Меню Рубрики

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры

мода и девиация.docx

Социальное творчество как позитивно отклоняющееся поведение.

«Я не сумасшедший.

Только ум мой не такой, как у вас».

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам – субъектам отклоняющегося поведения – относят людей, представляющих определенную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так. Социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако, существуют также позитивные девиации в поведении, т.е. культурно одобряемые отклонения, к которым относится социальное творчество.

Социальное творчество — наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива. К наиболее ярким представителям данной положительной девиации можно отнести политических радикалов, художников-новаторов, великих полководцев и государственных деятелей. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Первоначальное неприятие великих творений с последующим (чаще всего — слишком поздним для их создателей) признанием, восхищением и почитанием — это нормальное явление для науки, техники, искусства. И это понятно, поскольку новое всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления и потому воспринимается как аномалия. При этом, чем значительнее новое отличается от привычного, обыденного, усвоенного, тем более аномально оно выглядит. Всех новаторов считали на протяжении веков либо сумасшедшими, либо колдунами, и судьба их была незавидной – а все потому, что они выделялись на фоне общественности.

Виды социального творчества

Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

1. Общественно-политическое творчество:

  • антивоенное движение;
  • религиозное и экстремистское;
  • историко-культурное и экологическое и другие.

2. Производственно-техническое творчество:

  • конструирование;
  • моделирование;
  • изобретательство;

3. Художественное творчество:

  • самодеятельность (фольклор);
  • массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);
  • народно-художественные промыслы и ремесла;
  • авторская самодеятельность;

4. Естественно-научное творчество:

  • краеведение, природоведение;
  • садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;
  • любители астрономии, физики, математики, географии и т. д.

5. Спортивное творчество:

  • туризм, альпинизм;
  • фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

6. Неординарные формы творчества:

  • конкурсы красоты, дизайнерские показы;
  • коллекционирование (филателисты(марки), нумизматы(монеты) и др
  • дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.

Социальное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.

Мода как специфическая форма девиантного поведения.

Мода – неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. По определению:

Мо́да (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. В понятие моды также включается предпочитаемый в данную эпоху тип человеческого тела (например, во времена Рубенса ценилось пышное тело, а в начале XXI века ценится стройность).

Сегодня мода во многом определяет мировоззрение современного человека. Она отражает стремление «выделиться» или «быть как все».

Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, – и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи – от музыки до религии, и особенно этому подвержены молодые люди.

Жертва моды — термин, принадлежит дизайнеру Оскару де ла Рента и обозначает одиниз феноменов повседневной жизни — человека, до крайностей подчиняющегося веяниям моды, тем самым выходя за рамки здравого смысла. Само понятие «жертва моды» возникло после Великой французской революции 1789 года. Victimes de la mode (с фр. «жертвы моды») — так называли молодых девушек, выбегавших зимой в недавно вошедших в моду шифоновых платьях, и, как результат, огромное количество летальных исходов пневмонии.

Характерные признаки жертв моды:

  • крайне высокая степень интерес а к моде и гламуру;
  • лейбломания — погоня за модными лейблами(в одежде и других категориях продукции для потребления);
  • крайности в выборе одежды: согласно деловому сленгу индустрии моды, человека, который одет-обут не просто в вещи одной марки, но ещё и из коллекции одного сезона, назовут «фэшн виктим»;
  • слепое подражание эталонам и иконам стиля, доходящее до абсурда;
  • ониомания или шопоголизм
  • увлечение увлечение пластическими операциями
  • чрезмерное увлечение диетами и как следствие, анорексия или булемия
  • танорексия — чрезмерное увлечение загаром (как следствие, преждевременное старение кожи, воспаление лимфоузлов или онко-заболевани я);
  • выбор одежды и обуви в угоду красоты и моды, а не удобства и отсутствия опасности для здоровья:
    • постоянное ношение высоких каблуков и неудобной обуви и, как следствие, деформация стопы, искривление позвоночника и смещение внутренних органов;
    • одежда и обувь не по погоде и, как следствие, переохлаждение внутренних органов, пневмония
    • увлечение лакированной обувью, не позволяющей коже дышать, и, как результат, кожные заболевания.
    • Тату-зависимость
    • И многое другое…

Изучение разнообразных племен, ведущих и поныне первобытный образ жизни, наиболее ярко подтверждает то, насколько разнообразными и экстравагантными могут быть представления о женской красоте. Приведу лишь несколько примеров:

