная часть была слабой и оказалась неспособной защитить свои провинции от набегов варваров – поэтому она постепенно распалась на несколько варварских государств, а в 476 был окончательно смещен последний император Западной Римской империи.

На обломках Западной Римской Империи к VIII веку возникло крупное германское государство – франкское. Основателями его и главами почти 300 лет были правители из династии Меровингов, каждый из которых был признан Ромейским царством (Византией) в качестве законного главы Западной части империи.

В 751 Пипин Короткий, отпрыск рода Каролингов, неизменно поставлявшего Меровингам майордомов (управляющих), при полной поддержке папы Римского сместил последнего из Меровингов. Каролингский переворот стал первой в Христианское время революцией, первой внушительной победой третьего сословия (буржуа и лавочников) прямым нарушением отношений с Восточной империей.

Известный историк Византии Ф. И. Успенский так описывал состоявшуюся незаконную сделку: «Папа под страхом отлучения заповедал вельможам и народу избирать себе королей только из этой освященной Церковью фамилии Каролингов. С другой стороны, Пипин дал торжественную клятву за себя и за свое потомство заботиться о Церкви и блюсти ее интересы. Таким образом, один папа три года назад разрешил Пипина и франкский народ от присяги Меровингу — законному государю, теперь другой папа закреплял духовным авторитетом своим светскую власть над франками за наследниками Пипина»[ii].

Более того, Пипин не только захватывает престол, но ещё принуждает Папу Римского внести кардинальное изменение в Символ Веры (принятый ещё Никейским собором в 325 году) – идею Filioque, которая породила католицизм и вызвала принципиальное и обоснованное противостояние между Папой и Восточной Церковью.

И вот тут для Запада возникла принципиально новая историческая ситуация. Самое большое из германских — королевств Франкское королевство Пипина Короткого и его сына Карла Великого (в это королевство в итоге вошла основная часть Западной Европы) — оказалось востребованным в качестве силы, способной выступить стражем интересов Святого престола и, таким образом, всецело заменить Ромейское (Византийское) Восточное царство.

Император Византии Константин — Основатель современной европейской цивилизации

Достаточно ознакомиться с чередой императоров — армян по происхождению на троне византийской Империи, чтобы узреть огромный пласт государственно-административной, правовой и военной армянской культуры, скреплявшей воедино разноплеменные и разноязыкие народы.

Этот опыт и управленческие знания были уделом армянских царских династий и передавались по наследству. В Византийской империи почти не было не-армянских императоров. Остались ли наследники тех великих традиций? Как им удавалось руководить сонмом народов, не прибегая к тирании или репрессиям, и в то же время, защищая империю от внешних врагов?

Читайте также:  Работа для людей с ослабленным зрением

Фундамент в основание Византийской империи заложил первый ее император Константин Великий, перенесший столицу из Рима в Константинополь, о чьем армянском происхождении свидетельствует армянский историк Никифор Вриенний ( см. в конце статьи примечание из кн.

«Исторические записки» М., 2006, с.220).Но почему именно Константин I Великий (285-337 гг.), римский, а затем византийский император, живший 17 веков назад, может быть интересен современному армянскому читателю? Каким образом повлияла эта личность на развитие истории человечества?

Какие деяния обессмертили его имя? Многое из того, что он совершил, кануло в Лету, однако продолжают существовать все современные общественные институты, которые в той или иной степени сформировались при нем.

Так, например, созданная Константином I монархическая форма правления, вопреки утверждениям некоторых историков, не была автократичной. Здесь главным стало правление Закона, а не воля одного человека — императора: Закон был выше самого законодателя. И не автократия, а именно власть Закона породила сильное государство, поэтому созданная Константином I империя просуществовала целое тысячелетие.

Вот его взгляды на управление: «Начав от того Британского моря, – писал Константин в своем законе в пользу христиан, – и от тех пределов, где, по некоторой необходимости, определено заходить солнцу, я при помощи какой-то высочайшей силы гнал перед собой и рассеивал все встречавшиеся ужасы, чтобы воспитываемый под моим влиянием род человеческий призывать на служение священнейшему закону и под руководством Высочайшего Существа возрастить блаженнейшую веру». (Евсевий.Жизнь Константина. II, 8).

Выделим две мысли – воспитание рода человеческого Константин считает важнейшей функцией государственного управления – т.е. государство мыслится как организация, ставящая целью создание условий и возможностей совершенствования рода человеческого.

Заметьте, не экономикой и сельским хозяйством должно оно заниматься, а воспитанием народа. Вторая мысль говорит о сущности этого воспитания – служение священному закону, формирование определенного мировоззрения и веры в его истинность.

Мы видим, что противоречий между христианством и государством не было уже во времена Константина, издавшего «Эдикт о веротерпимости». Возникшие же позже гонения на христиан рассматривались древними авторами именно как заговор против христиан.

Они не видели для Империи никаких причин гнать христиан, кроме ненависти чернокнижников и клеветы иудеев. А тех императоров, которые поддавались действиям заговорщиков, рассматривали как тиранов.

Гонения рассматривалось тогдашними христианами не просто как языческий, но как оккультно-магический переворот. А с точки зрения римской политической теории как тирания, правление беззаконных императоров, которые правили в противоречии с божественным законам, традициями империи и мнением добрых граждан.

С этой позиции все западные, так называемые «демократические государства», отвергшие христианство как несовместное со светской властью, являются тираническими и оккультно-магическими, если не сказать чернокнижными.

Сегодня, когда эта оккультность расцвела на Западе во всей своей красе в виде аморального телевидения и тиранических СМИ, поддерживаемых кучкой обнаглевших финансистов, мы видим правильность оценок римской теории.

Насколько сильно было отвращение к тирании у лучших римлян показывают замечательные слова императора Траяна при вручении им меча префекту преторианцев: «бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и против меня, если я буду править плохо» (Дион Кассий. LXVIII, 16, 1).

Вывод, который следует из этой древней теории гласит: государство, которое не занимается нравственным воспитанием населения, можно приравнять к тирании.

Иначе говоря, государству была придана великая религиозная задача, великая цель и подвиг — сохранить в первозданной чистоте «бесценный бисер» истинной веры и передать его населению. Император мыслится, прежде всего, как символ и носитель этой религиозной или воспитательной миссии империи.

Эта установка служила стержнем более чем тысячелетнего после Константина существования Византийской Империи.

