Меню Рубрики

Основным объектом исследования социологии с точки зрения кули является

Сейчас предмет социологии культуры значительно расширился. Иногда культура даже отождествляется с обществом. Более верной является точка зрения, что ее предмет — это взаимоотношения общества и культуры.

Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой.

Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.

Объект социологии. В социологии культура рассматривается прежде всего в социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса осмысления членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения.

Культурные объекты обладают системным качеством, т.е. они имеют внутреннюю целостность. Они могут вступать во взаимосвязь друг с другом и находиться в определенных отношениях с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Например, системные компоненты художественного произведения имеют цель — донести смысл до читателя.

Компоненты культуры обладают относительной независимостью существования. Например, художественное произведение и научная теория отражают отношение человека к окружающему миру, но могут отдавать ему различные оценки.

Культурная жизнь людей, с одной стороны, детерминируется природными и искусственными условиями их существования, с другой, она сама оказывает влияние на их изменение. Например, люди адаптируются к природным условиям, но и сами изменяют их.

Предмет социологии и культуры российскими социологами пока уточняется. Многие из них считают, что одним из важных аспектов объекта и предмета социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокультурного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жизни российского общества.

Основным направлением исследования по субъекту (носителю культуры) выделяется: общество; наука; социальная общность (демократическая, территориальная и др.); класс; социальная группа; личность.

Предметом могут быть объективные и субъективные факторы материальной-, социальной, духовной культур и взаимосвязи между ними.

В настоящее время в мировой социологии культура выступает как собирательное понятие (т.е. социология всех основных ее структурных элементов): социология различных видов творческой деятельности; проблемы межкультурного взаимодействия общностей (диалога и конфликта); воздействие культуры на социально-исторический процесс; на основные социальные институты (семью, экономику, политику и др.) и их деятельность.

Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических принципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодействия, сосредотачивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов применительно к культуре как предмету изучения. Например, социологический анализ процессов образования предполагает: выделение институциональных образовательных структур (дошкольные, общеобразовательные, специальные, высшие учебные заведения); фиксирование нормативных функций, закрепленных за ними; определение типичных форм социального взаимодействия, характерных для этих заведений; изучение навыков, ими транслируемых; выделение расхождений между запросами и реальным массовым уровнем образования, анализ возможных способов преодоления этих расхождений; разработка соответствующих социокультурных технологий, и оценка последствий их применения и др. Социологический анализ содержания общественной жизни требует знания границ понятия «культура».

Социология — одна из наук об обществе, наряду с социальной психологией, политологией, этнологией, демографией, экономикой, правоведением, историей, социально-культурной антропологией и культурологией. Эти и многие другие науки, а также социальная философия, изучают общество, общество — объект этих наук. Предмет общественной науки — это некие аспекты существования общества, изучаемые данной наукой. В качестве отраслевой социологической дисциплины социология культуры имеет историю особую, совершенно не схожую с такими, например, направлениями, как социология труда, досуга или семьи. Предмет социологического анализа в данном случае трудно схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа. Социология культуры как исследования культурной коммуникации. Ни история, ни теория культуры, ни искусствоведение, ни эстетика не могут отказаться от анализа социальной обусловленности феноменов. В новейшей книге Л.Г.Ионина «Социология культуры» ее предмет определяется так: «Наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и инструментами и применительно к конкретно-историческим ситуациям». Социологию культуры поэтому можно рассматривать как метасоциологическую дисциплину в рамках структурального, функционалистского и системного подходов. Одно из возможных направлений вычленения предмета социологии культуры — рассмотрение культуры в концептуальных рамках коммуникативных процессов (В.А.Конев). В принципе можно выделить четыре основных элемента культурной коммуникации: 1) создатель культурной ценности; 2) созданное им произведение; 3) продюсер, обеспечивающий материальные возможности исполнения, копирования, тиражирования, распространения тех или иных культурных ценностей; 4) публика (аудитория), воспринимающая произведение культуры. Эта концепция дает неплохие основания для рассмотрения прежде всего эмпирических исследований в отечественной социологии культуры, советского ее периода в особенности.

Определение понятий «культура» и «социология». Рассмотрение культуры социологии как образа жизни больших масс людей, преобразовательной деятельности индивида, социальных общностей и общества в целом. Изучение видов, форм и основных функций культуры.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.06.2014
Размер файла 26,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет социологии культуры

1. Социология культуры

2. Предмет социологии культуры

3. Функции и формы культуры

В моей работе я хочу разобраться и понять что же такое предмет социологии культуры. Для этого узнаем, что такое культура.

Культура — это и процесс, и объект исследования, которым занимается социология культуры.

Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Далее нам надо уточнить, что такое социология.

Социоломгия (от лат. societas — общество + др. греч. льгпт — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики; формирования, функционирования и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом

1. Социологии культуры

Социология культуpы — отpасaль сoциoлoгическoго знaния, изучaющая сoциальные закoномернoсти, фоpмы их пpoявления в челoвеческoй деятельнoсти, связaннoй с сoзданием, усвoением, сохрaнением и распрoстрaнением идей, пpедстaвлений, культуpных нoрм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой. При этом человек рассматривается и как субъект (творец), и как объект. Социология культуры рассматривает культуру через призму социальных отношений и социальной структуры общества.

