Меню Рубрики

Основные этапы предыстории с точки зрения становления общества

Развитие человека шло параллельно и в неразрывной связи с укреплением человеческого коллектива, становлением общества.

Эволюционно-биологическим прообразом общества является Стадо. Ближайшим в рассматриваемом плане было стадо обезьян. Но, вообще-то, коллективно-стадным, или групповым, образом жизни в природе отличаются многие: муравьи, пчелы, утки, волки и т.д. Некоторые исследователи начинают отчет этой «групповщины», или «общественной жизни», с рыб. Но и это, оказывается, не предел. Есть ученые, которые находят «общественную жизнь» даже у растений. Современный ученый Ян Щепанский, например, так определяет растительное сообщество: «это совокупность организмов, связанных взаимным воздействием на жизненные процессы друг друга и воздействием на общую для них среду». Все живые существуют обществами – так думал П.А. Кропоткин.

Со стада, стадности начинался и социогенез, т.е. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей (примерно 30-40 человек), кочевавшую с места на место в поисках охотничьей добычи и растительной пищи. Труд был крайне примитивным, едва выходящим за «животные» границы. В качестве орудий труда использовались преимущественно палки, дубины, а также камни – как правило, в первозданном, не обработанном виде. Разделения труда, по сути, тоже не было. Женщины и мужчины, похоже, занимались одним и тем же трудом: охотой, собирательством. Хотя к концу рассматриваемой эпохи, эпохи первобытного стада, естественное (по полу и возрасту) разделение труда все-таки наметилось. Межгрупповые взаимодействия, связи между отдельными стадами были крайне неустойчивыми и спорадическими. Оседлости, постоянных жилищ у стадно-первобытных людей не было, но стойбища, куда они периодически возвращались после «трудного дня» с добычей, богатой или бедной- как повезет, уже появились. Половые связи в первобытном стаде оставались непорядочными; никаких социальных норм (табу, запретов), их регулирующих, не было. Реальностью была первобытная общность женщин, групповой брак, что не исключало, впрочем, существования временных брачных пар.

На смену первобытному стаду приходит первобытная община. Временные стойбища уступают место боле или менее долговременным жилищам – первой, исходной форме оседлости. Появляются большие общинные дома или группы мелких жилищ. Едва наметившееся в первобытном стаде естественное разделение труда получает в первобытной общине свое дальнейшее развитие. Женщины начинают «специализироваться» на собирательстве съедобных дикорастущих растений, корней, плодов деревьев, мужчины – на охоте, рыбной ловле, изготовлении орудий. Свой вклад в общее дело вносили подростки и пожилые. Высказывается предположение, что характерные для рассматриваемого периода скребла и остроконечники были соответственно женскими и мужскими орудиями труда. По мере усложнения хозяйственной жизни разделение труда по полу и возрасту становится более дробным и глубоким.

Основная ячейка первобытной общины – род. На роды распалось, развившись и тем исторически исчерпав себя, первобытное стадо. Род – это коллектив кровных родственников, по-другому, группа людей, объединенных кровнородственными связями и зависимости. В своем развитии род прошел две последовательных стадии – матриархат и патриархат (к ближе к концу рассматриваемой эпохе). При матриархате счет родства велся по материнской линии, что отражало важную роль женщины в жизни общины и естественную в начале этой стадии неупорядоченность (не ясно, кто отец) брачных половых отношений. Впрочем, значение имел, видимо, не сам факт рождения определенной матерью, сколько узы сотрудничества, закономерно связывавшие живущих рядом людей, их совместная деятельность. Не случайно ребенок в некоторых примитивных культурах и сегодня не считается членом рода, пока не пройдет определенного обряда (инициации), доказывающего, что он может приносить сородичам ту же пользу, что и взрослые. В отличие от первобытного стада, которое было эндогамным (endon – внутри, gamos – брак), род – общность – экзогамная. Экзогамия, т.е. запрет браков внутри рода, стала важным этапом в развитии первобытной общины. Кровосмешение тормозило развитие физической природы человека, было причиной ссор, ревности и других столь же бурных страстей, отвлекавших от хозяйственных дел и совершенствования культуры совместного бытия. Экзогамия в перспективе обусловило возникновение парной семьи.