Константин I сделал христианство основной религией Европы, и эта своеобразная революция определила развитие всей западной цивилизации с древности до наших дней. Константин понял силу, которой обладала христианская религия: нравственные законы и заповеди христианства стали при нем нормой политической жизни цивилизованного общества.

Византийская монархия, став мощной системой, передавала свои методы и принципы управления другим государствам Европы — различие только в уровне их экономического и политического развития.

В современную эпоху существуют, например, государства с конституционной монархией — Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, где власть монарха ограничена парламентом и где общество строится на основе закона.

Естественно, в каждой стране свои трудности, свои проблемы — и этнические, и буднично-жизненные, но демократия там, где закон соблюдают все жители, независимо от занимаемого ими положения в обществе, в государстве, где существует уважение к человеку вообще, а не как к представителю какой-либо нации, расы, религии, политической концепции и, наконец, материальной обеспеченности.

Главным Константин I считал защиту маленького человека от сильных мира сего, взамен получая поддержку своему правлению. Это было правление закона, общее повиновение которому обеспечивало не только единство всего народа, но и защиту индивидуальности каждого.

В правительство Константина I входили представители всех сословий и народов, добровольно подчинявшихся общим законам и традициям. Церковь, воплощая опыт и устремления империи, подняла знамя братства, единения, мира и согласия, общего труда для блага всех сограждан — этого успешно добивался Константин Великий.

В прошлое стали отходить соперничество, злоба, ненависть, междоусобные войны*.Особую популярность в народе Константин Великий приобрел с введением в практику оказания помощи бедным, вдовам, детям и разорившимся людям.

Обычай церкви раздавать подарки, не требуя взамен ничего, стал новшеством, направленным на улучшение жизни людей — так было при Константине I . Его политика во всем отличалась новизной и оригинальностью.

Не подавляя общественные институты, он сумел взять под свой контроль не только церковь, но и высший совет империи — сенат, и все крупные движения, и победоносную армию, не знавшую поражений.

Основанный им новый город, названный его современниками Константинополем, превратился в оплот христианства, в его боевой форпост: о него, как о несокрушимую скалу, разбивались все попытки поработить Европу.

Константин Великий первым в истории человечества провозгласил: все люди рождаются свободными и равными. Решение проблемы равенства и прав человека некоторые историки связывают с ее интерпретацией Джоном Локком во «Втором трактате о правлении» (см.:Локк Дж. Соч.: в 3 т. Т. 3. М., 1988. С.263, 317, 390).

Эта мысль отражена и в «Декларации независимости США» (1776), которую К. Маркс назвал «первой декларацией прав человека»; и в политическом манифесте Великой французской революции, названном «Декларация прав человека и гражданина» (1789); и позже, после победы над нацизмом, во «Всеобщей декларации прав человека», принятой в 1948 году Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций.

В истолковании равенства сложилось множество различных — политических, философских, экономических, социальных — концепций, однако пальма первенства принадлежит Константину Великому, который не на словах, а на практике осуществил свою мысль о равенстве всех граждан. «Он искал царство Божие и вел за собой подданных» — этими словами оценил 30-летнее правление Константина Великого епископ Евсевий, биограф императора.

Армяне как доминирующий этнос Византийской империи развили эту управленческую культуру до высочайшего уровня и впоследствии передали ее ряду соседних стран, в том числе Грузии и России. Многие государственно-политические и административно-правовые акты Византии стали основанием Свода законов Российской Империи.

Хотя многие произведения византийской мысли написаны на греческом языке, но не греки были наиболее активной интеллектуальной частью империи. Например, как свидетельствует Прокопий Кесарийский, византийский историк 6 века, греки даже облагались дополнительным налогом как второразрядный народ империи.

Он пишет: логофеты (сборщики налогов) мучили людей многими «видами взысканий, обвиняя одних в том, что они греки, как будто бы было совершенно невозможно, чтобы выходец из Эллады оказался благородным» (Прокопий Кесарийский.

Тайная история, с.396). Существование государства, а особенно империи, зависит от качеств ее основного этноса. Только обладая определенными качествами политической грамотности, военной выучки, административного опыта и незаурядного мужества, могли эти личности, не имевшие «европейского образования», удерживать огромные геополитические пространства, создавая в них справедливый политический порядок и внутреннюю динамику постоянного духовного роста граждан разной национальности.

Где это наследие? Сохранилось ли оно у нынешних армян? Или это уже другое племя, неспособное возродиться к славе своих предков? Отделив Восток Европы от Запада, Константин Великий стал создателем Восточно-Византийской Ойкумены, объединившей Восточную Ев¬ропу и Переднюю Азию (Ближний Восток), и положил начало армяно-греко-славянскому культурно-историческому типу.

Входящие в византийский мир страны и народы, благодаря своему высокому духовному развитию и в силу объективно-исторической значимости, во многом играли ведущую роль в развитии человечества.

Примечание: из Никифора Вриенния

«Итак, Комнин19 не иным каким-нибудь способом достиг царской власти, но путем права, поскольку был кровным родственником дома Комниных и находился в родственной близости с Дуками20.

Взяв себе подругу жизни из рода Дуков, он сочетал оба эти рода воедино и образовал из них как бы одно (родовое) дерево. Притом отличающееся древностью, как говорят, достойно большого уважения. Посему, уважая древний дом Комниных и Дуков и того, кто происходил из него, как, напри¬мер, Алексея Комнина, почитая имеющим большее право на царство, чем кого другого, все охотно избрали его в цари.

Ведь если бы кто захотел по течению времени восходить назад, то нашел бы, что род Дуков есть первая отрасль поколения великого Константина; потому что и тот первый Дука, принадлежавший к числу лиц, вслед за великим Константином оставивших древний Рим и переселившихся в новый, по крови был ближайший его родственник, именно племянник, которого он возвел в сан дуки константинопольского. От него уже и все потомки его стали называться Дуками» (с.220).(Дуки и Комнины – известные армянские рода).

Переворот 751 года с точки зрения византийского императора

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Дайте оценку перевороту 751г.

olga в категроии История, вопрос открыт 02.10.2017 в 22:59

с точки зрения а) свёргнутого меровингского короля б) пипина короткого в) папы римского г) короля лангобардов е) византийского императора

Формирование экзархатов и переворот 610 г.

Формирование экзархатов и переворот 610 г.