Термин социoлогия культуpы был впеpвые упoтреблён Максом Адлером. Предметом изучения считал изучение социальных фактoров становления и функционирования культурных ценностей и норм. Но даннoе опpеделение предмета социолoгии культуры не былo принято большинством последующих её исследователей.

Карл Мангейм oпределял социолoгию культуры как специфическую разнoвидность интерпретации прoизведений культуры.

Социолoгическое изучение культуры в нашей стране активизирoвалось только в 80-е годы XX века в работах Л.Н. Когана, Л.Г. Ионина.

Прежде всего, сами исследoватели обнаруживают неoпределенность объема главного понятия дисциплины — «культура». Онo является практически всеобъемлющим, а его границы размыты настoлько, что этим понятием может быть описано практически любое прoявление общественной жизни. При этом понимание предмета, который исследует социология культуры, может меняться в зависимoсти от трактовки термина «культура», многообразия методологических и теоретических ориентаций, которые выбираются для проведения определенного исследования.

Культурнoе и социальное стало пониматься как соотношение целого и его составной части.

По мнению Л. Уайта культура дoлжна была рассматриваться как аспект всех возможных социальных взаимoсвязей, потому социология не может отделять культурнoе от социального.

При изучении культуры с тoчки зрения социологии важным является определение подхoда, выделение деятельнoго или ценностного компонента, которые позвoляют объединять oтдельные элементы культуры в систему, провoдить анализ даннх на разных иеpархических урoвнях, применяя методы обеих наук.

Самыми значимыми пpедставителями социологии культуры, работы которых послужили pешением важных метoдологических и теоретических вопросов в данных облaстях, были М. Вебер и А. Вебер, Т. Парсонс, Лесли Уайт, Р. Мертон, и др.

Культура является осoбым качественным состоянием общества, которому свойственны определенные матеpиальные и духовные показатели развития (производства, науки, искусства, образoвания, споpта, здравоохранения, социальной защищенности граждан, права, пoлитики и т.д.)

Для того чтобы пoнимать бoлее отчетливо все моменты, которых касаются изучаемые дисциплиной прoблем, нужно пoнимать, что она представляет собой специфическую отрасль знаний, находящуюся на стыке двух областей: социологии и культуры. Отсюда вытекает, что изучает социология культуры закономернoсти развития самoй культуры, формы проявления ее закономерностей в деятельности людей.

Существует несколько подхoдов, в рамках кoторых социология культуры исследует свой объект. В одну группу объединяются подходы, которые тяготеют к описанию культуpы в ее статике. В рамках этой группы выделяются такие гpуппы теорий как предметная, ценностная (аксиологическая), символическая, текстовая (семиотическая) теории.

Вторую группу составляют похoды, которые описывают динамику культуры. Их можно oпределить как деятельностные, игровые, коммуникативные, технолoгические теории. К третьей группе относятся теории, которые называют субъектными (акцентирующими внимание на носителях культурной активности) и диалоговые (отвечающими на вопрос, каким образом культура самоорганизуется).

Все перечисленные теoрии и подхoды существуют во взаимoдействии и друг дpуга допoлняют.

Социология культуры изучает противоречивые тенденции и факторы, которые оказывают влияние на генезис культуры и общую картину культуры с точки зрения развития общества. Составляют это знание отдельные пласты сложных и зависящих друг от друга элементов: творческой деятельности и способов («технологий») деятельности людей; создание, сохранение, усвоение и трансляция идей, представлений, культурных ценностей; анализ культурных явлений и т.п.

В культурном контексте социологии изучает устойчивые и повторяющиеся формы отношений людей в рамках социальных общностей, динамику развития складывающихся культурных отношений, что позволяет судить о степени развития общественных отношений и культурном прогрессе либо же регрессе.

2. Предмет социологии культуры

Предмет социологии культуры в широком смысле — любые явления, процессы, нормы, сообщества, группы или институты, существующие в обществе и имеющие какое-либо касательство к культуре, если они рассматриваются под углом участия в них больших социальных групп людей, т.е. с социологических позиций.

Предмет социологии культуры в узком смысле — только те явления, процессы, события, сообщества, группы или институты, которые существуют не в обществе в целом, но лишь в одной из четырех ее сфер, а именно в культурной сфере. Культуру социология рассматривает под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей.

Социологию культуры интересует то, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город — село, столица — периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.

Круг проблем, которые охватываются социологией культуры, очень широк. Сюда входят статика и динамика культуры; социокультурный контекст цивилизации; институционализация культурной деятельности, государственная поддержка науки и искусства; изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава создателей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возрасту, полу, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, зависимости продукции от характера труда ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, администрации; исследование жизненного цикла художественного произведения, например книги, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обретение популярности или забвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых, система образования как механизм социализации культуры, специфика распространения научных знаний и художественной продукции посредством массовых коммуникаций, формы социального признания ученого, писателя, художника и педагога, стратификация населения по социокультурным показателям (по уровням образованности, религиозности, потребления художественной продукции, образу и стилю жизни), научная идея и художественная продукция как товар, структура рынка научных знаний и художественной продукции, изучение потребителей художественной продукции (читателей, зрителей, слушателей), формы и каналы сбыта научной и художественной продукции, продвижение научного и художественного продукта на рынке, реклама как социокультурное явление, структура и функции средств массовой коммуникации (кино, телевидения, театра, прессы и радио), становление аудиовизуальной культуры, ее показатели и др.

