Меню Рубрики

Отношение человека к природе с точки зрения философии

Кратко и понятно о философии: главное и основное про философию и философов

Исторические формы отношений человека и природы

В античной философии природа воспринималась как полнота бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной, упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). Считалось, что по своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства.

В средневековой христианизированной философии получает развитие концепция, согласно которой ущербность природы является результатом грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой ставился Бог. Считалось, что человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Однако в соответствии со средневековыми представлениями человек находится в абсолютном подчинении природным ритмам, и поэтому свои намерения по возвышению над природой он может осуществлять только по отношению к собственному телу.

Возрождение выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал природой.

В Новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе.

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Проблема «человек – природа» в условиях НТР

Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы. Физическое начало все больше передается технике. Техника – это искусственно созданные материальные средства целесообразной деятельности человека. В ней главное место занимают орудия труда как мера развития рабочей силы, средство разделения труда и способ соединения природных сил с человеком, форма овладения природными силами и канал ввода их в общественную жизнь.

В своем историческом развитии ручные орудия труда, инструменты воздействия человека на природный материал постепенно усложнялись, приспосабливались к руке, к тягловой силе животных и силам природы.

В контексте индустриального общества техника получает новый социальный смысл. Она становится не просто проводником воздействия человека на природный материал, а средством подчинения природных сил. Цели человека получают адекватные им средства достижения, что объективно усиливает социально-эгоистические мотивы человека до угрожающих природе размеров.

Отбирая естественные производительные силы и превращая их в технологию общественного производства, человек наделяет их смыслом, социальным значением.

В современную эпоху наращивание научно-технического потенциала грозит превратиться в самоцель. И тогда исчезает благо человека как критерий отбора естественных производительных сил и превращения их в технологию. В условиях превращения научно-технического потенциала в самоцель техника утрачивает свое историческое предназначение служить человеку. Рассчитать все последствия технического прогресса невозможно.

Социально-практическое бытие делает технику не только помощником человека, но и грозным противником. Упустит ли общество из своих рук право давать смысл технике, держать ее на положении служанки или же она станет господином мира, – такова историческая дилемма современного бытия.

Общество и природа: на пороге катастрофы

Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, передает ее в наследство будущим поколениям. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, характером общественных отношений.

Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней.

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150–2200 году.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

снизить темпы роста населения в Азии и Африке (в странах Запада наблюдается отрицательная динамика, они нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, увеличить «порог перенаселенности» (от 60 до 100 миллиардов и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

заняться решением экологических проблем;

уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

решать проблему народонаселения.

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология (от лат. futurum – «будущее») как область несущих знаний о перспективах социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. В 1968 году была создана международная организация, объединившая специалистов из 30 стран мира, получившая название «Римский клуб». Основными направлениями деятельности этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. «Римский клуб» стал одним из ведущих в глобальном моделировании перспектив развития человечества.

Основным видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов в областях:

науки и техники;

литературы, искусства, моды;

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж. Форретор, который в 1971 году создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века.
.
nitshe.ru и краткий курс философии

Читать онлайн: философия — самое основное и главное о философии. Основные по сути философские идеи, учения, суть, школы, теории философии в кратком тексте статьи (докладе).

Природа называется естественной средой обитания человека, в которой он рассматривается в качестве открытой системы: изменения в природе влияют на человека, а его деятельность сказывается на состоянии природы. Поэтому с появлением людей в природе начинается процесс коэволюции, т.е. совместной эволюции природы, общества, культуры и человека. Природная сущность человека «записывается» в генах — материальных носителях наследственной информации, которые предопределяют не только биологическое развитие человека, но и оказывают влияние на социальные изменения личности. Поэтому некоторые ученые считают, что человек, прежде всего, является существом природным, а его вторичные, социальные и культурные качества формируются над биологическими с целью наиболее эффективной реализации программы продолжения рода, заложенной в генах.

Представители философской антропологии, отстаивающие позицию биологической недостаточности человека, выраженную в его незащищенности перед природной стихией, хищными животными и в длительном периоде «выхаживания», считают разум (практический интеллект) единственным способом приспособления природы к человеку. В результате биологической неспециализированности человек с помощью орудийной деятельности создал собственную среду обитания — мир культуры, сделав его искусственной основой жизни.

В философии понятие «природа» употребляется в двух смыслах: в первом природа — это вся Вселенная. В этом случае:

  • а) в материализме: природа — это синоним понятий «Вселенная», «материя», «бытие», «объективная реальность»;
  • б) в идеализме: природа — это творение Бога, абсолютной идеи;
  • в) в пантеизме: природа тождественна Богу.

В любом случае общество возникает с появлением человека и рассматривается как часть природы, как совокупность форм деятельности людей. философия миропонимание природа духовный

Но так как общество — это такая часть природы, которая противостоит всей остальной, то термин «природа» употребляется более узко, как то, что противостоит обществу. То есть природа — это вся совокупность условий существования человека и общества.

Природа неоднородна. Первое, что человек выделяет в ней, это живое и неживое. Различие между живым и неживым было уже у первобытных людей. Это было вызвано тем, что человек по-разному использовал живое и неживое в своей практической жизни. Живое — это то, чем человек может питаться. Но в то же время оно — источник опасности (хищник). Поэтому уже в тотемизме человек осознает себя как существо, наделенное жизнью, находящееся в родственном отношении со всем живым. Это отношение в виде отголосков прошлого сохранилось до наших дней, например, в йоге — в сочувствии всему живому, в почитании каких-либо животных (коров, кошек и т.д.).

С выделением живого в природе возникла необходимость объяснения его возникновения. Появились следующие объяснения:

  • 1 Креационизм — это объяснение сотворения живого существа и всего мира в едином акте творения (религия). Разновидностью креационизма являются и другие объяснения сверхъестественного происхождения жизни.
  • 2 Витализм — считают, что существует особая жизненная сила — энтелехия, которая одушевляет мертвую материю. При таком подходе остается признать либо божественное происхождение жизни, либо ее вечное существование.
  • 3 Материалистическое объяснение происхождения жизни — это объяснение ее как результат развития природы. Живое происходит из неживого. Но у живого есть в химическом составе такие элементы, которых нет в неживой природе — белки и нуклеиновые кислоты. Поэтому Энгельс определил жизнь как «способ существования белковых тел, и этот способ состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических частей этих тел».