В связи с лангобардскими завоеваниями в Италии в управлении последней произошло важное изменение, которое, вместе с аналогичной, одновременной реформой в управлении Северной Африкой, положило начало развившемуся позднее в империи фемному строю.

Византийская власть в Италии была не в состоянии оказать должного сопротивления лангобардам, завоевавшим две трети полуострова. В таких обстоятельствах, перед лицом грозной опасности в Италии, византийское правительство решило усилить там свою власть, сосредоточив в руках военных правителей гражданские функции. Во главе византийского управления Италией был поставлен генерал-губернатор с титулом экзарха, которому всецело были подчинены гражданские чиновники и резиденция которого находилась в Равенне. Основание равеннского экзархата относится к концу VI века, ко времени императора Маврикия. Подобное сосредоточение административных и судебных функций в руках военных властей не обозначало собой немедленного уничтожения гражданских чиновников; чиновники продолжали существовать параллельно с военными властями, но только действовали по указанию последних. Лишь позднее, в VII веке, гражданские власти, по-видимому, исчезли и были заменены властями военными. Экзарх, являясь представителем императорской власти, вносил в свое управление и известные черты столь близкого императорам цезарепапизма, т.е. вмешивался в виде решающей инстанции в церковные дела экзархата. Обладая неограниченными полномочиями, экзарх пользовался царским почетом: его дворец в Равенне назывался священным (Sacrum palatium), как называлось лишь место царского пребывания; когда экзарх приезжал в Рим, ему устраивалась царская встреча: сенат, духовенство и народ в торжественной процессии встречали его за стенами города. Все военные дела, гражданская администрация, судебная и финансовая часть – все это находилось в полном распоряжении экзархата[406].

Если равеннский экзархат был обязан своим возникновением вторжению лангобардов в Италию, то причиной основания африканского экзархата в Северной Африке, на месте прежнего вандальского королевства, была такая же внешняя опасность со стороны африканских туземцев, мавров, или, как их иногда называют источники, маврусиев (берберов), которые нередко поднимали серьезные восстания против византийских войск, оккупировавших эту страну. Начало африканского или, как его часто называют по резиденции экзарха Карфагену, карфагенского экзархата относится также к концу VI века, ко времени императора Маврикия. Африканский экзархат был устроен одинаково с равеннским экзархатом, и африканский экзарх обладал такими же неограниченными полномочиями, как и его итальянский коллега[407]

Конечно, только необходимость заставила императора создать должность такого неограниченного правителя, как экзарх, который, при желании и при наличности известных условий, мог быть опасным для самой императорской власти. Действительно, как мы увидим ниже, африканский экзарх поднимет вскоре знамя восстания против Фоки, и сын экзарха в 610 году сделается императором.

Что касается деятельности экзархов, то африканские экзархи, которых умело выбирал Маврикий, искусно управляли страной и энергично и удачно защищали ее от нападений туземцев; равеннские же экзархи справиться с лангобардской опасностью не смогли.

По справедливому рассуждению французского византиниста Диля[408], в выше названных двух экзархатах надо видеть начало фемной (фема – область, округ) организации, т.е. той областной реформы в Византии, которая, начиная с VII века, стала постепенно распространяться на всю территорию империи и отличительным признаком которой служило соединение в руках правителя фемы, обычно называемого стратигом, военной и гражданской власти. Если нападения лангобардов и мавров вызвали столь важные изменения на Западе в конце VI века, то нападения персов и арабов вызовут, немного времени спустя, подобные же мероприятия на Востоке, а нападения славян и болгар – на Балканском полуострове.

Неудачная внешняя политика Фоки по отношению к аварам и персам и кровавый террор, которым он только и надеялся спасти свое положение, вызвали восстание африканского экзарха Ираклия. После того как к его плану присоединился Египет, африканский флот, под начальством сына экзарха, по имени также Ираклий, будущего императора, отплыл к столице, которая, покинув Фоку, перешла на сторону Ираклия. Схваченный Фока был казнен, и на престол в 610 году вступил Ираклий, открывший собой новую династию.