Читайте также:  Как нужно иметь свою точку зрения

Культурой, которую изучает социология, называется совокупность материальных и нематериальных ценностей, отражающих характерные черты данного общества, народа или группы. Соответственно различают: материальную культуру, включающую любые артефакты — от храмов, дворцов и транспортных магистралей до нательных украшений и татуировки; нематериальную культуру, состоящую из символов, традиций, норм, обычаев, ролей , верований, нравов, манер, ритуалов и многого другого вплоть до управленческих решений и колдовства.

Процесс зарождения, распространения, функционирования и гибель культуры отражается специальными понятиями, принятыми в мировой социологии. К ним относятся культурная трансмиссия, преемственность культуры, культурная аккумуляция, культурное истощение, культурная интеграция, культурная дифференциация, культурное разнообразие, культурный конфликт, культурное запаздывание.

Виды и формы культуры образуют типологию культуры. Выделяют три основные формы культуры, каждая из которых включает в себя множество подвидов: элитарную культуру, народную культуру, массовую культуру. Кроме них выделяют две формы групповой культуры — субкультуру и контркультуру, субкультурой называется совокупность норм и правил поведения, характеризующих большую социальную группу. Пример — молодежная и профессиональная субкультуры. Контркультура — это разновидность субкультуры, когда ценности группы не просто отличаются от ценностей доминирующей, или главной культуры, а противостоят ей.

Культура не только передается от поколения к поколению, не только усваивается или разделяется членами общества, она еще предписывает то, как они должны себя вести. Поэтому культура — нормативная система. Она включает в себя совокупность таких норм, при помощи которых люди контролируют людей. Социальный контроль осуществляется через а) писаные и юридически оформленные нормы, законы, указы, постановления и б) неписаных, конвенциональных норм. К ним относятся обычаи, традиции, нравы, табу.

По аналогии с агентами и институтами социализации целесообразно различать агентов и институты культуры. Они выступают субъектами культуры.

Социологическая классификация агентов культуры включает:

1. большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носителями субкультуры;

2. малые социальные группы, в частности круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.;

3. индивиды — писатели, музыканты, меценаты, артисты, сказители и т.д., создающие, распространяющие, исполняющие или спонсирующие художественные произведения.

В общей социологии, равно как и в ее отрасли социологии культуры, важную роль играет понятие стратификации, которая в данном случае принимает форму культурной стратификации. Культурная активность людей во многом зависит от дохода, власти, престижа профессии и образования — четырех показателей социальной стратификации. К примеру, университетский профессор ведет возвышенный образ жизни и приобщен к высокой культуре. Замечено, что люди, приобщенные к классической музыке и театру, редко попадаются в среде богатого класса, если не брать самых интеллектуальных его представителей. Невозможность участвовать в высокой культуре люди часто объясняют нехваткой денег, хотя на самом деле их выбор основывается не только на доходе, но также на вкусах и предпочтениях.

С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К динамике относят те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Специфика социологического изучения содержания телепередач, книг, спектаклей, фильмов состоит в том, что социология изучает массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные феномены. В ее задачу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости — это прерогатива кинокритики и искусствоведения.

Общая социология, в недрах которой зародилась социология культуры, двойственна по своей природе, ибо она является: а) социальными науками (для них главное — объективные закономерности); б) гуманитарным знанием (для них главное — ценности). Точно также двойственна по своей природу и другая дисциплина, с которой тесно связана социология культуры, а именно культурология. Но двойственны они в разной степени, т.е. процентная доля социального и гуманитарного у них различна: для социологии важно на 70% быть социальной наукой и на 30% — гуманитарным знанием, а для культурологии, наоборот, — на 30% социальной наукой и на 70% гуманитарным знанием. Отсюда следует, что социология и культурология — дополнительные и пересекающиеся науки.

Другая наука, с которой социология культуры находится в кровном родстве, это социальная и культурная антропология. Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначально социологи исследовали западное индустриальное, а антропологи — доиндустриальное общество. Но сегодня социология расширяет сферу своей компетенции и активно вторгается в страны третьего мира — туда, где до сих пор нераздельно царствовали антропологи. Антропологи же изучают не только традиционные общества, но и, если речь идет о прикладной антропологии, процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в своем развитии страны. Таким образом, социологи и антропологи сегодня используют сходные методы, и сходные объекты исследования.

культура социология общество индивид

3. Функции и формы культуры

Культура как социальный феномен обладает рядом функций. Социологи, по-разному определяют роль культуры и ее функции в общественной жизни. Наиболее распространенная классификация включает три основных функции:

· образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального взаимодействия;

· интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой — обособляет людей, представляющих различные культуры;

· регулятивная — культура, через систему ценностей и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой является индивид.

Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ прошли несколько этапов, которые привели к формированию различных форм культуры:

Народная культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Элитарная культура — формируется в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положение. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Постепенно, система ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры. Начиная с эпохи Возрождения, элитарная культура начинает приобретать интернациональные черты. Взаимообмен элементами элитарной культуры происходит значительно интенсивнее, чем обмен народными культурами, которая начинает приобретать черты национальной.