Людям достоверно известна лишь земная жизнь. Считается, что ни на одной из планет Солнечной системы жизни нет. Возможно, нет ее и в видимой части Вселенной. (Ученые ищут доказательства естественного происхождения жизни на Земле. По современным представлениям, она возникла 3,8 млрд лет назад, а 2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к фотосинтезу. Это радикально изменило атмосферу и позволило жизни распространиться по всей поверхности Земли. Возникла новая целостная система — биосфера). Но сегодня считается, что жизнь — это не обязательно белок.

С точки зрения современной науки, одним из основных противоречий, движущих развитие материи, является борьба энтропии и негаэнтропии. В мире нарастает энтропия, но островки живой материи движутся против течения. В них, наоборот, накапливается информация, обеспечивающая возрастание порядка. Поэтому можно считать сущностью, основной функцией жизни накопление информации, борьба с энтропией. То есть самосохранение и развитие путем изменения своего поведения в изменяющейся среде. А обмен веществ выполняет подсобную функцию. Он поставляет энергетические ресурсы для борьбы с энтропией.

В учениях, связывающих жизнь с какой-либо нематериальной силой, смертно лишь тело, сама эта сила, например душа, бессмертна.

В материализме считается, что бесконечная жизнь отдельных организмов закрывала бы возможность порождения и отбора новых форм, то есть для эволюционного развития жизни.

В науке этот вопрос тоже открыт, мы не знаем причину смерти. То ли это результат повреждения клеток, засорения их мембран, то ли это результат дифференциации клеток, которая приводит к невозможности сосуществования новых органов. В первом случае, если будет найден способ устранения повреждений клеток, способ их очистки, смерть будет побеждена. Во втором случае смерть кажется неизбежной, так ликвидировать дифференциацию означает ликвидировать организм.

Но нам известны бессмертные существа. Это одноклеточные. Они практически бессмертны, так как при делении клетки она сохраняется. В обществе тоже нет смысла приспосабливаться к среде за счет гибели людей, так как здесь механизм накопления информации другой. И, возможно, прав остается русский философ Федоров, который считал, что в будущем люди не будут умирать и даже воскреснут все умершие. Сделать это — долг детей по отношению к родителям.

В ходе материального производства человек преобразует природу своей деятельностью. Освоенную, преобразованную человеком природу называют культурой. Человек, общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Такие внутренне противоречивые взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций по отношению к природе. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, более низкое. Такое отношение порождает позицию подчинения природы человеку. Другая позиция, наоборот, исходит из того, что развитие общества определяется природой, например, особенности различных стран видят в особенностях климата, рельефа местности, наличии или отсутствии полезных ископаемых. Эта позиция требует подчинения человека природе, которая объявляется образцом совершенства (бионика). Эти две позиции представлены и в истории, и в сегодняшней жизни.

Так, античность рассматривала человека как часть природы, ее идеалом была жизнь в согласии с природой. В христианской культуре Средневековья природа рассматривалась как нечто более низкое, как источник зла.

В эпоху Возрождения в природе видели источник наслаждения, а затем как убежище от порочной жизни цивилизации. В Новое время целью науки и техники провозгласили господство над природой (Базаров у Тургенева: «Природа — это не храм, а мастерская»). До середины ХХ в. этот взгляд был господствующим. Он и породил экологическую проблему — проблему выживания человека в им же созданной искусственной среде обитания, которая получила названия техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера. Особенно актуальной эту проблему сделала НТР. Решения этой проблемы предлагаются в соответствии с пониманием ее причин. Есть разные точки зрения.

  • 1. Марксизм считал, что экологическая проблема — это результат классовых антагонизмов, частной собственности. Ее решение видел в социальной революции, в создании бесклассового общества.
  • 2. Позиция, которую принято называть «руссоистской» или «неоруссоистской» считает, что надо восстановить единство человека с природой. Ее лозунг: «Назад к природе». Решение экологической проблемы сторонники этого подхода видят в запретах, в ограничении развития науки и техники.
  • 3. «Зеленые», как и большинство людей, считают, что экологическая проблема — это результат экологической безграмотности и безответственности (Байкал, Арал, Каспий, гербициды, промышленные отходы и выбросы, вырубка лесов — всего этого можно было бы избежать). Проблема эта глобальна. Она требует изменения отношения к природе на всей планете. Нужно безграмотных просветить, безответственных наказать. Для этого предлагается изменить не только правовое регулирование этих вопросов в каждой стране, но и международное право. Большое значение имеет и экологическое просвещение, и воспитание. (Например, партия «зеленых» в ФРГ добилась многого и в законодательной, и в просветительной деятельности).
  • 4. Научный взгляд на экологическую проблему. Противоречие между обществом и природой не есть досадное недоразумение, вызванное простым неведением или неосторожным воздействием на природу. Глубинное противоречие между человеком и природой (и его собственной природой тоже) порождает ныне и будет порождать постоянно проблему выживания и развития. Полной гармонии с природой нет и у животных. Об этом свидетельствуют сезонная миграция животных, периодические вспышки численности некоторых животных и насекомых. Природа довольно жестко регулирует численность и для любого вида в мире остра проблема выживания. Способна ли природа обеспечить выживание человека? — так ставится вопрос. Сегодняшние знания не внушают оптимизма в том, что наступит равновесие в отношениях человека и природы. Общечеловеческая потребность в выживании и дальнейшем развитии может столкнуться с пределами природного существования человека. Тогда стоит ли ему надеяться на природу? Надо уже сейчас думать о том, как «обустроить человеческий дом». При высокоразвитой науке и технике от природы мало что надо человеку.
Читайте также:  Можно ли восстановить зрение после голодания

1. Проблема отношения человека и природы в философии

Проблема отношения человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе: человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и саму природную историю.

Что же является определяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, един с природой, или то, чем он принципиально отличается от нее?

Решение этого вопроса предполагает понимание сущности человека, его места, роли, назначения в природе, мире.

Поэтому исследование отношения человека к природе с самого начала было связано с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от всех других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей — через посредство общественных связей с другими людьми.

