Меню Рубрики

Переворот 751 года с точки зрения папы римского

Опубликовано 12.06.2017 по предмету История от Гость >>

Ответ оставил Гость

Такого переворота не было.Бедный Папа Римский.

Если ответа нет или он оказался неправильным по предмету История, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос самостоятельно.

Если же проблемы возникают регулярно, то возможно Вам стоит обратиться за помощью. Мы нашли великолепную онлайн школу, которую без всяких сомнений можем порекомендовать. Там собраны лучшие преподаватели, которые обучили множество учеников. После обучения в этой школе, Вы сможете решать даже самые сложные задачи.

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 6 класса, авторов Бойцов М.А., Шукуров Р.М. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 6 класс можно найти тут

1. Король Хлодвиг.

Почему принятие христианства укрепило власть Хлодвига? Чем он рисковал, отказываясь от язычества и заставляя свой народ креститься?

Причиной укрепления власти Хлодвига после принятия христианства было то, что до прихода франков власть в Галлии принадлежала не столько имперскому правительству, сколько епископам. Хлодвиг относился к Церкви милостиво, а затем и сам принял христианство и весь свой народ заставил креститься, чем получил поддержку христианских епископов, а значит и галло-римлян.

Хлодвиг рисковал, во-первых тем, что его народ мог оказать сопротивление и восстать против короля, а во-вторых тем, что король мог попасть под контроль епископов.

2. От Меровингов – к Каролингам.

1. В чём значение военной реформы Карла Мартелла?

Карл Мартелл создал конное войско, но снаряжение и боевой конь стоили дорого, поэтому воины получали от короля и майордома большие участки земли с крестьянами, которые стали на них работать. За это они должны были по первому требованию являться в королевское войско на хороших конях, в наилучшем вооружении, в сопровождении оруженосцев и слуг.

Главное значение этой реформа было в том, что в 732 г. в битве при Пуатъё Карл Мартелл сумел разбить арабов и остановил их завоевания в Европе.

2. Почему ослабла власть последних Меровингов?

Власть Меровингов ослабла потому, что им надоело воевать и править. Они стали предпочитать государственным делам охоту и пиры. Поэтому их прозвали «ленивыми королями». Свои обязанности они поручили майордому – управляющему дворцом. Позже один из майордомов – Пипин Короткий – сверг династию Меровингов.

3. Король франков и папа римский.

1. Какие выгоды получала Церковь, обращая в христианство новые народы?

Благодаря обращению в христианство новых народов церковь расширяла и укрепляла свою власть. Союз с франками помог папе римскому отстоять свою независимость в борьбе с лангобардами и получить новые богатства.

2. Какую пользу франкам и папам приносил союз между ними?

Благодаря союзу франков с папой римским, были расширены владения франкских государей на восток — по правому берегу Рейна, а папы римские смогли закрепить там, среди новообращённых христиан – германцев свою религию.

Вопросы в конце параграфа

1. Вспомните, какие германские народы, помимо франков, заняли разные части Римской империи. Покажите на карте, где они расселились. Какова была судьба каждого из их королевств?

Кроме франков на разные части Римской империи заняли:

Остготы – современная Италия, позже эту территорию заняли лангобарды;

Вестготы – современная Испания, в 8 веке территория была завоевана арабами;

Саксы – расселились на территории современной Великобритании.

2. Как вы считаете, почему Хлодвиг велел записать обычаи франков?

Хлодвиг велел записать обычаи франков для того, чтобы создать единые законодательные нормы и таким образом поддерживать порядок в своем государстве.

3. Дайте оценку перевороту 751 г. с точки зрения: а) свергнутого меровингского короля; б) Пипина Короткого; в) папы римского; г) короля лангобардов; е) византийского императора.

А) с точки зрения меровингского короля поворот был несправедливым, так как привел к свержению целой династии;

Б) с точки зрения Пипина Короткого переворот был правильным, так как он сверг слабых королей;

В) папа Римский оценил этот переворот как возможность новых союзников;

Г) король лангобардов оценил переворот как появление новых соперников, так как сами Меровинги давно уже не воевали, а новые короли хотели новых земель;

Е) Византийский император также оценил переворот как появление возможных конкурентов.

Вопросы к дополнительному материалу

1. Зачем, по вашему мнению, понадобилось сочинять «дарственную грамоту императора Константина»? Чьим интересам она должна была служить?

Для того, чтобы обосновать права епископов на управление Римом и на светскую власть.

2. Почему император Константин «подарил» папам только западную половину империи, а не всю её целиком?

Потому что сам Константин отправлялся для руководства восточной частью Римской империи.

3. Видно ли из самого содержания «Константинова дара», что это подделка?

Да видно. Епископы во время правления Константина не имели такой власти как описано в грамоте. Сам Константин был язычником очень долго и крестился только в конце жизни. Несмотря на прекращение гонений на христиан, при нем официальной религией было все же язычество и поэтому передать власть христианским священникам Константин не мог.

Чем отличалось положение людей, состоявших на королевской службе, от положения обычных свободных франков?

Людей на королевской службе не могли вызывать на суд, а свободных людей могли. В то же время за убийство в походе человека, находящегося на королевской службе, штраф был значительно меньше, чем за убийство в походе свободного человека.

1. Как франки делили военную добычу?

Франки делили добычу на равные доли между воинами.

2. Почему Хлодвиг согласился возвратить чашу епископу?

Возможно для того, чтобы не сорится с церковью и заручится ее поддержкой.

3. Почему Хлодвиг просил чашу у воинов, а не попросту забрал её?

Потому что король в то время был первым среди равных и никаких особых привилегий не имел. Если бы он просто забрал чашу, то отвернул бы от себя дружину.

4. Чьё поведение в этом конфликте Григорий Турский осуждает, а чьё одобряет? Почему вы так думаете?

Григорий Турский осуждает воина, который рассек чашу и считает, что Хлодвиг поступил разумно, покарав воина. Так как у Хлодвига было намерение вернуть чашу церкви, а воин был жадным и завистливым, что является греховным, за что и получил наказание от короля.

Государственный переворот в ноябре 751 года

Государственный переворот в ноябре 751 года

Папа ответил яснее ясного, что «лучше всего назвать королем того, кто имеет власть, нежели того, кто ее не имеет». И, продолжает автор «Анналов», приказал апостольским предписанием, чтобы Пипин был провозглашен королем, «дабы не нарушать существующего порядка». О каком порядке шла речь? Очевидно, о провиденциальном порядке в мире, как он был определен отцами церкви: прежде всего святым Августином, по словам которого, Творец, желая, чтобы мир земной был подготовительной ступенью к миру небесному, замыслил первый как мир гармоничный, в котором каждый занимал бы место, отвечающее его призванию. Исидор Севильский в своих «Этимологиях» упомянул, что «слово „король“ (правитель) происходит от слова „править“». Так, исходя из этого постулата, вестготы низлагали тех из своих королей, которые оказались неспособными управлять.