  • – Женщины из Мьянауна (Бирма) гордятся в первую очередь своими шеями. И гордиться есть чем – шеи красавиц порой достигают 50 см! Вытягивают их при помощи медных колец, одеваемых на шею с детства, число которых постоянно растет.
  • Девушки из эфиопских племен сурма и музи аналогичным образом «раскатывают» себе губу: вживляют в нее глиняный диск, постепенно увеличивая его размер. Это ужасное, с точки зрения европейца, украшение носит и «экономическую» подоплеку: чем больше девушка «раскатает» губу, тем больше скота дадут ее семье, когда придет время выходить замуж. Некоторые исследователи считают, что «губатая» традиция зародилась как способ избежать увода женщин племени захватчиками.
  • Жительницы же острова Борнео считают верхом красоты оттянутые до плеч уши, чего добиваются, подвешивая к мочкам бронзовые гирьки. Со временем вес таких «сережек» может достигнуть 3 кг!
  • Для племени карамоджонгов (на границе Судана и Уганды) украшением женщины считаются особые фигурные наросты на теле. Ради этих «прелестей» женщинам приходится вытерпеть мучительную процедуру: кожа лица и тела надрезается железными крючьями и затем в течение месяца посыпается пеплом.
  • Жительницы Соломоновых островов, вступая в брак, лишаются верхних резцов. Их торжественно выбивает дядя невесты по материнской линии с помощью камня и заостренной палки.
  • Матери из племени индейцев типо (Бразилия) сдавливают лица своих дочерей деревянными палками. И это не наказание за плохое поведение – просто, не дай Бог, вырастет дочка с круглым лицом и будет посмешищем! Лицо должно быть вытянутое и очень узкое.
  • А в племени туарегов из пустыни Сахара позором для женщин считается… худоба! Красавица должна иметь множество складок на боках, большой живот и лоснящееся лицо. Достичь этого «идеала» ненамного легче, нежели сбросить лишний вес. Для «увеличения красоты» девочек с малолетства помещают в палатки, где они мало двигаются и в обилии поглощают верблюжье молоко
  • Думаете, что это страшно? В елизаветинскую эпоху модницы «носили» высокое чело — для этого приходилось бы подбривать волосы надо лбом, а брови и ресницы выщипывать. А для придания лицу «супер-модного» бледного, с голубым оттенком цвета, вы, как женщина высшего сословия, покрыли бы свою кожу средствами, содержащими свинец. Ну и пусть, что все это может закончиться периферической невропатией, анемией и хронической почечной недостаточностью!
  • Лотосовые ножки На протяжении тысячелетия в Китае крохотные ножки считались едва ли не главным достоинством женщины. В возрасте шести-семи лет девочкам начинали бинтовать ступни.Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались. Через два-три года, если девочка выживала, нога была «готова». Длина ступни не превышала 7-10 см. Молодая китаянка с большим трудом могла ходить без посторонней помощи. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность. Беспомощность, с одной стороны, свидетельствовала о знатном происхождении. Это значило, что девушка не знает работы, и даже ходить ей нет нужды — ее носят на руках слуги. С другой стороны, покалеченные ноги помогали контролировать девушку, блюсти ее нравственность и гарантировали, что она не пойдет куда-нибудь на свидание. В разных регионах Китая существовала мода на разные способы бинтования ног. Где-то была в почете более узкая ступня, где-то — более короткая. Насчитывалось несколько десятков разновидностей — «лепесток лотоса», «молодая луна», «стройная дуга», «побег бамбука» и прочее. Как ни странно, многие китаянки пожилого возраста, прошедшие через муки бинтования более 70ти лет назад, до сих пор гордятся своими «лотосовыми ножками».Но откуда это все началось? По преданию, одна придворная дама, по фамилии Ю, славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

«Отклоняющееся поведение»

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6 г. Мурома.

Тема: «Отклоняющееся поведение».

ученица 8г класса

1) Норма и отклонение от неё…………………………………………………………………4

2) Понятие отклоняющегося поведения; причины его появления…………4-6

3)Классификация видов отклоняющегося поведения………………………………6-7

Выбирая тему реферата, я, прежде всего, руководствовалась тем, насколько она актуальна для нашего времени.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и не писанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам.

Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности (подросток стал заядлым курильщиком), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботиться о малолетних детях), на уровне государства ( за предоставления необходимого документа чиновник вымогает взятку ). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность.

Степень изученности данной проблемы велика.

Целью работы является:

Определить понятие «социальная норма».

