Меню Рубрики

Основные формы бытия с точки зрения современной философии

Для современного понимания категории бытия характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней бытия: материальное и идеальное бытие, природное и социальное бытие, бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их
взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить
к их анализу на основе принципа развития (историзма).

Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.

Первая форма бытия и первый способ существования — это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком, т.е, обладающих природно-духовно-социальной реальностью. Часто эту систему называют «второй природой», потому что основу, сырье для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» — потому, что вещь — результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. «Вторая природа» — это не только то, что включается в орбиту существования человека, а то, что создается, творится человеком, интегрируется в человеческое общество, которое вследствие этого обозначается понятием «цивилизованное общество». А общество, которое просто включает в свою сферу природные вещи, называется «диким обществом», само оно новые вещи не создает.

Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального. Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам, законам семьи и т.д.

Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.

Категория бытия применяется для обозначения духовной (идеальной) реальности человека и общества (и это четвёртая основная форма бытия). При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек — общественное существо, естественно, что индивидуализированное духовное бытие интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие; при этом мысли продолжают оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие — это их система.

Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.

Исходное понятие, на базе которого построена вообще вся философская картина мира (вне зависимости от философской системы) – это категория бытия. Понятие это очень непростое. Поэтому ниже мы рассмотрим, что же такое бытие, и его основные формы также узнаем.

Ключевым разделом философской науки, которая занимается изучением проблемы бытия является онтология (то есть «учение о сущем»). Онтология построена на фундаментальных принципах возникновения и существования природы, человека и в целом общества.

Именно с проблем бытия когда-то начиналось становление философии. Древнеиндийские, древнекитайские и античные философы в первую очередь разрабатывали проблемы онтологии, и только потом философия решила расширить предмет своего изучения и включила проблематику гносеологическую, аксиологическую, логическую, эстетическую и этическую. Но, так или иначе, все они в своем основании имеют именно онтологию.

Прежде чем рассмотреть основные формы бытия, выясним, что в философии подразумевается под этой категорией. Нетрудно заметить, что понятие это «отглагольное», образованное от слова «быть». А что это значит? Существовать. Поэтому синонимами бытия можно считать мир, реальность, действительность, сущность.

Данная категория охватывает практически все, что существует реально – и в природе, и в обществе, и даже в мышлении. Таким образом, получается, что бытие – это понятие самое общее, всеобъемлющее, эдакая предельно обобщенная абстракция, объединяющая в себе самые разнообразные явления, предметы, процессы, состояния лишь по тому признаку, что они существуют.

В зависимости от разновидности реальности (бытности, существования) различают такие основные виды бытия, как субъективная и объективная реальность. К объективной реальности относят все то, что само по себе существует, то есть вне человека и независимо от его сознания. Субъективная реальность же охватывает все то, что человеку принадлежит, что не может никак существовать вне его (это духовный мир индивида, мир его сознания и его психических состояний). Если рассматривать эти две реальности в совокупности, то можно выделить следующие четыре основные формы бытия.

1. Бытие вещей, процессов, тел. В нем, в свою очередь, выделяют:

Бытие природное — существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее).

Материальное – существование процессов и вещей, которые создал или преобразовал человек. Сюда принято относить промышленность, орудия труда, города, энергетику, мебель, одежду, искусственно выведенные сорта растений, виды животных и т.п.

Основные формы бытия человеческого это:

Бытие индивида в вещественном мире. С этой позиции человека философия рассматривает в качестве вещи среди вещей, тела среди тел, объекта среди объектов. Человек находится в подчинении различным законам (в частности, биологическим, физическим, химическим), изменить которые он не в силах – он лишь существует среди них.

Бытие собственное человеческое. Тут индивида воспринимают уже не в качестве объекта. Человек – это субъект, не только подчиняющийся законам природы, но и являющийся духовно-нравственным и социальным существом.

Основные формы бытия духовного это:

Бытие индивидуализированное. Сюда относят личностные процессы сознания и бессознательного, носящие сугубо индивидуальный характер.

Бытие объективированное находится как бы над индивидуализированным сознанием. Сюда относят все, что является достоянием общества, а не только отдельного индивида, и общественное сознание в различных формах (религия, философия, искусство, науки, мораль и так далее).

