Меню Рубрики

Основным критерием истины с точки зрения диалектического

Тесты по философии для студентов обучающихся по гуманитарным так и техническим специальностям по теме «Философия познания». В тесте необходимо выбрать правильный ответ. Правильный ответы указаны значком «+»

Переживания человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …

Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является…

Субъектом познания Л. Фейербах считал…

-: человека как родовое существо, все человечество

+: человека, пассивно воспринимающего мир

-: активно осуществляющего познавательную деятельность индивида

Укажите понятие противоположное по смыслу понятию «истина».

Способность извлекать и перерабатывать информацию позволяет человеку оперировать не с самими предметами, а с представляющими их…

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является…

+: припоминание душой идей

-: восприятие субъектом идей как комплексов ощущений

-: отражение объективной действительности в сознании субъекта

-: восхождение души к Богу

S:Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется…

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется…

Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту.

Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется…

Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, является(-ются)…

-: «комплекс ощущений» субъекта познания

+: фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется…

Проблема критериев научности знания наиболее четко сформулирована в XXвеке в философии…

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является…

Теория «двух истин» получила распространение в …

-: диалектическом учении об абсолютном и относительном знании

+: эпоху позднего средневековья

-: ученииПлатона о двух мирах

S:Создателем классического психоанализа является…

Теория ___ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности.

Метод познания, абсолютизирующий устойчивость и повторяемость, называется…

С точки зрения эмпиризма, «атомами» чувственных данных является…

С позиции прагматизма истиной является(-ются)…

+: полезность, эффективность знания

-: соглашение по поводу того, что считать истиной

-: соответствие знание объективной реальности

С позиции ___ сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.

S:Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью называется…

Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как…

-: копия, «слепок» вещей

+: субъективный образ объективного мира

Философское учение об универсальной одушевленности материи называется…

Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является проблема…

+: взаимоотношения субъекта и объективной реальности

-: исторического развития форм познавательной деятельности

-: отношения знания и мнения

-: соотношения синтетических и аналитических высказываний

Основными функциями социального знания являются методологическая и …

S:___ могут быть индуктивными и дедуктивными.

С позиции диалектического материализма знанием является…

+: информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию

-: субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте

-: только истинная информация

С позиции диалектического материализма, основным критерием истины является…

___ всегда существует в знаковой форме.

S:Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется…

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется…

Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как…

Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения … истиной.

Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как…

Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется…

С точки зрения солипсизма, сознание всегда имеет дело с…

Логические и математические критерии играют главную роль в ___ концепции истины.

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …

Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является проблема …

-: исторического развития форм познавательной деятельности

+: взаимоотношения субъекта и объективной реальности

-: соотношения синтетических и аналитических высказываний

-: отношения знания и мнения

Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется…

Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как …

___ могут быть индуктивными и дедуктивными.

С позиции диалектического материализма знанием является …

-: только истинная информация

-: субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте

+: информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию

Существенной чертой понимания является …

-: психологизм, не имеющий отношения к процессу познания

+: осмысление, выявление и реконструкция смысла

С позиции прагматизма истиной является (-ются) …

+: полезность, эффективность знания

-: соответствие знание объективной реальности

-: соглашение по поводу того, что считать истиной

Способность извлекать и перерабатывать информацию позволяет человеку оперировать не с самими предметами, а с представляющими их …

Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется …

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется …

С позиции диалектического материализма, основным критерием истины является …

С точки зрения эмпиризма, «атомами» чувственных данных являются …

Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется …

Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту.

Создателем классического психоанализа является …

Теория ___ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности.

Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как …

Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма,

является (-ются) …

-: «комплекс ощущений» субъекта познания

+: фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта

С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт …

Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью, называется …

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется …

___ всегда существует в знаковой форме.

С точки зрения солипсизма, сознание всегда имеет дело с …

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является …

-: восхождение души к Богу

-: восприятие субъектом идей как комплексов ощущений

-: отражение объективной действительности в сознании субъекта

+: припоминание душой идей

В гносеологии понятие «истина» применимо к…

-: представлениям о ценностях и идеалах

+: знанию, обусловленному свойствами объекта

-: любому суждению, высказанному субъектом

-: любому виду знания

Рационально-теоретическое знание, содержащее самые общие, универсальные представления о мире, называется …

Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как …

Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется …

Теория «двух истин» получила распространение в …

-: учение Платона о двух мирах

+: эпоху позднего средневековья

-: диалектическом учении об абсолютном и относительном знании

Укажите понятие, противоположное по смыслу понятию «истина».

Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между …

-: правым и левым полушарием головного мозга человека

-: материей и сознанием

-: бытием и небытием

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …

Логические и математические критерии играют главную роль в ___ концепции истины.