Получив поддержку папы, Пипин в ноябре 751 года созывает в Суассоне ассамблею «всех франков», которые «своим выбором» возвели его на королевский трон, как сказано об этом в ценнейшем документе 767 года, получившем название «Clausula de unctione Pippini», составленном, очевидно, монахом из Сен-Дени. В нем было особо подчеркнуто, что «присутствовавшие там галльские епископы помазали его священным елеем», и Пипин стал таким образом первым королем франков, посвященным в это высокое звание по церковному ритуалу, то есть в результате церемонии, в которой он предстал не только как избранник своего народа, но и как избранник Бога, призванный вести своих подданных к спасению как в земной, так и загробной жизни. И здесь можно заметить влияние вестготов, отдельные представители которых входили, возможно, в окружение Пипина и помнили, что, начиная с восхождения на королевский трон Вам бы в 612 году, все их короли прошли процедуру посвящения. Сказалось также влияние англосаксов. Так, Бонифаций, например, вернувшись из своего добровольного заточения, сыграл решающую роль в событиях 751 года, а особенно в использовании ритуального помазания в кельтских королеве t вах на западе. Во всяком случае, исходили при этом из широко известных прецедентов возведения на престол Саула, Давида и других ветхозаветных царей, на которых в ритуале помазания буквально пролилась благодать Божья. Пипин использовал преимущества, связанные с этим посвящением, и охотно упоминал в своих документах, что «на королевский трон он был помазан благодаря божественному провидению».

Похожие главы из других книг

Государственный переворот

Государственный переворот Страна ещё ликовала по поводу провала «путча», когда 24 августа на страницах «Тюменских известий» появилась статья народного депутата СССР С. Васильева «Государственный переворот 1991 года успешно завершён». Касаясь распространяемого

Государственный переворот Мухаммеда Дауда

Государственный переворот Мухаммеда Дауда Дауд, отстраненный от власти Захир-шахом в 1963 году, поднял мятеж, и в 1973 году при поддержке офицеров-коммунистов ему удалось совершить государственный переворот. Следует заметить, что мнения на сей счет расходятся: одни склонны

6. Государственный переворот 27 ноября 1825 года.

6. Государственный переворот 27 ноября 1825 года. Дибич, остававшийся при больном Александре I и после его смерти за главного в Таганроге, информировал курьерами царицу-мать в Петербурге и великого князя Константина Павловича в Варшаве; последнего Дибич, как и почти вся

Раздел 3 ОБОРОНА КИЕВА ОТ ПЕТЛЮРОВЦЕВ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 1918 ГОДА В. Хитрово [65] КИЕВСКАЯ ЭПОПЕЯ 1918 ГОДА [66]

Раздел 3 ОБОРОНА КИЕВА ОТ ПЕТЛЮРОВЦЕВ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 1918 ГОДА В. Хитрово[65] КИЕВСКАЯ ЭПОПЕЯ 1918 ГОДА [66] События, разыгравшиеся в Киеве в ноябре и декабре 1918 года, неоднократно описаны участниками, и если я к ним возвращаюсь, то делаю это потому, что мне пришлось быть

7. Государственный переворот 27 ноября 1825 года

7. Государственный переворот 27 ноября 1825 года Дибич, остававшийся при больном Александре I и после его смерти за главного в Таганроге, информировал курьерами царицу-мать в Петербурге и великого князя Константина Павловича в Варшаве; последнего Дибич, как и почти вся

56. Государственный переворот 1667 года и мир

56. Государственный переворот 1667 года и мир

Несостоявшийся государственный переворот

Несостоявшийся государственный переворот Об этом эпизоде отечественные историки предпочитают не вспоминать. Если изложенные ниже факты действительно имели место быть, а аргументировано утверждать, что они придуманы противниками Льва Троцкого— крайне сложное

Государственный переворот

Государственный переворот Когда после окончания Второй войны с Карлом Густавом в королевстве воцарился мир, Фредерик III осенью 1660 г. созвал в Копенгаген на заседание не только членов государственного совета, но и представителей всех сословий. Ситуация имела некоторое

1991, август Государственный переворот, ГКЧП

1991, август Государственный переворот, ГКЧП 19 августа в отсутствие Горбачева в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Группа сподвижников Горбачева во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым, премьер-министром В. С. Павловым, председателем КГБ В.

Б.Н. Ельцин. Государственный переворот? — Такой опасности нет[68]

Б.Н. Ельцин. Государственный переворот? — Такой опасности нет[68] — В некоторых московских кругах царит большой страх. Как только Горбачев куда-то уезжает, начинаются разговоры о государственном перевороте в пользу авторитаристов. Об этих страхах упоминалось

Бонапартистский государственный переворот

Бонапартистский государственный переворот Между соперничающими монархическими группировками теперь развернулась острая борьба. Легитимисты добивались восстановления монархии Бурбонов, выражавшей интересы крупного землевладения и высшего духовенства. Их

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ Августовской ночью 1689 г. в нескольких стрелецких слободах поднялась тревога. Зачинщики призывали идти в Кремль, разноголосо вещая о какой-то опасности для царской семьи, и раздавали «по рублю денег в бумажке»[1] выглядывавшим из окон воякам в

Государственный переворот 18 брюмера VIII года

Государственный переворот 18 брюмера VIII года 9 ноября 1799 года Установленный конституцией III года (1795) режим Директории, называемый так потому, что исполнительная власть была вручена пяти «директорам», вскоре потерял всякий авторитет из-за бессилия и коррупции. Крупная

Глава вторая Государственный переворот

Глава вторая Государственный переворот

5. Государственный переворот 11 марта 1801 г.

5. Государственный переворот 11 марта 1801 г. В ночь на 11 марта 1801 года Павел Петрович был убит в своей спальне, в только что построенном Михайловском замке заговорщиками — гвардейскими офицерами (всего их было несколько десятков). Заговор возглавил военный

Вопрос: Дайте оценку перевороту 751. с точки зрения :а)свергнутого меровингского короля

Дайте оценку перевороту 751. с точки зрения :а)свергнутого меровингского короля

В Письме к Римскому Папе Пипин Короткий поставил вопрос: кто должен править королевством — тот, кто имеет реальную власть или тот, кто имеет родословную по королевской линии? Папа Римский ответил, что тот, кто имеет реальную власть, то есть Пипин. С точки зрения Пипина Короткого он получил то, что ему по праву принадлежало — титул короля.