Переворот 751 года с точки зрения византийского императора

Императоры Византии

В начале 395 г. последний император объединенной Римской империи — Цезарь Флавий Феодосий Август, отправился из Рима в Константинополь. «Прибыв в Медиолан, он заболел и послал за сыном своим, Гонорием, которого увидевши, почувствовал себя лучше. Затем смотрел конское ристание, но после сделалось ему хуже и, не имея сил посетить вечером зрелище, приказал сыну заменить его и в следующую ночь почил о Господе, семидесяти лет отроду[1], оставив после себя царями двух сынов — старшего, Аркадия, на Востоке, а Гонория — на Западе» — так повествует о смерти Феодосия I Великого византийский летописец Феофан [82, с. 58]. Отныне Римская империя фактически навсегда была разделена на две части — Западную и Восточную. Западная империя, ослабленная и угасающая, просуществовала еще восемьдесят один год, изнемогая под ударами соседних варварских племен. В 476 г. варвар Одоакр, предводитель германских наемников, составлявших в конце V столетия основную боевую силу Запада, потребовал от императора Ромула (а точнее, от его отца, военачальника Ореста, фактически управлявшего государством) треть Италии для поселения своих воинов. Император отказался удовлетворить это требование, в ответ наемники подняли мятеж, провозгласив Одоакра «конунгом» (т. е. князем) Италии. Орест погиб, а 23 августа Ромул был низложен.
Императорская власть, уже давно являвшаяся на Западе просто фикцией, не прельщала Одоакра, и он ее не принял. Последний западноримский император, подросток Ромул, умер в конце семидесятых годов в Неаполе, на бывшей вилле Лукулла, где он находился на положении узника. Одоакр отправил корону и пурпурную мантию — знаки императорского достоинства — в Константинополь императору Зинону, формально подчинившись ему во избежание конфликтов с Востоком. «Как Солнце одно на небе, так и на Земле должен быть один император» — было начертано в послании константинопольскому монарху. Зинону ничего не оставалось делать, как узаконить свершившийся переворот, и он даровал Одоакру титул патриция.
История посмеялась над «Римом первым» — основанный Ромулом Великим город был окончательно раздавлен варварством в правление второго и последнего Ромула, получившего у современников презрительную кличку Августул — за ничтожество[2]. «Рим второй» — Восточноримская империя, или Византия, продержался еще без малого тысячу лет, во многом действительно переняв эстафету античного Рима и создав на стыке Запада и Востока свою, оригинальную государственность и культуру, удивительным образом сочетавшую в себе черты высокомерного греко-римского рационализма и варварской восточной деспотии. Итак, Византия — название государства, сложившегося на восточных землях великой Римской империи в IV — V вв. и просуществовавшего до середины XV столетия. Следует знать, что термин «Византия» (равно как и «Восточноримская» и «Западноримская» империи) условный и введен в обиход западными историками позднейших времен. Официально Римская империя всегда оставалась единой, граждане Византии всегда считали себя преемниками римлян, свою страну они называли Империей ромеев («римлян» по-гречески), а столицу — Новым Римом. Согласно классическому определению, Византия — это «органический синтез трех компонентов — антично-эллинистических традиций, римской государственной теории и христианства» [146, с. 98].
Экономическое и культурное обособление востока Римской империи от запада началось в III—IV вв. и окончательно завершилось лишь в V столетии, в связи с чем нельзя назвать точную «дату рождения» Византии. Традиционно ее историю ведут от времени императора Константина I и основания им на левом берегу пролива Босфор второй столицы империи. Иногда «точку отсчета» полагают иной, например:
— начало раздельного управления империей при Диоклетиане (конец
III в.);
— империя времен Констанция II и превращение Константинополя в полноправную столицу (середина IV в.);
— разделение империи в 395 г.;
— упадок и гибель Западной империи (середина V в.- 476 г.);
— правление императора Юстиниана I (середина VI в.);
— эпоха после войн Ираклия I с персами и арабами (середина VII в.).
В 284 г. нашей эры престолом Римской империи овладел иллириец Диокл, принявший тронное имя Диоклетиана (284 — 305). Ему удалось обуздать кризис, терзавший обширное государство с середины III в., и фактически спасти империю от полного распада, проведя реформы основных сфер жизни страны.
Однако мероприятия Диоклетиана не привели к окончательному улучшению. Ко времени вступления в 306 г. на трон Константина, позднее прозванного Великим, держава римлян вступила в очередную полосу упадка. Система диоклетиановой тетрархии (когда государством управляли два старших императора с титулами августов и два младших — цезари) не оправдала себя. Правители не ладили друг с другом, огромная империя в который раз стала ареной разорительных гражданских войн. К началу двадцатых годов IV столетия Константину удалось победить соперников и остаться единодержавным властелином. Финансово-экономические и административные мероприятия Константина позволили стабилизировать положение государства, по крайней мере, до конца IV в.
Тот Рим, эпохи домината, не был похож на Рим первых августов или великих Антонинов, и не последнюю роль в этом сыграло изменение экономических факторов античного общества.
К концу II в. нашей эры победоносные войны Рима с окружающими державами в основном завершились. Масштаб завоеваний резко сократился, а вместе с тем начал иссякать и приток рабов, составлявших основную производительную силу общества. Вкупе с малой эффективностью рабского труда это привело к постепенному вовлечению в процесс производства все большей и большей массы беднейших свободных граждан, особенно на востоке империи, где мелкое землевладение и ремесленное производство было традиционным. Кроме того, все большее распространение получил обычай наделять рабов собственностью (пекулием) и сдавать им в аренду обрабатываемую землю и предметы труда. Постепенно социальный статус таких рабов начал приближаться к статусу свободных крестьян-арендаторов (колонов) и ремесленников. В начале III в. римское общество разделилось на два сословия -«достойных», honestiores, и «смиренных», humiliores. К IV в. в состав первого[3] вошли потомки сенаторов, всадников, куриалов, а во второе, наряду с плебеями, — колоны, вольноотпущенники, а затем все чаще и рабы. Постепенно колонам и их потомкам было запрещено покидать свои земли (в V в. их перестали даже набирать в армию), подобным же образом признавалась наследственной и принадлежность к ремесленным коллегиям и городским куриям.
В сфере идеологической основным событием тех лет стало принятие империей христианства. 30 апреля 311 г. август Галерий издал в Никомидии эдикт, разрешивший населению исповедовать «заблуждения христианства». Спустя два года августы Константин I и Лициний опубликовали аналогичный эдикт в Медиолане, а в 325 г. Константин I, не приняв еще крещения, председательствует на Никейском соборе христианских епископов. Вскоре новый эдикт Константина о веротерпимости разрешил исповедовать уже «заблуждения язычества». После краткой и безуспешной попытки Юлиана II Отступника реанимировать язычество стало ясно, что оно исчерпало себя. В 381 г. христианство было провозглашено государственной религией империи. Это стало концом античной культуры.