4. Бытие социальное, в котором выделяют:

Реальность отдельного человека как субъекта в прогрессе истории и в обществе. С этой точки зрения индивид выступает носителем социальных качеств и отношений.

Реальность самого общества, которая охватывает вообще всю совокупность его деятельности как единого организма, включая все культурно-цивилизационные процессы, материально-производственную, духовную сферы и т.п.

Основные виды и формы бытия

Реальное многообразие бытия (вещей, явлений, процессов как целостного бытия) может быть классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т.е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений. Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие. В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира.

1.Материальное бытие

К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи.Итак,материальное бытие– это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые:

а)составляютобъективную реальность;

б)существуютнезависимоот человека;

в)могут оказывать на его органы чувстввоздействие.

2. Идеальное (духовное) бытие

К нему относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания (чувства, настроения, мысли, идеи, теории) и составляющие содержание субъективной реальности. Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, многие из них так и остаются достоянием лишь одной личности. Но чаще духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.), и тогда они входят в систему материального бытия.

3. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества.

В структуре бытия выделяют также основные формы бытия:

бытие вещей и процессов природы;

Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику

1.Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя:

а) бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет;

б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовной и социальной реальности, который включает в себя:

· созданные человеком предметы повседневного обихода;

· орудия и средства производства;

· производственную и социальную инфраструктуру;

· выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии).

2. Бытие человека– это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.

3. Бытие духовного (идеального)– это:

а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявлениясознанияотдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различныеформыбессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы неосознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);

б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.

4. Социальное бытие, включающее в себя:

а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:

процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;

– механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.

б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.

Что же объединяет все формы бытия и обеспечивает внутреннее единство многообразных вещей, явлений, процессов? Из какой основы и первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов на эти вопросы привели к выработке понятия«субстанция».

Субстанция(от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего – то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов.

Вопросы и упражнения

1. Сравните и дайте разъяснения следующим высказываниям древнегреческих философов – основоположников онтологии: «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид); «Бытие» и «есть» означает, что нечто истинно, а «небытие» – что оно не истинно, а ложно» (Аристотель). Согласны ли Вы с ними?

2. «Скука – это зевок небытия». Что имел в виду поэт С. Маршак?

3. Философ А.Н. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию. Бытие есть только тень небытия, его изнанка. Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Сформулируйте Ваше отношение к позиции А.Н. Чанышева.

4. Каков основной критерий разграничения объективной и субъективной реальности? Существует ли непроходимая грань между ними? Охарактеризуйте основные формы бытия с точки зрения субъект-объектных отношений.

Читайте также:  Как объяснить отсутствие зрения у крота

5. Какое содержание вкладывает современная материалистическая философия в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение этого понятия:

а) Бытие – это Вселенная.

б) В содержание понятия «бытие» входят природа и общество.

в) Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.

г) Бытие – это природа.

д) Бытие – это все, что существует объективно.

е) Бытие – все существующее, т.е. и материя, и сознание.

ж) Бытие – это то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

6. «Бытие есть все то, что существует. » (Спиркин А.Г. Основы философии). Если принять такое определение бытия, то какое понятие будет его противоположностью?

7. Один из докладов ЮНЕСКО был посвящен проблеме непрерывного образования и назывался «Учиться, чтобы быть». Как Вы это понимаете?

Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 6613 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Современное понимание бытия

Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные; природа, общество и культура; люди, их действия, мысли и чувства – все то, что образует целостное единство мироздания.

Бытиеэто философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным, духовным.

Важнейший признак бытия состоит в том, что в отличие от бесструктурного небытия, оно разнокачественно, разнообразно, т.е. имеет определенную структуру.

Соответственно основными формами бытия выступают:

٠ природное бытие – весь мир неживой и живой природы, все природные процессы на Земле и в Космосе;

٠ социальное бытие – бытие общества, людей, их совместная деятельность, общественные отношения и социальные институты;

٠ духовное (идеальное) бытие – духовный мир, мир идей, вся сфера целеполагания, сопряженная с деятельностью сознания.