Массовая культура — в конце XIX века, в связи с повышением образовательного и культурного уровня основной массы населения и началом развития массового производства, появилась возможность распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения. Таким образом, возникает феномен массовой культуры. Массовая культура возникает на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде всего, растущими возможностями массового производства в материальной и духовной сферах.

Национальная культура — массовое производство требует унификации. Это справедливо и для массовой культуры, которая начинает приобретать черты интернациональной. Народная культура становится национальной, включает в себе этнические элементы, самодеятельное творчество, отдельные обычаи и традиции.

Контркультура — опосредственной реакция на появление национальной культуры становится возникновение, так называемых контркультур — субкультур отдельных социальных групп, идеология которых противопоставляет собственные ценности и нормы поведения общественным. Как правило, контркультуры являются молодежными, реже религиозными, движениями.

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, группы, говорящие на разных языках, — различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Примером контркультуры, по мнению Нейла Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами». Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются субкультурами. Это — автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д.

Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее. Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает «коммерческая культура». Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям. Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными. В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры — экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой. Социологи отмечают, что культура весьма динамична.

Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных _ духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики. Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации.

Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

Исходя из всего можно сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности.

Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.

1. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2005.

Читайте также:  С моей точки зрения счастья это семья

2. Коган Л.Н. Социология культуры. Учебное пособие.

3. Смелзер Дж. Социология. Глава 2. Культура. Социс, 1990, №12.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., — М.: Логос, 2000. — 431 с.

5. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. — М., 1993.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Предметное поле социологии культуры. Стратификация общества и культурные различия. Типы культурных образований и их функции в социальной жизни. Формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры. Легитимация культуры. Социальное неравенство.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 03.02.2009

Социологические принципы изучения общества и специфика социологии культуры. Направления западноевропейской социокультурной традиции, анализ теорий ее представителей. Элементы культуры как фактора социальной регуляции. Социология культуры П. Сорокина.

курсовая работа [28,8 K], добавлен 05.04.2010

Исследование основных взглядов на предмет социологии. Анализ закономерностей функционирования развития общества и взаимодействия общностей разного типа. Изучение социальных систем, элементов и условий их существования. Структура и функции социологии.

презентация [83,3 K], добавлен 20.12.2012

Основные подходы к определению предмета социологии. Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук. Процессы институционализации. Развитие общества, человеческого знания и культуры. Современные концепции структурного функционализма.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 07.12.2012

Философские основы социологического изучения культуры. История становления и развития социологии культуры: основные концепции. Морфология, социальная типология культуры. Социальные и социологические аспекты развития культуры, социокультурная коммуникация.

курс лекций [2,4 M], добавлен 07.04.2010

Законы и закономерности существования и функционирования жизнедеятельности общества и общественной жизни человека. Обзор особенностей развития социологии как науки в Советском Союзе. Социологические исследования в Республике Беларусь. Социология культуры.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 05.12.2016

Рассмотрение понятия, основных категорий, функций и структуры социологии, ее место в системе современных общественных наук. Изучение совместной жизни людей в обществе, закономерности развития и функционирования. Методы социологического исследования.

презентация [662,7 K], добавлен 11.04.2013

Теоретическая основа изучения народной культуры в социологии. Проблема глобализации в современной социологии. Глобализация как фактор эволюции народной культуры. Общение людей, как на уровне межличностной коммуникации, так и между целыми поколениями.

курсовая работа [51,7 K], добавлен 29.05.2014

Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

контрольная работа [137,6 K], добавлен 27.05.2012

Возникновения социологии как науки, особенности ее предмета и метода. Системный подход к изучению общества в социологии. Исторические типы общества. Культура как инструмент хранения целостности социальной системы. Типология социальных общностей.

курс лекций [83,9 K], добавлен 15.05.2013

Тест: Ответы на тесты по социологии

Тема: Ответы на тесты по социологии

Тип: Тест | Размер: 22.36K | Скачано: 267 | Добавлен 17.05.10 в 21:22 | Рейтинг: +104 | Еще Тесты

Тема «История социологии»

1. Первым в истории трудом по общей социологии считают: б) “Курс позитивной социологии”

2. Этот человек прославился как основатель социологии: б) О. Конт

3. О влиянии географических и климатических факторов на “дух народов” писал: б) Монтескьё

4. Какой закон, по мнению О. Конта, лежит в основе прогресса общества: б) закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества

5. Этот социолог на семь лет раньше Ч. Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире: а) Г. Спенсер

6. Г. Спенсер ввел в научный оборот следующий термин: а) социальный институт

7. Г. Спенсер придавал особое значение некоему социальному институту: а) социального контроля

8. Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связи между религией и капитализмом: а) М. Вебер

9. Этот американский социолог использовал театр как метафору для описания интеракции при помощи понятия “управление своими впечатлениями”: б) Дж. Мид

10. Представители этого направления утверждают, что человек реагирует не столько на стимулы, сколько на значения и символы: б) символический интеракционизм

11. Этот американский социолог разработал теорию этнометодологии: а) Г. Гарфинкель

12. Он выделил в структуре личности три компонента: Оно, Я и Сверх-Я: б) З. Фрейд

13. Этот социолог считал, что уровень солидарности социальной группы, влияет на уровень самоубийств: б) Э. Дюркгейм

14. Этот социолог главным для развития общества считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата: б) К. Маркс

15. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий, полагал: б) К. Маркс

16. Естественное состояние догражданского общества, по Т. Гоббсу, характеризуется как: б) война всех против всех

17. Этот социолог считал, что главной задачей социологии является понимание смысла и значений социальных человеческих действий: б) М. Вебер

18. Для него общество это процесс социального взаимодействия людей, устойчивыми формами взаимодействия являются мода, соревнование, конфликт и т. д. : а) Г. Зиммель

19. “Идеальный тип” – метод исследования предложенный: б) М. Вебером

20. Англия – пример органической модернизации, Россия – неорганической, по мнению: б) Э. Дюркгейма

21. Он предлагал опираться на социальны факты и изучать их статистически, утверждая, что именно они являются “элементами социальной реальности и их совокупность есть общество”: б) Э. Дюркгейм

22. Его учение состоит из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества: б) О. Конта

23. Этот ученый считал, что причина социального поведения человека во врожденных гормических инстинктах: б) У. Мак-Дугалл

24. Он рассматривает цивилизацию как продукт интеллектуальной, творческой элиты, которая в современных условиях оттесняется толпой: а) Г. Лебон

25. Исходным пунктом социальной теории, по его мнению, является закон “подражательности”: а) Г. Тарда

26. Этот американский социолог считается автором теории социального обмена: б) Дж. Хоманс

27. Кто из русских социологов отрицал позитивистскую линейно-эволюционную концепцию истории: а) Н. Я. Данилевский

28. Способность к кооперации у людей развивается под воздействием среды, а точнее водного фактора, считал: а) Л. И. Мечников

29. Этот социолог считал личность единственным активным элементом общества, а условием развития общества является мораль: б) Н. К. Михайловский

30. Этот русский социолог обосновал законность женской эмансипации: а) В. М. Хвостов

31. Социология указывает на постоянное в историческом процессе считал: а) Н. И. Кареев

32. Кому принадлежат эти слова: “Скажите каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир”. а) Н. К. Михайловский

33. Этот социолог раскрыл роль позитивных и негативных санкций в осуществлении социального контроля: а) П. А. Сорокин

34. В объяснении причин прогресса решающую роль отводил биосоциальному фактору – росту населения, его объему и плотности: а) М. М. Ковалевский

35. М. М. Ковалевский назвал социологию: б) генетическая социология.

36. Е. де Роберти считал, что социология необходима для: а) оптимизации процессов управления поведением людей

37. В какую историческую эпоху понятие общество и государство не различали и употребляли их в качестве синонимов: б) античности

38. Вначале социологию называли: а) социальной физикой

39. Первая кафедра социологии в России открылась: в) в Психо — неврологическом институте.

40. Это направление изучает деятельность людей в малых социальных группах, фиксирует внимание на мотивах поведения: а) символический интеракционизм

41. В традиции современной русской социологии преобладает подход, выделяющий в качестве ключевой категории социологического анализа категорию: а) социальная общность

42. Представители этих направлений считали “социальное” разновидностью законов природы: а) натурализм

43. Это направление связывает деление общества на классы с разделением труда: б) марксизм

44. Социоэкономическая структура общества формирует социальный характер своих членов таким образом, что им хочется делать то, что они делают, — так считает: а) Э. Фромм

45. Социологическая парадигма, исследующая способ классификации людьми окружающего мира, чтобы придать смысл социальной жизни называется: б) этнометодология

46. Установите наличие преемственности между социологическими системами теория эволюционизма Г. Спенсера: а) структурный функционализм Т. Парсонса

47. Установите наличие преемственности между социологическими системами символический интеракционизм и: а) понимающая социология

48. Кто является основоположником социально — философской теории об общественно — экономических формациях, классовой борьбе и социальной революции: в) К. Маркс.

49. В споре с каким социологическим направлением сформировались теории социального конфликта: а) эволюционизма

50. Социология — это наука а) об обществе

52. “Идеальный тип” представляет собой: в) идеально-типическое, включающее все элементы реального социального факта.

53. Структурный функционализм основывается на: б) изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы

54. Феноменологическая социология исходит из следующего положения, что: а) восприятие действительности зависит от того, как человек её интерпретирует

55. Объектом социологии является: б) общество в целом, общественные явления, их функционирование и развитие

56. Предметом социологии является: б) общество, общественные явления

57. Познавательная функция позволяет социологии: в) расширять и конкретизировать знания о сущности общества, его структуре, закономерностях.

58. Практическая функция социологии связана: в) с выработкой предложений и рекомендаций направленных на совершенствование социальной жизни.

59. Идеологическая функция социологии выражается в: б) в объективном отражении социальной действительности, нейтральном отношении к классам, слоям, группам

60. Установите наличие связи между теоретико – социологическими воззрениями русских социологов:

а) Н. Я. Данилевский д) многофакторная теория,

б) Л. И. Мечников в) психологическое направление,

в) Г. В. Плеханов е) географическое направление.

г) М. М. Ковалевский а) субъективистское направление,

д) Н. К. Михайловский г)теория культурно – исторических типов,

е) Е. Де Роберти б) марксистская социология,

61. Конфликтные парадигмы подчеркивают: а) неоднородность в обществе

62. Какое из действий можно назвать социальным: в) кавалер приглашает даму на танец.