Рассмотреть понятие «отклоняющееся поведение».

Проанализировать различные виды отклоняющегося поведения (преступность, алкоголизм, курение, наркомания).

Сделать выводы о проделанной работе по данной теме.

Проблема данной темы: «Может ли общество до конца искоренить отклоняющееся поведение?»

Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:

Отобрать учебной литературы по данной теме.

1) Норма и отклонение от нее.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом — никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения. Отклоняющееся поведения приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов. Сейчас усиливаются негативные поведения как — корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.

Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд функциональных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории «социальная норма» и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

Читайте также:  Показатели зрения у детей 5 лет

В кризисные моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс получает развитие преступности. Например, результаты социологического исследования показали, что некоторые люди совершали противоправные действия, но в целом оценивают это как аморальное.

2) Понятие отклоняющегося поведения; причины его появления.

В обществе существуют общепринятые нормы и система социального контроля, призванная регулировать поведение людей в соответствии с этими нормами. Вместе с тем нередки ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами. Такое поведение называется отклоняющимся.

К сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых.

Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению психологов, представляет собой процесс побуждения личности к совершению тех или иных действий. Наиболее частыми мотивами отклоняющегося поведения подростков специалисты называют:

1) попытки самоутверждения;
2) протест против действительности, несправедливости взрослых;
3) стремление обратить на себя внимание взрослых;
4) корыстные цели и т.д. [1]

Для определения особенностей отклоняющегося поведения детей и подростков столь же значимым является выяснение причин , толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин. В качестве таких причин чаще всего выступают:
• дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;
• деформация ценностных ориентаций (несоответствие потребностей возможностям);

• отрицательное влияние ближайшего окружения;

• эмоциональная неразвитость;
• недостаточная правовая информированность;
• незнание социальных норм;
• развод родителей;
• смерть близкого человека;
• низкая досуговая культура;
• особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);
• психическое заболевание и т.д.

Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи.

В ряде случаев причина становится побудителем конкретного вида

отклоняющегося поведения, т.е. существует причинно-следственная связь,

которую можно предвидеть с той или иной долей вероятности. Данный

феномен представляет особую важность для специалистов-практиков, осуществляющих превентивную работу с несовершеннолетними «группы риска». К примеру, смерть близкого человека или развод родителей могут спровоцировать суицидальное поведение ребёнка; физическое насилие в отношении ребёнка порождает ответную агрессию и т.п. Вместе с тем наблюдаются и парадоксальные зависимости: исследования психологов свидетельствуют, что алкоголизация родителей определяет не столько последующее алкогольное пристрастие подростка, что было бы логично, сколько его повышенную склонность к наркотикам.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества-с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.

Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с этим в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

3) Классификация видов отклоняющегося поведения.

Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения. [2] [2] Ковалев А.И., Социализация личности: норма и отклонение

В структуру школьной дезадаптаци наряду с такими ее проявлениями, как

неуспеваемость, нарушение взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о наиболее распространенных поведенческих отклонениях сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, агрессивное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной-социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление пситхотропных веществ (алкоголь, наркотики), бродяжничество, совершение преступлений.

Еще более запутан вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о девиантном поведении на этом «несамостоятельном» этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто сталкиваются с такими негативными проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение и т. д..

Антисоциальное (делинквентное) поведение-поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружаюжих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды делинквентного поведения как: хулиганство, кража, грабежи. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) распространены такие формы как жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги.

Асоциальное поведение-это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, графити, сленг, татуировки.

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Исследования, проведенные в 30-е годы XX века представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые«преступные районы» — районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений.

В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую. В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Безусловно велика роль семейного неблагополучия в формировании группового преступного поведения подростков. По оценкам, сегодня в России действуют более 1000 молодёжных преступных банд, в которых за один 2000 год совершили преступления 1200 несовершеннолетних. Превалирующий групповой характер асоциальных действий несовершеннолетних, составляющий 64,2% всех преступлений, свойствен подросткам со слабо выраженными волевыми признаками, с низкой самооценкой и отсутствием стремления к лидерству. Формирование таких личностных качеств ребёнка связано с деформациями семейного воспитания, в частности, с ростом насилия в семье, духовной обеднённостью и эмоциональной ограниченностью взрослых членов семейной группы. Дети с такими психологическими характеристиками проявляют себя в среде сверстников скорее ведомыми, чем ведущими, и легко идут на групповые правонарушения. [3]
Одной из самых агрессивных организованных молодёжных группировок является движение скинхедов, или бритоголовых. Прикрываясь лозунгами неонацизма, расового превосходства, члены банды на самом деле следуют инстинкту разрушения, терроризируя окружающих, выдвигая национальные или иные лозунги. Непременными атрибутами скинхеда являются бритая голова, чёрная кожаная куртка, закатанные джинсы, ботинки, подбитые сталью, и наркотики. В российской реальности явление скинхедов мало изучено,

однако, исходя из данных американских исследований, можно предполагать средний возраст членов банды от 16 до 19 лет, а самый ранний — от 13–14 лет.