Все эти три рода бытия сосуществуют и взаимодействуют, не теряя при этом своего сущностного различия. Их главные особенности, выявляемые философией и наукой XX в., это:

٠ самоорганизация. В чем их суть?

Системная организация универсума означает его расчлененность на ряд больших, внутренне упорядоченных и связанных между собой групп. В неживой природе это мега-, макро- и микромир; в живой – доклеточный, клеточный, многоклеточный и надорганизменный уровни; в социальном – бытии – основные сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политико-правовая, духовная). Применительно к идеальному бытию можно говорить о его деление на виды (общественное и индивидуальное – также системное образование), уровни (обыденное и теоретическое; идеология и общественная психология), формы (философия, наука, религия, право, искусство и др.).

Понятно, что развитие общественного бытия невозможно без его постоянного взаимодействия с природным бытием, а бытие общества и человека как существа социального синтезируют в себе материальное и духовное начала.

Идея глобального эволюционизма все существующее рассматривает с точки зрения развития: процесс развития природы и общества происходит в форме постепенных количественных и скачкообразных качественных преобразований. Первоначально идея эволюции возникла в биологии (Ч. Дарвин), но физика и астрономия оставались не задеты эволюционным учением. Применительно к этим наукам идея эволюции начала утверждаться только с 20-х г.г. XX в. в результате открытия расширения Вселенной, ее нестационарности, т.е. все формы бытия – природная, социальная, духовная предстают как результат постоянного процесса эволюции.

С точки зрения эволюционизма можно выделить три уровня бытия:

٠ потенциальное бытие, существующее в возможности, которое следует отличать от небытия;

٠ актуальное бытие, т.е. реализовавшая себя возможность (наличная реальность);

٠ нисходящее бытие, идущее к своей гибели.

За всем этим многообразием проявлений бытия обнаруживается единство мира, которое, согласно марксисткой философии, состоит в его материальности. С этой точки зрения абсолютное небытие невозможно: уходя в прошлое, фрагменты настоящего бытия, не перестают бытийствовать, а переносятся в другую сферу или на другой уровень. Хотя: некоторые современные ученые и философы признают небытие, трактуя его как творческое ничто, смыслообразующий вакуум, Мировой Разум или даже Бог.

Принцип самоорганизации означает понимание бытия как чего-то самостановящегося и самосовершенствующегося, обладающего эволюционным потенциалом. Самоорганизация есть способность самопроизвольного возникновения, существования и разрушения открытых систем, которые носят универсальный характер. Соответственно протекающие в них процессы способствуют самоорганизации всего бытия (мира).

В современной философии и науке существуют две общепризнанные теории, в которых рассматриваются вопросы самоорганизации и саморазвития бытия: диалектика и синергетика.

В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде философской теории, синергетика возникла как одна из концепций в физике во второй половине XX в., а затем приобрела мировоззренческий статус (подробнее о них – см. разд. 5.3).

Социальное бытие в его современном состоянии характеризуют такие динамичные изменения и процессы, как:

٠ глобализация, т.е. вхождение человечества в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей, что приводит к возрастанию общепланетарного единства человечества, его превращение в новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью, требующую нового, планетарного стиля мышления;

٠ информатизация – широкое распространение и применения в различных сферах человеческой деятельности новейших информационных технологий, нарастание в современном обществе процессов информационной коммуникации с широким применением технических средств и прежде всего, компьютерных систем, с чем связано формирование информационного общества;

٠ виртуализация – процесс вхождения человека, в результате его взаимодействия с компьютерной техникой (в т.ч. оснащенной средствами мультимедиа), в мир новой, виртуальной реальности, что позволяет моделировать возможные формы общественного бытия и связанный с ними код поведения. В конечном счете, виртуальные формы общественного бытия выступают реальным измерением сферы идеального (внутреннего мира) человека, а средством этого измерения становятся информационные технологии.