Экзогамия, а также очевидные преимущества более широких объединений в условиях непрекращающейся борьбы за выживание – эти и подобные им факторы толкали на установление и развитие межродовых связей. Так появились племена. Племя имело свою довольно обширную территорию, на которой оно жило, охотилось, кочевало и которую оно защищало от посягательств со стороны соседних племен.

Становление первобытной общины имело одной из своих «линий» возникновение первых религиозных верований, которые, как правило, связывались с погребальным обрядом, культом мертвых (предков). Покойников начали хоронить в специально вырытых углублениях, в могилу нередко клали орудия труда, другие погребальные приношения. По мере развития первобытной общины обогащались и ее религиозная жизнь – за счет анимизма (представлений об одушевленности всего существующего), тотемизма (веры в сверхъестественную связь и кровную близость рода с каким-нибудь животным или растением) и магии ( веры в способность с помощью определенных ритуальных действий влиять в нужном направлении на природу, людей и животных). В дальнейшем, на более «продвинутом», как теперь, выражаются, этапе развития появляется идея Творца, от которого зависит жизнь и благополучие общины.

На первых порах всего добываемого родом едва хватало на то, чтобы прокормиться, выжить. Однако с развитием производительных сил, одомашниванием растений и животных, в особенности же с переходом от мотыжного к плужному земледелию, появляется прибавочный продукт, который создает экономическую возможность для появления таких свободных от основного занятий «профессий», как шаманство, торговля, ремесло, для существования одних людей за счет труда других, для накопления богатства в руках отдельных семей. Плужное земледелие и скотоводство требует в основном мужских рук. Женщина с ее домашним хозяйством (собирательством, поддержанием домашнего очага, воспитание детей) начинает отходить на второй план. Все это приводит к замене материнского рода отцовским, матриархата – патриархатом. Счет родства, равно как и передачу накопленного имущества начинают вести по отцовской линии.

Появление патриархата знаменует собой начало разложения первобытной общины и исторической замены ее собственно обществом, без добавки «первобытное». Первобытным обществом являются как раз стадо и община. Но поскольку все же речь идет об очень далеких от нас временах, то о характерном для них обществе можно сказать, что оно – древнее.

С переходом от общины к обществу начинают набирать стабилизирующую силу все те признаки, которыми обладает понятие «общество». Общество – это исторически сложившаяся, развивающаяся, сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей. В более узком смысле под обществом понимают также самую большую группу людей, в рамках которой осуществляется их жизнеобеспечение и воспроизводство.

Что касается данного этапа, перехода от общины к обществу, то в нем можно выделить два процесса. Первый – окончательной утверждение и последующее углубление общественного разделения труда, т.е. дифференциация (разделение) совместной деятельности на отдельные, относительно самостоятельные занятия в соответствии с общественными потребностями, способностями, навыками и умениями людей. Второй – институционализация, т.е. организационное закрепление, объективизация и формализация традиционных норм, ценностей и верований людей. Институализированная религия – это жрецы, «расписанные» правила поведения, храмы и прочая внешним образом выраженная сакральность.

Переход от общины к обществу – длительный процесс. И более сложный, чем просто смена одной исторической формы человеческой жизнедеятельности другой. Община перестает существовать как форма общественного устройства, но община сохраняется в обществе, в укладе жизни людей, официально – как граждан, слабо связанных в масштабе страны, но тесно сплоченных в тех или иных группах (кастах, кланах). Община сохраняется также как пережиток – в сознании, менталитете людей.

Есть ряд вечных вопросов, которые издавна будоражат умы. Кто мы? Откуда произошли? Куда идем? Это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются обширные дисциплины, такие как философия.

В данной статье мы попытаемся разобраться в том, что человечество делает на Земле. Познакомимся с мнениями исследователей. Одни из них рассматривают историю как планомерное развитие, другие – как цикличный замкнутый процесс.

Философия истории

Эта дисциплина за основу изучения берет вопрос нашей роли на планете. Есть ли вообще смысл во всех событиях, которые происходят? Мы их пытаемся задокументировать, а после связать в единую систему.

Однако кто на самом деле является действующим лицом? Человек творит процесс, или события управляют людьми? Эти и многие другие проблемы пытается решить философия истории.

В процессе исследований были выделены концепции исторического развития. Далее мы обсудим их более подробно.