63. П. А. Сорокин в социологии решал проблему: а) социального равенства

64. Впервые научное определение “маргинал” сформулировал: а) Р. Парк

65. С точки зрения основателя позитивизма, основными этапами развития человечества являются: б) стадии интеллектуального развития

66. Для позитивизма неприемлем в качестве познавательного принципа: в) эти принципы не приемлемы для позитивистов.

67. В структуре социологического знания выделяют следующие уровни: а) общесоциологические теории

68. Этот русский социолог создал учение о двуединой правде: б) Н. Михайловский

69. Социальный институт – это: б) специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества;

70. В современной социологии общности выделяются по следующим критериям: а) сходство условий жизнедеятельности людей, общность потребностей, социальная идентификация

71. П. Лавров считал, что ведущей силой общественного прогресса является: в) критически, мыслящая личность.

72. Ч. Кули характеризовал личность как: а) сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей

73. Идея иррационального нелогического действия была главным элементом социологической теории для: б) В. Парето

74. К макросоциологической парадигме современной западной социологии относятся: в) функционализм.

75. Т. Парсонс считал, что существуют специальные подсистемы, обеспечивающие решение следующих проблем: в) адаптации, интеграции.

76. Кто из социологов, в качестве путей выхода из кризиса предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе альтруистической любви, как главной и абсолютной ценности: в) П. А. Сорокин.

77. Понятие “аномия” ввел в социологию: б) Э. Дюркгейм.

78. Кто является автором работы “Протестантская этика и дух капитализма” б) М. Вебер

79. Понятие “дисциплинарное пространство” ввел в научный оборот: б) М. Фуко

80. Социолог, который выделил две специфические формы социальной организации: общину и общество в) Ф. Тённис.

«Теория , методология и концептуализация в социологических исследованиях»

1. Начальный этап социологического исследования: в) создание программы прикладного социологического исследования.

2. Установите последовательность. Программа социологического исследования состоит из двух частей, методологический раздел включает следующие эле­менты: б) формирование проблемы; д) определение объекта и предмета исследования; г) определение цели и задач исследования; а) изложение гипотез; в) операционализация понятий

3. Найдите латентную функцию. Функция высшего учебного заведения заклю­чается в: в) оптимизации выбора брачного партнера.

4. На степень отклонения выборочной совокупности от генеральной указы­вает: а) ошибка репрезентативности

5. Выборочная совокупность всегда: в) меньше генеральной совокупности.

6. Множество элементов (врачи Российской Федерации, занимающиеся частной практикой; работники адвакатуры и т. д. ), подлежащих изуче­нию согласно выдвинутым гипотезам в рамках программы исследования, на­зывают: б) генеральной

7. Часть персонала от общего числа работников больницы; часть больных от их общего числа, находящегося в больнице; часть Домов ребенка от их общего числа, расположенного на территории области, которое избирается для эм­пирического исследования, называют: а) выборочной совокупностью

8. Численность взрослого населения областного города свыше 100000 человек. Какова должна быть выборочная совокупность при допустимой ошибке вы­борки 5%: а) 400

9. Какие ошибки выборки уменьшаются при возрастании объема выборочной совокупности: б) систематические ошибки

10. Какая главная систематическая ошибка была допущена при проектировании опроса избирателей журналом “Литерэри Дайджест” в 1936 году: в) не производилась дифференциация избирательных установок в зависимо­сти от уровня доходов ?

11. 5 августа 1918 года Уральский ревком принял постановление, ответить на вопросы специ­ально разработанной анкеты. Заполнение проводилось на общих собраниях. Анкета заверялась подписями председателя и секретаря совета и печатью, к анкете прилагался протокол собрания. Опросом было охвачено 60 245 чело­век. Какие методические правила проведения социологического исследования нарушены ? а) все правила нарушены.

12. Объектом социологического исследования является: б) социальная проблема

13. Логика построения вопросов в анкете: б) служит получению информации, которая проверяет гипотезу

14. Этот метод является основным для тех, кто считает изучение прошлого та­ким же ценным ключом к пониманию общества и общественных отношений, как и изучение настоящего: а) исторический

15. Отличительный признак этого метода – создание контролируемой ситуации. Здесь применяется искусственное моделирование условий: а) эксперимент

16. При исследовании этого типа люди, чьё поведение изучается, не знают об этом: в) скрытое наблюдение.

17. Интервью, в котором почти все вопросы закрытые называется: б) стандартизованным

18. Статистической обработке практически не поддаются результаты: а) свободного.

19. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы и т. д. (в специальном бланке регистрирует все типы действий), то он проводит: б) не включенное

20. Квазиэкспериментальный план наблюдения одной и той же группы респон­дентов на протяжении длительного времени получил в социологических ис­следованиях наименование: в) тренда.

21. Для изучения установок избирателей на президентских выборах в неболь­шом городке исследователи сформировали постоянную группу из 600 чело­век и опрашивали их ежемесячно с мая по ноябрь, чтобы установить изме­нения электоральных предпочтений. Как называется подобное исследование ? в) панельное исследование.

22. К какому типу гипотезы относится определение класса принадлежности субъекта по заданным параметрам типа загадки – “без тела, а живет оно, без языка – кричит”,в) объясняющая гипотеза.

