Меню Рубрики

Основные мировые цивилизации варианты классификации точки зрения

Принципы классификации.Цивилизационный подход в определении типа общества предполагает использование двух принципов. Первый — «горизонтальный», рассматри­вает распределение множества племен, народов, стран в пространстве, их географическое расположение. Второй — «вертикальный», рассматривающий развитие этих народов в течение многих тысячелетий начиная с момента их появ­ления. Согласно этим подходам все цивилизации по геог­рафическому признаку можно разделить на две большие группы—это восточные и западные цивилизации, а с позиции исторического развития — на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, общества.

Восточные цивилизации.Историки рассматривают цивилизации, выделяя государства или группы стран, развивавшихся в разные исторические периоды в разных частях света. Среди них особое значение имеет группа цивилизаций, которая включает Древнюю Индию, Китай, Вавилон, Египет, а также мусульманские государства Востока.

К восточным цивилизациям относится множество существовавших на протяжении тысячелетий стран и наро­дов, населявших огромные территории Азии и Африки, объединявших представителей различных рас, языков, вероисповеданий. Все они внесли значительный вклад в развитие мировой человеческой цивилизации.

Западные цивилизации.У истоков западной циви­лизации стоят Древняя Греция и Рим. Великие державы эпохи средневековья и индустриального общества Англия, Франция, Испания, Италия, а также присоединившиеся к ним позднее Германия, Австро-Венгрия, США являются наследницами этих цивилизаций.

Западной цивилизацией были созданы и развиты основ­ные научно-технические достижения и демократические ценности современного человеческого общества, за последние пятьсот лет она определяет и регулирует самые значимые явления в мировой политике.

Традиционное общество —докапиталистическое (дойн-дустриальное) общество аграрного типа, обладающее высокой структурной устойчивостью, в котором социокультурная регуляция основана на традициях.

В западной исторической социологии принято относить к традиционным обществам стадии доиндустриального общества: малодифференцированную (общинную, родопле-менную, существующие в рамках «азиатского способа произ­водства»); дифференцированно-гетерогенную, многострук­турную и классовую (типа европейского феодализма). Причинами этого являются:

во-первых, сходство отношений собственности. В первом случае — производитель может иметь доступ к земле только через род или общину; во втором — через феодальную иерархию, что противоречит капиталистическому принципу неделимой частной собственности и делает немыслимой «свободную личность», не имеющую какого-то определен­ного отношения к земле;

во-вторых, общие особенности функционирования куль­туры: инерционность созданных однажды культурных норм, обычаев, способов действия, трудовых навыков; неин­дивидуальный характер творчества; преобладание пред­писанных моделей поведения;

в-третьих, наличие в обоих случаях простого и устой­чивого разделения труда, обусловленного сословным, иногда кастовым закреплением. Все это стирает границы между названными периодами, но зато сильно отличает общества этого типа от устройства индустриально-рыночного, капи­талистического.

В традиционном обществе способности и потребности человека обеспечиваются просто, коллективное сознание удерживает их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие границы тому, чего законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное (феодальное) общество устойчиво, перед каждым социальным слоем стоят свои цели, каждый осознает сущность своей жизни в замкнутых рамках своего слоя. А ход общественной эволюции порождает двой­ственный процесс: усиливает «индивидуальность» и одновременно ослабляет силу коллективного надзора, стирает жесткие рамки морали. Освобождение личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, рас­ширяет возможности для личного выбора занятий и способов действия.

Однако относительно свободная нормативная структура промышленного общества не определяет больше жизне­деятельность людей. Отсутствие четкой жизненной цели, строгих норм поведения порождает аномию (франц. anomie — «беззаконие»). Это повергает множество людей в неопределенное социальное положение, отчуждает их от общества, лишает чувства связи с конкретной группой. В итоге это приводит к отклоняющемуся поведению, росту преступности и саморазрушению человека.

Индустриальное общество — одна из двух категорий, обозначающих промышленное общество, наряду с понятием капиталистического общества используется для характери­стики современного развитого общества в отличие от тради­ционного (родоплеменного, феодального). Основоположником теории индустриального общества был А. Сен-Симон, который и ввел в науку этот термин, развитый и уточ­ненный его последователями —О.Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом.