Интересно, что сам термин «философия истории» впервые появляется в трудах Вольтера, но разрабатывать его начал немецкий ученый Гердер.

История мира всегда интересовала человечество. Еще в античный период появились люди, пытавшиеся записать и осмыслить происходящие события. Примером может быть многотомный труд Геродота. Однако тогда еще многие вещи объяснялись «божественной» помощью.

Итак, давайте глубже вникнем в особенности развития человечества. Тем более что как таковых существует всего пара жизнеспособных версий.

Две точки зрения

Первый тип учений относится к унитарно-стадиальным. Что подразумевается под этими словами? Сторонникам этого подхода процесс видится как единый, линейный и постоянно прогрессирующий. То есть выделяются как отдельные типы культуры, так и все человеческое общество в целом, которое их объединяет.

Таким образом, согласно этой точке зрения, мы все проходим одинаковые этапы развития. И арабы, и китайцы, и европейцы, и бушмены. Только на данный момент находимся на разных стадиях. Но в конце концов все придут к одному состоянию развитого общества. Значит, нужно или подождать, пока остальные продвинутся по лестнице своей эволюции, или помочь им в этом.

Второй взгляд на этапы развития человечества называется плюралистическим. Их точка зрения в корне отличается от предыдущей. Если сторонники унитарно-стадиальной концепции считают прогресс бесконечным, то плюралисты в этом сомневаются.

Согласно их теории, история мира состоит из многих самостоятельных образований, которые проходят свои собственные пути развития. Это как грибница в лесу. Из нее вырастает несколько грибов, стоящих рядом. Каждый из них будет расти по-своему, но по одному закону. После расцвета наступят увядание и гибель. Но на смену ему придет новое растение.

Таким образом, получается, что постоянной эволюции не существует, а история повторяется. Все, что сегодня известно нам, некогда было достоянием предыдущих народов, которые достигли своей точки и сошли на нет.

Натуралистическая концепция

Мы с вами говорим о таком понятии, как «концепция исторического развития». Формационная, цивилизационная или натуралистическая – это неважно. Главное — то, что ученые сошлись в едином мнении. Смысл в развитии есть, ведь даже сторонники плюрализма не отрицают, что народы развиваются по одним законам и этапам, но по спирали.

То есть, когда человек в каменном веке хотел кушать, он шел на охоту или срывал фрукт с дерева. Первое действие предполагало мощную работу по добыче ресурса. Сравним с настоящим. Мясо уже готово, но добыть его тоже нужно. Приходится ходить на работу, чтобы получить деньги, а после поменять их на еду. Таким образом, процесс остался прежним, только стал сложнее.

Читайте также:  Зачем автор предлагает нам увидеть поход игоря с разных точек зрения

Так вот, натуралистические концепции хороши только в теории, потому что они рассматривают человека обособленно. Каждого индивидуума оценивают вне общества. Смысл данной теории заключен в том, что мораль, законы и принципы уже заложены в человеке изначально. То есть мы не развиваемся, а просто раскрываем свой потенциал.

Однако благодаря подобному видению невозможно как-то убедительно объединить все происходящие процессы. Поэтому более подробно мы остановимся на оставшихся двух вариантах.

Цивилизационная концепция

Первая из двух наиболее распространенных версий предполагает нелинейное развитие человечества. Ее сторонники, такие как Данилевский и Шпенглер, изображали историю в виде разрозненных цивилизаций, существующих отдельно и самобытно, которые лишь изредка взаимодействуют между собой.

В процессе разработки этой теории были выведены некоторые законы, которые позволили стандартизировать события в эволюции общества и объединить их в единую классификацию.

Цивилизационная концепция исторического развития подразумевает соответствие определенных общностей неким условностям. Они называются культурно-историческими законами.

Всего на сегодняшний день их выведено пять. Итак, цивилизацией можно считать только такой социум, который несет в себе все пункты из нижеследующего перечня:

1. Общий язык или языки, чтобы группы могли общаться между собой.
2. Независимость от других правителей и идеологий, что создает пространство для прогресса.
3. Самобытность культуры, традиций, религиозных верований.
4. Процесс развития конечен. То есть у каждой цивилизации есть периоды зарождения, расцвета и упадка.