Природа раскрывается людям в общественно развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная», носящая на себе печать самого человека. Человек в известном смысле соотносится в природе с самим собой.

Природа выступает для человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, т.е. каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого человек осваивает и «присваивает» природу.

КАК человек увидит природу и ЧТО он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие «очки», т. е. с точки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.

Но это значит, что вопрос об отношении человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или же производственно-технический вопрос, а есть, прежде всего, социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания.

Не случайно, что в античной философии интерес к человеку с особой силой выступил в эпоху начала кризиса древнегреческого мира, когда нараставшие экономические противоречия разрушили привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.

Обостренный интерес к человеку возник вместе с поисками устойчивых оснований его гражданственности, нравственной и познавательной деятельности.

Не случайно, что позже интерес к человеку вспыхнул с новой силой в эпоху Возрождения — начало кризиса феодального общества. Европа просыпалась от «средневековой спячки». В это время европейское общество выступило против средневековой регламентации.

Костры Мигеля Сервета, Джордано Бруно, Лючилио Ванини, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, в какой мере научное исследование человека явилось актом остросоциального значения.

И, наконец, не случайно, что проблема человека и природы. Отношения общества и природы остро встали в современную эпоху.

Современная социальная картина мира характеризуется тем, что ярко обозначилась агония старого мира. Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.

В двух прошедших мировых войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия, варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший русский ученый и гуманист Владимир Иванович Вернадский писал: «Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей. В геологической истории биосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд самоистребление»[3]. Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер технического прогресса.

Все сильнее слышатся голоса, полные тревоги за судьбу человека, человеческого общества.

В середине XVIII века К. Линней в своей «Системе природы ввел человека как особый вид homo sapiens – человек разумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклин определил человека как «животное, делающее орудия»[4].

В ХХ веке американский палеонтолог В. Грегори назвал человека «разрушителем с большим мозгом»[5].

Рассмотреть отношения человека и природы – значит раскрыть специфическую позицию человека в природе, в мире. Философия должна показать, в чем специфичность человеческого отношения к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не только о месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только о природности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонт философского исследования составляет его характерную черту.[6]

Природа и мы — отношение человека к природе

Природа и мы — отношение человека к природе.

Каково отношение человека к природе и можно ли что-то изменить?

Наша большая Родина.

Наша малая родина: наш город или деревня, наша улица, наш дом.

Только от нас, от каждого из нас, зависит окружающий нас мир и то, какова будет жизнь. И будет ли она вообще.

Ведь, природа и мы — это части одного целого.

Без природы мы не сможем жить. И, уничтожая природу, мы губим свою жизнь, жизнь своих детей.

А оберегая и сохраняя живую природу, мы даем шанс себе и будущим поколениям быть здоровыми и счастливыми.

Отношение человека к природе — главное правило: «Не навреди!»

Нельзя человеку брать на себя роль Господа Бога и решать, где вырубить лес, истребить животных, отравить природу выхлопными газами, почву — ядохимикатами, уничтожить жизнь, созданную Богом.

Нельзя, на разрушении живого, построить счастливую жизнь!

Хотя, весь вред, причиняемый человеком природе, совершается под предлогом создания лучшей жизни!

Природа и мы, отношение человека к природе — кто ответит?

Все возвращается: и добро, и зло. И вред, причиненный нами природе, возвращается бумерангом.

Отношение человека к природе принесло свои результаты.

Стоит ли удивляться, что природные катаклизмы, как снежный ком, обрастают вокруг человечества: тут и там — сплошные наводнения, землетрясения, пожары, ураганы и тайфуны.

Так природа возвращает нам то, что получила за многие годы от нас, не ведающих, что творим.

Сейчас все больше людей начинают не только понимать это, но и на деле стараются изменить что-то, чтобы остановить этот разрушительный процесс, чтобы словосочетание «природа и мы» не превратилось в другое — «природа или мы».

Многие решают изменить свою жизнь коренным образом: бросают обустроенное комфортное жилье в городе и переезжают куда-нибудь поближе к природе, чтобы создать свое родовое поместье, свое «пространство любви», в котором будут рождаться и расти их дети, готовые всегда беречь и защищать свою землю, свой дом, свою природу. И что немаловажно, учиться этому они будут с самого рождения на примере своих родителей.

Люди, желающие изменить свою жизнь, объединяются, создавая экопоселения. Таких сообществ уже довольно много во всем мире.

Но я не призываю вас к подобному шагу. У каждого свой путь, своя дорога.

Можно изменить свою жизнь, изменив отношение к ней (а, значит, в первую очередь, к природе), с разрушительного или даже созерцательного, на созидательное.

Начать можно с малого: не мусорить, не травить ядами и всякой химией свои участки, не ломать и не рубить деревья, не убивать животных. А садить деревья, цветы и кустарники, помогать животным, попавшим в беду, подкармливать птиц.

Просто оглянуться вокруг и понять, что природа и мы — одно целое, один большой организм.

Ведь, не станете Вы отрезать себе руку или ногу, чтобы утолить голод и стать после этого счастливым. Я, конечно, утрирую, но, если задуматься, то это так и есть.

О, Мать, Великая Природа,
В любви приветствуем Тебя!
Ты милостью во Славу Рода,
Жизнь изливаешь из себя.

Твое величие прекрасно-
Вся мощь вселенская в тебе.
Становится легко и ясно-
Поняв любовь твою в себе.

Мы должники твои, Природа,
Не бережем тебя подчас.
Прошу от имени народа-
Прими раскаянье от нас.

Прости невежество ты наше,
Не ведаем мы, что творим.
Ты говоришь – возьмите, ваше,
А мы признать то не хотим.

Зато приняв самообеты,
Крушим с гордыней мир земной.
И стонет сердце у планеты,
Отравленное кутерьмой.

Но ты прости нас, Мать — Природа,
Одумаемся, подожди —
И Свет возьмем от Славы Рода,
И разум пустим впереди.

Природа и мы!

Все меньше шансов остается изменить варварское, потребительское отношение человека к природе. Но они есть.

Посмотрите, какая неповторимая природа вокруг нас! Так пусть эту красоту увидят дети, внуки, правнуки и все будущие поколения!