Теория индустриального общества стала широко при­меняться учеными США и Западной Европы в 1950— 1960гг. Современные теоретики считают, что капитализм не исчезнет, как какой-либо переходный этап истории чело­вечества, а в определенной форме будет присутствовать всегда. Ученые, развивающие теорию промышленного обще­ства, вкладывают в это понятие более широкий смысл, не­жели в понятие «капиталистическое общество», и предлагают рассматривать последнее как составную часть первого. Капитализм — это общество, где индустриальное произ­водство как преобладающая форма организации экономики находится в частных руках, где предприниматель одновре­менно выступает и собственником и главным субъектом управления трудовым процессом. Однако такое сочетание в одном лице и собственника и управляющего — временное явление. С развитием производства собственность на капи­тал не может гарантировать власти и авторитета на пред­приятии. На крупных фирмах, занимающих ведущее поло­жение в экономике, контроль над производством начинают осуществлять менеджеры-администраторы. Здесь теории индустриального общества смыкаются с технократическими концепциями А. Берли.

Сторонники теории индустриального общества выдви­гают следующие аргументы в поддержку своей позиции:

Во-первых, самые важные исторические изменения, наблюдаемые в современном мире, происходят в связи с пере­ходом человечества от «традиционного» аграрного общества к промышленному, основанному на машинном производстве, фабричной организации труда, национальной системе хозяйства, свободной торговле и рынке. Поэтому понятие индустриального общества тесно связано с теорией модер­низации — ведущей теорией развития общества в современ­ной западной социологии.

Во-вторых, существует определенная «логика индуст­риализации», которая ведет к увеличению сходства основных институтов (конвергенции), как бы сильно они не отличались первоначально. Чем выше уровень индустриализации, тем больше она стремится к единообразию индустриального порядка.

В-третьих, переход от традиционного к индустриальному обществу — прогрессивный исторический процесс, ликви­дирующий традиционные наследственные привилегии, способствующий провозглашению равных гражданских прав и демократизации общественно-политической жизни. В индустриальном обществе в результате роста социальной мобильности исчезают сословные преграды, расширение возможностей образования способствует установлению равных возможностей. Общая тенденция развития инду­стриального общества характеризуется устранением «внеш­них» неравенств, которые имеют социальную природу. Остаются только «внутренние» неравенства, которые обу­словлены генетическими различиями в способностях.

В-четвертых, в ранней стадии становления индустриа­льного общества классовые разделения и отношения были острыми и являлись главным источником конфликтов и напряжений, которые слабели по мере правовой «инсти-туциализации классового конфликта», становления обще­принятых форм трудовых соглашений и коллективных договоров, вместе с распространением на все население политических, гражданских прав (право голосовать и создавать политические партии). Конфликты и напряжения в индустриальном обществе имеют тенденцию уравно­вешиваться.

В-пятых, важным элементом перехода от традиционного к индустриальному обществу является укрепление нацио­нального либерально-демократического государства.

Постиндустриальное общество —это категория, обоз­начающая общество, которое находится по уровню развития на следующей ступени после индустриального. Определяю­щими признаками постиндустриального общества являются: преобладание доли занятых в производстве информации, уменьшение доли работающих в сфере промышленного производства и доминирование теоретических знаний и университетской науки в духовной сфере.

Некоторые ученые придерживаются мнения, что переход к постиндустриальной цивилизации произошел в середине XX в. Это объясняется важными достижениями в области науки и техники в этот период: расщепление атомного ядра, освоение человеком космоса, развитие генной инженерии, появление мощной вычислительной техники.

Современная цивилизация характеризуется многооб­разием, парадоксами и противоречиями, высоким уровнем развития научно-технического прогресса (НТО). Его основ­ными направлениями являются автоматизация и полная компьютеризация, производство новых видов материалов, открытие новых источников энергии, дальнейшее освоение космоса.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 58 ; Нарушение авторских прав

Классификация цивилизации

Три основные стадии эволюции цивилизации:

1) аграрная,характерная для рабовладельческого и феодального общества;

2) индустриальная,связанная с капитализмом;

3) постиндустриальная,вызванная научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

· глобальной, то есть мировой,

· континентальной (например, европейская),

· национальной (французская, английская),

Часть ученых предлагает разделить все цивилизации на два типа:

· техногенная цивилизация — характерна для Западной Европы,

· психогенная — для восточных стран (например, индийская цивилизация).