Как правило, скинхеды происходят из распавшихся, материально необеспеченных семей. Агрессия и ненависть, характерные для этих подростков, проявляются как компенсаторная реакция на перенесённые в детстве унижения, отсутствие любви и отстранённость родителей.

Ещё одна девиантная группировка молодёжи, включающая несовершеннолетних, в отличие от демонстративности скинхедов носит закрытый, тайный характер: это движение сатанистов . Идеология сатанистов — поклонение дьяволу посредством выполнения ряда ритуальных действий,

которые по силе воздействия могут привести к серьёзным психическим расстройствам личности. Сатанисты отличаются выраженной ориентацией на групповое поведение, подражают друг другу и оказывают доминирующее влияние друг на друга. Подростки, приобщаясь к культу сатанизма, как бы оправдывают его идеологией свои антисоциальные побуждения, вызванные семейным неблагополучием. Родители в таких семьях злоупотребляют алкоголем, отвергают или излишне критикуют ребёнка. Их дети ищут в движении сатанизма возможность ощутить власть над другими, компенсировать посредством асоциальных действий сформированные семьёй низкую самооценку, тревожность, социальное одиночество.(см.рисунок 1)

Преступность — отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Вероятно, и нам надо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Миневры, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино водой. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в ХVI в. На протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие, оставались для большинства населения предметом роскоши: они были дороги и малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а ХХ в. усугубил

весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма. Данные социологических исследований выявляют любопытную

картину. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство — большое зло, с другой — то же подавляющее большинство либо пьет, либо«выпивает, как все»; около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека, а одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное. 40 % опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около50 % всех разводов также связано с пьянством.

По данным исследования, проведённого Министерством образования России в учебных заведениях, лишь 11% подростков не употребляют никаких алкогольных напитков. В то же время 6% учащихся потребляют алкоголь ежедневно, каждый пятый выпивает один раз в два-три дня. Меняется природа подросткового алкоголизма, в рамках которой серьёзной социальной проблемой становится пивной алкоголизм: 76% всех несовершеннолетних потребляют пиво. Снижается средний возраст приобщения детей к алкоголю с 15,5 лет в 1991 году до 11 лет в 2001 году.

Известно, что алкоголь притупляет самоконтроль и способствует аффективным поведенческим проявлениям: только в 2001 году 31,1тысячи несовершеннолетних были привлечены к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений в состоянии алкогольного опьянения [23, c. 208–209].

Читайте также:  Витамин а участие в акте зрения

Семья практически никак не противостоит приобщению детей к спиртным напиткам, поскольку алкоголизм в настоящее время приобрёл характер «семейной болезни». В связи с высокой массовостью такая форма поведения населения пользуется определённой терпимостью со стороны общества. Дети в алкогольной семье репродуцируют родительские пристрастия, поэтому профилактика подросткового алкоголизма может быть успешной только при вовлечении в лечебный процесс всей семьи.(см. рисунок 2)

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий

составляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы

социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в- третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих,

непьющих, пьющих умеренно; распределения потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам.

Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Эти модели сложились исторически и проявляются в традициях потребления алкоголя у разных народов.Винная модель получила распространение в таких странах, как Франция, Италия, Португалия, Армения, Грузия, Молдавия. Для нее характерно регулярное потребление слабого виноградного вина за обедом и ужином.