Проблема взаимоотношений человека и природы

Взаимосвязь человека и природы прослеживается в формировании человеческих потребностей. Человек как субъект общественных отношений является особым видом живого, телесного существа, продуктом исторического развития общества.

Отличительным признаком Homo sapiens является не его биологическая организация, а способность создавать «вторую природу» и культурные ценности. Человек, по словам К. Маркса, может вести себя по мерке любого вида.

Удовлетворение потребностей человека находит свое выражение в человеческом интересе. Человек как личность стремится познать окружающий мир и воздействовать на него практическим образом. Роль природы в жизни человека огромна. Природное окружение, климат, особенности почв, минералов, сортов деревьев — все это влияет в определенной степени на формирование человеческих потребностей.

Так, Египет, — страна камня — отсюда пирамиды, гробницы, каменные стелы, колонны; в Греции много мрамора — отсюда материал для статуй, храмов, рельефов. Свойства материала облегчали поиск и «подсказывали» наиболее целесообразное осуществление духовных потребностей человека, развивая в нем чувство красоты. Папирус (иероглифы) и глиняные плитки (клинопись), бумага (печатное слово) по-разному служили одному делу — развитию человеческой культуры.

Бивни мамонта и моржа, мрамор и различные породы деревьев влияли на форму произведений изобразительного искусства. Потребности детей в игре вполне удовлетворяют игрушки из пластмассы, в чем-то они лучше деревянных, но из пластмассы еще никому не удавалось изготовить скрипку, равную по звучанию скрипке Страдивари.

Многие потребности, способы и средства их удовлетворения диктуются природой. Например, в не столь отдаленном прошлом у чукчей не было потребностей не только в книгах, но и во фруктах, поскольку они не подозревали об их существовании. Многие явления природы подсказывали научные открытия и изобретения. Наблюдая полет птиц, человек стремился к полетам и пришел к самолету, движения небесных светил подсказали ему многие вычисления, а смена природных ритмов — первые философские обобщения (идея цикличности).

Человек — высшее творение природы. Но отсюда нельзя сделать вывод, что и культура — творение природы. Культура — это творчество человека, который является связующим звеном между ней и природой. Природа существовала и может существовать без человека и без культуры, человек же не может порвать с природой, «убежать» от нее.

Некоторые исследователи даже считают, что главную роль в развитии культуры играет не человек, а различные вещи: напитки, пряности, деньги, источники энергии, дерево, уголь, города, географическое единство, климат и т. п. Это так называемый географический детерминизм (щедрость природы Африки и характер негров).

Так, например, французский историк Л. Февр писал, что смерть Венеции наступила после того, как был открыт морской путь вокруг Африки в Индию: Океан победил Море. Другой историк Ф. Бродель считает, что трудность при изготовлении сухарей есть, но изобретение сухарей позволило держать в Средиземном море огромный флот (нет хлеба — нет флота). «В истории пшеницы, — пишет он, — история цивилизации». Сахара когда-то была цветущей саванной, но бесчисленные стада домашних животных превратили ее в пустыню. Все это имеет значение для изучения материальной основы цивилизации, но при этом забывается, что главным, решающим элементом культуры является человек.

Читайте также:  Программы компьютерные для лечения зрения детей

Рассматривая основные тенденции взаимоотношения и взаимодействия человека и природы в динамике социально-культурной жизни, можно увидеть тенденцию гармонизации их отношений путем приспособления к ней. Противоречия между культурой и природой существуют, но исторический опыт человечества свидетельствует о том, что они порождаются «малокультур­ным» отношением к природе. Так, человек в период палеолита был охотником, природа была враждебна ему, над ним постоянно витал страх голодной смерти. Не случайно тотемизм был первой формой религии. Переход к земледелию и скотоводству, т. е. производящему хозяйству, изменил отношения человека и природы. Начался длительный период аграрной культуры. Бытие человека двойственно: с одной стороны — он активно действующее существо, с другой — он еще не оторван от природных условий своего существования, что говорит о большом значении природы в жизни человека.

Природный элемент в производительной деятельности человека преобладает, т. к. земля в качестве объекта труда и сам производитель не зависят от деятельных сил человека. Они только «встречаются» в процессе трудовой деятельности, но результат этой «встречи» в большей степени определяется стихийными силами природы. В сознании человека этот этап взаимодействия с природой отразился в земледельческих культах, в мифологизме, в антропоморфном восприятии мира (бог моря — Пойседон, бог солнца — Ра, бог скота — Белес и т. п.). Такое мировоззрение человека той эпохи базировалось на неотделенности культурного от природы. Это породило анимистические представления о Вселенной, т. е. одухотворенности предметов и явлений природы.

Взаимосвязь культуры и природы всегда была опосредствована мировосприятием человека. Мировые религии отражают этот процесс. Так, в индийской культурной традиции (индуизм, буддизм) с ее направленностью на достижение морального совершенства и состояния внутренней сосредоточенности, акцент делается на практическое отрицание мира. И как следствие — пассивное отношение человека к природе. Но в конкретном контакте с природой действует традиция уважения всего живого и не причинения вреда. С давних времен и до настоящего времени культура Индии, Китая, Япо­нии удерживала представление о божественной сущности природы.

В философских системах древности Индии, Китая и античной Греции были впервые сформулированы научные концепции человека, где он рассматривался как часть космоса. Человек может выступать как малый мир (микрокосм) и как большой мир (макрокосм).

Согласно представлениям древних китайцев, природа трактовалась как живой организм, а человек — как сочетание различных «стихий» космоса. Один из китайских мудрецов сказал: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». Наиболее самобытными и оригинальными концепциями человека в древнекитайской философии являются теории конфуцианства и даосизма.

Конфуцианство (основоположник — мудрец Конфуций, VI в. до н. э.) утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом, где каждому человеку отводилось право занимать предопределенное ему изначальное место. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому достичь того, к чему сам стремится, и не делать того, чего не желает себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли) и нормам, включающим этикет.

Другим важнейшим направлением древнекитайской философии, в котором особое внимание уделяется проблеме человека, являлся даосизм (основоположник Лао-цзы — VI в. до н. э.). Центральным понятием этого учения является «дао» — путь. Согласно учению даосизма, все в мире находится в движении, изменении, в пути; все непостоянно и конечно.