Философское учение об универсальной одушевленности материи называется …

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется …

Info Stadiya — информационная поддержка студентов. Большая коллекция справочных материалов для студентов всех направлений и специальностей. Наш сайт, поможет тебе сдать экзамены на отлично! Если вы сочли информацию на сайте полезной, обязательно поделитесь ей в социальных сетях или у себя на сайте, таким способом, вы поможете другим получить знания. © 2017

Диалектико материалистическая концепции истины строится на классическом принципе соответствия. Понимая познание как отражение объективной действительности, диалектический материализм развивает учение об объективной, абсолютной и относительной истине, Понятие объективной истины выражает убеждение в том, что человеческое знание субъективно по форме в силу того, что всегда является знанием субъекта — конкретною человека, научною сообщества и т. д. Под объективной истиной диалектический материализм понимает то содержание сознания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, сознание человека являясь высшей формой отражения, независимо от воли субъекта принципиально способно более или менее достоверно отображать объективный мир. Под абсолютной истиной диалектический материализм понимает, с одной стороны, знание: которое не может быть опровергнуто в дальнейшем ходе развития науки, с другой стороны, полное, исчерпывающее знание об объекте. Понятия абсолютной и относительнойистины представляют истину как процесс, как движение через относительные истины к абсолютному, но фактически достижимому идеалу исчерпывающего знания объекта. Д

Если конечной и опосредованной целью познания является прак­тика, то непосредственная его цель — истина. На всех своих этапах развития истина неразрывно связана со своей противоположностью — заблуждением, которое является постоянным и необходимым ее спутником.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности. Заблуждения затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть объективно необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения», как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных целях — и связанной с этим передачи заведомо ложого знания — дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильных действий индивида и любой сфере: ошибки логические, фактические, ошибки в вычислениях, в политике, в повседневной жизни и т.п.

Те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: (Либо «сходят со сцены» (как, например, учение о «вечном днигателе»),либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, истина — это правильное отражение действительности.

Основных свойства, признаки истины:

Объективность — первый и исходный признак истины, который означает, что истина обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного:

а) абсолютная истина (томнее, абсолютное в истине) понимается, во-первых, как полное исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (например, «все люди смертны.);

б) относительная истина (точнее, относительное в истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

Истина всегда конкретна — это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые, познание должно учесть как можно точнее.

Читайте также:  Что такое социум с различных точек зрения

Итак, — и это необходимо подчеркнуть особо — объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина — это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с. этими своими характерными признаками (свойствами).

Изучение вопроса об истине и заблуждении будет незавершенным без рассмотрения проблемы критерия истины т.е. того, каким образом можно отграничить истину от заблуждения. В истории философии предлагались разные критерии, наиболее адекватно и содержательно этот вопрос разработан в диалектико-материалистической философии.

В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика во всем объеме своего содержания, а также в целостном историческом развитии. Дополнительным, вспомогательным, производным от практики является логический, теоретический критерий истины.

Среди критериев истинности знания назывались всеобщность необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

7. С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются …

абсолютная и относительная

априорная и апостериорная

теоретическая и практическая

абстрактная и конкретная

Решение: С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются абсолютная и относительная. Под абсолютной истиной понимается полное, исчерпывающее знание об объекте, которое рассматривается как цель познания. Конкретные достижения науки оцениваются как относительные истины – неполное знание предмета.

8. «Истина – это соглашение», – считали представители …

9. Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется …

10. Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.

11. C точки зрения прагматизма основным критерием истины является …

12. «Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители …

Решение: «Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители экзистенциализма. Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей, такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы, а также духовный мир человека.

13. Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

Решение: Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является практика. Под практикой понимается целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем и самого себя.

14. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется …

15. Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как ____________ истина.

Решение: Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как относительная истина. Относительная истина объективна по содержанию и исключает заблуждения и ложь. Так, классическая механика до возникновения теории относительности, считалась истинной в некотором абсолютном смысле. В дальнейшем выяснилось, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений.

16. Автором произведения «Истина и метод» является …

Решение: Автором произведения «Истина и метод» является Х.-Г. Гадамер – немецкий философ, основоположник философской герменевтики. По убеждению Гадамера, человеческое познание «неметодично», к тому же научно-теоретическое освоение реальности есть лишь один из вариантов отношений человека к миру. Труд Гадамера в известном смысле продолжает «реабилитацию» гуманитарных наук (восходящих к немецкому романтизму «наук о духе»), начатую в конце ХIХ века В. Дильтеем.

Сознание. Познание. Истина;

1Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется…

○ пантеизм ● вульгарный материализм ○ диалектический материализм ○ дуализм

2Теория ________ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности.

○ скептицизма ○ сенсуализма ○ гносеологического оптимизма ● агностицизма

3_________ могут быть индуктивными и дедуктивными.