Таким образом, сторонники этой концепции исторического развития выделяют несколько локальных формирований. Если их назвать по странам, то получится около пятнадцати регионов: Китай, Индия, Месопотамия, семитский мир, Мексика, Латинская Америка, Греция, Рим и прочие.

Исходя из данной теории, получается, что история – это не последовательный процесс, а циклический. И нашу цивилизацию также ожидает упадок, а на смену придет совершенно новая формация.

Формационная концепция

Сторонники этого подхода видят в истории последовательные этапы развития. Среди ученых, развивавших эти идеи, были Маркс, Фергюсон, Смит, Энгельс.

Этот подход подразумевает линейную эволюцию человека от простейших форм до современного типа. Это относится как к физическому строению, так и к техническому прогрессу.

В чем суть их теории? Основу развития человечества они видели в смене форм производства. Более полно мы разберем дальше, но суть заключается в следующем.
Вначале люди не создавали ничего, только пользовались тем, что попадается под руку. Широко распространены были охота, сбор овощей, рыбная ловля.

Позже были приручены различные виды животных, выведены культурные сорта злаков, овощей и фруктов. Появилась возможность планировать положение племени и народа, в отличие от случая и везения на предыдущем этапе.

Далее люди начали производить товар даже с избытком. Появилась торговля, ремесла. Произошло расслоение общества на богатых и бедных. Появились рабы.

На смену этому строю приходит феодальный, во время которого начинают создаваться механизмы, призванные заменить труд человека. Но они еще используются наравне с батраками. Далее появляются такие мощи производства, в которых люди занимают лишь вспомогательную роль, но все равно еще распространен труд рабочих на заводах.

Настоящий же этап предполагает лишь минимальное участие человека в производстве. Все, что нужно, – это устранить поломку и раздать механизмам необходимые задания.

Таким образом, если говорить о формационной концепции, нужно сказать, что в ней принято следующее поэтапное деление истории человечества. Основу его составляет производство материальных благ. Давайте разберемся с каждым периодом подробнее.

Охотники и собиратели

Основные концепции исторического развития выделяют время, когда люди жили отдельно каждым племенем, ничего не производили и не выращивали, а только пользовались дарами природы.

Это происходило на заре человечества. В археологии этому периоду соответствует каменный век или палеолит.

Научное название этапа – родоплеменной или первобытнообщинный. В это время человек еще не умел выращивать растения или скот, не приручил ни одного животного. Только относительно недавно получилось освоиться с огнем.

Единственными способами добыть пропитание и одежду были охота и собирательство. Производство оружия и инструментов этого периода делится на несколько стадий. Вначале использовали подручные средства – палки, камни, кости. Позже научились обрабатывать эти материалы для улучшения эффективности.

Ученые находят отколотые пластины кремния, которые совмещались вместе на куске дерева или рога, образуя некоторое подобие лезвия. Так выглядели первые ножи. Далее люди научились делать дротики и копья, изобрели лук со стрелами.

Чтобы прокормить племя, нужно было сообща загонять больших животных. В этот период развивается общение. Вначале для него используются жесты и звуки, далее формируется связная речь.

Вторым способом прокормиться было собирательство. Методом проб и ошибок находили съедобные фрукты, травы, коренья. В дальнейшем из этого развилось огородничество.

Рабовладельческий строй

Со временем (напоминаем, что мы говорим про основные концепции исторического развития) общество начало делиться по положению и имуществу. Образовались слои, или, как их еще называют, касты.

Самыми высокочтимыми были те, кто мог командовать и брать ответственность за все племя на себя. Они стали вождями, правителями, властью.

Вторым слоем стали жрецы. Сюда относились люди, которые умели лечить, знали определенные секреты веществ и открыли для себя некоторые возможности, о которых большинство даже не догадывалось. Впоследствии из них получились ученые и религиозные институты власти (церковь, монашеские ордена и пр.).

Племя нужно защищать от посягательств на территорию, ценности. Поэтому образовался класс воинов.

Наибольшей фракцией были обычные ремесленники, земледельцы, скотоводы — низшие слои населения.

Однако в этот период люди еще использовали и труд рабов. К подобным бесправным батракам относили всех, кто попал в их число по разным причинам. Можно было попасть в долговое рабство, например. То есть не отдать деньги, а отработать. Также продавали в услужение богатым пленников из других племен.