В европейской культуре с ее принципом прагматизма, доминирует принцип полезности в отношении к природе. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — утверждает герой романа «Отцы и дети» И. Тургенева. А персонаж горьковского рассказа «Мальва» — крестьянский парень Гаврила в ответ на восхищение женщины безбрежной картиной моря тоскливо говорит: «. Эх, кабы это земля бы, да чернозем бы, да распахать бы». Здесь мы встречаемся с западноевропейской традицией овладения природой.

В христианской культуре мира природный мир принимается на условиях его активного усовершенствования, т. к. человек — творение Бога и самим этим фактом призван творчески относиться к себе и к природе.

Эти радикальные изменения в соотношении природы и культуры наблюдаются и сейчас. В период промышленного культурного развития, т. е. следующего этапа культурной эволюции, человек не столько зависит от природных обстоятельств, сколько от исторически созданных условий производственной деятельности. В литературе, посвященной борьбе с экологическими злоупотреблениями, понятие «природа» нередко заменяется на словосочетание «природные ресурсы» или «сырье», в лучшем случае — на «естественные условия существования человека». В таких условиях речь идет не о гармонизации отношений между природой и культурой, природой и человеком, а о природе, как объекте утилитарного использования для своих потребностей.

В таких условиях возникает проблема человека и культуры и гармонизации этих взаимоотношений. Понимание природы как полезной вещи для человека губительно для культуры. На это обращали внимание многие выдающиеся философы. Гегель: «практическое отношение к природе обусловлено в общем заносчивостью, а последняя эгоистична. Потребность стремится к тому, чтобы употребить природу на свою пользу, стереть ее грани, выхолостить, короче говоря, уничтожить ее» [1].

К.Маркс: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно. оставляет после себя пустыню» [2]. С. Л.Рубинштейн предостерегал, что «культура, которая вообще изгнала бы из жизни природу, разрушила бы сама себя и стала нестерпимой» [3]. Такое влияние человека на природу может привести к пагубным последствиям и экологическим катастрофам.

1. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук в 2-х т. М., 1975. – Т. 2., с.12.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 32, с. 43.
3. Рубинштейн Л. С. Проблемы общей психологии, М., 1973, с. 62.
4. Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

Лекция 5. Философия природы

Читайте также:

  1. IV. Философия в поисках новых форм общественной солидарности
  2. IX. Философия и методология науки
  3. VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
  4. VI. Социальная философия
  5. VII. Философия истории
  6. А. Основы организации неживой природы
  7. А.Маслоу из книги Новые рубежи человеческой природы. М.1999.
  8. АНАЛИЗ ПРИРОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ
  9. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. Аналитическая философия и герменевтика (К.-О.Апель)
  12. Аналитическая философия науки

Понятие бытия. В широком, самом общем смысле понятие «бытие» означает «существование». В философии под бытием, как правило, понимают реальность, существующую объектив­но, т. е. независимо от человека. Следовательно, бытие – это материальное существование природной и социальной реальности (действительности). Раздел философии, посвя­щенный изучению наиболее общих проблем бытия, назы­вается онтологией.

Бытие – одно из фундаментальных философских понятий. Возникновение самой философии в определенной мере связано с постановкой и разрешением проблемы бытия. Одними из первых учение о бытии начали развивать древнегречес­кие философы. Они противопоставляли бытие и небытие. Постепенно оформились два различных понимания бытия:

• бытие – это нечто неизменное, единое, неподвижное (линия Парменида)

• бытие – это нечто изменчивое и претерпевающее постоянное становление (линия Гераклита).

Эти две линии прошли через всю историю философии и сохраняются по сей день.

Поскольку понятие «бытие» включает природную и со­циальную реальность, то условно можно выделить природное и со­циальное бытие.

Природное бытие охватывает множество различных вопросов. Мы рассмотрим только основные атрибуты природного бытия. Атрибут есть неотъемлемое, существен­ное свойство или качество чего-либо. Атрибутами природ­ного бытия являются:

— движение и развитие

— детерминизм и закономерность

— организованность и структурность

Понятие природы. Корни экологического кризиса. В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу и, следовательно, имели к ней различ­ное отношение. В широком смысле это все, что существует во Вселен­ной. В этом значении понятие «природа» почти совпадает с понятием «бытие». Но чаще понятие «природа» употреб­ляется в другом, более специальном значении – как сово­купность естественных условий существования человека и общества, все многообразие материальных и духовных тел и процессов.

В древнем мире, как правило, считалось, что природа (космос) есть бытие упорядоченное, организованное и конеч­ное. Оно имеет свое первоначало и подчиняется неким зако­нам или богам. Природа совершенна. Человек должен учиться у природы и стремить­ся к своему совершенству.

В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом. Истинное бытие – толь­ко Бог. Природа – отражение божественного мира, причем далеко не совершенное. Она не является истинным бытием, стоит ниже Бога. Все природное и материальное – тленно, греховно. Человек должен стремиться вырваться из природ­ного мира в мир божественный.

В философии эпохи Возрождения природный и боже­ственный миры сливаются воедино (пантеизм). Природа на­деляется божественными свойствами. Человек, как творец, уподобляется Богу. Природные (чувственные) устремления человека считаются естественными и нормальными.

В Новое время укрепляется научное и, вместе с тем, прак­тическое отношение к природе. Природный мир, как пола­гали многие философы, сотворен Богом, но существует по своим естественным законам (деизм). Природа – материаль­на и познаваема. Цель человека – познать законы природы и покорить ее, заставить служить себе и своим интересам.

Такое утилитарное, потребительское отношение к приро­де в Новейшее время укрепилось и породило закономерный результат – углубляющийся экологический кризис. С точки зрения философии, экологический кризис – это негативное влияние деятельности человека на окружающую природную среду. Причина негативного влияния в убеждении, что человек – царь, хозяин, господин природы, а она – его служанка. Такое отношение порожда­ет бездумное, хищническое, варварское отношение к при­роде.