Современные подходы к духовному бытию связаны с учетом его многомерности и многоаспектности. Соответственно основным аспектам идеального бытия философская и научная мысль выделяет такие его особенности, как:

٠ инструментальность: сознание является важнейшим инструментом познания, общения, практического действия (гносеологический и праксиологический аспект);

٠ ценностный плюрализм (от лат. – «множественный») предполагает многообразие мнений, религиозных, философских и иных воззрений в открытом обществе и, соответственно право каждого человека на свободный выбор ценностных ориентаций и предпочтений в рамках правового порядка (аксиологический аспект);

٠ неустранимость иррациональных (недоступных разуму) начал в психической жизни человека во многом ответственных за такие его творческие проявления как: интуиция, воображение, фантазия и т.д.

В настоящее время открываются новые возможности значительного расширения потенциала духовного бытия, например, моделирования психических процессов за счет использования кибернетических и электронно-вычислительных систем, применения символьных миров, связанных с функционированием виртуальных технологий и т.д. – всего того, что способствует большей самоактуализации человека, высвечивает новые грани его сознания.

Вместе с тем необратимые процессы самоорганизации, происходящие в общественном и духовном бытии носят противоречивый характер, порождают новые проблемы и опасности, которые должно учитывать и решать человечество.

13. Наименование темы: «Философское понимание материи», лекция, отведен 1 час.

13.1. Философское понятие материи.

13.2. Движение, пространство, время как формы существования материи.

13.3. Принцип детерминизма и материального единства мира.

13.1. Философское понятие материи.

Понятие материи неотделимо от понятия бытия. С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, что является определяющим для развития всего остального мира. Но поскольку материализм исторически изменялся, менялось и смысловое наполнение понятия материи.

Первоначально термин «материя» (от лат. – «вещество», «материал») как перевод на латынь греч. слова «гюле» (букв. – «корень», «древесина», «материал») использовался в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы – материи. Первым этапом такого, натуралистического представления о материи как естественных первоначалах (вода, воздух, огонь, атомы и т.д.), из которых формируется все многообразие мира, был античный материализм. В его понимании материя еще не противопоставлялась сознанию: душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц. Только после создания Платоном учения об идеальном мире понятие «материя» в философском знании начинает противопоставляться понятию «сознание» («дух»). У Аристотеля, который впервые использует это понятие, материя также мыслилась как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм.

Вторым этапом стало представление о материи как веществе в философии Нового времени и Просвещения. Здесь под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей: конфигурация, протяженность, весомость и др. Особое значение для определения материи имела физическая наблюдаемость, фиксируемость этих свойств.

Понимание материи как вещества продержалось до конца XIX в. Но фундаментальные научные открытия конца XIX – начала XX в. обнаружили такие новые явления (электромагнитное поле, радиоактивность, делимость атома и др.), которые никак не укладывались в старые представления о материи. Сведение материи к веществу, т.е. к частному представлению о ней в механической философии и науке привело на рубеже XIX – XX в.в. к кризису в физике («Материя исчезла, остались одни уравнения»), выходом из которого стало новое определение материи, предложенное В.И. Лениным в рамках диалектического материализма, что можно считать третьим этапом развития представлений о материи. В его определении подчеркивается, что «единственным свойством материи с признанием которого связан философский материализм есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Определение материи как объективной реальности, первичной по отношению к реальности субъективной, к сознанию, называется гносеологическим и не является единственным. Кроме него существует онтологическое понимание материи как субстанции. И в таком ракурсе материя и сознание не противопоставляются абсолютно, ибо сознание есть особое свойство высокоорганизованной материи (человека), возникшей в ходе ее длительного исторического развития.

Будучи субстанцией, материя никем не создана и неуничтожима. Неуничтожимость понимается в количественном и качественном плане: ни одно из свойств материи не может быть окончательно утрачено, материя существует вечно, переходя из одной формы в другую. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух- — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Таким образом, в самом широком выражении материю можно определить как философскую категорию, означающую первооснову материального бытия.

Онтологическое понимание материи в марксисткой философии, будучи тесно связано с развитием научной картины мира, учитывает усложнение представлений о строении материального бытия. При этом выделяются некоторые всеобщие, универсальные, атрибутивные (существенные) его свойства. К ним относят:

٠ системность (упорядоченность, организованность);

٠ внутренняя активность (движение, изменение, развитие);

٠ пространственно – временная форма существования, информативность (способность содержать в себе определенный объем информации).