Рабы были основной рабочей силой этого периода. Посмотрите на пирамиды в Египте или Великую китайскую стену — эти памятники были воздвигнуты именно руками рабов.

Эпоха феодализма

Но человечество развивалось, и на смену торжества науки пришел рост военной экспансии. Прослойка правителей и воинов более сильных племен, подогреваемая священниками, начала навязывать соседним народам свое мировоззрение, заодно захватывая их земли и облагая данью.

Стало выгодно взять во владение не бесправных рабов, которые могли восстать, а несколько сел с крестьянами. Они работали в поле, чтобы прокормить семью, а местный правитель обеспечивал им защиту. За это ему отдавали часть собранного урожая и выращенного скота.

Концепции исторического развития кратко описывают этот период как переход общества от ручного производства к механизированному. Эпоха феодализма в основном совпадает со средневековьем и новым временем.

В эти столетия люди осваивали как внешнее пространство – открывали новые земли, так и внутреннее – исследовали свойство вещей и возможности человека. Открытие Америки, Индии, Великий Шелковый путь и прочие события характеризуют развитие человечества на этой ступени.

У феодала, владевшего землей, были наместники, которые взаимодействовали с крестьянами. Этим он освобождал свое время и мог проводить его в свое удовольствие, занимаясь охотой или военными грабежами.

Но прогресс не стоял на месте. Научная мысль шла вперед, как и социальные отношения.

Индустриальное общество

Новый этап концепции исторического развития характеризуют большей свободой, человека, по сравнению с предыдущими. Начинают возникать мысли о равенстве всех людей, о праве каждого на достойную жизнь, а не прозябание и беспросветный труд.

К тому же появляются первые механизмы, которые позволили сделать производство легче и быстрее. Теперь то, что раньше ремесленник делал неделю, можно было создать за пару часов, причем не привлекая специалиста и не платя ему денег.

На месте гильдийских цехов возникают первые фабрики и заводы. Конечно, их не сравнить с современными, но для того периода они были просто на высоте.
Современные концепции исторического развития соотносят освобождение человечества от принудительного труда с его психологическим и интеллектуальным ростом. Не зря же в это время возникают целые школы философов, исследователей естественных наук и прочих ученых, чьи идеи ценятся и сегодня.

Кто не слышал о Канте, Фрейде или Ницше? После Великой французской революции человечество заговорило не только о равенстве людей, но и о роли каждого в истории мира. Оказывается, все предыдущие достижения получены благодаря усилиям человека, а не с помощью разных божеств.

Постиндустриальный этап

Сегодня мы живем в период наибольших свершений, если смотреть на исторические ступени развития общества. Человек научился клонировать клетки, ступил на поверхность Луны, исследовал практически все уголки Земля.

Наше время дает неиссякаемый фонтан возможностей, не зря же второе название периода – информационный. Сейчас за день появляется столько новой информации, сколько раньше не было и за год. Мы уже не успеваем за этим потоком.

Также, если посмотреть на производство, то практически все делают механизмы. Человечество больше занято в сфере обслуживания и развлечения.

Таким образом, исходя из линейной концепции исторического развития, люди идут от понимания окружающей среды к знакомству со своим внутренним миром. Считается, что следующий этап будет основан на создании такого общества, которое раньше описывалось лишь в утопиях.

Итак, мы с вами рассмотрели современные концепции исторического развития. Также разобрались более глубоко в формационном подходе. Теперь вы знаете основные гипотезы об эволюции общества от первобытнообщинного строя до наших дней.

Этапы исторического развития человеческого общества

Характеристика этапов первобытной эпохи. Место периода Древности в истории человечества. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время. Общие и специфические черты периодизации российской государственности.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 24.03.2014
Размер файла 25,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1. Дайте характеристику этапов первобытной истории. На каком этапе произошли наиболее существенные изменения в жизни человечества в первобытную эпоху? Обоснуйте свой ответ

В настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Рассмотрим несколько теорий периодизации первобытной истории. Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века — каменный, бронзовый (медный) и железный — получило научную разработку в XIX — начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

Читайте также:  Что такое память с точки зрения физиологии

Первый этап в развитии человечества — первобытнообщинный строй -занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация).