Атрибуты бытия. Субстанция. Понятие субстанция означает сущность, первонача­ло, нечто, лежащее в основе. Природное бытие обладает суб­станциальностью, т.е. оно из чего-то состоит. Это что-то лежит в основе всех вещей. Поэтому философская проблема субстанции прежде всего заключается в вопросе: из чего со­стоит мир или что лежит в основе всех вещей? Эта проблема волновала умы мыслителей еще в глубокой древности. С того времени было предложено несколько ее решений:

• Монизм – концепция, согласно которой мир имеет только одно первоначало (т.е. одну субстанцию). Разновидности монизма:

— материалистический монизм — субстанцией является материя (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)

— идеалистический монизм – субстанцией является не­кое идеальное (т.е. духовное) начало — Бог, Дух, идея, логос, Космический Разум, Мировая душа и т.д. (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Гегель и др.);

— пантеистический монизм — субстанция понимается как тождество Духа (Бога) и Природы (Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская, Рерих).

• Дуализм – концепция, согласно которой мир имеет два первоначала – духовное и материальное (Рене Декарт (XVII в.)).

• Плюрализм — концепция, согласно которой мир имеет множество первоначал. Самый известный сторонник плюрализма — немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц. Такими первоначалами он считал монады – нематериальные частицы, из которых состоят предметы и живые существа. Самая высшая и совершенная монада – Бог.

Понятия духа и материи.

Дух. В философии оформились три основных ответа на воп­рос «Что есть дух?»:

— Дух есть нечто нематериальное, противоположное ве­щественному, телесному, материальному. Дух неуловим, неосязаем и непознаваем. Так думали, например, христи­анские философы Средних веков.

— Дух есть порождение высокоорганизованной материи. Он тесно с ней связан и не имеет никакой самостоятельности. Например, сознание человека – духовное образование, порождаемое биофизическими про­цессами мозга. Но продукты сознания – мысли, нематериальны, их невозможно как-либо зафиксировать. Так дума­ли материалисты – Маркс, Энгельс, Ленин.

В XX в. была доказана ошибочность такого понимания мысли. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит, материальное образование.

— Дух есть особое состояние материи – разреженное, утон­ченное и высокоорганизованное. Дух и материя – различ­ные состояния (полюса) единой космической субстанции («материя есть кристаллизованный дух»). Такая точка зре­ния характерна для эзотерической философии (Махатмы, Блаватская, Рерих и др.). Научные факты, получа­емые исследователями, все более убедительно свидетель­ствуют в пользу данной точки зрения. Оказалось, что различные духовные образования подлежат научному изу­чению и фиксации (мысли, аура, фантомы сознания – тон­кие энергетические тела человека и т.д.).

Материя.Представления о материи в истории философии не единожды изменялись. Так, например, у Аристотеля мате­рия – пассивное, неорганизованное начало, которое нуждается в форме. Форма – то, что придает материи содер­жание и позволяет существовать в виде определенной вещи. Например, форма человека – его душа.

В Средние века мате­риальные вещи противопоставлялись духовным образовани­ям – Богу, божественному миру, ангелам и т.д.

В Новое время понятие «материя» отождествлялось с понятием «веще­ство». Но с развитием физики эти понятия были разведены. Веществом стали называть лишь один из видов материи.

Широко известно определение материи, сделанное Лениным: материя есть объективная реальность, существующая вне человеческого сознания. С позиций современной науки это определение является неточным. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит материальное образование.

Материя существует вечно, она неуничтожима и неисчерпаема, постоянно видоизменяется и переходит из одного состояния в другое.

Современная наука выделяет два основных вида материи – (веще­ство и поле) и две основных формы существования материи (пространство, время).

Вещество— вид материи, обладающая дискретным (прерывистым) строением и массой покоя. Частицы вещества – кварки, протоны, нейтроны, атомы, молекулы и т. д.

Физическое поле— вид материи, обладающий непрерывностью и отсутствием массы покоя. Частицы поля – кванты. Современной науке известны четыре вида полей – гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное и сильное ядерное. Некоторые физики полагают, что существует и пятый вид – торсионное поле (порождаемое процессами вращения).

Читайте также:  Что такое познание с точки зрения гегеля

Пространствоесть способность материальных тел зани­мать определенное местоположение, или распола­гаться относительно других тел. Размерность физического пространства в макромире равна трем, однако ученые и философы полагают, что размерность пространства как в макро-, так и в мегамирах может быть выше трех.

Времяесть длительность или скорость развития мате­риальных процессов, их ритм или темп. Размерность вре­мени в физическом макромире равна единице, т. е. оно одномерно.

Движение и развитие. В природном мире все подлежит изменениям. Всякое изменение материи в философии называется движением.Существуют сле­дующие формы движения материи:

механическое — перемещение, например, шара по плос­кости;

— физическое — например, ядерная реакция;

— химическое — например, химическая реакция окисления;

— биологическое — например, деление клетки;

— психическое — например, ощущение или мышление;

— социальное — например, социальная революция;

— космическое- например, расширение межгалактического пространства Вселенной.

Сложный вид изменений и движения называется разви­тием,или более точно: развитие есть направленные, каче­ственные, необратимые изменения сложных системных объектов.

Детерминизм и закономерность.Детерминизм или принцип причинности предполагает обусловленность одних явлений другими явлениями. Его основная идея состоит в том, что никакое событие в природе не может произойти само по себе. Оно должно быть порождено другими событиями, которые выс­тупают по отношению к нему как причины.

Другое важнейшее основание детерминизма – принцип закономерности, согласно которому взаимодействия меж­ду природными объектами происходят по определенным устойчивым схемам. Такие схемы называются законами.

Например, схема взаимодействия камня и Зем­ли всегда одинакова (устой­чива). Камень будет притягиваться к Земле, т.е. падать. Это падение объясняется законом гравитации (притяжения). Если однажды камень зависнет в воздухе и не упадет на Зем­лю, не следует торопиться объявлять это «чудом» в религиоз­ном смысле этого понятия, т.е. как нечто сверхъестественное, необъяснимое с точки зрения причинности и закономернос­ти. Если камень завис, значит, на него действует неизвест­ная сила, причинность и закономерность действия которой необходимо установить. Возможно, это будет сделать не­просто. Но это не означает нарушения причинности и зако­номерности как базовых принципов научно-философского познания мира.