Сравнительно равномерно и распределение объема потребляемого алкоголя между различными группами населения. Этой модели присуще чрезвычайно высокое суммарное потребление алкогольных напитков (к началу 80-х годов во Франции — 15,8 литра абсолютного алкоголя на человека в год, в Италии -13,9 литра), хотя негативные последствия этого несколько смягчаются некоторыми факторами, но не устраняются полностью. Особую проблему в этих странах представляет такое последствие алкоголизма, как угроза здоровью пьющих и их потомства. Водочная модель традиционно преобладает в Польше, России, Финляндии, Швеции и других странах, где на крепкие напитки приходится до половины и более суммарного употребления алкоголя. Для этой модели характерны: высокая неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди населения, существование групп, резко выделяющихся неумеренностью и асоциальным поведением, сильное опьянение как сознательно достигаемая цель потребления. Страны преимущественно водочной модели, заметно уступая «винным» по суммарному потреблению алкоголя на душу населения в год, зачастую имеют не меньше отрицательных последствий. Пивная модель близка к винной; по уровню потребления алкоголя «пивные» страны занимают среднее место. [4]

Следовательно, уровень потребления алкоголя лишь косвенно отражает степень развития пьянства. Кроме того, сегодня существует тенденция размывания национальной специфики алкогольного потребления. В России рост в общем

[4] О. Д. Абрамович — Н.Р. Казарян — В.Н. Копасова «Как бросить пить?»2003г. С. 74-89

Следовательно, уровень потребления алкоголя лишь косвенно отражает степень развития пьянства. Кроме того, сегодня существует тенденция размывания национальной специфики алкогольного потребления. В России рост в общем объеме употребляемых алкогольных напитков доли пива и вина, к сожалению, не связан с сокращением количества водки. Фактически употребление водки дополняется употреблением менее концентрированных алкогольных напитков. Уточнить алкогольную ситуацию можно, изучая последствия употребления

алкоголя: количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю в общем объеме преступлений; количество и долю несчастных случаев на почве пьянства, число доставленных в вытрезвитель, хронических алкоголиков и т.п. последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не поддается

материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия).

Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней.

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков — жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер.

Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте».

Обнаруживается, что сегодня население гораздо лучше информировано об опасных последствиях потребления наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию: 12,2 % считают его пагубным, 65,5 % относятся отрицательно. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим.

Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определенной стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Одной из самых больных проблем отклоняющегося поведения подростков в современном мире является подростковая наркомания . О масштабах этого асоциального явления в России можно судить по следующей статистике: за 1995–2001 гг. число детей, больных алкоголизмом возросло в 2 раза, токсикоманией — в 3,3 раза, наркоманией — в 17,5 раза. Средний возраст приобщения к наркотикам — 15 лет.

Распространённость употребления наркотических веществ среди подростков в 4,3 раза выше, чем в среднем по всему населению. Детская смертность от наркотиков в 2003 году увеличилась по сравнению с 1990 годом в 42 раза.

Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах Московской области в 2002 году, обнаружили следующие мотивы (сохраняется вербальная особенность ответов):

• они помогают отвлечься от личных неприятностей — 50%
• это приятно, от них «балдеешь» — 40%
• все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной» — 35%
• употреблять наркотик — это «круто» — 23%
• на дискотеке надо делать то, что делают все — 13%

Указанные мотивы как внутренние побуждения личности требуют причинного объяснения: 50% подростков используют наркотик для ухода от личных проблем, преодолевать которые волевым усилием их не обучили в семье. Ещё 40% школьников воспитывались в семьях, где желания ребёнка возводились в культ, поэтому жизненным принципом этих подростков становится получение удовольствия. Следующие 35% школьников страдают синдромом подражания, нежеланием вступать в конфликт с референтной группой сверстников. В их личностных характеристиках отсутствуют такие важные компоненты социальной зрелости, как независимость, самодостаточность, умение отстаивать свою позицию, которые формируются в семье при правильном соотношении родительской поддержки и контроля. Еще 23% подростков рассматривают потребление наркотиков как способ самоутверждения, обретения высокого статуса в группе сверстников. В этом случае имеет место деформированная система ценностей, что также следует понимать как упущение родительского воспитания. Наконец, 13% подростков предпочитают уступить друзьям в ситуации предложения ими наркотика. Такая идеология свойственна слабовольным детям, с жизненной позицией ведомого, а не лидера, с низкой самоидентификацией, неуверенным в себе, что также есть результат ошибок семейного воспитания. (см. рисунок 3)

По оценкам специалистов, примерно 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неполных или неблагополучных семьях . Повышенная предрасположенность к наркотикам в неполных семьях объясняется исследователями двумя основными причинами. Во-первых, наличие в неполной семье одного родителя внушает ребёнку опасения потерять единственного близкого человека и формирует чувство страха и тревоги, которые он пытается преодолеть с помощью наркотиков. Во-вторых, неполные и, в целом, неблагополучные семьи отличаются терпимостью взрослых к потребителям наркотических и психотропных средств, что в свою очередь притупляет чувство опасности у детей и приводит к более выраженной их готовности попробовать эти препараты. [5]

Учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры — медицинские, правовые и др.