Классификация ученых-востоковедов. Ониполагают, что изначально цивилизация распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.

«Культура» и «цивилизация» имеют отличия.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая организация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

В культуре особое значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость, новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало.

Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними.В современном обществе цивилизация все больше преобладает над культурой. Происходит стагнация общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала.

Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции Н.Я Данилевского, О.Шпенглера.

Цивилизационные теории получили развитие в трудах ряда видных историков и социологов еще с середины XIX века. Это работы Н.Я.Данилевского «Россия и Европа», О.Шпенглера «Закат Европы», А.Д.Тойнби «Исследование истории», П.Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество», Л.Гумилева, Макса Вебера др. Общественно-историческое развитие человечества осмысливается в виде теории круговорота локальных цивилизаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 7702 — | 6713 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Классификация цивилизаций

Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующееся набором определяющих признаков. Шкала критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, у Тойнби весьма подвижна, но два из этих критериев остаются стабильными — это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак. » . Вселенская церковь является основным признаком, позволяющим классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».

В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. Из выделенных цивилизаций семь — живые общества, а остальные четырнадцать — мертвые, при этом большинство из живых цивилизаций клонится теперь к упадку и разложению. Помимо цивилизаций, в какой-то степени продвинувшихся по дороге развития, Тойнби выделяет четыре неродившиеся цивилизации (в их числе — скандинавская), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своем развитии после рождения (в их числе — полинезийцы, эскимосы, кочевники, спартанцы и др.). «Фактически задержанные цивилизации в отличие от примитивных обществ дают истинные примеры «народов, у которых нет истории». Они оказались в этом состоянии, желая продолжить движение, но вынужденные пребывать в своем незавидном положении из-за того, что всякая попытка изменить ситуацию означает гибель. В конце концов они гибнут либо потому, что отважились все-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в неудобной позе».

В сравнительном исследовании цивилизаций Тойнби изучает и описывает шесть представителей вида — пять живых и один мертвый, а также две группы реликтов. В результате более детального анализа было выявлено еще тринадцать представителей.

Попробуем кратко рассмотреть некоторые из данных видов обществ.

1. Православное христианское общество.

Православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в сыновнем родстве с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами. «Стержневая ось» православного христианского мира берет свое начало в центре Эллинского мира, в Эгейском море. Экспансия православного христианского общества шла не по прямой: на северо-востоке оно сначала закрепилось в Грузии, а позже оно перевалило через Кавказский хребет, достигнув Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь; на северо-западе оно охватило Балканы. Православное христианство распространялась и вдоль «поперечной оси», которая пересекала главную ось в Константинополе. Морской путь привел православное христианство к «отеческому» эллинскому обществу.

  • 2. Иранское и арабское общества. Следующее живое общество — исламское. Обращение к первоисточникам его истории вызывает обнаружение наличия универсального государства (Багдадский халифат Аббасидов), универсальной церкви (ислам) и движения племен (движение тюркских и монгольских кочевников Великой степи и др.). Обнаруживаются и признаки отеческого общества. Исламское общество зародилось на территории азиатского плоскогорья, образуя постепенно ряд самостоятельных государств, от которых происходят почти все государства современного исламского мира. Два исламских общества сыновне родственны одному более старому обществу, которое находится «за пределами видимого исторического горизонта».
  • 3. Индское общество. Является живым обществом. Универсальное государство в этом случае — империя Гуптов (375 — 475 гг. до н.э.), вселенская церковь — это индуизм, движение племен исходило от гуннов Евразийской степи. В индуизме можно увидеть неиндские наслоения, например — поклонения божествам в иконической форме. Родиной индского общества были долины Инда и Ганга.
  • 4. Древнекитайское общество. Его прародина — Дальний Восток. Универсальное государство — империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э., вселенская церковь — это махаяна, движение племен — набеги кочевников Великой степи. Родина древнекитайского общества находилась в бассейне Желтой реки и Янцзы. Бассейны обеих рек стали родиной сыновнего дальневосточного общества. Территориально дальневосточное общество отстоит от отеческого древнекитайского не столь далеко, как, например, западное от эллинского или иранское от сирийского. Здесь ближе аналогия с арабским обществом или с обществом индуистским.
  • 5. Реликтовые общества. Иудеи и парсы — реликты сирийского общества эпохи Ахеменидской империи, нормальная жизнь которой была прервана походами Александра Великого и засильем эллинизма. Монофизиты и несториане — «продукт реакции сирийского общества на это чужеродное вторжение». Эти реликты позволяют рассмотреть ошибки, которые происходят при столкновении двух или более обществ.
  • 6. Вавилонское общество. Находится в Западной Азии, в Иране. В истории Вавилона было одно необыкновенное событие: милитаризация Ассирии. Постоянное противоборство Ассирии с Вавилонией достигло кульминации в Столетней войне 7 в. до н.э., в которой Вавилон пал, чтобы затем воскреснуть. Однако к началу христианской эры вавилонского общества уже не существовало.
  • 7. Египетское общество. Это еще один представитель обществ, проживший длинную жизнь и не имевший в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Это общество возникло в нижней долине Нила. Оно не оставило в современном мире преемников. Бессмертие этого общества запечатлено в камне, пирамиды — эти неодушевленные свидетели жизни своих создателей — возможно, будут играть свою роль Атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет.