Организованность. Структурность. Многомерность.Очевидно, что в природном мире существует как по­рядок, так и беспорядок. Тем не менее, упорядоченность, или организованность, материального и духовного бытия во мно­гих явлениях и процессах явно преобладает над хаосом.

Это поняли еще древние греки. Не случайно ими было сформули­ровано понятие космос,которое означало упорядоченное, организованное, конечное бытие в противовес хаосу — бы­тию неупорядоченному и бесконечному.

В настоящее время наука объясняет происхождение Кос­моса на основе теории Большого Взрыва: мно­го миллиардов лет назад космическое пространство было сжато в единую сверхплотную вакуумную точку. В результа­те неизвестных процессов в недрах вакуума произошел огромный (взрывной) выброс энергии и расширение космического пространства, которое продолжается до сих пор. Постепенно, по мере рас­ширения Космоса, стали образовываться микрочастицы и космические тела-галактики, звезды, планеты и т. д.

Материя в Космосе имеет определенную структурность — это организованность, упорядоченность в системы, элементы которых связаны между сорбой.

В самом общем виде выделяют три уровня организации материи в Космосе: микромир (физический вакуум, элементарные частицы), макромир (макротела, молекулы), мегамир (планеты, планетные системы и звёзды, галактики, метагалактика (доступная изучению часть Вселенной)).

Важный атрибут космического бытия и материи — мно­гомерность.Долгое время ученые думали, что существуют только три пространственных размерности и одна времен­ная. Однако оказалось, что физические теории, объясняющие структуру и взаимодей­ствия микрочастиц, свидетельствуют об их многомерности. Сейчас в науке укрепляется убеждение, что многомерность может существовать не только в микро-, но и в макро- и мега-мирах.

Эзотерическая философия уже давно обосновывает эту идею. В Космосе, кроме нашего мира, могут существовать миры иных измерений. Причем эти миры находятся не где-то далеко, а параллельны с нашим. Их называют «тонкие миры», «духовные сферы бытия», «внут­ренний космос», «астральный и ментальный миры» и т.д. Многие древние философы и ряд современных ученых полага­ют, что сознание человека во время сна и после смерти биологического тела пребывает в этих мирах. В настоящее вре­мя в науке разворачиваются теоретические и эксперимен­тальные исследования этих проблем.

Дифференцированность.Понятие дифференцированность означает разъеди­ненность, расчлененность на отдельные фрагменты и образо­вания. Материя не только структурирована и организована, но и разделена. Например, то, что каждый процесс или явление имеет свои противопо­ложные, полярные свойства – положитель­ные и отрицательные заряды в электричестве, разделение полов и т.д.

Дифференцированность проявляется в дискретности — вещество состоит из отдельных микрочастиц, общество со­стоит из отдельных индивидов, галактики состоят из отдель­ных звезд и планет и т.д.

Философы утверждают, что возможны и недифференци­рованные состояния материи. В таком состоянии материя, вероятно, находилась до появления Вселенной из вакуум­ной точки.

Жизнь. В изучении жизни главными являются три вопроса: Что есть жизнь? Когда и как она появилась? В каких формах она существует?

На вопрос: «Когда и как появилась жизнь?» в философии существуют два ответа. Философы-материалисты (Маркс, Эн­гельс, Ленин) утверждали, что жизнь есть свойство высоко организованной материи, которое появляется на опреде­ленной (биологической) ступени ее эволюции. Согласно этой точке зрения природу принято делить на неживую и живую. Живые объекты природы появляются из неживых случай­но или закономерно (единого мнения на этот счет нет).

Согласно другой точке зрения, которая называется жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой (Платон, Анаксимен, Аристотель и др.).

Краеугольным является вопрос «Что есть жизнь?», так как от ответа на него зависят ответы и на другие вопросы. Материалисты воспринимали жизнь только в биологическом смысле, поэтому наука долгое время признавала живыми исключительно биологические существа. Однако оказалось, что жизнь может существовать и в небиологической — энерге­тической (полевой) форме.

Наиболее глубокое определение жизни дают эзотерический буддизм и йога. Жизнь в этих учениях отож­дествляется с движением материи и понимает­ся как всякое изменение и взаимодействие материи. Она существовала всегда, но в различных формах и видах, мно­гие из которых человеку пока не известны.

В XX в. началось целенаправленное изучение энергетичес­ких форм жизни — тонкоматериальных полевых образований. Результаты, полученные исследователями, противоречили узким материалистическим представлениям о жизни и сви­детельствовали в пользу древней восточной философии. Научное определение жизни – форма существования живой материи, состоящая в обмене веществом, энергией и информацией с окружающей средой, в их переработке для осуществления своих функций.

Сознание.Сознание изучается многими научными дисциплина­ми, центральное место среди которых занимают философия и психология. Сознание – это особая функция или способность материи (духа), которая заключается в субъективном отражении и предвосхищении объективной действительности. Существуют три основные точки зрения на проблему происхождения сознания:

— сознание есть продукт высокоорганизованной материи (марксизм и др.);

— сознание (дух) существует изначально до появления материи (идеалистическая философия — Аристотель, Августин, Аквинский, Гегель и др.);

— сознание — имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) свойство субстанции, которое существует вечно, но по-разному проявляется во множестве всевозможных материальных форм и имеет различные степени развития (эзотерическая философия — Махатмы, Блаватская, Ре­рих и др.).

Наука XIX — XX вв. воспринимала сознание механистич­но, ориентируясь на первую из указанных точек зрения. Ученые думали, что сознание человека порождается, пол­ностью зависит и может быть объяснено биофизической активностью мозга. Но оказалось, что на самом деле все на­много сложнее. Было установлено, что сознание может со­хранять свою активность во время полной остановки биофизических мозговых процессов (клиническая смерть). Подобные феномены нашли свое объяснение в развивающей­ся энерго-информационной концепциисознания, в которой оно трактуется как особое энергетическое явление (функ­ция), связанное с полевыми формами материи.

Мозг осуществляет связь между миром идеальным и материальным. в мозге – 10 млрд. нервный клеток (нейронов). Мы очень много знаем о том, что делает мозг, и очень мало о том, как делает.