● Умозаключения ○ Понятия ○ Высказывания ○ Суждения

4Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту.

● экзистенциализма ○ диалектического материализма ○ теории когерентности ○ прагматизма

5Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется…

○ агностицизм ○ наивный реализм ● скептицизм ○ прагматизм

6Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется…

● интенциональность ○ субъектность ○ рефлективность ○ идеальность

7Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является…

○ философия ○ наука ○ искусство ● игра

8Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является проблема …

○ соотношения синтетических и аналитических высказываний ● взаимоотношения субъекта и объективной реальности ○ исторического развития форм познавательной деятельности ○ отношения знания и

9Логические и математические критерии играют главную роль в ________ концепции истины.

● когеренции ○ прагматизма ○ корреспонденции ○ герменевтики

10С позиции _______ сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.

○ материализма ○ реализма ● идеализма ○ дуализма

11Основными функциями социального знания являются методологическая и …

● аксиологическая ○ воспитательная ○ историческая ○ онтологическая

12С позиции диалектического материализма, основным критерием истины является …

○ очевидность мыслимого ○ чувственный опыт ○ соглашение ● практика

13Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется…

○ описанием ○ словом ● понятием ○ суждением

14Создателем классического психоанализа является …

● З. Фрейд ○ К. Юнг ○ А. Адлер ○ Э. Фромм

15_________ всегда существует в знаковой форме.

● Знание ○ Незнание ○ Объект ○ Материальный предмет

16С точки зрения эмпиризма, «атомами» чувственных данных являются …

○ понятия ○ идеи ○ представления ● ощущения

17Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как …

○ ассоциация ○ память ○ логическое мышление ● интуиция

18Основоположником феноменологии является …

○ З. Фрейд ○ Г. Гегель ○ К. Маркс ● Э. Гуссерль

19С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт …

● общественный ○ божественный ○ физиологический ○ имманентно-духовный

20Непосредственное постижение целостности объекта выступает как …

○ предсказание ○ описание ● понимание ○ объяснение

21Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется…

○ установкой ○ убеждением ○ знанием ● верой

22Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения… истиной.

○ относительной ○ конкретной ● абсолютной ○ объективной

23Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как …

○ абстрактность ○ объективность ○ субъективность ● процессуальность

24Откровение и медитация характерны для…

○ науки ● религии ○ обыденного познания ○ философии

25Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между…

○ бытием и небытием ○ материей и сознанием ○ правым и левым полушарием головного мозга человека ● телом и душой

26Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как…

● субъективный образ объективного мира ○ иллюзия ○ копия, «слепок» вещей ○ иероглиф

27В гносеологии понятие «истина» применимо к…

○ любому суждению, высказанному субъектом ● знанию, обусловленному свойствами объекта ○ любому виду знания ○ представлениям о ценностях и идеалах

28Субъектом познания Л. Фейербах считал …

○ человека как родовое существо, все человечество ○ активно осуществляющего познавательную деятельность индивида ○ познающего человека ● человека, пассивно воспринимающего мир

29Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, является(-ются)…

● фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта ○ «вещь-в-себе» ○ феномены сознания ○ «комплекс ощущений» субъекта познания

30Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется …

○ абсолютной истиной ● относительной истиной ○ субъективной истиной ○ недоказуемым

31Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…

○ номиналисты были сторонниками монотеизма, а реалисты – политеизма ○ номиналисты были последовательными агностиками, а реалисты нет ● реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет ○ реалисты были атеистами, а номиналисты – креационистами

32С позиции прагматизма истиной является(-ются)…

○ непротиворечивые знания ○ соответствие знание объективной реальности ○ соглашение по поводу того, что считать истиной ● полезность, эффективность знания

33Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют…

○ законом ● методом исследования ○ парадигмой ○ теорией

34Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …

● самосознанием ○ осознанием мира ○ бессознательным ○ органами чувств

35С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является …

● припоминание душой идей ○ восприятие субъектом идей как комплексов ощущений ○ восхождение души к Богу ○ отражение объективной действительности в сознании субъекта

36Особенностью философского знания является _________ характер.

○ естественнонаучный ○ идеологический ○ гуманитарный ● интегративный

37Укажите понятие, противоположное по смыслу понятию «истина».