Другой критерий для классификации обществ — степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале. При обобщении результатов получается такая последовательность (православное христианское общество и дальневосточное распались надвое в соответствии с местонахождением — получилось 21 общество): египетское + андское, китайское + минойское + шумерское + майянское, сирийское, индское + хеттское + эллинское, западное, православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное) + дальневосточное (основное), иранское, арабское + индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское.

Большинство из перечисляемых историком цивилизаций являются в настоящее время уже мертвыми. Существующих ныне цивилизаций он насчитывает семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская.

Каждая цивилизация представляет собой замкнутый и независимый от других мир. Конечно, полностью изолированной от внешних воздействий цивилизации, по-видимому, не существует. Но все же каждая из них обладает относительной самостоятельностью, достаточной для того, чтобы можно было при анализе хода ее истории абстрагироваться от влияния на нее со стороны других цивилизаций.

Географические границы области, занимаемой какой-либо цивилизацией, со временем могут изменяться. Но «ни одно из исследуемых обществ не охватывает всего человечества, не распространяется на всю обитаемую Землю и не имеет сверстников среди обществ своего вида; наше западное общество, например, не воспринималось как нечто целое, пока эллинское общество, будучи одним из первоначальных представителей обществ данного вида, не достигло своей зрелости». Всемирная история есть история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.

Классификация цивилизации

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии:

1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества;

2) индустриальную, связавшую с капитализмом.

В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов нашего столетия берет начало третья стадия цивилизации — постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, континентальной (например, европейской), национальной (французская, английская), региональной (североафриканская).

Иначе смотрят на классификацию цивилизаций ученые-востоковеды, которые полагают, изначально она распалась на два «древа» — Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.

Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование: одна из них – техногенная – объявляется характерной для Западной Европы, а вторая – психогенная – для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого. Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру.

При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно рядя ее черт. Наиболее важнымипризнаками и чертами цивилизации считаются:

1) образование государства;

2) возникновение письменности;

3) отделение земледелия от ремесел;

4) расслоение общества на классы;

5) появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны: устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

Общество, культура и человек

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII веке, когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. В начале XX века австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные идеологии. В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Йоста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

Цивилизационные типы: к проблеме выделения и классификации

Проблема определения цивилизационных типов и методологической иерархизации цивилизаций, выделение основания классификации порождает содержательные методологические дискуссии. Если вопрос об общем знаменателе подходов более менее понятен – цивилизационная парадигма, то вопрос о выработке единой классификации цивилизаций неоднозначен и открыт.

Например, Пархоменко И.Т. и Радугин А.А. (Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001) предлагают следующие варианты: « Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

  1. общие фундаментальные черты духовной жизни;
  2. общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;
  3. взаимопереплетение культур;
  4. наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

  1. природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
  2. восточный тип цивилизации;
  3. западный тип цивилизации;
  4. современный тип цивилизации»

Авторы раскрывают каждый из предложенных типов

«…Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру.

Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

  1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
  2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
  3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
  4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
  5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
  6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

  1. динамизм, ориентация на новизну;
  2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
  3. индивидуализм, установка на автономию личности;
  4. рациональность;
  5. идеалы свободы, равенства, терпимости;
  6. уважение к частной собственности;
  7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

  1. быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
  2. как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
  3. ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ…….»

C точки зрения авторов Новой философской энциклопедии, следует говорить о типах цивилизационного развития, прежде всего с точки зрения техногенности и человеческого измерения, выделяя техногенный и традиционалистский типы: «типы цивилизационного развития — характерные для ряда самобытных цивилизаций общие черты их исторической эволюции, общие для них признаки воспроизводства и развития социальной жизни. Можно выделить два типа развития, характеризующих многообразие цивилизаций, пришедших на смену первобытному состоянию и архаическим общностям: традиционалистский и техногенный. Каждый из них представлен множеством конкретных обществ (цивилизаций).

Из описанных А. Тойнби 21 цивилизации большинство принадлежало к традиционалистскому типу (Древний Египет и Вавилон, Древняя Индия и Китай, античная цивилизация, средневековые общества Запада и Востока и т. п.). Этот тип развития предшествовал техногенному, который возник в европейском регионе примерно в 14—16 вв. По региону возникновения техногенные общества часто именуют «Западом», противопоставляя их традиционалистскому «Востоку». Но в современную эпоху техногенный тип цивилизационного развития реализуется во всех регионах планеты. Современные Япония, Китай, Южная Корея принадлежат к техногенной цивилизации, как и США, страны Западной и Восточной Европы, Россия и др. Термин «техногенная цивилизация» выражает сущностную характеристику этих обществ, поскольку в их развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций…»

Обращаясь проблеме становления техногенной цивилизации, отмечается что ей « предшествовали две важных мутации традиционных культур. Это — культура анточного полиса и культура европейского христианского средневековья. Синтез их достижений в эпоху Ренессанса и дальнейшее развитие новых мировоззренческих идей в эпоху Реформации и Просвещения сформировали ядро системы ценностей, на которых основана техногенная цивилизации. Фундаментальным процессом ее развития стал технико-технологический прогресс. На протяжении жизни одного поколения он радикально меняет предметную среду, в которой живет человек, изменяя вместе с тем и тип социальных коммуникаций, отношений людей, социальные институты. Динамизм техногенной цивилизации контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно, иногда воспроизводясь на протяжении веков….»

Особо акцентируется проблема ценностей и жизненных смыслов понимание человека и его места в мире которая характерна для техногенного развития, определяя их как геном техногенной цивилизации, «…Прежде всего это представление о человеке как деятельностном существе, которое противостоит природе и предназначение которого состоит в преобразовании природы и подчинении ее своей власти. С этим пониманием человека органично связано понимание деятельности как процесса, направленного на преобразование объектов и их подчинение человеку. Ценность преобразующей, креативной деятельности присуща только техногенной цивилизации, ее не было в традиционных культурах. Этим культурам было присуще иное понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «у-вэй», который провозглашал идеал минимального действия, основанного на чувстве резонанса ритмов мира. Традиционные культуры никогда не ставили целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой. В техногенных же культурах такое понимание доминирует, распространяясь не только на природные, но и на социальные объекты, которые становятся предметами социальных техно-логий.

В системе базисных ценностей техногенной цивилизации долгое время господствовало понимание природы как неорганического мира, который представляет особое закономерно упорядоченное поле объектов, выступающих материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Полагалось, что эти ресурсы безграничны и человек имеет возможности черпать их из природы в расширяющихся масштабах. Противоположностью этим установкам было традиционалистское понимание природы как живого организма, малой частичкой которого является человек.

Для техногенной культуры характерна приоритетная ценность активной, суверенной личности. Если в традиционных куль-турах личность определена прежде всего через ее включенность в строго определенные (и часто от рождения заданные) семейно-клановые, кастовые и сословные отношения, то в техногенной цивилизации утверждается в качестве ценностного приоритета идеал свободной индивидуальности, автономной личности, которая может включаться в различные социальные общности, обладая равными правами с другими. С этим пониманием связаны приоритеты индивидуальных свобод и прав человека, которых не знали традиционные культуры.