В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

— каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

— бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

— железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Каменный век: 1. Древнекаменный век или палеолит (2.4 млн. -10000 до н.э.) Начало кремниевых орудий. Время охотников и собирателей.

1) Ранний (нижний) палеолит (2,4 млн. -600000 лет до н.э.) Период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

2) Средний палеолит (600000-35000 лет до н.э.) Период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе господствуют неандертальцы.

3) Поздний (верхний) палеолит (35000-10000 лет до н.э.). Период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

2. Среднекаменный век (мезолит) 10000-5000 до н.э.

Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудия из камня и кости, а также и дальнобойное оружие — лук и стрелы. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

3. Новокаменный век или неолит (5000-2000 до н.э.) Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего «присвающего» — «производящее» земледелие и скотоводство. Это эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие каменные, их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. Различают ранний, средний и поздний неолит.

Медный век: Поздний неолит нередко переходит в медный век без разрыва в культурной преемственности. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. лет до н.э., но на некоторых территориях существует дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Появляются медные орудия, но преобладают по-прежнему каменные.

Бронзовый век (3500-800 лет до н.э.). Ранняя история. Характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений и последующим получением из них бронзы. Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Выделяют ранний, средний и поздний бронзовый век.

Железный век. (С ок.800-до н.э.). Характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, которые отличало отсутствие или редкое использование письменности. В железном веке выделяют следующие периоды: Ранняя история (ок.800-500 до н.э.), Античность (ок.500 до н.э. — 500 н.э.), Средние века (ок. 500-1500 н.э.), Новая история (с ок. 1500 н.э.)

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л.Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя — с возникновения рыболовства и применения огня, высшая — с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней — освоением земледелия и скотоводства, к высшей — внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

человек австралопитековый — человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы) — человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества — вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность — географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Задание 2. Охарактеризуйте место эпохи Древности в истории человечества. Какие достижения (политические, социальные, экономические, научно-технические, культурные и др.) оказали наибольшее влияние на развитие человеческого общества в данную эпоху? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения

Исторически первым фундаментальным переходом, первой «культурной революцией» был переход от эпохи Архаики к эпохе Древности. Этот переход у разных народов осуществлялся в разное время на протяжении в общей сложности не менее трех тысяч лет, считая от создания древнейших государственных образований в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил до завоевания римлянами варварских племен Западной Европы, цивилизованных ими по древнеримскому образцу.

История Древнего мира условно делится на три этапа:

— конец IV тыс. до н.э. — конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);

— конец II тыс. до н.э. — конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

— первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV — конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком. Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы — основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи.

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства — деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена. этап первобытная древность российская

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам.

Эпоха Древности — важнейший этап в развитии человечества: произошел распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, который стал объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы- рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свой ответ

Этот период (с начала XVI в. до середины XVII в.) знаменует начало нового этапа всемирно-исторического развития. Если в предшествующий период общение между разными частями и народами мира не имело ещё прочной основы в их экономических связях, то в результате великих географических открытий и зарождения в XVI в. первых очертаний мирового рынка эти связи становятся регулярными, и вся дальнейшая история человечества развивается во всё растущем общении разных народов мира между собой.

В раннее Новое время в европейской экономике аграрная сфера производства по-прежнему резко преобладала над промышленностью; несмотря на ряд технических открытий, ручной труд господствовал повсеместно. В этих условиях особое значение приобретали такие факторы экономики, как рабочая сила, масштабы рынка труда, уровень профессионализма каждого работника. Заметное воздействие на развитие экономики в эту эпоху оказывали демографические процессы.

В большинстве стран Западной Европы к началу XVI в. в основном завершился процесс политического объединения национальной территории и образования централизованного государства.

В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики. Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать «первородный грех», а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. На рубеже XV-XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально-освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий.

Читайте также:  С этой точки зрения гражданское общество совместимо не только с

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу.

XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т, д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др.

Значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень.

Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок.

XVI и первая половина XVII в. являются периодом зарождения капиталистического уклада в недрах феодального общества. Основным, решающим фактом истории этого времени является разложение феодальных отношений, возникновение в ряде наиболее развитых стран капиталистического производства в форме рассеянной и централизованной мануфактуры.