○ «ложь» ○ «предрассудок» ○ «гипотетическое знание» ● «заблуждение»

38Способность извлекать и перерабатывать информацию позволяет человеку оперировать не с самими предметами, а с представляющими их …

● знаками ○ феноменами ○ концептами ○ императивами

39Существенной чертой понимания является…

○ тождественность объяснению ○ иррациональность ● осмысление, выявление и реконструкция смысла ○ психологизм, не имеющий отношения к процессу познания

40Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …

○ созерцание ● разум ○ рассудок ○ чувственный опыт

41Теория «двух истин» получила распространение в …

○ ортодоксальной схоластике ○ диалектическом учении об абсолютном и относительном знании ● эпоху позднего средневековья ○ учении Платона о двух мирах

42Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью, называется …

○ интуитивизмом ● агностицизмом ○ эмпиризмом ○ гносеологическим оптимизмом

43Развитием, с точки зрения диалектики, является…

● необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира ○ количественное изменение в структуре объекта ○ циклическое движение ○ любое изменение

44Метод познания, абсолютизирующий устойчивость и повторяемость, называется …

○ схоластикой ○ диалектикой ○ герменевтикой ● метафизикой

45Субъективный идеализм отличается от объективного …

○ пониманием структуры человеческой психики ○ обожествлением природы ● принятием сознания субъекта, человеческих ощущений за первичное ○ принятием за первичное материи, природы.

46Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как …

○ идеальность ○ субъективность ● избирательность ○ целеполагание

47Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется…

○ суждением ○ ощущением ○ интуицией ● представлением

48Укажите проблемы, имеющие отношение к гносеологии.

☐ природа и иерархия ценностей ☑ способы достижения истинного знания ☐ материальное единство мира ☑ вопрос о границах человеческого знания

49Мнение в отличие от знания…

☑ является субъективной оценкой чего-либо ☐ неизменно в определенных исторических пределах ☑ изменяется достаточно быстро ☐ имеет достоверный характер

50К логическим критериям истины относятся…

☑ независимость аксиом ☐ когерентность ☐ эмпирическая проверяемость ☑ непротиворечивость аксиом

51Неявное знание в отличие от явного

☐ имеет осознанный характер ☐ выражается в понятиях и суждениях ☑ выражается в телесных навыках и схемах восприятия ☑ передается только при личном контакте

52Характерными чертами иррационализма являются…

☑ объявление мистической интуиции источником знания ☑ пренебрежительное отношение к науке, ее достижениям и возможностям ☐ убеждение, что человеческое знание основано на разуме ☐ убеждение, что человеческое знание основано на чувственном опыте

53С точки зрения классической концепции, истина является…

☐ абстрактной ☑ субъективной по форме ☐ результатом соглашения между учеными ☑ объективной по содержанию

54Философский подход к изучению сознания в отличие от психологического является…

☐ не имеющим практического применения ☑ способным решать проблему происхождения сознания ☐ более узким ☑ мировоззренческим

55Укажите формы культуры, для которой познание является главной задачей.

☑ наука ☑ философия ☐ религия ☐ искусство

56Общими условиями логического мышления, ведущими к истине, являются …

☑ определенность ☑ обоснованность ☐ непосредственность ☐ наглядность ☑ последовательность

57Особенностями социально-гуманитарного познания являются…

☑ ценностно-смысловое освоение человеческого бытия ☐ познание вещей, их свойств и отношений ☑ текстовая природа ☐ использование научного оборудования

58К бессознательным явлениям относятся…

☐ умозаключение ☑ интуиция ☑ автоматизированные навыки и способы действия ☐ суждение

59Понятие «опыт» включает в себя …

☑ ощущения ☐ экспликацию ☐ трансценденцию ☑ наблюдение ☑ внутренние переживания ☑ эксперимент ☑ прагматические действия

60Формами практики как критерия истины являются …

☑ исторический опыт человечества ☑ общественное производство ☑ социально-политическая деятельность ☑ научно-экспериментаторская деятельность ☐ духовное производство ☐ прогностическая деятельность

61Свойствами сознания являются…

☐ беспредметность ☑ идеальность ☑ рефлексивность ☐ автономность от материальных структур

62С позиции диалектического материализма, сущностью теоретического мышления является …

☐ противопоставленность интуиции ☑ восхождение от абстрактного к конкретному ☑ зависимость от исторической практики ☐ саморазвитие понятий ☑ отражение противоречий объективной реальности

63Когерентная концепция связывает истинность знания с…

☐ практической полезностью ☑ самосогласованностью ☐ его соответствием объекту познания ☑ непротиворечивостью

64В греческой философии нет понятия «сознание», но существуют, как минимум, четыре термина, которые можно соотнести с современным представлением о сознании, это – Укажите не менее двух вариантов ответа

● технэ, архэ ● логос, эйдос ● нус, психея ● биос, абисос

65Характерными чертами наивного реализма являются…

☐ отрицание познаваемости объективного мира ☑ понимание образа вещи как ее точной копии ☑ опора на житейские наблюдения и обыденный опыт ☑ убежденность в доступности предметов объективного знания чувственному восприятию ☐ признание опосредованности познания влиянием социума, культуры