В системе доминирующих жизненных смыслов техногенной цивилизации особое место занимает ценность инноваций и прогресса, чего тоже нет в традиционных обществах, где инновации всегда ограничивались традицией и маскировались под традицию. Ценность инноваций и прогресса в свою очередь предполагает новые смыслы категории развития и времени как фундаментальных универсалий культуры. В традиционных культурах доминантной ценностью было представление о циклическом развитии и о циклическом времени, где прошлое имеет приоритет перед будущим (считалось, что герои и мудрецы прошлого оставили заповеди, учения, образцы поступков, которые определяют традицию и на которых следует учиться). В культуре же техногенных обществ время понимается как направленное от прошлого к будущему, развитие ассоциируется с прогрессом и ценность прошлого уступает место ценности будущего («золотой век» не в прошлом, он в будущем).

Успех преобразующей деятельности, приводящей к позитивным для человека результатам и социальному прогрессу, рассматривается в техногенной культуре как обусловленный знанием законов изменения объектов. Такое понимание органично увязывается с приоритетной ценностью науки, которая дает знание об этих законах. Научная рациональность в этом типе культуры выступает доминантой в системе человеческого знания, оказывает активное воздействие на все другие его формы.

Наконец, среди ценностных приоритетов техногенной культуры можно выделить особое понимание власти и силы. Власть здесь рассматривается не только как власть человека над человеком (это есть и в традиционных обществах), но прежде всего как власть над объектами. Причем объектами, на которые направлены силовые воздействия с целью господствовать над ними, выступают не только природные, но и социальные объекты. Они тоже становятся объектами технологического манипулирования.

Из этой системы ценностей вырастают многие другие особенности техногенной культуры. Указанные ценности выступают своеобразным геномом техногенной цивилизации, ее культурно-генетическим кодом, в соответствии с которым она воспроизводится и развивается……»

Взаимодействие техногенного и традиционалистского цивилизационных типов представляется одной из наиболее важных проблем. «…Техногенные общества сразу после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизации, заставляя их видоизменяться. Иногда эти изменения становятся результатом военного захвата, колонизации, но чаще — итогом процессов догоняющей модернизации, которые вынуждены осуществлять традиционные общества под давлением техногенной цивилизации. Так, напр., реформировалась Япония, встав после реформ Мэйди на путь техногенного развития. Таков был и путь России, которая испытала несколько эпох модернизации, основанных на трансплантациях западного опыта.

Техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционалистский, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни, преобразуя традиционные культуры. Процесс глобализации выступает результатом экспансии техногенной цивилизации, которая внедряется в различные регионы мира. Техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений. Научно-технологический прогресс и экономический рост привели к новому качеству жизни, обеспечили возрастающий уровень потребления, улучшение медицинского обслуживания, увеличили среднюю продолжительность жизни. Вместе с тем именно техногенная цивилизация породила во 2-й пол. 20 в. глобальные кризисы (экологический, антропологический и др.), дальнейшее обострение которых может привести к самоуничтожению человечества….»

Кризис, порождаемый техногенным цивилизационным типом, требует диверсифицированного поиска возможных сценариев развития будущего. «…Выход из этих кризисов потребует радикального изменения ряда базисных ценностей техногенной цивилизации, прежде всего касающихся отношения человека к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование объектов. Трансформация же базисных ценностей соответствует изменению фундаментальных стратегий цивилизационного развития. В этой связи можно говорить о новом, третьем (по отношению к традиционалистскому и техногенному) типе цивилизационного развития. Предпосылки формирования новых ценностей складываются во многих областях современного культурного процесса — в философии, искусстве, религиозных поисках, в формирующихся новых стратегиях научно-технического развития (экологическая этика, этика ненасилия, стратегии ненасильственного регулирования сложных, человекоразмерных систем в технике, поиски новых типов философского дискурса, снимающих жесткую оппозицию субъекта и объекта и т. д.). В поиске новых путей цивилизационного развития обнаруживается ценность многих мировоззренческих идей и практик традиционных восточных культур, в которых стратегии ненасильственного действия и отношение к природе как к живому организму служили способом регуляции и оптимизации человеческой жизнедеятельности. Отторгавшиеся ранее техногенной цивилизацией, они приобретают новое звучание на современном этапе, согласуясь с представлениями науки о биосфере как целостном живом организме и со стратегиями деятельности, осваивающей сложные, исторически развивающиеся, человекоразмерные системы.