23. Необходимость задать эти вопросы возникает в том случае, если искомая информация должна быть получена не от всей совокупности опрашиваемых: а) вопросы-фильтры

24. Сущность социометрии как метода прикладного социологического исследования состоит: а) в исследовании малых социальных групп с помощью описания межличностных отношений

25. Что такое объект социологического исследования: а) область социальной реальности, представляющая интерес для исследователя, содержащая в себе противоречие

26. Обоснованное предположение о структуре социального объекта называется: а) гипотеза

27. Основное предназначение этой шкалы измерение национальных и расовых установок: а) шкала Богардуса

28. Когда определена тема, план и основные ключевые вопросы, а все остальное интервьюер придумывает по ходу дела, говорят о: б) свободном

29. Этот способ отбора выборочной совокупности позволяет воспроизводить структуру генеральной совокупности в виде пропорций распределения изучаемых признаков: в) целевой.

30. С помощью этой шкалы находят связь между двумя рядами свойств: в) номинальная.

31. Дана интервальная шкала. Найдите лишний показатель, фиксирующий величину интервала. Сколько лет Вы являетесь подписчиком газеты “Комсомольская правда” ? д) давно

32. Посредством этого метода исследователь изучает субъективный мир людей, сквозь призму оценок, мнений и суждений респондента: б) опроса

33. Недостатками этого опроса принято считать небольшой возврат анкет и невозможность помочь респонденту разобраться со сложными вопросами: а) почтовый опрос

34. Все анкеты подразделяются на: в) ничего из предложенного не подходит. 35. “Паспортичка” в анкете содержит вопросы: б) касающиеся профессии, образования, пола, возраста, семейного положения

36. Анкета – это: в) система взаимосвязанных, тщательно отобранных и сформулированных вопросов.

37. Открытые вопросы б) не поддаются компьютерной обработке, в них не дают возможных вариантов ответов

38. Дана классификация вопросов социологической анкеты. Найдите лишние типы вопросов. б) по форме, по надежности, по функциональному назначению

39. Социолог обнаруживает погрешности правильности, когда совершает следующее: б) применяет неадекватный метод, готовит выборку, обрабатывает результаты опроса

40. Найдите лишние показатели.

Читайте также:  Что такое смысл жизни с точки зрения православия

В исследовании было установлено, что непосредственными субъективными коррелятами экономического благополучия выступают: а) удовлетворенность тем, насколько собственный образ жизни соответствует общепринятому стандарту

41. Выделяют несколько этапов социологического наблюдения. Сделайте правильный выбор. а) подготовительный, полевой, результирующий

42. Контент – анализ – это: б) формализованный анализ документальных источников

43. Для успешного применения метода экспертных оценок необходимо соблюсти следующие требования: а) компетентность экспертов

44. Назвать метод, в организации которого учитываются важные для исследования признаки и большое значение придается формальным требованиям: б) фокус – группа

45. Организатора группового интервью называют: в) модератор.

46. Статистические методы обнаружения зависимости между двумя или более случайными признаками или факторами называют: б) корреляционным анализом

47. Определение численности однородных групп единиц анализа по интересующим исследователя признакам называют: в) группировка.

48. При слабой дифференциации мнений респондентов в зависимости от социально – демографических признаков небольшой перекос выборки: в) практически не снижает надежности усредненных данных.

49. Самые безупречные расчеты точности весьма поверхностно характеризуют надежность измерения при отсутствии: а) валидности

50. К процедуре контент – анализа относится выявление смысловых единиц. Определите, что не относится к смысловым единицам в политической сфере: б) технический прогресс; в) форма собственностид) достижения.

51. Соотнесите смысловые единицы контент – анализа некоторых деловых качеств с индикатором “инициатива”. Назовите те, что не соотносятся. б) усидчивый

52. Своеобразие этого этапа социологического исследования заключается в том, что вносится погрешность в результат измерения и осуществляется “ремонт” первичной информации. Этот этап называют: а) этап кодирования

53. Метод строгого измерения и оценки отдельных качеств индивида называется: б) тест

54. Установите корреляционную зависимость между увеличением доходов семьи и: в) числом потребляемых товаров и услуг.

55. Признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения называется – переменная. Найдите независимые переменные. в) возраст.

56. Эти исследования ставят своей целью максимальное описание социальных групп, образцов культуры и проч. , для привлечения внимания общественности к социальным проблемам: б) социальные

57. Описательное социологическое исследование – это: в) вид социологического исследования, предполагающий получение информации об изучаемом объекте и его структурных элементах.

58. Цель исследования – изучение эффективности работы кризисного центра для женщин. Определите, какие из названных задач соответствуют цели прикладного социологического исследования. а) анализ состава работников

59. Даны следующие данные:

Студент, мужчина, 18-25 лет, незаконченное высшее образование, 2 человека. Определите, какому методу конструирования выборки они соответствуют: б) квотный

60. Определите, что является эталоном измерения количественных свойств. б) доллар

61. Уточнение понятий и их соотнесение с экспериментальными операциями относится к способу: а) интерпретации

62. В качестве источника первичной информации в процессе опроса выступает: б) респондент

63. Метод социометрии был создан: а) Дж. Морено

64. Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности: б) репрезентативность.

65. Цель исследования – социальная защита населения. В каком случае социолог поступит правильно, опросив по выборке: д) опрашивая различные слои населения.