Все большую и большую роль в жизни страны (в основном на западе) начинают играть варвары-германцы. Уже с середины IV в. большая часть армии Запада и значительная — Востока комплектовалась не из римских свободных граждан, а из варваров-федератов, подчинявшихся римским властям до поры до времени. В 377 г. среди вестготских федератов Мизии вспыхнуло восстание. В августе 378 г. в битве при Адрианополе восточноримское войско потерпело от вестготов сокрушительное поражение, в бою погиб император Валент II.
Августом Востока стал военачальник Феодосий. Титул августа даровал ему император Запада Грациан. Через некоторое время Грациан пал под мечами взбунтовавшихся солдат, и Феодосий Великий, взяв в соправители малолетнего брата Грациана, Валентиниана II, остался фактически самодержцем. Феодосий сумел усмирить вестготов, отразить набеги других варваров и победить в тяжелых гражданских войнах с узурпаторами. Однако после смерти Феодосия в государстве произошел раскол. Дело вовсе не в разделе власти между Аркадием и Гонорием — подобное было привычным, — а в том, что с той поры Запад и Восток, давно осознававшие свое экономическое и культурное различие, стали стремительно отдаляться друг от друга. Их отношения стали напоминать (при формальном сохранении единства) отношения враждующих государств. Так началась Византия.
По завещанию Феодосия Великого к Византии после 395 г. отошли наиболее развитые территории: Балканы, владения Рима в Малой Азии, Месопотамии, Армении, Южном Крыму, Египет, Сирия, Палестина и часть Северной Африки. С начала V в. под власть ее императоров окончательно попали Иллирик и Далмация. Империя была многоэтнической, но ядро ее населения составляли греки, греческий и был ее основным (а с конца VI в. и государственным) языком. Отстояв свои владения от нашествия варваров в V в., Византия выжила и просуществовала, непрерывно изменяясь, более тысячи лет, оставшись уникальным явлением евразийской цивилизации.
В данной книге основная часть повествования начинается с императора Аркадия (об императорах Востока до Аркадия и Запада от Гонория до Ромула Августула читатель может узнать из [234]).
К концу V в. все земли Западной Римской империи вошли в состав варварских королевств, большинство которых, правда, признавало номинальное владычество императоров в Константинополе[4]. Византия сумела справиться как с внешними варварами, так и с состоявшими на ее службе. Избежав варварского завоевания, Восток сохранил себя и свою культуру. Упадок, постигший Запад, не стал участью Византии. По-прежнему процветали ремесла и торговля, на высоком уровне оставалось сельское хозяйство. К середине VI в. Византия смогла предпринять попытку взять реванш у варварского мира. В правление императора Юстиниана Великого ромеи отвоевали бывшие свои владения в Италии, Африке и частично в Испании. Но тяжелые войны надорвали силы империи. В конце столетия многие из этих земель были снова утрачены. В западных районах Византии (в Иллирике и Фракии) начали оседать славянские племена, в Италии — лангобарды. Хозяйство страны пришло в упадок, участились мятежи. В 602 г. к власти пришел узурпатор Фока. Через восемь лет его правления империя оказалась на краю гибели. Ромеи не смогли удержать власть в наиболее экономически ценных районах -Сирии, Палестине и Египте, которые были отторгнуты персами. Свергнувший ненавистного всем Фоку Ираклий (610) сумел улучшить положение, но ненадолго. На истощенную внешними и внутренними войнами державу обрушились арабы на юге и востоке, славяне и авары — на западе. Ценой неимоверных усилий империя сохранила самостоятельность, хотя ее рубежи сильно сократились. Так завершился первый период истории Византии — период становления. Дальнейшая ее история представляет собой непрерывную летопись выживания. Форпост христианства, Византия встречала всех завоевателей, рвавшихся в Европу с востока. «. Если принять во внимание тот факт, что империя лежала как раз на пути всех народных передвижений и первая принимала на себя удары могучих восточных варваров, то придется удивляться тому, сколько она отразила нашествий, как хорошо умела пользоваться силами врагов [по принципу «разделяй и властвуй». — С. Д.] и как она продержалась в течение целого тысячелетия. Велика была та культура и много мощи таила в себе она, если породила такую гигантскую силу сопротивления!» [245, т. X, с. 116 — 117].
С середины VII столетия в плане административного устройства Византия начала отходить от принципов римской диоклетиановой системы, основанной на разделении военной, гражданской и судебной власти. Это было связано с началом становления фемного строя. Со временем вся территория империи была разделена на новые административные единицы — фемы. Во главе каждой фемы стоял стратиг, который осуществлял гражданское управление и командовал фемным войском. Основой армии стали крестьяне-стратиоты, получавшие от государства землю на условии несения воинской службы. При этом сохранилась главная особенность Византии, всегда отличавшая ее от стран христианской Европы,- централизованное управление государством и сильная императорская власть. Вопрос о генезисе фемного строя сложен, скорее всего, первые нововведения относятся к правлению императора Ираклия I, а окончательное оформление произошло в середине и конце VIII в., при императорах Сирийской (Исаврийской) династии.
К этому времени относится некоторый упадок культуры, связанный, во-первых, с непрекращавшимися тяжелыми войнами, а во-вторых, с движением иконоборчества (см. «Лев III» и «Константин V»). Однако уже при последних императорах Аморийской династии (820 — 867) Феофиле и Михаиле III наступил период общего социально-экономического и культурного улучшения.
При императорах Македонской династии (867 — 1028) Византия достигает своего второго расцвета.
С начала X в. намечаются первые признаки распада фемного строя. Все больше стратиотов разоряется, их земли попадают в руки крупных землевладельцев — динатов. Репрессивные меры, принимаемые императорами против динатов в X — начале XI в.,не принесли ожидаемых плодов. В середине XI в. империя снова попала в полосу сильнейшего кризиса. Государство сотрясали мятежи, трон империи переходил от узурпатора к узурпатору, ее территория сократилась. В 1071 г. в битве при Манцикерте (в Армении) ромеи потерпели сильнейшее поражение от турок-сельджуков; тогда же норманны захватили остатки италийских владений Константинополя. Лишь с приходом к власти новой династии Комнинов (1081 — 1185) наступила относительная стабилизация.
К концу XII столетия потенциал реформ Комнинов иссяк. Империя пыталась удержать за собой позицию мировой державы, но теперь — впервые! -страны Запада начинают явно превосходить ее по уровню развития. Вековая империя становится не в состоянии конкурировать с феодализмом западного типа. В 1204 г. Константинополь был взят штурмом католическими рыцарями — участниками IV крестового похода. Однако Византия не погибла. Оправившись от удара, она сумела возродиться на уцелевших от латинского завоевания малоазиатских землях. В 1261 г. Константинополь и Фракия были возвращены под власть империи Михаилом VIII Палеологом — основателем последней ее династии. Но история Византии Палеологов — это история агонии страны. Окруженная врагами со всех сторон, ослабленная гражданскими войнами, Византия гибнет. 29 мая 14S3 г. войска турецкого султана Мехмеда II овладели Константинополем. Спустя пять — десять лет под властью турок-османов оказались остатки ее земель. Византии не стало.