Франкское государство. Единовластие Пипина Короткого и обретение королевского достоинства

Предполагаемое равновесие между мажордомами неожиданно, но бескровно рухнуло, когда брат Пипина Карломан, явно религиозный и восприимчивый к духовности (в этом отношении похожий на внучатого племянника Людовика Благочестивого и сестру Карла Гизелу), в сентябре 747 года «в горячем стремлении к благочестивому самопожертвованию» отказался от мажордомсхого служения и подался в Рим. После аудиенции у папы он основал на Монте-Соракте монастырь, но затем, наверное, под влиянием присущего франкам «туристического» благочестия, не обошедшего и его стороной, вернулся в Монтекассино в епископский монастырь западного монашества. Согласно историческому свидетельству сто пятьдесят лет спустя, он жил там как скромный член монастырской братии, что, правда, с трудом увязывалось с тогдашней аристократической эстетикой, напоминавшей о себе даже после монашеского пострига.

Читайте также:  Заболевания с точки зрения эзотерики таблица

Уже некоторое время спустя Монтекассино оказалось прибежищем франкских диссидентов и прочих элементов, в сознании которых превалировало откровенно светское начало. До отречения от всего мирского Карломан, по свидетельству одного источника, «отдал свою империю и сына Дрогона в руки собственного брата». Этот шаг заслуживает лишь в том случае должной оценки, если датировать рождение Карла Великого 2 апреля 748 года. Скорее всего решающим для Карломана было обстоятельство, что его невестка не имела детей. Поэтому своего сына и наследника как единственного потенциального преемника обоих королевств он доверил попечению брата, чтобы после горького опыта двух последних поколений уже на ранней стадии обеспечить упорядоченное преемство, свободное от какой-либо внутрисемейной конкуренции, и одновременно, отбросив политическое бремя, последовать своему внутреннему призванию.

В связи с разочарованием Карломана повествуется о том, что ставший самодержцем Пипин даровал свободу внучатому племяннику, находившемуся под стражей в Шевремоне. В этом можно было бы видеть признак того, что он собирался расширить сферу правления внутри семьи. Это представляется вполне разумным, учитывая возросшее влияние франков на Восточную Франконию, Тюрингию и Алеманию.

Грифон отверг примирение, собрал аристократическую оппозицию, присоединился вначале к противникам саксам и в 748 году направился в Баварию, чтобы стать наследником скончавшегося в том же году герцога Одилона. При этом он бесцеремонно вывел из игры сводную сестру Гильтруду и ее несовершеннолетнего сына Тассилона. В следующем году Пипин вторгся в Баварию, покончил там с правлением Грифона, но подарил претендентам двенадцать графств в дукате Ле-Ман, дарованном несколько позже Карлу Великому, которое тот, в свою очередь, уступил сыну, тоже Карлу. Отметим, что эта область считалась центром власти, где правители познавали тайны государственного устройства. Принятая Пипином мера наглядно показывает, сколь активно оппозиционные силы выступали против его единовластия и вместе с тем сколь весомы были претензии Грифона как сына Карла Мартелла на долю в наследстве отца да и в обладаемой им власти. Не считал ли Пипин, что Грифон мог бы стать потенциальным преемником? Между тем рождение Карла поставило крест на надеждах Грифона. Он отправился в Аквитанию — «как обычно, не в лучшем состоянии духа» — к неверному герцогу Ваифру. А погиб в 753 году от руки людей, подосланных Пипином, когда собирался вступить в союз с королем лангобардов. Имя Грифона, одного из наиболее известных представителей Пипинидов, наряду с Гримоальдом и Дрогоном, оказалось забытым. Только имя Дрогон еще раз было извлечено из небытия. Им назвали внебрачного ребенка Карла Великого.

Споры с Грифоном, существование племянника Дрогона и прочих отпрысков его брата, но прежде всего страстное желание дождаться рождения наследника породили в Пипине стремление к своего рода очищению атмосферы при дворе к окончательной стабилизации правления. «Поэтому Пипину требовалась легитимизация, отличавшаяся от сугубо политической сферы, которая отодвинула бы в сторону других великих франков и даже собственный род» (Петер Гери). Особенность его самосознания проявилась уже в момент изменения титулования: он сам объявил себя мажордомом в противоположность своему деду, отцу и брату, титул которых был производным от отцовского: «сын бывшего мажордома».

В этом отходе от простого исполнения правящих функций к франкской королевской власти действительно просматривается явление всемирно-исторического значения, последствия которого в начале пятидесятых годов VIII столетия еще трудно было предвидеть. Таким образом королевство вплоть до наших дней сохранило христианско-сакральные черты. Тесная личная связь между светской властью Франкского королевства и духовным авторитетом римского папства, особенно ярко проявившаяся в восстановлении западного императорского достоинства в день Рождества 800 года, в результате чего возник политический дуализм, который и в институциональном плане доказывал свою эффективность до последнего дня существования старой империи и предреволюционной эпохи.

Справедливо подмечено, что королевство Меровингов подпитывалось воинственным потенциалом Хлодвига, его постоянство с момента основания определяло успешное продолжение и совершенствование позднеантичных структур (фискальное управление и военное дело) и не в последнюю очередь церковных организаций. Однако его харизма, степень сакральных и герцогских способностей, характеризуемых более ранними исследователями как «королевская благодать», основывалась в итоге исключительно на половом признаке и преемстве знати, но вовсе не на авторитарных юридических заключениях или даже церковных ритуалах.

Этот вновь сформулированный легитимизм служил своего рода духовным шитом неприкосновенности над головами европейских монархов, включая Марию Стюарт и Карла I в Англии. Полное выражение он получил уже в формуле грамоты «dei gratia» в титуле Карла Великого (и Карломана) начиная с 769 года. А его первичная формулировка содержалась уже в носившей общий характер предваряющей части грамоты его отца Пипина в 760 году, в которой объявлялось, что «Господь нам [Пипина] посадил на трон империи». Отсюда проистекала более или менее тесная связь прежде всего короля (и императора) с преемником Христа на земле римским папой и с подчиненной ему духовной иерархией. Эта зависимость получила в позднеантичную эпоху классическое выражение в декреталии папы Геласия I в послании, адресованном императору Анастасию I: «Существуют две власти, которые правят миром: это власть королей (potestas reglis) и освященная власть пап (sacrata auctoritas pontificum)». Власть пап заслуживает еще более высокой оценки, ибо в день Страшного суда им придется держать ответ и за спасение души королей.