66Познавательные способности человека делятся на …

Укажите не менее двух вариантов ответа

● разум ● рассудок ● память ● инстинкт

67Характерными чертами естественного языка являются…

☐ точность, однозначность ☑ универсальность ☐ строгость применения ☑ общедоступность

68Понимание является центральной проблемой в следующих философских направлениях

☑ герменевтика ☑ феноменология ☐ неопозитивизм ☑ экзистенциализм ☐ прагматизм

69С позиции диалектического материализма знанием является…

○ любая информация ○ субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте ○ только истинная информация ● информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию

70Чувственными формами познания являются…

☑ представление ☐ интуиция ☑ ощущение ☐ понятие

71К субъективным критериям истины относятся …

☑ полезность ☑ общезначимость ☐ опредмечивание ☑ согласованность мысли ☐ опыт ☑ ясность и очевидность

72Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются…

☑ предметное значение ☐ материальные характеристики знака ☐ сходство с обозначаемым объектом ☑ смысл

73В современных теориях познания выделяют следующие разделы …

Укажите не менее двух вариантов ответа

● учение о становлении и развитии человеческой чувственности ● учение об условиях достоверности и адекватности познания ● учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи ● учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни

74Представители ______ считают сознание неотъемлемым атрибутом материи

☑ панпсихизма ☐ объективного идеализма ☐ диалектического материализма ☑ пантезма

75Агностицизм характерен для философии …

☑ субъективного идеализма ☐ объективного идеализма ☑ позитивизма ☑ конвенционализма ☐ механицизма

76:Конвенционалистская концепция оценивает истину как …

☐ соответствующую реальности теорию ☐ любое знание ☑ результат соглашения между учеными ☑ удобную в использовании теорию

77Укажите суждения, в которых наиболее корректно характеризуется взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания

☐ Теория может быть подтверждена или опровергнута эмпирическими данными. ☑ Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. ☐ Теоретическое знание полностью производно (зависит) от эмпирического. ☑ Всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений

78Познавательная функция сознания связана с функционированием…

☐ эмоций ☐ воли ☑ мышления и памяти ☑ восприятия

79В отличие от ощущения, понятие …

☑ устойчиво и постоянно ☐ относится к отдельным свойствам объекта ☐ изменчиво и преходяще ☑ отражает общие свойства объектов ☑ является общим для ряда субъектов ☐ принадлежит конкретному субъекту

80Гносеология как раздел философского знания изучает…

☐ научное познание ☑ условия достоверности и истинности познания ☑ наиболее общие характеристики познавательной деятельности человека ☐ формы правильного

81Характерными чертами интуиции являются…

☑ неожиданность ☐ стандартность решения ☑ неосознанность ☐ опосредованность достижения решения

82К теоретическим методам познания относятся…

☐ эксперимент ☐ наблюдение ☑ анализ ☑ научная теория ☐ измерение

83К натуралистическим теориям познания относятся…

☑ физический редукционизм ☑ физикализм ☐ конвенционализм ☐ диалектический материализм

84Гносеология изучает …

☐ проблему единства мира ☑ структуру процесса познания ☑ познавательные способности человека ☐ общественное сознание ☑ проблему познаваемости мира

85Общими чертами чувственного и рационального познания являются

☐ способность к абстрагированию ☐ способность к обобщению ☑ их социальная обусловленность ☑ способность отражать объективные стороны познаваемого объекта

86Для агностицизма характерны утверждения …

☐ научные достижения реализуются на практике ☑ отношение между фактом и высказыванием условно ☐ сущность и явление диалектически взаимосвязаны ☑ существует принципиально непознаваемое ☑ между сущностью и явлением нет взаимосвязи

87Классический принцип корреспонденции выражен в формулировках…

☑ истина есть соответствие мыслей действительности ☐ истина есть верование, способное стимулировать успешное действие ☐ истина есть не более чем полезная ложь ☑ истина есть соответствие понятия (или представления) предмету

88Характеристиками истины являются…

☑ относительность ☑ объективность ☐ правдивость ☐ зависимость от субъективных особенностей, желаний, эмоций субъекта

89К основным категориям гносеологии относятся …

☑ знание ☑ суждение ☑ истина ☐ явление ☐ бытие

90Редукционизм в трактовке сознания характерен для следующих направлений в современной философии:

☑ бихевиоризм ☐ интуитивизм ☑ физикализм ☐ феноменализм

91В современной гносеологии существуют различные концепции истины:

Укажите не менее двух вариантов ответа ● здравого смысла ● очевидности ● классическая, (корреспондентская) ● конвенционалистская

4. ПРАКТИКА — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

4. ПРАКТИКА — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Правильность отражения внешнего мира в мозгу человека проверяется практикой, Практика подтверждает данные органов чувств и мышления, передаваемые людьми друг другу с помощью языка.

МАРКСИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАКТИКИ. Марксистский философский материализм понимает под практикой прежде всего общественно-производственную деятельность людей. Эксперимент в лаборатории учёного или в заводской лаборатории, проводимый при помощи научной аппаратуры, являющейся показателем и выражением успехов производства и наук, также является частью общественно-производственной практики. В практику, служащую критерием истины, включается также практика астрономических наблюдений, географических открытий и т. д.

Нельзя сводить практику только к отношению людей к природе. Материальные, т. е. складывающиеся независимо от воли людей, производственные отношения общества являются важной стороной общественно-производственной деятельности. Поэтому в содержание практики марксизм-ленинизм включает и опыт классовой борьбы, практику борьбы за социализм и коммунизм,

Если мы действуем на основе правильного представления о предметах, закономерностях объективного мира, то мы достигнем заранее намеченных результатов. Таким образом, успехи практической деятельности людей являются проверкой применяемых в ней теоретических представлений. Ошибки и неудачи в практической деятельности свидетельствуют о неполноте наших знаний и тем толкают к преодолению этих ошибок, т. е. к дальнейшему, всё более глубокому познанию мира и его закономерностей.

Практическая деятельность людей есть в конечном счёте решающий способ проверки достоверности наших знаний. Практика проверяет правильность отражения явлений природы, правильность познания сущности этих явлений. Практика проверяет правильность наших выводов об этих явлениях и о законах, управляющих ими. Практика выступает основой и критерием истинности наших знаний об объективной реальности.

Важнейшим условием развития науки является умение деятелей науки чутко прислушиваться к голосу жизни, практики.

Вне практики в её марксистском понимании нельзя разрешить вопрос о правильности или неправильности человеческих представлений о внешнем мире. Больше того, попытка оторвать вопрос о познаваемости мира от практики ведёт неизбежно к схоластике.

«Вопрос о том, — писал Маркс, — обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» [10].

Введение марксистским философским материализмом общественно-производственной практики в теорию познания диалектического материализма нанесло смертельный удар по агностицизму, философский идеализм был разоблачён в той сфере, где он считал себя неуязвимым.

Энгельс указывал, что самым решительным опровержением агностицизма является практика, а именно эксперимент и индустрия. «Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем; что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» [11].

История науки и техники подтверждает положение марксистского материализма о познаваемости мира, о роли практики как критерия истины.

История естествознания и современная наука неопровержимо свидетельствуют о том, что человек с каждым научным открытием всё глубже и полнее познаёт объективный материальный мир и закономерности его развития и подтверждает правильность своих знаний практикой. Познавая объективные законы природы и общества, люди используют их для достижения своих практических целей, овладевают стихийными силами природы и создают в процессе производства такие предметы и явления, которые без них природа на Земле не создавала (например, химические элементы тяжелее урана, пластмассы, новые сорта растений и породы животных и т. д. Создание в лаборатории и в промышленности предметов и явлений, которые без человека создаются природой, а также создание по заранее намеченным планам, опираясь на познание законов природы, таких предметов и явлений, которые до этого не встречались человеку и условиях Земли, являются неопровержимым доказательством познаваемости мира и его объективных закономерностей.

Диалектический материализм полностью разоблачил агностические утверждении относительно «непознаваемости» законов развития общества. И здесь решающим критерием истины является практика.

Пролетариат — революционный класс, практическая деятельность и жизненные интересы которого требуют изучения объективных законов развития и изменения общественной жизни. Учители и вожди рабочего класса Маркс и Энгельс создали точную науку об обществе — исторический материализм, марксистскую политическую экономию, теорию научного коммунизма.

Маркс и Энгельс на основе познания ими объективных экономических законов капиталистического способа производства впервые смогли научно предвидеть неизбежность гибели капитализма, неизбежность победы пролетариата, творца и строителя коммунизма. Наука об обществе была творчески развита дальше в решениях съездов КПСС и Центрального Комитета Коммунистической партии, в трудах Ленина, его продолжателя И. В. Сталина, их выдающихся учеников и соратников. Практика классовой борьбы пролетариата, победа Великой Октябрьской социалистической революции и победоносное строительство коммунизма в СССР неопровержимо доказывают истинность и силу марксистско-ленинской теории. Всемирно-исторические успехи социалистического строительства в СССР, успехи стран народной демократии, практика борьбы всех прогрессивных сил во главе с коммунистическими партиями против лагеря империализма являются доказательством великой мобилизующей, организующей и преобразующей силы идей марксизма-ленинизма, точно отображающих действительное развитие мира, вооружающих практическую деятельность передовых сил общества.