Византия существенно отличалась от современных ей государств христианской Западной Европы. Например, общий для западноевропейского средневековья термин «феодализм» к Византии может быть применен лишь с большими оговорками, да и то — только к поздней. Подобие института вассально-ленных отношений, основанного на собственности частных лиц на землю и зависимости от господина обрабатывавших ее крестьян, отчетливо появляется в империи лишь со времен Комнинов. Ромейское общество более ранней поры, эпохи расцвета (VIII — X столетий), больше похоже на, скажем, Египет Птолемеев, где государство занимало главенствующие позиции в экономике. В связи с этим тогдашней Византии была присуща невиданная для Запада вертикальная подвижность общества. «Благородство» ромея определялось не происхождением, а в большей степени личными качествами. Наследственная аристократия, конечно, была, но принадлежность к ней не определяла целиком будущей карьеры. Сын булочника мог стать логофетом или наместником провинции, а потомок высших сановников кончить свои дни евнухом или простым писцом — и никого это не удивляло.
Начиная с Комнинов влияние аристократии усиливается, но основанная на сословном «праве крови» иерархичная структура стран Запада в Византии не прижилась -во всяком случае, в полном ее объеме (см., например, [139]).
В плане культурном империю отличало еще большее своеобразие. Будучи христианской страной, Византия никогда не забывала антично-эллинистических традиций. Разветвленный бюрократический аппарат требовал массы грамотных людей, что обусловило невиданный размах светского образования. В те годы, когда Запад пребывал в невежестве, ромеи зачитывались древними классиками литературы, спорили о философии Платона и Аристотеля. В Константинополе с 425 г. существовал университет, работали первоклассные по тому времени больницы. Архитектура и математика, естественные науки и философия — все это сохранялось благодаря высокому уровню материального производства, традициям и уважительному отношению к учености. Купцы империи плавали в Индию и на Цейлон, достигали Малаккского полуострова и Китая. Греческие врачи не только комментировали Гиппократа и Галена, но и успешно привносили новое в античное наследие.
Немалую роль в культуре империи играла церковь. Но в отличие от католичества, православная церковь никогда не была воинствующей, а распространение православия среди славян Восточной Европы и на Руси привело к возникновению дочерних культур этих стран и складыванию особых отношений между государствами — своего рода «содружества» (см. [240]).
Ситуация изменилась в конце XII столетия. С того времени уровень Запада, как уже говорилось выше, начал превосходить византийский прежде всего в плане материальном. А в плане духовном постепенно исчезла альтернатива «цивилизация Византии — варварство Запада»: «латинский» мир обрел свою развитую культуру. Справедливости ради отмечу, что это относится далеко не ко всем представителям западного мира — явившиеся на Восток нечистоплотные, грубые и невежественные европейские рыцари служили тому иллюстрацией; именно поэтому, контактируя в основном с крестоносцами, просвещенные ромеи долгое время ( XII — XV вв.) отказывали Западу в праве считаться цивилизованным миром. Правда, сравнивать «уровни развития культуры» всегда было занятием в общем сложным, а главное, бесперспективным, хотя люди (как правило, с позиций собственного этно-, конфессио- и т. д.-центризма) *это делали, делают и делать не перестанут. Лично я не вижу надежного и беспристрастного критерия понятия «культурный уровень». Пример: если оценивать с точки зрения художника качество византийских монет VI -VIII вв., то между этими произведениями искусства, слитого с мастерством, и бесформенными кусочками металла с изображениями типа «точка, точка, два крючочка» — монетами Ласкарисов и Палеологов — пропасть, упадок налицо. Однако говорить на этом основании об отсутствии художников в поздней Византии нельзя — просто они стали другими и творили иное (достаточно упомянуть фрески монастыря Хоры). У центральноамериканских индейцев XV — XVI вв. не было прирученных лошадей и колесных повозок, а приношение людей в жертву практиковалось — но кто осмелится назвать варварскими общества, погибшие под огнем аркебузиров Кортеса? Сейчас — едва ли, но вот в XV — XVI вв. право испанцев уничтожать «диких» ацтеков мало кто оспаривал. С другой стороны, у каждого из нас есть своя мера, и навряд ли мы усомнимся, кого из предков считать культурнее — кроманьонца с дубиной или Аристотеля. Главное, наверное, другое — своеобразие. А с этой точки зрения Византия никогда не теряла своей культуры. Ни при Юстиниане, ни при Ангелах, ни при Палеологах, хотя это эпохи разные. Правда, если культура ромеев в VI в. могла идти вослед пыльным легионерам Велисария, то через тысячу лет этого пути уже не было.
Но и в XV в. Византия продолжала оказывать свое духовное влияние на мир, причем не только православный — европейский Ренессанс не в последнюю очередь обязан своим появлением идеям, шедшим с греческого Востока. И такое «ненасильственное» проникновение стократ ценнее. А кто знает (все равно ни подтвердить, ни опровергнуть данное предположение нельзя), быть может, мы восхищаемся идеями Канта или Декарта лишь «благодаря» солдатам Балдуина Фландрского и Мехмеда II, ибо кто исчислит гениев, неродившихся в дважды разгромленном Константинополе, и кто знает, сколько книг погибло под равнодушными сапогами паладинов Христа и Аллаха! Византийские императоры
В республиканском Риме «император» — звание, которым солдаты награждали полководца за выдающиеся заслуги. Первые властелины Рима — Гай Юлий Цезарь и Гай Юлий Цезарь Октавиан Август его имели, но официальным их титулом был «принцепс сената» — первый в сенате (отсюда и название эпохи первых императоров — принципат). Позже титул императора давался каждому принцепсу и заменил его.
Принцепс не был царем. Римлянам первых веков нашей эры была чужда идея рабского повиновения властелину (на практике, конечно, случалось иначе — при таких владыках, как Калигула, Нерон или Коммод). Иметь царя (rех по-латыни и вабилеус по-гречески) они считали уделом варваров. Со временем идеалы Республики ушли в небытие. Аврелиан (270 — 275) окончательно включил в свою официальную титулатуру слово dominus — господин. Настала эпоха домината, сменившего принципат. Но только в Византии идея императорской власти обрела самую зрелую форму. Как Бог суть высшее всего мира, так и император возглавляет царствие земное. Власть императора, стоявшего на вершине земной империи, организованной по подобию иерархии «небесной», священна и богохранима.