Однако при Пипине римским папам, начиная со Льва I и Григория I Великого, приходилось во все возрастающей степени заниматься административными проблемами города и дуката Рим, то есть речь шла о защите и поддержке светской власти, тем более на фоне существовавших тогда серьезных богословских противоречий между Римом и Византией. И так называемый Трулльский собор 681 года, заявивший об особой значимости восточных обрядов для всей церкви, и предпринятая в 726-м и еще раз в 739 году акция императора Льва III против почитания икон встретили резкое сопротивление в Риме. В результате накопилось еще больше спорных вопросов, уже проявившихся в так называемой формуле филиокве (Filioque), согласно которой Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына.

Богословско-политические споры VIII столетия подготовили до сих пор существующее разделение христианства на Восточное и Западное, последовавшее в результате раскола 1054 года. Но не только и не столько церковно-политические и догматические споры между Римом и Византией привели к отходу западных патриархов от императора Восточного Рима. После 568 года Италия распалась по крайней мере на четыре значительные сферы власти или зоны влияния: Византийский юг, вытянувшееся до середины полуострова Лангобардское королевство с прилегающими к нему автономными герцогствами Сполето и Беневентским и словно заноза в лангобардской территории — Равеннский экзархат как опорный пункт Восточного Рима в Адриатике с Пентаполем и пятью городами в Романии и, наконец, сам Рим с примыкающей к нему территорией, хоть и принадлежавшей юридически Византии, но оказавшейся беззащитной, поскольку лангобарды теснили ее и с севера и с юга.

Угроза взятия Рима во всех отношениях сказывалась на положении пап. Поскольку Византия не могла или не желала оказать необходимую военную помощь, а папа из-за богословских противоречий, затронувших его почетное первенство и притязания, стал отдаляться от Восточного Рима, понтифику пришлось спешно искать подходящего союзника. В поле зрения начиная с тридцатых годов попали прежде всего франкские мажордомы, контакт с которыми был установлен с помощью англосаксонских миссионеров во главе с миссионерскими епископами Виллибродом и Винфридом-Бонифацием. В конце праления Карл Мартелл никак не ответил на зов папы о помощи в связи с угрозами короля лангобардов, прежде всего из-за позиции своей высшей знати, которую, видимо, совсем не вдохновляла итальянская авантюра. Общая заинтересованность в союзе весной 750 года привела к возникновению новых контактов между франкским мажордомом и римским понтификом.

В это время англосакс и епископ Вюрцбургский Бургард вместе с аббатом Сен-Дени и близким другом Пипина Фулрадом по настоянию Пипина направились в Рим, чтобы получить юридическое заключение папского престола; о его сути можно было легко догадаться. Как свидетельствуют написанные более четырех десятилетий спустя так называемые имперские хроники, они поставили перед папой Захарием, последним греком на престоле святого Петра, в государственно-правовом и в политическом контексте чрезвычайно острый и в равной мере наводящий вопрос о королях на франкских землях, не обладавших тогда никакой королевской властью. Хорошо это или нет? Был получен удовлетворительный ответ: «Лучше, чтобы королем был тот, у кого власть, а не тот, у кого королевской власти нет».

Папа не ограничился этим ответом и сразу же сделал политические выводы из обсуждаемой проблемы: во имя сохранения порядка он на основе своих апостолических полномочий приказал сделать Пипина королем. Это проявление властной воли означало революционный шаг. Сделав его, папа вторгся во внутренние структуры королевства и одновременно провозгласил правомерность длительной зависимости. Теоретическим основанием такого решения является учение отца церкви Августина, согласно которому предполагается совпадение имени и вещи, обозначения и содержания, названия и функции или их восстановление в духе богоугодного порядка. Затем усилиями Исидора Севильского широко распространенное и одновременно интерпретирующее (но в ошибочную сторону) производное «rex» и «regere» от «recte agere», то есть «правильно действовать», как бы подготовило этот поворот во франкском королевском правлении. Получается, не только одно существование обеспечивает династию, в данном случае Меровингов, но и ее «правильные действия» в духе теории устройства святого Августина.

Под влиянием этого папского решения, обоюдоострое воздействие которого в те дни Пипин и его советники наверняка не могли оценить в достаточной степени, мажордом и рискнул совершить «государственный переворот». Он значительно превзошел первую попытку Гримоальда через породнение захватить власть для своего рода, чтобы выбить наследственный королевский род полумифического происхождения, более двух веков управлявший франками и их империей. Это произошло сообразно цивилизаторскому прогрессу, минуя кровавую расправу с соперниками и их преемниками. Путь был выбран иной — заключение в монастырь. Хильдерик III и его сын бесследно исчезли в сравнительно удаленном монастыре Святого Мартина во Фландрии.

Этот революционный акт, фундаментом которого стало папское юридическое заключение на богословской основе, безусловно, был согласован со знатью империи. Она скорее всего в сентябре 751 года в Суассоне подняла Пипина на щит или посадила его на трон и преклонилась перед ним. Тем самым был зримо подтвержден тесный союз нового короля с ведущими аристократическими семействами. Одновременно королевское правление и преемство в королевстве на длительный срок было увязано (главным образом в форме согласия) с конститутивным сотрудничеством аристократии. А вот должность мажордома, другими словами, мажордома как наместника короля у франков, умерла навсегда. Король участвует в управлении и через знать, что имеет отношение к Пипину и его преемникам. Это право знати на причастность к делам управления, суть и интенсивность которого зависела от соответствующего властного расклада, конститутивно в коллегии курфюрстов сохранило силу в последующей истории Германии, начиная с Золотой буллы в 1456 году до последних дней старой империи.

К решающему слову папы, как обобщает Эйнхард суть происшедшего, кроме «поднятия на щит» и коленопреклонения знати, добавился еще один момент. Ему в будущем суждено обрести конститутивный смысл для возведения в королевское достоинство. Он подтверждает сакрализацию королевского правления и тем самым возрастающее влияние церкви на личность и звание короля: это — помазание короля на царство освященным елеем. Такая процедура, неизвестная Меровингам, в значительной мере была инспирирована помазанием ветхозаветных царей, особенно Давида и Соломона, в которых Карл Великий позже увидел образец богоугодного управления. Хроники Меца, составленные в 805 году по поручению двора, связывают этот первый акт помазания и освящения с епископом Винфридом-Бонифацием.

Все, что произошло впоследствии, укрепило узы между новым королем и духовным покровителем. Их высшим проявлением стало невиданное доселе событие: преемник Захария на престоле святого Петра — папа Стефан II (III) в конце 753 года подвергся мощному давлению короля лангобардов Айстульфа и запросил помощи у новой потенциальной силы севернее Альп. Пипин, используя разные дипломатические каналы, пригласил понтифика посетить земли франков и исполненный благочестия послал навстречу ему в районе альпийского гребня своего первенца, шестилетнего Карла. На праздник Богоявления 754 года папу, удостоенного всяческих почестей, в пфальце Понтион (Шампань) встречал новый король франков. Символика дня и торжественность церемониала произвели и на присутствующую знать неизгладимое впечатление. Эйнхард в биографии Карла обходит молчанием это яркое событие в противоположность собственным источникам. В дальнейшем литературном возвышении политической роли папы при смене власти на землях франков Эйнхард, очевидно, не был заинтересован.