В отношении первого свойства. Системность материального мира означает единство его внутренней расчлененности (структурности) и организованности. В результате он предстает как система систем: систем объектов, систем свойств, систем отношений и связей. Современная физика выделяет два основных способа существования материи: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, поля – энергия.

В материи, существующей в виде вещества, в качестве основных структурных частей выделяют неживую и живую природу с их уровнями, а высшим этапом в развитии живой природы считается сложноорганизованная социальная жизнь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

93. Понятие бытия. Основные формы бытия

93. Понятие бытия. Основные формы бытия

Понятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Философия объединяет их в различные группы.

Бытие вещей . «Первая» природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. «Первая» природа является реальностью объективной и первичной.

Человек, не удовлетворенный тем, что ему дает «первая» природа, соединяя свой труд с веществом природы, создает «вторую» природную – комплексную (природно-духовно-социальную) реальность. Она также объективна, воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели.

Бытие человека . Бытие отдельного человека – единство тела и духа. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что:

Читайте также:  Причины инфляции с точки зрения кейнса

1) отдельный человек реально существует как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело);

2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo Sapiens и взятая на данном витке его эволюции;

3) человек существует как социально-историческое существо.

Бытие духовное . Различают два вида. Индивидуализированное духовное бытие включает в себя сознание и бессознательное. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, и тогда возникает объективированное (внеиндивидуальное) духовное бытие. Оно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков (книги, чертежи, формулы, проекты, ноты и звучание музыкальных инструментов).

Бытие социальное . Включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального.

Философия бытия и его формы

Бытие и его сущность в философии

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что:

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: “следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. “То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, т.е. бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?” И отвечает: “Они должны быть неизменны и одинаковы. ” Истинное бытие противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления. Чувственно воспринимаемые вещи есть ничто другое, как подобие, тень, всего-навсего отражающие совершенные образы — идеи.

Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, “питается разумом и чистым знанием” всегда, когда это ей подобает. “Поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии”. В диалоге “Парменид” Платон более детально высказывается по поводу земного, производного бытия, которым у него выступает реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем, в отличие от истинного, можно сказать, небесного бытия, существует единое и многое, возникновение и гибель, развитие и покой. Сущность этого мира, его динамика характеризуются постоянным конфликтом небесного бытия и земного небытия, идеи и материи. В этом мире нет ничего вечного, неизменного, т.к. все подвержено возникновению, изменению и гибели. Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Вот одно из определений-объяснений первичной материи, которое дает Аристотель: “это — бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле является началом. существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима. но с другой стороны, (показано) также, что это — бытие, не подверженное (внешнему) воздействию и не доступное изменению”.

Хотя первая материя входит составной частью во всякое бытие, тем не менее ее нельзя отождествлять с бытием или же считать одним из элементов реального бытия. И все же кое-какую определенность первая материя имеет, поскольку она включает в себя четыре элемента — огонь, воздух, воду и землю, которые путем различных комбинаций выступают своеобразным посредником между первой материей, непостижимой с помощью чувств, и реально существующим миром, который воспринимается и познается человеком. Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. По Аристотелю, потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует.

А поэтому умозаключение, выраженное словами “Я мыслю, следовательно, существую” является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Таким образом, движение и протяженность будут убедительными характеристиками материальности мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли (1685-1753). Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи — это лишь “комплексы наших ощущений”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер. С позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818 — 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895 гг.). Опираясь на материалистические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие. Под общественным бытием они понимают совокупность материальной и духовной деятельности людей, т.е. “производство самой материальной жизни”. В последующие годы, включая и XX столетие, принципиальных “прорывов” в толковании бытия практически не произошло.

В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX в. Мартином Хайдеггером (1883 — 1976 гг.). Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные. Хотя немецкий мыслитель занимался этой проблемой практически всю свою жизнь, тем не менее у него нет академического определения бытия, а только дается характеристика, описание, выделение каких-то важных сторон, что, впрочем, соответствует экзистенциалистскому рассмотрению проблемы. Так, согласно Хайдеггеру: “Бытие — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, “бытие”, вглядываясь в эту вещь, “время”, сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место”. И далее: “Бытие никак не вещь, соответственно оно не нечто временное, тем не менее в качестве присутствования оно все равно определяется временем. Время никак не вещь, соответственно оно не нечто сущее, но остается в своем протекании постоянным, само не будучи ничем временным наподобие существующего во времени.

Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни первое — бытие — нельзя рассматривать как временное, ни второе — время — как сущее”. Исходя из сказанного, по-видимому, не стоит удивляться тому, что на завершающем этапе своей деятельности Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие.

Бытие как материальная реальность и единство мира

Ранее было показано, что проблема бытия и последующего его осмысления возникает практически вместе с формированием культурного человека.

Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающая их среда, откуда она появилась, конечна она или беспредельна, наконец, как ее обозначить или назвать. Как это ни покажется парадоксальным, но приблизительно эти же вопросы интересуют современного человека, в первую очередь из числа тех, кто задумывается над проблемой своего существования и мира в целом. В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Перед конкретным человеком бытие предстает по крайней мере в двух видах (двояко). Это, прежде всего, космос, природа, мир вещей и духовных ценностей, созданных человеком. Это такое бытие, которое по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность.

Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира. Однако существует и другое, обыденное понимание бытия, которое обусловлено временным преходящим существованием человека и получает соответствующее отражение в его сознании. Это бытие временное, конечное, преходящее. Именно так оно воспринимается человеком. В строгом смысле слова категорию “бытие” нельзя использовать для обозначения и характеристики этого образа существования человека, но поскольку оно вошло в обиход, то при характеристике такого бытия целесообразно подкреплять ее такими понятиями, как относительное, конечное, преходящее бытие. Предметом нашего изучения становится бытие в его трансцендентальном, универсальном плане как извечно существующее, непреходящее и вечное. Изучение бытия в таком разрезе требует осмысления категорий небытие, существование, материя, пространство, время, становление, качество, количество. Ведь раньше чем говорить о чем-либо и тем более делать какие-либо обобщения нужно, чтобы это что-то прежде всего имелось в наличии, т.е. существовало. И действительно, сначала с помощью чувственного восприятия человек фиксирует, как бы фотографирует появившиеся вещи и явления и только потом у него появляется потребность отразить их в образе, слове, понятии. Качественное отличие категории “бытия” от реально существующего бытия или конкретного существования вещи, явления заключается в том, что категория “бытие” не самоочевидна, она возникает, формируется благодаря как конкретно существующей вещи или явлению, так и наличию конкретно существующего человеческого мышления. Возникнув в результате такого взаимодействия, категория “бытие” затем начинает самостоятельное существование. В понимании сущности бытия мира как целого важная роль принадлежит категории материя. Действительно, бытие нуждается не только в существовании, но и в какой-то основе, фундаменте. Другими словами, все конкретные вещи и явления для своего объединения в одно целое, и в частности, в категорию бытие должны иметь точки соприкосновения, какую-то единую основу. Такой основой, образующей неразрывное единство и универсальную целостность конкретных вещей и явлений, выступает материя. Именно благодаря ей мир предстает как единое целое, существующее независимо от воли и сознания человека. Тем не менее существуют определенные трудности в понимании единства мира. Они обусловлены тем, что у людей в процессе их практической деятельности преходящее переплетается, смешивается с непреходящим, вечное с временным, бесконечное с конечным. Кроме того, слишком очевидны различия, существующие между природой и обществом, вещным и духовным, отдельной личностью и обществом, наконец, различия между отдельными людьми. И все же человек неуклонно шел к пониманию единства мира во всем его многообразии — природно-вещного и духовного, природного и общественного, поскольку сама реальная действительность все настойчивее подталкивала его к этому.

Вывод, который можно сделать из сказанного, заключается в том, что космос, природа, общество, человек, идеи существуют равным образом. Хотя они представлены в различной форме, тем не менее своим наличием они создают универсальное единство бесконечного непреходящего мира. Не только то, что было или есть, но и то, что будет, с необходимостью подтвердит единство мира. Другой важнейшей характеристикой или составной частью философской категории “бытие” является наличие действительности как совокупной реальности. В повседневной жизни человек постоянно убеждается, что различные целостности, структуры мира, обладая только им присущими свойствами и формами, равно сосуществуют, проявляют себя, и одновременно взаимодействуют друг с другом. Космос, природа, общество, человек — это все разные формы бытия, имеющие свою специфику существования и функционирования. Но вместе с тем они были, есть и будут взаимозависимы и взаимосвязаны.