Но царь (титул василевса ромеев официально принял в 629 г. Ираклий I, хотя народ стал называть так своих владык много ранее), не соблюдавший «законов божеских и человеческих», считался тираном, и это могло служить оправданием попыток его свержения. В моменты кризисов такие смены власти становились привычными, и императором мог стать любой гражданин державы (принцип наследственной власти оформился лишь в Византии последних столетий), потому на троне мог оказаться как достойный, так и недостойный человек. По последнему поводу горестно сетовал Никита Хониат, историк, переживший разгром своей родины крестоносцами: «Были люди, которые вчера или, словом сказать, недавно грызли желуди и еще жевали во рту понтийскую свинину [дельфинье мясо, пищу бедняков. — С. Д.], а теперь совершенно открыто изъявляли свои виды и претензии на царское достоинство, устремляя на него свои бесстыдные глаза, и употребляли в качестве сватов, или лучше [говорить] сводников, продажных и раболепствующих чреву общественных крикунов. О знаменитая римская держава, предмет завистливого удивления и благоговейного почитания всех народов, — кто не овладевал тобою насильно? Кто не бесчестил тебя нагло? Каких неистово буйных любовников у тебя не было? Кого ты не заключала в свои объятия, с кем не разделяла ложа, кому не отдавалась и кого затем не покрывала венцом, не украшала диадемою и не обувала затем в красные сандалии?» [59, т. II, с. 210].
Кто бы ни занимал престол, этикет византийского двора не знал себе равных по торжественности и сложности[5]. Местом пребывания императора и его семьи был, как правило, Большой императорский дворец — комплекс зданий в центре Константинополя. Во времена последних Комнинов Большой дворец обветшал, и василевсы переехали во Влахернский.
Любой выход государя строго регламентировался правилами. Каждая церемония с участием императора была расписана до мельчайших подробностей. И конечно, с великой торжественностью обставлялось вступление на трон нового царя.
Сам обряд провозглашения с течением веков не оставался неизменным. В ранней Византии коронация носила светский характер, официально императора ромеев избирал синклит, но решающую роль играло при этом войско. Церемония коронации совершалась в окружении отборных частей, кандидата в императоры поднимали на большом щите и показывали солдатам. При этом на голову провозглашаемого возлагалась шейная цепь офицера-кампидуктора (torques). Раздавались выкрики: «Такой-то, ты побеждаешь (tu vincas)!» Новый император раздавал солдатам донатив — денежный подарок.
С 457 г. в коронации начал принимать участие константинопольский патриарх (см. «Лев I»). Позже участие церкви в коронации стало более активным. Церемония поднятия на щите отошла на второй план (по мнению Г. Острогорского [187], с VIII в. вообще исчезла). Ритуал провозглашения усложнился и стал начинаться в палатах Большого дворца. После нескольких переодеваний и приветствий придворных и членов синклита кандидат входил в митаторий — пристройку к храму св. Софии, где облачался в парадные одежды: дивитисий (род туники) и цицакий (разновидность плаща — хламиды). Затем он вступал в храм, проходил к солее, молился и вступал на амвон. Патриарх читал молитву над пурпурной хламидой и надевал ее на императора. Затем из алтаря выносили венец, и патриарх возлагал его на голову новоиспеченного василевса. После этого начинались славословия «димов» — представителей народа. Император сходил с амвона, возвращался в митаторий и принимал там поклонение членов синклита.
С XII столетия вновь возродился обычай поднимать кандидата на щит, и в чин поставления на трон добавилось миропомазание[6]. Но смысл первого обряда изменился. Кандидата поднимали на щите уже не солдаты, а патриарх и высшие светские сановники[7]. Затем император шел в св.Софию и участвовал в богослужении. После молитвы патриарх крестообразно мазал голову василевса миром и провозглашал: «Свят!»; этот возглас трижды повторяли иереи и представители народа. Затем диакон вносил венец, патриарх надевал его на императора и раздавались крики «Достоин!». К воцарившемуся императору подходил мастер с образцами мрамора и предлагал ему выбрать материал для гроба — в напоминание того, что и правитель богохранимой Империи ромеев тоже смертен.
Несколько иначе было обставлено провозглашение «младшего» императора-соправителя (бумвабилеус). Тогда корону и хламиду возлагал старший император — принимая, правда, их из рук патриарха.
Важная роль церкви в ритуале коронации была не случайной, а диктовалась особыми отношениями светской и духовной власти Империи ромеев.
Еще во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца — pontifex maximus. Эта традиция сохранилась и в православной Византии. Василевсы почитались как дефенсоры или экдики (защитники, попечители) церкви, носили титул афиос — «святой», могли участвовать в службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтарь. Они решали вопросы веры на соборах; волей императора из предложенных епископами кандидатов (обычно трех) избирался константинопольский патриарх.
В плане политическом идеалом отношений царя ромеев и православной церкви, в основном сложившимся к середине VI в. и продержавшимся до падения империи, была симфония — «согласие». Симфония заключалась в признании равноправия и сотрудничества светской и духовной властей. «Если епископ оказывает повиновение распоряжениям императора, то не как епископ, власть которого, как епископа, проистекала бы от императорской власти, а как подданный, как член государства, обязанный оказывать повиновение Богом поставленной над ним предержащей власти; равным образом, когда и император подчиняется определениям священников, то не потому, что он носит титло священника и его императорская власть проистекает от их власти, а потому, что они священники Божии, служители открытой Богом веры, следовательно — как член церкви, ищущий, подобно прочим людям, своего спасения в духовном царстве Божием» [151, с. 20]. В предисловии к одной из своих новелл император Юстиниан I писал: «Всевышняя благость сообщила человечеству два величайших дара — священство и царство; то [первое] заботится об угождении Богу, а это [второе] — о прочих предметах человеческих. Оба же, проистекая из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому нет важнейшей заботы для государей, как благоустроение священства, которое, со своей стороны, служит им молитвой о них Богу. Когда и церковь со всех сторон благоустроена, и государственное управление движется твердо и путем законов направляет жизнь народов к истинному благу, то возникает добрый и благотворный союз церкви и государства, столь вожделенный для человечества» [151, с. 24].
Византия не знала такой ожесточенной борьбы государей и церкви за власть, какая царила на католическом Западе на протяжении почти всего средневековья. Однако если император нарушал требования симфонии и давал тем самым’повод обвинять себя в неправославии, это могло послужить идеологическим знаменем его противникам, «ибо царство и церковь находятся в теснейшем союзе, и . невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против церкви и вводили развращающие догматы, чуждые апостольского и отеческого учения» (патриарх Антоний IV, [182, с. 304]).
Провозглашение симфонии официальной доктриной вовсе не означало непременного осуществления этого идеала на практике. Бывали императоры, всецело подчинявшие себе церковь (Юстиниан Великий, Василий II), и бывали такие патриархи, которые считали себя вправе руководить императорами (Николай Мистик, Михаил Кируларий).