Следующая проблема, одна из самых важных и волнующих на сегодняшний день общество — это проблема курения и пассивного курения. Пассивное курение подразумевает невольное вдыхание дыма человеком, стоящим рядом с курящим. Не следует недооценивать негативное влияние даже нескольких минут вдыхания вредного табачного дыма постоянно. Эта проблема поднимается уже давно, но особенное внимание ей стало уделяться в настоящее время, что связано со многими разработками и исследованиями ученых, вывода

[5] С.В. Березин — В.С. Лисецкий — И.А. Мотынга «Психология ранней наркомании»2003г.С. 103-106

и факты которых не радуют на сегодняшний день. В частности, Британская медицинская ассоциация опубликовала отчет, который содержит информацию о том, что пассивное курение увеличивает вероятность возникновения ракового заболевания в среднем на 20-30%.

Вопрос о том, почему люди курят, очень глобальный. Всегда интересно: а почему люди начинают курить?

Курение табака связано со многими причинами мотивации, привычкой или пристрастием. Курить же начинают совершенно по разным причинам. Первоначально закуривают, как правило, из интереса. При этом первый опыт, в

большинстве случаев, приходится на достаточно юный возраст, когда система ценностей и анализ собственных поступков еще не сформированы полностью, поэтому обо всей серьезности происходящего во время употребления табачного дыма думать не приходится. [6]

Ниже перечисляются факторы, побуждающие начать курить в подростковом возрасте:

Реферат: Отклоняющееся поведение

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?» .Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать».

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Понятие и виды девиантного поведения

Переходя к рассмотрению проблемы девиантного поведения необходимо остановиться на понятиях «норма» и «отклонение».

Нормальное поведение человека предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо­вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю­щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек­ватного учета средой особенностей его индивидуальности и про­являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Беличева С.А. определяет отклоняющееся поведение как отрицательное (негативное) отклонение в поведении че­ловека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. В таком поведении устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрес­сивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлени­ ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен­ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес­кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль­ного характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение , в отличие от девиантного, харак­теризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчи­вый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведени я:

— агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбле­ния, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

— корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымога­тельство, угоны автотранспорта и другие имущественные пося­гательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

— распространение и продажа наркотиков.
Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуля­ции.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовно­го кодекса. Криминальному поведению, как правило, предше­ствуют различные формы девиантного и делинквентного пове­дения.

Виды социальных отклонений

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

· индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

· групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

Сверхинтеллектуальность . Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

Особые склонности . Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

Сверхмотивация . Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

Личностные качества — личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

Счастливый случай . Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Причины возникновения девиантного поведения

В изучении причин отклоняющегося поведения существует несколько теорий: психологические теории, социологические или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

1. Психологические теории причин отклоняющегося поведения.

Возникновение отклоняющегося поведения у молодежи во многом связано с психологическими особенностями этого возраста.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жиз­ни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный ста­тус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъяв­ляться более серьезные требования со стороны взрослых.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него форми­руются собственные взгляды и суждения; появляются собствен­ные оценки на те или иные события и факты; он пытается оце­нить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверст­никами и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отда­ление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между офици­альным коллективом и неформальной группой общения. Пред­почтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чув­ствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаю­тся, курят, выпивают и др.

У подростка формируется чувство взрослости, которое прояв­ляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремле­ние к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются уме­ния самообладания, самоуправления своими мыслями и по­ступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недоста­точно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвер­диться и стать взрослым.

2. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия — это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение — следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное — терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов — распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп

Список использованной литературы

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. — М.: Центр, 1997.

2. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. — М.: Прометей, 1994.

4. Беличева С.А. Отклоняющееся поведение / С.А. Беличева // Российская педагогическая энциклопедия: В 2т / Гл. редактор В.В. Давыдов. – Т.1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

5. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект –Пресс, 2005

Название: Отклоняющееся поведение
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 05:46:30 21 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 436 Комментариев: 7 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Читайте также:  Почему утонул титаник с точки зрения физики
Источники:
  • http://globuss24.ru/doc/otklonauseesa-povedenie
  • http://www.bestreferat.ru/referat-290766.html