КРИТИКА ПРАГМАТИЗМА. Практика решительно опровергает идеализм и агностицизм в теории познания. Не удивительны поэтому отчаянные попытки современных философов империалистической буржуазии фальсифицировать понятие практики с целью спасения идеализма. Одной из таких попыток является модная и поныне в американской буржуазной философии «школа» так называемого прагматизма, разоблачённая ещё В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Прагматисты (Джемс, Дьюи и др.) утверждают, что основой их философии тоже будто бы является практика. Однако под практикой прагматисты понимают лишь то что полезно, выгодно. Полезность они объявляют единственным критерием истинности. Так как, по мнения прагматистов, каждый человек преследует свою выгоду, то истин столько же, сколько людей. На деле прагматисты объявляют «истинным» лишь то, что полезно капиталу и приносит ему успех, прибыль. С точки зрения прагматистов, религия, например, является «истиной», потому что она «полезна» эксплуататорский классам, идеализм оказывается «истинным» на том же основании. Прагматисты объявляют «истиной» любую ложь, если эта ложь выгодна империалистической буржуазии. Прагматисты выступают как философские оруженосцы современной воинствующей империалистической реакции в США. Они отвергают существование внешнего материального мира и его объективных закономерностей, отвергают понимание практики как критерия объективной истины, выступают как субъективисты.

О прагматистах В. И. Ленин писал: «Едва ли не «последней модой» самоновейшей американской философии является «прагматизм» (от греческого pragma — дело, действие; философия действия). О прагматизме говорят философские журналы едва ли не более всего. Прагматизм высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опит, признает единственным критерием практику. и. преблагополучно выводит изо всего этого бога и целях практических, только для практики. » [12].

Марксистский философский материализм разоблачает и другие попытки идеалистов извратить вопрос о практике и её роли в познании.

Так, например, махист А. Богданов идеалистически понимал практику как «коллективный опыт», т. е. ощущения многих лиц, и утверждал, будто бы подобным образом понимаемая человеческая практика есть единственный объект познания. Богданов отрицал материю как предмет познания.

В противоположность этому марксистский философский материализм утверждает, что объектом научного познания является материальный мир, существующий вне и независимо от сознания и существовавший ещё тогда, когда не было общества и общественно-производственной деятельности людей. Марксистский философский материализм органически связывает вопрос о роли практики в теории познания с материалистическим решением основного вопроса философии, с признанием существования материи вне сознания, с принципом познаваемости объективного мира.

КРИТИКА МАХИСТСКОГО ТОЛКОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОПЫТ». Одним из характерных приёмов идеалистов в их борьбе против науки является извращённое толкование ими понятия «опыт», которое широко применяет реакционная философия для прикрытия антинаучного содержания своих теорий.

Махисты, жонглируя понятием «опыт», отвергли объективное содержание опыта, рассматривали «опыт» идеалистически, только как ощущение, переживание человека. На махистскую удочку попался Плеханов, согласившийся с одним из махистских толкований понятия «опыт».

В труде «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин показал, что различные трактовки понятия «опыт», вроде трактовки его как «средства познания» или «предмета познания», сами по себе ещё не раскрывают основных гносеологических расхождений между материализмом и идеализмом. Суть дела заключается в том, чтобы раскрыть объективное содержание в опыте: объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.

В противоположность махизму марксистский философский материализм определяет опыт как часть общественно-производственной деятельности людей, направленной на раскрытие объективных законов материального мира, на его преобразование. Уже в самом простом научном эксперименте большую роль играет активное отношение к природе. Наука воспроизводит явления природы в опыте с целью раскрытия её законов, с целью овладения её тайнами.

Таким образом, марксизм-ленинизм разоблачает все идеалистические извращения в понимании практики и впервые вводит в теорию познания практическую деятельность людей, их общественно-производственную деятельность.

Введение практики в теорию познания характеризует марксизм как действенное мировоззрение в противоположность созерцательному характеру старого, домарксовского материализма.

ПРАКТИКА — ОСНОВА ЕДИНСТВА ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ И АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ. Для устранения ошибок в мышлении и для использования выводов теории в жизни необходимо идти от практики к мышлению и от мышления к практике, проверяя ею правильность результатов абстрактного мышления. Следовательно, практика выступает не только основой познания и критерием истины, но и целью познания объективного мира. Практика лежит в основе, всех этапов познания объективной реальности. Живое созерцание человеком природы, как и абстрактное мышление людей исторически могли возникнуть и развиваться лишь в процессе практического воздействия человека на природу и общество, в ходе общественно-производственной деятельности людей.

Подлинно научное познание мира имеет целью активное преобразование природы, коммунистическое преобразование общества, внедрение результатов теории в жизнь.