Союз с королем франков, которого добивались Стефан II (III) и его предшественники, невольно обернулся бы против лангобардов. Такой поворот фактически означал смену союзников и поэтому вызвал протест части правящего слоя франков, тем более что новой ориентации противостояли силы, никоим образом не принимавшиеся в политический расчет. Речь шла о брате Пипина Карломане, который тем временем монашествовал в Монтекассино. «Якобы по указанию своего настоятеля», а скорее всего по инициативе короля лангобардов он появился при дворе Пипина и встал во главе оппозиции. Король и папа среагировали незамедлительно и однозначно: духовный глава отправил видного монаха во франкский монастырь, а Пипин, сознавая серьезную опасность, исходившую от брата, его семьи и сторонников, велел схватить племянника Дрогона, оставленного ему когда-то на попечение, и других сыновей Карломана и обезвредить их, заточив в монастырь.

Читайте также:  Две точки зрения на деятельность екатерины 2

Эйнхард обходит стороной этот для Пипина малоприятный эпизод и, отбросив достоверные исторические факты, в стиле благостной легенды подтверждает, что его брат закончил жизненный путь в Монтекассино. Фактически же он скончался под присмотром матери Бертрады 17 августа 754 года в бургундской Вьенне. Но братские узы вовсе не угасли, скорее, наоборот. Король из добрых побуждений велел провести в честь брата мессы и молебны в Фульде и Сен-Дени. Его душа обрела вечный покой в Монтекассино, на второй, духовной родине.

Конфликт с братом и вероятность скрытой оппозиции франкской знати против его единовластия заставили Пипина вновь задуматься о помощи со стороны папы. При этом речь шла об обеспечении исключительного преемства своих сыновей в королевстве без какой-либо конкуренции со стороны всех прочих членов фамилии, особенно потомков брата.

Эта поддержка стоила денег. Вначале на Пасху 754 года в Керси Пипин был вынужден в письменном виде «возместить» папе часть еще не завоеванных земель лангобардов, особенно Равеннский экзархат и Пентаполь. При этом юридическое основание такой реституции вовсе не представлялось однозначным. Данный акт символизировал удивительный исторический этап развития последующего церковного государства — по сути дела, патримонии апостола Петра; ее ядром являлся Рим и его дукат, зримые контуры которого проявились только в конце XII века.

За политическим обещанием реституции в Керси последовал пакт о «взаимной любви» между папой и королем. В духе того времени приносилась клятва о дружбе равноценных партнеров. Высшим зримым проявлением нового союза между обеими властями — святым авторитетом папы и властью короля стало то, что Стефан II (III) в Сен-Дени на месте захоронения Карла Мартелла вновь совершил помазание с присвоением почетного звания «патриция римлян» и вроде бы возложил на него корону. Помазание и конфирмации были совершены также королевским сыновьям, его второй сын Карломан (!) родился в 751 году. Конфирмация породила своего рода «отеческое родство», «compaternitas», между папой и сыновьями Пипина. Позже в него была включена их сестра Гизела. В данной церемонии супругу Пипина Бертраду воспринимали как королеву. Особый смысл для Пипина приобретал запрет, адресованный папой Стефаном II (III) франкам, когда-либо выбирать иного короля, кроме как из потомков Пипина и Бертрады. Это было явное вмешательство в сферу государственной автономии, порожденное, видимо, конкретной революционной ситуацией.

Лето 754 года знаменовало первый этап новой антилангобардской и ярко выраженной милитаристской политики в отношении Италии, которая только при сыне Пипина Карле увенчалась стабильными результатами. И все же король лангобардов Айстульф был вынужден платить некую дань — в 751 году завоеванные византийские земли, центром которых являлся Равеннский экзархат, отошли королю франков. Он, в свою очередь, переуступил их папе. Однако детали этого соглашения нам неизвестны. Со вступлением на королевский трон Дезидерия в 757 году территориальный вопрос относительно земель Центральной Италии вновь привлек внимание. Его решение было связано с завоеванием Карлом империи лангобардов в 774 году.

Внутриполитической стабильности Пипин добился прежде всего благодаря расширению влияния церкви, взиманию поборов со все большего числа монастырей и не в последнюю очередь в результате искусной кадровой политики. Так, аббат Сен-Дени Фулрад расширил влияние вплоть до Алемании. Интересы короля представляли Вергилий Зальцбургский в Баварии и его единокровный брат Ремигий, епископ Лангра и Руана. Мощные внутрицерковные импульсы исходили от епископа Хродеганга из Меца, создавшего произведение о реформе священства своей кафедры во имя всемирного содружества священнослужителей. Этот труд, стал дополнением к правилам жития монашествующих, в особенности бенедиктинского ордена в Нурсии. Да и сам храм в сущностном, персональном и пространственном выражении становится все больше инструментом управления и администрации. Этот институт не являлся более исключительно местом хранения высокочтимой в королевстве франков мантии святого Мартина и других мощей, а также формирования богослужения. Храм Божий во все возрастающей степени занимался составлением грамот и прочих документов, имевших широчайшее распространение. После восхождения Пипина на королевский трон храм возглавил аббат Сен-Дени Фулрад.

Важным для внутрифранкского соотношения сил оказалось, по-видимому, признание в качестве брачного права папских декреталий, которые после провозглашения их на франкских синодах строго запрещали кровосмешение и тем самым пытались предотвратить концентрацию слишком больших состояний в руках немногих семей. Так, не разрешалось заключение браков между родственниками вплоть до четвертого колена родства; на пути повторных браков стояли весьма строгие ограничения. Таким образом формировалась бесспорная «свободная доля» церкви, то есть доля в наследстве, которой нельзя было лишать законных наследников. Как непросто в отдельно взятом случае складывалась ситуация с «дотированием» церкви, показывает, например, большая грамота 762 года в отношении монастыря Прюм. Она равноценна новому «дотированию», посредством которого Пипин и Бертрада, между прочим, подтвердили ранее сделанные дарения из казны и в знак спасения предложили сыновьям Карлу и Карломану подписать документ, чтобы пресечь возможный соблазн. Неоднократное рассмотрение на соборах вопроса о церковной десятине является дополнительным штрихом к политике, ориентированной на материальное поощрение.