Нет необходимости подробно объяснять, насколько взаимосвязаны такие “отдаленные” сущности, как космос и общество. Экологические проблемы, которые все острее дают о себе знать, не в последнюю очередь имеют своей основой человеческую деятельность. С другой стороны, ученые уже не первое десятилетие убеждают, что только через освоение космического пространства человечество в ближайшие столетия, а, возможно, десятилетия сможет решить жизненно важные для себя проблемы: например, снабжение землян так остро необходимыми энергоресурсами и создание высокоурожайных сортов зерновых культур. Таким образом, есть основания утверждать, что в человеческом сознании формируется идея бытия совокупной реальности, которая включает в себя космос и его воздействие на природу и человека; природу, под которой подразумевается окружающая среда, прямо или опосредованно воздействующая на человека и общество, и, наконец, общество и человек, чья деятельность соответственно не только зависит от космоса и природы, но и, в свою очередь, оказывает на них определенное воздействие. Вся эта совокупная реальность самым непосредственным образом влияет на формирование у человека идеи бытия, сознания бытия. Необходимо всегда иметь в виду, что не только внешний природный мир, но и духовная, идеальная среда осваивается в процессе практики, взаимодействия с чем-то реально существующим, а поэтому отраженная в человеческом сознании она приобретает определенную самостоятельность и в этом смысле ее можно рассматривать как особую реальность. Поэтому не только в повседневной жизни, но и при анализе трансцендентальных проблем это надо учитывать не в меньшей мере, чем предметный вещественный мир явлений.

Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия

Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений.

Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным компонентом, с помощью которого осуществляются всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное. Другими словами, мир наполнен множеством единичных явлений, вещей, процессов, которые взаимодействуют друг с другом. Это мир единичных сущностей, к которым следует отнести людей, животных, растения, физические процессы и многое другое. Но если исходить только из всеобщего и единичного, то человеческому сознанию будет очень трудно, а скорее, невозможно ориентироваться в этом многообразном мире. Между тем в этом разнообразии имеется немало таких единичностей, которые, отличаясь друг от друга, в то же время имеют немало общего, порой даже сущностного, что позволяет их обобщить, объединить в нечто более общее и целостное. Это то, что лучше всего обозначить как особенное. Разумеется, все эти формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, и их классификация как всеобщего, единичного и особенного, отражая реально существующее, помогает человеку лучше разобраться в бытии. Если эти состояния представить предметно на примерах, то это будет выглядеть следующим образом:

  • всеобщее — это мир в целом, космос, природа, человек и результаты его деятельности;
  • единичное — это отдельный человек, животное, растение; особенное — это различные виды животных, растений, социальные классы и группы людей.

С учетом сказанного выше, формы человеческого бытия можно представить так:

  • бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;
  • материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
  • духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Кроме этих форм бытия, которые служат объектом нашего теперешнего анализа, существует еще социальное бытие, или бытие общества, природа которого будет рассмотрена в рамках учения об обществе. Прежде чем переходить к выяснению того, что такое природное бытие, отметим, что человеческое знание об этой самой первой и важнейшей форме бытия, благодаря чему, собственно, и стало возможным высказываться по поводу рассматриваемой проблемы, опирается на весь опыт практической и умственной деятельности человека, на многочисленные факты и аргументы прикладных и теоретических наук, собранные и обобщенные за все время существования культурного человечества. Эти же выводы убедительно подтверждаются современной наукой. Природное бытие — это материализованные, т.е. видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характерная особенность этой формы бытия — ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много миллиардов лет до появления человека. Следовательно, признание ее существования не зависело от того, есть или нет человеческое сознание. Более того, как известно, сам человек является продуктом природы и появился на определенном этапе ее развития. Еще один аргумент в обоснование незыблемости существеннейших качеств природного бытия заключается в том, что, несмотря на появление человека, его сознательную деятельность и воздействие на природу (нередко разрушительную) человечество и сейчас, подобно тому как и тысячи лет назад, в самом главном, в том, что касается основ его существования, продолжает зависеть от природных явлений.