Задание 4. Назовите основные этапы российской истории. Выделите их общие и специфические характеристики

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М. Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. — период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии:

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений;

б) от Ивана Калиты до Ивана III — время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI);

в) от Ивана III до начала XVII в. — период борьбы за полное торжество государственного начала;

г) с начала XVII до середины XVIII в. — период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. — новый период русской истории.

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

По-другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:

1. VIII — XIII вв. — Русь Днепровская, городовая, торговая.

2. XIII — сер. XV вв. — Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая.

3. Сер. XV — второе десятилетие XVII в. — Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая.

4. Начало XVII — вторая половина XIX вв. — Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства. В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский. Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию:

1. IX-XIII вв. — Киевская Русь.

2. XIV-XVII вв. — Московская Русь.

3. XVIII — начало XX в. — Российская империя.

4. 1917 г. — н.в. — Советский период.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир — рабовладельческая; средневековье — феодальная; новое время — буржуазная социально-экономическая формация; новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя. Экономическое развитие также имело свои особенности. Если в Западной Европе доминировал экономический рыночно капиталистический путь, с опорой на денежную ренту, налоги с самостоятельных крестьянских хозяйств, купцов, ремесленников, развитые товарно-рыночные отношения на базе частной собственности, то в России преобладал другой, внеэкономический, административный путь, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки, неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.

Основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития:

— процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

— характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

— формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский;

— процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

— складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

— динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

— развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

— исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

— особенности внутренней и внешней политики на современном этапе.

Список используемой литературы

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Всемирная история. В 24 тт. — Минск: Современный литератор, 1999.

3. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. История России: традиции государственности. — М.: ЮКСП, 1995.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Этапы первобытной истории. Место эпохи древности в истории человечества. Достижения, повлиявшие на развитие общества. Социальное развитие стран Западной Европы в раннее Новое время. Этапы российской истории, их общие и специфические характеристики.

контрольная работа [50,2 K], добавлен 03.05.2014

Сущность и функции исторического познания. Характеристика важнейших культурных достижений древневосточных государств. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в эпоху Просвещения. Наиболее выдающиеся деятели России.

контрольная работа [33,0 K], добавлен 13.06.2012

Отношение гуманистов к зачатию, беременности и появлению ребенка в ранее Новое время. Эволюция взглядов от средневекового общества к обществу эпохи Возрождения на возрасты жизни. Изучение гуманизма в средней школе. Восприятие детства и старости в семье.

дипломная работа [137,9 K], добавлен 08.09.2016

Характеристика эпохи «Смутное время» — периода кризиса в истории России. Начало формирования политического мышления и гражданского общества. Переосмысление соотношения элементов государя, государственности и народа. Теории альтернативного развития России.

реферат [21,9 K], добавлен 20.12.2015

Краткое изложение исторических событий мира эпохи Нового времени, которая охватывает время формирования в Западной Европе и Северной Америке индустриального общества. Анализ предпосылок для возникновения капитализма. Особенности буржуазных революций.

краткое изложение [89,9 K], добавлен 06.05.2010

Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

реферат [24,1 K], добавлен 23.05.2010

Сущность понятия «средние века». Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

реферат [15,5 K], добавлен 06.05.2014

Важность периода Средневековья для развития западноевропейской цивилизации. Формирование религиозной общности Европы. Новое христианское направление, соответствующее буржуазным отношениям — протестантство. Франция, Англия, Германия, Византия IX-XI вв.

реферат [40,7 K], добавлен 24.11.2009

Значение экономических факторов (расширения торговых сношений, индустриальной революции) для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время). Влияние политических факторов на формирование народов Европы и национальных государств.

реферат [25,0 K], добавлен 27.07.2010

Капитализм — мощный стимул для развития общества. Процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу на рубеже ХIХ-ХХ веков. Органическая и неорганическая модернизация. Промышленные революции в странах Западной Европы.

реферат [19,3 K], добавлен 04.01.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники:
  • http://fb.ru/article/157182/kontseptsii-istoricheskogo-razvitiya-kratko-istoricheskie-stupeni-razvitiya-obschestva
  • http://revolution.allbest.ru/history/00383951_0.html