С начала шестидесятых годов Пипин использовал сыновей на шахматной доске политической игры. В 769 году Карл принял на себя функцию судьи и хранителя аббатства Святого Кале. В 761-762 годах Карл и Карломан участвовали в очередных походах отца в Аквитании, а в 763 году обрели графское достоинство. Тем самым еще при жизни отца они как его законные наследники имели достаточно ясное представление о правлении и его практической реализации. Уже тогда обсуждался вопрос о брачных узах между франкскими дворами и Византией: сын императора Лев должен был жениться на дочери Пипина Гизеле. Этот проект подобно нижеследующему оказался неудачным, причем оглядка на папу стала, по-видимому, серьезной причиной этой неудачи.

С точки зрения фрескового живописца в Паластуле (Ингельгейм) или его доверителя в двадцатые годы IX столетия содействие Пипина заключалось не в обретении франкской королевской короны или в стабилизации королевской власти династии, а в экспансии империи франков на юго-восток. С его именем связана затем интеграция Ахвитании во владения к северу от Луары.

Конечно, Пипин различными усилиями создал предпосылки для этого затянувшегося по времени завоевания; взятие Септимании с центром в Нарбонне означало доступ к Средиземному морю; его военные походы с разрывом в один год начиная с 760 года подавляли волю населения к сопротивлению. Кроме того, еще современники Пипина считали, что именно он стоял за попыткой покушения на герцога Ваифра. Однако осуществить окончательное включение, если так называть насильственное завоевание, было суждено Карлу и Карломану.

Отношения с Баварией, вторым внешним критически настроенным регионом Regnum Francorum, вновь резко обострились, когда в 763 году Тассилон взял в жены дочь короля лангобардов, заложив тем самым основы альянса по другую сторону Альп. Он должен был противостоять франко-папским интересам. Карл не стал уходить от ответа и поэтапно провел чистку «прихожей».

Перед кончиной король Пипин с согласия знати, к которой поначалу принадлежал и епископат, назвал сыновей наследниками и преемниками своего правления. При этом Пипин руководствовался принципом единообразного подхода, ориентируясь на заключенный договор Вьё-Пуатье (742 год) с братом Карломаном.

Впрочем, в отличие от отца Карла Мартелла Пипин строго следовал принципу единобрачия. Правда, в 756 году, неизвестно по каким причинам, Пипин решил было расстаться с Бертрадой, но бурная реакция папы заставила его отказаться от этого намерения. Конкубины, или внебрачные дети, в связи с этим историками не отмечены. Якобы внебрачно рожденная дочь Пипина Ада, имя которой упоминается в предании в связи с авторством весьма ценного в историческом плане и.очень известного кодекса так называемой придворной школы, обязана своим сомнительным существованием безудержной фантазии фальсификатора монастыря в Трире. Примерно в 1200 году он узрел существенную в век ренессанса Карла связь между своим монастырем, Карлом Великим и «Пресвятой Девой» Адой, удостоившейся дарения. Можно, конечно, предположить, что Пипин, наученный событиями 714-го и прежде всего 742 года, которые еще у всех были в памяти, не рискнул бы пойти на обострение противоборства в семье, нарушившее бы едва отлаженную стабильность королевского статуса династии. Поэтому передача правления обоим сыновьям, уже помазанным самим папой в 754 году на царство, прошла без каких-либо трений. Третий сын по имени Пипин умер в 761 году, когда ему исполнилось всего два года.

Дорогие пожертвования монастырям Святого Мартина в Туре и Сен-Дени подготовили его кончину. 23 сентября 768 года первый король новой династии скончался. Как и его отец, он был погребен в Сен-Дени в атриуме монастырского храма. Карл Великий тоже когда-то имел намерение продолжить традицию отца и деда, как доказывает одна из его первых грамот, датированная 769 годом. Но, как нам известно, все сложилось иначе — с 814 года тело Карла покоится в Ахене.

Римская идея Церкви. Борьба Церкви и государства.

Естественно, что в самом Риме и странах сопредельных, наиболее латинизированных, идея императорской власти, как делегации народного самодержавия, жила наиболее крепко, и потому в христианский период именно в Западной Европе, сначала римско-католической, а потом протестантской, яснее всего выразились идеи как папоцезаризма, так и обратно — цезаропапизма.

Не отличая «нации» от «церкви», естественно было счесть императорскую власть делегацией «церкви», то есть церковной власти. Значение этой церковной власти приняли на себя Римские Папы. Отсюда — императорская власть стала рассматриваться как делегация Папы. Папа заменил собою римский сенат и народ.

Все это хорошо видно в первые же моменты проявления этой идеи. Пипин Короткой спрашивает Папу Римского, кто должен быть государем, он или прежний, родовой король, и Папа назначает королем Пипина. Так в 751 году был решен вопрос о том, что не народное, но папское избрание дает право на престол. В это же время, отнимая от лангобардов земли в пользу Папы, Пипин совершенно безразлично употребляет выражения, что дает эти земли св. Петру, или римскому престолу, или Римской республике: это понятия уже слившиеся.

Итак Папа, как Верховная власть Церкви, делался Верховной властью государства. С Римской империи это понятие распространилось вообще на все государства, признающие церковную власть Папы, а потом даже и вообще на весь мир, который Папа делил, как ему угодно, между различными государями.

Эта идея папоцезаризма хорошо обрисована профессором Суворовым.

В представлениях западного христианства, говорит он [Н. Суворов, «Курс церковного права», том I, стр. 91-92], Церковь мыслилась, как единая духовная монархия, в которой все духовное господствует над всем светским, по правилу omnia spiritualia digniora sunt temporalibus [70]. Клир есть высшее сословие Церкви, учащее, освящающее и управляющее. Миряне суть низшее, повинующееся клиру. Поэтому Церковь есть общество неравное (Societas inegalis). Лица коронованные, короли и императоры, суть миряне и как таковые не могут иметь никакой правительственной власти в Церкви. Даже и в светских делах они должны покоряться высшему духовному руководству церковной власти, ибо как говорил Иннокентий III, — Господь предоставил Петру для управления не только всю Церковь, но и весь мир — Dominus Petro non solum universam Ecclesiam, sed totum reliquit seculum gubemandum. По знаменитой булле Unam Sanctam [71], Папы Бонифация VIII, 1302 года, в руках Папы находятся два меча, о которых говорится в Евангелии, и под которыми нужно разуметь духовный и светский (In hac ejisque potestate duos esse gladios, spiritualem scilicet et temporalem, evangelicis dictis instruimur) [72] Непосредственно осуществляется Папой власть духовного меча. Материальный же меч и светская власть должны находиться в подчинении духовной власти. Подчиненность всякого человеческого создания Папе есть догмат веры.

Из этих посылок делаются такие выводы:

1) Папы имеют Верховную власть над всем миром и от них император и короли получают свои территории на ленном праве, как вассалы Апостольского престола, так что они подчинены Папе и в светских делах.