Постиндустриальное общество можно рассматривать как переходный этап к новому типу цивилизационного развития, учитывая, что оно призвано создать условия для разрешения экологической и др. глобальных проблем, что в нем основную роль начинают играть информационные, творческие возможности человека, что оно характеризуется как общество перехода к доминированию нематериалистических ценностей (сдвиг от экспоненциально растущего вещно-энергетического потребления к информационному). Переход к новому типу цивилизационного развития — один из возможных сценариев будущего. Могут возникнуть и катастрофические для человечества сценарии развития, связанные со стремлением максимально пролонгировать техногенный тип развития»

Некоторые возможные типологии представлены А.Шарановым (Зарождение цивилизации// Historie.ru) «За последние два столетия свет увидела не одна типология цивилизаций, пытающаяся охватить главные их особенности. Деление на виды зависит во многом от того, какой смысл вкладывается в само понятие «цивилизация», а также от ее признаков. Так, например, по географическому принципу выделяют речные, морские и горные цивилизации. Это соответственно Египетская, Финикийская, некоторые цивилизации Доколумбовой Америки. Иногда выделяют и континентальные цивилизации, в первую очередь, Евразийскую, существует деление на оседлые и кочевые цивилизации, а также многие другие типологии. Ниже представлены лишь некоторые, наиболее популярные и распространенные.

По хронологии и типу возникновения выделяют такие виды цивилизаций, как:

  • Первичные, то есть появившиеся непосредственно из первобытности. В свою очередь делятся на 2 вида:
    • Материнские или исходные – возникли спонтанно. Это первые древние цивилизации: Древнеегипетская, Месопотамская, Китайская, Индийская, Мезоамериканская, Андская;
    • Дочерние цивилизации – своего рода производные от материнских, возникшие под воздействием соседних цивилизаций. Это Сирийская, Минойская, Микенская, Японская и другие.
  • Вторичные – возникли как результат качественных изменений в уже существующих цивилизациях. Это, например, такие великие цивилизации, как Греко-Римская и Персидская.

Стоит отметить, что появление и развитие цивилизации всегда оказывало серьезное воздействие на соседние территории и общества, находящиеся на более низких ступенях социально-общественного развития. Недаром этот процесс сравнивают с кругами на воде, расходящимися от брошенного камня и нарушающими спокойствие водоема. В этом аспекте уместно выделить следующие виды цивилизаций:

  • глобальная цивилизация — часть (или все) человечество, достигшая уровня цивилизационного развития и проходящая определенные ступени, фазы жизненного цикла;
  • локальные цивилизации, различающиеся по системам ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту. Например, Заподноевропейская, арабо-мусульманская, буддийская, латиноамериканская цивилизации;
  • мировые цивилизации как крупные этапы развития человечества как единой мегасистемы, например, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Широкую популярность приобрела типология цивилизаций по уровню развития техники, производительных сил и типа взаимоотношения с природой. Это уже упомянутые:

Доиндустриальная (традиционная) цивилизация, которую иногда называют аграрной. Основой является натуральное хозяйство, ручной труд, экстенсивный путь развития и важная роль традиций, религии и четкая иерархия общества. К таковым относятся все древние цивилизации мира, в том числе Месопотамская и Египетская;

Индустриальная цивилизация предполагает развитие научного знания, меньшую роль религии, демократизацию политических и социальных институтов, а также рост городского населения, интенсивный путь развития и машинный труд.

Постиндустриальная (информационная, технотронная) цивилизация подразумевает переход от тяжелого ручного и машинного труда к развитию информационных технологий, научного знания, сферы услуг. Современные высокоразвитые цивилизации, прежде всего, Западноевропейскую и Североамериканскую, принято относить к постиндустриальным.

Несмотря на обилие и разнообразие классификаций, существуют цивилизации, которые трудно отнести к какому-либо типу. Связано это с их самобытностью и неповторимостью, а также малой изученностью. Что же касается большинства локальных цивилизаций, многие из них подпадают под различные типологии. Связано это с тем, что ни одна классификация не может быть всеобъемлющей, универсальной и абсолютной. Однако ученые не бросают попыток такую классификацию создать».