Связь, детерминизм, развитие.Еще в древности люди начали понимать, что раз­личные природные процессы и явления существуют не сами по себе, а так или иначе взаимосвязаныдруг с другом. Гром и молния связаны с дождем; хороший урожай – с дос­таточным количеством влаги и тепла. Представление о взаимосвязи отдельных природных объектов и явлений нашло свое отражение уже в ран­них философских учениях. Однако идея всеобщей взаимо­связиявлений и процессов бытия входила в науку и философию достаточно долго. Наибольшее количество споров вызывала не просто взаимосвязь, а всеобщая взаимосвязь в природе. До сих пор эта идея имеет своих противников, несмотря на убе­дительные аргументы естествознания. Так, мир является еди­ным целым, например, потому, что все его элементы связаны между собой силами гравитации (притяжения).

Почему же идея всеобщей взаимосвязи вызывала и вы­зывает столько споров? Дело в том, что всеобщие (универ­сальные) связи бытия не так наглядны и понятны, как связи между отдельными явлениями. Их понимание требует не просто наблюдений, но познания определенных закономер­ностей, которые часто именуют диалектическими (от слова «диалектика»).

Виды универсальных связей бытия. Универсальные связи бытия делят на две группы:

• структурные связи выражают организованность бытия, его упорядоченность в системы, элементы которых связаны между собой.

• причинно-следственные связи (детерминизм) – выражают обусловленность одних явле­ний другими. Известно пять основных исторических форм детер­минизма:

кармический детерминизм: основан на учении о карме, в котором признается сложная причинная обусловленность и закономерность явлений природы, общественной жизни и психики человека (в буддизме, йоге и других школах ин­дийской философии).

теологический детерминизм:Бог — причина всех событий (христианская, исламская теология Средних веков).

механистический детерминизм: причинно-следственные связи считались жесткими и постоянными, случай­ности исключались (был распространен в Европе в Новое время; Ньютон и др.).

статистический,иливероятностный, детерминизм: при­чина и следствие связаны не жестко, а вероятностно, допус­каются случайности и неопределенности (современная наука).

Изменения и развитие.Давно замечено, что в природе нет ничего постоян­ного и устойчивого. Постепенно, медленно или быстро, все претерпевает определенные изменения. Направленные, качественные, необратимые изменения сложных систем называются развитием. Все виды развития по направленности разделяются на:

• прогресс — вид развития, при котором наблюдается пе­реход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.

• регресс(инволюция или деградация) — вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизо­ванных форм к низшим, малоорганизованным формам.

• одноплоскостное развитиеосуществляется в пределах одного уровня или плоскости, переход системы в более вы­сокоорганизованное или малоорганизованное состояние не наблюдается.

• цикличное развитиеосуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса, однако система возвращается в исходное состояние.

По качеству все виды развития делятся на:

• эволюцию– плавное, постепенное из­менение системы. Когда говорят «эволюция», то, как прави­ло, предполагают изменения в сторону совершенствования (например развитие живых существ). Изменения в противо­положную сторону называют «инволюция» (регресс, дегра­дация).

• революция– резкое, быстрое, качественное изменение системы. Такой вид развития может наблюдаться как в природе (взрыв сверх­новой звезды и т.д.), так и в обществе (социально-полити­ческая революция, научная революция и т. д.).

В природной и общественной жизни происходят все пе­речисленные виды развития. Одни из них наблюдаются чаще (прогресс, регресс, эволюция), другие реже (одноплоскостное и цикличное развитие, революция). Однако многие философы и ученые полагают, что природа и общество вклю­чены в глобальный процесс космической эволюции, в кото­ром осуществляется совершенствование материи и духа.

Диалектика.Диалектика – философское учение о развитии и взаи­модействии противоположностей. Отцом диалекти­ки как целостного учения считают немецкого философа Георга Гегеля, которому удалось сформулировать ее основные законы и понятия.

Диалектика основана на нескольких фундаменталь­ных идеях:

— все в природе подлежит непрерывным изменениям и развитию;

— явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью;

— существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

Существуют три закона развития, или закона диалектики.

• Закон единства и противостояния противоположнос­тей.Каждое явление или процесс есть противоречивое совмещение противоположных (полярных) качеств, свойств или признаков (каждый момент времени заключает элемент прошлого и элемент будущего; знание всегда содержит в себе элементы незнания). Взаимодей­ствие противоположностей является причиной (источником) развития

• Закон перехода количественных изменений в каче­ственные.Постепенное и незаметное накапливание количе­ственных изменений рано или поздно неизбежно приводит
к появлению нового качественного свойства. Например, постепенное охлаж­дение воды приводит ее в новое состояние – она становится твердой (лед). Физико-механические свойства льда отлича­ются от свойств воды.

• Закон двойного отрицания.Возьмем, например, зерно и посадим его в зем­лю. Когда появляется росток, зерно раз­рушается. Это есть отрицание предыдущего состояния. Однако постепенно росток развивается, и, в конечном счете, на нем появляются новые зерна. Новое зерно отрица­ет предыдущую фазу ростка и являет собой синтез первой и второй фаз развития.

То есть развитие осуществляется по спи­рали, где следующий виток повторяет траекторию преды­дущего, но, вместе с тем, разворачивается на ином – более высоком уровне.

Диалектический и догматический методы мышления.В философском, сознании долгое вре­мя господствовал догматический способ мышления, при котором внимание уделяется отдельным элементам, качествам и ха­рактеристикам предметов, явлений и процессов. Предпола­гается, что они не зависят друг от друга. Мир видится преимущественно статичным, развитие учитывается слабо или не учитывается совсем.

Диалектическое мышление предполагает единство и вза­имодействие полярных сил, многообразие связей, измене­ния и развитие различных предметов, явлений и процессов.

Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 1884 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
  • http://studwood.ru/952995/filosofiya/priroda
  • http://studfiles.net/preview/3048826/page:50/
  • http://lyusia.com/priroda-i-my-otnoshenie-cheloveka-k-prirode
  • http://www.mudriyfilosof.ru/2016/03/problema-vzaimootnoshenij-cheloveka-i-prirody.html
  • http://studopedia.su/14_24627_lektsiya--filosofiya-prirodi.html