Практика подтверждает единство живого созерцания и абстрактного мышления. Всякая попытка свести процесс познания только к одному из этих моментов познания противоречит реальным фактам действительности, ведёт к извращению марксистско-ленинской теории отражения. Ограничение процесса познании внешнего мира только лишь одними чувственными данными, недооценка роли абстрактного мышлении ведет к слепому накоплению фактов без раскрытия их внутренней связи. В свою очередь ограничение познания природы только абстрактным мышлением, игнорирование данных органов чувств и практики прямо ведут к схоластике. Практика, рассматриваемая вне связи с теорией, ведёт к делячеству, к работе ощупью, вслепую. Анализ любого вида человеческой деятельности подтверждает правильность этого вывода.

В результате развитии промышленности и науки на помощь органам чувств и мышлению человека и ходе его познания внешнего мира приходит вся современная научная и технической аппаратура. Чтобы изготовить современные телескопы, световые и электронные микроскопы, сейсмографы, радиопередатчики, телевизоры, конденсационную камеру, бетатрон, циклотрон, радиолокатор, электроинтегратор и другую научную и промышленную аппаратуру, нужен высокий уровень развития производства, огромный запас наблюдений, высокий уровень развития научного мышления.

Приведём пример такого единства всех форм отражения внешнего мира.

Изобретение и усовершенствование светового микроскопа было в своё время огромным достижением науки и техники. Человек стал видеть недоступные невооружённому глазу мельчайшие предметы. Однако световой микроскоп не позволяет различать предметы меньшие, чем длина световой волны.

Буржуазные философы-идеалисты поспешили и здесь заявить, что наступил будто бы предел познания человеком микропроцессов. Однако в 20-х годах XX в. были обнаружены волновые свойства электронов. Оказалось, что при известных условиях можно получить электронную волну такой длины, что становятся видимыми частицы, которых нельзя было видеть в оптический микроскоп.

Используя это открытие, учёные получили возможность построить особые электронные микроскопы. Электронный микроскоп во много раз сильнее самого сильного светового микроскопа. При помощи электронного микроскопа можно, например, видеть вирус гриппа, размеры которого составляют величину порядка нескольких молекул. И это ещё не предел возможностей совершенствования современной микроскопии.

Советские астрофизики сумели, несмотря на мощные облака тёмной межзвёздной материи, сфотографировать при помощи инфракрасных лучей считавшийся принципиально недоступным для научного исследования центр Млечного пути (нашей Галактики). Они сумели обнаружить тяжёлый углерод в составе звёзд-гигантов, сумели показать, что в составе Млечного пути звёзды не возникли одновременно, как об этом писали буржуазные астрофизики, что в нём и сейчас идёт процесс звездообразования.

Мы можем сегодня видеть следы таких явлений, которые невозможно увидеть непосредственно даже при помощи самого сильного электронного микроскопа. В конденсационной камере можно наблюдать движение отдельного электрона, фотографировать полёт позитрона и т. п. Учёные сконструировали приборы, которые дают возможность наблюдать явления и процессы, протекающие за одну миллионную и даже меньшую долю секунды.

Убедительные примеры превращения «вещей в себе» в «вещи для нас» даёт нам практика использования в промышленности достижений современной синтетической химии.

Люди раньше не умели производить искусственный каучук. Структура молекулы естественного каучука не была достаточно известна химикам. В этом отношений каучук оставался для науки «вещью в себе». Коммунистическая партия поставила перед советскими химиками задачу в короткий срок разгадать тайну химического строения молекулы каучука и научиться самим в лабораториях и в промышленности производить то, что без нас, в виде сока особых растений, производит природа.

Ещё до Великой Октябрьской социалистической революции выдающийся русский химик С. В. Лебедев вплотную подошёл к решению проблемы искусственного синтеза каучука. Но только в условиях советского строя советские химики во главе с С. В. Лебедевым раскрыли тайны строения каучука и разработали технологию производства синтетического каучука. Таким образом, и в этой области химических знаний на практике была доказана познаваемость мира. Эти примеры из истории астрономических открытий, физики и химии являются подтверждением положения марксистского философского материализма о том, что пот вещей непознаваемых, а ость только вещи, пока ещё не познанные, которые, однако, рано или поздно будут пополнены силами науки и практики.

Так, единство живого созерцания, абстрактной научной мысли и практики позволяет всё глубже и глубже отражать природу. Наука и практика доказали правильность положений марксистского философского материализма, утверждающего, что возможности человеческого познания беспредельны. От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него — к практике — таков путь познания истины.

Итак, практика доказывает познаваемость мира. Проверенные практикой знания о законах природы являются объективными истинами.

Как же понимает марксистский философский материализм истину?

Читайте также:  Можно ли увидеть призрака боковым зрением
Источники:
  • http://studopedia.ru/4_21512_dialektika-materialisticheskaya-kontseptsiya-istini.html
  • http://studfiles.net/preview/4043371/page:9/
  • http://studopedia.su/19_48124_soznanie-poznanie-istina.html
  • http://fil.wikireading.ru/13296