Со временем блеск империи угас, но авторитет ее церкви среди православных оставался непререкаемым, и императоры Византии, пусть номинально, считались их повелителями. В конце XIV в. патриарх Антоний IV писал великому князю московскому Василию Дмитриевичу: «Хотя по Божьему попущению неверные и стеснили власть царя и пределы империи, однако же и до сего дня царь поставляется церковью по тому же самому чину и с тени же молитвами [как и прежде], и до сего дня он помазуется великим миром и поставляется царем и автократором всех ромеев, т. е. христиан» [151, с. 6]. Константинополь
Столицей империи почти все время ее существования, за исключением периода с 1204 по 1261 г., был Константинополь — один из крупнейших городов античности и раннего средневековья. Для большинства византийцев (да и иноземцев) империя — это в первую очередь Константинополь, город был ее символом, такой же святыней, как императорская власть или православная церковь[8]. Город имеет древнюю историю, но под другим названием — Византии.
В 658 г. до н.э. жители греческих Мегар, следуя велению дельфийского оракула, основали на западном берегу пролива Босфор свою колонию — Византий. Город, построенный на пересечении торговых путей с Запада на Восток, быстро разбогател и приобрел известность и славу.
В 515 г. до н.э. персидский царь Дарий захватил Византий и сделал его своей крепостью. После битвы при Платеях (26 сентября 479 г. до н.э.), когда греки разбили персидского полководца Мардония, персы навсегда оставили город.
Византий принимал самое активное участие в греческой политике. Византийцы были союзниками афинян в Пелопоннесской войне, по причине чего город подвергался неоднократным осадам спартанцев.
Существуя по соседству с могущественными державами античности, Византий все-таки умудрялся сохранять относительную автономию, умело играя на внешнеполитических интересах окружающих государств. Когда восточное Средиземноморье стало привлекать внимание растущего Рима, город безоговорочно стал на его сторону и поддерживал — сначала Республику, а затем и Империю — в войнах с Филиппом V Македонским, Селевкидами, царями Пергама, Парфии и Понта. Номинально свободу город потерял при Веспасиане, включившем Византий в состав владений Рима, но и тут сохранил за собой немало привилегий.
Под властью принцепсов Византий (главный город римской провинции Европа) пережил период расцвета. Но в конце II в. этому пришел конец: поддержка Песценния Нигера, кандидата на трон империи (по уровню этой поддержки можно судить о благосостоянии полиса — он выставил Песценнию 500 триер!), обошлась городу слишком дорого. Победивший в междуусобице Септимий Север взял Византий после трехлетней осады и, мстя жителям, разрушил его стены. Город не смог оправиться от такого удара, захирел и более ста лет влачил жалкое существование. Однако другая гражданская война принесла Византию куда больше, чем он потерял в первой: император Константин, сын Констанция Хлора, во время долгих сражений с армией августа Лициния обратил внимание на удивительно выгодное с экономической и стратегической точек зрения расположение Византия и принял решение построить здесь второй Рим — новую столицу державы.
Замысел этот Константин начал реализовывать почти сразу после победы над Лицинием. Строительство началось в 324 г., и, по преданию, Константин Великий лично начертил на земле копьем границу городских стен -померий. 11 мая 330 г. Новый Рим освятили христианские епископы и языческие жрецы. Новый город, куда Константин переселил множество жителей других районов империи, быстро приобрел невиданный ранее блеск. Константинополь, «город Константина» (название «Новый Рим» употреблялось реже[9]), стал центром восточных провинций. Сын Константина I, Констанций II, повелел собирать здесь сенат этих провинций и избирать второго консула.
В эпоху Византийской империи город имел мировую известность. Не случайно с даты падения Константинополя многие историки отсчитывают конец средних веков.
Город не потерял важного значения и при османах. Истанбол или Стамбул (от искаженного греческого «ис тин болин» — к городу, в город) несколько веков существенно влиял на всю систему европейской дипломатии.
Сегодня Стамбул — крупный промышленный и культурный центр Турции.
[1] Ошибка. Феодосий I родился в 347 г. [2] Августул — «августенок». «августишка». [3] Сословие «достойных» далее разделилось, в свою очередь, на три класса — иллюстриев (имели право заседать в верхней курии сената), клариссимов и спектабилей. [4] Последним осколком Западной империи оставалась часть Галлии (между Луарой и Маасом) под властью римского наместника Сиагрия. В 486 г. вождь приморских франков Хлодвиг разбил Си-атрия при Суассоне. Наместник бежал в Тулузу, к вестготам, но те вскоре выдали его Хлодвигу. В 487 г. Сиагрий был казнен. В начале VI в. на территории бывшей римской Британии вспыхнуло восстание местного населения, успешно возглавленное потомком римлян Анастасием Аврелианом. История его борьбы и правления спустя много веков трансформировалась в цикл легенд о короле Артуре. [5] Отношение к этому было неоднозначным у самих ромеев. «Я полагаю, — писал еще в V в. Сине-сий, — что ничто и никогда не причиняло Римской империи такого вреда, как та театральная пышность, окружающая фигуру императора, которая втайне подготавливается священнослужителями и выставляет нас в варварском облике» [77, с. 345]. [6] По мнению Г.Острогорского. Иногда полагают, что обряд миропомазания появился в Византии значительно раньше. [7] При провозглашении последнего императора Константина XII Палеолога на изготовление щита была использована последняя серебряная дверь Большого дворца. [8] И недаром в мае 1453 г. в ответ на предложение султана Мехмеда II сдать уже обреченную столицу последний василевс Константин Драгаш ответил: «Император готов жить с султаном в мире и оставить ему захваченные города и земли; город уплатит любую требуемую султаном дань, насколько это будет в его силах; только сам город не может передать император — лучше умереть» [148, с. 360]. [9] Ромейские писатели именовали свою столицу также Византий, Царственная, просто Полис (город) и даже Новый Иерусалим.

Читайте также:  Методы исследования органа зрения что это такое

С.Б.Дашков. Императоры Византии.

Становление государства Датского

Лишь после многотысячелетнего существования народов, населявших Ютландию и датские острова, в нашем распоряжении оказываются письменные источники, которые проливают свет не на общие процессы экономиче.

Падение власти Сакья

Считают, что сакьяские иерархи правили Тибетом 89 лет (с 1265 по 1354 г.). Конец власти Сакья положил Джанчуб Гьялцен из Пагмодупа, адепт школы Кагыопа. Пагмодупа (букв. «Некто с Переправы свиньи») — .

Деятельность Урукагины

Длительные войны, которые вели могущественные правители Лагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянны.

Источники:
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/292879
  • http://cwetochki.ru/question-dayte-ocenku-perevorotu-751-s-tochki-zreniya-asvergnutogo-merovingskogo-korolya-.html
  • http://vk.com/wall21645339_379
  • http://vstrokax.net/avtorskaya-kolonka/imperator-vizantii-konstantin-osnovatel/
  • http://doc4web.ru/site/question/id/63750
  • http://history.wikireading.ru/86226
  • http://95live.ru/world-history/the-emperors-of-byzantium.html