66. Совокупность конкретных целевых установок в программе прикладного исследования называется: б) задача

67. К какому типу относиться этот вопрос: Вы всегда переходите улицу в положенном месте ? б) вопрос на проверку искренности

68. Для какого метода сбора первичной информации характерны эти недостатки: не получит информации о мотивах и ценностях, повторение исследования в такой же обстановке невозможно. в) наблюдение.

69. Достоинства этого метода состоят в том, что получаемая информация уже обобщена и систематизирована и обладает высокой степенью надежности. б) экспертный опрос

70. Возможность получения оперативных и объективных данных о процессах общественной жизни дают: в) конкретные социологические исследования.

Тест по общей социологии.

1. Определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей называется: а) статус.

2. Социальный контроль определяет стабильность и целостность общества. Отсутствие социального контроля приведет к: в) смуте и социальному хаосу.

3. Разветвленная система вознаграждений за выполнение норм и согласие с ними, и наказаний за отклонение от них называется: б) санкции

4. Из предложенного списка выберите только те значения, которые могут выступать средствами социального контроля: а) проездной билет

5. Поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения и отступление от норм, выработанных в данном обществе называют: б) эгоистичным

6. К максимально одобряемым формам отклоняющегося поведения относятся: б) миссионеры

7. Социальный контроль включает два главных элемента – нормы и санкции. Определите, являются ли социальными нормами коллективные предписания — требования, которые родители порой предъявляют своим детям, а именно: б) пропускать вперед старших и женщин

8. Человек усваивает больше социальных ролей ? б) во второй половине жизни

9. В социологии под культурой принято считать: в) совокупность результатов человеческой деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов и ценностных ориентаций.

10. Культурные универсалии – это: в) нормы, ценности, традиции и свойства, присущие всем культурам.

11. Население небольшого городка составляет около 20 тысяч человек. Но там есть три оркестра, в репертуаре которых оперная и симфоническая музыка. Дирижером одного из оркестров является крупный финансист, президент ассоциации, а его брат выступает флейтистом. В городке популярны домашние фестивали и концерты, где музыканты – любители играют для близких. О какой форме культуры идет речь ? б) элитарной

12. В какие общности входят поклонники эстрадных звезд ? б) массовые

13. В социологии под термином девиантное поведение понимают: г) поведение, отклоняющееся от групповых норм и приводящее к изоляции или наказанию.

14. Агентами первичной социализации являются следующие лица: б) опекун

15. Выделите формальные позитивные санкции: а) правительственные награды; б) пожалованные титулы

16. Социальную мобильность в обществе сдерживают социальные барьеры. Из нижеперечисленных отберите те, которые характеризуют открытое общество. в) высокое образование.

17. Социальных статусов больше всего содержится в: в) постиндустриальных.

18. Личность — это: б) устойчивая система социально-типических и индивидуальных черт, проявляющихся в процессе жизнедеятельности 19. Иерархическая система неравенства, формирующая различные слои общества: б) стратификация

20. Отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях называется: а) общественное мнение

21. Выберите неформальные негативные санкции: а) порицание

22. Социальная стратификация – это: а) совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства 23. Социализация – это: в) процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и социальных знаний, культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

24. Процесс социализации: в) проходит в течении всей жизни

25. В социологии принято деление на приписываемые и достигаемые статусы. Определите какие из ниже перечисленных статусов будут приписываемыми. б) старший сын; в) король;г) холоп.

26. Какие из данных явлений Вы можете назвать культурными универсалиями ? а) предсказания астрологов; г) ухаживание.

27. Социальная роль – это: в) совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

28. Какими признаками характеризуются социальные группы ? б) высокой степенью сплоченности, устойчивым взаимодействием, однородностью 29. Институт религии удовлетворяет потребности общества: в) поддержания стабильности;

30. Что является внешней формой выражения этноса ? а) общность территории, самоназвание, обладание стабильными особенностями культуры

31. Ресоциализация – это: а) усвоение новых ролей, новых ценностей на основе приобретенного опыта, профессиональных и прочих знаний

32. Какие из функций не присущи семье б) поддержание законов

33. Переход из одной страты в другую описывается понятием: а) социальная мобильность

34. Самый ранний социальный институт: б) семьи

35. Примерами номинальных групп являются: в) квартиросъемщики

36. Социальный обмен – это: а) оплата, вознаграждение

37. Т. Парсонс считал, что для описания социальной роли необходимы определенные характеристики. Какая здесь лишняя ? б) независимость

38. Найдите “неспецифические” функции религии: в) социализации.

39. Социальные проблемы людей пожилого возраста рассматривает: б) геронтология

40. Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы называется: б) этноцентризм

41. Совокупность людей, связанных сходством жизненных условий, единством норм, осознанием социальной идентичности называют: в) общность.

42. Постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой принято считать: б) ассимиляцией

43. Р. Мертон называет несколько типов девиантного поведения, в основе которых лежит принятие или отрицание санкционированных обществом целей и средств их достижения. Установите, в каких общество одобряет цели. а) конформизм; б) инновация; д) бунт.

44. К историческим формам стратификации не относится: г) относятся все.

45. Наиболее часто встречающейся формой толпы является: а) круг

Источники:
  • http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00423150_0.html
  • http://studrb.ru/works/entry1161