2) напротив того, светская власть не имеет права вмешиваться в духовные дела, например созывать соборы и т. п.

3) власть государственная получает оправдание и освящение только служа духовной.

4) законы, издаваемые светской властью в противоречии с церковными требованиями, могут быть кассированы папой.

5) светская власть, в случае неисполнения требований Папы, может быть им смещаема, с передачей другому лицу [Н. Суворов, «Курс церковного права», том II, стр. 469-470].

Таким образом, при этой точке зрения, монархическая власть совершенно лишается значения власти верховной. Поэтому монархия в Европе не могла бы и развиваться, если бы это зависело только от папистической государственной теории.

Но монархия выдвигалась самим родовым строем, создававшим некоторого высшего представителя объединяющей государственной власти, хотя бы только с характером «первого среди равных». Этот князь родового быта во всяком случае нес на себе обязанность охранителя обычного права, т. е. в зародыше являлся охранителем и выразителем идеала правды. К этому присоединялось влияние уже готовой Римской императорской доктрины, которая, не давая императору значения Верховной власти, давала ему обширнейшие полномочия, которым христианская вера придавала священный характер ответственности перед Богом. Все это помогало королевской власти Запада хранить отпечаток власти верховной.

Наследники Карла Великого, даже с переходом императорской идеи в Германию, вовсе не расположены были уступать свое значение. По-прежнему они признавали себя только защитниками и покровителями Церкви. Да и местные Церкви вообще не расположены были поддерживать папских притязаний. Во время споров за инвеституру [73], императоры находили себе поддержку в местном епископате, да и во Франции возобновители дела Карла Великого, восстановители королевской силы, подорванной на несколько времени развитием феодальной аристократии, находили в местном духовенстве горячую поддержку своих прав Верховной власти. Когда Людовик Толстый начал усмирение зазнавшихся феодалов и созвал в Мелюне парламент для принятия мер против владельца замка Пюизе, съехавшиеся прелаты на коленях молили короля избавить их от притеснений. При этом они обращались к нему, «как наместнику Божию, как живому образу Божества».

Читайте также:  Чем характеризуются атомы металлов с точки зрения строения атома

Вообще местные Церкви и их епископат естественно стояли за королей, и собственные интересы помогали им не забывать смысла христианского отношения к государственной власти.

Но если все эти обстоятельства мешали папской идее достигнуть полного торжества, то в смысле влияния на умы народа эта доктрина во всяком случае подрывала развитие идеи о Верховной власти монархов. Ее влияние на европейские государственные понятия было антимонархично. Сверх того она привела к борьбе между Церковью и государством, явление, оказавшее глубокое влияние на Европейскую государственность.

Настойчиво проводимые папские притязания угрожали полным порабощением государственной власти, если бы она не сопротивлялась и не защищала своих прав. Если бы допустить Верховную государственную власть Папы, то логически развиваясь, эта идея привела бы даже к полному уничтожению королевской власти, с заменой ее непосредственными папскими чиновниками. Воспрепятствовать этой эволюции могла только энергичная борьба государства против пап. Эта борьба и наполняет собой историю западноевропейской государственности, пока наконец не привела в половине Европейских государств к перевороту отношений между Церковью и государством в совершенно обратном смысле: к захвату государством церковной власти. Это совершила идея протестантизма.

Переворот 751 года с точки зрения папы римского

1798 год

« Страшный период» в 1290 лет, который «начался» в 538 году кончается в 1798 году (по мнению адвентистов, именно к этому году, как они считают, приводят нас несколько отрезков времени из Даниила). Что случилось в этом году? Прекращены крестовые походы? Это официальная дата прекращения торговли индульгенциями, или официальный конец деятельности инквизиции? Может быть, в это время появляется реформация, которая нанесла непоправимый урон репутации церкви (тем самым являясь глубокой раной для папста)? Нет, нет и нет.

Прочтем комментарий АСД на книгу Даниила:

«С ниспровержением папства в 1798 году завершается длинная цепь событий, связанных с его неуклонным падением, а также завершением пророческого периода 1260 лет»

Не совсем понятно, о каком низвержении папства (и какого папства) идет речь? Давайте процитируем еще цитату из книги «Стенание земли»:

«Наконец в 1798 году политическое могущество Церкви сломлено в результате целой цепи событий, которые привели к аресту, а затем и к высылке самого папы»

«И наконец, в 1798 году французские войска под командованием генерала Бертье вступают в Рим, берут в плен римского папу и тут же высылают его из Рима. Поступая таким образом, генерал Бонапарт стремится не только к уничтожению папской власти, но и к ликвидации всей Церкви. По иронии судьбы, Франция, “старшая дочь Церкви”, игравшая главную роль в утверждении политической власти папства, теперь сама отбирает у него (по крайней мере на какой-то период) эту власть»

Итак, согласно этим цитатам папство теряет политическую власть, папу берут в плен, могущество церкви сломлено. Никого не волнует, что уже через год, папа возвращается, набирает новую мощь, возвращает себе все земли, политическую власть, Римская республика, основанная в 1798 году (в место политического государства папы – Папской области) исчезает уже в 1979, тюрьмы переполнены по приказу папы политическими заключенными и пр.

Давайте посмотрим, как это было (для справки можно брать любую книгу по истории, список же использованной литературы для описания нижеследующего будет приведен в конце рассказа):

После битвы при Нови Папская область была восстановлена (в 1799 г.), и на римский престол вступил папа Пий VII. Затем были стычки с Наполеоном, после смерти которого, уже ничто не мешало политической власти папы.

До самой смерти Григория XVI (1831-1846) тюрьмы были переполнены политическими преступниками. И только папа Пий IX (1846-1878) обнародовал всеобщую амнистию, разрешил постройку железных дорог, открыл двери тюрем.

В 1862 г. была совершена папой торжественная канонизация (узаконенное почитание святых) святых.

И только в 1864 году, после 3-часовой канонады Рим сдался. Папская армия была распущена, Церковная область включена в состав итальянского королевства; светскому владычеству папы положен конец. В 1871 г. положение папы было точно определено законом о гарантиях.

Вот только теперь папа теряет политическое могущество. То, что толкователи вырывают из контекста предложения, «не читая» следующие за ними, говорит либо о поверхностном толковании, либо о попытке обмана.

И здесь имеет место быть именно попытка обмана. На случай, если кто-то не полениться открыть книжку по истории и прочесть все это, адвентисты написали приписку: «Франция отбирает у папы (по крайней мере, на какой-то период) светскую власть». Здесь ясно сказано, что хотя бы на какой-то период. Никто никого не обманывает, просто решили нужным не уточнять, когда реально и официально папа потерял власть.