Представленные точки зрения демонстрируют вариативность выделения и интерпретации цивилизационных типов и демонстрируют широту и полиаспектность цивилизационного подхода.

Классификация цивилизаций

Типы цивилизаций

За последние два столетия свет увидела не одна типология цивилизаций, пытающаяся охватить главные их особенности. Деление на виды зависит во многом от того, какой смысл вкладывается в само понятие «цивилизация», а также от ее признаков. Так, например, по географическому принципу выделяют речные, морские и горные цивилизации. Это соответственно Египетская, Финикийская, некоторые цивилизации Доколумбовой Америки. Иногда выделяют и континентальные цивилизации, в первую очередь, Евразийскую, существует деление на оседлые и кочевые цивилизации, а также многие другие типологии. Ниже представлены лишь некоторые, наиболее популярные и распространенные.

Первый тип — природные сообщества, графически можно изобразить в виде замкнутого круга, поскольку никакого развития там не происходит. Это сообщества людей, живущих в гармонии и тесной связи с природой, большую роль в них играют вожди и жрецы, безраздельно господствует мифологическое мировоззрение. К нему относятся индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки, народности крайнего Севера.

Второй тип развития — восточный или циклический графически можно выразить в виде пружины. Медленно, на протяжении 200-300 лет, но развитие все же происходит, изменения накапливаются, общество долго готовится к качественному скачку, наконец, стихийный бунт масс — и вновь размеренная и относительно спокойная жизнь. На примере Китая можно выделить следующие стадии, которые в совокупности составили цикл:

Все страны относятся к таким государствам. Время здесь делится на три ступени: прошлое, настоящее и будущее, но представление о времени имеет и свои особенности. Время земное и небесное текут как бы одновременно. Общественное сознание восточных народов носит харизматический характер, они подчиняются божественному, действительность воспринимают сквозь призмы веры. Главное — сосредоточенность на духовном. Правители таких обществ обожествлялись. Именно здесь, на Востоке родился непререкаемый тип власти — восточные деспотии, отношения подданства и слепого повиновения, раболепия и покорности.

Такие общества построены на принципах коллективизма, личные интересы подчинены общим и понятие частной собственности, рынка отсутствуют.

Такие общества очень устойчивы, так как человек чувствует себя свободным в духовной сфере и реализует себя именно в этой области. Но реальные социально-экономические условия там обычно тяжелы, отчего периодически происходят стихийные бунты с тем, чтобы возвратиться к справедливому прошлому «золотому веку».

Третий, последний тип прогрессивного развития часто называют еще западным. Графически его можно изобразить либо в виде круто поднимающейся прямой, либо спиралью, устремленной ввысь. Прогрессивный тип развития характерен для Древней Греции и Древнего Рима, государств майя и ацтеков, стран современной Европы, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Их жителей отличают рациональное мышление, протестантизм, ярко выраженный индивидуализм, преобладание личного над общественным и коллективным.

Поскольку цивилизация является не социологической, а конкретно-исторической категорией, можно выделить несколько типов цивилизаций:

  • 1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на: а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, и б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.
  • 2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.
Читайте также:
  1. I.2.2) Классификация юридических норм.
  2. II. Классификация документов
  3. II. Сущность и классификация источников и методов финансирования.
  4. II.3.2) Классификация законов.
  5. II.4. Классификация нефтей и газов по их химическим и физическим свойствам
  6. IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
  7. RКлассификация ишемической болезни сердца.
  8. V 1: Определение и классификация
  9. VII.1.1) Классификация вещей.
  10. VII.4.1) Сервитуты: понятие и классификация.
Читайте также:  Хорошее зрение это сколько в цифрах
Источники:
  • http://studopedia.ru/10_222414_sushchestvuyut-raznoobraznie-tochki-zreniya-na-klassifikatsiyu-tsivilizatsii.html
  • http://vuzlit.ru/550510/klassifikatsiya_tsivilizatsiy
  • http://megaobuchalka.ru/5/34898.html
  • http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/2285
  • http://studwood.ru/1571164/kulturologiya/klassifikatsiya_tsivilizatsiy