Весомым свидетельством в пользу первичности и объективности природы может служить то, что физическое и умственное состояние человека зависит от природных условий. Если допустить какие-то даже не очень существенные изменения в природе, например, повышение или понижение на несколько градусов средней температуры на земле, незначительное сокращение содержания кислорода в воздухе, это сразу же создаст непреодолимые препятствия для выживания сотен миллионов людей. А уж если произойдут более резкие природные катаклизмы, например, столкновение нашей планеты с крупной кометой или другим космическим телом, то это грозит физическому существованию всего человечества. Наконец, нельзя не сказать еще об одном качестве природного, а точнее, космического бытия. Известно, что в процессе своего существования человечество шаг за шагом — и надо сказать с огромными трудностями — овладевало тайнами природного мира. И сегодня на рубеже нового тысячелетия, несмотря на открытие законов, объясняющих причинно-следственные связи в окружающем человека мире, совершенные инструменты и приборы, созданные человеческим умом, во внешнем человеку мире, в том числе в космическом пространстве, существует немало такого, что сейчас, а возможно, и в далеком будущем останется недоступно человеческому интеллекту.

Следовательно, при анализе природной формы бытия надо исходить и из того, что в силу своей первичности и объективности, в силу своей бесконечности и безмерности, природа или универсум в целом никогда раньше, а, следовательно, и в будущем не может быть охвачена не только восприятием, но даже человеческим воображением и мыслью. Материальное бытие, произведенное человеком или, как его еще называют “вторая природа” — это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. “Вторая природа” или “второе бытие” — это тот вещественный мир, предметно-бытовой и производственный, который создан и используется для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей людей. Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека, — а порой и человечества — жизнью в течение очень длительного времени, охватывающего столетия и тысячелетия. Так, например, орудия труда, средства передвижения изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья). Во взаимоотношениях между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, хотя бы уже потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание “второй природы”. Вместе с тем, и это стало особенно ощутимым и заметным в последнее столетие, вторая природа обладает способностью локального разрушения “первого” бытия. В настоящее время это проявляется в виде экологических проблем, порождаемых непродуманной или социально неконтролируемой деятельностью человека. Хотя “вторая природа” не может разрушить первое бытие, рассматриваемое в его космических измерениях, тем не менее земному бытию в результате разрушительных действий может быть нанесен невосполнимый урон, который при известных обстоятельствах сделает физическое существование человека невозможным.

Нельзя не коснуться такой особенности человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время, как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его деятельность и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами. Необходимо упомянуть и о такой форме человеческого бытия, как индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие. Под духовным, не претендуя на охват всей его сущности, подразумевается единство сознательного и бессознательного в деятельности человека, нравственность, художественное творчество, знания, материализующиеся в конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие — это прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Индивидуализированное духовное в определенной степени, хотя и не очень значительной, связано с эволюцией всеобщего бытия, в целом же оно является относительно самостоятельной формой бытия. Вообще, оно существует и дает о себе знать благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия — общечеловеческое духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно самостоятельным и не могло бы существовать без индивидуального человеческого сознания. Поэтому эти формы бытия можно и нужно рассматривать только в неразрывном единстве. Предметно-вещественным проявлением общечеловеческого духовного бытия выступают литература, произведения искусства, производственно-технические предметы, нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве общественной жизни. Эта форма духовного бытия практически вечна, правда, сугубо в человеческом времяизмерении, т.к. ее жизнь детерминирована существованием человеческого рода. Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие, хотя и созданы искусственно, но без них существование человечества было бы невозможно.

Читайте также:  Нии глазных болезней рамн центр восстановления зрения
Источники:
  • http://fb.ru/article/39593/ponyatie-byitiya-osnovnyie-formyi-byitiya
  • http://helpiks.org/8-37183.html
  • http://studopedia.ru/2_116896_sovremennoe-ponimanie-bitiya.html
  • http://fil.wikireading.ru/10722
  • http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-bytiya.html