Если же привязываться только к плену папы (называя снова это смертельно раной, снова прибегая к тенденциям), то таких событий в жизни папства было достаточно, вот некоторые из них:

«Когда император Константин II издал в 648 г. декрет, запрещавший спорить о том, одна или две воли во Христе, папа Мартин I на латеранском соборе осудил указ императора (649) и отказался подчиниться экзарху, за что был сослан в Крым, где умер в изгнании» (это было уже после «начала страшной мощи» папы, которая «имело место быть» с 538 года)

«В 728 г. Лев Исаврион, император-иконоборец, попытался силой привести в исполнение свои эдикты против иконопочитания. Он велел схватить папу Григория II и отправить его в Константинополь, после того как папа отказался от исполнения эдиктов»

«В 14 в. светскую власть пап в Папской области подорвали восстание Кола ди Риенцо в Риме, антипапские восстания в Перудже (1368—1369, 1371, 1375), в Болонье (1376) и др. К 1377 под властью пап из городов Папской области остались только Рим и Римини. С 15 в. папы главным образом были заняты расширением территории Папской области. – БСЭ

С другой стороны, раз уж адвентисты связывают конец папской власти (политической) именно с точной датой временной потери Папской области (именно это была та территория, где папа мог иметь армию и прочие атрибуты политической власти), то, было бы справедливо сказать, что и начало светской власти папы следует брать именно с момента возникновения этой Папской области. Повторю еще раз эту мысль. В 1798 году случилось только одно уникальное событие – исчезла папская область на 1 год, что означало потерю политической власти. Именно с этой потерей связывается адвентистами утрата политической власти. Давайте прочтем, когда появилась политическая власть у папы:

«В 754 году состоялась встреча папы Стефана III и короля франков Пипина III Короткого, во время которой франкский правитель пообещал основать и защищать церковное государство, которым бы управлял папа. В ответ на это папа признал род Пипина (названный позднее Каролингами) законными королями Франкского королевства. Папе были обещаны земли в окрестностях Рима – так называемый Патримоний (наследство) святого Петра, а также территория бывшего византийского экзархата Равенны, в то время принадлежавшая лангобардам. Спустя два года Пипин Короткий выступил в поход против лангобардов и те вынуждены были отдать Равенну папе. Передача этих земель папе именуется Пипиновым даром. Так возникло Папское государство (Папская область)» (Сжатый очерк истории пап, Иванцов-Платонова)

Но, видимо для церкви АСД, это событие не играет никакой роли (не понятно, правда, зачем тогда цепляться за 1798 год, связанный с Папской областью), для них более важен 538 год (в котором, как на зло, ничего, связанного с политической властью папы, не произошло, как минимум, ничего хорошего).

Но, раз уж мы затронули официальное появление политической власти у папы. Было бы разумным сказать, когда папство достигло политического могущества (Елена Уайт пишет в Великой Борьбе: «1260 лет папского владычества начались в 538 году»), история пишет, что после 754 года впервые у папы появляется своя земля и политическая власть. Вот еще одна цитата:

«Начало Папской области положил франкский король Пипин Короткий, в июне 752 года подаривший после своего похода на лангобардов папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата, что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз «округлил» папские владения, и как таковая Папская область возникает в 756 году» (Лозинский С. Г. История папства. М., 1986)

Это только касается первых шагов в политической власти. Что же касается максимального расцвета силы и могущества именно политического папства, приведем ряд цитат:

«Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как «Диктат папы» от 1075 года» (Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996).

А вот, что происходило во время папы Григория VII (1073-1085), на которое и припадает, кстати, появления «Диктата папы»:

«Здание римской всемирной теократии было завершено запрещением инвеституры, вследствие которого светская власть лишалась почти половины своих владений. Началась жестокая борьба за существование между папством и светской властью. Борьба эта, отразившаяся во всей Европе, но сосредоточивавшаяся, главным образом, в Италии и Германии, охватила все стороны общественной жизни. Григорий VII вызвал против себя оппозицию не только императора, оттесняемого на второй план, не только духовенства, недовольного целибатом, но и баронов, а также привилегированных и богатых граждан» (там же)

Добавим сюда еще инквизицию, индульгенции, крестовые походы и мы получил четкое представление о могуществе папы, которое началось после 1000 года н.э. На фоне этого, 538 год смотрится еще более бессмысленным.

Резюме:

Как мы увидели, серьезные гонения (попытки отобрать у Бога «ежедневную жертву» по толкованию АСД) имели место в истории задолго до 538 года, христиан (как и пап) заставляли поклоняться людям, другим богам, приносить жертвы идолам и пр. Кроме того, никакого важного события, ознаменовавшего начало 1260 лет гонения, в 538 году не было. Как и не было жестких преследований и гонений на верующих людей все 1260 лет. Более того, адвентисты связывают окончание страшных гонений с коротким (временным) исчезновением Папской области (как политической власти папы) в 1798 году. Получается, когда нужно закончить придуманный период, берут политическую власть папы (официальную), которая началась в 752 году, а временно прервалась в 1798 году (официально Папская область существовала с 752 г. по 1870 г.). Когда нужно начать придуманный период, берется любая дата, на которую выведут ошибочные расчеты).

— И 508, и 538 года совершенно бесполезные в плане толкования. Они заурядные, в отличие от других дат, которые гораздо лучше бы подошли на роль ключевых. В эти года не произошло ничего из того, о чем говорится в пророчествах. Более того, факты подтасованы под доктрины церкви.

— Смысл 1260 лет полностью разрушается самими адвентистами. Ведь, согласно Библии, должен быть определенный период (3 с половиной года, или 1260 дней) тяжелейшего времени для народа Божьего. Но, назвав этот период с 538 года по 1798 год, мы лишаем смысла пророчество. Ведь, ничего совершенно не изменится, если мы возьмем вместо периода 538-1798 любой другой, например, 500-1800, или 700-1700. Суть от этого не изменится, так как нет жесткого периода в истории, когда бы какая-то определенная сила издевалась над христианами все 1260 лет, плюс, все это время у Бога была отнята ежедневная жертва (или, другими словами, молитвы верующих шли не к Богу, а к папе, как это толкуют АСД).

Источники:
  • http://resheba.me/gdz/istorija/6-klass/bojcov/6
  • http://history.wikireading.ru/194735
  • http://cwetochki.ru/question-dayte-ocenku-perevorotu-751-s-tochki-zreniya-asvergnutogo-merovingskogo-korolya-.html
  • http://www.world-history.ru/countries_about/2310.html
  • http://apocalypse.orthodoxy.ru/monarchy/230.htm
  • http://post-site.narod.ru/index/khronologicheskaja_putanica_3/0-31